Реферат по предмету "Государство и право"


Защита прав ребенка в международном праве

Глава 1 Формированиесистемы международно-правовой защиты прав ребенка
§ 1 Историявозникновения международно-правовой базы в области защиты прав ребенка
Международная защита правчеловека является одной из важнейших отраслей современного международногоправа. Ее становление складывалось не просто. История защиты прав человекауходит далеко в прошлое. Первые нормы, регулирующие правовой статус индивида,присутствовали в национальных законодательствах Древнего Рима и Древней Греции,в Англии в период феодализма (Великая Хартия вольностей 1215 года, акт о лучшемобеспечении свободы поданного и о предупреждении заточений за морями 1679 года,Билль о правах 1689 года), в США ( Декларация независимости 1776 года,Конституция США 787 года, билль о правах 1789 года), во Франции в результатедостижений Великой французской революции (Декларация прав человека и гражданина1789 года). Сама же концепция прав человека и основных свобод как категориипоявилась в XIII веке в Европе. Онабыла сформулирована в трудах таких известных мыслителей, как Гуго Гроций, ДжонЛокк, Эдмонд Бурк, в XIIIже веке, получила свое развитие в трудах Томаса Пейна.[1]
Вопрос о необходимостирегулирования прав детей возник сравнительно недавно. Роль в этом сыграли ипоследствия Первой мировой войны в отношении гражданского населения, и растущийинтерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки.В 1919 году Лигой Наций был создан Комитет детского благополучия. Комитетзанимался разработкой мер, которые необходимо было принять в отношениибеспризорных детей, рабства, детского труда, торговле детьми и проституции несовершеннолетних.
В 1924 году попредложению Международного союза спасения детей в Женеве Лигой Наций былапринята Декларация прав ребенка. Декларация стала первым международно-правовымдокументом в области охраны прав и интересов ребенка и впервые сформулировавшаяцели и принципы защиты прав ребенка. Но, к сожалению, декларация не смогласплотить государства для международного сотрудничества в этой области, главнымобразом из-за отсутствия единых принципов взаимодействия и механизмовреализации норм. Государства обращались к этой декларации лишь фрагментарно поотдельным вопросам в области охраны прав ребенка. Поэтому можно сделать вывод отом, что в то время «международная защита прав ребенка как системамеждународно-правовых норм еще не сформировалась»[2].
Как составная частьзащиты прав человека система международной защиты прав ребенка сложилась толькопосле Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных наций, одним изосновополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам исвободам человека без какой-либо дискриминации. Этот принцип был закреплен впреамбуле Устава этой организации.
10 декабря 1948 годагенеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав и свободчеловека и гражданина, в преамбуле к которой говорится, что признаниечеловеческого достоинства, равных и неотъемлемых прав является основой свободы,справедливости и всеобщего мира. 
В ходе дальнейшегоразвития прав человека произошло выделение в данной отрасли права отдельныхинститутов, одним из которых в современном международном праве являетсяинститут международно-правовой защиты прав ребенка. Развитие и становлениеданного аспекта прав человека в качестве самостоятельного правового институтаимеет достаточно длинную историю. Ребенок не рассматривался как представительотдельной социальной категории достаточно долгое время. В правовом смыслеребенок не существовал вовсе, а в отдельных государствах, где взаконодательных актах шла речь о ребенке, он воспринимался как собственностьсвоего отца, и отношение к нему было таким же, как к другой собственности. Вдальнейшем, уже в XIII веке, в эпохуПросвещения, дети стали рассматриваться как отдельная социальная группа. Вначале XX века в ряде западныхстран появились законы о защите детей и об обязательном образовании. Ребенокперестал восприниматься как собственность родителей и стал частью государства,а его задачей было готовиться к настоящей, взрослой жизни. Данное восприятиеребенка как категории макросоциальной нашло свое отражение и в уже упомянутойЖеневской Декларации 1924 года. Уже Всеобщая декларация прав человека недифференцирует права в зависимости от возраста человека: « Все люди рождаютсясвободными и равными в своем достоинстве и правах» (ст.1).[3]
Выделениюмеждународно-правовой защиты прав ребенка способствовало дальнейшеепровозглашение Декларации прав ребенка 1959 года, принятая ГенеральнойАссамблеей ООН. Декларация стала специальным документом, впервые полностьюпосвященным правам детей. Ее преамбула гласит, что «ребенок, ввиду егофизической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе,включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». В Декларацииговорится о недопущении в отношении детей дискриминации по каким бы то ни былопризнакам; о праве ребенка на нормальное развитие; о праве на получениеобразования. Согласно Декларации ребенок должен быть защищен от жестокости иэксплуатации; ему должно предоставляться право на надлежащее питание, жилище,развлечения и медицинское обслуживание. Один из принципов Декларацииустанавливает обязанность общества осуществлять особую заботу о детях,неполноценных в физическом, психическом или социальном отношении. Последнийпринцип посвящен вопросам воспитания ребенка. Таким образом, Декларация правребенка 1959 года сформулировала принципы, на которых должна базироватьсягосударственная политика по обеспечению прав ребенка.        
