Реферат по предмету "Государство и право"


Виды и классификация пособий

Введение
Система государственных пособий в Российской Федерации в последниегоды претерпела значительные изменения, обусловленные социально-экономическимипреобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферахобщественной жизни – экономике, политике, социальной структуре общества и др.
Несмотря на сложные экономические условия государством принималисьи принимаются меры, направленные на смягчение отрицательных последствийинфляции, безработицы, а также на частичную компенсацию потерь наиболеенуждающимся группам населения с целью усиления социальной поддержки семей с детьми,инвалидов, лиц, потерявших работу, и других категорий граждан. Однако действиясо стороны государства, к сожалению, не могут полностью преодолеть кризис всоциальной сфере, поскольку вплоть до недавнего времени эффективностьподавляющего большинства социальных программ оставалась крайне низкой, авыделяемые из бюджета средства «распылялись» и не всегда доходили до своихадресатов.
В настоящий момент назрела настоятельная необходимость внесениякоренных изменений в государственную социальную политику, которые должныспособствовать выработке новых действенных механизмов, обеспечивающих болеерациональное использование финансовых средств, выделяемых на социальную защитуграждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по не зависящим от нихпричинам, а также адресное предоставление пособий и компенсационных выплат науровне не ниже прожиточного минимума именно тем гражданам, которыедействительно в них остро нуждаются.
Цель работы: исследование института Права социального обеспечения – социальныепособия.
Объектом исследованияявляется понятие и общественная значимость социальных пособий.
Задачи исследования:
1) дать общую характеристику социальных пособий;
2) на примере конкретных пособий рассмотреть: методы определенияразмеров пособий и порядок работы отделов Управления социальной защиты по назначению и выплатесоциальных пособий, льгот и компенсаций.

1. Виды и классификация пособий
 
В настоящее время в Российской Федерации действует достаточноразветвленная система государственных пособий и компенсационных выплат.
Существуют следующие виды пособий:
1) пособие по временной нетрудоспособности;
2) пособия гражданам, имеющим детей: пособие по беременности иродам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинскихучреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рожденииребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком додостижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка;
3) пособие по безработице;
4) единовременные пособия гражданам при возникновениипоствакцинального осложнения;
5) единовременное пособие медицинским работникам, заразившимсявирусом иммунодефицита человека при исполнении служебных обязанностей;
/>6) единовременное пособиегражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;
7) социальное пособие на погребение;
8) пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональнымзаболеванием;
9) социальным пособия гражданам, уволенным с военной службы;
Пособия следует отличать от компенсационных выплат, которыеадресованы относительно узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке ипомощи по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.
Российское законодательство предусматривает несколько видовкомпенсационных выплат (иногда при этом называя их пособиями или субсидиями):
1) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющимуход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма сорганизациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу заребенком;
2) студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках помедицинским показаниям;
3) неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход занетрудоспособными гражданами;
4) неработающим женам лиц рядового и начальствующего составаорганов внутренних дел в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствуетвозможность их трудоустройства;
5) пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу поконтракту, в период их проживания вместе с супругами в местностях, где онивынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи сотсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей;
6) на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемнойсемье;
/>7) на питание обучающимсяв государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учрежденияхначального и среднего профессионального образования;
8) единовременное пособие вынужденным переселенцам;
9) единовременное пособие беженцам;
10) отдельным категориям инвалидов (на санаторно-курортноелечение, на бензин и техническое обслуживание транспортных средств, натранспортное обслуживание);
11) на оплату жилья и коммунальных услуг.
В отличие от пенсий, выступающих в качестве постоянного иосновного источника средств к существованию, пособия, как правило, являютсяпомощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением косновному источнику средств к существованию (заработку или пенсии).
Многочисленные пособия в системе социального обеспечения могутбыть классифицированы по различным основаниям:
1) по целевому назначению;
– пособия, компенсирующие заработок полностью или частично;
– пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь;
2) по продолжительности выплаты пособия:
– единовременные;
– периодические (ежемесячные);
3) по родам социального обеспечения, к которым относятся те илииные пособия:
– пособия по обязательному социальному страхованию;
– пособия по государственной социальной помощи;
4) по источнику выплаты пособия:
– из социальных внебюджетных фондов;
– из федерального бюджета и т.д.
Перечислим основные виды пособий, предусмотренные действующимзаконодательством, и нормативные акты, которыми регулируются условия и порядоких предоставления.
1. Пособие по временной нетрудоспособности:
Предоставление данного пособия регулируется Положением о порядкеобеспечения пособиями по государственному социальному страхованию.
2. Пособия гражданам, имеющим детей:
а) пособие по беременности и родам;
б) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинскихучреждениях в ранние сроки беременности;
в) единовременное пособие при рождении ребенка;
г) ежемесячное пособие за период отпуска по уходу за ребенком додостижения им возраста полутора лет;
д) ежемесячное пособие на ребенка. Условия и порядокпредоставления указанных пособий регламентируются Федеральным законом от 19 мая1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. идоп.).
Пособие по безработице. Основными нормативными актами, регулирующимиусловия и порядок предоставления данного пособия, являются Закон РФ от 19апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» в ред.Федерального закона от 20 апреля 1996 г. №36-ФЗ (с последующими изм. идоп.).
Единовременные пособия гражданам при возникновениипоствакцинального осложнения. Право граждан на выплату этих пособий установлено ст. 18и 19 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактикеинфекционных болезней» (с последующими изм.). Перечень поствакцинальныхосложнений, дающих право гражданам на получение пособий, утвержденпостановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 г. №885, а Порядоквыплаты этих пособий определен постановлением Правительства РФ от 27 декабря2000 г. №1113.
Единовременное пособие медицинским работникам, заразившимсявирусом иммунодефицита человека при исполнении служебных обязанностей. Правомедицинских работников на получение указанного пособия установлено Федеральнымзаконом от 30 марта 1995 г. №38-ФЗ «О предупреждении распространения вРоссийской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека(ВИЧ-инфекции)» (с последующими изм. и доп.).
Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы стерроризмом. Меры правовой и социальной защиты лиц, участвующих в борьбе стерроризмом, в том числе и право на получение единовременных пособий в случае причинениявреда здоровью или смерти, в настоящее время установлены Федеральным законом от25 июля 1998 г. №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», а до его принятия вопросысоциальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных спроведением мероприятий по борьбе с терроризмом, регулировались постановлениемПравительства РФ от 22 января 1997 г. №58.
Согласно указанному Закону в случае гибели при проведенииконтртеррористической операции лица, принимавшего участие в борьбе стерроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении,выплачивается единовременное пособие; в случае, если лицо, принимавшее участиев борьбе с терроризмом, при проведении операции получило увечье, повлекшее засобой наступление инвалидности, а в случае, если данное лицо получило ранение,не повлекшее за собой наступление инвалидности, ему выплачиваетсяединовременное пособие.
Социальное пособие на погребение. Выплата указанного единовременного пособияпредусмотрена Федеральным законом от 12 января 1996 г. №8-ФЗ «О погребениии похоронном деле» (с последующими изм. и доп.). Оно выплачивается в случае,если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников,иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшегона себя обязанность осуществить погребение умершего, в размере, равномстоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг попогребению, установленному Законом,
Пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональнымзаболеванием. Правовое регулирование обеспечения страховыми пособиями в связи снесчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниямиосуществляется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Обобязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний» и иными нормативными актами, прежде всего – постановлениямиПравительства РФ, письмами, постановлениями и приказами ФСС РФ.
/>Обеспечение пострахованию осуществляется, в частности, в виде выплаты застрахованному либолицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти,единовременного пособия (страховой выплаты) и ежемесячного пособия. Размерединовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утратызастрахованным профессиональной трудоспособности исходя из 60-кратногоминимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на деньтакой выплаты; в случае смерти застрахованного пособие устанавливается вразмере, равном 60-кратному минимальному размеру оплаты труда, установленномуна день такой выплаты. Размер ежемесячной страховой выплаты (пособия),определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного донаступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты импрофессиональной трудоспособности.
Социальные пособия гражданам, уволенным с военной службы.
Законом от 27 мая 1998 г. (ст. 23) установлены следующиевиды пособий:
1. Военнослужащим по контракту при увольнении с военной службы подостижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состояниюздоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачиваетсяединовременное пособие при общей продолжительности военной службы:
а) менее 10 лет – в размере пяти окладов денежного содержания;    
б) от 10 до 15 лет – в размере 10 окладов денежного содержания;
в) от 15 до 20 лет – в размере 15 окладов денежного содержания;
г) 20 лет и более – в размере 20 окладов денежного содержания.
2. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту,имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным своенной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военнойслужбе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиямибез права на пенсию, в течение пяти лет выплачивается ежемесячное социальноепособие в размере.
Пособия следует отличать от компенсационных выплат. Эти выплатыадресованы относительно узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке ипомощи по обстоятельствам, не зависящим от гражданина. В некоторых случаяхзаконодатель прямо называет их таковыми, а в некоторых применяет иные термины(например, «пособие»), но предусматривает их компенсационный характер.

2. Порядок назначения и выплаты отдельных видов пособий
 
2.1 Методы определения размеров пособий
Действующее законодательство не содержит единого порядкаопределения размеров пособий и предусматривает для этого несколько способов.
1) Определение размеров пособий исходя из твердей (базовой) суммы.Такимобразом определяются как правило, размеры тех пособий, которые по своемуцелевому назначению должны компенсировать дополнительные расходы ивыплачиваются наряду с другими источниками дохода (заработок, пенсия и т.д.),единовременное пособие по случаю рождения ребенка, пособие на погребение и др.
В качествебазовой суммы для определения размеров социальных выплат продолжительное времяиспользовался минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Например, размер пособийгражданам, имеющим детей, устанавливался следующим образом: единовременноепособие по случаю рождения ребенка – 15 МРОТ, пособие на время отпуска по уходуза ребенком до полутора лет-2 МРОТ ежемесячно, пособие на ребенка дошестнадцати лет – 70% от МРОТ ежемесячно и т.д. Но поскольку МРОТ был оченьнизок, Федеральным законом «О порядке установления размеров стипендий исоциальных выплат в Российской Федерации» было предусмотрено, что размерыстипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в РоссийскойФедерации, определенные в соответствии с законодательством РФ в зависимости отминимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (в денежномвыражении).
При этом минимальные размеры стипендий, пособий и другихобязательных социальных выплат устанавливаются ежегодно федеральным законом.Так, на 2001 г. базовая сумма для определения социальных выплат былаустановлена в размере 100 рублей в месяц, а с 1 января 2002 с размеры отдельныхвидов пособий были увеличены в 2,5–3 раза. Однако и при таком способеопределения размеров пособий их размеры никак не привязаны к прожиточномуминимуму.
2) Определение размера пособий исходя из прожиточного минимума. Для отдельных видовпособий закон прямо предусматривает определение их размера исходя изпрожиточного минимума. Это пособия, которые предоставляются с целью обеспечитьхоть какой-то источник средств к существованию при отсутствии заработка илииного дохода. Так, размер пособия по безработице может составлять 20,30/> или 40% величиныпрожиточного минимума, начисленного в субъекте Российской Федерации в установленномпорядке.
3) Определение размера пособия исходи из заработка получателяпособим. Такимобразом определяются размеры тех пособий, которые по своему целевому назначениюпризваны заменить (полностью или частично) временно утраченный заработокполучателя этого пособия. К числу таких пособий относятся: пособие по временнойнетрудоспособности, которое устанавливается в размере от 60 до 100% от среднегозаработка получателя пособия; пособие по беременности и родам, котороеназначается в размере среднего заработка (денежного довольствия, стипендии)женщины на время ее отпуска по беременности и родам; пособие по безработице дляграждан, которые за последние 12 месяцев перед признанием их безработнымиотработали не менее 26 календарных недель работы на условиях полного рабочеговремени, назначаемое в размере от 75 до 45% от заработка получателя пособия.
2.2 Понятие, характеристика, основания выдачи и размер пособия по временнойнетрудоспособности
 
Пособие по временной нетрудоспособности является одним из важнейшихвидов социального обеспечения. Его предоставление регулируется Положением опорядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию.Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. №508 «О размере пособия повременной нетрудоспособности» и рядом актов Минтруда России и ФСС РФ.
Право на пособие имеют лица, работающие по трудовому договору, атакже граждане, которые в период своей деятельности подлежат обязательномугосударственному социальному страхованию. К их числу относятся адвокаты, старатели,члены кооперативов, фермеры, лица, занимающиеся предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица, и др. Пособие выплачиваетсятакже лицам, признанным в установленном порядке безработными.
Пособие по временной нетрудоспособности финансируется из средствФСС РФ, а также ассигнований из бюджетов. Лица, работающие по трудовомудоговору, освобождены от обязанности вносить взносы на данный вид страхования,однако неуплата работодателем взносов не лишает наемных работников права наполучение пособий по временной нетрудоспособности. Поэтому данное пособиепредоставляется им на неэквивалентной основе; не в обмен на труд и не в обменна взносы.
Итак, пособие по временной нетрудоспособности – это выплата,предоставляемая лицам, работающим по трудовому договору, и иным лицам,подлежащим государственному социальному страхованию, а также безработным из ФССРФ или бюджета в установленных законом случаях, препятствующих выполнениюработы или иной деятельности, в размерах, пропорциональных заработку, иномудоходу или в твердой сумме.
/>К числу фактов,порождающих возникновение правоотношений по поводу выплаты данного пособия,относится не только сам факт наступления временной нетрудоспособности субъектаправа на пособие, но и иные ситуации, установленные в законодательстве. Пообщему правилу временная нетрудоспособность порождает право на соответствующеепособие, если она наступила в период работы. В отдельных случаях выплатапособий производится, если временная нетрудоспособность, длящаяся свыше месяца,или отпуск по беременности и родам наступили в течение месячного срока послеувольнениях работы по уважительным причинам, а также заболевшим в течениемесячного срока после увольнения с военной службы по призыву.
а) при заболевании (травме), связанной с утратой трудоспособности;
б) при санаторно-курортном лечении;
в) при болезни члена семьи в случае необходимости ухода за ним;
г) при карантине;
д) при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезомили профессиональным заболеванием;
е) при протезировании с помещением в стационарпротезно-ортопедического предприятия.
Как считают Е.Е. Мачульская и Ж. А, Горбачева, к пособиям по:временной нетрудоспособности по существу следует также относить и пособие побеременности и родам, которое входит в число пособий гражданам, имеющим детей.
/>Право на пособие возникает только в случаеподтверждения факта временной нетрудоспособности больничным листком (листкомнетрудоспособности), который должен быть оформлен в соответствии с Инструкциейо порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособностьграждан.
Право выписывать листки нетрудоспособности имеют только лечащиеврачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения наосновании лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности припредъявлении гражданином, документа, удостоверяющего личность.
При заболеваниях и травмах лечащий врач выдает листокнетрудоспособности единолично и единовременно на срок до 10 календарных дней ипродлевает его на срок до 30 календарных дней с учетом утвержденных МинздравомРоссии ориентировочных сроков временной нетрудоспособности при различныхзаболеваниях и травмах. Врачи, занимающиеся частной медицинской практикой внелечебно-профилактического учреждения, имеют право выдавать документы,удостоверяющие временную нетрудоспособность, на срок не более 30 дней.
Если временная нетрудоспособность длится более 30 дней, то решениевопроса о дальнейшем лечении принимается клинико-экспертной комиссией (КЭК), назначаемойруководителем медицинского учреждения. По решению КЭК, при благоприятномклиническом и трудовом прогнозе, листок нетрудоспособности может быть продлендо полного восстановления трудоспособности. Документ, удостоверяющийнетрудоспособность при заболеваниях (травмах), должен оформляться в деньустановления нетрудоспособности, включая праздничные и выходные дни. Недопускается указание в нем прошедших дней, за которые больной не былосвидетельствован врачом
/>В случае болезни членасемьи больничный лист предоставляется лицу, непосредственно осуществляющемууход. Сроки выдачи листков нетрудоспособности по уходу за больным членом семьизависят от его возраста, условий лечения (амбулаторные или стационарные),диагноза и других причин, например: при болезни взрослого члена семьи илиподростка старше 15 лет, проходящих лечение в амбулаторных условиях, – на срокне более трех дней, а по решению КЭК – до семи дней; при стационарном леченииребенка до семи лет – на весь срок лечения, старше семи лет – по заключению КЭКо необходимости ухода.
Особые правила выдачи документов, удостоверяющих временнуюнетрудоспособность, действуют при санаторно-курортном лечении, при карантине ив случае протезирования с помещением в стационар.
/>Пособие по временнойнетрудоспособности выплачивается с первого дня утраты трудоспособности до еевосстановления или установления инвалидности. При наступлении временнойнетрудоспособности во время следования к месту работы пособие назначается, еслигражданин в этот период имел право на заработную плату, суточные, оплатурасходов по переезду.
При бытовой травме пособие предоставляется с шестого днянетрудоспособности. Но если травма явилась результатом стихийного бедствия либоанатомического дефекта пострадавшего, пособие выплачивается за весь периоднетрудоспособности.
Особые правила действуют в случае заболевания в период отпуска.При заболевании во время пребывания в ежегодном оплачиваемом отпуске пособиевыдается за все дни, удостоверенные больничным листком. Если же болезньнаступила во время отпуска без сохранения заработной платы или отпуска по уходуза ребенком, пособие не назначается.
Пособие при санаторно-курортном лечении назначается, еслипродолжительности отпуска недостаточно для лечения и проезда в санаторий иобратно и если путевка выдана за счет средств социального страхования, однаконекоторым категориям Граждан (например, больным туберкулезом) пособие выдаетсянезависимо от того, за чей счет приобретена путевка.
При уходе за членом семьи пособие по временной нетрудоспособностивыплачивается за все дни, удостоверенные больничным листком.
Существуют особые правила назначения пособия при заболеваниитуберкулезом, в период временной приостановки работы, во время военного илиучебного сбора, при отстранении от работы, при карантине и в некоторых других случаях.
Пособие не предоставляется в следующих случаях: умышленного причинениявреда здоровью с целью уклонения от работы; заболевания или травмы, полученнойпри совершении преступления, в состоянии алкогольного опьянения; во времянахождения под арестом и др. Лица, совершившие прогул без уважительных причинперед наступлением временной нетрудоспособности, нарушающие режим,установленный врачом, или не являющиеся без уважительных причин в назначенныйсрок на врачебный осмотр или на освидетельствование в КЭК, лишаются пособия стого дня, когда было допущено нарушение.
Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднеешести месяцев со дня восстановления трудоспособности или установленияинвалидности, при этом пособие за прошлое время выдается не более чем за 12месяцев до дня обращения за ним. При обращении за пособием по истечениишестимесячного срока оно может быть выплачено лишь в исключительных случаях приналичии уважительных причин.
Размеры пособия по временной нетрудоспособности зависят отпродолжительности непрерывного трудового стажа ко дню ее наступления. Пособиевыплачивается в размере:
1) 100% заработка при непрерывном стаже восемь и более лет;
2) 80% заработка – при стаже от пяти до восьми лет (за исключениемкруглых сирот в возрасте до 21 года);
3) 60% заработка – при стаже до пяти лет.
/>Установлен целый рядисключений, когда пособие по временной нетрудоспособности выплачивается вразмере 100% заработка независимо от продолжительности непрерывного трудовогостажа. Работникам, имеющим на своем иждивении трех и более детей, не достигших16 (учащихся – 18) лет, кроме уволенных за виновные действия; работникам,заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную аварией на Чернобыльской АЭСи ее последствиями; инвалидам Великой Отечественной войны и приравненным к нимпо льготам инвалидам и в некоторых других случаях. Особые правила применяютсяпри исчислении размера пособия по уходу за ребенком, не достигшим 14 лет.
Пособие рассчитывается из заработка, включая все виды оплаты накоторые начисляются страховые взносы по действующему законодательству.
По решениям судов из пособий по временной нетрудоспособности могутудерживаться алименты и суммы возмещения вреда, причиненного увечьем, инымповреждением здоровья или смертью кормильца.
Пособие, не полученное в связи со смертью, выдается членам семьипо представлению документов, подтверждающих родство и факт совместногопроживания с умершим.
2.3 Пособия гражданам, имеющим детей
Государственные пособия гражданам, имеющим детей, – это единая системагосударственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей,которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержкуматеринства, отцовства и детства.
Предоставление пособий регламентируется Федеральным законом «Огосударственных пособиях гражданам, имеющим детей» и постановлениемПравительства РФ от 4 сентября 1995 г. №883, утвердившим Положение опорядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Указанными нормативными актами установлены следующие виды пособий:
1) пособие по беременности и родам;
2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинскихучреждениях в ранние сроки беременности;
3) единовременное пособие при рождении ребенка;
4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком додостижения им возраста полутора лет;
5) ежемесячное пособие на ребенка.
Из приведенного перечня следует, что, несмотря на включение в одинфедеральный закон, указанные пособия отличаются друг от друга по различнымсущественным признакам: по целевому назначению; источникам финансирования;субъектам; порядку исчисления и размерам.
По целевому назначению пособие по беременности и родам и пособиена период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора летнаправлены на замещение утраченного заработка; единовременное пособие женщинам,вставшим на учет в Медицинском учреждении в ранние сроки беременности, – должнопобуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременнообращаться к врачу; единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячноепособие на ребенка предназначены для оказания помощи семье в содержании ивоспитании детей.
Источник финансирования названных пособий зависит от трудовогостатуса субъекта правоотношений: работающие по трудовому договору получают ихиз средств ФСС РФ; занятые иными видами общественно полезной деятельности(военная служба, учеба), а также неработающие – из бюджетов различных уровней(федерального и субъектов Федерации).
Субъектами правоотношений по выплате пособий по беременности иродам, а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет вмедицинском учреждении могут быть только женщины.
/>Очевидно, что стольсерьезные различия не позволяют относить их к одной организационно-правовойформе. Включение конкретного пособия в государственную систему социальногострахования или государственную социальную помощь зависит от сочетанияуказанных признаков. В частности, ежемесячное пособие на ребенка для лиц,работающих по трудовому договору, является страховым пособием, выплачиваемым изФСС, а для неработающих граждан – социальной помощью, финансируемой из бюджета.
Субъектами правоотношений по обеспечению перечисленными пособиямимогут быть:
1.  гражданеРФ, проживающие на территории России;
2.  гражданеРФ, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового иначальствующего состава в органах внутренних дел, МЧС и УИС;
3.  гражданскийперсонал российских воинских формирований, находящихся на территорияхиностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотренаМеждународными договорами РФ;
4.  иностранныеграждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территорииРоссии.
Государственные пособия на детей не назначаются: гражданам РФ,иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полномгосударственном обеспечении, или лишенным родительских прав; гражданам РФ,выехавшим на постоянное место жительства за пределы России.
Решение о назначении любого из указанных пособий принимается соответствующиморганом в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимымидокументами. В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты,размеры указанных пособий определяются с учетом этих коэффициентов. Излишневыплаченные суммы пособий возмещаются добровольно, а в случае спора – порешению суда.
/>Право на пособие побеременности и родам имеют женщины: подлежащие государственному социальномустрахованию, а также уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения,организации, сокращением численности или штата работников в течение 12 месяцев,предшествовавших признанию их безработными; обучающиеся с отрывом отпроизводства; проходящие военную службу по контракту, службу в качествегрядового и начальствующего состава органов внутренних дел, в учреждениях иорганах УИС; из числа гражданского персонала российских воинских формирований,находящихся на территории иностранных государств, если это предусмотреномеждународными договорами РФ; указанные категории женщин при усыновлении имиребенка (детей).
Пособие предоставляется за период отпуска продолжительностью 70календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (в случаяхосложненных родов – 86, при рождении двух и более детей – 110 календарныхдней).
Пособие по беременности и родам выплачивается в размере:
а) среднего заработка – женщинам, подлежащим государственномусоциальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персоналавоинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, приналичии международных договоров;
в) стипендии – женщинам, обучающимся с отрывом от производства;
г) денежного довольствия – женщинам, проходящим военную службе поконтракту, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарнойслужбе, учреждениях и органах УИС.
Пособие назначается за число рабочих дней, приходящихся на периодотпуска по беременности и родам, и выплачивается по месту работы, службы,учебы. Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия в течение 12месяцев перед признанием их безработными, пособие назначается и выплачиваетсяорганами социальной защиты.
/>Пособие по беременности иродам предоставляется на основании: листка нетрудоспособности – работающим потрудовому договору; заявления, выписки из трудовой книжки, листка нетрудоспособности,справки из органов занятости – уволенным в связи с ликвидацией организации;медицинской справки установленной формы – всем остальным женщинам, имеющим нанего право.
Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении ввозрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, егозаменяющее.
Пособие назначается и выплачивается по месту работы (службы,учебы), а незанятым лицам – органом социальной защиты населения по местужительства ребенка.
Право на пособие на период отпуска по уходу за ребенком(рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до достижения им возрастаполутора лет предоставляется не только матерям, работающим по трудовомудоговору, обучающимся без отрыва от производства, военнослужащим по контракту,но и отцам, усыновителям, бабушке, дедушке, другим родственникам, опекунам,фактически осуществляющим уход и подлежащим государственному социальномустрахованию.
Женщинам, уволенным в связи с, ликвидацией предприятия,учреждения, организации, сокращением численности или штата работников, пособиеназначается в случае неполучения ими пособия по безработице. Право на пособиесохраняется в случае работы лица, находящегося в отпуске, на условиях неполногорабочего времени или на дому, а также в случае получения стипендии припродолжении обучения.
В случае увольнения с работы (за исключением увольнения в связи сликвидацией организации) или окончания обучения с отрывом от производствавыплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком додостижения им возраста полутора лет прекращается.
Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей(усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного,принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка додостижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения –до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) всемьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величинупрожиточного минимума в субъекте РФ, установленную в соответствии с Федеральнымзаконом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Порядок учета ипорядок исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получениеежемесячного пособия на ребенка, установлен постановлением Правительства РФ от29 сентября 1999 г. М 1096.
Пособие не выплачивается опекунам (попечителям), получающим вустановленном законодательством порядке денежные средства на содержание детей,находящихся под опекой (попечительством).
Ежемесячное пособие на ребенка не назначается, а выплата ранееназначенного пособия приостанавливается в случаях, если ребенок находится наполном государственном обеспечении или под опекой (попечительством) и опекуныполучают денежные средства на его содержание, если родители лишены родительскихправ и если ребенок в возрасте до 18 лет объявлен полностью дееспособным всоответствии с законодательством РФ.
Заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка подается вписьменной форме в орган социальной защиты населения по месту жительствародителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок. В немтакже указываются сведения о доходах семьи.
Для назначения ежемесячного пособия на ребенка, находящегося под опекой(попечительством), также представляются выписка из решения органов местногосамоуправления об установлении над ребенком опеки (попечительства) и справка изорганов управления образованием о неполучении денежного содержания на ребенка.
Лица, обратившиеся за получением ежемесячного пособия на ребенка вповышенном размере, должны представить дополнительные документы, в частности,на детей военнослужащих по призыву:
– справку из военного комиссариата о призыве отца ребенка навоенную службу;
– справку из военного образовательного учрежденияпрофессионального образования об учебе в нем отца ребенка.
Уведомление о назначении пособия или об отказе в его назначениидолжно быть направлено заявителю органом социальной защиты по месту жительстваграждан с детьми в письменной форме, не позднее чем через 10 дней после обращения.При необходимости дополнительной проверки сведений о доходах семьи, указанных взаявлении, должен быть дан предварительный ответ, уведомляющий о проведениитакой проверки. При ее проведении окончательный ответ о назначении пособия либооб отказе в его назначении должен быть дан заявителю не позднее чем через 30дней после обращения. Отказ в назначении ежемесячного пособия на ребенказаявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения,назначающий и выплачивающий это пособие, и (или) в судебном порядке.
2.4 Пособие по безработице
Пособие по безработице – периодическая (ежемесячная) денежная выплата сцелью материальной поддержки безработных за счет средств, специальнопредназначенных на эти цели.
/>Право на получениепособия по безработице предоставляется гражданам, которые имеют официальныйстатус безработного. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения вРоссийской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которыене имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости вцелях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этомв качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемогосреднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы)независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее – организации)в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
Порядок регистрации безработных граждан определен ПравительствомРоссийской Федерации.
Закон о занятости предусматривает, какие категории населениясчитаются занятыми, а следовательно, не могут быть признаны безработными иполучать пособие по безработице.
Занятыми считаются граждане:
1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работуза вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а такжеимеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы,за исключением общественных работ (кроме граждан, для которых общественныеработы считаются подходящей работой);
2) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию подоговорам;
4) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера,предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе подоговорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторскимдоговорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
5) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
6) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, атакже службу в органах внутренних дел, МЧС, учреждениях и органахуголовно-исполнительной системы;
/>7) проходящие очный курсобучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начальногопрофессионального, среднего профессионального и высшего профессиональногообразования и других образовательных учреждениях, включая обучение понаправлению федеральной государственной службы занятости населения (далее – органыслужбы занятости);
8) временно отсутствующие на рабочем месте в связи снетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации,приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы,привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе,(альтернативной гражданской службе), исполнением других государственныхобязанностей или иными уважительными причинами;
9) заявляющиеся учредителями (участниками) организаций, заисключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций(объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц(ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этихорганизаций.
Кроме того, безработными не могут быть признаны граждане:
1) не достигшие 16-летнего возраста;
2) которым в соответствии с законодательством Российской Федерацииназначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), втом числе досрочно, либо досрочная пенсия, предусмотренная для безработных,либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионномуобеспечению;
3) отказавшиеся в течении 10 дней со дня их регистрации от двухвариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), ипри этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов отполучения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы,включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна ита же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии,специальности) дважды;
4) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дняих регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости дляпредложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установ/>ленный органами службызанятости для регистрации их в качестве безработных;
5) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишениясвободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
6) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения оботсутствии работы и заработка, а так же представившие другие недостоверныеданные для признания их безработными.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании ихбезработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятостичерез один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными:
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поискаподходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по местужительства гражданина не позднее 10 дней со дня предъявления органам службызанятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов,удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработкеза последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу(ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта идокумента об образовании.
При невозможности предоставления органами службы занятостиподходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поискаподходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дняпредъявления указанных документов.
Решение о признании инвалида безработным принимается органамислужбы занятости в соответствии с Федеральным законом «О социальной защитеинвалидов в Российской Федерации».
Решение о назначении пособия по безработице принимается органамислужбы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным наосновании его личного заявления.
Пособие по безработице гражданам, уволенным в связи с ликвидацией,реорганизацией или другими структурными изменениями и зарегистрированным ворганах службы занятости в течение двух недель после увольнения, но нетрудоустроенным в течение трех месяцев, выплачивается с первого дня поистечении этого периода.
Выплата пособия по безработице производится ежемесячно при условиипрохождения безработным перерегистрации в установленные органом службызанятости сроки, но не более двух раз в месяц.
/>/>Размеры пособия побезработице дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанныхбезработными.
/>Пособие по безработице вовсех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее неработавшим);
1.  стремящимсявозобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года)перерыва;
2.  уволеннымиз организаций по собственному желанию;
3.  уволеннымза нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренныезаконодательством Российской Федерации;
/>/>Все виды удержаний способий по безработице производятся в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации об исполнительном производстве.
/>Пособие по безработицевыплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания ихбезработными.
Выплата пособия по безработице может быть прекращена,приостановлена или его размер может быть снижен органами службы занятости.
Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием сучета в качестве безработного в следующих случаях:
1)признания гражданина занятым
2)прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификацииили переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатойстипендии;
3)длительной (более месяца) неявки безработного в органы службызанятости без уважительных причин;
4)переезда безработного в другую местность;
5)попытки получения либо получения пособия по безработице обманнымпутем;
5)осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию ввиде лишения свободы;
6)назначения досрочной пенсии для безработных, либо назначениятрудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсиипо старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости иди пенсии завыслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
7)отказа от посредничества органов службы занятости (по личномуписьменному заявлению гражданина);
8)смерти безработного. При этом выплата суммы пособия побезработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью,осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработицеили снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательнымуведомлением безработного.
Материальная помощь безработным – одна из форм социальной защитыбезработных граждан, которая включает в себя дотации за пользование детскимидошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественнымтранспортом, услугами здравоохранения и общественного питания, а также выплатыв денежной форме.
Заключение
Сейчас весьма остро стоит вопрос о реформировании системысоциальной защиты граждан России. И здесь большое значение будет игратьадресность пособий и компенсационных выплат, т.е. предоставление именно темгражданам, которые действительно в них нуждаются, а также повышение части изних до уровня прожиточного минимума.
Важнейшим направлением социальной политики (в том числе системысоциальных пособий) является государственная поддержка на федеральном уровнеразличных субъектов РФ в области развития системы социального обслуживания:развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учрежденийсоциального обслуживания; разработка научно-методических основ функционированиясети учреждений социального обслуживания; государственнаяподдержка развития материально-технической базы учреждений социальногообслуживания.
По прежнему болезненный вопрос: достойное финансирование.
В целях повышения статуса работниковучреждения социального обслуживания необходимо рассмотреть комплекс вопросов,связанных с улучшением оплаты труда работников социальных служб, увеличениемпродолжительности их отпусков и др. Видимо, особое внимание следует уделятьповышению квалификации специалистов по социальной работе и на базе высших исредних профессиональных учебных заведений осуществлять подготовку,переподготовку и повышение квалификации социальных работников.

Библиография
Нормативные акты
1. О занятости населенияв Российской Федерации. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. в ред. Федеральногозакона от 20 апреля 1996 г. №36-ФЗ (с последующими изм. и доп.) // СЗРФ. 1996. №17. Ст. 1915.
2. О ветеранах.Федеральный закон от 12 января 1995 г. №5-ФЗ в ред. Федерального закона от2 января 2000 г. №40-ФЗ (с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. №3.Ст. 168; 2000. №2. Ст. 161.
4. О государственныхпособиях гражданам, имеющим детей. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ(с последующими изм. и доп.) // 03 РФ. 1995. №21. Ст. 1929; №48. Ст. 4566.
5. О статусе военнослужащих.Федеральный закон от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ (с последующими изм. и доп) //СЗ РФ. 1998. №22. Ст. 2331.
6. Об обязательномсоциальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ (с последующимиизм.) // СЗ РФ.1998.      №31. Ст. 3803.
7. Об основахобязательного социального страхования. Федеральный закон от 16 июля 1999 г.№165-ФЗ // СЗ РФ. 1999. №29. Ст. 3686.
/>8. О размере пособия по временнойнетрудоспособности. Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. №508 // СЗРФ. 2000. №12. Ст. 1259.
9. Об утвержденииПоложения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам,имеющим детей. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. №883(с последующими изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. №37. Ст. 3628.
Литература
1. Азарова Е.Г. Пособия и льготыгражданам с детьми. М.: Норма, 2002. Больничный лист. 3-е изд. М.: Приор, 2002.
2. Буянова М.О.,Кондратьева 3. А., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: Учебное пособие.Особенная часть. М.: Нолидж, 2003.
3. Государственныестраховые пособия // Библиотечка «Российской газеты». 2000. №3.
4. Мачулъская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социальногообеспечения: Учебное пособие. 3-е изд. М.: Книжный мир, 2005.
5. Право социального обеспечения:Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. 2-е изд. М.: Проспект 2005.
6. Право социальногообеспечения (конспект лекций) / Авт.-сост. А П. Толмачев. М.: Приор, 2004.
7. Братчикова Н.В. Особенности начисленияпособия по временной нетрудоспособности // Право и экономика. 2002. №2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :