Реферат по предмету "Государство и право"


Жилищная политика в Республике Беларусь. Право граждан на жилье

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет Финансово — правовой
Кафедра Гражданского права и процесса
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Гражданское право
Тема:
«Жилищная политика в Республике Беларусь. Право граждан на жилье»
Барановичи
2009

Реферат
ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ,ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА, УЧЕТ НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, ПОСТАНОВКА НАУЧЕТ
Предметом исследования является жилищнаяполитика и жилищное законодательство Республики Беларусь.
Объектом данного исследования являетсяизучение путей развития жилищного законодательства, его усовершенствование –для удовлетворения потребностей всех категорий граждан в жилье.
Цель работы рассмотреть и изучитьжилищное законодательство на данном этапе в Республике Беларусь, подробнорассмотреть на основании Жилищного кодекса Республики Беларусь и Указа № 565порядок постановки на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При выполнении работы использованыметоды: обобщенный, от общего к частному.
В процессе работы проведены следующиеисследования:
Областью возможного практическогоприменения являются Технико–экономическая и социальная значимость
Данная работа выполнена на основанииполного изучения статей Жилищного кодекса Республики Беларусь а так же УказаПрезидента Республики Беларусь № 565, которые регулируют такие вопросы, какправо граждан Республики Беларусь на жилье, основания и постановка на учетграждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так же в работе приведеныпримеры судебной практики в отношении жилищных отношений.

Оглавление
Введение
Глава 1.Жилищная политика в Республике Беларусь
1.1 Жилищноезаконодательство
Глава 2.Право граждан Республики Беларусь на жилище
2.1 Жилищныйфонд
Глава 3.Постановка на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Порядокпредоставления жилой площади
3.1 Основанияпостановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Перечень категорийлиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий
3.2 Постановкана учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и снятие с учета
3.3 Порядокпредоставления жилой площади
Заключение
Списокиспользуемых источников

Введение
Потребность людей в достойном жильеявляется одной из главных социальных потребностей, ее удовлетворение являетсяприоритетным направлением развития нашей страны и политики государства насовременном этапе. На практике в этой сфере часто возникают ситуации, требующиечеткого, грамотного правового разрешения.
В соответствии со статьей (далее ст.) 48Конституции Республики Беларусь 1994 г.: «Граждане Республики Беларусь имеютправо на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частногожилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья.
Гражданам, нуждающимся в социальнойзащите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатноили по доступной для них плате в соответствии с законодательством.
Никто не может быть произвольно лишенжилья».[
Важнейшей первостепенной задачейжилищного законодательства является обеспечение конституционных прав гражданпри реализации ими своих жилищных прав, в частности, обеспечение правовыхгарантий получения или приобретения жилых помещений теми из них, кто нуждаетсяв улучшении жилых помещений.
Жилищная проблема является одной изважнейших для государства и общества. Актуальными являются вопросы какправильнее и справедливее распределить жилые помещения государственногожилищного фонда, а также рационально использовать уже существующий жилищныйфонд.
С переходом к рыночной экономикеосновная ставка сделана на то, чтобы потребности в жилье удовлетворялись засчет жилья, которое находилось бы в частной собственности граждан. В этих целяхразвернуты приватизация жилищного фонда, гражданам, нуждающимся в улучшениижилищных условий, предоставляются льготные кредиты и безвозмездные субсидии настроительства (реконструкцию) или на приобретения жилых помещений.
В то же время гражданам, нуждающимся вособой социальной защите со стороны государства (инвалиды, ветераны и т.д.),гарантируется предоставление жилых помещений государственного жилищного фонд.
В условиях становления белорусскойгосударственности развитие жилищной сферы и выработка государственной жилищнойполитики, совпало одновременно с решением проблем создания новойзаконодательной базы.
Значительное влияние на формированиеправовых основ разработки и развития жилищной политики оказало принятиеКонституции Республики Беларусь. Конституционное право на жилище выражаетсущность удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. являетсяфундаментальным правом, от которого зависит система конкретных жилищных правграждан и они не должны противоречить ему.[
В настоящее время вопросы правовогорегулирования отношений в жилищной сфере регулируется законодательными актамиохватывающими отдельные части жилищной сферы. К наиболее значимым относятся: 1.Жилищныйкодекс Республики Беларусь;
2.Закон Республики Беларусь «Обархитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь»;
3.Инвестиционный кодекс РеспубликиБеларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него исделок с ним».
Важную роль играют нормативные правовыеакты банковского и финансового права, а также ряд других актов законодательствао кредитовании жилищного строительства (в том числе льготном); о предоставлениигражданам Республики Беларусь безвозмездных субсидий на строительство(реконструкцию) или приобретение жилых помещений; о порядке и условияхкредитования жилищного строительства в сельской местности; об источникахфинансирования жилищного строительства на долевом строительстве многоквартирныхжилых домов; о государственной поддержке многодетных семей; об отнесенииграждан к категории малообеспеченных трудоспособных для получениягосударственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретенияжилого помещения, о финансовой помощи государства молодым при рождении детей впогашении задолженности по кредитам, полученным в АСБ «Беларусбанк» настроительство (реконструкцию) или приобретения жилых помещений и другие.
Следует отметить, что в действующемзаконодательстве каждый закон регулирует сваю часть жилищной сферы,ориентируясь на свои объекты и субъекты регулирования, при это правовоерегулирование жилищной сферы как единого объекта отсутствует.[
Совершенствование системы нормативногоправового регулирования жилищного строительства должно реализовываться в 2006 –2015 годы в два этапа: основными задачами которого является созданиенормативной правовой, организационной и экономической базы с поэтапнымпереходом к функционированию на всей территории Республики Беларусь рынковжилья и жилищных услуг и их скоординированного развития.
На первом этапе (2006 – 2010 годы)предусматривается, с учетом реальной ситуации, формирование полной нормативнойбазу, регулирующей развитие жилищной сферы, совершенствование экономическихотношений рыночного типа.
На втором этапе (2010 – 2015 годы)реформирование жилищной сферы преследует цель повышения эффективностистроительного комплекса и жилищно – коммунального хозяйства, постепенно переходна режим безубыточного функционирования путем сокращения бюджетногодотирования.
Стратегия жилищного строительствапредусматривает создание долговечного, экономичного по содержанию иобслуживанию жилищного фонда, способного удовлетворить жилищные потребностинынешнего и будущего поколения граждан, развитие эффективного рынка финансовыхмеханизмов, обеспечивающих доступность для граждан с достаточнойплатежеспособностью, а также поддержка малообеспеченных граждан, нуждающихся вулучшении жилищных отношений в пределах установленных социальных стандартов.

Глава 1. Жилищная политики в РеспубликеБеларусь
1.1 Жилищное законодательство
Более 15 лет жилищные отношения вреспублике регламентировались прежним и первым в ее истории Жилищным кодексом,который был принят в декабре 1983 г. и введен в действие с 1 января 1984 г.Кодекс был разработан в соответствии с Основами жилищного законодательства СССРи союзных республик и ориентирован на социально-экономическую иполитико-правовую структуру единого государства, в состав которого входилаБеларусь. Тогда впервые в едином документе на законодательном уровне былиурегулированы отношения по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищныхусловий, распределению жилья, по охране и эксплуатации жилищного фонда, егоиспользованию.
