Введение.
Государственно-политический стройСоединенных Штатов Америки заслуживает отдельного рассмотрения не только всвязи с экономическим и политическим статусом этого государства в современноммире.
— США, государство сравнительно молодое, обладаетсамой старой писаной конституцией, которая с момента своего возникновения сталапредметом подражания политических практиков и объектом исследования теоретиков- государствоведов. Конституция США относится к разряду жестких. Предусмотренсложный порядок ее пересмотра, что стало одной из причин феноменальнойустойчивости данного документа. Развитие конституции шло не по пути пересмотраее основного текста, тем более составления его новых вариантов, а за счетвнесения поправок, составивших ее отдельную часть. Всего за 200 лет быловнесено 27 поправок, причем первые 10 (Билль о правах) — в1791г.
— В конституции США закреплена модель так называемой президентской республики.Эта модель была заимствована в свое время многими странами Латинской Америки,она и повлияла на государственное строительство других государств. Смысламериканской модели, отличной от британского парламентаризма, состоит в жесткомразделении исполнительной (президентской) и законодательной властей, которыеформируются независимо друг от друга.
Достаточносамостоятельно действует и судебная власть.
— США стали первым примером современного федеративного государства. Именноздесь была выработана данная форма политической организации, сочетавшая, помнению ее создателей, выгоды как для крупной, так и для небольшой страны.Первоначально именно власти штатов оказывали решающее влияние на жизнь рядовогоамериканца, который ощущал себя в первую очередь гражданином своего штата итолько во вторую — США. Затем положение изменилось, но и сейчас штаты обладаютобширными полномочиями, особенно в вопросах землепользования, полиции,образования и т.д. Исторически это объяснялось тем, что конституция не наделилафедеральные власти какими-либо полномочиями в социальной сфере. Поправка Х(1791) объявила полномочия, не предоставленные прямо правительству США и незапрещенные штатам, остающиеся «за штатами или за народом». Поэтому социальныепрограммы начинают первоначально осуществляться именно штатами. Сейчас их правазащищает не только конституция, но и мнение общественности, сохраняющейпривязанность к своим штатам, несмотря на усилившуюся миграцию населения. Стремленияправительственных учреждений к централизации встречают также противодействиеКонгресса, состоящего из членов, тесно связанных с местными интересами.
Федеративное устройство справедливо считается одной из причин успешностиамериканского государства, тем не менее конфликтов между штатами и федерациейизбежать не удалось, они неоднократно создавали угрозу единству США.
— В США впервые была создана система конституционного контроля, хотя его органыне являются специализированными и не выделены из общей судебной системы. Нафедеральном уровне данную функцию исполняет преимущественно Верховный суд США.Глава 1. История Государства и Права США
1.1 Революционная война за независимость иобразование США.
Английские колонии в Северной Америке. Политическаяорганизация США прошла длинный путь развития, прежде чем приобрела современнуюсвою структуру. В известной мере она начала складываться уже тогда, когдапервые белые поселенцы появились на американской земле и стали оттеснять наЗапад коренных жителей континента.
В начале XVII в. на атлантическом побережье СевернойАмерики была основана первая английская колония. В последующее время(XVII-XVIII в.в.) было создано еще 12 колоний, вытянувшихся вдоль средней частипобережья Северной Америки. Колонисты захватывали земли индейцев, которыхоттесняли в глубь материка или беспощадно уничтожали. В колониях использовалсятруд рабов-африканцев, насильственно вывезенных с их родины. Рабство особенношироко использовалось на плантациях сахарного тростника, хлопка, табака южнойгруппы колоний. Иной характер приобретала экономика северной группы колоний,так называемой «Новой Англии», где начали развиваться фермерскиехозяйства, мануфактуры. Несколько колоний, оказавшихся между«севером» и «югом» в социально-экономическом плане занялипромежуточное положение. Неоднозначность развития северных и южных колоний вомногом определялась неодинаковым составом господствующих там групп населения.На юге доминировало влияние плантаторов-рабовладельцев — потомков английскойаристократии. Многие из них переселились в Америку во время английскойреволюции. На севере руководящее положение занимали купцы, мануфактуристы, аосновную часть населения составляли фермеры и ремесленники. Немалое их числопокинуло Англию, спасаясь от послереволюционных гонений реставраторов монархии.К 70-м гг. XVIII в. население колоний достигло 3,5 млн. человек, включая 500тыс. рабов.
Юридически небезинтересен вопрос о взаимоотношенияхколоний с метрополией. Между колониями не существовало формально никакой связии каждая из 12 колоний управлялась как бы самостоятельно, находясь вместе с темв непосредственной зависимости от метрополии. Первоначально в системеуправления колониями были существенные различия. Некоторые из них считалисьчастным владением (Пенсильвания, Мэриленд). Были колонии с «народнымуправлением» (Коннектикут, Род-Айленд), а также «королевскиеколонии», управляющиеся губернаторами, назначавшимися правительствомметрополии. Как правило, в каждой из колоний функционировал совет при губернатореи законодательное собрание, избиравшееся на основе высокого имущественногоценза. По существу эти собрания практически имели лишь совещательный характер,так как на принятые ими акты и решения губернатор мог наложить«вето». Колонисты считали себя свободными подданными английскойкороны, на которых распространяется действие права метрополии: Великая хартиявольностей, Билль о правах, «Общее право», «правосправедливости» и т.д.
Жалованные колониям королевские хартии казалосьподтверждают это. Однако на деле было иначе Правительство рассматривало колониикак сырьевой придаток метрополии, рынок сбыта английских товаров. Проводиласьполитика ограбления колоний, сдерживания их промышленного развития. Издавалисьакты и распоряжения, налагавшие на колонии разного рода поборы и подати иустанавливавшие таможенные пошлины, выгодные английской промышленности иторговле. Например, закон о гербовом сборе облагал налогом брачные документы,торговые сделки, документы о наследстве, всякого рода официальные бумаги, печатныеиздания и т.д.
В 60-е годы XVIII века издаются законы о запрещениивыпуска в колониях кредитных билетов, о введении пошлин на ряд товаров. Сильноенедовольство свободных колонистов вызвал закон 1763 года о запрещениипереселяться на земли, лежавшие западнее Аллеганских гор. Этот закон обострилклассовую борьбу за землю между крупными землевладельцами и свободнымифермерами. Политика английского правительства вызвала движение протеста широкихслоев населения колоний. Чашу терпения переполнил закон о торговле чаем (1773г.), который устанавливал новый налог на ввозимый в колонии чай. В ответ на этогруппа возмущенных жителей Бостона 16 декабря 1773 г. выбросила в море грузчая, доставленного туда на английских судах (так называемое «Бостонскоечаепитие»). Англия в свою очередь закрыла Бостонский порт, лишила Бостон ивсю колонию Массачусетс права иметь свои представительные органы. Вполнеестественно, что в колониях рос протест против господства метрополии.Противоречия между метрополией и ее американскими колониями достигли особойостроты к середине XVIII века.
1.2 Революционная война. Декларация независимости.
Начались открытые массовые антиправительственныевыступления американцев.
В 1774 г. в городе Филадельфия собрался Первыйконтинентальный конгресс представителей 12 колоний в составе 55 делегатов. Онутвердил «Декларацию прав», в которой был выражен протест противтаможенной и налоговой политики метрополии. Одновременно составлена петиция ккоролю (в самой почтительной форме просили прекратить притеснения и не даватьповода к окончательному разрыву с короной). Поскольку английский парламент икороль Георг III отвергли требования конгресса, вооруженный конфликт сталнеизбежен. Следующей важной ступенью в развитии событий необходимо считатьрешения II Континентального конгресса, собравшегося в мае 1775 г. Онконстатировал состояние войны с Англией и принял решение о созданииамериканской армии. Ее главнокомандующим был назначен Д. Вашингтон. (Он родилсяв семье плантатора-рабовладельца, участвовал в качестве офицера в колониальныхвойнах, придерживался в основном прогрессивных взглядов). Началась война занезависимость. Каждая колония объявляет себя независимой республикой — штатом.
Весной 1776 г. состоялся III Континентальный конгрессназначивший комиссию для подготовки текста Декларации независимости.
Начавшаяся война шла с переменным успехом, пока в 1777г. победа под Саратогой не стала переломом в войне.
Победа армии Джорджа Вашингтона под Йорктауном в 1781г. предрешила исход войны. В 1783 г. она завершилась подписанием Версальскогомирного договора, которым Великобритания признавала «свободу суверенностьи независимость» американских колоний. Тем самым 13 штатов СевернойАмерики образовали новое независимое государство.
В период становления независимости в США был принятряд исторических документов, которые следует рассмотреть подробнее.
«Декларация независимости» 4 июля 1776 г. — эта Декларация, философские положения которой содержали всего триста слов,представлялась манифестом основных свобод, поднимала на войну, вызывала во всеммире симпатии к американской революции.
В Декларации заявлялось, что правительства создаютсядля обеспечения перечисленных в ней естественных прав и, если длительное времяих нарушают, должны свергаться.
Декларация говорила о необходимости вести войну,которая фактически уже шла и которой суждено было продолжаться еще более пятилет. Так был сделан первый шаг к созданию американской государственности иправовой системы.
Важным конституционным актом, изданным во время войныза независимость, являются статьи конфедерации, вступившие в силу 1 марта 1781г. По существу, это договор о союзе и сотрудничестве между тринадцатьюнезависимыми государствами. В нем бывшие колонии именуются штатами, каждый изкоторых сохраняет свой суверенитет. Для заведования общими делами союзанамечалось ежегодно созывать однопалатный конгресс. В нем каждый штат имел одинголос, но количество делегатов от штата колебалось от 2 до 7 человек.
В полномочия конгресса входили решение вопросов поиностранным делам, организация армии, почта, чеканка монет. В случае споровмежду штатами конгресс являлся арбитром. Все остальные полномочия сохраняли засобой штаты. Конгресс не имел ни прав, ни возможности принудить штаты кисполнению его постановления. Он не мог даже вводить налоги. Бюджет страныскладывался из добровольных взносов штатов. В период между сессиями некоторыеиз полномочий конгресса мог выполнять комитет штатов.
Статьи конфедерации закрепляли стремление бывшихколоний соединенными усилиями получить независимость. В них нашли отражениепринципы американской конфедерации. Штаты чрезвычайно бдительно отнеслись ксохранению своей самостоятельности. Даже в условиях тяжелой освободительнойвойны они предпочли не идти дальше признания рыхлого конфедеративного союза.
Конституция 1787 г. Эта Конституция была, собственно,первой в мировой истории (исключая Статьи конфедерации) Конституцией изложеннойв письменном виде, первой Конституцией в формальном значении этого слова.
Конституция представляет собой документ уникальныйстабильности. При голосовании по проекту об изменении Конституции требуется,при принятии поправок к ней — не менее 2/3 в обеих палатах Конгресса и приратификации их не менее 3/4 всех штатов.
В Конституцию США за 212 лет внесено 27 поправок,Германии 42 поправки за 50 лет («Деловая неделя» 28 января 2000 г.)
Конституция основывается на теории разделения властей.Эти власти — внешне строго разграничивались и предусматривалась возможностьвзаимного сдерживания и контроля властей.
Отдавая себе отчет в необходимости учреждения сильнойи независимой исполнительной власти «отцы основатели» США все же былиозабочены тем, чтобы уберечь страну, от рецедива монархической тирании. Поэтомуони возложили на Конгресс функции центрального и руководящего органагосударства в важнейших вопросах внутренней и внешнеполитической жизни страны.
Законодательная власть — Конгресс — состоит из двухпалат: палаты представителей (нижняя), избираемой путем прямых выборовнаселением страны, и сената (верхняя), выбираемого законодательными собраниямиштатов в количестве двух сенаторов независимо от численности населения штата.
Палата представителей — одно из двух важнейших звеньевзаконодательного механизма США. Палата переизбирается каждый четный год. Председательствуетв палате спикер, который располагает широкими полномочиями; его решения попроцедурным вопросам безапелляционны.
Сенат — вторая палата Конгресса США, сенаторыизбираются законодательными собраниями штатов на 6 лет с обновлением 1/3состава через каждые два года. Председательствует в сенате вице-президентреспублики.
Обе палаты Конгресса обладают равными правами взаконодательном процессе, поскольку установлено, что для окончательногопринятия всякий законопроект должен быть одобрен обеими палатами.
Исполнительная власть. Во главе исполнительной властистоит президент избираемый на 4 года.
Согласно Конституции президентом может статьприрожденный «по рождению» американец достигший 35 лет и проживающийв стране не менее 14 лет.
Существенно влияние президента на законодательнуювласть и законодательный процесс. Конституция постановляет, что президент имеетправо налагать вето на любой законопроект в течении 10 дней с момента егополучения. По истечении указанного срока закон считается автоматическивступившим в силу. Президенту предоставлено право заключать международныедоговоры с последующей ратификацией 2/3 голосов сенаторов. Президент назначаетпослов, консулов и других представителей, является главнокомандующимвооруженных сил.
Федеральная судебная власть. Она осуществляетсяспециальной системой органов, во главе с Верховным судом США, назначаемыйпрезидентом «по совету и с согласия» сената в количестве 9 человек — судей пожизненно "… пока будут вести себя безукоризненно".
Кроме 9 судей в штат Верховного суда входитмногочисленный вспомогательный персонал: клерк и его помощники консультанты имаршал.
Официальный титул председателя Верховного суда — Главный судья Соединенных Штатов.
В качестве суда первой инстанции Верховный судрассматривает лишь ограниченные категории дел, споры между штатами, исковыедела против послов и членов их семей, служебного персонала посольств. Верховныйсуд имеет право осуществлять Конституционный надзор, а также толковатьКонституцию, выступать в качестве апелляционной инстанции, истребует дела впорядке надзора для нового рассмотрения их по существу.
Важное место в государственной системе США занимаетатторейская (прокурорская) служба. Генеральный атторей консультируетправительство по вопросам исполнения законодательства, является одновременноминистром юстиции США. Генеральные аттореи имеются и в штатах.
Конституция вводила систему «сдержек ипротивовесов». Конгресс мог отклонить законопроекты, внесенныепрезидентом. Сенат — не согласиться с предложенной президентом кандидатурой наважный должностной пост. Конгресс получил право привлечь президента кответственности в порядке импичмента. В этом случае палата представителейвозбуждает дело и формулирует обвинение, а сенат рассматривает дело подпредседательством главного судьи Верховного суда США. Для признания подсудимоговиновным требуется 2/3 голосов присутствующих сенаторов. При этом осуждениедолжно ограничиваться "…удалением от должности, запрещением занимать в СШАкакую-либо должность, с которой соединяется почет, доверие и выгода".
В свою очередь президент, используя правоотлагательного вето, мог замедлить принятие закона, а при поддержке частиконгрессменов добиться снятия его с обсуждения.
Конституция вводила федеративное устройство.Соответственно разграничивались правомочия между общефедеральными властями ивластями отдельных штатов. Федерация наделялась правом: объявлять войну изаключать мирные договоры (в более широком плане ведение внешней политики),регулировать торговлю с иностранными государствами и между штатами, чеканитьмонету (регулировать денежную систему страны), устанавливать единую норму длямер и весов, набирать, содержать и управлять армией и флотом.
Остальное, с учетом некоторых условий, составилокомпетенцию штатов.
Подчеркивалось верховенство федерального права поотношению к праву отдельных штатов.
Фиксируя основы федерации, конституция вводила«смешанную» систему правления, при котором представительство корпусаизбирателей страны в целом стало совмещаться с равным представительством штатовв сенате вне зависимости от численности населения каждого из них. Верхняяпалата неизбежно становилась таким образом более последовательным выразителеминтересов штатов (особенно малонаселенных).
