ПетербургскийГосударственный Университет
ПутейСообщения
Факультет:«Экономика и социальное управление»
Кафедра«Экономика транспорта»
Курсоваяработа
по дисциплине«Экономическая география»
на тему:«Экономико-географическая характеристика Северо-Западного района. Октябрьскаяжелезная дорога».
Выполнил:
Студентка группы
Проверил:
Санкт-Петербург
2006г.
План
Введение
Раздел 1.Экономико-географическая характеристикаСеверо-Западного экономического района (Октябрьская железная дорога
Раздел 2.Характеристика транспортной сети Северо-Западногоэкономического района (Октябрьская железная дорога)
2.1 Автомобильный транспорт
2.2 Морской транспорт
2.3 Речной транспорт
2.4 Трубопроводный транспорт
2.5 Воздушный транспорт
2.6 Железнодорожный транспорт
2.7 Отправление и прибытие грузов
2.8 Транспортныйбаланс и транспортно-экономические связи
2.9 Внешнеторговые перевозки
2.10 Железнодорожная сеть района и её грузонапряжённость
Раздел 3.Расчёт густоты железнодорожной сети по областям,входящим в район тяготения и по району в целом
Список используемой литературы
Введение
Транспорт — важнаясоставляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем числе занятых вэкономике страны равна примерно 7%, в производственныхфондах-20%.Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозкинаселения и грузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных,межрайонных и межгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромнойпространственной протяжённостью страны, неравномерностью распределенияприродных богатств, населения, производства по её территории, роль транспорта вобеспечении нормального функционирования хозяйства неизмеримо возрастает.
Транспортная системаРоссии включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской,трубопроводный, воздушный транспорт. В условиях России для перевозки массовыхгрузов на средние и дальние расстояния, а также пассажиров в пригородном(местном) и дальнем (междугородном) сообщениях наиболее эффективенжелезнодорожный транспорт. Он обеспечивает 1/3 грузооборота и 2/5пассажирооборота страны. По грузообороту он уступает только трубопроводному(более 52 %), но значительно превосходит морской (8,4%), автомобильный (4,2%), речной(2,5%) и воздушный.
Ведущая рольжелезнодорожного транспорта в транспортной системе России обусловлена не толькоприродными, экономическими и др. особенностями страны (протяжённость иприродно-климатические условия её территории, география природных ресурсов,размещение хозяйства, городов и других населённых пунктов, направление ихарактер исторически сложившихся территориально-экономических связей и т.п.),но и рядом его технико-экономических преимуществ перед другими видамитранспорта (отличается надёжностью, ритмичностью движения вне зависимости отвремени года, от природно-климатических условий местности, универсальностью,т.е. способностью перевозить практически все виды грузов, высокой провозной ипропускной способностью, сравнительно большой скоростью и относительно низкойсебестоимостью перевозок и др.).
В транспортную сетьРоссии входит 162 тыс. км магистральных железнодорожных линий и подъездныхпутей, 680 тыс. км внутренних водных путей, 214 тыс. км магистральныхтрубопроводов.
Транспортно-дорожныйкомплекс страны переживает, как и вся экономика, переходное состояние, все егозвенья приспосабливаются к новым формам функционирования в условиях рыночнойэкономики. Этот процесс идёт сложно и не лишён противоречий, демонстрирует,наряду с кризисными явлениями, новые, не имевшие места раньше, возможности.
Целью данной работыявляется оценка уровня развития транспортной системы Северо-Западного района повидам путей сообщения, рассмотрение географического положения, оценка природныхусловий и ресурсов, особенности, энергетики района и возможных перспективразвития данного района.
Раздел 1.Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги(экономического района)
Северо-Западныйэкономический район занимает северо-западную часть европейской территорииРоссии и включает Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую области и городСанкт-Петербург. Площадь-196,5 тыс.кв. км, что немного превышает 1% территорииРоссийской Федерации.
Северо-Западныйэкономический район занимает удобное экономико-географическое положение, онрасположен между Финским заливом и Чудским озером — на западе, Ладожским иОнежским озёрами — на севере и отрогами Валдайской возвышенности наюго-востоке. Благодаря выходу к морю Санкт-Петербург является крупнымэкспортно-импортным узлом России. Санкт-Петербург разделен на 13административных районов. Кроме того, в его подчинении находятся 8 городов:Колпино, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Сестрорецк иЗеленогорск. На Карельском перешейке район граничит с Финляндией, на западе- сЭстонией и Латвией, на юго-западе- с Белоруссией.
НаселениеСеверо-Западного района-7,99 млн. чел., или 5,4% общей численности населенияРоссии. За 1992-1997 гг. численность жителей, проживающих на его территории,сократилась на 3,5%, при этом наибольшее снижение отмечается вСанкт-Петербурге-5,2%. Сокращение численности населения вызвано неблагоприятнойдемографической ситуацией во всех административно-территориальных единицахрайона, характеризующейся отрицательными показателями естественногоприроста-8,7%, при средних по Российской Федерации-5,1%. При этом показателиестественной убыли превышают средние по району в Новгородской и Псковскойобластях.
Размещено населениенеравномерно: 80,4% жителей района приходится на Санкт-Петербург иЛенинградскую область. Район отличается высокой плотностью населения-40,6человек на 1кв. км, что почти в 5 раз превышает средние показатели по стране.Наибольшая плотность его в Ленинградской области-74,4 чел. на 1 кв. км, в то жевремя в Псковской и Новгородской составляет-14,9 и 13,3 чел. на 1 кв. кмсоответственно.
Основная часть населенияСанкт-Петербурга — русские (89,1%). Здесь живут также украинцы (1,9%), евреи(2,1%), белорусы (1,9%), татары (0,9%) и др. На территории области проживает(по переписи 1989 г.) население около 70 национальностей. Основная частьнаселения — русские (90,9%). Здесь живут также украинцы (3%), белорусы (2%),финны (0,7%), татары (0,5%), вепсы (0,3%), и др. Северо-Западный экономическийрайон отличается высоким уровнем урбанизации в Российской Федерации. 86,7%населения его проживает в городских поселениях, при этом 80% сконцентрировано вкрупнейших в стране Санкт-Петербургской городской агломерации. Наименьшая частьгородского населения отмечается в Псковской области-65,3%, где в наибольшейстепени развито сельское хозяйство района. Уменьшение общей численностинаселения района отразилось на показателях трудовых ресурсов. Экономическиактивное население за последние 4 года уменьшилось на 200,6 тыс. чел., ачисленность занятых в различных отраслях экономики снизилась на 6,7%, чтовызвано не только общим снижением численности, но и продолжающимся экономическимкризисом, спадом промышленного производства и ростом безработных. Уровеньбезработных здесь достиг 10% от общей численности экономически активногонаселения, превысив на 0,7% показатель по России. В современных условиях этоспособствует социальной напряжённости, особенно в Псковской и Новгородскойобластях.1
Таблица 1. Расчётплотности населения по отдельным административным единицамАдминистративно-территориальная единица
Территория
S тыс. кв. км
Численность населения
тыс. чел. В том числе население Плотность населения, Тыс. чел./кв. км Городское Сельское Санкт-Петербург
/>85,9 4715,7 4715,7 __
/>74,4 Ленинградская область 1674,2 1103,3 570,9 Новгородская область 55,3 736,9 522,5 214,4 13,3 Псковская область 55,3 819,1 537,1 282,0 14,9 Итого: 196,5 7945,9 6878,6 1067,3 40,6
В структуре занятогонаселения по отрасли экономики повышается доля работающих в торговле,общественном питании, бытовом обслуживании, здравоохранении, банковской системеи системе кредитования и страхования. В то же время значительно сократилсяудельный вес занятых в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве.
Рельеф Северо-Западногорайона представляет всхолмленную низменную равнину со следами деятельностиледника в пределах Валдайской возвышенности и многочисленными озёрами. Климатформируется под влиянием морских воздушных масс Атлантики и отличаетсяповышенной влажностью, сравнительно тёплой зимой и прохладным летом. Средняятемпература января от -6гр. Цельсия на юго-западе до -10 гр. Цельсия насеверо-востоке; средние июльские — от 16,5 до 18 гр. Цельсия. Вегетационныйпериод не превышает 160 дней. Осадков выпадает от 500 до 650 мм в год, максимумих приходится на Валдайскую возвышенность. Небольшое поступление тепла и слабаяиспаряемость способствуют образованию большого числа болот, рек и озёр. Озёраслужат естественными водохранилищами, регуляторами более равномерного стокарек. Единые озёрно-речные системы представляют собой важные водные транспортныеартерии. Здесь берут начало Волго-Балтийская и Беломорско-Балтийская водныетранспортные системы. На территории района находятся крупные озёра России:Ладожское, Онежское, Ильмень. Протекают такие реки, как Нева, Волхов, Свирь,Ловать, Мста. В гидроэнергетическом отношении наибольшее значение имеют Свирь,Вуокса, Нарва и Волхов.
Распространенные по всейтерритории района подзолистые почвы малоплодородны и требуют значительногоухода и внесения органических и минеральных удобрений для повышения урожайностисельскохозяйственных культур.
Леса занимают почти 1/3всей территории района и представлены в северной части района хвойными — ель,сосна, в южной — смешанными хвойно-широколиственными породами. Наибольшиезапасы лесных ресурсов приходятся на Ленинградскую область, где лесные массивызанимают почти 40 % территории.
Район относительно беденполезными ископаемыми. Наибольшую ценность представляют промышленные запасыбокситов Тихвинского месторождения (Ленинградская область) с высоким процентнымсодержанием глинозёма (до 54-55%), в районе Кингисеппа залегают фосфориты сневысоким процентным содержанием основного компонента (5-7%), нолегкообогатимые. Из топливных ресурсов наибольшее значение имеют запасы торфа игорячих сланцев. Запасы торфа оцениваются в 1,8млрд. т., а горючих сланцев-5млрд. т. Ресурсы торфа широко представлены во всех областях района, а горючиесланцы залегают в Ленинградской области на границе с Эстонией. Строительныематериалы распространены повсеместно и представлены известняками, глинами, втом числе огнеупорными, стекольными песками. На севере Ленинградской областиимеются залежи гранита. Геологические изыскания подтверждают наличиепромышленных запасов марганцевых руд вблизи Санкт-Петербурга в Финском заливена глубине, не превышающей 50 м, а также ресурсов нефти и алмазов.
Природный ландшафт всочетании с уникальными рекреационными ресурсами, выдающимися памятникамиархитектуры и истории благоприятствует созданию зон отдыха и организациитуризма, которые могут стать важной статьей доходов местных бюджетов.
Гидроэнергетическиересурсы составляют 11,5 млрд. КВт/ч. Но вовлечение в промышленную эксплуатациюгидроэнергетических ресурсов затруднено из-за равнинного и низменного характерарельефа, преобладающего в бассейнах основных рек Северо-запада. От полногозапаса энергии рек вырабатывается 41, 2% энергии ежегодно. Значительная частьэкономически эффективных гидроэнергоресурсов уже освоена в настоящее время. Наряду с отраслями специализации врайоне получили развитие отрасли, дополняющие хозяйственный комплекс. Среди нихвыделяется электроэнергетика, на долю которой приходится 15,8% объёмовпроизводимой продукции. Электроэнергетическое хозяйство представлено атомной,тепловыми и гидроэлектростанциями малой и средней мощности. Наибольшее значениеимеет одна из крупнейших АЭС страны Ленинградская АЭC мощностью 4 млн. кВт. Крупные ТЭЦ и ГРЭС построены вСанкт-Петербурге, Кириши и областных центрах. Гидроэлектростанции построены нареках Волхов, Свирь, Вуокса. Все электростанции объединены в единуюэнергетическую систему Северо-запада и связаны с ЕЭС европейской части страны.Для укрепления энергетического баланса ведется строительствогидроаккумулирующей электростанции в Ленинградской области.
К отраслям рыночнойспециализации Северо-Западного района относится химическая промышленность. Еёудельный вес в структуре производства промышленной продукции района составляет7,3%. Продукцией отрасли выступают удобрения, резинотехнические изделия,синтетические смолы, пластмасса, лакокрасочные, фармацевтические препараты,бытовая химия. Основные центры: Санкт-Петербург, Кириши. Предприятия попроизводству минеральных удобрений, работающие как на местном, так и напривозном сырье (фосфориты Кингисеппского месторождения и Кольские апатиты, атакже природный газ, поставляемый из месторождений европейского Севера иЗападной Сибири), выпускают фосфорные удобрения (Санкт-Петербург, Волхов),фосфоритную муку-объединение «Фосфорит» г. Кингисепп, азотные удобрения — Новгородский химический комбинат. Одним из старейших объединений отраслиявляется «Красный треугольник», его продукция — резинотехнические изделия,шины, резиновая область, пользуется широким способом на внутреннем рынке.Однако высокая концентрация предприятий химической промышленности оказываетнеблагоприятное воздействие на окружающую среду. В связи с этим дальнейшее еёразвитие целесообразно за счёт технического переоснащения и использованияэкологически чистых технологий, обеспечивающих повышение производительноститруда.
Среди отраслей топливнойпромышленности выделяется сланцевая. В Ленинградской области работает комбинат«Сланцы». Этот комплекс имеет внутрирайонное значение.
Металлургический комплексотносится к отраслям, дополняющим хозяйственный комплекс. Чёрная металлургияпредставлена отдельными цехами крупных машиностроительных производств иориентируется на выпуск сортового проката (Кировский и сталепрокатный заводы вСанкт-Петербурге), а также труб и метизов в (Ижорский завод).
Цветная металлургиявыступает важным звеном хозяйственного комплекса Северо-запада и представленавыплавкой алюминия на Волховском заводе, а также производством глинозёма набазе Тихвинского месторождения бокситов (г. Бокситогорск) и глинозёма наПикалёвском заводе, работающем на нефелинах Кольского полуострова. Обработкацветных металлов производится в Санкт-Петербурге, где выпускают прокат лёгких итяжелых металлов и фольгу.
Развитие цветнойметаллургии в районе сдерживается напряжённостью топливно-энергетическогобаланса и недостаточной сырьевой базой, а также сложной экологическойобстановкой в районе, связанной с достаточно высокой концентрацией предприятийцеллюлозно-бумажной и химической промышленности.
Лёгкая промышленностьпредставлена в основном — текстильной, кожевенно-обувной, фарфорофаянсовой.
Текстильнаяпромышленность выпускает хлопчатобумажные ткани льняные, шерстные и шелковые иконцентрируется преимущественно в Санкт-Петербурге; трикотажное производствопредставлено в Великих Луках и Боровичах (Псковская область); кожевенно-обувнаяпромышленность — в Санкт-Петербурге, где работает крупнейшее АО «Скороход».Фарфорофаянсовая промышленность развита в Ленинградской и Новгородскойобластях.
Большая частьпотребностей в топливе (уголь, нефть, природный газ) удовлетворяется за счётпоступления из других районов. Интенсивно используется и местное топливо (торф,сланцы). В производстве электроэнергии велика роль тепловых (Ленинградская ТЭЦ,Псковская, Северная ГРЭС и др.) и атомных (Ленинградская АЭС) электростанций.
Индустриально-строительныйкомплекс имеет межрайонное значение. Предприятия его размещены в крупных исредних городах, имеющих выход к транспортным магистралям. Здесь выпускаютжелезобетонные изделия и конструкции, другие строительные материалы, вНовгородской области развита стекольная промышленность. Повышение эффективностикомплекса связано с расширением его сырьевой базы за счет комплекснойпереработки бокситов Тихвинской группы месторождений.
Значительное развитиеполучила лёгкая и пищевая промышленность, развивающаяся как на местномсельскохозяйственном сырье (лён, мясо, молоко, картофель, овощи), так и напривозном сырье.
Раздел 2. Характеристикатранспортной сети Северо-Западного экономического района (Октябрьская железнаядорога)
Транспорт — важнаясоставляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем числе занятых вэкономике страны равна примерно 7 %, в производственных фондах-20%.Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозки населения игрузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных, межрайонных имежгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромной пространственнойпротяжённостью страны, неравномерностью распределения природных богатств,населения, производства по её территории, роль транспорта в обеспечениинормального хозяйства неизмеримо возрастает.
Транспортная системаРоссии включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской,трубопроводный, воздушный транспорт.
Северо-Западныйэкономический район располагает развитой транспортной системой. Перевозочнаядеятельность в Северо-Западном экономическом районе осуществляется всеми видамитранспорта.
2.1 Автомобильныйтранспорт
Северо-Западный районрасполагает разветвлённой сетью автомобильных дорог. От Санкт-Петербургскоготранспортного узла отходят пять автомагистралей федерального значения: вюго-восточном направлении — на Новгород – Москву, южном — на Псков- Невель — Витебск-Киев, западном — на Ивангород – Нарву — Таллинн-Ригу-Калининград,северном — на Выборг и в восточном направлении — на Новую Ладогу и алееПетрозаводск-Мурманск; а также федеральные автодороги: вдоль побережья Финскогозалива на запад до Ивангорода и северо-запад — на Приозерск (далее в Карелию) иСветогорск.
Кроме того, от НовойЛадоги отходят две автомобильные дороги федерального значения на Кириши и наТихвин – Пикалёво — Череповец-Вологду.
Протяжённостьавтомобильных дорог района с твёрдым покрытием составляет 4,9% от этогопоказателя по России в целом. В 1997 г. всеми владельцами грузового транспортаво всех отраслях народного хозяйства (на государственной и коммерческой основе)магистральным автомобильным транспортом было перевезено 10 млн. т грузов.
2.2 Морскойтранспорт
Перевозки грузов морскимтранспортом внутри района незначительны. Велика роль морского транспорта восуществлении внешнеторговых связей, как самого района, так и других районовстраны через торговые порты Санкт-Петербург и Выборг (с портопунктом Высоцк).
Морской портСанкт-Петербург — «морская столица России» — крупнейший транспортный узел насеверо-западе страны. Порт расположен в восточной части Финского залива наостровах в дельте р. Невы. Порт работает в круглогодичном режиме, с декабря помарт навигация поддерживается с помощью ледоколов.
СтруктурноСанкт-Петербургский порт (или Большой порт Санкт-Петербург) состоит из ОАО«Морской порт Санкт-Петербург», специализированного морского порта, а такжедругих причалов, переработку грузов на которых осуществляют другие компании.
ОАО «Морской портСанкт-Петербург» осуществляет основной объём перевалки грузов в этомводнотранспортном узле. Порт располагает 53 причалами для обработки и отстоясудов общим протяжением 8,4 км (7,2 км — для обработки судов). Глубины упричалов составляют 8-11,5 м, что позволяет обслуживать суда дедвейтом до 40тыс.т. Мощность порта рассчитана на перевалку более 13 млн.т. грузов в год.
Порт состоит из четырёхрайонов. Первый район специализируется на перегрузке внешнеторговых генеральныхи навалочных грузов. На причалах второго района осуществляется перевалкагенеральных экспортно-импортных грузов, прежде всего, перевозимых на регулярныхлиниях. Третий район ориентирован на перегрузку автотранспортной техники,оборудования, лесоматериалов и навалочных зерновых грузов. Здесь же расположеноснащенный современной техникой контейнерный терминал, обеспечивающий средипрочих перевалку контейнеров транзитом по территории России между портамиВосточной Азии и Европы. Четвёртый район специализируется на перевалке угля.Кроме того, на его причалах перегружаются металлы, оборудование, другиегенеральные грузы, зерно, сахар-сырец навалом. В этом же районе расположенабункеровочная база.
Порт ежегодно посещаетболее двух тысяч судов. Функционируют автомобильные паромные переправы на портКалининград, порты Германии и Швеции.
Порт является одним излучших по техническому оснащению в России. Он имеет развитые железнодорожные иавтомобильные подходы, а по р. Неве порт связан системой глубоководныхвнутренних судоходных путей с важнейшими промышленными и сельскохозяйственнымирегионами России, государствами ближнего и дальнего зарубежья.
Несмотря на снижениеобщего объёма грузопереработки по системе морского флота РФ грузооборот ОАО«Морской порт Санкт-Петербург» в 1997 г. Составил 9,0 млн.т.
Общий грузооборотБольшого порта Санкт-Петербург в 1997 г. составил почти 20,6 млн.т., в томчисле наливные грузы — более 5,7 млн. т, навалочные- 2,8 млн. т,генеральные-10,2 млн. т, лесные-1,7 млн.т.2
Морские портовые портыВыборг и Высоцк расположены в 60 милях северо-западнее Санкт-Петербурга.Навигация круглогодичная, зимой-с ледокольным обеспечением. Суммарная мощностьпортов по перевалке грузов- 3,9 млн.т. в год. Глубина у причалов вВыборге-6,5-8,5 м (глубина подходного канала — не менее 6 м), в Высоцке- 9,4 м.
Грузооборот этих портов в1997 г. составил более 2,4 млн.т., в том числе 2,0 млн. т навалочных грузов,0,25 млн. т лесных и 0,19 млн. т генеральных грузов.
Порт Выборг из-застесненности территории и малых глубин на подходах имеет ограниченныевозможности для развития.
По Государственнойпрограмме «Возрождение торгового флота России», утверждённой ПостановлениемПравительства РФ №996 от 08.10.93 г., в Финском заливе намечается построитьновые порты. Эти порт будут важным звеном в транспортной инфраструктуре всегоСеверо-Западного экономического района России и составляет конкуренцию портамстран Балтии.
Новый порт Усть-Луга проектноймощностью 35 млн. т расположен в Лужской Губе (Кингисеппский районЛенинградской области), расположенный в 130 км от Санкт-Петербурга,предназначен для экспорта сырой нефти, нефтепродуктов, жидких химическихгрузов, сжиженных газов в объёме 45 млн.т. в год.
Порт в бухте Батарейная(Ломоносовский район Ленинградской области) находится в 60 км отСанкт-Петербурга и будет предназначен для экспорта нефтепродуктов в объёме до15 млн.т.
Строительство портовыхкомплексов должно осуществляться по этапам. Сроки введения в эксплуатациюзависят от привлечения как российского, так и иностранного капитала(2005-2010гг.).
Все эти объекты находятсяв зоне обслуживания Октябрьской железной дороги. Перспективы вышеназванногостроительства вплотную затрагивают и ее интересы. Необходимо рассматриватьвопрос в комплексе — не только строить сами порты и припортовые станции, но ирешать технико-эксплуатационные проблемы более отдалённых железнодорожныхподходов к портам.
2.3 Речнойтранспорт
Район богат внутреннимисудоходными водными путями. Основными судоходными реками являются: Нева,Волхов, Свирь. Судоходные озёра: Ладожское, Онежское, Ильмень, Псковское иЧудское. В 1997г. всеми владельцами речных судов (на государственной икоммерческой основе) было перевезено 11,6 млн. т грузов. Реки Нева, Свирь иОнежское озеро составляют часть Волго-Балтийской судоходной системы, по которойв 1997 г. прошло 15 млн. т грузов. Однако эта важнейшая водная система в целомнаходится в критическом положении из-за аварийного состояния шлюзов. Для еёнормального функционирования нужны инвестиции для проведения ремонтных работ.
В районе Выборгафункционирует водная система Саймаа. Водная система Саймаа — это канал,открытый 29 лет назад, арендуемый Финляндией у России (срок аренды кончается в2013 г.). Все 8 шлюзов от Выборгского залива до Саймаа обслуживаются финскимивластями и лишь на отрезке протяжённостью в 21 морскую милю от устья канала домеждународных вод проводку осуществляет русский лоцман. Ежегодно по каналуперевозится сырьё и продукция лесной промышленности, в среднем 1,5 млн.т.
2.4 Трубопроводныйтранспорт
Большое развитие получилтрубопроводный транспорт. По территории Северо-Западного района проложенынефтепроводы: Ярославль — Кириши и Ярославль – Торжок — Великие Луки и далее наБеларусь; магистральный нефтепродуктопровод Кириши-Санкт-Петербург. Двамагистральных газопровода Белоусово — Санкт-Петербург и Ухта — Вологда-Череповец-Санкт-Петербург обеспечивают подачу газа в Санкт-Петербург;магистральный газопровод «Сияние Севера» (Ухта-Рыбинск-Торжок), соединённый сгазовыми месторождениями Ямало-Ненецкого АО, обеспечивает нужды промышленныхрайонов, а также передачу газа через Санкт-Петербург на Финляндию. Балтийскаятрубопроводная система (БТС) в регионе должна предусмотреть прокладку новыхмагистральных и реконструкцию действующих участков трубопроводов дляобеспечения подачи на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов через новые порты вПриморске и бухте Батарейная.
2.5 Воздушныйтранспорт
Воздушный транспорт врегионе используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, дляремонта и строительства трубопроводов, мостов и т.п. В Санкт-Петербурге наместе бывшего военного аэродрома «Вещево» возводится международный аэропорт«Выборг», ориентированный на приём транспортных тяжёлых самолётов. Выгодноегеографическое положение порта на трансполярном маршруте Северная Америка — Северная Европа — Россия позволит привлечь дополнительные объёмы грузов длятранзита из северных районов США и Канады в страны Балтии и российские регионыи будет являться как бы «опорой» воздушного моста России с Америкой.
2.6 Железнодорожныйтранспорт
Основные перевозки грузовв Северо-Западном районе осуществляются железнодорожным транспортом, которым в1997 г. было перевезено 48,4 млн.т.
Важнейшим направлениеминвестиционного сотрудничества Росси в области транспорта должно стать еёучастие в создании так называемых международных транспортных коридоров.Согласно определению Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН транспортныйкоридор представляет географическое пространство, через которое проходяткрупные транспортные потоки и которое охватывает инфраструктуру разных видовтранспорта. На Второй Общеевропейской конференции, состоявшейся на острове Критв 1994 г., были утверждены 9 основных транспортных коридоров.
Из девяти официальноутверждённых через Россию проходят три международных транспортных коридора. Внаправлении Север-Юг-коридор № 9 от границы Финляндии к Санкт-Петербургу идалее в направлении на Киев через Москву и Псков — Витебский.
Указанное направление потерритории Северо-Западного района включает следующие участки железных иавтомобильных дорог: границы Финляндии – Выборг — Санкт-Петербург-Москва;Санкт-Петербург — Псков-Невель-граница с Беларусью. В состав российской частитранспортного коридора входят также морские порты Санкт-Петербург и Выборг,аэропорт Пулково и сооружаемый в Санкт-Петербурге грузовой терминальныйкомплекс.
На рынке международныхгрузовых перевозок сильна конкуренция между различными видами транспорта, в частностимежду железнодорожным и автомобильным транспортом. Октябрьская железная дорогапостоянно ищет новые пути для привлечения клиентов. Так родилась идеяконтрейлерных перевозок. Октябрьская дорога проводит опытные перевозкиконтрейлеров по маршруту Бусловская-Москва Товарная Октябрьской железнойдороги. Если серия опытных поездок окажется успешной, то из контрейлерныхплатформ будет составлен поезд, который начнёт курсировать по маршрутуХельсинки-Москва.
Потребностипромышленности, сельского хозяйства и населения Северо-Западного экономическогорайона обслуживает Октябрьская железная дорога, обеспечивающая регулярную связькак внутрирайонную, так и с другими регионами страны.
Эксплуатационная длинажелезнодорожных путей района составляет 5,1 тыс. км (5,9% от эксплуатационнойдлины железнодорожной сети России) со средней плотностью на 10 тыс. кв. кмтерритории-257 км (средняя по РФ-51 км).
Транспортная сеть имеетярко выраженную радиальную структуру, почти все основные железнодорожные линиирасходятся из одного центра-Санкт-Петербурга. По разветвлённости в границахСеверо-Западного района Октябрьская дорога занимает на сети России второе место(после Московской дороги).
2.7 Отправлениеи прибытие грузов
Экономика района и егогеографическое положение предопределяют объём перевозочной работы. В 1997 г.отправление грузов составило 48,4 млн. т (5%от общего отправления пожелезнодорожной сети России); прибытие-86,8 млн. т (9% от сетевого прибытия).Прибытие грузов превышало отправление в 1,8 раза.
В целом доля грузов порайону составляет около 95 %; по субъектам РФ, входящим в район, удельный весгрузов колеблется от 80 % по г. Санкт-Петербургу до 100% по Новгородскойобласти.
Наминерально-строительные материалы (преимущественно нерудные) приходится 35% отобщего отправления. На втором месте по объёму отправления (27%) находятсянефтепродукты (автобензин, авиакеросин, дизельное топливо, мазут с НПЗ «КИНЕФ»,работающего на нефти, доставляемой по нефтепроводу). На долю остальных грузовприходится 23%. В их состав входят: продукция отраслей машиностроения иметаллообработки, лесохимической промышленности, сланцы, химические товары, атакже товары лёгкой и пищевой промышленности.
В составе лесных грузовперевозятся: лес круглый и лес пиленный, шпалы и брус, древесностружечные идревесноволокнистые плиты, фанера. Новгородское предприятие АО «Акрон»отгружает азотные и сложные удобрения, а также разнообразную химическуюпродукцию.
В прибытии удельный весгрузов в целом по Северо-Западному району составляет 84%; по субъектамРоссийской Федерации, входящим в его состав, он колеблется от 94% по Псковскойобласти до 76% по Ленинградской области. В прибытии преобладают нефтепродукты,прочие грузы и минерально-строительные материалы, на долю которых приходится 65%от общего прибытия по району.
К крупнейшимжелезнодорожным станциям, обслуживающим промышленные комплексы района, в 1997г. относились: узел Санкт-Петербург, имеющий в своём составе большое количествостанций, выполняющих грузовые операции; Кириши — Заводская, Кузнечное,Каменногорск, Рудничная, Пикалёво-2, Сала (Ленинградская область), Скангали,Посинь (Псковская область).
2.8 Транспортныйбаланс и транспортно-экономические связи
Район имеет развитуюсистему внутрирайонных связей. На доли местного сообщения приходится 27,5% отобъёма перевозок с преобладанием характерных для Северо-Западного районагрузов: нефтепродуктов-10,7 млн. т (37% от местного сообщения),минерально-строительных материалов-9,1 млн. т (31%) и грузов «прочих» грузов-5,0 млн. т (17%). Удельный вес местного сообщения в отправлении указанныхгрузов составляет: по нефтепродуктам-80,5%, минерально-строительнымматериалам-53% и прочим грузам-45,5%.1
Как пример наиболеекрупных внутрирайонных связей по отдельным грузам, можно выделить следующие:
по нефтепродуктам:Ленинградская область (НПЗ «КИНЕФ») отправляет 5,2 млн. т нефтепродуктов настанции, расположенные на её территории (преимущественно на границе сгосударством Балтии)-3 млн. т;
поминерально-строительным материалам: Ленинградская область (в основном с крупныхкарьеров) отправляет нерудные материалы для потребления в области-4,4 млн. т ив г. Санкт-Петербург-2,9 млн. т;
по прочим грузам:предприятие «Ленинградсланец» отправляет сланцы на ТЭЦ Ленинградскойобласти-1,6 млн.т.
Наряду с внутрирайоннымисвязями Северо-Западный район характеризуется разветвлённой системоймежрайонных связей. Около 55% (от общего объёма перевозок) потребляемого врайоне сырья и экспортируемых из России различных грузов ввозятся из другихэкономических районов и 18 % готовой продукции и импортных товаров вывозятся заего пределы.
Северо-Западный районимеет отрицательный транспортный баланс: в 1997 г. ввоз превышал вывоз на 38,4млн. т или в 3 раза.
Основные транспортно –экономические связи рассматриваемого района в другие регионы по вывозуосуществлялись с Северным и Центральным экономическими районами. На их долюприходилось 67% общего вывоза Северо-Западного района.
Из района вывозятсяминерально-строительные материалы (42% от общего вывоза), главным образом вЦентральный экономический район; прочие грузы, включающие широкую номенклатурупроизводимых в районе товаров, (31%)-преимущественно в Центральный район;нефтепродукты (13,5%) для нужд народного хозяйства и частично на экспорт спреобладанием связей с Северным и Центральным районами.
Значительныеэкономические связи с Северо-Западного района по завозу грузов осуществляются сСеверным и Поволжским районами (43% от общего ввоза), а также с Уралом иСибирью (36%).
Основной объём ввоза (75%) приходится на: нефтепродукты (бензин, керосин, дизельное топливо),поступающие в Северо-Западный район преимущественно с нефтеперерабатывающихзаводов Поволжского и Уральского экономических районов; чёрные металлы,отгружаемые, главным образом, металлургическими комбинатами Северного иУральского районов; химические и минеральные удобрения, завозящиеся в основномиз Северного (апатиты) и Уральского (калийные соли) районов, и широкуюноменклатуру прочих грузов, поставляемых в рассматриваемый район из всехрегионов России с преобладанием поставок из Поволжского и Уральского районов.
Доля транзита вперевозочной работе Северо-Западного экономического района незначительна. Онавключает в себя объёмы перевозок грузов в транспортно-экономических связяхбольшинства регионов России с Республикой Карелия и Мурманской областью.
2.9 Внешнеторговыеперевозки
Приморско — приграничноеположение Северо-Западного экономического района обусловливает широкиетранспортно-экономические связи России с государствами дальнего зарубежья иБалтии через морские торговые порты Санкт-Петербург и Выборг (с портопунктомВысоцк) и сухопутные пересадочные пункты на границе России с Финляндией(Бусловская, Светогорск), государствами Балтии (Ивангород — Нарвский, Печоры — Псковские, Скангали, Посинь) и Беларусью (Завережье, Клястица).
В 1997 г. Объём перевозоквнешнеторговых грузов по району составлял 66,1 млн. т (24,2% от перевозокгрузов внешней торговли России железнодорожным транспортом), из них 58,1 млн.т- экспорт (сдача) и 8,0 млн. т-импорт (приём).
В общем объёме экспортаболее 45% приходится на нефтяные грузы, в импорте — более 50% на прочие грузы(это в основном промышленные и продовольственные товары, машины, оборудование).Экспортные поставки России, осуществляемые через порты и пограничные станцииСеверо-Западного района, формируются, главным образом, в Северном и Уральскомэкономических районах, а также в субъектах РФ, входящих в составрассматриваемого района. Импортные грузы потребляются преимущественно вСеверо-Западном и Центральном районах.
В 1997 г. из 58,4 млн. троссийского экспорта 10,3 млн. т (18%) подвозились к границе с Финляндией и24,3 млн. т (42%)- с государствами Балтии принималось 2,6 млн. т (36%) иФинляндии-1,0 млн. т (14%).
Кроме собственныхперевозок, железнодорожный транспорт России осуществляет транспортировкувнешнеторговых грузов в связях с дальним зарубежьем бывших союзных республик, атакже в связях третьих стран с третьими странами — международный транзит. В1997 г. практически весь объём международного транзита (0,3 млн. т) черезтерриторию России в сообщении восток-запад был освоен на западе станциейБусловская, на востоке — портом Восточный (предпортовая станция Находка — Восточная) Дальневосточного экономического района (Приморский край).
2.10 Железнодорожнаясеть района и её грузонапряжённость
На конфигурациижелезнодорожной сети Северо-Западного района отразилось, прежде всего,положение Санкт-Петербургского промышленного узла на берегу Финского залива вустье р. Невы. От Санкт-Петербургского транспортного узла веером расходятсявосемь магистральных направлений: Санкт-Петербург-Москва;Санкт-Петербург-Волховстрой (с выходом на Мурманск и Вологду); Санкт –Петербург – Кириши — Сонково (с выходом через Савелово на Москву);Санкт-Петербург-Дно-Невель (выход к границе с Беларусью) с ответвлением наНовгород; Санкт-Петербург-Псков (выход к границе с государствами Балтии); Санкт– Петербург – Ивангород — Нарвский (с выходом на Таллинн);Санкт-Петербург-Выборг (с ответвлениями на Бусловскую и Светогорск);Санкт-Петербург – Кузнечное — Хиитола. Последние два направления примыкают кжелезнодорожной сети с Финляндией.
Для обходаСанкт-Петербургского узла, имеющего густую сеть железнодорожных линий,построена спрямляющая линия Волховстрой — Чудово-Новгород-Луга, дающая выход сМурманского направления на все направления, подходящие к Санкт-Петербургу сюга.
В состав железнодорожнойсети района входят также широтные линии: Сонково — Бологое-Дно-Псков; Ржев — Великие Луки — Завережье и далее выход на границу с Балтией через Посинь;Лихославль — Великие Луки — Невель.
Одна из ведущихмагистралей Москва-Санкт-Петербург, соединяющая два самых крупных в странеэкономических, политических и культурных центра — Москву и Санкт-Петербург,является звеном международного Критского транспортного коридора №9Александруполис — Дмитроград-Бухарест — Кишинёв- Раздельная — Киев – Брянск –Москва – Санкт-Петербург — Бусловская — Хельсинки, к которому примыкает линияКиев (Нежин) – Жлобин – Могилёв – Витебск – Новосокольники — Дно-Санкт-Петербург.
Наиболее грузонапряжённымиучастками (в грузовом направлении) на железнодорожной сети района в 1997 г.были: Волховстрой-Мга (Ленинградская область)- 31,6 млн. т (в грузовомнаправлении), что превышало среднюю грузонапряжённость сети России (12,7 млн.т) в 2,5 раза; Каннельярви — Выборг (Ленинградская область)-13,6 млн. т,превышающая среднюю по сети в 1,1 раза.
На остальных участкахгрузонапряжённость была примерно равна среднесетевой (Лодейноеполе-Волховстрой) или ниже.
Раздел 3. Расчетгустоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения
Таблица2. Расчет густоты железных дорогАдминистративно-территриальная единица
Территория S,
тыс. км2
Население
N,
тыс. чел. Эксплуатационная длина железных дорог, L, км Густота железных дорог, D
Dt
DN
DtN г. Санкт-Петербург и Ленинградская обл. 86,34 6329,3 2780 32,20 0,44 3,76 Псковская обл. 55,30 800,30 1100 19,89 1,37 5,23 Новгородская обл. 55,30 727,10 1200 21,70 1,65 5,98 Итого: 196,94 7856,7 5080 25,79 0,65 4,08
Dt — показатель, характеризующий густотужелезнодорожной сети как отношение ее протяженности L к площади территории района S:
Dt=L/S
Dн – показатель, характеризующий густоту сети Dн как отношение ее протяженности L к численности населения N:
Dн =L/N
Dtн – показатель характеризующий относительную густотусети Dtн, определяемую исходя из размеров территории района S и численности её населения N:
/>
/>Dtн= Dt*Dн;
/>/>/>Dtн=L / S*N
Примеры расчетов:
/>Dt=L/S Dt=5080 км / 196, 94 км/км2=25, 79 км2
/>DN=L/N DN=5080 км / 7856, 7 тыс. чел. =0,65 км /тыс. чел.
DtN= Dt* DN = L/S * L/N /196,94 * 7856, 7=4, 08= L/S * N =5080 км
Списокиспользуемой литературы
1. В. И. Видяпин«Экономическая география России». — М.: Инфа — М; 2005г.
2. Н. Н.Казанский«Экономическая география России». — М.: «Транспорт»; 1991 г.
3. В. П. Желтиков«Экономическая география». — Ростов -на- Дону: «Феникс»; 2006 г.
4. В. Е. Гребцова«Экономическая и социальная география России» Ростов – на — Дону: «Феникс»;2000 г.
5. М.В. Степанова«Региональная экономика». — М.: Инфа-М; 2000 г.
6. Б. М. Лапидус, Ф.С. Пехтерев, Н. П. Терешина «Регионалистика»;2001 г.
7. Т. Г. Морозова«Экономическая география России».- М.:«Юнити»; 1999г.