Реферат по предмету "Разное"


5. Бытие и его понимание в философии

5. Бытие и его понимание в философии. Исходная категория в филос. осмыслении мира. В ней фикс-ся убеждение ч-ка в сущ-ии окруж.мира и самого ч-ка с его сознанием.Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейш.рассуждений о мире. Понятие бытия отвлекается от всех конкрет.различ-й вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты - существования, что задает миру исходную целостность и делает его объектом филос.размышления. По способу сущ-я бытие разделяется на 2 мира: 1)материальный природный мир – существует объективно, независимо от воли и сознания людей. 2) внутренний мир человека – существует субъективно. => специфичность бытия самого человека – он одноt принадлежит и отн-ся к 2 мирам.^ Уровни бытия (как природного, так и соц-го, как матер-го, так и идеаль-го); эти уровни – сущ-е в возм-ти и сущ-е в действит-ти. Возм-ть не есть небытие, оно обладает статусом существ-я, бытия. Возм-ть есть потенциальное бытие, действительность – актуальное бытие. Эти уровни бытия трактуются иногда как формы бытия: «потенциальная форма бытия» и «актуальная форма бытия». ^ Какая из форм бытия является основной, исходной, а какие формы бытия производны?.Материализм: природное бытие.Субъект.идеализм – субъективное бытие.Объект.идеализм – объективный дух. «Бытие» как исходная интегральная хар-ка мира слишком абстрактное, бедное понятие, оно становится содержательным, конкретно-всеобщим понятием только в контексте других категорий философии. Учение о бытии, или онтологию. В зависимости от того, что кладется в первичное основание мира, все философы делятся на материалистов и идеалистов.^ Парменид Элейский: Х небытие, бытие=мышление, едино, неизм., неподвиж.Платон: небытие причастно бытию. Неоплат-м: Б от Единого, сверхбытие.Аристотель: сущность=суть бытия, Бог — наивысш.бытие. → СрВ: Бог = актуальнейш.всеобщ.бытие, источник всякого бытия.Гегель: любое начало=ед=во бытия и нично, чистое Б=чистое Нб, тождественны и различны, взаимосв.Энгельс: Б=материя, абс-но и вечно.Экзистенциализм: Б ч-ка и Б вещей, экзист-я=осмысл.и подл.Б.^ 6. Проблема единства мира. Материя и субстанция. Материализм и идеализм = виды монизма, способа рассм-я многообр-я явл-й мира, исходящий из одного начала, единой основы (субстанции) всего сущ-го.Дуализм — независ.начала, и плюрализм - множественность начал. 1. Монизм: понимание взаимоотн-ия матер-го и идеального, предпол-е решение основного вопроса филос-ии. Ид. Монизм: как рац.обосн-ть сотворение мира сознанием? Метафизич.матер-м не может объяснить возн-е ид-го из мат-го и превр-е ид-го в матер.силу. Диалмат соед.принцип матер. ед-ва мира с принципом развития. ^ Все явления в мире представляют собой различные виды и проявления движущейся материи.^ 2. Дуализм: =, несводимые друг к другу дух и материя, идеального и материального. Крупнейший представитель – Декарт, разделил бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяжённую (материю); пб взаимоотн-я 2х субстанций в ч-ке решал с позиций психофизического параллелизма: психич. и физиологич. процессы не зависят друг от друга. Для фил-и нового времени хар-ны формы гносеологич. дуализма: противополож-я познающего субъекта познаваемому объекту. Так, сознание у Локка и Юма - совокуп-ть единич. воспр-й, чувств, мыслей, не имеющих объед-ей субстанц.основы. Иной вид гнос.дуализма — Кант: сознание как деят-ть, упорядоч-ю данные опыта по своим собственным, независимым от внешнего мира законам – в соотв-и с априорными формами чув-в. созерцания и рассудка. 3. Плюрализм - несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (плюрализм в онтологии), оснований и форм знания (плюрализм в гносеологии). Понимание действ-ти до точного естествознания было связано с выдвиж-м разнородных начал (напр., «четырёх стихий»). Наука и философия нового времени в принципе отвергали плюрализм. Разв-е идеалистич.философии в кон. 19 – 20 вв. хар-ся усилением тенденций к ^ Пл. При этом гносеологич.основой Пл. концепций выступает релятивизм (абсолютизация условности знаний). Пл - в первоанализме: идея уникальности каждой личности, в философии жизни (Ницше), прагматизме (Джемс), экзистенциализме, «критической» онтологии Н.Гартмана (нем.). Конвенционализм А.Пуанкаре(в основе ест-научных теорий лежат соглашения/ условности), критический рационализм К. Поппера и его учеников, называемый ими «теор.плюрализмом». Пл в гносеологии и методологии науки абсолютизирует сущ-е конкурирующих друг с другом концепций, многовариантность развития современного теор.знания. Материя, согласно марксистской фил-и, материя – филос. категория для обозначения объект.реальности, сущ-ей вне и независимо от человеч.сознания и отражаемая им, это бесконеч.множ-во всех сущ-х в мире объектов и систем, всеобщая субстанция, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движ-я. Наиб.важные св-ва - сохр-е и изм-е (движ-е), дискретность и непрерыв-ть, пространство и время.Субстанция - объективная реальность, материя в аспекте всех форм её движения, предельное основание мира. 1Е — Аристотель: С=суть бытия, спос.к самост.сущ-ю. М=возможность действит-ти. Гностицизм: М=злое начало. Неоплатоники: М=деградация духовного. В философии Нового Вр выделяются две линии анализа субстанции. 1) Ф. Бэкон: отождествить субстанцию с формами реального мира (монизм). Декарт противоп-л этой идее мысль о сущ-ии 2х атрибутов: материальной (протяж-ть и колич. измерительность) и духовная (мыслительная). 3С: несотв.мысл-я (Бог), сотв.мысл-я, сотв.протяж-я (телесная). ^ Шеллинг: М=«дремлющий дух».Спиноза: практич.= субстанцию и Бога. С=" природа творящая". Лейбниц: монадология→множество простых и неделимых C, обладающих самост-ю, акт-ю и изменч-ю (плюралистическое понимание субстанции как совокупности их множества). Количество монад бесконечно. 2) 2е напр-е анализа С. связано с опр-м её качества, интерпр-й С. как идеи. ^ Локк: С=идея, возник-я в процессе познания (=совокупность идей, возникающих в процессе приобретения человеком опыта). Беркли: матер.С нет, только духовная. Материя сущ-т только в мысли, в идеях. ^ Юм: ни духовной, ни материальной С. Невозможно познать, действит.ли эта С сущ-т.Кант: необходимо признать С как усл-е возм-ти познания. «Изменчивость С.». С="условие возм-ти всякого синтетического единства восприятий т.е. опыта". С Кантом в Для Канта и Гегеля С = ступень разв-я идеи.Материалисты:М=С, М=сущность природы М=телесная С (не у всех, но по сути...)^ 7. Понятие материального и идеальногоИдеальное – хар-ная черта, главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека. 2 подхода. 1) (Ильенков) И. – не тождественно субъек.реал-ти; это компонент обществ. созн-я, к к-му приобщился индивид. И.- то, чего нет в самой природе, но что конструируется ч-ком, что подлежит реализации на практике. И.- нравств.-моральные, правовые устан-я, формы гос-полит.орг-ии жизни, ритуально узаконенные схемы деят-ти во всех ее сферах. Вне ч-ка и помимо него никакого «И.» нет. «Ч-к» при этом = реальная совокуп-ть реальных людей, совместно осущ-х свою специфич.-человеческую жизнедеятельность. 2) (^ Д.И. Дубровский). Неразрывн.связь И. с индивидным уровнем субъекта, с психикой человека. И.- сугубо личностное явл-е, реализ-е мозговым нейродинамич. процессом опред.типа. И. – психич.явл-е; представлено всегда только в сознательных сост-х. И. – спос-ть личности иметь инф-ю в «чистом виде» и оперировать ею во времени. И. охватывает весь круг явлений субъект. реальности; это всякое знание, сущ-е в форме субъективной реальности. 3) Сущности «И.» как субъективная реальность – сенсуалистическая традиция (Локк, Беркли и др.). «Идея» поним-ся широко — как все наши перцепции и ощущения, и аффекты и мысли). 4) От Платона: ^ Всеобщие нормы культуры сущ-т в качестве особого объективного мира. Всё имело свои идеальные прообразы. Общая для одноименных вещей форма и общие нормы = «идеи». Св-во И - совершенство («идеальность»). Все множ-во идей - единство. Центр.идея - блага/высшего добра.^ Кант: идея – это что-то необходимое, цель, «должное», а не сущее.Гегель – не только цель, а так, что все действит-е есть лишь постольку, поскольку оно имеет внутри себя идею и выражает ее. Научный материализм – огранич-т «И.» только областью человеч.культуры, деят-ти. Маркс – И. материальное, пересаженное в человеч.голову и преобразованное в ней.Ещё вар-т: И. – это гносеологические образы (образы буд.предметов или ситуаций, программы) и высшие ценности бытия ч-ка, к-е подлежат реализации в деят-ти человека.Материальное — см.вопр.6.^ 10. Филос.понимание простр-ва и времени. 3 группы проблем: 1) Каков гносеологич. статус этих понятий? 2) Они явл-ся хар-кой матер.бытия или хар-т устр-во нашего сознания? 3) Каковы их осн. свойства? На 1й вопрос - 2 т.зр. об отн-ии пространства(S) и времени(t) к материи.