Жилищное законодательство представляетсобой систему нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения сучастием граждан, юридических лиц и органов государственной власти.[
Главным источником любого права, в томчисле и жилищного, является Конституция Республики Беларусь. Статьей 48Конституции Республики Беларусь 1994г. провозглашено право граждан РеспубликиБеларусь на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного ичастного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья.[
Основные же принципы реализации данногоконституционного права, общие начала правового регулирования жилищных отношенийпри становлении различных форм собственности в жилищной сфере определены вЖилищном кодексе Республики Беларусь от 22 марта 1999 г. № 248 – 3 (далее –ЖК), который был принят Палатой представителей 18 декабря 1998 года и ОдобренСоветом Республики 8 февраля 1999 года.[
ЖК Республики Беларусь фактическиявляется фундаментом всего жилищного законодательства Республики Беларусь ислужит юридической базой для развития и совершенствования жилищногозаконодательства, системы жилищных правоотношений, пользования жилымипомещениями, совершения сделок и иных юридически значимых действий с жилымипомещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда.
К числу источников, регулирующих данныеобщественные отношения, следует также отнести:
1. Закон Республики Беларусь от 16апреля 1992 года «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь».[
Определяет порядок приватизациигосударственного жилищного фонда на территории Республики Беларусь;
2. Закон Республики Беларусь от 8 января1998 года «О совместном домовладении».[
Направлен на обеспечение эффективногоиспользования недвижимого имущества, создание гарантий социальной защищенностисобственников недвижимого имущества совместного домовладения;
3. Указ Президента Республики Беларусьот 14 апреля 2000 г. № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов настроительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений»[
Устанавливает порядок и условияпредоставления гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию)жилых помещений в составе организаций застройщиков, в порядке долевого участияв жилищном строительстве, на строительство (реконструкцию) одноквартирных,блокированных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также наприобретение жилых помещений, в том числе не завершенных строительством инеэффективно используемых зданий и сооружений, подлежащих переоборудованию поджилые помещения;
4. Указ Президента Республики Беларусьот 29 ноября 2005 г. № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищныхотношений» (далее — Положение).[
Он принят в целях совершенствованияправового регулирования учета, предоставления и использования жилых помещенийгосударственного и частного жилищных фондов.
Указом утверждено Положение о порядкеучета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилыхпомещений государственного жилищного фонда. В Положении определен также порядокрегистрации и учета договоров найма жилых помещений государственного жилищногофонда;
5. Указ Президента Республики Беларусьот 19 марта 2007 г. № 128 «О некоторых вопросах предоставления и использованияжилых помещений государственного жилищного фонда»[
Устанавливает порядок предоставления ииспользования такой разновидности жилых помещений государственного жилищногофонда как служебные жилые помещения;
6. Указ Президента Республики Беларусьот 22 ноября 2007 г. № 585 «О предоставлении молодым и многодетным семьямфинансовой поддержки государства»[
В соответствии с которым молодым имногодетным семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условийили состоявшим на этом учете на дату заключения с банком кредитного договора,при рождении либо наличии несовершеннолетних детей в период погашениязадолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию)или приобретение жилых помещений, предоставляется финансовая поддержкагосударства в погашении задолженности по таким кредитам.
Актуальными являются вопросы какправильнее и справедливее распределить жилые помещения государственногожилищного фонда, а также рационально использовать уже существующий жилищныйфонд.
ЖК Республики Беларусь являетсясистематизированным нормативным актом, в котором содержатся нормы права,регулирующие жилищные правоотношения в условиях перехода страны к рыночнойэкономике. Он базируется на ст. 48 Конституции Республики Беларусь от 1994 г.,которая определила, что право граждан республики на жилье обеспечиваетсяразвитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам вприобретении жилья. При этом гражданам, нуждающимся в социальной защите, жильепредоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или подоступной для них плате в соответствии с законодательством.[ учебник
Концептуально ЖК Республики Беларусьсогласуется с Национальной жилищной программой, что позволяет создать должноеправовое обеспечение жилищной реформы. Этому будет способствовать и то, что придоработке ЖК Республики Беларусь были максимально учтены положения новогоГражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК), который был принят 07декабря 1998 г. и введен в действие, как и Жилищный кодекс, с 01 июля 1999 г.,в частности такие существенные акты гражданского оборота, как приобретениеправа собственности на жилое помещение, его отчуждение, наем, отдача в залог идр.[
В полном соответствии с формами исубъектами права собственности, предусмотренными ГК Республики Беларусь,Жилищный кодекс Республики Беларусь дает новую классификацию жилищных фондов.Они подразделяются на государственный и частный, каждый вид в свою очередьимеет по две разновидности. Государственный жилищный фонд состоит изреспубликанского (жилые помещения, находящиеся в республиканской собственности)и коммунального (жилые помещения, находящиеся в собственностиадминистративно-территориальных единиц). Частный жилищный фонд включаетжилищный фонд граждан (индивидуальные жилые дома и квартиры, находящиеся всобственности граждан) и жилищный фонд юридических лиц негосударственной формысобственности (жилые помещения, находящиеся в собственности различныхнегосударственных предприятий и организаций, а также организацийграждан-застройщиков — ЖСК, ЖК, МЖК, КИЗ). По каждому из видов жилищных фондовв Кодексе дается регулирование правоотношений, связанных с получением(приобретением в собственность), пользованием и распоряжением жилымипомещениями.
Жилищный кодекс, сохраняя в принципедействовавшую ранее систему учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищныхусловий, и предоставления им жилых помещений в домах государственного иобщественного жилищных фондов (по классификации прежнего ЖК РеспубликиБеларусь) на условиях договора найма, дополняет ее рядом существенныхнововведений, адекватных социально-экономическим условиям перехода страны крыночной экономике.[
Правовое регулирование жилищныхотношений (отношения в области обеспечения граждан жилыми помещениями,пользования и распоряжения ими, а также сохранности жилищного фонда)осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собраниемРеспублики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскиморганом государственного управления жилищным фондом, местными Советамидепутатов, исполнительными и распорядительными органами.
Президент Республики Беларусь являетсягарантом реализации основных направлений жилищной политики Республики Беларусь.
Основными задачами жилищногозаконодательства Республики Беларусь являются:
обеспечение юридических гарантийполучения или приобретения жилых помещений гражданами, нуждающимися в улучшениижилищных условий;
обеспечение свободы граждан и ихорганизаций в реализации жилищных прав и интересов;
формирование конкуренции работ и услугна рынке жилья;
создание условий свободногоосуществления связанных с жилищными отношениями прав на безопасную и здоровуюсреду обитания, отдых, получение информации, социально-бытовое и культурноеобслуживание;
правовая защита жилищных и связанных сними прав и интересов субъектов жилищных отношений.
Разграничение полномочий в областирегулирования жилищных отношений между республиканскими органамигосударственной власти и органами государственной власти местного уровня дано встатьях 17-21 Жилищного кодекса.
Совет Министров Республики Беларусь вобласти регулирования жилищных отношений:
осуществляет общее управлениегосударственным жилищным фондом;
обеспечивает соблюдение КонституцииРеспублики Беларусь, Жилищного кодекса, иных законов, декретов и указовПрезидента Республики Беларусь;
обеспечивает исполнение республиканскогобюджета в части финансирования, субсидирования и кредитования жилищногостроительства;
определяет компетенцию специальныхорганов по управлению государственным жилищным фондом;
координирует инвестиционную деятельностьв области жилищного строительства, развития жилищной инфраструктуры населенныхпунктов;
определяет типовые потребительскиекачества жилых помещений;
принимает меры по обеспечению развитияконкурентных (рыночных) отношений в области жилищного строительства,эксплуатации, обслуживания и ремонта жилых помещений;
Министерство жилищно-коммунальногохозяйства Республики Беларусь, как республиканский орган государственногоуправления жилищным фондом, осуществляет государственное регулирование жилищныхотношений в области управления государственным жилищным фондом, а также использованияи обеспечения сохранности государственного и частного жилищных фондов всоответствии с законодательством Республики Беларусь.
Местные Советы депутатов в областирегулирования жилищных отношений на соответствующей территории:
утверждают программы экономического исоциального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении;
определяют порядок управления ираспоряжения коммунальным жилищным фондом в пределах, установленных законамиРеспублики Беларусь.
Областные и Минский городскойисполнительные комитеты в области регулирования жилищных отношений натерритории области, города Минска:
проводят единую политику в областиархитектуры, благоустройства, строительства, содержания, ремонта иреконструкции жилищного фонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечивают комплексное развитиежилищного фонда и жилищного хозяйства;
закрепляют жилые помещения коммунальногожилищного фонда за коммунальными унитарными предприятиями на правехозяйственного ведения или оперативного управления;
осуществляют государственный контроль заиспользованием и содержанием государственного и частного жилищных фондов;
обеспечивают условия для развитияконкурентных (рыночных) отношений в области жилищного строительства,эксплуатации, обслуживания и ремонта жилых помещений;
осуществляют контроль за состояниемучета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предприятиях, вучреждениях, организациях и в нижестоящих исполнительных и распорядительныхорганах, а также за порядком соблюдения очередности в предоставлении иприобретении жилых помещений;
выделяют финансовые средства настроительство жилых помещений социального пользования;
обеспечивают выделение льготныхкредитов, субсидий гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшениижилищных условий;
отменяют решения нижестоящихисполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательствуРеспублики Беларусь;
принимают решения по ходатайствамсобственников жилых помещений о переоборудовании или сносе непригодных дляпроживания жилых помещений, переводе их в нежилые, а также о сносе жилых домовв связи с изъятием земельных участков для государственных нужд;
решают другие вопросы в областииспользования и обеспечения сохранности жилищного фонда, отнесенные Жилищнымкодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь к их ведению.
Районные, городские, районные в городах,поселковые, сельские исполнительные и распорядительные органы в областирегулирования жилищных отношений на территории района, города, района в городе,поселка, села:
обеспечивают комплексное развитиежилищного фонда и жилищного хозяйства;
принимают меры по созданию организаций,осуществляющих жилищное строительство, на конкурентных (рыночных) условиях;
обеспечивают условия для строительстважилых помещений частного жилищного фонда;
организуют строительство жилых помещенийсоциального пользования;
предоставляют гражданам и организациям всоответствии с законодательством Республики Беларусь земельные участки поджилищное строительство;
предоставляют жилые помещения социальногопользования;
обеспечивают целевое использование исохранность жилых помещений коммунального жилищного фонда, а также жилыхпомещений, принятых на обслуживание на договорной основе;
ведут учет граждан, нуждающихся вулучшении жилищных условий, предоставляют им информацию по этому вопросу, атакже осуществляют контроль за состоянием такого учета на предприятиях, вучреждениях, организациях;
осуществляют регистрацию и учетдоговоров найма жилых помещений;
дают разрешение гражданам на обмен жилыхпомещений государственного жилищного фонда;
осуществляют государственный контроль заиспользованием и содержанием государственного и частного жилищных фондов;
предоставляют субсидии;
решают другие вопросы в областиформирования, использования и обеспечения сохранности жилищного фонда,отнесенные Жилищным кодексом и иными актами законодательства РеспубликиБеларусь к их ведению.[
Республиканское жилищноезаконодательство обязательно для применения на всей территории республики. Имдолжны руководствоваться как граждане, так и все государственные органы июридические лица независимо от форм собственности.
Неотъемлемой частью жилищногозаконодательства является так называемое «региональное законодательство» — нормативные акты местных органов управления и самоуправления, принимаемые, какправило, в связи с необходимостью учета местных условий. Нормотворческаядеятельность местных органов власти осуществляется только в случаях и пределах,предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента РеспубликиБеларусь и постановлениями Правительства. Решения местных Советов депутатов,исполнительных и распорядительных органов, принятые на основании действующегозаконодательства, имеют обязательную силу только на соответствующей территории.
С переходом к рыночной экономикеосновная ставка сделана на то, чтобы потребности в жилье удовлетворялись засчет жилья, которое находилось бы в частной собственности граждан. В этих целяхразвернуты приватизация жилищного фонда, гражданам, нуждающимся в улучшениижилищных условий, предоставляются льготные кредиты и безвозмездные субсидии настроительства (реконструкцию) или на приобретения жилых помещений.
Вопросы развития законодательства всфере жилищной политики всегда были и остаются актуальными. Совершенствованиенормативно-правовой базы является одной из основных задач в системе мер попроведению жилищной реформы. Жилищное законодательство должно обеспечиватьполноту регулирования жилищных правоотношений при любых условиях и тем более вусловиях формирования социально ориентированной рыночной экономики.[
ЖК Республики Беларусь имеет немалоизъянов и пробелов, а также требует приведения в соответствии сзаконодательными актами, принятыми позднее. Кроме того, за период действияэтого Кодекса наработана определенная правоприменительная, административная исудебная практика в области жилищных и связанных с ними имущественныхотношений, которая также должна учитываться при совершенствовании жилищногозаконодательства

Глава 2. Право граждан РеспубликиБеларусь на жилище
2.1 Жилищный фонд
Право на жилище является одним изважнейших социально-экономических прав, которые конституционно гарантируютсякаждому гражданину Республики Беларусь.
Гарантии права на жилище,предусмотренные ст.48 Конституции Республики Беларусь от 1994 г., по существу имеютэкономический характер. В то же время они выражаются в обязанностях, которыеприняло на себя государство для обеспечения предоставленного гражданам права:развивать государственный и частный жилищный фонд; содействовать гражданам вприобретении жилья; предоставлять жилище гражданам, нуждающимся в социальнойзащите, бесплатно или по доступной для них плате. Никто не может бытьпроизвольно лишен жилья.
Согласно ст. 48 Конституции РеспубликиБеларусь от 1994 г.: «Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Этоправо обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда,содействием гражданам в приобретении жилья».[
Использование частного жилищного фондарегулируется целым рядом базовых нормативных актов, таких как Указ № 565, ЖКРеспублики Беларусь (гл.6), ГК Республики Беларусь (гл.18).
По статистическим данным, по состояниюна 1 января 2006 г. частный жилищный фонд составлял 183 071,3 тыс. м2 общейплощади.
Частный жилищный фонд включает жилыепомещения, находящиеся в собственности граждан или организацийнегосударственной формы собственности.
Граждане и юридические лицанегосударственной формы собственности имеют право в порядке, установленномзаконодательством Республики Беларусь, в целом либо по частям отчуждать,сдавать по договору найма, отдавать в залог, видоизменять, перестраивать илисносить жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, иосуществлять иные действия, не противоречащие общественной пользе ибезопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко – культурнымценностям, не ущемляющие права и защищаемые законом интересы других граждан.
Принудительное отчуждение таких жилыхпомещений допускается только по мотивам общественной необходимости присоблюдении условий и порядка, предусмотренных ЖК Республики Беларусь, инымизаконами Республики Беларусь.
Граждане приобретают право собственностина жилое помещение на основании:
строительства жилого дома, части жилогодома, квартиры;
приватизации занимаемого жилогопомещения государственного жилищного фонда;
принятия жилого помещения в наследство;
оформления права собственности на жилоепомещение членом организации граждан – застройщиков;
передачи им жилого дома, квартиры всобственность вместо снесенного жилого дома в связи с изъятием земельногоучастка для государственных нужд;
передачи им жилого помещения всобственность вместо утраченного в связи с капитальным ремонтом илиреконструкцией жилого дома;
совершения гражданско – правовых сделок;
по другим основаниям, предусмотреннымзаконодательными актами Республики Беларусь.
Для юридических лиц негосударственнойформы собственности основаниями приобретения права собственности на жилыепомещения являются:
строительство жилого дома, части дома,квартиры;
принятие жилого помещения в наследство;
передача им жилого дома, квартиры всобственность вместо снесенного жилого дома в связи с изъятием земельногоучастка для государственных нужд;
передача им жилого помещения всобственность вместо утраченного в связи с капитальным ремонтом илиреконструкцией жилого дома;
совершения гражданско – правовых сделок;
по другим основаниям, предусмотреннымзаконодательными актами Республики Беларусь.
Право собственности граждан июридических лиц негосударственной формы собственности на жилое помещениеподтверждается правоустанавливающим документом (соответствующим договором,свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации, свидетельством оправе на наследство и т.д.).

Глава 3. Постановка на учет нуждающихсяв улучшении жилищных условий. Порядок предоставления жилой площади
3.1 Основания постановки на учетнуждающихся в улучшении жилищных условий. Перечень категорий лиц нуждающихся вулучшении жилищных условий
Согласно ст. 42 ЖК Республики Беларусь от22 марта 1999. № 248 – 3: « Граждане имеют право самостоятельно состоять научете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента приобретения полнойдееспособности».[
Указом № 565 утверждено Положение опорядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставленияжилых помещений государственного жилищного фонда (далее – Положение), которымопределен порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий(далее – учет), местными исполнительными и распорядительными органами, инымигосударственными организациями, организациями негосударственной формысобственности, а также порядок предоставления жилых помещений государственногожилищного фонда, регистрации и учета договоров найма жилых помещенийгосударственного жилищного фонда.[
В соответствии с гл 1 п.1, п.2Положения: «Граждане имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшениижилищных условий со дня наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации иливступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста – с даты принятиярешения об эмансипации либо вступления в брак.
Дети-сироты и дети, оставшиеся безпопечения родителей, имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшениижилищных условий до наступления совершеннолетия с даты их определения навоспитание, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, – с даты ихпостановки на учет в семье родителей, если они не имеют в собственности или впользовании жилых помещений либо не могут быть вселены в жилое помещение, изкоторого выбыли».[
В соответствии со ст. 44 ЖК РеспубликиБеларусь: «Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,осуществляется по месту постоянного проживания в районных, городских, районныхв городах, поселковых, сельских исполнительных и распорядительных органах. Предприятия,учреждения, организации независимо от форм собственности осуществляют учетграждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и работающих на данныхпредприятиях, в учреждениях, организациях. Работники медицинских,культурно-просветительных учреждений, детских дошкольных учреждений,предприятий общественного питания, торговли, бытового обслуживания населения,профессионально-технических учебных заведений и других предприятий, учреждений,организаций, непосредственно обслуживающие трудовой коллектив этих предприятий,учреждений, организаций, по их желанию принимаются на учет нуждающихся вулучшении жилищных условий наравне с работниками данных предприятий,учреждений, организаций независимо от форм собственности.
Правила учета граждан, нуждающихся вулучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РеспубликеБеларусь утверждаются Советом Министров Республики Беларусь».[
В соответствии с п. 7 Положения учетграждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется местнымиисполнительными и распорядительными органами по их постоянному местужительства, а граждан, не имеющих в собственности или а пользовании жилыхпомещений, — местными исполнительными и распорядительными органами по местурегистрации таких граждан в органах внутренних дел.[
Согласно ст. 43 ЖК Республики Беларусь существуетперечень оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий:«Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
имеющие обеспеченность общей площадьюжилого помещения, в котором они проживают, на одного члена семьи менееминимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социальногопользования;
проживающие в жилом помещении, неотвечающем установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;
проживающие в квартире, заселеннойнесколькими нанимателями;
проживающие в неизолированных жилыхкомнатах или одной комнате при отсутствии родственных отношений;
проживающие в однокомнатной квартире илиодной комнате с другим гражданином независимо от его пола, кроме супругов;
впервые вступившие в брак и не имеющиеотдельной квартиры;
родившие (усыновившие) и воспитывающиедетей без вступления в брак, не имеющие отдельной квартиры;
проживающие в общежитиях, за исключениемграждан, поселившихся в связи с обучением;
проживающие по договору поднайма жилогопомещения в домах государственного жилищного фонда или по договору найма жилогопомещения в домах частного жилищного фонда;
проживающие в служебных жилыхпомещениях;
проживающие в одной комнате (квартире) сгражданином, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, если совместноепроживание с ним в одной комнате (квартире) признано невозможным по основаниям,предусмотренным законодательством Республики Беларусь;
по иным основаниям, предусмотреннымзаконодательством Республики Беларусь».[
Так же согласно Положения к нуждающимсяв улучшении жилищных условий относятся:
граждане, проживающие в жилых помещенияхспециальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов, имеющихнесовершеннолетних детей, а также граждан, проживающих в любых интернатах дляпрестарелых и инвалидов, которым при переосвидетельствовании установлена 3группа инвалидности либо инвалидность снята, или признанные в установленномпорядке дееспособными, если за ними не сохранилось или они не могут бытьвселены в жилое помещение, из которого выбыли;
дети-сироты и дети, оставшиеся безпопечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, которые не имеют в собственности или в пользовании жилыхпомещений либо не могут быть вселены в жилое помещение, из которого они выбыли,или если при вселении в это жилое помещение они станут нуждающимися в улучшениижилищных условий по основаниям, предусмотренным подпунктами 3.1.2–3.1.10настоящего пункта, а также в иных случаях, если невозможность вселения в такоежилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органомпо месту нахождения данного жилого помещения;
граждане, имеющие в собственности вданном населенном пункте жилые помещения, в которых они не проживают, не могутбыть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям,предусмотренным подпунктами 3.1.3–3.1.13, 3.2 пункта 3 настоящего Положения, заисключением случаев, если при вселении в эти жилые помещения они станутнуждающимися в улучшении жилищных условий;
специалисты, прибывшие по распределениюучреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднегоспециального и высшего образования, или по направлению государственных органови других организаций на работу в организации, расположенные на территориях суровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/кв. км и приравненных к нимтерриториях;
проживающие в общежитиях, за исключениемграждан, вселившихся в общежитие в связи с обучением, сезонных и временныхработников.[
Одним из оснований нуждаемости являетсяобеспеченность общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров на одногочеловека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяетсяисходя из суммы общей площади всех жилых помещений‚ находящихся в данномнаселенном пункте в собственности или в пользовании гражданина и членов егосемьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищныхусловий.
При раздельном проживании членов семьиобеспеченность общей площадью жилого помещения одного человека определяетсяисходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми онпринимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общейплощади всех жилых помещений, находящихся в их пользовании или в собственности,за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключениемнанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но невключенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается науказанный учет.
А так же организации, имеющие всобственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управленияжилые помещения, в установленном порядке могут предусматривать (по согласованиюс собственником или уполномоченным им лицом) в коллективных договорахдополнительные основания для признания своих работников нуждающимися в улучшениижилищных условий. При этом улучшение жилищных условий таких работниковосуществляется только по месту их работы.[учебник
Из судебной практики: Натальи Качан (начальникауправления юридической работы и кадров Министерства жилищно – коммунальногохозяйства Республики Беларусь):
Вопрос: На предприятии ведется учетграждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Своего жилищного фондапредприятие не имеет, строительство жилья не осуществляет. В то же времяработникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, согласно коллективному договорупредоставляются займы на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья.Организация, осуществляющая строительство жилого дома, отчитывается передорганами статистики за перечисленные предприятием заемные средства как заметры, построенные предприятием, с указанием его ведомства. Может ли эторасцениваться как строительство предприятием жилья? Если нет. То вправе липредприятие вести учет нуждающихся?
Ответ: Согласно п. 8 Положения о порядкеучета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилыхпомещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом ПрезидентаРеспублики Беларусь от 29.11.2005 № 565, учет граждан, нуждающихся в улучшениижилищных условий, работающих (проходящих службу) в государственных органах,других организациях, имеющих во владении, пользовании жилые помещения и (или)осуществляющих жилищное строительство либо принимающих в нем долевое участие,ведется по месту работы (службы) этих граждан, а по их желанию – также и по ихпостоянному месту жительства.
Как следует из вопроса, организация,осуществляющая строительство жилого дома, отчитывается перед органамистатистики за перечисленные предприятием заемные средства как за метры,построенные данным предприятием. Следовательно, в таком случае могут бытьприменены нормы п. 8 Положения, дающие право ставить на учет граждан,нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы (службы). [ c. 71 –72 ] новый
Вопрос: В организации ведется учетнуждающихся в улучшении жилищных условий. Работник, состоящий на учете как неимеющий в данном населенном пункте (г. Минск) жилья, уволен в связи с выходомна пенсию. В настоящее время он прописан и проживает в г. Жодино. Следует либывшего работника снимать с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий всвязи с пропиской и проживанием в другом населенном пункте ?
Ответ: Согласно подп. 34.1 п. 34Положения о порядке учета гражданг, нуждающихся в улучшении жилищных условий,предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденногоУказом Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 № 565, право состоять научете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы)сохраняется за гражданами в случае увольнения в связи с выходом на пенсиюнезависимо от последующего трудоустройства, в том числе в иной государственныйорган, другую организацию.
Как видим, указанной нормой непредусмотрено, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищныхусловий по месту работы (службы) сохраняется за гражданами, проживающими тольков том населенном пункте, в котором расположена организация, где они былиприняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
То есть – это означает, что отсутствиепрописки в населенном пункте, где расположена организация, в которой работалгражданин, не влияет на сохранение права состоять на учете нуждающихся вулучшении жилищных условий по месту работы (службы) в случае увольнения в связис выходом на пенсию и гражданин не подлежит снятию с учета. [журнал старый
3.2 Постановка на учет лиц нуждающихся вулучшении жилищных условий и снятие с учета
Для постановки на учет нуждающихся вулучшении жилищных условий граждане подают заявление о принятии на учетнуждающихся в улучшении жилищных условий по постоянному месту жительства – всоответствующий местный исполнительный и распорядительный орган, по местуработы (службы) – в государственный орган, другую организацию.
В соответствии с п.12.5 и п.12.6Положения к заявлению прилагаются:
— документы, подтверждающие право на внеочередноепредоставление жилого помещения, – при принятии на учет нуждающихся в улучшениижилищных условий граждан, имеющих в соответствии с законодательством такоеправо;
— сведения о доходе и имуществе,приходящихся на каждого члена семьи, – для граждан, имеющих право на получениежилого помещения социального пользования.
А также к ним прилагаются документы,предусмотренные п.п. 12.1 – 12.4 Положения:
— справка о занимаемом в данномнаселенном пункте жилом помещении и составе семьи, а для граждан, не имеющих всобственности или в пользовании жилых помещений, – справка об отсутствии вданном населенном пункте в собственности жилого помещения и отсутствии правапользования жилым помещением государственного жилищного фонда (о находящихся(находившихся в течение последних 5 лет) в собственности гражданина и членовего семьи жилых помещениях);
— решение соответствующего местногоисполнительного и распорядительного органа о признании занимаемого жилогопомещения не соответствующим санитарным и техническим требованиям,предъявляемым к жилым помещениям, – при принятии граждан на учет нуждающихся вулучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному подпунктом 3.1.3пункта 3 настоящего Положения;
— медицинское заключение, выданноегосударственной организацией здравоохранения, о наличии у гражданиназаболевания, указанного в перечне, определяемом Министерством здравоохранения,при наличии которого признается невозможным совместное проживание с лицами,страдающими ими, в одной комнате (квартире), – при принятии граждан на учетнуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренномуподпунктом 3.1.7 пункта 3 настоящего Положения;
— копии диплома об образовании итрудового договора (контракта) с трудоустроившей организацией – при принятии научет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренномуподпунктом 3.2 пункта 3 настоящего Положения; — эти документы запрашиваются усоответствующих организаций местным исполнительным и распорядительным органом,другой организацией, принимающими на такой учет, в трехдневный срок со дняпоступления заявления гражданина о принятии на учет нуждающихся в улучшениижилищных условий.[
Организации, получившие запрос, обязаныв десятидневный срок представить истребуемые документы.
Вместе с тем в Положении предусмотрено,что граждане при подаче заявления вправе самостоятельно представить вседокументы, необходимые для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищныхусловий.
Кроме того п. 13 Положения,предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, атакже лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основаниидокументов, удостоверяющих отсутствие попечения родителей, а также подтверждающихотсутствие у таких детей и лиц в собственности или в пользовании жилыхпомещений либо невозможность вселения в жилое помещение, из которого онивыбыли.
Граждане считаются принятыми на учетнуждающихся в улучшении жилищных условий со дня подачи на такой учет приналичии у них оснований для признания нуждающимися в улучшении жилищныхусловий.[
В п. 23 Положения имеется норма,предусматривающая, что «Совершеннолетний член семьи гражданина, состоящего научете нуждающихся в улучшении жилищных условий по постоянному месту жительства,вправе быть принятым на такой учет отдельно (если у него имеются основаниясостоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий) по его письменномузаявлению со времени принятия его на учет в составе семьи родителей независимоот его возраста на дату постановки на учет в составе семьи родителей, но неранее даты рождения».
На основании п. 24 Положения новойявляется норма, предусматривающая, что: « в случае вступления в брак граждан,состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по их письменномузаявлению производится переоформление очереди на одного из супругов по болееранней дате принятия на учет одного из них».[
Согласно ст. 46 ЖК Республики Беларусьсуществуют основания в отказе в принятие на учет граждан, нуждающихся вулучшении жилищных условий, то есть, это: « Граждане, ухудшившие свои жилищныеусловия путем разрушения, порчи, обмена, раздела или изменения порядкапользования жилым помещением, отчуждения пригодного и достаточного дляпроживания жилого помещения, принадлежащего (принадлежавшего) им на правесобственности, вселения других лиц (кроме супруга (супруги),несовершеннолетних, нетрудоспособных детей и нетрудоспособных родителей), непринимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение пяти летс момента ухудшения своих жилищных условий».[
В п. 25 Положения указано, что: « в случаерасторжения брака по письменному заявлению одного либо каждого из бывшихсупругов, состоявших на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий однойсемьей, производится разделение очереди. Каждый из бывших супругов имеет правосостоять на таком учете со времени принятия на учет, но не ранее временивозникновения у каждого из них оснований для признания нуждающимся в улучшениижилищных условий».[
Согласно п. 28 Положения порядокуточнения данных, являющихся основанием для сохранения права граждан состоятьна учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, аналогичен порядкупостановки на учет, то есть: «Местные исполнительные и распорядительные органы,иные государственные органы, другие организации ежегодно в период с 1 февралядо 1 мая проводят уточнение данных, являющихся основанием для сохранения праваграждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке,предусмотренном для получения документов, являющихся основанием для постановкиграждан на учет.
При этом уточнение указанных данных,касающихся конкретного гражданина, состоящего на таком учете, осуществляетсярегулярно по истечении 5 лет с даты постановки этого гражданина на учет впериод с 1 февраля до 1 мая».[
Пунктом 29 Положения для граждан,имеющих право на жилые помещения социального пользования, введена обязанностьпредоставления сведений о доходе и имуществе, приходящихся на каждого членасемьи. Такие сведения граждане обязаны предоставлять регулярно по истечении 5лет с даты постановки на учет.
Уточнение данных, подтверждающих правограждан находящихся на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,производится также перед принятием решения о предоставлении жилого помещения.
Согласно ст. 47 ЖК Республики Беларусь:«Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:
1.улучшения жилищных условий, если врезультате этого отпали основания состоять на учете нуждающихся в улучшениижилищных условий;
2.выезда на постоянное проживание вдругой населенный пункт, за исключением случаев, если эти граждане состоят научете нуждающихся в улучшении жилищных условий на предприятии, в учреждении,организации;
3.прекращения трудовых отношений спредприятием, учреждением, организацией, в которых они состояли на учетенуждающихся в улучшении жилищных условий, кроме случаев, предусмотренныхнастоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь;
4.предоставления не соответствующихдействительности сведений либо неправомерных действий должностных лиц прирешении вопроса о принятии на учет, послуживших основанием для принятия на учетнуждающихся в улучшении жилищных условий.
Если гражданин был принят на учетнуждающихся в улучшении жилищных условий при отсутствии оснований для этого, тов дальнейшем такие основания появились (увеличилось количество членов семьи ит.п.), дата постановки его на учет переносится на день возникновения этихоснований.
Перенос очередности граждан, нуждающихсяв улучшении жилищных условий, или снятие их с учета производятся по решениюорганов, принявших этих граждан на учет.
Гражданину, очередность которогопереносится, или гражданину, снятому с учета нуждающихся в улучшении жилищныхусловий, сообщается об этом в письменной форме в десятидневный срок со дняпринятия такого решения с указанием оснований переноса очередности или снятия сучета».[
Положение дополнило основании,изложенные в ст. 47 ЖК Республики Беларусь от 22 марта 1999 г. № 248 -3, снятияграждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так в соответствии сп. 31.5 и п. 31.6 Положения дополнительными условиями снятия с учета являются:
подача гражданином заявления о снятии сучета нуждающихся в улучшении жилищных условий, подписанного им и совершеннолетнимичленами его семьи, совместно состоящими на учете нуждающихся в улучшениижилищных условий;
непредставления в соответствии с пунктом29 настоящего Положения необходимых документов в установленные указаннымпунктом сроки.
Предусмотрено также, что гражданеподлежат восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сдаты первоначальной постановки на учет при условии представления ими документов,подтверждающих сохранение оснований для нахождения на учете.
Пунктом 33 Положения определеныоснования сохранения права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищныхусловий по постоянному месту жительства.[
Согласно ст. 49 ЖК Республики Беларусь:«Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с моментапринятия на учет сохраняется:
по месту жительства – за членами семьи,совместно проживавшими с гражданином и состоявшими с ним на учете, в случае егосмерти или снятия с учета по основаниям, указанным в абзаце третьем частипервой статьи />47 настоящего Кодекса, если неотпали основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
по месту работы – за работающими наданном предприятии, в учреждении, организации членами семьи гражданина,состоявшего на учете, в случае прекращения с ним трудовых отношений, а зачленами семьи гражданина, умершего в результате несчастного случая напроизводстве или профессионального заболевания, – независимо от места ихработы, если не отпали основания состоять на учете нуждающихся в улучшениижилищных условий».[
Согласно п. 38 Положения: «Контроль засостоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,установлением очередности на улучшение жилищных условий, распределением жилыхпомещений в государственных органах, других организациях осуществляетсяместными исполнительными и распорядительными органами, профсоюзным комитетом, атакже уполномоченными государственными органами в порядке, установленномзаконодательством».[
3.3 Порядок предоставления жилой площади
Согласно ст.53 ЖК Республики Беларусь:«Жилые помещения предоставляются гражданам:
в домах коммунального жилищного фонда –по решению районного, городского, районного в городе, поселкового, сельскогоисполнительного и распорядительного органа при участии общественной комиссии пожилищным вопросам, создаваемой при местном исполнительном и распорядительноморгане, или по совместному решению администрации предприятия, учреждения,организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которыхнаходятся жилые помещения, и соответствующего профсоюзного комитета;
в домах республиканского жилищного фонда– по совместному решению администрации предприятия, учреждения, организации, вхозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилыепомещения, и соответствующего профсоюзного комитета.[
Так же согласно ст.39 Указа №565: «Жилыепомещения в домах государственного жилищного фонда предоставляются состоящим научете нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданам и членам их семей, какправило, в виде квартиры или жилого дома на условиях соответствующего договоранайма жилого помещения государственного жилищного фонда».
