Реферат по предмету "Государство и право"


Источники конституционного права России

Оглавление
Введение
1.Понятие и виды основных источниковконституционного права Российской Федерации
2. Международные правовые акты –источники конституционного права России
3. Федеральные нормативные правовыеакты как источник конституционного права России
4. Нормативные правовые актысубъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления как источникиконституционного права России
Заключение
Список нормативных актов и литературы

Введение
 
Один изважнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует длячеловека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но какобеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочнойгосударственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, аесли государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковытоталитарного гнета.
Нахождение баланса властии свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права.Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферуобщественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права.Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системынационального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль.
Актуальность темыкурсовой работы состоит в том, что современное конституционное право — этоотрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организациивласти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокругКонституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющихисточники конституционного права. С конституционного права начинаетсяформирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом егосистемообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страныне может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах илинормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.
В основу исследованияположены такие методы, как общенаучный, исторический, сравнительно-правовой,системно-структурный и другие.
Объектом исследования являются общественные отношенияскладывающиеся в сфере регулирования конституционного права как отрасли праваРоссийской Федерации.
Предмет исследования нормативные правовые акты,регулирующие отношения конституционного характера.
Цель курсовой работы — комплексное структурно-логическое исследование основных источниковконституционного права России как отрасли права.
В связи с поставленнойцелью определились следующие задачи:
1. Дать понятиеконституционного права Российской Федерации и выделить основные виды егоисточников.
2. Определить место ироль международных правовых актов в системе источников конституционного праваРоссийской Федерации.
3. Проанализировать рользакона как основного источника конституционного права Российской Федерации.
4. Проанализировать рольнормативно правовых актов субъектов Российской Федерации и местных органовсамоуправления как источников конституционного права России
Степень изученностиработы.
Структуру работысоставляют четыре параграфа, введение и заключение

1. Понятие и видыосновных источников конституционного права Российской Федерации
Сложность и многообразиеконституционных норм обуславливает значительное разнообразие источниковконституционного права. Под источниками конституционного права принято понимать«форму существования общих правил поведения (внешнюю форму их выражения),регулирующую отношения конституционного характера»[1].
Если рассматриватьконституционное право как отрасль права, то под этим термином понимаетсяупорядоченная совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека иучреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.Следовательно, источники конституционного права, различаясь по форме,наименованию, происхождению и юридической силе образуют систему. В нее входятКонституция и законы, другие нормативные правовые акты, нормативные договоры(международные и внутрифедеральные), правовые обычаи. Все они хранят правовыепредписания. Признание нормативного правового акта источником конституционногоправа влечет за собой важные юридические последствия.
Источникамиконституционного права являются только действующие в настоящий период правовыеакты. Все они прямо связаны с предметом отрасли конституционного права.
Козлова Е.И., Кутафин О.Ехарактеризовали систему источников конституционного права следующими признаками[2]:
1.Множественностьюформ выражения правовых норм
2.Иерархическойсоподчиненностью
3.Изменениемсоотношения внутригосударственного и международного права
4.Приоритетомзакона
5.Стабильностьюпо отношению к другим источникам права
Среди источниковконституционного права особая роль отводится Конституции Российской Федерации,обладающей наивысшей юридической силой. Актом конституционного характераявляется и государственная декларация, которая чаще всего используется припровозглашении государственного суверенитета и независимости. К этому видуисточников конституционного права как отрасли права России мы можем отнестиДекларацию о государственном суверенитете РСФСР, принятую на I Съезде народных депутатов РСФСР 12июня 1990 г..
Основной массивисточников конституционного права все же составляют законы. Закон – это«нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательнойвласти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридическойсилой и регулирующий наиболее важные общественные отношения»[3].Он выступает юридической базой деятельности государственных органов,должностных лиц, местного самоуправления, граждан, их объединений. Различаюзаконы: федеральные конституционные, о поправке к Конституции РоссийскойФедерации, обычные федеральные.
Баглай М.В.классифицирует законы по следующим основаниям[4]:
1.поюридической важности (законы, подзаконные акты)
2.по органам,принимающим нормативный акт (подзаконные, исполнительные)
3.по формеакта (закон, указ, постановление, распоряжение…)
4.по схемедействия (общефедеральные, республиканские, отраслевые, ведомственные)
Законы субъектовРоссийской Федерации принимаются в пределах их компетенции собственнымизаконодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ираспространяются только на их территории.
Субъекты РоссийскойФедерации издают Конституции (Уставы) и свои республиканские (областные,краевые) законы.
Нормы конституционногоправа могут содержаться и в отдельных постановлениях парламента и парламентскихрегламентах.
Законы являются лишьнебольшой частью всего принимаемого в государстве объема правовых актов. Дляреализации законов уполномоченными государством органами издаются подзаконныеакты, содержание которых должно соответствовать законам. В противном случаетакой подзаконный акт признается недействительным.
