Курсоваяработа
по НХТ
На тему:
ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕЛИЧНОСТИ
РЕБЕНКА.
Содержание
Введение
Первоначальное формирование личностичеловека
Особенности развития и воспитаниямладших школьников.
Особенности развития и воспитания,учащихся среднего школьного (подросткового) возраста.
Особенности развития и воспитаниястарших школьников.
Индивидуальные особенности развитияучащихся и их учет в процессе воспитания.
Заключение
Список использованных источников2
Введение
Личностное развитиечеловека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей,которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаныхарактер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов,интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущисвои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитиемыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские июношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памятине будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, аиногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффектапопытки забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственноеразвитие ребенка без учета его возрастных возможностей.
Многие педагоги обращаливнимание на необходимость глубокого изучения и умелого учета возрастных и индивидуальныхособенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставилиЯ.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позже А.Дистервег, К.Д.Ушинский,Л.Н.Толстой и др. Более того, отдельные из них разрабатывали педагогическую теорию,исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природныхособенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась имипо-разному. Коменский, например, в понятие природосообразностъ вкладывал мысльоб учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которыеприсущи природе человека, а именно: стремления к знанию, к труду, способностик многостороннему развитию и т.д. Руссо, а затем Толстой трактовали этот вопросиначе. Они исходили из того, что ребенок якобы от природы является существомсовершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, аидти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходилисьв одном: нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опиратьсяна них в процессе воспитания.
Полезные идеи по даннойпроблеме содержатся в трудах П.П.Блонского, Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого,А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других ученых. Крупская подчеркивала, что,если не знать особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте,нельзя хорошо осуществлять воспитание.
В возрастной ипедагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей ишкольников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2—3 года), преддошколъныйвозраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5—6 лет), младший школьный возраст(6—10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11—15 лет), старшийшкольный возраст, или ранняя юность (15—18 лет).
Искусство воспитанияимеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным– даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с нимзнаком, теоретически или практически.
К.Д. Ушинский. Личностьчеловека формируется и развивается в результате воздействия многочисленныхфакторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних ивнешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийноили согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивноесущество, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступаеткак субъект своего собственного формирования и развития.
Первоначальное формирование личностичеловека
Целенаправленноеформирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.
Современные научныепредставления о воспитании как процессе целенаправленного формирования иразвития личности сложились в итоге длительного противоборства рядапедагогических идей.
Уже в периодсредневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая вразличных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из яркихпредставителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводилвоспитание к управлению детьми. Цель этого управления – подавление дикойрезвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управлениеребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешнийпорядок. Приемами управления Гербарт считал надзор за детьми, приказания.
Как выражение протестапротив авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания,выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенкерастущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитанияестественное развитие ребенка.
Советские педагоги,исходя из требований социалистической школы, пытались по-новому раскрытьпонятие «процесс воспитания», но не сразу преодолели старые взгляды на егосущность. Так, П. П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное,организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, чтообъектом такого воздействия может быть любое живое существо – человек,животное, растение. А. П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренноепланомерное воздействие одного человека на другого в целях развитиябиологически или социально полезных природных свойств личности. Социальнаясущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этомопределении.
Характеризуя воспитаниелишь как воздействие, П. П. Блонский и А. П. Пинкевич еще не рассматривали егокак двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют воспитатели ивоспитуемые, как организацию жизни и деятельности воспитанников, накопление имисоциального опыта. Ребенок в их концепциях выступал преимущественно как объектвоспитания.
В. А. Сухомлинский писал:«воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения иобновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Здесь уже ярчевыделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания.
Современная педагогикаисходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямоевоздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, ихразвивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступаюткак некоторый продукт деятельности ученика; Процесс достижения этих целей такжереализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действийпедагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги всознании и поведении школьника.
Всякий процесспредставляет собой совокупность закономерных и последовательных действий,направленных на достижение определенного результата. Главный результатвоспитательного процесса – формирование гармонично развитой, общественноактивной личности.
Воспитание– процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так исобственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессепринадлежит педагогу. Уместно будет вспомнить об одном примечательном случае изжизни Блонского. Когда ему исполнилось пятьдесят лет, представители прессыобратились к нему с просьбой дать интервью. Один из них спросил ученого, какиепроблемы его больше всего волнуют в педагогике. Павел Петрович подумал исказал, что его не перестает занимать вопрос о том, что же такое воспитание.Действительно, обстоятельное уяснение этого вопроса – дело весьма сложное, ибочрезвычайно сложным и многогранным является тот процесс, который обозначает этопонятие.
Прежде всего, следуетотметить, что понятие «воспитание» употребляется в самых различных значениях:подготовка подрастающих поколение к жизни, организованная воспитательнаядеятельность и т. п. Ясно, что в разных случаях понятие «воспитание» будетиметь различный смысл. Это различие особенно четко выступает, когда говорят:воспитывает социальная среда, бытовое окружение и воспитывает школа. Когдаговорят, что «воспитывает среда» или «воспитывает бытовое окружение», то имеютв виду не специально организованную воспитательную деятельность, а топовседневное влияние, которое оказывают социально-экономические и бытовыеусловия на развитие и формирование личности.
Иное значение имеетвыражение «воспитывает школа». Оно четко указывает на специально организованнуюи сознательно осуществляемую воспитательную деятельность. Еще К. Д. Ушинскийписал, что в отличие от влияний среды и бытовых влияний, имеющих чаще всегостихийный и непреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматриваетсякак преднамеренный и специально организованный педагогический процесс. Это отнюдьне означает, что школьное воспитание отгораживается от влияний среды и бытовыхвлияний. Наоборот, эти влияния оно должно максимально учитывать, опираясь на ихположительные моменты и нейтрализуя отрицательные. Суть дела, однако, состоит втом, что воспитание как педагогическую категорию, как специально организованнуюпедагогическую деятельность нельзя смешивать с разнообразными стихийнымивлияниями и воздействиями, которые испытывает личность в процессе своегоразвития.
Но в чем, же состоитсущность воспитания, если рассматривать его как специально организуемую исознательно осуществляемую педагогическую деятельность?
Когда речь идет оспециально организованной воспитательной деятельности, то обычно этадеятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемуюличность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционноопределяется как специально организованное педагогическое воздействие наразвивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществомсоциальных свойств и качеств. В других же работах слово «воздействие» какнеблагозвучное и якобы ассоциирующееся со словом «понуждение» опускается ивоспитание трактуется как руководство или управление развитием личности.
Однако, как первое, так ивторое определения отражают только внешнюю сторону воспитательного процесса,только деятельность воспитателя, педагога. Между тем, само по себе внешнеевоспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно можетвызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или жебыть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательноевоздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) ивозбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нееэффективное развивающее и формирующее влияние. Но как раз об этом в приведенныхопределениях сущности воспитания умалчивается. Не проясняется в нем и вопрос отом, каким само по себе должно быть это педагогическое воздействие, какой характероно должно иметь, что зачастую позволяет сводить его к различным формамвнешнего понуждения. Различным проработкам и морализированию.
На эти недостатки враскрытии сущности воспитания указывала еще Н. К.Крупская и относила их квлиянию старой, авторитарной педагогики. «Старая педагогика, — писала она, — утверждала, что все дело в воздействии воспитателя на воспитуемого… Стараяпедагогика называла это воздействие педагогическим процессом и говорила орационализации этого педагогического процесса. Предполагалось, что в этомвоздействии – гвоздь воспитания».
Подобный подход кпедагогической работе она считала не только неверным, но и противоречащимглубинной сущности воспитания.
Пытаясь более конкретнопредставить сущность воспитания, американский педагог и психолог ЭдвардТорндайк писал: «Слову «воспитание» придают различное значение, но всегда оноуказывает, но оно всегда указывает на изменении. Мы не воспитываем кого-нибудь,если не вызываем в нем изменений». Спрашивается: каким же образом производятсяэти изменения в развитии личности? Как отмечается в философии, развитие иформирование человека, как общественного существа, как личности происходитпутем «присвоения человеческой действительности». В этом смысле воспитаниеследует рассматривать как средство, призванное способствовать присвоениюрастущей личностью человеческой действительности.
Что же представляет собойэта действительность и как осуществляется её присвоение личностью? Человеческаядействительность есть не что иное, как порожденный трудом и творческимиусилиями многих поколений людей общественный опыт. В этом опыте можно выделитьследующие структурные компоненты: всю совокупность выработанных людьми знаний оприроде и обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда, способытворческой деятельности, а также социальные и духовные отношения.
Поскольку указанный опытпорожден трудом и творческими усилиями многих поколений людей, это означает,что в знаниях, практических умениях и навыках, а также в способах научного ихудожественного творчества, социальных и духовных отношениях «опредмечены»результаты их многообразной трудовой, познавательной, духовной деятельности исовместной жизни. Все это весьма важно для воспитания. Чтобы подрастающиепоколения могли «присвоить» этот опыт и сделать его своим достоянием, онидолжны «распредметить» его, то есть по существу в той или иной форме повторить,воспроизвести заключенную в нем деятельность и, приложив творческие усилия,обогатить его и уже в более развитом виде передать своим потомкам. Только черезмеханизмы собственной деятельности, собственных творческих усилий и отношенийчеловек овладевает общественным опытом и его различными структурнымикомпонентами. Это легко показать на таком примере: чтобы учащиеся усвоили законАрхимеда, который изучается в курсе физики, им необходимо в той или иной форме «распредметить»совершенные когда-то великим ученым познавательные действия, то естьвоспроизвести, повторить, пусть под руководством учителя, тот путь, которым оншел к открытию этого закона. Подобным же образом происходит овладениеобщественным опытом (знаниями, практическими умениями, способами творческойдеятельности, и т. д.) и в других сферах жизнедеятельности человека. Отсюдаследует, что основное назначение воспитания состоит в том, чтобы, включаярастущего человека в деятельность по «распредмечиванию» различных сторонобщественного опыта, помочь ему воспроизвести этот опыт и таким образомвырабатывать у себя общественные свойства и качества, развивать себя какличность.
На этом основаниивоспитание в философии определяется как воспроизводство социального опыта виндивиде, как перевод человеческой культуры в индивидуальную формусуществования. Это определение полезно и для педагогики. Имея в видудеятельностный характер воспитания, Ушинский писал: «Почти все ее (педагогики)правила вытекают посредственно или непосредственно из основного положения:давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите его средстваминеограниченной, поглощающей душу деятельности».
Для педагогики, однако,весьма важным является то, что мера личностного развития человека зависит нетолько от самого факта его участия в деятельности, но главным образом отстепени той активности, которую он проявляет в этой деятельности, а также от еехарактера и направленности, что в совокупности принято называть отношением кдеятельности. Обратимся к примерам.
В одном и том же классеили студенческой группе обучающиеся изучают математику. Естественно, чтоусловия, в которых они занимаются, примерно одинаковы. Однако качество ихуспеваемости зачастую бывает весьма различным. Конечно, в этом сказываютсяразличия в их способностях, уровень предшествующей подготовки, но едва ли нерешающую роль играет их отношение к изучению данного предмета. Даже при среднихспособностях школьник или студент могут весьма успешно учиться, если будутпроявлять высокую познавательную активность и упорство в овладении изучаемымматериалом. И наоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение кучебной работе, как правило, ведут к отставанию.
Не менее существеннымидля развития личности является также характер и направленность той активности,которую проявляет личность в организуемой деятельности. Можно, например,проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успехакласса и школы, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужитьпохвалу и извлечь для себя личную выгоду. В первом случае будет формироватьсяколлективист, во втором – индивидуалист или даже карьерист. Все это ставитперед каждым педагогом задачу – постоянно стимулировать активность учащихся ворганизуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровоеотношение. Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней выступаюткак определяющие факторы воспитания и личностного развития учащегося.
Приведенные суждения, намой взгляд, достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможностьподойти к его определению. Под воспитанием следует понимать целенаправленный исознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулированияразнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественнымопытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческойдеятельности, социальными и духовными отношениями.
Указанный подход ктрактовке развития личности получил название деятельностно-отношенческойконцепции воспитания. Сущность этой концепции, как показано выше, состоит втом, что только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности поовладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) вэтой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Безорганизации этой деятельности и формирования положительного отношения к нейвоспитание невозможно. Именно в этом состоит глубинная сущность этого сложнейшегопроцесса.
Современные проблемыдошкольного и начального школьного образования и пути их решения.
Что предлагает по этомуповоду Д. Воробьева, кандидат педагогических наук, профессор,член-корреспондент Международной академии педагогических наук.
За последнее десятилетиесущественно изменилась система образования в России. В современном образованиизначительно возросла вариативность типов учебных заведений, появилисьмногочисленные авторские школы, предлагающие собственные программы обучениядетей дошкольного и начального школьного возраста, что безусловно формируетновые требования к педагогу.
Жизнь все настойчивееставит задачу пересмотра характера взаимодействия педагога с детьми впедагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) иначальной школы. Это неоднозначная, многоплановая задача связана с установкамипедагога и необходимостью смены их, что предполагает осознание современныхцелей образования.
Тормозом для изменениявзаимоотношений между основными субъектами педагогического процесса (ребенок — педагог) является существующая система подготовки и переподготовкиспециалистов. К сожалению их сегодня готовят в таком направлении, чтобыспециалисты могли реализовать в основном задачи развития познавательной сферыребенка. Безусловно, это важное, но не единственное направление работы педагогас детьми, к тому же в практике оно странным образом подменяется стремлениемсверх меры “загрузить” ребенка в начальной школе и, что особенно тревожит, вДОУ большими объемами знаний.
Увеличение объемаучебного материала ведет к завышению требований к детям и усилению давления наних с целью его усвоения. Однако, различные управленческие образовательныеструктуры неадекватно реагируют на такое положение дел. Поддерживая и поощряяподобную практику, они в определенной мере формируют общественное мнение, воснове которого лежит убеждение, что накопление больших объемов знаний благо иэто именно тот путь, который ведет ребенка в развитие. В этих условияхсоздается ажиотажный спрос родителей на учителей и учреждения подобного типа, аучебные заведения, удовлетворяя его, “совершенствуют” систему подготовкипедагогов и продолжают приводить в школы и ДОУ выпускников, имеющих слабыепредставления о том, как можно решать задачи целостного развития ребенка ввозрасте 3-10 лет.
Самым поразительнымявляется отсутствие просчета глобальных последствий подобного обучения детей,его влияния на формирование в последующие годы отношения ребенка к школе,учителю и учению.
Имеющиеся в нашемраспоряжении в этих условиях данные наблюдений, статистика свидетельствуют отом, что уже в дошкольном периоде детства дети теряют природный интерес кучению и, к сожалению, не приобретают его, как правило, в начальной и среднейшколе.
Однако некоторые ученые иуправленческие структуры, ведающие образованием, несмотря на негативноеотношение детей к учению и связанное с этим асоциальное их поведение, упорнозакрывают глаза на существо проблемы. Часто выдавая желаемое за действительное,они отказываются видеть причину в насилии над личностью ребенка в учебномпроцессе. Вместе с тем, эти же структуры изыскивают возможность для мобилизациисвоих усилий на поиск методик, обеспечивающих возможность оценки знанийучащихся школ и дошкольников. Можно предвидеть к чему это приведет: учитель,дошкольный педагог повысят порог давления на детей, поскольку именно объемзнаний ученика будет определять имидж педагога. Как видим, круг замыкается, арезультат плачевен. Опять вне поля зрения педагогической общественностиостаются проблемы образования, связанные с развитием положительного отношенияребенка к учению.
Надо признать, чтопедагог ДОУ и школы постоянно находится под достаточно жестким прессингом, чтовходит в противоречие с призывом внедрять гуманистическую педагогику.
Педагог действует по правилам,усвоенным еще в стенах учебных заведений: учитель (воспитатель) должен учить, аребенок должен освоить материал. А может ли ребенок освоить — это не вопрос.Вся система управления вольно или невольно побуждает педагога относиться кребенку как к некой данности, единице, которая всегда может усвоить все, еслипостараться. И педагог, порой вопреки объективным фактам и здравому смыслу,старается, не особенно заботясь о том, чтобы ребенок испытывал комфорт ичувство радости познания, был успешным в процессе приобщения его к социальномуопыту (знаниям, умениям, навыкам). Вне поля внимания педагога остаютсясостояние здоровья, медицинские показатели, порой возрастные, а такжепсихические и индивидуальные особенности ребенка.
На фоне этих тревожныхтенденций нами проводится активный поиск путей, обеспечивающих возможностьформирования педагога нового склада.
Основное направление — формирование профессионального идеала-педагога, способного оказывать такоевлияние на ребенка, которое обеспечивало бы ему успех интеллектуального,эмоционального и нравственно-волевого развития. С этой целью намиотрабатываются условия, способствующие формированию у педагога способностиреализовать идею целостного развития ребенка 3-10 лет в процессе участия его вразработке и апробировании новой педагогической технологии.
Данная идеяосуществлялась в образовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга, Ленинградскойобласти и других городов России на базе детских садов и школ-детских садов,предполагающих сотрудничество педагогов двух ступеней. Система семинаров ипросмотров учебного процесса предоставляла педагогам возможность осмыслитьсодержание новых педагогических технологий, обеспечивающих существенноеизменение позиции ребенка в педагогическом процессе ДОУ и начальной школе (ребенок- субъект деятельности).
Нами отмечается быстрыйпрофессиональный рост педагога в том случае, если у него имеется достаточновысокий уровень критической самооценки и активное стремление ксовершенствованию себя в практике работы с детьми.
Анализ показал, что задостаточно короткий срок происходит разительное изменение в установках педагогана процесс обучения детей. На первый план выдвигается задача развития интересадетей к познанию окружающего мира.
Применяетсяинтегрированный подход — объединение на одном занятии (уроке) различногоучебного материала; в ДОУ занятия проводятся индивидуально и небольшимиподгруппами, куда дети собираются по собственной инициативе, по интересам.Занятия проводятся на фоне играющих детей. Педагог в большей мере начинаетучитывать состояние здоровья и психики ребенка, у него формируются уменияцеленаправленно отбирать и варьировать учебный материал.
Проведенный мониторингсвидетельствует о возможности формирования у педагогов ДОУ и начальной школыновых установок, обеспечивающих внедрение в педагогический процессгуманистической педагогики, основанной на диалектическом подходе к решениюпроблемы воспитания и образования
Личности. Овладение новойпедагогической технологией требует от педагога достаточных знаний психологии ребенка,осознанного подхода к выбору методов и целесообразности их использования вработе, с учетом знаний особенностей детей и недопустимости жесткого давленияна них в процессе присвоения социального опыта. Новая технология выводитпедагога на позиции, обеспечивающие развитие чувства успешности каждогоучастника педагогического процесса, формирует у ребенка желание учиться ипознавать мир.
Наличие идеального образапредполагает продвижение педагога к успеху в педагогической деятельности. Этопроисходит при условии, если он осознает необходимость самосовершенствования исам становится разработчиком новой педагогической технологии. Переживаемоепедагогом чувство глубокого удовлетворения открывает ему новые возможности дляпрофессионального роста, что также способствует решению проблем дошкольного иначального школьного образования.
Особенности развития и воспитаниямладших школьников.
Младший школьный возрастсвязан с обучением детей в начальных классах. К этому времени их физическоеразвитие характеризуется важными особенностями: в основном заканчиваетсяокостенение черепа, закрываются роднички, оформляются черепные швы ипродолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенениеконечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большойинтенсивности. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать сбольшими аномалиями (от греч. anomalia — отклонение от нормы). Вредныевлияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например,продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадказа партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника,образованию впалой груди и т.д.
Существенной физическойособенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличениемассы мышц и значительный прирост мышечной силы.
Антропометрическиеисследования показывают, что дети-семилетки в состоянии поднять правой рукой от9 до 12 кг, а десятилетние ребята поднимают 16—19 кг. Повышением мышечной силыи общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижностьмладших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумениепродолжительное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи весьмаважно практиковать на занятиях различные виды учебной работы (чередоватьписьмо с чтением, с выполнением упражнений и других практических занятий,применять наглядность, методы объяснения сочетать с беседой и т.д.), проводитьфизкультпаузы (физкультминутки), в теплое время заниматься при открытых форточкахили окнах, а в прохладную погоду чаще проветривать классы и обеспечивать достаточныйприток свежего воздуха в рекреационные (от лат. гесгеаtiо — восстановление сил)помещения и коридоры. Необходимо также заботиться, чтобы дети могли поесть вшкольном буфете или столовой во время перемен, в хорошую погоду проводить сними прогулки или спокойные игры на свежем воздухе, а после занятийорганизовывать экскурсии на природу, приучать их ежедневно дома заниматьсяутренней гимнастикой и т.д.
Необходимым элементомсанитарно-гигиенической работы в младших классах является регулярное (не менееодного раза в учебную четверть) проведение медицинских осмотров, проверка весаребят, слуха, зрения. Учителям также следует иметь в виду, что, когда ребеноквдруг становится замкнутым или сверх обычного подвижным, когда он с трудомсосредоточивается на восприятии изучаемого материала, страдает забывчивостью иснижает качество успеваемости, причины всех этих аномалий подчас могут бытьсвязаны с физическим недомоганием и ухудшением состояния здоровья. В этихслучаях нужно своевременно обращаться за помощью к врачу.
Не менее важное значениеимеют особенности развития психики и познавательной деятельности младшихшкольников. Существенным фактором в этом отношении является связанное сразвитием мозга совершенствование их нервной системы. Развитие головного мозгау младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в измененииструктурных связей между нейронами (нервными клетками). К концу младшего школьноговозраста вес мозга достигает 1400—1500 г и приближается к весу мозга взрослогочеловека, при этом относительно быстрее других частей развиваются его лобныедоли. Совершенствуются также периферические нервные ответвления. Все этосоздает биологические предпосылки для развития нервно-психической деятельностиребят. У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементыволевых процессов. Отмечается также функциональное развитие мозга и, вчастности, его аналитико-синтетические функции. Происходят сдвиги вовзаимоотношениях процессов возбуждения и торможения: процессы торможенияусиливаются, однако по-прежнему преобладающими в поведении остаются процессывозбуждения. Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокаявозбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование навнешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережногоотношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности надругой.
Совершенствованиенервно-психической деятельности младших школьников происходит также подвлиянием обучения. В психологии и педагогике утвердилась идея Л.С. Выготского оведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей. Вот почемуусилия учителей должны направляться на то, чтобы, учитывая особенности ивозрастные возможности ребят, использовать учебно-воспитательную работу для ихинтенсивного умственного развития. Какие же стороны учебно-воспитательнойработы имеют в этом отношении определяющее значение?
Большое значение дляумственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершенствованиеих познавательной деятельности. Прежде всего, важно развивать те психическиепроцессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, то естьощущения и восприятия. Однако их восприятия характеризуются недостаточнойдифференцированностью. Воспринимая предметы и явления, они допускают неточностив определении их сходства и различия, зачастую акцентируют внимание навторостепенных деталях и не замечают существенных признаков. Например, приписьме они нередко путают буквы «з» и «е», цифры«6» и «9». На одном из уроков математики мы были свидетелямитого, как первоклассники путали слова «круг» и «шар». Вотпочему в процессе обучения нужно обращать внимание на формирование у школьниковточности восприятий предметов и явлений и тем самым развивать так называемоеконкретное мышление.
Однако, как ужеотмечалось, у младших школьников интенсивно развивается вторая сигнальнаясистема, связанная с абстрактным мышлением и речью. Это создает условия дляусвоения многих вопросов программного материала не только на уровнепредставлений, но и на уровне теоретических понятий, особенно по языкам иматематике. Но здесь нужна определенная мера. Попытка в 60—70-е годы повыситьтеоретический уровень образования в начальных классах оказалась неудачной: онапривела к перегрузке ребят и снижению качества их знаний. Это, однако, неснимает задачи развития у младших школьников аналитико-синтетического мышленияпри усвоении изучаемого материала, необходимости учить их разделять целое начасти, вычленять существенные и менее существенные признаки изучаемых предметови явлений, делать сравнения, выводы и теоретические обобщения, формулироватьправила и т.д. Опытами Л.В. Занкова и его сотрудников установлено, что при целенаправленномразвитии у ребят формируются способности к восприятию и определениюсущественных признаков изучаемых предметов и явлений, они приучаются охватыватьбольшее количество этих признаков и раскрывать наиболее важные из них.
Под влиянием улучшенияобучения и придания ему развивающего характера качественные сдвиги происходятв совершенствовании памяти младших школьников. У учащихся этого возраста обычнопреобладает механическая память, причем они сравнительно быстро запоминаютизучаемый материал. Осмысленное же усвоение знаний требует значительнойаналитико-синтетической познавательной деятельности, что, естественно, вызываету отдельных школьников определенные затруднения. Поэтому вместо преодоленияэтих затруднений они предпочитают механическое заучивание материала, что, какправило, ведет к отставанию в учебе. Предотвратить эти недочеты можно толькопутем побуждения ребят к глубокому осмыслению знаний и развития логической памяти.
Успешная организацияучебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у нихпроизвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолениивстречающихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этойвозрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с трудомсосредоточиваются на восприятии «неинтересного» материала, учителястремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать школьноеучение более занимательным.
Не следует, однако,забывать, что не все в учении имеет внешнюю занимательность и что у детей нужноформировать понимание своих школьных обязанностей. Об этом, в частности, писалК.Д.Ушинский:
Конечно, сделавзанимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, чтоне все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, идолжны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но ито, что не занимает, делать ради удовольствия исполнить свою обязанность.
Важными особенностямихарактеризуется организация практической деятельности младших школьников. В дошкольномвозрасте основным видом деятельности ребят является игра. Даже простейшие видытруда лучше и охотнее выполняются ими, когда они облекаются в игровую форму. Умладших школьников в этом отношении происходят значительные сдвиги. Хотя итеперь игра занимает заметное место, они начинают осознавать значениепроизводительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрослым истремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. Вотпочему так важно расширять сферу трудовой деятельности младших школьников,особенно ее коллективных форм. Специфическим является то, что именно на основевключения их в учение и трудовую деятельность формируется осознание своихобщественных обязанностей, складывается интерес и стремление к участию вобщественной жизни.
Заметным своеобразиемотличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном сознаниипреобладают главным образом императивные (повелительные) элементы,обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральноесознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценкеповедения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именнопоэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения инемедленно стремятся доложить о них учителю. С этим же связана и другая черта:остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую незамечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание исамоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитиетребует от учителей внимания и специальной педагогической работы.
Некоторая внешняяповернутость морального сознания и недостаточный уровень развития самосознанияимеют своим следствием то, что их регулятивная роль в поведении младшихшкольников оказывается слабой. Поступки ребят этого возраста зачастую носятподражательный характер или вызываются импульсивно возникающими внутреннимипобуждениями. Это нужно учитывать в процессе воспитания. Весьма важно, вчастности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркиминравственными представлениями по различным вопросам поведения. В то же времяследует умело использовать нравственные упражнения для выработки и закрепленияу детей устойчивых форм поведения. Разъяснительная работа, не подкрепленнаяприучением и нравственными упражнениями, слабо влияет на улучшение поведениямладших школьников.
В воспитании и развитиимладших школьников большое значение имеет личность учителя, а также влияниеродителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать иорганизовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят врешающей мере определяют успех воспитания.
Особенностиразвития и воспитания, учащихся среднего школьного (подросткового) возраста.
Подростковый возрастобычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детствак юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются чертыдетства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадиистановления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют какполуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый он ощущает быстрый ростфизических сил и духовных потребностей, как полуребенок он еще ограниченсвоими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы ипотребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера,поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст вопределенной мере трудным для воспитания.
«Отрыв» отдетства и приближение к взрослому состоянию отчетливо проявляются в техсвоеобразных чертах физического и духовного развития, которые отличаютподростков от младших школьников. Прежде всего, по-иному протекает физическоеразвитие средних школьников. Оно характеризуется большей интенсивностью, неравномерностьюи значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания.
В частности, отмечаетсяусиление активности гипофиза и щитовидной железы. Это стимулирует физическийрост и способствует усилению обменных процессов в организме. Однако вфизическом развитии наблюдается непропорциональность: конечности растутбыстрее, развитие же туловища несколько отстает. Внешне это проявляется втом, что у подростков руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения ихотличаются угловатостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отмечаетсянеравномерность в процессе самого роста: в отдельные периоды он тозамедляется, то происходит слишком интенсивно. Этот процесс сопровождаетсяокостенением скелета и уменьшением хрящевого вещества. Одновременно с этимразвиваются мышечные ткани и, в частности, более тонкие волокна, что вместе супрочением скелета придает подросткам большую физическую силу. При этом рядученых отмечают акселерацию (ускорение) этих процессов, которая выражается втом, что физическое развитие подростков в настоящее время происходит на 1—1,5года быстрее, чем 30—40 лет назад.
Некоторые диспропорциинаблюдаются также в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце растетбыстрее, развитие же сосудов несколько отстает, что ведет к недостатку впритоке крови к отдельным органам и системам, к повышению кровяного давления исвязанными с этим головными болями. Подростки отличаются большой подвижностью,повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложениюсвоих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, ' амальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система ещеокрепли недостаточно, поэтому подростки быстро устают, не в состояниипереносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные физические нагрузки(например, прыжки в длину и высоту, перепрыгивание канав и других препятствий)нередко приводят к физическим травмам. Вот почему правильное дозированиефизических нагрузок является важной задачей при организации практическойдеятельности подростков.
Необходимость постоянноговнимания и создания благоприятных условий для физического развития подростков(организация ежедневной утренней гимнастики, спортивно-массовых мероприятий,подвижных игр, обеспечение достаточного пребывания на свежем воздухе и т.д.)обусловливается также гиподинамией (от греч. hуро — приставка, котораяиспользуется в смысле «под» и указывает на понижение против нормы иdinamus — сила, подвижность), то есть недостаточной подвижностью. Учение,требующее сидячего образа жизни, может приводить к застойным явлениям ворганизме, к недостаточному кислородному питанию, что отрицательно сказываетсяна физическом развитии учащихся.
Развитие мозга,дальнейшее структурное формирование нервных клеток и ассоциативных волоконсоздают предпосылки для совершенствования познавательной деятельностиподростков. Поступление же в кровь гормонов, вырабатываемых органамивнутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного тонуса, топодъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождаетсячередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, тожизнерадостности, то пассивности. В периоды понижения настроения и упадкаэнергии у подростков могут появляться раздражительность, равнодушное отношениек учебе, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также многиенедоразумения в отношениях с учителями и взрослыми.
Но и периоды подъемаэнергии и активности подростков приносят немало беспокойств. Нередко они сопровождаютсяозорством, шалостями, стремлением показать свою силу, физическое и моральноепревосходство. Именно в такие периоды отдельные подростки проявляют «ложныйгероизм»: тайком уходят из дому и устраивают в лесу «партизанскиелагеря», организуют самовольные «путешествия» в другие города ит.д. Указанные «срывы» в поведении как раз и говорят о полудетскостии полувзрослости подростков, о недостаточном умении серьезно подходить кобдумыванию своих действий и поступков. Все это, безусловно, осложняетвоспитание. Поэтому следует всячески щадить нервную систему подростков,проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе в периоды сниженияуспеваемости с тем, чтобы случайной «двойкой» не убить охоты кучению.
Для подростков характернызначительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие отмладших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемыхпредметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в нихпричинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемыхявлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной разкаверзных, «с хитринкой»), требуют от учителя большей аргументациивыдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у нихразвивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерныйхарактер этой особенности их мышления и памяти проявляется только присоответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важнообращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учитьподростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у ниханалитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Неменее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебнойработы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность итворческий подход при выполнении домашних заданий.
Особое значение ворганизации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование ихпознавательной деятельности, то есть развитие у них познавательныхпотребностей, интересов и мотивов учения. Следует иметь в виду, что стимулы невозникают сами по себе. Они формируются только тогда, когда учителя обращаютспециальное внимание на эту сторону работы, о чем уже шла речь в главе осущности и закономерностях воспитания.
Иным, чем в младшихклассах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся,если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдаютправила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как ихсобственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральныхнорм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убежденийдолжно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе стем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемаярегламентация, а также контроль над поведением учащихся как меры, предупреждающиенеобдуманные поступки.
Весьма рельефнымипредставляются личностные особенности подростков, связанные с их положением вколлективе сверстников, отношениями к учителям и взрослым, а также к самимсебе. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересыи совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода вовнутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.
Существенной возрастнойчертой подростков является стремление к утверждению своего достоинства ипрестижа среди товарищей. Основные пути к этому — хорошая учеба, общественнаяактивность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешняяобаятельность и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается достойногоместа в коллективе, он тяжело переживает свое положение. Вполне понятно, чтоучителям следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся и помогать имукреплять свой престиж в коллективе.
Положение подростка вколлективе сказывается на его отношениях с учителями и взрослыми. Замечено, чтов тех случаях, когда создается конфликтная ситуация и нужно сделать выбор междумнением учителя и мнением класса, подросток чаще всего придерживается мнениясверстников. Поэтому при разрешении острых вопросов учителю следует бытьвесьма осмотрительным и стремиться опираться на мнение коллектива учащихся.
Возрастающиеинтеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностныхсвязей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своемпризвании и будущем. Они сопоставляют себя со сверстниками, оценивают своидостоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят строго, то поотношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимостьразвития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.
Существенной особенностьювоспитательной работы с подростками является профориентация. При ее проведениинужно учитывать то, что свое будущее учащимся этого возраста представляетсяобычно в романтически приподнятых тонах. Они мечтают о ярких профессиях ипредпочитают стать космонавтами, летчиками, геологами, моряками и т.д.Производственные же профессии их привлекают меньше. Вот почему, поддерживаястремление подростков к яркой и достойной жизни, необходимо раскрывать передними героику и красоту повседневного труда в промышленности и сельскомхозяйстве, ориентировать на работу в сфере материального производства.
Особенностиразвития и воспитания старших школьников.
Старший школьный возраст— это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической ипсихической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этоговозраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые,несомненно, накладывают отпечаток на процесс воспитания.
Со стороны физическогоразвития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции и противоречия,которые присущи подросткам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностейи туловища. Увеличивается относительный объем груди. Выравнивается соотношениемежду массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитиикровеносно-сосудистой системы. Повышается мышечная сила, возрастаетфизическая работоспособность, а координация движений по своим качествамприближается к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается половоесозревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил издоровья продолжается. Все это сказывается на поведении старшеклассников. Ониотличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительноменьшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумениеболее обдуманно подходить к своим физическим возможностям.
На более высокую ступеньподнимается развитие нервной системы, обусловливающее ряд специфическихособенностей познавательной деятельности и чувственной сферы. Преобладающеезначение в познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат.abstraktion — мысленная отвлеченность) мышление, стремление глубже понятьсущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.
Старшие школьникиосознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь как материал дляразмышлений, для теоретических обобщений. Вот почему в их мышлении преобладаетаналитико-синтетическая деятельность, стремление к сравнениям, а присущаяподросткам категоричность суждений уступает место гипотетическимпредположениям, необходимости понять диалектическую сущность изучаемых явлений,видеть их противоречивость, а также те взаимосвязи, которые существуют междуколичественными и качественными изменениями. Но все эти особенности мышления ипознавательной деятельности формируются под определяющим влиянием обучения.Если же учителя не проявляют должной заботы о развитии мыслительныхспособностей, то у некоторых старшеклассников может сохраняться тенденция кполумеханическому запоминанию изучаемого материала.
В старшем школьномвозрасте большинство учащихся имеют устойчивые познавательные интересы.Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают,что наиболее распространенным является интерес к изучению предметовестественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этомсказывается понимание их роли и значения в научно-техническом прогрессе. Поэтой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучениюгуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышениякачества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы стем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучениюлитературы, истории и других гуманитарных предметов.
Что же касается средне- ислабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познавательныхинтересов, а некоторые нередко вообще учатся без достаточной охоты.Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов вовладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной имотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы.Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной идейственной помощи в учебе и повышении качества успеваемости.
Развитие мыслительныхспособностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируютработу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мыслив более точные и яркие словесные формы, а также использование для этой целиафоризмов, выдержек из научных трудов и художественных произведений. Отдельныеиз них ведут в специальных тетрадях и блокнотах записи новых слов, терминов иинтересных высказываний выдающихся людей. Все это необходимо учитывать вучебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учитьих обращаться к словарям, глубоко разъяснять научные термины, иностранные словаи т.д. Особенно большую роль играет в этом организация внеклассного чтения,работа по воспитанию культуры речи, оказание помощи учащимся в преодоленииречевых дефектов.
На более высокий уровеньподнимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов. Вчастности, усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные собщественно-политическими событиями. Общественные переживания и чувстваоказывают сильное воздействие на нравственное формирование старшеклассников.Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опытавырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуютсяюноши и девушки в поведении. Вот почему так важно, чтобы в школе содержательноосуществлялось гражданское и моральное воспитание, проводились дискуссии, аучащиеся систематически вовлекались в общественную работу. Исследованияпоказывают, что слабая постановка гражданского и морального воспитания оборачиваетсясущественными издержками в развитии старшеклассников. Отдельные из них могутпроявлять гражданскую пассивность, вовлекаться в различные внешкольныеобъединения с негативной направленностью.
Годы ранней юности длямногих учащихся характеризуются сильными интимными переживаниями, первойлюбовью, нередко оставляющей след на всю жизнь. Задача учителей и всех тех, ктосоприкасается с учащимися этого возраста,— бережно относиться к их интимнымпереживаниям, не вторгаться в эти чувства, понимать и всячески щадить их.Однако, проявляя понятную в этих случаях осторожность и деликатность,необходимо ставить перед учащимися вопросы дружбы и любви, а также взаимоотношениймежду полами, с помощью медицинских работников осуществлять соответствующеегигиеническое просвещение, причем в ряде случаев целесообразно проводить этуработу отдельно с юношами и девушками.
Развитие чувственнойсферы и сознательности старшеклассников оказывает большое влияние на волевыепроцессы, причем в протекании волевых актов решающее значение принадлежитобдумыванию своих намерений и поведения. Замечено, что если учащийся поставилперед собой определенную цель в учебной или общественной работе или же четкоопределил жизненные планы с учетом своих интересов и склонностей, он, как правило,проявляет высокую целеустремленность и энергию в работе, а также настойчивостьв преодолении встречающихся трудностей.
С этим связана и другаяособенность старшеклассников, относящаяся к работе над своим самовоспитанием.Если подростки в большинстве своем отличаются повышенной требовательностью кдругим и недостаточно требовательны к себе, то в юношеском возрасте положениеизменяется. Они становятся более требовательными к. себе и своей работе,стремятся вырабатывать у себя те черты и качества поведения, которые внаибольшей мере способствуют осуществлению намеченных планов. Все это говорито том, какое большое значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, установкии идеалы) в развитии личностных качеств старшеклассников.
Существенной особенностьюстарших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи спредстоящим жизненным самоопределением и выбором профессии. Вопрос, кем быть,для них уже не является отвлеченным, и решается он не без колебаний, не безтрудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школьное обучение, так илииначе, делает для них более привычным умственный труд, и под влиянием этого многиеюноши и девушки мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью.Общественные же потребности таковы, что подавляющее большинство старшеклассниковпосле окончания школы должно вливаться в сферу материального производства. Врезультате этого у отдельных юношей и девушек, особенно из числа слабоуспевающих,складывается ложное мнение о том, что учение дает мало пользы: работать назаводе, заниматься мелкой торговлей, мелким и средним бизнесом, дескать, можнои без среднего образования… Это отрицательно сказывается на их отношении ковладению знаниями. Поэтому необходимо оказывать учащимся действенную помощь вформировании их жизненных планов, проводить содержательную профориентацию,основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть красоту человекатруда, творческий характер работы на современном производстве.
В развитии и воспитаниистаршеклассников нередко проявляется и такая трудность. Стремление многих родителейсоздать лучшие условия для жизни и учебы своих детей приводит к тому, чтопоследние привыкают к удовлетворению всех своих запросов, вследствие чего уних зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность жепрактического опыта порождает отставание их общего социального развития и некоторуюинфантильность (от лат. infantilis — детский) в суждениях, что в свою очередьне дает им возможности понять неумеренность многих их потребностей и нецелесообразностьих удовлетворения. Все это обусловливает необходимость расширения общественнополезной деятельности учащихся и привлечения их к систематическому труду как вшколе, так и дома.
Нельзя не отметить итого, что на развитие и поведение старшеклассников большое влияние оказываетих повышенная реактивность (чувствительность) ко всему новому, что происходит вжизни, литературе, искусстве, музыке, а также в моде. Они чутко и быстроулавливают это и стремятся копировать все ультрасовременное. На этом фоне у нихнередко обнаруживается неверное отношение к классике в искусстве и литературе,непонимание важной роли положительных культурных и трудовых традиций. Этотакже создает определенные проблемы в воспитании. Но при правильном подходе этипроблемы решаются успешно. Главное здесь — не борьба со стремлением юношей идевушек ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое приобщение их ксовременным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание культуры восприятияэтого нового, преодоление тех крайностей, которые иногда наблюдаются вследовании моде.
Таковы важнейшиеособенности развития и организации учебно-воспитательной работы в старшихклассах.
Индивидуальныеособенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания.
Возрастные особенностиразвития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Этосвязано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условийжизни (связь биологического и социального) существенно отличаются друг отдруга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительнымииндивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать впроцессе обучения и воспитания.
Какие же проблемы встаютперед работниками школы в данном случае?
При учете возрастныхособенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогикии возрастной психологии, о которых шла речь раньше. Что же касаетсяиндивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесьему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает впроцессе личного изучения школьников. На какие же вопросы следует обращатьвнимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Существенноезначение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, откоторых во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность.Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на егоздоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Всеэто будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять местопосадки учеников в классе (например, учащихся с ослабленным зрением нужносадить поближе к доске, подверженных простудным заболеваниям — дальше от окони т.д.), а также сказываться на участии в различных спортивно-массовых иоздоровительных мероприятиях.
Весьма важно знатьособенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонностии интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иныхпредметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход кучащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем,чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности: слабейшимученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память,сообразительность, познавательную активность и т.д.
Большое вниманиенеобходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся исвоевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью,болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательныхконтактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологиихарактера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организацииколлективной деятельности, распределении общественных поручений и преодоленииотрицательных черт и качеств. Сложным, но очень важным является изучение внутреннихпобудительных факторов поведения и развития школьников — их потребностей,мотивов и установок, их позиции по отношению к учению, происходящим в обществесобытиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей.Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашнейжизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказываютзначительное влияние на их воспитание и развитие.
Значительное местозанимает знание учителями тех важных вопросов, которые связаны с обучаемостью ивоспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивостипедагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностныхкачеств. В заключение подчеркнем, что только глубокое изучение и знаниеособенностей развития каждого школьника создает условия для успешного учетаэтих особенностей в процессе обучения и воспитания.
Заключение
Личность человекаформируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов,объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних,независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно илисогласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивноесущество, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступаеткак субъект своего собственного формирования и развития.
Тема данного реферата“Возрастные и индивидуальные особенности развития личности” и на сегодняшнеевремя остается актуальной. Изучение данной темы дает возможность сравнитьособенности физического развития учащихся младшего, среднего и старшегошкольного возраста, дает сравнительный анализ нервно-психической ипознавательной сфер учащихся различных возрастов и показывает их влияние наорганизацию учебной деятельности. Также изучение данной темы показывает, какимиособенностями характеризуются поведение и личностное развитие учащихся разныхвозрастных групп, определяет вопросы, какие должны быть в центре вниманияпедагогов при изучении индивидуальных особенностей учащихся.
Списокиспользованных источников
Педагогика. Учебное пособие длястудентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред.П.И.Пидкасистоо.- М., Российское педагогическое агентство, 1995
Педагогика: Учебн. – 6-е изд. –Мн.: Университэцкае, 2000. – 560 с.
И. Ф. Харламов «Педагогика»
Учебное пособие для педагогическихинститутов под редакцией Бобнянского.