Реферат по предмету "Макроэкономика"


Рынок товаров и услуг (молоко)

Федеральное агентство по образованию Байкальский государственный университет экономики и права Кафедра логистики и коммерции КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ На тему Формирование и развитие регионального потребительского рынка молока и молочной продукции Выполнил ст. группы Проверил Иркутск, 2006 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ


В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА 1. Основные этапы развития региональных товарных рынков 2. Основные понятия и структура товарных рынков 3. Основные направления функционирования и развития товарных рынков в современных условиях 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В 1995 2004 ГГ. 1. Анализ рынка продовольствия


Иркутской области 2. Рынок молока и молочных продуктов Иркутской области 3. Мероприятия по улучшению ситуации и развитию рынка молока и молочных продуктов Иркутской области 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27 ВВЕДЕНИЕ Эффективность рыночных преобразований проявляется, прежде всего, на товарных рынках, которые являются своего рода индикатором происходящих изменений.


Особенно это заметно на региональных товарных рынках. Иркутская область занимает одно из ведущих мест по экономическим преобразованиям среди субъектов РФ. Однако эффективность преобразований оценивается, прежде всего, состоянием региональных товарных рынков и рыночной инфраструктуры. В этой связи важна информация о конъюнктуре товарных рынков и обслуживающей их инфраструктуре в регионе, региональных особенностях, что позволило бы региональным органам управления


принимать соответствующие решения по их развитию. Целью данной работы является проведение анализа рынка молока и молочных продуктов Иркутской области за 1996 2004 гг. и предложение мероприятий по стабилизации ситуации на данном рынке и его развитие. Задачами работы являются подведение теоретической базы под дальнейшие исследования и анализ рынка. В первой части работы рассматривается история развития региональных товарных рынков России, их появление и развитие, понятие и структура товарного рынка, рынка средств


производства, рынка товаров и услуг потребительского назначения и тенденции в функционировании и развитии товарных рынков в современных условиях. Вторая часть работы включает в себя общий анализ и оценку состояния рынка продовольствия в Иркутской области в 1996-2004 гг более подробный анализ рынка молока и молочных продуктов за тот же период и предлагаемые мероприятия по стабилизации ситуации на данном рынке. Для наглядного изложения материала используются графические методы, статистические данные собраны и


систематизированы специалистами журнала Эксперт. 1. РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА 1. Основные этапы развития региональных товарных рынков В IX X вв. на Руси вырисовывались контуры расселения людей России и размещения производительных сил. Это первоначальное размещение в последующем стало выступать важнейшим стержневым фактором в определении направлений размещения хозяйства, т.е. вектором формирования


территориальной структуры страны. Рост производительных сил в сельском хозяйстве и промышленности, углубление общественного разделения труда и территориальной производственной специализации приводили к расширению торговых связей. Этому способствовало и объединение Руси в единое централизованное государство. Со второй половины XVI в. начинают складываться крупные областные рынки, а в


XVII в. торговые связи существовали уже в национальных масштабах. Расширяются экономические связи между отдельными областными рынками, сформировался Всероссийский рынок, т.е. в XVII в. сформировался российский товарный рынок. С развитием внутреннего рынка внешний спрос на промышленные изделия усилился, а сельское хозяйство и ремесла уже обеспечивали стабильный вывоз. Развитию внешнего рынка


России мешала оторванность от морей. Важнейшим портом стал Архангельск, через него проходило всего внешнеторгового оборота страны. Торговля со Швецией и Прибалтикой велась через Новгород и Псков. В Импорте из стран Западной Европы в Россию важное место занимали шелковые ткани, оружие, металлы, сукна, предметы роскоши. Из России вывозились меха, кожа, пенька, воск, хлеб.


Со странами Востока торговля осуществлялась через Астрахань. В 1867 г. царское правительство приняло Новоторговый устав, согласно которому розничная торговля иностранцев в русских городах запрещалась, беспошлинная оптовая торговля разрешалась лишь в пограничных городах, а во внутренней России иностранные товары облагались очень высокими пошлинами, часто в размере 100 стоимости.


