Содержание
TOC o «1-3» h z Введение. PAGEREF _Toc70175154 h 5
1 Государственноерегулирование инвестиционной деятельности. PAGEREF _Toc70175155 h 10
1.1 Основные понятияинвестиционной деятельности. PAGEREF _Toc70175156 h 10
1.2 Модель инвестиционногоразвития России. PAGEREF _Toc70175157 h 22
1.3 Государственноерегулирование инвестиционной деятельности. PAGEREF _Toc70175158 h 32
1.3.1 Направление государственногорегулирования инвестиционной деятельностью PAGEREF _Toc70175159 h 32
1.3.2 Инструменты государственногорегулирования инвестиционной деятельности PAGEREF _Toc70175160 h 36
2 Инвестиции машиностроительногокомплекса. PAGEREF _Toc70175161 h 41
2.1 Общая характеристикамашиностроительного комплекса. PAGEREF _Toc70175162 h 41
2.2 Анализ динамикиинвестиционной деятельности машиностроительного сектора PAGEREF _Toc70175163 h 52
2.2.1 Внутренние инвестиции. PAGEREF _Toc70175164 h 52
2.2.2 Иностранные инвестиции. PAGEREF _Toc70175165 h 57
2.3 Проблемы машиностроительнойотрасли. PAGEREF _Toc70175166 h 60
3 Направленияповышения конкурентоспособности машиностроительной отрасли PAGEREF _Toc70175167 h 66
3.1 Методикиопределения конкурентоспособности. PAGEREF _Toc70175168 h 66
3.2 Пути повышенияконкурентоспособности машиностроительного комплекса PAGEREF _Toc70175169 h 76
Заключение. PAGEREF _Toc70175170 h 94
Приложения. PAGEREF _Toc70175171 h 100
Список использованнойлитературы… PAGEREF _Toc70175172 h 104Введение
Глубокиесоциально-экономические преобразования, происходящие в России, процессстановления рыночных структур обуславливают необходимость изменения роли государства в экономике. Определениеориентиров развития общества,обеспечение устойчивых темповэкономического роста и вхождение на мировой рынок не в качестве сырьевогопридатка, а в роли конкурентоспособного поставщика высокотехнологичнойпродукции возможно на базе обновления форм и методов воздействия государства наэкономику. Все это требует анализа сущности государственного регулирования иформирования новой концепции влияния государства на экономические процессы.
Значимостьвсестороннего исследования государственного регулирования инвестиционнойдеятельности определяется тем, что управление инвестициями является важнейшимсредством структурного преобразования производственного и социальногопотенциала России. Глубинные кризисные явления, характеризующее экономическоесостояние нашей страны вот уже более 10 лет, нашли свое отображение в инвестиционной сфере. Актуальной задачейстановится изучение и обоснование новых инструментови направлений государственного регулирования инвестиционной деятельности,соответствующих улучшению конкурентной позиции страны на мировых рынках.Высокий объем капиталовложений позволяет осуществить непрерывность воспроизводства,разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ ипроектов, что делает возможным увеличение объемов производства, и в итоге,проведение структурной перестройке промышленности. Увеличение жекапиталовложений в свою очередь весьма проблематично осуществить в условияхнеуверенности инвесторов в получении доходов от вложений или хотя бы возвратаинвестированных средств. В связи с этим основной задачей макроэкономическойполитики государства в сфере модернизации промышленной структуры страныявляется создание условий для динамичного инвестиционного процесса, так какбюджетных средств явно недостаточно для проведения модернизации хотя бы однойподотрасли промышленности – машиностроения, которая, по сути, и обеспечиваетвсе другие производства производственным аппаратом.
