Реферат по предмету "Финансовые науки"


Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов

Министерство внутренних делРоссийской Федерации
Белгородскийюридический институт

Кафедра управления, административного праваи
административнойдеятельности ОВД
 Дисциплина  «Финансовое право»
 Реферат
На Тему: «Правовоерегулирование государственных и муниципальных расходов»
Подготовил:
Курсант 123 взвода
Рядовой милиции
Оглоблин В.В.
Проверил:
преподаватель
кафедры УАП и АД ОВД,
капитан милиции
Демченко Н.В.

Белгород 2008

План
 
1. Правовые основы государственного и муниципального кредита.
2. Правовое регулирование организации страхового дела.
3. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов.

Литература
 
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред 23.122003).
2. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004) «Обосновах обязательного социального страхования».
3. Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 (ред. от 23.12.2003) «О медицинскомстраховании граждан в Российской Федерации».
4. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 10.12.2003) «Об организациистрахового дела в Российской Федерации».
5. Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др.; Отв.ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. –536 с.
6. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В.Карасева. – М.: Юристъ, 2002. – 576 с.
7. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб.и доп. — М.: Юристь, 2001. – 600 с.
8. Финансовое право: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М.М.Рассолова. — М.; ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. — 444 с.
9. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,Закон и право, 2000. — 606 с.
10. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. — 2-еизд., испр. и доп. — М.: Юриспруденция, 2000. — 304 с.
11. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. докт. юр. наук, проф. Н.И.Химичева. — М.: Юристь, 1999.
12. Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие.-3-е изд., испр. и доп. — М.: Юриспруденция, 1999.

Вопрос 1.Правовые основы государственного и муниципального кредита
 1.1. Государственный и муниципальный внутренний долг
Для привлечения денежных средств в распоряжение государстваи муниципальных образований и решения проблем бюджетного дефицита, помимодругих способов, применяется государственный (муниципальный) кредит.
Слово «кредит» произошло от латинского creditum — ссуда,долг, credere — верить. В толковом словаре В.И. Даля понятие «кредит»раскрывается как «доверие, вера в долг, забор, дача и прием денег или товаровна счет, на срок». В современном русском языке термин «кредит» сохранил своеосновное содержание и определяется как «ссуда, предоставление ценностей (денег,товаров) в долг; коммерческое доверие». Таким образом, в общепринятом смысле, кредит— это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условияхвозмездности и возвратности. Вознаграждение за пользование кредитомустанавливается, в основном в форме процента.
Кредит имеет несколько видов (форм). Выделяют банковский,коммерческий, валютный, экспортный и другие виды кредита. Кредитныеотношения получили широкое распространение в современной российской экономике.
Кредит (государственный и муниципальный) какэкономическая категорияпредставляет собой систему денежныхотношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальнымиобразованиями на добровольных началах для временного использования свободныхденежных средств юридических и физических лиц.Экономическаясущность государственного и муниципального кредита заключаются в том, что временносвободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются и наусловиях возвратности и возмездности используются государством(муниципальным образованием) как ссудный капитал.
С правой точки зрения государственный (муниципальный)кредит— это урегулированные правовыми нормами отношения поаккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободныхденежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности,срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита ирегулирования денежного обращения.
Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие воснове отношений по государственному (муниципальному) кредиту, характерны длялюбых кредитных отношений. Однако между государственным (муниципальным) ибанковским кредитом имеются существенные различия как с экономической, так и справовой стороны.
Основная особенность государственного (муниципального)кредита заключается в непроизводительном использовании капитала. Ведьсредства, привлекаемые при таком кредите, обычно не участвуют в кругооборотепроизводительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут напокрытие бюджетного дефицита.
В результате реализации финансово-правовых отношений погоскредиту формируется внутренний государственный долг, с материальной точкизрения представляющий собой общую сумму задолженности государства понепогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам. Такойдолг называется капитальным государственным долгом. Выделяют еще текущийгосударственный долг, представляющий собой сумму расходов государства по всемдолговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил. Муниципальныйвнутренний долг соответственно представляет собой общую сумму задолженностимуниципального образования по непогашенным долговым обязательствам иневыплаченным по ним процентам.
Государственным долгом Российской Федерацииявляются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами,иностранными государствами, международными организациями и иными субъектамимеждународного права, включая обязательства по государственным гарантиям,предоставленным РФ.
Государственный долг субъекта Российской Федерации — совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации.
Муниципальный долг— совокупность долговыхобязательств муниципального образования./> 1.2. Формы государственного имуниципального внутреннего долга
В состав государственного долга Российской Федерации, субъекта РФ имуниципального образования включаются обязательства в следующих формах:
· кредитных соглашений и договоров;
· кредитных соглашений и договоров, заключенных с иностраннымигосударствами и международными финансовыми организациями (только РФ);
· государственных (муниципальных) займов, осуществленных путемвыпуска ценных бумаг;
· договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и бюджетныхкредитов от бюджетов других уровней;
· договоров о предоставлении государственных (муниципальных)гарантий;
· соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных отимени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлыхлет.
Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до одногогода), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свышепяти лет до 30 лет). Долговые обязательства РФ не могут превышать 30 лет.Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числесроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
Государственные займы представляют собой кредитные отношениямежду государством (как правило, в лице Правительства) и юридическими ифизическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размещения средипоследних государственных ценных бумаг. Центральный банк не вправепредоставлять кредиты на финансирование дефицитов государственных и местныхбюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. Государственныеи муниципальные долговые обязательства, составляющие внутренний долг, должныбыть выражены в валюте Российской Федерации. Иностранная валюта, условныеденежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качествесоответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа поконкретным государственным и муниципальным ценным бумагам. Оплачиваться онитакже должны в российской валюте. Порядок выпуска государственных займовРоссийской Федерации определяется на основе федерального закона. Генеральныеусловия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумагутверждаются соответственно: Правительством РФ, органом исполнительной властисубъекта РФ, органом местного самоуправления в форме нормативных правовых актовсоответствующего уровня. Принцип добровольности размещения государственныхзаймов в России получил конституционное закрепление.
В целях оформления государственных внутренних займоввыпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейскиеобязательства, бескупонные облигации и другие, относящиеся к эмиссионным ценнымбумагам, удостоверяющих право их владельца на получение от органа, ихвыпустившего, денежных средств или иного имущества, установленных процентовлибо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указаннойэмиссии. Эмитентом, т.е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг РоссийскойФедерации, выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийсяюридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесеносоставление и (или) исполнение федерального бюджета. Соответствующие органысубъекта Российской Федерации и местного самоуправления являются эмитентамиценных бумаг субъекта РФ и муниципального образования.
В результате всех государственных кредитных операций РФформируется государственный внутренний долг РФ, в состав котороговключаются все задолженности прошлых лет и вновь возникающие задолженности. Прианалогичных операциях на уровне муниципальных образований формируетсямуниципальный долг, представляющий собой совокупность долговых обязательствмуниципального образования.1.3. />Правовое регулирование внутренних государственных имуниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом
Правовое регулирование внутренних государственных займовосуществляется на основе Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращениягосударственных и муниципальных ценных бумаг», а также путем принятия покаждому их выпуску отдельных нормативных актов. Законом установлены порядок ихвыпуска и особенность обращения, а также связанный с названной эмиссией порядоквозникновения и исполнения долговых обязательств Российской Федерации, еесубъектов и муниципальных образований. Бюджетный кодекс РФ закрепилгосударственные и муниципальные заимствования и право на их осуществление нетолько в рамках правоотношений по государственному и муниципальному долгу, но ивыделил их особо, объединив в отдельную главу «Дефицит бюджета и источники егопокрытия».
Эмиссия государственных и муниципальных заимствованийдопускается только в случае принятия РФ или ее субъектом закона (органомместного самоуправления — решения) о бюджете, где в обязательном порядкеутверждаются:
· предельный размер соответствующего государственного(муниципального) долга;
· предельный объем заемных средств, направляемых в течение текущегофинансового года на финансирование бюджетного дефицита или программ развитиясубъекта РФ или муниципального образования.
Установлено предельное значение объема долга, предельныйобъем средств, направляемых на финансирование бюджета соответствующего уровняна текущий финансовый год, и предельные расходы на обслуживаниегосударственного или муниципального долга.
Управление государственным долгом РФ возложено наПравительство РФ. Конкретные мероприятия по управлению внутренним долгомРФ осуществляет Минфин России. Управление государственным долгом субъектаРФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации,а муниципальным долгом — уполномоченным органом местного самоуправления. Управлениегосударственным (муниципальным) долгомпредставляет собойсовокупность финансовых мероприятий государства и органов местногосамоуправления по погашению займов, организации выплат доходов по ним,проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, а также поразмещению новых долговых обязательств. Среди мероприятий по управлениюгосударственным и муниципальным долгом наиболее распространенными в мировойпрактике являются: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация инекоторые другие. Рефинансирование — это выпуск новых займов в целяхпокрытия ранее выпущенных долговых обязательств, используется обычно принедостаточности средств централизованного денежного фонда (бюджета). Конверсиязайма заключается в изменении размера доходности займа. Изменениедоходности может заключаться как в снижении, так и в повышении процентнойставки дохода, выплачиваемого заемщиком — государством (муниципальнымобразованием) своим кредиторам. Консолидация — это изменение сроковдействия ранее выпущенных займов. После принятия второй части Гражданскогокодекса РФ получило законодательное закрепление правило о недопущении измененийусловий выпущенного в обращение государственного либо муниципального займа. Новацияпредполагает замену одного обязательства другим между теми же лицами содновременным прекращением первоначального обязательства… Другим мероприятиемпо управлению государственным долгом являются мероприятия государства по унифицированиюзаймов, означающий обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый. Аннулированиегосударственного внутреннего долга, т.е. полный отказ от долговыхобязательств, является, как правило, крайней мерой по управлению внутреннимдолгом. Принятие такой меры обусловлено обычно сменой политической власти.

Вопрос 2. Правовоерегулирование организации страхового дела
 />2.1. Общая характеристика страхования
Страхование как система защиты имущественных интересовграждан, организаций и государства является необходимым элементомсоциально-экономической системы общества. Страхование являетсясамостоятельным звеном финансовой системы РФ. Оно выступает в двухобособленных формах: в форме социального страхования и собственнострахования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.
Социальное страхование в современных условияхразвития рыночной экономики и функционирования предприятий, основанных наразличных формах собственности, как самостоятельная форма страхования подразделяется,в свою очередь, на два вида: государственное социальное страхование инегосударственное социальное страхование. В соответствии с КонституциейРФ первый из названных видов социального страхования гражданам Россиигарантируется, второй — поощряется. Вторая форма страхования — страхование,связанное с непредвиденными чрезвычайными событиями.
Страховать— означает «предотвращать материальныепотери путем выплаты взносов учреждению, которое берет на себя обязательствовозместить возможный ущерб, понесенный в специально оговариваемых случаях».
Основой организации и правового регулирования страховыхотношений и деятельности страховых предприятий в России является Закон РФ «Оборганизации страхового дела в Российской Федерации». К основным источникамстрахового права относятся Гражданский кодекс РФ, Кодекс торгового мореплаванияРФ (морское страхование), Воздушный кодекс РФ (авиационное страхование), Закон«О банках и банковской деятельности» (страхование банковских вкладов), Закон РФ«О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Федеральный закон«Об основах обязательного социального страхования».
Страхование— это отношения по защитеимущественных интересов физических и юридических лиц при наступленииопределенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемыхиз уплачиваемых ими страховых взносов.
Характерными чертами страхования являются:
1. Не постоянный, а вероятностный характер отношений. Пристраховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового случая(определенного события, с которым связано возмещение потерь страхователю), ниразмер причиненных убытков. Невозможно определить заранее и конкретногострахователя, интересы которого будут подлежать защите в тот или иной моментвремени.
2. Возвратность средств. Страховые платежи после объединенияих в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги страховой компании)выплате самим же страхователям. Размер выплат конкретному страхователю приданной форме страхования (в отличие от социального) может зависеть не только отвеличины потерь, но и от условий конкретного страхового договора, например, отразмера страховых платежей, срока договора и т.д. Возврат средств, согласносреднестатистическим данным, осуществляется, как правило, по истечении пяти —десяти лет после их внесения.
3. Строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительныхотношений.Перераспределительные отношения при страхованиизаключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлениистрахового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений.Субъекты страхования — юридические и физические лица — аккумулируют вспециализированном предприятии (страховой компании) денежные фонды, за счеткоторых и осуществляется защита имущественных и личных интересов этих лиц. Приэтом риск раскладывается на всех страхователей, что особенно важно имаксимально эффективно при нестабильных экономических условиях хозяйствования.
4. Целевое использование создаваемого фонда. Расходованиестраховых ресурсов осуществляется исключительно в строго определенных случаях,обусловленных условиями договора страхования. Порядок заключения и условиядоговора страхования регулируются нормами гражданского права.
2.2.Функции страхования
Распределительная функция финансов проявляется встраховании через такие специфические черты, как предупреждение, восстановлениеи сбережение.
Предупредительная функция страхования заключается втом, что страховые компании вправе использовать временно свободные средствастрахователейна проведение широкой системы профилактическихмероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытковстрахователей.
Восстановительная (защитная) функция страхованияпроявляется в том, что в случае наступления страхового случая и выплатыопределенной, обусловленной договором денежной суммы происходит полное иличастичное погашение (восстановление) потерь, понесенных юридическими или физическимилицами.
Страхование может выполнять и сберегательную функцию.Это происходит тогда, когда оно используется как средство обеспечения защиты нетолько личных и имущественных потерь, но и самих денежных средств, вложенных вкачестве страховых платежей.
Контрольная функция как основная функция финансовприсуща и страхованию. Она проявляется в том, что страховые платежиаккумулируются в страховой фонд на строго определенные цели, используются встрого определенных случаях и строго определенным кругом субъектов.
Страховой деятельностью в Российской Федерации могутзаниматься как государственные, так и негосударственные организации и компании.Деятельность страховых компаний носит предпринимательский характер.
Органом, уполномоченным государством осуществлять надзорза страховой деятельностью, является Департамент страхового надзораМинистерства финансов РФ. На него возложены функции по анализу документов,которые страховщики представляют в Минфин РФ для получения лицензий и дачи поним (документам) заключения, регистрации страховых компаний, а также функции поведению единого реестра страховщиков, установлению правил формирования иразмещения страховых резервов, обобщению практики страховой деятельности,осуществлению контроля за обеспечением платежеспособности страховщиков. Вслучае обнаружения неоднократных нарушений законодательных актов РФ Департаментвправе предъявлять в арбитражный суд иски об их ликвидации./>2.3. Виды страхования
Основными участниками страховых отношений являются:
· страхователи — юридические и дееспособные физические лица,имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силузакона или на основе двустороннего соглашения, оформленного договоромстрахования;
· страховщики — юридические лица любойорганизационно-правовой формы, имеющие лицензию на осуществление страхованиясоответствующего вида;
· страховые агенты — физические или юридические лица,действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии со своимиполномочиями;
· страховые брокеры — юридические или физические лица,зарегистрированные в качестве предпринимателей и осуществляющие посредническуюдеятельность по страхованию от своего имени и представляющие интересыстрахователя или страховщика.
Страховые услуги в страховании могут быть предоставленына условиях обязательности или добровольности.
Добровольное страхование осуществляется в силу закона ина добровольной основе. Закон определяет наиболее общие условия страхования.Конкретные же условия страхования регулируются правилами, установленнымистраховщиком в договоре страхования. Страховщик самостоятельноразрабатывает такие правила, и основой для этого является страховоезаконодательство и страховые потребности потенциальных клиентов (страхователей).Например, общие условия страхования от несчастных случаев устанавливаютнеобходимый минимальный возраст страхователей — 16 лет, дают определениестрахового случая (обстоятельства, сопровождающиеся ранениями или увечьями, ноне преднамеренные), фиксируют размеры страховых выплат (в частности,повреждение челюсти — 80% выплаты, указательного пальца кисти — 10%) и т.д.Правила страхования являются чисто административным актом, являющимсяобязательным для выполнения только в локальных масштабах (страховаяорганизация). Страхователь может согласиться с предложенными в правилахусловиями страхования либо выдвинуть дополнительные условия. В любом случаенеобходимо достижение соглашения. При его отсутствии страхователь будетвынужден искать другого страховщика, который согласился бы на его условия,впрочем, как и страховщик, которому придется искать себе другого клиента.
Страхование классифицируется по двум направлениям: пообъектам страхования и по роду опасностей. Закон РФ «Об организации страховогодела в РФ» определяет, что объектами страхования могут быть непротиворечащие законодательству имущественные интересы, связанные с:
· жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечениемстрахователя или застрахованного лица (личное страхование);
· владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественноестрахование);
· возмещением страхователем причиненного им вреда личности,имуществу физического лица, вреда, причиненного юридическому лицу (страхованиеответственности).
Личное страхование может быть индивидуальным игрупповым.
Наиболее распространены следующие виды личного страхования:
· страхование жизни;
· страхование здоровья при поездках за границу;
· страхование пенсий;
· страхование детей от несчастных случаев;
· страхование от несчастных случаев профессиональных групп;
· медицинское страхование;
· страхование ритуальных услуг.
Имущественное страхование защищает интересыстрахователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом итоварно-материальными ценностями.
Наиболее распространены следующие виды имущественного страхования:
· сельскохозяйственное;
· страхование транспортных средств;
· страхование имущества граждан;
· страхование имущества предприятий различных форм собственности.
Страхование ответственности защищает как интересысамого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация,так и интересы других (третьих) лиц, которым гарантируется выплата за ущерб,причиненный вследствие действия или бездействия страхователя независимо от егоимущественного положения. Страхование ответственности предусматриваетвозможность при причинении вреда как здоровью, так и имуществу третьих лиц всилу закона или по решению суда производить выплаты, компенсирующие причиненныйвред.
Страхование коммерческих рисков включает те видыстрахования, в которых заинтересован прежде всего предприниматель. Объектстрахования — коммерческая деятельность страхователя, под которой понимаетсяинвестирование денежных и материальных ресурсов в каком-либо виде производстваили бизнеса и получение от этих вложений соответствующей прибыли. Подлежатстрахованию технические риски — строительно-монтажные, эксплуатационные,риски новой техники и технологии, а также финансово-кредитные риски —экспортные кредиты (на случай банкротства импортера либо его продолжительнойнеплатежеспособности); расходы по вступлению экспорта на новый рынок;банковские кредиты от риска неплатежа заемщика (страхователь — банк);коммерческий кредит (страхование векселей); залоговые операции; валютные риски(возможные потери от колебания валютных курсов); биржевые операции и сделки; отинфляции; от риска неправомерного применения финансовых санкций органаминалогового контроля.
Сострахование является разновидностью классическогострахования и отличается от него тем, что по нему страхуется один рисксовместно несколькими страховщиками. Такие договоры применяются при страхованииочень крупных объектов, когда одна страховая организация не в состоянии принятьна себя весь объем ответственности из-за недостаточности собственных средств.Иногда договоры сострахования представляют собой результат раздела рынкаконкретного вида страхования.
Перестрахование представляет собой особуюразновидность страховой деятельности. Страховщики, застраховавшие крупные рискиили объекты, которым свойственна повышенная степень опасности, в целяхуменьшения возможных убытков часть ответственности по риску передают другимстраховщикам. В России перестрахование обязательно в том случае, когда объемответственности страховой организации по одному риску превышает 10% еесобственных средств.2.4. Обязательное страхование
Обязательным является страхование, осуществляемое в силузакона. Оно может выступать в виде: обязательного государственногострахования, осуществляемого за счет средств бюджета, и обязательногострахования, осуществляемого за счет средств самих страхователей. Иимущественное, и личное страхование могут выступать как в форме добровольного,так и обязательного страхования.
Гражданским законодательством определены общие правилаосуществления обязательного страхования. В частности, установлено, что кобязательному страхованию (в силу закона) может относиться:во-первых, страхование жизни, здоровья, имущества других (третьих) лиц,определенных в законе на случай причинения им вреда, и во-вторых, страхованиериска своей ответственности, которая может наступить вследствие причинениявреда жизни, здоровью или имуществу других (третьих) или нарушения договоров сдругими лицами. Однако обязательное страхование собственной жизни или здоровьяне может быть возложено законом на гражданина [59, ст.935].
Виды, условия и порядок проведения обязательного страхованияопределяются соответствующими нормативными финансово-правовыми актами.
Обязательное страхование за счет средств страхователя:
Противопожарное страхование имущества, находящегося введении, пользовании либо распоряжении предприятий (в том числе иностранныхюридических лиц), осуществляющих на территории России предпринимательскуюдеятельность, за счет средств названных предприятий.
Обязательное личное страхование пассажиров,осуществляется от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного,морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов иэкскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо-экскурсионныхорганизаций на время поездки или полета. Сумма страхового платежа включается встоимость билета (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта)транспортной организацией независимо от ее организационно-правовой формысобственности. Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажировустановлена в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездныхдокументов минимальных размеров оплаты труда. В случае смерти застрахованноголица эта сумма выплачивается полностью, при получении же травмы выплачиваетсячасть суммы, соответствующая степени тяжести.
Страхование своей деятельности. Например, нотариус,занимающийся частной практикой, обязан заключить договор страхования своейдеятельности. Нотариус не вправе выполнять свои обязанности без заключениядоговора страхования. Страховая сумма не может быть менее 100-кратногоустановленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Обязательное страхование организациями своейответственности, если они являются владельцами либо пользователями особоопасных механизмов или объектов. Например, 21 июля 1997 г. были приняты дваФедеральных закона «О промышленной безопасности производственных объектов» и «Обезопасности гидротехнических сооружений», установивших обязательноестрахование гражданской ответственности в случае причинения вреда жизни,здоровью или имуществу юридических и физических лиц в результате деятельностипо эксплуатации названных объектов.
Владельцы транспортных средств обязаны за свой счетстраховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности,которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью илиимуществу других лиц при использовании транспортных средств. Страховая сумма, впределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая(независимо от их числа в течение срока действия договора обязательногострахования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тысячрублей: в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью несколькихпотерпевших, — 240 тысяч рублей и не более 160 тысяч рублей при причинениивреда жизни или здоровью одного потерпевшего; в части возмещения вреда,причиненного имуществу нескольких потерпевших, — 160 тысяч рублей и не более120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.