К подзаконным актамотносятся:
1. Указыи распоряжения Президента Российской Федерации
2. Постановленияи распоряжения Правительства Российской Федерации
3. Актыфедеральных органов исполнительной власти
4. Актыисполнительной власти субъектов Российской Федерации
5. Актыорганов местного самоуправления (уставы муниципальных образований, регламентыпредставительных органов на местах
Нормативныеправовые акты имеют временные и территориальные пределы их действия, а такжеразличается их функционирование по кругу лиц.
Моментом начала действиянормативного правового акта является истечение определенного срока после егоофициального опубликования. В Российской Федерации этот срок составляет десятьдней. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, иакты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права и свободы человекаи гражданина, вступают в силу по истечении семи дней после их официальногоопубликования. Нормативный правовой акт действует во времени до тех пор, покане будет отменен или заменен другим нормативным правовым актом либо пока неистечет срок его действия.
Законы РоссийскойФедерации и другие нормативные правовые акты действуют на всей территорииРоссии, либо на ее части указанной в них. По общему правилу действиянормативных правовых актов в пространстве акты общефедеральных органовдействуют в пределах Российской Федерации в целом, нормативные правовые акты государственныхорганов субъектов Российской Федерации – в рамках их территориальных границ,нормативные правовые акты органов местного самоуправления – в пределахадминистративных границ данного муниципального образования.
Действие нормативныхправовых актов по кругу лиц означает их распространение на всех жителейРоссийской Федерации (граждан Российской Федерации, лиц с двойным гражданством,лиц без гражданства, иностранных граждан). В отдельных случаях принимаютсяспециальные нормативные правовые акты, распространяющиеся на определенныекатегории лиц (например, военнослужащих, судей, государственных служащих).
Нормы конституционногоправа, служащие источником данной отрасли права, содержатся и в отдельныхнормативных договорах. Договор — это «соглашение нескольких субъектов права,направленное на установление, изменение или прекращение правоотношения»[5].Различают международные и внутрифедеральные договора.
Согласно конституционнымнормам источником отрасли конституционного права являются общепризнанныепринципы и нормы международного права.
К числу специфическихисточников относятся нормативные решения Конституционного суда РоссийскойФедерации, например, в части толкования Конституции Российской Федерации, ианалогичные решения органов конституционного контроля (надзора) субъектовРоссийской Федерации. Эти органы действуют в небольшом числе субъектовРоссийской Федерации.
Исключительно редко всистеме источников российского конституционного права встречаетсяконституционно-правовой обычай. Это сложившиеся в практике правила поведенияосновных субъектов конституционного права, нигде в официальных изданиях незаписываемые в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые.Он имеет устный характер. Так в настоящее время сложился обычай при назначенииСоветом Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации учитыватьсогласие уже действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации попредставленной кандидатуре.
Исходя их вышеизложенногоопределяем, что:
1. Источникиконституционного права – это факторы, на основе которых формируется данноеправо, и осуществляется правовое регулирование отношений конституционногохарактера.
2. Юридическимиисточниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредствомкоторых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовыенормы.
3. Существуетособый порядок не только принятия нормативных
правовых актов, но и ихотмены, изменения и признания утратившими силу. После отмены акта он перестаетсчитаться источником действующего права.
4. Нормативныеправовые акты, являющиеся источниками конституционного права, многообразны иделятся на виды.
5. Закреплениеконституционно-правовой нормы в нормативном правовом акте подчинено объективнымреалиям и сложившимся на данный момент общественным отношениям, что придаетнорме высокий уровень юридической значимости.
6. Закреплениеконституционно-правовой нормы в законе зависит от размера территории, накоторую распространяется данная норма, от установленного порядка разграничениякомпетенции органов, принимающих конституционно-правовые нормы.
2.Международные правовые акты – источники конституционного права России
В последнее время идея оверховенстве международного права по отношению к национальному законотворчествувсе больше проникает в конституционное нормотворчество демократических правовыхгосударств. Именно международные правовые нормы определяют основные права исвободы человека.
Ч. 4 ст.15 КонституцииРоссийской Федерации гласит, что если международным договором РоссийскойФедерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяютсяправила международного договора. В Конституции Российской Федерации закрепленыправила о том, что первое — общепризнанные нормы и второе — принципымеждународного права являются частью национальной правовой системы[6],тем самым становятся еще одним источником конституционного права.
1.Под общепризнанныминормами в международной практике понимаются нормы, которые «признаны достаточнопредставительным большинством государств»[7]. Форма их существования –международный обычай и международный договор.
2.Принципы носятуниверсальный характер, поскольку составляют фундамент мирового правопорядка.Они охватывают как традиционные, так и новые области международных отношений,определяя направленность и характер международно-правового регулирования вцелом. Отсылка к международным договорам и общепризнанным нормам международногоправа содержится и в ряде других конституционных статей. Так, гл.2 «Праваи свободы человека и гражданина» открывается положением о том, что вРоссийской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека игражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и всоответствии с настоящей Конституцией Российской Федерации (ч.1 ст.17). В этойже главе отсылка к международным содержится также в ст.62 и ст.63,регламентирующих вопросы гражданства и предоставления политического убежищаиностранным гражданам и лицам без гражданства.
