/>Введение
Даннаятема курсовой работы «Договор поставки для Государственных нужд» довольноактуальна в наши дни. Актуальность проблемы заключается в массовом примененииво всех организациях договоров поставки. Он играет важную роль в организации иосуществлении хозяйственной деятельности, предпринимательства, что будетпоказано в этой работе.
Поставка товаров длягосударственных нужд осуществляется на основе государственного контракта напоставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии сним договоров поставки товаров для государственных нужд Государственныминуждами признаются определяемые в установленном законодательством порядкепотребности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц,обеспечиваемые, как правило, за счет средств бюджета и внебюджетных источниковфинансирования. Относятся к числу государственных нужд, а следовательно, ифинансируются из указанных источников товары, предназначенные для реализациисоциально-экономических, научно-технических, оборонных и других задач.
Законодательствомопределены основания и регламентированы отношения, возникающие из поставкинеобходимых для Республики Беларусь товаров.
Совет Министровреспублики Беларусь ежегодно составляет перечень необходимых товаров длягосударственных нужд, определяет государственных заказчиков но ним и утверждаетэтот перечень необходимых товаров и государственных заказчиков по ним.
Порядок заключенияхозяйственных договоров на выполнение поставок (работ) для государственных нуждпостоянно детализируется и уточняется.
Цельработы заключается в изучении содержания договора поставки для государственныхнужд, заключении, исполнении, ответственности .
При осуществлениихозяйственной деятельности, при совершении сделки с целью удовлетворенияпотребностей производственного характера субъекты хозяйствования,предприниматели вступают в разнообразные договорные отношения. Договор являетсяосновным документом определяющим права и обязанности сторон, заключивших его. Договоропределяет и порядок выполнения его участниками принятых обязательств,определяет правовые границы их возможного и дозволенного поведения. Оноформляет экономическое и правовое равенства сторон, закрепляет мерыпринуждения (санкции) на случай неисполнения или ненадлежащего исполнениясторонами своих особенностей.
Договором признаетсясоглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращениигражданских прав и обязанностей.
Данная работа состоит изтрех разделов в которых будут рассмотрены понятие, признаки государственногоконтракта и договора поставки товаров для государственных нужд, порядокзаключения, права, обязанности поставщика и государственного заказчика(покупателя), ответственность сторон.
Раздел1. Понятие, признаки государственного контракта и договора поставки товаров длягосударственных нужд
Вст. 495 — 504 ГК дается понятие государственных нужд, определяются правовыеформы отношений по поставке товаров для государственных нужд, основания ипорядок их установления, предусматриваются особенности исполнения обязательствпри поставке товаров для государственных нужд. При недостаточности этих нормприменяется специальное законодательство о поставках товаров длягосударственных нужд.
Поставка товаров для государственныхнужд осуществляется в целях:
Ø выполнения обязательствпо поставкам товаров в соответствии с заключенными Республикой Беларусьдоговорами (соглашениями);
Ø выполнения целевыхпрограмм, в которых участвует Республика Беларусь;
Ø создания и поддержаниягосударственных материальных резервов Республики Беларусь;
Ø поддержания необходимогоуровня обороноспособности и государственной безопасности Республики Беларусь;
Ø ликвидациипоследствий аварии на Чернобыльской АЭС;
Ø государственной поддержкиустойчивого функционирования топливно-энергетического, жилищно-коммунального и агропромышленногокомплексов, транспорта, связи, образования, здравоохранения, культуры исоциального обеспечения;
Ø проведения геологоразведочныхработ и природоохранных мероприятий;
Ø удовлетворениянужд государственного управления. [1, ст.2 ]
Основаниями поставкитоваров для государственных нужд являются [2, ст.495 ]:
1) государственныйконтакт на поставку товаров для государственных нужд;
2) договор поставкитоваров для государственных нужд.
По государственномуконтракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель)обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иномулицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленныхтоваров [ 2, ст. 496ГК]
Договор поставки длягосударственных нужд – это соглашение, по которому поставщик передаёт на основегосударственного контракта покупателю товары, предназначенные длягосударственных нужд.
Состав республиканских государственныхнужд, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, порядок разработки,финансирования и реализации республиканских и межгосударственных целевыхпрограмм, состав республиканских государственных нужд, которые обеспечиваются засчет других источников финансирования, утверждается и определяется Советом МинистровРеспублики Беларусь .
Состав местных нужд, финансируемыхза счет средств местных бюджетов, а также других источников, утверждается областнымии Минским городским исполнительным комитетом либо в порядке, определяемом ими. Формированиеи размещение заказов на поставку товаров для государственных нужд осуществляютсяпосредством заключения государственных контрактов между государственным заказчикоми поставщиком в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Государственныхзаказчиков по выполнению республиканских государственных нужд определяет Совет МинистровРеспублики Беларусь. Заказчиков по выполнению местных нужд определяют исполкомы.
Государственные заказчикине вправе передавать свои полномочия по формированию и размещению государственныхзаказов органам государственного управления и другим юридическим и физическимлицам. [2, ст.ст.3-6,8 ]
Поскольку к поставкетоваров для государственных нужд применяются правила о договоре поставки [п.2ст. 495 ГК], следовательно, они (рассматриваемые государственный контракт идоговор поставки товаров для государственных нужд) являются разновидностьюдоговора поставки.
Особенностямидоговорных отношений по поставке товаров для государственных нужд, позволяющиеотличать их от договоров поставки, являются:
— особенность договоров, регулирующих поставки товаров для государственных нужд,состоит в особых, нормативно закрепленных целях использования товаров.
— отношения по поставке товаров для государственных нужд характеризуютсяособенностями своего субъектного состава и структуры договорных связей.
— для государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственныхнужд установлены определенные основания их заключения.
— особенности государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственныхнужд проявляются в порядке их заключения .
— договорным отношениям по поставке товаров для государственных нужд присущиособенности, связанные с исполнением обязательств, изменением и прекращениемдоговорных отношений.
— государственные контракты и договоры поставки товаров для государственных нуждотличаются особенностями обеспечения выполнения обязательств по реализациитоваров для государственных нужд, а также особенностями ответственности за ихнарушение.
Данные договоры являютсядвусторонними, возмездными и консенсуальными.
Как показывает анализзаконодательства, в государственном контракте и заключённом на его основедоговоре поставки поставщиком одно и то же лицо, т.е. это может быть физическое(индивидуальный предприниматель) и юридическое лицо. Другой сторонойприменительно к государственному контракту назван государственный заказчик. Вотличие от договора поставки товаров для государственных нужд он не называетсяпокупателем, но в законе сказано, что товары по указанию государственногозаказчика могут передаваться другому лицу, которое и является покупателем. В тоже время, когда речь идет о заключении договора поставки товаров длягосударственных нужд, в качестве другой стороны назван помимо поставщика ипокупатель. [ 3, с.65-66]
В роли государственногозаказчика, в зависимости от того, какие товары поставляются, выступаютсоответствующие министерства, ведомства, другие государственные организации, атакже органы местного управления и самоуправления.
Например, в утвержденномперечне республиканских государственных нужд, а также государственныхзаказчиков по поставкам (закупам) товаров (работ, услуг) для республиканскихгосударственных нужд на 2009 год, Постановление Совета Министров РеспубликиБеларусь от 28.01.2009 N 108, определены следующие государственные заказчики итовары:
Ø Минсельхозпром ( зерно,прочие зерновые и зернобобовые, маслосемена рапса );
Ø Концерн«Белгоспищепром» ( сахарная свекла, ячмень пивоваренный, зерно для производстваспирта, маслосемена рапса);
Ø Концерн «Белбиофарм»(зерно для производства спирта);
Ø Минскийгорисполком (скот в живом весе, молоко базисной жирности, мясо (свинина, говядина));
Ø Концерн«Беллегпром» (льноволокно);
Ø Белкоопсоюз(льноволокно короткое).
