Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Шпоры (сочинения)

|ТЕМА ЛЮБВИ В |"Дно жизни" - трагический| | |ТВОРЧЕСТВЕ |образ пьесы А. М. |СПОРЫ О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ | |БЛОКА |Горького "На дне" |М.ГОРЬКОГО "НА ДНЕ". | |Александр Блок| |Пьеса М.Горького "На дне"| |вошел в |Пьеса Горького "На дне" |создана более | |историю |была написана в 1902 году|восьмидесяти лет назад. И| |литературы как|для труппы | | |выдающийся |Московского |все эти годы она не | |поэт- |Художественного |переставала вызывать | |лирик. Начав |общедоступного театра. |споры. Это можно | |свой |Горький долгое |объяснить | |поэтический |время не мог подобрать |множеством проблем, | |путь книгой |точного названия пьесе. |поставленных автором, | |мистических |Первоначально она |проблем, которые на | |стихов о |называлась "Ночлежка", |разных этапах | |прекрасной |затем "Без солнца" и, |исторического развития | |Даме, Блок |наконец, "На дне". В |приобретают новую | |завершил свое |самом названии уже |актуальность. Это | |двадцатилетнее|заложен огромный смысл. |объясняется и сложностью,| |творчество в |Люди, которые попали |противоречивостью | |русской |на дно, уже никогда не |авторской позиции. | |литературе |поднимутся к свету, к |Повлияло на судьбу | |проклятием |новой жизни. Тема |произведения, на его | |старому миру в|униженных и оскорбленных |восприятие то, что | |поэме |не нова в русской |сложные, философски | |"Двенадцать". |литературе. Вспомним |неоднозначные идеи | |Блок прошел |героев Достоевского, |писателя были | |сложный |которым тоже "уже некуда |искусственно упрощены, | |творческий |больше идти". Много |превращены в лозунги, | |путь от |сходных черт можно найти |взятые | |поэта-символис|у героев Достоевского и |на вооружение официальной| |та, от |Горького: это тот |пропагандой недавних лет.| |бесплодной |же мир пьяниц, воров, |Слова: | |романтической |проституток и сутенеров. |"Человек... это звучит | |мечты к |Только он еще более |гордо!" становились | |реальной |страшно и реалистично |нередко плакатными | |действительнос|показаны Горьким. |надписями, почти такими | |ти, к |В пьесе Горького зрители |же распространенными, как| |революции. |впервые увидели |"Слава КПСС!", | |Многие бывшие |незнакомый им мир |а сам монолог Сатина дети| |"друзья" |отверченных. Такой |заучивали наизусть, | |Блока, сбежав |суровой, беспощадной |правда, предварительно | |от революции в|правды о жизни социальных|его корректировали, | | | |выбрасывая некоторые | |другие-страны,|низов, об их |реплики героя ("Выпьем за| |кричали в |беспросветной участи | | |парижских |мировая драматургия еще |человека, Барон!"). | |газетах, что |не знала. |Сегодня пьесу "На дне" | |Блок продался |Под сводами костылевской |хочется перечитать | |большевикам, |ночлежки оказались люди |заново, | |что его тонкий|самою |непредвзято взглянув на | |вкус и талант |различного характера и |ее персонажей, | |огрубел, но |социального положения. |внимательно вдумавшись в | |это было не |Каждый из них |их | |так. Блок сам |наделен своими |слова и вглядевшись в их | |пострадал в |индивидуальными чертами. |поступки. | |революции |Здесь и рабочий Клещ, |Пьеса М.Горького - | |(крестьяне |мечтающий о честном |новаторское литературное | |сожгли его |труде, и Пепел, жаждущий |произведение. В центре | |имение |правильной жизни, и |ее - не только | |Шахматове), но|Актер, весь поглощенный |человеческие судьбы, | |он сумел |воспоминаниями о своей |сколько столкновение | |понять и |былой славе, и |идей, спор о | |другое - чаша |Настя, страстно рвущаяся |человеке, о смысле жизни.| |терпения |к большой, настоящей |Ядром этого спора | |народа |любви. Все они |является проблема | |переполнилась.