/> ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Международное право
/>/>Содержание
Введение
1. МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫИ НОРМЫ
2. Основные видымеждународных преступлений
2.1. Расизм
2.2. Апартеид
2.3. Геноцид
3. Виды преступлениймеждународного характера
3.1. Терроризм и финансирование терроризма
3.2. Захват заложников
3.3. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ
3.4. Пиратство
3.5. Воздушное пиратство
3.6. Транснациональная организованная преступность
Заключение
Библиография
Введение
Борьба с преступностью — внутреннее делосуверенных государств. На это неоднократно указывала Генеральная Ассамблея ООН.Она многократно подтверждала право каждого государства формулировать иосуществлять свою национальную политику и программы в области предупрежденияпреступности и борьбы с ней в соответствии с собственными потребностями ивнутренними обстоятельствами. Сегодня как никогда ранее международноесообщество близко к принятию таких международных соглашений, в которыхгосударствам предписывались бы унифицированные правила ведения борьбы спреступностью. Цель таких попыток все более оправдана транснациональнымхарактером современной преступности. Но международно-правовой урок историисостоит в том, чтобы не давать повода для вмешательства одних держав вовнутренние дела других государств, даже если это оправдывается благороднымицелями искоренения преступности.
Применение мер уголовного наказания — это также внутреннее дело государств. Ведь то, что считается преступлением водном из государств, может не считаться таковым в другом. Но международноеправо развивается в направлении унификации и сближения понятий о преступлениях.
Международное преступление — тягчайшеемеждународно-противоправное деяние, посягающее на основы существованиягосударств и наций, подрывающее важнейшие принципы международного права,угрожающее международному миру и безопасности. Ответственность за международныепреступления несет государство.
Из них наибольшую опасность представляютуголовно наказуемые деяния должностных лиц, реализующих на практике преступнуюполитику государств. Наряду с последними, несущими за эти преступлениямеждународную политическую и материальную ответственность, их субъектамистановятся руководители государств, высшие должностные лица и другиеисполнители преступной политики. Впервые перечень международных преступленийбыл сформулирован в Уставе Международного военного трибунала (МВТ) 1945 г.[1]и аналогичном Уставе по Дальнему Востоку 1946 г.[2]В ст. 6 Устава МВТ они были подразделены на три группы: преступления противмира, военные преступления, преступления против человечности. Конвенцией онеприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям противчеловечества 1968 г.[3] впервые были выделены вотдельную (четвертую) группу международных преступлений преступления противчеловечества. В соответствии с предписаниями международного праваответственность за международные преступления закрепляется в национальномуголовном законодательстве государств.
1. МЕЖДУНАРОДНОЕУГОЛОВНОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ И НОРМЫ
Международное уголовное правоскладывалось и развивалось в условиях активизации международной преступности исовершенствования сотрудничества государств в предотвращении и пресечении этойдеятельности.
То, что можно назватьинтернационализацией преступности, проявилось в двух аспектах: функциональном итехнологическом. Первый — это интернационализация общественной опасностисовершаемых преступлений. Имеются в виду преступления против мира ибезопасности человечества, посягательства на иные общечеловеческие ценности,деяния, представляющие опасность для нескольких государств и (или) нарушающиенормальные международные отношения. Второй — это интернационализация форм иметодов преступной деятельности, т. е. развитие международной организованнойпреступности, трансграничное противоправное перемещение товаров и другихценностей, использование коммуникаций в преступных целях, трансграничноеперемещение лиц, совершающих противоправные деяния.
Сам термин «международное уголовноеправо» появился на стыке XIXи XX вв. для обозначения юридическихнорм относительно взаимопомощи государств «при осуществлении ими своейкарательной власти в области международного общения».[4]И связано было с развитием международного общения лиц, совершающихпреступления, и с появлением деяний, затрагивавших интересы несколькихгосударств (работорговля, фальшивомонетничество, торговля наркотиками и т. д.).
Современный диапазон преступных деяний,вызывающих «озабоченность всего международного сообщества» (формулировкаРимского статута Международного уголовного суда), беспрецедентный размахтранснациональной организованной преступности обусловливают потребностисовершенствования международного уголовного права.
В одной из новейших конвенций в этойсфере — Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средстви психотропных веществ 1988 г.[5] — дана характеристика,применимая ко всем подобным правонарушениям: «… Незаконный оборот представляетсобой международную преступную деятельность, пресечение которой требуетнеотложного и самого первоочередного внимания».
Слова «международная преступнаядеятельность» имеют обобщающее значение. Им соответствует еще одно обозначение — «преступления против международного права», что должно подчеркнуть значениемеждународного права как регулятора отношений, являющихся объектом преступныхпосягательств.
Принято деление деяний, обладающихпризнаками международной общественной опасности, на две группы: международныепреступления (преступления против мира и безопасности человечества) ипреступления международного характера (иные транснациональные преступления).
Объективно существующие потребностикоординации действий государств в предотвращении, пресечении и наказании такогорода преступлений и вместе с тем реальные возможности согласованного применениямеждународных и национальных правовых средств обусловили международноесотрудничество в сфере борьбы с преступностью.
Сотрудничество осуществляетсяпосредством использования двух взаимосвязанных механизмов, один из которых — договорной (конвенционный), т. е. он воплощается в заключаемых государствамидоговорах (конвенциях), а другой имеет организационно-правовой характер, т. е.проявляется в деятельности общих и специализированных организаций (органов,учреждений).
Заключая международные конвенции,государства в процессе сотрудничества решают следующие задачи[6]:
1) согласованная квалификацияпреступлений, представляющих международную общественную опасность;
2) договоренность о включении внациональное уголовное законодательство норм об ответственности за такого родадеяния и о соответствующем степени их тяжести наказании;
3) установление юрисдикции надпреступлениями и предполагаемыми преступниками (подозреваемыми лицами);
4) взаимодействие в процессеосуществления уголовного преследования, включая оказание правовой помощи.
