Содержание
Введение. 2
1. Понятие и виды стадий хозяйственного процесса. 4
Апелляция. 10
Кассация. 12
Пересмотр в порядке надзора. 13
2. Предпосылки права на обращение в хозяйственный суд. 21
3. Порядок предъявления иска и последствия его нарушения.Форма и содержание искового заявления. 30
Заключение. 47
Список использованных источников. 48
Введение
Белорусскоегосударство придерживается всех общепризнанных в демократических странахпринципов правосудия, в числе которых независимость судов и подчинение ихтолько закону; запрет на вмешательство в деятельность судов и преследование позакону таких действий; равенство сторон; открытость и гласностьсудопроизводства; равное право на доступ к юридической помощи; обязательностьисполнение судебных решений всеми гражданами и организациями, включаягосударственные органы, относящиеся к исполнительной ветви власти. Этими же принципамируководствуются и суды, отправляющие экономическое правосудие.
Разрешениемэкономических споров в Республике Беларусь занимаются хозяйственные суды,систему которых составляют Хозяйственные суды областей и г. Минска (всего 7судов), это суды, условно говоря, первого уровня и Высший Хозяйственный СудРеспублики Беларусь — вышестоящая судебная инстанция.
Хозяйственныйпроцесс является не просто совокупностью действий, урегулированных нормами хозяйственногопроцессуального права, а их определенной системой. Процессуальные действия,совершаемые участниками хозяйственного процесса, в зависимости отпроцессуальной цели их совершения и их содержания образуют стадии хозяйственногопроцесса. Таким образом, стадия хозяйственного процесса — совокупность процессуальныхдействий по конкретному делу, объединенных их процессуальной целью.
Прохождениедела по всем стадиям хозяйственного процесса не является обязательным, аопределяется в конечном счете заинтересованными лицами — участникамипроизводства по данному делу.
Степеньсложности и количество совершаемых процессуальных действий на каждом этаперазвития той либо иной стадии хозяйственного процесса зависит от задач, которыевыполняет конкретная стадия. Наиболее полно регламентируются этапы возбуждениядела, подготовки к разбирательству и самого этапа разбирательства в стадиипроизводства в хозяйственного суде первой инстанции. В той либо иной степенивозбуждение соответствующей стадии, подготовка к рассмотрению и разбирательствоимеют место и в последующих стадиях хозяйственного процесса.
/>1. Понятие и видыстадий хозяйственного процесса
Гражданскийпроцесс по любому делу последовательно происходит несколько этапов, называемыестадиями процесса.
Под стадиейпроцесса следует понимать совокупность ряда процессуальных действий,объединённых соответствующей процессуальной целью.
Стадияпроцесса относится к движению дела и цель достигается, когда в результатесовершения процессуальных действий создаются условия для перехода дела из однойстадии в другую.
Чаще всеговыделяют следующие стадии гражданского судопроизводства:
1. Возбуждениегражданского дела — это первое и очень важное звено в системе процессуальныхдействий, последовательно сменяющих друг друга и образующих гражданский процесс.На этой стадии судья действует единолично (ст.129 ГПК). Принимая заявление илижалобу, судья в день обращения заинтересованного лица должен принять решение овозбуждении дела, т.к. никакой срок для этого законом не предоставляется.
Судприступает к рассмотрению гражданского дела:
а) позаявлению лица, обращающегося за защитой своего права или охраняемого закономинтереса;
б) позаявлению прокурора;
в) позаявлению органов государственного управления, профсоюзов, организаций, иныхкооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций илиотдельных граждан в случаях, когда по закону они могут обращаться в суд зазащитой прав и интересов других лиц.
По деламискового производства подаются исковые заявления, по делам, вытекающим изадминистративно-правовых отношений, и по делам особого производства — жалобы изаявления.
Иногдаобращение в суд допускается лишь после того, как сторонами будет предпринятапопытка урегулировать возникшие разногласия между собой.
2. Подготовкагражданских дел к судебному разбирательству — это стадия гражданского процесса,заключающаяся в деятельности её участников при определяющей роли судьи посозданию условий для современного и эффективного рассмотрения и разрешенияспора по существу.
Задачи этойстадии сформулированы в ст.141 ГПК:
1) уточнениеобстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела;
2) определениехарактера правоотношений сторон и нормы закона, которой следуетруководствоваться при осуществлении правосудия;
3) разрешениевопроса о субъективном составе участвующих в деле лиц;
4) определениедоказательств, которые каждая сторона представить в обоснование своихутверждений.
Всоответствии с принципом состязательности суд должен определить предмет доказыванияи указать каждой из сторон, какие доказательства она представляет в обоснованиесвоих требований и возражений; стороны же должны быть максимально активны всборе всех необходимых доказательств, представление которых было рекомендованосудьёй, поскольку сам суд этим заниматься не должен.
Порядокподготовки дела к судебному разбирательству определён ст.142 ГПК. Подготовкадела начинается с момента приёма заявления и должна быть завершена в срок невыше 7 дней. В исключительных случаях судья мотивированным определением можетпродлить этот срок до 20 дней.
С цельюопределения предмета доказывания судья опрашивает истца по существу заявленныхтребований, выясняет у него возможные со стороны ответчика возражения,предлагает, если это необходимо, представить дополнительные доказательства,разъясняет истцу его процессуальные права и обязанности.
Судья, когдасочтёт это необходимым, аналогичным образом вызывает и опрашивает ответчика. Этостановится обязательным, когда из искового заявления ясно, что у ответчикаимеются заслуживающие внимания возражения против иска.
При участиив деле соистцов, соответчиков или третьих лиц судья должен опросить и их. Судьятакже должен, в необходимых случаях, решить вопрос о замене ненадлежащейстороны.
Судья такжедаёт точную юридическую квалификацию спорным правоотношениям сторон.
Внеобходимых случаях судья решает вопрос о привлечении заинтересованных в исходедела граждан и организаций в качестве третьих лиц, а также соистцов исоответчиков, когда соучастие по делу бывает необходимым.
Обязательномуобсуждению подлежит вопрос об участии в деле прокурора: в одних случаях егоучастие прямо предусмотрено законом, а в других — этот вопрос решает судья взависимости от сложности и значимости дела.
Посколькуважное значение для рассмотрения дела имеет представление сторонами необходимыхдоказательств, судья предлагает лицам, участвующим в деле, представитьимеющиеся у них доказательства ко дню разбирательства дела; решает вопрос овызове свидетелей в судебное заседание; по просьбе сторон требует от граждан иорганизаций письменные и вещественные доказательства или выдаёт лицам,участвующим в деле, запросы для представления в суд; назначает экспертизу иэкспертов для её проведения; в случаях, не терпящих отлагательства, производитс извещением участвующих в деле лиц осмотр на месте письменных и вещественныхдоказательств.
О подготовкедела к судебному разбирательству судья выносит определение, в которомуказывает, какие действия следует произвести.
Судьянаправляет либо вручает ответчику копии искового заявления и приложенных к немудокументов, обосновывающих требования истца, и предлагает представить вустановленный срок доказательства в обоснование своих возражений.
3. Разбирательстводела по существу в суде первой инстанции. В этой стадии процесса суд выполняетосновные поставленные перед ним задачи: решить дело по существу; урегулироватьконфликтные спорные правоотношения между сторонами; обеспечить воспитательноевоздействие судебной деятельности; восстановить нарушенные права и охраняемыезаконом интересы граждан и юридических лиц.
Согласно ст.144ГПК разбирательство гражданских дел происходит в судебном заседании указанныхзадач осуществляется только в случае строго соблюдениягражданско-процессуальных норм, всех принципов гражданско-процессуального права.В ст.146 ГПК установлены принципы этой стадии — непосредственность, устность инепрерывность судебного разбирательства.
Суд первойинстанции при рассмотрении дела обязан непосредственно исследоватьдоказательства по делу: заслушать объяснения лиц, участвующих в деле, показаниясвидетелей, заключения экспертов, ознакомиться с письменными доказательствами,осмотреть вещественные доказательства.
Разбирательстводела происходит устно и при неизменённом составе судей. В случае замены одногоиз судей в процессе рассмотрения дела должно быть произведено с самого начала.
Согласно ст.164ГПК рассмотрение дела по существу начинается докладом дела председательствующимили народным заседателем. Затем председательствующий спрашивает, поддерживаетли истец свои требования, признаёт ли ответчик требования истца и не желают листороны окончить дело мировым соглашением.
Всоответствии со ст.166 ГПК после доклада дела суд заслушивает объяснения:
истца иучаствующего на его стороне третьего лица;
ответчика иучаствующего на его стороне третьего лица;
других лиц,участвующих в деле.