Согласно ст.42 Указа №565: «Жилыепомещения государственного жилищного фонда (за исключением специальных жилыхпомещений) предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся вулучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия научет. Жилые помещения государственного жилищного фонда, в том числе служебныежилые помещения, могут быть предоставлены гражданам вне очереди или в первоочередномпорядке в случаях, установленных законодательными актами».
Согласно ст.46 Указа №565: «ГероямБеларуси, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, полнымкавалерам орденов Славы, Трудовой Славы, а также гражданам, страдающим заболеваниями,дающими им право на дополнительную площадь, другим гражданам в соответствии сзаконодательством сверх минимальной нормы предоставления общей площади жилогопомещения предоставляется дополнительная площадь жилого помещения в видекомнаты или в размере 15 кв. метров общей площади».
Согласно ст.48 Указа № 565: «Право надополнительную площадь жилого помещения может быть реализовано только одинраз».

Заключение
Жилищное законодательство имеет своейзадачей регулирование жилищных отношений. К регламентации жилищных отношенийпривлечены институты и нормы ряда отраслей права, в основном гражданского. Нопрежде всего регулирование жилищных отношений базируется на положенияхжилищного законодательства. Следовательно, Жилищный кодекс выступает наряду свновь принятыми федеральными законами, регламентирующими жилищные отношения, вкачестве составляющего правовую базу.
Жилищные отношения являют собойотношения, обеспечивающие удовлетворение потребности граждан в жилье, т.е.возникающие по поводу жилого помещения. В круг таковых входят отношения поповоду: обеспечения граждан жильем, пользования жилыми помещениями, управленияжилищным фондом, использования и сохранности жилищного фонда.
Жилые помещение находятся в тесной связис жилищными отношениями, право собственности является основанием длявозникновения и осуществления жилищных отношений. Право пользования жилымпомещением собственником этого помещения является одним из трех важнейшихсоставляющих права собственности: владение, пользование и распоряжение.
В орбиту жилищных отношений вовлеченытакже отношения по поводу «ограниченного» распоряжения жилымпомещением, в частности, в числе прав нанимателей жилых помещений содержитсяправо на обмен занимаемого жилого помещения.
Жилищным законодательством регулируютсятакже некоторые другие отношения, складывающиеся в жилищной сфере по поводужилища: обеспечение жилых домов, жилых помещений отоплением, водой,электроэнергией, газом и др. (коммунальные услуги). Отношения по оказаниюгражданам коммунальных услуг неотделимы от жилищных отношений по использованиюжилого помещения1.[
В юридической литературе нет единогомнения по вопросу некоторых отношений, связанных с реализацией жилищныхпотребностей граждан, в частности, отношений, связанных со строительствомжилого дома.
Так, одни авторы считают, чтостроительство и реконструкция жилища отнесены к сфере жилищных правоотношений2.[
Другие, в частности, Ю.К. Толстой,придерживаются иного мнения. «Жилищное законодательство нераспространяется на отношения по строительству и реконструкции жилых домовнезависимо от того, кто выступает в них в качестве инвестора, заказчика иподрядчика»3.
Эта точка зрения представляется болееправильной. Отношения, связанные со строительством жилого дома, подлежатрегламентации, главным образом, нормами градостроительного законодательства,земельного и отчасти гражданского.
В 2008 году в Республики Беларусь настроительство жилых домов использовано 6,4 трлн. рублей инвестиций, чтосоставило 17,9% к их общему объему и 120,9% к уровню 2007 года. Построено свыше60 тыс. новых квартир общей площадью 5,1 млн. квадратных метров, что на 10,3%больше, чем в 2007 году и 99% к предусмотренному заданию на год. Прирост вводаобщей площади жилья обеспечен, главным образом, за счет средств населения (2,4млн. квадратных метров, или 46,4% от общего ввода жилья) и льготных кредитовбанков (соответственно 1,9 млн. квадратных метров и 37,6%).
Для граждан, состоящих на учетенуждающихся в улучшении жилищных условий, построено около 43 тыс. квартир общейплощадью 3,1 млн. квадратных метров, или 60,6% от общего ввода по республике, втом числе в многоквартирных жилых домах в городах – около 2 млн. квадратныхметров.
В сельских населенных пунктах и малыхгородских поселениях введено в эксплуатацию около 2 млн. квадратных метровобщей площади жилья, или 38,1% от общего ввода по республике, в том числе всельской местности – 1,5 млн. квадратных метров. В сельскохозяйственныхорганизациях введено в действие 7,6 тыс. жилых домов, квартир, или 100,5% кзаданию на год.
В агрогородках, предусмотренных к вводув текущем году введено в эксплуатацию 1,7 тыс. жилых домов, квартир общейплощадью 157,9 тыс. квадратных метров. На жилищное строительство в агрогородкахиспользовано 225,9 млрд. рублей инвестиций.
В соответствии с важнейшими параметрамипрогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 годсовместным постановлением Совета Министров и Национального банка РеспубликиБеларусь от 27 декабря 2007 года № 1838/18 «О мерах по выполнению заданий на2008 год по строительству жилых домов» поручалось облисполкомам, Минскомугорисполкому, Министерству архитектуры и строительства обеспечить выполнениезадания по вводу в эксплуатацию жилья в объеме 5200 тыс.кв.метров.
По данным Белстата, в прошлом году вцелом по республике введено в действие 5146,7 тыс.кв.метров общей площади жилья(99% к заданию), в том числе в сельских населенных пунктах и малых городскихпоселениях 1959 тыс.кв.метров, или 38% от общего объема по республике. Заданиепо возведению жилья в сельской местности и малых городских поселениях выполненона 123,6%. Доля жилья, введенного в эксплуатацию непосредственно в сельскихнаселенных пунктах (1456,8 тыс.кв.метров), составила 28,3% от его общего вводапо республике.
Все области перевыполнили установленныегодовые задания по строительству и вводу в эксплуатацию жилых домов. Наибольшийввод в действие жилья достигнут там, где была должным образом организованасовместная работа заказчиков и подрядных организаций, непрерывное исвоевременное финансирование, а также завершено строительство объектовинженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки.