Постепенно сложился значительныйкомплекс многосторонних международных конвенций, каждая из которых посвященакакому-то определенному преступлению (Международная конвенция о борьбе сзахватом заложников), либо преступлению, характеризуемому разнообразием деяний(Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихсямеждународной защитой, в том числе дипломатических агентов), либо группеоднородных преступных посягательств (Конвенция о борьбе с незаконными актами,направленными против безопасности гражданской авиации).
Нормы этих конвенций характеризуются впринципе единым (однородным) предметом регулирования, который составляютотношения между государствами, отношения с участием международных организаций иотношения государств (в определенных случаях и международных организаций, имежгосударственных органов) с индивидами в связи с предотвращением ипресечением преступной деятельности, которой присуща международная общественнаяопасность.
К совокупности норм такого родаприменяется обобщающее обозначение международное уголовное право.Нельзяне учитывать, что такой термин не является в отечественной наукеобщепризнанным. Некоторые ученые полагают, что о международном уголовном правеговорить преждевременно, поскольку оно не включает существенные компонентыквалификации состава преступления и назначения наказания, подлежащиевнутригосударственному уголовно-правовому регулированию. В ряде работмеждународное уголовное право воспринимается лишь как комплексная отрасльюридической науки. Есть и такое мнение, что международное уголовное право неявляется ни частью международного права, ни частью национального уголовногоправа, а представляет «самостоятельную отрасль права».[7]
В международном уголовном праве можнообозначить две группы норм в контексте их ориентации на субъекта.
Основную группу составляют нормы,устанавливающие взаимные правомочия и обязательства государств и некоторыхмеждународных организаций в сфере их сотрудничества в борьбе с преступностью. Имеютсяв виду правомочия и обязательства по предотвращению и пресечению международныхпреступлений и преступлений международного характера, обеспечению действияпринципа неотвратимости наказания и оказанию правовой помощи.
Вторую группу образуют те нормы, которыехарактеризуют статус и действия индивида как субъекта международногопреступления или преступления международного характера. Они включаютпредполагаемого преступника (термин многих конвенций) в механизм примененияуниверсальной юрисдикции по определенным правонарушениям, в связи с чем как бывводят индивида в сферу международного уголовного права, возлагая на него бремяответственности за совершенные деяния и вместе с тем обеспечивая емумеждународное признанные процессуальные гарантии.
Специфика международного уголовногоправа обусловливает его особенно ощутимое взаимодействие с национальнымуголовным правом, уголовно-процессуальным правом и даже суголовно-исполнительным правом. Важнейшие вопросы предотвращения и пресечениямеждународных преступлений и преступлений международного характера разрешимытолько в результате совместного применения норм международного уголовного праваи норм национального уголовного права.
2.Основные виды международных преступлений
Международная преступная деятельностьпроявляется в деяниях двоякого рода.
Наибольшую опасность представляют деяниялиц, воплощающие преступную политику государства, как бы персонифицирующиемеждународные преступления государства, т. е. агрессию, колониализм, геноцид(уничтожение групп людей по расовому, национальному или религиозному признаку),экоцид (загрязнение окружающей среды с тяжкими глобальными последствиями).
Для характеристики указанных деянийофициально используется термин преступления против мира и безопасностичеловечества; в литературе распространен термин международные преступления. Субъектамитаких преступлений вместе с государствами, несущими международную политическуюи материальную ответственность, становятся его руководители, высшие должностныелица, иные исполнители преступной политики. В отношении этих лиц компетентнынаряду с национальными судебными органами специально создаваемые государствамимеждународные судебные учреждения. В настоящее время завершается разработкаКодекса преступлений против мира и безопасности человечества[8]. 2.1Расизм
Расизм (расоваядискриминация) — любое различие, исключение, ограничение или предпочтение,основанное на признании расы, цвета кожи, родового, национального илиэтнического происхождения. Конвенция о ликвидации всех форм расовойдискриминации (1966)[9] закрепляет обязательствострого наказывать всякое распространение расистских идей, подстрекательство красовой дискриминации, а также запретить всякие организации, которые поощряютрасовую дискриминацию и подстрекают к ней (ст. 4), обязывает государствапринять меры в целях ликвидации расовой дискриминации и обеспечения равноправияв области основных политических, гражданских, социально-экономических икультурных прав человека (ст. 5) [10]. 2.2Апартеид
Апартеид (разделение,обособление) — это политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения,проводимая в отношении этнических групп населения. Генеральная Ассамблея ООНприняла Конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него(1973)[11], ст. 1 которойподчеркивает, что апартеид является преступлением против человечества. В ст. 2перечисляются деяния, составляющие преступления апартеида: лишение членов расовойгруппы права на жизнь и свободу личности путем убийства, причинения серьезныхтелесных повреждений или умственного расстройства, произвольного ареста инезаконного содержания в тюрьмах; умышленное создание таких условий, которыерассчитаны на физическое уничтожение расовой группы; принятие мерзаконодательного характера с целью воспрепятствовать участию расовой группы вполитической, социальной, экономической и культурной жизни страны. Ст. 4Конвенции обязывает государства: принять меры законодательного характера,необходимые для пресечения преступления апартеида; принять законодательные,судебные и административные меры для преследования, привлечения к суду инаказания лиц, виновных в совершении преступления апартеида.
За нарушение положений Конвенциигосударства несут ответственность, которая может выражаться в политических,экономических и иных санкциях, принимаемых по решению Совета Безопасности;Конвенция устанавливает уголовную ответственность лиц, членов организаций иучреждений, представителей государств, которые совершают преступленияапартеида, участвуют в их совершении, поощряют к совершению таких преступлений.Согласно ст. 5 Конвенции, лица, обвиняемые в совершении преступления апартеида,могут предаваться компетентному суду любого государства или Международномусуду. В борьбе против апартеида ООН создала Специальный комитет. ГенеральнаяАссамблея ООН неоднократно принимала решения о введении санкций против режимовапартеида (в ЮАР), и они принесли свои плоды. В настоящее время ни одно из государствмира официально не исповедует государственную идеологию апартеида. 2.3Геноцид
Геноцид (от гр. genos-род, племя; лат. caedere-убивать) — действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частичнокакую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу кактаковую. В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него(1948)[12] указывается, что геноцидосуществляется в формах:
а) физического истребления группнаселения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам;
б) социально-экономического воздействияна общество для вымирания всего населения или отдельных его групп;
в) биологического воздействия дляпрекращения деторождения в среде таких групп;
г) уничтожения языковых культурных идуховных основ жизни народов и этнических групп.
Геноцид является умышленныммеждународным преступлением, совершаемым группой лиц, которые осуществляютгосударственную власть или определяют ее действие. Такое преступление не можетбыть совершено по неосторожности. Вина при геноциде включает умысел. Объектомпреступления является отдельная национальная, этническая, расовая илирелигиозная группа населения. Субъектом геноцида могут быть только физическиелица. Геноцид может совершаться как в военное, так и в мирное время. Виновные всовершении этого преступления подлежат наказанию независимо от того, являютсяли они государственными деятелями, должностными или частными лицами. Они должныбыть судимы судом того государства, на территории которого совершен геноцид,или таким международным судом, который может быть создан участниками Конвенции.Государства взяли на себя обязательство выдавать лиц, обвиняемых в совершениипреступления геноцида, и не считать это преступление политическим. На лиц,виновных в геноциде, не распространяется право убежища.
Рассмотрим международные преступления напримере геноцида, поскольку это деяние распространено и в условиях вооруженныхконфликтов, и в мирное время; к тому же соответствующий состав преступлениявключен в новый УК РФ[13] (ст. 357).
В Конвенции о предупреждениипреступления геноцида и наказании за него под геноцидом понимаются (ст. II)следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью иличастично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группукак таковую:
а) убийство членов такой группы;
б) причинение серьезных телесныхповреждений или умственного расстройства членам такой группы;
в) предумышленное создание длякакой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное иличастичное уничтожение ее;
г) меры, рассчитанные на предотвращениедеторождения в среде такой группы;
д) насильственная передача детей изодной человеческой группы в другую.
Лица, совершающие геноцид, подлежатнаказанию, независимо от того, являются ли они ответственными по конституцииправителями, должностными или частными лицами.
Охарактеризуем теперь несколькоразновидностей преступлений международного характера.
Посягательства на лиц, пользующихсямеждународной защитой. Согласно ст. IКонвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихсямеждународной защитой[14], в том числедипломатических агентов, к данной категории отнесены: глава государства,включая каждого члена коллегиального органа, выполняющего функции главыгосударства в соответствии с конституцией; глава правительства во время егонахождения в иностранном государстве; министр иностранных дел в аналогичнойситуации; сопровождающие названных должностных лиц члены их семьи;представитель государства или иное должностное лицо, имеющее право наспециальную защиту; должностное лицо или иной агент межправительственноймеждународной организации, имеющие право на специальную защиту; проживающие стакими лицами члены семьи.
Конвенция квалифицирует какпреднамеренное преступление совершение одного из следующих действий:
а) убийство, похищение или другоенападение против личности или свободы лица, пользующегося международнойзащитой;
б) насильственное нападение наофициальное помещение, жилое помещение или транспортные средства такого лица,угрожающее его личности и свободе;
в) угроза любого такого нападения;
г) попытка любого такого нападения;
д) соучастие в таком нападении.
В отличие от нормы российскогоуголовного законодательства здесь предусмотрен более широкий перечень деяний ине принимается во внимание мотив действий. Конвенция презюмирует «серьезнуюугрозу поддержанию нормальных международных отношений», порождаемую любымподобным деянием.
К этому акту как бы примыкает принятая вконце 1994 г. Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Нацийи связанного с ней персонала[15] (имеются в виду иучастники миротворческих операций ООН, исключая ситуации привлечения лиц вкачестве комбатантов в случаях осуществления принудительных действий по гл. VIIУстава ООН[16], и сотрудники неправительственныхорганизаций при оказании гуманитарной помощи). Посягательства на представителейтакого персонала должны быть признаны преступлениями по национальномууголовному законодательству.
3.Виды преступлений международного характера
От международных преступлений вуказанном значении следует отграничить преступления международного характера, ккоторым относятся деяния, посягающие на интересы нескольких государств ивследствие этого также представляющие международную общественную опасность, носовершаемые лицами (группами лиц) вне связи с политикой какого-либогосударства, ради достижения собственных противоправных целей. По отношению ктаким деяниям принят и иной термин — транснациональные преступления.[17]
В числе такого рода деяний: захватзаложников; посягательства на лиц, пользующихся международной защитой; захват и(или) использование ядерного материала в противоправных целях; незаконныйоборот наркотических средств и психотропных веществ; незаконные акты,направленные против безопасности гражданской авиации и морского судоходства;пиратство на море и др. 3.1Терроризм и финансирование терроризма
Терроризм — особо опаснаяформа политической преступности. Как государственное преступление, терроризм,перешагнув границы государств, превратился в преступление международногохарактера. Он подрывает нормальные отношения между государствами, наносит ущербсамим основам мирного сосуществования, международному миру и безопасностинародов. Это смесь радикальных проявлений политической ненависти, изощреннойподлости и трусости, отрицание всего человеческого для удовлетворения амбиций(как правило, корыстных) любыми методами (политический шантаж, захватызаложников, взрывы). Он представляет собой грубое пренебрежение целями ипринципами ООН и угрожает международному миру и безопасности, основам дружественныхотношений между государствами, препятствует международному сотрудничеству иведет к уничтожению прав человека, основных свобод и демократических основобщества. Преступные акты, направленные или рассчитанные на создание обстановкитеррора среди широкой общественности, группы лиц или отдельных лиц вполитических целях, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы,какими бы ни были соображения политического, философского, идеологического,расового, этнического, религиозного или любого другого характера, которые могутприводиться в их оправдание[18].
Международный терроризм, в отличие оттерроризма внутри одного государства, характеризуется следующими особенностями:
а) подготовка преступления ведется натерритории одного или нескольких государств, а осуществляется оно на территориидругих государств;
б) совершив преступление на территорииодного государства, террорист, как правило, скрывается на территории другогогосударства;
в) террористические акты совершаютсяпротив лиц, пользующихся международной защитой;
г) международный терроризм имеетмощнейшую социальную и экономическую базу, самое современное вооружение,оснащение, информационно-психологическое и организационное обеспечение3.
Одним из актов, направленных противтерроризма, стала Конвенция ООН о предотвращении и наказании преступленийпротив лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатическихагентов (1973)[19]. К защищаемым вКонвенции лицам относятся главы государств, представители международныхорганизаций, дипломатические агенты. Опасность террористических актов заключаетсяв том, что они создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международныхотношений, которые необходимы для сотрудничества между государствами.
Международно-правовые нормы о борьбе стерроризмом[20] содержатся в следующихосновных документах: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах,совершаемых на борту воздушных судов (1963); Конвенция о борьбе с незаконнымзахватом воздушных судов (1970); Конвенция о борьбе с незаконными актами,направленными против безопасности гражданской авиации (1971) и Протокол к ней(1988); Европейская конвенция о пресечении терроризма (1977); Международнаяконвенция о борьбе с захватом заложников (1979); Конвенция о физической защитеядерного материала (1980); Конвенция о борьбе с незаконными актами,направленными против безопасности морского судоходства (1988); Протокол оборьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ,расположенных на континентальном шельфе (1988); Конвенция о маркировкепластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1991); Конвенция оборьбе с бомбовым терроризмом (1997); Конвенция о борьбе с финансированиемтерроризма (1999), Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (2005) идругие акты.
Террористические акты захлестнули мир нарубеже третьего тысячелетия. Антитеррористическая коалиция, созданная подэгидой ООН, заставила наиболее развитые страны мира вновь, как в период Второймировой войны, стать союзниками для совместной борьбы с новыми угрозамитеррористов. Цель антитеррористической коалиции — совместными усилиямивыработать меры тактического и стратегического характера по пресечению атактеррористов. Тактические меры — это научиться точно и адресно наноситьупреждающие удары по террористам и пресекать их замыслы. Стратегические — ликвидировать источники, от которых питаются и взращиваются акты террора. Варсенале контр — террористических сил должна быть не только возможность проведениябескомпромиссных и жестких силовых акций, но и принципиально новаямеждународно-правовая концепция стратегической безопасности. Глобальнаябезопасность должна строиться не на противопоставлении интересов «малых» и«больших» стран, а на законности международных отношений, реальномвзаимоуважении и гармоническом сопряжении национальных интересов всех членовмирового сообщества[21].
Наряду с универсальными международнымисоглашениями имеются и некоторые региональные соглашения по борьбе стерроризмом. Так, в 1970 г. Организация американских государств приняларезолюцию, осуждающую терроризм, от которого страдают представители иностранныхгосударств; в 1977 г. Европейский совет принял Конвенцию о борьбе стерроризмом.[22] Обстоятельный обзоросновных тенденций развития терроризма в мире, а также отдельных случаевиспользования террористами мощных взрывчатых средств содержится в ряде итоговыхдокументов «Большой восьмерки», которые определили, что терроризму не можетбыть никаких оправданий и необходимо противостоять условиям, способствующимразвитию терроризма.
Шанхайская конвенция о борьбе стерроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, заключенная Казахстаном, Китаем,Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном (2001), определяет, что актомтерроризма является:
а) преступление, признаваемоетерроризмом в любом из вышеназванных международных договоров;
б) любое деяние, направленное на то, чтобывызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, непринимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженногоконфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанестизначительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация,планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство кнему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается втом, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставитьорганы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие иливоздержаться от его совершения;
в) деяние, преследуемое в уголовномпорядке в соответствии с национальным законодательством сторон.
В Шанхайской конвенции определеныпреступления, сопутствующие терроризму.
Сепаратизм — деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, втом числе на отделение от него части территории, или дезинтеграцию государства,совершаемое насильственным путем, а равно планирование и подготовка такого деяния,пособничество его совершению, подстрекательство к нему.
Экстремизм — деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственноеудержание власти, изменение конституционного строя государства, а равнонасильственное посягательство на общественную безопасность, в том числеорганизация незаконных вооруженных формирований или участие в них.[23]
Криминогенная обстановка вынуждаетгосударства предпринимать дополнительные меры, в том числе и программногохарактера. Этому посвящены многочисленные соглашения в рамках СНГ. Ростпреступности, особенно ее организованных форм, вызывает растущее недовольствонаселения и представляет реальную угрозу национальной безопасности и процессуреформ, проводимых в суверенных государствах, а также используетсяопределенными политическими силами для нагнетания страха и недоверия к законныморганам власти и правопорядка. Терроризм стал существенным фактором усилениясоциальной напряженности, он препятствует оздоровлению финансово-экономическогоположения, упорядочению потребительского рынка, способствует деформации новыхформ экономических отношений, а также нравственно-психологической деградацииотдельных слоев населения. Набирают силу опасные процессы сращивания терроризмаи экономической преступности, главарей террористических групп скоррумпированными должностными лицами органов власти.
По существу на территории бывшего СоюзаССР сохранилось так называемое единое криминогенное пространство. Конвенция СНГо правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовнымделам (1993)[24], а также другиесоглашения служат правовой основой для сотрудничества и взаимодействия органоввнутренних дел и сил национальной безопасности государств СНГ в борьбе стерроризмом и другими формами преступности.
Подделка денежных знаков и ихраспространение наносят ущерб экономике и финансамотдельных стран. Борьба с этим преступлением — внутреннее дело каждогогосударства, однако требует усилий многих государств. Конвенция о борьбе сподделкой денежных знаков (1929)[25] предусматриваетсотрудничество государств в деле наказания лиц, которые занимаютсяизготовлением, распространением фальшивых денег, и содержит положение о выдачепреступников заинтересованному государству.
К тяжким преступлениям международногохарактера относится торговля людьми — работорговля, торговля женщинами идетьми. Работорговля, как известно, особенно процветала в XVIII-XIXвв. Наиболее важным международно-правовым актом, запрещающим торговлю рабами,явилась Конвенция относительно рабства (1926)[26]. В 1956 г. была принята Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов иобычаев, сходных с рабством. В Международном пакте о гражданских иполитических правах[27] говорится, что никто недолжен содержаться в рабстве, что рабство и работорговля запрещаются во всехвидах, включая торговлю женщинами. Еще в 1910 г. государства подписали Конвенцию о пресечении торговли женщинами, которая предусматривала наказание виновных втаких действиях, как склонение к проституции путем обмана, насилия, угрозы ивыдача их по требованию заинтересованного государства. Конвенция о борьбе сторговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1950) обязываеткаждое государство принять все необходимые меры для борьбы с этим злом (ст. 6).Конвенция подробно регулирует вопросы выдачи преступников (ст. 8). Она содержитобязательства государств сотрудничать (ст. 17, 18, 20) в целях борьбы спреступлениями. О мерах, связанных с применением настоящей Конвенции,государства ежегодно информируют Генерального секретаря ООН (ст. 21).
Одним из новейших объектовмеждународно-правового противодействия стал бомбовый терроризм.[28]
12 января 1998 г. была открыта для подписания Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом[29],которая ратифицирована Федеральным Собранием РФ и вступила в силу дляРоссийской Федерации 7 июня 2001 г. Согласно ст. 2 Конвенции любое лицосовершает преступление, «если оно незаконно и преднамеренно доставляет,помещает, приводит в действие или взрывает взрывное или иное смертоносноеустройство в пределах мест общественного пользования, государственного илиправительственного объекта, объекта системы общественного транспорта илиобъекта инфраструктуры» с намерением причинить смерть или серьезное увечье илипроизвести значительное разрушение, влекущее причинение крупного экономическогоущерба. Конвенция предполагает совмещение международных согласованных действийи мер национального характера.
Ко всем указанным разновидностямтеррористических акций относятся нормы Международной конвенции о борьбе сфинансированием терроризма 1999 г. Российская Федерация ратифицировала ее 10июля 2002 г. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 27 декабря 2002 г. Речь идет прежде всего о лицах, которые любыми методами незаконно и умышленно предоставляютсредства или осуществляют их сбор с намерением их использования при совершениидеяний, обозначенных в договорах о пресечении актов терроризма (они перечисленыв приложении к Конвенции).
Глобальная опасность международноготерроризма вызвала единодушную реакцию мирового сообщества, проявившуюся вкоординации действий с целью пресечения тягчайшего международного преступления.Об этом свидетельствуют резолюции Совета Безопасности ООН 1368 (2001) от 12сентября 2001 г. и 1373 (2001) от 28 сентября 2001 г.; им предшествовала сохраняющая актуальное значение резолюция 1269 (1999) от 19 октября 1999 г. Указанные резолюции квалифицируют любые акты международного терроризма как угрозу длямеждународного мира и безопасности и подчеркивают значение международныхантитеррористических конвенций, ориентируя государства на универсальное участиеи на обеспечение их полного осуществления.
В резолюции 1373 особо выделяются такиемеры, обязательные для всех государств, как предотвращение и пресечение финансированиятеррористических актов (этому посвящена названная выше Международная конвенцияо борьбе с финансированием терроризма), воздержание всех государств отпредоставления в любой форме поддержки организациям или лицам, замешанным втеррористических актах, обеспечение квалификации в законах террористическихактов как серьезных уголовных правонарушений с соответствующими наказаниями.Предусматриваются и такие меры, как оказание государствами друг другувсемерного содействия в связи с уголовными расследованиями или уголовнымпреследованием, относящимися к финансированию или поддержке террористическихактов, а также активизация обмена оперативной информацией и сотрудничество вадминистративных и судебных вопросах в целях предотвращения совершения такихактов и обеспечения ответственности виновных в совершении таких актов. СоветБезопасности постановил учредить комитет Совета Безопасности для контроля заосуществлением настоящей резолюции, которому государства представляют доклады оее реализации. 3.2Захват заложников
Захват заложников — это деяние, как ипосягательство на лиц, пользующихся международной защитой, характеризуется какопасный акт международного терроризма. Первоначально международное правоосуждало взятие заложников из числа гражданских лиц лишь в связи с вооруженнымиконфликтами; соответствующие нормы были включены в Конвенцию о защитегражданского населения 1949 г. и в дополнительные протоколы 1977 г.
Международная конвенция о борьбе сзахватом заложников 1979 г.[30], к которой СССРприсоединился в 1987 г., следующим образом квалифицирует это деяние (ст. 1):любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить,нанести повреждения или продолжать удерживать его для того, чтобы заставитьгосударство, международную межправительственную организацию или какое-либофизическое или юридическое лицо совершить какой-либо акт в качестве условия дляосвобождения заложника, «совершает преступление захвата заложников»;преступными признаются также попытка такого захвата и участие в захвате вкачестве сообщника. Поскольку речь идет о преступлении международногохарактера, в ст. 13 оговорено, что Конвенция не применяется в тех случаях, когдапреступление совершено в пределах одного государства, когда заложник ипредполагаемый преступник являются гражданами этого государства и когдапредполагаемый преступник находится на территории этого государства. Оговоркаданной статьи определяет рамки сотрудничества государств в борьбе с такимдеянием, однако не препятствует государству предусмотреть в своем уголовномзаконодательстве ответственность за любые акты захвата заложников.
3.3Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ
Незаконные операции с наркотиками напротяжении многих десятилетий были объектом международно-правового воздействия.Применяемые ныне Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г.[31](с поправками, оформленными Протоколом 1972 г.) и Конвенция о психотропных веществах 1971 г.[32] охватывают широкийспектр правового регулирования, включая меры контроля над этими средствами ивеществами, меры борьбы против таких правонарушений, как культивирование ипроизводство, хранение, продажа, покупка, ввоз и вывоз наркотических средств ипсихотропных веществ в нарушение существующих правил. Новыймеждународно-правовой акт — Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборотанаркотических средств и психотропных веществ, принятая в 1988 г.[33]и подписанная СССР 19 января 1989 г., — провозглашает искоренение незаконногооборота коллективной обязанностью государств. В ст. 3 дан подробный переченьдействий, преднамеренное совершение которых квалифицируется как уголовноепреступление. В числе наиболее серьезных — производство, изготовление,экстрагирование, распространение, продажа, поставка на любых условиях,переправка, транспортировка, импорт или экспорт любого наркотического веществаили психотропного средства в нарушение Конвенций 1961 и 1971 гг., которыесохраняют силу, а также культивирование опийного мака, кокаинового листа,растения каннабис в целях незаконного производства наркотических средств и др. Противоправнымисчитаются публичное подстрекательство или побуждение других к совершениюподобных правонарушений, вступление в преступный сговор с целью совершениятаких действий.
Российское уголовное законодательствопредусматривает уголовную ответственность за такие деяния, как незаконноеизготовление, приобретение, хранение, перевозку либо сбыт наркотических средствили психотропных веществ, за их хищение, за склонение к их потреблению, занезаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотическиевещества (ст. 228-231 УК РФ). Комплексное значение имеет Федеральный закон от 8января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»[34].Он устанавливает основы государственной политики в сфере оборота наркотическихсредств и психотропных веществ и в области противодействия их незаконномуобороту. Регламентация сопровождается отсылками к международным конвенциям.3.4. Пиратство
Пиратство также являетсяпреступлением, носящим международный характер. Оно было широко распространено вдревности и средневековье. Однако пиратские нападения совершаются и в наши дни.Определение пиратства содержится в Конвенции ООН по морскому праву (1982)[35],согласно которой под пиратством понимается: а) любой неправомерный акт насилия,задержания или любой грабеж, совершаемые с личными целями экипажем илипассажирами частновладельческого судна (летательного аппарата); б) любой актдобровольного участия в использовании судна (летательного аппарата) в целяхосуществления указанных в п. «а» неправомерных действий; в) любое деяние,являющееся подстрекательством или сознательным содействием актам пиратства (ст.101). Конвенция обязывает все государства сотрудничать в деле пресеченияпиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикциикакого-либо государства (ст. 100).
Любое государство может захватитьпиратское судно (летательный аппарат), арестовать его экипаж, захватитьимеющееся на нем имущество (ст. 105). Захват судна за пиратство можетсовершаться только военным кораблем или военным летательным аппаратом,состоящими на государственной службе и специально на то уполномоченными (ст.107). Ни одно государство не должно предоставлять убежища пиратским судам и ихэкипажам. Пиратские суда под любым флагом и с любым национальным экипажем могутпреследоваться в открытом море, быть захвачены и в случае сопротивленияпотоплены военными кораблями любой державы. При захвате пиратского судна егоэкипаж подвергается наказанию по законам захватившего государства (ст. 105).Само судно и имущество конфискуются захватившим государством или возвращаютсязаконным собственникам.3.5 Воздушное пиратство
Воздушное пиратство — захват воздушных судов — преследуется государствами согласно Гаагской конвенциио борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970)[36],которая устанавливает, что любое лицо на борту воздушного судна, находящегося вполете, которое незаконно, путем насилия или угрозы применения насилиязахватывает это воздушное судно или осуществляет над ним контроль, совершаетпреступление (ст. 1). Каждое государство взяло на себя обязательство применятьв отношении такого преступления суровые меры наказания (ст. 2). В Конвенцииговорится о возможности выдачи преступника соответствующему государству иустанавливается, что каждое государство может рассматривать данную Конвенциюкак основание для выдачи (ст. 8). Недостатком Конвенции является то, что в нейне предусмотрена обязательная выдача лиц, совершивших незаконный захватвоздушного судна. Если государство, на территории которого находитсяпреступник, не выдает его, это государство обязано сурово его наказать всоответствии со своим национальным законодательством (ст. 7). Основная цель Конвенции- обеспечить неотвратимость наказания лиц, виновных в незаконном захватевоздушных судов. Мотивы совершения таких действий не считаются обстоятельством,освобождающим преступника от ответственности. Конвенцией предусматриваетсятакже, что органы государства, на территории которого совершил посадку угнанныйсамолет, должны без задержки возвратить соответствующему государству воздушноесудно, груз, пассажиров и экипаж. Нормы Конвенции должны применяться ко всемслучаям незаконного захвата воздушных судов, как при международных перевозках,так и при полетах по внутренним авиалиниям.
Конвенция о борьбе с незаконными актами,направленными против безопасности гражданской авиации (1971)[37],ст. 1 которой устанавливает, что любое лицо совершает преступное деяние, если незаконнои преднамеренно совершает акт насилия в отношении лица, находящегося на бортувоздушного судна в полете, и если такой акт может угрожать безопасности этогосудна; разрушает воздушное судно, находящееся в эксплуатации, или причиняетэтому воздушному судну повреждение, которое выводит его из строя или можетугрожать его безопасности в полете; помещает на воздушное судно, находящееся вэксплуатации, устройство или вещество, которое может разрушить такое судно илипричинить ему серьезное повреждение; разрушает или повреждает аэронавигационноеоборудование или вмешивается в его эксплуатацию, если такой акт может угрожатьбезопасности воздушных судов в полете; сообщает заведомо ложные сведения,создавая тем самым угрозу безопасности воздушного судна в полете. Каждоегосударство обязано принять в отношении названных преступлений суровые мерынаказания. Исходя из этого, государство принимает необходимые меры длязаключения преступника под стражу и для производства предварительногорасследования. Конвенции предусматривают либо выдачу преступниказаинтересованному государству, либо его уголовное преследование компетентнымиорганами того государства, на территории которого оказался преступник.Существование многосторонних конвенций по борьбе с незаконным захватомвоздушных судов не исключает заключения двусторонних соглашений междугосударствами. 3.6.Транснациональная организованная преступность
Конвенция ООН против транснациональнойорганизованной преступности[38], открытая для подписанияв декабре 2000 г., имеет своей целью, как сказано в ст. 1, содействие в делеболее эффективного предупреждения транснациональной организованной преступностии борьбы с ней. Самыми существенными нормами Конвенции являются положения окриминализации таких деяний, как участие в организованной преступной группе(ст. 5), отмывание доходов от преступлений (ст. 6) и коррупция (ст. 8),воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 23). В каждой из названныхстатей фиксируются обязательства государств-участников приниматьзаконодательные и иные меры с тем, чтобы признать в качестве уголовнонаказуемых определенные деяния, совершенные умышленно (дан перечень).Характеристика криминализируемых деяний дополняется мерами, ориентированными наустановление внутреннего режима регулирования и надзора и на обеспечениеэффективных действий государственных органов. Включены положения осотрудничестве правоохранительных органов различных государств. В соответствиисо сложившимися в международном праве принципами решены вопросы юрисдикции, втом числе универсальной уголовной юрисдикции, выдачи, передачи осужденных лиц,иных форм взаимной правовой помощи, совместных расследований, передачиуголовного производства.
Отдельные нормы Конвенции ООН против транснациональнойорганизованной преступности характеризуются предметными связями с такимидокументами Совета Европы, как Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии иконфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. и Уголовно-правоваяконвенция о коррупции 1999 г. (последняя имеет содержательные стыки сГражданско-правовой конвенцией о коррупции 1999 г.). В них совмещены меры,которые должны быть предприняты на национальном уровне, и меры в сферемеждународного сотрудничества. В главе о национальных мерах важное местозанимают юридические оценки различных форм взяточничества (подкупа) сразграничением активного и пассивного взяточничества (подкупа). В этомконтексте характеризуется взяточничество (активное и пассивное) государственныхдолжностных лиц, членов представительных органов, должностных лиц иностранныхгосударств и международных организаций, судей и служащих международных судов, атакже взяточничество в частном секторе. В главе о международном сотрудничестверечь идет об оказании взаимной помощи в связи с расследованием коррупционныхпреступлений и осуществлением судопроизводства. Интересным предписанием даннойКонвенции, как и ряда других международных актов, является обязательство сторонне рассматривать банковскую тайну как основание для отказа в сотрудничестве.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что международноеуголовное право — это обобщающее юридическое понятие, которое представляетсобой комплексную правовую категорию, объединяющую нормы нескольких отраслеймеждународного публичного права и включающую некоторые элементы частного права.Эти элементы объединены общей направленностью, выражающейся в совместных мерахгосударств, предпринимаемых для борьбы с уголовной преступностью.
Международное уголовное право включает всвой предмет нормы как материального, так и процессуального уголовного права.Оно в равной степени противостоит преступлениям, которые посягают как нанациональный, так и на международный правопорядок.
Для международного уголовного права, вотличие от ряда других его отраслей не осуществлена кодификация, а сохраняетсямножественность договорных актов.
Для большинства государств этимидокументами являются конвенции, регламентирующие сотрудничество в борьбе спреступностью, межгосударственные взаимоотношения в целях предотвращения инаказания опасных для международного сообщества либо для нескольких государствдеяний.
Международная преступная деятельностьпроявляется в деяниях двоякого рода.
Наибольшуюопасность представляют деяния лиц, воплощающие преступную политику государства,как бы персонифицирующие международные преступления государства, т. е.агрессию, колониализм, геноцид (уничтожение групп людей по расовому,национальному или религиозному признаку), экоцид (загрязнение окружающей среды стяжкими глобальными последствиями).
Отдельно выделяют преступлениямеждународного характера, к которым относятся деяния,посягающие на интересы нескольких государств и вследствие этого такжепредставляющие международную общественную опасность, но совершаемые лицами(группами лиц) вне связи с политикой какого-либо государства, ради достижениясобственных противоправных целей. По отношению к таким деяниям принят и инойтермин – транснациональные преступления.
Вчисле такого рода деяний: захват заложников; посягательства на лиц,пользующихся международной защитой; захват и (или) использование ядерногоматериала в противоправных целях; незаконный оборот наркотических средств ипсихотропных веществ; незаконные акты, направленные против безопасностигражданской авиации и морского судоходства; пиратство на море и др.
Из всего вышесказанного можно сделатьвывод, что борьба с преступностью является важным аспектом в жизни каждогогосударства в отдельности и всего мира в целом.
Библиография
Нормативныеакты
1. Единаяконвенция о наркотических средствах 1961 года (Заключена в г. Нью-Йорке30.03.1961) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций,заключенных СССР с иностранными государствами.- Вып. XXIII.- М., 1970.- С. 105- 136.
2. Кодекспреступлений против мира и безопасности человечества (Проект) (Принят в 1954 г. на 6-ой сессии Комиссии международного права ООН) // Международное публичное право. Сборникдокументов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996. С. 35 — 36.
3. Конвенцияо безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с нейперсонала (Принята в г. Нью-Йорке 09.12.1994 Резолюцией 49/59 на 84-омпленарном заседании 49-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующеемеждународное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международногоправа, 1997.- С. 51 — 60.
4. Конвенцияо борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Заключена в г. Гааге16.12.1970) // Борьба с терроризмом касается каждого. Библиотечка«Российской газеты».- Вып. 13.- М., 2003.- С. 126 — 130.
5. Конвенцияо борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданскойавиации (Заключена в г. Монреале 23.09.1971) // Борьба с терроризмом касаетсякаждого. Библиотечка «Российской газеты».- Вып. 13.- М., 2003.- С.145 — 150.
6. Конвенцияо ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966) // Вед. ВС СССР.- 1969.- №25.- Ст. 219
7. Конвенцияо неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям противчеловечества (Принята в г. Нью-Йорке 26.11.1968 Резолюцией 2391/XXIII на1727-ом пленарном заседании 23-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН) //Действующее международное право.- Т. 3.- М.: Московский независимый институтмеждународного права, 1997.- С. 14 — 17.
8. Конвенцияо предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихсямеждународной защитой, в том числе дипломатических агентов (Принята в г.Нью-Йорке 14.12.1973 Резолюцией 3166 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН) //Действующее международное право.- Т. 3.- М.: Московский независимый институтмеждународного права, 1997.- С. 18 — 23.
9. Конвенцияо предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Заключена09.12.1948) // Действующее международное право. Т. 2.- М.: Московскийнезависимый институт международного права, 1997.- С. 68 — 71.
10. Конвенцияо психотропных веществах (Заключена в г. Вене 21.02.1971) // Сборникдействующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностраннымигосударствами. Вып. XXXV.- М., 1981. С. 416 — 434.
11. КонвенцияОрганизации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборотанаркотических средств и психотропных веществ (Заключена в г. Вене 20.12.1988)// Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII.-М., 1994.- С. 133 — 157.
12. КонвенцияОрганизации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (Заключена в г.Монтего-Бее 10.12.1982) // Бюллетень международных договоров.- 1998.- N 1.- С.3 — 168.
13. Конвенцияотносительно рабства, подписанная в Женеве 25 сентября 1926 года, сизменениями, внесенными Протоколом от 7 декабря 1953 года // Сборникдействующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностраннымигосударствами. Вып. XVIII.- М., 1960.- С. 274 — 279.
14. Конвенцияпротив транснациональной организованной преступности (Принята в г. Нью-Йорке15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессииГенеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень международных договоров.- 2005.- N 2.-С. 3 — 33.
15. Международнаяконвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Принята в г. Нью-Йорке 15.12.1997Резолюцией 52/164 на 72-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) //Бюллетень международных договоров.- 2001.- N 11.- С. 5 — 14
16. Международнаяконвенция о борьбе с захватом заложников (Принята 17.12.1979 Резолюцией 34/146Генеральной Ассамблеи ООН) // Сборник международных договоров СССР.- Вып.XLIII.- М., 1989.- С. 99 — 105.
17. Международнаяконвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него (Принята в г.Нью-Йорке 30.11.1973 Резолюцией 3068/XXVIII на 2185-ом пленарном заседании28-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свободчеловека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990.- С. 103 — 109.
18. Международнаяконвенция по борьбе с подделкой денежных знаков (Заключена в г. Женеве20.04.1929) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций,заключенных СССР с иностранными государствами.- Вып. VII.- М., 1933.- С. 40 — 53.
19. Международныйпакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200(XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) //Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.:Юридическая литература, 1990.- С. 32 — 53.
20. Уголовныйкодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.07.2009) // СЗРФ. – 1996.- N 25.- Ст. 2954.
21. УставМеждународного военного трибунала для Дальнего Востока (Принят в г. Токио19.01.1946) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций,заключенных СССР с иностранными государствами.- Вып. XII.- М., 1956.- С. 79 — 86.
22. УставМеждународного военного трибунала для суда и наказания главных военныхпреступников европейских стран оси // Действующее международное право. Т. 3.-М.: Московский независимый институт международного права, 1997.- С. 763 — 770.
23. УставОрганизации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) //Международное публичное право. Сборник документов.- Т. 1.- М.: БЕК, 1996.- С. 1- 2, 227 — 237, 401 — 404. (Извлечения)
24. Федеральныйзакон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009) «Онаркотических средствах и психотропных веществах» // СЗ РФ.- 1998.- N 2.-Ст. 219.
Литератураобщего содержания
25. АдельханянР.Признаки террористического преступления помеждународному праву // Российская юстиция .- 2002 .
26. ГлотоваС. В. Международныйтерроризм как международное преступление С. В. Глотова // Вестник Московскогоуниверситета. Сер. 11, Право .- 2005 .
27. ГубинВ.Ф. Расоваядискриминация: Реакционная сущность и международная противоправность. М., 1979.
28. КибальникА. Г.Современное международное уголовное право: Понятие, задачи и принципы. М.,2003.
29. МартенеФ. Современноемеждународное право цивилизованных народов. СПб., 1905.
30. Международноеправо: учеб. для вузов / И. Н. Глебов. — М.: Дрофа, 2006.
31. Международноеправо: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Г. В. Игнатенко ипроф. О. И. Тиунов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2006.
32. Международноеуголовное право: Учеб. пособие для вузов /; РАН; Ин-т государства и права; Подобщ. ред. В.Н.Кудрявцева .- М: Наука, 1999 .
33. Международныйтерроризм:Истоки и противодействие / Под ред. Е.С.Строева, Н.П.Патрушева. СПб., 2001.
34. МурановА. И. Исполнениеиностранных судебных и арбитражных решений: Компетенция российских судов.М.,2002.
35. НайерА. Военныепреступления: Геноцид. Террор. Борьба за правосудие. М., 2000.