Новоторговый устав был первым проявлением протекционистской политики русского правительства. К концу XVIII в. в России стали зарождаться мануфактуры. Государство предоставляло большие кредиты, бесплатную землю, освобождало от уплаты некоторых налогов, скупало по очень высоким ценам продукцию этих предприятий. Для ослабления иностранной конкуренции правительство устанавливало повышенные тарифы на товары, ввозимые


из-за границы. Такая политика дала ощутимые результаты. Если в конце XVII в. в стране было всего два десятка мануфактур, то в начале XVIII в. 200, в том числе металлургические заводы, которые выплавляли в 40-х гг. XVIII в. почти в 2,5 раза больше чугуна, чем английские. Были созданы текстильные, шерстяные и другие мануфактуры.


Это обстоятельство, а также выход к Балтийскому морю увеличили и расширили сферу внешней торговли. В русском экспорте повысилась доля промышленных товаров льняных тканей, парусины, железа, леса, смол, канатов, сукна, красителей, предметов роскоши. В 1726 г. экспорт составлял 4,2 млн. р а импорт 2,1 млн. р. Развитие рынков сдерживало отсутствие путей сообщения и средств транспорта. Особенно отрицательно отражалось это на развитии региональных рынков.


Экономический подъем второй половины XVIII в. существенно расширил сферу развития рынка и товарооборота. Этому содействовала и экономическая политика правительства, которая ликвидировала внутренние таможни. Развитие торговли способствовало развитию ярмарок, в 70-х гг. XVIII в. в России насчитывалось уже свыше полутора тысяч ярмарок. В конце XVIII в. Россия превратилась в целостную развитую систему региональных рынков, базирующихся


на эффективных специализированных сочетаниях производств-комплексов, рассредоточенных по всей стране в соответствии с различиями развития региональных ресурсных баз. В первой половине XIX в. на базе городских и деревенских кустарных промыслов возникло много капитальных предприятий. Происходит отраслевая специализация промышленных губерний, возникают новые промышленные районы. В 1890 г. более всех акционерных капиталов в стране принадлежало иностранцам.


Приток иностранных капиталов, хотя и способствовал ускорению темпов развития промышленности, имел отрицательные последствия росла зависимость России от Запада используя дешевую рабочую силу, иностранные капиталисты не внедряли новой техники, природные богатства хищнически эксплуатировались, значительная часть промышленной прибыли вывозилась за границу. В промышленном подъеме 90-х гг. XIX в. важную роль сыграло железнодорожное строительство развитие инфраструктуры, что обеспечило территориальное


расширение внутреннего рынка. С установлением советской власти развернулось строительство целого ряда ГЭС, начались геологоразведочные работы в местах, богатых полезными ископаемыми. Стали развиваться такие отрасли, как электротехническая, машиностроительная, автомобилестроение, угольная, медеплавильная и др. Стали создаваться гиганты индустрии. Но это в основном все в европейской части СССР. Война заставила развиваться восточные районы.


С 1941 1945 гг. в восточных районах были введены в действие 10 доменных, 45 мартеновских печей, 16 электросталеплавильных, 2 крупных конвектора и т.д. Т.е. был создан новый промышленный пояс, соответственно сформировались новые региональные рынки. В конце 60-х гг. было принято решение о переходе к территориальному принципу управления народным хозяйством по экономическим административным районам и об образовании совнархозов.


Однако в дальнейшем эта система была признана нерациональной и она в целях централизации отраслевого планирования и улучшения хозяйственного руководства в середине 60-х гг. заменена системой управления через отраслевые министерства. Постепенно экономика страны снова перешла к директивному методу управления, посредством которого осуществлялось освоение новых районов в Сибири и Дальнем Востоке. В основе этого было последовательное создание


ТПК и через них совершенствование территориальной структуры хозяйства и создание единого народнохозяйственного комплекса. Кризис в начале 90-х гг. охватил все сферы хозяйственной деятельности России, способствовал ускорению рыночных преобразований, созданию общероссийского рынка товаров и услуг, укреплению властных вертикальных и горизонтальных структур, предоставлению регионам широкой экономической самостоятельности в формировании и использовании собственных источников развития, обуславливая формирование


региональных рынков товаров и услуг на территории РФ. 1.2. Основные понятия и структура товарных рынков Рынок одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства, а именно развитое общественное разделение


труда, экономическая обособленность рыночных объектов, обусловленная наличием разных форм собственности, тесная связь с мировой экономикой путем внешней торговли, потребность выхода национальной экономики в мировое экономическое пространство в целях ее дальнейшего экономического роста. Понятие рынка менялось с развитием общественного производства и обращения, приобретая все сложное толкование, которое нашло отражение в мировой экономической культуре.


Развитие товарного обмена, товарно-денежных отношений обусловили формирование новой структуры общественного производства, сферы обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена обращения, которое получило наибольшее распространение в нашей экономической литературе.


Так рынок рассматривается как обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. Наиболее полное понимание рынка, включающее хозяйственные связи между субъектами хозяйствования определяется как совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме, или как сфера реализации части совокупного общественного продукта, в процессе которого проявляются присущие данному способу производства и потребления материальных благ.


В российской экономической учебной литературе наибольшее распространение получило определение рынка как системы экономических отношений продавцов и покупателей. С учетом законов товарного обращения рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая


обмен продуктами труда Винокуров М.А Демина М.П. Экономическая теория, ч.1,2. Иркутск Изд. ИГЭА, 1999. С. 129 Существующие определения товарного рынка как экономической категории в литературе базируются на существующих понятиях рынка. Так в Концепции развития товарных рынков в Российской Федерации товарные рынки рассматриваются как система взаимоотношений субъектов экономики производителей


и потребителей, агентов-институтов посредников и их инфраструктуры складская сеть, транспорт, информация с целью обеспечения обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения с комплексом сопутствующих и дополняющих их рациональное потребление сервисных услуг. С точки зрения места продажи товара товарный рынок рассматривается как сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимосвязанных товаров на территории


Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами Концепция развития товарных рынков в РФ. М. Минэкономики РФ от 21.08.95. ИМ 83004-179. С.5 Товарный рынок базируется на единстве понимания сущности товара, который представляет собой продукт труда или природной деятельности или деятельность услугу, обладающие полезностью


и предназначенные для продажи для обмена на деньги. Дифференциация осуществляется по признакам особенности товара материально-вещественный продукт, невещественный продукт интеллектуальный, информационный или его потребительскому назначению продукты производственного назначения, продукты потребительского назначения, услуги производственного назначения, услуги потребительского назначения, их виды и т.д. Соответственно товарный рынок представляет совокупность локальных рынков,


различающихся по товарным признакам рынок товаров производственного назначения, рынок товаров потребительского назначения, по предоставляемым услугам рынок производственных услуг, рынок потребительских услуг, по территориальному признаку региональные рынки см. рис. 1.1. В свою очередь, каждый из этих рынков подразделяется на ряд сегментов, различающихся как товароведческими свойствами конкретных продуктов, так и особенностями их товарного обращения, географией производства


и потребления и другими факторами. К важнейшим сегментам рынка средств производства относятся рынки нефти, газа, угля, тепло- и электроэнергии, металлов и металлопродукции, машиностроительной продукции, леса и лесопродукции, строительных материалов, продукции нефтепереработки, химической продукции. В составе потребительского рынка выделяются рынок продовольственных товаров, рынок промышленных товаров повседневного спроса, рынок технически сложных товаров.


Выделяемые рынки взаимосвязаны между собой и на основе товарно-денежных отношений обеспечивают процесс производства орудиями и предметами труда, удовлетворение потребностей населения необходимыми товарами Новоселов А.С. Теория региональных рынков. Ростов-на-Дону Феникс, 2002. С.10 1.3. Основные направления функционирования и развития товарных рынков в современных условиях В Концепции развития товарных рынков Российской


Федерации отмечается, что одной из основных целей развития товарных рынков и услуг является формирование высокоэффективных производств товаров и услуг, способствующих созданию конкурентоспособной экономики России, повышению жизненного уровня населения Концепция развития товарных рынков в РФ. М. Минэкономики РФ от 21.08.95. ИМ 83004-179. С.10 В последнее время в экономике России стало достаточно заметно проявление закономерностей, характерных


для рыночных отношений и определяющих развитие товарных рынков. Исчезли присущие планово-распределительной экономике явления хозяйственного иждивенчества и всеобщего дефицита, производство и сбыт товаров и услуг стали определяться платежеспособным спросом потребителей, устанавливаются качественно новые хозяйственные связи рыночного характера между агентами товарных рынков. Рыночные отношения все более проникают в различные сегменты и сектора экономики.


