Саратовскаягосударственная академия права
Поволжский региональный юридическийинститутУчебная дисциплина – конституционное правозарубежных странКурсовая работа
Глава государства
(ВАРИАНТ IV)
Выполнил:Саратов – 2001
Содержание
1. Глава государства – понятие и место в системевысших
органов государственной власти 3
2. Виды главыгосударства, порядок замещения должности 5
3. Компетенция главы государства 14
Список литературы 23
1. ГЛАВАГОСУДАРСТВА – ПОНЯТИЕ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Глава государства – это конституционный орган иодновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государствововне и внутри страны, символ государственности народа. В разных странах главагосударства в соответствии с их конституциями рассматривается либо какнеотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, посколькубез его подписи закон недействителен (монарх в Великобритании, президент вИндии), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства(Египет, США), либо как лицо, являющееся только главой государства и невходящее в какую-либо ветвь власти (Германия. Италия). Он может быть символомгосударственности, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другиминститутам государства, как президент Франции, единоличным властителем (Оман,Саудовская Аравия).1
Глава государства, независимо от его разновидности, имеет некоторыеобщие для всех стран полномочия. В отношении парламента это созыв его сессий,опубликование законов, право роспуска, иногда – право вето. Глава государстваформирует правительство (порой лишь формально его утверждает), обладает правомувольнять министров и правительство в отставку, назначать судей, предоставлятьгражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного родамеждународные соглашения, назначать дипломатических представителей,награждать, помиловать осужденных и др., но осуществление этих полномочий напрактике зависит от формы правления, от реального положения главы государства.Кроме того, при любой форме правления одни полномочия глава государства можетреализовывать самостоятельно, а для осуществления других требуется согласиеили утверждение парламента (например, для назначения послов в США) или даже правительства(в условиях парламентарной республики). В парламентарных республике имонархии, а иногда и в полупрезидентских республиках, для того чтобы некоторыеакты президента или монарха действовали, премьер-министр должен скрепить ихсвоей подписью (так называемая контрассигнатура). Реже это может быть наряду сподписью премьера также подпись министра, ответственного за выполнение данногоакта президента или монарха.
Компетенция главы государства более подробно будет рассмотрена в третьейглаве данной работы.
2. ВИДЫГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА, ПОРЯДОК ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТИ
Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае этомонарх или президент, во втором – постоянно действующий орган парламента, имизбираемый. В прошлом это были президиумы высших представительных органов,постоянные комитеты, государственные советы в странах тоталитарного социализма– в СССР, Болгарии, Венгрии, Польше и др. В настоящее время подобным органомявляется Государственный совет па Кубе, где нет президента (по конституцииглава государства – председатель Государственного совета). В Китае поконституции главой государства является избираемый парламентом председательреспублики, но многие (функции главы государства он выполняет совместно сПостоянным комитетом парламента, а некоторые такие функции осуществляет самПостоянный комитет. В Иране эти полномочия разделены между Руководителемгосударства, избираемым особым образом из высших духовных лиц – мусульман, ипрезидентом республики. В Швейцарии функции главы государства осуществляетправительство, а президент избирается парламентом на один годи существенныхполномочии не имеет. В ОАЭ существует «коллективный монарх», в Малайзии –выборный монарх.
Во многих странах британского Содружества (Австралия, Канада и т.д.)полномочия главы государства принадлежат британскому монарху. но осуществляетих генерал-губернатор – его представитель. Он утверждается монархом порекомендации местного правительства, а в Папуа –Новой Гвинее избираетсяпарламентом.
После военных переворотов функции главы государства обычно принадлежатхунте (военному, революционному совету) и избираемому или назначаемому еюпрезиденту. Так было во многих странах Латинской Америки, Африки, Азии.
Иногда руководитель хунты сам провозглашает себя президентом. Приколлегиальной форме президентуры основные полномочия главы государстваосуществляются коллегией, а менее значительные, церемониальные (например,прием верительных грамот иностранных дипломатических представителей) –председателем коллегии или его заместителем.
Как правило, монарх (король, султан и др.) является главойгосударства и одновременно главой исполнительной власти. На деле, однако, всяполнота власти ему принадлежит только в абсолютной монархии. Реальнополномочиями главы государства и главы исполнительной власти он пользуется вдуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы государства иглавы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства.
Монарх – лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечен кадминистративной, уголовной ответственности, против него не может быть обращенгражданский иск. За действия монарха по управлению государственными деламиполитическую ответственность несут его министры.
Монарх имеет право на особый титул – король, султан и т.д. Иногда егоофициальный титул очень длинный, так как включает разные владения монарха. Онимеет право на особое обращение «Ваше Величество», которое не можетиспользоваться при обращении к другим лицам в данном государстве, кромесупруги монарха. Монарх обладает государственными регалиями (трон, корона идр.), имеет свой двор – лиц, занятых обслуживанием его самого и семьи, нооплачиваемых из государственного бюджета. Для этого парламент ежегодновыделяет денежные средства – цивильный лист.
Монарх получает и передает свой пост по наследству. Существуетнесколько систем наследования:
1) салическая,когда престол наследуют только мужчины (прежде всего старший сын), а женщины, втом числе дочери, исключаются из числа наследников престола (Бельгия, Норвегия.Япония к др.);
2) кастильская,когда женщины (дочери) наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей.Если же есть младший сын и старшая сестра, то сын имеет преимущество(Великобритания, Дания с 1953 г., Испания, Нидерланды и др.);
3) австрийская(она существовала в прошлом), когда женщины могут наследовать трон при условии,что во всех поколениях данной династии нет мужчин (на практике, во всякомслучае в последние столетия, женщины поданной системе пост монарха незанимали);
4) шведская, всоответствии с которой по закону 1980 г. женщины наследуют престол на равныхоснованиях с мужчинами. В настоящее время 18-летняя дочь короля Швеции, укоторого есть еще младший сын, является претендентом на трон и действует какзаместитель короля во время его отъездов из страны (до принятия закона 1980 г.в этом государстве трижды правили королевы: в XIV, XVII и XV11I вв.);
5) мусульманская,когда трон наследует, по существу, не определенное лицо, а «благородная»правящая семья (часть династии), которая сама уже решает, кто именно изближайших родственников покойного короля (не обязательно сын) займетосвободившийся трон (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.). Эта же семья приучастии высших священнослужителей и мусульманских ученых (улемов) смещаеткороля и ставит на его место другого члена семьи (так было, например, в СаудовскойАравии вследствие обвинения короля в недостаточном благочестии);
6) племенная,когда король рассматривается как главный вождь племени, а его наследникаопределяет племенной совет из числа многочисленных сыновей покойного. ВСвазиленде это делает племенной совет ликоко во главе с королевой-матерью, вчем сказываются пережитки матриархата. Последний раз он избирал короля в 1982г. из числа более 150 сыновей покойного.
Особенности наследования престола существуют в Непале, Бутане и некоторыхдругих странах, когда трон хотя и наследуется определенной династией (внекоторых странах это записано в конституции), но король сам еще при жизниопределяет будущего наследника – не обязательно старшего сына. В Малайзиикороль не наследственный, а выборный. Он избирается на пятилетний сроксултанами монархических субъектов федерации (есть и немонархические) и толькоиз их числа.
После наследования престола предусмотрен особый обряд коронации. Коронацияозначает окончательное воцарение монарха.
Если престол наследует малолетний монарх, то до его совершеннолетия одиниз ближайших родственников монарха или другое близкое к нему лицо с согласиясемьи и по совету высших должностных лиц, иногда с утверждения парламента илипо назначению правительства, становится регентом. В некоторых случаяхсоздается регентский совет из нескольких человек. Регент и совет действуют отимени монарха. Если монархом (королевой) становится женщина, ее муж нестановится королем, он лишь ее супруг и имеет особый высший дворянский титул.1
Рассмотрим институт президентуры. Существуют две её основныеформы: единоличная (президент) и коллегиальная (Президентский совет, существовавшийранее в Йемене, Судане, Алжире и некоторых других странах, Государственныйсовет на Кубе и др.). В Иране основные полномочия президентуры разделены междуРуководителем государства и президентом, это «двуглавая президентура». ВКитае, есть глава государства (Председатель республики), но основные полномочияглавы государства выполняет Постоянный комитет парламента, а в Швейцарииполномочия коллегиального главы государства и правительства совмещены.
Президент может занимать различное положение в системе государственнойвласти: быть только главой государства (Германия), одновременно главойгосударства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства ифактическим руководителем правительства при наличии особой должностиадминистративного премьер-министра (Египет, Франция).