Более высокие общие результаты повыполнению годового задания достигнуты в Брестской, Гомельской и Минскойобластях (соответственно 100,9, 100,8 и 100,4%). Гродненская и Могилевскаяобласти выполнили указанное задание на 100,3%, Витебская область – на 100,1%.Город Минск не вышел на установленный уровень выполнения годового задания –здесь введено в эксплуатацию 1156,5 тыс.кв.метров, или 94,1% к заданию.
Годовое задание по строительству жильядля граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (3943тыс.кв.метров, или 76% от общего объема ввода в эксплуатацию) в целом пореспублике недовыполнено. Для указанной категории граждан построено 3116тыс.кв.метров общей площади, или 60,6% от общего объема ввода в эксплуатацию.
В то же время необходимо отметить, чтодля граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,построено в многоквартирных жилых домах в городах 1962,5 тыс.кв.метров общейплощади, или 75,3% от общего ввода в многоквартирных жилых домах в городах. Порегионам этот показатель составил: в Гомельской области – 93,3%, Брестской –90,9%, Могилевской – 90%, Гродненской – 83,1%, Витебской – 81%, Минской области– 76,2% и в Минске – 58,3%.
Выполнение за отчетный период заданий построительству жилых помещений социального пользования (898 квартир), длямногодетных семей (1878 квартир) и для отселения граждан, проживающих в ветхихи аварийных домах (582 квартиры) характеризуется следующими данными:
введено в эксплуатацию 1119 квартирсоциального пользования (общей площадью 65,9 тыс.кв.метров), или 124,6% кзаданию. Годовое задание по этому показателю перевыполнили все области (вМогилевской области это задание перевыполнено в 2,7 раза). В Минске выполнениезадания по социальному жилью составило только 85,2%;
построено 3241 квартира для многодетныхсемей (общей площадью 281,8 тыс.кв.метров), или 172,6% к годовому заданию.Данный показатель годовой жилищной программы значительно перевыполнен всемиобластями (в том числе Гомельской областью – в 3,9 раза, Витебской – в 3,2 разаи Минской – в 2 раза) и в г.Минске;
сданы в эксплуатацию 836 квартир (общейплощадью 48,8 тыс.кв.метров), или 143,6% к годовому заданию, для отселенияграждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах. Этот показатель выполненв Витебской области и значительно перевыполнен в других регионах (в Гродненскойобласти в 2,3 раза). В Минске выполнение этого задания составило только 85,8%.[
Жилищное строительство было и остаетсяважнейшей задачей для строительного комплекса, местных исполнительных ираспорядительных органов как одно из приоритетных направленийсоциально-экономического развития страны.
Законное и справедливое разрешениесудебных жилищных споров оказывает позитивное влияние не только на участниковконкретных правоотношений, но и на все общество в целом, формируябесконфликтную социальную обстановку, при которой человеческие ресурсынаправляются не на борьбу за социальные блага, а высвобождаются для созданияновых материальных ценностей и культурного развития.[

Список используемых источников
1.        Гражданский Кодекс Республики Беларусь: принят Палатойпредставителей 28 октября 1998 года, одобрен Советам Республики 19 ноября 1998года: текст Кодекса по состоянию на 20 июля 2007 года // Консультант Плюс:Беларусь. Технология 3000 [ Электронный ресурс ] / ООО «ЮрСпект», Национальныйцентр правовой информации Республики Беларусь. — Мн., 2007.
2.        Жилищный Кодекс Республики Беларусь от 22 марта 1999 г.№248 – 3:принят Палатой представителей 18 декабря 1998 г., одобрен Советом Республики 8февраля 1999 г.
3.        Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями идополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и17 октября 2004 года). Мн.: Национальный центр правовой информации РеспубликиБеларусь, 2006. 64 с.
4.        Корнушенко Е.И. Регулирование жилищных отношений / Е.И.Корнушенко, Н.П. Каган, Е.Б. Чарей. – Минск: Агенство Владимира Гревцова: Серия“Право и бизнес”, 2006. – 208 с.
5.        Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование: Жилищныеотношения. Правовое регулирование в современных условиях // Журнал № 3-4(16-17) Декабрь 2003г
6.        О Национальной жилищной программе (концептуальные положенияжилищной политики в условиях перехода к рыночной политике): ПостановлениеВерховного Совета Республики Беларусь от 24 февраля 1994 г. № 2806 // ВедомостиВерховного Совета Республики Беларусь 1994 г., № 15
7.        О некоторых вопросах предоставления и использования жилыхпомещений государственного жилищного фонда: Указ Президента Республики Беларусьот 19 марта 2007 г. № 128
8.        О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений: УказПрезидента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 (с изм. и доп. УказомПрезидента Республики Беларусь от 19 марта 2007 № 128) // Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 70, 1/8420
9.        О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство(реконструкцию) или приобретение жилых помещений: Указ Президента РеспубликиБеларусь от 14 апреля 2000 г. № 185. С изм. и доп. Указ Президента РеспубликиБеларусь от 7 сентября 2007 г. № 414 // Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь, 2007 г., № 223, 1/8874
10.     О предоставлении молодым и многодетным семьям финансовой поддержкигосударства: Указ Президента Республики Беларусь №585 от 22 ноября 2007 г.
11.     О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь: ЗаконРеспублики Беларусь от 16 апреля 1992 г. № N1593 (по состоянию на 15 июля 2008г.) //
12.     О Программе развития жилищно – коммунального хозяйства РеспубликиБеларусь на 2006 – 2010 г.: постановление Совета Министров Республики Беларусьот 7 июня 2006 г. № 720, с изм. и доп. Постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 580 // Национальный реестр правовыхактов Республики Беларусь, 2007 г., № 119, 5/25169
13.     О совместном домовладении: Закон Республики Беларусь, принятПалатой представителей 17 декабря 1997 г., одобрен Советом республики 20декабря 1997 г.
14.     Юрист: Ежемесячный практический журнал, №1(92) январь 2009
15.     Юрист: Ежемесячный практический журнал, №2(69) февраль 2007
16.     Юстиция Беларуси, №3 1999
17.     Юстиция Беларуси, №4 2002


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Обгрунтування виробничої програми 2
Реферат Фосфор в организме человека
Реферат Схема фонетического разбора
Реферат Сегментирование рынка Функции маркетинга
Реферат Методы анализа денежных потоков
Реферат Україна у Світі
Реферат Начало борьбы с огнем на Руси
Реферат Экономические показатели библиотечной работы, их значение для оптимизации деятельности библиотеки
Реферат Разведение карпа
Реферат Свобода экономической инициативы как гарантия правового государства
Реферат Формирование экологических знаний у старших дошкольников на основе моделирования
Реферат Интонация как эффективная единица коммуникативистики
Реферат Условия и возможности бурения вторых стволов
Реферат Методика обучения по курсу математики за 3 года
Реферат Автоматизированная система защиты и диагностики парка электродвигателей промышленного предприятия