Реферат по предмету "Менеджмент"


Проектирование систем управления УСНГЧ г.Тында

Федеральное агентство по образованию Читинский государственный университет ЧитГУ Институт экономики и управления Кафедра экономики Курсовая работа по дисциплине Основы менеджмента на тему Проектирование систем управления центральной котельной Узловой специализированной дистанции тепловых сетей г.


Тында Выполнилстудентка группы МН-03-1Дмитриченко Е.Н.ПроверилаКузьмина Л.Д. Чита 2005 Содержание Введение 1. Исходные данные. 1. Общая характеристика организации. 2. Внутренняя среда организации. 3. Внешняя среда организации. 4. Постановка проблемы. 2. Разработка системы управления.


1. Миссия организации. 2. Определение основных ценностей руководства организации. 3. Проектирование внутренней среды организации. 1. Характеристика основных целей организации и задач, которые должны быть решены для их достижения. 2. Описание основных предлагаемых технологий, которые будут использоваться при оказании услуг. 3. Обоснование основных требований к составу и структуре персонала организации 2.4.


Разработка системы мотивации персонала. 5. Проектирование системы контроля деятельности организации. 3. Управленческие решения по практической реализации предлагаемых разработок. Заключение. Список используемых источников. Введение В данной курсовой работе рассматривается центральная котельная - одно из подразделений УСНГЧ. Работа подразделений УСНГЧ - это один непрерывный цикл, который взаимосвязан между собой.


Узловая специализированная дистанция тепловых сетей УСНГЧ это одно из крупных предприятий города, является собственностью ОАО Российские железные дороги. УСНГЧ предприятие-монополист. Центральная котельная обеспечивает теплом и горячей водой город и предприятия промышленной зоны. Работает здесь 220 человек. Режим работы служб котельной посменный.


Аварийные бригады несут круглосуточную вахту. Постоянно работает два котла, которые ежесуточно сжигают 760 тонн угля. Основные цеха центральной котельной котельный цех, электроцех, топливно-транспортный, центрально-ремонтный, автотранспортный цех. На обслуживании города задействовано 42 централизованных теплопункта ЦТП. Отопительный сезон в г. Тында состоит из 272 дней. Протяженность подразделений тепловых сетей около 80 км, протяженность подземного коллектора -


17 км. 1. Исходные данные Для выполнения курсовой работы необходимы следующие исходные данные 1. Общая характеристика предприятия, в т.ч Основное направление деятельности обеспечение города тепловой энергией и водоснабжение - Характер деятельности некоммерческое бесприбыльное государственное хозрасчетное предприятие - Форма собственности является собственностью открытого акционерного общества Российские железные дороги - Основные виды оказываемых услуг теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение


- Объем оказываемых услуг фактическая реализация за 2003 год составила 506307 Гкал, в т.ч. по внутрихозяйственным оборотам 52840 Гкал - Списочная численность работающих дистанции в т.ч. женщин на 2003 год насчитывает 770 292 человек Основные фонды НаименованиеНаличие на конец 2003 года1. Здания 2. Сооружения - всего в т.ч. земляное полотно верхнее строение пути передаточные устройства 3.


Машины и оборудование - всего из них силовые машины и оборудование рабочие машины и оборудование измерительные и регулирующие приборы и устройства вычислительная техника прочие машины и оборудование 4. Транспортные средства, из них тепловозы линий широкой колеи паравозы и тендеры линий широкой колеи 5. Инвентарь производственный и хозяйственный, другие виды основных средств2. Внутренняя среда организации, в т.ч Характер разделения труда вертикальный структура организации простая


линейная В каждом цехе есть мастер, всего 5 человек мастер РСУ Медведев Н.П мастер АТЦ Морозов Н.А мастер ТТЦ Баринов В.Л мастер котельного цеха Хохлов А.В мастер электроцеха - Кузин Г.В. 3 бригадира бригадир ТТЦ Тимофеев Л.Д бригадир электроцеха Кожевникова А.А. Также есть хоз.участок, бригадир Тимофеева


Р.А. Количество человек в смене приемосдатчик 1чел составитель поездов- 1 чел машинист тепловоза 1 чел машинист топливоподачи 6 чел слесарь по ремонту оборудования 1 чел машинист котла 6 чел машинист отопительного оборудования 6 чел бульдозерист 2 чел слесарь по обслуживанию котельного оборудования 1 чел начальник смены 1 чел дежурный электромонтер 1 чел уборщица бытовых помещений 1 чел. Всего по котельной начальник смены 4 чел машинист топливоподачи 34 чел слесарь по обслуживанию котельного


оборудования 4 чел слесарь по ремонту оборудования 14 чел приемосдатчик 2 чел составитель поездов 2 чел машинист тепловоза 2 чел бульдозерист 2 чел машинист строительнодорожных машин 5 чел электромонтер 20 чел слесарь КИПиА 10 чел уборщица 20 чел Цель деятельности организации улучшить качество оказываемой услуги, а также оказание услуги без задержек - Состав и структура персонала. Среднесписочная численность работников дистанции на 2003 год насчитывает 220 человек при плане 250


человек, из них 185 человек рабочих-повременщиков, 35 инженерно-технических работников. На 1.01.04 г. среднесписочная численность составила при плане 246 чел. 220 чел. Численность сменных работников 127 человек, что составляет 58 всей численности рабочих. Из них на 4-х сменном режиме работы занято 44 человека, на 2-х сменном режиме работы 56 человек, при ежедневном режиме 27 человека. Специальности электрогазосварщики, слесари цеха централизованного ремонта,


слесари КИПиА, операторы пылегазоулавливающих установок, машинисты бульдозера, приемосдатчики груза и багажа, распределитель работ, машинисты топливоподачи, составители поездов, бункеровщики, машинисты котлов, обходчики котлов, водители, уборщицы и т.д. 1.3. Внешняя среда организации, в т.ч Основные потребители услуг население города, организации в т.ч. организации, финансируемые за счет средств местного бюджета, организации, финансируемые за счет средств


районного бюджета, прочие частные предприятия - Организаций-конкурентов у УСНГЧ конкурентов на сегодняшний момент нет, что предоставляет ей широкие возможности и является позитивным фактором для выбора любой стратегии Основные поставщики сырье нерюнгринский разрез Якут-уголь, ТНК Альянс электроэнергия ФАО Амурэнергосбыт, филиал ДВж.д. Энергосбыт и Энергонадзор материалы ЛПК Тындалес,


Водрем-73, ГУП ДРСУ, Мостоотряд-54, ПАТП, ООО Прима, МУП Ремстройкомплект, МУП Север, БСК-30 МК информация управление дороги ОАО РЖД г. Хабаровск - Политические факторы, влияющие на организацию передача УСНГЧ из собственности ОАО РЖД в муниципальную собственность - Социокультурные факторы предоставление отпусков, компенсации матерям на детей до 1,5 лет, оплата путевок,


подарки детям, оплата проездных документов, увеличение выслуги лет, платное обучение, материальная помощь по семейным обстоятельствам и т.д. 1.4. Главной экономической проблемой предприятия является задержка оплаты квартиросъемщиками за предоставленные услуги УСНГЧ. Стоимость услуг тепло и водоснабжения включается в квартплату квартиросъемщиков, оплата производится через МУП ЖКХ и МУП ЖКХ-2, в общем эта задолженность составляет 281 тыс. руб.


Второй менее важной проблемой является недостаток автотранспортных средств, что влечет за собой лишние затраты рабочего времени например, переход слесарем по КИПиА в комнату для ремонта и переноской приборов для установки непредвиденные работы слесарями цеха централизованного ремонта, связанные с отсутствием материалов болтов, подшипников и переборкой старых и т.д Устранить эту проблему достаточно сложно, т.к. это связано с технологией и отсутствием материалов.


2. Разработка системы управления 2.1. Выбор миссии является первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании, поскольку миссия служит ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывает определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе альтернатив развития. В менеджменте под миссией организации понимают основную общую цель, четко выраженную причину существования организации. Миссию организации можно сформулировать следующим образом подача


горячей воды в жилые дома и на предприятия и организации города, а также обеспечить население города теплом в холодное время года с соблюдением всех санитарных норм. По санитарным нормам температура горячей воды должна быть не ниже 500 С, температура воздуха в помещении в зимнее время - не ниже 200 С. Отопительный сезон начинается с 15 сентября и заканчивается 15 мая.


По окончании отопительного сезона на котельной проводятся ремонтные работы, подготовка к следующему сезону. Основная общая цель организации миссия образует фундамент для установления ключевых общеорганизационных целей, на достижение которых должно ориентироваться высшее руководство. 2.2. Определение основных ценностей руководства организации. Основными ценностями организации являются работники персонал, качество оказываемых услуг, а также цена


предоставляемой услуги. 2.3. Проектирование внутренней среды организации. 2.3.1. Характеристика основных целей организации и задач, которые должны быть решены для их достижения. Цели представляют собой описание будущего состояния объекта управления и выступают как способ упорядочивания действий и усилий всего коллектива, уменьшая неопределенность в работе. Действенными могут быть только цели, четко и ясно сформулированные и реальные.


При этом необходимо определить содержание, объем и временные ограничения. Главной целью организации является улучшение качества оказываемой услуги. Поэтому, для достижения этой цели решаются следующие задачи повысить квалификацию работников закупить новое оборудование, 2.3.2. Описание основных предлагаемых технологий, которые будут использоваться при оказании услуг. Для оказания услуги населению используется следующий метод выполнения работы


У нерюнгринского разреза Якутуголь закупается углоль. Затем после отправления угля на место назначения думпкарными вертушками машинистом бульдозера и составителем поездов уголь выгружается и хранится на открытом топливном складе насыпью. Необходимое количество угля поступает в конвейер ленточный транспортер и передается в бункера. После этого уголь передается в барабаны или мельницы, где он измельчается до угольной пыли.


Затем производится непосредственная передача угольной пыли через форсунки в котлы для топки. Технология подачи угля Состав исполнителейКоличество исполнителейОформление работы1. Машинист топливоподачи 3-4 разряда, группа допуска 2 2. Дежурный слесарь 3-5 разряда, группа допуска 2 3. Бульдзеристы 5-6 разряда, группа допуска 2.Всего 11 человек1. Работа производится в порядке оперативного обслуживания тех. процесса 2.


О проделанной работе делается запись в жунале. Меры безопасности. Общие требованияПеред началом работ1. К работе допускаются работники, прошедшие инструктаж, расписавшиеся в журнале. Численность в смене 9 11 человек. 2. Работы производятся согласно техническому процессу. 3. Для освещения территории должны использоваться светильные нагреватели 36 Вт. 4. Для производства работ прииеняются защитные заграждения.


5. Производится проверка исправности инструментов, приборов и защитных средств. 6. Проверка возможного наличия неисправности заземления. 7. Проверка системы пожаротушения. 8. Уровень шума, вибрации не жолжны превышать санитарных норм.1. Перед бункеровкой необходимо проверить состояние оборудования, достаточночти освещения, заземления, электросхемы. 2. Проверка исправности грузоподъемных приспособлений.


3. Наличие ограждений сигнализации и т.д. 2.3.3. Основные требования, предъявляемыми с персоналу это уровень образования, необходимый для работы. Для руководящего состава необходимо высшее образование, для мастеров и бригадиров среднее техническое образование - начальник котельной Голомозов О.Г. Требования к занимаемой должности а высшее образование с предоставлением диплома -Дальневосточный государственный университет путей сообщения, специальность


Котельное оборудование б трехлетний опыт работы в профессиональная компетенция и социальная ответственность как руководителя - главный инженер Вергун А.А. Дальневосточный государственный университет путей сообщения, специальность Водоотведение Начальники цехов - ремонтно строительный цех Медведев Ю.Г. Тындинский техникум железнодорожного транспорта - автотранспортный цех Смирнов В.Д Тындинский техникум железнодорожного транспорта - топливно-транспортный цех


Мещеряков А.Г. Читинский горный техникум - котельный цех Зайнабагдинов С.И Тындинский техникум железнодорожного транспорта - электроцех Кожевников В.А. Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Мастера цехов - ремонтно-строительный цех Медведев Ю.П Тындинский техникум железнодорожного транспорта - автотранспортный цех


Морозов Н.А Тындинский техникум железнодорожного транспорта - топливно-транспортный цех Баринов В.Л Дальневосточный государственный университет путей сообщения - электроцех Кузин Г.В. Донецкий железнодорожный техникум, неоконченное высшее образование - котельный цех Хохлов А.В Тындинский техникум железнодорожного транспорта. Бригадиры - топливно-транспортный цех Тимофеев Л.Д. -


Тындинский техникум железнодорожного транспорта - электроцех Кожевникова А.А. Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Для остальных рабочих минимальным требованием является среднее образование, при устройстве на работу работники проходят курсы повышения квалификации. Ежегодно проводится проверка знаний норм и правил по охране труда. За 2003 год проведено 126 проверок состояния охраны труда и техники безопасности на участках


и в цехах котельной. 2.4. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить организация, когда, как и кто должен это сделать. Для воплощения своих решений в дела руководители должны применять на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления, мотивация - это процесс побуждения работников организации к деятельности для достижения личных целей и целей организации.


В качестве основных принципов стимулирования и методов удовлетворения различных потребностей работников и руководителей различных уровней управления в организации целесообразнее использовать следующие принципы и методы 1. Материальное стимулирование а установление премий за перевыполнение плана б использование премий за повышение качества продукции в надбавка к заработной плате за сверхурочную работу, при условии, что она не связана с отставанием работников в сроках выполнения задания.


2. Потребности в уважении а обеспечения подчиненным возможности обучения и повышения квалификации, что даст возможность занятия более высокой должности б привлечение подчиненных к формулировке целей в обеспечение обратной положительной связи с достигнутыми результатами путем подготовки полугодовых листовок о работе организации, результатах работы каждого из сотрудников и о сотрудниках, внесших наиболее существенный вклад в достигнутые результаты г вынесение благодарностей сотрудникам, добившимся наилучших


результата работы. 3. Потребность в самовыражении а предоставление возможностей для обучения, которое позволит полностью использовать потенциал работников б возможность продвижения подчиненных по служебной лестнице путем назначения на более высокие должности за счет успешного, аккуратного, обдуманного выполнения порученных работ в предоставление подчиненным сложных работ, требующих от них полной отдачи. Но, кроме того чтобы заинтересовать персонал, надо чтобы работники были сами заинтересованы в работе.


Некоторые практические возможности обеспечения собственной мотивации к работе - Нужно позаботиться о том, чтобы быть хорошо отдохнувшим, бодрым и деятельным Относиться положительно к работе и жизни. Организовать на рабочем месте кружок люби понедельник, поскольку понедельник - это очень тяжелый день недели С помощью хороших увлечений можно сделать собственную мотивацию более многосторонней и поддерживать душевную бодрость.


Активно развивать себя, укрепляя и используя свои сильные стороны и исправляя свои недостатки, с которыми действительно нужно что-то делать. Позаботиться о том, чтобы был личный план развития на год и на 2 - 3 года Сделать более приятным свое окружение на работе Позаботиться о том, чтобы не делать одну и ту же, повторяющуюся работу слишком долго. Постараться, чтобы работа существенно менялась с интервалом в 5-7 лет.


Это возможно, если занять в этом вопросе правильную позицию Определить для себя на ближайшие годы на основе собственных потребностей различные альтернативные варианты продвижения по службе как в своем трудовом коллективе, так и вне его. Определить мероприятия, с помощью которых осуществление альтернативного варианта карьеры будет наиболее вероятным, и составить временной план осуществления мероприятий.


Если это возможно, обсудить вопрос с начальником и коллегами. Однако главную ответственность за развитие карьеры в целях сохранения мотивации к работе нужно нести самому Быть откровенным с коллегами и осуществлять безоговорочную, непосредственную обратную связь по их трудовым достижениям и отношению к Вам. Требовать от них естественной, достаточно качественной обратной связи в целях развития собственной работы и мотивации.


Не замыкаться в себе, идти к другим Вознаграждать себя за хорошие достижения в работе и требовать вознаграждения со стороны трудового коллектива. Вознаграждение не всегда должно выражаться в деньгах. Значительным мотивирующим вознаграждением может быть возможность самостоятельно распределять время, сознательно избегать стрессовых ситуаций, четкая информированность о возможностях успеха. Важнейшими факторами для поддержания мотивации являются следующие 1.


Систематическая проверка срока работы персонала на одной должности и управляемое горизонтальное перемещение по службе с интервалом примерно в пять лет. Горизонтальные подвижки нужно сделать престижными. Также необходимо одобрить и сделать престижным перемещение вниз в служебной иерархии на каких-то этапах служебной карьеры. 2. Обогащение содержания работы и расширение ее рамок оказывают влияние до 5-летнего срока. 3. Активное структурное планирование организации и применение гибких организационных форм проектная,


матричная организация. 4. Систематическое развитие организационной деятельности, ценность обучения и творческого подхода. 5. Реализация новых форм взаимодействия, например, беседы начальника и подчиненного как составная часть эффективного управления, производственная демократия. 6. Руководитель должен заботиться о том, чтобы не подвергать опасности здоровье вверенных ему сотрудников. Он ответственен за то, чтобы в их сфере деятельности были всем известны и выполнялись предписания по


технике безопасности. Руководитель не должен поручать своим сотрудникам работу, которая не соответствует состоянию их здоровья. Мероприятия по обеспечению собственной мотивации к жизни и работе Не попадать на всеобщее беличье колесо, поскольку бег в нем никогда не кончается. Не думать, что при выполнении и той и этой работы и достижении той и этой цели, есть свободное время для себя. На практике так не бывает, напротив, по мере роста опытности работы будет все прибавляться.


Взять в свои руки использование собственного времени, найти в этом вопросе правильный подход и проявить настойчивость. Это возможно сделать только самому. Стараться резервировать себе достаточно времени для достижения ключевых конечных целей. Не нужно пытаться делать все, не нужно делать самую спешную работу, а только самую важную с точки зрения конечных целей. Поддерживать наиболее важные с точки зрения связанных с работой ключевых результатов


организационные и человеческие контакты. Заниматься тем, что действительно привлекает, что обогащает жизнь, и, помимо того, поддерживать те контакты, которые имеют значение с точки зрения конечных целей. Не соглашаться из вежливости или по дружбе на все, о чем хорошо попросят. Семья - это главная единица общества. Нельзя торопиться при общении с членами семьи. Необходимо понять это уже вначале трудовой жизни, а не в среднем возрасте, когда зачастую это уже слишком


поздно. Мы получаем значительную часть мотивации к жизни от семьи, соответственно, сможем отдать больше в работе. Нужно иметь друзей как на работе, так и вне ее. Заботы требует не только машина, но и дружеские отношения, и они гораздо важнее. Человеческие взаимоотношения нужно оберегать, поскольку автоматически они не сохраняются. Хорошие человеческие взаимоотношения внесут многое в содержание и мотивированность жизни.


Всегда найдется время для друзей, если правильно оценить значение дружеских отношений. Нужно вовремя занять четкую, обдуманную позицию по главным жизненным проблемам и ценностям. Многие из нас только в среднем возрасте останавливаются, чтобы выяснить, что же мы действительно ценим и чего хотим от жизни. 2.5. Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Контроль есть фундаментальнейший элемент процесса управления.


Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в организации. Существует 3 основных вида контроля, которые схожи друг с другом, т.к. имеют одну и ту же цель способствовать тому, что фактически получаемые результаты были как можно ближе к запланированным. Различаются эти виды контроля только временем их осуществления.


I. Предварительный контроль. Этот вид контроля осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления этого вида контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения разрабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдение - способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. В организациях предварительный контроль используется в 3-х ключевых областях - по отношению к человеческим,


материальным и финансовым ресурсам. В области человеческих ресурсов предварительный контроль достигается за счет анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и профессиональных людей. В УСНГЧ основными средствами предварительного контроля в области человеческих ресурсов являются следующие установление минимально допустимого уровня образования и стажа работы в данной области, проведение тестов


и собеседований с целью определения профессиональной пригодности и психологических качеств нанимаемого работника в период перед его наймом. II. Текущий контроль. Этот вид контроля осуществляется непосредственно в ходе выполнения работ. III. Заключительный контроль. Этот вид контроля предполагает оценку результатов работы после того, как она выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного


заранее периода времени фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми. На котельной может быть принята практика заключительного контроля результатов работы организации за год, в соответствии с которой в конце каждого года проводится расширенное совещание руководителя с руководителями всех цехов по поводу достижения намеченных годовых целей, обеспечивающих поддержку целей стратегического плана. Эта процедура позволяет руководству организации оценить, насколько реалистичны составленные планы,


а также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые планы так, чтобы избежать этих проблем в будущем. 3. Управленческие решения по практической реализации предлогаемых разработок. Как указывалось ранее, главной и важнейшей проблемой предприятия является большая задолженность квартиросъемщиков и предприятий города за предоставленные услуги тепло и водоснабжения. Оплата за услуги производится через МУП ЖКХ и МУП


ЖКХ-2. На 01.01.2004 года задолженность перед УСНГЧ составила 30487 тыс. руб. В основном должники квартиросъемщики это неблагополучные семьи. Чтобы заставить квартиросъемщиков произвести оплату за оказанные услуги, сотрудниками МУП ЖКХ-2, УСНГЧ и судебных приставов проводились рейды по квартирам-должникам. Рейды проводились в два этапа. На первом этапе сотрудники


МУП ЖКХ-2, УСНГЧ и судебный пристав делали предупреждения с просьбой оплатить долг. Но эти рейды не давали практически никакого эффекта На втором этапе во вновь организованных рейдах в квартирах-должниках описывалось и изымалось имущество. Этот этап оказался более успешным для того, чтобы выкупить свое имущество, должники начали погашать долги за коммунальные услуги. Но погасили долг всего лишь 24 из всего числа должников.


Чтобы заставить оплатить долги перед УСНГЧ оставшиеся 76 населения и предприятий предлагается разработать третий этап рейдов, который будет являться крайней мерой. Во время отопления температура воздуха на улице составляет 300-350. На третьем, заключительном этапе предлагается отключать должников от отопления. Так как одну квартиру из всего подъезда отключить невозможно, будет производиться демонтаж систем отопления


и водоснабжения, а также взыскание задолженности будет производиться в судебном порядке. Скорее всего, эта мера окажется более эффективной, так как не каждый житель в состоянии прожить в неотапливаемом помещении с уличной температурой в 300. Заключение. Данная работа посвящена разработке основных составляющих процесса управления применительно к котельной города. Данное предприятие специализируется на оказании услуг тепло и водоснабжения.


Применительно к взятой отдельной функциональной области крупного предпрития была рассмотренна и проанализированна внешняя и внутренняя среда организации, миссия организации, ее цели и задачи. Отдельным вопросом была выделена проблема предпрития глобального масштаба и пути ее решения, также был предложен возможный путь решения этой проблемы. Список используемых источников 1. Интернет-сайт www.tynda.ru 2.


Мескон М.Х Альберт М Хедоури Ф. Основы менеджмента Пер. с англ М. Дело, 1992 702 с. 3. Данные бухгалтерии УСНГЧ 4. Вайсман А. Стратегия маркетинга 10 шагов к успеху Стратегия менеджмента 5 шагов к успеху. Пер. с нем М. АО Интерэксперт, Экономика, 1995 344 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.