В Российской Федерациивопросы договорной деятельности наряду с нормами международного праварегламентируются специальным законом «О международных договорах РоссийскойФедерации». Под международным договором, являющимся источником конституционногоправа, понимается соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностраннымгосударством (или государствами), либо с международной организацией вписьменной форме, регулируемое международным правом. Ратификация международныхдоговоров осуществляется в форме федерального закона.
Приоритет международныхнорм действует только в отношении обычных законов, а не конституционных норм.Органы государства и должностные лица не вправе заключать договоры,противоречащие Конституции Российской Федерации. Если же такой договорзаключен, то действуют конституционные нормы, иначе это было бы равнозначноотказу от государственного суверенитета.
Среди межгосударственныхдоговоров, имеющих важное значение для российской конституционной практики всилу признания их Конституцией Российской Федерации частью российской правовойсистемы, можно назвать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основныхсвобод[8], соглашения обурегулировании вопросов двойного гражданства, договор о создании Союзногогосударства (России и Беларуси)[9] и др.
Как уже говорилось выше овидах источников конституционного права как отрасли права, существуют также и«внутрифедеральные»[10] договоры. К группевнутригосударственных относятся Федеративный договор1992 г., договоры оразграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий междуорганами государственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти субъекта Российской Федерации. В случае несоответствия КонституцииРоссийской Федерации Федеративного договора действуют опять же нормыКонституции Российской Федерации.
Исходя извышеизложенного, определяем:
1.Признание – ратификацияРоссийской Федерации международных договоров означает принятие российскимзаконодательством международной правовой нормы в качестве источникаконституционного права.
2.Такие юридическиефакты, как ратификация, выполнение, прекращение и приостановление действиямеждународных договоров, закрепленные в виде нормативных правовых актов такжеявляются источниками конституционного права как отрасли права.
3.К числу источниковконституционного права относятся правовые акты, принимаемые СодружествомНезависимых Государств, одним из членов которого является Российская Федерация,а также Договор о создании Союзного государства Российской Федерации иРеспублики Беларусь и акты других объединений части государств СНГ и РоссийскойФедерации.

3. Федеральныенормативные правовые акты как источник конституционного права России
Все источникиконституционного права различаются по юридической силе, которая определяется взависимости от того, каким органом издана.
В данномразделе мы рассмотрим виды нормативных правовых актов общефедеральногозначения, поделенные на две группы[11]:
I.Группа – законодательные актыРоссийской Федерации:
1. КонституцияРоссийской Федерации.
2.Федеральные конституционные законы.
3.Федеральные законы и законы Российской Федерации, законы РСФСР.
II. Группа – подзаконные актыРоссийской Федерации:
1. Указы ираспоряжения Президента Российской Федерации.
2. Постановленияи распоряжения Правительства Российской Федерации.
3.Распоряжения, инструкции, приказы и другие нормативные правовые актызаконодательной, исполнительной и судебной власти на общефедеральном уровне.
III. Группа – судебные решения.
Конституциякак источник конституционного права имеет первостепенное значение. КонституцияРоссийской Федерации, была принята всенародным голосованием 12 декабря ивступила в силу 25 декабря 1993 г.
Конституциякак источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм.Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяютсубъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всехсубъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципыэкономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всехсубъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основыправового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемыеот нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфержизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такойширотой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источниковконституционного права;
Конституцияимеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территорииРоссии. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, недолжны противоречить Конституции (ст.15);
в Конституцииопределяются многие другие виды источников федерального уровня. В нейустанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядокпринятия, отмены и опубликования;
значениеКонституции как основного источника определяется и тем, что установленные в нейнормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. ВКонституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципыего организации и жизнедеятельности;
Конституцияпо сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правовогоуровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всехсубъектов общественной деятельности.
Осуществлениеконституционных норм в качестве источника конституционного права протекает вразличных формах: соблюдение, исполнение, использование и применение.
Соблюдение выражается втом, что субъекты конституционного права сообразуют свое поведение сюридическими запретами (характерной чертой данной формы является неактивноеповедение, т. е. он не совершает действий, запрещенных Конституцией РоссийскойФедерации). «Никто не может присваивать власть в РоссийскойФедерации» (ч. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации).
Исполнениеконституционных норм (в отличие от соблюдения) предполагает активнуюдеятельность субъектов, требуемую нормами Конституции Российской Федерации инаправленную на достижение выдвинутых ею задач и целей: «Органыгосударственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица,граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации изаконы» (ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации); «Каждыйобязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57 КонституцииРоссийской Федерации). В ней установлены три способа исполнения:
1. Всесубъекты права обязаны точно и единообразно исполнять Конституцию РоссийскойФедерации и законы Российской Федерации
2. Государствообязано исполнять международные договоры Российской Федерации
3. Гражданеобязаны исполнять свои конституционные обязанности
Использованиесвязано с процессом реализации конституционных прав и свобод, т.е. субъектсвоими действиями осуществляет предоставленные ему права данным источником.«Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации» (ч.2ст.27 Конституции Российской Федерации); «Принудительное отчуждениеимущества для государственных нужд может быть произведено только при условиипредварительного и равноценного возмещения» (ч.3 ст. 35 КонституцииРоссийской Федерации).
Применениеконституционных норм в качестве основного источника конституционного правапредполагает властное вмешательство государства, его органов и других субъектовв реализацию непосредственно Конституции Российской Федерации. Выделяют триспособа применения конституционных норм[12]:
1. Обособленноеот других, самостоятельное применение субъектами норм Конституции РоссийскойФедерации
2. Применениенорм Конституции Российской Федерации совместно с иными нормами права
3. Использованиеконституционных норм для мотивировки судебных актов и толкования другихправовых норм
Попредметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционныезаконы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территорииРоссийской Федерации и служащие также источниками конституционного права.
Второйвид источниковконституционного права, имеющих особое значение в системе федеральныхнормативных правовых актов, составляют федеральные конституционные законы.Согласно ст. 108 Конституции Российской Федерации они обладают следующими специфическими(присущими только им) чертами:
1. Развиваюти дополняют Конституцию Российской Федерации
2. Принимаютсяпо вопросам, прямо предусмотренным Конституцией Российской Федерации
3. Обладаютбольшей юридической силой, чем обычный закон
4. Подготавливаютсяв особом сложном порядке
5. Немогут быть отклонены Президентом Российской Федерации
По своейюридической силе федеральные конституционные законы занимают промежуточноеместо между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами,принимаются по более сложной процедуре, чем последние, требуя более высокойстепени общественного согласия. Такое представление о соотношении юридическойсилы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов иобычных федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служитьположения части 1 статьи 15 («Законы и иные правовые акты, принимаемые вРоссийской Федерации, не должны противоречить Конституции РоссийскойФедерации») и части 3 статьи 76 Конституции («Федеральные законы немогут противоречить федеральным конституционным законам»).
На сегодняшнийдень у нас действуют 22 федеральных конституционных закона. Таким образом,законодатель реализовал свою обязанность принять предусмотренные Конституциейфедеральные конституционные законы только наполовину. Действуют федеральныеконституционные законы “О референдуме Российской Федерации”, “О судебнойсистеме Российской Федерации”, “О Конституционном Суде Российской Федерации”,“О Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации”, “О Правительстве РоссийскойФедерации”, “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” идругие ФКЗ[13]. Таким образом, остаютсяне урегулированными правом важнейшие конституционно-правовые отношения,касающиеся символов власти, устройства Федерации, статуса органовгосударственной власти, порядка пересмотра Конституции, непосредственнозатрагивающие положение человека в государстве.
Источникамиконституционного права являются обычные федеральные законы, если они регулируютконституционно-правовые отношения, то есть отношения по поводу установлениясистемы органов государственной власти и местного самоуправления, ихформирования и принципов деятельности, распределения полномочий поосуществлению властных функций, а также закрепляют различные формы правовойсвязи человека с государством (гражданство, состояние в гражданстве другогогосударства, состояние без гражданства, статус беженца и вынужденногопереселенца), предусматривают правовой механизм реализации конституционных прави свобод человека и гражданина, гарантируют со стороны государства обеспечение,охрану и защиту таких прав.
Третий вид источников конституционногоправа составляют федеральные законы, законы Российской Федерации и законыРСФСР. Особая роль федерального закона заключается в реализации положенийКонституции РФ, являющейся основой всей правовой системы Российской Федерации
Проблемуразличного понимания федерального закона отметил и Конституционный Суд РФ впостановлении от 29 июня 2004 г. N 13-П «По делу о проверкеконституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группыдепутатов Государственной Думы»[14].
Термин «федеральныйзакон» употребляется в Конституции РФ двояко: в широком смысле, в качествесовокупности всех законов, имеющих общефедеральное значение, которыераспространяют свое действие на всю территорию Российской Федерации, а также всобственном значении — как закон, принимаемый Федеральным Собранием РФ или нареферендуме и по юридической силе стоящий после Конституции РФ, законов опоправках к Конституции и федеральных конституционных законов[15].
Так, реализация праваизбирать и быть избранным, которое закреплено в Конституции РФ, осуществляетсяпосредством норм Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации»[16]. С помощью федеральныхзаконов могут быть конкретизированы не только положения Конституции РФ, вкоторых содержится указание на принятие того или иного закона, но и другиеположения, в которых такое указание отсутствует. Обратить внимание следует на натот факт, что в Конституции РФ не закреплен конкретный перечень вопросов, покоторым необходимо принимать федеральные законы.
Среди обычных федеральныхзаконов выделяют Основы законодательства и кодексы. Основы представляют важныйкодифицированный акт отрасли или определенной сферы государственногоуправления. Они издаются по предметам совместного ведения федеральных органовгосударственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации(например, Основы законодательства Российской Федерации о культуре, онотариате, об охране здоровья граждан). Кодексы – это законодательные акты,отличающиеся повышенной обобщенностью и систематизированностью правовых предписаний(Уголовный, Налоговый, Гражданский, Земельный кодексы и др.). Федеральныезаконы не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральнымконституционным законам[17], что определяет болеевысокое место федеральных конституционных законов по отношению к федеральнымзаконам в иерархии источников права.
Некоторые из правовыхактов СССР и РСФСР являются также источниками конституционного права РоссийскойФедерации в силу правопреемственности или на период, пока не будет принятозаменяющее их законодательство. Раздел второй Конституции Российской Федерацииустанавливает, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территорииРоссийской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются вчасти, не противоречащей Конституции Российской Федерации[18].Сохраняет свое значение ряд законов и постановлений, принятых Съездом народныхдепутатов и Верховным Советом РСФСР, а также постановлений Совета МинистровСССР и РСФСР, хотя по мере принятия новых законов и других правовых актов ихколичество постоянно снижается.
Среди второй группыисточников конституционного права, относящихся к подзаконным нормативнымправовым актам, обязательным для исполнения на всей территории РоссийскойФедерации, первый вид источников составляют указы и распоряженияПрезидента Российской Федерации. Такие акты обычны для главы государства. Онине должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам,что соответственно определяет их «подзаконность», т.е. они могут быть отмененыфедеральным законом. Указы Президента могут быть как нормативными[19],так и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочийПрезидента Российской Федерации или в случае пробелов в законодательстве.Вторые – это прежде всего акты непосредственного применения Президентомкакого-либо закона. По кругу лиц и по времени действия они носят ограниченныйхарактер. Президент издает указы в пределах своей компетенции. В случаевозникновения вопросов, требующих оперативного решения, Президент издает указыпо отдельным моментам, относящимся к полномочиям парламента, которые действуютдо того момента, пока не будут изданы соответствующие федеральные законы.
РаспоряженияПрезидента достаточно редко носят нормативный характер. Но, например,распоряжение Президента Российской Федерации «О перечне должностных лиц органовгосударственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений кгосударственной тайне»[20] от 16 апреля 2005 г. в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» утверждает прилагаемый перечень должностных лицорганов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений кгосударственной тайне, тем самым внося существенную нормативную корректировку.
Ковторому видуисточников конституционного права относятся постановления и распоряженияПравительства Российской Федерации. Правительство осуществляет исполнительнуювласть, поэтому оно издает постановления и распоряжения, обязательные кисполнению в Российской Федерации. К числу источников конституционного права мыотносим только те акты, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующиеотношения в сфере этой отрасли права. Все правительственные акты должнысоответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указамПрезидента Российской Федерации. Нормативные правовые акты вышестоящих органовисполнительной власти обязательны для нижестоящих. Постановления и распоряженияПравительства должны быть официально опубликованы. Постановления ПравительстваРоссийской Федерации являются обязательными для органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению РоссийскойФедерации и совместному ведению Российской Федерации и её субъектов[21].
Права, свободы иобязанности человека и гражданина, правовой статус и многие другие отношенияконституционного характера регламентируются подзаконными нормативными правовымиактами, относящимися к третьему виду источников конституционного права,такими как постановления, приказы, инструкции министерств и других центральныхфедеральных органов специальной компетенции; акты руководителей аппаратовГосударственной Думы, Верховного Суда Российской Федерации и др… Все эти актыдолжны пройти обязательную регистрацию в Министерстве юстиции РоссийскойФедерации и обязательно опубликованы в официальных изданиях.
К третьей группеисточников конституционного права относят судебные решения. Известно, чтонормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму права, нои те, которые отменяют, изменяют старую.
Акты правосудия могутдвумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными илинеконституционными действующие нормы, и тем самым прямо или косвенно отменяя,изменяя их. Во-вторых, в тех случаях, когда законом установлено, что решенияопределенных судов являются обязательными для судов той же или низшейинстанции.
В России акты правосудияне считаются правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляютнормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам,имеющим более высокую юридическую силу.
Существуют два вида актовправосудия как источников права[22]. Во-первых, акты судовобщей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могутпризнать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органовподзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России. Второй вид актовправосудия, которые признаны источниками конституционного права, –постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных(уставных) судов субъектов Федерации. Конституционному Суду РФ предоставленыполномочия по разрешению дел о соответствии Конституции России федеральныхзаконов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов,названных в ст. 125 Конституции Российской Федерации. Акты, их отдельныеположения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Конституционный Суд РФпринял ряд постановлений, которыми признал несоответствующими Конституции РФ,федеральным законам многие правовые нормы, содержащие ограничения, связанные срегистрационным учетом (пропиской) граждан, регулирующие применение мерадминистративного принуждения (задержания, конфискации), закрепляющихполномочия органов государственной власти.
Таким образом, исходя извышеизложенного, определяем, что
1.Конституция РоссийскойФедерации – основной источник конституционного права Российской федерации какотрасли права.
2.С изданием юридическихактов связано возникновение большинства конституционных правоотношений,участниками которых являются органы государства. Аналогичные свойстваприобретают должным образом оформленные результаты выборов, референдума.
3.На федеральном уровневиды источников конституционного права можно классифицировать по трем группам:
-законодательные актыРоссийской Федерации
-подзаконные актыРоссийской Федерации
-судебные решения
4.Президент РоссийскойФедерации в пределах своих полномочий, законодательная власть в лицеФедерального Собрания Российской Федерации, судебная власть, исполнительнаявласть в лице федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентствпринимают и издают законные и подзаконные нормативные правовые акты общефедеральногодействия, т.е. обязательные для исполнения на всей территории РоссийскойФедерации, которые являются источниками конституционного права как отрасли.
5.Конституционный СудРоссийской Федерации формально не относится к числу правотворческих органов, ноde fakto таковым является: любые акты, признанныеКонституционным Судом Российской Федерации неконституционными, утрачивают своюсилу.
 
4. Нормативныеправовые акты субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправлениякак источники конституционного права России
Нормативныеправовые акты субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправлениявходят в систему источников конституционного права и в порядке иерархичности(после Конституции Российской Федерации и федерального законодательства)регулируют правоотношения конституционного характера.
Всистеме источников конституционного права на уровне субъектов РоссийскойФедерации можем выделить следующие виды нормативных правовых актов[23]:
I. Группа –законодательные акты субъектов Российской Федерации:
а) конституции, уставы субъектовФедерации
б)законы субъектов Федерации
II. Группа –подзаконные акты субъектов Российской Федерации:
а) указы, постановления и другие актыглав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов,мэров, глав администраций)
б) постановления ираспоряжения правительств субъектов Федерации
в) приказы, постановления центральныхорганов специальной компетенции субъектов Федерации
г) приказы, постановления местныхорганов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов вМоскве)
д) приказы, инструкцииадминистраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.
Согласноч.1 ст. 65 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации существуетдвадцать одна республика в качестве субъектов Российской Федерации. И ввосемнадцати республиках в качестве основных региональных правовых актовдействуют на данный момент собственные конституции. Вопрос о том, насколькоданные виды правовых актов являются источниками конституционного праваРоссийской Федерации, является спорным. С одной стороны у нас есть единаяКонституция, имеющая прямое действие на всей территории Российской Федерации, сдругой в каждой из принятых данными субъектами Конституций провозглашено, чтоих собственный Основной Закон имеет прямое действие на всей территориисубъекта. Возникает вопрос: какой смысл принимать собственную Конституцию, вцелом соответствующую общефедеральной, в качестве источника правоотношенийконституционного характера. По сути, эти виды основных региональных правовыхактов только дублируют Конституцию Российской Федерации. Тем не менее в ч. 2ст. 5 Конституции Российской Федерации сказано, что республика (государство)имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федеральногозначения, автономная область, автономный округ имеет свой устав изаконодательство. Таким образом, Конституции субъектов Российской Федерации,как и законодательство субъектов Российской Федерации необходимо рассматриватькак неотъемлемые источники конституционного права как отрасли права.
КонституцияРоссийской Федерации отмечает, что местное самоуправление в пределах своихполномочий самостоятельно[24]. Следовательно, органы местногосамоуправления вправе издавать свои правовые акты. Акты, регулирующие отношенияв сфере конституционного права, например, расширяющие права и свободы илиусиливающие их гарантии, признаются его источником[25].
Этотвывод не противоречит конституционному указанию в ст. 12 Конституции РоссийскойФедерации на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органовгосударственной власти Российской Федерации. Так как при любом толкованииданной статьи ясно, что не может быть предусмотренных Конституцией РоссийскойФедерации органов самоуправления, осуществляющих публичную власть без изданияправовых актов.
Таким образом, исходя извышеизложенного мы пришли к следующим выводам:
1. Муниципальнаявласть носит публичный характер, является первичным (низовым горизонтальным)видом в публично-властной системе России, тем самым являясь низовым источникомв системе источников конституционного права.
2. Кчислу источников конституционного права, действующих только на территории субъектовРоссийской Федерации, относятся прежде всего конституции республик иуставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной формезакрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства,компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местногосамоуправления.
3. Конституцияреспублики и устав должны соответствовать Конституции России, федеральнымзаконам, и они обладают более высокой юридической силой, чем другие нормативныеправовые акты субъекта Федерации.
4. Формамиустановления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта,являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые егоорганами законодательной и исполнительной власти.
5. Кисточникам отрасли конституционного права относятся и правовые актыпредставительных органов местного самоуправления, содержащиеконституционно-правовые нормы; это, в частности, уставы (Положения).

Заключение
 
По нашему мнению,поставленные цели перед курсовой работой были достигнуты в полном объеме. Врезультате проведенной работы мы дали полную характеристику понятию, видам иправовым основам источников конституционного права Российской Федерации какотрасли права. А также заострили внимание на Конституции Российской Федерациикак на одном из основных источников российского конституционного права.
Впроцессе написания работы были решены следующие задачи: раскрыто общее понятие источника конституционного права как отраслиправа; проанализированы общие виды источниковконституционного права в Российской Федерации; проанализирована рользакона как основного источника конституционного права Российской Федерации; определены роль и место международных правовых актов всистеме источников конституционного права.
Рассмотренные положения в заключении позволяют обосноватьследующие выводы, являющиеся итогом работы:
1. Источникиконституционного права – это факторы, на основе которых формируется данноеправо, и осуществляется правовое регулирование отношений конституционногохарактера Юридическими источниками конституционного права являются нормативныеправовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силуконституционно-правовые нормы. Они имеют особый порядок принятия, отмены иизменения, им свойственны многообразие и высокая юридическая значимость.
2. КонституцияРоссийской Федерации – основной источник конституционного права Российскойфедерации как отрасли права. На федеральном уровне виды источниковконституционного права можно классифицировать по трем группам: законодательныеакты Российской Федерации, подзаконные акты Российской Федерации, судебные решения.Президент Российской Федерации в пределах своих полномочий, законодательнаявласть в лице Федерального Собрания Российской Федерации, судебная власть,исполнительная власть в лице федеральных министерств, федеральных служб ифедеральных агентств принимают и издают законные и подзаконные нормативныеправовые акты общефедерального действия, т.е. обязательные для исполнения навсей территории Российской Федерации, которые являются источникамиконституционного права как отрасли. Конституционный Суд Российской Федерацииформально не относится к числу правотворческих органов, но de fakto таковым является: любые акты, признанныеКонституционным Судом Российской Федерации неконституционными, утрачивают своюсилу.
3. Такие юридическиефакты, как ратификация, выполнение, прекращение и приостановление действиямеждународных договоров, закрепленные в виде нормативных правовых актов такжеявляются источниками конституционного права как отрасли права. К числуисточников конституционного права относятся правовые акты, принимаемыеСодружеством Независимых Государств, одним из членов которого являетсяРоссийская Федерация, а также Договор о создании Союзного государстваРоссийской Федерации и Республики Беларусь и акты других объединений частигосударств СНГ и Российской Федерации.
4. Кчислу источников конституционного права, действующих только на территории субъектовРоссийской Федерации, относятся прежде всего конституции республик иуставы других субъектов Федерации. Формами установления правовых норм,действующих только на территории данного субъекта, являются законы,постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органамизаконодательной и исполнительной власти. Кроме того, к источникам отрасликонституционного права относятся и правовые акты представительных органовместного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы; это, в частности,уставы (Положения).

Списокнормативно-правовых актов и литературы
 
Нормативные правовые акты:
1. ВсеобщаяДекларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН).Российская газета. 1995. 5 апреля
2. Конвенция «Озащите прав человека и основных свобод» и Протоколы к ней (Конвенция иПротоколы №1 и №4 для РФ вступили в силу 5 мая 1998г., протокол №7 от 1 августа1998г.) // СЗ РФ. 2001. №2.
3. Международныйпакт «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966г. Бюллетеньмеждународных договоров. 1993. N 1.
4. Конвенция СодружестваНезависимых Государств «О правах и основных свободах человека» от 26.05.1995.Бюллетень международных договоров. 1999. №6.
5. Договор междуРоссийской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании союзногогосударства». Собрание законодательства РФ", 14.02.2000, N 7, ст. 786.
6. КонституцияРоссийской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12.12.1993г. //Официальное издание Администрации Президента Российской Федерации. М., 2007.
7. Декларация СНДРСФСР от 12.06.1990 N 22-1 «О государственном суверенитете РСФСР». ВедомостиСНД и ВС РСФСР, 1990, N 2, ст. 22
8. Федеральныйконституционный закон от 14.10.2005 N 6-ФКЗ «Об образовании в составеРоссийской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результатеобъединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-ненецкого) автономногоокруга и Эвенкийского автономного округа ». СЗ РФ, 17.10.2005, N 42, ст. 4212.
9. Федеральный законот 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутатаГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». СЗ РФ,21.01.2007, N 28, ст. 3466.
10. Федеральный законот 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 04.12.2006) «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФСРФ 16.09.2003) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2007) Российскаягазета, N 202, 08.10.2003.
11. Федеральный законот 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации». СЗ РФ. 2002.N 24. Ст. 2253.
12. ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группыдепутатов Государственной Думы». СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2804.