Согласно многим конституциям, президент пользуется неприкосновенностыо,его нельзя привлечь к административной ответственности, уголовное наказаниевозможно только после отрешения президента от должности (обычно путемимпичмента). Однако президент, добровольно уходящий в отставку, как правило,добивается принятия закона или соглашения о его неответственности. Во многихстранах к президенту может быть предъявлен гражданский иск. Гражданские иски кгосударству также могут быть обращены к президенту как представителюгосударства.
Президент имеет определенные привилегии: свою резиденцию (обычно неодну), особый транспорт, включая самолеты, охрану, свои штандарт – флаг,являющийся символом президентской власти. По многих странах существует особое обращениек президенту – «Ваше превосходительство». Денежное содержание президентуустанавливается законом парламента и обычно является наиболее высоким средидолжностных лиц.
Полномочия президента часто сформулированы однотипно в президентской,полупрезидентской, парламентарной республике, но на самом деле в ихосуществлении существует огромная разница, связанная с особенностями формыправления.
Президент избирается на определенный срок: три года в Латвии, четыре годав США, пять – в Бразилии, шесть – в Египте, семь – во Франции. Бывали, однако,и «пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты инымипутями, чем выборы.
Для избрания на должность президента обычно выдвигаются следующиеусловия: гражданство данного государства (в Польше на выборах 1980 г. на постпрезидента баллотировалось лицо, имевшее кроме польского еще два гражданства:канадское и перуанское), наличие полных гражданских и политических прав,достижение определенного возраста (обычно 35 лет, но в Никарагуа – 25, в Венесуэле– 30, в Китае – 45, в Италии – 50). Иногда устанавливается и предельный возраст(например, в Намибии – не старше 65 лет). Многие конституции устанавливаютдля кандидата определенный срок проживания в данной стране (в Болгарии – 5 лет,на Украине – 10, в США – 14, в Грузии – 15). В ряде случаев требуется, чтобыкандидат был не натурализованным гражданином, а уроженцем данной страны илиродившимся от ее граждан. В Нигерии кандидат на должность президента должениметь среднее образование, в Турции, Азербайджане – высшее, на Филиппинах ондолжен уметь читать и писать. Есть и другие условия.
Кандидат в президенты может быть выдвинут группой избирателей. Во Францииэто 500 граждан, но не рядовых, а являющихся членами парламента, региональныхсоветов, генеральных советов департаментов (т.е. региональных органовсамоуправления), территориальных собраний заморских территорий, мэрамигородов. На Украине для выдвижения кандидата должно быть созвано собраниеизбирателей не менее 500 человек; оно создает инициативную группу, которая иподает заявку о выдвижении кандидата, но для того, чтобы кандидат былзарегистрирован, необходимо собрать в его поддержку не менее 100 тыс. подписейизбирателей, причем не менее 1500 в каждом из 2/3 избирательных округов. Кандидатурапрезидента может быть также выдвинута политическими партиями, избирательнымиобъединениями, блоками. В Венгрии кандидат выдвигается не менее чем 50депутатами парламента, в Египте – 2/3 общей численности парламента (есликандидат не соберет 2/3, то большинством). Регистрация кандидата во многихстранах обусловлена внесением повышенного избирательного залога (например,10-кратного по сравнению с кандидатом в нижнюю палату парламента Франции).
Существуют различные способы избрания президента:
1. Голосование впарламенте (Чехия, Словакия, Венгрия, Турция, Албания и др.). Для первого туравыборов обычно требуется квалифицированное или абсолютное большинство голосов,но при множественности кандидатов такой результат достигается редко, голосараспределяются между разными кандидатами. В последующих турах требования снижаются,однако из-за партийной раздробленности обычно проводится много туров. В Турциинакануне принятия конституции 1982 г., снизившей требования, было проведеноболее 100 туров, в Италии в 1992 г. – 16. Теперь для выборов президента вТурции в первом туре требуется 2/3 голосов, во втором и третьем достаточноабсолютного большинства, на четвертый тур выносятся две кандидатуры, набравшиеотносительное большинство. Президентом становится получивший относительноебольшинство голосов. В Словакии для избрания президента, как и для смещения егопарламентом, необходимы 2/3 голосов. Президент, избранный парламентом, обычно,хотя и не всегда, «слабый» президент: он получает свои полномочия не непосредственноот избирателей, а от представительного органа и не может противопоставлятьсебя ему.
2. Голосованиевыборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а последние, не собираясьвместе, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями (Аргентина,США, до 90-х годов Финляндия). При этом способе результаты выборов (имябудущего президента) становятся известны до голосования выборщиков, как толькоподсчитана их партийная принадлежность: президентом будет тот, кто имеет засобой большинство выборщиков.
3. Избрание президента специальной избирательной коллегией, о которойговорилось выше (Федеральное собрание в Германии, состоящее из членов нижнейпалаты и такого же числа представителен земель, коллегия, состоящая из членовобеих палат парламента и делегатов областных советов в Италии, коллегия изизбранных членов обеих палат парламента в Индии и законодательных собранииштатов).
4. Избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция идр.).
Переизбрание президента на следующий срок во многих странах ничем неограничивается (Египет, Франция, Сирия и др.). В Германии, США одно и то желицо может быть избрано в президенты только на два срока. В Аргентине можноизбирать дважды, но первый раз – на шесть лет, второй – только на четыре года.В Мексике установлен только один срок – шесть лет. Конституция Мексикизапрещает под каким-либо видом избирать одно и то же лицо на должностьпрезидента на второй срок; нельзя избирать и временного президента. Невозможнопереизбрание президента также в Боливии, Никарагуа (с 1995 г.), Эквадоре. Перечисленныеограничения призваны воспрепятствовать возможному президентскомуавторитаризму, ибо президенты, избиравшиеся в некоторых странах ЛатинскойАмерики и Африки на седьмой и даже восьмой срок, сосредоточивали в своих рукахнепомерную власть. В настоящее время в некоторых странах Азии есть президенты,избранные на четвертый и пятый срок.
Нередко президентами провозглашает своих руководителей военная хунта,захватившая власть. В 1994–1995 гг. в большинстве азиатскихпостсоциалистических стран (Туркменистан, Узбекистан и др.) вместо выборов былипроведены референдумы о продлении срока действующего президента до 2000 г. Впрошлом в некоторых странах социалистической ориентации президенты избиралисьсъездом правящей партии (Конго), президенты провозглашались пожизненными (КНДР,Тунис, Уганда, Экваториальная Гвинея и др.). Пожизненным президентом был И.Броз Тито в Югославии, в конституции которой говорилось, что президент избирается,но это правило не распространяется на Тито. В Иране руководитель государства(подлинный глава государства) в отличие от президента избирается не путемвсеобщих выборов, а особой коллегией лиц, преимущественно духовных, которые всвою очередь избираются населением. Руководитель государства в Иране долженбыть высшим духовным лицом – муфтием. В Швейцарии президент и вице-президентизбираются парламентом (Федеральным собранием) сроком на один год, но вопрекиих титулам они не обладают основными полномочиями главы государства: этиполномочия принадлежат коллегиальному органу – Федеральному совету.1
3.КОМПЕТЕНЦИЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА
Главыгосударств в зарубежных странах в основном обладают идентичными полномочиями,хотя в каждой стране имеются свои особенности.
В области государственного управления полномочия главы государстваневелики даже формально, на практике же они выглядят еще скромнее. Однакоследует оговориться, что в некоторых парламентарных республиках емупредоставляются обширные полномочия, но в действительности все его конституционныеправа осуществляются правительством. Такая система действует, например, вИндии.
Конституции всех парламентарных стран наделяют главу государства правомучастия в формировании правительства. Так, ст. 92 итальянской конституциигласит: «Президент республики назначает председателя совета министров и по егопредложению министров». Еще категоричнее говорит об этом конституция Дании:«Король назначает и увольняет премьер-министра и других министров. Онопределяет их число и обязанности» (ст. 14). В Конституции КоролевстваНидерландов (редакция 1983 г.) сказано: «Премьер-министр и другие министрыназначаются и смещаются Королевским Указом» (ст. 43). Примерно в таком же духетрактуют этот вопрос конституции других парламентарных стран. На практике жероль главы государства в формировании правительства носит чисто номинальныйхарактер. Он может назначить премьером лишь лидера победившей партии или главу партийнойкоалиции (подробно о формировании правительства будет сказано в следующейглаве).
