ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯСЛУЖБА
РЕФЕРАТ
“Роль и место антимонопольного органа в процессе
экономического развития субъекта РоссийскойФедерации”
исполнитель: Арабян Агаси Манукович
Москва 2008 г.
Введение
Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей нарыночные отношения, среди прочих крупных проблем обозначила серьезные проблемы, связанные сналичием глубоко монополизированных её отраслей. Особое значение эти проблемыимеют как на федеральном, так и на региональном уровнях, так как именно регионыв максимальной степени приближены к основному звену экономики предприятий,положение которых в рыночной экономике коренным образом меняется.
В условиях централизованного государственного воздействия на экономику внашей стране наряду с предприятиями — монополистами в машиностроении,приборостроении и других отраслях народного хозяйства сформировались такназываемые естественные монополии, функционирующие как на федеральном уровне(транспортировка газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки и др.), так ив пределах отдельно взятого региона, города, района и населенного пункта(местные системы электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и т.д.).Сложилась такая ситуация, когда крупные предприятия-монополисты и естественныемонополии практически всегда имели иимеют до сих пор потенциальную возможность своими антирыночными действиями нетолько создавать кризисные явления в экономике, но и всячески дискредитироватьсаму политику проведения рыночных реформ. В странах с развитой рыночнойэкономикой такие действия хозяйствующих субъектов давно уже подвергаютсяограничительному и регулирующему воздействию со стороны государства. В нашейстране в этом направлении также делаются аналогичные шаги. Созданызаконодательная база, соответствующиефедеральные и территориальные антимонопольные органы по предупреждению,ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестнойконкуренции субъектов республиканского и местных товарных рынков.
Роль и место антимонопольногооргана в процессе
экономическогоразвития субъекта Российской Федерации
1. Теоретическаямодель монополии и причины ее возникновения.
Монополия существует, когда одна фирмаявляется единственным производителем продукта, у которого нет близкихзаменителей. Чистый монополист – этоотрасль, состоящая из одной фирмы, которая является производителем данноготовара либо поставщиком услуги и обладает исключительным правом на продажу.Поскольку монополист контролирует общий объем предложения товара (услуг), он и “диктуетцену”. Организация — монополистпроизводит продукции меньше, чем в конкурентной отрасли, и устанавливает ценувыше конкурентной. Это говорит о том, что общество несет определенные потери, амонополист получает сверхприбыль, присваивая себе часть потребительскогоизлишка (к тому же есть возможность экономить на рекламе). В некоторых отрасляхсовременная технология такова, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто за счет крупногоразмера предприятия. Это явление принято называть эффектом масштаба и там, где он значителен, средние и предельныеиздержки фирмы будут понижаться. При данном рыночном спросе достижение низкихзатрат на одну единицу продукции означает понижение цены для потребителей. Этовозможно при небольшом количестве крупных предприятий и в конце концов, однойорганизации.
Монополия, возникающая под влияниемположительного эффекта масштаба, называется естественноймонополией. Отличительная чертаестественной монополии — использование сетевых структур (трубопроводныйтранспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, ж/д пути и т.д.).Подобная организация производства требует больших капитальны вложений, не доступныхдля мелких и средних инвесторов, и предусматривает значительные постоянныеиздержки. Поэтому необходимым условием их существования является возможностьэкономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которыхпроисходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции.
2. Причины государственного вмешательства в экономическую
деятельность монополий.
В странах с развитыми рыночными экономикамисовременная концепция регулирования различных видов монополий предполагает, чтоприменение госрегулирования считается оправданным в тех случаях, когдаопределенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектомпри условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна потехнологическим и или экономическим причинам, и рост объема производства единственногосубъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).
В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы распределялисьцентрализованно, поэтому практически не производилось специальное выделениеотраслей, относящихся к предприятиям-монополистам или к естественныммонополиям. Переход же к рыночной экономике обусловил необходимость примененияопределенных методов регулирования монополиями и эта необходимость вызванарядом причин. Несмотря на наличие технической эффективности концентрациипроизводства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет немало фактовзлоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздуванияприбыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-задиктата неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастуючрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение делмонополиста является, как правило, тщательно скрываемой информацией.
Ввиду того, что монополии, как правило,производят продукцию (услуги), необходимую для нормального функционированиябольшинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых имиресурсов, неплатежи за продукцию этих монополий выливаются в кризис неплатежейв масштабах экономики государства.Распространение неплатежей — результат ценовой дискриминации предприятий-монополий и
другихэкономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своейдеятельности регулирующим воздействием государства. Следуетотметить, что необходимость участия антимонопольного органа РФ в процессе государственногорегулирования монополиями обусловлена не только отрицательными последствиямимонопольного поведения.
Существует иобратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию (услуги) монополийможет служить мощным инструментом экономической политики государства,позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей исглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономикучерез систему государственного регулирования является эффективным дополнением кфискальной макроэкономической политике.
3. Преимуществаи недостатки государственного и рыночного способов
регулированиятарифов
В настоящее времяу правительства РФ имеютсядостаточно веские основания для того, чтобы отказаться от государственногорегулирования тарифов монополий. Сравнительный анализ такого регулирования срыночным регулированием представляется небезынтересным (табл. №1). В данном случае под рыночным регулированиемпонимается регулирование монополий в рамках антимонопольного законодательства.
При административном установлении тарифовстимулы монополии к сокращению издержек ослабляются. Монополии сосредотачиваютсяна «выбивании» максимально высоких тарифов и при этом ответственность зауровень тарифов ложится на государство. Конечно, в случае непринятия со стороныправительственных органов предложений монополистов, последние вынужденыпроводить работу и по снижению издержек. Однако это именно вынужденные шаги сих стороны. Отмена же прямого регулирования цен даст ощутимый толчок монополиямдля оптимизации собственных издержек.
Оказавшись в равной сдругими субъектами хозяйственной деятельности ситуации и подчиняясьисключительно нормам антимонопольного законодательства, монополии получатбольший стимул снижать издержки, нежели завышать тарифы.
Постоянно рискуя попасть под санкцииконтролирующих органов, снижение издержек во многом становится естественным, ане вынужденным. Кроме того,эффективность рыночного контроля проявится в снижении государственных издержек,связанных с постоянным пересмотром тарифов, а также с финансированием органоввласти, выполняющих функции государственного регулирования тарифов.
Основные минусы рыночного механизма регулирования тарифов связаны с определёнными недостаткамидействующего антимонопольного законодательства и естественно уместно говорить одальнейшем совершенствовании антимонопольного законодательства в целом.
Преимуществаи недостатки различных способов регулирования
тарифовмонополий с точки зрения государства (таблица №1)
Государственное регулирование
Рыночное регулирование
Плюсы
Минусы
Плюсы
Минусы
1.Государство решает главную задачу – не допускает увеличения тарифов дольше, чем считает нужным.
2.Легкость контроля за уровнем цен на продукцию монополий.
3.Возможность административного воздействия на деятельность монополий.
4.Учет социальных последствий при установлении тарифов.
1.Монополии стремятся установить максимально высокие тарифы.
2.Государство несет ответственность за уровень назначаемых тарифов.
1.Снижение государственных издержек, связанных с практикой установления тарифов.
2.Сосредоточение всех контрольных функций в одном антимонопольном органе.
3.Монополиям в целом не выгодно завышать тарифы, поскольку существует угроза санкций со стороны антимонопольного органа.
4.У монополий появляется больший стимул снижать издержки, нежели повышать тарифы.
1. Трудно доказать факт злоупотребления доминирующим положением со стороны монополий.
2.Механизм разрешения подобных дел через судебную систему еще не отработан.
3.Срок рассмотрения дела может занять длительное время.
Преимуществаи недостатки различных способов регулирования
тарифов монополий с точкизрения самих монополий (таблица №2)
Государственное регулирование
Рыночное регулирование
Плюсы
Минусы
Плюсы
Минусы
1.Перекладывание ответственности за уровень тарифов на государственные органы, принимающие соответствующие решения.
2.Отсутствие контроля со стороны антимонопольных органов.
3.Возможность установления более высоких тарифов, чем при рыночном регулировании.
4. Отсутствуют стимулы снижения издержек.
5. Страховка от неудачных инвестиций, так как затраты будут перенесены на потребителей.
1.Нельзя установить тарифы выше или ниже, чем определило правительство РФ.
2. Нельзя в одностороннем порядке изменить тарифы.
3.Снижать издержки иногда просто выгодно, так как на величину снижения издержек в следующем периоде могут быть снижены тарифы.
4.При установлении тарифов не полностью учитываются интересы монополии.
1. Тарифы устанавливаются самой монополией. Следовательно, на стадии ценообразования государство не вмешивается в деятельность компании.
2.Независимо от уровня тарифов у монополий есть возможность доказать их обоснованность через суд.
1.Ответственность за установление завышенных тарифов перед антимонопольным органом.
Преимуществаи недостатки различных способов регулирования
тарифов монополий сточки зрения потребителей (таблица №3)
Государственное регулирование
Рыночное регулирование
Плюсы
Минусы
Плюсы
Минусы
1.Тарифы не могут быть выше, чем установило правительство РФ,
т.e. учитывается социальный аспект проблемы.
2.Тарифы устанавливаются на определенный срок.
1.Тарифы устанавливаются на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствует сравнительная динамика тарифов в регулируемых и нерегулируемых отраслях.
1.Монополиям в целом не выгодно завышать тарифы, поскольку существует угроза санкций со стороны антимонопольного органа.
2.В случае завышения тарифов есть возможность обратиться с иском в антимонопольный орган.
1.В случае злоупотребления монополией своим положением бремя дополнительных расходов ложится на потребителей.
Сами монополии находятся в двоякой ситуации(табл. №2). С одной стороны, централизованное установление тарифов избавляет ихот многих проблем — они не несут ответственности перед антимонопольнымиорганами даже в случае установления завышенных тарифов. С другой стороны,существуют не менее значимые минусы — административный контроль не позволяет монополиям самостоятельновыстраивать стратегию на сколь-нибудь длительный период.
Ответственность передантимонопольными органами в случае рыночного регулирования вряд ли можноотнести к недостаткам. Фактически происходит замена одного контролирующегооргана на другой. При этом действия антимонопольных органов носят однозначноболее прозрачный и прогнозируемый характер. Кроме того, даже в случае санкцийсо стороны контролирующих органов у монополий всегда будет возможностьопротестовать вердикт в суде. Кроме того, подобного рода ответственность,вообще-то говоря, можно отнести к плюсам. Ведь она будет вынуждать естественныемонополии не выпрашивать тарифы, а оптимизировать свою деятельность,отказываясь от дополнительных расходов, одновременно внедряя прогрессивныетехнологии управления.
Для потребителей услуг монополий также можновыделить следующие преимущества и недостатки государственного и рыночногорегулирования тарифов (табл. №3). Пожалуй, главным плюсом государственногорегулирования для потребителей является учет государством социального аспекта.То есть независимо от экономических предпосылок государство всегда оглядываетсяна возможности населения по оплате услуг монополий. В кризисных же ситуацияхгосударство может пойти на еще более радикальные меры и сознательно снижатьтарифы с целью сглаживания последствий кризисов. Как показывает практика, ценывсе равно «берут свое». Однако в краткосрочной перспективе потребителидействительно могут надеяться на учет государством их интересов.
С точки зрения потребителей, главным плюсомявляется то, что монополиям в целом становится не выгодно повышать тарифы,поскольку существует угроза санкций со стороны антимонопольного органа. Пригосрегулировании угрозы санкций нет. Таким образом, действенность рыночногорегулирования оказывается выше по сравнению с госрегулированием. При этомнеобходимо учитывать то, что нет, и традиционной в рыночной среде угрозы, когдацены конкурентов оказываются ниже, ведь положение монополиста сохраняется.
Заключение
История монополий достигает глубокойдревности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степенипроявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но ихновейшая история начинается в последней трети XIXстолетия. Первые монополиив России образовались в 80-х годах 19 века. В новейшей истории России в сфереконкуренции на товарных рынках появляется федеральный антимонопольный органосуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением
законодательства в сфереконкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг,деятельности субъектов естественных монополий. Один из важнейших компонентовформализованных институциональных рамок – антимонопольное законодательство,устанавливающее рамки дозволенной хозяйственной деятельности в сферах, которыепринято считать рынками. Главное в антимонопольном контроле – не допустить,предупредить, а если сделать это своевременно не удалось, то решительно пресечьобман потребителей, любые другие формы недобросовестной конкуренции и разногорода проявления монополистической деятельности – антиконкурентные соглашения,согласованные действия и т.п., повлекшие или могущие повлечь ущемлениеинтересов хозяйствующих субъектов и граждан, а значит, и интересов общества игосударства. Следует отметить, что основной отрицательной стороноймонополизации экономики является избыточная власть организаций — монополистов,за которой следуют их злоупотребления своим положением, когда они могутдиктовать свою внеконкурентную цену. Задача антимонопольной политики состоит втом, чтобы помешать этим организациям заполучить неограниченную рыночнуювласть, расширить возможности конкуренции.
Однако монополия приводит не только котрицательным последствиям – она дает и некоторые выгоды. Во-первых, позволяя получать экономическую
прибыль, рыночная властьсоздает более широкие возможности для инновационной деятельности организаций испособствует научно-техническому прогрессу, особенно когда барьерыпроникновения в отрасль невысоки. Во-вторых,рыночная власть ведет к экономии на информационных издержках, поскольку самафирменная марка уже является информацией для потребителя. В-третьих, в условиях монополии существует возможность болееполного извлечения экономии от масштабов и производства при более низких,нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках.
Резюме
а). Монополия – это власть, и если эта власть будет неограниченной, то благосостоянию общества будет нанесен огромный ущерб. Поэтому антимонопольным органом РФ разработаны методы по регулированию действий монополий. Важно отметить, что монополии существуют в отраслях, в которых одна организация может производить выпуск, достаточный для обеспечения рынка по более низкой себестоимости, чем смогли бы это две или более организации. То есть, у государства нет экономического смысла в ликвидации такого рода монополии и оно вынуждено устанавливать регулирование деятельности монополистов.
б). Существующее антимонопольное законодательство нуждается в дальнейшем его совершенствовании, т.к. в ней имеются некие двоякие, непрозрачные толкования и естественно в данной сфере антимонопольному органу и стране в целом нужно еще развиваться и развиваться, а в теории необходимо искать всё новые и новые пути решения.
в). Рыночное регулирование тарифов цен существующих монополий нашей страны, как альтернатива государственному регулированию, в целом будет являться более эффективным механизмом, позволяющим параллельно с учетом интересов потребителей продукций и услуг этих монополий и
государства, качественно развиваться самим этим же монополиям.