Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПО«Хакасский государственный университет им Н.Ф.Катанова» Институт истории иправа
Кафедрагосударственного права
КонституцияВеймарской республики 1919 года
Курсоваяработа
(подисциплине: «История государства и права зарубежных стран»)
Исполнитель:
Ковалева ЕкатеринаСергеевна
Студентка гр. Ю-074
Научный руководитель:Тарасова О.Е.
к.ю.н.
Дата сдачи:__________
Дата защиты:___________
Оценка:_____________
Абакан — 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. История создания Веймарскойконституции
1.1 Социально-экономическая ситуацияв Германии накануне создания Веймарской конституции
1.2 Основные шаги правительстваГермании по созданию конституции
Глава 2. Веймарская конституция ипроблемы государственного устройства Германии
2.1 Организация государственногоединства Германии
2.2. Государственный строй Германиипо Веймарской конституции
Глава 3. Права и свободы граждан поВеймарской конституции.
3.1 Веймарская конституция о правах исвободах граждан Германии
Заключение
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темыисследования. История германского государства в период Веймарской республики — временное пространство между первой и второй мировыми войнами — до сих порпривлекает к себе внимание специалистов. Связано это с тем, что рядпостсоветских республик находится в состоянии, аналогичном Веймарскойреспублике. Также как и Германия, СССР потерпел сокрушительное поражение вхолодной войне. Также как и в Германии, произошёл слом старой государственной иправовой систем. Веймарский парламентарный строй существовал в условияхострого социально-политического кризиса. С подобными проблемами столкнулисьРоссия и Украина. Помимо решения внутренних проблем, этим странам, как иГермании в 1929-1933 гг., предстоит пережить приближающийся мировойэкономический кризис. Для Германии Великая депрессия закончиласьтоталитаризмом. Веймарская конституция, провозгласив широкие политические праваграждан, расширив компетенцию представительного органа — рейхстага, оказаласьнеспособной обеспечить стабильность государственного развития и, используяправовые механизмы, защитить парламентарный строй германской республики отнацистов. Как продукт «революционного» общественного мнения, Веймарскаяконституция — так называемая «конституция без решения» — не несла в себепотенциала на продолжительное существование.
Трагедия Веймарскойреспублики, уничтоженной гитлеровцами в 1933г., указывает на необходимостьпристального изучения опыта функционирования законодательного органа в условияхпереходного времени, его роли в создании прочного законодательного фундаментастраны.
Степень научнойразработанности темы исследования. Научная литература о Веймарской парламентарной системеобширна, но носит, преимущественно, исторический характер. Основы германскогопарламентаризма изложены в Конституции Веймарской республики, где, в частности,охарактеризованы общие вопросы состава и деятельности рейхстага и рейхсрата,порядок осуществления парламентского контроля над правительством и другиебазисные сюжеты. Часть авторов считает, что Веймарская республика – это былалиберальная система. Однако существуют и другие точки зрения на данный счет.Например, ряд исследователей указывают, что Веймарскую республику нельзяотнести к либеральным системам, поскольку она не отвечала ряду важныхатрибутов, обязательных для либеральных систем, например, принципу разделениятрех ветвей власти (полномочия президента были слишком большими: он мограспускать рейхстаг, формировать правительство, не обладающее большинствомголосов в парламенте, издавать распоряжения в чрезвычайных ситуациях ипринимать любые меры вплоть до приостановки действия гарантированныхгражданских прав для восстановления общественной безопасности).
Мы здесь не будемобсуждать, насколько целесообразна была концентрация столь огромных полномочийв руках президента. Возможно, в раздираемой смутой республике, униженнойпоражением в войне и выплачивающая огромные контрибуции, это и был единственныйвыход.
Специальныеисторико-юридические исследования по проблемам Веймарского государства1919-1933 гг. единичны: историки права и государства пристально изучают периодбисмарковской Германии и нацистского «Третьего Рейха». Абсолютно неразработанной является проблема деятельности и роли рейхстага как органа, взаконодательно-нормативном отношении регулировавшего экономическое исоциально-политическое развитие Веймарской республики.
Источниковую базуисследования составилаВеймарская конституция Германии.
Цель исследования — комплексное освещение основныхнаправлений и проблем законотворческой деятельности германского рейхстага,возникающих и проявляющих свою сущность как на предварительной стадии, так и науровне реального (парламентского) законотворческого процесса. Иными словами,целью проведённого исследования является изучение законотворческой деятельностиВеймарского парламента в целом, а также непосредственного продукта егодеятельности — нормативно-правовой базы Германии.
Достижению целиисследования соответствуют следующие задачи:
Выяснение предпосылокпринятия Веймарской конституции, оценка её основных характеристик и объёмазаконодательных полномочий рейхстага.
Рассмотрение правовыхоснов организации и деятельности государственных институтов власти в Веймарскойреспублике.
Изучение законодательнойдеятельности рейхстага в области экономического и социально-политическогоразвития Веймарской республики, равно как и деятельности общественныхорганизаций в политико-правовой системе Веймарской республики.
Хронологические рамкиисследования определены временем существования Веймарской республики — возникшая в результате поражения в первой мировой войне, она потерпела крушениес назначением Гитлера рейхсканцлером Германии, которое последовало 30 января1933 года.
Объектом исследования является Конституция Веймарскойреспублики.
Предмет исследования:
· история созданияКонституции Веймарской республики;
· организациягосударственного единства Германии по Веймарской Конституции,
· права и свободыграждан, закрепленные в конституции Веймарской республики.