Производствопромышленной продукции составляет одну из самых крупных частей валовоговнутреннего продукта. В России этот показатель около 30%. Эта цифра занижена,потому что большой объем услуг, не исчисляемых как производство промышленнойпродукции (монтаж и наладка оборудования, сервисное обслуживание оборудования,услуги по поводу промышленного маркетинга, по поводу консалтинга в областипромышленной деятельности и др.), тем не менее, производится в сферепромышленности. Промышленность, в частности машиностроение, обеспечивает национальнуюбезопасность, производя такую продукцию военно-промышленного комплекса, каквооружение и военную технику, глобальные системы слежения, наведения, раннегопредупреждения и др.
Машиностроениенеотделимо от научно-технического и технологического комплексов. Это значит,что специализированные ВУЗы, отраслевые, академические и вузовские институты,могли бы получать заказы в связи с интересами развития машиностроительногопроизводства. И здесь государство также должно играть существенную роль, так какни одно государство мира не может быть устойчивым, развитым, обеспечить высокийуровень жизни своему населению, если оно промышленно не развито.
Машиностроениев ХХ веке стало и в ХХIвекесохранится как материальная база реализации научно-технического прогресса всехпередовых стран мира. От уровня его развития и от степени совершенства машин взначительной степени зависит производительность общественного труда иблагосостояние народа. Объективная оценка интеллектуальной собственности Россииподтверждает высокий уровень имеющегося в машиностроении потенциала,достигнутого в предыдущие годы, ценность научных разработок в областиконструирования, современных технологий и оборудования.
Необходимостьувеличения инвестирования именно машиностроения объясняется тем, что только машиностроение в основном исоздает так называемую добавленную стоимость, добавленная стоимость в своюочередь — это источник финансовых ресурсов для развития той жемашиностроительной отрасли, как с позиций модернизации, так и в целях наращиванияэкспорта. В дореформенный период за счет субсидий государства российскоемашиностроение могло осуществлять относительно масштабный экспорт, в настоящееже время, когда государственных субсидий практически нет, отрасль зачастуюсталкивается с трудно разрешимой проблемой «отрицательной стоимости»(когда производства превышают мировые цены). Уровень конкурентоспособностироссийской обрабатывающей промышленности в целом невысок. По некоторым оценкам,только около 6% ее продукции могут конкурировать на мировых рынках, а вусловиях ускорения процессов глобализации конкурентоспособность на мировыхрынках является залогом стабильного положения страны в мировой экономике. ДоляРоссии на мировых рынках высокотехнологичной продукции крайне мала, составляялишь несколько десятых долей процента. Вместе с тем отечественныймашиностроительный комплекс все еще располагают весьма важным в современныхусловиях конкурентным преимуществом (хотя и в небольшой степени) — наличиемуникальных передовых технологий, которые опираются на достижения отечественнойфундаментальной и прикладной науки и традицию российской научно-техническоймысли. Такими технологиями располагают, прежде всего, отрасли ВПК,авиакосмическая и атомная промышленность, судостроение, производство лазернойтехники и средств информатики, разработка программного обеспечения. Во многомблагодаря оборонной продукции Россия поддерживает удельный вес продукциимашиностроения в экспорте на уровне около 10%. При этом Россия в течениепоследних лет является четвертым по значению мировым экспортером вооружений(после США, Великобритании и Франции). Но, несмотря на все это, инновационнаяактивность предприятий обрабатывающих отраслей по-прежнему снижается. Лишьоколо 5% из них занимаются технологическими инновациями, ведут исследования,разработки, испытания и подготовку нового производства, закупают новоеоборудование. Среди этих предприятий всего 2/5 машиностроительных. Уровеньновизны инновационной продукции, определяемый долей принципиально новых исущественно усовершенствованных изделий, не превышает 12% общего производствадаже инновационноактивных предприятий.
Поэтомудля изменения роли России в мировой экономике важно скорректировать, преждевсего, макроэкономическую политику, и затем на новой основе строить внешнеэкономическуюстратегию. Мирохозяйственные позиции любой страны определяются в первую очередьее конкурентоспособностью. Для России, заметно отставшей от мировых лидеров,задача повышения конкурентоспособности на всех уровнях, а более всеговысокотехнологичных товаров машиностроительного комплекса становитсяпервоочередной.