Увеличилась их роль в сегментах обеспечения государственных нужд, северных районов, предприятий, агропромышленного комплекса. Поэтапная либерализация внешнеэкономической деятельности способствовала развитию экономических отношений на внешнем рынке, что привело к значительному усложнению взаимоотношений с государствами участниками СНГ и бывшими странами участницами СЭВ с одной стороны, но способствовало развитию внешнеэкономической деятельности со странами дальнего зарубежья. Появилось заметное влияние рынков потребительских товаров


и услуг на конъюнктуру рынков продукции производственно-технического назначения. Интенсивно формируется структура посреднических организаций рыночного типа, развиваются отдельные отрасли рыночной инфраструктуры связь, транспорт и т.д Однако процесс формирования современных рыночных тенденций в развитии товарного обращения находится под постоянным деформирующим воздействием негативных процессов, вызванных спадом производства, инфляций, снижением жизненного уровня населения.


Развитие негативных процессов обусловлено непоследовательностью принимаемых мер по переходу к рыночным отношениям, особенно в части проведения антимонопольной и кредитно-денежной политики. Постоянный рост налогов, ставок арендной платы, процентных ставок банков и тарифов и другие услуги породили недостаток собственных оборотных средств и неплатежей. Состояние товарных рынков Российской Федерации характеризуется неустоявшимися формами собственности


на основные факторы производства и многообразием форм присвоения результатов производства. На фоне развития рыночных отношений происходило свертывание совокупных объемов спроса и предложения, как на региональных рынках, так и российском рынке в целом, хотя в последнее время этот процесс несколько замедлился. Для России сегодня характерен низкий уровень культуры рыночных отношений, недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение, склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств,


значительное влияние криминальных структур, низкий уровень развития инфраструктуры товарных рынков, нестабильность, изменчивость и несовершенство политических, финансовых и кредитных отношений. Процесс формирования нормальных рыночных отношений деформируется высоким уровнем монополизации производства и сбыта продукции. При постепенном нарастании степени открытости внешнего рынка структура импортно-экспортного обмена становится все более неудовлетворительной с точки зрения интересов


Российской Федерации. Непреодолены негативные тенденции организации управления экономикой в 90-х годах, обусловивших экономический кризис. Недостаточно внедряется маркетинг в организации товародвижения, отсутствует рыночная система сбыта товаров. Слабым местом отечественной практики управления является отсутствие оперативной и статистической информации о состоянии и современных тенденциях развития отечественных и зарубежных рынков, предприятий и отраслей товарного обращения.


Товарные рынки являются своего рода индикатором происходящих рыночных преобразований в экономике Российской Федерации. К положительным тенденциям, свидетельствующим о качественном изменении хозяйственной ситуации в экономике Российской Федерации и обуславливающим функционирование и развитие товарных рынков соответственно рыночной экономики в начале текущего века можно отнести - опережающее развитие обрабатывающих отраслей, что обусловило реальный сдвиг от сырьевой ориентации экономики в направлении производства


товаров с более высокой степенью переработки - сократилось число убыточных предприятий, возросла прибыль, увеличились оборотные средства, повысилась доля денежных расчетов при реализации продукции - увеличился прирост вложений в основной капитал за счет собственных средств предприятий и прямых иностранных инвестиций цветная металлургия на треть, машиностроение и металлообработка на 28, химической и нефтехимической, а также пищевой промышленности на 17,7 - увеличилась доля долгосрочных кредитов в совокупных активах


банковской системы, что свидетельствует о вложении инвестиций в реальный сектор экономики 26,4 против 6,3 в 1997 г увеличивается товарооборот со странами СНГ, что стало возможным за счет ослабления ряда антидемпинговых процедур, создания зон свободной торговли в рамках СНГ, единого Таможенного союза - благоприятная конъюнктура цен на основные позиции российского экспорта нефть, газ, черные и цветные металлы, ряд других способствовала превышению динамики экспорта над динамикой


импорта, что обусловило положительное сальдо торгового баланса. Это позволило поддерживать стабильность на валютном рынке, производить необходимые платежи по обслуживанию внешнего долга - продолжается насыщение товарного рынка продукцией отечественных товаропроизводителей, что обеспечивает расширение спроса при сохранении импортозамещения, прежде всего на потребительском рынке - увеличивается производство конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом не только на