|достойны лучшей участи. |правды и лжи, восприятие | |Блок чутко |Тем трагичнее их |жизни такой, какова она | |прислушивался |положение сейчас. Люди, |есть на самом деле, | |к жизни, |живущие в этом подвале, |со всей ее безысходностью| |проявлял |похожем на пещеру, |и правдой для персонажей | |глубочайший |-трагические жертвы |- людей "дна", | |интерес к |уродливых и жестоких |или жизнь с иллюзиями, в | |судьбе России,|порядков, при которых |каких бы разнообразных и | |к судьбе |человек перестает быть |причудливых | |русского |человеком и обречен |формах они ни | |народа. |влачить жалкое |представали. Этот спор | |Ранний период |существование. |начинается задолго до | |творчества |Горький не дает |появления в ночлежке Луки| |поэта прошел |подробного изложения |и продолжается после его | |под знаком |биографий героев пьесы, |ухода. Уже в | |религиозных |но и |самом начале пьесы Квашня| |мечтаний, |те немногие черты, |тешит себя иллюзиями, что| |уводивших в |которые он воспроизводит,|она - | |"миры иные". В|прекрасно раскрывают |свободная женщина, а | |1904 году он |замысел автора. В |Настя - мечтами о великом| |создает цикл |немногих словах рисуется |чувстве, заимствуя | |"Стихов о |трагизм жизненной судьбы |его из книги "Роковая | |прекрасной |Анны. "Не помню, когда я |любовь". И с самого | |Даме", полных |сыта была, - говорит она.|начала в этот мир иллюзий| |тревоги, |- Над каждым | | |ощущения |куском хлеба тряслась... |врывается роковая правда.| |близкой |Всю жизнь мою дрожала... |Не случайно бросает свою | |катастрофы |Мучилась... как бы |реплику Квашня, | |Поэт замкнулся|больше другого не |обращаясь к Клещу: "Не | |в личных |съесть... Всю жизнь в |терпишь правды!". С | |переживаниях, |отрепьях ходила... всю |самого начала пьесы, | |он тоскует об |мою |многое звучит как спор | |идеале |несчастную жизнь..." |М.Горького с самим собой,| |женщины. Стихи|Рабочий Клещ говорит о |со своей прежней | |посвящены его |безысходной своей доле: |идеализацией босяков. В | |будущей жене |"Работы нет... силы |костылевской ночлежке | |Менделеевой, |нет... Вот - правда! |свобода оказывается | |которую он |Пристанища, пристанища |призрачной - опустившись | |сильно любил, |нету! |на "дно", люди не ушли от| |Блок |Издыхать надо... Вот |жизни, она | |взрослеет, и |правда!" |настигает их. И прежнее | |меняются его |Обитатели "дна" выброшены|горьковское желание - | |взгляды на |из жизни в силу условий, |рассмотреть в босяках, | |жизнь, он |царящих в |люмпенах, людей, | |понял, что |обществе. Человек |отторгнутых от нормальной| |нельзя уйти в |предоставлен самому себе.|человеческой жизни, | |"миры иные", |Если он споткнулся, |прежде всего хорошее - | |когда вокруг |выбился из колеи, ему |также отступает на второй| |разруха, |грозит "дно", неминуемая |план. Эти люди | |голод, борьба,|нравственная, а |жестоки друг к другу, | |смерть. Тема |нередко и физическая |жизнь сделала их такими. | |народа и |гибель. Погибает Анна, |И эта жестокость | |интеллигенции |кончает с собой Актер, |проявляется прежде всего | |властно |да и остальные измотаны, |в том, с какой | |врывается |изуродованы жизнью до |настойчивостью они | |в творчество |последней степени. |разрушают иллюзии других | |Блока. В |И даже здесь, в этом |людей, например, Насти, | |стихотворении |страшном мире |умирающей | |"Незнакомка" |отверженных, продолжают |Анны, Клеща с его | |Блок |действовать волчьи законы|надеждой выбраться из | |показывает |"дна". Вызывает |ночлежки, начать новую | |столкновение |отвращение фигура |жизнь, Барона, все | |прекрасной |содержателя ночлежки |достояние которого | |мечты и |Костылева, одного из |составляют воспоминания о| |грязной |"хозяев жизни", который | | |действительнос|готов даже из своих |былом величии рода и | |ти. Он |несчастных и обездоленных|которому Настя бросает в | |пишет: "И |постояльцев выжать |ожесточении реплики: | |медленно, |последнюю копейку. Столь |"Врешь, не было этого!". | |пройдя меж |же отвратительна и его |В среде этих ожесточенных| |пьяными, |жена Василиса |жизнью людей | |всегда без |своей безнравственностью.|появляется странник Лука.| |спутников, | |И с его появлением | |одна, |Страшная участь |начавшийся уже спор о | |дыша духами и |обитателей ночлежки |человеке, о правде и лжи | |туманами, она |становится особенно |в его жизни обостряется. | |садится у |очевидной, |Всмотримся | |окна". Какая |если сопоставить ее с |внимательнее в образ | |музыкальность?|тем, к чему призван |Луки. | | |человек. Под темными и |Прежде всего отметим, что| |Какая |угрюмыми сводами |именно этот персонаж | |лиричность и |ночлежного дома, среди |пьесы вызывает | |мелодия. Еще |жалких и искалеченных, |наиболее ожесточенные | |раньше Блок |несчастных и бездомных |споры, составляет ее | |записывает в |бродяг звучат |драматургический нерв. | |дневнике: |торжественным гимном |Лука утешает людей. Чем | |"Она - это |слова о |можно утешить этих | |некий идеал |человеке, о его |выброшенных из жизни, | |красоты, |призвании, о его силе и |опустившихся на дно ее | |способный, |его красоте: "Человек - |бывших баронов, актеров, | |быть может, |вот |рабочего человека, | |пересоздать |правда! Все - в человеке,|потерявшего работу, | |жизнь, изгнать|все для человека! |умирающую женщину, | |из нее все |Существует только |которой нечего и | |уродливое, |человек, |вспомнить хорошего о | |дурное". Связи|все же остальное - дело |прожитой жизни, | |Блока с |его рук и его мозга! |потомственного вора? И | |собственной |Человек! Это великолепно!|Лука | |средой, с | |прибегает к лжи, как к | |деградирующей |Это звучит- гордо!" |словесному наркотику, как| |буржуазной |Гордые слова о том, каким|к обезболивающему | |культурой |должен быть и каким может|средству. В обитателей | |немного |быть человек, |ночлежки он вселяет | |ослабли, |еще резче оттеняют ту |иллюзии, причем | |потому что он |картину действительного |жизненный опыт его таков,| |влюблен в свою|положения человека, |что он тонко чувствует | |Родину и |которую рисует писатель. |людей, знает, что | |потрясен |И этот контраст |каждому из них важнее | |горькой |приобретает особый |всего. И безошибочно | |судьбой |смысл... |нажимает на главный | |русского |Пламенный монолог Сатина |рычаг человеческой | |народа. Народ |о человеке звучит |личности, обещая Анне | |сознательно |несколько |покой и отдых на том | |споили и свели|неестественно в атмосфере|свете, Актеру - | |на уровень |непроглядной тьмы, |бесплатные лечебницы для | |животного. |особенно после того, |алкоголиков, а Ваське | |"По вечерам, |как ушел Лука, повесился |Пеплу | |над |Актер, посажен в тюрьму |- вольную жизнь в Сибири.| |ресторанами, |Васька Пепел. Это |Зачем врет Лука? Этот | |прозрачный |чувствовал сам писатель и|вопрос не раз | |воздух дик и |объяснял это тем, что в |задавали себе читатели и | |глух, и правит|пьесе должен быть |критики, размышляя над | | |резонер (выразитель |горьковской пьесой. | |окриками |мыслей автора), но |Долгое время в трактовках| |пьяными |героев, которых изобразил|образа Луки преобладали | |весенний и | |отрицательные | |тлетворный |Горький, трудно назвать |оценки, его обвиняли в | |дух", - пишет |выразителями чьих-либо |равнодушии к людям, в | |он в |идей вообще. |корысти (само имя его | |"Незнакомке". |Поэтому и вкладывает свои|по созвучию связано со | |Поиски Блока |мысли Горький в уста |словом "лукавый", а одно | |путей к |Сатина, самого |из значений этого | |реальной жизни|свободолюбивого и |слова близко к нечистому,| |сопровождались|справедливого персонажа. |к искусителю). Луку | | | |обвиняли и в том, что | |взрывами | |он искушает людей своей | |отчаяния, | |ложью, а в качестве | |неверия, | |главного обвинения | |проклятиями по| |называли смерть Актера, в| |адресу | |образе горьковского | |"сытых", | |странника искали | |попытками | |прежде всего | |пересмотра | |идеологические истоки, | |собственной | |его связывали с | |жизненной | |сектантами- | |позиции. | |бегунами, с идеями | |Блок своими | |толстовства. Однако если | |стихами | |всмотреться в то, что | |доказал, что | |делает Лука, вслушаться в| |он не только | |его речи, понимаешь, что | |глубокая, | |механизм его | |незаурядная | |утешительства проще и | |личность, но и| |сложнее. Он просто не | |показал связь | |очерствел душою, нельзя | |Вселенной и | |не согласиться с | |Вечной | |оценками, которые дает | |красоты. Жаль,| |Луке Сатин: "Он врал.. Но| |что | |это | |он так и не | |только из жалости к вам".| |нашел своего | |Лука не просто | |идеала в | |обманывает, на протяжении| |жизни. | | | |Менделеева, | |пьесы он творит реальное,| |устав от | |деятельное добро: утешает| |восторженной | |перед смертью | |любви, ушла к | |Анну, пытается усовестить| |Андрею Белому,| |Василису. Именно этот | |но глубокие | |странник | |стихи Блока | |предотвращает убийство | |остались. Они | |Васькой Пеплом Костылева | |полны чувства,| |(кстати, Сатин | |юные девушки | |прямо толкает Ваську на | |учатся любви | |убийство: "... и чего ты | |настоящей, | |не пришибешь его, | |поэтической, | |Василий?!" - и далее: | |это очень | |"Потом женись на | |скрашивает | |Василисе... хозяином | |однообразные, | |нашим | |полные | |будешь...". И в Сибирь он| |усталости и | |советует Пеплу уйти | |тревоги наши | |поскорее, потому что | |современные | |предвидит, добром это | |будни. Если б | |дело не кончится, и | |не поэты, то | |предвидение его | |словами Блока | |оказывается правильным. | |можно было бы | |Лука не просто врет | |сказать: "Так | |актеру, он уговаривает | |жизнь скучна, | |его: "Ты только вот чего:| |когда борения | |ты пока готовься! | |нет. Нет | |Воздержись... возьми себя| |красоты, любви| |в | |и жизни". С | |руки и терпи..." И | |любовью к | |причина смерти Актера не | |женщине | |в иллюзиях, а в их | |перекликается | |крушении, в прозрении, в | |любовь к | |сознании невозможности | |Родине. "О, | |воздержаться и | |Русь моя Жена | |взять себя в руки. | |моя! До боли | |Лука не просто утешитель,| |нам ясен | |он философски | |долгий | |обосновывает свою | |путь!" - пишет| |позицию. Одним из идейных| |Блок. | |центров пьесы становится | |Освобождаясь | |рассказ | |из-под влияния| |странника о том, как он | |символизма. | |спас двух беглых | |Блок стремился| |каторжников. Главная | |продолжить | |мысль | |традиции | |горьковского персонажа | |великой | |здесь в том, что спасти | |русской | |человека и научить | |классической | |добру может не насилие, | |литературы, | |не тюрьма, а только | |видевшей свою | |добро: "Человек может | |задачу в | |добру научить..."Пока | |служении | |верил человек - жил, а | |народу. Блок | |потерял веру и удавился. | |самостоятелен | |Итак, в пьесе, как можно | |и неповторим. | |убедиться, главный | |В его | |носитель добра - Лука, он| |поэзии | | | |выражены | |жалеет людей, сострадает | |характерные | |им и пытается помочь | |черты духовной| |словом и делом. | |жизни многих | |сюжетно. Последнее | |людей, | |событие пьесы - смерть | |предчувствие | |Актера - подтверждает | |социальных | |слова Луки: поверил | |перемен. Поэт | |человек, затем потерял | |с большой | |веру и удавился. | |страстностю | |Принято считать, что | |хотел | |главным оппонентом Луки в| |видеть в | |споре о правде | |человеке | |является Сатин. Это как | |свободного | |будто бы и так, ведь | |творца жизни. | |именно он произносит | |Вся жизнь | |афоризм: "Ложь - религия | |Блока | |рабов и хозяев... Правда | |пронизана | |- бог свободного | |мечтой об | |человека!" Однако именно | |идеальном | |Сатин не только | |человеке, | |заступается за старика, | |который не | |запрещая плохо говорить о| |чувствует в | |нем, но и произносит свой| |себе | |знаменитый | |раздвоенности | |монолог о человеке, | |и смятения. | |воплощая в жизнь идеи | |Культ | |Луки. В самом деле, что | |прекрасной | |такое рассуждения, как не| |Дамы означал | |словесный наркотик, | |протест | |призванный утешить | |против | |всех вокруг, во всех | |мещанской | |вселить иллюзию | |прозы жизни, | |собственной ценности, вне| |был | | | |своеобразной | |зависимости от реальных | |формой | |человеческих дел. Недаром| |непризнания и | |именно после | |отрицания | |монолога Сатина в | |буржуазного | |ночлежке начинается | |уклада жизни. | |пьяный разгул, и даже | |Недоговореннос| |глашатай беспощадной и | |ть, | |злой правды Бубнов | |загадочность | |заявляет: "Много ли | |цикла о любви | |человеку надо? Вот я - | |побуждает | |выпил и рад!" И только | |задуматься | |известие о самоубийстве | |над тайнами | |Актера внезапно прерывает| |человеческого | |эту картину. Поэтому так | |бытия. | |многозначно | |"Незнакомка" -| |звучат последние слова | |это полет | |пьесы, вложенные в уста | |творческой | |Сатина: "Эх... | |фантазии, | |испортил песню... | |преображающий | |дур-рак!". | |мир. | |По-настоящему спорит с | |Глубина | |Лукой не Сатин, а сам | |переживаний | |автор пьесы. Именно | |поэта | |Горький показывает, что | |определяет | |спасительная ложь никого | |значительность| |не спасла, что | |тем в его | |вечно жить в плену | |лирике. Блок | |иллюзий нельзя, а выход | |рано ушел из | |из них и прозрение всегда| |жизни но стихи| | | |его волнуют | |трагичны, а главное - что| |всех мыслящих | |человек, живущий в мире | |людей, они | |утешительной | |помогают нам | |мечты, убаюкивающего | |жить. | |обмана, примиряется со | | | |своей убогой, | | | |беспросветной реальной | | | |жизнью. Это приводит его | | | |к тому, чго он | | | |соглашается терпеть - | | | |мотив этот звучит в пьесе| | | |не раз, например, в | | | |словах Анны: "Коли там | | | |муки не будет... здесь | | | |можно потерпеть... | | | |можно!", или в притче о | | | |праведной земле - жил | | | |человек плохо, но | | | |терпел в надежде найти | | | |когда-то иную жизнь. Вот | | | |этого примирения с | | | |жизнью не приемлет | | | |М.Горький. Спор писателя | | | |с Лукой - это во | | | |многом спор с самим | | | |собой. Недаром | | | |современники вспоминали, | | | |что | | | |по своим человеческим | | | |качествам М.Горький был | | | |во многом близок к | | | |этому | | | |страннику-утешителю. | | | |Недаром он уже в период | | | |послереволюционный | | | |написал киносценарий "По | | | |пути на дно", где под | | | |влиянием идеологических | | | |догм разоблачил Луку, | | | |показал его как | | | |кулака, преступного и | | | |безнравственного | | | |человека. Но сценарий | | | |этот | | | |оказался творческой | | | |неудачей М.Горького, а | | | |пьеса "На дне" продолжает| | | | | | | |жить и сегодня, вызывая | | | |многочисленные споры и | | | |обретая новую | | | |актуальность. | | | |Образ Луки долгое время | | | |оценивался в | | | |литературоведении | | | |однозначно | | | |отрицательно. Луку | | | |обвиняли в том, что он | | | |лжет из корыстных | | | |побуждений, что он | | | |равнодушен к людям, | | | |которых обманывает, | | | |наконец, что в момент | | | |преступления он исчез из | | | |ночлежки. Но главное | | | |обвинение, которое | | | |предъявлялось Луке, | | | |касалось его позиции, его| | | | | | | |отношения к человеку. Он | | | |проповедует жалость, | | | |милосердие, которые в | | | |прежние годы считались | | | |чем-то лишним, даже | | | |подозрительным, этаким | | | |проявлением | | | |примиренчества, | | | |отступлением от позиции | | | |борьбы с | | | |классовым врагом (а | | | |врагов видели вокруг себя| | | |бесконечно много), | | | |милосердие объявлялось | | | |"интеллигентской | | | |мягкотелостью", которая | | | |недопустима в условиях | | | |схватки двух миров. Не | | | |принималось в | | | |позиции Луки и другое - | | | |то, что он не зовет людей| | | |к борьбе, к | | | |революционньм действиям, | | | |радикальному изменению | | | |жизни. Все это в | | | |давние годы считалось | | | |вредным и чуждым человеку| | | |нового общества, | | | |"борцу за светлое | | | |общество". Сегодня образ | | | |Луки прочитывается во | | | |многом иначе, а поводом к| | | |этому может послужить | | | |просто | | | |внимательное, | | | |непредвзятое знакомство с| | | |горьковской пьесой. |


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.