Обязательное страхование за счет третьих лиц(предприятий):
Граждане, занимающиеся частной детективной и охраннойдеятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию засчет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели,получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлениемсыскных или охранных действий.
Донор подлежит обязательному страхованию за счетсредств службы крови на случай заражения его инфекционными заболеваниями привыполнении им донорской функции. Средства на страхование должны входить всебестоимость крови.
Организации и граждане, которые используют(эксплуатируют) космическую технику или по заказу которых осуществляютсясоздание и использование (эксплуатация) космической техники, производятобязательное страхование жизни и здоровья космонавтов, работников объектовкосмической инфраструктуры, а также ответственности за вред, причиненный жизни,здоровью или имуществу других лиц.
Является обязательным страхование ответственностивладельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни илиздоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна,страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна при исполнении имислужебных обязанностей. Минимальный размер страховой суммы устанавливается вразмере не менее чем два МРОТ за каждый килограмм максимального взлетного весавоздушного судна, не менее чем 1000 МРОТ на каждого члена экипажа, пассажиравоздушного судна, не менее чем 10 МРОТ для вещей, находящихся при пассажире.
Работники железнодорожного транспорта общего пользованияпри исполнении своих трудовых обязанностей подлежат обязательному социальномустрахованию от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний.
При временном вывозе культурных ценностейгосударственными и муниципальными организациями к заявлению о временном вывозекультурных ценностей прилагается документ, подтверждающий коммерческоестрахование временно вывозимых культурных ценностей с обеспечением всех случаевстраховых рисков, либо документ о государственной гарантии финансового покрытиявсех рисков, предоставленный страной, принимающей культурные ценности.
Обязательное страхование за счет средств государства(бюджетов):
1. Личное:
· лиц, находящихся на государственной службе;
· лиц, пострадавших от радиационных аварий на объектах гражданскогои военного назначения, от экологических и иных чрезвычайных катастроф;
· лиц, занятых медицинскими и иными научными исследованиями вобласти вирусологии, оказанием медицинской, психиатрической и других видовпомощи, а также лиц, занятых проведением разнообразных спасательных работ;
· всех работников и сотрудников государственных налоговыхинспекций;
· всех сотрудников милиции и приравненных к ним работниковГосударственной фельдъегерской службы РФ при Министерстве связи РФ;
· прокурорских работников;
· судей;
· всех сотрудников кадрового состава органов внешней разведки;
· всех военнослужащих внутренних войск;
· сотрудников, военнослужащих и работников Государственнойпротивопожарной службы;
· должностные лица таможенных органов РФ;
· сотрудников Госнаркоконтроля России;
· военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы.
Законодательство устанавливает различные размеры выплат пообязательному личному государственному страхованию применительно для каждойгруппы застрахованных лиц. Страховыми случаями при этом являются:
· для лиц гражданских специальностей — судей, прокурорскихработников, работников органов, осуществляющих приватизацию, и др. — гибель(смерть) застрахованного лица, причинение телесных повреждений или иного вредаздоровью, исключающих (либо не исключающих) возможность заниматься в дальнейшемпрофессиональной деятельностью;
· для военнослужащих и приравненных к ним лиц — гибель (смерть),увечье (ранение, контузии, травмы) или заболевание, полученные в периодпрохождения ими военной (иной приравненной) службы или военных сборов инекоторые другие.
2. Имущественное:
· судей;
· сотрудников милиции;
· военнослужащих (кроме призванных на военные сборы).
Страховым случаем при обязательном государственномимущественном страховании является причинение ущерба уничтожением илиповреждением имущества, принадлежащего застрахованному лицу или членам егосемьи, в связи с осуществлением служебной деятельности. Ущерб подлежитвозмещению в полном объеме из средств соответствующего бюджета — бюджета, изкоторого по действующему законодательству производится возмещение пообязательному государственному личному страхованию.
3. Обязательное государственное экологическое страхованиепредприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов ихсобственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствий, аварийи катастроф. Порядок экологического страхования и использования фондовустанавливается Правительством РФ.
Все рассмотренные виды обязательного страхования (в томчисле и государственного) проводятся вне зависимости от соглашения сторон(страховщика и страхователя) на условиях, установленных государством.
Вопрос 3. Правовое регулированиегосударственных и муниципальных расходов Понятие и система государственных и муниципальных расходов
 
Государственные (муниципальные) расходы–это урегулированная нормами финансового права деятельность государства порасходованию разнообразных фондов денежных средств для реального обеспеченияфинансовыми ресурсами выполнения задач и функций, стоящих перед государством(муниципальным образованием). Данные расходы имеют публичный характер.
Классификация государственных и муниципальных расходов.
В зависимости от форм собственности субъектов,осуществляющих публичные расходы, их следует подразделить на государственные имуниципальные.
Соответственно уровням организации власти в РоссийскойФедерации: федеральные расходы; расходы субъектов Федерации, которые вместес федеральными составляют государственные расходы, и расходы местного значения,или муниципальные.
В зависимости от источников получения расходных средств,а также порядка их планирования и использования расходы можно подразделить на:
· централизованные, осуществляемые за счет бюджета игосударственных (муниципальных) внебюджетных фондов;
· децентрализованные, осуществляемые государственными имуниципальными предприятиями за счет тех средств, которые получены ими самими врезультате их собственной деятельности и остаются в их распоряжении.
В зависимости от характера участия в общественномпроизводстве выделяются расходы на финансирование:
· оборотных средств (текущих расходов);
· основных фондов (капитальных вложений);
· создание резервов.
В зависимости от их функционального признакавыделяются расходы на:
· отрасли хозяйства — промышленность, строительство, сельскоехозяйство и т.д.;
· социально-культурную сферу и науку;
· охрану окружающей природной среды;
· оборону;
· правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности,функционирование судебной системы;
· международную деятельность;
· государственное управление и местное самоуправление, включаяфункционирование представительных и исполнительных органов власти;
· создание запасов и резервов:
· прочие расходы.
Расходы, как и доходы, подразделяются на централизованные идецентрализованные, а также на федеральные, расходы субъектов Федерации иместные (муниципальные), или более обобщенно — на государственные и местные(муниципальные). Государственные (муниципальные) расходы и государственные(муниципальные) доходы — тесно взаимно связанные категории. Объем расходовнаходится в прямой зависимости от объема доходов. При их несоответствиинаступают негативные последствия — бюджетный дефицит, инфляция национальнойвалюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков,введение дополнительных налогов, использование внутренних и внешних займов вбольших размерах и т.д.
/> Понятие и правовые принципы финансирования государственных имуниципальных расходов
Государственные и муниципальные расходы осуществляются путемфинансирования. Финансирование государственных или муниципальных расходов— это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных илимуниципальных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, заисключением установленных законодательством условий возвратности ивозмездности, для деятельности и развития предприятий, организаций и учрежденийсоответственно их задачам и функциям.
Источниками финансирования государственных имуниципальных расходов, включая инвестиции (долгосрочные вложения), выступаютсредства:
· государственных и муниципальных бюджетов, причем на основанииспециально принятых решений они могут быть выделены на срочной, возвратной,платной основе;
· государственных (муниципальных) внебюджетных фондов;
· отраслей народного хозяйства — централизованные фондыминистерств, ведомств, собственные финансовые ресурсы предприятий.
В последнее время в формировании необходимой дляфинансирования финансовой основы усилилось значение заемных и привлеченныхсредств. Придается большое значение привлечению иностранных инвестиций.В расходах многих государственных социально-культурных бюджетных учрежденийдовольно существенное место стало занимать использование полученных ими врезультате их собственной деятельности дополнительных, внебюджетных доходов.Это в значительной мере связано с недостаточным бюджетным финансированием.Среди новых организационно-правовых форм финансирования государственных имуниципальных расходов следует отметить такие, как финансирование объектов(программ) на конкурсной основе; выделение грантов (единовременныхбезвозмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенныхтребований) обычно образовательным учреждениям, творческим коллективам и т.п.,как правило, также в порядке конкурсной или другой системы отбора. Широкораспространенной стала многоканальная система финансированиягосударственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней ивнебюджетных источников. Взамен непосредственного финансирования отдельныхобъектов (программ) в качестве меры их государственной поддержки получилораспространение предоставление гарантий и поручительств коммерческимбанкам за счет средств бюджетов как условие выдачи кредита. Эти гарантии ипоручительства могут преобразоваться в государственные расходы в случаенарушения обязательств по возврату кредита его получателем.
Общие принципы финансирования государственных имуниципальных расходов:
· плановость;
· соответствие планируемых расходов объему государственных илимуниципальных доходов;
· целевое направление средств;
· соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правами интересам граждан, юридических лиц, государства, муниципальных образований;
· соответствие финансируемых расходов требованиям экологических,санитарно-гигиенических и других установленных законом и в соответствии с нимнорм;
· безвозвратность и безвозмездность выделения средств;
· контроль за использованием государственных и муниципальныхсредств и ответственность за правонарушения в этой области.
Порядок финансирования расходов различается в зависимости отразных факторов, вместе с тем можно выделить три основных правовых режимафинансированияв зависимости от субъектов, использующих средства:
1. Финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций,за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения.
2. Финансирование казенных предприятий, действующих на правеоперативного управления имуществом.
3. Финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящихна бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на правеоперативного управления имуществом, т.е. сметно-бюджетное финансирование. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования
Сметно-бюджетное финансирование— этопорядок выделения средств из бюджетов и государственных внебюджетных фондовбюджетным учреждениям на основе их смет. Бюджетные учреждения, как правило,не имеют доходов для покрытия своих расходов. Однако они выполняют очень важныесоциальные функции. Поэтому их деятельность финансируется из бюджетов всехзвеньев бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Сметно-бюджетноефинансирование распространяется на широкий круг объектов:
· государственные и муниципальные организации образования — школы,училища, техникумы, вузы;
· государственные и муниципальные организации культуры издравоохранения — театры, больницы, поликлиники и др.;
· органы государственной власти и местного самоуправления;
· правоохранительные органы;
· органы национальной обороны.
Смета бюджетного учреждения— этофинансово-плановый акт, который имеется у всех бюджетных учреждений. В нейопределяются объем, целевое направление и поквартальное распределениеассигнований, выделяемых из бюджета тому или иному бюджетному учреждению. Составлениеи исполнение смет учреждений, состоящих на том или ином бюджете — составнаячасть бюджетного процесса, которая именуется сметным процессом.
Все сметы подразделяются по кругу охватываемых имиучреждений и мероприятий на индивидуальные, сводные и сметы централизованныхмероприятий. Индивидуальная смета составляется каждым бюджетнымучреждением и содержит только его расходы. Индивидуальные сметы объединяютсяв сводные. Эту работу осуществляют федеральные министерства, ведомства вотношении подведомственных бюджетных учреждений, а также исполнительные органывласти субъектов РФ и местного самоуправления  в отношении соответствующихбюджетных учреждений. Сводные сметы включают в себя индивидуальные сметыбюджетных учреждений и сметы расходов на централизованные мероприятия. Сметарасходов на централизованные мероприятия составляется министерствами,ведомствами, исполнительными органами власти субъектов РФ и местногосамоуправления для расходов на централизованные мероприятия. Например,проведение областных семинаров учителей, конференции и т.д. Составлениеиндивидуальной сметы бюджетным учреждением совпадает по времени с периодомсоставления проекта бюджета. Бюджетное учреждение в ходе составления сметы впределах контрольных цифр, установленных вышестоящей организацией,руководствуется также нормативами расходов по отдельным статьям сметы. Нормативырасходов — это установленные компетентными органами размеры затрат на расчетнуюединицу. Например, норма расхода хлеба на одного человека в больнице, нормарасхода в один год одежды на одного ребенка в детском доме и т.д. Нормырасходов подразделяются на обязательные и необязательные (расчетные),материальные и денежные, индивидуальные и комбинированные. Обязательныенормы расходов — это такие, которые не подлежат изменению. К их числуотносятся расходы на командировки, на питание, на спецодежду и т.д. Необязательные(расчетные) нормы — это такие, которые определяются индивидуально длякаждого бюджетного учреждения исходя из его специфики. К их числу относятсярасходы на освещение, на отопление и т.д. Материальные нормы расходов —это такие, которые определяют количество материальных средств на единицурасходов. Например, определяется количество обуви, которая необходима в год наодного ребенка в детском доме и т.д. Денежные нормы представляют собойстоимостную форму выражения материальных норм. Именно денежные нормынепосредственно принимаются во внимание бюджетными учреждениями при составлениисмет. Индивидуальные нормы содержат расходы только на одну цель ииспользуются при составлении индивидуальных смет учреждений. Комбинированнаянорма выступает как общая сумма индивидуальных норм по определенномупроизводственному показателю (все расходы на содержание одного больного вбольнице — койко-день). Смета расходов бюджетного учреждения составляется иподписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Затем онанаправляется в вышестоящую организацию, где включается составной частью всводную смету по министерству, ведомству и т.д. Сводные сметы учитываются присоставлении расходной части соответствующего проекта бюджета. После утверждениябюджетов (федерального, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований)сметы бюджетных учреждений утверждаются главными распорядителями бюджетныхсредств, т.е. вышестоящей организацией. Ежемесячно, а также по окончании годабюджетные учреждения составляют отчет об исполнении сметы, который направляетсяв вышестоящую организацию и территориальный орган федерального казначейства (вслучае, если учреждение финансируется из федерального бюджета).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :