План
1. Введение
2. Цели, функции и методыгосударственного регулирования коммерческой деятельности.
3. Органы государственногорегулирования, осуществляющие регулирование коммерческой деятельности
4. Развитиеконкуренции на товарных рынках и борьба с монополизмом
Заключение
Литература
Введение
Коммерческая деятельность, как и любая инаяпредпринимательская деятельность, в значительной степени регулируетсягосударством. Прежде всего, это относится к правовым основам, особенностямсоздания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросырегулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующимифедеральными законами.
Изначальный недостаток подходов различных зарубежных школ и нашихсоотечественников к вопросам управления заключался в том, что онисосредотачивали внимание на каком-либо одном элементе, а не рассматривалиэффективность управления как результирующую и зависящую от многих факторовдеятельности. В этой связи применение теории систем к управлению позволяетпредставить организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывносвязаны с внешним миром. Системный подход необходим и к пониманиюгосударственного регулирования.
Системность проявляется и в том, что регулирование осуществляется потрехуровневой системе управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ(областных), а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из нихсозданы соответствующие структуры со всеми конкретными целями, задачами ифункциями.
На существовании правовых условий государственного регулирования, вкачестве одного из главенствующих условий, настаивают известные экономистыинституционально-правового направления, например, В. Ойкен, и юристы В.Анохин,В. Андреев и др.
В. Ойкен в своей концепции экономических порядков раскрывает (хотя сам невсегда солидарен с этим) значительную роль государства наряду с другимиинститутами при установлении форм и методов хозяйствования.
В. Андреев утверждает, что контроль государства за состоянием и развитиемрынка предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность,определение оснований и пределов публичного вмешательства в нее… Вне правовойформы государственное воздействие не может осуществляться.
В то же время при рассмотрении функций государственного регулированияА.Н. Чеканский к первой группе относит функции обеспечения правовой базыфункционирования рыночного хозяйства, а также функции стимулирования и защитыконкуренции.
Ко второй группе относит функции перераспределения доходов, корректировкираспределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулированияэкономического роста6
А. Клейменов, О.Головина считают, что грань, за которой необходимовмешательство государства в управление собственностью, определяется толькоэкономическими и организационными методами, каковыми являются налогообложение,кредитование, ценообразование, регистрация, лицензирование, сертификация и пр.
Цель работы: раскрыть сущность государственногорегулирования коммерческой деятельности.
Актуальность работы: В тяжелое время экономическогокризиса страны данная работа позволит обратить внимание на важностьгосударственного регулирования коммерческой деятельности.
Цели, функции и методыгосударственного регулирования коммерческой деятельности
Субъектом государственного регулирования коммерческойдеятельности выступает государство, общественные организации, законодательныеорганы. Объектом — экономические, организационные и управленческие отношения всфере коммерческой деятельности.
Конкретными целями регулирования являются: формирование целостной системыдля наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения изапросов местного рынка труда;
Государственное регулирование коммерческой деятельностипреследует цели:
-становление рыночных отношений в сфере коммерческой деятельности;
— осуществление государственного контроля за ведением хозяйственнойдеятельности, в частности за выполнением условий для занятия определеннымивидами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайногопредпринимательства;
— проведение налогообложения;
— получение государственных сведений статистического учета дляосуществления мер регулирования экономики;
— предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственныморганам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательскойдеятельности;
-создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективноефункционирование и развитие коммерческой деятельности и, в конечном итоге,обеспечение устойчивого экономического роста.
В целом основная задача государственного регулирования заключаетсяв поддержании стабильности рынка и обеспечении его социальной направленности,что может быть реализовано с помощью определенных принципов.
Применение принципов механизма государственного регулирования коммерческойдеятельности будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотимиметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основнымипринципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность,гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность,достоверность, эффективность и др.
Принципы механизма регулирования необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь.
Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны:социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальныхслоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальнойсферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальныхгарантий и защиты для различных слоев населения.
Важное значение в условиях реализации социально ориентированной моделирыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования;объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различныхсоциальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственногорегулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенныхслоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).
Немаловажной общей функцией является функция стратегическогопланирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Виднейшийэкономист В. Леонтьев подчеркивал значимость этой функции. Он часто использовалсравнение экономики с кораблем: частная инициатива, как ветер в парусах,сообщает экономике свой импульс, планирование же, как руль, направляетэкономику в нужную сторону. Стратегическое планирование, отмечал В. Леонтьев,направлено на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, вкоторых экономика может оказаться после применения альтернативных комбинацийразличных мер экономической политики7.
Обязательной функцией является организационная, обеспечивающаясистемность подходов в проведении реформ, целостность государственнойэкономической политики.
Само понятие «механизм», происходящее от греческого mechane — машина,означает система, устройство, определяющее порядок какого-либо видадеятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условияхформирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществлениядеятельности в процессе производства, распределения и перераспределениясовокупного общественного и национального дохода.
В рыночной экономике роль государства заключается в первую очередь в том,чтобы установить «правила игры», определять стратегические направленияразвития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, ане в четкой регламентации деятельности предприятий.
В государственном регулировании рыночной экономики два аспектапредставляются наиболее важными. Первым необходимым условием дляупорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограниченийрыночной деятельности. Осуществляется посредством государственногопланирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработкасистемы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процессанеобходима для предоставления ее объектам самостоятельности впредпринимательской деятельности.
Второй аспект — это государственное воздействие на рынок посредствомизъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей вбюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государствоосуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.
Составляющими организационной функции являются также:
· усилениегосударственногоконтроля за деятельностью организаций4
· создание информационногообеспечения и безопасности государственного регулирования.
/>
Роль отдельных институтов рассмотрена обстоятельно Дж. К. Лафтой.Необходимой формой регулирования является программная. В качестве даннойформы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов.
В системе государственного регулирования коммерческой деятельности средиобщих функций важнейшей следует считать, по нашему мнению, создание экономико-правовыхусловий функционирования механизма регулирования.
Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменилсодержание и суть экономических отношений между участниками в процессе ихдеятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовоерегулирование.
Правовые методы государственного регулирования призваны обеспечитьпрочную правовую основу коммерческой деятельности с помощью законодательных,судебных и административных способов.
Системы методов регулирования бывают прямого и косвенного воздействия.
К прямым методам можно отнести методы административно-правовоговоздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг,лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фондапредприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности;управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.
Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционированиерыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов,а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен изаработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежнойсистеме, использование квот и других.
Государство практическиво всех странах оказывает регулирующее воздействие на ценообразование илинапрямую устанавливает предельные уровни цен и осуществляет их контроль. С этойцелью во многих странах создана правовая база регулирования в виде законов,указов, постановлений и существует надежная статистическая информация об уровнеи динамике цен, которая используется для оценки реальных доходов населения ииндексации заработной платы и пенсий.
Ни в однойкапиталистической стране нет полной свободы в установлении цен, особенно вотраслях, влияющих на общий уровень цен в стране и на положение в социальномсекторе экономики. К таким ценам относятся цены на энергоресурсы, медикаменты, почтово-телеграфные,телефонные и железнодорожные тарифы. Регулирование обеспечиваетсбалансированность и стабильность экономики, а также конкурентоспособностьтоваров на внешних рынках. Государственное регулирование цен дополняется гибкойсистемой льготного кредитования и налогообложения, а также прямыми дотациямиотдельным производствам и отраслям.
В США, например, внастоящее время регулируется около 10% цен. Министерство сельского хозяйства иряд других государственных органов регулируют и осуществляют контроль за ценамина сельскохозяйственную продукцию, энергоносители и ряд других социальныхтоваров и услуг. В Европейском союзе (ЕС) осуществляется активное регулированиецен на сельскохозяйственную продукцию, а также цен на уголь, продукцию чернойметаллургии, текстильной промышленности, судостроения, на
легковые автомобили, станки с программным управлением, электронику, лекарства иряд других товаров. В Японии с начала 70-х гг. активным регулированием цензанимается Бюро цен правительственного Управления экономического планирования,в задачи которого входят контроль за соблюдением антимонопольногозаконодательства, разработка стратегии кредитно-налогового регулирования цен иее реализация. Цены на основные продукты питания устанавливаются парламентом иконтролируются
Министерством земледелия, лесоводства и рыболовства; железнодорожные тарифырегулируются Министерством транспорта: тарифы на водо и теплоснабжение,электроэнергию и газ — Агентством природных ресурсов и электроэнергии. Крометого, жестко регулируются расценки на медицинское обслуживание, что делает егообщедоступным. В целом в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен.
Только в нашей странерегулирование цен со стороны государства минимально. Это сказывается наположение простых граждан Российской Федерации. Административное вмешательствоосуществляется через законодательные акты.
Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется главнымобразом с помощью средств бюджетной политики.
Косвенные методы:
кредитно-денежная политика,
таможенная политика,
налоговая политика.
Одной из важных форм регулирования является денежно-кредитная.Вопросы денежно-кредитной политики и ее нацеленности на возобновлениеэкономического роста путем рассмотрения факторов, влияющих на денежную массу(деловой оборот, его структура, цены, скорость обращения денег, резервныетребования Центрального банка РФ и т.д.), исследованы рядом авторов: РоговойО.Л., Семенищевым С.А., Сенчаговым В.К.10
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политикиразрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным законом «ОЦентральном банке Российской Федерации», содержат анализ текущего состояния ипрогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основныеориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.
Изучение причин кризиса 2008 года показало, что они свелись, с однойстороны, к грубейшим ошибкам проводимого экономического курса, а, с другой, — кполнейшей неурегулированности кредитно-финансовой системы, грубейшему нарушениювсей финансовой дисциплины, погубившей и олигархов и всю финансовую систему.
Резко снизился жизненный уровень населения. Резкое обострениеэкономического кризиса показало неадекватность либерально-монетаристской моделирыночного реформирования реалиям российской экономики, привело к разрушениюмногих институтов инфраструктуры рынка.
Государственное регулирование может осуществляться и с помощью кредитов, посредством изменения учетных ставок Центральным банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности (производства продовольственных товаров, малого и среднего бизнеса) может применяться льготное кредитование, льготное налогообложение, инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа).
Главным инструментом мобилизации финансовых средств являются налоги. Онив государственном регулировании торговой деятельности играют двоякую роль: содной стороны, — это главный источник финансирования государственных расходов,материальная основа бюджетной политики; с другой, — это инструментрегулирования.
Налоговое регулирование осуществляется с помощью налоговых ставок и налоговыхльгот. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства вбюджетных поступлениях и должны определяться на компромиссной основегосударства и заинтересованности предприятий в их деятельности иинвестировании. Западными экономистами разработаны различные методы определенияоптимальных размеров налоговых ставок. «Кривая Лаффера» показывает, чтопревышение размера налогов выше оптимального на 30% ведет к снижениюдеятельности и сокращению поступлений в бюджет.
В целях поддержания приоритетных, социально значимых отраслей, программприменяются налоговые льготы, имеющие целевой характер: например, для развитияи поддержки малого предпринимательства.
В современной теории и практике управления выделяют два уровняналогообложения: уровень федерации и уровень субъектов. В этой связимеханизм налогообложения предусматривает увязку координационных исубординационных отношений субъектов налогообложения этих уровней.
Стратегия налогового регулирования зависит от политической ситуации встране и регионе, системы управления экономикой и системы управленияналогообложением, экономической системы государства и региона, экономическойсущности налогового регулирования, закономерностей его влияния на различныесферы социальных факторов.
Проведенный учеными анализ использования в России налоговогорегулирования в управлении экономикой показывает, что к настоящему времени ещене сформирована структура налогового механизма, в результате на уровне субъектаэтот инструмент из регионального механизма управления практически исключается11.
Мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии,стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие мерывоздействия ориентированы на создание условий для деятельности экономическихсубъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества игосударства направлении; обеспечение информационной среды для деятельностипредприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применениеналоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контрольза ценообразованием и другими финансовыми инструментами.
Механизм государственного регулирования коммерческой деятельности можетбыть осуществлен и с помощью организационно-административных методоврегулирования. Административное регулирование реализуется посредствомпрямого воздействия руководителей на подчиненных, вышестоящих структуруправления на нижестоящие с целью достижения результатов хозяйственнойдеятельности.
Административный механизм базируется на силе государственного влияния иограничивается выдачей лицензий на тот или иной вид товаров (деятельности) илиего запрещение, а также охраной окружающей среды и созданием минимальной защитыслабо защищенных слоев населения.
Органы государственного регулирования,осуществляющие регулирование коммерческой деятельности
Государственные организационные структуры, участвующие в регулировании коммерческой деятельности :
Торговопромышленная палата РФ, Российское агентство поддержки малого предпринимательства, общественных объединений предпринимателей страны
Основные регулирующие органы: Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП), Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП),
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства,
Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Государственном комитете РФ по управлению государственного имущества (Роскомпредпринимательства),
Совет по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве РФ.
Органы, контролирующие все стороны коммерческой деятельности и их функции: Госторгинспекция, Госстандарт России, ГНС РФ, Министерство здравоохранения РФ, ГТК РФ. Взаимодействие ГТК с Госторгинспекцией с целью осуществления контроля за товарооборотом.
Контролирующие органы, проверяющие отдельные виды торговли и выполняемые ими функции:
Федеральная служба России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию (осуществляет специальные исполнительные, контрольные и разрешительные функции по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции),
Министерство финансов РФ(осуществляет контролирующие функции в отношении торговли драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями их содержащими),
Министерство природных ресурсов РФ и Государственный комитет по Охране Окружающей Среды (осуществляют контроль за продажей меховых товаров),
Российская ассоциация развития малого предпринимательства (осуществляет защиту прав предпринимателей; обобщение и распространение опыта деятельности малых предприятий; оказание информационной, консультационной, методической, правовой и иной помощи организациям поддержки малого предпринимательства).
Развитие конкуренции на товарных рынках и борьба с монополизмом
Одним из направлений деятельности государства являетсяантимонопольное регулирование. Материальный ущерб от монополизмаисчисляется, по оценкам специалистов, десятками миллиардов рублей в год,зачастую вредные последствия наступают, спустя некоторое время, в видеинфляции, общего спада экономического роста, ухудшения благосостояниянаселения.
Направления антимонопольной и конкурентной политики в областях:
контроль за экономической концентрацией на товарных рынках,
регулирование в сфере естественных монополий,
демонополизация внешнеэкономической деятельности,
предотвращениенедобросовестной конкуренции.
Принятый в 1991 г. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарныхрынках»определяет организационные и правовые основы предупреждения,ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестнойконкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективногофункционирования товарных рынков.
Государственный комитетпо антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП)России проводит политику, направленную на развитие товарных рынков иконкуренции, а также предупреждение, ограничение и пресечение монополистическойдеятельности и недобросовестной конкуренции.
Данный закон определяеторганизационные и правовые основы борьбы с монополизмом и направлен на созданиеусловий для активного развития товарных рынков.
Запрещаются следующиедействия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке,которые могут ограничить конкуренцию и ущемить интересы других хозяйствующихсубъектов:
· изъятие товаровиз обращения, целью или результатом которого является создание или поддержаниедефицита на рынке либо повышение цен;
· навязываниеконтрагенту (потребителю) условий договора, не выгодных для него или неотносящихся к предмету договора;
· включение вдоговор дискриминационных условий, которые ставят контрагента в неравноеположение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
· согласиезаключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихсятоваров, в которых контрагент не заинтересован;
· созданиепрепятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
· нарушениеустановленного нормативными актами порядка ценообразования, установлениемонопольно высоких (низких) цен;
· сокращение илипрекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказыпотребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
· необоснованныйотказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) приналичии возможности производства или поставки соответствующего товара.
Запрещаются соглашенияконкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих или могущих иметь в совокупностидолю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такиесоглашения ограничивают конкуренцию и направлены на:
· установление(поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение,снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
· раздел рынка потерриториальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортиментуреализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
· ограничениедоступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качествепродавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
· отказ отзаключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Заключение
Государственное регулирование современной экономики осуществляется спомощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующегохарактера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации иприспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимсяусловиям.
Косвенно участвовать в государственном регулировании могут и общественныеорганизации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партиии др.
На трудном пути к рынку мы подошли к черте, когда старые структуры,унаследованные от вертикальных ведомственных систем, уже не могут состыковатьсяс новым экономическим механизмом, а новые формы организации управления еще ненабрали силы. Из этого противоречия и вырастает сегодня задача более решительногоперехода к новым структурам
Рыночные механизмы в сочетании с мерамигосударственного регулирования должны сформировать экономические стимулы длясубъектов хозяйственной деятельности.
В целях снижения высокой стоимости товаров и услуг требуетсяосуществление мер по регулированию цен на товары первой необходимости, стимулированиеконкурентной среды на рынке товаров и услуг, регулирование тарифов и цен натовары и услуги естественных монополий и др. В связи с этим нужно изменитьхарактер участия государства в хозяйственной деятельности.
Литература
1. Андреев В.Государственный контроль за хозяйственной деятельностью.//Российская юстиция. —1997. — №2. — с. 19—21.
2. Анохин В.Государственное регулирование предпринимательства.//Хозяйство и право. — 1993.— №4. — с. 59—67.
3. Зеленская С.Г.,Преображенский Б.Г. Формирование механизма налогового регулирования на уровнерегиона. — В. сб.: Стратегия обеспечения устойчивого социально-экономическогоразвития России: региональный аспект. — Воронеж, 1996. — С. 50—51.
4. Клейменов А.,Головина О. Рычаги антикризисного управления в регионе.//Проблемы теории ипрактики управления. — 1996. — №4. — с.60—62.
5. Лафта Дж. К.Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. — М.: Русская ДеловаяЛитература, 1999. — с. 12—17.
6. Леонтьев В.Межотраслевая экономика. — М.: Экономика, 1997. — с. 20—21
7. Ойкен В. Основынациональной экономики. /Пер. с нем. /Общ. ред. В.С. Автономова, В.П. Гутника,К. Херрманн-Пиллата. — М.: Экономика, 1996. — с. 209—210, 230, 248—249.
8. Экономикапереходного периода. Учебное пособие/Под ред. В.В. Радаева и др. — М.: Изд-воМГУ, 1995. — с. 334—335.
9. Экономическаябезопасность: Производство — Финансы -Банки/Под ред. В.К. Сенчагова — М.: ЗАОФинстатинформ, 1998. — гл. 15—22.