Но несмотря напродуктивность и многоаспектность нормотворческой деятельности в области защитыправ ребенка, к концу 70-ч гг. стало очевидным, что существующие нормы поправам человека уже не являются больше адекватными для того, чтобы отвечатьспециальным нуждам детей. К тому же со времени принятия Декларации прав ребенкабыли выработаны новые подходы, касающиеся концепции прав детей и методов ихзащиты. Требовался единый международный документ, который соединил бы в себевесь предшествующий опыт нормотворчества и новые представления о защите правребенка. Таким документом стала Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября1989 года Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией № 44/25. Конвенция явиласьплодом десятилетней работы многих специалистов. Первый проект Конвенции былпредставлен в Комиссию по правам человека ООН в 1978 году. В разработкедокумента принимали участие не только представители государств имежправительственных организаций структуры ООН, но и ученые, а такженеправительственные организации, но только спустя десять лет, 20 ноября 1989 годаГенеральная ассамблея ООН одобрила резолюцию № 44/25, приняв тем самымКонвенцию о правах ребенка. В день открытия Конвенции к подписанию, 26 января1990 года (ее подписала 61 страна), что явилось своего рода рекордом
Нельзя не отметить, чтоКонвенция о правах ребенка близка к тому, чтобы стать первым в мире договоромпо правам человека, который ратифицируют все страны мира.
Принятие Конвенциистало значительным событием в области защиты прав детей: ребенок впервыерассматриваются не только как объект, требующий специальной защиты, но и каксубъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.  
Конвенция, состоящая из54 статей, охватывает как гражданско-политические, так исоциально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижениясовершеннолетия (18 лет), если национальным законодательством не предусмотренболее ранний возраст достижения совершеннолетия. С принятием Конвенции былвведен ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие ( ст.6), на сохранениеиндивидуальности (ст.8), на право свободно выражать свои взгляды ( ст.12), нанеучастие в военных действиях ( ст.38), на физическое и психологическоевосстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации(ст.39). В Конвенции особо оговорена роль средств массовой информации:государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации краспространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном икультурном отношении, чтобы ребенок имел доступ к информации из различныхнациональных и международных источников. Государства-участники обязуются«широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так идетей».
Идеи Конвенциинепосредственно касаются общечеловеческих проблем. Ее называют «Великой хартиейвольностей для детей», «Мировой Конституцией прав ребенка».
Предполагается, чтостандартами, установленными Конвенцией, станут пользоваться все те, ктозаинтересован в решении проблем, связанных со здоровьем, развитием и защитойдетей. Конвенция, в качестве всеми признанного и авторитетного документа, будетвыступать в защиту детей во всем мире. Для России как международный договор, ккоторому она присоединилась, этот документ, согласно ч. 4 ст. 15 Конституциироссийской Федерации имеет приоритетное значение.[4]

§ 2Международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка
Наиболеераспространённым и значимым на сегодняшний день источником международного праваявляются многосторонние международные договоры. Среди них будет целесообразновыделить в первую очередь универсальные международные договоры, то естьдоговоры с неограниченным количеством участников. Важную роль в международно-правовойзащите прав ребенка имеют акты общего характера, предоставляющие защиту правчеловека в целом. Несмотря на то что подобные международныемеждународно-правовые соглашения практически не предоставляют особую защитуребенку как представителю отдельной социальной группы, все же их положенияимеют значение и для защиты прав ребенка. Среди них можно выделитьМеждународные пакты 1966 года об экономических, социальных и культурных правах,а также о гражданских и политических правах. [5]      
Таким образом,Международный пакт об экономических, социальных и культурных правахпредусматривает, что семье, которая рассматривается как естественная и основнаяячейка общества, должна «предоставляться по возможности самая широкая охрана ипомощь, особенно при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота онесамостоятельных детях и их воспитании» (п. 1 ст. 10). [6]В ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах указываетсяна то, что семья имеет право на защиту со стороны общества и государства.
Пакт об экономических,социальных и культурных правах также провозглашает, что особые меры охраны ипомощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы тони было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иномупризнаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальнойэксплуатации ( п. 3 ст. 10).[7]
Более конкретныеположения, непосредственно касающиеся прав и интересов детей, были записаны вПакте о гражданских и политических правах. Устанавливалось, что «каждый ребенокбез всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии,национального или социального происхождения, имущественного положения илирождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положениикак малолетнего, со стороны его семьи, общества, государства; каждый ребенокдолжен быть зарегистрирован немедленно после рождения и должен иметь имя;каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства".[8]
Несмотря наабстрактность и декларативный характер отдельных положений обоих Пактов,следует признать значимость данных документов с точки зрения обеспеченияинтересов документа. Признание ребенка субъектом, обладающим правами и правомна защиту со стороны семьи, общества и государства, подтверждает и признаниеинтересов ребенка.
К международно-правовымактам универсального характера, гарантирующим защиту прав человека в общем, иребенка в частности, относятся и все другие международно-правовые договоры оправах человека: Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных илиуничижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, международнаяконвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1956 года, а такжеКонвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, вособенности в той части, где речь идет о равных правах на получениеобразования, в том числе дошкольного и общего школьного образования.
Наряду с универсальнымимеждународными договорами следует отметить значение международных договороврегионального характера, гарантирующих защиту прав человека в целом. Среди нихможно выделить договоры, заключенные в рамках Организации по безопасности исотрудничеству в Европе, Совета Европы, Европейского Союза.
«Огромное значение длязащиты прав человека имеет подписанная в рамках Совета Европы в 1950 годуЕвропейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также обеЕвропейские социальные хартии – 1961 года и Пересмотренная европейскаясоциальная хартия 1996 года. В рамках ОБСЕ необходимо упомянуть оЗаключительном акте СБСЕ 1975 года, закрепляющем существование самостоятельногопринципа международного права – принципа уважения прав человека, а такжеитоговый документ Венской встречи СБСЕ 1989 года, который уделил особоевнимание решению проблем воссоединения несовершеннолетних детей с ихродственниками, упрощая для них процедуры пересечения государственных границ,наложив при этом на государства – участников организации обязательствоследовать при рассмотрении ходатайств о поездках за границу принципунедискриминации, в том числе по признаку возраста».[9]Говоря о договорах Европейского союза, следует отметить подписаниеАмстердамского договора 1997 года, одной из основных целей которого былоназвано сосредоточение усилий Евросоюза на проблемах занятости и прав человека.При этом в данном договоре речь идет, в частности, о средствах борьбы сдискриминацией по возрастному признаку. Среди договоров, предоставляющих защитуправ человека в общем смысле, в рамках СНГ следует отметить Конвенцию о правахи основных свободах человека 1995 года, закрепившую, наряду с основными правамичеловека и гражданскими правами, право на охрану здоровья, социальноеобеспечение со стороны государства и др.
Следующую ступень вклассификации источников международного права, регулирующих институт защитыправ ребенка, образуют международные договоры, имеющие непосредственноеотношение к детям. Их также подразделяют на договоры универсального и региональногохарактера.
Центральное местоздесь, безусловно, занимает Конвенция ООН по правам ребенка 1989 года. ДаннаяКонвенция является наиболее распространённым и широко признанныммеждународно-правовым актом по правам человека. Ее ратифицировали иприсоединились к ней 192 государства. Пятьдесят четыре стать Конвенциизакрепляют гражданские, политические, экономические, социальные и культурныеправа, призванные удовлетворять особым нуждам ребенка, которым в соответствии сост. 1 Конвенции является « каждое человеческое существо до достижения18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он недостигает совершеннолетия раннее». Конвенция 1989 года объединила разнообразныеправа ребенка в тексте одного документа, преследуя три основные цели: 1) вновьподтвердить в отношении детей права, которые уже предоставлены людям вообще врамках других договоров по правам человека в целом; 2) закрепить некоторыеправа человека, предоставляя в связи с особым статусом ребенка особые гарантииих защиты (условия труда, лишения свободы); 3) закрепить специальные нормы,касающиеся защиты тех прав, которые относятся непосредственно к ребенку, както: вопросы усыновления/удочерения, доступ к начальному образованию, защита отнасилия и отсутствия должной заботы в семье, а также вопросы о взысканииалиментов.[10]
Среди международныхдоговоров регионального характера, предоставляющих гарантии прав ребенка,особого внимания заслуживает принятая в 1990 году в рамках ОрганизацииАфриканского Единства Африканская Хартия о правах и благополучии ребенка,вступившая в силу в 1999 году. Данный документ содержит все основные права исвободы ребенка, подразделяя их на общие и специальные, то есть такие права,которые присущи отдельным категориям детей. При этом одним из важнейшихдостижений в рамках данного документа является безоговорочное определениеребенка как человека в возрасте до 18 лет.
Следующим пластом вклассификации международно-правовых источников защиты прав ребенка являютсямеждународно-правовые акты, предоставляющие специальную защиту прав ребенка.Среди них существуют как документы, гарантирующие права ребенка как частичеловечества, уделяющие лишь в отдельных положениях особое внимание ребенку,так и документы, имеющие непосредственное отношение к правам ребенка. В связи стем, что все они предоставляют гарантии защиты специальных прав ребенка, то ихне принято делить по данному признаку. Именно поэтому целесообразным будетобъединить данные источники в одну категорию классификации лишь по признакухарактеристики прав, которые они гарантируют.
К международно-правовымисточникам универсального характера, предоставляющим особую защиту правребенка, следует отнести Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколык ним 1977 года.
Особое вниманиенепосредственной защите уделяет IVЖеневская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 года,содержащая ряд статей, имеющих отношение исключительно к детям. В данной сферебольшое значение имеет также.
Второй дополнительныйпротокол 1977 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтовнемеждународного характера, так как в последнее время количество такихконфликтов сильно возросло и именно они характеризуются наибольшим количествомжертв среди гражданского населения, в особенности среди детей.[11]
«Среди иных актов,предоставляющих особую защиту ребенку, следует отметить Конвенцию о статусебеженцев 1951 года, а также Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев,который отменил ограничение действия Конвенции во времени, вследствие чего онастала носить универсальный характер».[12]
К этой же группеисточников относится Международная конвенция о защите прав всехтрудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, которая в своем тексте опираетсяна выработанные МОТ стандарты и принципы в области защиты прав соответствующейчасти населения.
Международно-правовымактом, принятым на уровне международной организации, значение которого такженевозможно переоценить, является Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленныхмерах по искоренению наихудших форм детского труда. Данная конвенция обязываетгосударства предпринять незамедлительные и эффективные меры для того, чтобыобеспечить запрет и ликвидацию наихудших форм детского труда. Конвенция такжезапрещает работу, которая по свое природе или в силу условий, в которых онапроизводится, способна нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственностидетей, однако оставляет государствам возможность самим определить, послеконсультаций с профсоюзами и нанимателями, какая работа должна подпадать подтакой запрет. При этом понятие «ребенок» относится ко всем лицам до 18 лет.Вместе с тем в Конвенции предусмотрено, что в любом случае государства должныраспространить ее на любое участие детей в военных действиях и военный призывлиц, не достигших 18 лет.[13]    
Отдельную категорию вклассификации составляют многочисленные акты, которые можно отнести к разрядуактов «мягкого» права, т.е., акты ненормативного содержания, носящиерекомендательный характер, но вместе с тем имеющие большое значение дляинститута международно-правовой защиты прав ребенка. Среди актов «мягкого»права можно отметить прежде всего акты, принятые ООН по правам ребенка, включаярезолюции и доклады Генеральной Ассамблеи, доклады Генерального Секретаря ООН,доклады Экономического и Социального Совета, резолюции Совета Безопасности.