Таким образом, Соединенные Штаты после принятияКонституции стали централизованным государством с мощным федеральнымгосударственным аппаратом, способным решать вопросы, касающиеся страны в целом.Что же касается вопросов не относящихся к федерации, объединенные в ней штатысохранили известную политическую и административную автономию, свойгосударственный аппарат, свою конституцию.
1.3 Билль о правах 1791 г. — первые 10 поправок камериканской Конституции.
Введение конституции, ограниченной только изложениемгосударственного строя и обходившей молчанием провозглашенные в Декларацияхправа человека, проходило с большим трудом. В законодательных собраниях штатовона была принята незначительным большинством голосов и главным образом подусловием включения в конституцию дополнений о демократических правах и свободахграждан. Законодатели понимали, что большинство американцев хотят видеть вконституции прежде всего гарантию от любых посягательств государственныхвластей на их права и свободы. Из этого исходил и Д. Мэдисон, внесший решающийвклад в подготовку конституционных поправок, ставших известными как Билль оправах. Его содержание составило первые 10 поправок к конституции. Они былипредложены законодательным собранием штатов в 1789 г. и утверждены ими в1789-1791 г.г. Принципиальной идеей, положенной в их основу, являлось признаниенедопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободы граждан: свободывероисповедания, свободы слова и прессы, мирных собраний, права обращения кправительству с просьбой о прекращении злоупотреблений (ст.1). Провозглашалосьправо иметь у себя и носить оружие (ст.2). Запрещался в мирное время постойсолдат в частных домах без согласия их владельцев (ст.3). Признавалосьнедопустимым задержание лиц, обыски, выемки вещей и бумаг без выдаваемыхсоответствующим должностным лицам законно-обоснованных разрешений (ст.4). Никтоне мог быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как по решению судаприсяжных, за исключением дел, возникших в армии. Никто не мог быть подвергнутповторному наказанию за одно и то же преступление, быть принуждаем в каком-либоуголовном деле свидетельствовать против самого себя, быть лишенном жизни,свободы, собственности без законного судебного разбирательства (ст.5).
Уголовные дела должны рассматриваться судом присяжных.Обвиняемый имеет право на очную ставку со свидетелями, показывающими не в егопользу, ему разрешалось вызвать свидетелей со своей стороны и прибегнуть ксоветам адвоката (ст.6). Запрещались жестокие и необычные наказания (ст.8). Вкачестве общего принципа устанавливалось, что названные в конституции, включаяБилль 1791 г., права не должны умалять все другие права и свободы,«оставшиеся принадлежностью народа» (ст.5) и неразрывно связанное сэтим, другое не менее важное: «права, не представленные конституциейСоединенных Штатов» и не отнятые ею у штатов, принадлежат штатам илинароду" (ст.10).
В сочетании с этими положениями Конституция СШАприобрела еще большую прогрессивную направленность. Был создан, как показалапоследующая история, наиболее оптимальный вариант государственного строя дляСША. Основной закон 1787 г., принятый, как тогда считалось, на окраинецивилизованного мира, оказал большое влияние на развитие конституционализма и вдругих странах и прежде всего в части идей республиканского правовогофедеративного государства, основанного на разделении властей, при которомзаконодательная власть строилась на базе «смешанной» системыбикамерализма; исполнительная как единоличная, выборная, срочная магистратура справом отлагательного вето; судебная с пожизненно назначаемыми судьями и ссудом присяжных.
Вместе с тем прогрессивное, демократическое значениеконституции во многом умалялось сохранением старой избирательной системы,отягченной великим множеством цензов, лишавших значительную, наименеесостоятельную часть населения права участвовать в легальной политической жизни:выбирать и быть избранными в органы власти и управления. В южных штатахсохранялось рабство. В итоге введенная демократия во многом носила элитарныйхарактер.
1.4 Гражданская война севера и юга. Второй циклпоправок к конституции.
Первая половина XIX в. прошла под знакомстремительного расширения территории США. Новые территории покупались уколониальных стран или отбирались вооруженным путем у слабых противников.Коренное население Америки — индейцы истреблялись или выселялись. Процедурапреобразования новых территорий в штаты определялась Большим ордонансом 1791 г.Для этого необходимо было иметь определенное число жителей, свою конституцию исоответствующее ходатайство к федеральному конгрессу. Часть штатовсамоопределилась, не дожидаясь официального согласия конгресса. К середине XIXв. территория США выросла почти в девять раз. Рабство распространялось на новыеземли, что представляло серьезную угрозу развитию капитализма в США.
Социальное и экономическое положение США в конце XVIIIначале XIX в. нельзя понять без учета концепции В.И. Ленина об«американском» пути развития в сельском хозяйстве. Реальнаявозможность получить за океаном участок земли и начать там новую жизнь влекли вдальний и опасный путь наиболее энергичных и отважных европейцев.
Борьба за землю имела свои особенности. В Америке небыло помещиков феодального типа и крепостных крестьян. Скваттерство — захват«свободных» земель — означало отнятие участков у коренных жителей индейцев.Однако переселенцу нужны были деньги. Не каждый мог приспособиться к новымжизненным условиям, выдержать натиск земельных спекулянтов и т.д.
Между крупными и мелкими землевладельцами шлаожесточенная борьба. Местная аристократия всеми силами стремилась сохранить засобой огромные земельные владения. Эти противоречия составляют одну из важныхэкономических основ первой и второй американских буржуазных революций.
На первом этапе преобладало крупное плантаторскоехозяйство, где применялся труд рабов (негров). После войны за независимостьрабство на Севере было отменено, латифундии земельной аристократии конфискованыи пущены в продажу. Эти меры наряду со скваттерством и последовавшейнационализацией западных земель заложили основу для развития капитализма вземледелии по фермерскому пути.
Однако на Юге сохранялось крупное землевладение,основанное на рабском труде. Отлив рабочей силы на Запад обусловил массовоеприменение труда рабов.
Колонизация западных земель означала развитиекапитализма вширь, как часть общего процесса становления капитализма СШАвглубь. К. Маркс в «Капитале» указывал, что в переселенческихколониях возможность превращения вчерашнего рабочего в собственника тормозиларазвитие капиталистического производства.
В первой половине XIX в. в США отчетливо наметилисьдве тенденции или два пути буржуазного развития: один — на Севере, другой — наЮге. Столкновение классов из-за установления было неизбежно. В классовой борьбеглавное место заняла проблема «свободных» земель на Западе и ликвидациярабовладельческих латифундий на Юге.
Основной вопрос второй американской революции сводилсяк тому, будет ли обеспечено дальнейшее развитие капитализма в США путемуничтожения рабства и победы «свободного фермера на свободной земле»
К началу 20-х годов XIX в. в США насчитывалось 22штата, половина из них были рабовладельческими. Между рабовладельцами Юга ибуржуазией Севера не прекращались конфликты, особенно когда в конгрессерешалась судьба новых штатов. Плантаторы были заинтересованы в создании новыхрабовладельческих штатов. Буржуазия Севера была против этого. От решения споразависел исход борьбы за контроль над обширными землями на Западе и в конечномсчете над федеральным правительством. Плантаторы стремились сохранить своепреимущество в палатах конгресса. До 1861 г. почти все американские президентыбыли из южных штатов.
Острые противоречия возникли по поводу таможенныхтарифов. Буржуазия Севера в целях создания преимущества для сбыта своих товаровдобивалась установления высоких ввозных пошлин на промышленные товары, ввозимыеиз-за границы. Рабовладельцы выступали против этого. Так, законодательноесобрание штата Южная Каролина в 1832 г. потребовала полной отмены таможенныхпошлин, угрожая выходом из США. Оно ссылалось на так называемую доктрину«нуллификации», согласно которой штаты могли игнорировать решенияфедеральных властей, если они противоречили конституции. Такое толкование быловыгодно сторонникам сепаратизма, особенно на Юге.
Столкновение интересов промышленной буржуазии ирабовладельцев вело к неотвратимому конфликту, который впоследствии вылился вгражданскую войну. Это было началом ожесточенной борьбы между двумяэкономическими системами: крепнущей буржуазной и слабеющей рабовладельческой.Но фоне этой борьбы яснее проступает политическая истории США в период междувойной за независимость и гражданской войной.
В начале XIX в. резко обострились разногласия двухполитических партий: федералистов и демократов республиканцев. Первая быласоздана еще Гамильтоном. Опираясь на крупную буржуазию, преуспевающихплантаторов, федералисты выступали против демократизации конституции.Демократическо-республиканская партия во главе с Джефферсоном пользоваласьподдержкой промышленной буржуазии, мелких плантаторов, фермеров, ремесленников.Она добивалась ограничения крупного плантаторского хозяйства, развитиябуржуазно-демократических свобод.
В начале 20-х годов XIX в. обе партии переживаликризис. Федералисты распались на мелкие фракции. В 1828 г. часть республиканцевосновала демократическую партию, которую поддерживала мелкая буржуазия, частьплантаторов, фермеры, некоторые рабочие. Главной в политической жизни страныстановилась проблема ликвидации рабства.
Началом затяжного конфликта было решение вопроса осудьбе штата Миссури. Плантаторы попытались провести через конгресс закон озачислении этого штата в рабовладельческий, но встретили довольноорганизованный отпор со стороны делегатов от свободных штатов. Тем не менееконфликт окончился компромиссом. Севернее определенных границ (36? 30? севернойшироты) и западнее Миссури рабство запрещалось. Штат Миссури был определен какрабовладельческий, но зато новый штат Мэн был принят в качестве свободного.Прием свободных штатов подрывал позиции рабовладельцев в сенате. Миссурийскийкомпромисс лишь несколько задержал открытую схватку двух экономических систем.Он был нарушен, когда решался вопрос о судьбах штатов Калифорнии, Нью-Мексико иЮта.
В 1854 г. в конгрессе снова возник спор о судьбе двухновых штатов — Канзаса и Небраски, расположенных севернее 36? северной широты.Под давление рабовладельцев, занимавших почти все главные должности вфедеральном правительстве, конгресс передал на усмотрение самих граждан Канзасарешение вопроса о рабстве. Тем самым еще раз был нарушен Миссурийский компромисс,согласно которому на один рабовладельческий штат должен обязательно приходитьсяодин свободный.
Тысячи рабовладельцев «избирателей» ринулисьв Канзас. Возле избирательных участков начались вооруженные схватки. Канзасстал рабовладельческим штатом. По словам К. Маркса, «драка в Канзасе»была началом гражданской войны. Росло число сторонников обществааболиционистов, выступавших за отмену рабства. Партия фрисойлеров требовалазапрещения рабства, бесплатной раздачи земли нуждающимся. Ее активнымисторонниками был фермеры, промышленные рабочие. К фрисойлерам примкнула частьреспубликанской партии. В стране произошла новая перегруппировка сил.
В 1854 г. республиканцы впервые получили большинство внижней палате конгресса. Но так как рабовладельцы занимали твердое большинствов сенате, имели много своих ставленников в федеральной администрации, то ихинтересы, по словам К. Маркса, служили путеводной звездой для внутренней ивнешней политики федерального правительства.
В 1857 г. Верховный суд в своем решении по делу ДредаСкотта разрешил рабовладельцам искать бежавших негров даже в свободных штатах.Тем самым была сделана попытка распространить рабство на всю территорию страны.Законы конгресса о беглых рабах стали особенно суровыми.
Движение за отмену рабства приняло широкий размах.Огромное впечатление на американцев произвела повесть Бичер-Стоу «Хижинадяди Тома». Великий борец за свободу Джон Браун писал перед казнью:«Я, Джон Браун, теперь совершенно уверен, что только кровь смоет великиепреступления этой грешной страны».
Осенью 1860 г. президентом был избран один извыдающихся деятелей Америки, видный республиканец Авраам Линкольн. Выходец избедной семьи, он со временем стал убежденным противником рабства. Его избраниепослужило для рабовладельцев сигналом к мятежу. «Неотвратимыйконфликт» между системой рабства и системой наемного труда вылился воткрытую гражданскую войну.
В декабре 1860 г. штат Южная Каролина заявил о своемвыходе из Союза, его примеру последовали еще 10 южных штатов. В апреле 1861 г. началисьвоенные действия. В результате сецессии (отложения) 11 штатов образоваликонфедерацию со своим правительством. 23 штата остались в союзе Севера.
Мятеж южан расколол американское государство на двечасти: рабовладельческий Юг и свободный Север. В каждой части имелся свойпрезидент, свой конгресс. «Современная борьба между Югом и Севером, — писал, К. Маркс, — есть, следовательно, не что иное, как борьба двух социальныхсистем — системы рабства и системы свободного труда». Вначале ход войнысложился неблагоприятно для северян, хотя все, казалось бы, предвещало имлегкую победу. На Юге было меньше населения, почти отсутствовалапромышленность, но зато оказалась лучшей организация войск, армией командовалиталантливые полководцы. Буржуазия Севера первое время мечтала конституционнымпутем ликвидировать конфликт, не сразу повела войну по-революционному.
Северяне имели большое превосходство в живой силе,технике, они пользовались сочувствием передовых людей Европы. По случаюизбрания президентом А. Линкольна К. Маркс от имени I Интернационала послал емуприветственное послание.
Линкольн превосходно понимал невозможностьсуществования двух систем, ему принадлежат знаменитые слова: «Дом,расколотый надвое, не может стоять». Линкольн, однако, не сразу решилсяприбегнуть к решительным мерам. Одно время он даже высказал мысль о переселениинегров в Центральную Африку. Руководитель негритянской организации ответил ему:«Говорят, что это страна белого человека. Нет, сэр! Это странакраснокожего человека по „естественному праву“ и черного человека поправу его страданий и труда… Сэр, это наша страна так же, как и ваша, и мы еене покинем. Проект экспатриации отпал.
Серия поражений армии северян и недовольство народазаставили А. Линкольна пойти на решительные шаги, действоватьпо-революционному. Конгресс принял два закона, сыгравших важнейшую роль впобеде Севера.
20 мая 1862 г. вступил в силу гомстедакт. Каждыйгражданин в возрасте более 21 года мог получить за символическую сумму участокземли из фонда государства размером не более 160 акров (65 га). Спустя 5 летвладелец получал патент о неограниченном праве распоряжаться землей пособственному усмотрению. Позднее размеры таких участков были увеличены. Этотакт оказал сильное воздействие на боевой дух армии северян, состоявшей восновном из фермеров и рабочих. Значение акта состоит еще и в том, чтозаселение западных земель свободными поселенцами по существу ликвидировалораспространение невольничества на другие части страны.
Вскоре А. Линкольн подписал Декларацию об освобождениис января 1863 г. негров, находившихся на территории южных штатов. Декларация оботмене рабства явилась событием крупного политического значения, повлиявшим наход гражданской войны. После ее опубликования борьба Севера против рабовладельцевЮга вступила в основную фазу. Решающую роль в победе Севера сыграли рабочие,фермеры и негры. В армии северян были видные деятели I Интернационала.Гражданская война являлась буржуазно-демократической революцией.
Свое политическое кредо А. Линкольн изложил взнаменитой речи при открытии солдатского кладбища в Геттисберге 19 ноября 1863г. „87 лет назад наши отцы создали на этом континенте новую нацию, онапришла в жизнь благодаря свободе и основывалась на утверждении, что все людирождаются равными… У этих чтимых нами покойников мы обязаны взять примерпреданности делу, которому они были верны до конца, мы должны здесь твердорешить, что не напрасно эти воины отдали свою жизнь; наша нация, по воле бога,должна возродить свободу, и пусть вечно живет правительство народа из народа идля народа“.