^ Субстанциальная концепция: S и t составляют сущности, сущ-е наряду с материей и независимо от нее => независ-ть св-в S и t от хар-ра протекающих в них матер. процессов. ^ Реляционная концепция: S и t выступали как общая форма координации материальных объектов и их состояний. 17-19 вв. - преимущ-во было на стороне субстанциальной концепции (ньютоновская механика, электродинамика - гипотеза светоносного эфира, факт единственности эвклидовой геометрии). Нач. 20 в. - А. Эйнштейн, теория относит-ти (отказ от субстанциальной концепции). Распадается на специальную теорию отн-ти (СТО, 1905 г.) и общую теорию отн-ти (ОТО, 1916 г.). СТО - многие «пространственно-временные» св-ва, считавшиеся до сих пор неизменными, абсолютными (длина, t интервал, понятие одновременности), фактически являются релятивными. Основное философское значение теории относительности состоит в следующем: 1) Исключала из науки понятия абсолютного S и абсолютного t. 2) Подтвердила правильность трактовки S и t как основных форм сущ-я материи, в кач-ве содерж-я к-х выступает движущаяся материя. 3) Нанесла основной удар субъективистским трактовкам сущности S и t, к-е противоречили ее выводам.^ Общие свойства, характеризующие S и t, вытекают из их характеристик как основных, коренных форм существования материи. К свойствам S относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность. t обычно характеризуется такими свойствами, как длительность, одномерность, необратимость, однородность. Что касается таких свойств, как длительность t и протяженность S, то их трудно называть св-ми, поскольку они совпадают с самой сущностью S и t. Ведь протяж-ть S и проявл-ся в способности тел сущ-ть одно подле другого, а длит-ть - в спос-ти сущ-ть одно после другого, что и выражает сущность S и t как форм сущ-я материи. К наиболее характерным св-м ^ S относится его трехмерность. Но факт 3D реального физического S не противоречит существованию в науке понятия многомерного S с любым числом измерений. К специфич.св-м S относят его однородность и изотропность. Однородность ^ S означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность - равноправность всех возможных направлений. В отличие от S, t обладает только свойством однородности, заключающимся в равноправии всех его моментов. Характерным специфическим свойством времени является его необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое. Широкое распространение в этой связи получила причинная концепция t, ее сторонники считают, что при обратном течении времени причинная связь оказывалась бы невозможной.^ Психологическое (перцептуальное) время связано с восприятием и переживанием t индивидом: оно то бежит, то «замедляется», что зависит от тех или иных конкретных ситуаций. Имеется взгляд на соотн-е психологического и онтологического (т.е. реального) t, согласно которому психологическое является приоритетным в рамках данного соотношения - С.А.Аскольдов.Для филос.осмысл-я трудным и интересным оказ-ся вопрос о соотн-ии t и вечности. Н.А.Бердяев - исторический процесс имеет двойственную природу, он что-то истребляет, но с другой стороны - сохраняет. В мире действует истинное t, в котором нет разрыва между прошлым, настоящим и будущим, t ноуменальное, а не феноменальное. Настоящая философия истории выявляет единство t.^ 11. Детерминизм и его разновидности. Причинность и телеология. Наряду с пр. субстанц. единства мира и пр.разв-я, Д.=фунд. пр.онтологии. Пр.Д.: выст-т ли мир в своем сущ-ии и разв-и как упоряд. Космос или неупоряд.Хаос (обусл. ли явл-я мира в своем сущ-ии и разв-ии, имеет ли эта обусл-ть регул., упорядоч. или произвольн., неупорядоч. характер).^ Д.–учение о всеобщ.обусл-сти объектив.явл-й. Сущ-е всеобщ. универс.взаимосв. всех явл-й — исход.предпосылка Д. Общетеор.принципы Д.: 1) о всеобщ.обусл-ти матер. систем и процессов; 2) в основе всего многообр-я отн-й Д. лежит генетич., прич-я производит-ть; 3) о многообр-и типов Д. и сущ-и неприч-х отн-й Д.; 4) о закономер-ти или регуляр-ти отн-й обусловл-я: процесс обусловл-я имеет регуляр., упорядоч. х-р. Одно явл-е (причина) порождает (вызывает) другое явл-е (следствие) = отн-я причинения. Причина есть взаимоде-е; следствие – р-т взаимод-я.Признаки причинного отн-я: 1) наличие между 2 явл-ми отн-я произв-ва или порожд-я; 2) однонапр-ть или t асимметрия (форм-е причины всегда предшеств-т возникн-ю следствия, но не наоборот). Послед-ть во t явл-ся необходимым, но недостаточ. усл-м для сущ-я прич-о отн-я. Все явл-я в мире нельзя абсолютно и однозначно рассортировать на причины и следствия. Каждое явл-е м. выступать и в роли причины и в роли следствия в завис-ти от контекста. 3) необход-ть, однознач-ть. Формул-ка закона причинности: = причины всегда порождают = следствия; 4) пространств-я и t непрерыв-ть, или смежность. Хотя принцип прич-ти и не исчерпывает концепции Д., он сост-т его основу. ^ Цепи причинения: 1) однолинейные (…А-В-С-Д…); 2) двулинейные с обрат.связью (работа хол-ка: причина-возд-е на систему-р-т-обратное д-е, от обратного д-я к р-ту тоже идет стрелочка); 3) разветвл-ся (разброс попаданий в мишень). Сеть причинения = отн-е м-у объект.сущ-ми явл-ми, в к-м каждое из них многократно(но в разных отн-х) выст-т и причиной и следствием. Соотн-е причины и усл-й м.тракт-ся > Предст-ли «кондиц-зма» абсол-т роль усл-й в возникн-ии явл-й. Другая крайность - монокаузализм, фактич. отриц-й роль усл-й в порожд-ии причины следствием.Телеономия – закономерная связь процессов, к-е опр-ся начальн.программой и повед-м систем с соотв-м обр-м организ-й обрат.связью. Телеология онтологич.учение о целесообр-ти бытия, оперир-е налич-м разумн.творч.воли (творца). Вопрос «зачем, с какой целью?» без анализа прич.-следств. связи явлений. Теория «души мира» в космологии Платона обусл-ла сознат.целесообр-ть явл-й, Т. Аристотеля = «бессознат.» целесообр-ть, сообщ-я миру Перводвигателем. Индетерминизм (от латинского in - приставка, означающая отрицание, и детерминизм), филос.учение, отриц-е объективность и всеобщность причинной связи природных или соц. явлений, а также причинное объяснение в науке. Применительно к объясн-ю чел.поведения И. рассм-т волю как самост.автономную силу, признавая ее абсолютную свободу.^ 14. Проблема познав-ти мира. Агностицизм, скептицизм, гносеологич. оптимизм. Из важнейших-пб.истинности и пределов познания.Агностицизм= вопрос об истинности познания ч-ком окруж.д-ти не м.б. окончат. решён. Термин-от англ. естествоиспыт. ^ Гексли в 1869 г. Юм: познание имеет дело исключит. с опытом, поэтому не может судить о том, каково реальное соотн-е м-у опытом и реал-ю. Юм: "вещи в себе" (т.е. вещи недоступ. позн-ю), и "вещи для нас" (предмета доступн. для понимания). Канту (о научн.познании!) понравилось => настаивал на налич.принцип. границы м-у познанием и действит-ю; т.е. познание возможно, но оно конечно. Ч-к м.познать явл-я, не может сущности. А. характерен для позитивизма и неопозитивизма.Много доводов в защиту А.: - натурфил-я: специфика органов чув-в ч-ка, антропологич. барьеры. Субъект-ть исслед-ля,особенно при поз-ии соц.законов (сам исслед-ль явл-ся членом социума). Скептицизм(античн.)~ прародитель А.. Основан Пирроном из Эллиды в к. 4 в.BC. Не невозм-ть дальнейш.познания, (как в А.), а отказ от самой возм-ти дойти до истины. Отрицал ист-ть любого позн-я вообще. Цель С. - опроверж-е догматов любых филос.систем. Но следуя своей установке "ничего не утверждать", скептики не утверждали и самого этого утверждения. Неправильны как чувств. воспр-я, так и "познания мысли"; доступ.ч-ку чувствами невозм.познавать мир, ибо эти чув-ва суб-ы. Субъек-ть позн-я мира с помощью разума. Т.о., С. вообще отказ-ся от позн-я. Счастье=воздерж-ся от любых утв-й и сужд-й. ^ Гносеологич. оптимизм= утв-е возм-ти позн-я объект. истины. Идея отыскания абсолют.знания- ещё в европ.фил-и Нов. времени. Выбор путей=> появл-е эмпиризма и рационализма. Эмпиристы (Декарт) выд.мышл-е как самост. субстанцию; реальность сущ-т только в чел.сознании. Т.к. созн-е суб-но, то Э. довольно часто=> в А.. Материализм: "вещь в себе" сущ-т, но познать её можно. Объект.реал-ти сущ.вне завис. от чел.созн-я; нет барьеров м-у суб. опытом позн-я и объек. реал-ю. Сущ-ть явл-ся, явл-е сущ-но. Ч-к м. познать истину, исп-я как созерц-е(опыт), так и теор.мышл-е.^ 16. Специфика гуманитарного знания. Понимание и объяснение.Объект ГЗ – иск. мир, "мир ч-ка". Иссл-е субъективности, созн-я, культуры. О нём — фил.жизни (Дильтей), неокантианство, герменевтика (Э.Бетти), структурализм.Трудность ГЗ связана с необх-ю адекват. воспроизв-я духовного аспекта чел.д-ти, восх-го к ценностно-смысловым стр-рам. Обращ-е к ценностям явл-ся необх.посылкой для поним-я внутр.природы чел.бытия. ГЗ: оценочность, эмпирич.непровер., интуиция,субъектив-ть Начало гум.иссл-я: фиксация пб ценности. Понимание ценности =такой же принцип выбора существенного, главного, подлежащего иссл-ю, к-й в ест.