Наиболее известной иобсуждаемой является Резолюция ГА от 26 июня 2000 года. Она приурочена кдесятой годовщине встречи на высшем уровне в интересах детей и вступления всилу Конвенции о правах ребенка. В резолюцию включены тексты двух факультативныхпротоколов к Конвенции о правах ребенка от 25 мая 2000 года: касающегосяучастия детей в вооруженных конфликтах и касающегося торговли детьми, детскойпроституции и детской порнографии. Данные протоколы содержат ряд положений,предоставляющих особую защиту детям, столкнувшимся или затронутымсоответствующими обстоятельствами. К сожалению, ни один из них не вступил покав силу, однако их значение для прав ребенка достаточно велико, так как многиемеждународные организации, занимающиеся защитой прав ребенка, в своейдеятельности опираются на положения этих Протоколов и часто ссылаются на них впринимаемых внутри организаций актах.[14]
В отношении защиты правребенка особого внимания заслуживают также акты, принимаемые Комитетом ООН поправам ребенка. В особенности следует выделить так называемые Замечания общегопорядка, которые содержат результаты работы Комитета по отдельным аспектамзащиты прав ребенка, а также выводы о ситуации в мире по отношению к конкретнымправам или группам прав, определяют направления и цели дальнейшей работыКомитета. Примерами таких документов могут служить: Замечание общего № 6 (2005)«Обращение с несопровождаемыми и разлученными детьми за пределами страны ихпроисхождения», Замечание общего порядка № 7 (2005) «Осуществление прав ребенкав раннем детстве», Замечание общего порядка № 9 «Права детей-инвалидов». Кромезамечаний общего порядка, Комитет по правам ребенка, рассматривая докладыгосударств – участников Конвенции, отвечает на них итоговыми замечаниями иРекомендациями, которые призваны направлять действия этих государств наулучшение положения детей в стране.[15]
«Исходя из того, что мырассматриваем защиту прав ребенка в международном праве как отдельный институтмеждународно-правовой защиты прав человека, к источникам можно причислить такжеотраслевые принципы защиты прав человека в международном праве. К нимотносятся: принцип универсальности, недискриминации, а также принципнеделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности прав человека. Все они имеютотражение в приведенных примерах источников анализируемогомеждународно-правового института, отсылая к обязанности государств соблюдатьвсе общепризнанные международно-правовые нормы в области прав человека вотношении любых лиц, находящихся под их юрисдикцией, без какой бы то ни былодискриминации, предоставляя им гарантии осуществления присущих им гражданских,политических, экономических и социальных прав».[16]
Подводя итог следуетпривести еще раз классификацию источников, регламентирующихмеждународно-правовой институт прав ребенка:
1)        Принципуважения прав человека в международном праве.
2)        Универсальныеи региональные международно-правовые договоры, предоставляющие защиту правчеловека в общем смысле.
3)        Универсальныеи региональные международно-правовые договоры, гарантирующие защиту правребенка.
4)        Международно-правовыеакты, предоставляющие специальную защиту прав ребенка.
5)        Актырекомендательного характера.
6)        Отраслевыепринципы международно-правовой защиты прав человека.
Соответственно изпредложенной классификации можно сделать вывод о том, что международно-правоваязащита прав ребенка сформировалась как полноценный самостоятельный институтмеждународного права.

Глава 2. Система имеханизмы международного права по защите прав ребенка
§1. Конвенция ООН «Оправах ребенка» как основной документ в формировании прав ребенка
20 ноября 1989 годаГенеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка –универсальный договор, в котором закреплены международные стандарты правребенка и обязательства государств уважать и гарантировать эти права.
В 1970 году впервыеобсуждался вопрос и возможности и необходимости создания в рамках ООНконвенции, посвященной правам ребенка. Мнения по этому вопросу были далеконеоднозначными. С одной стороны существовали Международные пакты о правахчеловека, предоставляющие права каждому, включая ребенка. В тот же период в рамкахООН, ЮНЕСКО, МОТ были приняты конвенции и декларации, посвященные отдельнымправам ребенка.
Таким образом появиласьострая необходимость в принятии особого международного договора, посвященногоправам ребенка.
Во-первых, не всегосударства являлись участниками Международных пактов и других документов.
Во-вторых, не все правав том виде, в котором они сформулированы в международных пактах, применимы кребенку с учетом его физического и психического развития. Одни права могутпринадлежать только лицу, достигшему совершеннолетия ( право голосовать и бытьизбранным, на доступ к государственной службе, на свободу передвижения и выбораместа жительства и т.д), другие – лицу, достигшему определенного возраста (права на труд, на равенство перед законом, на свободное выражение своего мненияи т.д.)[17] В ст. 3обоих Пактов говорится об обязательствах государств обеспечить равное длямужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными,культурными, гражданскими и политическими правами, т.е. сделан акцент наинтересах взрослого населения без учета интересов детей.
В-третьих, положениямеждународных договоров, касающиеся детей, формулируются по принципу «забота изащита», например: « Особые меры охраны и защиты должны приниматься в отношениивсех детей и подростков…» ( п.3 ст. 10 Международного пакта об экономических,социальных и культурных правах); « Каждый ребенок должен быть зарегистрированнемедленно после его рождения и должен иметь имя» ( п. 2 ст. 24 Международногопакта о гражданских и политических правах).
В-четвертых,существовал определенный вакуум в правовом положении ребенка, посколькуМеждународные пакты не учитывали его специфику как развивающейся личности. Тоесть, ребенок не имеет права вступать в брак и создавать семью, но емунеобходимо право знать своих родителей и право на их заботу, на семейные связи.Также, ребенок не имеет права принимать участие в ведении государственных дел,но он должен иметь право выражать свое мнение при решении вопросов, касающихсяего собственной жизни.
Из этого следует, что содной стороны, ребенок в сути человек и ему непосредственно должны принадлежатьправа, а с другой стороны – он нуждается в поддержке родителей и лиц, ихзаменяющих, общества, государства, поскольку является социально уязвимым и неможет обладать полной дееспособностью. Именно поэтому требовалось созданиекомплексного юридически обязательного международного документа, посвященногоправам ребенка.[18]
На 34 сессии Комиссиипо правам человека ООН польская делегация представила проект резолюции, котораясодержала текст Конвенции о правах ребенка, основанный на положениях Декларациипо правам ребенка 1959 года. Проект был рассмотрен, после чего в него быливключены две дополнительные статьи. В таком виде его приняла Комиссия по правамчеловека 8 марта 1978 года. Генеральный секретарь обратился к государствам –членам ООН, специализированным учреждениям, региональным правительственным инеправительственным организациям с просьбой изложить свое мнение, замечания,предложения относительно проекта. Правительства некоторых стран сочлинеприемлемым «язык» проекта. Например, правительство Дании обосновало своевозражение отсутствием в проекте точности и определенности, которые требуютсяпри формулировании положений юридически обязательного документа. Другие, вбольшинстве своем правительства западных государств, видели недостатки,во-первых, в том, что в проекте закреплены преимущественно экономические исоциальные права и мало внимания уделено гражданским и политическим правам;во-вторых, в отсутствии механизма имплементации.
Поскольку проект вызвалряд существенных замечаний, Комиссия ООН по правам человека в 1979 году создаларабочую группу по вопросам Конвенции о правах ребенка.        
Важно отметить рядфакторов, повлиявших на закрепление в Конвенции индивидуальных прав ребенка. Преждевсего, в отличие от Всеобщей декларации прав человека 1948 года и международныхпактов по правам человека 1966 года, Конвенция не основывалась на глубоких«философско-гуманитарных традициях»[19]. Навремя ее создания существовали две теории относительно сущности прав ребенка,которые возникли во второй половине ХХ века – протекционизм и либерализм.[20]
Протекционизм (патернализм) рассматривает детство как период полной зависимости и крайнейбеспомощности, либерализм же, наоборот, — как период самостоятельности ребенка.Протекционизм противопоставляет ребенка взрослому, подчеркивая зависимостьпервого от последнего как на физическом ( средства к существованию, защита отнасилия), так и на психическом уровне ( процесс принятия решений,взаимоотношения с другими людьми), в то время как либерализм делает основнойакцент на том, что и тот и другой по сути человек. Протекционизм настаивает наорганической связи ребенка с семьей, либерализм предоставляет ребенку право выборасемейного окружения.