российском рынке. В тоже время рыночные преобразования экономики и ее субъектов характеризуются негативными тенденциями - сокращение физического объема оказываемых потребителям услуг, главным образом, в сфере торговли - оживление ситуации в экономике происходит за счет факторов, связанных с девальвацией рубля и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, а также сохранения ценовых диспропорций между продукцией энергетических, промежуточных и конечных отраслей - не преодолено кризисное состояние сельского хозяйства,


в первую очередь животноводства - продолжается рост дифференциации населения по доходам - долгосрочное инвестирование сдерживается высокими рисками и дороговизной кредитных ресурсов - сохраняется высокий уровень вывоза капитала из страны - возможности банковской системы Российской Федерации не соответствуют потребностям развития экономики - ограничения экспорта из-за мер, принимаемых иностранными государствами, прежде всего


США и ЕС, пропускной способностью трубопроводов - изношенность основных фондов в некоторых отраслях до 70, что негативно отражается на выпуске качественной конкурентоспособной продукции. Положительные и негативные тенденции, складывающиеся в экономике Российской Федерации и ее субъектах и определяющих функционирование и развитие товарных рынков характерны для настоящего момента. 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ


РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В 1995 2004 ГГ. 2.1. Анализ рынка продовольствия Иркутской области Иркутская область как субъект Российской Федерации по своим экономическим, природно-климатическим и географическим характеристикам относится к регионам, функционирование и развитие рынка продовольствия которого определяется не только собственным производством 30-40, но и рациональными хозяйственными связями


с поставщиками продуктов питания и сырья для их производства из других регионов, дальнего и ближнего зарубежья. Данное обстоятельство влияет на формирование спроса и предложения на рынке, ценообразование, конкурентоспособность выпускаемой продукции, предпринимательскую деятельность, рыночную инфраструктуру и, в конечном итоге, на обеспеченность населения области продовольственными товарами. За время структурных преобразований экономики рынок продовольствия в области претерпел значительные


изменения. К положительным тенденциям целесообразно отнести наблюдается насыщенность рынка продовольственными товарами реализация продукции стала определяться платежеспособным спросом населения увеличился товарооборот интенсивно формируется структура посреднических организаций рыночного типа устанавливаются рациональные взаимоотношения между агентами рынка как внутри региона, так и с поставщиками регионов РФ, ближнего и дальнего зарубежья, расширился ассортимент предоставляемых товаров, повысилась конкурентоспособность


местных производителей развиваются отдельные элементы рыночной инфраструктуры. В тоже время для рынка продовольствия области характерны негативные тенденции - не преодолено кризисное состояние сельского хозяйства и, прежде всего животноводства сокращение физического объема оказываемых услуг и рост цен на них 31,1 - более трети населения области вынуждено проживать на величину доходов ниже или приближенному к прожиточному минимуму и как следствие снижение платежеспособного спроса - продолжает


сокращаться потребление продовольствия на душу населения около 55 рекомендуемых норм - превышение роста потребительских цен, особенно на продукты питания над ростом реально располагаемых денежных доходов населения - низкие темпы развития рыночной инфраструктуры. Анализируя обеспеченность области основными продуктами питания, надо отметить, что по различным товарам величина этого показателя значительно разнится. Это связано с тем, что по своим агроклиматическим особенностям


Иркутская область не может обеспечить эффективное воспроизводство продовольственных ресурсов. Так выделяется группа товаров, по которым обеспеченность может быть достигнута только в рамках страны в целом кофе, чай, фрукты. Из товаров, которые производятся в области, но в недостаточном количестве, выделяется, прежде всего, мука. Самообеспеченность области в муке составляет только 16, что, конечно, недостаточно для обеспечения населения области в хлебе и хлебобулочных изделиях.


Не обеспечена область в крупах 6,4, рыбной продукции 1,2. Оценивая ситуацию по этим товарам можно сказать, что стараться приблизить производство к уровню самообеспеченности экономически не эффективно. По овощам объем завоза не превышает 15-20 от потребностей области. Поэтому уровень самообеспеченности можно считать удовлетворительным. Это же можно сказать о молочной продукции. Область полностью обеспечивает себя лишь яйцами и картофелем.


Проведенный анализ показал, что уровень самообеспеченности по оптимальной структуре потребления для основных продуктов потребления не превышает 58,2. Остальное же продовольствие, а это порядка 65-70 приходится завозить из других регионов страны или из-за рубежа. Наиболее тяжелая ситуация как в России, так и в области сохраняется в мясной промышленности, а следовательно в насыщении рынка мясом и мясопродуктами. Продолжается снижение производства, рост цен.


Важнейшая причина неблагоприятное состояние отечественного животноводства, что заставляет перерабатывающие предприятия работать в основном на импортном сырье, что в современных условиях весьма накладно. Таким образом, с одной стороны, в отрасли происходит падение производства мяса и птицы, с другой осуществляется значительный импорт этой продукции. Для поднятия животноводства и обеспечения продовольственного рынка дешевой и качественной продукцией необходима специальная программа и реализация конкретных проектов


могут восстановить отрасль, повысить эффективность и наполнить внутренний рынок продукцией отечественных товаропроизводителей. В настоящее время основными производителями продуктов питания области АО Иркутский мясокомбинат, АО Молоко г. Усолье-Сибирское, АО Ангарский молокозавод, ОАО Иркутский масложиркомбинат и другими развивается интеграция и кооперация с сельхозпроизводителями. Осуществляется финансовая поддержка на основе договоров содружества, выделяются


кредиты для откорма скота, в результате имея гарантированные поставки сырья. Пищевая промышленность является наиболее привлекательной для иностранных инвестиций, обеспечивающих приток не только капиталов, но и новых технологий. Примерно 10 всех поступивших до кризиса в страну иностранных капиталов направлялось в пищевую и перерабатывающую отрасли. Однако эта ситуация не характерна для Иркутской области.


Реконструкцию и технологическое переоборудование предприятия области осуществляют за счет собственных средств и поддержки региональных органов управления. К ним относятся ОАО Мясокомбинат Иркутский, ОАО Иркутский МЖК и другие. Это позволило обеспечить рынок области качественной продукцией, пользующейся спросом у населения, потеснить конкурентов. Эффективное функционирование продовольственного рынка во многом обеспечивается


развитой инфраструктурой. Начавшиеся в начале 90-х годов преобразования коммерциализация торговых предприятий, их приватизация не имели комплексного и созидательного характера. Смена форм собственности стала во многом самоцелью, а не средством появления эффективного собственника, который смог бы решить задачу улучшения торгового обслуживания и увеличения эффективности торговых операций и формирования цивилизованной конкурентной среды.


Проведенные преобразования не создали такого собственника, а во многом лишь закрепив сложную структуру торговли, сократили возможности прогрессивных изменений. Кроме того, из-за смены форм собственности торговых предприятий, государственные органы на региональных и местных уровнях потеряли возможность каким-либо образом воздействовать на процессы, происходящие в сфере обращения. Особенно отрицательное воздействие на состояние продовольственного рынка оказали действия


по разгосударствлению и демонополизации оптовой торговли, нарушившие хозяйственно-технологическую систему товарообращения. К настоящему времени старая система оптовой торговли продовольствием в стране полностью разрушена, а новая, даже с учетом появления многочисленных мелкооптовых рынков не такова, чтобы соответствовать требованиям развитой инфраструктуры. Несмотря на то, что в области обеспеченность торговыми площадями по продовольственным товарам близка к норме и составляет 98, уровень и качество продвижения товаров,


их сохранность, степень развития предоставляемых услуг не отвечает требованиям рыночной экономики. 2.2. Рынок молока и молочных продуктов Иркутской области Кризисные явления, свойственные всему продовольственному рынку области, характерны и для рынка молока и молочной продукции. Доля молока и молочной продукции производителями области в исследуемом периоде продолжает снижаться, что напрямую отражается на снижении предложения на региональном рынке рис.


2.1. Рис. 2.1. Динамика предложения молочной продукции в Иркутской области Эта ситуация связана с сокращением объема молока 90 к уровню 2001 г. снижением производства цельномолочной продукции на 25, масла животного на 16, сыров жирных на 8 снижением поголовья и продуктивности молочного стада внутренней конкурентностью перерабатывающих предприятий. Выработка молока в регионе сократилась с 685 тыс. т. в 1994 г. до 467 тыс. т. в 2004 г.


При постоянном снижении предложения молока и молочной продукции производителями области насыщение регионального рынка характеризуется ростом насыщения регионов РФ Красноярского, Алтайского краев, Московской, Новосибирской областей 57,5 тыс. т. в 2002 г. рис. 2.2. За анализируемый период времени существенно возросло поступление молочных продуктов преимущественно в виде молочных консервов и сухого молока из зарубежных стран.


Если в 2000 г. всего в регион было поставлено 0,84 тыс. т. данных продуктов питания, то в 2001 г. объем импорта уже составил 45 тыс. т из которых более половины 25 тыс. т. поставлялось с Украины см. рис. 2.3 Рис. 2.2. Динамика ввоза молочной продукции Рис. 2.3. Динамика импорта молочной продукции Соотношение спроса и предложения на региональном рынке молока и молочной продукции несбалансированно. В период с 1996 г. по 1998 г. спрос значительно превышает


предложение. В последние годы предложение превышает спрос, но при этом снизилось потребление на душу населения см. рис. 2.4 и 2.5. Рис. 2.4. Динамика спроса молочной продукции Рис. 2.5. Динамика спроса и предложения молочной продукции 2.3. Мероприятия по улучшению ситуации и развитию рынка молока и молочных продуктов Иркутской области Устранение негативных тенденций в функционировании рынка молока и молочных продуктов


Иркутской области и обеспечение его развития обусловливается реализацией следующих мероприятий 1. Регулирование и поддержка региональными органами управления агропромышленного комплекса, производителей пищевой и перерабатывающих отраслей - снизить налоговую нагрузку, что увеличит инвестиционный потенциал предприятий принять дополнительные меры, стимулирующие проведение технического перевооружения, внедрения новейших технологий и оборудования, лизинга - кредитование и отсрочка по уплате областных налогов предприятиям


пищевой промышленности формирование системы краткосрочного кредитования оборотных средств предприятий, производящих конкурентоспособную продукцию - поддержка малого и среднего бизнеса - интеграция и кооперация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности с сельскохозяйственными товаропроизводителями - разработка и организация эффективной системы регулирования и контроля качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, завозимых в область - формирование обоснованного государственного заказа


в интересах местных производителей, который должен способствовать поддержанию эффективного спроса, обеспечению устойчивого поступления налоговых платежей в бюджет, обеспечению продовольственной безопасности - усиление государственного регулирования цен на продукцию монополий, что позволит направить их деятельность на снижение издержек производства и стабилизацию цен на производимую продукцию, повышение эффективности производства, а, в конечном счете, защитит потребителя от монопольного роста цен, повысит платежеспособный


спрос потребителей защита от ввоза иностранной продукции на региональный продовольственный рынок с помощью мер по отлаживанию механизма контроля над импортом, используемого ведущими странами мира повышение пошлины на отдельные виды продуктов, дотируемые или кредитуемые со стороны стран экспортеров, сезонные пошлины, тарифные квоты и др. 2. Развитие рыночной инфраструктуры потребительского рынка - создание в области хозяйственно-технологической системы товарообращения оптовых продовольственных рынков, где товаропроизводители,


фермеры и внешние оптовики торговали бы с предпринимателями сферы переработки и торговли формирование сети цивилизованных посреднических организаций и предприятий складского хозяйства, обеспечивающих эффективную оптовую и розничную торговлю и продвижение товара с минимальными затратами совершенствование нормативно-правовых основ функционирования потребительского рынка - развитие тароупаковочной отрасли для обеспечения местных товаропроизводителей тарой и упаковкой, что будет способствовать конкурентоспособности производимой


продукции, продвижению на рынке поддержка хозяйствующих субъектов пищевой и перерабатывающей отраслей с учетом их привлекательности для иностранных инвестиций, что способствует притоку не только капиталов, но и новых технологий создание оптово-торговых структур с ориентацией их деятельности на конечные результаты при обслуживании предприятий и организаций области, содействие обеспечению взаимовыгодной экономии при взаимодействии субъектов потребительского рынка, развитие системы услуг - разработка интегрированной


организации товародвижения, прогнозных и рекомендательных схем скоординированного использования складов коммерческо-посреднических структур, транспортных терминалов и обслуживаемых потребителей - развитие логистических посредников и повышения их роли в товародвижении на потребительском рынке на базе эффективного функционирования инфраструктурных объектов, информационного обеспечения постоянное исследование конъюнктуры потребительского рынка, прогнозирование его развития на средне-долгосрочную перспективу - создание информационно-


маркетингового центра по изучению формирования спроса и предложения на внутрирегиональном, межрегиональном и внешнем рынках, оценки уровня оптовых цен производителей и потребителей, формирование рынков сбыта - развитие инфраструктуры розничной торговли в направлении создания эффективной конкурентной среды на рынке торговых услуг доставка на дом, прямые продажи на дому и другие альтернативные формы торгового обслуживания населения - развитие хозяйственных связей с поставщиками и потребителями продукции в странах


СНГ на взаимовыгодных условиях изучение новых потребностей для обоснования организации новых производств, прогнозирование цен спроса и предложений на новые виды товаров. В этой связи исследование проблем функционирования и развития рынка молока и молочных продуктов области и его инфраструктуры является одной из важнейших, так как от эффективного развития рынка зависит обеспечение жизнедеятельности области. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В первой части работы рассмотрены теоретические аспекты, связанные


с историей развития региональных товарных рынков, приведены различные определения понятия товарный рынок, рассмотрена его структура. Также приведены понятия рынка средств производства, рынка товаров и услуг потребительского назначения и их отличие друг от друга. В заключение первой части рассмотрены основные тенденции в функционировании и развитии товарных рынков в современных условиях. Вторая часть работы включает анализ рынка продовольствия


Иркутской области и подробный анализ рынка молока и молочных продуктов. В результате анализа выявлено, что основной тенденцией, проявляющейся на рынке молока и молочных продуктов, является то, что он формировался на фоне продолжающегося снижения производства, а, следовательно, регионального предложения. Эта ситуация связана с сокращением объема молока 90 к уровню 2001 г. снижением производства цельномолочной продукции на 25, масла животного на 16, сыров жирных на 8 снижением поголовья и продуктивности


молочного стада внутренней конкурентностью перерабатывающих предприятий. Выработка молока в регионе сократилась с 685 тыс. т. в 1994 г. до 467 тыс. т. в 2004 г. При постоянном снижении предложения молока и молочной продукции производителями области насыщение регионального рынка характеризуется ростом насыщения регионов РФ Красноярского, Алтайского краев, Московской, Новосибирской областей 57,5 тыс. т. в 2002 г.


Соотношение спроса и предложения на региональном рынке молока и молочной продукции несбалансированно. В период с 1996 г. по 1998 г. спрос значительно превышает предложение. В последние годы предложение превышает спрос, но при этом снизилось потребление на душу населения. В качестве мероприятий по стабилизации ситуации на рынке молока и молочных продуктов можно предложить два направления 1 регулирование и поддержка региональными органами управления агропромышленного комплекса,


производителей пищевой и перерабатывающих отраслей 2 развитие рыночной инфраструктуры потребительского рынка. Для дальнейшей работы по улучшению ситуации на продовольственном рынке области необходимо развитие фермерских хозяйств, интеграция перерабатывающих предприятий с фермерскими и снижение перекупщиков в данной отрасли. На данный момент в области наметились основные монополисты данного рынка ОАО Белореченское, ЗАО Иркутский молзавод, появляется много конкурирующих производителей


СПК Баяндаевский, СПК Боханский. Не уступают свои позиции и ввозимые марки Домик в деревне г. Москва, Веселый молочник г. Красноярск. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Винокуров М.А Демина М.П. Экономическая теория, ч. 1,2. Иркутск Изд. ИГЭА, 1999. 518 с. 2. Концепция развития товарных рынков в


РФ. М. Минэкономики РФ от 21.08.95. ИМ 83004 179. 3. Новоселов А.С. Теория региональных рынков. Ростов-на-Дону Феникс, 2002. 274 с. 4. Л.В. Шемякина. Региональный рынок товаров и услуг учебное пособие. Иркутск Изд. БГУЭП, 2002. 114 с. 5. Л.В. Шемякина, Н.Г. Орлова. Товарные рынки Иркутской области. Иркутск


Изд. БГУЭП, 2003. 120 с. 6. httpwww.ecspert.ru



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.