науках дается понятием закона. ГЗ тоже подводит единичное под общее(= ценностно-смысловые структуры). Ест.науки овладевают вещным миром "каков он есть" безотн-но к субъек.ценностям, гум.мысль не может и не должна остаться на уровне простого отраж-я, главное-ценностно-смысловое измерение . Рамки идеологических позиций автора! Гум.мысль – р-т понимания, осмысления одного субъек.мира в контексте другого. Форма=диалог, в его процессе возможно постижение субъек.мира, понимание культ.ценностей, соц. значений. Один субъек.мир раскрывает себя в соприк-ии с другим =>нужно сталкивать >3.Ест.науки: познание объекта, гум. – субъекта (личности). Итак, ГЗ должно познавать субъект как деятельное начало. Поэтому спец. способ ГЗ при иссл-ии ч-ка – понимание. В ест.науках - объяснение (подведение частного под общее, уст.прич-следств.связей) .Понимание ~ "погружение в мир смыслов" другого субъекта, постижение и истолкование его мыслей; интуинт.хар-р(фил.жизни) (для герменевтов: нет конфликта м-у П. и О., >объяснять, чтобы лучше понимать; П=и способ бытия ч-ка, и метод ГЗ). На это вл-т ценности иссл-ля. П. изм-ся в завис-ти от ист.контекста. Диалектика ГЗ – адекв.понимание субъек. мира возможно лишь через анализ внеш. объективаций, к-е выст-т в виде языковых с-м. Текст = непосредственная действ-ть сознания и культуры (по Бахтину). Гум. науки: психология (личности, эмоций, соц.психология), 2) гражд. история (+ обществоведение), литературоведение, лингвистика. Филос.знание родственно ГЗ. (Кузнецов: у философии гум. Характер).Текст! - один из непоср.предметов иссл-й. (Вебер — action sociale)^ 17. Проблема истины в филос-ии, критерии ист-ти знания. Все формы познания субъекта как-то соотносятся с внеш.миром. Для выр-я этого соотношения в фил-и исп-ся категория истины. В совр. фил-ии 3 концепции И.: 1) к. соответствия (корреспонденции), – уст-т соотв-е м-у формами психики и опр. объект. содерж-м (от Аристотеля). Соотв-е мысле действ-ти/понятия-предмету/суждения-факту. Мир познаваем. НО! Кант всё испортил: ч-к не может знаеть, что есть объект сам по себе, познание — констр-е предмета познания, а не объект.отражение. На 1) стр-ся диал-матер. концепция: И. объект. (содерж.созн-я, не завис.от ч-ка и чел-ва), абсолют. (зн-е, не м.б.опровергнуто в ходе дальнейш. разв. Науки+исчерп.зн-е), относит. (конкрет. достиж.науки, неполн.зн-е о предмете).^ 2) Конвенционалистическая – (Пуанкре, Дюгем) — аксиомы в осн.теорий не м.б. И./ложны, они явл-ся конвенциями/соглашениями ученых (потому что удобно, просто, целесооб-но)^ 3) Прагматическая – здесь критерием И. выст-т практика. Начало в греч. софистике и др.фил-и Китая. Вклад марксизма и прагматизма здесь (Пирс, Джемс, Дьюи). Марксисты исп-т критерий практики для дальнейш.разв-я концепции соотв-я - считают, что И.отображает объективное положение дел. Прагматики же понимают И. как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели. И. знание,вед-е к успеш.д-ю; И.=верование, способное стимул-ть успеш.д-е. Решер – три концепции дополняют друг друга, попытки искл-ть из философии одну из них закон-сь крахом. Математики и логики, привыкшие к многозвенным рассужд-м, склон-ся к когерентной концепции истины. Физики, особенно экспериментаторы - к 1). Инженеры-технологи – 2).^ Герменевтическая к.И. - к гум.наукам. Истинность как хар-ка психич. форм личности подвержена качественным градациям. Если она груба – то говорят либо о полном соответствии форм психики объектам познания (абсолютная истина) / полном несоотв-ии (абсолютное заблуждение), либо in the middle (относит. истина/заблуждение). Истинность - х-ка психики личности и пока не получила выражение для других – не общепризнанна. Люди живут в обществе – поэтому нужны общезначимые истины (достигается при переводе психич. форм в форму выск-ий, а те – достояние многих). Индивид может заблуждаться, преднамеренно лгать, бывает и быть правым, когда большинство нет. Т.о. И. 1. Индивидуальна, 2. Общезначима. И.= процесс своеобр.дв-я от неизвестного к известному. Но абсолютная истина недостижима. Наиболее полное знание получ-ся на основе теорий, но они меняются. Хотя, казалось, что в условиях госп-ва прежней теории абсолютная истина уже есть. Карл Поппер, имея в виду эти сложности познания, считал, что теор. рассужд-я – правдоподобны (невозможно доказать истинны они или нет). По Попперу, рост знания не позволяет зафикс. истину. Другие говорят, что он абсол-т относит-ть знания. Критерии И.=всеобщность (рац.), необх-ть(рац.), очевидность (для рац-тов, Декарта), логич. непротивор-ть, эмпирич.и практич.подтвержд-ть (диал.-мат., практика невозм.без объекта, при этом практика д.быть целенапр., предм.-чувств., преобраз.хар-р). Для сенсуалистов — ощущ-я. Эмпирич.трад. - опыт.^ 22. Сущность человека. Соотн-е биолог-го и социального в чел-ке. Под философией человека понимают учение о природе человека. Философы античности длительное время рассматривали человека как образ космоса, как "малый мир", микрокосм. Человеческое и природное постоянно отождествлялось. Платонизм – существ. шаг вперед предст-ий о ч-ке. Ч-к= комбинация души и тела. Душа принадл-т к бестелесному - "идеи". Человек – носитель внеличного духа. Аристотель настаивает на единстве души и тела. Душа принадлежит телу. Т.о., природа человека двойственна. В христианстве человек рассм-ся как образ Бога. Душа – дуновение Бога. Ч-к оцен-ся с позиций не разума, а сердца. Главное размежевание внутри христианства происходит не столько между телом и душой, сколько между плотским и духовным. ^ Фил-я Ренессанса – человек как автономное существо, как живая целостность . единство души и тела – это преимущ-во ч-ка перед другими созд-ми. Ч-к – чувств-е тело с хар-ми для него многочисл. эстетич. достоинствами. В новое время – Декарт: мышление – единственно достоверное свидет-во чел.сущ-я. Специфика человека усматривается в разуме – важнее сердца. Разум господствует над страстями. Человек – это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего общего. Тело простирается, душа – мыслит. Содержание души – сознание.Кант: ч-к тоже двойственен. Он прин-т к миру природы, где властвует естественная необходимость, так и миру свободы. Специфика ч-ка опр-ся его трансцендентальностью (априорные формы познания, орг-е опытные данные) и нравств. свободой поведения.Нем.романтизм: возвр-е к Ренессансу. Сфера эмоц.чувств уравновеш-ся мышл-м и выше нее (мышление - сон чувства). Гердер(1744-1803) и Гегель(1770-1831) развивают идею историчности человека. Для Гегеля человек – носитель общезначимого духа; субъект дух.деят-ти, созд-ий мир культуры.Фейербах в Германии, Чернышевский возвращают ч-ка в центр филос. изысканий. Человек рассм-ся как чувственно-телесное существо.Маркс(1818-1883): опред-е в ч-ке – труд. ^ Обществ.бытие опр-т сознание человека. Общ-во детерминирует свойства личности.Философия жизни (Дильтей, Ницше). – специфика ч-ка в феномене жизни, к-я либо сильно сближ-ся с органич-м, биологическим (часто у Ницше и Бергсона), либо истолк-ся в культ.-истор.смысле (Дильтей). Здесь главное – внемыслит. способ-ти ч-ка: 1) чувство (Гаман), 2) воля (Шопенгауэр), 3) интуиция (Бергсон). Часто созн-ю противопост-ся бессознательное как глубинный источник чел. поведения – Фрейд(1856-1939) возвышает бессоз-е над сознанием. Истоки религии, культуры, всего человеческого – в бессозн-м.Экзистенционализм (учение о чел. сущ-ии как нерасчлен. целостности объекта и субъекта): обеспокоен подлинностью индивид.чел.сущ-я. Ищет свободу как от природного, так и от других безличностных сил. Отвергает диктат объективного идеализма, материализма и сциентизма. Главное - процесс чувствования. ^ Феноменология Гуссерля: Человек сущ-т не отдельно, а в мире. Кассирер понимал ч-ка в мире как манифестацию человека в языке, труде, религии. Ч-к – сущ-во, к-е создает символы самого себя. На основе Гуссерля через работы Шелера и Плеснера в 1928 в Германии возникла философская антропология, к-я занимается проблематикой ч-ка, на основании частных наук – биологии, психологии, социологии создать цельное понятие о человеке.^ Выводы (5): Человек 1) уникален (венец природы – нет равных), 2) универсален (ему ничто не чуждо – ни космос, ни грубые инстинкты) Универсальность его – соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир – внутренняя доминанта (символизируется в разных формах: игре, труде…). В итоге человек существо социальное. Он – единство частей. Человек – сочетание биологического, действующего, разумного, чувственного. Существо историческое – и как таковое стремится органично внедриться в будущее. Он о нем волнуется. Ему не избежать ответственности перед самим собой – выход он видит в синтезе гуманистских позиций и идеалов, равно как и в их обновлении.^ 24. Свобода и необходимость. Проблема ответственности. C.=гуманистич.ценность, дост-во ч-ка как творца; сост-е чел.жизни, хар-е меру того, насколько личность самост.выбирает и осущ-т лучшее из возможного. Европ.трад-я: С=познанная и освоенная необх-ть (благая!). Античн.-космич.Н., СрВ-Бож.воли и разума; Нов.вр.-законов природы, чел.естества, мирового духа, общ-ва. Постмодерн — С.коммуникации, дискурса, текста. С=универсалия культуры, мера освоения бытия. Степени С. Опр-ся тем, насколько многообр.и упорядоч.принятые ч-ком ценности.Отрицат.С = «свобода от» сил и обстоятельств, достиг-ся через изм-е внеш.обст-в/изм-е внутр.настроя. 22.08.1789 - "Декл-я прав человека и гражданина" в ВФБР: 1)Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах; 2)Цель полит.союза= обеспечить ест.права ч-ка: свобода, собств-ть, безопас-ть и сопротивле-е угнетению; 3) Источник суверенитета – в нации (коллект. власть); 4) Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другим. Ещё трактовка: выбор чего угодно, в т.ч. И зла, но европ.трад.=это как произвол.^ Положит. С= «свобода для» - самоосуществление через освоение мира, НО! Может привести к мироотрицанию (нек.индуизм, буддизм)Возм-ти С.=степени ответственности. Чем могущественней — тем шире возможности и значительнее последствия. Паскаль, Кант, Кьеркегор, Достоевский, Бердяев, Хайдеггер: С=основа дост-ва ч-ка, но и бремя. Сартр: «обреченность ч-ка на С.»^ Определение сейчас (по Гобозову, противоречивое) – Свобода – понятие социальное. У животных нет свободы. Они часть природы и свобода им не нужна. Свобода возникает в процессе взаимод-я людей и их совместной деятельности, т.е. 1) человек находит свою свободу в обществе, 2) обществе мешает его свободе. Это противоречие – компромисс: общество дает определенную свободу + индивид огранич-т свои треб-я к общ-ву. Свобода – процесс, не застывшее сост-е. По мере разв-я человеческого общ-ва он свободнее экономически, политически… Человек первобытный не свободен ни в отношении своего рода, ни в отношении природы. Ему нужно бороться со стихийными природными силами на каждом шагу. Родовые связи – нет свободы. Его поступки регул-сь обычаями. Возм-ть решать вопросы личного хар-ра было нельзя самостоятельно + человек рано умирал. При рабовлад.строе – раб зависит от хозяина, но он уже отличает себя от других и может вести самостоятельный образ жизни. + кроме рабовладельцев есть и свободные. Гегель: "раб, довольный своим положением, не мыслит себя, т.к. свободы не является его целью, он не хочет своей всеобщности, он хочет только того или другого". При феодализме рабов уже нет, свободы больше. Капитализм – далее. Буржуазное гос-во – универсально правовое. Здесь юридически ч-к свободен, но подчинен эк. необходимости. Фромм: хар-р человека – рыночный/ в посткапит-м общ-ве еще > свободы. Часто > свободы = > ответств-ти. В детерминистской философии свобода – спос-ть ч-ка действ-ть в соотв-и со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необход-ти (Спиноза). Бердяев: свобода = творчество = способность преобразовывать мир. Согласно научно-философскому воззрению и свобода и ответственность мыслимы только в мире, где есть объективная обусловленность.Необходимость - это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти в главном так, а не иначе.Обязательный признак причинной связи - необходимость. Следовательно случайность также необходима. 2 выхода из этой ситуации: Объективное существование абсолютной случайности как ни в чем не детерминированного процесса. Если необходимости приписывается абсолютный, ни от чего не зависимый характер, то случайности действительно не остается места в науке. Приписывая относительный характер необходимости, мы одновременно должны приписывать относительный характер и случайности. Одно и то же явление может выступать и как необходимое и как случайное, но по отношению к разным условиям. Обращение к понятию «условия» является одним из путей обоснования объективного существования случайности. Другой взгляд - Плеханов - пересечение внутренне необходимых линий существования 2 или более различных объектов в одной точке порождает случайность.^ 25. Сущность и основные составляющие религии. Функции. Историч.формы. Р = вид мировоззр-я и образ д-й, осн-е на поклонении высш.началу, стремл-ии соед-ся с ним, служить восход-м к нему идеалам. Фромм: «любая сист.взглядов и д-й, к-й придерж-ся какая-то группа людей и к-я дает индивиду систему ориентаций и объект поклонения». Или узко = соц.орг-я вера в священное и осн-й на ней способ обществ. и личной жизни. Высш.ценности-священное (хар-т сверхъест., трансцендентную реальность) и вера в него. Развернутый образ св-го — в виде мифа. Средоточие св-го — божество. Преодоление отчуждения от наиб.ценного для ч-ка = спасение. Атеисты: Р. - из противореч. сущности ч-ка. Марксисты: Р., как форма общ.созн-я, производна от обществ.бытия. Энгельс: внеш.земные силы принимают форму неземных. Маркс: «опиум народа».Происхождение Р.: 1) атеистич.: был длит. дорелиг.период чел-ва; 2) прамонотеизм: изнач.сущ-е веры в единого Бога-творца. Совр.наука: Р.возн-т вместе с ч-ком, первобыт.верования (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм) — племенные Р. - нац-госуд. - мировые (буддизм, христ-во, ислам).Компоненты: религ.сознание (мировоззр-е, ценностно, эмоц.насыщ., символич, диалогично, чувств.наглядно); культ (в форме ритуала взаимод-е со свящ.реальностью, в к-м актуализ-ся её символы и события); религ.отн-я (к явл.сакрального и профанного мира); религ.учреждения (церковь, единица к-й — община; иерархия, спец-я, клир и миряне).Функции: 1) ценностные мировоззр. ориентиры, связ.частное с абсолютным, компенс.недостатки; 2) освящ-т и легитимизир-т опр.установл-я, порядки, критерии; 3) регулирует поведение и общ-е, орг-т соц.время и простр-во; 4) интегрирует и сохр-т достиж-я. НО! Границы: верующие считают исключительным только своё, всё остальное обесценивается. Факторы, подд-е религиозность: 1) личностно-экзистенц-е (ч-к слаб и одинок); 2) природн.и соц.явл-я (есть вещи сильнее нас); 3) познават.-психологич.причины (нужны ответы на вопросы, на к-е не можем ответить, etc).^ 28. Понятие эстетического. Эст.ценности и их роль в чел.жизни. Сущность и происхождение искусства. (судя по всему, делалось по советскому учебнику, многое устарело и однобоко)Важнейшим видом духовного производства является искусство. Как и наука оно представляет собой творение профессионалов, специалистов в области эстетического освоения мира. Этот способ духовного освоения действите-ти опирается на своеобразный феномен соц. реальности, зафикс-й философией в категории "эстетическое". Объективной основой возникновения эст.являются некие фундаментальные закономерности бытия, появляющиеся в отношениях меры, гармонии, симметрии, целостности и целесообразности и т.д. Эст.переживания в силу универсальности лежащих в их основе отношений, способны возникать в любом виде человеческой деятельности. Однако в большинстве из них (труд, наука, спорт, игра и т.д.) эст. сторона является подчиненной второстепенной. И только в искусстве эстетическое начало носит самодовлеющий характер, приобретает основное и самостоятельное значение. Искусство как "чистая" эстетическая деятельность есть не что иное, как обособившаяся сторона практической деятельности людей. Искусство вырастает из практики в длительном историческом процессе освоения мира человеком. Искусство, как и другие виды духовного произв-ва, создает свой особый, идеальный мир, который как бы дублирует объективно реальный мир человека. Причем первый обладает такой же целостностью, как и второй. Искусство вып-т множество практич.полезных функций - разведывательную (проб и ошибок), познавательную, воспитательную, аксиологическую, мемориальную и т.д. Но все же главная функция - эстетическая. Суть её состоит в том, что искусство призвано доставлять человеку эст. наслаждение и удовлетворение. Искусство, в отличие от других видов духовного производства, апеллирует больше не к разуму, а к чувствам. Оно хоть и воспроизводит существенные и порой скрытые стороны действительности, однако пытается делать это в чувственно на


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Банки і банківська діяльність 2
Реферат Legislative Proposal For New Indecency Language In
Реферат Великие композиторы
Реферат Борьба за власть в советском руководстве 1946-1953 г.
Реферат Троицкая церковь в Останкине
Реферат Расчет среднедушевого дохода населения
Реферат Социальные роли и ценностные ориентации
Реферат Каралли, Вера Алексеевна
Реферат «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики» на 2010- 2014 гг., «Дети Удмуртии» на 2009 2012 гг
Реферат Разумная диалектика Сократа и "коммуникативный разум" Ю. Хабермаса
Реферат Этнические стереотипы в межкультурной коммуникации на примере стер
Реферат Финансовые и правовые аспекты вексельного обращения в России
Реферат The Theme Of Freedom Versus. Control In
Реферат Big Friendly Giant Essay Research Paper The
Реферат Количественный анализ силибина в экстрактах, полученных с использованием субкритической воды