В результате создателиКонвенции, действующие без какой-либо правовой и философской основы, быливынуждены выработать собственную концепцию прав ребенка – либеральныйпатернализм. Данный подход не был абсолютно новым. Он представляет собойсочетание некоторых положений патернализма и либерализма, поскольку, несмотряна представленные антитезисы, обе теории имеют рациональное зерно.       
Либеральный патернализмрассматривает детство как поэтапный процесс развития ребенка от сильнойзависимости ( период младенчества) к самостоятельности ( период взросления).Задача взрослого заключается в том, чтобы помочь ребенку постепенно обрестинезависимость в мыслях и поступках. Таким образом власть родителей и лиц,осуществляющих заботу о ребенке, имеет целевой характер, т.е. направлена наразвитие у него самосознания и способности к самоопределению. В основелиберального патернализма лежит достижение согласия между детьми и взрослыми.Благодаря идеям этой концепции, воплотившимся в Конвенции, ребенок признаетсяполноправным членом общества.[21] Былположен конец господствующему на протяжении столетий тезису о том, что ребенокпринадлежит родителям или другим лицам, которые о нем заботятся. В то же времяв ней отражена специфика ребенка как такового.
«Другим факторомпослужило то, что в рабочую группу входили представители различных министерстви ведомств: специалисты в области права, социальной защиты, внешней политики. Всоставе делегатов не наблюдалось постоянства: один и тот же представительобычно присутствовал на двух или трех сессиях. Эти обстоятельстваспособствовали тому, что в качестве образца была взята модель предшествующихкомплексных международных документов в области гуманитарного права, сфокусированныхна индивидуальных правах человека.
Также нельзя неотметить активное участие в работе группы таких неправительственныхорганизаций, как «Международная защита детей» и особенно adhoc группа НПО по созданию Конвенции оправах ребенка, в которую вошли примерно тридцать НПО. Используя исследованиясвоих членов, НПО имели возможность оказывать значительное влияние на процессобсуждения документа, в частности на содержание окончательного текста. В начале1983 года процесс создания Конвенции стал развиваться, и в к 1985 году числоработающих над ней представителей государств и НПО увеличилось вдвое. 20 ноября1989 года Конвенция была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН.»[22]
Анализируя деятельностьрабочей группы, следует отметить трудности, которые возникали в процесседостижения консенсуса.[23]
Фактически без споровбыли приняты статьи, защищающие ребенка от употребления наркотиков (ст.33),сексуального и иного вида эксплуатации (ст.34, 36), похищения и торговли детьми(ст.35). небольшую дискуссию вызвали нормы, касающиеся права ребенка нанеприкосновенность частной жизни (ст.16), индивидуальность 9ст.8), отдых(ст.31), необходимый уровень жизни (ст.27), защиту от злоупотребления ипренебрежения ( ст.19).
Некоторые противоречиявозникли, когда несколько делегатов предприняли последнюю попытку изменитьсодержание ст.1 и 6, чтобы обеспечить защиту прав нерожденного ребенка. Противэтого положения выступило преобладающее число представителей. Оппозициявключению в Конвенцию прав внутриутробного плода была настолько сильна, что п.9 преамбулы, содержащий ссылку на Декларацию прав ребенка, котораяустанавливает, что ребенок должен иметь « правовую защиту как до, так и послерождения», был принят, но только с содержащимся в докладе рабочей группыположением, согласно которому эти слова не влияют на толкование Конвенции.        
Статьи о свободевероисповедания ( ст.14), передаче на воспитание и усыновление ( ст.20 и 21),участии детей в вооруженных конфликтах ( ст.38) были приняты только последостаточно напряженного обсуждения.
К сожалению, несколькопредложений в силу различных причин не были включены в Конвенцию. Одно из нихкасалось ограничений на проведение медицинских опытов над детьми. Вопрекиобщему признанию необходимости данного положения оно было отклонено из-заотсутствия консенсуса относительно его содержания. Другое предложение,затрагивающее права так называемых незаконных детей, вообще осталось безвнимания большинства делегатов. Противоречия, как правило, возникали из-заразличий в правовых и культурных традициях государств, участвовавших в созданииКонвенции. Трудно шло обсуждение вопросов о свободе вероисповедания и праве наусыновление, которые противоречат законам исламских государств.[24]При определении минимального возраста, по достижении которого ребенок можетучаствовать в вооружённых конфликтах, тоже сыграли роль национальное право,этические ценности и этнические обычаи.
Несмотря на всетрудности, вызванные как правовыми, так и культурными традициями, рабочая группапризнала ребенка субъектом права.
При разработкеКонвенции был взят за основу ведущий принцип Декларации ООН «О правах ребенка»(1959 г.) – наилучшее обеспечение интересов ребенка. Тот факт, что именно черезэтот принцип раскрываются все права ребенка, является признанием возможностивозникновения противоречия между некоторыми правами ребенка и правами иобязанностями родителей/опекунов и даже государства. В силу этого Конвенция нетолько утверждает приоритет интересов детей, но и рассматривает как принципсоблюдение прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либодискриминации. Так, согласно, ст.5,12 Конвенции, реализация ряда прав ребенказависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.20,23,особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно иливременно лишенными семьи.
К основным принципамКонвенции также относится принцип относительности обязательств и прав в рамкахКонвенции. В то время как основной смысл Конвенции заключается в том, чтогосударства обязаны уважать и обеспечивать права каждого ребенка в пределахсвоей юрисдикции (ст. 2 Конвенции), их обязательства ограничены реальнымивозможностями их выполнения. Так, например, выполняя свое обязательство согласност.3 по обеспечению защиты и заботы, необходимых для благосостояния ребенка,государства должны также принимать во внимание права и обязанности родителейребенка или других лиц, несущих юридическую ответственность за ребенка.[25]
Текст Конвенции состоитиз трех частей: преамбула, в которой излагаются принципы и соотношение сдругими международными документами в области прав человека; основная часть,посвященная правам ребенка (ст.1-41); нормы, регламентирующие процессимплементации (ст.42-54). Статьи основной части ( за исключением 1,4 и 41)содержат полный перечень прав человека, зафиксированных в других международныхдокументах: социальные, эконмические, культурные, гражданские и политические. [26]
На 2010 год 193 страныстали участниками Конвенции в результате ратификации, принятия и присоединенияк ней. Из членов ООН только США и Сомали не присоединились к Конвенции. СССРратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР13 июня1990 года), Конвенция вступила в силу для РСФСР 15 сентября 1990 года. Послератификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территориистатус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участникахкомитет в составе десяти экспертов.
Международное сообществовысоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашеговремени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии в июне 1992 годапредложил государствам ежегодно 20 ноября отмечать Всемирный день детей.Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, так как онаутверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость егодискриминации.
Конвенция – правовойдокумент высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенкаполноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такогоотношения к ребенку не было нигде и никогда. Таким образом, определяя правадетей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических,социальных и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормыответственности государства, создает специальный механизм контроля – КомитетООН по правам ребенка – и наделяет его высокими полномочиями.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Учет основных средств и их амортизации на базе хозяйства ОАО Ружаны-Агро Пружанского района
Реферат Эволюция представлений и учений о государстве от античности к новому времени
Реферат «Применение Интернет-ресурсов в молекулярной генетике»
Реферат Разработка модели эффективного управления женской занятостью в муниципальном образовании Ни
Реферат Перспективы развития банковской системы в Республике Беларусь
Реферат Genetic Engineering Today The Reinvention Of Frankensteins
Реферат Анализ маркетинговой деятельности ЧУП Энергоконструкция
Реферат Crude Operatons
Реферат Совершенствование финансового планирования на предприятии на примере ОАО "Нефтеавтоматика"
Реферат Den Store Gevindst Essay Research Paper Den
Реферат Nicholas Ferrar Essay Research Paper Christian History
Реферат Culture Topic From Norway Essay Research Paper
Реферат Структура управления Вооруженными силами в период с 1917-1985 гг.
Реферат Kings County Calif Essay Research Paper Kings
Реферат The Politics And Economics Of Fda Drug