Реферат по предмету "Государство и право"


Вооруженные конфликты и международное право

Оглавление
Введение
1. Вооруженные конфликты и их классификация
1.1 Международно-правовая характеристика кризисныхситуаций
1.2 Международно-правовая регламентация вооруженныхконфликтов
2. Действие норм международного права в периодвооруженных конфликтов
2.1 Действие норм международного права во времени впериод вооруженных конфликтов
2.2 Пространственная сфера ведения боевых действий.Особые зоны и приравненные к ним территории
Заключение
Список литературы
Введение
вооруженный конфликт кризисный международный право
Навсем протяжении истории сменяющие друг друга цивилизации неизменно старалисьограничить насилие, особенно в период вооруженных столкновений. Длительноевремя речь шла о соблюдении обычных норм на поле брани, и лишь в середине XX в.началась кодификация этих норм посредством заключения договоров, что позволилоуточнить и закрепить их содержание. Война стала превращаться из политическогоявления и акта вооруженной борьбы в юридический процесс, в котором нормы прававсе больше определяют способ ее ведения, характер и тем самым создаютпредпосылки для обеспечения мира. Международное право (далее – МР)концентрирует внимание на формальном регулировании войны (регламентация началаи окончания военных действий, прав и обязанностей воюющих сторон), т.е. напроблемах, возникающих вслед за вопросом относительно субъективного праваприбегать к войне, и не касается причин, мотивов и целей вооруженного насилия.
Историявойн и современных вооруженных конфликтов показывает объективную необходимостьпостоянного совершенствования правовой регламентации всех процессов, связанныхс причинами возникновения войн и вооруженных конфликтов и установлениемсоответствующих ограничений и запретов, как в международных отношениях, так ина национальном уровне.
Правовооруженных конфликтов, которое ранее было известно как право войны,представляет собой особый раздел международного права, действующего в условияхвооруженного конфликта.
Вооруженныеконфликты, ломая определенные отношения, служат источником развития новыхотношений. Общественная значимость, объективно обусловленная заинтересованностьв самостоятельном регулировании данного комплекса отношений, объясняются темиотрицательными последствиями, которые несут с собой войны и вооруженныеконфликты. Этим определяется актуальность темы избранной нами.
Цельисследования: Анализ регулирования вооруженных конфликтов международным правом.
Объектисследования: Вооруженные конфликты.
Предметисследования: Правовое регулирование вооруженных конфликтов.
Задачиисследования:
-определитьпонятие вооруженных конфликтов и дать их классификацию;
-рассмотретьмеждународно-правовую регламентацию вооруженных конфликтов;
-проанализироватьдействие норм международного права в период вооруженных конфликтов во времени ипространстве.
Методологическойосновой исследования послужили международные нормативно-правовые акты, а такжетруды таких ученых, как И.Н. Арцибасов, А.Г. Григорьев, А.С. Пирадов, К.С.Щедринов и др., разрабатывающие данную область международного права.
Структураработы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1.Вооруженные конфликты и их классификация 1.1Международно-правовая характеристика кризисных ситуаций
Женевскиеконвенции[1] (1949 г.) наряду стермином «война» применяют выражения «международный вооруженныйконфликт» (ст. 2) и «немеждународный вооруженный конфликт» (ст.3). Любая война — это прежде всего вооруженный социальный конфликт, этоорганизованная вооруженная борьба между независимыми суверенными государствами.Война обладает рядом признаков, не присущих вооруженным конфликтам. Во-первых,она ведет к качественному изменению состояния общества. Многие государственныеинституты начинают выполнять специфические функции, порожденные войной. Дляобеспечения победы над врагом перестраиваются вся жизнь общества, вся экономикастраны, концентрируются ее материальные и духовные силы, усиливаетсяцентрализация власти. При вооруженном конфликте обычно преследуются болееограниченные, чем в войне, политические цели, которые не требуют кардинальнойперестройки всего государственного механизма и перевода экономики на военныерельсы, общество в целом не переходит в особое состояние — состояние войны.Во-вторых, при объявлении войны сразу же должны вступать в действие нормы МП вполном объеме, в то время как при вооруженном конфликте это бывает не всегда. Сюридической точки зрения, войне (в ее классическом понимании) присущи следующиепризнаки: формальный акт ее объявления; разрыв дипломатических отношений междувоюющими государствами; аннулирование двусторонних договоров, особенно политических.
Современноемеждународное право запрещает государствам обращаться к войне дляурегулирования споров, агрессивная война запрещена международным правом: ееподготовка, развязывание и ведение — это международное преступление. Сам фактобъявления войны рассматривается как агрессия. Развязывание агрессивной войнывлечет за собой международно-правовую ответственность. После Второй мировойвойны возникли десятки вооруженных конфликтов, но, как правило, их необъявляли. Более того, отдельные вооруженные конфликты имели место присохранении дипломатических и договорных отношений. Все это привело к появлениюнового понятия — «вооруженный конфликт». Таким образом, понятие«война» употребимо, когда речь идет о вооруженном столкновении междудвумя или несколькими суверенными, независимыми государствами, в иных случаяхможет применяться термин «вооруженный конфликт».
Женевскиеконвенции вместе с Дополнительными протоколами содержат 28 положений только повооруженным конфликтам немеждународного характера и почти 500 статей помеждународным вооруженным конфликтам. Однако не подлежит сомнению, что сгуманитарной точки зрения проблемы одни и те же, стреляют ли через границы илив пределах государственных границ. А объяснение этой громадной разницы вколичестве положений кроется в понятии «государственный суверенитет»[2].
Вооруженнымконфликтом немеждународного характера называется вооруженное противостояние,имеющее место в пределах территории государства, между правительством, с однойстороны, и организованными вооруженными повстанческими группами — с другой.Лица, входящие в состав таких групп, сражаются в целях захвата власти,достижения большей автономии в пределах государства, отделения и созданиясобственного государства. Понятие «немеждународный вооруженныйконфликт», а также критерии, характеризующие его, закреплены вДополнительном протоколе II (1977 г.) к Женевским конвенциям (1949 г.).Согласно ст. 1 этого протокола под немеждународным вооруженным конфликтомпонимаются все не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола Iвооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства,«между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силамиили другими организованными вооруженными группами, которые, находясь подответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью еготерритории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованныевоенные действия и применять настоящий Протокол». Таким образом, исходя изприведенного определения можно констатировать, что Дополнительный протокол IIохватывает лишь конфликты вооруженных сил (т.е. законного правительствагосударства — «Высокой Договаривающейся Стороны») с силами мятежников[3].
Критериями,характеризующими немеждународный вооруженный конфликт, являются следующие:наличие враждебных организованных действий между противоборствующими силами;применение оружия; коллективный характер выступлений; минимум организациимятежников; определенная продолжительность конфликта; контроль мятежников надчастью территории государства.
Основныеправила, касающиеся соблюдения прав человека, обеспечение которых являетсямеждународно-правовым обязательством государств и подлежащие соблюдениювоюющими в таких конфликтах, закреплены в ст. 3, общей для всех Женевскихконвенций (1949 г.). Сфера ее применения ограничивается ситуациями, когдавооруженная борьба ведется на территории одного государства. Статья 3устанавливает, что все эти положения «не будут затрагивать юридическогостатуса находящихся в конфликте сторон». Из анализа этой статьи видно, чтоне все положения Женевских конвенций 1949 г. распространяются на внутренниевооруженные конфликты, ст. 3 обеспечивает применение в немеждународныхвооруженных конфликтах лишь основных положений МП.
Согласноего преамбуле Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям 1949 г. призван«обеспечить лучшую защиту жертв вооруженных конфликтов». В преамбуледается ссылка на ст. 3, общую для Женевских конвенций 1949 г., иподчеркивается, что принципы, изложенные в этой статье, «лежат в основеуважения человеческой личности в случае вооруженного конфликта, не носящего международныйхарактер». Из этого следует, что Дополнительный протокол II необходиморассматривать лишь как дополнение к ст. 3. В пункте 2 ст. 1 Дополнительногопротокола II устанавливается, что его положения не применяются к ситуациямнарушения внутреннего порядка и внутренней напряженности, таким, какбеспорядки, отдельные или спорадические акты насилия и иные акты аналогичногохарактера, поскольку они не являются вооруженными конфликтами (т.е. даетсянегативное определение-отрицание). Участие ВС РФ в ликвидации последствийчрезвычайных ситуаций техногенного, экологического природного характерарегламентировано гл. 12 Устава гарнизонной и караульной службы ВС РФ.Установлены четкие критерии чрезвычайных ситуаций техногенного характера,природного характера и экологического характера[4].
Ниодно государство не должно ни прямо, ни косвенно вмешиваться по какой бы то нибыло причине в вооруженный конфликт, происходящий на территории другогогосударства. МП применимо, когда речь идет о внутренних вооруженных конфликтах,если военные действия достигают определенного уровня интенсивности. Все, чтониже этого уровня, уже не вооруженный конфликт, а внутренние волнения ибеспорядки. Но это касается только применения норм внутригосударственногоправа, поскольку в контексте рассматриваемой проблемы критериями применениянорм МП являются степень насилия и потребность жертв в защите. Статья 3Женевских конвенций начинает действовать, если в процессе беспорядков участникимассовых выступлений организуются в антиправительственные вооруженныеформирования и усиленно используют оружие (ведут боевые действия). Статья 3гарантирует лицам, которые непосредственно не участвуют в боевых действиях либопрекратили участие в них вследствие болезни, ранения, задержания или по любойдругой причине, минимальные гуманитарные права — запрет убийства, жестокогообращения, пыток и истязаний, оскорбительного и унижающего обращения (в томчисле по причинам, связанным с расовой принадлежностью, вероисповеданием,происхождением, имущественным положением), использования в качестве заложников,внесудебных расправ. Что же касается участников антиправительственныхвооруженных формирований, которые продолжают участвовать в боевых действиях и нескладывают оружие, то МП оставляет за государством любые варианты силовоговоздействия на них, вплоть до физического уничтожения. Такого рода кризисныеситуации характеризуются как внутренние вооруженные конфликты низкойинтенсивности.
Помере эскалации вооруженного конфликта, при наличии ответственного командованияи установления антиправительственными формированиями такого контроля надопределенной территорией, который позволяет вести скоординированные ипродолжительные военные действия (ст. 1 Дополнительного протокола II), можноконстатировать наличие внутреннего вооруженного конфликта высокойинтенсивности. Именно для регулирования таких вооруженных конфликтовпредназначен Второй Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 г. Вэтом контексте представляется целесообразным провести различие между МП и«правом прав человека». Право прав человека налагает ограничения навласть государства по отношению ко всем лицам, на которых распространяются егополномочия, включая его собственных граждан. Эти ограничения действуютпостоянно. МП специально создано для условий войны; оно регулирует отношениявоюющих сторон в целях обеспечения прав человека, находящегося во властипротивника. Но в вооруженных конфликтах немеждународного характера лица,находящиеся во власти противника, являются в то же самое время гражданами однойс ним страны. Следовательно, защита, предоставляемая правом прав человека, изащита, оказываемая МП, пересекаются. Тот факт, что права человека могутограничиваться во время вооруженного конфликта, свидетельствует о том, чтогарантии прав человека являются неполными. Тем не менее хорошо разработанныепроцедуры и механизмы международного контроля за соблюдением договоров о правахчеловека дополняют МП, предоставляя более эффективную защиту жертвам войны[5].
Международныйвооруженный конфликт как юридическое понятие впервые упоминается в ст. 2, общейдля всех Женевских конвенций 1949 г. Для признания его таковым не требуютсякакой-либо минимальный уровень насилия или боевые действия, контроль надтерриторией противника и т.д. При этом боевые действия могут быть весьманезначительными или даже не иметь места вообще (например, объявление овторжении на территорию иностранного государства без последующего ведениябоевых действий, вторжение, не встретившее сопротивления, и т.п.). И.Н.Арцибасов предлагает считать «международным вооруженным конфликтом»общественные отношения, складывающиеся между субъектами международного права впериод, когда одна сторона применяет вооруженную силу против другой. Вместе стем ст. 2, общая для всех Женевских Конвенций 1949 г., устанавливает, чтомеждународный вооруженный конфликт — это вооруженное столкновение, возникающее«между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами».
Необходимоотметить, что если признание суверенных государств участниками вооруженныхконфликтов не вызывает сомнений, то по вопросу о том, можно ли считать такимучастником ООН (когда по решению Совета Безопасности ООН применяютсявооруженные силы ООН) или национально-освободительное движение, до сего времениидут споры. Международная правосубъектность ООН обусловлена критериями, которыеприсущи субъекту международного права. В соответствии с Уставом ООН она можетприменять вооруженные силы в целях пресечения агрессии, ее предотвращения,поддержания международного мира и безопасности. В данном случае вооруженныесилы ООН действуют от имени сообщества народов. Согласно ст. 43 Устава ООНСовет Безопасности ООН может заключить соглашение с любым членом ООН овыделении последним контингентов войск. Вооруженные силы ООН — это контингентывойск отдельных стран, которые, в свою очередь, являются участниками Женевскихконвенций 1949 г[6].
Представляетсяважным принятие специальной декларации ООН, в которой признавалось бы, чтодействие Женевские конвенций 1949 г. распространяется на чрезвычайныевооруженные силы ООН в той же степени, в какой оно распространяется навооруженные силы государств — участников этих Конвенций. Пока лишь винструкциях Генерального секретаря ООН и в соглашениях, заключаемых всоответствии со ст. 43 Устава ООН Советом Безопасности ООН с членами ООН,которые выделяют свои контингенты войск в состав вооруженных сил ООН,указывается, что вооруженные силы ООН будут соблюдать нормы МП.
Практическиеи теоретические трудности при определении понятия международного вооруженногоконфликта возникают также в следующих ситуациях: когда угнетенная нация илинарод поднимается на борьбу против колониального, расистского режима илииностранного господства; при вооруженном конфликте в одном государстве, вкотором в той или иной степени участвует третья сторона — другое государство.Многими исследователями эти ситуации характеризуются как «локальныевойны». Важность исследования этих двух ситуаций диктуется темиобстоятельствами, что они составляют одну важную двуединую проблемуотносительно, во-первых, квалификации национально-освободительной борьбы и,во-вторых, перехода немеждународного вооруженного конфликта в международныйвооруженный конфликт.
Дополнительныйпротокол I 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. содержит определениемеждународного вооруженного конфликта (п. 4 ст. 1). К нему относятся и такиеситуации, в которых «народы ведут борьбу против колониального господства ииностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего правана самоопределение». Из признания национально-освободительных войн международнымивооруженными конфликтами следует, что на них должно распространяться действиенорм МП. Вместе с тем особую сложность представляет проблема, заложенная вмеханизме присоединения к Дополнительным протоколам 1977 г. к Женевскимконвенциям 1949 г. Согласно ст. 92 Дополнительного протокола I он может бытьподписан только участником четырех Женевских конвенций, присоединиться кДополнительному протоколу I также может только участник Женевских конвенций(ст. 94), для национально-освободительных движений не предусматривается ипроцедура ратификации (ст. 93). Выход, казалось бы, указан в самомДополнительном протоколе I. Пункт 3 ст. 96 указывает, что «власть,представляющая народ, ведущий борьбу против одной из Высоких ДоговаривающихсяСторон в вооруженном конфликте типа упомянутого в п. 4 ст. 1, может взять насебя обязательство применять конвенции и настоящий Протокол в отношении такогоконфликта путем одностороннего заявления, адресованного депозитарию».Анализ понятия «одностороннее заявление», проведенный Р.А. Каламкаряном,позволяет сделать выводы о наличии определенных последствий в отношенииконкретного конфликта:
-длявласти, представляющей народ (как стороны, находящейся в конфликте) и взявшейна себя обязательство применять четыре Женевские конвенции и Протокол путемодностороннего заявления, они вступают в силу немедленно;
-послезаявления упомянутая власть получает такие же права и принимает на себя те жеобязательства, которые имеют участники Женевских конвенций и Протокола;
-послезаявления положения Женевских конвенций и Протокола являются обязательными длявсех сторон, находящихся в данном конфликте. До подобного одностороннегозаявления вооруженный конфликт должен регулироваться либо Дополнительнымпротоколом II, либо ст. 3, общей для всех четырех Женевских конвенций 1949 г[7].
Инаяситуация возникает при наличии в данном государстве вооруженного конфликта иучастии в нем в той или иной степени другого государства. Вооруженный конфликтмежду повстанцами и центральным правительством в самом начале носит на себеотпечаток внутреннего конфликта и лишь по мере его эскалации может бытьохарактеризован как международный. При этом должен иметь место ряд существенныхмоментов. Во-первых, необходимо учитывать цели, за осуществление которыхсражаются повстанцы: если борьба направлена против колониального илирасистского режима, то она сама по себе носит международный характер; еслиповстанцы осуществляют свое право на самоопределение, то их борьба тоже будетносить характер международного вооруженного конфликта. Во-вторых, признаниеповстанцев «воюющей стороной» выводит их из изоляции, они получаютвыход на международную арену по следующим признакам:
-признаниезаконным правительством государства, на территории которого возник вооруженныйконфликт, отделяющейся части в качестве самостоятельного субъектамеждународного права, а повстанцев — в качестве воюющей стороны;
-признаниеповстанцев воюющей стороной другим государством (третьей стороной). Правоваяоценка вооруженного конфликта меняется в зависимости от объема признания состороны другого государства. Если повстанцы признаются в качестве воюющейстороны и им оказывается помощь, то внутренний конфликт тем самым перерастает вмеждународный вооруженный конфликт и в этом случае начинают действовать всенормы МП. Если же другое государство (третья сторона) оказывает помощьцентральному правительству, то конфликт, в принципе, не перерастает вмеждународный;
-признаниеповстанцев со стороны ООН или региональных международных организаций[8].
Такимобразом, в МП традиционно сложилось деление вооруженных конфликтовнемеждународного характера на конфликты низкой интенсивности и конфликтывысокой интенсивности. Вместе с тем такое деление уже не отражает всего спектракризисных ситуаций, складывающихся в мировой практике государств. Практическивсе гражданские войны, как указывает Х.П. Гассер, так или иначе связаны смеждународными событиями, и лишь за редкими исключениями внутренние конфликтыне остаются «за закрытыми дверями». Воздействие третьих государств наконфликт может принимать любые формы, вплоть до вооруженного вмешательства. Врезультате международное соперничество превращается в «войну подоверенности», которая зачастую ведется в интересах сторонних государств.Международное право — в его общепринятом толковании — не запрещаетвмешательство в конфликт другого государства (третьей стороны) на стороне и поинициативе правительства, в то время как участие в конфликте на сторонеповстанцев рассматривается как незаконное вмешательство во внутренние деласоответствующего государства и, следовательно, как нарушение международногоправа. В международно-правовой литературе они получили наименование«интернационализированные немеждународные вооруженные конфликты».
Пообъему правового регулирования можно выделить две группы правоотношений,которые складываются между участвующими в конфликте сторонами. Так, статья 3,общая для всех Женевских конвенций, и Дополнительный протокол II 1977 г.регулируют правоотношения в вооруженных конфликтах между правительством иповстанцами, а также между другим государством (третьей стороной), принимающимучастие в конфликте на стороне правительства, и повстанцами. МП вступает вдействие в полном объеме, когда имеет место вооруженный конфликт междугосударствами, принимающими участие в конфликте на обеих сторонах, а такжемежду правительством и другим государством (третьей стороной), принимающимучастие в конфликте на стороне повстанцев.1.2 Международно-правоваярегламентация вооруженных конфликтов
Участникивооруженного конфликта: Вооруженные силы государства, чтобыпользоваться правами, определенными международными договорами, должныудовлетворять следующим условиям:
— находиться под командованием лица, отвечающего за их действия;
— иметь знаки различия;
— открыто носить оружие;
— уважать законы и обычаи войны[9].
Вооруженныесилы воюющих государств делятся на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов(несражающихся). Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям1949 г. все лица, участвующие в вооруженном конфликте, подразделяются накомбатантов и гражданское население (п. 1 ст. 50).
Ккомбатантам относятся:
— личный состав регулярных вооруженных сил и включенные в них полувоенные иливооруженные организации, личный состав ополчений и добровольческих отрядов,включенные в состав вооруженных сил;
— партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включаяорганизованные движения сопротивления;
— население неоккупированной территории, которое при приближении неприятелястихийно берется за оружие для борьбы с ним;
— вооруженные участники национально-освободительных движений, борющихся противколониализма, расизма и иностранного господства в осуществлении своего права насамоопределение.
Комбатанты,попавшие во власть неприятеля, имеют право на статус военнопленного.
Кгражданскому населению относятся все лица, которые не являются комбатантами.Если гражданские лица принимают участие в военных действиях, они теряют свойстатус и становятся комбатантами.
Приэтом, следует иметь в виду, что на наемников, т.е. лиц, не являющихсягражданами ни одной из воюющих сторон, специально завербованным для участия ввооруженном конфликте и фактически участвующих в вооруженном конфликте сжеланием получить личную выгоду и не входящих в личный состав вооруженных силстороны конфликта, не распространяются нормы международного права. Наемничествоявляется преступлением и подлежит уголовному преследованию. Наемники не могутпользоваться правами, которыми пользуются комбатанты (т.е. иметь статусвоеннопленного) и гражданское население.
Военнопленные:Права и обязанности военнопленных регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г. иIII Женевской конвенцией (принята в 1929 г., пересмотрена в 1949 г.).
Статусомвоеннопленного обладает любой комбатант, попавший во власть неприятельскогогосударства. Нарушение данным лицом международных норм ведения военных действийне является основанием для лишения его этого статуса, кроме случаев, когда ононарушает условие, согласно которому любой комбатант должен открыто носитьоружие во время столкновения и во время развертывания в боевые порядки,предшествующие столкновению.
Мирноенаселение и мирные объекты. Вопросы, связанные с защитоймирного населения и мирных объектов во время вооруженных конфликтов,регулируются Дополнительным протоколом I к Женевским конвенциям 1949 г. Всоответствии с этим протоколом запрещается:
— делать мирное население, отдельных его представителей или мирные объекты целяминаступления;
— проводить неизбирательные наступления (не направленные на конкретную военнуюцель или оружием, не допускающим возможность такого направления), а такженаступления, в результате которых можно ожидать избыточное количество жертвсреди мирного населения по сравнению с достигнутыми военными успехами;
— использовать голод мирного населения как средство войны;
— нападать на объекты, имеющие важную роль для жизнеобеспечения мирногонаселения;
— нападать на сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы, АЭС), еслиосвобождение этих сил может привести к значительным потерям среди мирногонаселения, за исключением случаев, когда такие сооружения оказываютнепосредственную поддержку вооруженным силам и нет другого разумного способапрекратить эту поддержку[10].
Вто же время наличие мирного населения в определенном месте не являетсяпрепятствием для проведения военных операций в этом месте. Использованиемирного населения в качестве «живого щита» прямо запрещено.
ВДополнительном протоколе I также указано, что при планировании и проведениивоенных операций необходимо постоянно заботиться о том, чтобы избежать жертвсреди мирного населения или, в крайнем случае, минимизировать их.
Запрещенныесредства и методы ведения войны: Важное место средиисточников права вооруженных конфликтов занимают международно-правовые акты, вкоторых содержится запрещение применять на войне те или иные виды оружия.
Так,Женевский протокол 1925 г. запрещает применять на войне удушливые, ядовитые идругие подобные газы и бактериологические средства.
Конвенция«О бактериологическом оружии» 1972 г. запрещает разработку,производство и накопление запасов бактериологического (биологического) итоксинного оружия и предусматривает их уничтожение.
Конвенция1980 г. запрещает применять против мирного населения осколочные бомбы, осколкикоторых не просматриваются в человеческом теле рентгеном, мины-ловушки изажигательное оружие.
Приэтом, необходимо иметь в виду, что международным правом установленаответственность за военные преступления и преступления против человечности нетолько личная, но также и командная.
Статья86 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1977 г. гласит, чтокомандир несет ответственность за нарушения конвенций подчиненными в томслучае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принялнеобходимых мер для их предотвращения.
В1998 г. было решено создать Международный уголовный суд, в компетенции которогонаходятся военные преступления, для которых определена универсальнаяюрисдикция. В 2002 г. договор о его создании вступил в силу. Однако многиестраны (включая Россию, США и Китай) не подписали или не ратифицировали его[11].

2.Действие норм международного права в период вооруженных конфликтов 2.1 Действие норм международногоправа во времени в период вооруженных конфликтов
Дляпрактики непосредственное значение имеет проблема пределов действия нормативныхправовых актов. Она традиционно включает в себя вопросы действия во времени (скакого и по какое время нормативный акт имеет силу), в пространстве (на какуютерриторию распространяется регулирующее влияние акта) и по кругу лиц (каковыего адресаты).
Конвенциии соглашения в области МП принимаются в мирное время, а вступают в силу «спервого выстрела», т.е. немедленно при первом враждебном акте одной изпротивоборствующих сторон, но прекращение боевых действий не влечет за собойпрекращение действия МП (т.е. действие во времени весьма специфично).
Военныедействия между государствами не должны начинаться без предварительного инедвусмысленного предупреждения, которое будет иметь форму мотивированногообъявления войны или форму ультиматума с условным объявлением войны (ст. 1Конвенции об открытии военных действий 1907 г.). Однако согласно определениюагрессии, принятому Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 г., сам фактобъявления войны, которая не является актом самообороны в соответствии со ст.51 Устава ООН, не превращает войну противоправную в войну законную и являетсяактом агрессии. Начало же агрессивной войны без ее объявления представляетсобой отягчающее обстоятельство, повышающее ответственность агрессора[12].
Объявлениевойны входит в компетенцию высших органов государственной власти и определяетсяконституцией каждой страны. Объявление войны, даже если оно не сопровождаетсявоенными действиями, всегда приводит к состоянию войны, влечет за собойопределенные правовые последствия, которые сводятся в основном к следующему.
1.Прекращаются мирные отношения между государствами; прерываются дипломатическиеи консульские отношения; дипломатический и консульский персонал отзывается.
2.Действие политических, экономических и иных договоров, рассчитанных на мирныеотношения, прекращается или приостанавливается. Многосторонние отношения общегохарактера также прекращаются на период войны, начинается реализация договоров,специально заключенных на случай войны. Особенность таких договоров состоит втом, что они не могут быть денонсированы во время войны участвующими в нейсторонами.
3.Устанавливается особый режим для граждан противника. Они могут покинутьтерриторию воюющего государства в том случае, если их выезд не противоречитинтересам этого государства (ст. 35 IV Женевской конвенции). К ним может бытьприменен специальный правовой режим, вплоть до интернирования или принудительногопоселения в определенном месте (ст. 41 и 42 IV Женевской конвенции).
4.Имущество, принадлежащее вражескому государству, конфискуется, за исключениемимущества дипломатических и консульских представительств. Имущество его граждансохраняет свой статус.
Остаютсяне урегулированными нормами права проблемы, возникающие в вооруженномконфликте, который участники не признают войной. В таких случаях могутсохраняться дипломатические и консульские отношения, а также действиедоговоров. Еще более острыми бывают проблемы, когда начинается внутреннийвооруженный конфликт. Статья 2, общая для всех Женевских конвенций,устанавливает, что нормы МП должны применяться в случае объявления войны иливсякого другого вооруженного конфликта, даже если состояние войны участникамине признается.
Нормы,регулирующие ведение военных действий, перестают применяться с прекращениемэтих действий. Прекращение военных действий между воюющими сторонами может бытьвыражено в следующих формах.
1.Местное перемирие (приостановление военных действий), заключаемое дляограниченного (по времени, пространству, целям) приостановления вооруженнойборьбы между отдельными частями воюющих армий. Оно распространяется нанебольшие участки театра войны и длится обычно относительно короткое время.
2.Общее перемирие — прекращение военных действий на всем театре войны безограничения каким-либо сроком. Оно оформляется в виде соглашения, подписаниекоторого формально входит в компетенцию командования вооруженных сил. Однакопоскольку общее перемирие — акт не только военный, но и политический,окончательное решение о нем принимается государственными органами. Перемириеявляется существенным шагом к окончательному прекращению войны.
3.Капитуляция — окончание военных действий, прекращение сопротивления вооруженныхсил противника на условиях, предъявленных ему победителем. В результате общейкапитуляции на побежденное государство могут быть возложены определенныеполитические, экономические и военные обязательства. При капитуляции, какправило, все вооружение переходит к победителю, личный состав передается вкачестве военнопленных. Разновидностью капитуляции является безоговорочнаякапитуляция. Если перед агрессором капитулирует правительство, тем самымсоздавая своему народу препятствия для ведения борьбы против вторженияпротивника, то такая капитуляция не может считаться правомерной и не обязываетнарод соблюдать ее положения[13].
Однакообщее перемирие и капитуляция не прекращают правового состояния войны. Послеэтого необходимо мирное урегулирование. Формами прекращения состояния войныявляются:
1.Односторонняя декларация. При этом между воюющими государствами не ведетсяпереговоров, а вопрос о прекращении войны решается по инициативе одной стороны.
2.Соглашение (совместные декларации) о прекращении военных действий:
а)соглашение о местном перемирии имеет целью эвакуацию раненых с поля боя, атакже женщин, детей, больных из осажденных пунктов, погребение убитых и др. Онозаключается на небольшом участке фронта;
б)соглашение об общем перемирии прекращает военные действия на всем театре войныи имеет не только военный, но и политический характер, поскольку заключается,как правило, от имени правительства. Его нарушение следует рассматривать какакт агрессии;
в)совместная декларация о прекращении состояния войны в результате переговоров.
3.Мирный договор — единственная юридическая форма прекращения состояния войны,которая может быть наиболее успешно использована для установления прочного и длительногомира. Мирные договоры юридически закрепляют прекращение состояния войны ивосстановление мирных отношений между воевавшими сторонами. Они регулируютширокий круг вопросов: в территориальных постановлениях решаются вопросыгосударственных границ; в политических — устанавливаются права и свободыграждан, закрепляется обязательство наказывать военных преступников; в военных- регулируются вопросы ограничения вооруженных сил, военного производства; вэкономических — устанавливается объем репараций и реституций.
Следуетподчеркнуть, что нормы, регулирующие ведение военных действий, перестаютприменяться с прекращением этих действий. Что же касается норм о защите жертввойны, то они подлежат применению до окончательного урегулирования подпадающихпод их действие вопросов. Так, режим обращения с ранеными и больнымивоеннослужащими, а также военнопленными соблюдается до их репатриации.Относительно населения оккупированных территорий IV Женевская конвенция (ст. 6)требует сохранения установленного ею режима в течение одного года после общегопрекращения военных действий. Не прекращается применение соответствующих норм ипри аннексии оккупированных территорий[14].2.2Пространственная сфера ведения боевых действий. Особые зоны и приравненные кним территории
Пределыдействия МП в пространстве определяются территорией, на которуюраспространяются его предписания. Действие нормативных актов распространяется,как правило, на территорию, подведомственную органу, их издавшему. Ведениевоенных действий должно осуществляться в определенных пространственныхпределах. Территория, ограничиваемая ими, называется театром войны. Вместе стем действующие нормы международного права устанавливают точно определенныеизъятия из театра войны территорий, в том числе и в пределах воюющихгосударств. В соответствии с международными договорами не могут считатьсятеатром войны, а следовательно, и объектом нападения и уничтожения:
-территория(сухопутная, морская и воздушное пространство над ней) нейтральных и другихневоюющих государств;
-международныепроливы и каналы;
-частиМирового океана, острова, архипелаги, на которые распространен режимнейтрализованных и демилитаризованных территорий;
-территориии пространства, объявленные одновременно нейтрализованными идемилитаризованными. Говоря о нейтрализованных территориях, нужно подчеркнуть,что объявленные международными соглашениями безъядерные зоны в целом неисключаются из сферы вооруженного конфликта, но они не могут быть театромядерной войны;
-санитарныезоны и местности, в том числе на оккупированной территории, имеющиеотличительные эмблемы, организованные таким образом, чтобы оградить от военныхдействий раненых и больных, а также персонал, на который возложены организацияи управление этими зонами и местностями и уход за лицами, которые будут тамсконцентрированы;
-культурныеценности, здания и центры культурных ценностей, имеющие национальное иобщемировое значение, внесенные в Международный реестр культурных ценностей,находящиеся под специальной защитой и обозначенные специальным знаком (ст. 1,16 и др. Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженногоконфликта (1954 г.));
-районырасположения атомных электростанций, дамб и плотин, разрушение которых чреватокатастрофическими и опасными последствиями для гражданского населения.
МПпроводит четкое разграничение объектной сферы военных действий. Так, ст. 2Гаагской конвенции о бомбардировании морскими силами во время войны (1907 г.) ист. 43 и 52 Дополнительного протокола I (1977 г.) установлено, что военнымиобъектами являются: а) вооруженные силы, кроме военно-медицинских служб ивоенного духовного персонала и их имущества; б) учреждения, постройки и позиции,где дислоцируются вооруженные формирования и их имущество (например, казармы,склады); в) другие объекты, в силу своего расположения и назначения эффективноиспользуемые в военных действиях, полное или частичное разрушение, захват илинейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах даютпротивнику определенное военное преимущество. Гражданскими объектами являютсявсе те объекты, которые не являются военными объектами.
Вместес тем в ст. 52 Дополнительного протокола I отмечается, что объекты, обычноявляющиеся гражданскими, в зависимости от конкретной военной обстановки могутстать военными объектами (например, жилой дом или мост, тактически используемыеобороняющейся стороной и ставшие поэтому военной целью для атакующей стороны).При организации боя обязанность командиров — удостовериться, что объектынападения не являются гражданскими и не подлежат особой защите, принять всепрактически возможные меры предосторожности при выборе средств и методовнападения с тем, чтобы избежать случайных потерь среди гражданского населения,сделать эффективное заблаговременное предупреждение о нападении, затрагивающемгражданское население, за исключением случаев, когда обстоятельства этого непозволяют. Если же станет ясно, что объект не является военным, нападениеотменяется или приостанавливается (ст. 51, 57 ДП I). В случае, когда неустановлено, является ли объект, обычно используемый для гражданских целей(например, место отправления культа, жилой дом, школа или иные постройки),военным, следует считать его гражданским. Но военный объект остается таковым,даже если на нем находятся гражданские лица, разделяющие опасности, которым онподвергается. Поэтому с практической точки зрения является чрезвычайно важнойправовая регламентация:
-защитымедицинских объектов, объектов гражданской обороны, установок и сооружений,содержащих опасные силы (атомные электростанции, плотины, дамбы, химическиепредприятия и т.д.);
-статусанейтрализованных, санитарных зон и местностей, демилитаризованных зон, необороняемыхместностей;
-режимавоенной оккупации и нейтралитета[15].
Такимобразом, в МП прослеживается тенденция к сужению пространственной сферывооруженной борьбы. В театр войны и театр военных действий не может бытьпревращена территория нейтрального государства.
Поднейтралитетом во время вооруженного конфликта понимается неучастие государствав вооруженной борьбе и неоказание им непосредственной помощи воюющим сторонам.Нейтралитет государства может быть постоянным или временным (относящимся толькок определенному вооруженному конфликту), о чем государство обязано сделатьспециальное заявление. Воюющим государствам запрещается проводить черезтерриторию нейтрального государства войска и военный транспорт. Нейтральноегосударство:
-имеетправо своими вооруженными силами отражать покушение на его нейтралитет;
-обязаноне допускать создания на своей территории вербовочных пунктов и формированиявоенных отрядов в пользу воюющих;
-должноинтернировать войска воюющей державы, оказавшиеся на его территории;
-можетразрешить воюющим сторонам перевозку по своей территории раненых и больных;
-неимеет права снабжать воюющие стороны оружием и военными материалами[16].
Нейтралитетв морской войне регламентируется ХIII Гаагской конвенцией «О правах иобязанностях нейтральных держав и лиц в случае морской войны» ираспространяется на территориальные воды нейтрального государства. Специальныхмеждународно-правовых актов, определяющих нейтралитет в воздушной войне, нет.Однако воздушное пространство над территорией нейтрального государствасчитается неприкосновенным и на него распространяются общие правиланейтралитета.
Подвоенной оккупацией понимается временное занятие в ходе вооруженного конфликтатерритории государства противника и принятие на себя управления этойтерриторией, т.е. временная фактическая замена одной власти другой. Суверенитетна оккупированную территорию не переходит к оккупанту. Оккупант обязанвосстановить и обеспечить общественный порядок. С этой целью оккупирующиевласти могут издавать временные административные акты, сохраняя в основномдействовавшее ранее местное (в том числе уголовное) законодательство и судебнуюсистему. Издаваемые оккупантом акты уголовного права вступают в силу послетого, как они будут опубликованы и доведены до сведения населения на его родномязыке. Они не могут иметь обратной силы.
Населениеоккупированной территории нельзя принуждать служить в вооруженных иливспомогательных силах оккупанта, захватывать в качестве заложников, к немунельзя применять меры принуждения для получения сведений об армии или оборонесвоего государства. Жизнь, семья, собственность, обычаи должны уважаться.Вместе с тем население оккупированной территории может привлекаться к работе впределах этой территории для обеспечения общественных нужд и поддержанияпорядка.

Заключение
Понятие«война» представляет собой прекращение с государством или группойгосударств мирных отношений с момента объявления войны или фактического началавоенных действий до окончания военных действий или до заключения между нимимирного договора.
Впервыепонятие «вооруженный конфликт» появилось в Женевских конвенциях озащите жертв войны от 12 августа 1949 г.
Всвою очередь, говоря о понятии «вооруженный конфликт», следуетпонимать, что его масштаб значительно меньше. Так, все вооруженные конфликтыможно разделить на две группы: вооруженные конфликты международного характера ивооруженные конфликты немеждународного характера, содержание которых болеедетально раскрыто в Дополнительных протоколах I и II к Женевским конвенциям озащите жертв войны от 8 июня 1977 г.
Так,п. 4 ст. 1 Дополнительного протокола I содержит определение международноговооруженного конфликта и относит к нему такие ситуации, в которых народы ведутборьбу против колониального господства и иностранной оккупации, а такжерасистских режимов и за осуществление своего права на самоопределение.
Понятиеи критерии вооруженного конфликта немеждународного характера закреплены в ст. 1Дополнительного протокола II, согласно которой под вооруженным конфликтомнемеждународного характера понимаются все не подпадающие под действие ст. 1Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территориикакого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственнымивооруженными силами или другими организованными вооруженными группами.
Римскийстатут международного уголовного суда в 1998 г. еще более четко и ясноопределил, что вооруженный конфликт немеждународного характера имеет местотолько на территории одного из государств-участников, когда идет длительныйвооруженный конфликт между правительственными властями и организованнымивооруженными группами или между самими такими группами (п. 2 ст. 8). Здесь жеподчеркивается, что не являются вооруженным конфликтом случаи нарушениявнутреннего порядка и возникновения напряженности в виде беспорядков иотдельных актов насилия и аналогичных им деяний.
Какпредставляется, совершенствование права вооруженных конфликтов должноосуществляться на основе межгосударственных соглашений и закрепления их всоответствующих международных актах, которые должны ратифицироваться всемистранами без исключения.
 

Списоклитературы
 
Нормативно-правовыеакты
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//
2. «Российскаягазета» от 25 декабря 1993 г. № 237
3. Всеобщаядекларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООНрезолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)// «Библиотечка»Российской газеты", выпуск № 22-23
4. ЖеневскаяКонвенция о защите гражданского населения во время войны (Женева, 12 августа1949 г.)//Сборник «Действующее международное право» т. 2 – С. 55-99
5. Конвенцияоб определении агрессии (Лондон, 4 июля 1933 г.)// Собрание Законодательства,1934 г., Отд. II, № 6, ст. 46.
6. РезолюцияГенеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. «Определениеагрессии»//Сборник «Действующее международное право» т. 2
7. Соглашениемежду Правительством Российской Федерации и Управлением Верховного комиссараООН по делам беженцев (Женева, 6 октября 1992 г.)//»Московский журналмеждународного права» 1993 г., № 4, с. 163 — 171.
8. Конвенцияо защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая1954 г.)//Ведомости Верховного Совета СССР от 8 февраля 1957 г. № 3, ст. 54
9. Федеральныйзакон от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ «О порядке предоставления РоссийскойФедерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности поподдержанию или восстановлению международного мира и безопасности»//Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 1995 г., № 26, ст.2401

Литература
10.  АрцибасовИ.Н. Международное право: Учебник. — М., 2007. – 232 с.
11. АрцибасовИ.Н., Егоров С.А… Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. – М.2005. – 330 с.
12. БлищенкоИ.П. Немеждународный вооруженный конфликт и международное право // Советскоегосударство и право.- М., 2005. – 2002 с.
13.  ГригорьевА.Г. Международное право в период вооруженных конфликтов. — М., 2004. – 514 с.
14. КаламкарянР.А. Международно-правовое значение односторонних юридических актов государств.- М., 2004. – 232 с.
/>15.  МбатнаБ. Немеждународный вооруженный конфликт и международное гуманитарное право. — М., 2005. – 128 с.
16. Курсмеждународного права. В 7 т. — М., Наука. 2003. – 621 с.
17. ЛукашукИ.И. Международное право. В 2 т. — М.,: БЕК, 2007. – 478 с.
18. Международноеправо. Под ред. Пирадова А.С. — М., 2005. – 632 с.
19. Международноеправо. Под ред. Тучкина Г.И. М. – М.: Юридическая литература, 2004. – 480 с.
20. Международноеправо. Под ред. Игнатенко Г.В. — М., Высшая школа, 2005. – 470 с.
21. Международноеправо. Под ред. Колосова Ю.М. — М., Международные отношения, 2005. – 530 с.
22. Международноеправо. — М., Международные отношения, 2008. – 723 с.
23. Международноепубличное право. Сборник документов. Т. 1. — М. 12006. – 430 с.
24. Основныеположения Женевских конвенций и Дополнительных протоколов. — М., 2008. – 438 с.
25.  ПановВ.П. Международное военное право. — М., 2007. – 332 с.
26.  ПолторакА.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. – М., 540 с.
27. ТюркинМ.Л., Шаковец О.В. Правовое регулирование действий воинского контингентаРоссийской Федерации в миротворческих операциях. — М., 2001. – 214 с.
28. УсиковА.В., Яременко В.А. Анатомия «малых войн»//Независимое военноеобозрение. 2008. № 42 (116). — С. 4.
29. ШрагаД., Заклин Р. Применимость международного гуманитарного права к операциям ООНпо поддержанию мира: понятийные, правовые и практические вопросы. Материалысимпозиума по вопросам гуманитарной деятельности и осуществления операций поподдержанию мира. — М., 2005. — 429.
30. ГолубокС. Нарушения прав человека в зонах вооруженных конфликтов //«эж-ЮРИСТ», № 37, 2005.
31. КоротковА.П., Соковых Ю.Ю. Правовые средства управления кризисными ситуациями:сравнительный анализ международно-правового и внутригосударственногорегулирования//Государство и право. 2007. № 10. — С. 67.
32. ЩедриновК.С.Международно-правовая регламентация вооруженных конфликтов // «Право вВооруженных Силах», № 11, 2008. – С.5-7


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рязанский кремль
Реферат Экономико статистический анализ деятельности СООО Степове
Реферат Воспитание и развитие личности ребенка
Реферат An Explication Of The Poem
Реферат Психологическое обоснование взаимоотношений между военнослужащими
Реферат Социогенетический подход в аспекте междисциплинарного видения организационной культуры
Реферат Euthanasia Essay Research Paper Euthanasia may be
Реферат Борь­ба с пре­ступ­но­стью
Реферат Библия, как памятник истории и культуры
Реферат Инвестиции и капитальные вложения, эффективность их использования на примере СПК Рассохинский
Реферат Оператори вибору Опис та використання основних умовних операторів
Реферат Менеджмент сущность, функции, принципы и модели
Реферат Advertising And Promotion Campaigns Of CocaCola In
Реферат Литература - Патологическая анатомия (ВОСПАЛЕНИЕ 2)
Реферат Бельгийская языковая граница