Такимобразом, целью данной работы является поиск направлений повышения эффективностигосударственного регулирования инвестиционной деятельности в машиностроительномкомплексе России, что, в свою очередь, является залогом повышенияконкурентоспособности продукции комплекса и станы в целом.
Основнымизадачами дипломной работы являются:
-
-
-
-
- развития машиностроительного комплекса.
Принаписании дипломной работы были использованы научные и периодические издания потеме, информация, опубликованная Internet-е,правовая система «Гарант», информация Государственного Комитета России, как вбумажном виде, так и с официального сайта Госкомстата, а также сайтыРоссийского Союза Машиностроителей, Министерства экономического развития иторговли (МЭРТ), Центрального Банка России, Торгово-промышленной палаты РФ.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности1.1 Основные понятия инвестиционной деятельности
В самом широкомсмысле инвестицииобеспечивают механизм,необходимый для финансирования роста и развития экономики страны. Чтобы датьобщее представление о роли инвестиций, вначале обратимся к основным понятиям,его участников и источники инвестиций.
Согласно ст. 1,гл. IФедерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционнойдеятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальныхвложений» (с изм. и доп. от 2 января 2000 г.) инвестиции – это денежныесредства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иныеправа, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и(или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иногополезного эффекта. [67] Подобное определение можно назватьбухгалтерским, так как оно охватывает вложения во все виды активов фирмы, тоесть в денежный и реальный капитал.
Говоряо сущности инвестиций, следует выделить основные функции, которые выполняютинвестиции в экономической системе:
-
-
-
Инвестиции в реальный капитал(капиталообразующие или инвестиции в нефинансовыйсектор) ведут к воспроизводству и обновлению основных фондов. В России в объемкапитальных вложений включаются затраты на новое строительство, реконструкцию,расширение и техническое перевооружение действующих промышленных,сельскохозяйственных, транспортных, торговых и других предприятий, затраты нажилищное и культурно-бытовое строительство. К капитальным вложениям относятсязатраты на строительные работы всех видов; затраты по монтажу оборудования, наприобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, предусмотренногов сметах на строительство; на приобретение производственного инструмента ихозяйственного инвентаря, включаемых в сметы на строительство; на приобретениемашин и оборудования, не входящих в смету на строительство; на прочие капитальныеработы и затраты. Затраты накапитальный ремонт в капиталовложения не включаются. Когда речь ведется обинвестициях вообще, обычно подразумеваются именно капиталообразующиеинвестиции. Подобное определение можно назвать экономическим, так как подобныеинвестиции связаны с воспроизводством реального капитала.
Чтокасается инвестиций в денежный капитал (финансовые инвестиции – вложенияфинансовых средств в виде кредитов и в ценные бумаги), то одна часть из нихпревратится в реальный капитал сразу, другая – позже, третья – вообще в него непревратится (например, выпущенные и купленные ценные бумаги компании, котораязатем «лопается»). Говоря по-другому, инвестиции в денежный капитал – этосредства для будущего инвестирования в реальный капитал, часть из которых втаковой может и не превратиться. К финансовым инвестициям принято относитьдокументальные контракты такие, как:
- долговые обязательства (облигации, банковские депозитыи т.д.);
- право участия в компаниях на правах собственника(акции обыкновенные);
- законные права на покупку или продажу любого актива, втом числе доли участия в компании (опционы).
В примитивных экономиках основная часть инвестиций относитсяк реальным, в то время как в развитых экономических системах большая частьинвестиций представлена вложениями в денежный капитал. Высокое развитиеинститутов финансового инвестирования в значительной степени способствует ростуреальных инвестиций. Как правило, эти две формы являются взаимодополняющими, ане конкурирующими.
Посуществующей в России классификации инвестиции могут осуществляться в виде:
Прямых инвестиций – вложения,при которых инвестор получает контроль над предприятием или активно участвует вуправлении им;
Портфельных– вложениеинвестиционных средств в ценные бумаги или другие формы участия, не дающиевозможности непосредственного контроля за деятельностью предприятия;
Прочих — вклады в банки, товарные кредиты, кредитыправительств иностранных государств и т.п.
Границамежду первыми двумя видами инвестиций довольно условна (обычно предполагается,что вложения на уровне 10-25 и выше процентов акционерного (уставного) капиталапредприятия являются прямыми, менее 10-25% – портфельными, по российскомузаконодательству эта доля составляет более 10%).
Инвестирование (инвестиционная деятельность)– этоспособпомещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастаниестоимости капитала и (или) принести положительную величину дохода; другимисловами это любой объект, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранитьили умножить их стоимость. Свободные денежные средства не являютсяинвестициями, так как ценность наличных денег может быть «съедена» инфляцией, иони не могут обеспечить никакого дохода. Если ту же сумму денежных средствпоместить на сберегательный счет в банке, то их можно назвать инвестициями, таккак счет гарантирует определенный доход.
Дляанализа структуры инвестиций целесообразно рассмотреть произведенный в страневаловой внутренний продукт (ВВП), одна часть которого потребляется, а другая –сберегается (рис. 1.1.1). Сбережение не обязательно будет израсходовано встране и может уйти за рубеж в виде вывоза капитала, расходов по обслуживаниювнешнего долга и других расходов. В то же время аналогичные средства поступаютв страну из-за рубежа. Сальдо подобного чистого увеличения или уменьшениясбережений (в российской практике оно называется чистым кредитованием иличистым заимствованием) соответственно уменьшает или увеличивает суммусбережений в стране, превращая его в валовое накопление. Валовое накоплениевключает в себя не только новые накопления, но и амортизационные отчисления отранее созданного капитала. По сути, валовое накопление – это та величина,которая инвестируется в реальный капитал. И потому, валовые накопленияправомерно называть капиталообразующими инвестициями.
Валовоенакопление включает валовое накопление основного капитала, изменениематериальных оборотных средств, а также сальдо приобретения таких ценностей какдрагоценные камни и металлы, антиквариат.
Валовой внутренний продукт
Сбережение
Потребление
Чистое кредитование
Валовое накопление
Валовое накопление основного капитала
Чистое приобретение ценностей
Изменение запасов материальных оборотных средств
Инвестиции в нематериальные активы
Капитальные вложения
Капитальный ремонт
Незавершенное производство
Изменение запасов готовой продукции
Изменение производственных запасов
Жилища, здания, сооружения
Оборудование, машины, инструмент и инвентарь
Прочие
Рисунок1.1.1 — Структура инвестиций в реальный капитал в России.
Долгоевремя основными источниками финансирования капитальных вложений для российскихпредприятий являюлись их внутренниесредства (прибыль и амортизационные отчисления), однако за последние годы ихдоля сократилась с 60-70% до 46% общего объема инвестиций (таблица 1.1.1).Большинству российских предприятий собственных средств не хватает: объемыприбыли хотя и возросли за последние годы, но их недостаточно для обновления ирасширения основных фондов. [2, 20, 32]
Таблица1.1.1 — Структура источников финансирования инвестиций, %. [43, 62]
2000
2001
2002
2003
Инвестиции в основной капитал – всего
100
100
100
100
в том числе по источникам финансирования:
Собственные средства
из них:
прибыль остающаяся в распоряжении организации
амортизация
46,1
23,4
18,1
50,3
26,6
19,3
45,0
19,1
21,9
45,6
18,0
23,8
Привлеченные средства
из них:
кредиты банков
из них кредиты иностранных банков
заемные средства других организаций
бюджетные средства
в том числе:
из федерального бюджета
из бюджетов субъектов РФ
средства внебюджетных фондов
из них средства от эмиссии акций
53,9
2,9
0,6
7,2
21,2
5,8
14,4
4,8
0,5 <