Очистив армию и государственный аппарат от предателей,закрыв особенно враждебные газеты, назначив командующим талантливого полководцаГранта, правительство Линкольна тем самым ускорило победу. В начале апреля 1865г. южане капитулировали, но в отместку за свое поражение они организовалиубийство Линкольна.
В 1865 г. конгресс принял 13-ю поправку в Конституцииоб отмене рабства на всей территории США. В 1866 г. принимается 14-я поправка,по которой негры наделялись гражданскими правами. Всякий, кто родился в США илибыл натурализован, признавался гражданином США и того штата, где он проживал.Она не распространялась только на индейцев, освобожденных от уплаты налогов.Поправка запрещала штатам ущемлять, ограничивать права граждан, лишать ихжизни, свободы, собственности без надлежащего судопроизводства. Основаниемпривлечения к уголовной ответственности могло быть только участие в мятеже илипреступление. В принципе запрещалось ограничивать избирательные права граждан-мужчинв возрасте 21 года и более. За отказ выполнять положения поправки числодепутатов от штата в палате представителей могло быть уменьшено.
Однако и после капитуляции правительства южных штатовотказывались выполнять решения федеральных властей ратифицировать 14-юпоправку. Многие мятежники вскоре попали под амнистию, политические праванегров остались на бумаге. В некоторых южных штатах имелись законы обученичестве, так называемые „черные кодексы“, согласно которым негры,мулаты, дети неимущих оставались в полной власти своего бывшего хозяина додостижения 18-летнего возраста. Негры ограничивались в выборе профессии, к нимразрешалось применять наказание поркой. Все это делалось якобы для борьбы сбродяжничеством.
1.5 Право
Американская система права имеет три основных этапаразвития: первый этап — от завоевания независимости до Гражданской войны;второй этап — до первой мировой войны; третий — до конца 70-х г.г. ХХ в.
США испытали воздействие английского общего права.Рецепция была неполная, общее право приспособили к местным условиям. Здесьбольшая свобода при вынесении решений, меньше консерватизма, формализма. Крометого, в США суд по-настоящему „третья власть“ в государстве.
Американская правовая теория основана на»судебной непогрешимости" или «юридическом абсолютизме».Основные принципы права США зафиксированы в Декларации независимости 1776 г. иКонституции.
Первостепенный по важности для демократической системыинститут частной собственности дважды зафиксирован в 5-й поправке к КонституцииСША: «Никто не может быть лишен…собственности без легального судебногоразбирательства, частную собственность нельзя отбирать на общественноеупотребление без справедливого вознаграждения». Конституция штата Нью-Йорк1822 г. воспроизвела это положение: «Экспроприация для общественной пользыможет быть произведена не иначе, как по уплате справедливоговознаграждения».
Принцип равенства людей перед законом, правообвиняемого на публичный суд с участием присяжных и защитника, право судить позаконам своей страны имели прогрессивное значение.
Основным источником права является Конституция, за нейследуют федеральные законы, конституции и законы штатов. Для судов всехинстанций обязательными считаются решения Верховного суда США. Каждый штатиздает свои законы по гражданскому, трудовому, уголовному и процессуальномуправу. Почти в каждом штате имеется своя сис-тема права. К середине ХХ в. в СШАнасчитывалось свыше полутора миллионов законов. Многие решения верховных судовштатов (даже по совершенно одинаковым обстоятельствам) часто противоречат другдругу. Попытки Верховного суда внести единообразие в правовую систему оказалисьбезуспешными. Интересно отметить, что первая кодификация права была начата поинициативе видного американского юриста Фильда. Составленный им в 1848 г.кодекс гражданского и уголовного судопроизводства для штата Нью-Йорк оказалсянастолько удачным, что с незначительными поправками был воспроизведен во многихштатах.
Гражданское и уголовное право в общефедеральноммасштабе не кодифицировано. Каждый штат его определяет по-своему. Усердиеместных законодателей иногда выходит за рамки разумного.
В некоторых штатах запрещено стрелять лягушек ввоскресенье, стрелять по кроликам из заднего окошка трамвая, сидеть на серединеулицы и читать газету, носить ложки в кармане, спать в собачьих конурах, вестив кино живого льва, пристроить осла на ночь в ванне, подзывать свистомвылетевшую из клетки канарейку, домашним псам на выгуле нельзя собиратьсябольше трех, нельзя перевозить пассажиров на крыше такси, засыпать во времябритья в парикмахерской; в штате Монтана женщинам-присяжным во время судебногозаседания нельзя вязать. В штате Техас запрещено доить корову, если она неваша. В Вашингтоне — отрезать хвосты лошадям; в штате Нью-Мексико — мужчинам иженщинам ходить небритыми, в штате Нью-Джерси — шумно есть суп, в штатеВайоминг женщина, пьющая в общественном месте, должна стоять в полуторах метрахот бара, в штате Пенсильвания все рестораны должны иметь в своем распоряженииносилки, в штате Айова пожарники перед тушением огня должны сделать 15-минутнуютренировку.
В штате Южная Джорджия запрещено вывешивать на однойверевке мужское и женское белье. В Лос-Анджелесе — бить жену ремнем ширинойсвыше двух дюймов, за исключением случаев ее письменного согласия, есть чеснокможно за 4 часа до поездки в трамвае. В штате Индиана не пустят человека втеатр, если от него пахнет чесноком, устанавливать мышеловки могут те, ктоявляется обладателем охотничьего билета; женщина могла быть арестована, если вмагазине примерила более шести платьев.
В штате Мичиган плевок против негра расценивается какнарушение общественного порядка. В штате Техас за торговлю в воскресенье хлебомили лимбургским сыром штрафуют. В штате Коннектикут покупатель может проверитькачество огурца, бросив его с высоты прилавка. На огурце не должно быть даженамека на трещину.
В воскресенье официально разрешено продавать женскиежурналы, не запрещено торговать Библией в твердом переплете, бобами, сливками впакетах. Бритвенные лезвия в этот день можно приобрести, если нужно срезатьмозоли на ногах. Рыбу с жареной картошкой можно продавать только в китайскихлавочках, поскольку китайцы являются иноверцами. Все магазины должны бытьзакрыты, кроме приморских курортов, где можно торговать рыболовнымипринадлежностями, игрушками, сувенирами и купальниками любых размеров. Ввоскресенье стиральный порошок можно приобрести в отделе запасных частей дляавтомашин, где он может именоваться «средством для удаления грязи».Чай продают в этот день только в заваренном виде, но не пачками.
Особенность американской системы права состоит в том,что она признает многие доктрины и положения английского прецедентного истатутного права. Это зафиксировано в конституциях некоторых штатов. Совпадениебуржуазных правовых принципов обеих стран дает основание говорить осуществовании англосаксонской системы права.
В области гражданского права важнейшими являютсяинститут частной собственности, свобода и незыблемость договора, широкаясвобода распоряжения наследством, право судебной защиты нарушенных прав и т.д.Суды штатов при вынесении решений по гражданским делам имели широкуюсамостоятельность. Они могли ссылаться на законы своего штата, на местноепрецедентное право или даже на английские законы. Источником права являетсяпрецедент. Гражданское право оставалось запутанным. Противоречивость, пестротарешений порождали обилие коллизий. По словам одного судьи, трудность состоялане в том, чтобы знать норму права, а в том, чтобы найти ее.
После того, как тресты по закону Шермана фактическибыли запрещены, основной организационно-правовой формой капиталистическогопредприятия стала корпорация (акционерное общество). Ее положениерегулировалось договором товарищества. Корпорация имела статус юридическоголица, ее члены обладали правом на часть прибыли в соответствии с количествомакций. В случае краха фирмы акционер отвечал за долги только в пределахвложенного им капитала. Он не мог претендовать на право собственника имуществаи заключать от имени корпорации сделки.
Второй вид договора товарищества получил название«фирма». Ее имущество считается общей собственностью, соответственноучастники фирмы несут полную ответственность за долги. Следовательно, в первомслучае участники договора товарищества имеют ограниченную имущественнуюответственность, во втором — полную. Формально высшим органом корпорацииявлялось собрание акционеров. Фактически реальная власть находилась у тех, ктоимел более половины акций (контрольный пакет). Правовое положение корпорацийрегулировалось, как правило, законодательством штатов.
Для предпринимателей эта форма вложения капиталаоказалась не менее удобной, чем тресты. Имея контрольный пакет, монополиифактически руководили связанными с ними нижестоящими акционерными обществами ифирмами. В случае своеволия финансовые магнаты расправлялись с мелкими фирмамибыстро и безжалостно.
В этот период буржуазия самым решительным образомвыступала против вмешательства в дела предпринимателей, придерживаясь принципа:«Меньше правительства в бизнесе и больше бизнеса в правительстве».Принцип невмешательства государства в экономические дела (laissez-faire) былдля обеих крупных партий, но особенно для республиканцев, незыблем, какбиблейский завет. Почти до начала мировой войны не было федерального закона о минимумезаработной платы.
Английское право прецедента (stare decisis) действуетв США, но с некоторыми ограничениями. Верховный суд США и верховные суды штатовне обязаны следовать своим решениям.
В 1938 г. Верховный суд дал совершенно однозначныйответ на поставленный судебной практикой вопрос: является ли общее право правомфедерации или существует право каждого штата? Высший судебный орган разъяснил:общее право — это право отдельного штата, федерального общего права несуществует. Суды каждого штата осуществляют свою юрисдикцию независимо один отдругого, и поэтому решениям, принятым в судах одного штата, не обязаныследовать суды других штатов.
Некоторые штаты пошли по пути кодификации гражданскогоправа. Свод таких законов штата Луизиана 1825 г. являлся копией французскогокодекса Наполеона. Он действует и поныне. Гражданский кодекс штата Калифорнии1873 г. оказал влияние на другие штаты.
Пестрота, раздробленность норм имущественного правапорождали неразбериху, приводили к судебным коллизиям. В конце XIX в. сталисоставляться частные кодификации прецедентного права, относящиеся к основныминститутам гражданского и торгового права, к договорам, представительству,доверительной собственности. Эти кодификации не имеют нормативной силы, но судыобращались к ним при рассмотрении гражданско-правовых казусов.
Источниками уголовного и гражданского процессуальногоправаприменительно к федеральной системе судов и к самостоятельнымсудебным системам каждого из штатов служат соответствующие акты законодательства,правила, издаваемые судебными органами, и нормы общего права.
Особая роль в регулировании вопросов уголовногопроцесса принадлежит Конституции США. В ее тексте, в поправках IV, V, VI, VII,вошедших составной частью в Билль о правах (1791 г.) и в поправке ХIVсформулированы не только многие существенные положения о судоустройстве, в томчисле о разграничении подсудности судов федерации и штатов, но и важнейшиенормы, определяющие права обвиняемого на различных стадиях уголовного процесса.
Существенную роль в регулировании вопросовсудопроизводства по гражданским и уголовным делам играют нормативные акты,изданные Верховным судом США на основании полномочий, предоставленных ему вряде актов Конгресса 1930-х гг., предписывать федеральным судам правила процедурыпо гражданским и уголовным делам. Важнейшими среди этих постановленийВерховного суда являются следующие федеральные правила: гражданскогосудопроизводства (1938 г.), уголовного судопроизводства (1946 г.),апелляционного производства (1968 г.) и доказательствах (1975 г.). ОтдельноВерховным судом были изданы также правила производства в самом этом суде (1980г.), правила судебного разбирательства федеральными магистратами дел омалозначительных преступлениях (1971 г.).
В качестве источников процессуального права в штатахвыступают также правила, разрабатываемые высшими судебными органами каждого изштатов самостоятельно, но, как правило, с ориентировкой на соответствующие актыВерховного суда США, — особенно велика здесь роль федеральных правил гражданскогосудопроизводства, воспринятых во многих штатах практически без изменений.Принципиальное значение для всех американских судов (и федеральных, и штатов)имеют решения Верховного суда США, в которых сформулированы постановления попроцессуальным вопросам.
В США функционируют параллельно единая федеральнаясистема судов и самостоятельные судебные системы каждого из 50 штатов, округаКолумбия и четырех федеральных территорий. В компетенцию федеральных судоввходит, прежде всего, рассмотрение уголовных дел о преступлениях,предусмотренных федеральным законодательством, и гражданских дел по искам кфедеральным властям и по спорам, возникающим в связи с применением федеральныхзаконов или между гражданами, проживающими в двух различных странах, если при этомсумма иска превышает 10000 долларов.
По ряду вопросов компетенция федеральных судов и судовштатов совпадает как по уголовным, так и по гражданским делам, что вызвало кжизни весьма сложные правила разграничения их функций. При определенныхситуациях у органов обвинения и у истцов по гражданским делам создаютсявозможности выбора между обращением в суд одного из штатов либо в федеральныйсуд.
Действующее, в том числе и реформированное запоследние годы, законодательство американских штатов придерживаетсятрадиционного деления преступных деяний на две основные категории — фелонии имисдиминоры. К фелониям относятся более тяжкие деяния, которые наказываютсялишением свободы на срок свыше одного года, а к мисдиминорам — менее тяжкиепреступления.
В свою очередь, фелонии и мисдиминоры делятся нанесколько «классов», в зависимости от которых устанавливаются пределынаказания: обычно фелонии на три-пять классов («А»,«В», «С» и т.д.), а мисдиминоры — на два или трикласса. Сущность и практическое значение такой классификации состоит в том, чтоона предопределяет рамки наказаний, назначаемых за преступные деяниясоответствующей категории.
Основными элементами системы наказаний, сложившейся вСША, являются смертная казнь, лишение свободы, пробация и штраф. Как дополнительныенаказания применяются конфискация имущества, возложение обязанности возместитьпричиненный ущерб, лишение прав, трудовые услуги в общественных интересах и др.
Штраф — основная, а часто и единственная меранаказания, предусматриваемая американскими законами за большинствомалозначительных преступлений и иных правонарушений, в особенностиавтодорожных. В качестве альтернативной санкции штраф может быть назначен, пофедеральному УК и кодексам штатов, за многие весьма тяжкие преступления, в том числеи такие, которые караются лишением свободы на срок до 10 и даже 20 лет. Приэтом сумма штрафа, например, по указанному Комплексному закону 1984 г., можетдостигать 25000 долларов, а в некоторых случаях и 250000 долларов. За последнеевремя уголовные законы все чаще допускают одновременное назначение в приговорев любых сочетаниях лишения свободы, пробации и штрафа.
Издан ряд законодательных актов: Закон 1970 г. оконтроле над организованной преступностью (с дополнениями 1986 г.) и др.;направлены на борьбу с торговлей наркотиками федеральные законы 1986 и 1988 гг.и др.; федеральный Закон 1986 г. о мошенничестве и злоупотреблениях, связанныхс компьютерами.
Глава 2. Судебная система.
2.1 Что такое суд?
Суд является учреждением, созданным правительством дляурегулирования и решения споров юридическим путем. Споры возникают инаправляются для разбирательства в суд, когда люди не могут сами прийти ксоглашению по поводу какого-то конкретного случая. Ну, скажем, кто виноват внарушении правил дорожного движения при столкновении автомобиля Билла Смита?Кто из них поехал на Красный свет: первый или второй? Оба утверждают, что ониэтого не делали. Кто ограбил банк – Франк Уилльямс или кто-то другой?
Суды устанавливают истину, т.е. выясняют, что жепроизошло на самом деле, и какое решение следует принять в этой связи: если ваварии виноват Джоунс, то сколько он должен уплатить Смиту за нанесенный ущерб.Если банк действительно ограбил Франк Уилльямс, то какое наказание он долженпонести.
Суды играют Важную роль в жизни американского обществапо ряду обстоятельств. Они устанавливают, совершил ли человек преступление икак он должен быть наказан. Они также обеспечивают мирное решение конфликтовмежду гражданами, которые сами не могут разрешить своих споров путемпереговоров. Иногда решения суда могут затронуть интересы широкого круга людей,не вовлеченных в судебный процесс. Так, например, в 1965 году трех учащихсясредней школы в г. Де-Мойн, штат Айова, исключили из школы за ношение на рукавечерных повязок протеста против войны во Вьетнаме. Они обратились в суд стребованием признать недействительным решение о ношении черных повязок вуказанных целях. Когда Верховный Суд признал, что в деле «Тинкер протившкольного района Де-Мойн» принятое судебное решение нарушало конституционноеправо свободы выражения, это решение затронуло права всех учащихся школ по всейстране на выражение их взглядов, не нарушающих установленного правопорядка.Решение Верховного Суда в деле «Браун против Министерства образования» имело болеемасштабные последствия. Решением суда в иске родителей Линды Браун и местногосовета по образованию в Торека, Канзас, было признано, что сегрегированное обучениебелых и черных детей является нарушением Конституции США.
В федеральную систему судов входят Верховный суд США,апелляционные и окружные суды, а также специальные суды. Всю системуфедеральных судов возглавляет Верховный суд США, который одновременно занимаетисключительно важное положение во всей структуре высших государственныхучреждений, наряду с Конгрессом и Президентом США.
2.2 Верховный Суд США.
Верховный Суд США является высшей судебной инстанциейв стране. Его решения по апелляциям на решения нижестоящих судов устанавливаютсудебные прецеденты, которым должны следовать все другие федеральные суды исуды при толковании Конституции и федеральных законов.
Верховный суд США — единственное судебное учреждение, упоминаемое вКонституции США, — состоит из девяти судей, одного из которых Президент СШАназначает председателем. Члены Верховного суда, включая председателя,назначаются Президентом и утверждаются сенатом. Верховный суд рассматривает попервой инстанции дела по спорам между двумя или более штатами, по искам, вкоторых одной из сторон являются послы иностранных государств, и некоторыедругие (на практике такого рода дела немногочисленны). Основная его функция — рассмотрение жалоб на решения нижестоящих федеральных судов и судов штатов,если в них затронут «федеральный вопрос», а также просьб об отменепостановления любого суда, которым признается противоречащим Конституции СШАзакон какого-либо штата или акт Конгресса США. Верховный суд вправе также, еслипреследует просьба апелляционного суда, разъяснить какой-либо вопрос права,возникший по гражданскому или уголовному делу, и дать по нему обязательноетолкование.
Однако в отличие от апелляционных судов США ВерховныйСуд не обязан заслушивать каждое дело, направляемое в его адрес для пересмотра.Решение рассматривать или не рассматривать подобные дела принимает самВерховный Суд. По своему характеру Верховный Суд отличается от другихапелляционных судов: исправление ошибок, допущенных судьями при рассмотрениидел в ходе судопроизводства, не является его главной функцией. Приоритетнаязадача Верховного Суда состоит в разъяснении закона в тех случаях, когда удругих судов возникают разногласия в толковании Конституции или федеральныхзаконоположений. Ежегодно из почти 30 миллионов дел, рассматриваемыхфедеральными судами и судами штатов, 5000 дел направляются проигравшими процесссторонами в Верховный Суд для пересмотра. Большинство из них имеют формуходатайства об истребовании дела из производства нижестоящего суда. Судотбирает и принимает к производству только около 170 наиболее значимых дел.
Полномочия Верховного Суда на судебный пересмотрделают его роль в государственном управлении еще более жизненно важной.Судебный пересмотр — это правомочность суда при принятии решения объявлять, чтопринятый законодательным органом нормативный акт или действие представителяисполнительной власти не имеют законной силы, поскольку они противоречатКонституции. Несмотря на то, что окружные и апелляционные суды, а также судыштатов правомочны пользоваться правом судебного пересмотра, их решения всегдаподвергаются рассмотрению Верховным Судом в связи с апелляциями. Если ВерховныйСуд объявляет закон неконституционным, это решение может быть отменено толькопоследующим решением Верховного Суда по этому вопросу или принятиемсоответствующей поправки к Конституции. 7 из 26 поправок к Конституции лишилизаконной силы решения Верховного Суда. Однако большинство рассматриваемыхВерховным Судом дел касается не столько конституционности законов, сколькотолкования законов, принимаемых Конгрессом и штатами.
Несмотря на то, что на протяжении ряда лет Конгресс продолжалувеличивать число судей в окружных и апелляционных судах, численный составВерховного Суда продолжает оставаться прежним с 1869 года. В него входятГлавный судья (председатель суда) и восемь судей — членов Верховного Суда.Подобно всем федеральным судьям, они назначаются Президентом страны порекомендации и с согласия Сената. В отличие от апелляционных судов, ВерховныйСуд всегда заседает в полном составе. Слушание всех дел происходит вприсутствии всех девяти членов суда.
Каждая сессия Верховного Суда начинается в первыйпонедельник октября. Сессия продолжается до тех пор, пока Суд не объявит своихрешений по всем принятым к производству делам. Обычно это происходит к началуиюля. Во время сессии Суд придерживается следующего распорядка работы: напротяжении недели он занимается слушанием дел, в конце недели он проводитзакрытое совещание по рассмотренным делам, принимает решения и приступает кподготовке мнений. Мнения поступают в печать лишь после объявления решений,большей частью в конце весны и начале лета. Наиболее важные решения Судапубликуются и обсуждаются средствами массовой информации.
Решения Верховного Суда затрагивают жизни миллионовлюдей — от задержанного, который имеет право не отвечать на вопросы полиции идолжен быть поставлен в известность об этом праве, до редактора журнала,который вынужден задумываться о том, не нарушит ли он закона публикацией материала, дающего уничижительнуюхарактеристику кого-либо из известных деятелей. В этой связи решения поотдельным делам широко и с живым интересом обсуждаются в средствах массовойинформации. Некоторые из проблем так и не находят решения, пользующегосявсеобщей поддержкой. Тем не менее, при рассмотрении дел Верховный Суд принимаетво внимание и тщательно взвешивает все аргументы за и против каждой из сторон.Более того, решения Верховного Суда являются окончательными и не подлежатпересмотру или отмене каким-либо другим судом.
В высшие судебные инстанции штатов и Верховный суд СШАмогут быть обжалованы приговоры к смертной казни. Кроме того, осужденный вправеподать просьбу о помиловании губернатору штата. Ныне число выносимых смертныхприговоров по-прежнему значительно превосходит число исполняемых (в 1988 г.соответственно около 300 и 11), в результате чего «очередь смертников»во второй половине 1980-х гг. неизменно превышала 2000 осужденных.
Апелляционные суды были созданы в 1891 г. в качестве судов промежуточнойюрисдикции между Верховным судом США и окружными судами. В настоящее времяимеется 13 апелляционных судов: один в федеральном округе Колумбия, 11 — вкаждом из апелляционных округов, охватывающих территорию от 3 до 10 штатов иимеющих свой официальный номер, и, наконец, учрежденный в 1982 г. Апелляционныйсуд федеральной юрисдикции, который рассматривает жалобы по таможенным ипатентным делам и жалобы на решения Претензионного суда.
Окружные суды (иногда их название переводится как «районные») — основноезвено федеральной судебной системы. Вся территория страны поделена на округа сучетом границ между штатами, так что в одном штате имеется от одного до четырехокругов. Соответствующие окружные суды созданы также в четырех заморскихтерриториях США. Всего в настоящее время насчитывается 95 окружных судов, вкаждом из которых от 2 до 27 судей. Они рассматривают по первой инстанциигражданские и уголовные дела, входящие в компетенцию федеральной юстиции, атакже жалобы на действия административных ведомств. Уголовные дела игражданские иски по большинству категорий дел с суммой иска свыше 20 долларовслушаются с участием присяжных, если на этом настаивает обвиняемый или истец.При окружных судах функционируют федеральные магистраты (эта должностьучреждена в 1968 г.). Они занимаются, в основном, подготовкой дел к слушанию иконтролем за исполнением судебных решений. Магистраты вправе самостоятельнорассматривать уголовные дела по обвинению в малозначительных преступлениях,если те наказываются лишением свободы на срок до одного года и штрафом до 1000долларов, однако при условии, что обвиняемый не настаивает на разбирательствеего дела судьей окружного суда. В 1978 г. при каждом из окружных судов как ихдополнительные органы были учреждены суды по делам о банкротствах.
Существует несколько специализированныхфедеральных судов. Их система подверглась значительным преобразованиямв 1982 г. Важное место в ней занимает Претензионный суд. Он рассматриваетгражданские иски частных лиц и корпораций к правительству США на сумму свыше10000 долларов с требованием о возмещении ущерба, причиненного нарушениемдоговоров и по ряду других оснований.
В 1980 г. был переименован и Суд по внешней торговле(прежний Суд по таможенным делам).
Имеется самостоятельный Налоговый суд, рассматривающийспоры, которые возникают в связи с определением размеров федеральных налогов иих уплатой.
Судебные системы штатов используют двух- и трехступенчатую систему общихсудов, а также различные суды ограниченной или специальной юрисдикции.Двухступенчатая система общих судов, включающая в себя лишь суды первойинстанции и высший судебный орган, обычно свойственна небольшим по размерам инаселению штатам, а трехступенчатая, с судами промежуточной, апелляционнойюрисдикции, — более крупным штатам, в судах которых рассматривается большоеколичество гражданских и уголовных дел.
Суд, возглавляющий судебную систему в штате, чащевсего носит название Верховного суда, однако в ряде штатов он называетсяАпелляционным судом. Они состоят из пяти-девяти судей.
Основное звено судебной системы штатов — суды общейюрисдикции. Они рассматривают по первой инстанции уголовные дела обо всехпреступлениях, предусмотренных законодательством соответствующего штата, кромемалозначительных уголовных проступков, и гражданские дела с любой суммой иска,кроме тех категорий дел, для разбирательства которых созданы в данном штатеспециализированные суды.
В системе американских учреждений на уровне федерациии штатов отсутствуют специальные органы конституционного контроля, посколькуэти функции выполняются судами общей юрисдикции. Верховный суд США прецедентом1803 г. ввел для себя, а также и для других федеральных судов исключительное посвоей важности полномочие толковать положения Конституции США и объявлятьнедействительными законы, изданные Конгрессом США и легислатурами штатов, любыеакты исполнительной власти по мотивам их противоречия Конституции.
Назначения на все судейские должности в федеральныхсудах производятся Президентом США с согласия сената, который вправе отвергнутьпредложенную президентом кандидатуру. К кандидатам на должности федеральныхсудей предъявляются высокие требования как в профессиональном, так и вэтическом плане (большой опыт работы в качестве адвоката, юрисконсульта илиуниверситетского профессора, безукоризненная репутация и др.).
Расследование по уголовным делам проводится ФБР имножеством других федеральных служб, а также независимыми друг от другамногочисленными полицейскими учреждениями, которые подчиняются либо властямсоответствующего штата, либо местным властям графства, города или сельскогомуниципалитета.
В ряде случаев предварительное расследование проводитсяаппаратами либо федерального атторнея (они имеются в каждом федеральномсудебном округе), либо генерального атторнея штата, либо, наконец, местногоатторнея (графства, города и др.). Все эти должностные лица действуют автономнои не находятся в отношениях соподчиненности.
Важнейшая функция атторнеев — поддержание обвинения в суде. При этом на стадиипредания суду представители обвинения в подавляющем большинстве случаевынуждают обвиняемого заключить т.н. сделку о признании вины. Она означает обычно,что тот дает согласие на разбирательство его дела без участия суда присяжных вобмен на обещание ограничиться обвинением в менее тяжком преступлении(например, в краже вместо ограбления) либо не требовать вынесения смертногоприговора, лишения свободы и т.п.
Для получения права на занятие адвокатской практикой вбольшинстве штатов необходимо сдать экзамены, организуемые судами. Во многихштатах (но не во всех) для допуска к такому экзамену требуется диплом о высшемюридическом образовании. Лицо, допущенное после экзаменов к адвокатскойпрактике, получает право выступать во всех судах данного штата. Для выступленияв судах другого штата от адвоката требуется либо сдача нового экзамена, либолишь получение соответствующего разрешения. Последнее правило распространяетсяи на федеральные суды. Адвокаты по гражданским делам, в частности обобязательствах из причинения вреда, нередко участвуют в процессе на условиях,что в случае выигрыша дела клиент уступит ему от 30 до 50% полученной им суммывозмещения.
О каких наиболее примечательных фактах ихарактеристиках, касающихся федеральных судов, следует помнить? По этому поводунет единого мнения. Однако существует целый ряд моментов, о которых не стоитзабывать. К ним относятся следующие:
Федеральные суды и суды штатов сосуществуют.Юрисдикция судов штатов имеет более общий характер. Им подсуден значительноболее широкий круг вопросов, чем федеральным судам. Федеральные суды имеютограниченную юрисдикцию.
Суды разрешают споры на основе состязательности, какна уровне обычного судопроизводства, так и на уровне апелляционных судов. Припринятии решений они руководствуются прецедентами.
Каждый гражданин имеет абсолютное право на возбуждениедела в Федеральном суде (если оно подлежит его юрисдикции), а также абсолютноеправо на обжалование принятого окружным судом решения. Судебный иск редкодоходит до производства в Верховном Суде США.
При разбирательстве уголовных исков суды обеспечиваютюридическую защиту обвиняемым, которые не в состоянии сами оплачивать услугиадвоката.
Заключение.
В силу исторически сложившегося на базе КонституцииСША распределения компетенции федерации и штатов в сфере уголовногозаконодательства федеральный УК, а также иные уголовно-правовые нормы,содержащиеся в других разделах Свода законов США, имеют весьма ограниченнуюобласть регулирования. Ими устанавливается ответственность и за преступленияфедеральных служащих, а также в случаях, когда совершение преступлениясопряжено с пересечением границы между штатами (например, при торговле наркотиками,сбыте похищенных автомобилей). Поэтому подавляющее большинство лиц,привлекаемых в США к уголовной ответственности, обвиняется в нарушении нефедерального законодательства, а норм УК и других законов отдельных штатов.Федеральные уголовные законы не имеют каких-либо привилегий за пределами сферыиз непосредственного действия, и их нормы не предопределяют решения правовыхпроблем, входящих в компетенцию штатов.
Примерный уголовный кодекс (1962 г.) не имеетофициального характера. Он был предназначен лишь послужить «единымориентиром» для назревшего обновления и сближения уголовных кодексовштатов. В результате к середине 80-х гг. в более чем 40 штатах были принятыновые УК, что привело и к обновлению, и к сближению уголовного законодательстваштатов.
Наряду с уголовными законами федерации и штатов, нормыобщего права продолжают и в настоящее время оставаться одним из источниковамериканского уголовного права. Ныне законодательство большинства штатовзапрещает судам наказывать за такие преступления, которые не включены в сводзаконов соответствующего штата.
Особая роль принадлежит Верховному суду США, решения которого могут существенно расширить илисузить сферу уголовной репрессии, в частности, путем новой трактовки важнейшихинститутов уголовного права и процесса.
Список литературы:
1. Чиркин В.Е. Конституционное правозарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997.
2. Большая российская юридическаяэнциклопедия. – М.: ВК КОДЕКС, 1998.