Также определяются объемыфинансирования поставок (закупок) товаров (работ, услуг) для республиканскихгосударственных нужд, предусмотренные в республиканском бюджете на 2009 год дляобеспечение устойчивого развития отраслей и удовлетворения нуждгосударственного управления. Например, Национальному собранию РеспубликиБеларусь, определено на общегосударственную деятельность 5 565 789 000 руб., АдминистрацияПрезидента Республики Беларусь, Государственный секретариат Совета БезопасностиРеспублики Беларусь и аппарат Управления делами Президента Республики Беларусь получили17 688 010 000 руб. Белорусский республиканский союз потребительскихобществ 32 748 730 000 руб. и. прочие; объемы поставок научно-техническойпродукции ( разработка и освоение производство средств определения диагностики реакциивысокопатогенного гриппа диффузионной птиц, разработка технологии производства готовойлекарственной формы витаминного препарата, эквивалентного по терапевтическойэффективности зарубежному аналогу «Мильгамма», раствор для инъекций.Освоить выпуск фармакопейная на РУП «Борисовский завод медицинскихпрепаратов» и. др.).
Покупателями выступаютюридические лица, как правило коммерческие, которых определяют государственныезаказчики.
Возмездный характерпроявляется во встречном предоставлении за поставленный товар денег.
Государственный контракти заключенный на его основе договор поставки товаров для государственных нуждсоздают отношения между сторонами, которые реализуются ими не одновременно сзаключением договора, что подчеркивает их консенсуальность.
Предметом договоров могутбыть любые товары, удовлетворяющие потребностям Республики Беларусь илиадминистративно-территориальных единиц. Это товары, как правило, определяемыеродовыми признаками, т.е. товары серийного производства.
Срок действия договораобычно оговаривается в самом контракте, а периоды поставки товараустанавливаются сторонами и указываются в договоре.
Цены устанавливаютсясторонами государственного контракта, однако не исключен и другой порядокопределения цен.
Само понятие «государственныйконтракт» определяет письменную форму его заключения.
Изложенные особенностидоговорных отношений по поставке товаров для государственных нужд, по существу,и отличают их от договора поставки.[3, с.66]
Раздел 2. Порядокзаключения государственного контракта и договор поставки товаров длягосударственных нужд
Основанием для заключениягосударственного контракта является подготовка и получение заказа на поставкутоваров для государственных нужд. В государственном заказе указываетсянаименование товара, количество, сроки поставки, цена, порядок расчетов и др.
Следует отметить, что дляцелей поставки товаров для государственных нужд, согласно п.1 ст.495 ГК РБ, подгосударственными нуждами понимаются определяемые в установленном законодательствомпорядке потребности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц,обеспечиваемые, как правило, за счет средств бюджета и внебюджетных источниковфинансирования.
Государственный контракт напоставку товаров для государственных нужд представляет собой, согласно ст.496 ГКРБ, возникновение обязательств, с одной стороны поставщика по передаче товаров государственномузаказчику либо по его указанию – иному лицу, а с другой стороны –государственного заказчика по обеспечению оплаты поставленных товаров.
Предложения по составугосударственных нужд представляются республиканскими органами государственногоуправления и иными государственными организациями, подчиненными ПравительствуРеспублики Беларусь, а также другими государственными органами, организациями ииндивидуальными предпринимателями (далее — государственные органы (организации)в Министерство экономики.
Государственные органы(организации) формируют предложения по составу государственных нужд в частипоставок товаров (работ, услуг) за счет:
v средств (полностью или частично)республиканского бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов,а также государственных внебюджетных и инновационных фондов, внешнихгосударственных займов, кредитов, льготируемых за счет средств республиканскогобюджета, — в целом по всей номенклатуре и объемам товаров (работ, услуг) исходяиз прогнозируемых объемов денежных средств в виде проекта годового планагосударственных закупок. Прогнозируемые объемы денежных средств на поставкутоваров (работ, услуг) должны быть увязаны с проектом республиканского бюджетана очередной финансовый (бюджетный) год с учетом предварительной проработки исогласования с соответствующими подразделениями Министерства экономики иМинистерства финансов;
v иных источников финансирования — вслучае наличия соответствующих поручений Президента Республики Беларусь и (или)Правительства Республики Беларусь по номенклатуре и объемам товаров (работ,услуг) с учетом потребности в них государственных органов (организаций) ипредварительной проработки и согласования с ответственными за поставку такихтоваров (работ, услуг) исполнителями.
Министерство экономики иМинистерство финансов рассматривают и обобщают предложения по составугосударственных нужд для включения их в проекты прогноза социально-экономическогоразвития Республики Беларусь и республиканского бюджета на очередной финансовый(бюджетный) год.
После утвержденияосновных параметров прогноза социально-экономического развития и принятиязакона Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очереднойфинансовый (бюджетный) год состав государственных нужд утверждается в порядке,установленном законодательством, и доводится до государственных заказчиков иответственных исполнителей (в случае определения таких ответственных исполнителей).[5, п.3,4]
Формирование поставок длягосударственных нужд важнейших видов сельскохозяйственной продукции и сырья,размещение заказов на их поставку осуществляется с учетом особенностейсельскохозяйственного производства и необходимости гарантированного обеспечениянаселения республики продовольствием.
В состав государственныхнужд включаются номенклатура и объемы поставок сельскохозяйственной продукции исырья на основании предложений государственных органов (организаций),согласованных с Министерством сельского хозяйства и продовольствия,облисполкомами и Минским горисполкомом.
Ответственнымиисполнителями по поставкам сельскохозяйственной продукции и сырья являютсяоблисполкомы и Минский горисполком.
Ответственные исполнителивыбирают поставщиков сельскохозяйственной продукции и сырья в установленномзаконодательством порядке. Поставщиками сельскохозяйственной продукции и сырьямогут быть сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские)хозяйства и другие организации, являющиеся производителями сельскохозяйственнойпродукции.
Договоры на поставкусельскохозяйственной продукции и сырья заключаются согласно номенклатуре,утвержденной в составе государственных нужд. Замена (зачет) одних видовсельскохозяйственной продукции и сырья другими не допускается. В исключительныхслучаях (неурожай у производителей, вызванный стихийными бедствиями,природно-климатическими условиями) допускается внесение в установленном порядкеизменений и (или) дополнений в состав государственных нужд и соответственно вдоговоры на поставку сельскохозяйственной продукции и сырья.
Под производствопродукции растениеводства заготовители осуществляют в пределах источниковфинансирования авансовые выплаты до 50 процентов стоимости продукциирастениеводства по договору поставки продукции для государственных нужд (еслииное не предусмотрено законодательством) и учитывают их удержание приокончательной оплате объемов заготовленной продукции. [5, п. 6]
В качестве мерстимулирования поставщиков товаров для государственных нужд могутиспользоваться:
v кредиты на льготных условиях;
v льготы по налогам и другим платежам вбюджет;
v целевые дотации и субсидии;
v приоритетное обеспечение централизованнорегулируемыми материальными ресурсами;
v другие льготы.[1, ст.9]
Сформированный государственныйзаказ нуждается в размещении, которое может происходить путем проведенияторгов, конкурсов и аукционов. При этом, если заказ на поставку товаров длягосударственных нужд размещается по конкурсу, заключение государственногоконтракта с поставщиком (исполнителем), объявленным победителем конкурса,является для государственного заказчика обязательным.
Выбор поставщика можетбыть произведен и самим государственным заказчиком.
Если поставщик(исполнитель) принял заказ, то заключение государственного контракта длягосударственных заказчиков, разместившего заказ, обязательно.
Дляпоставщика (исполнителя) заключение государственного контракта являетсяобязательным лишь в предусмотренных законодательством случаях. По Закону опоставках товаров для государственных нужд от 24 ноября 1993 г. не имеют праванеобоснованно отказаться от заключения государственных контрактов на поставкутоваров для государственных нужд поставщики, являющиеся монополистами попродаже или производству определенных видов товаров. Обязательность заключенияпоставщиком (исполнителем) государственного контракта установлена и в некоторыхдругих случаях, например в отношении поставки (заготовки, сдачи) лома и отходовчерных, цветных и драгоценных металлов. Однако заключение государственногоконтракта обязательно для поставщика только при условии, что государственнымзаказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику(исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта.
Еслисторона, для которой заключение государственного контракта являетсяобязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться всуд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт[2, п. 5 ст. 498 ГК].
Поставщик (исполнитель),принявший государственный заказ, должен заключить государственный контракт, длячего государственным заказчиком разрабатывается проект государственногоконтракта и направляется поставщику ( исполнителю).
Поставщик (исполнитель),получивший проект государственного контракта, обязан не позднее 30-дневноосрока, а если государственный контракт заключается по результатам конкурса наразмещение заказа на поставку товаров для государственных нужд, то не позднее 20дней со дня проведения конкурса подписать его и возвратить один экземпляргосударственному заказчику, т.е. государственный контакт должен быть заключенне позднее 20 дней со дня проведения конкурса.[3, с. 67]
При наличии разногласийпо условиям государственного контракта (поставщик) исполнитель в тот же сроксоставляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписаннымгосударственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе отзаключения государственного контракта. Но подобный отказ не всегда возможен.Так, если сторона, для которой заключение государственного контракта являетсяобязательным,уклоняется от его заключения, то вторая сторона вправеобратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключитьконтракт.
Государственный заказчик,получивший государственный контракт с протоколам разногласий, должен в течении30 дней рассмотреть их, согласовать с поставщиком и известить его о принятиигосударственного контракта в редакции поставщика либо об отклонении протоколаразногласий.
При отклонении протоколаразногласий или истечении установленного срока неурегулированные разногласия погосударственному контракту, заключение которого является обязательным для однойиз сторон, могут быть переданы другой стороной в течение 30 дней нарассмотрение суда.
Аналогичный порядоксогласования разногласий предусмотрен при подготовке государственного контактане государственным заказчиком, а поставщиком.
Государственным контактомможет быть предусмотрена поставка товаров как непосредственно государственномузаказчику, так и по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу(получателю). При осуществлении поставщиком (исполнителем) поставки товаровгосударственный заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписаниягосударственного контракта направляет поставщику ( исполнителю) и покупателю,который был указан государственным заказчиком, извещение о прикреплениипокупателя к поставщику (исполнителю).
Извещение о прикреплениипокупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным заказчиком всоответствии с государственным контрактом, является основанием заключениядоговора поставки товара для государственных нужд.[3, с.68]
Анализ ст. 499 и 500 ГКпоказывает, что поскольку обязанность заключения поставщиком договора поставкивытекает из государственного контракта, отказаться от его заключения он невправе.
Покупатель имеет правополностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении оприкреплении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик(исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного заказчика ивправе потребовать от него извещение о прикреплении к другому покупателю.
Государственный заказчикв срок не позднее 30 дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя)либо выдаёт извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направляетпоставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров,либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товары, т.е. принятьобязанности покупателя на себя.[3, с.69]
Вто же время ни государственный контракт, ни извещение государственногозаказчика о прикреплении к поставщику (исполнителю), ни нормы права не создаютдля покупателя обязанности заключить договор поставки товаров длягосударственных нужд. Поэтому он вправе полностью или частично отказаться от товаров,указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку[2, п. 1 ст. 500 ГК], причем без указания каких-либо мотивов.
Приотказе покупателя от заключения договора поставки товаров для государственныхнужд поставщик должен незамедлительно уведомить об этом государственногозаказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другомупокупателю. В свою очередь государственный заказчик в срок не позднее тридцатидней со дня получения уведомления поставщика либо выдает извещение оприкреплении к нему другого покупателя, либо направляет поставщику(исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либосообщает о своем согласии принять и оплатить товары. Невыполнениегосударственным заказчиком этих обязанностей дает поставщику (исполнителю)право или потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары,или реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов,связанных с их реализацией, на государственного заказчика.
3.Права, обязанности поставщика и государственного заказчика. Ответственностьсторон
Наличие прав,обязанностей сторон и их содержание вытекают из государственного контракта. Вданном случае, как и в других обязательствах, праву одной стороныкорреспондирует обязанность другой.
Поставщик обязан:
1) заключитьдоговор поставки товаров для государственных нужд;
2) заключив договорпоставки, передать покупателю или государственному заказчику товары.
Государственный заказчикобязан:
1) принятьпоставленный товар;
2) прикрепить кпоставщику покупателя в случае отказа покупателя полностью или частично оттоваров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на ихпоставку. Он должен это сделать в срок не позднее 30 дней со дня полученияуведомления поставщика (исполнителя). Невыполнение этой обязанностигосударственным заказчиком дает право поставщику либо требовать отгосударственного заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать их посвоему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с реализацией, нагосударственного заказчика.
Государственномузаказчику предоставляется право отказаться полностью или частично от товаров,поставка которых предусмотрена государственным контрактом, при условиивозмещения поставщику (исполнителю) убытков, причиненных таким отказом;
3) оплатить товар.Оплата товаров производится государственным заказчиком, если поставка товаровдля государственных нужд осуществляется получателем, указанным в разгрузочнойразнарядке. Однако когда поставка товаров производится покупателю по договорупоставки товаров для государственных нужд и, по общему правилу, он ихвыплачивает, то государственный заказчик признается поручителем по этомуобязательству, а следовательно, несет солидарную ответственность вместе спокупателем.[3, с.69-70]
Ответственностьза нарушение обязательств по поставке товаров для государственных нужднаступает по общим правилам гражданско-правовой ответственности.
Занекоторые нарушения при поставке товаров для государственных нуждответственность установлена специальным законодательством. Так, в Законе опоставке товаров для государственных нужд от 24 ноября 1993 г. предусмотрено,что поставщик-монополист, необоснованно уклоняющийся от заключениягосударственного контракта на поставку товаров для государственных нужд,уплачивает государственному заказчику штраф в размере стоимости товаров,указанных в проекте государственного контракта.
Имущественнаяответственность за нарушение обязательств по поставке товаров, выполнениюработ, оказанию услуг для государственных нужд выражается, в основном, в формевозмещения убытков и уплаты неустойки.
Убытки определяются всоответствии с правилами статьи 14 ГК. Под убытками понимаются расходы, которыелицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести длявосстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальныйущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычныхусловиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущеннаявыгода). Убытки, понесенные при поставке товаров, выполнении работ, оказанииуслуг для государственных нужд, подлежат возмещению в полном объеме, включаяупущенную выгоду. Последняя определяется с учетом предпринятых кредитором дляее получения мер и сделанных с этой целью приготовлений [2, п. 4 ст. 364 ГК].
Согласно п. 1 ст. 311 ГКнеустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством илидоговором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случаенеисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случаепросрочки исполнения. Неустойка (штраф, пеня) за нарушение обязательств попоставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных нуждможет быть определена по соглашению сторон в государственном контракте (договоре)или установлена в законодательстве.
Ответственность занеисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по поставке товаров,выполнению работ, оказанию услуг для государственных нужд, как игражданско-правовая ответственность в целом, наступает при наличии определенныхпредпосылок, именуемых в статье 372 ГК основаниями ответственности.
В нормах ГК о поставкетоваров для государственных нужд (статьи 495 — 504), подрядных работах длягосударственных нужд (статьи 718 — 722) основания ответственности за нарушениеобязательств по обеспечению госнужд не определены. Что касается Закона от 24ноября 1993 года «О поставках товаров для государственных нужд», то он неопределяет такие основания в целом. Как установлено в статье 10 Закона, вслучае невыполнения или ненадлежащего выполнения одной из сторон обязательств,предусмотренных государственным контрактом, эта сторона возмещает другойстороне причиненные убытки, а также несет иную ответственность, предусмотреннуюзаконодательством Республики Беларусь и государственным контрактом. Но в статье12 этого же Закона, где речь идет о конкретной ответственности при невыполненииусловий государственного контракта по объему, сроку поставки или оплатытоваров, употреблен термин «виновник», очевидно, по отношению к виновнойстороне. Типовой государственный контракт на поставку товаров длягосударственных нужд, утвержденный приказом Министерства экономики РеспубликиБеларусь от 17 марта 1995 года, в части имущественной ответственности отсылаетк законодательству Республики Беларусь.
Действующимзаконодательством установлено, что за нарушение сроков, предусмотренныхдоговором, за недопоставку товаров, поставку некачественных, некомплектныхтоваров поставщик уплачивает неустойку. Размер и вид неустойки зависят от того,какое условие не выполнено.
По общему правилу, вхозяйственной (предпринимательской) деятельности применяется ответственностьнезависимо от вины. В силу пункта 2 статьи 372 ГК лицо, которое приосуществлении предпринимательской деятельности не исполнило обязательство либоисполнило его ненадлежащим образом, несет ответственность в том случае, если несможет доказать, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствиенепреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условияхобстоятельств. Исключение из данного правила может быть предусмотрено лишьзаконодательством или договором.
Как в государственномконтракте, так и в договоре поставки товаров для государственных нужд вкачестве поставщика (исполнителя) выступает лицо, осуществляющеепредпринимательскую деятельность, — коммерческая организация или индивидуальныйпредприниматель. Поэтому их ответственность наступает в соответствии с пунктом2 статьи 372 ГК.
Государственныезаказчики, а также покупатели в договорах поставки товаров для государственныхнужд приобретают (получают) товары у поставщиков (исполнителей) в целях,которые определены в статье 2 Закона от 24 ноября 1993 года (это созданиегосударственных материальных резервов, поддержание обороноспособности игосударственной безопасности, обеспечение выполнения целевых программ имежгосударственных соглашений, поддержка функционирования отраслей социальнойсферы, удовлетворение потребностей государственного управления и т. д.). Средигосударственных заказчиков и покупателей договора поставки товаров длягосударственных нужд могут быть и коммерческие организации, но, как правило,госзаказчики выполняют управленческие и иные функции и являются некоммерческимиорганизациями-учреждениями. Осуществляя деятельность по приобретению товаровдля государственных нужд, государственные заказчики обеспечивают выполнение техзадач и функций, ради которых они созданы.
Несколько иначе вопрос обоснованиях ответственности решается в случаях, когда для государственных нуждприобретается (реализуется) сельскохозяйственная продукция. Применительно котношениям по договору контрактации законодатель установил, что производительсельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство, несет ответственностьпри наличии его вины [2, п. 2 ст. 509 ГК]. Это является исключением из правилаоб ответственности при осуществлении предпринимательской деятельностинезависимо от вины (пункт 3 статьи 372 ГК). При приобретении (реализации) длягосударственных нужд сельскохозяйственной продукции в первую очередь подлежатприменению нормы о договоре контрактации. А потому производительсельскохозяйственной продукции отвечает за неисполнение или ненадлежащееисполнение обязательств по принципу вины независимо от того, реализует онсельхозпродукцию по договору контрактации или по государственному контракту.
Винапроизводителя сельскохозяйственной продукции в нарушении государственногоконтракта предполагается, и он должен доказать ее отсутствие.
Однако если всоответствии с законодательством должник несет ответственность за неисполнениеили ненадлежащее исполнение обязательств при наличии вины, а отсутствие виныустановлено, то данное обстоятельство исключает ответственность должника вформе как неустойки (штрафа, пени), так и возмещения убытков. К убыткам относятся,аванс, перечисляемый производителю сельскохозяйственной продукции подзакупаемую (поставляемую) для государственных нужд продукцию, и проценты запользование банковским кредитом, предоставляемым для выплаты аванса. Это прямовытекает из определения убытков, данного в пункте 2 статьи 14 ГК. Более того,это убытки, именуемые реальным ущербом. Другое дело, что в законодательствепрямо записана обязанность производителя сельскохозяйственной продукциивозвратить аванс в случае неисполнения своих обязательств по производству ипередаче продукции по не зависящим от сторон причинам [2, п. 3 ст. 509 ГК].Данное правило, подлежащее применению и при реализации сельскохозяйственнойпродукции для государственных нужд, относится к иным, помимо имущественнойответственности, последствиям неисполнения или ненадлежащего исполненияобязательств. И, таким образом, отсутствие вины производителясельскохозяйственной продукции в непоставке ее для государственных нужд даетдругой стороне государственного контракта право взыскать лишь выплаченныйпроизводителю аванс без банковских процентов за полученный для выплаты авансакредит.
Изгосударственных контрактов на поставку сельскохозяйственной продукции длягосударственных нужд необходимо также исключать условия о том, что поставщик (производительсельхозпродукции) освобождается от уплаты штрафа за непоставку продукции приналичии обстоятельств непреодолимой силы, среди которых называются засуха,наводнение, пожар.
Определенные последствиянеисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по поставке товаров длягосударственных нужд предусмотрены непосредственно в Гражданском кодексеРеспублики Беларусь.
