Реферат по предмету "Государство и право"


Взаимодействие органов дознания и следствия

Введение
Актуальностьтемы. Демократизациягосударственного устройства Республики Беларусь требует повышения эффективностидеятельности прокуратуры, милиции, других правоохранительных органов, стоящихна страже законности, прав граждан, интересов общества. Необходимо, чтобыработа правоохранительных органов была максимально результативной, чтобы каждоепреступление было раскрыто и расследовано, а виновные получили справедливоенаказание. Как известно, основными видами работы правоохранительных органов попротиводействию криминальной активности являются следственная иоперативно-розыскная. В связи с этим, усиление эффективности борьбы с преступностью– это сегодня не только правильный подбор кадров правоохранительной системы, ихобучение и воспитание, повышение технической оснащенности и мобильностиподразделений, но и улучшение взаимодействия между ними.
Организацияоптимального взаимодействия следователей и дознавателей является одной изнасущных задач практической деятельности органов, осуществляющих борьбу спреступностью, т. к. совместные согласованные действия способствуютраскрытию опасных преступлений.
На практике,к сожалению, имеют место случаи слабой координации деятельности либо полногоотсутствия такой координации: иногда подразделения, действуя вразнобой, создаютдруг другу дополнительные препятствия, в результате чего часть преступленийостаются нераскрытыми, а лица, совершившие их, – безнаказанными.
Объектомисследования в данной курсовой работе являются органы дознания и следствия,осуществляющие предварительное расследование преступлений.
Предметомисследования выступает процесс взаимодействия органов дознания и следствия прирасследовании преступлений.
Цельисследования состоит в том, чтобы определить, каким образом осуществляетсявзаимодействие органов дознания и следствия в процессе расследованияпреступлений.
Задачамиисследования в данной курсовой работе являются:
– определениепонятия органов дознания и следствия, а также их структуры и полномочий;
– установлениевозможных форм взаимодействия следователя и органов дознания в процессе раскрытияпреступлений;
– уяснениеосновных принципов взаимодействия данных органов, а также их процессуальных функций.
Методыисследования. При написании курсовой работыиспользовались такие методы,как анализ, помогающий изучить и понять сущность органов предварительногорасследования; метод сравнения, способствующий лучшему пониманию полномочийорганов дознания и следствия и отграничению их процессуальных функций; абстрагирование,при котором от второстепенных фактов отвлекаются, а другие, интересующие нас,выдвигаются на первый план; метод дедукции, с помощью которого от общихсведений, содержащихся в литературе по уголовному процессу и касающихсявопросов взаимодействия органов дознания и следствия можно придти к определеннымчастным выводам.
Краткаяхарактеристика литературы. При написании курсовой работы в основном использовалисьучебная литература по уголовному процессу (Общая и Особенная части), в которойизлагаются понятие и сущность органов предварительного расследования, правовыеосновы их взаимодействия, с учётом изменений и дополнений, которые вносились вУголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, таких авторов как Л.И. Кукреш,Б.С. Тетерина, М.А. Шостак, А.А. Кеник, С.В. Борико, О.В. Танкевичи др., Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь с обзором изменений ипрактики применения, закон Республики Беларусь «О прокуратуре», а такжеофициальные периодические печатные издания, статьи которых посвященыпредварительному расследованию, в частности, «Юстиция Беларуси», «Законность»,«Право Беларуси» и др.

1. Органыдознания
В системегосударственных органов, ведущих борьбу с преступностью, особая рольпринадлежит органам дознания.
Органыдознания – это государственные структуры, на которые возлагаются обязанности поприему, регистрации и рассмотрению заявлений о совершенном, совершаемом илиготовящемся криминальном деянии, производство дознания по делам, гдепредварительное следствие необязательно, выполнение неотложных следственныхдействий по делам, где предварительное следствие обязательно [12, c. 10].
Орган дознания,в частности, осуществляет следующие виды уголовно – процессуальной деятельности:
– приём,регистрация, проверка и разрешение заявлений (сообщений) о преступлениях встадии возбуждения уголовного дела (ст. ст. 172, 174 УПК);
– производствонеотложных следственных действий в случаях возбуждения органом дознанияуголовного дела, по которому обязательно предварительное следствие;
– дознаниепо уголовным делам, отнесённым к подследственности органа дознания (ч. 12ст. 182 УПК), т.е. расследование уголовного дела полностью с передачей приналичии оснований его прокурору для направления в суд;
– производствопредварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, непредставляющих большой общественной опасности и менее тяжких преступлениях, покоторым не установлено подлежащее привлечению в качестве обвиняемого лицо.После установления этого лица уголовное дело направляется в следственноеподразделение по подследственности (ч. 13 ст. 182 УПК);
– производствопредварительного расследования по уголовным делам, возбуждённым по фактамисчезновения лиц в соответствие с п. 2 ст. 167 УПК до установленияобщественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, после чегоуголовное дело направляется по подследственности (ч. 14 ст. 182 УПК);
– ускоренноепроизводство в порядке гл. 47 УПК;
– выполнениепо поручению следователя следственных и других процессуальных действий иоперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу, находящемуся впроизводстве у следователя (ч. 4 ст. 186 УПК) [10, с. 96, 97].
Такимобразом, закон различает деятельность органов дознания в зависимости от того,обязательно или необязательно производство предварительного следствия поуголовному делу.
По делам,производство предварительного следствия по которым обязательно, орган дознания,возбудив уголовное дело, производит неотложные следственные и другиепроцессуальные действия по установлению и закреплению следов преступления:осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на почтово-телеграфные и иныеотправления, прослушивание и запись переговоров, предъявление для познания,освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших исвидетелей, получение образцов для сравнительного исследования, назначениеэкспертиз [12, с. 11].
Неупоминаемые в данном перечне процессуальные действия, связанные с предъявлениемобвинения, допросом обвиняемого, проверкой его показаний на месте,экспериментом и др., орган дознания по делам, по которым предварительноеследствие обязательно, производить не имеет право.
Вместе с темпредставляется, что вряд ли будет оправданным запрет проведения и таких не упомянутыхв указанном перечне действий, как признание лица потерпевшим, задержаниеподозреваемого, наложение ареста на имущество. Более того, не признав лицопотерпевшим, подозреваемым, дознаватель не сможет допрашивать их в этомкачестве. Как и в прежнем законодательстве, новый Уголовно-процессуальныйкодекс по-прежнему не решает давно дискутируемый в теории и практике вопрос отом, имеет ли орган дознания в рассматриваемом случае избирать в отношенииподозреваемого меру пресечения, в том числе заключение под стражу.
Известно, чтозадержание лица в порядке статьи 108 УПК (по непосредственно возникшему подозрениюв совершении преступления) является неотложным процессуальным действием и можетдлиться не более 72 часов. По истечении указанного срока обязательно долженбыть решён вопрос об освобождении задержанного или избрани меры пресечения ввиде заключения под стражу. Поскольку предшествующая практика не отвергла вуказанном случае положительного решения вопроса об избрании органом дознанияпри наличии оснований меры пресечения в виде заключения под стражу,представляется правильным законодательное закрепление сложившейся практики [11,с. 27,28].
В случае,если в этот срок лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого поуголовным делам о преступлениях, не представляющих большой общественнойопасности, и менее тяжких преступлениях, не установлено, орган дознания обязанпродолжать расследование до его установления.
По тяжким иособо тяжким преступлениям, если лицо, совершившее общественно опасное деяние,не установлено, уголовное дело по истечении указанного срока передаетсяследователю, однако орган дознания обязан продолжать работу по установлениютакого лица с использованием методов оперативно-розыскной деятельности.
По делам, покоторым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознаниявозбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным закономмеры для установления обстоятельств по делу, после чего передает уголовное делопрокурору для направления в суд.
Дознание втаких случаях должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбужденияуголовного дела.
Материалыдознания имеют такое же доказательственное значение, как и материалыпредварительного следствия. Процессуальная форма актов дознания ипредварительного следствия также в основном не отличается друг от друга [12, c.10,11].
Однако, в отличиеот органа следствия, в данном случае орган дознания, во-первых, ограничен всроках расследования, во-вторых, не вправе расследовать дела об общественноопасных деяниях своей подследственности, но совершённых несовершеннолетними, атакже лицами в состоянии невменяемости, и, в-третьих, дознаватель вопределенной мере ограничен по сравнению со следователем в своей процессуальнойсамостоятельности [10, с. 98].
Государственнымиорганами и должностными лицами, уполномоченными законом осуществлять дознание,являются:
1) органымилиции;
2) органыгосударственной безопасности – по уголовным делам, отнесённым законом к ихкомпетенции;
3) командирывоинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов – поуголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которыхраспространяется статус военнослужащих; о преступлениях, совершенныхгражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск ивоинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей врасположении части, соединения, учреждения, гарнизона;
4) начальникиучреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственныхизоляторов – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядканесения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовнымделам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
5) органыпограничных войск – по уголовным делам, отнесённым законом к их ведению;
6) таможенныеорганы – по уголовным делам, отнесённым законом к их ведению;
7) органыфинансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь– по уголовным делам, отнесённым законом к их ведению;
8) органыгосударственного пожарного надзора – по делам о пожарах и нарушениипротивопожарных правил;
9) капитаныморских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределовРеспублики Беларусь, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на этихсудах;
10) главыдипломатических представительств и консульских Учреждений Республики Беларусь –по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатическихпредставительств и консульских учреждений [1, c. 69,70].
Основныморганом дознания в практике выступает милиция. Ее важнейшая задача – предупреждениеи пресечение преступлений, быстрое и полное их раскрытие, содействие устранениюпричин, порождающих правонарушения [6, с. 74].
Этогосударственный вооружённый правоохранительный орган, входящий в системуорганов Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Основной задачей еёявляется защита жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан,общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств,охрана общественного порядка, обеспечение личной и имущественной безопасностиграждан, защита всех форм собственности, исполнение уголовных наказаний и административныхвзысканий в пределах определенной законом компетенции и др.
Исходя изрешения указанных задач, в обязанность милиции входит приём и регистрацияпоступающей информации о преступлениях, пресечение, предупреждение и раскрытиепреступления, организация и осуществление по уголовному делу розыска лиц,скрывающихся от органа дознания, следствия и суда. Милиция как орган дознанияимеет право возбудить уголовное дело по любому преступлению в силу того, чтоименно она первой, как правило, информируется о совершённом или готовящемсяпреступлении и в силу своей, в том числе оперативно-розыскной деятельности, вомногих случаях сама обнаруживает деяния с признаками преступления. Наибольшийудельный вес в ряду этой деятельности занимает собственно расследование.Милиция как орган дознания фактически осуществляет расследование до 40–50% всехуголовных дел, в том числе и в порядке ускоренного производства. В отличие отмилиции другие органы дознания осуществляют уголовно-процессуальнуюдеятельность в значительно более узких рамках [10, с. 98, 99].
Законразличает понятие и компетенцию органа дознания и дознавателя.
Органдознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание полюбому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельныеследственные действия. Орган дознания в лице его начальника руководитдознанием, назначает лиц для ведения дознания и несет полную ответственность закачество дознания и расследования.
Руководительподразделения дознания:
–непосредственно организует работу специализированного подразделения дознания,руководит деятельностью подчиненных – дознавателей по расследованиюпреступлений, обеспечивает безотлагательный выезд дознавателей на местапроисшествий, контролирует соблюдение служебной дисциплины;
– планируетработу, распределяет функциональные обязанности, контролирует их выполнение, составляетграфики дежурств дознавателей;
–рассматривает поступившие в специализированное подразделение дознаниязаявления, сообщения и материалы проверок о преступлениях, при наличии поводови оснований для возбуждения уголовных дел поручает дознавателям производстворасследования; при необходимости проведения дополнительной проверки ходатайствуетперед начальником органа внутренних дел о направлении материалов всоответствующее подразделение органа внутренних дел;
– являясь подолжности заместителем начальника органа внутренних дел, поручает производстводознания конкретному дознавателю или нескольким дознавателям, проверяетнаходящиеся у них в производстве уголовные дела;
–систематически анализирует оперативную обстановку, практику производствадознания и данные, характеризующие работу подразделения, в этих целяхосуществляет контроль и ведет учет работы дознавателей последующим направлениям:
1)поступившие в специализированное подразделение дознания заявления и сообщения опреступлениях, срок их разрешения, материалы, по которым дознавателями отказанов возбуждении уголовного дела;
2) возбужденныеорганом дознания, а также поступившие из других органов уголовные дела и отдельныепоручения о производстве следственных действий;
3) сведения олицах, привлеченных к уголовной ответственности, арестованных или задержанныхпо подозрению в совершении преступлений; результаты расследования по уголовнымделам;
4) размерыпричиненного преступлениями материального вреда и сведения об обеспечениивозмещения его;
5)дополнительно выявленные и раскрытые в ходе дознания преступления,профилактическая работа дознавателей;
6)мероприятия по служебной подготовке;
– поматериалам уголовных дел изучает и обобщает причины и условия, способствующиесовершению преступлений, и готовит обобщенные представления руководителямсоответствующих предприятий, учреждений и организаций по их устранению;
– по фактамосвобождения задержанных с неподтверждением подозрения о совершениипреступления, освобождения лиц из-под стражи, вынесения оправдательныхприговоров, в течение 3 суток направляет сообщение в вышестоящее специализированноеподразделение дознания;
– проводитвоспитательную работу с личным составом, организует с дознавателями занятия послужебной подготовке;
– составляетотчет о работе дознания [12, с. 12, 13].
Должностноелицо органа дознания, осуществляющее досудебное производство, являетсядознавателем. Он назначается начальником органа дознания и являетсясамостоятельным участником процесса по исследованию всех обстоятельств дела.Как и следователь, дознаватель оценивает доказательства по своему внутреннемуубеждению и несёт ответственность за принимаемые им решения [2, с. 51].
Дознавательподразделения дознания:
– принимаетпредусмотренные законодательством меры по рассмотрению заявлений и сообщений опреступлениях и принятию по ним основанных на законе решений;
– обеспечиваетвсестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
– строит своюработу так, чтобы обеспечить своевременное проведение необходимых следственныхдействий по всем уголовным делам, находящимся в его производстве, путемпланирования работы по каждому делу;
– по указаниюруководителей органа внутренних дел или специализированного подразделения дознаниялично производит осмотр места происшествия и несет ответственность за качествоосмотра; включенные в оперативную группу сотрудники органов внутренних делдействуют под руководством дознавателя в пределах своей компетенции;
–самостоятельно проводит следственные и другие процессуальные действия;
– обращаетсячерез руководителя специализированного подразделения дознания (а при егоотсутствии – лично) к начальнику органа дознания с мотивированным ходатайствомдля дачи поручения работникам соответствующих служб о проведенииоперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;
– готовитпредставления об устранении причин и условий, способствующих совершениюпреступлений.
Дознавательнесет ответственность за законность и обоснованность своих действий. Однако егопроцессуальная самостоятельность – по сравнению со следователем – болееограничена.
Следовательвсе решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, кромеслучаев, когда требуется санкция прокурора, принимает самостоятельно, адознаватель многие следственные и другие процессуальные решения принимает ссогласия начальника органа дознания.
Практически этоозначает, что данные решения утверждаются начальником органа дознания или егозаместителями [12, с. 13, 14].
2. Органыпредварительного следствия
дознание следствие орган преступление
Предварительноерасследование уголовных дел в Республике Беларусь осуществляют органы предварительногоследствия.
Предварительноеследствие – урегулированная уголовно-процессуальным законом основная формарасследования преступлений, производимая следователями прокуратуры, органамипредварительного следствия МВД, государственной безопасности и финансовыхрасследований.
Предварительноеследствие осуществляется по всем преступлениям, за исключением тех, которыеотнесены к подследственности органов дознания. Кроме того, закон устанавливаетв определённых случаях обязательность предварительного следствия:
– поуголовным делам о преступлениях, совершённых несовершеннолетними;
– поуголовным делам о преступлениях лиц, заболевших психической болезнью послесовершения преступления;
– поуголовным делам об общественно-опасных деяниях невменяемых;
– еслипо делу, подследственному органу дознания, прокурор признает необходимымследствие. [11, с. 29, 30]
Органыпредварительного следствия – это специальные государственные органы, созданныедля проведения предварительного расследования. В пределах своей компетенции ониосуществляют установленную законом деятельность по сбору, проверке и оценкедоказательств, исследованию фактических обстоятельств дела, предъявляютобвинение лицам, в отношении которых имеются достаточные доказательства их виновностив совершении преступления [12, с. 15].
Следователемявляется должностное лицо прокуратуры, органов внутренних дел, государственнойбезопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроляРеспублики Беларусь, осуществляющее в пределах его компетенции предварительноеследствие [1, с. 67].
Следовательобязан принять исчерпывающие меры по всестороннему, полному и объективномуисследованию обстоятельств дела, привлечению в качестве обвиняемого лица, вотношении которого собраны достаточные доказательства о совершении имобщественно опасного деяния, т.е. осуществлять уголовное преследование такоголица, и, после окончания предварительного расследования, передать, вустановленном порядке, дело прокурору для направления в суд.
В обязанностиследователя также входит обеспечение безопасности участников уголовного процессаи иных лиц [12, c. 15].
Производствопредварительного расследования является сугубо творческим. От инициативыследователя многое зависит в деле быстрого и полного раскрытия преступления, атакже полного, всестороннего и объективного его расследования. Предоставлениеследователю процессуальной самостоятельности, укрепление правовых гарантий идеятельности – одно из необходимых условий эффективности его работы.
Возможностьвыбора процессуальных средств при раскрытии и расследовании преступлений,наделение полнотой полномочий по применению мер процессуального принуждения,избрание конкретной версии, определение пределов обвинения, вида мер пресечения– всё это даст следователю возможность успешно выполнять возложенные на негофункции [8, с. 653, 654].
Уголовно-процессуальныйзакон наделяет следователя широкими полномочиями, что позволяет емусамостоятельно принимать все решения, связанные с ходом расследования ипроизводством следственных действий. Лишь в некоторых случаях его решенияприобретают законную силу после получения санкции или согласия прокурора [12,с. 15].
Подпроцессуальной самостоятельностью следователя следует понимать правовуювозможность и фактическую свободу осуществлять в рамках закона, нормнравственности в сложившейся производственной ситуации возложенные на негофункции без лишней опеки и вмешательства со стороны органов прокуратуры иведомственного контроля.
Независимостьследователя применительно к собиранию доказательств проявляется в его правеистребовать доказательства у любых лиц и органов, обнаружить доказательствапутём проведения необходимых следственных действий и применять процессуальноепринуждение в порядке, установленном законом. Самостоятельность следователяпроявляется и в рассмотрении и удовлетворении ходатайств, имеющих значение длядела, в оценке доказательств по внутреннему убеждению.
Процессуформирования внутреннего убеждения не должны мешать внутренние факторы. Онодолжно складываться свободно, без постороннего влияния. Исходя из внутреннегоубеждения, следователь решает вопросы об уголовно – правовой оценкесовершённого деяния, о привлечении лица в качестве обвиняемого, об объёмеобвинения и квалификации преступления, о прекращении дела или о направлении егов суд.
Согласно ст. 36 ч. 4УПК в случае несогласия следователя с указаниями прокурора по вышеперечисленнымвопросам он вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменнымизложением своих возражений.
Самостоятельностьследователя может быть потенциальной и реальной. Потенциальная отражаетвозможные пределы самостоятельности следователя, установленные законом.Реальная – фактические пределы осуществления следователем полномочий в процессепроизводства по делу. Совпадение пределов реальной и потенциальнойсамостоятельности свидетельствует о его полной самостоятельности в процессеконкретного производства.
Процессуальнаясамостоятельность следователя обусловливает его персональную ответственность зарезультаты своей деятельности в процессе производства по уголовному делу. Междупроцессуальной самостоятельностью и ответственностью должно быть оптимальноесоотношение. Чем больше самостоятельность следователя, тем выше должна бытьответственность за результаты своей деятельности, поскольку она играетопределённую роль в повышении эффективности и доброкачественной деятельностиследователя [8, с. 654, 655].
Полномочияследователя в рамках закона носят властный характер. Постановления следователя,вынесенные в соответствии с законом по находящимся в производстве делам,обязательны к исполнению всеми предприятиями, учреждениями, организациями,должностными лицами и гражданами.
Врассматриваемом аспекте это выражается в том, что следователь вправе даватьорганам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскныхмероприятий по конкретному делу, находящемуся в его производстве, знакомиться соперативно-розыскными материалами органов дознания и требовать от нихсодействия в производстве следственных действий [12, с. 16].
В настоящеевремя прокуратура согласно ст. 125 Конституции Республики Беларусь «осуществляетнадзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствиемзакону судебных решений по … уголовным делам…, в случаях, предусмотренныхзаконом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственноеобвинение в судах» [3, с. 28].
Полноценныйнадзор прокурора за предварительным расследованием и взаимодействие прокурора,следователя и начальника следственного подразделения немыслимы безпроцессуального руководства. Надзор за расследованием – это активнаядеятельность прокурора, которую он не может вести в кабинете. На практикесуществуют следующие формы прокурорского надзора за предварительнымрасследованием и взаимодействия прокурора и следователя:
– личнаяпроверка прокурором уголовных дел;
– дачаписьменных указаний следователю;
– дачасанкций;
– участиев следственных действиях;
– продлениесроков;
– согласиена прекращение дела;
– отстранениеследователя от дальнейшего ведения предварительного следствия;
– передачадела от одного следователя к другому;
– направлениеуголовного дела в суд;
– рассмотрениежалоб на действия и акты следователя;
– обобщениепрактики расследования преступлений.
Одним изспособов ознакомления прокурора с делом служит личный доклад следователя овыполненной работе и планируемых следственных действиях. Такие докладыпрактикуются периодически, но прокурор вправе потребовать от следователядоложить дело в любой момент производства расследования.
Следовательобязан по собственной инициативе докладывать дело всякий раз, когда для производстваследственных действий потребуется санкция прокурора [8, с. 655].
Кроме этого,УПК возложил на прокурора также функцию процессуального руководства расследованиемуголовных дел. Однако осуществление функции уголовного преследованияпрокуратурой в том объёме, который сложился к настоящему времени, снижаетобъективность прокуроров при оценке законности процессуальных решений действийорганов расследования. По действующим на данный момент нормам УПК прокурор нестолько надзирает за соблюдением законности при производстве следователямипрокуратуры предварительного следствия, сколько контролирует процессрасследования ими уголовных дел. Он даёт обязательные к исполнению указания ифактически сам принимает решения по уголовным делам, оформляемые затемследователями от своего имени.
В частности,с согласия или по указанию прокуроров зачастую выносятся необоснованныепостановления о возбуждении, прекращении или приостановлении производства поуголовным делам, хотя ответственность за результат предварительногорасследования несёт лично следователь. Пребывая под постоянной угрозой отменыпринятых им решений, следователь вынужден соизмерять их с установками, идущимисверху, что сказывается на качестве и объективности расследования дела.
Об этомнеоднократно говорилось на заседаниях коллегии Генеральной прокуратурыРеспублики Беларусь, при этом отмечалось, что прокурорский надзор за следствиемв органах прокуратуры далеко не всегда обеспечивает своевременное выявление,пресечение и предупреждение нарушений закона, что надзирающие прокурорыдопускают элементы формализма, зачастую надлежащим образом не вникают всодержание представляемых им материалов.
Целесообразнымпредставляется создание отдельного ведомства, на которое следует возложитьобязанности по производству предварительного расследования уголовных дел сосуществлением контроля за предварительным расследовании по всей республике. Организационнои финансово это ведомство должно быть независимо от других правоохранительныхорганов. Такая структура будет наиболее мобильна, так как это позволитдостаточно оперативно распределять работу следователей в зависимости отнагрузки в том или ином районе, осуществлять их подготовку и переподготовку, а такжерешать кадровые вопросы.
За прокуроромже должны быть сохранены надзор за процессуальной деятельностью следователей навсех его стадиях, право санкционирования таких процессуальных действий, какарест, обыск и другие. Передача суду права на санкционирование таких процессуальныхдействий в настоящее время представляется нецелесообразным. Однако за нимследует сохранить право судебного контроля за законностью принятия решений потаким действиям по жалобам заинтересованных лиц [3, с. 30].
3.Понятие, значение, формы и основные принципы взаимодействия следователя иорганов дознания
Внезависимости от специфики работы, выполняемой той или иной группой людей,важнейшей проблемой, прямо влияющей на эффективность этой деятельности,является обеспечение координации взаимодействия между членами такой группы.
В связи сэтим, правильно организованная совместная деятельность, оптимальноераспределение обязанностей между должностными лицами, целью которых являетсядостижение общего результата, т.е. своевременного раскрытия и расследованиясовершенного преступления, позволяет достичь его быстрее и с меньшимизатратами.
В ходепроведения предварительного следствия по уголовным делам взаимодействуют икоординируют свои действия должностные лица, осуществляющие предварительноерасследование, и соответствующие органы дознания, при этом их рабочиевзаимоотношения можно рассматривать как координацию действий и каквзаимодействие при достижении одной общей цели.
Координациядействий – это согласованная по времени, месту и конкретным действиям работаразличных правоохранительных органов (их структурных подразделений и отдельныхдолжностных лиц) по выполнению задач борьбы с преступностью.
Взаимодействие– это профессиональные отношения следователей и органов дознания(оперативно-розыскных подразделений), возникающие в ходе раскрытия преступленияили расследования уголовного дела, регулируемые уголовно-процессуальным илидругим законодательством, а также ведомственными нормативными актами.
Ведомственныенормативные акты МВД определяют взаимодействие органов предварительногоследствия и дознания как:
– координациюпроцесса управления подчиненными подразделениями и службами;
– обеспечениеоперативного реагирования на заявления и общения о преступлениях ипроисшествиях, непрерывного контроля за их своевременным и законнымразрешением;
– организациюраскрытия и расследования преступлений, отнесенных законом к компетенции органовпредварительного следствия МВД;
–совершенствование профессиональной подготовки личного состава;
– координациюкадровой политики;
– поддержаниеслужебно-боевой готовности;
– координациюмер собственной безопасности [12, с. 18].
Взаимодействием– как юридической категорией – обозначают согласованную по целям, месту,времени и тактике деятельность различных государственных органов, имеющихсамостоятельный правовой статус [7, с. 73].
Взаимодействиеследователя с органами дознания предполагает взаимную информацию о ходе ирезультатах проводимых ими мероприятий, взаимную помощь на всем протяжениипредварительного следствия по конкретному делу.
Двустороннийхарактер помощи при взаимодействии состоит в том, что рабочий контактследователя и оперативных работников органа дознания, обмен информацией,полученной при проведении следственных действий и оперативно-розыскныхмероприятий, обеспечивают эффективность тех и других. Однако, как показываетпрактика, только этого далеко недостаточно.
Важнейшимусловием успеха является согласованность действий следователя и органа дознанияпри взаимодействии, которая заключается в одновременном или последовательномпроведении оперативно-розыскных и следственных действий, относящихся кразличным сторонам одного факта или к обстоятельствам, связанным между собойили же вытекающим друг из друга.
Отношениявзаимодействующих сторон характеризуются тем, что организующая роль в них принадлежитследователю, поскольку, согласно закону, он лично отвечает за порученное емурасследование противоправного деяния, ему, как правило, в большей мере известныобстоятельства конкретного, расследуемого им дела.
У негоконцентрируются все сведения о расследуемом событии. Как показывает практика,во взаимодействии следователя и органа дознания можно выделить три важныхпериода, в течение которых к организации взаимодействия предъявляются особожесткие требования.
Эти периодысоотносятся с такими ответственными задачами предварительного следствия, какзадача раскрытия преступления, задача изобличения подозреваемого илиобвиняемого и задача предупреждения, т.е. разработки и осуществлениямероприятий первичной профилактики. Задача раскрытия расследуемого преступленияфактически является решающей: от нее в значительной степени зависит разрешениедвух остальных задач.
Подраскрытием преступления в узком смысле понимают установление событияпреступления и лиц, виновных в его совершении. В широком смысле преступлениесчитается раскрытым с момента вступления в законную силу обвинительногоприговора в отношении лица или лиц, которому (которым) было предъявленообвинение в ходе предварительного следствия.
Сложностьраскрытия преступления в каждом случае индивидуальна и зависит от ряда факторовобъективного и субъективного характера (время, место и другие объективныеусловия совершения преступления, искусство маскировки преступника, субъективныекачества следователя и т.д.).
Наиболеечасто самым трудоемким оказывается установление, например, орудия преступления,способа и времени совершения криминального деяния, личности преступника исведений о нем, а в некоторых случаях и личности потерпевшего (при обнаружениитрупа неизвестного лица или частей трупа).
Трудностьраскрытия обусловлена тем, что основная масса оперативно-розыскных действий направленана выявление фактов или сведений, которые лишь предположительно прольют свет наистинное положение дел или укажут пути решения промежуточной задачи.
Вовзаимодействии инициатива принадлежит следователю. Исходя из имеющихсядоказательств и других данных, он дает задания органу дознания, сообщаянеобходимые для выполнения исходные сведения. Поэтому именно следовательорганизует взаимодействие, несет за его эффективность всю полноту ответственности[12, с. 20].
Отношенияследователя с органами дознания подчиняются определённым правилам. Следовательпо расследуемым делам вправе давать органам дознания обязательные для нихуказания и поручения о производстве розыскных и следственных действий итребовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий.Указания и поручения следователя органам дознания должны даваться в письменнойформе и подлежат приобщению к делу. В случае необходимости производстваследственных действий в другом районе следователь вправе поручить производствоэтих действий соответствующему следователю или органу дознания [13, с. 300].
С точкизрения организации, взаимодействие в период раскрытия преступления должно бытьчетким, гибким и оперативным: необходимо обеспечить постановку оперативнымработникам конкретных задач, быстрое переключение с одного задания на другое,мгновенную реализацию полученных при проведении следственных иоперативно-розыскных действий данных, требующих оперативной проверки илизакрепления процессуальными средствами.
Немаловажноезначение для организации эффективного взаимодействия между службами имеют,конечно же, и субъективные качества взаимодействующих сторон, т.е. ихпрофессионализм, опыт, культура общения, коммуникабельность и ряд других [12, с. 19,20].
Чем выше интеллектуальныйуровень участников взаимодействия, чем большим опытом следственной иоперативной работы они располагают, тем глубже проводимый ими анализ информациипо делу, тем более гибка и мобильна система версий и продуктивнее результаты ихпроверки [4, с. 209,210].
Если поконкретным обстоятельствам дела совместная работа предполагается более илименее длительной по времени (большой объем оперативно-розыскных мероприятий),целесообразно, чтобы оперативный работник органа дознания прикреплен кследователю на все время или же полностью освобожден от исполнения своихнепосредственных служебных обязанностей на время выполнения порученногозадания.
Оперативно-розыскныедействия могут выполняться как специально закрепленным к следователю для этойцели сотрудником органа дознания, так и другими работниками органа дознания,назначенными соответствующим руководителем, по отдельным поручениямследователя.
Выполнениезадач изобличения обвиняемого (подозреваемого) предъявляет к организационнойстороне взаимодействия те же требования, хотя эта задача отличается большейопределенностью, так как подозреваемое или обвиняемое лицо уже известно. Пообъему же оперативно-розыскной работы она может оказаться не менее трудоемкой,чем задача раскрытия преступления.
Взаимодействиеследователя и органа дознания в выполнении задачи предупреждения преступленийне ограничивается поручением органу дознания каких-либо заданий, а находит своевыражение в координации совместных действий по разработке и осуществлениюпрофилактических мероприятий.
Этовзаимодействие обычно происходит в форме совместной подготовки планапрофилактических мер, в котором предусмотрены принимаемые следователем иорганом дознания меры, осуществляемые каждым из них своими средствами.
Планыпрофилактических мероприятий, разработанных по результатам расследованияконкретного уголовного дела, могут осуществляться следователем и органомдознания отдельно, но они согласуются между собой с тем, чтобы их выполнениеобеспечило достижение одной цели, ради которой они разрабатывались, –предупредить или максимально затруднить совершение аналогичного преступления,или же облегчить его раскрытие в случае совершения.
Взаимодействиеследователя с органами дознания должно основываться на строгом соблюдении закона.Поэтому одним из основных принципов такого взаимодействия является соблюдениезаконности следователем и органом дознания при выполнении возложенных на нихфункций [12, с. 21].
Другимважнейшим принципом, лежащим в основе взаимодействия, является организующаяроль следователя. По расследуемым следователем делам органы дознания обязанывыполнять его поручения и указания о производстве розыскных и следственныхдействий, а также содействовать следователю при производстве следственныхдействий. Руководство по расследованию дела должно быть сконцентрировано вруках следователя [5, с. 78].
Обязательностьвыполнения поручений и указаний следователя органами дознания основана на законе(ст. 36 УПК Республики Беларусь).
Законность иэффективность взаимодействия следователя и органа дознания при расследованиипреступлений обеспечивается не только соблюдением уголовно-процессуальных норм,непосредственно регламентирующих отношения взаимодействия, но и выполнениемряда условий, вытекающих из других норм закона, регулирующих деятельностьсубъектов взаимодействия.
Этимиусловиями являются:
1)осуществление такого взаимодействия в пределах, определенных должностнымиполномочиями субъектов. Следователь не вправе требовать от органа дознаниявыполнения следственных или иных действий, выходящих за рамки его компетенции,или действий, совершение которых законом отнесено исключительно к ведениюследователя [12. с. 22].
Взаимодействиеоперативно-розыскных аппаратов и следователей не означает служебного соподчинения,слияния процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. Каждый из нихпродолжает оставаться самостоятельным органом, действуя в строгом соответствиисо своей компетенцией [9, с. 20].
2)недопустимость разглашения следователем информации о средствах, способах иметодах оперативно-розыскной деятельности органов дознания, а такженедопустимость разглашения представителями органа дознания сведений обобстоятельствах совершения преступления, установленных следователем в ходепредварительного следствия [12, с. 22].
Уголовно-процессуальныйзакон охраняет тайну предварительного расследования. Предварительноерасследование, в отличие от оперативно-розыскной деятельности, – процессгласный. Принципа конспирации здесь не существует. Все следственные действияпроводятся строго официально только от имени того следственного органа, впроизводстве которого находится дело. Всем участникам следственного действияобъявляется, кто, по какому делу, на каком основании проводит это следственноедействие, куда и в каком порядке могут быть обжалованы действия следователя.Таким образом, в отношении участников следственного действия тайнырасследования фактически не существует. Однако интересы быстрого и полногораскрытия преступления, изобличения виновных лиц, выяснения истины по делутребуют иногда сокрытия от заинтересованных лиц, которые могут помешать расследованиюнекоторых фактов и обстоятельств, выявленных в ходе расследования, направлениярасследования, имеющихся версий, полученных доказательств, привлечённых кответственности лиц, избрания мер пресечения и т.д. в конечном итоге поокончанию расследования все эти факты и обстоятельства станут известныобвиняемому, его защитнику и другим участникам процесса.
Прокурор,следователь или дознаватель предупреждают участников уголовногосудопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешенияставших им известными данных предварительного расследования, о чём у нихберётся подписка с предупреждением об ответственности [13, с. 281, 282].
Тайнаследствия соблюдается лишь на стадии предварительного расследования. В судеуголовное дело слушается, как правило, открыто, в присутствии многих лиц.Необходимость в сохранении тайны следствия к этому времени отпадает, а гласноесудебное разбирательство призвано оказывать воспитательное воздействие награждан, убеждать их в том, что даже тщательно продуманные преступленияраскрываются, а совершившие их лица предстают перед судом и привлекаются куголовной ответственности.
Методы исредства оперативно-розыскной работы органов дознания не могут разглашаться,поскольку они предназначаются для многократного использования. Их разглашениезатруднило бы обнаружение совершенных и готовящихся преступлений,осведомленность о методах и средствах оперативно-розыскной работы могла бы бытьучтена другими преступниками при совершении аналогичных преступлений.
Нужно такжеучитывать и то, что результаты оперативно-розыскных мероприятий являются элементамиследственной тайны расследуемого уголовного дела. Поэтому оперативно-розыскныедействия осуществляются, как правило, негласно, хотя некоторые из них могутвыполняться открыто.
Отдельныеисключения не колеблют, однако, общего положения о недопустимости разглашения методови средств оперативно розыскной работы.
На практикеиногда имеют место ситуации, когда возникает угроза расшифровки источников и методовоперативно-розыскной деятельности со стороны следователя. Это может произойти врезультате стремления следователя, не предупрежденного соответствующим образом,установить источники получения оперативным сотрудником тех или иных сведений,либо из-за непринятия оперативным работником надлежащих мер по зашифровкеисточников информации, либо по другим причинам.
В такихслучаях необходимо экстренное принятие совместных процессуальных иоперативно-розыскных мероприятий по зашифровке источников получения сведенийперед привлекаемыми к уголовной ответственности и другими лицами, иногда дажеценой расшифровки таких источников перед следователем;
3)независимость органа дознания в выборе средств и методов, применяемых приосуществлении оперативно-розыскных мероприятий в процессе взаимодействия.
Право органадознания самостоятельно решать вопрос о том, какими методами и средствами выполнитьпоручение следователя о проведении оперативно-розыскных действий, – необходимоеусловие осуществления им своей деятельности.
Деятельностьорганов предварительного расследования является составной частью уголовного судопроизводства,образуя одну из важнейших его стадий. Содержание процессуальной функции органовпредварительного расследования вытекает из задач уголовного судопроизводства,закрепленных в законе.
Всоответствии с законом ими является быстрое и полное раскрытие преступлений,изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобыкаждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ниодин невиновный не был привлечен к уголовной ответственности.
Успешноераскрытие преступлений в достаточно большой степени зависит и от быстротыреагирования на сигнал о совершенном преступлении. Правильно решить эту задачуможно только тогда, когда следственные действия будут постоянно сочетаться соперативно-розыскными мероприятиями.
Такоесочетание позволяет не только успешно решать упомянутые выше задачи, но ирешать их более оптимально, используя специфику деятельности следователей иорганов дознания.
Отношенияследователя и органа дознания в процессе взаимодействия имеютпроцессуально-правовой характер, однако процессуально урегулированы в общемвиде лишь права следователя и обязанности органа дознания, порождающие всоответствующих случаях отношения взаимодействия.
УПКРеспублики Беларусь, регламентирующий деятельность органа дознания по делам, покоторым производство предварительного следствия обязательно, возлагает на органдознания обязанность об обнаруженном преступлении, подследственном следователю,немедленно уведомить прокурора и приступить к производству дознания.
На практикепервым извещается следователь, который, как правило, включается в процесс расследованияпреступления уже с осмотра места происшествия.
Органдознания, обнаруживший признаки преступления, обязан принять все меры для того,чтобы раскрыть преступление и провести следственные и оперативно-розыскныемероприятия по установлению и закреплению следов преступления, а также меры позадержанию подозреваемого в совершении преступления лица.
Нормы УПК,рассмотренные выше, являются правовым основанием для взаимодействия, отношенияже взаимодействия возникают в реальных ситуациях при расследовании конкретныхуголовных дел. Детальная регламентация этих отношений в УПК невозможна инецелесообразна, вследствие большого разнообразия фактических обстоятельствсовершения преступлений.
Надзор заисполнением законов при производстве дознания и предварительного следствияосуществляется прокурором. При этом прокурор обязан следить за тем, чтобы ниодно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившеепреступление, не избежало установленной законом ответственности, чтобы никто неподвергся незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственностиили иному незаконному ограничению в правах.
Одной из формвыполнения этой обязанности является реализация прокурором предоставленного емуправа требовать от следователя и органа дознания для проверки уголовные дела,документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходедознания, предварительного следствия и розыске преступников.
Посколькувзаимодействие следователя и органа дознания в процессе расследованияконкретного уголовного дела выражается в выполнении совместно разработанногоплана следственных и оперативно-розыскных действий или отдельных порученийрозыскного характера, прокурор обязан следить за тем, чтобы запланированныеоперативно-розыскные действия правильно сочетались со следственными действиями,чтобы даваемые органу дознания поручения по своему содержанию соответствовалитребованиям уголовно-процессуального закона, чтобы предполагаемые пути исредства их исполнения не вызывали никаких сомнений в их правомерности [12, с. 23].

Заключение
В подавляющембольшинстве случаев рассмотрение уголовного дела в суде было бы невозможно безпроизводства предварительного расследования. Для того, чтобы рассмотреть иразрешить в судебном заседании дело по существу, необходимо предварительновсеми установленными законом средствами собрать доказательства, осуществитьуголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, привлечьэто лицо в качестве обвиняемого, принять меры, обеспечивающие его не уклонение отследствия и суда и т.д. Все эти действия составляют содержание такой стадииуголовного процесса как предварительное расследование, которое проводится повсем преступлениям, за исключением преступлений, которые преследуются в порядкечастного обвинения и по которым предусмотрено ускоренное производство.
Предварительноерасследование, от качества которого во многом зависит состояние преступности встране, является относительно самостоятельной формой государственнойправоохранительной деятельности. Именно следователями и дознавателямипроизводятся предварительное расследование уголовных дел. Непосредственно они,в первую очередь, отвечают за качество и сроки предварительного следствия идознания. Поэтому УПК Республики Беларусь и посвятил предварительному расследованиювсю вторую часть из трёх.
Предварительныйхарактер расследования состоит в том, решения следователя о привлечении лица куголовной ответственности в качестве обвиняемого и о его виновности на основесобранных доказательств носят только предварительный характер. Окончательноерешение вопроса о виновности обвиняемого и его уголовной ответственностипринадлежат исключительно суду.
Предварительноерасследование осуществляется в двух формах: предварительное следствие идознание.Эффективная взаимосогласованная работа органов следствия идознания по раскрытию (выявлению) преступления, установления всех обстоятельствего совершения, сбора необходимых доказательств вины конкретных лиц создаетпредпосылки для успешного окончания предварительного расследования.
Раскрытиеобщественно опасного деяния, установление виновных в его совершении лиц,возмещение причиненного преступлением имущественного ущерба хотя и являютсяважнейшей частью задачи, решаемой в процессе предварительного следствия поделу, однако полностью ее не исчерпывают.
Прирасследовании любого преступления должны быть выяснены причины и условия,способствовавшие совершению криминального деяния либо облегчившие реализациюпреступного намерения с последующей целью устранения таких причин и условий.
Установлениеэтих обстоятельств по каждому расследованному уголовному делу – общаяобязанность следователя и органа дознания.
Указаннаязадача решается на протяжении всего предварительного следствия, в том числе итогда, когда орган дознания или следователь либо оба совместно выполняютнеотложные следственные и оперативно-розыскные действия. В соответствии собстоятельствами, способствовавшими преступлению, совместно разрабатываются иосуществляются мероприятия первичной профилактики с целью исключить возможностьсовершения аналогичного криминального деяния либо создать препятствия на путилица, принявшего такое решение.

Список источников
1.Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: с обзором изменений ипрактики применения / авт. обзора Л.Л. Зайцева. – Минск: Амалфея, 2008. –528 с.
2. Борико С.В. Уголовныйпроцесс: Учебник / С.В. Борико. – 2-е изд. – Мн.: Тесей, 2004. –320 с.
3. Бранчель И.Предварительное расследование: его роль и место в правоохранительной системе //Юстиция Беларуси №9/ 2008 г. (с. 27–30)
4. Гурев М.С. Убийствана «разборках»: Методика расследования. – СПб.:
Питер, 2001. – С. 209–210.
5. Дворкин А.И. Расследованиебандитизма: Методическое пособие / А.И. Дворкин и др. – М.: Приоритет,2000. – С. 78.
6. Жук М.Г. Краткийкурс лекций по курсу «Судоустройство в Республике
Беларусь». – Гродно:ГрГУ, 2000. – С. 74.
7. Калинкович Л.Н. Взаимодействиеправоохранительных органов при раскрытии расследовании преступлений –организационная основа успеха // Право Беларуси. – 2002. – №13. – С. 73.
8. Кеник А.А. Настольнаякнига прокурора / А.А. Кеник – Минск: Дикта, 2007. 992 с.
9. Козусев А. Надзор заисполнением законов в оперативно-розыскной деятельности // Законность. –1997. – №2. – С. 20.
10. Кукреш Л.И. Уголовныйпроцесс. Общая часть. Учеб. Пособие для студ. Вузов по спец. «Правоведение» и«Экон. Право»/ Л.И. Кукреш – Мн.: Тесей, 2005 – 351 с.
11. Кукреш Л.И. Уголовныйпроцесс. Особенная часть. Учеб. Пособие для студ. Вузов по спец. «Правоведение»/ Л.И. Кукреш/ Акад. МВД РБ. – Мн.: – Тесей, 2000 – 272 с.
12. Танкевич О.В. Профессиональноевзаимодействие следователя с органами дознания: Учеб.-метод. пособие / О.В. Танкевич.– Гродно: ГрГУ, 2003. – 115 с.
13. Тетерина Б.С. Уголовныйпроцесс: Общие положения и досудебное производство: учебник / под общ. ред. Б.С. Тетерина,Е.С. Трошина. – Мн.: Тесей, 2007 г. – 591 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.