Назначение главой государства гражданских и военных чиновников такжелишено реального содержания, так как все это делается правительством, но отимени главы государства.
Полномочия главы государства как верховного главнокомандующегопрактически представляют собой почетную прерогативу, поскольку оперативноеруководство вооруженными силами осуществляется генеральным штабом,министерством обороны, штабами родов войск, которые действуют согласнодирективам правительства.
Важное место в полномочиях главы государства занимает право объявлениячрезвычайного положения па территории всей страны или части ее (ст. 16конституции Франции, ст.352 конституции Индии).
В законодательной области полномочия главы государства достаточнообширны. Он обладает нравами, позволяющими ему в случае необходимости активновоздействовать на парламент.
Глава государства созывает парламент на очередные и чрезвычайные сессии,может прервать при определенных условиях сессию парламента. Важнейшим орудием вруках главы государства является право роспуска нижней палаты (очень редкообеих палат) парламента. В случае роспуска парламента или истечения срока еёполномочий глава государства назначает внеочередные или очередные выборы.(Президенты президентских республик обычно правом роспуска не обладают.)
Государственное право конкретных стран по-разному определяет методы иформы участия главы государства в законодательном процессе. В ряде случаевпрезиденту или монарху предоставляется в ограниченной форме правозаконодательной инициативы, которое обычно осуществляется ими в виде посланий(у монарха – тронная речь). Главы парламентарных государств редко используютсвое право обращения к парламенту с посланиями. В президентских же республикахпослания являются программой законодательной деятельности для парламента.
В законодательной практике Соединенных Штатов применяются три видапрезидентских посланий – послание о состоянии Союза, экономический доклад и посланиепо бюджету. Каждое из них представляет собой законодательную программу для конгресса.С точки зрения чисто юридической президентские послания не имеют никакойобязательной силы, но на практике их воздействие на конгресс достаточно велико.
Конституционная теория в ряде зарубежных государств рассматривает главугосударства как непременного участника законодательного процесса. Конституциинекоторых стран (Великобритания, Индия и др.) включают главу государства всостав парламента как его органическую часть. Юридическим выражением этойконцепции является то, что законопроект получает силу только тогда, когда онсанкционируется главой государства. Отказ дать санкцию – вето влечет за собойряд серьезных правовых последствий.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран знает три видавето.
Абсолютное, или резолютивное вето состоит в том, что отказ главыгосударства утвердить принятый парламентом законопроект является окончательными безусловным и преодолеть его нельзя. Абсолютное вето – институт чистофеодальный, так как это право главы государства фактически сводит на нет всеполномочия парламента. В настоящее время правом абсолютного вето обладаютформально монархи Великобритании, Бельгии, генерал-губернаторы доминионов,входящих в Содружество наций. Однако абсолютное вето лишь числится в арсеналепрерогатив монарха, но нигде не применяется. Юридически оно существует,фактически же оно пребывает в состоянии длительного летаргического сна.
Относительное, или отлагательное вето представляет собой такой запрет,налагаемый главой государства на законопроект, который либо может бытьпреодолен парламентом, либо носит временный характер. Принятый парламентомзаконопроект направляется для подписи главе государства, который в установленныйсрок (иногда этот срок не определен) может либо подписать его, санкционировать,либо отказать в санкции, т.е. наложить вето. Сам акт наложения вето состоит втом, что глава государства составляет послание, в котором излагаются еговозражения против законопроекта. Опротестованный законопроект вместе спосланием направляется главой государства парламенту, который может поступитьдвояко:
а) принять возражения главы государства, внести соответствующиеизменения в законопроект и вновь отправить его для получения санкции(капитуляция);
б) отклонить возражения главы государства, для чего необходимо повторноеодобрение законопроекта квалифицированным большинством голосов.
Отлагательное вето в руках президента президентской республики являетсямощным действенным орудием, с помощью которого глава исполнительной властиактивно вмешивается в законодательный процесс. Частое применение вето впрезидентских республиках объясняется также тем, что правительства этих странформируются внепарламентским путем, а поэтому возникает основа для коллизиймежду «двумя властями » – исполнительной и законодательной.
Выборочное вето. Обычно глава государства может одобрить или опротестоватьвесь законопроект целиком, а не отдельные статьи его. Это создает массунеудобств, так как порою президенту или монарху приходится либо одобрятьзаконопроект с неугодными ему статьями, либо опротестовывать в целом приемлемыйзаконопроект из-за неугодных ему статей. Короче говоря, вето – оружие негибкое,так сказать, стратегическое. Этим иногда пользуются парламенты, включая вкрайне необходимые правительству законопроекты статьи, которые, будь они сформулированыв виде отдельного билля, были бы заведомо отвергнуты президентом.Предоставление главе государства права опротестовывать лишь отдельные статьи,одобряя законопроект в целом, т. е. права выборочного вето, сделало бы вето ещеболее действенным. Выборочное вето – явление довольно редкое. В США, например,этим правом пользуются лишь губернаторы некоторых штатов. Президент лишен такойвозможности. В США неоднократно вносились предложения о предоставлениипрезиденту права выборочного вето. Подобная новелла значительно усилила быроль президента в законодательном процессе, особенно по отношению к финансовомузаконодательству. В этом можно усмотреть общую для ряда зарубежных странтенденцию к усилению исполнительной власти за счет парламента. Наиболее четкоевыражение эта тенденция нашла в конституции V Французской Республики, ст. 10которой предписывает: «Президент республики обнародует законы в течение 15дней, которые следуют за передачей правительству окончательно принятого закона.Он может до истечения этого срока потребовать от парламента нового обсуждениязакона или некоторых его статей. В этом новом обсуждении не может бытьотказано».
К полномочиям главы государства в области законодательной относится такжеего право назначать в некоторых странах членов верхних, а иногда и нижних палатпарламента.
Внешнеполитические полномочия главы государства конституциями зарубежныхстран определяются примерно одинаково, хотя имеется целый ряд частностей идеталей чисто национального характера.
Глава государства является высшим представителем страны в сфере внешнихсношений. Выезжая с официальными визитами за границу, он пользуется правом наособо торжественный прием, ему предоставляется целый ряд привилегий.Дипломатическая практика обычно не делает различий между монархом и президентомв этом отношении. Глава государства считается представителем своей страны ноправу и не нуждается для этого в специальных полномочиях. Тем не менее имеждународное право, и дипломатическая практика знают различия в официальных инеофициальных визитах глав государств.
Глава государства назначает послов, посланников и иных дипломатическихагентов. Он принимает дипломатических представителей иностранных государств.Международной практике известны случаи, когда главы государств, особенно впрезидентских республиках, посылают за рубеж с различного рода поручениями,иногда очень важными, специальных агентов и представителей, снабженныхнадлежащими полномочиями.
Главе государства предоставлено право ведения международных переговоров;он заключает и ратифицирует (иногда с согласия парламента) международныедоговоры и соглашения. Обычно, хотя это и не предусмотрено конституциями, главагосударства может сноситься с главами других государств по международнымвопросам.
Конституции многих стран предоставляют главе государства право объявлениявойны и заключения мира, хотя, как правило, для этого требуется санкцияпарламента. Ни то, ни другое не имеет, впрочем, существенного значения, так какэто полномочие на практике целиком перешло к правительствам.
В президентских республиках право объявления войны (фактическиосуществляется президентом, хотя по букве конституции оно входит в сферуисключительных полномочий парламента. С наибольшей очевидностью это проявилосьв Соединенных Штагах Америки, где неоднократно использовались полномочияпрезидента как верховного главнокомандующего вооруженными силами. Президентмало считался с тем, что право объявления войны принадлежит конгрессу, идействовал в силу обстоятельств, руководствуясь соображениями целесообразности.
Глава государства обычно имеет также право помилования, смягчения илизамены наказания, изменения приговора; право награждения орденами, медалями ииными знаками отличий; право присвоения почетных званий и титулов.
Глава государства играет важнейшую роль в различного рода церемониях ипразднествах, начиная от национальных торжеств и военных парадов и кончаяоткрытием школ и университетов и спуском на воду судов. Участие в подобныхактах – главное в повседневной, деятельности глав парламентарных государств.
Конституции зарубежных государств наделяют главу государства свойствомбезответственности, юридическим выражением которого является институтконтрасигнатуры. Любой акт (указ, прокламация, приказ, ордонанс и т. д.),исходящий от главы государства, приобретает юридическую силу только в томслучае, если он получает скрепу (подпись) премьер-министра или соответствующегоминистра, к ведомству которого этот акт относится. Без скрепы акт главыгосударства ничтожен. Ответственность за этот акт несет не глава государства,а подписавший его министр. Таким образом, ни один акт главы государства неполучит юридической силы, если он не будет соответствовать воле правительства.Зарубежные конституции содержат по этому поводу самые категорическиепредписания. Так, конституция Австрии постановляет: «Все акты президента Союзануждаются для своей действительности в контрасиг-новании канцлера Союза илисоответствующего министра, поскольку иное не установлено конституционнымпорядком» (ст. 67.2). Аналогичные положения содержатся в конституции Бельгии:«Ни один акт короля не может иметь силу, если он не контрасигнован министром,который лишь в силу этого является ответственным за данный акт» (ст. 64), вконституции Италии; «Никакой акт президента республики не действителен, если онне контрасигнован предложившими его министрами, которые за этот актответственны. Акты, тлеющие силу закона, и другие, указанные в законе,скрепляются подписью также председателя совета министров» (ст. 89) и вконституциях ряда других стран.
Институт контрасигиатуры является юридическим оформлением ограниченияполномочий главы государства.
Оценку подлинной роли главы государства но букве конституции дать нельзя,так как между тем, что записано в конституции, и действительностью – дистанцияогромного размера. Юридически глава государства почти всемогущ и всесилен.Практически он низведен до положения некоего символа, ибо реальных возможностей воздействия на государственную политику он лишен. Этот разрывмежду юридическим и фактическим положением главы государства характерен длявсех парламентарных стран.
В целом ряде зарубежных стран не существует юридических ограниченийдискреционной деятельности главы государства, полномочия которогоосуществляются правительством единственно в силу конституционного соглашения,формально не имеющего юридической силы. Отсюда возникает вопрос о возможностиосуществления главой государства принадлежащих ему полномочий помимо и вопрекиволе правительства. В таких странах, как Англия и Индия, а также в некоторыхдругих никаких конституционных барьеров против этого не установлено. Конечно, вобычных условиях подобный бунт главы государства совершенно гипотетичен, темне менее в новейшей истории подобные случаи были.
В сложных условиях, при наличии острого политического кризиса возможноиспользование таких полномочии главы государства, как право роспускапарламента, вето, смещение правительства.
Сфера дискреционных полномочий главы государства в обычных условияхвесьма незначительна, однако возможны ситуации, при которых глава государстваможет получить возможность действовать самостоятельно. Обычно такое положениевозникает при расколе правящей политической партии.1
В случае выхода главы государства из повиновения правящая элита имеетразличные средства – конституционные и неконституционные, с помощью которыхона может обуздать непокорного либо удалить неугодного президента или монарха.Очень часто в наше время президентов свергают силой. Этот способ – пронунциаменто– широко применялся в странах Латинской Америки и на других континентах.Наконец, конституции многих зарубежных государств закрепляют механизм смещенияпрезидента при наступлении определенных обстоятельств.
Наиболее типична процедура импичмента, установленная американскойконституцией. Президент США (и другие должностные лица федерации, кроме военныхи законодателей) может быть подвергнут суду импичмента, если он совершитизмену, взяточничество или другое тяжкое преступление. В этом случае палатапредставителей возбуждает дело и формулирует статьи обвинения. Дело по существурассматривается сенатом под председательством главного судьи Верховного суда. Вслучае признания президента виновным – для этого необходимы две трети голосовприсутствующих сенаторов – он отстраняется от должности.2
Список литературы
1. Арановский К.В. Государственноеправо зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Издательская группа«Форум-ИНФРА-М», 1999.
2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е…Конституционное право России. М.: Юристъ, 1998.
3. Комментарий к Конституции Российской Федерации (подобщ. ред. Кудрявцева Ю.В.) – М.: Фонд «Правовая культура», 1996.
4. Конституции зарубежных государств:США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Греция, Япония,Канада. – М, 1997.
5. Конституционное право РФ. Лекции.Саратов. 1995.
6. Конституция Российской Федерации(принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российскаягазета» от 25 декабря 1993 года.
7. Лафитский В.И. Основыконституционного строя США. – М.: Издательство «НОРМА», 1998.
8. Мишин А.А. Центральные органывласти буржуазных государств. М.: Юридическая литература, 1972.
9. Мишин А.А. Конституционное(государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Белые Альпы,1996. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997.