Министерство Образованияи Науки Украины
Одесская Национальная МорскаяАкадемия
Кафедра гидрографии иморской геодезии
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Гидрометеорологическаяхарактеристика в районе плавания на переходе Фритаун (Сьерра-Леоне) – Гавана(Куба) в декабре 2007 года»
Одесса – 2008
Введение
Навигационныекурсы, проложенные по картам ветров и морских течений Мори (1871), позволилиморякам на много дней сократить сроки рейсов. Так выявилась навигационнаяценность этих карт. Моряки быстро осознали, что в их интересах не толькоусовершенствование самих карт, но и увеличение сведений обо всех аспектахсистемы океан–атмосфера. Поэтому они охотно взяли на себя задачу наблюдать изаписывать погодные и морские условия и снабжали Мори копиями своих вахтенныхжурналов в обмен на карты ветров и течений, выдаваемые им гидрографическойслужбой США, которой руководил Мори. Мори, считал желательным, чтобы наблюденияпроизводились и записывались согласно единому образцу, и вот в 1853 г. поего инициативе в Брюсселе состоялась конференция представителей несколькихморских держав с целью выработать код наблюдений.
Умение хорошоориентироваться в любых погодных условиях и в полной мере использоватьгидрометеорологическую информацию от метеорологических служб различных стран. Атакже личные наблюдения за погодой и морем позволяет значительно сократитьвремя перехода судна из одного порта в другой.
Для грубогопредставления о некоторых этапах составления прогнозов погоды нет необходимостивдаваться в массу технических подробностей. Прогнозисту надо как можно большесведений о погоде на момент прогноза и до него, его интересуют тенденции визменении погоды на большом пространстве вне зоны прогноза. У него имеетсякарта, охватывающая большой район, на карте показаны метеорологические спутникии станции, включая специальные суда погоды. В определенные сроки эти станциипередают сведения об атмосферном давлении, направлении и скорости ветра,облачности, температуре и т.д. Различные торговые суда также посылают своисообщения (такие наблюдения называются попутными судовыми). Принятые данныепрогнозист наносит на карту.
Осуществлятьболее эффективное ведение промысла, обезопасить в пути следования и стоянкисудна в порту, предотвратить шторм, ураган, туман и потерю перевозимых грузов,создать более комфортные условия плавания для экипажа, пассажиров и т.д.
Для этогосудоводителю необходимо уметь:
à разбиратьсяв физических процессах и явлениях, происходящих в атмосфере, морях и океанах;
à правильнооценивать влияние тех или иных погодных и гидрологических условий на судно;
à производитьсудовые гидрометеорологические наблюдения, их кодирование для передачи вподразделения Службы погоды;
à использоватьв навигационной практике факсимильные карты погоды, штормовые предупреждения,прогнозы погоды, передаваемые метеорологическими центрами разных стран;
à учитыватьместные признаки погоды (наблюдаемые с судна) для уточнения официальныхпрогнозов погоды;
à грамотнооценивать рекомендации по выбору наиболее выгодного пути плавания в зависимостиот гидрометеорологических условий.
Указанныезадачи будут рассмотрены и решены в данной курсовой работе.
Курсоваяработа по переходу Фритаун – Гавана содержит трансатлантическую частьследования по дуге большого.
1. Гидрометеорологическаяхарактеристика перехода по многолетним данным
1.1Перечень материалов подобранных для «Оценки перехода»
Длявыполнения предстоящей курсовой работы были использованы как издания ГУНИО, таки адмиралтейские источники. Согласно Каталогу карт и книг для данного районаплавания нужны пособия, показанные в Таблице 1.1.1.
Таблица 1.1.1Адмиралтейский номер Название книги (руководства) Год издания NP 202 Admiralty Tide Tables (Vol II) 2007 NP 82 Admiralty List of Lights, vol J 2006 NP 78 Admiralty List of Lights, vol E 2002 NP 286 (5) Admiralty List of Radio Signals, vol 6 2007 NP 283 (1) Admiralty List of Radio Signals, vol 3 2006 NP 286 (3) Admiralty List of Radio Signals, vol 6 (3) 2006 – Атлас погоды мира. 2003
Кромевышеуказанных бумажных публикаций, были использованы и компьютерные программы:Horizon XP (ECDIS), а также обучающая программа по метеорологии Weathertrainer. Другие источники информации, которые были использованы в курсовойработе, показаны в «Списке использованной литературы».
1.2Атмосферное давление, ветер
Погодныеусловия в северной части Атлантического океана формируются под влияниембарического поля, характерной чертой которого является чередование с севера наюг зон пониженного и повышенного давления. К северу от параллели 40˚Nрасполагается зона пониженного давления – Исландский минимум, который в ноябреочень сильно выражен. Над этой частью океана устанавливается циклональнаяпогода со слабыми и умеренными ветрами; штормы наблюдаются довольно часто. Взападной части зоны летом господствует SE муссон, который приносит изтропических широт влажный, теплый воздух. Над холодной водной поверхностьюобразуется низкая слоистая облачность, обильная морось и густой туман.Повторяемость пасмурного неба составляет 60–80%, а ясного не превышает 10–20%.
К югу отпараллели 40˚N располагается зона повышенного давления – Азорскиймаксимум. В октябре антициклон значительно усиливается, смещаясь к северу, истановится, таким образом, господствующим барическим образованием над севернойчастью Атлантического океана. По его SE периферии к экватору дуют устойчивые NEветры – пассаты со скоростью 5–8 м/с. В области пассатов наблюдаетсяустойчивая погода: малоразвитые невысокие кучевые облака непрерывноперемешаются с NE на SW со скоростью приземного ветра. Изредка выпадаютнебольшие дожди, которые часто не достигают поверхности океана, образуяхарактерные «полосы падения».
Областьокеана, расположенная к югу от параллели 30˚N и к западу от меридиана 150˚E,находится в зоне действия летнего SE муссона, который приносит в эти районывлажный теплый воздух экваториальных широт. Повторяемость пасмурного небасоставляет 30–40%, между меридианами 120˚-140˚W увеличивается до 60–70%.Повторяемость ясного неба не превышает 10–20%. На восточное побережьеСоединенных Штатов влияют ветры, которые зарождаются в основном в южном секторепри циркуляции по часовой стрелке вокруг области высокого давления СевернойАтлантики.
Околопобережья Северной Америки зимой ветры в среднем сильнее, чем летом, что взначительной степени связано со сменой сезонов и переходом от высокого давлениянад Канадой к низкому. Однако основная ветровая циркуляция вызывается областямивысокого давления над северными частями Тихого и Атлантического океанов; впоследнем случае высокое давление летом движется дальше к востоку.
Тропическаязона: В течение всего года здесь преобладает морской тропический воздух. Вданной зоне в течение всего года господствует морской тропический воздух,определяющий в основном антициклонический характер погоды. В открытом морепреобладает прохладная погода.
В этой зоневозможны тропические циклоны; наблюдаются смерчи. Погода устойчивая, теплая, сумеренными N и NE ветрами. В открытом океане в течение почти всего годапреобладают N ветры (суммарная повторяемость 40–65%). На побережьеповторяемость ветров от N в отдельные месяцы достигает 70%, а от NE – 32%.Средняя месячная скорость ветра в открытом океане 3–5 м/с, на побережье вбольшинстве пунктов она колеблется от 2 до 6 м/с. Повторяемость штилей в открытомокеане колеблется от 1 до 15%, а на побережье от 4 до 15%. Повторяемость ветрасо скоростью 16 м/с и более в открытом океане лишь изредка превышает 5%.На побережье среднее месячное число дней со скоростью ветра 17,5 м/с ивыше редко бывает больше 1. В июле и августе вдоль побережья иногда дует«темпоралис» – штормовой ветер SW или W, вызывающий сильное волнение.Устойчивые бризы отмечаются в июне-августе. Морской бриз начинается около 10 ч,между 18 и 20 ч он сменяется береговым бризом, прекращающимся около 8 ч.Береговой бриз менее устойчив как по направлению, так и по скорости. Обычно онощущается на расстоянии не более 10 миль от береговой линии.
Субтропическаязона: Для этой зоны характерна сезонная смена воздушных масс: зимой преобладаютвоздушные массы умеренных широт.
С августа поноябрь здесь возможны тропические циклоны. Внетропические циклоны наблюдаютсяне чаще трех-четырех раз в год; они следуют обычно на восток севернее зоны, нонекоторые из них проходят через Азорские острова.
Нередко здесьнаблюдаются смерчи.
Согласномноголетних данных о ветрах в приземном слое Североатлантического океана взятыхиз Атласа погоды можно сделать вывод о том, что в южной части севернойАтлантики в течение декабря преобладают ветра восточного и северо-восточногонаправления.
Средниескорости ветра в течение года в тропической зоне, плавание в которой предстоитсовершить не превышает 7 м/с, что делает условия судоходства в этом районевесьма благоприятными.
1.3Видимость, водный режим атмосферы
Отдаленные предметывидны хуже, чем близкие, не только потому, что уменьшаются их видимые размеры.Даже и очень большие предметы на том или ином расстоянии от наблюдателястановятся плохо различимыми вследствие мутности атмосферы, сквозь которую онивидны. Эта мутность обусловлена рассеянием света в атмосфере. Понятно, что онаувеличивается при возрастании аэрозольных примесей ввоздухе.
Для многихцелей очень существенно знать, на каком расстоянии перестают различатьсяочертания предметов за воздушной завесой. Это расстояние называют дальностьювидимости, или просто видимостью. Дальность видимости чаще всегоопределяется на глаз по определенным, заранее выбранным объектам (темным нафоне неба), расстояние до которых известно. Но имеется и ряд фотометрическихприборов для определения видимости. В очень чистом воздухе, напримерарктического происхождения, дальность видимости может достигать сотенкилометров. Рассеяние света в таком воздухе производится преимущественномолекулами атмосферных газов. В воздухе, содержащем много пыли или продуктовконденсации, дальность видимости может понижаться до нескольких километров идаже до метров. Так, при слабом тумане дальность видимости составляет 500–1000 м,а при сильном тумане или сильной песчаной буре может снижаться до десятков идаже нескольких метров.
Различаютгеометрическую, оптическую и метеорологическую дальность видимости.Геометрическая дальность видимости АС (рис. 1.5.2) определяется кривизнойЗемли и светового луча и зависит от высоты наблюдателя и наблюдаемого объекта.Оптическая дальность видимости – это расстояние, на котором реальный объект приданных условиям погоды, освещения и наблюдения находится на границе восприятиязрением. Она зависит от прозрачности атмосферы, остроты зрения наблюдателя,свойств наблюдаемого объекта и фона, на котором наблюдается объект. Всеуказанные факторы весьма изменчивы, поэтому оптическую дальность видимостизатруднительно применять в практических целях в качестве метеорологическогоэлемента.
Субтропическая зона.В течение всего годапреобладает видимость более 5 миль; ее повторяемость 90–95%.
Видимость 30 миль и более наблюдается редко.
Повторяемость видимости менее 2 миль не превышает5%.
Тропическая зона. Здесь на протяжении всегогода преобладает видимость более 5 миль; ее повторяемость 90–95%.
Повторяемость видимости 30 миль и болееколеблется от 5 до 15%. Повторяемость видимости менее 2 миль обычно непревышает 5%.
Повторяемость видимости менее 2 морских миль длядекабря составляет менее 10%. При этом повторяемость видимости более 5 мильсоставляет до 90% и выше.
Облачность и осадки.
Тропическая зона: Средняя месячнаяоблачность в описываемой зоне колеблется от 2 до 8 баллов. Наибольшие еезначения приходятся на ноябрь-март, а наименьшие на июль-сентябрь.
В открытом океане повторяемость пасмурногосостояния неба колеблется от 20 до 50%, а повторяемость ясного состояния неба –от 20 до 70%.
Осадков в целом выпадает немного. Среднее годовоеколичество осадков в открытом океане колеблется от 100 до 500 мм.
Осадки выпадают обычно в виде кратковременныхливней и моросящих дождей.
Облачность в декабре не превышает 6 баллов.
Местные признаки погоды.
На Азорских островах перед началом шторма от S часто отмечаетсянеобыкновенная прозрачность воздуха.
Субтропическая зона: Средняя месячная облачностьколеблется от 2 до 7 баллов. Наибольшие значение облачности приходятся наноябрь-март, наименьшие на июль и август.
В открытом океане повторяемость ясного состояниянеба (облачность 0–2 балла) составляет 30–40% и лишь в мае и в августедостигает 50–60%. Повторяемость пасмурного состояния неба (облачность 8–10баллов) колеблется от 20–70%. Осадков в целом выпадает немного. Среднее годовоеколичество осадков в открытом океане составляет 250–1000 мм, возрастая сюга на север.
В годовом ходе осадков выделяется дождливыйпериод (с октября-ноября по март-апрель) и сухой (с мая по сентябрь).
Осадки выпадают обычно в виде сильныхкратковременных дождей.
Туманы
Субтропическая зона. Повторяемость туманов воткрытом океане обычно не превышает 1% в месяц. Нередко туманы выносятсябереговыми бризами в океан и наблюдаются там, в виде отдельных островковразличной густоты. Как правило, туманы наблюдаются утром, а к полуднюрассеиваются.
Дымка в данной зоне бывает нечасто.
Тропическая зона. Повторяемость туманов воткрытом море не более 1%. Повторяемость дымки в большей части тропической зоныне превышает 12% в месяц. Возможно также образование дымки на островах Мадейра,как правило, при ветрах от 0.
Повторяемость туманов для декабря не превышает 7%.
1.4 Тепловойрежим атмосферы
Продолжительность дня (от восхода до закатаСолнца) в начале перехода составляет 12 часов 40 минут; в середине перехода 14часов 06 минут, а в конце рейса 13 часов 55 минут.
Температура ивлажность воздуха
/>Тропическая зона: Средняя месячная температура воздуха в открытомокеане колеблется от 24 до 28°C, а на побережье от 22 до 29°C. Абсолютный максимумтемпературы 41°C. Относительная влажность воздуха в течение года составляет всреднем за месяц 60–85%.
Субтропическаязона:Наиболее теплым периодом года является июнь – сентябрь; в это время средняямесячная температура воздуха на севере зоны 16–20° на юге: 23–28°C. Набольшая температуравоздуха 32–35°C, а наименьшая 12–19˚С. Относительная влажность воздуха втечение года высокая. С июля по август достигает 80–90%.
На переходетемпература воздуха колеблется от 20 до 26 °С.
Температура водыв поверхностном слое малоизменяется в течение года. Наиболее высокая средняя температура наблюдается в августеи составляет 16–20˚ у северной границы района и 26–29˚ в остальнойчасти района.
Как видно по вышепоказанным температурам в разныхчастях предстоящего перехода, совершаем переход с теплой зоны в холодную ипотом опять в теплую зону. Переходим из зоны с малой повторяемостью туманов истабильной стратификацией атмосферы в зону с повышенной повторяемостью туманов,стабильной стратификацией и обратно. Несмотря на то, что большая часть переходапроходит через зону с повышенным образованием туманов и неблагоприятнойпогодой, будем следовать этим путем, так как сэкономим большое расстояние, ариск от непогоды не является угрожающим безопасности судна.
На пути следования судна по предварительнойпрокладке температура воды согласно многолетних данных будет находиться впределах 23–27 °С.
1.5 Опасные (особые) явления погоды
Грозы.Повторяемость гроз в открытом океане не превышает1%. На Азорских островах среднее месячное число дней с грозой не более 1.
Смерчи. В описываемом районе нередко отмечаются смерчиили торнадо. Давление воздуха в смерче понижено. Скорость перемещения смерча всреднем 10 м/с. Длина его пути колеблется от 0,5 до 250 миль.
Следует отметить, что вблизи смерча (поблизостиот его пути) может наблюдаться почти полное затишье. Смерчи продолжаются обычнооколо 30 мин, приходят с берега и не распространяются далеко в океан.Температура воздуха при смерче понижается на 4–7оС.
Тропические циклоны. Тропический циклонпредставляет собой перемещающуюся со скоростью обычно от 70 до 240 миль в суткиобласть низкого атмосферного давления диаметром от 20 до 600 миль, в которойпроисходит интенсивное круговое движение воздушных масс против часовой стрелкив северном полушарии и по часовой – в южном.
Тропические циклоны зарождаются в тропическихширотах и от места зарождения движутся с постепенно возрастающей скоростью вобласть субтропических и умеренных широт; продолжительность их существования от3–5 до 20 суток.
Атмосферное давление в тропическом циклоне отпериферии к центру падает и в центре циклона составляет 950–970 мб, а вотдельных случаях еще меньше; сила ветра от периферии к центру возрастает ивблизи центра достигает ураганной силы. Прохождение тропического циклона всегдасопровождается мощной облачностью, очень сильными и продолжительными ливнями изначительным волнением. Только в самом центре циклона в зоне диаметром не более20 миль небо обычно ясное («глаз бури») или покрыто тонкими высоко слоистымиоблаками. В этой зоне ветер ослабевает до штиля, однако развивается толчея,опасная для судов. У побережья Северной Америки тропические циклоны называютсяураганами. Они наблюдаются севернее параллели 10˚N с мая по ноябрь. Взападной части Тихого океана они зарождаются в районе между параллелями 8˚и 15˚Nи меридианами 125˚ и 150˚E, откуда перемещаются на N, а затем на NE. Тропические циклоныданного района известны под названием тайфуны, возможны они здесь в течениевсего года, но чаще всего бывают с мая – июня по декабрь. В эти месяцы за 10-летнийпериод наблюдалось от 3 до 18 дней в месяц с тропическими циклонами.
Средняя повторяемость тропических циклонов напереходе не более 5%. Кроме того маршрут лежит вдали от основных путейследования циклонов.
Признаки приближения тропического циклона. Отдельные признакиприближающегося циклона можно наблюдать на значительном удалении от него. Так,например, ветры, связанные с тропическим циклоном, иногда распространяются нарасстояние до 700 миль от его центра; зыбь отмечается на расстояниях до 400–500миль, а в отдельных случаях-до 1000 миль от центра циклона. На большихудаленьях от центра тропического циклона наблюдается ясное небо, высокаятемпература воздуха, духота, штиль или слабый ветер. Иногда отмечаются необычноокрашенные восходы и заходы солнца, при которых небо принимает огненный илимедно-красный цвет с разнообразными оттенками, а также необычная флуоресценцияморя и ореолы вокруг солнца и луны.
Важным признаком приближающегося тропическогоциклона на расстояниях до 1500 миль от центра циклона может служить появлениеперистых облаков в виде тонких прозрачных полос, перьев или хлопьев, которыехорошо видны при восходе и заходе солнца. Когда эти облака кажутся сходящимисяв одной точке за горизонтом, то можно считать, что на расстоянии около 500 мильот судна в направлении движения циклона. Однако на расстояниях, превышающих 250миль от центра тропического циклона, признаки его приближения нельзя считатьбезусловными.
Более надежные признаки приближающегосятропического циклона представляется возможным установить с расстояния порядка 200миль. На этих расстояниях сила ветра, связанного с тропическим циклоном,составляет 6–7 баллов, появляются разорванно-кучевые облака, которые приходятна смену перистым облакам; наблюдается значительная зыбь, идущая от центрациклона. Движение мелких одиночных кучевых облаков обычно надежно указывает нанаправление движения центра циклона. Если встать навстречу движению кучевыхоблаков, то в северном полушарии центр тропического циклона будет расположенсправа, а в южном полушарии – слева.
Так как зыбь распространяется по радиусам отцентра циклона, то по направлению распространения зыби можно судить о положениицентра циклона, а по изменению этого направления составить представление онаправлении движения циклона. При этом необходимо учитывать, что если междуцентром тропического циклона и судном имеются острова, то они могут изменитьнаправление зыби.
С приближением тропического циклона происходитуплотнение облачности, усиление ветра и зыби. На расстояниях 100–150 миль отцентра циклона наблюдается заметное падение атмосферного давления, хотясуточный ход его еще сохраняется. Сила ветра в этой зоне достигает 8–9 баллов,кучевые облака заволакивают все небо и начинаются сильные ливневые дожди.Дождевые завесы обычно хорошо просматриваются на экране судового радиолокатора.
На расстояниях менее 100 миль от центратропического циклона происходит резкое падение атмосферного давления иполностью нарушается его суточный ход. В 10–16 милях от центра циклона падениедавления может достигать 10–20 мб. в час. Ветер продолжает усиливаться: в 50–70милях от центра циклона сила его достигает 10 баллов, а в 30–35 милях 12баллов. Зыбь также усиливается и с приближением к центру циклона переходит втолчею. В северном полушарии наиболее сильное волнение образуется в правойзадней четверти циклона, а в южном полушарии – в левой задней четверти.
После прохождения центра тропического циклонанаблюдаются те же метеорологические явления, какие отмечались во времяприближения центра циклона, однако в обратной последовательности и с большейскоростью их смены.
Правила для расхождения судна с центромтропического циклона.
Попав в область действия приближающегосятропического циклона, необходимо стремиться уйти с пути его движения иудалиться на возможно большее расстояние от центра и опасной четверти циклона.В северном полушарии наиболее опасной является передняя правая четвертьтропического циклона, а в южном полушарии – левая передняя, так как в этихчетвертях ветер сносит судно по направлению к центру тропического циклона ипути его движения.
Определение положения центра тропическогоциклона, направления его движения и четверти циклона, в которой находитсясудно, выполняется по следующим правилам:
1. Еслистать спиной к ветру, то в северном полушарии центр тропического циклона будетнаходиться впереди приблизительно на 60˚ влево, а в южном полушарии –вправо от направления, по которому дует ветер. По мере приближения судна кцентру тропического циклона этот угол увеличивается и достигает 90˚ иболее.
2. Суднов северном полушарии находится в наиболее опасной четверти, если при падениидавления ветер изменяет свое направление по движению часовой стрелки. В южномполушарии судно находится в опасной четверти, если при падении давления ветеризменяет свое направление против движения часовой стрелки.
3. Еслинаправление ветра не меняется, сила его возрастает, а давление падает, значит,судно находится на пути центра приближающегося тропического циклона.
4. Еслидавление повышается, значит, центр циклона миновал. При этом ветер изменяетсвое направление по движению часовой стрелки. В северном полушарии суднонаходится в правой (в южном полушарии в левой) задней четверти циклона. А когдаветер изменяет свое направление против движения часовой стрелки, то в северномполушарии судно находится в левой (в южном полушарии в правой) задней четвертициклона.
Применить на практике указанные правила не всегдапредставляется возможным, так как вследствие исключительной сложностигидрометеорологической обстановки в тропическом циклоне измерения значенийгидрометеорологических элементов и наблюдения за их изменениями затруднены.Поэтому если не удалось установить четверть, в которой находится судно, то длябольшей безопасности следует предполагать неблагоприятный случай, когда суднонаходится в наиболее опасной четверти. В этом случае в северном полушариирекомендуется изменить курс с таким расчетом, чтобы ветер дул с носовыхкурсовых углов правого борта (в южном полушарии – левого борта). Если придальнейшем уточнении окажется, что судно находится в левой передней четвертициклона, то курсовые углы ветра следует увеличить до кормовых. Обычно сведенияо зарождении и движении тропического циклона систематически передаются порадио. При получении этих сведений полезно следить за изменением траекториидвижения циклона, пользуясь картой. На карту рекомендуется нанести центрциклона, а также сектор, в котором наиболее вероятно перемещение центра. Дляполучения упомянутого сектора следует из центра циклона проложить направлениеего движения в данный момент и под углом 40˚ в каждую сторону от этогонаправления-линии длиной, равной ожидаемому перемещению центра циклона засутки. Можно ожидать, что в течение ближайших 24 ч центр тропическогоциклона окажется где-то в пределах указанного сектора. Если через некотороевремя поступят новые данные о местоположении центра циклона, следует сновавычертить такой же сектор и внести необходимые поправки в меры, принимаемые длярасхождения с циклоном. Направление движения центра циклона будет определятьсянаправлением отрезка, соединяющего центры двух последних секторов. Особенноважен рекомендуемый контроль над изменением траектории движения циклона в техслучаях, когда судно находится вблизи района поворота циклона.
Ниже приводятся правила маневрирования в частныхслучаях при встрече с тропическим циклоном.
Правила маневрирования судна в зоне тропическогоциклона в северном полушарии
Случай 1. Если судно находится в наиболее опасной (правойпередней) четверти тропического циклона и может пересечь путь движения циклоназаблаговременно, т.е. вдали от его центра, то нужно идти так, чтобы ветер был справого борта, и по возможности держать курс перпендикулярно пути движенияциклона. Это позволяет уйти в наименее опасную (левую переднюю) четвертьциклона. Если пересечь путь движения тропического циклона на значительномудалении от его центра не удается, то не следует пытаться выполнить этот маневрдаже на судах с мощными машинами.
Случай 2. Если судно находится в наиболее опасной (правойпередней) четверти тропического циклона и не может пересечь путь движенияциклона заблаговременно, то нужно по возможности удалиться от центратропического циклона, приведя ветер на носовые курсовые углы правого борта(вариант «а»). Если удалиться от центра тропического циклона на значительноерасстояние не удается, то судно должно удерживаться носом против волны, работаямашинами (вариант «б»).
Случай 3. Если судно приближается к циклону со стороны егонаиболее опасной первой передней четверти, нужно изменить курс на обратный ипоступить так, как указано в случае 2.
Случай 4. Если судно находится в левой передней четвертитропического циклона, нужно стремиться уйти от центра циклона курсом,перпендикулярным пути его движения, приведя ветер по правому борту.
Случай 5. Если судно находится в левой передней четвертитропического циклона и не может держать курс перпендикулярно пути движенияциклона, то следует привести ветер не кормовые курсовые угли правого борта иидти полным ходом.
Случай 6. Если судно догоняет тропический циклон, нужноуменьшить ход, приведя ветер по левому борту, и ожидать, пока циклон удалится.
Вероятность появления тропических циклонов
Северо-западная часть Атлантического океана: Тропические циклоны вэтой области называются «тайфунами» при скорости ветра больше 64 узлов, или«супер тайфуны» при скорости ветра больше 130 узлов. В этой области зарождаетсябольше циклонов, чем в каком ни будь другом месте земного шара. В среднем здесьвозникает около 25 тропических циклонов, из которых ежегодно 18 достигает силутайфуна. Эти тайфуны являются самыми большими и самими сильными тропическимициклонами в мире. Максимальная скорость ветра больше 130 узлов и диаметр больше600 миль встречаются редко.
Северо-восточная часть Атлантического океана: Тропические циклоны вэтой области называются «hurricanes» (ураганы), если скорость ветра превышает 64узлов. Это второй наиболее активный в мире район возникновения тропическихциклонов. Эти циклоны отличаются от циклонов Северо-западной частиАтлантического океана тем, что они обычно меньше по размеру. Однако они могутбыть такими же мощными.
В ноябре в данном регионе возникает в среднем 2–3тропических Бурей и 2 «hurricanes».
Цунами. Цунами это морские волны, образующиеся в океанепод действием землетрясений и вулканических извержений на морском дне, иливблизи берегов. Они образуются главным образом в результате землетрясений силойболее 6 баллов (по шкале Рихтера) с эпицентром на глубинах не более 50 км.
Обычно это серия из 3–9 волн, распространяющихсясо скоростью 200–500 миль в час от эпицентра землетрясения с интервалами 10–30 мин.Длина этих волн 50–200 миль, а высота 3–5 м, поэтому они не оказываютникакого действия на суда в открытом океане. Разрушительное действие цунамипроявляется у открытых берегов и с особой силой у глубоких V-образных бухтах изаливах, имеющих широкие входы и медленно убывающие к берегам глубины. Приприближении к берегу, передняя часть волны становится крутой, а высота еенепрерывно нарастает и достигает 10–30 м, образуя водяную стену; эта волнас огромной силой обрушивается на берег, производя катастрофические разрушения.Следует отметить, что волны цунами способны преодолевать большие расстояния имогут производить разрушения в большом удалении от эпицентра землетрясения. Понаблюдениям, в различных районах Тихого океана наиболее высокая волна цунамивторая, третья и редко более поздние волны.
Первым признаком приближения цунами являетсябыстрое падение уровня воды и не связанное с нормальным отливом отступлениеводы (в мелководных районах на сотни метров от берега). Период отступления водыдлится 5–35 мин (иногда и дольше), после чего приходит первая волнацунами. Отступление воды от берегов сопровождается необычайной тишиной,сменяющей шум прибоя.
Цунами весьма опасны для судов, стоящих на якоревблизи берега или ошвартованных у причалов. Поэтому при получении сообщения оземлетрясении и возможном возникновении цунами судам следует немедленно уходитв море.
1.6Океанографическая характеристика района плавания
Колебанияуровня и приливы
Побережье:Колебания уровня обусловлены в основном приливно-отливными явлениями, сейшами,сгонами и нагонами. Приливная волна распространяется с юга на север. Приливыпреимущественно полусуточные, лишь к северу от параллели 18°N наблюдаются неправильные полусуточные приливы. Средняя величина квадратурного прилива 1.1–2.8 м,сизигийного прилива 2–5 м.
Острова:Средняя величина квадратурного прилива 0.3–1.3 м, сизигийного прилива 0.5–1.9 м.Сейшевые колебания уровня вызываются резкими изменениями атмосферного давления.Величина этих колебаний в узких бухтах достигает иногда несколько метров; онимогут продолжаться от 1 до 2 суток, имея период от нескольких минут до 1 часа иболее. Сгонно-нагонные колебания уровня наблюдаются повсеместно, лучше всегоони выражены на мелководьях, где во время штормов уровень повышается на 2–3метра и более.
В портуФритаун приливы полусуточные.
Таблица 1.6.1.Приливы в порту Фритаун на 3.12.200703.12.2007 Time Heigth High
02:54
15:44
2.6 m
2.3 m Low
09:31
21:34
1.1 m
1.2 m
Течения. Постоянные течения,наблюдаются в описываемом районе, являются частью общей циркуляции вод Севернойчасти Атлантического океана и обусловлены действием пассатов северного и южногополушарий.
Постоянныетечения представлены здесь Канарским, Северным пассатным, Гвинейским и Южнымпассатными течениями и Межпассатным противотечением.
Течение врайоне островов Мадейра следует на S, и только у северного побережья с январяпо ноябрь направлено на NW. Скорость его достигает 1,2 уз.
Северноепассатное течение Основная его масса пересекает океан с востока на запад междупараллелями 8–10˚ и 22˚ N. На юге оно граничит с Межпассатнымпротивотечением. С июня по август идет в основном в северной своей половине наWNW, а в южном на W. Скорость его не велика: обычно около 0.5 уз; лишь на отдельныхучастках она увеличивается до 1 узла. Устойчивость течения не превышает 25% насевере и 50% на юге.
Межпассатноепротивотечение направлено в основном с W на Е с июня по август – междупараллелями 4° и 14°N. У побережья Центральной Америки противотечениеразделяется на два потока, один из которых следует на север, а другой на юг.Средняя скорость Межпассатного противотечения колеблется 0,5–1,5 уз, аустойчивость 25–75%. В июне-августе отмечается устойчивость более 75%.
Приливныетечения в открытом океане развиты слабо и имеют вращательный характер. Вприбрежной зоне скорость приливных течений также небольшая, но на отдельныхучастках она значительно возрастает. Регулярность приливных течений можетнарушаться.
Волнение. В описываемом районе втечение всего года преобладают волны высотой 1–3 м, повторяемость которыхсоставляет 55–84%.
Волны высотойот 3 до 5–6 м также нередки: повторяемость их колеблется от 15 до 35% всеверной части района и от 5 до 15% в южной его части. Наибольшая повторяемостьих отмечается в северной части района в период прохождения циклонов.
Максимальнаявысота волн в рассматриваемом районе достигает 8–13 м.
Сменапреобладающего направления волнения наблюдается: с декабря по май чаще всегоотмечаются волнения от N и NO, с июля по октябрь – от SO.
Врассматриваемом районе часто наблюдается зыбь, приходящая сюда из умеренныхширот. Высота волн зыби обычно менее 2 м, но на отдельных участках онаможет увеличиваться до 9 м.
Температура,соленость и плотность воды. Температура воды в поверхностном слое высокая втечение всего года и колеблется в среднем от 15 до 28С, возрастая с севера наюг. Годовая амплитуда температуры уменьшается от 6–7С в северной части районадо 2–4С в южной его части.
Почти во всемрайоне к северу от параллели 10С сев. шир. наиболее холодным является февраль,когда средняя температура воды изменяется от 14 до 23С. В марте начинаетсяповышение температуры воды, а в августе-сентябре она достигает своегомаксимума: 20–27С.
Соленостьводы в поверхностном слое колеблется от 36–37% в северной части района до 34,5–35,5%в южной его части. Колебания ее в течение года не превышают 0,5%.
Плотностьводы в поверхностном слое колеблется в течение года от 1,01900 до 1,02675.Наибольшая плотность 1,02300–1,02675 отмечается к северу от параллели 10 сев.шир., южнее этой параллели она колеблется от 1,02100 до 1,02400. Наименьшаяплотность наблюдается в гвинейском заливе.
1.7 Выводыпо разделу
Выбор путибыл сделан на основании рекомендации пособия «Океанские пути мира». За счет плавания,которое происходит по дуге большого круга, мы пройдем меньше путь на 40 миль.Поскольку основная часть перехода находится в северных районах Атлантическогоокеана, было необходимо убедиться, не будет ли подвергаться судно, груз иэкипаж слишком большому риску.
Учитывая всюинформацию, которая была описана в данном разделе, приходим к выводу, что вдекабре необходимо соблюдать безопасность при плавании в центральной частиАтлантического океана. Угрозу представляют собой циклоны. Однако в случаепрогноза зарождения циклона (у побережья Северной Америки), будем действоватьсогласно рекомендациям приведенных в разделе 1.5.
Поэтому можносказать, что выбранный нами путь является в данное время года выгодным как сточки зрения экономической эффективности, так и метеорологического обеспечениябезопасности плавания.
2.Гидрометеорологическое обеспечение судна на переходе
2.1Краткая теоретическая характеристика поступающей гидрометеорологическойинформации
В настоящеевремя сложилась и регулярно действует мировая система гидрометеорологическогообслуживания мореплавания, организованная усилиями метеорологических службстран – членов Всемирной метеорологической организации (ВMO). Текущей ирежимной гидрометеорологической информацией обеспечивается судоходство нетолько в пределах своих прибрежных вод, но и по обширной акватории Мировогоокеана.
Гидрометеорологическоеобслуживание судов осуществляется передачами по радио сводок погоды(метеорологических морских бюллетеней), штормовых предупреждений и факсимильныхкарт погоды и состояния моря. При необходимости суда, находящиеся в прибрежныхводах, могут пользоваться визуальными сигналами штормового предупреждения. Настоянках в портах судоводители могут получать консультации об условиях погоды исостоянии моря в синоптических бюро. Вся акватория Мирового океана разделена назоны ответственности стран – членов IMO за обеспечение гидрометеорологическойинформацией судов, плавающих в океанах и морях.
Каждыйрегиональный радио-, гидрометеорологический центр ведет передачи информациисогласно расписанию, об изменениях которого регулярно оповещается путемпубликации коррективов в Извещениях мореплавателям.
Гидрометеорологическаяинформация поступает на судно в виде Метеорологических и морских бюллетеней,штормовых предупреждений, NAVAREA, NAVTEX, факсимильные карты, радиопередачи сбереговых станций.
Прогнозыпогоды и состояния моря содержат: ожидаемые значения направления и скоростиветра и его тенденция (усиление или ослабление), температуры воздуха днем иночью, вероятный характер, и интенсивность осадков, туманов, видимости;предполагаемые направления и высоты ветровых волн и зыби, а также скорости инаправления морских течений; ожидаемая ледовая обстановка на море(распределение и сплоченность льдов по районам моря, положение кромки льдов,толщина берегового припая).
Помимопрогноза по определенному району, для судов выдается маршрутный прогноз. Заявкина маршрутные прогнозы передаются в обслуживающий орган Гидрометеослужбы непозднее, чем за 6 ч до выхода в рейс судов.
Штормовыепредупреждения передаются полным текстом на языке страны, составившей его наанглийском языке, или кодом FM 61D MAF OR.
Штормовыепредупреждения содержат информацию о предстоящих в ближайшее время усиленияветра и волнения до опасных для судоходства значений и передаютсягидрометеорологическими центрами не реже чем через каждые 12 ч. Внекоторых странах Северной Америки предупреждения передаются радиостанцияминезамедлительно после получении текста от метеорологической службы. В техслучаях, когда в обслуживаемом районе шторма не ожидается, об этом сообщается всоответствующей части Метеорологического бюллетеня.
Штормовыепредупреждения передаются в определенном порядке и содержат следующие сведения:
1. Международныйпозывной сигнал (TTT).
2. Типпредупреждения по схеме:
3. Предупрежденияо шторме (Gale warning)
4. Предупрежденияо сильном шторме (Storm warning)
5. Предупрежденияо тропическом циклоне (Warning of tropical cyclones)
6. Датаи время начала шторма, о котором сообщается в предупреждении (указывается поСГВ) – среднее гринвичское время.
7. Типвозмущения (циклон, тропический циклон) с указанием давления (в гПа) в егоцентре.
8. Местоположениевозмущения (широта и долгота).
9. Направлениеи скорость перемещения возмущения.
10. Размеры зоны возмущения.
11. Сила ветра в баллах пошкале Бофорта и направление ветра в различных секторах зоны возмущения врумбах. Скорость ветра может указываться в м/с и уз.
12. Состояние поверхностиморя и волны в районе воздействия возмущения.
13. Дополнительные сведения.
Длясудоводителей основной интерес представляют карты опасных явлений погоды,синоптические карты приземного анализа, прогностические приземные карты, картыфактического и прогнозируемого волнения и ледовые.
На каждойфаксимильной карте в рамке помещают два четырехбуквенных сочетания. В первойгруппе первая буква обозначает тип карты: А(Analysis) – карта фактическойпогоды или F(Forecast) – прогностическая. Вторая буква характеризует типанализа или прогноза, например S(Surface) – приземной анализ или прогноз.Последние две цифры обозначают район, для которого составлена данная карта: NT– северная часть Атлантического океана, PO – Тихий океан, IO – Индийский океан,XN – северное полушарие, XX – используется, когда для района не предусмотреноиндекса.
Вторая группаобозначает метеорологический центр, передающий карту, например BQRR – Брекнелл,RJTD – Токио. Иногда вместо этой группы помещают позывные передающей станции,например, JMH – Токио.
Факсимильныесиноптические карты позволяют последовательно наблюдать за развитиемгидрометеорологической обстановки лишь в том случае, если они принимаются синтервалом не более 12 ч. Еще лучше принимать их с интервалом в 6 ч,так как в противном случае по данным полученной синоптической карты может бытьпредпринят маневр уклонения, который, по последним данным, уже не нужен, авозможно, и вреден. Синоптические карты передаются примерно через 2–3 чпосле того, как сделаны наблюдения. Таким образом, когда готовая синоптическаякарта поступает судоводителю, возраст ее составляет уже несколько часов ииногда она требует дополнений на основе собственных наблюдений. Напрогностическую карту наносят синоптическое положение в виде изобар и фронтовна срок заблаговременности прогноза (24, 48 или 72 ч). Это значит, чтопоказанное синоптическое положение будет в момент времени, равный моментусоставления прогноза плюс, указанная заблаговременность. Сняв с генеральнойкарты ожидаемое место судна на этот момент, его переносят на прогностическуюкарту и оценивают по ней гидрометеорологическую обстановку в данном районе. Основноеиспользование синоптических карт, принятых фототелеграфом, сводится к выработкемероприятий по выбору самого выгодного пути.
2.2Станции, обеспечивающие судно гидрометеорологической информацией
На протяжениивсего перехода будем получать метеорологическую информацию по NAVTEX. Списокстанции, передающих метеорологическую информацию по NAVTEX показан в Таблице2.2.1.
Таблица2.2.1. Список станций NAVTEX
Переход:
Фритаун – Гавана Буква Название станции Страна А Miami USA R San Juan San Juan U Ribeira de Vinha Cape Verde
Станции,передающие факсимильные метеорологические карты и расписание передач указаны вПриложении 1.
НАВТЕКС – международнаяавтоматизированная система передачи в режиме узкополосного буквопечатаниянавигационной, метеорологической и другой срочной информации, относится кприбрежным водам в радиусе до 400 миль от берега. В отличие от предупрежденийНАВАРЕА, НАВТЕКС обеспечивает передачу метеорологических прогнозов и всех штормовыхпредупреждений. НАВТЕКС (навигационный телекс) – это международнаяавтоматизированная система передачи навигационных и метеорологическихпредупреждений и срочной информации.
СлужбаНАВТЕКС использует специально выделенную для этих целей частоту 518 кГц, накоторой береговые станции передают информацию на английском языке, распределив,во избежание взаимных помех, время работы каждой станции по расписанию.
НАВТЕКСявляется компонентом Всемирной службы навигационных предупреждений (ВСНП),принятой Резолюцией Ассамблеи А.419 (XI), и входит в состав ГМССБ.
В ВСНП весьМировой океан разделен на 16 районов, в каждом из которых имеется страна,ответственная за сбор, анализ и передачу навигационной информации.
С цельюупорядочения радиопередач акватория Мирового океана разделена на зоныответственности стран – членов IMO за обеспечение судов, плавающих в океанах иморях, гидрометеорологической информацией. Всего Мировой океан разделен на 16зон NAVAREA.
Особенностипередачи штормовых предупреждений о тропических циклонах.
Информация отропических циклонах передается каждые 2–3 ч. Первое предупреждение отропическом циклоне или шторме ураганной силы передается независимо отрасписания и содержит следующие сведения:
1. Международныйпозывной сигнал (ТТТ).
2. Указаниео виде предупреждения.
3. Времяв предупреждениях указывается по СГВ.
4. Типтропического возмущения указывается согласно классификации, указанной в Таблице2.2.3.
5. Положениевозмущения. Местоположение центра дается в градусах (иногда, если возможно, и вдесятых долях) широты и долготы, причем широта и долгота указываются словами;далее следует информация о степени достоверности положения центра возмущения.
6. Направлениеи скорость движения возмущения (обычно его центра) дается в узлах, направление– до ближайшего из 16 румбов компаса либо в градусах (до ближайшего десяткаградусов).
7. Размерывозмущения.
8. Скоростьи направление ветра в различных секторах возмущения, причем скорость ветрадается на различных расстояниях от центра по секторам. Скорость ветрауказывается в узлах, расстояние – в морских милях.
9. Дополнительныесведения.
2.3Синоптические условия перехода
Структурабарического поля в приводном слое северной части Атлантического океана на 03Декабря 2007 года характеризуется наличием Азорского антициклона, Исландскойдепрессии, четырёх антициклонов и двух циклонов.
Исландскаядепрессия действует вблизи берегов Исландии и по видимой на карте имеет четырецентра. Последняя замкнутая изобара определяет давление в 1012 гПа. Основнойцентр с минимальным давлением в 991 гПа имеет ложбину вытянутую с S на N, и кроме того имеетнесколько отрогов со вторичными центрами с давлениями 999 гПа и 994 гПа. Ещёодин отрог находится вне ложбины западнее Исландии и имеет относительно высокоедавление в 1009 гПа. Здесь находятся в стадии зарождения холодные фронты.
Юго-восточнееИсландской депрессии находится ещё один циклон с относительно низким давлениемв 959 гПа, который ограничен изобарой в 1000 гПа. Он не имеет ни отрогов, ниложбин. В данный момент циклон активно развивается (заполняется, углубляется),что привело к появлению фронта окклюзии к северо-востоку от него, а такжехолодного и теплого фронтов большой протяжённости. Холодный фронт простираетсядалеко на юго-запад, перекрывая путь следования нашего судна. Этосвидетельствует о наличии обложных осадков в течении перехода в этот день.
Азорскийантициклон ограничен изобарой 1016 гПа, и имеет вторичный центр. Давлениясоответствуют 1026 и 1031 гПа. Гребень антициклона вытянут с востока на запад.
Ещё одинантициклон находится южнее Исландской депрессии имеет давление в центре 1022гПа, и ограничен изобарой 1016 гПа. Этот антициклон привёл к заполнению циклонасуществовавшего ранее на пересечении 55W и 40N.
Наибольшаясила ветра наблюдается над Азорским максимумом в районе развивающегося циклонаи достигает 25 м/с. Однако его отдалённость от пути следования судна, атакже учитывая то что это фронтальный циклон умеренных широт, можно сделатьвывод о том, что третьего декабря на переходе судна небо будет малооблачно, безобложных осадков.
В целомситуация благоприятна для судоходства.
04.12.2007
Структураприземного барического поля не изменилась.
Исландскийминимум углубляется, по прежнему имея три центра. Наименьшее давление теперьдостигает 971 гПа. Последняя замкнутая изобара имеет давление 1012 гПа.Образовался холодный фронт, который движется на юг.
Азорскиймаксимум приобрёл дополнительный вторичный центр, объединившись с антициклоном,располагавшемся ранее южнее Исландского минимума. Давление в его центрепонизилось до 1030 гПа. Кроме того новый дополнительный цент образовалсяюго-восточнее основного с давлением 1028 гПа. Теперь антициклон имеет гребеньвытянутый с северо-востока на юго-запад.
Циклон вблизиберегов Великобритании по прежнему развивается. Давление неизменно. Сила ветранеизменно велика (до 25 м/с). Фронты образованные этим циклоном начинаютокклюдировать.
Судно заходитна периферию Азорского максимума. Условия мореплавания благоприятны.
5.12.2007.
Барическоеполе имеет прежнюю структуру. Однако дополнительные центры Исландского минимумасместились на восток, соединившись с циклоном, который находился севернееАзорского максимума. Холодный и тёплый фронты окклюдировали, образовав длинныйфронт окклюзии, вытянутый с востока на запад. Минимальное давление 981 гПа.
Азорскиймаксимум развивается сливаясь с северными антициклонами, образовав обширнуюобласть высокого давления вдоль берегов Африки с основным (1032 гПа) и пятьюдополнительными центрами. Последняя замкнутая изобара 1016 гПа.
Наибольшиескорости ветра наблюдаются на линии взаимодействия Азорского максимума иИсландского минимума. И составляют до 20 м/с.
6.12.2007
Азорскиймаксимум занял обширные территории от берегов Африки до берегов СевернойАмерики, объединив все дополнительные центры и образовав один основной срекордным давлением 1037 гПа.
Исландскийминимум заметно ослабел до 1003 гПа, при этом от него отделились и двинулись навосток к Великобритании два циклона, сопровождаемых фронтом окклюзии.
Исландскийминимум ограничен изобарой в 1008 гПа.
Наибольшиескорости ветра наблюдаются у берегов Англии и достигают 15 м/с.
Суднонаходится в зоне действия Азорского максимума, метеорологические условияперехода в целом благоприятны.
2.4Гидрометеорологические наблюдения на судне
Измерениетемпературы воздуха на судне. Систематические наблюдения за температуройвоздуха позволяют выявить тенденции в изменении погоды. Правильный суточный ходтемпературы воздуха – признак сохранения хорошей погоды, нарушение суточногохода – признак приближения плохой погоды. Резкое (снижение температуры днемпосле ненастной погоды – признак близкого улучшения погоды, повышениетемпературы воздуха вечером предвещает ухудшение погоды.
Температуравоздуха, являясь одним из главнейших метеорологических элементов, оказываетсущественное влияние на деятельность флота. При низких отрицательныхтемпературах происходит образование льда на поверхности морских бассейнов илиих частей. Все моря России в холодное время года, в той или иной степенипокрываются льдом. Льды затрудняют плавание судов, и в ряде случаев судануждаются в помощи ледоколов. Кроме того, при низких температурах значительноувеличивается вязкость смазочных материалов и поэтому в зимнее время необходимопереходить на специальные зимние смазки. Температура и влажность, воздухаоказывают влияние и на перевозимые грузы.
Температуравоздуха выражается в градусах Цельсия (°С) с точностью до 0,1°С.
На судахтемпература воздуха измеряется метеорологическими термометрами (ртутными,спиртовыми) с ценой деления не более 0,5°С, как правило, в диапазоне от минус40 до плюс 50°С, или с помощью психрометров аспирационных МВ-4М. В частности,для измерения температуры воздуха можно использовать термометры ртутныеметеорологические ТМ-4, ТМ-6, ТМ-10, ТМ-14 или спиртовой метеорологическийнизкоградусный термометр ТМ-9. При измерениях термометры и психрометры следуетразмещать по обоим бортам судна в местах, удовлетворяющих в идеале следующимусловиям:
– резервуарытермометров должны располагаться над водной поверхностью;
– подходк местам установки термометров, психрометров должен быть удобным, термометры ипсихрометры при этом не должны быть помехой при судовых работах (при швартовыхоперациях, при креплении и переводе кранцев и т.п.);
– термометрыпо возможности должны быть защищены от попадания на их резервуары влаги ипрямых солнечных лучей.
Обычнометеорологические термометры, психрометры размещают на планширях крыльевходового мостика, к которым крепятся с помощью кронштейнов. Как исключениедопускается размещать термометры на внешней переборке штурманской рубки. Передразмещением на планширях ртутные и спиртовые термометры помещают в защиту типаПР-2 с конусовидной оправой для предотвращения попадания на их резервуарысолнечных лучей, осадков, морских брызг. Измерения температуры воздуха следуетпроизводить с наветренного борта. Однако в случаях, когда направлениекажущегося ветра совпадает с курсом судна или противоположно ему, измерятьтемпературу воздуха можно с любого борта. Если судно находится в дрейфе неменее одного часа и наветренный борт сильно освещен солнцем и при этомчувствуется нагрев палубы, а подветренный борт находится в тени, температурувоздуха следует измерять с подветренного борта
Наблюдения загидрометеорологическими элементами и явлениями на судах имеют целый рядособенностей. Особенности эти обусловливаются, во-первых, тем, что наблюденияпроизводятся на ходу и, во-вторых, подавляющее большинство элементов и явленийоценивается качественно, т.е. визуально.
Наблюдения заветром на судне ведутся инструментально с помощью анемометра и компаса наверхнем мостике, где ветер менее всего искажается влиянием корпуса и надстроек.На движущемся судне определяют кажущийся ветер. Скорость его (W) определяется спомощью анемометра, включаемого на 100 с. Разность отчетов делят на 100 иполучают число оборотов (делении) за 1 с. Введя поправку из поверочногосвидетельства анемометра, получают скорость кажущегося ветра (откуда он дует,Кw) определяют по компасу в градусах с точностью до 10–15˚.
С этой цельювизирную плоскость репитера гирокомпаса устанавливают параллельно ветру(направлению вытягивающихся вымпелов, флагов, дыма из трубы и т.д.). Заповедением указателей ветра необходимо наблюдать 2–3 мин. Зная элементыдвижения судна (истинный курс и скорость), с помощью круга СМО или графическирешают задачу о нахождении скорости и направления истинного ветра (U, Ku). Дляглазомерной оценки силы ветра по внешнему виду поверхности моря используютшкалу Бофорта.
Наблюдения затемпературой воздуха производятся с помощью термометров расположенных накрыльях мостика. Отчет снимается всегда с той стороны судна, где не светитсолнце (теневой стороны). По разности температуры показывающей сухимтермометром и температуры показывающей термометром, погруженным в жидкость,определяем точку росы и влажность воздуха. Дальность видимости определяется спомощью радиолокатора (равна расстоянию, при котором ориентир – удаленныйостровок или скала, обнаруженные радаром, впервые видны глазом). Особоевнимание необходимо уделить соответствию форм облаков; виду, интенсивности ихарактеру выпадающих осадков. Полезная информация о зонах выпадения осадковможет быть получена с помощью судовых радиолокаторов.
Наблюдения заволнением в море включают в себя определение степени волнения (состоянияповерхности моря в баллах), типа волнения, направления распространения волн,высоты наиболее крупных волн (волн 3% – ой обеспеченности) и периода волн.
Направлениедвижения волн определяется путем пеленгования гребней волн в профиль, т.е.располагают пеленгатор так, чтобы гребни волн были параллельны плоскостивизирования. Повернув пеленгатор по азимутальному кругу на 90˚, снимают покатушке то направление, откуда двигаются волны, с точностью до 5˚ (сучетом поправки компаса).
На судахопределяют высоту волн 3%-ной обеспеченности. С этой целью определяют высоту 5–6наиболее крупных из всех наблюдений (данного типа волнения) и самую крупную изних записывают в журнал. Наблюдать волны рекомендуется наблюдателю с такойвысоты судна, с которой, находясь в ложбине, он видит гребни на одной линии сгоризонтом. В этом случае высота волны будет равна высоте глаза наблюдателя надватерлинией. Период волн определяют с помощью пеленгатора. С этой целью визирего устанавливают параллельно гребням волн. Выбрав наиболее крупную волну,определяют по секундомеру промежуток времени с точностью до десятой долисекунды, за который через визир пеленгатора проходят два последующих гребняволны. Этот промежуток времени является кажущимся периодом волны (τ0).Определяют не менее 5 периодов наиболее крупных волн и находят среднийнаблюденный период наиболее крупных волн данного типа волнения. Истинный периодволны (τ) рассчитывают с учетом скорости судна (Vе, уз) и курсового углаволны:
/>
Периодотдельных наиболее крупных волн можно определить по колебаниям какого-либоплавающего предмета. В этом случае период волн определяют по промежуткувремени, за который предмет перемешается с гребня на гребень. Повторив операцию3–5 раз, находят среднее значение периода волн.
В течениевсего рейса необходимо следить за показаниями барометра. Типичным показаниемнаступления плохой погоды является падение атмосферного давления на 4–5 гПа втечение 6 часов. Вблизи центра интенсивного циклона, давление падает быстрее:до 3–4 гПа в час. Атмосферное давление вблизи тропического циклона падает взависимости от расстояния до «глаза бури» по следующей схеме:Показание барометра Расстояние до центра циклона 1–2 гПа/час 250–150 миль 2–3 гПа/час 150–100 миль 3–4 гПа/час 100 – 80 миль 4–6 гПа/час 80–50 миль 6–12 гПа/час стена глаза бури
Определениескорости и направления ветра по приземной карте погоды проводим следующимобразом: Во-первых, сделаем касательную к изобаре в данном месте. Затемповернем ее на 15–20˚ в направлению к зоне пониженного давления (у циклонав направлении к центру, у антициклона в направлении от центра). Таким способомполучаем направление реального ветра. Скорость получим с помощью специальнойшкалы, в которую заходим с расстоянием между двумя изобарами и географическойшироты данной точки земного шара. Геострофическим ветром называют прямолинейноеравномерное движение воздуха без трения.
Очень важнойна данном переходе информацией являлась гидрометеорологическая информация,которая помогла нам без труда составить картину погоды в данном районе плаванияи предсказать наперед поведение тех или иных метеорологических явлений, а такжебарических образований. По выходу из порта Фритаун метеослужбы сообщили, что попути нашего движения направляется стремительный циклон а за ним с запададвижется уже целая серия небольших циклонов. Но время выхода не заносит нас взону циклонического действия.
Подходя ближек середине нашего рейса, мы входим в область повышенного давления, чтоозначает, что в данном регионе преобладает антициклон, действительно, мыоказались на пути у Азорского максимума, но вся северо-восточная частьАтлантики охвачена этим антициклоном, и нам его не избежать. Но он не несет намособой опасности для плавания, с точки зрения большого волнения, осадков исильных ветров. Оставшаяся часть перехода также не обусловлена никакимипредупреждениями и не является опасным.
В заключениеможно сказать, что погода, наблюдаемая в течение рейса, хорошо соответствуетпогодным условиям, показанным в гидрометеорологических пособиях описывающихЦентральную часть Атлантического океана на декабрь месяц.
Заключение
Выбор путибыл сделан на основании рекомендации пособия «Океанские пути мира». За счетплавания по дуге большого круга, мы пройдем меньше на 10 миль расстояния.Поскольку основная часть перехода находится в северных районах Атлантическогоокеана, было необходимо убедиться, не будем ли судно, груз и экипажподвергаться слишком большому риску. Подробный анализ метеорологических условийпреобладающих в данном районе летом показал, что единственную угрозупредставляют собой тропические циклоны. Однако в случае прогноза зарождениятропического циклона (у побережья Северной Америки), будем действовать согласнорекомендациям, приведенным в разделе 1.5.
В заключениеможно сказать, что погода, наблюдаемая в течение рейса, хорошо соответствуетпогодным условиям, показанным в гидрометеорологических пособиях описывающихЦентральную часть Атлантического океана на декабрь месяц.
Поэтому можемсделать вывод, что выбранный нами путь является в данное время года выгоднымкак с точки зрения экономического результата, так и метеорологическогообеспечения безопасности плавания.
Списокиспользованной литературы
1. Варбанец Т.В., Цымбал Н.Н. Методическиеуказания по выполнению курсовой работы по Гидрометеорологическому обеспечениюсудовождения. — Одесса.; 2001. — 8 с.
2. Гордиенко А.И., Дремлюг В.В.Гидрометеорологическое обеспечение судовождения. – М; Транспорт. 1986. — 340 с.
3. Стехновский Д.И., Зубков А.Е. Навигационнаягидрометеорология. — М.; Транспорт. 1977. – 264 с.
4. Океанские пути мира. М.;Транспорт. 1980. – 480 с.
5. Admiralty list of radio signals vol. 3 (1), 3 (2).
6. American practicalnavigator. N. Bogdich.