Учебнаяи научная литература:
1. БаглайМ.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд.,изм. и доп. – М.: Норма, 2007. — 438 с.
2. Бессонов Ю.Н. Механизм правового регулирования. Правоваянорма. Хабаровск: 1997. — 487 с.
3. ОкуньковЛ.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации – М.: ИнститутЗаконодательства и сравнительного правоведения при правительстве РоссийскойФедерации, 2003. — 326 с.
4. КозловаЕ.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е издание.,переработ. и доп. – М..: Юристъ, 2006. – 378 с.
5. КутафинО.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002. С. 19.
6. Конституционноеправо России: учебно-методическое пособие. /под общ. ред. д.ю.н., проф. А.В.Малько. – М.: «Норма», 2007. — 408с.
7. Теориягосударства и права./Под ред. А.Б. Венгерова. – М.: Юристъ, 1999. – 376 с.
8. ШкатуллаВ.И. Основы права. М.: AcademA, 1997. — 356 с.
Периодическая литература:
1. БогдановаН.А. К новой концепции преподавания Конституционного права. // Государство иправо. 1994. № 7.
2. Белкин А.А.Источники права// Право и жизнь.2001. №39
3. Грудцына Л.М.Вопрос-ответ//«Адвокат». 2008. №9
4. БогдановаН.А. О значении Конституционного права для юридического образования и практическойдеятельности юриста (вступительная лекция) // Вестник МГУ, сер. 11 «Право».2007. № 1.

Приложение 1
1. Федеральныйконституционный закон от 25.12.2000 N 1-ФКЗ (ред. от 23.07.2010) «ОГосударственном флаге Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000)
2. Федеральныйконституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 22.07.2010) «ОПравительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997)
3. Федеральныйконституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 30.04.2010) «Овоенных судах Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 09.06.1999)
4. Федеральныйконституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 30.04.2010) «Обарбитражных судах в Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995)
5. Федеральныйконституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) «Осудебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) (сизм. и доп., вступающими в силу с 12.03.2010)
6. Федеральныйконституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ (ред. от 10.11.2009) «ОГосударственном гербе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000)
7. Федеральныйконституционный закон от 29.06.2009 N 3-ФКЗ «О внесении изменений вФедеральный конституционный закон „О военных судах РоссийскойФедерации“ (одобрен СФ ФС РФ 17.06.2009)
8. Федеральный конституционныйзакон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 02.06.2009) „О Конституционном СудеРоссийской Федерации“ (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994)
9. Федеральныйконституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 10.06.2008) „ОбУполномоченном по правам человека в Российской Федерации“ (одобрен СФ ФСРФ 12.02.1997)
10. Федеральныйконституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) „Ореферендуме Российской Федерации“ (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004)
11. Федеральныйконституционный закон от 21.07.2007 N 5-ФКЗ „Об образовании в составеРоссийской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результатеобъединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа“(одобрен СФ ФС РФ 11.07.2007)
12. Федеральныйконституционный закон от 30.12.2006 N 6-ФКЗ (ред. от 02.06.2007) „Обобразовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерациив результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятскогоавтономного округа“ (одобрен СФ ФС РФ 22.12.2006)
13. Федеральный конституционныйзакон от 05.02.2007 N 2-ФКЗ „О внесении изменений в Федеральныйконституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации»(одобрен СФ ФС РФ 24.01.2007)
14. Федеральныйконституционный закон от 12.07.2006 N 2-ФКЗ «Об образовании в составеРоссийской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результатеобъединения Камчатской области и Корякского автономного округа» (одобренСФ ФС РФ 07.07.2006)
15. Федеральныйконституционный закон от 25.03.2004 N 1-ФКЗ (ред. от 12.04.2006) «Обобразовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерациив результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономногоокруга» (одобрен СФ ФС РФ 24.03.2004)
16. Федеральныйконституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «Опорядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе новогосубъекта Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 05.12.2001)
17. Федеральныйконституционный закон от 14.10.2005 N 6-ФКЗ «Об образовании в составеРоссийской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результатеобъединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономногоокруга и Эвенкийского автономного округа» (одобрен СФ ФС РФ 05.10.2005)
18. Федеральныйконституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) «Очрезвычайном положении» (одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001)
19. Федеральныйконституционный закон от 04.07.2003 N 4-ФКЗ «О внесении изменений идополнений в Федеральный конституционный закон „Об арбитражных судах вРоссийской Федерации“ (одобрен СФ ФС РФ 25.06.2003)
20. Федеральныйконституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ „О военном положении“(одобрен СФ ФС РФ 16.01.2002)
21. Федеральныйконституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ (ред. от 22.03.2001) „ОГосударственном гимне Российской Федерации“ (одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000)
22. Федеральныйконституционный закон от 09.11.2009 N 4-ФКЗ „О Дисциплинарном судебномприсутствии“ (одобрен СФ ФС РФ 30.10.2009)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :