План
Введение
1. Понятие системы наказаний
2. Виды наказаний
2.1 Наказания, не связанные спомещением осужденного в специальные учреждения
2.2 Наказания, связанные с помещениемосужденных в специальные учреждения
2.3 Исключительные виды наказания
Заключение
Библиографический список
Введение
В современный период в условиях сохраняющегося высокогоуровня преступности в России возрастает социальная значимость уголовногонаказания. Наказание выступает естественной реакцией общества на фактыпреступных проявлений, в процессе его назначения материализуется карательнаясила государства. Применяемые наказания и иные меры уголовно-правовогохарактера должны быть целесообразными, дифференцированными и, соответственно,социально-результативными в плане достижения всех целей наказания и задачуголовного права. Эффективность отдельных видов наказаний в значительной мерезависит от качества правового регулирования их системы в целом.Совершенствование законодательного регулирования, укрепление межсистемныхсвязей отдельных видов наказаний служат предпосылкой эффективности действующейсистемы наказаний. Система наказаний – центральный институт уголовного права,она определяет пределы наказуемости преступных деяний. От целесообразностисистемы наказаний в значительной мере зависит социальный эффект уголовногозаконодательства, в основе которого заключены идеи справедливости,дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания.Дифференцированный подход к назначению наказания позволяет в наибольшей степениприспосабливать его к особенностям конкретного преступления и совершившего еголица, делает возможным в каждом конкретном случае достижение целей наказания ирешение задач уголовного законодательства. Целью курсовой работы являетсяизучение системы и видов уголовных наказаний в российском праве.
Задачи исследования:
1) анализ понятия системауголовных наказаний
3) характеристикаотдельных видов уголовных наказаний.
1. Понятиесистемы наказаний
Разнообразиеохраняемых уголовным правом общественных отношений, посягающих на нихобщественно опасных деяний, а также свойств личности преступников обусловливаютнеобходимость строгой индивидуализации наказаний. Непременным условием этогоявляется установление в законе широкого перечня разных по карательным,воспитательным и предупредительным возможностям видов уголовных наказаний.Поэтому традиционно в уголовных законах различных стран устанавливаются широкиеперечни наказаний различных видов.
В источниках отечественного уголовного права, начиная спериода его становления, как подчеркивается в работах Г.К. Амелин, А.Ф.Гончаров, Т.С. Исаева, Н.С. Таганцев, О.И. Чистяков и других.
Например, денежные штрафы, предусматривавшиеся в качественаказаний по Русской Правде, уже имели определенную систему, подразделяясь науголовные, уплачиваемые в пользу княжеской власти, и частные, возмещавшиеубытки потерпевшему и его семье. Системным характером обладали и наказания,закрепленные в нормах Соборного уложения 1649г. Так, тюрьма назначалась какосновное, дополнительное наказание и как замена «порук».
Впервые четко сформулированная, сложная система наказаний –уголовных и исправительных – содержалась в Уложении о наказаниях уголовных иисправительных 1845г. Авторы Уложения не только сконструировали основныеинституты Общей части уголовного права, ставшие универсальными, но и связали ихс общими началами назначения наказания. При этом, наряду с Уголовным уложением,в Российской империи принимались и действовали другие законодательные акты,содержавшие нормы о наказаниях, что свидетельствовало об отсутствии в единомкодифицированном законодательном акте исчерпывающего перечня уголовныхнаказаний.
Профессор Н.С. Таганцев еще на рубеже XIX и ХХ вв.отмечал, что наказание как причиняемое виновному физическое или психическоестрадание крайне разнообразно. История уголовного права дает нам печальнуюкартину человеческой изобретательности, направленной к изысканию средств испособов причинения наибольшего страдания людям, навлекшим на себя кару закона.Но в этом разнообразии можно отыскать общие признаки, дающие возможность свестикарательные меры к известным типам. Таким объединяющим признаком являетсясвойство блага или интереса, поражаемого наказанием. Лишение жизни, причинениефизического страдания, стеснение или лишение свободы, поражение чести иправоспособности, уменьшение или лишение имущества — вот общий перечень типовнаказания во всех законодательствах.
Уголовное законодательство первых лет советской властиотражало новые подходы в правовом регулировании системы наказаний. Уголовныйкодекс РСФСР 1922г. отличал исчерпывающий характер перечня видов наказаний, атакже расположение наказаний в порядке убывания их тяжести. Система наказанийУК РСФСР 1926г. характеризовалась большим разнообразием; ст. 20 УКпредусматривала 14 видов наказаний, а исключительную меру наказания – расстрелрегламентировала ст. 21 УК. Особое значение, подчеркивается в исследовании,придавалось подсистеме дополнительных наказаний. Обращается внимание на то, чтов числе дополнительных наказаний предусматривалось поражение прав(политических, гражданских, родительских прав), воспрещение занимать ту илииную должность или заниматься той или иной деятельностью или промыслом.
Необходимоотметить разнообразие перечня дополнительных наказаний в УК РСФСР 1960г.,содержавшего 7 видов наказаний. Система наказаний некоторых республик, вчастности, Азербайджанской, Армянской, Латвийской ССР содержала лишениеродительских прав, применявшееся только в качестве дополнительного наказания.Более того, подчеркивает автор, в первоначальной редакции УК Узбекской ССРлишение родительских прав предусматривалось в качестве как основного, так идополнительного наказания и было исключено из этого Кодекса лишь в 1970г.
Таким образом, в истории уголовного права имеетсяопределенный опыт определения системы уголовных наказаний в уголовном праве. Напротяжении исторического развития российского уголовного законодательствасистема наказаний подвергалась изменениям, которые зависели от политическогостроя, экономической ситуации, общественного мнения и других социальныхдетерминант. При этом система наказаний всегда почти зеркально отражала уровеньнравственности, культуры и общей цивилизованности общества. Например, в средниевека доминирующая в то время в обществе идея об устрашающей силе наказанияпородила такие системы уголовных наказаний, которые были призваны запугатьнаселение своей жестокостью. Значительное место отводилось в этих системахквалифицированным видам смертной казни, наказаниям, физически и духовнокалечащим людей. С развитием цивилизации системы наказаний становились мягче,гуманнее. Постепенно из них исчезли калечащие наказания (отсечение ушей, рук ит.д.), варварские виды смертной казни (подвешивание на крюк за ребро,четвертование, колесование и др.).
В российском уголовном законодательстве системанаказаний носит гуманистический характер. Она основывается на Конституции РФ,общепризнанных принципах и нормах международного права, принципах уголовногозакона и права, разумном сочетании гуманизма и социальной справедливости.
В действующемуголовном законодательстве Российской Федерации (ст. 44 УК) предусматриваетсяперечень, включающий тринадцать видов наказаний: а) штраф; б) лишение правазанимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в)лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина игосударственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; е)ограничение по военной службе; з) ограничение свободы; и) арест; к) содержаниев дисциплинарной воинской части; л) лишение свободы на определенный срок; м)пожизненное лишение свободы; н) смертная казнь.
Все эти видынаказаний различны по своему характеру, строгости и возможностям воздействия наосужденных, что позволяет суду в каждом конкретном случае назначатьсправедливую и наиболее целесообразную меру наказания лицу, виновному всовершении преступления.
Вдоктрине уголовного права презюмируется безусловное наличие системы наказаний.При этом под ней принято понимать исчерпывающий перечень, включающий все видынаказаний в определенном порядке. В приведенном определении используется такназываемый «перечневый» подход, т.е. отождествление системы наказанийс их перечнем.
Помимо перечня системанаказаний регламентируется: 1) посредством закрепления в статьях Общей части УКРФ положений, раскрывающих содержание каждого вида наказания; 2) установлениемпринципов и правил назначения наказания; 3) установлением в нормах Особеннойчасти УК РФ альтернативных санкций; 4) при регулировании освобождения отнаказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены наказанияи др.
Однакотребуется доработка статьи 44 УК РФ, в которой необходимо не просто перечислитьуголовные наказания, но и указать на иные признаки систематизации уголовныхнаказаний.
Намвидится, что определять систему наказаний необходимо через выделение еесущественных признаков. В теории уголовного права перечень уголовных наказаний,обладающий отмеченными признаками, стало привычным именовать термином «системанаказаний», а последнюю определять не иначе как перечень. Большинствоавторов к признакам системы наказаний относят: 1) исчерпывающий переченьнаказаний, означающий, что в РФ никакие другие виды наказаний за совершенныепреступления не могут применяться; 2) определенная последовательностьперечисления наказаний от менее строгих наказаний — к более строгим; 3)обязательность для суда наказаний, предусмотренных уголовным законом.
С.В.Бородин считает, что «система наказаний представляет собой совокупность,характеризующую элементы института наказания как единого целого и наказаний,перечисленных в ней, назначенных по приговору суда и обязательных дляосужденного».
Н.Ф.Кузнецова системой наказаний называет «целостное множество видов наказания(элементов системы) и подсистем, включающих сгруппированные по различнымоснованиям виды наказания». Анализ приведенных и имеющих место в другойспециальной литературе определений системы наказаний позволяет сделать вывод одоминировании в доктрине уголовного права так называемого «перечневого»подхода к ее определению.
Критериемсистемности уголовных наказаний является также оконченность, завершенность,исчерпывающая определенность элементов системы наказаний.
Важнымсистемообразующим признаком системы наказаний является упорядоченностьсоставляющих ее видов наказаний в уголовном законе. Это свойство системынаказаний имеет принципиальное и практическое значение, показывая, какоценивает законодатель соотносительную степень строгости отдельных видовнаказаний, что очень важно для назначения судом справедливого наказанияосужденному. В частности, в следующих случаях:
- при выборе мерынаказания в пределах относительно — определенной санкции;
- при выборе мерынаказания из нескольких, альтернативно предусмотренных в санкции;
- при необходимостиизбрания наказания более мягкого, чем предусмотрено законом (ст. 64 УК);
- при замененеотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК);
- при назначениинаказания за неоконченное преступление (ч. ч. 2, 3 ст. 66 УК);
- при назначениинаказания в случаях рецидива преступлений (ч. 2 ст. 68 УК);
- при назначениинаказания по совокупности преступлений (ч. 2 ст. 69 УК);
- при назначениинаказания по совокупности приговоров (ч. 4 ст. 70 УК);
- при решениивопроса об обратной силе уголовного закона (ст. 10 УК).
Все видынаказаний, составляющие систему наказаний, взаимно связаны, функциональновзаимодействуют между собой и с «внешним миром». Это проявляется и вих законодательном регулировании, и в применении на практике.
Так,изменение содержания и (или) порядка применения одних видов наказания вуголовном законе влечет определенные «подвижки» в правовомрегулировании содержания, порядка и условий применения «смежных»видов наказания. Эти изменения отражаются, безусловно, на характере и пределахприменения как тех, так и других: расширение сферы или объема применения однихвидов наказания неизбежно влечет за собой сужение сферы или объема применениядругих, и наоборот.
Таким образом, подсистемой уголовных наказаний мы понимаем предусмотренный уголовным закономобязательный исчерпывающий перечень видов наказаний определенного содержания,имеющих четко определенное соотношение между собой и расположенных вопределенной последовательности от менее строгих наказаний к более строгим.
2.Виды наказаний
2.1Наказания, не связанные с помещением осужденного в специальные учреждения
Универсальноймерой наказания является штраф. Его применение возможно согласно ст. 49 УК РФ. Штраф есть денежное взыскание,назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ. Приведем пример. Ответственностьза совершенное Л. преступление уголовным законом предусмотрена в виде штрафа вразмере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного доходаосужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами насрок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шестимесяцев. Суд с учетом данных о личности осужденного, а также признания им своейвины и раскаяния в содеянном (что признано обстоятельством, смягчающимнаказание) назначил Л. наименее мягкий вид наказания — штраф, размер которогоопределил в 10 тысяч рублей.
Штраф как уголовноенаказание необходимо отличать от одноименного административного наказания. Ихотличие состоит в том, что штраф как уголовное наказание, во-первых, являетсяпоследствием совершения преступления, во-вторых, назначается только поприговору суда, в-третьих, его назначение влечет за собой судимость.
Карательное воздействиештрафа направлено на ущемление имущественных прав осужденного. Это наказание,согласно своей родовой карательной сущности, является наиболее мягким из всейсистемы уголовных наказаний. Такое место ему определено впервые. Например, всистеме наказаний, предусмотренной УК РСФСР 1960 г., штраф считался наказаниемболее суровым, чем увольнение от должности, конфискация имущества и лишениевоинского или специального звания. По продолжительности оказываемогоисправительного воздействия штраф может относиться как к одномоментным, так и ксрочным наказаниям. Срочным необходимо считать штраф, назначаемый с рассрочкойего выплаты. Штраф может быть назначен в качестве как основного, так идополнительного наказания, но при этом, по смыслу закона, исключаетсявозможность одновременного назначения штрафа и в качестве основного наказания,и в качестве дополнительного (ч. 3 ст. 45 УК РФ). В качестве основногонаказания штраф назначается в случаях, когда он:
1)указан в санкциистатьи Особенной части УК РФ в качестве основного наказания;
2)назначается вкачестве более мягкого наказания, чем предусмотрено в законе (ст. 64 УК РФ);
3)применяется впорядке замены неотбытой части наказания более мягким (ст. 80 УК РФ).
При этом следуетучитывать, что при назначении штрафа в качестве основного вида наказанияосужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, суд,учитывая срок содержания под стражей, либо снижает размер штрафа, либополностью освобождает его от этого наказания (ч. 5 ст. 72 УК РФ). В качестведополнительного вида наказания штраф может назначаться только в случаях, когдаэто прямо предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ(ч. 2, 4 ст. 45 УК РФ). Следует особо отметить, что штраф — наказание вРоссийской Федерации малоприменимое и это вызвано, в целом, объективнымипричинами. Прежде всего тем, что настоящее время отличается резким обнищаниемнаселения, особенно в части, склонной к совершению преступлений и не обладающейреальной возможностью оплачивать штраф.
Вюридической литературе обращается особое внимание на обязательный учетимущественного положения осужденного при назначении штрафа, а также напрогнозирование возможности реального исполнения наказания. Так, в Комментариик УК РФ под ред. Н.Ф. Кузнецовой и Г.М. Миньковского подчеркивается, чтоуказание закона на определение размера штрафа с учетом не только тяжестисовершенного преступления, но и имущественного положения осужденного являетсяпринципиально важным, «оно принимает во внимание происшедшую в последниегоды глубокую дифференциацию общества по имущественному признаку, без учетакоторой наказание в виде штрафа не в состоянии обеспечить восстановление социальнойсправедливости и других целей наказания». В Комментарии под редакцией С.И.Никулина также отмечается, что «как правило, не имеет смысла назначатьштраф лицу, получающему минимальную зарплату (пенсию) и не имеющему другихисточников дохода».
Лишение права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит взапрещении занимать должности на государственной службе, в органах местногосамоуправления либо заниматься определенной профессиональной или инойдеятельностью (ч. 1 ст. 47 УК РФ). Данное наказание назначается в случаях,когда, исходя из характера совершенного осужденным преступления, суд придет квыводу о невозможности сохранения за ним права занимать те или иные должностиили заниматься определенной деятельностью. Так, К. осужден за организацию ипособничество в получении должностным лицом взяток. В качестве меры наказанияна него было возложено запрещение занимать должности в системе государственнойслужбы.
Карательное содержаниелишения права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью состоит в ограничении служебной или иной профессиональнойправоспособности осужденного. По продолжительности оказываемого исправительноговоздействия оно относится к срочным наказаниям. Оно может быть назначено и какосновное, и как дополнительное наказание. В первом случае оно может назначатьсясудами на срок от одного года до пяти лет, а во втором — на срок от шестимесяцев до трех лет (ч. 2 ст. 47 УК РФ). В случае назначения этого виданаказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительнымработам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с моментавступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения правазанимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью вкачестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту,содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы онораспространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, нопри этом его срок исчисляется с момента их от Лишение права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью можетприменяться к лицу, не только обладавшему таким правом на момент совершенияпреступления, но и в тех случаях, когда ко времени постановления приговора онопо каким-либо основаниям это право утратило.
Исполнениерассматриваемого наказания возлагается на администрацию организации по местуработы или службы осужденного, а также органы, правомочные аннулироватьразрешение на занятие определенным видом деятельности, а контроль за правильнымисполнением наказания ведет уголовно-исполнительная инспекция по местужительства осужденного (ст. 33 УИК РФ). Указанные органы обязаны обеспечитьисполнение приговора суда в трехдневный срок после его получения. Всоответствии со ст. 38 УИК РФ, представители власти, государственные служащие,служащие органов местного самоуправления, служащие государственных илимуниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно неисполняющие вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или инойсудебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью, а также осужденные, нарушающие требованияприговора, несут ответственность в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации, в том числе и по ст. 315 УК РФ (неисполнение приговорасуда, решения суда или иного судебного акта).
Лишениеспециального, воинского или почетного звания, классного чина и государственныхнаград как дополнительный вид наказания в большей степени связано с моральнымвоздействием на осужденного. Однако следствием такого воздействия являетсялишение осужденного определенных прав и преимуществ, установленных для лиц,имеющих специальное, воинское или почетное звание, классный чин либогосударственные награды. Данный вид наказания является только дополнительным,оно может быть назначено лишь в случае совершения виновным тяжкого или особотяжкого преступления. В УК РФ установлено право суда лишить осужденногоперечисленных в ст. 48 отличий, тогда как в УК РСФСР суду было предоставленолишь право решать вопрос о целесообразности «внесения представления»в соответствующие органы, которые решали этот вопрос окончательно. Приведемпример. 9 августа 2004 г. мичман Ч. был осужден Находкинским гарнизоннымвоенным судом по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ с применением ст. 64 УК РФк 1 году лишения свободы с лишением права занимать руководящие должности срокомна 1 год и с лишением в соответствии со ст. 48 УК РФ воинского звания.
Этотвид наказания может повлечь ограничение дальнейшей профессиональнойдеятельности осужденного, поскольку она связана с наличием специального,воинского звания, классного чина. Вредные последствия экономического характераданного вида наказания (льготная оплата коммунальных услуг, проезда натранспорте и т.д.) не ликвидируются и после погашения или снятия судимости.
Наказание в видеобязательных работ введено в действие Федеральным законом от 28 декабря 2004 г.N 177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса РФ иУголовно-исполнительного кодекса РФ о наказании в виде обязательныхработ».
Всоответствии со ст. 49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполненииосужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатныхобщественно полезных работ.
Какправило, в качестве меры наказания обязательные работы предусматриваются всанкциях преступлений небольшой и средней тяжести, однако в порядке назначенияболее мягкого наказания, чем предусмотрено за преступление (ст. 64 УК РФ), онимогут быть назначены за совершение любого преступления. В настоящее времяУголовный кодекс РФ 1996 г. содержит 67 статей Особенной части (85 санкций), вкоторых в качестве возможного наказания за преступления указаны обязательныеработы.
Видобязательных работ и объекты, на которых отбываются эти работы, определяютсяорганами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительнымиинспекциями (ч. 1 ст. 49 УК РФ). К общественно полезным работам относятсяработы по благоустройству населенных пунктов, ремонту зданий и коммуникаций,очистке улиц, прополке посевов, уборке урожая и другие подобные работы, нетребующие специальной подготовки и квалификации. Таким образом, карательнаясущность обязательных работ заключается в принуждении к труду определенногорода (непрестижной работе), что также подразумевает ограничение трудовых исвязанных с ним экономических прав осужденного. Данное наказание применяетсятолько в качестве основного вида и относится к числу срочных. Обязательныеработы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременнымженщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим,проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящимвоенную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава,если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленногозаконом срока службы по призыву.
Срокобязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывалданный вид наказания. В соответствии со ст. 49 УК РФ взрослым лицамобязательные работы назначаются на срок от 60 до 240 часов, анесовершеннолетним — от 40 до 160 часов (ст. 88 УК РФ). Началом срока отбыванияобязательных работ является день выхода осужденного на работу.
Наказаниев виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по местужительства осужденных. В соответствии с п. 1 Положения обуголовно-исполнительных инспекциях последние являются учреждениями,исполняющими уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции отобщества.
Приопределении вида обязательных работ и объекта, на котором они отбываются,учитываются место жительства, график основной работы и (или) учебы, состояниездоровья, возрастные особенности и профессиональные навыки осужденного.Инспекция направляет в организацию, где осужденный будет отбывать наказание,копию приговора (определения, постановления) суда и извещение.
Осужденныек обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядкаорганизаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестноотноситься к труду; работать на определяемых для них объектах и отработатьустановленный судом срок обязательных работ; ставить в известностьуголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а такжеявляться по ее вызову.-
В случае злостногоуклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяютсяограничением свободы, арестом или лишением свободы. При этом время, в течениекоторого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определениисрока ограничения свободы, ареста или лишения свободы из расчета один деньограничения свободы, ареста или лишения свободы за восемь часов обязательныхработ (ч. 3 ст. 49 УК РФ). Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работпризнается осужденный: а) более двух раз в течение месяца не вышедший наобязательные работы без уважительных причин;
б) более двух раз втечение месяца нарушивший трудовую дисциплину;
в) скрывшийся вцелях уклонения от отбывания наказания (ч. 1 ст. 30 УИК РФ).
Согласно п. 1 ст. 50 УКРФ исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного местаработы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления посогласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но врайоне места жительства осужденного. Обязательным условием назначения этогонаказания является определение оплаты труда. Приведем пример, Суд, признавК.А.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 324 УК РФ,назначил ему наказание по этой статье в виде исправительных работ на срок 6 месяцев,не указав, в каком размере следует производить удержание из заработной платы вдоход государства. То есть наказание по этой статье УК РФ назначено снарушением требований закона. Указание о назначении наказания по ст. 324 УК РФв связи с этим подлежит исключению из судебных решений.
Если ранее исправительныеработы отбывались по месту работы осужденного, то в настоящее время ониотбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления посогласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, и,соответственно, назначаются только лицам, не имеющим основного места. Подобноерешение законодателя вызвало резкую критику у представителей науки уголовногоправа, и практических работников, полагающих необходимым вернуться к применениюдвух видов исправительных работ – в том числе, по основному месту работы. Такимобразом, в настоящее время применять исправительные работы возможно лишь клицам, которые не имеют основного места работы. Такое положение вещей противоречит,во-первых, интересам тех категорий осужденных, которые имеют место работы, таккак закон запрещает применять к ним данное наказание; во-вторых, принципусправедливости, закрепленному в ст. 6 УК РФ, так как это может привести кназначению осужденным чрезмерно сурового наказания. В-третьих, существующая встране экономическая обстановка не позволит судам широко применять данноенаказание, так как обеспечить безработных осужденных работой будет крайнесложно. В остальном карательный элемент наказания не изменился.
Кроме того, установлениеанализируемого правила усилило дисбаланс между реальным карательным содержаниемисправительных работ и штрафа. И ранее признавалось, что исправительные работысодержат значительно меньший карательный заряд, нежели штраф. Очевидно, чтоорганы местного самоуправления смогут предложить для отбывания наказания такиеобъекты, заработная плата на которых невысока, поэтому суммарный размерудержаний оказывается существенно ниже установленных законом размеров штрафа.
В соответствии со ст. 51УК РФ ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим,проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет вслучаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части данногоКодекса за совершение преступлений против военной службы, а также осужденнымвоеннослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительныхработ, предусмотренных соответствующими статьями УК РФ.
Введение указанного виданаказания обусловлено необходимостью достижения целей наказания в условияхпрохождения осужденным военнослужащим военной службы. Важным моментом являетсято, что факт осуждения военнослужащего к ограничению по военной службе неявляется основанием для его увольнения с военной службы.
Статья 51 УК РФ конкретноопределяет лиц, к которым может быть применено наказание в виде ограничения повоенной службе. Как видно из содержания данной нормы, ограничение по военнойслужбе применяется лишь к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту,вне зависимости от срока и вида контракта, а также от того обстоятельства,выслужил или нет данный военнослужащий установленный срок службы по призыву.
По смыслу анализируемойнормы ограничение по военной службе может быть назначено военнослужащим, проходящимвоенную службу по контракту, если они совершили преступление против военнойслужбы и за данное преступление предусмотрено наказание в виде ограничения повоенной службе. Данное наказание может быть назначено указанным военнослужащимтакже за совершение ими иных (общеуголовных) преступлений вместо исправительныхработ, если они предусмотрены соответствующими статьями Особенной части УК РФ.
Рассматриваемый виднаказания наиболее мягкий из всех специальных видов наказаний, применяемых косужденным военнослужащим, и заключается в определенных ограничениях праввоеннослужащего, связанных с прохождением военной службы. Эти ограниченияраспространяются на право: а) получения полного денежного довольствия; б)повышения в должности; в) повышения в воинском звании; г) включения срокаслужбы в период отбывания наказания в выслугу лет для присвоения очередногозвания.
Ограничение в праве наполучение полного денежного довольствия означает, что из денежного довольствиявоеннослужащих, осужденных к ограничению по военной службе, производятсяудержания в доход государства в размере, определенном судом, но не более 20%.
В ст. 144 УИК РФ указано,что размер удержания из денежного содержания военнослужащего исчисляется издолжностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок идругих дополнительных денежных выплат.
Перечень дополнительныхвыплат содержится в ст. 13 Федерального закона «О статусевоеннослужащих». К ним, в частности, относятся: единовременное денежноевознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы; премияза образцовое выполнение воинского долга; ежемесячная надбавка за сложность,напряженность и специальный режим военной службы; процентная надбавка завыслугу лет к окладам денежного содержания.
Помимо выплат,предусмотренных указанным Федеральным законом, Президентом РоссийскойФедерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенныхассигнований Министром обороны Российской Федерации (руководителем иногофедерального органа исполнительной власти, в котором федеральным закономпредусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другиедополнительные выплаты военнослужащим.
Следует отметить, чтоудержание не производится из иных денежных выплат осужденному военнослужащему.В частности, оно не должно распространяться: на денежную компенсацию взаменположенного продовольственного пайка (питания); на денежную компенсацию вместоположенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личногопользования; на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений; наденежную компенсацию вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечениеми организованным отдыхом и другие выплаты, не входящие в денежное довольствиевоеннослужащих.
Кроме того, денежныеудержания в связи с осуждением к ограничению по военной службе не должныпроизводиться с доходов, получаемых военнослужащим не в связи с военнойслужбой. Например, в соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона «Остатусе военнослужащих» военнослужащим не запрещено заниматься научной, преподавательскойи творческой деятельностью. Вознаграждение, полученное за этот труд, не входитв денежное довольствие, и соответственно с него не могут производитьсяудержания в связи с отбыванием ограничения по военной службе.
Ограничение в праве наповышение в должности означает, что в течение срока данного наказания,определенного по приговору суда, в отношении осужденного военнослужащегоприостанавливается действие гарантий, закрепленных в п. 2 ст. 10 Федеральногозакона «О статусе военнослужащих», в котором говорится, чтовоеннослужащим, проходящим военную службу по контракту, гарантируется занятиевысших воинских должностей в соответствии с полученной квалификацией,достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе.
Кроме того, осужденные кограничению по военной службе не вправе реализовать положение, закрепленное вп. 3 ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военнойслужбе», т.е. они не могут предложить на рассмотрение соответствующейаттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся иливакантную воинскую должность, если эта должность является вышестоящей посравнению с той, которую они занимали на момент вынесения приговора.
Исключается такженазначение военнослужащего на высшую воинскую должность в порядке продвиженияпо службе.
Воинская должностьвоеннослужащего считается высшей, если для нее штатом предусмотрено болеевысокое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, апри равенстве предусмотренных штатом воинских званий — более высокий месячныйоклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.
Следует отметить, чтофакт осуждения не входит в предусмотренный п. 17 ст. 11 Положения о порядкепрохождения военной службы перечень оснований перевода военнослужащего нанизшую воинскую должность.
Согласно п. 15 Правилотбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденныхприказом Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 302, ограничение повоенной службе не препятствует иным, кроме повышения в должности, перемещениямосужденного военнослужащего, осуществляемым командованием в порядке служебнойнеобходимости.
К таким служебнымперемещениям относятся служебные командировки, перевод к новому месту военнойслужбы, перевод в порядке плановой замены, назначение на иные воинскиедолжности и др. При этом под иными воинскими должностями понимаются равные инизшие воинские должности. Воинская должность военнослужащего считается равной,если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию попрежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемойвоинской должностью. Воинская должность военнослужащего считается низшей, еслидля нее штатом предусмотрено более низкое воинское звание, чем воинское званиепо прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинскихзваний — более низкий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинскойдолжностью.
Обо всех служебныхперемещениях осужденного, оформленных соответствующим приказом командования, извещаетсявоенный суд для сведения и дальнейшего осуществления контроля за исполнениемнаказания.
Ограничение в праве наповышение в воинском звании означает, что на военнослужащих в период отбыванияограничения по военной службе не распространяется действие п. 2 ст. 47Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», всоответствии с которым воинское звание присваивается военнослужащему в деньистечения срока его службы в предыдущем воинском звании.
Факт осуждения неявляется основанием для понижения военнослужащего в воинском звании.
2.2Наказания, связанные с помещением осужденных в специальные учреждения
Статья 53 УК РФ предусматривает наказание ввиде ограничения свободы. Осужденный на ограничение свободы не сможет уходитьиз дома или квартиры в определенное время суток, без уведомления надзорногооргана изменять место жительства или пребывания, место работы или учебы,выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования.Осужденный не сможет посещать определенные места, в том числе массовыемероприятия.
Судвозлагает на осужденного определенные обязанности — ему надо будет от одного дочетырех раз в месяц являться для регистрации в орган, осуществляющий надзор.
Наказаниев виде ограничения свободы будет назначаться на срок от двух до четырех месяцевв качестве основного вида наказания за преступления небольшой и среднейтяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет — в качестведополнительного наказания за совершение отдельных тяжких и особо тяжкихпреступлений, в частности, за посягательство на жизнь человека, общественнуюбезопасность, основы конституционного строя и безопасности государства.
Приэтом ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам илицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживанияна территории России.
Надзорза отбыванием наказания в виде ограничения свободы возлагается на уголовно-исполнительныеинспекции по месту жительства осужденных.
Чувствабезнаказанности у осужденного возникнуть не должно — суд по представлениюспециализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбываниемосужденным наказания, может отменить частично или дополнить ранее установленныеограничения.
Зазлостное нарушение обязанностей осужденным ограничение свободы может бытьзаменено на ее лишение — из расчета один день лишения свободы за два дняограничения.
Захорошее поведение и добросовестное поведение осужденный может получитьблагодарность и разрешение уезжать на выходные, праздники и в отпуск.
Аресткак вид наказания (ст. 54 УК РФ) состоит в содержании осужденного в арестномдоме в условиях строгой изоляции, которая предусматривает правила отбываниянаказания на общем режиме в тюрьме.
По своей правовой природеарест является определенной разновидностью лишения свободы с кратковременнымсроком изоляции осужденного от общества. Представляется, что арест долженприменяться в двух случаях:
1)когда осужденныйхарактеризуется отрицательно, но он не имеет опыта нахождения в местах лишениясвободы, а поэтому кратковременное интенсивное воздействие способно отвратитьего от совершения новых преступлений;
2)когда квиновному уже применялось лишение свободы, но санкция статьи УК РФ, по которойон привлекается к ответственности в настоящее время, не содержит более строгогонаказания, чем арест.
Наданный момент, согласно Федеральному закону от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ «Овведении в действие уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»,положения о наказании в виде ареста вводятся в действие федеральным законом помере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказания, но непозднее 2006 г. Арест относится к основным видам наказания и устанавливается насрок от одного до шести месяцев для совершен нолетних лиц (ч. 1 ст. 54 УК РФ) иот одного до четырех месяцев для лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцатилет (ч. 5 ст. 88 УК РФ). Однако уголовный закон допускает применение ареста вслучае замены им обязательных или исправительных работ сроком менее одногомесяца.
Содержаниев дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ) — это мера наказания,назначаемая судом военнослужащему, проходящему военную службу по призыву или поконтракту в должности рядового или сержантского состава, виновному в совершениипреступления против военной службы.
Этимвидом наказания может быть заменено лишение свободы сроком не более двух лет натот же срок, если характер совершенного преступления и личность осужденноговоеннослужащего позволяют заменить более суровое наказание менее суровым. Приэтом содержание в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободыопределяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания вдисциплинарной воинской части.
Содержание вдисциплинарной воинской части применяется к осужденному военнослужащему, если онна момент вынесения судом приговора не отслужил установленного законом срокаслужбы по призыву, и может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет вслучаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.Например, Ставропольский гарнизонный военный суд, рассмотрев дело в особомпорядке, признал рядового С. виновным в совершении преступления,предусмотренного ч. 1 ст. 337 УК РФ, и назначил ему наказание с применением ст.73 УК РФ в виде содержания в ДВЧ сроком на 1 год условно с испытательным срокомв 6 месяцев.
Закон предусматривает дваслучая назначения рассматриваемого наказания:
1)за совершениепреступления против военной службы, когда санкция статьи предусматривает такоенаказание;
2)когда характерпреступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишениясвободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарнойвоинской части на тот же срок (ч. 1 ст. 55 УК РФ).
При этом срок содержанияв дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишениясвободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части.
Согласно п. 1 ст. 56 УКРФ лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путемнаправления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию,лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого илиособого режима либо в тюрьму.
Карательная сущностьэтого наказания заключается в принудительной физической изоляции осужденного вспециальном учреждении (колонии-поселении, воспитательной колонии, лечебномисправительном учреждении, исправительной колонии общего, строгого или особогорежима, тюрьме). Лишение свободы ограничивает значительное количество правосужденного, в том числе и его конституционные права (право на свободу, навыбор места пребывания и жительства, на неприкосновенность частной жизни, навыбор занятий и профессии и т.д.). Поэтому оно должно применяться только в техслучаях, когда посредством иного, более мягкого наказания нельзя добитьсядостижения целей наказания, указанных в ч. 2 ст. 43 УК РФ.
Уголовный законпредусматривает возможность назначения лишения свободы сроком от двух месяцевдо двадцати лет. В случае частичного или полного сложения сроков лишениясвободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный сроклишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупностиприговоров — более тридцати (ч. 4 ст. 56 УК РФ).
В значительной степеникарательную нагрузку лишения свободы наряду с его сроком определяет и видисправительного учреждения, где осужденному предстоит отбывать наказание. Судпри определении вида исправительного учреждения должен руководствоваться ст. 58УК РФ.
Так, по приговору суда Т.осуждена за вымогательство и убийство К.В.В., сопряженное с вымогательством и сособой жестокостью. Она осуждена к лишению свободы: по ст. 163 ч. 3 п. «в»УК РФ на 7 лет; по ст. 105 ч. 2 пп. «д, з» УК РФ на 11 лет; по ст. 69ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений на 12 лет в исправительной колонииобщего режима.
2.3Исключительные виды наказания
наказаниеуголовный штраф казнь
К исключительным видамнаказания относятся смертная казнь и пожизненное лишение свободы, причем первоетаковым называется прямо, а исключительность второго вытекает из его сущности.
Согласно п. 1 ст. 57 УКРФ смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установленатолько за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Уголовный кодекс РФпредусматривает смертную казнь только за самые опасные преступления, связанныес посягательством на жизнь человека, причем лишь совершенные при отягчающихобстоятельствах. Целями этого наказания является утверждение социальнойсправедливости (кара) и предупреждение новых преступлений (хотя существуетмнение, что последние применением смертной казни не достижимы и перед этимнаказанием не ставятся).
Смертнаяказнь является наиболее суровой мерой наказания, ибо она приводит к лишениюосужденного самого ценного блага — жизни. При этом утрата эта необратима.Деньги, изъятые в виде штрафа, или конфискованное имущество могут быть нажиты,ограничения, связанные с отбыванием обязательных работ или исправительныхработ, отпадут с истечением срока наказания, утраченная свобода будетвосстановлена после освобождения. Жизнь казненного человека утрачиваетсянавсегда. Исходя из этого ясно, почему законодатель с особой тщательностьюподходит к назначению смертной казни и устанавливает целый ряд ограничений приприменении этого наказания.
Начавшийсяв январе 1996 г. процесс вступления России в Совет Европы создал новую правовуюситуацию, поставившую нашу страну перед необходимостью не только постепенносокращать, но и полностью отменить смертную казнь. 28 апреля 1983 г. вСтрасбурге на Совете Европы был подписан Протокол N 6 к Европейской конвенции озащите прав человека и основных свобод, предусматривавший обязательную отменусмертной казни (ст. 1). И лишь за преступления, совершенные во время войны либов условиях, когда грозит ее приближение, ст. 2 Протокола разрешалагосударствам-участникам вводить смертную казнь.
Привступлении в Совет Европы 28 февраля 1996 г. Российская Федерация через годподписала этот Протокол, взяв на себя обязательство его ратифицировать втечение трех лет, т.е. не позднее первой половины 1999г. Ратификация Протоколане только подтвердила бы приверженность России принципам гуманизма, демократиии права, но и способствовала бы реализации установленных Конституцией РФположений, касающихся защиты главного естественного права человека — права нажизнь.
ПодтверждениемРоссией своих намерений, высказанных при приеме в Совет Европы, стал УказПрезидента РФ от 16 мая 1996 г. N 724 «О поэтапном сокращении применениясмертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». В немПравительству РФ было поручено в месячный срок подготовить для внесения в Госдумупроект федерального закона о присоединении России к Протоколу N 6. Только черезчетыре года, в 1999 г. распоряжением Президента РФ N 267-рп был внесен проектФедерального закона «О ратификации Протокола N 6 к Конвенции о защите правчеловека и основных свобод (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля1983 года,» однако дальнейших действий по его введению не последовало.
Тогдаже, в 1996 г., начал действовать мораторий на исполнение смертной казни.Поэтому смертная казнь в России не применяется. В конце 2009 г. Конституционныйсуд РФ продлил действие моратория на применение смертной казни.
Согласноп. 1 ст. 57 УК РФ может применяться пожизненное лишение свободы. Оно устанавливаетсяза совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также засовершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности. Так, поприговору Верховного Суда Республики Дагестан от 16 ноября 2005 г. Лугуев былосужден по ч. 1 ст. 222, ч. 1 ст. 325, п. «в» ч. 4 ст. 162, пп. «з»,«к» ч. 2 ст. 105, п. «в» ч. 4 ст. 162, пп. «з»,«к» ч. 2 ст. 105, п. «в» ч. 4 ст. 162, пп. «а»,«з» ч. 2 ст. 105 УК РФ с применением ч. 3 ст. 69, ст. 70 УК РФ кпожизненному лишению свободы.
Ранее, до принятия ФЗ РФот 21.07.2004 № 74-ФЗ, пожизненное лишение свободы устанавливалось только какальтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающихна жизнь, и могло назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным неприменять смертную казнь (ч. 1 ст. 57 УК РФ). Это означало, что пожизненноелишение свободы хотя и относилось к основному виду наказания, но не являлось вполной мере самостоятельным наказанием, так как его применение полностьюзависело от возможности применения смертной казни. В настоящий момент ситуацияизменилась и пожизненное лишение свободы применяется как абсолютносамостоятельное наказание. Дополнительными (по сравнению со срочным лишениемсвободы) карательными характеристиками пожизненного лишения свободы какисключительного наказания выступают:
1) бессрочный характеркарательного воздействия;
2) иной объекткарательного воздействия — здесь таковым выступает жизнь как способбиологической и социальной активности человека.
Пожизненное лишениесвободы может применяться в случае, когда смертная казнь признается судомчрезмерно суровым наказанием за совершенное преступление, а лишение свободы наопределенный срок — недостаточным. Уголовный закон, согласно ч. 3 ст. 59 и ч. 2ст. 85 УК РФ, также допускает применение пожизненного лишения свободы взаменсмертной казни, осуществляемое в порядке помилования. Теоретически закондопускает такую замену и в результате акта амнистии (ч. 2 ст. 84 УК РФ).
Пожизненное лишениесвободы не назначается:
1)женщинам;
2)лицам,совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет;
3)мужчинам,достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста(ч. 2 ст. 57 УК РФ);
4)лицам,признанным присяжными заседателями виновными в совершении преступления, нозаслуживающим снисхождения (ч. 1 ст. 65 УК РФ);
5)лицам,осуждаемым за приготовление к преступлению или покушение на преступление (ч. 4ст. 66 УК РФ);
6)лицам,совершившим преступление, наказуемое пожизненным лишением свободы, послеистечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности, когда суд несчел возможным освободить их от уголовной ответственности (ч. 4 ст. 78 УК РФ);
7)лицам,совершившим преступление, наказуемое пожизненным лишением свободы, послеистечения сроков давности обвинительного приговора суда, когда суд не счелвозможным освободить их от наказания (ч. 3 ст. 83 УК РФ).
Как правило, осужденные кпожизненному лишению свободы размещаются в камерах не более чем по двачеловека.
Пожизненное лишениесвободы назначается осужденному на весь последующий период его жизни, однако,согласно ч. 5 ст. 79 УК РФ, лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, можетбыть условно-досрочно освобождено в случае, если судом будет установлено, чтооно больше не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактическиотбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы.
Заключение
Система наказаний – этосовокупность объединенных общими целями и принципами основных и дополнительныхвидов наказаний, закрепленных уголовным законом в форме перечня, функциональновзаимосвязанных, расположенных в ее структуре в порядке возрастания ихстрогости и применяемых с учетом задач и принципов уголовного законодательства.
Анализ взаимосвязи и взаимодействия структурных элементовсистемы наказаний, обособленных в виде подсистем, а также анализ внутреннейструктуры каждой из последних, позволяет признать многоуровневый характерсистемы наказаний, а также дает возможность выявить совокупность основныхсвойств, которые в данном случае она приобретает. В качестве признаковсистемности в параграфе 1 дипломной работы названы предусмотренность уголовнымзаконом, исчерпывающий список, обязательность, сложность. При этом необходимоотметить, что УК РФ не отражает признаков системности уголовных наказаний. Вст. 44 УК РФ уголовные наказания только перечисляются, но никак несистематизируются. Предлагается внести изменения в ст. 44 УК РФ и произвеститеоретическую систематизацию наказаний, указанных в данной статьей.
Отдельныевиды наказаний входят в систему, являются ее структурными элементами,взаимосвязанными и взаимообусловленными. Во-первых, их объединяют цели,присущие всем видам наказаний. Во-вторых, их сравнительная тяжесть,определяющая место каждого наказания в системе, предопределяет выбор, когда судрешит назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено за данноепреступление в санкции статьи Особенной части УК, или когда заменяетсянеотбытая часть наказания. Исчерпывающий перечень не позволяет суду назначитьнаказание, которое не предусмотрено системой. Все это способствуетунифицированному назначению наказаний, обеспечению равной по характеру истепени репрессии в борьбе с преступностью.
Всоответствии со ст. 44 УК в систему включены следующие виды наказаний: штраф;лишение права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классногочина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы;ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание вдисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок;пожизненное лишение свободы; смертная казнь.
Изучениевидов наказаний позволяет говорить, что внесенные в 2003 г. не способствуютсовершенствованию привлечению лиц к уголовной ответственности. Они лишь усложняютприменение некоторых видов наказаний или нарушают принцип законности приназначении наказания. В связи с этим мы считаем, что сложившаяся система мернаказания нуждается в совершенствовании.
Списокиспользованных источников литературы
1. КонституцияРФ.-М., 1993
2. Протокол N 6 кКонвенции о защите прав человека и основных свобод Относительно отмены смертнойказни ETS N 114 (Страсбург, 28 апреля 1983 г.)
3. Уголовно-исполнительныйкодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ//СЗ РФ 1997 г. N 2 ст. 198
4. Уголовный кодексРФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ// СЗ РФ 1996 г. N 25 ст. 2954
5. Федеральный законот 28 декабря 2004 г. N 177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовногокодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса РоссийскойФедерации о наказании в виде обязательных работ»//СЗ РФ 2005 г. N 1 (частьI) ст. 3
6. Федеральный законот 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»//СЗ РФ 1998 г. N22 ст. 2331
7. Федеральный законот 8 января 1997 г. N 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительногокодекса Российской Федерации»//СЗ РФ 1997 г., N 2, ст. 199
8. Указ ПрезидентаРФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военнойслужбы»//СЗ РФ 1999 г., N 38, ст. 4534
9. Указ ПрезидентаРФ от 16 мая 1996 г. N 724 «О поэтапном сокращении применения смертнойказни в связи с вхождением России в Совет Европы»//СЗ РФ 1996 г., N 21,ст. 2468
10. Приказ Министраобороны РФ от 29 июля 1997 г. N 302 «О Правилах отбывания уголовныхнаказаний осужденными военнослужащими»//БНА 1998 г., N 1
11. ПостановлениеПравительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 «Об утверждении Положения обуголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности»//СЗРФ 1997 г. N 25, ст. 2947
12. Обзоркассационной практики СК по уголовным делам Верховного Суда РФ за 2006 год//БВС2007 г., N 9
13. Обзорсудебной работы гарнизонных военных судов по рассмотрению уголовных дел за 2004год (23 июня 2005 г.)// СПС Гарант
14. Кассационноеопределение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28 марта 2006 г. N 81-О06-9
15. ПостановлениеПрезидиума Верховного Суда РФ от 31 января 2007 г. N 596-П06// 2007 г., N 12
16. ПостановлениеПрезидиума Верховного Суда РФ от 22 августа 2007 г. N 291-П07
17. Обзорсудебной работы гарнизонных военных судов по рассмотрению уголовных дел за 2004год (23 июня 2005 г.)
18. Кассационноеопределение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N1-О05-68
19. Дуюнов В.К.Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике. — Курск 2000
20. Дядькин Д.С.Система и виды уголовных наказаний.-Сургут, 2005
21. Комментарии кУголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебнойпрактикой/Под общ. ред. С.И. Никулина. М., 2000.
22. Комментарийк Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А.А. Чекалин; под ред.В.Т. Томина, В.В. Сверчкова). — 3-е изд., перераб. и доп. — Юрайт-Издат, 2006г.
23. Курс российскогоуголовного права. Общая часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. — М.,2001.
24. Курс советскогоуголовного права. Т. 3. / Под ред. А.А. Пионтковского. — М., 1970.
25. Курс уголовногоправа. Общая часть. Т. 2. / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. — М.,2002.
26. Лядов Э.В. Квопросу об исполнении наказания в виде обязательных работ //«ЗаконыРоссии: опыт, анализ, практика», N 3, март 2007 г.
27. Таганцев Н.С.Русское уголовное право. Часть общая. Т. 2. Тула, 2001.
28. Уголовноеправо/Под ред. А.И.Рарога.-М., 2008
29. Уголовный кодексРоссийский Федерации. Постатейный комментарий. М., 1996
30. Хомлюк В.Обязательные работы и ограничение свободы. Меры по введению в действиенаказаний, не связанных с изоляцией от общества // Ведомостиуголовно-исполнительной системы. 2003. № 3. С. 51-52;
31. Чубраков С.В.Уголовное наказание в виде обязательных работ (перспективные вопросы теории ипрактики): Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Томск, 2004.