Методологическая базаисследования. Длядостижения поставленных в задач использованы общие методы:сравнительно-правовой, историко-сравнительный, а также анализа документов.Также методологическую базу составил принцип историзма, а также всеобщийдиалектико-материалистический метод. Эффективность последнего заключается втом, что с его помощью определяется и теоретически отражается реальныйисторический путь, который проходило и проходит развитие государства и права.
Теоретической основойисследования явились основополагающие труды по истории государства и права. Вчастности, произведения К. Поппера (Открытое общество и его враги. М, 1992),Хессе К. (Основы конституционного права ФРГ).
Глава 1. История созданияВеймарской конституции
1.1Социально-экономическая ситуация в Германии накануне создания Веймарскойконституции
История созданияВеймарской конституции связана с германскими событиями 20-х годов. К середине1919 года в стране сложилась сложная политическая ситуация. Шедшая на убыльреволюционная волна периодически вспыхивала в разных местах, грозя слиться вединый поток. Тяжелы были для Германии и последствия Версальского мирногодоговора, которые неизбежно вели к обнищанию и эксплуатации трудящихся. В средегосподствующих классов обострилось соперничество партий и групп за влияние ивласть.
Октябрьскиепреобразования 1918г., провозгласившие систему парламентарной монархии, далимассам то, чего они требовали. Но простые рабочие и солдаты пока что непочувствовали никаких перемен. Действительно, проведенная 28 октября 1918г.конституционная реформа в основном осталась декларативной. Президент США В.Вильсон настаивал на отречении кайзера и заявлял о готовности вести переговорытолько с правительством, назначенным парламентом. Революция фактически началась28 октября с мятежа матросов в Киле, отказавшихся выполнить приказ осамоубийственном выходе в море для решающего сражения с британским флотом, ибыстро распространилась по всей стране. Она не была делом рук леворадикальныхагитаторов, но имела объективные причины.
«Гражданский мир»,провозглашенный в августе 1914 г., мог сохраняться до тех пор, покасуществовала вера в скорую победу. Но надежды улетучивались в той мере, в какойположение масс ухудшалось. Наибольшее недовольство, несмотря на относительновысокую заработную плату, проявляли рабочие военных заводов. Большинство из нихпрежде было занято в других отраслях промышленности, поэтому дисциплинирующеевоздействие профсоюзов и партии социал-демократов сказывалось на этих рабочихгораздо слабее, чем на тех, кто продолжал трудиться на своих прежнихпредприятиях.
Недовольство охватило исредние слои, отказавшиеся проявлять лояльность к авторитарному режимуГермании. В ходе войны все большее число служащих и чиновников, приблизившисьпо своему положению к пролетариату, начали чувствовать общность материальныхинтересов всех трудящихся. В глазах большинства немцев старый режим настолькоутратил популярность, что его больше не стоило защищать. Все чаще звучалотребование отречения кайзера. Кроме того, заключить мир казалось невозможнымбез обуздания прусского милитаризма, по мнению многих, виновного в затягиваниибессмысленной войны.
Стремление к заключениюмира дополнялось стремлением к желанной демократизации страны. Конкретно этовыражалось в требовании созыва Национального собрания, которое могло бызаключить мир на более приемлемых условиях. Но средние слои и значительнаячасть рабочих не требовали большего, чем установление мира и буржуазнойдемократии.
1.2 Основные шагиправительства Германии по созданию конституции
В этих условияхподготовка к созданию новой конституции, вошедшей в историю под названиемВеймарской, фактически началась еще до открытия работы Национального собрания.Так 15 ноября 1918 года правительство Эберта поручило разработкуконституционного проекта известному представителю правого крыла буржуазноголиберализма профессору права Гуго Прейсу – одному из основателей демократическойпартии, выражавшей интересы мелкой и средней буржуазии, чиновников,интеллигенции, хотя и апеллировавшей ко всем слоям населения.
В первоначальном проектеконституции профессор государственного права, членНДП и убежденный демократ Г. Прейс, исходя из незыблемостикапиталистического строя, вместе с тем предусматривал упрочение парламентскойсистемы и значительную реорганизацию территориального устройства страны. Проектпредполагал упразднение автономии германских земель – бывших членов Германскойимперии и деление территории страны на 14 новых административно –территориальных единиц – штатов.
Весьма не простые социально-экономическиереалии послевоенной Германии осложнялись правительственными кризисами, которыеозлобляли избирателей, ибез того не испытывавших особой любви кдемократической системе, навязанной, по их убеждению, Германии западнымистранами. Выборы в Национальное Собрание Германии состоялись 19 января 1919 г. По сравнению с последнимидовоенными выборами 1912г., когда право голоса имели22,2% населения рейха (14,4 млн. человек), теперь избирательное право имели63,1% населения (36,8 млн. человек). Такой рост числа избирателей объяснялсятем, что впервые в немецкой истории к избирательным урнам были допущены женщины, а возрастной избирательный ценз былснижен с 25 до 20 лет. Более того, 9,6% избранных депутатов составляли женщины.Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) получила 11,5млн. голосов и 165 мандатов, став самой крупной парламентской фракцией. Независимая социал-демократическая партия Германии (НСДПГ)получила всего 2,31 млн. голосов и провела в парламент 22 депутата. Компартия,оставшаяся верной лозунгу «Вся власть — Советам!», в выборах не участвовала.
Средибуржуазных партий наибольший успех выпал на долюпартии «Центр», которая вместе с Баварской народной партией (БНП) получила 5,98млн. голосов и провела в парламент 91 депутата. Вплотную за ними следовалаНемецкая демократическая партия (НДП), получившая 5,64 млн. голосов и занявшая 75 депутатских мест. Немецкая национальная народнаяпартия (НННП) вынуждена была довольствоваться 44 местами в парламенте.Аутсайдером стала Немецкая народная партия (ННП), за которую проголосовали 1,34млн. человек, что принесло ей 19 мандатов. Остальные7 депутатских кресел заняли кандидаты от мелких партий и организаций.
Вопрекиожиданиям и расчетам, результаты выборов не принесли СДПГ абсолютногобольшинства в парламенте, на которое надеялась партия. Вместе с «независимцами»она получила 45,5% голосов избирателей, а буржуазныепартии набрали в общей сложности 54,5% голосов. Следовательно, будущееправительство могло быть только коалиционным. В итоге переговоров была созданавеймарская коалиция из СДПГ, НДП и партии «Центр».
Спустямесяц после выборов первый демократически избранныйнемецкий парламент открыл свои заседания в Веймаре. Первым президентомреспублики был избран Ф. Эберт. Через два дня он поручил Ф. Шейдеманусформировать первое легитимное правительство, в которое вошли 6 министров отСДПГ и 6 — от НДП и партии «Центр».
Важнейшимизадачами парламента и правительства являлись заключение мирного договора ипринятие Конституции. После полугодового обсуждения в различных инстанцияхНациональное Собрание 31 июля 1919г. утвердило Конституцию. Против принятия ее голосовали националисты, «независимцы», атакже представители ННП и БНП. Для одних она была слишком левой, для других —чересчур правой. После подписания ее президентом 14 августа 1919 г. Конституция Веймарской республики вступила в силу. Она определила жизнь Германии наближайшие десять лет.
«Отцы»Веймарской конституции, главную роль среди которых играл статс-секретарьвнутренних дел, Г. Прейс, не последовали мудрому советувыдающегося французского дипломата наполеоновскойэпохи Ш. Талейрана, утверждавшего, что конституции должны быть короткими итуманными. Вместо этого с чисто немецким педантизмом была создана рассчитаннаяна все случаи и времена Конституция, которая состояла из 181 статьи и неоставила без внимания ни одну сферу деятельностигосударства и общества.
Глава 2. Веймарскаяконституция и проблемы государственного устройства Германии
Теоретически созданиеконституции — не простое изменение формы господства, оно равносильно созданиюнового универсума. Государство, взятое независимо от своей конституции, неболее чем идеальная конструкция, абстракция из области общей теориигосударства. Конституция формирует государство, но, в свою очередь, самаформируется им. Государство — первичная материя, а конституция — её форма.Первоначальная (уполномочивающая) функция конституции, направленная наограничение власти, доминирует в тех основных законах, которые стремятсяподдержать единство государства. Вместе с тем, она может превратиться вмеханизм борьбы за власть между общественными силами, если ни одна из этих силне обретает монополию. Такая конституция провозглашает не реальное, а должноесостояние государства, поскольку жизнь государства в известной мере не получаетадекватного нормативного регулирования. В конституции закрепляются не толькоправовые основы политической системы и самого общества, но и его экономический,социальный, духовный и политический строй.
2.1 Организациягосударственного единства Германии
Процесс формированияконституционных основ единой Германии прошёл несколько этапов. Революция 1830 г. привела к созданию так называемых среднегерманских конституций. Вторая попытка былапредпринята в 1848 г. Однако имперская конституция церкви св. Павла так и невступила в законную силу. Конституция 1871 г. стала правовым основанием созданной сверху Бисмарком Германской империи. Оценивая конституционное детище«железного канцлера», критики указывали на слабые места Основного закона,который не наделял граждан правами участвовать в совершенствовании политическойвласти, делал индивида объектом господства со стороны государства.
Конституция 1919 г. также не была безупречной. Она провозгласила парламентскую республику современного типа,которая, однако, не была воспринята большинством населения. Назначение Гитлерарейхсканцлером как раз и продемонстрировало отсутствие внутреннего согласия свеймарской системой. Причины этого разнообразны. Республика родилась ватмосфере безнадёжного военного положения Германии к концу лета 1918 г. и отчасти (в представлении народа) явилась реакцией на неспособность правительствапобедоносно завершить войну. Фактически Веймарская конституция зафиксировалато, что давно стояло в повестке дня кайзеровской Германии, а именно:осуществить трансформацию государства в буржуазную республику. Поражение ввойне и Ноябрьская революция свидетельствовали о неспособности правящей элитыпонять необходимость буржуазного реформизма и принять его идеи.
«Подорвав основыБисмарковской конституции в 1918 году, рабочий класс, требующий созданияединой, неделимой Германии, натолкнулся на сопротивление реакционных сил». [1]Позицию либеральной буржуазии по данному вопросу четко сформулировал М. Вебер,который отмечал, что для выбора унитарного или федералистического решениявопроса о государственному устройстве, прежде всего, важна экономическаяорганизация будущего государства. Капиталистическая система хозяйства вполнеможет примириться с федерализмом. Ф. Энгельс по данному вопросу отмечал: «Содной стороны, необходимо покончить с делением на мелкие государства.… С другойстороны, должна прекратить свое существование Пруссия, чтобы над Германиейперестало тяготеть специфическое пруссачество».[2] Несмотря наразносторонние взгляды на проблему объединения Германии, многие партииобъединял страх того, что любое радикальное преобразование усилит натискпрогрессивных сил против основ существующего строя. Лишь пролетарскиереволюционеры были заинтересованы в полнейшей демократизации Германии исчитали, что республика должна быть построена на основе широкого самоуправленияс демократически избираемыми местными и областными органами власти. Поэтому ссамого начала конституционных дебатов вопрос государственного устройства итерриториального деления являлся предметом наибольших споров у членовбуржуазно-юнкерской партии. Но это действительно была принципиальная проблема,которая была выдвинута революцией: сохранит ли Германия отдельные государства ифедералистическую структуру, или будет создано единое (унитарное) государство.Решение этой проблемы связано с вопросом преодоления феодальной раздробленностии доведением до логического завершения буржуазно-демократическихпреобразований.
Постепенно установиласьидея того, что Веймарская республика осталась «союзным государством», а землибыли государствами, хотя и с ограниченным суверенитетом. Именно неравноправиеее членов, прежде всего, и характеризовало федералистическую структуруВеймарской республики. Земли, которые составляли Германскую республику, неявлялись ни национальными, ни экономическими образованиями, несмотря на то, чтонаселение сохранило своеобразие местных обычаев, нравов, диалектов. Историческиэти земли складывались в результате цепи случайных обстоятельств, политикидинастий, захватов и войн. Некоторые карликовые земли не имели замкнутой территории,а небольшими частями входили в другие земли. Зато на территории Пруссиипроживало почти 2/3 населения, здесь была широко развита промышленность ивоенная организация. Планы территориального переустройства Германии встречалиожесточенное сопротивление. Принятый комиссией проект, допускавший образованиеновых земель без обязательного согласия всех заинтересованных правительстввызвал недовольство. Это привело к принятию компромисса между империей иземлями и ст.18 Конституции установила, что территориальные изменениясуществующих и создание новых земель в пределах Германской империи происходитпутем имперского закона, изменяющего конституцию, что в прямом смысле означало,что никакое территориальное переустройство невозможно без согласия Пруссии. Неравноправиепроявлялось и в представительстве земель в рейхстаге. Пруссия здесь получила2/5 голосов и дело не могло изменить даже включение в конституцию «антипрусскойоговорки», которая предусматривала, что половину прусских голосов должны иметьпредставители прусских провинциальных управлений, а не прусское правительство.Итак, из 66 голосов в рейхстаге Пруссия имела 26, Бавария – 11, Саксония – 7,Вюртемберг – 4, Баден – 3, Тюрингия, Гасен, Гамбург – по 2, остальные 9 земельпо 1 голосу. Все это говорило о том, что ни одно решение не могло быть принятопротив воли Пруссии. Второй характерной чертой Веймарской федерации являласьнедобровольность союза. Это видно из положения об «имперской экзекуции»,элементы которой почти полностью были перенесены из конституции 1871 г. в Веймарскую конституцию.
В ст.48 абзаце 1 былоустановлено, что если одна из земель не выполняет обязанностей, возложенных нанее конституцией или имперскими законами, президент империи может принудить еек этому с помощью вооруженной силы.[3] Это положение былонаправлено не против реакционных сил, которые пытались отделиться от Германии,а против революционного народа.
Социал-демократы откровенно заявляли: «Мы живем в переходное время… и ведьслучалось уже, что правительство одной из земель… выступало против имперскогоправительства, имперских законов и временной конституции. Это требовалоимперской экзекуции». Все это говорило о том, что приходилось считаться сприменимостью ст.48. «Имперская экзекуция» была применена президентом Эбертом вмарте-апреле 1920г. против тюрингинских земель, в которых возникла «угроза»перехода власти в руки рабочих Советов. В октябре 1923г. были выдвинутывооруженные силы против рабочих Саксонии и Тюрингии под предлогом использованияими государственных средств не по назначению. В Веймарской республикипроисходило также усиление централизации государственной власти и управленияпри сохранении федералистических форм. Ст.5 определяла, что «государственнаявласть осуществляется по общеимперским делам органами империи на основанииимперской конституции, а по делам земель – органами земель на основании ихконституций».[4] Однако здесь надоотметить, что ст.13 устанавливала, что имперское право имеет преимущество передправом земель. К вопросам исключительного ведения империи относились: внешниесношения, вопросы гражданства и свободы передвижения, организация обороны,монетное и таможенное дело, почта, телеграф, телефон, т.е. все жизненно важныевопросы. Это были вопросы, связанные с торговлей, банковским и биржевым делом,путями сообщения, правом и судопроизводством, здравоохранением и страхованием,промышленностью и горным делом, отчуждением и обобществлением собственности,кино, дорожным строительством и т.д. В следующую группу вопросов входили те, покоторым имперские власти издавать общие директивы обязательные для органовземель. Эти положения затрагивали положение школ и религиозных обществ, правчиновников, землеустройства и т. д. (ст.10).[5] В ст.9 отдельнооговаривалось право охраны общественного порядка и безопасности.[6]
Значительноесопротивление со стороны капиталистов и землевладельцев южных земель, вызвалапопытка ликвидировать резервные права Баварии, Саксонии, Бадена, Гессена и др.земель на сбор особых пошлин и налогов на предметы потребления. Этот вопрос былрешен компромиссом, согласно которому сбор пошлин на потребление переходил введение имперского правительства, а оно было обязано «обеспечить землям охрануих особых интересов в сельском хозяйстве, торговле, ремесле и промышленности»(ст83).[7] Усилив централизациюзаконной власти, землям была предоставлена автономия в вопросах управления иадминистрации: «имперские законы приводятся в исполнение органами земель, еслиимперский закон не постановит иначе» (ст.14).
Усиление компетенциицентральных органов империи и отмена ряда резервных прав государств, привело ктому, что Веймарская республика сделала значительный шаг в вопросе унитаризациигосударства, но решение данного вопроса не было доведено до конца. Буржуазные исоциал-демократические деятели объясняли это тем, что Германия еще «не созрела»для полного единства. «Многие социал-демократические правители защищали, несмотряна все платонические поклоны перед идеей национального единства, партикулярныеинтересы с не меньшим рвением, чем это делали раньше династии».[8]Однако, во время, когда реакционные силы в первые недели ноябрьской революциипребывали еще в растерянности, была возможность добиться превращения Германии вунитарное государство.
Таким образом, по формегосударственного устройства Германия являлась федерацией, состоявшей из 18земель (15 республик и 3 вольных города), каждая из которых имела своюконституцию, свой законодательный орган — ландтаг.
Однако конституции земельдолжны были составляться с учетом имперской конституции, то есть они не должныбыли противоречить имперской конституции.
«ФедеративностьВеймарской Германии была по большей части строго дозированной. Вседействительно важные вопросы — внешняя политика, армия и флот, монетное дело итаможни, связь, транспорт, гражданство и иммиграция, выдача преступников и т.д.- находились в ведении имперских властей».[9] Но в таких вопросах, какуголовное и гражданское законодательство, ландтаги могли конкурировать срейхстагом, при том, что право империи имело во всех подобных случаях решающийперевес над партикулярным правом земель.
2.2. Государственныйстрой Германии по Веймарской конституции
Вопрос государственногоустройства Веймарской республики долгое время оставался спорным для немецкихюристов и историков.
Веймарская конституциязакрепила парламентскую республику, положила начало правового государства сразделением властей, верховенством закона, многопартийностью, свободой средствмассовой информации, отменой цензуры.
Конституция превратилаГерманию в буржуазную парламентскую республику с президентом во главе.Названием республики оставалось «Германская империя». Высшим представительскими законодательным органом Германии конституция объявила двухпалатный парламент.Нижней палатой считался рейхстаг. Он избирался на 4 года всеобщим, прямым итайным голосованием. Конституция вводила пропорциональную систему выборов. ВсяГермания делилась на 35 избирательных округов. Партии, принимавшие участие ввыборах, выступали каждая со своим списком кандидатов. Депутатские местараспределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список:больше голосов — больше мест.
Главной функциейрейхстага объявлялась законодательная деятельность. Статья 68 устанавливала,что «имперские законы издаются рейхстагом». [10] Для принятия закона былодостаточно простого большинства, а для закона, изменявшего конституцию, требовалоськвалифицированное большинство (2/3 голосов при участии в голосовании не менеедвух третей депутатов). Однако власть рейхстага была существенно урезанадругими высшими органами власти — прежде всего рейхсратом — верхней палатой — наследником бундесрата и преемником Комитета государств. Это былбюрократический орган, состоявший из членов правительств земель. Рейхсрат имелправо «отсрочивающего вето» (suspensives veto) мог опротестовать законы,принятые рейхстагом, которые в этом случае поступали на вторичное рассмотрениеи нуждались в квалифицированном большинстве. При несогласии палат, решениевопроса принадлежало президенту республики. «Он либо присоединялся к рейхсрату(и этим спор разрешался), либо поручал это решение народному референдуму.Рейхстаг также имел право добиваться проведения референдума, но в историиВеймарской республики это не было реализовано».[11]Влияние рейхстага на исполнительную власть, формально ему подотчетную, тожебыло ограничено. Правда, согласно конституции, имперское правительство,состоящее из рейхсканцлера и министров, назначаемых и увольняемых президентом,нуждалось для своей деятельности в вотуме доверия со стороны большинства членоврейхстага. При внесении в рейхстаг законопроектов правительство обязано былопредварительно согласовывать их с рейхсратом.
«Президент империиизбирается всем немецким народом. Избран может быть каждый немец, которомуисполнилось 35 лет».[12] Президент избирался на 7лет с неограниченным правом переизбрания. В его обязанности входилопредставительство империи в международно-правовых отношениях, назначениеправительства и министров, принятие их отставки. Преимущественное положениепрезидента по отношению к рейхстагу заключалось прежде всего в праве президентараспустить рейхстаг и назначить новые выборы.
Рейхстаг не имелвозможности сместить президента, но мог поставить на народное голосованиевопрос о досрочном переизбрании президента, а также возбудить передгосударственным судом обвинение против президента в «преступном нарушении имзаконов и конституции», но для такого решения требовалось квалифицированноебольшинство.
Одним из важнейшихисточников силы президента было то, что он считался главой всей чиновничьейиерархии, имел право назначения и увольнения имперских чиновников и судей(ст.46). Другим источником его силы была армия, тоже подчиненная президенту,как верховному командующему всеми вооруженными силами республики (ст.47).Президент назначал также офицеров (ст.46).Но все же главные права президентабыли заключены в статье 48 конституции. Первая часть ее давала президенту право«союзной экзекуции», а вторая распространяла это право также и на действияпротив «внутренних врагов» буржуазного государства. Второй абзац ст.48 гласил:«Президент империи может, если в Германской империи общественная безопасность ипорядок серьезно нарушены или подвергаются опасности, принять меры, необходимыедля восстановлении общественной безопасности и порядка, а в случаенеобходимости – вмешаться с помощью вооруженной силы. Для этой цели он можетвременно, полностью или частично, отменять основные права, установленныестатьями 114, 115, 117,118, 123, 124, 153».[13] Таким образом,президент мог одним росчерком пера отменить основные права граждан,гарантировавшиеся конституцией: свободу слова, печати, собраний и союзов,неприкосновенность личности, жилища, собственности и тайну переписки.
В положении президента и,особенно в его диктаторских правах ясно проявилась подлинная классовая сущностьВеймарской конституции. Здесь вышло на поверхность то глубокоеантагонистическое противоречие между отрицающим демократию империализмом истремящимися к демократии массами, которое пронизывало всю конституцию.Необходимость считаться с борьбой народных масс заставляла авторов конституцииприбегать к маскировке буржуазной диктатуры различными демократическимизавесами, чтобы в «нормальных» условиях осуществлять ее скрытно. Но страх передтем, что народ может использовать даже ограниченные и формальные свободы иправа для борьбы против основ капиталистического строя, побудил законодателейпредусмотреть возможность использования диктатуры и в открытом, обнаженномвиде.
Создавая и рекламируяпредставление о том, будто Веймарская республика является образцом «правовогогосударства» ее создатели ссылались обычно на «независимость» судебной власти.В действительности это была такая же фикция, как и утверждение о«народовластии». Конституция декларировала, что «судьи независимы и подчиняютсятолько закону (ст.102)[14]. Фактическинесменяемость судей означала не что иное, как конституционное закрепление ихбесконтрольности и безответственности перед народом. Буржуазный суд республикилишь «изображал собою защиту порядка, а на самом деле был слепым, тонкиморужием беспощадного подавления эксплуатируемых, отстаивающим интересыденежного мешка». [15]
Конституцияпредусматривала образование специальной Государственной палаты(Staattsgerichtshof), которая должна была рассматривать жалобы противпрезидента, рейхсканцлера и министров по обвинению в нарушении конституции, атакже другие конституционные конфликты. Однако не этот судебный орган, аИмперский суд в Лейпциге играл в годы Веймарской республики видную роль. Онсамочинно присвоил себе право проверки «конституционности» законов, принятыхрейхстагом. И тем самым превратился в своего рода бюрократическую верхнююпалату, непредусмотренную конституцией. Судьи Веймарской Германии были толькоодним из отрядов весьма многочисленной армии чиновников. Положениечиновничества как замкнутой касты закреплялось в конституции рядом специальныхстатей. Предложение о выборности было отвергнуто не только буржуазнымипартиями, но и социал-демократами. Конституция устанавливала, что «чиновникиназначаются пожизненно» (статья 129), а увольнение, отстранение или перевод надругую должность может происходить только на основании закона. Чиновникам обеспечивалосьтакже «свобода политических убеждений и свобода союзов», а с целью подчеркнутьих мнимую «надклассовость» и «надпартийность» специально говорилось, что«чиновники являются слугами всего общества, а не отдельных партий». Этадекларация не могла отменить того известного факта, что чиновничество былонасквозь пропитано антидемократическим духом, связано тысячами нитей с правящейверхушкой. В отношении органов власти и управления земель, а также местныхорганов Веймарская конституция устанавливала лишь общие принципы: земли должныиметь республиканскую конституцию, ландтаги избираются на основе всеобщегоизбирательного права, а правительства земель опираются на доверие ландтагов(ст.17).[16] Организация власти иадминистрации земель была неоднородной. В Пруссии ландтаг избирался на четырегода, также здесь был Государственный совет (Staatsrat) из представителейпровинциальных ландтагов. В других землях этого органа не было, а правительствоучаствовало в законодательстве. В Бадене, Гессене, Вюртемберге главой былпрезидент, он же являлся и премьер-министром. Различным было и административноеделение земель. Пруссия делилась на 13 провинций, а те, в свою очередь, наокруга, уезды, общины; Бавария имела восемь округов; Гессен – три провинции. ВПруссии провинции возглавляли обер-президенты, которые назначались прусскимправительством, в то время как провинциальные ландтаги имели ограниченные функции.Во главе округов стояли государственные чиновники, во главе сельских уездов –ландраты, которые считались государственными чиновниками, хоть и избиралиськрейстагами. Местные органы самоуправления в сельских местностях имели общинноепредставительство, возглавляемое бургомистром или старостой, т.е. лишь в общинебыло самоуправление, а на уровне уездов, округов и провинций власть находиласьв руках чиновников. Ноябрьская революция не уничтожила засилья бюрократии, аконституция не устранила органов власти, назначавшихся государством, неосуществив важнейшего условия действительной демократизации управления.
Для Веймарской республикибыло характерно всеобщее избирательное право, которое распространялось навыборы президента, ландтагов земель (на которые возрастной ценз неустанавливался); местные органы (для которых допускается ценз оседлости, не превышающий1 год). Это право устанавливалось ст.22 Конституции, в которой говорилось, чтодепутаты избираются всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов наначалах пропорционального представительства мужчинами и женщинами, достигшими20-летнего возраста. Конституция установила и пропорциональную систему представительства(Германия был поделена на тридцать пять избирательных округов). Депутатскиеместа распределялись соответственно числу голосов, поданных за какой-нибудьсписок. Однако депутаты не были ответственны перед избирателями, а подчинялисьтолько своей совести и не были связаны мандатами (ст.21).[17]Из всего вышесказанного видно, что Германия не стала подлинно единым(унитарным) государством. Это подтверждает и заглавие первого разделаВеймарской конституции, который назывался «Империя и земли».
Представитель немецкойнародной партии Каль подчеркивал по этому поводу, что создаваемое этойконституцией государственное образование представляет собой не единоегосударство, а объединение государств.
Веймарская конституцияопределила вопросы и конкурирующего права, т.е. те вопросы, которые могли бытьпредметом законодательства и ведения земель в случае, если центральные органывласти не использовали своих прав.
Глава 3. Права и свободы граждан поВеймарской конституции
3.1 Веймарскаяконституция о правах и свободах граждан Германии
Веймарская конституцияшироко регламентировала права и свободы граждан. Из двух частей конституциивторая полностью посвящена правам граждан Германии и их свободам. Например,первый отдел описывал права личности, в частности, гарантировалисьнеприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, прямое, равное, тайноеизбирательное право, свобода слова, печати, отмена цензуры, право немцевобразовывать свои союзы и товарищества, «не противные уголовным законам».[18]Конституция провозгласила неприкосновенность частной собственности.
Однако закон допускалнарушения этих прав. Так, согласно ст.48 конституции, президент имел большиеправа: он мог ввести чрезвычайное положение, ограничить свободу граждан и дажеприменить вооруженные силы «для восстановления гражданского порядка».
Конституция давалавозможность каждому немцу почувствовать себя полноценным гражданиномгосударства вне зависимости от его социального статуса и происхождения.
Так первый отдел частивторой конституции Веймарской республики показывает насколько демократическимиправами и обязанностями обладали граждане. Конституция гарантировала защиту правнемцев, «как находящихся в пределах имперской территории, так и вне ее».[19]
В период Веймарскойреспублики по конституции не один иностранец и не один человек, не являющийсянемцем не был притесняем. Каждый немец имел право по собственному желаниюэмигрировать, но эмиграция могла быть ограничена имперскими законами, в случаесовершения какого-либо противоречащего законам поступка. По конституциичеловек, которого обвиняли в преступлении имел право находиться на свободе покаего виновность не будет доказана (Ст.116).
На протяжении всегоразвития демократической формы правления, ее основой считалось право на свободумыслей, вероисповедания, печати и т.д.
По конституции 1919 годаграждане Германии обладали этими правами. Не допускалась цензура, исключениесуществовало только для кинематографии.
Допускались «мероприятияпо борьбе с порнографией и для охраны молодежи на публичных выставках ипредставлениях»[20]
Вторым и важным вопросом,который регламентировала конституция, была сфера общественной жизни.Общественная жизнь по конституции включала в себя семейное право, избирательноеи частично гражданское. Можно сказать, что эта часть конституции в большейстепени уделяла внимание регулированию отношений между обществом игосударством. Также именно в этой части хорошо прослеживается попыткабюрократизации общества. Так, например, «чиновники назначались пожизненно,поскольку в законе не установлено иного»[21] В дальнейшем этообеспечило стремительное разрастание и укрепление бюрократического аппарата.Впоследствии национал-социалисты выдвинули идею сокращения числа привилегий,которыми обладали чиновники.
Всего две статьи вовтором отделе посвящены брачно-семейным отношениям. «Брак, как основа семейнойжизни и сохранения и размножения нации, стоит под особым покровительствомКонституции. Он основан на равноправии обоих полов».[22]Следующая статья касалась детей рожденных вне брака « Для внебрачных детейзаконодательство должно создать такие же условия физического, духовного иобщественного развития, как и для детей, родившихся в браке».[23]Первая статья показывает, что женщина в браке имела одинаковые права наравне смужчиной, что было новым для патриархальной Германии. Внебрачные дети имелиправо на полноценное развитие, без каких-либо ограничений. И самое главноесемья и внебрачные дети находились под «особым покровительством государства».Думается, что это было важным шагом государства в регулировании брачно-семейныхотношений.
Одним из актуальныхвопросов, которые регламентировала Конституция, касалась религии и религиозныхобществ. Для страны, в которой религия была значимой сферой общественной жизни,этот вопрос был актуальным. Отныне «государственной церкви не было».[24]Все граждане были свободны в выборе религиозных убеждений. Государство невмешивалось в дела религиозных обществ, а также поощряло их деятельность.
Отдел четвертый второйчасти называется «Просвещение и школа». Вся система образования находится подохраной государства. Учителя в школах имели права и обязанности государственныхчиновников. Достаточное развитие получила социальная поддержка детей измалообеспеченных семей. Большое внимание уделяется религиозному воспитанию вшколах. Здесь государство четко выделяет границы религиозного воспитания иобучения «Преподавание религии входит в программу школ, за исключением школ внеисповедных (светских). Оно ведётся в рамках школьного законодательства и всогласии с основными принципами данного религиозного общества, без ущерба дляправ государства на надзор за школами.
Преподавание религии исовершение церковных обрядов зависят от согласия учителей, а присутствиеучеников на уроках религии и участие их в церковных празднествах и обрядахпредоставляются на волю лиц, от которых зависит решение вопроса о религиозномвоспитании ребёнка.
Теологические факультетыв высших учебных заведениях сохраняются»[25]. Школы и их деятельностьобладали достаточными свободами и находились под защитой государства. Такжеможно отметить, что государством поощрялось правовое и гражданственное воспитаниешкольников в духе немецкой народности.
Следующий и последнийотдел конституции посвящен хозяйственной жизни. В этой части конституции,прежде всего государство гарантирует хозяйственную свободу личности.Государство охраняет хозяйственную собственность. В этом отделе Конституцииможно разглядеть некоторое противоречие в вопросе частной собственности.Сохранив незыблемость частной собственности, Конституция одновременно объявила,что «собственность обязывает»[26] и что пользование еюдолжно быть и «служением общему благу»,[27] а потому в случаенеобходимости отдельные предприятия и даже целые отрасли промышленности могутбыть социализированы.
В условиях послевоенногокризиса государство заручается поддержкой рабочих и служащих, что достаточнохорошо прописано в Статье 165 Конституции: « Рабочие и служащие призваны наравных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении условийзаработной платы и труда, а также в общем хозяйственном развитиипроизводительных сил. Обоюдные организации (предпринимателей и рабочих) и ихсоглашения пользуются признанием.
Рабочие и служащиеполучают для защиты своих социальных и хозяйственных интересов законноепредставительство в виде рабочих советов предприятий, а также окружных рабочихсоветов для отдельных хозяйственных отраслей и имперского рабочего совета.
Окружные рабочие советы иимперский рабочий совет для осуществления всех хозяйственных задач и длясодействия проведению законов о социализации объединяются с представительнымиорганами предпринимателей и иных заинтересованных кругов населения в окружныеэкономические советы и имперский экономический совет. Последние должны бытьпостроены так, чтобы все важнейшие профессиональные группы были в нихпредставлены соответственно их хозяйственному и социальному значению.
Социально-политические ихозяйственно-политические законопроекты крупного значения до внесения их врейхстаг должны представляться правительством на заключение имперскогоэкономического совета. Этот совет имеет право сам предлагать такиезаконопроекты. Если имперское правительство их не одобряет, то оно всё-такидолжно внести их в рейхстаг с изложением своей точки зрения. Имперскийэкономический совет может защищать в рейхстаге проект через посредство одногоиз своих членов.
Рабочим и экономическимсоветам в соответственных отраслях могут быть предоставлены контрольные иадминистративные полномочия. Построение и задачи рабочих и экономическихсоветов, равно как отношения их к другим социальным самоуправляющимся единицам,относятся к исключительному ведению империи».[28] В данном случаегосударство с помощью хозяйственных объединений делало попытку контроля надсектором экономики.
После Первой мировойвойны, страны, проигравшие войну и прошедшие социально политические изменения вструктуре государственной власти такие как Германия и Россия уделяли вниманиесоциальной сфере общественной жизни. Так по Веймарской Конституции некоторымслоям населения: старикам, детям, матерям, рабочим, государство создаетвозможность страхования.
Проанализировав вторуючасть Конституции, посвященную правам и обязанностям граждан, мы приходим квыводу, что в данном вопросе разработчики, прежде всего, отстаивали принципдемократизма. Для них первоочередной задачей, было, наделит граждан правами исвободами, многих из которых у них не было до установления Веймарскойреспублики. На тот период времени не одна Конституция не регламентировала стольширокий круг прав и свобод. Веймарскому правительству в полной мере удалосьсправиться с задачами, которые стояли перед ними в тот не легкий период историиГермании.
Заключение
Веймарская конституция –документ, обладающий непреходящей историко-правовой значимостью не только для Германии,но и для Европы в целом. Созданная в трудных социально-политических иэкономических условиях жизни германского государства после 1918 года, она,вместе с тем, отражала правовые реалии не только Германии. Проблемыдемократизации оказались весьма актуальными для всех стран послевоенной Европы.Веймарская конституция стала одной из первых и, на наш взгляд, самых удачныхпопыток решения проблем демократии конституционным путем.
Конституция определялаглавенство народного представительства, рейхстага, среди верховных органовгосударственной власти. Она подчеркивала, что рейхстаг выбирается путемвсеобщего народного голосования. Согласно конституции, имперское правительство,нуждалось в своей деятельности в вотуме недоверия со стороны большинства членоврейхстага. Президент избирался всем немецким народом. Право быть избраннымпредоставлялось немцу, которому исполнилось тридцать пять лет.
Конституция декларироваланезависимость судей, их подчиненность закону.
Однако независимостьсудебной власти было фикцией, как и утверждение о «народовластии». Фактическинесменяемость судей означала не что иное, как конституционное закрепление ихбесконтрольности и безответственности перед народом.
Конституцияпредусматривала образование государственной палаты, в обязанности которойвходило рассмотрение жалоб против представителей высшей политической власти,включая президента. Однако и это положение конституции не было реализовано напрактике, поскольку право проверки «конституционности» законов, принятыхрейхстагом, взял себе имперский суд в Лейпциге, превратившийся со временем всвоего рода бюрократическую верхнюю палату, не предусмотренную конституцией.
Веймарская конституцияустанавливала всеобщее избирательное право, предусматривающее участие в выборахне только мужчин, но и женщин.
Она широкорегламентировала права и свободы граждан. Особенно важно подчеркнуть, чтоконституция давала возможность каждому немцу почувствовать себя полноценнымгражданином государства в независимости от его социального статуса ипроисхождения.
Таким образом, Веймарскаяконституция отстаивала принципы демократизма. Однако в реальной германской действительностиосновные положения и статьи этой конституции далеко не всегда получалисоответствующее их требования воплощение.
Библиография
1. Баев В.Г.Изучение истории парламентаризма и политических партий в ФРГ// Вопросы истории,1984, № 3. — С. 164-169.
2. Всеобщая историягосударства и права. Под редакцией К.И. Батыра. — М.: «Былина», 1995. – 257 с.
3. Драбкин Л.В.Становление Веймарской республики. — М., 1978. – 256 с.
4. Лазор Л.И.,Киянко В.И. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие.Часть 2. — Луганск, 1997. — 215 с.
5. Ленин В.И. Полноесобрание сочинений. – Т.35.
6. Марченко М.Н.Закон в системе источников романо-германского права//Вест. Моск. Ун-та, ПРАВО.2000. № 3. — С. 30 — 43.
7. Овчинникова Я.С.Крах Веймарской республики в буржуазной историографии ФРГ. — М., ИздательствоМосковского университета. 1983. – 321 с.
8. Патрушев А.И. Германия в XX веке. — М.: Дрофа, 2004. – 169с.
9. Поппер К.Открытое общество и его враги. – М., 1992.
10. Садовская Г.М. В.Ратенау и Ф. Науман — идеологи буржуазного реформизма в Германии/'/Новая иновейшая история. Межвузов, сб. Вып. 17. Саратов, 1998. — С. 180 -201.
11. Стамфер Ф.Конституция, рабочий класс и социализм.
12. Хрестоматия повсеобщей истории государства и права. Т. 2. – М.: Юристъ, 1996. -520 с.
13. Федоров К.Г.История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. — К.: Высшаяшкола, 1994. — 464 с.
14. Черниловский З.М.Всеобщая история государства и права. — М.: Юристъ, 1996. — 576 с.