Затем судустанавливает порядок исследования доказательств по делу: порядок допросасвидетелей, экспертов и исследования других доказательств1. Стороны принимаютучастие в обсуждении порядка исследования доказательств и могут ходатайствоватьоб изменении этого порядка.
О порядкеисследования суд выносит определение.
Исследованиедоказательств, как правило, начинается с допроса свидетелей.
Каждыйсвидетель допрашивается отдельно, в отсутствие других, ещё не допрошенных. Допрошенныйсвидетель остаётся в зале заседания до окончания разбирательства дела, если судне разрешит ему удалиться раньше.
Допроссвидетеля начинается с выявления председательствующим отношения свидетеля клицам, участвующим в деле. Затем свидетелю предлагается сообщить суду всё, чтоему лично известно по делу. После этого свидетелю могут быть заданы вопросы.
Судья вправезадавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса.
Председательствующийвправе отклонить вопрос, не относящийся к предмету доказывания.
Допускаетсяповторный допрос свидетеля или очная ставка между свидетелями для устраненияпротиворечий в их показаниях.
Показаниясвидетелей, собранные в порядке обеспечения доказательств, исполнения судебногопоручения или при отложении предыдущего судебного заседания, оглашаются всудебном заседании, а затем исследуются по общим правилам.
При допросесвидетелей в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и до 16 лет, обязательноприсутствие педагога. В случае необходимости возможен также вызов родителей,усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних свидетелей. Поокончании допроса несовершеннолетний свидетель удаляется из зала судебногозаседания, если суд не сочтёт необходимым его присутствие при дальнейшемрассмотрении дела.
Экспертысвои заключения дают в письменной форме, а в судебном заседании они подлежатоглашению. В целях разъяснения и дополнения заключения эксперту могут бытьзаданы вопросы.
Принедостаточной ясности или неполноте заключения эксперта суд может назначитьдополнительную экспертизу.
Письменныедоказательства или протоколы их осмотра, составленные в соответствии состатьями 51, 57 и п.11 ст.41 ГПК, оглашаются в судебном заседании ипредъявляются лицам, участвующим в деле, представителям, а в необходимыхслучаях — экспертам и свидетелям 1.
Вещественныедоказательства подвергаются осмотру судом и предъявляются лицам, участвующим вделе, представителям, а в необходимых случаях — экспертам и свидетелям. Вещественныедоказательства, осматривающиеся вне судебного заседания в порядке исполнениясудебного поручения либо обеспечения доказательств, исследуются по составленнымв ходе их расследования протоколам.
Вещественныеи письменные доказательства, которые нельзя доставить в суд, осматриваются иисследуются по месту их нахождения всем составом суда.
Заключенияорганов государственного управления, привлечённых судом к участию в процессеили вступивших в процесс по собственной инициативе, оглашаются в судебномзаседании, после чего лица, участвующие в деле, и представители могут задаватьуполномоченным этих органов вопросы в целях разъяснения и дополнения заключений(ст.182 ГПК).
В концерассмотрения дела по существу председательствующий предоставляет участникампроцесса возможность внести имеющиеся у них дополнения, и затем суд переходит кзаслушиванию судебных прений и заключения прокурора. Далее суд удаляется всовещательную комнату для вынесения решения. Согласно ст. 203 ГПК решениедолжно выноситься немедленно после разбирательства дела.
Постановляемоерешение излагается одним из судей в письменной форме.
Судья, несогласный с решением, тем не менее, обязан подписать его, но может изложитьсвоё особое мнение в письменном виде (статьи 16 и 196 ГПК). Апелляция
Апелляцией(апелляционной жалобой) называется просьба, подаваемая одной из спорящих сторонв апелляционный суд о повторном рассмотрении дела ввиду неправильности решениясуда первой инстанции, постановленного в пользу противной стороны.
Это понятие «чистой»,или классической, апелляции, под которой понимается просьба стороны, считающейрешение суда первой инстанции во всем или в определенной части неправильным, оновом рассмотрении и повторном рассмотрении дела судом высшей инстанции. Приэтом безразлично, по каким основаниям оспариваются решения:
из-занеправильного установления фактических обстоятельств;
из-занеточного применения закона;
из-занеполноты предоставленного стороной материала.
Лица,участвующие в деле, вправе подать апелляционную жалобу на судебноепостановление хозяйственного суда первой инстанции, не вступившее в законнуюсилу.
Прокурор,принимавший участие в рассмотрении дела, вправе принести протест на решениехозяйственного суда первой инстанции в целях защиты государственных иобщественных интересов независимо от обжалования его сторонами и иными лицами,участвующими в деле, и их согласия на принесение протеста. В случаях принесенияпрокурором протеста в целях защиты интересов юридических лиц, не имеющих вуставном фонде доли государственной собственности, а также в целях защитыинтересов индивидуальных предпринимателей или граждан прилагается письменноезаявление, подтверждающее их согласие на принесение такого протеста.
Апелляционныежалобы (протесты) рассматривает хозяйственный суд апелляционной инстанциихозяйственного суда области и приравненного к нему суда.
Составхозяйственного суда апелляционной инстанции назначается председателемсоответствующего хозяйственного суда или его заместителем в количестве не менеетрех судей хозяйственного суда.
Апелляционнаяжалоба (протест) может быть подана в течение пятнадцати дней после принятияхозяйственным судом первой инстанции обжалуемого судебного постановления.
Походатайству лица, подающего жалобу (протест), пропущенный срок подачиапелляционной жалобы (протеста) может быть восстановлен хозяйственным судомапелляционной инстанции при условии, если ходатайство заявлено не позднееодного месяца со дня принятия обжалуемого судебного постановления и причиныпропуска срока подачи апелляционной жалобы (протеста) хозяйственным судомпризнаны уважительными.
Овосстановлении срока подачи апелляционной жалобы (протеста) указывается вопределении хозяйственного суда о принятии апелляционной жалобы (протеста) кпроизводству. Об отказе в восстановлении срока подачи апелляционной жалобы(протеста) хозяйственный суд выносит определение, которое направляется лицу,заявившему ходатайство, в установленные сроки.
Определениехозяйственного суда об отказе в восстановлении срока подачи апелляционнойжалобы (протеста) может быть обжаловано (опротестовано). Кассация
Хозяйственныйпроцессуальный кодекс Республики Беларусь 1998 года не предусматривалдеятельности апелляционной инстанции. Поэтому кассационные инстанции были вхозяйственных судах областей и города Минска. В связи с унификациейхозяйственного законодательства, в первую очередь с Российской Федерацией, былавведена апелляционная инстанция. Апелляция позволяет повторное рассмотреть делопо имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам. Суд сучетом дополнительных доказательств может вынести новое решение. В связи свступлением в силу нового Хозяйственного процессуального кодекса апелляционныеинстанции начали работать в хозяйственных судах области и города Минска, акассационная инстанция — переместилась в Высший Хозяйственный Суд, придя насмену надзорной коллегии.
С точкизрения теории процесса такое нововведение более прогрессивно, потому что раньшес надзорной жалобой обращались к должностному лицу и просили должностное лицопринести протест на судебный акт. Таким образом, жалоба рассматривалась несудом, а должностным лицом. Сейчас жалоба рассматривается судом в коллегиальномсоставе в открытом судебном заседании. Сохраняется принцип непосредственности,который не был строго регламентирован в надзорной инстанции. Принципнепосредственности судебного разбирательства — это, в первую очередь, участиесторон. Можно их заслушать в процессе, получить какие-то пояснения. И судьиоценивают доказательства как с точки зрения соответствия их законодательству,так и по внутреннему убеждению. Внутреннее убеждение формируется, в том числе,и исходя из принципа непосредственности, когда представители сторон что-тоговорят, складывается какое-то мнение, ведь не всегда на бумаге можно изложитьто, что можно сказать вслух. Такой подход считается более справедливым, болееобъективным. Но здесь очень важно сохранить беспристрастность.
Жалоба,рассмотренная на первом заседании кассационной коллегии, поступила в суд, посути, как надзорная жалоба, но по содержанию она соответствовала требованиям,которые предъявляются к кассационной жалобе, поэтому ее приняли к производству.
Всоответствии с нормами нового ХПК кассационная жалоба подается в хозяйственныйсуд, который рассматривал это дело. И он направляет жалобу в ВысшийХозяйственный Суд вместе с делом. У кассационной коллегии было формальное правовернуть эту и другие жалобы, поскольку они назывались надзорными. Однако былопринято решение о том, что если жалоба по содержанию соответствует требованиямнового Хозяйственного процессуального кодекса на первых порах истребовать делаи принимать жалобы к рассмотрению. Таким образом, переход на новые формыпроцессуального производства пройдет менее напряженно. А количествонепосредственно кассационных жалоб на сегодняшний день увеличилось в два разапо сравнению с количеством надзорных жалоб, которые поступали за аналогичныйпериод. Это говорит о большем доверии к новой инстанции. Пересмотр в порядке надзора
Вступившие взаконную силу судебные постановления хозяйственных судов в Республике Беларусьмогут быть пересмотрены в порядке надзора по протесту должностных лиц,указанных в статье 301 ХПК Республики Беларусь, за исключением постановленийПленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Жалоба впорядке надзора на судебное постановление может быть подана лицам, имеющимправо принесения протеста, в срок не более одного года со дня вступления взаконную силу судебного постановления. Если последующие судебные постановленияне отменяют (изменяют) судебного постановления, которым спор (дело) разрешен посуществу, срок подачи жалобы в порядке надзора исчисляется со дня вступления всилу этого судебного постановления. Пропуск указанного срока являетсяоснованием для возвращения жалобы в порядке надзора, за исключением случаев,когда обжалуемое судебное постановление препятствует принятию законного решенияпо другому делу либо нарушает права и законные интересы неопределенного кругалиц или иные публичные интересы.
Протесты впорядке надзора вправе приносить:
ПредседательВысшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Генеральный прокурорРеспублики Беларусь — на судебные постановления любого хозяйственного суда вРеспублике Беларусь, за исключением постановлений Пленума ВысшегоХозяйственного Суда Республики Беларусь;
заместителиПредседателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и заместителиГенерального прокурора Республики Беларусь — на судебные постановления любогохозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановленийПрезидиума или Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Хозяйственнымсудом надзорной инстанции в отношении судебных постановлений, принятых хозяйственнымисудами первой, апелляционной и кассационной инстанций, является ПрезидиумВысшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Хозяйственнымсудом надзорной инстанции в отношении постановлений Президиума ВысшегоХозяйственного Суда Республики Беларусь является Пленум Высшего ХозяйственногоСуда Республики Беларусь.
Жалобу впорядке надзора вправе подать лица, участвующие в деле, а также лица, чьи праваи законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу. Жалобав порядке надзора принимается к рассмотрению, если заявителем исчерпаны всеимеющиеся средства правовой защиты в хозяйственных судах апелляционной икассационной инстанций, а также если причины, по которым не была поданаапелляционная или кассационная жалоба, признаны уважительными.
Хозяйственныйсуд надзорной инстанции вправе:
оставитьсудебные постановления хозяйственных судов первой, апелляционной и кассационнойинстанций или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорнойинстанции без изменения, а протест — без удовлетворения;
отменитьсудебные постановления хозяйственных судов первой, апелляционной и кассационнойинстанций или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорнойинстанции в целом или их части и направить дело на новое рассмотрение;
отменитьсудебные постановления хозяйственных судов первой, апелляционной и кассационнойинстанций или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорнойинстанции в целом или их части и оставить исковое заявление без рассмотрениялибо прекратить производство по делу;
оставить всиле одно или несколько судебных постановлений, вынесенных по делу;
изменитьлибо отменить судебные постановления хозяйственных судов первой, апелляционнойи кассационной инстанций или судебное постановление хозяйственного суданижестоящей надзорной инстанции и вынести новое судебное постановление, непередавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении итолковании норм материального и (или) процессуального права, но всеобстоятельства дела установлены полно и правильно и подтверждаются необходимымидоказательствами.
Пересмотрвступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимсяобстоятельствам
Судебныепостановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены принявшим иххозяйственным судом по вновь открывшимся обстоятельствам.
Основаниямидля возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам являются:
обстоятельства,опровергающие выводы хозяйственного суда по делу, которые не были и не моглибыть известны заявителю и хозяйственному суду;
установленныевступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля,заведомо ложное заключение эксперта, специалиста, заведомо неправильныйперевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие засобой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по делу;
установленныевступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лиц, участвующих вделе, либо их представителей или преступные деяния судей, совершенные в связи сэтим делом;
отменасудебного постановления хозяйственного суда или другого суда либо постановленияиного органа, послуживших основанием для принятия этого судебногопостановления, и принятие соответствующего постановления, противоположного посодержанию соответствующему акту (в целом или его части), на основании которогобыло принято судебное постановление по этому делу;
признаниевступившим в законную силу судебным постановлением хозяйственного суда илиобщего суда недействительной сделки, которая повлекла за собой принятиенезаконного или необоснованного судебного постановления по делу;
признаниеКонституционным Судом Республики Беларусь законодательных актов, примененныххозяйственным судом в деле, не соответствующими в целом или их частиКонституции Республики Беларусь либо не соответствующими в целом или их частинормативным правовым актам большей юридической силы.
Производствоо возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть начато позаявлению лиц, участвующих в деле, а также по представлению должностных лиц,имеющих право принесения протеста в порядке надзора, в пределах их компетенции.
Заявление(представление) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствамподается в хозяйственный суд в письменной форме и подписывается заявителем(должностным лицом).
Заявление овозобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано непозднее трех месяцев со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств. Длявнесения представления сроки не устанавливаются.
В заявлении(представлении) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствамдолжны быть указаны:
наименованиехозяйственного суда, в который подается заявление (представление);
обоснованнаяпросьба о возбуждении производства о возобновлении дела;
судебноепостановление, подлежащее отмене, и основания для его отмены;
доказательства,подтверждающие наличие вновь открывшихся обстоятельств, и момент их открытия;
доказательства,подтверждающие направление лицам, участвующим в деле, копий заявления(представления) о возобновлении дела и приложенных к нему документов;
полное имя(наименование) лица, подающего заявление (представление), а также дата егоподачи.
Овозбуждении производства о возобновлении дела по вновь открывшимсяобстоятельствам хозяйственный суд выносит определение.
Заявление(представление) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам вцелях отмены судебного постановления хозяйственного суда первой инстанциирассматривается хозяйственным судом, принявшим это постановление, при условии,что хозяйственные суды апелляционной, кассационной или надзорной инстанций невносили в него изменений.
Заявление(представление) о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам вцелях отмены судебных постановлений хозяйственных судов апелляционной,кассационной и (или) надзорной инстанций, которыми изменено или принято новоесудебное постановление, рассматривается хозяйственным судом той инстанции, вкоторой изменено или принято новое судебное постановление.
Хозяйственныйсуд после рассмотрения заявления (представления) о возобновлении дела по вновьоткрывшимся обстоятельствам вправе: удовлетворить заявление (представление),отменить судебные постановления, ранее принятые по делу, и возобновить дело по вновьоткрывшимся обстоятельствам; отказать в возобновлении дела по вновь открывшимсяобстоятельствам.
При отменесудебных постановлений, ранее принятых по делу, и возобновлении дела по вновьоткрывшимся обстоятельствам хозяйственный суд принимает решение, которое можетбыть обжаловано.
Послепринятия решения об отмене судебных постановлений, ранее принятых по делу, ивозобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам это делорассматривается в том же хозяйственном суде.
Исполнительноепроизводство — это последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которойприводится в исполнение решение суда по делу.
Исполнениесудебных решений совершается в процессуальной форме:
1) порядокдеятельности органов исполнения регламентирован законом;
2) заинтересованнымлицам обеспечена возможность участия в исполнительном производстве;
3) заинтересованнымлицам предоставляются определённые процессуальные права.
Исполнительноепроизводство возбуждается, как правило, по заявлению взыскателя или иногоуправомоченного лица. По некоторым делам исполнительное производствовозбуждается судом без заявления взыскателя: дела о взыскании алиментов,возмещении вреда, связанного с повреждением здоровья или смертью кормильца, оконфискации имущества, взыскании, денежных сумм в доход государства и др.
Взыскатель — лицо, в пользу которого вынесено решение и в интересах которого ведетсяисполнительное производство.
Статьёй 358ГПК предусматриваются меры принудительного исполнения:
1) обращениевзыскания на имущество должника путём наложения ареста и продажи имущества;
2) обращениевзыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные доходы должника;
3) обращениевзыскания на денежные суммы и имущество должника, находящегося у других лиц;
4) изъятие удолжника и передача взыскателю определённых предметов, упомянутых в решениисуда;
5) иныемеры, указанные в решении в соответствии с законом.
Однако входе исполнения могут возникнуть обстоятельства, препятствующие его продолжению.В этих случаях возможно приостановление или даже окончание производства безприведения решения в исполнение.
Приостановлениеисполнительного производства представляет собой перерыв в производстве нанеопределённый срок. Оно может быть обязательным (ст.361 ГПК) и факультативным(ст.362 ГПК). Возобновляется исполнительное производство после наступленияобстоятельств, указанных в ст.363 ГПК, по заявлению взыскателя или поинициативе судьи.
Прекращениеисполнительного производства — его окончание без исполнения решения без правана возобновление производства в будущем. Основания прекращения исполнительногопроизводства предусмотрены ст.364 ГПК.
Ещё однаформа окончания исполнительного производства без исполнения решения — возвращениеисполнительных документов взыскателю. При этом за взыскателем сохраняется правовновь предъявить исполнительный документ к взысканию в пределах срока давности,исчисляемого со времени возвращения ему исполнительного листа.
Любоедействие судебного исполнителя по исполнению решения может быть обжаловано всуд. Право на обжалование имеют:
взыскатель;
должник;
другие лица,права и интересы которых нарушены действиями по исполнению.
Жалобы ипротесты на действия судебного исполнителя рассматриваются судьёй в судебномзаседании с извещением взыскателя, должника и прокурора, принесшего протест. Рассмотрениезаканчивается вынесением определения.
/>/>2. Предпосылки права на обращение в хозяйственный суд
Существованиелюбого права связано с наличием определенных обстоятельств, егопредопределяющих. Не составляет исключения и право на обращение в хозяйственныйсуд. Указанные обстоятельства получили наименование процессуальных предпосылокправа на обращение в хозяйственный суд или права на предъявление иска. К числутаких предпосылок ХПК относит:
возможностьрассмотрения данного дела в хозяйственных судах.
отсутствиесоглашения сторон о передаче данного спора на разрешение третейского суда.
отсутствие впроизводстве другого органа, разрешающего споры, дела между теми же сторонами,о том же предмете и по тем же основаниям или отсутствие ранее вынесенногорешения по данному делу.
Возможностьрассмотрения дела в хозяйственных судах поставлена в зависимость от егоподведомственности хозяйственным судам, процессуальной правоспособности лиц,обращающихся за защитой нарушенных или оспариваемых прав и интересов, а такжесвязана с отсутствием иных обстоятельств, когда в принятии искового заявленияможет быть отказано. К числу последних можно отнести наличие прямогозаконодательного запрещения рассматривать в любом порядке возникший спор,удовлетворение претензии, ранее имевшее место прекращение производства по делу,в отдельных случаях истечение срока для предъявления претензии.
Хозяйственно-судебнаяподведомственность позволяет очертить круг споров, подлежащих рассмотрению вхозяйственных судах. В основу определения сферы юрисдикции хозяйственных судовположены два критерия: специфический субъектный состав (субъективный критерий) иопределенный характер спорного правоотношения (объективный критерий).
Что касаетсясубъектного состава спорного правоотношения, то хозяйственным судамподведомственны споры с участием юридических лиц (далее организаций) и граждан,осуществляющих предпринимательскую деятельность в установленном закономпорядке, т.е. граждан-предпринимателей
Пообъективному критерию рассмотрению в хозяйственных судах подлежат все споры сучастием организаций и граждан-предпринимателей, возникающие в сферегражданского оборота или тесно связанные с этой сферой. По своей правовойприроде указанные споры делятся на две большие группы: экономические споры испоры в сфере управления.
Первуюгруппу образуют споры между организациями и гражданами-предпринимателямирезидентами Республики Беларусь, возникающие из гражданско-правовых, по природесходных с ними правоотношений, независимо от ведомственной принадлежности иподчиненности сторон, а также от суммы требований. Именно такой смысл следуетвкладывать в понятие — «экономические споры».
Хозяйственно-процессуальныйзакон не содержит исчерпывающего перечня экономических споров, подведомственныххозяйственным судам, допуская, что это могут быть споры по любым основаниям. Всеже, несмотря на это в ст.27 ХПК законодателем предпринята попытка очертитьпримерный круг экономических споров, которые находятся в юрисдикциихозяйственных судов. Условно указанный перечень споров можно разделить на тригруппы: преддоговорные, договорные и внедоговорные споры.
В отличие отранее действовавшего хозяйственного законодательства споры по вопросузаключения договоров подведомственны хозяйственным судам при наличии соглашениясторон о передаче возникшего или могущего возникнуть спора на разрешениехозяйственного суда либо если такая передача предусмотрена законодательнымиактами.
Решениесторон о передаче возникшего при заключении договора спора на разрешениехозяйственного суда может составлять предмет самостоятельного соглашения либоможет быть включено как одно из существенных условий заключаемого договора.
Некоторыепреддоговорные споры могут быть отнесены к компетенции хозяйственных судовотдельными законодательными актами. Например, Закон РБ «О поставкахпродукции для государственных нужд» предусматривает, чтопредприятие-монополист не вправе отказаться от заключения государственногоконтракта в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков отпроизводства продукции.
Нарассмотрение хозяйственного суда может быть передан любой спор, связанный сисполнением, изменением и расторжением договора.
Наконец,границы хозяйственно-судебной подведомственности распространяются на споры,возникающие из отношений, не опосредованных договором. К ним могут бытьотнесены споры по поводу защиты вещных прав, как-то: о праве собственности, обистребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск), обустранении нарушений прав собственника или законного владельца, не связанные слишением владения (негаторный иск). Содержание хозяйственно-судебнойкомпетенции составляют споры, возникающие из деликтных правоотношений (например,споры о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности), атакже споры о защите неимущественных прав организаций играждан-предпринимателей, хотя в ст.20 ХПК и нет упоминания об этих категорияхспоров.
Совершенноиной подход действует в отношении споров, возникающих в сфере управления. Юрисдикцияхозяйственных судов распространяется только на те споры в сфере управления,которые прямо отнесены ХПК или законодательными актами к их компетенции.
Согласно ст.п.8ст.27 ХПК предметом хозяйственного разбирательства могут быть споры о признаниинедействительными (полностью или частично) актов государственных и иныхорганов, адресованных конкретным лицам или группе лиц, в том числе решенийпредставительных органов власти и администрации, не соответствующихзаконодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы организацийили граждан-предпринимателей, равно как и споры о возмещении убытков,причиненных такими актами, а также возникших в связи с ненадлежащим исполнениемуказанными органами своих обязанностей по отношению к организациям игражданам-предпринимателям.
Всоответствии с п.11 ст.27 ХПК в хозяйственный суд может быть обжалован отказ вгосударственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации вустановленный срок организации или предпринимательской деятельности гражданина.
Взаимоотношенияорганизаций с бюджетом основаны на праве контролирующих органов в бесспорномпорядке списывать их денежные средства в погашение задолженности перед бюджетом.Так, Закон РБ «Об основах налоговой системы Республики Беларусь „предусматривает, что взыскание недоимки по налогам и другим обязательнымплатежам, а также сумм штрафов и иных санкций, установленных законодательством,производится с юридических лиц в бесспорном порядке.
Юридическиелица или граждане-предприниматели, считающие подобные действия незаконными,могут обратиться в хозяйственный суд с требованием о возврате из бюджетабесспорно взысканных сумм.
Если жезаконодательством не предусмотрена возможность бесспорного списания налогов,других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды,штрафов и других экономических санкций, то соответствующие органы могутобратиться в хозяйственный суд с требованием об этом (п.12 ст.27 ХПК).
Особуюкатегорию споров в сфере управления составляют дела о признаниипредприятий-должников неплатежеспособными (банкротами).
ПрименениеХПК в отношении указанных споров, в том числе и касательно определенияподведомственности, носит субсидиарный характер в части, не урегулированнойданным законом.
Решая вопросо границах хозяйственно-судебной подведомственности, следует иметь в виду, чтов хозяйственных судах могут быть рассмотрены не все споры с участиемграждан-предпринимателей, а только те из них, которые вытекают изпредпринимательской деятельности. Их споры, находящиеся за рамками отношений всфере предпринимательства, подлежат разрешению в системе общих судов.
Например,спор о праве собственности на строение, используемоегражданином-предпринимателем для постоянного проживания, подведомственен судамобщей юрисдикции. Аналогичный же спор о строении, которое является длягражданина-предпринимателя средством извлечения прибыли, должен разрешаться всистеме хозяйственных судов.
Подводячерту сказанному, следует отметить, что в зависимости от характера спорногоотношения хозяйственным судам подведомственны дела, возникающие из гражданскихи сходных с ними правоотношений (экономические споры), а в случаях, прямопредусмотренных законом, — споры в сфере управления, связанные спредпринимательской деятельностью.
Некоторыемеждународные соглашения содержат оговорку о рассмотрении споров с участиеминостранных инвесторов в системе хозяйственных судов. Среди таковых особоследует выделить Соглашение стран Содружества независимых государств “Опорядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственнойдеятельности», подписанное 20 марта 1992 года. Исходя из содержания п.1 ст.4Соглашения, на территории Республики Беларусь споры с участием хозяйствующихсубъектов стран-участниц подлежат рассмотрению в хозяйственных судах. В силуэтого вне зависимости от согласия сторон все споры организаций стран-участницСоглашения на территории Беларуси должны быть переданы на разрешениехозяйственных судов.
Необходимойпредпосылкой права на рассмотрение дела в хозяйственном суде является наличие усторон процессуальной правоспособности. Под процессуальной правоспособностьюследует понимать способность лица иметь процессуальные права и обязанности,включая право обращения в хозяйственный суд и обязанность отвечать позаявленному требованию.
Всоответствии с ХПК процессуальной правоспособностью обладают предприятия,учреждения, организации, наделенные правами юридического лица, играждане-предприниматели, т.е. граждане, осуществляющие предпринимательскуюдеятельность без образования юридического лица и без права использовать наемныйтруд.
Впредусмотренных законом случаях правом на обращение в хозяйственный суднаделены органы государственной власти и управления (налоговые инспекции, и т.д.).
Например,налоговые инспекции вправе предъявлять иски о ликвидации предприятий пооснованиям установленным законодательством. Кроме того, они вправе возбуждать вхозяйственных судах дела о признании сделок недействительными и взыскании вдоход государства всего полученного по таким сделкам; о взысканиинеосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий;о признании регистрации предприятия недействительной в случаях нарушенияустановленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительныхдокументов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных этимпредприятием.
Действующеехозяйственно-процессуальное законодательство допускает возбуждение прокурором вхозяйственном суде дела, имеющего общественное и государственное значение (ч.2ст.4 ХПК). В каждой конкретной ситуации оценку значимости дела дает прокурор,которому по закону предоставлено право обращения в хозяйственный суд.
Право напредъявление иска по делам, подведомственным, хозяйственным судам, неразрывносвязано с отсутствием третейской записи, т.е. соглашения сторон о передачеспора на разрешение третейского суда. Это дает основания рассматриватьпоследнее обстоятельство в качестве одной из предпосылок права на предъявлениеиска в хозяйственный суд.
Дляотнесения спора к компетенции третейского суда важно наличие трех условии:
спор долженбыть подведомственен хозяйственным судам;
спор возникили может возникнуть из экономических отношений;
наличествуетсоглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда.
Предметомдоговора третейской записи может быть спор, отнесенный законодательством кюрисдикции хозяйственных судов. Согласно закону это исключительно возникший илимогущий возникнуть экономический спор. Тем самым невозможно отнесение ккомпетенции третейских судов подведомственных хозяйственным судам споров всфере управления.
Соглашениесторон о передаче дела в третейский суд должно содержать обязательство сторонпередать на разрешение третейского суда возникший или могущий возникнутьконкретный спор, определенную категорию или все споры между ними, возникающиепо любому правоотношению. Подобное соглашение может быть выражено в видеоговорки в договоре или отдельного соглашения.
Еслитретейская оговорка отражена в самом договоре, то она является неотъемлемымэлементом его содержания. Вместе с тем ее следует рассматривать изолированно отдругих условий в ситуации, когда речь идет о признании такого договоранедействительным. Как самостоятельное соглашение в рамках конкретногогражданско-правового договора третейская оговорка в подобных случаях сохраняетсвою юридическую силу.
В числепредпосылок права на предъявление иска ХПК называет отсутствие в производстведругого органа, разрешающего споры, дела между теми же сторонами, о том жепредмете и по тем же основаниям (п.1 ст.96 ХПК).
Это правилов первую очередь исключает обращение в хозяйственный суд или иныеюрисдикционные органы с тождественными исковыми требованиями. В теориитождественными исками признано считать иски, в которых совпадают предмет,основания и стороны.
Предмет искаобразует правоотношение, в рамках которого возник спор, переданный нарассмотрение и разрешение хозяйственного суда.
Основанияиска составляют обстоятельства, с которыми истец как с юридическими фактамисвязывает свое исковое требование.
Наконец, втождественном иске должны совпадать стороны спора. При этом следует иметь ввиду, что стороны (истец и ответчик) будут совпадать и при повторном обращениис аналогичным требованием их правопреемников.
Существованиеподобной предпосылки права на обращение в хозяйственный суд призвано исключитьвынесение по одному и тому же спору нескольких решений. В противном случае этопоколебало бы весь механизм исполнения решений. Исполнительные органы стали бы переддилеммой, какое из нескольких решений исполнять.
Основаниемдля отказа в возбуждении дела в хозяйственном суде должно служить нахождениетождественного дела на рассмотрении иного юрисдикционного органа или наличиеранее вынесенного этим органом решения.
На практикедовольно часто можно встретить ситуацию, когда тот или иной юрисдикционныйорган разрешает по существу спор ему неподведомственный. В первую очередьсказанное касается распределения сферы компетенции между общими судами ихозяйственными.
Если решениеуже вынесено органом, который не был на то управомочен, заинтересованное лицоможет ставить вопрос о пересмотре решения в кассационном или надзорном порядкесо ссылкой на неподведомственность спора органу, его рассмотревшему. Опять-такиэто вызвано стремлением исключить множественность решений по одному и тому жеделу, облегчить в будущем исполнение решения.
Итак, какуже отмечалось, вышеперечисленные обстоятельства по своему правовому значениюобразуют предпосылки права на обращение в хозяйственный суд. Отсутствие хотя быодной из указанных предпосылок предполагает отсутствие и самого права, чтовлечет отказ в принятии искового заявления.
Посколькувсе предпосылки права носят неустранимый (объективный) характер, тозаинтересованное лицо лишено возможности их восполнить и приобрести желаемоеправо на предъявление иска в хозяйственный суд. Из этого вытекает важноепроцессуально правовое последствие отказа в принятии искового заявления: отказв принятии искового заявления лишает заинтересованное лицо возможностиповторного обращения в хозяйственный суд.
Еслиотсутствие права на предъявление иска обнаружено уже после возбуждения дела, тохозяйственный суд должен прекратить производство по делу, что влечетаналогичные процессуально правовые последствия.
/>3. Порядок предъявленияиска и последствия его нарушения. Форма и содержание искового заявления
Всоответствии со статьей 6 Хозяйственного процессуального кодекса РеспубликиБеларусь заинтересованное лицо вправе обратиться в хозяйственный суд за защитойсвоих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке,установленным ХПК Республики Беларусь.
Всоответствии со статьей 6 ХПК в целях защиты своих нарушенных или оспариваемыхправ и законных интересов в хозяйственный суд вправе обращаться:
юридическиелица;
индивидуальныепредприниматели;
организации(граждане), не являющиеся юридическими лицами (в том числе коллективыработников), — в случаях, предусмотренных законодательными актами. Например, поискам об отказе в государственной регистрации либо уклонении от государственнойрегистрации юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, ииндивидуальных предпринимателей в соответствии со статьей 47 ХПК. В качествеистца в таком деле будет выступать еще не зарегистрированная и соответственноне являющаяся юридическим лицом организация либо гражданин, не являющийсяиндивидуальным предпринимателем.
В целяхзащиты государственных и общественных интересов, а также интересоввышеуказанных лиц и в случаях, предусмотренных законодательными актами, правона обращение в хозяйственный суд имеют прокурор, государственные органы, органыместного управления и самоуправления, иные органы.
Согласностатье 39 ХПК РБ хозяйственный суд разрешает хозяйственные (экономические) спорыи рассматривает иные дела с участием юридических лиц, индивидуальныхпредпринимателей, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и инымизаконодательными актами, — с участием Республики Беларусь, административно-территориальныхединиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местногоуправления и самоуправления, организаций, не являющихся юридическими лицами,должностных лиц и граждан. Хозяйственный суд рассматривает такжеподведомственные ему дела с участием юридических лиц, организаций, неявляющихся юридическими лицами, индивидуальных предпринимателей и гражданРеспублики Беларусь, а также иностранных организаций, международныхорганизаций, организаций с иностранными инвестициями, иностранных граждан, лицбез гражданства и беженцев, осуществляющих предпринимательскую деятельность,если иное не предусмотрено международным договором Республики Беларусь.
Статья 51Гражданского кодекса Республики Беларусь указывает, что филиалы (равно как ипредставительства) не являются юридическими лицами, то есть не являютсяорганизациями, обладающими правоспособностью (статьи 45 и 46 ГК РБ), и не могутрассматриваться в качестве обладающих правом на подачу искового заявления иучастие в судебном процессе в качестве истца или ответчика.
Согласностатье 7 ХПК Республики Беларусь право на обращение в суд реализуется путемподачи:
исковогозаявления — по хозяйственным (экономическим) спорам;
заявления — поспорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, атакже по делам об экономической несостоятельности (банкротстве); обустановлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов); опризнании недействительным постановления; о пересмотре дела по вновьоткрывшимся обстоятельствам; о возбуждении исполнительного производства; овыдаче судебного приказа на принудительное исполнение решения третейского суда;о признании и приведении в исполнение решений судов иностранных государств,принятых ими по спорам и иным делам, связанным с осуществлениемпредпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности (далее — решениеиностранного суда), и решений иностранных международных арбитражных (третейских)судов, принятых ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам,связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной(экономической) деятельности (далее — иностранное арбитражное решение).
Исковоезаявление — это документ, к форме и содержанию которого законодательствопредъявляет особые требования. Так, статья 159 Хозяйственно-процессуальногокодекса Республики Беларусь предусматривает, что исковое заявление подается вхозяйственный суд в письменной форме, текст искового заявления должен бытьразборчив и различим, выполнен на белорусском или русском языке (ст.17Конституции Республики Беларусь, ст.20 ХПК Республики Беларусь). Исковоезаявление с неразборчивым или трудно читаемым текстом подлежит оставлению бездвижения (162 ХПК РБ). В исковом заявлении должны быть указаны:
1. наименованиехозяйственного суда, в который подается исковое заявление;
2. полныеимена (наименования) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса, банковскиереквизиты;
3. ценаиска, если иск подлежит оценке;
4. обстоятельства,на которых основаны исковые требования;
5. доказательства,подтверждающие основания исковых требований;
6. расчетвзыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
7. требованияистца со ссылкой на акты законодательства, а при предъявлении иска к несколькимответчикам — требования к каждому из них;
8. сведенияо соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, еслиэто установлено законодательными актами для данной категории споров илидоговором;
9. переченьприлагаемых к исковому заявлению документов.
Рассмотримкаждое из этих требований подробнее.
1. Указаниенаименования хозяйственного суда, в который подается исковое заявление.
Всоответствии со статьей 49 ХПК иск предъявляется в хозяйственный суд по местунахождения или месту жительства ответчика. Таким образом, зная место нахождения(или место жительства) ответчика, без труда определяется хозяйственный суд, вкоторый будет направлено исковое заявление. Имеются некоторые особенностиданного пункта:
нельзяпутать местонахождение ответчика (юридический адрес юридического лица или местожительства индивидуального предпринимателя) с местонахождением его торговогоместа, склада или обособленного структурного подразделения. Здесь следуетпомнить, что иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности егообособленного подразделения (филиала или представительства), все же может бытьпредъявлен по месту нахождения такого обособленного подразделения юридическоголица;
если истцомявляется иностранное юридическое лицо (кроме государств — участников СНГ), тоисковое заявление к такому ответчику будет подсудно не хозяйственным судамобластей и приравненным к ним (хозяйственному суду города Минска), а ВысшемуХозяйственному Суду Республики Беларусь. (постановление Пленума ВысшегоХозяйственного Суда Республики Беларусь N 9 от 06.04. 2005 года). Данноеправило распространяется в случае, когда одной из сторон в споре являетсяреспубликанский государственный орган.
2. Указаниеполных имен (наименований) лиц, участвующих в деле, их почтовых адресов,банковских реквизитов.
Несмотря накажущуюся очевидность действий, в этой части искового заявления также нередкодопускаются ошибки. Указываемые в исковом заявлении адреса лиц, участвующих вделе, должны отвечать требованиям достоверности. Иногда наименованиеюридического лица (истца или ответчика) указывается не в соответствии с егоучредительными документами и свидетельством о государственной регистрации, апроизвольно, «на слух».
Такимобразом, в исковом заявлении указывается наименование (имя, отчество, фамилия — для индивидуального предпринимателя) истца (ответчика), содержащееся в егосвидетельстве о государственной регистрации или учредительных документах(включая указание на организационно-правовую форму и фирменное наименование), атакже адрес местонахождения (места жительства — для индивидуальногопредпринимателя), соответствующий его учредительным документам (свидетельству огосударственной регистрации — для индивидуального предпринимателя), ибанковские реквизиты, включая:
расчетныйсчет;
наименованиебанка, где открыт счет;
адрес банка;
код банка.
Хотелось быотметить, что указание банковских реквизитов ответчика является обязательным втех случаях, если в исковое заявление включается ходатайство истца о применениив качестве меры обеспечения иска наложение ареста на денежные средства ответчика,находящиеся на его банковском счете (ст.85 ХПК РБ).
3. Указаниецены иска. Уплата государственной пошлины. Расчет взыскиваемой или оспариваемойденежной суммы.
Цена искауказывается в исковом заявлении, если иск носит имущественный характер, и определяетсяв соответствии с ч.1 ст.128 ХПК РБ. цена иска определяется путем арифметическихвычислений (например, необходимо сложить сумму основного долга (стоимостьпоставленного товара), сумму неустойки (штрафа, пени) по договору и суммупроцентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей366 ГК РБ) Если истец ограничен в финансовых возможностях и не в состоянииплатить госпошлину с цены иска, включающей неустойку и проценты, он (истец) вправеопределить цену иска в размере суммы основного долга.
Цена иска,не связанного с взысканием денежных средств, а также иска, содержащегонесколько отдельных требований, определяется в соответствии со статьей 128 ХПКРБ.
Пункт 29Инструкции о порядке исчисления, взимания и зачисления в бюджет государственнойпошлины, утвержденной постановлением Государственного налогового комитетаРеспублики Беларусь N 47 от 26.05. 2000 года, предусматривает, что цена искаопределяется в той валюте, в которой производились или должны былипроизводиться расчеты между сторонами договора. При предъявлении иска виностранной валюте в исковом заявлении указывается также эквивалент цены иска вденежных единицах Республики Беларусь, который определяется по курсуНационального банка Республики Беларусь, действующему на день предъявления иска.
От ценыиска, связанного с взысканием денежных средств, зависит размер госпошлины.
Ставкигоспошлины за подачу в хозяйственные суды заявлений и жалоб устанавливаютсяпунктом 3 приложения к постановлению Совета Министров Республики Беларусь N 402от 26.03. 2003 года (далее — Постановление).
Госпошлиназа подачу искового заявления имущественного характера (включая и иск овзыскании денежных средств) не может быть менее размера базовой величины,установленной на день подачи иска. Пошлина рассчитывается в процентномсоотношении к цене иска. При цене иска, составляющей менее 1000 базовыхвеличин, размер госпошлины равен пяти процентам от цены иска, но не менее однойбазовой величины (подпункт 3.1 Постановления). Тем не менее, неисполнение этоготребования является частым основанием для оставления искового заявления бездвижения.
Еще однойчасто встречающейся ошибкой является уплата госпошлины за подачу иска вхозяйственный суд не в республиканский бюджет, что противоречит статье 127 ХПК,а также нарушение порядка оформления документов, подтверждающих уплату пошлины,установленного Инструкцией. Самым распространенным здесь нарушением являетсянесовершение банком на платежном поручении об уплате госпошлины надписи: «Зачисленов доход бюджета _______________ рублей (прописью)». Эта надпись заверяетсяподписями ответственного исполнителя, главного бухгалтера или его заместителя(лица, уполномоченного осуществлять дополнительный контроль) и скрепляетсяпечатью банка с проставлением даты выполнения платежного поручения (пункт 9Инструкции). Отсутствие такой записи или незаверение ее подписямиуполномоченных лиц и печатью банка рассматривается судом как непредставлениедокументов, подтверждающих уплату государственной пошлины в установленном порядкеи размере, и является основанием для возврата иска (пункт 32 Инструкции).
Кроме того,платежные документы должны содержать сведения, подтверждающие уплату пошлиныименно по тому исковому заявлению, к которому документ приобщен, либо просьбузаявителя о зачете ранее уплаченной пошлины по другому делу. Такие платежныедокументы представляются только в оригинале.
Пошлинаможет уплачиваться в свободно конвертируемой валюте по официальному курсуНационального банка Республики Беларусь на дату подачи искового заявления. Уплатапошлины, произведенная в свободно конвертируемой валюте (в том числе российскихрублях или украинских гривнах), должна быть подтверждена справкой инспекцииМинистерства по налогам и сборам Республики Беларусь о фактическом зачислениипошлины в доход республиканского бюджета.
Припредъявлении иска в иностранной валюте в исковом заявлении указывается такжеэквивалент цены иска в денежных единицах Республики Беларусь, которыйопределяется по курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему надень предъявления иска.
Несмотря нато, что статья 159 ХПК РБ не обязывает указывать в исковом заявлении суммуперечисленной в республиканский бюджет госпошлины, на практике она чаще всегоуказывается.
Расчет ценыиска не обязательно должен быть включен непосредственно в текст иска. Еслирасчет цены иска производится не в самом исковом заявлении, а прилагается кнему, то такой расчет должен быть подписан руководителем предприятия или лицом,уполномоченным на это по доверенности (доверенность прикладывается к иску) исодержать наименование, позволяющее установить, к какому именно исковомузаявлению данный расчет относится.
4. Указаниеобстоятельств, на которых основаны исковые требования, и доказательства,подтверждающие основания исковых требований.
В этой частиискового заявления излагаются все обстоятельства, которые имели место икасаются правоотношений, возникших между сторонами в связи с заключением иисполнением договора поставки, а также обстоятельства, послужившие основаниемдля иска. В числе фактов, которыми истец обосновывает свои требования, должныбыть указаны обстоятельства материально — правового характера. Предопределившиевозникновение спорного обязательства, его исполнение, факты, являющиесяоснованием для применения мер ответственности. Такие обстоятельства излагаютсяв произвольной форме, но с использованием формулировок, доступных для понимания.
Каждый факт,указанный в иске, должен быть подтвержден доказательствами. Например, фактзаключения договора поставки, имеющего обязательную силу для покупателя,подписанного лицом, уполномоченным покупателем по доверенности, должен бытьподтвержден ссылкой на таковую и ее обязательным приложением к иску. Фактпоставки товара, помимо прочего, подтверждается отметкой о приеме товара,произведенной уполномоченным лицом покупателя в товарно-транспортной накладнойв соответствии с требованиями законодательства. Ссылаясь на это обстоятельство,мы в исковом заявлении указываем номер и дату ТТН с предъявлением ее оригиналасуду. Указание в исковом заявлении конкретного основания иска не исключаетвозможности его дополнения или изменения на более поздних стадиях процесса (ч.1ст.63ХПК РБ).
5. Требованияистца со ссылкой на акты законодательства.
Это одна изважнейших частей искового заявления. В ней истец квалифицирует правоотношения,возникшие между ним и ответчиком по договору поставки и в связи с егоисполнением, а также указывает, какие нормы законодательства, по его суждению,должны быть применены в данном случае. Так, например, в исковом заявлении обустановлении факта ничтожности сделки или признании оспоримой сделкинедействительной истец обязан указать конкретную статью Гражданского кодексаРеспублики Беларусь, по признакам которой он просит установить факт ничтожностисделки либо признать ее недействительной. В исковом заявлении о применениипоследствий недействительности сделки истцом должно быть указано, какие именнопоследствия в отношении каждой из сторон в отдельности он просит применить (п.27-28постановления Пленума ВХС РБ «О некоторых вопросах примененияхозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительностьсделок» от 27.05. 2005г. №11
6. Сведенияо соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора.
Важноезначение имеют сведения о соблюдении истцом досудебного (претензионного) порядкаурегулирования спора. Такой порядок законодательством Республики Беларусьпредусмотрен по делам о сделках, связанных с перевозкой грузов, обжалованиемдействий должностных лиц государственной налоговой инспекции и т.п.
О соблюдениитакого порядка перед обращением в хозяйственный суд истец обязан указать висковом заявлении и подтвердить это соответствующими документами.
Досудебныйпорядок урегулирования спора устанавливается законодательными актами в одной издвух форм: юрисдикционной и неюрисдикционной.
Приюрисдикционной форме досудебного порядка заинтересованное лицо обязано допредъявления соответствующего требования в хозяйственный суд обратиться заразрешением своего требования в несудебный юрисдикционный орган.
Всоответствии с п.30-32 Порядка организации и проведения проверок решение оприменении экономических санкций должно быть принято до предъявлениязаинтересованным лицом в хозяйственный суд заявления о его оспаривании,обжаловано данным лицом в вышестоящий контролирующий орган (вышестоящемудолжностному лицу) в течение 5 рабочих дней со дня его получения. Должностноелицо вышестоящего контролирующего органа (вышестоящее должностное лицо) обязанорассмотреть жалобу в 30-дневный срок со дня ее поступления и принять одно изследующих решений: оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения;отменить решение полностью или частично; отменить решение и назначитьпроведение дополнительной проверки (ревизии). Копия решения по жалобе в 5-дневныйсрок с даты вынесения решения направляется подававшему жалобу заинтересованномулицу (вручается его уполномоченному представителю). Последнее вправе обратитьсяв хозяйственный суд с заявлением об оспаривании решения о примененииэкономических санкций при несогласии с решением должностного лица вышестоящегоконтролирующего органа (вышестоящего должностного лица) об отказе (полностьюили частично) в удовлетворении жалобы, если ответ на нее не получен, либо поистечении месячного срока со дня подачи. Однако соблюдения досудебного порядкапри оспаривании в хозяйственном суде решения о применении экономических санкцийне требуется, если специальным законодательным актом предусмотрена возможностьего оспаривания непосредственно в хозяйственный суд. Так, в соответствии с п.3.1Указа Президента «О совершенствовании порядка обязательной продажииностранной валюты» от 02.06. 1997г. №311 решения органов Комитетагосударственного контроля, инспекций Министерства по налогам и сборам,управлений Национального банка о применении экономических санкций,предусмотренных данным Указом, могут быть обжалованы непосредственно вхозяйственный суд в 14-дневный срок со дня их доведения до заинтересованноголица. Соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в данном случае нетребуется.
Решениевышестоящего административного органа, вынесенное по жалобе субъектапредпринимательской деятельности на решение о применении экономических санкций,может быть оспорено в хозяйственном суде только в случае, если решениемвышестоящего органа вносятся в решение нижестоящего органа изменения,нарушающие права и законные интересы субъекта (п. 19 Обзора практики применениясудами правовых норм, регулирующих вопросы подведомственности споровхозяйственным судам, утв. постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Судаот 25.09. 2003 № 24). В этом случае решение вышестоящего органа может бытьоспорено в хозяйственном суде без соблюдения досудебного порядка.
Есливышестоящий орган откажет в удовлетворении жалобы на решение о применении экономическихсанкций вследствие пропуска заинтересованным лицом установленного 5-дневногосрока на подачу жалобы, это обстоятельство не препятствует оспариваниюзаинтересованным лицом решения в хозяйственный суд. Досудебный порядок в этомслучае должен считаться соблюденным.
Согласно ст.86Налогового кодекса Республики Беларусь решения налоговых органов (включаярешения налогового органа о взыскании налогов, сборов (пошлин) и пени),действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящийналоговый орган или вышестоящему должностному лицу и (или) в общий либохозяйственный суд. Таким образом, соблюдения заинтересованным лицом досудебногопорядка при оспаривании в суде решений (действий, бездействий) налоговыхорганов не требуется. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом иливышестоящим должностным лицом налогового органа не препятствует хозяйственномусуду рассмотреть по существу дело, возбужденное по идентичному заявлению(жалобе) плательщика или иного обязанного лица (п.17 постановления ПленумаВысшего Хозяйственного Суда от 19.05. 2005 № 21). Однако решения налоговыхорганов о применении экономических санкций за нарушения налоговогозаконодательства могут быть оспорены в хозяйственный суд при условии соблюдениядосудебного порядка в соответствии с п.30-32 Порядка организации и проведенияпроверок (письмо Высшего Хозяйственного Суда от 05-11. 2004 № 04-03/2882). Опорядке оспаривания в хозяйственный суд решения налоговых органов о взысканииналогов, сборов (пошлин), пени и применении экономических санкций за нарушениеналогового законодательства, оформленного в виде единого документа, см. комментарийк ст.162 ХПК.
Всоответствии со ст.34 Закона от 05.01. 2004г. «Об оценке соответствиятребованиям технических нормативных правовых актов в области техническогонормирования и стандартизации» лица, обратившиеся с заявкой насертификацию или с заявкой о регистрации принятой ими декларации осоответствии, могут обжаловать в суд неправомерные действия (бездействие) аккредитованногооргана по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра) толькопосле подачи жалобы в Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации приСовете Министров.
Такимобразом, при юрисдикционной форме досудебного порядка урегулирования споразаинтересованное лицо вправе обратиться в хозяйственный суд, если несудебныйюрисдикционный орган не удовлетворил соответствующую жалобу заинтересованноголица либо не рассмотрел ее в срок, установленный актами законодательства.
Принеюрисдикционной (претензионной) форме досудебного порядка заинтересованноелицо до обращения в хозяйственный суд обязано предъявить обязанному вматериальном правоотношении лицу (потенциальному ответчику) требование(претензию) о добровольном исполнении им своих обязанностей.
Всоответствии со ст.751 ГК до предъявления к перевозчику иска, вытекающего изперевозки груза, обязательно предъявление к нему претензии в порядке,предусмотренном законодательством. Аналогичные нормы содержатся и в специальныхзаконодательных актах, регулирующих отношения, возникающие при осуществленииотдельных видов перевозок. В силу ч.1 ст.87 Закона от 21.07. 2001«Обавтомобильном транспорте и автомобильных перевозках» до предъявлениялюбого иска, вытекающего из автомобильной перевозки (т.е. не только иска кперевозчику), обязательно предъявление соответствующей претензии в порядке,предусмотренном законодательством.
В то жевремя иски, вытекающие договора из международной автомобильной перевозки,подпадающей под действие Конвенции о договоре международной дорожной перевозкегрузов (г. Женева, 1956 г), участницей которой является Республика Беларусь,должны приниматься к производству хозяйственными судами без соблюдениядосудебного порядка, так как данной Конвенцией не предусмотрена обязательностьпредъявления претензий перевозчику (п.5 постановления Пленума ВысшегоХозяйственного Суда от 26.04. 2005г. №13 «Об отдельных вопросах практикирассмотрения споров, вытекающих из договоров перевозки грузов»).
Исковоезаявление об изменении или расторжении договора может быть заявлено сторонойдоговора в хозяйственный суд только после получения отказа другой стороны напредложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок,указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, апри его отсутствии — в тридцатидневный срок (п.2 ст.422 ГК). Данное предложениедолжно содержать определенное требование стороны изменить или расторгнутьдоговор, а, например, не предложение исполнить какие-либо вытекающие издоговора обязательства.
Особенностиимеет и досудебный порядок урегулирования спора по делам о расторжении договорааренды. В случае предъявления арендодателем искового заявления о расторжениидоговора аренды арендодатель согласно ст.590 ГК до обращения в суд обязан направитьарендатору не предложение о расторжении договора, а письменное предупреждение онеобходимости исполнения в разумный срок вытекающих из договора обязательств. Приненаправлении такого предупреждения досудебный порядок урегулирования спораявляется несоблюденным. В случае же предъявления искового заявления орасторжении договора аренды арендатором последний до обращения с иском долженнаправить арендодателю предложение расторгнуть договор по общим правилам п.2 ст.422ГК (п.11 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 19.05. 2005 №20 «Оботдельных вопросах практики рассмотрения споров, вытекающих из арендныхправоотношений»).
Исходя из п.4ст.60 ГК предъявление в суд иска к юридическому лицу, находящемуся в процесселиквидации, возможно только после предварительного предъявления кредиторомтребования в ликвидационную комиссию этого юридического лица и отказаликвидационной комиссии в удовлетворении требования или нерассмотренияликвидационной комиссией данного требования. В силу ст.38 Закона от 15.12. 2003г.«О почтовой связи» пользователь услуг почтовой связи до обращения всуд с иском к оператору почтовой связи, вытекающим из неисполнения илиненадлежащего исполнения последним обязательств по оказанию услуг почтовойсвязи, обязан предъявить к оператору почтовой связи соответствующую претензию. Толькопосле отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию либо в случаенеполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные указаннойстатьей закона (15 дней или один месяц в зависимости от основания претензии) пользовательуслуг почтовой связи вправе обратиться в суд.
Следуетучитывать, что необходимость соблюдения досудебного порядка урегулированияспора может быть установлена только законодательными актами (законами, декретамии указами Президента). При наличии таких указаний в законодательных актахстороны не могут исключить обязательность досудебного порядка урегулированияспора соглашением между собой. Однако иными актами законодательства (например,актами министерств, государственных комитетов, иных центральных органовгосударственного управления, Национального банка, актами местных органовуправления и самоуправления) обязательность соблюдения досудебного порядка покаким бы то ни было категориям дел (требованиям) установлена быть не может. Нормы,содержащие указания на необходимость соблюдения досудебного порядка, включенныев акты законодательства, не являющиеся законодательными актами, не должныприниматься хозяйственными судами во внимание при решении вопроса о возбуждениипроизводства по делу.
7. Документы,прилагаемые к исковому заявлению.
В статье 160ХПК содержится перечень документов, которые должны быть приложены к исковомузаявлению. Большинство этих документов необходимы для проверки хозяйственнымсудом соблюдения истцом установленного законом порядка реализации права напредъявление иска, среди них:
уплатагосударственной пошлины в установленном порядке и размере (оригинал платежногопоручения с отметкой банка или иной документ, предусмотренный инструкцией);
соблюдениедосудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, еслиэто установлено законодательными актами для данной категории споров илидоговором (копия претензии и уведомление о вручении почтового отправления);
обстоятельства,на которых основаны исковые требования (договор поставки; доверенность на лицо,подписавшее договор, если он подписан не руководителем предприятия; ТТН,доверенность лица, уполномоченного покупателем на получение товара у продавца; неакцептованноебанком покупателя платежное требование продавца, если по условиям договоратовар оплачивается путем выставления платежного требования; расчет цены иска,если он не приведен непосредственно в исковом заявлении; и т.д.);
государственнуюрегистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя(свидетельство о государственной регистрации), а для истцов, находящихся запределами Республики Беларусь, — документы, подтверждающие их юридическийстатус (легализованная выписка из торгового регистра страны его учреждения илииное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной компании(международной организации) в соответствии с законодательством страны ееучреждения, переведенная на белорусский (русский) язык (при этом подписьпереводчика должна быть нотариально удостоверена);
полномочиялица, подписавшего исковое заявление, на предъявление иска (доверенность лица,подписавшего иск (если он подписан не руководителем предприятия) и / илидоверенность лица, предъявляющего иск в суд).
К иску прилагаетсяего копия (для отправки ее судом в адрес ответчика) или несколько ихэкземпляров (если иск предъявляется к нескольким ответчикам), соответствующихколичеству ответчиков.
Документы,прилагаемые к иску, могут быть направлены в суд в виде удостоверенных копий (заподписью руководителя и печатью предприятия с простановкой надписи «Копияверна»). В последующем, в ходе подготовительного судебного заседания или всудебном разбирательстве, суду должны быть представлены оригиналы такихдокументов для обозрения.
Исковоезаявление должно быть подписано самим истцом или его представителем:
отюридического лица исковое заявление подписывается его руководителем;
от имениликвидируемого юридического лица — председатель ликвидационной комиссии;
от имениюридического лица, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве и открытоконкурсное производство — антикризисный управляющий;
от именифилиалов, представительств, иных обособленных структурных подразделенийюридического лица вправе подписать руководитель филиала, при наличии у нихспециальной доверенности, соответствующей требованиям статей 78,79 ХПКРеспублики Беларусь.
Несоблюдениеуказанных выше требований к форме и содержанию искового заявления влечетоставление искового заявления без движения, согласно статьи 162 ХПК РеспубликиБеларусь.
Заключение
Хозяйственно-процессуальнаяформа защиты прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности призванаобеспечить принудительную реализацию их прав в сфере гражданского оборота. Всоответствии с этим ст.2 Хозяйственного процессуального кодекса РеспубликиБеларусь, принятого Национальным собранием в 1998 году, предоставляет правообращения в хозяйственный суд за защитой нарушенных или оспоренных прав изаконных интересов всем предприятиям, учреждениям, организациям независимо отформы собственности, а также гражданам, занятым в сфере предпринимательскойдеятельности. Вместе с тем существование права на возбуждение конкретного деласвязано с наличием определенных предпосылок и соблюдением заранееустановленного законодательством порядка обращения в хозяйственный суд. Отсутствиепредпосылок или нарушение порядка реализации права на обращение в суд делаютневозможным возбуждение хозяйственного производства, в рамках которогоматериально-правовой спор рассматривается и разрешается по существу.
/>Список использованныхисточников
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII (сизменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября1996 г. и 17 октября 2004 г) // Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь, 1999 г., № 1, 1/0.
2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (в редакцииЗакона Республики Беларусь от 6 августа 2004 г. № 314-З // (Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 138-139, 2/1064)
3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь. Мн., 1999.
4. Закон Республики Беларусь «О государственной пошлине».
5. Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности(банкротстве)», от 12 февраля 2001 года.
6. Закон Республики Беларусь «О хозяйственных судах в РеспубликеБеларусь» от 9 декабря 1998 г. № 217-З.
7. Закон Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей вРеспублики Беларусь», от 13 января 1995 г. №3514-12.
8. Закон Республики Беларусь «Об основах налоговой системы РеспубликиБеларусь».
9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 1999 г. №1706«О внесении изменений в ставки государственной пошлины».
10. Постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусьот 27 декабря 200 г. № 26 «О введении исполнительного производства похозяйственным (экономическим) спорам».
11. В. Блажеев. Возбуждение и рассмотрение дел в арбитражных судах. М., 1994.
12. Каменков В.С. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. Мн., 2000.
13. Каменков В.С. Основные положения нового ХПК РБ. Мн., 1999.
14. Каменков В.С., Жандаров В.В. Справочник по хозяйственному процессу. Мн.,2001.
15. Арбитражный процесс. / под ред. М.К. Треушникова. М., 2000.
16. Арбитражный процесс. / под ред. Р.Е. Гукасяна. М., 1996.
17. Арбитражный процесс. / под ред. В. В. Яркова. М., 1998.
18. Арбитражный процесс: Россия, Украина, Беларусь. Н. Новг., 1993.