Если иное непредусмотрено законодательством о поставке товаров для государственных нужд илигосударственным контрактом, государственный заказчик обязан возместитьпоставщику (исполнителю) убытки, причиненные в связи с выполнениемгосударственного контракта. Для возмещения таких убытков в статье 503 ГКустановлен тридцатидневный срок, исчисляемый с момента передачи товаров в соответствиис государственным контрактом. Нарушение государственным заказчиком обязанностипо возмещению другой стороне убытков в связи с выполнением государственногоконтракта дает поставщику (исполнителю) право отказаться от выполнениягосударственного контракта и потребовать возмещения убытков, вызванныхрасторжением государственного контракта, в дополнение к убыткам, причиненным всвязи с выполнением государственного контракта. Расторжение поставщиком(исполнителем) государственного контракта в связи с невозмещением убытковдополняется еще и правом отказаться от исполнения договора поставки товаров длягосударственных нужд, заключенного на основании извещения о прикреплении.Убытки, причиненные покупателю таким отказом поставщика, подлежат возмещениюгосударственным заказчиком. Об отказе от исполнения государственного контрактаи договора поставки товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) долженуведомить другую сторону [2, ст. 493 ГК].
Согласно статье 504 ГКгосударственный заказчик в установленных законодательством случаях вправеполностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотренагосударственным контрактом. Но условием отказа является возмещение поставщику(исполнителю) причиненных этим убытков. В то же время отказ государственногозаказчика от товаров, поставка которых предусмотрена государственнымконтрактом, дает поставщику (исполнителю) право расторгнуть или изменитьзаключенный на основе государственного контракта договор поставки товаров длягосударственных нужд. Убытки, причиненные покупателю таким расторжением илиизменением договора, возмещаются государственным заказчиком.
Особенностиответственности могут иметь место и при выполнении работ или оказании услуг длягосударственных нужд. При этом они вытекают из более общих норм, ибо договорныеотношения по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг длягосударственных нужд являются разновидностями или видами соответствующихдоговоров: государственный контракт на поставку товаров для государственныхнужд и договор поставки товаров для государственных нужд [2, ст. 495, 496 ГК] —разновидностями договора поставки; государственный контракт на выполнениеподрядных работ для государственных нужд [2, ст. 718 ГК] — разновидностьюдоговора строительного подряда или договора подряда на выполнение проектных иизыскательских работ; государственный контракт на выполнениенаучно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работдля государственных нужд [2, ст, 732 ГК] — видом договора на выполнение научно-исследовательскихработ или договора на выполнение опытно-конструкторских и технологическихработ.
/>Заключение
Для удовлетворенияпотребностей населения в средствах труда и продуктах производства, обеспечениястабильной экономики, укрепления обороноспособности, проведения необходимойвнешней политики и выполнения ряда других задач, выражающих в целом нуждыстраны, государство должно располагать достаточно прочной имущественной базой,формирование которой осуществляется путем поставки товаров для государственныхнужд, производимой на основе государственного контракта, а также заключаемых всоответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд.
Существованиепоставок для государственных нужд и их правовое регулирование — объективнаянеобходимость, обусловленная публичными интересами всего общества (созданиегосударственных материальных резервов, поддержание обороноспособности игосударственной безопасности, обеспечение выполнения целевых программ имежгосударственных соглашений, поддержка функционирования отраслей социальнойсферы, удовлетворение потребностей государственного управления и т.д.).
Договор поставки длягосударственных нужд — один из наиболее распространенных видов обязательств, используемыхв хозяйственной деятельности. Заключение этого договора очень удобно как дляпредприятий (юридических лиц) так и для индивидуальных предпринимателей.
Наиболееоптимален договор поставки для государственных нужд, к примеру, длярегулирования взаимоотношений между производителями товаров и поставщикамисырья, материалов либо комплектующих изделий, между изготовителями товаров иоптовыми организациями, специализирующимися на реализации товаров. Указанные отношениядолжны отличаться стабильностью и иметь долгосрочный характер. Поэтому вправовом регулировании поставочных отношений преобладающее значение имеют неразовые сделки по передаче партии товаров, а долгосрочные договорные связи.
Договорпоставки – это один из важнейших договоров, с помощью которого регулируетсяпроцесс перехода на возмездной основе достаточно большой массы материальныхценностей от одних субъектов хозяйствования к другим. По субъектному составу,сфере применения, предмету поставки, экономической, правовой и социальной значимостидоговор поставки занимает одно из ведущих мест в системе других подобного родадоговоров. Договор поставки во многом (по экономическим, правовым целям) схож сдоговором купли-продажи и с другими договорами, регулирующими переход правасобственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления.Поэтому, не случайно, на практике схожие с ним договоры (например, договоркупли-продажи) называют договорами поставки, что нельзя признать правильным.