Северо-Западная Академия государственной службы при президенте Российской Федерации Реферат Тема Поддержка развития малого предпринимательства территорией Выполнила студентка 1-го курса ФЭиФ АУ гр. 107 Мысягина Юлия Ивановна Проверил доцент экономических наук Сикацкий Виктор Анатольевич Санкт-Петербург 2003 Содержание
Содержание 1.Введение 1. Сущность малого предпринимательства 2. Государственная поддержка малого предпринимательства 2.Некоторые причины,тормозящие развитие малого предпринимательства3.Перспективы развития малого предпринимательства в России 4. Поддержка малого предпринимательства 1. Действующие формы и направления поддержки малого предпринимательства 17 4.2.
Действующая инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства 3. Специальные налоговые режимы для малого бизнеса 1. Упрощенная система налогообложения .2. Единый налог на вмененный доход 5. Заключение 1. Роль малого предпринимательства в экономике страны и регионов27 Список используемой литературы .32 -1- 1.ВВЕДЕНИЕ 1.1
Сущность малого предпринимательства. Малым предпринимательством малым бизнесом признается, деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия в организации различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии
в организации . В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота прибыли, дохода , величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого
предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные. Международная организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР , в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как весьма малые , до 99 человек как малые , от 100 до 499 человек как средние и свыше 500 как крупные . В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г в этот период
к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек В соответствии с Федеральным законом РФ О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации от 14 июня 1995 г. 88-43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций объединений , благотворительных
и иных фондов не превышает 25 , доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней в промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек в оптовой торговле - 50 человек в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -
30 человек в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, -2- филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения малым предприятием вышеназванной численности
работников оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности многопрофильные , относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли. В Российской Федерации как по федеральному, так и по закону г.
Москвы к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица 3,с. 5-8 . 1.2Государственная поддержка малого предпринимательства Создание эффективной экономики любой страны предполагает ее интеграцию в мировое сообщество. Важную роль в этом процессе играет малый бизнес. В
России малый бизнес, несмотря на трудности, развивается и становится важным экономическим фактором. С ростом числа малых предприятий решается проблема создания рабочих мест, рынок товаров и услуг становится более насыщенным, увеличивается поступление налогов в бюджет, растут доходы граждан. Все это должно обеспечить в конечном итоге высокий уровень и качество жизни населения, достойное участие России в мировом экономическом сообществе. Однако уровень развития малого предпринимательства в нашей
стране, по сравнению с ведущими экономическими державами, явно недостаточен. Малые и средние предприятия в этих странах создают более 50 ВВП, в отличие от России, где этот показатель составляет всего 10-12 .Ситуация в секторе малого бизнеса требует значительной активизации государственной политики в области развития предпринимательства. Заседания Госсовета,
III Всероссийская конференция представителей малых предпринимателей показали, что в диалоге власти и общества наметилась тенденция, когда политические силы предпринимательства могут аккумулировать и представлять свои интересы на государственном уровне, а государство настроено на то, чтобы использовать в своей работе их предложения. Это позволяет выработать реальную государственную политику поддержки малого предпринимательства, обеспечив ее реализацию качественной системой налогообложения, инструментами финансово-кредитной поддержки
и созданием устойчивого позитивного предпринимательского климата наравне с развитыми европейскими странами. В решении этих задач основную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки малого предпринимательства, важной -3- частью которой является система фондов поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства образован постановлением Правительства Российской Федерации 1184 от 4 декабря 1995 года в соответствии с
Законом Российской Федерации О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на базе Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Федеральный фонд является государственным учреждением. Деятельность Фонда определяется Федеральным законом от 14.06.95 г.
88-ФЗ О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации . В соответствии с законом Фонд определен государственным заказчиком Федеральной программы поддержки малого предпринимательства в России, направленной на обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства как неотъемлемой части новой структуры экономики страны. Деятельность
Федерального фонда координируется Попечительским советом, который возглавляет министр Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства по своему статусу и возможностям является уникальной государственной организацией, осуществляющей финансовую поддержку малого предпринимательства. Основная задача Фонда - финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки
малого бизнеса в России. Основной целью деятельности Фонда являются финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных межрегиональных программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, проводимые Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Фонд осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям -содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации -4- целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства -участие в разработке, проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральных, региональных межрегиональных , отраслевых межотраслевых и муниципальных
программ развития и поддержки малого предпринимательства, проектов в области малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка и создания новых рабочих мест -осуществление финансовой поддержки инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений -содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций, кредитов для реализации
приоритетных направлений деятельности по развитию малого предпринимательства -участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства осуществляет финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства и финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями в части обеспечения целевого использования
и своевременного возврата бюджетных средств. Финансово-инвестиционная поддержка деятельности малых предприятий реализуется путем предоставления льготных кредитов займов субъектам малого предпринимательства, в том числе через систему лизинга, использование гарантийных механизмов, компенсацию процентной ставки по предоставляемым кредитам, микрофинансирование и т. д. Финансовые ресурсы Фонда сформированы из ассигнований федерального бюджета, средств, поступивших от
приватизации имущества, находящегося в государственной собственности, средств из внебюджетных источников, а также доходов от разрешенной предпринимательской деятельности Фонда. Реализация государственной политики по поддержке малого предпринимательства в регионах осуществляется Федеральным фондом главным образом через долевое участие в финансировании региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, через сеть региональных и муниципальных фондов.
При участии Федерального фонда поддержки малого предпринимательства в -5- Российской Федерации положено начало созданию государственной системы поддержки малого предпринимательства, которая сегодня включает региональные и муниципальные фонды, агентства, информационные и выставочные центры, учебно-деловые центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, лизинговые компании. В настоящее время в Российской Федерации действует 75 региональных и более 170 муниципальных фондов
поддержки малого предпринимательства. Взаимодействие Фонда с регионами осуществляется на основе соглашения о порядке финансирования региональных программ и проектов между Федеральным фондом, администрацией региона и региональным фондом. В этих соглашениях регламентирован порядок эффективного использования средств федерального и регионального бюджетов, направляемых на финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого
предпринимательства и региональных программ поддержки малого предпринимательства. За Фондом закреплена функция привлечения и размещения финансовых средств. Региональная администрация берет на себя основные риски использования ассигнованных средств. Региональный фонд осуществляет непосредственный контроль за реализацией программ и проектов на местах. На основании этих соглашений оформляются гарантии администраций или правительств субъектов
Российской Федерации по целевому использованию финансовых ресурсов Фонда. Это позволяет эффективно решать проблему обеспечения кредитов для малых предприятий, как правило, не имеющих достаточного имущества для залога. Эта схема объединения усилий и разделения ответственности принята в мировой практике, она позволяет минимизировать риски, более рационально использовать средства на поддержку малого предпринимательства, одновременно облегчая доступ предпринимателям в регионах к
финансовым ресурсам. Принятие решений о финансировании регионов базируется на основе расчетов и прогнозов региональных рисков через систему конкурсного отбора исполнителей мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Фонд уделяет большое внимание изучению обстановки в каждом из субъектов Федерации, что позволяет целенаправленно влиять на состояние дел в сфере развития малого предпринимательства,
оказывать воздействие на социально-экономическую ситуацию в регионах путем реализации инвестиционных программ и проектов. Более чем в 50 регионах Российской Федерации при участии Фонда созданы консалтинговые структуры - агентства поддержки малого и среднего бизнеса, осуществляющие помощь в разработке региональных программ, проектов обучения предпринимателей, проведении консультаций по различным направлениям предпринимательской деятельности, новейших информационных
систем. Действует и развивается сеть из 30 специализированных лизинговых компаний для МП. -6- Фонд также участвует в реализации проектов по информационному и нормативно-правовому обеспечению деятельности малых предприятий, содействует им в освоении новых технологий и реализации изобретений, помогает в организации выставок, издании учебно-методической литературы. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства работает в направлении создания и финансирования
единой информационной сети, что позволит расширить возможности Федерального фонда, региональных фондов и администраций, агентств и других структур поддержки малого предпринимательства по поиску партнеров и инвесторов как в России, так и за рубежом. В регионах создано более 60 информационных центров около 20 из них с участием Фонда , оснащенных средствами связи и вычислительной техникой, имеющих выход в российские и зарубежные
информационные сети. Федеральным фондом совместно с международными организациями и зарубежными партнерами проводится работа по привлечению российского и иностранного финансового капитала в интересах реализации приоритетных для России программ и проектов, осуществляемых структурами поддержки малого предпринимательства и самими субъектами малого бизнеса. Федеральный фонд считает важной задачей работу над получением малыми предприятиями России зарубежных кредитных ресурсов.
Для этого Фонд проводит активную работу по поиску стратегических партнеров и кредитных ресурсов за рубежом. Ведутся переговоры с представителями зарубежных финансовых институтов об иностранных инвестициях в малый бизнес России. Международное сотрудничество Фонда ориентировано не только на привлечение иностранных финансовых средств, но и на изучение зарубежного опыта государственной поддержки малого бизнеса, реализацию российских предпринимательских проектов на
рынках зарубежных стран. Федеральный, региональный и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства - это ядро системы государственной поддержки малого бизнеса. Деятельность фондов способствует мобилизации и эффективному использованию на конкурсной основе финансовых ресурсов с целью выполнения государственных программ поддержки малого предпринимательства 5 . 2.Некоторые причины, тормозящие развитие малого предпринимательства.
Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в РФ малого предпринимательства. Вo-первых, сложная финансовая и экономическая обстановка ране высокая инфляция, медленное налаживание хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность -7- предпринимателей. Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и новых знаний предпринимателей, отсутствие
должной деловой си, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе. В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей. В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития малого предпринимательства на региональном уровне. В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
Сложившаяся экономическая ситуация пока негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса.
Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой. Результаты социологических опросов по развитию малого предпринимательства обобщены в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства, Малый бизнес России. Проблемы и перспективы , в нем сформулированы основные проблемы малого бизнеса в РФ налоги, законодательство инфляция экономическая ситуация в целом поставки, дефицит трудности получения
и высокая ставка за кредит неплатежеспособность партнеров, клиентов несовершенство банковской системы политическая ситуация бюрократия недостаток производственных площадей, офисов действия правительства, властей коррупция, взятки недостаток материальной базы финансовая политика государства действия Центрального банка РФ сбыт, поиск клиентов, потребителей высокие цены на сырье и материалы монополия государства, госпредприятий трудности с арендой разрыв экономических связей недостаток культуры, опыта
необязательность партнеров проблемы собственности кадровые проблемы недостаток собственных средств невыгодность производства большая, громоздкая отчетность отсутствие льгот рэкет невыгодность инвестиций конкуренция несовершенство рынка недоверие западных партнеров отрицательное отношение к предпринимателям. Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформулированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, малого в особенности,
учитывая его активную роль в экономике страны. Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий свидетельствуют, что свыше 80 участников опроса нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70 - в надежных законодательных гарантиях. Исследования показали, что около 75 -8- малых предприятий постоянно нуждается в прямой финансовой поддержке
со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, около 83 - в предоставлении налоговых льгот, 57 - в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов. Вышеперечисленные и другие причины, тормозящие развитие в стране малого предпринимательства, не способствуют увеличению числа малых предприятий в. экономике страны табл. 1.2 . Так, по данным Госкомстата РФ, на 1 января 1994 г. в
Российской Федерации функционировало 865 тыс. малых предприятий, а на 1 января 2000 г 890,6 тыс т. е. фактически их число за последние семь лет выросло незначительно. По сравнению с 1996 г. в 2000 г. общее число малых, предприятий увеличилось только на 13,3 тыс в промышленности - на 7 , в сельском хозяйстве - на 40 , в строительстве сократилось почти на 7 . Несколько увеличилось число малых предприятий в отраслях транспорта и связи, в жилищно-бытовом хозяйстве.
Отраслевая структура общего числа малых предприятий свидетельствует, что около 45 всех малых предприятий действовало в торговле и общественном питании, по 15,3 функционировало в промышленности и строительстве. Вызывают тревогу данные о сокращении числа малых предприятий в науке и научном обслуживании. Если в 1995 г. в этой отрасли функционировало 51,7 тыс. малых предприятий, то на 1 января 2000 г. их число составило 37,1 тыс в то время как в целом по отрасли науки и научного обслуживания общее число
предприятий и организаций за этот период увеличилось с 91,1 тыс. до 107,7 тыс. По нашим расчетам, удельный вес малых предприятий на 1 января 2000 г. от общего числа предприятий и организаций составил всего по экономике страны - 28,6 в промышленности - 36,6 сельском хозяйстве - 4,1 строительстве - 43,9 на транспорте - 28,4 в торговле и общественном питании - 38,6 науке и научном обслуживание -
34,31 . Почти по всем отраслям экономики за последние годы темпы прироста общего числа предприятий и организаций значительно опережали темпы прироста в этих отраслях малых предприятий. Одной из причин, тормозящих развитие малого предпринимательства в стране, является высокий уровень износа основных средств по отраслям промышленности по крупным и средним предприятиям , что не позволяет обновлять производственный аппарат малых предприятий.
Так, на конец 1999 г. степень износа основных средств в в промышленности составила 51,9 в топливной промышленности - 52,5 в химической и нефтехимической промышленности - 60,3 в машиностроении и металлопереработке - 53,3 в промышленности строительных материалов - 54,2 в легкой промышленности - 55,7 в пищевой промышленности - 39,9. Вызывает оптимизм рост внутренних затрат на исследования и разработки по секторам деятельности
табл. 1.3 . За последние годы возросли средства организаций предпринимательского сектора, направляемые на финансирование затрат по проведению исследований и разработок, что будет способствовать развитию малого инновационного предпринимательства. В структуре внутренних затрат на исследования и разработки в 1999 г. по источникам финансирования средства бюджета составили 49,9 включая бюджетные ассигнования на содержание вузов и сред -9- ства организаций государственного сектора , средства организаций предпринимательского
сектора 15,7 , собственные средства научных организаций - 10,4 . Положительным фактором для развития малого инновационного предпринимательства является рост числа инновационно-активных предприятий, особенно в энергетике за последние четыре года увеличилось более чем в 4 раза , в производстве машин, оборудования, приборов и транспортных средств. Отрицательным фактором, не способствующим развитию малого предпринимательства, особенно в производственной
и научно-технической сферах экономики, продолжает оставаться неудовлетворительное состояние взаиморасчетов на предприятиях и в организациях основных отраслей экономики табл. 1.4 . Из таблицы видно, что все основные отрасли экономики имели высокий уровень суммарной задолженности по обязательствам предприятий и организаций. Так, на конец 1999 г. общая суммарная задолженность по обязательствам составила 3609,4 млрд руб в том числе просроченная -
1445,3 млрд руб. По отдельным отраслям экономики промышленность -1900,7 млрд руб. 823 млрд руб. сельское хозяйство 184,8 млрд руб. 130,4 млрд руб. строительство - 244,1 млрд руб. 105,9 млрд руб. транспорт - 286,8 млрд руб. 127,3 млрд руб. связь - 77,3 млрд руб. 4,8 млрд руб. торговля и общественное питание - 308,3 млрд руб. 50,2 млрд руб. оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения
- 100,6 млрд руб. 13,3 млрд руб На развитие малого предпринимательства негативно влияет высокий уровень задолженности покупателей, в также задолженности поставщикам предприятий и организаций табл. 1.5 . На конец 1999 г. число предприятий и организаций, имевших просроченную задолженность покупателей, составило 57,2 от общего числа предприятий и организаций страны в промышленности 65,8 , а в процентах от общего числа предприятий и организаций по формам собственности государственные -
51,8 , частные - 61,9 в промышленности соответственно 62,6 , 66,9 . По данным Госкомстата РФ, малые предприятия на конец 1999 г. имели коэффициент текущей ликвидности 86,6 , коэффициент автономии - 23,1 , в то время как крупные и средние предприятия соответственно - 99,5 и 62,2 . Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается как отношение фактической стоимости находящихся у предприятий организаций оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятий в виде краткосрочных
кредитов и займов, кредиторской задолженности. Коэффициент автономии характеризует долю собственных средств в общей величине источников средств предприятий организаций и определяет степень независимости от кредиторов. Особенно низок был в 1999 г. коэффициент автономии у малых предприятий на транспорте -5,9 , в сфере культуры и искусства -18,3 , финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения 10,8 , торговли и общественного питания 14,5 . По сравнению с крупными и средними предприятиями малые предприятия
в 1999 г. имели более низкую рентабельность продукции 5,5 и активов 6,2 , в то время как на крупных и средних предприятиях рентабельность составила -10- соответственно 18,5 и 5,0 . Малые предприятия сельского хозяйства, транспорта, лесного хозяйства имели отрицательную рентабельность активов. Рентабельность продукции рассчитывается как соотношение между величиной сальдированного финансового результата прибыль минус убытки от реализации продукции работ, услуг и себестоимостью реализованной
продукции работ, услуг . В том случае, если получен убыток от реализации продукции работ, услуг , имеет место убыточность. Рентабельность активов определяется как соотношение сальдированного финансового результата прибыль минус убыток и стоимости активов предприятий организаций . В том случае, если получен отрицательный сальдированный результат, имеет место убыточность. Продолжает оставаться высоким удельный вес убыточных малых предприятий, однако он несколько ниже, чем
удельный вес убыточных крупных и средних предприятий 3,15-24 . 3.Перспективы развития малого предпринимательства в России. Доминирование в экономической политике интересов олигархий и монополий, опирающееся на сырьевой потенциал, носит сугубо конъюнктурный характер и не отвечает стратегическим целям развития страны. Закономерность такова чем больше эффективно работающих конкурентоспособных малых и средних предприятий
в промышленности, строительстве и инновационной сфере, тем больше вклад этого сектора в ВВП и выше темпы экономического роста. Следовательно, философия, объединяющая интересы крупного, среднего и малого бизнеса, должна быть предельно простой укрепление экономического и инновационного потенциала государства начинается с местных, локальных рынков, способствующих росту благосостояния населения и авторитета страны в мире. По данным Минэкономразвития
РФ, к 1 января 2002 г. количество малых предприятий в России сократилось до 840 тыс в январе 2001 г. их начитывалось 890 тыс. Общая численность постоянных работников малых предприятий достигла 7 млн. 621 тыс. человек, что превышает численность занятых на МП на 1 января 2000 г. на 78 тыс. человек, или на 1,1 .
В целом за последние пять лет темпы прироста количества малых предприятий в основных отраслях экономики практически не изменились. В структуре малого предпринимательства преобладают предприятия торговли, общественного питания, по ремонту и услугам около 50 общего количества на начало 2001 г В течение пяти-шести лет отраслевая структура малых предприятий остается без существенных изменений. В 2000 г. малыми предприятиями в промышленности по основному виду деятельности произведено продукции
на 150-170 млрд. руб. С учетом теневого производства в данном секторе это составило 5-6 общего объема выпуска промышленной продукции. Доля малых предприятий в объеме производства по отдельным отраслям характеризовалась следующими показателями 7 - в машиностроении и металлообработке по 8-10 - в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной -11- промышленности 9-12 - в пищевой 9-11 -в легкой промышленности. В известных документах ООН отмечается, что для борьбы с бедностью большое значение имеет целевая финансовая
помощь, направляемая в том числе и на развитие малого предпринимательства. Эта помощь должна идти на создание социальной и производственной инфраструктуры, поддержку индивидуального и семейного предпринимательства, малых и средних предприятий. Именно малый бизнес способен дать людям работу, вывести их из нищеты, постепенно создавая условия для самодостаточного существования. Решение этих задач исключительно актуально для многих отсталых российских
регионов. В развитии бизнеса большую роль играет конкуренция. От конкурентоспособности того или иного предприятия зависят не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и др. Поэтому конкурентоспособности придается огромное значение. Так, в докладах Всемирного экономического форума The Global Competitiveness Report 2000 г. выделяют восемь основных агрегированных факторов конкурентоспособности
открытость и прозрачность экономики политику и роль государства развитость финансовой системы эффективность производственной и социальной инфраструктуры степень инновационности технологического развития уровень менеджмента уровень квалификации и производительности труда развитость судебной системы и других правовых институтов, определяющих характер политики государства либеральной или с государственным регулированием , глубину институциональных преобразований в странах с переходной экономикой .
На наш взгляд, эти показатели следует дополнить еще двумя группами факторов, оцениваемых в основном экспертно показателями, во-первых, уровня развития малого бизнеса, включая насыщенность экономики малыми предприятиями, в том числе инновационными, степени поддержки МП и, во-вторых, антикоррупционности, уменьшения административных барьеров. Развитие малого предпринимательства в 2003-2005 гг. в значительной мере будет зависеть от масштабов
его финансовой поддержки со стороны государства. Малое предпринимательство получит из федерального бюджета около 1 млрд. руб. при потребности 45-50 млрд. руб Рост числа новых малых предприятий по 100-150 тыс. в год , увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица 4,5-5 млн. зависят от нескольких условий.
Первое условие связано с формированием благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Следует существенно упростить регистрацию предприятий, сократить число контролирующих органов и проверок, значительно уменьшить количество лицензируемых видов деятельности. -12- Это может резко ослабить коррупционный пресс на взятки ежегодно уходит, по данным
фонда Идем , 37 млрд. долл снизить потери средств предпринимателей, вынужденных создавать 20-30-процентные резервы от объема продукции и доходов для отступных . В результате у субъектов малого предпринимательства появятся дополнительные финансовые и материальные ресурсы, выведенные из тени . Величина вклада в ВВП большей части малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3-5 , их объем инвестиций в основные фонды - примерно на 8-10 , улучшится
положение с оборотными средствами и т.д. Второе условие - необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях, на наш взгляд, надо применять кардинальные меры - вплоть до введения налоговых каникул на первые два адаптационных года работы для новых производственно-инновационных, строительных, офицерских , инвалидных малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства - медицинских центров,
учебных заведений, библиотек и т.п. Это вовсе не отрицает необходимости внесения изменений в Налоговый кодекс часть II . Еще в 1997-1998 гг. предлагалось ввести два специальных режима для малого предпринимательства - упрощенную систему налогообложения для промышленных, строительных и инновационных субъектов малого предпринимательства и единый налог на вмененный доход для розничной торговли, общественного питания, автозаправок, предприятий сферы услуг прачечных, химчисток, ателье и т.п
Компромиссное решение правительства РФ и Государственной думы не является радикальным, но его можно признать вполне приемлемым. Правительство поддержало введение для малых предприятий с годовым оборотом до 15 млн. руб. и численностью персонала до 100 человек ставки налога в размере 6 от выручки или 15 с чистой прибыли. В Госдуме пришли к выводу поднять планку оборота до 30 млн. руб а ограничение по численности персонала установить на уровне 100 человек независимо от видов бизнеса.
Ставка же налога с оборота должна составлять не более 6 . Предлагаются и другие меры по упрощению системы налогообложения для малых предприятий отменить требование обосновывать необходимые расходы, поскольку для этого надо содержать немалый штат бухгалтеров. Весьма важно, если малым предприятиям будет предоставлена возможность включать единый социальный налог ЕСН и платежи в Пенсионный фонд в сумму уплачиваемого ими единого налога с оборота или прибыли.
Для малых предприятий, которые работают по системе единого вмененного налога, это должно быть разрешено задним числом с 1 января 2002 г. Кроме того, налоги с малого бизнеса должны полностью поступать в региональные и местные бюджеты, тем самым регионы будут заинтересованы в сборе таких платежей и, следовательно, в развитии -13- малого бизнеса. Предельные ставки налогов на малые предприятия должны быть зафиксированы на федеральном уровне. В этом случае малый бизнес будет защищен от излишнего давления в регионах.
Налоги на малый бизнес наряду с налогом на имущество и подоходным налогом должны стать основным источником доходов субъектов РФ. Правительство же получит соответствующий рычаг для ускорения экономического роста, одним из тормозов которого стала максимальная ставка ЕСН, составляющая 35,6 . С 2003 г. ставка единого социального налога должна быть снижена до 20 . Федеральный бюджет возьмет свое за счет улучшения сбора таможенных пошлин, унификации таможенных ставок
и упрощения системы уплаты таможенных платежей. Третье условие - необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников в рамках Федеральной программы 2003-2005 гг. на таких приоритетных направлениях, как - создание системы гарантий поручительств , что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих
и закрепившихся предпринимателей - увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей - эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса - создание современных элементов инфраструктуры - бизнес-инкубаторов, научных и инновационных парков долины , анклавы
в российских наукоградах - Арзамасе, Обнинске, Дубне, Пущине и т.д Четвертое условие - налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ. На упомянутой выше международной конференции 15-16 апреля 2002 г прошедшей под девизом обеспечить малому предпринимательству доступ к ресурсам , был выдвинут ряд предложений по коренному улучшению межведомственной
координации. Предполагается в том числе и создание нового органа исполнительной власти - министерства по поддержке и развитию малого предпринимательства. На наш взгляд, реализация этого предложения в полной мере не решит проблему межведомственной координации и контроля. Определяющее положение таких ведомств, как Минфин РФ, Минэкономразвития РФ и Минтрудсоцзащиты
РФ, сделает новый старый орган недееспособным. Его главная роль будет сведена к -14- обычной бюрократической бумажной работе, подготовке программ, проектов законов и других документов, но не к принятию решений. Высказывалось и другое предложение. Функции межведомственной координации и контроля за решениями в части развития и государственной поддержки малого предпринимательства целесообразно возложить на заместителя председателя правительства РФ А. Кудрина. В сферу его дополнительных функциональных обязанностей тогда
будет включена координация деятельности Минфина РФ, Минэкономразвития РФ, Минтрудсоцзащиты РФ, МАП РФ, МНС РФ, Минпромнауки РФ, Минобразования РФ. Принципиально важно разделить ответственность между государственными органами исполнительной и законодательной власти, с одной стороны, отвечающими за формирование и проведение государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства, создание благоприятных
условий для его развития, с другой - отвечающими за меры по реализации федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства и по упрощению доступа малых предприятий к финансовым ресурсам. Это направление может обеспечить государственная корпорация, создаваемая путем преобразования ФФПМП как действенного инструмента межведомственной координации под прямым контролем Минфина РФ. Соответствующие решения целесообразно инициировать указом президента
России и постановлением правительства РФ. Пятое условие - активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего из-за бедности 30-40 населения консервативного типа потребительского поведения. На наш взгляд, это условие имеет особое значение. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле. Торговля и сфера услуг медленно увеличивают объемы заказов оптовикам и отечественным
производителям. Последние нередко сужают ассортимент многих продуктов питания молочных, мясных, кондитерских и т.п крайне вяло наращивают выпуск новой продукции. Это приводит к тому, что они практически не имеют средств для инвестирования, расширения мощностей и освоения новых технологий. Для оценки возможностей повышения темпов развития малого предпринимательства и влияния этого процесса на экономическую динамику в субъектах
Российской Федерации рядом экономистов, например, В. Тихомировым, И. Тихомировой, А. Духан, предложено использовать региональные рейтинги инвестиционной и предпринимательской активности. Для этого предусматриваются показатели, сочетающие основные экономические факторы объем валового регионального продукта, объем произведенной малыми предприятиями продукции, число малых предприятий, величина инвестиций в основные фонды малых -15- предприятий , социальные среднедушевой
доход, число безработных в регионе , демографические плотность населения в регионе , институциональные степень развития инфраструктуры и институтов рыночной экономики . Для регионов, в которых преобладают отрасли пищевой и легкой промышленности, необходимо разработать специальные программы поддержки МП с мерами защиты потребительского рынка от низкокачественной и фальсифицированной продукции, которая и ныне поступает из Турции, Китая и ряда других стран, а также ввести заслоны против
ее нелегального, контрабандного ввоза. Нехватка инвестиций в перерабатывающий сектор остается одной из острых проблем малого предпринимательства. Обновление производственных фондов и внедрение новых технологий в мясоперерабатывающей, обувной, швейной, трикотажной отраслях требуют многомиллиардных вложений - от 30 млрд. до 50 млрд. руб. Львиная доля всех инвестиций приходится на добывающие, экспортоориентированные отрасли. В итоге большинство отечественных малых и средних производителей товаров и услуг просто не
в состоянии конкурировать с западными предприятиями и это при невысоком уровне потребительского спроса . Импорт продукции указанных отраслей в последние годы продолжает расти. Для стабильной работы малых и средних предприятий в условиях глобализации с учетом международного опыта целесообразно, чтобы Минэкономразвития РФ, МАП РФ, ФФПМП и др. совместно с Торгово-промышленной палатой
РФ, Российским агентством малых и средних предприятий обеспечили условия для создания оперативно действующей справочно-информационной системы о положении дел в России и в других странах СНГ. Это возможно сделать на базе действующих информационных систем типа СИОРА. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый
уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п. Улавливать же сигналы мирового рынка рядовому российскому бизнесмену еще долго будет не под силу, тем более в условиях глобализации и подготовки вступления России в ВТО. Необходимо с целью защиты отраслей пищевой и легкой промышленности выстроить надежную систему правового и информационного обеспечения включая каталогизацию, стандартизацию, экологический
мониторинг и др Эта система может быть построена на принципах открытости и совместимости с другими государственными системами, которые станут частью федеральной целевой программы Электронная Россия . Наша страна не может развиваться по закрытой схеме отдельно от -16- остального мира. Игнорировать процесс глобализации просто невозможно. Поэтому необходимо уже сейчас приступить к разработке стратегии развития страны с учетом включения
в этот процесс, чтобы иметь возможность через ВТО влиять на правила игры, например, во всемирной торговле. Правила игры на мировом рынке пока вырабатываются без участия России. Вступление в ВТО - это переход российской экономики к новому статусу, который даст ей дополнительные инструменты для защиты своих интересов. Российские малые и средние предприятия должны иметь адаптационный период в 5-7 лет для подготовки к жесткой конкуренции при выходе на открытый рынок 4 .
4.Поддержка малого предпринимательства. 4.1.Действующие формы и направления поддержки малого предпринимательства В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям формирование инфраструктур поддержки и развития малого предпринимательства создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок
и технологий установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической отчетности поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий,
и др. Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров
услуг для государственных нужд и др. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике. Важную роль в механизме поддержки малых предприятий должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создаваемые для аккумулирования денежных средств его участников, -17- пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов. В состав общества взаимного кредитования могут входить другие
юридические v. физические лица при условии, что доля уставного складочного капитала, принадлежащая входящим в общество субъектам малого предпринимательства, составляет не менее 51 общего размера капитала. Развитие малого предпринимательства во многом зависит от материально-технической поддержки субъектов малого предпринимательства, предоставления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг оборудования. Так, в Москве для обеспечения условия аренды и приобретения
в собственность нежилых помещений исключительно для нужд малого предпринимательства правительство Москвы организует для них открытые целевые конкурсы по Продаже прав на аренду нежилых помещений, земельных участков открытые конкурсные торги по продаже незавершенных строительных объектов, чтобы субъекты малого предпринимательства могли на основе объединения средств совместно приобретать указанные объекты в собственность .
В столице создан целевой фонд . нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства, развития его инфраструктуры. Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в Москве. Финансирование осуществляется за счет средств городского бюджета, средств от приватизации имущества, принадлежащего Москве, средств Фонда занятости, средств московского
Фонда поддержки малого предпринимательства, других внебюджетных источников финансирования, добровольных взносов юридических и физических лиц и других незапрещенных источников. Субъекты малого предпринимательства, заинтересованные в реализации городских программ и проектов и претендующие на финансовую поддержку своих проектов, представляют следующие документы заявку на получение финансовой поддержки по установленной форме следующие приложения к заявке по установленной форме паспорт
предприятия личная анкета руководителя предприятия-заявителя описание предпринимательского проекта бизнес-план проекта в соответствии с установленными методическим рекомендациями следующие документы копия регистрационных карт. Реестра малых предприятий Москвы копии учредительных документов предприятия-заявителя копия бланков и отчетов о финансовых результатах предприятия-заявителя за последний год и последний отчетный период, завизированные налоговой инспекцией перечень основного имущества предприятия-заявителя документы, подтверждающие
наличие производственных помещений, дополнительные документы, имеющие отношение к проекту по усмотрению заявителя . В современных экономических условиях важное значение для развития предпринимательства имеет предоставление его субъектам оборудования в лизинг на определенный срок-с последующим выкупом на льготных условиях 2,131-133 . -18- 4.2.Действующая инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства. Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства во многом зависит от
функционирования разветвленной структуры поддержки малых предприятий как на уровне государства, так и на региональных уровнях. Так, важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса США играют Администрация по делам малого бизнеса в США, органы конгресса США по делам малого бизнеса, Министерство торговли. Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты,
коммерческие банки, федеральные фонды и другие организации. В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку в том числе финансирование , относятся Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство
РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. Так, в реализации федеральных комплексных программ поддержки и развития малого предпринимательства принимают участие следующие федеральные министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, экономического развития и торговли, финансов, по налогам и сборам, труда и социального развития, юстиции, образования и др. Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают
Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ, Генеральная прокуратура РФ и их органы на местах. На федеральном уровне непосредственное участие в поддержке и развитии малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который фактически организует финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства.
Большую роль в развитии малого инновационного предпринимательства играет Фонд федеральный содействия развитию малых форм предприятия в научно-технической среде, который создан постановлением Правительства РФ 3 февраля 1994 г. Значительное место в инфраструктуре предпринимательства принадлежит Российской торгово-промышленной палате, ассоциациям союзам предпринимателей. Планомерную деятельность по подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства осуществляют
высшие учебные заведения страны, например Российская академия предпринимательства, Государственный университет управления и др. Так, в Государственном университете управления впервые в России образована и действует кафедра предпринимательства, разработан учебный план подготовки специалистов с высшим образованием по специализации Предпринимательство , созданы современные учебные и учебно-методические материалы.
В, июне 2001 г. впервые в истории России осуществлен пятый Выпуск специалистов с высшим образованием по предпринимательству. Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства, так как малые предприятия -19- являются активными субъектами рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов
РФ, которые имеют право принимать законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. Важной функцией местных органов самоуправления является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства. Поданным
Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства, почти во всех регионах страны созданы фонды государственные поддержки малого предпринимательства, разрабатываются и реализуются региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, проанализировав в 2001 г. 43 региональных программы, пришел к выводу, что осуществление этих программ дает положительные результаты.
Вследствие реализации мероприятий региональных программ создано 143 тыс. рабочих мест, средняя стоимость создания одного рабочего места составила 30,0 тыс. руб количество малых предприятий увеличилось на 40,0 тыс профинансирован 1421 проект, отчисления в консолидированный бюджет составили 11 495,8 млн руб объем продукции, выпускаемой малыми предприятиями, увеличился на 17,7 млрд руб. Почти во всех регионах страны наряду с региональными фондами поддержки малого предпринимательства действуют
и другие институты инфраструктуры малого предпринимательства бизнес-инкубаторы, информационно-аналитические центры, лизинговые компании, консалтинговые организации и др Поддержку малого предпринимательства, реализацию проектов и программ правительства Москвы осуществляют следующие общегородские организации Московский фонд поддержки малого предпринимательства,
Московская торгово-промышленная палата, Московское агентство по развитию предпринимательства, Московская лизинговая компания, Московский центр деловой информации БИНЕК , Московское отделение Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, Издательский дом Деловая пресса , Московский центр ремесел, Московская ассоциация предпринимателей, Московский фонд подготовки кадров и др.
Во всех административных округах Москвы созданы муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства и территориальные агентства по развитию предпринимательства 2,134-137 . 4.3.Специальные налоговые режимы для малого бизнеса. Самыми распространенными специальными налоговыми режимами являются упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Сравним. -20- В чем же основные отличия УСН вводимого в действие в 2003 году, от тех, старых систем - УСН-1995. Основное различие упрощенных систем налогообложения заключается в том, что возможность их применения с 01.01.2003 не зависит от воли законодателей субъекта федерации, т.е. упрощенка вводится в действие и регулируется исключительно главой 26.2 НК РФ. Подобного нельзя сказать о едином налоге на вмененный доход для того чтобы налогоплательщики
области уплачивали единый налог на вмененный доход с 1 квартала 2003 года, требуется принятие закона на уровне субъекта Федерации, причем этот закон должен быть принят и официально опубликован до 30.11.2002. Как и прежде, переход на УСН - мероприятие добровольное. Более того, если раньше право выбора объекта налогообложения между выручкой и совокупным доходом было предоставлено субъекту федерации, то теперь право выбора объекта налогообложения между доходом и доходом,
уменьшенным на величину расходов, предоставлено самому налогоплательщику. Вмененка , как и прежде система обязательная. Нравится она вам или нет, но если осуществляемый вами вид деятельности попал в черный список , вы приобретаете статус плательщика единого налога на вмененный доход. Более того, приобретя этот статус, вы уже не можете перевести остальные ваши виды деятельности на упрощенную систему налогообложения, как бы вам этого ни хотелось.
Как и применяемая в настоящее время УСН, так и УСН-2003 предусматривает освобождение субъектов УСН от ряда налогов, однако последняя устраняет дискриминационный характер налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей. 4.3.1.Упрощенная система налогообложения. Российские законодатели, создавая специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, преследовали определенную цель с помощью упрощения учета, отчетности и снижения налогового бремени
вывести из тени малый бизнес, обеспечив тем самым большую наполняемость бюджета, что и было сделано в 1996 году с помощью Федерального Закона 222-ФЗ. УСН - 2002 год УСН на федеральном уровне Нормативно-правовой акт, которым должны были руководствоваться законодатели для разработки соответствующих региональных законов об УСН Федеральный закон от 29.12.1995 222-ФЗ Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности
для субъектов малого предпринимательства . Срок окончания его действия - 31.12.2002. УСН - 2003 год -21- Субъекты УСН будут руководствоваться в своей деятельности только одним нормативно-правовым актом - Налоговым кодексом Российской Федерации, частью второй, главой 26.2 Упрощенная система налогообложения . Срок начала действия этой главы - 01.01.2003. Принятие соответствующего закона субъектом
Федерации этим документом не предусмотрено. По сравнению прежней упрщенкой-2002, которая характеризовалась иммунитетом ко всем изменениям действующего законодательства, Налоговый кодекс гарантирует малому бизнесу только упрощенную систему налогообложения и дистанцируется от бухгалтерского учета и отчетности. Но, тем не менее, целесообразно посмотреть на Налоговый кодекс не только как на обузу, но и как на позитивный инструмент, дающий возможность бизнесу
реализовывать свои права. Это, прежде всего, связано с тем, что предпринимателю дается возможность самостоятельного без посредников ! выбора объекта налогообложения, т.е. он имеет право выбрать не только доходы, но и доходы за минусом расходов. Такого выбора не было ранее, что оставляло за бортом предприятия, имеющие большой удельный вес затрат при производстве и реализации продукта. И здесь эффективность от выбранного объекта налогообложения будет обусловлена не только особенностями
финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и льготами по ЕСН, составом доходов и расходов предприятия в т.ч. покупной стоимости товаров , стоимостью амортизируемого имущества, налогообложением заработной платы, учетом убытков и массой других факторов. Налоговый кодекс РФ от бухгалтерского учета и отчетности дистанцируется по определению. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения
бухгалтерского учета. В то же время, следует обратить внимание, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Несмотря на то, что Налоговый кодекс дает предпринимателям возможность перехода на упрощенную систему налогообложения в уведомительном порядке, уже сегодняшние действия налоговиков говорят об ином.
В массовом порядке ИМНС РФ выдавала в 2002 году предпринимателям под подпись уведомления об экстренной перерегистрации до ноября 2002 года с суровой угрозой ликвидации юридического лица за невыполнение предписания на основании заявления регистрирующего органа, то есть препятствием для перехода может стать невыдача согласия на перевод предприятия на УСН налоговым органом. Требования налоговиков не соответствуют существующему законодательству.
И все же разумно было все-таки выполнить требования налоговиков, предоставив в Инспекцию необходимый перечень сведений лично или по почте с уведомлением и описью документов, и не подставлять под удар будущее своей фирмы. -22- Чрезвычайно важным для принятия решения о переходе на УСН в 2002 году явился Приказ МНС РФ от 19.09.2002 ВГ-3-22 495 Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения , в котором
приведены формы заявлений о переводе на УСН. Обратите внимание на весьма важную деталь в этой форме налоговое ведомство, превысив свои полномочия, предлагает налогоплательщику указать выбранный им объект налогообложения. Следовательно, теперь задача ставится уже по-другому налогоплательщик должен не только формально принять решение о переходе на УСН, застолбив себе право на ее применение, но и указать конкретный объект налогообложения. У МНС опять есть формальный повод не предоставлять налогоплательщику право на
применение упрощенной системы. А у налогоплательщика есть очередной повод задуматься если это требование не вытекает из гл. 26.2 НК РФ а оно не вытекает то, поскольку пресловутый приказ не зарегистрирован в Минюсте, не открыть ли по этому вопросу арбитражную практику? Совокупность всех действий тандема руководитель - главный бухгалтер носит не сиюминутный, а долговременный, стратегический характер, и последствия согласованной деятельности такого союза положительно скажутся
на финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Принимая решение о переходе на упрощенную систему, организациям и предпринимателям следует тщательно оценить экономическую эффективность упрощенки для их бизнеса. Еще в период применения Закона 222-ФЗ многие организации, привлеченные простотой и прозрачностью упрощенки , переходили на УСН, не оценив последствий такого шага.
Для некоторых из них упрощенка была причиной огромных убытков. Оценить эффективность УСН для работающего предприятия не так уж и трудно. Достаточно на основании фактических данных о результатах работы пересчитать налоги по правилам главы 26.2 НК РФ, а затем определить прибыль, которая могла быть получена, если бы организация применяла этот режим. Если расчетная прибыль окажется больше, чем при применении обычной системы налогообложения, то на
УСН следует переходить. Если в результате расчета прибыль значительно сокращается или даже получен убыток - применять УСН ни в коем случае не следует. О том, какой же объект налогообложения выбрать, читайте ниже. Есть одно общее правило - упрощенная система налогообложения выгодна для высокорентабельного бизнеса. Чем больше уровень прибыли, тем больше пользы принесет УСН. Нерентабельным предприятиям УСН противопоказана.
Признание доходов при переходе на упрощенную систему налогообложения организациями, применявшими до перехода на упрощенную систему налогообложения общий режим налогообложения с использованием принципа начислений, осуществляется в следующем порядке Признание доходов при переходе на упрощенную систему налогообложения организациями, применявшими до перехода на упрощенную систему -23- налогообложения общий режим налогообложения с использованием принципа начислений, осуществляется в следующем порядке
Суммы включаемые На дату перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные в период применения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на упрощенную систему налогообложения. Следует отметить, что формулировка данной нормы НК некорректна. Глава 26.2 не подразумевает, в отличие от гл. 25 НК, формирование налоговой базы переходного периода.
В налоговую базу какого периода необходимо включить указанные суммы, из текста статьи непонятно. Поэтому что означают слова на дату перехода в налоговую базу включаются , можно только предполагать. Возможно, законодатель предлагает добавить к налоговой базе по единому налогу при УСН первого отчетного периода после перехода на УСН суммы предварительной оплаты, полученные от покупателей или заказчиков в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода
на нее. Или, может быть, предлагается доначислить налог на прибыль с сумм предоплаты, поступивших до перехода? Разница, учитывая различие величины ставки налога на прибыль - 24 и ставок единого налога при УСН - 6 и 15 , существенная. Суммы не включаемые. Не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на упрощенную систему налогообложения, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные
суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при применении общего режима налогообложения. Как учитываются расходы при переходе на УСН? Признание расходов при переходе на УСН организациями, применявшими до перехода на УСН общий режим налогообложения с использованием принципа начислений, осуществляется следующим образом Расходы вычитаемые Расходы, осуществленные налогоплательщиком после перехода на упрощенную систему налогообложения,
признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена в течение периода применения общего режима налогообложения, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода организации на упрощенную систему налогообложения. Вполне логично, что ст. 26.2 НК РФ позволяет принять в уменьшение налогооблагаемой базы расходы, осуществленные после перехода на УСН, но оплаченные до перехода не нее. -24-
Однако не вижу смысла рассматривать в данной статье вопрос признания расходов осуществленных и оплаченных после перехода на упрощенную систему налогообложения, поскольку в этом случае формирование налоговой базы по единому налогу осуществляется в обычном порядке. Расходы не вычитаемые Не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на УСН в оплату расходов налогоплательщика, если до перехода на нее такие расходы были учтены при исчислении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ. Понятно, что расходы, осуществленные организацией и принятые ею в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, не могут во второй раз быть приняты в уменьшение налогооблагаемой базы, поэтому в случае, если эти расходы оплачены после перехода на УСН, они не уменьшают налогооблагаемую базу по единому налогу 6 .
4.3.2.Единый налог на вмененный доход Вмененка начала вводиться в регионах с 1999 года, в соответствии с федеральным законом О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности от 31.07.98. В отличие от упрощенки эта система позволяла как снизить, так и повысить налоговый пресс на малый бизнес. Тем самым федеральная власть давала регионам еще одну наряду с налогом с продаж возможность компенсировать потерю доходов, происшедшую в результате перераспределения налоговых поступлений между центром и периферией
по вмененке в местные бюджеты зачисляется 50 платежей юридических и 75 - физических лиц . И регионы, как правило, не отказывались от такой возможности. Согласно федеральному закону, механизм вмененки основывается на авансовом принципе. Для конкретных видов деятельности рассчитывается вмененный доход и устанавливается ставка единого налога - 20 . Взимаемая сумма определяется с учетом этой ставки, значения базовой доходности, физических показателей,
влияющих на результаты деятельности, а также повышающих понижающих коэффициентов. Последние зависят от местоположения бизнеса, характера реализуемых товаров и услуг, их качества, ассортимента, сезонности, комфортности занимаемых помещений, производительности оборудования, инфляции. Вмененка может вводиться всего для 13 видов деятельности от ремонтно-строительных услуг, общепита и розничной торговли до сбора металлолома, бухгалтерских, аудиторских услуг, репетиторства .
По данным начальника управления налогообложения малого бизнеса МНС РФ Андрея Мельниченко, на сегодня вмененка введена в 85 регионах в 2000 году - в 77 . В доходной части федерального бюджета этот налог составляет всего 1 , что, по идее, должно свидетельствовать о щадящем применении вмененки . Наделе, на взгляд г-на Мельниченко, почти все регионы, попытавшись сполна воспользоваться новым налогом исключительно для пополнения
своих бюджетов, еще больше загнали предпринимателей в тень . Как отмечает Александр -25- Жемякин, начальник отдела анализа поступления доходов Комитета финансов КФ администрации Петербурга, во многих регионах, не слишком задумываясь, решили буквально использовать рекомендации правительства РФ. Между тем, если, к примеру, на 1 кв. м торговых площадей устанавливать налог в размере 36 тыс. руб то получится, что магазину занимающему как минимум 100 кв.
м придется платить ежеквартально 720 тыс. руб. Что нереально и потому вынуждает предпринимателей мухлевать . Оксана Дмитриева, доктор экономических наук, зам. председателя бюджетного комитета Госдумы, один из лидеров движения Развитие предпринимательства , убеждена в ошибочности решения о введении вмененки . На взгляд г-жи Дмитриевой, порочна сама система, предполагающая налогообложение гипотетического, еще не полученного дохода . Самое уязвимое место налога - невозможность точно рассчитать объем дохода
по конкретным видам деятельности. Несмотря на то, что традиционно на Руси было принято платить десятину - 10 доходов этого правила придерживается даже рэкет региональные власти взвинтили налог до неприемлемых размеров . Напротив, депутат Госдумы Игорь Артемьев полагает, что вмененка - по идее, правильный налог . Однако его безальтернативность, по мнению депутата, недопустима.
Предприниматели должны сами выбирать наиболее оптимальную стратегию, учитывая при этом, что налоговые ставки и, главное, размер вменяемого дохода пока еще рассчитываются весьма приблизительно. В Петербурге первая попытка внедрения вмененки приходится на 1999 год. Но тогда из-за неясности статуса этого налога и популярной в Петербурге идеи налогового моратория вмененку так и не узаконили.
Повлиял и имевшийся опыт успешного применения упрощенки . Вновь о вмененке вспомнили осенью 2000 года в связи с поиском дополнительных бюджетных доходов для компенсации потерь бюджета . Принятие соответствующего закона дважды срывалось на стадии второго чтения, применял право вето и губернатор. Сказывались, в частности, лоббистские попытки депутатов включить в закон такие прибыльные виды бизнеса, как общепит с численностью работающих до 50 человек по сути,
все кафе, рестораны и, возможно, даже клубы и стационарную торговлю. Успешной оказалась лишь третья попытка. Принятый в 2000 году пробный вариант закона, очевидно, может считаться самым суженным в России, охватывающим лишь незначительный перечень видов деятельности, которые рекомендованы федеральным законом для введения налога отмечает г-н Жемякин В первую очередь, закон направлен на привлечение средств из теневого бизнеса и должен побудить
предпринимателей к постепенному выходу из тени . На вмененку перевели шесть самых теневых видов малого бизнеса, наиболее недосягаемых для налоговых органов. Это общепит с численностью работающих до 5 человек, транспортные услуги грузовые и пассажирские перевозки , сбор лома цветных металлов, услуги по предоставлению автомобильных стоянок и по краткосрочному проживанию. На вмененный налог перевели также и торговлю через палатки, рынки, комплексы мелкорозничной торговли,
лотки, столики и другие нестационарные торговые места, наконец, квасные и молочные цистерны. -26- Такая узость круга избранных обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, либеральной идеологией - пусть платят только самые зарвавшиеся . К тому же, во-вторых, обложение других сфер малого бизнеса затрудняет отсутствие сколько-нибудь полной и объективной экономической информации, что не слишком удивительно для
Петербурга с его 300 тыс. потенциальных плательщиков вмененки , из которых значительная часть не зарегистрирована или числится индивидуальный предприниматель, а работает большой коллектив , а та, что на виду, укрывает доходы. В третьих, при расширении списка в него неизбежно попали бы и белые предприниматели, что чревато ущербом для бюджета. Дело в том, что при переходе на вмененку предприниматели перестают платить налог с продаж, на прибыль, сбор с владельцев транспортных средств.
Но, ориентируясь на серый бизнес, финансисты предельно снизили как размер вмененного дохода, так и ставку налога. И для белого бизнеса получилась чистая халява, а для бюджета при его переходе на вмененку компенсации поступлений не происходит. В целом налоговый пресс для плательщиков вмененки , согласно анализу Контрольно-счетной палаты, налоговой инспекции и КФ, колеблется в. пределах 3-5 от валового дохода.
Кроме того, передовики , уплачивающие вмененку вперед за несколько месяцев, получают скидки. В результате общая сумма платежа оказывается настолько малой, что даже предприниматели недоумевают - неужели это все, что требуется заплатить Но именно по этой причине многие бизнесмены, работающие По-белому например, стационарная торговля и крупные предприятия общепита , норовят объявить свой бизнес малым и через своих лоббистов в ЗакСе войти в перечень на вмененку .
В Ленобласти, где нет налога с продаж он дает основные поступления в казну от малого бизнеса и ставка вмененки достаточно высока, такой проблемы у администрации нет. В том числе и поэтому она не долго думая ввела вмененку для всех видов деятельности, упомянутых в федеральном законе. Петербургские власти такое решение сочли для себя неприемлемым, ибо даже включение в список белой стационарной торговли и крупных предприятий общепита дает дыру в 1,5 млрд руб. ежегодно 1 .
5. Заключение 5.1.Роль малого предпринимательства в экономике страны и регионов. Частично ответ на этот вопрос дан выше, когда говорилось о преимуществах малого предпринимательства. Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее
адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения. Таковы краткие выводы о роли малого предпринимательства, сформулированные Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Удельный вес в процентах малых предприятий в основных экономических -27- показателях предприятий и
организаций отраслей экономики характеризуется следующими данными Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции выполнение работ, оказание услуг вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных
бюджетов ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных насыщением рынка потребительскими товарами работами, услугами , лучшим удовлетворением потребностей населения навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др. Как уже отмечалось выше, процесс создания в РФ малых предприятий начался в 1988 г. Бурный рост их числа наблюдался в 1990-1994 гг но за последние
годы число малых предприятий существенно не изменилось. Если в 1995 г по данным Госкомстата РФ, число малых предприятий в стране составило 877,3 тыс то на 1 января 2000 г 890,6 тыс а - численность индивидуальных предпринимателей достигла 3864,7 тыс. человек, в том числе гла1В крестьянских фермерских хозяйств 55,2 тыс. Имеющееся число малых предприятий в РФ недостаточно для усиления их роли в экономике.
Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда в странах-членах ЕС - не менее 30. К этому уровню приближаются города Москва и Санкт-Петербург, у которых на 1000 жителей приходится соответственно 20 и 23 малых предприятия. За последние годы не увеличивается число малых предприятий в общей численности предприятий и организаций страны. В РФ доля малых предприятий в общем числе предприятий составляет
I всего лишь 30,7 , тогда как в странах - членах ЕС только микропредприятия составляют 90 общего числа предприятий. Неравномерно распределяются малые предприятия по экономическим районам. Так, на 1 января 2000 г. число малых предприятий в процентах к общему числу малых предприятий страны было следующее Северный район - 2,4 Северо-Западный район - 14,2 Центральный район 30,9 Волго-Вятский район 3,3
Центрально-Черноземный район 3,2 Поволжский район 9,9 Северо-Кавказский район - 7,8 Уральский район - 10,5 Западно-Сибирский район 8,4 Восточно-Сибирский район 4,0 Дальне-Восточный район - 4,3 . Необходимо особо подчеркнуть роль таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург, в которых на 1 января 2000 г. функционировало соответственно 19,8 и 12,4 малых
предприятий. Однако незначителен удельный вес малых предприятий, действующих в таких промышленно развитых регионах, как Ленинградская область 1,4 Нижегородская область - 1,8 Свердловская область - 3,6 Московская область - 4,9 . Общее число постоянно работающих на малых предприятиях на 1 января -28- 2000 г. составило 6485 тыс. человек, что на 2,1 выше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Доля среднесписочной численности занятых на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики без внешних совместителей и работающих по договорам составила 13 . Общая занятость в сфере малого предпринимательства на 1 октября 2000 г. составила 7 млн 569 тыс. человек, в том числе средняя численность совместителей 607,1 тыс. человек и работающих по договорам - 379,5 тыс. человек. На 1 января 2001 г. сектор малого предпринимательства обеспечивал занятость только
каждого десятого работающего на предприятиях и в организациях РФ. Характерно, что в странах Западной Европы в сектор малого предпринимательства вовлечено 50-70 экономически активного населения стран. За последние годы сократилась среднесписочная численность работников малых предприятий, что привело к сокращению средней численности работающих на одном малом предприятии в целом по экономике страны и по большинству отраслей экономики.
Так, в 1999 г. средняя численность работавших на одном малом предприятии составила человек в целом по стране - 9 в промышленности 12 сельском хозяйстве 13 строительстве 12 на транспорте- 11 в связи 11 торговле и общественном питании - 6 оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения 8 информационно-вычислительном обслуживании - 8 в операциях с недвижимым имуществом - 7 в общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования
рынка - 6 других видах деятельности сферы материального производства 9 жилищно-коммунальном хозяйстве, непроизводственных видах бытового обслуживания населения - 9 здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении 7 образовании 9 культуре и искусстве - 7 науке и научном обслуживании - 6 финансах, кредите, страховании, пенсионном обеспечении 6 человек. Деятельность малых предприятий характеризуется более высокой производительностью труда, особенно на
малых предприятиях промышленности, транспорта, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и на малых строительных предприятиях. Во всех вышеуказанных сферах производительность труда в 2000 г. была выше среднероссийского уровня, что свидетельствует о высокой эффективности использования работников. На малых промышленных предприятиях производительность труда превысила достигнутую производительность в среднем в промышленности на 30 . Малые предприятия страны вносят немалый вклад в производство продукции
работ, услуг . Только за 9 месяцев 2000 г. всеми малыми предприятиями произведено продукции работ, услуг в фактических ценах на сумму 442,9 млрд руб что составило 6 от общего объема произведенной в РФ продукции работ, услуг . Более половины продукции произведено за счет хозяйственной деятельности малых предприятий промышленности и строительства. Особенно высок удельный вес продукции малых предприятий торговли и общественного питания. Так, по итогам 1998 г. на долю малых предприятий
Москвы в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании приходилось 44 розничного товарооборота и 73 объема бытовых услуг. -29- Малые предприятия более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства основные средства, сырье, материалы, топливо, энергию и рабочую силу , поэтому на малых предприятиях более высокая рентабельность по сравнению со средней достигнутой в соответствующей отрасли экономики. В 2000 г. особенно успешно функционировали малые предприятия жилищно-коммунального хозяйства
и непроизводительных видов бытового обслуживания населения, на которых на каждый вложенный рубль приходилось 24 коп. прибыли и 34 коп. прибыли на каждый рубль выпущенной продукции. В отдельных регионах страны малые предприятия вносят значительный вклад в формирование федерального бюджета. Так, предприятия Москвы формируют около 40 городского бюджета. Малые предприятия испытывают большую потребность в инвестициях, поэтому государство и региональные
органы власти должны оказывать малым предприятиям помощь в получении инвестиций, необходимых для их развития. Опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать им что поступательное движение малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах расширение ассортимента и повышение качества работ, услуг.
Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров работ, услуг и культуры обслуживания содействие структурной перестройке экономики. Машинное предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают капиталы в дело с большей заинтересованностью создание дополнительных рабочих мест, сокращение безработицы формирование
социального слоя собственников, владельцев предприятий фирм, компаний активизация научно-технического прогресса освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа. Все эти и другие функции малого предпринимательства ставят его
развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики РФ, Правительство Москвы осуществляет общую программу поддержки предпринимательства. Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса во многом определяется эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изобретений, быстрый рост сферы -30-
услуг и занятости, острая ценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукты и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все и определяет роль малых предприятий в развитии экономики страны 3,11-15 . -31- Список используемой литературы 1. Иванов И. С. Администрация Петербурга дает мелким предпринимателям шанс легализоваться
Северо-Запад 3 дек 2001 29 58 с.10-13. 2. Лапуста М.Г. Предпринимательство Учеб. Пособие М. ИНФРА-М, 2002. 224 с. 3. Лапуста М.Г Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство Учеб. Пособие 2-е изд М. ИНФРА-М, 2002 272 с. 4. Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в
России Вестник 2002 7 с.119-126. 5. www.lenurburo.ru 6. www.mediatext.ru -32-
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |