Реферат по предмету "Государство и право"


Правовой статус личности

План Введение… …… 3 Глава 1. Правовой статус личности: понятие, значение, виды… 1.1Классификация прав и свобод человека и гражданина……… …… 1.2Виды правового статуса личности… 9 Глава 2. Особенности конституционного статуса личности… 2.1 Положение личности в государстве - как теоретическая проблема 2.2 Конституционные права и свободы человека и гражданина…… … 14 2.3

Обязанности человека и гражданина…. 17 Глава 3. Гарантии прав и свобод личности….……. 20 Заключение….… 26 Библиографический список… 28 Введение В любой правовой системе личность гражданина занимает центральное место и выступает в ней во многих качествах - гражданина, субъекта права, правоотношений, носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, правового сознания, праводеес-пособности, правового статуса.

К ней обращены юридические предписания, от нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. Она - объект судебной и иной правовой защиты. На ней замыкаются практически все юридические явления и категории, фокусируются разнообразные правовые связи и процессы. Сама ценность правовой системы в значительной мере определяется тем, какая роль в ней отводится личности, как охраняются и обеспечиваются ее интересы, жизнь, честь, достоинство, безопасность,

какими правами она наделена, и каковы гарантии этих прав. Иными словами, насколько данная правовая система способна и на деле позволяет личности раскрыть свои возможности, реализовать свой социальный и нравственный потенциал.1 Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности,

взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Это собирательная, аккумулирующая категория.2 Закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции Российской Федерации представляются самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя Российской Федерации. Это и обуславливает актуальность данной темы.

Целью исследования является правовой статус личности, как реальное положение человека в системе общественных отношений. В качестве теоретической и методологической основы изучения широко применялись труды и учебные пособия российских авторов по проблемам правового статуса личности в современных условиях. В соответствии с разработанной программой были поставлены и решены следующие задачи: изучение понятия, значения и видов правового статуса личности; рассмотрение особенности конституционного статуса личности;

рассмотрение обязанностей человека и гражданина; рассмотрение гарантий прав и свобод личности. Предметом изучения является правовой статус личности, как совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. Структура и объем данной работы, состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографического списка.

Работа изложена на 29 страницах. Для написания данной работы использовано 20 источников. Во введении данной работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель работы, предмет, объект исследования, формулируются задачи для проведения данной работы. В первой главе «Правовой статус личности: понятие, значение, виды» в теоретическом аспекте рассматривается понятие правового статуса личности и его значение в государстве для человека.

Особенности конституционного статуса личности Во второй главе представлены особенности конституционного статуса личности и обязанности человека и гражданина. В третьей главе рассмотрены гарантии прав и свобод личности. Выводы, предложенные по итогам изучения и исследований, логически завершают представленную работу, являясь, достойным решением всех поставленных выше задач, что само по себе предполагает достижение намеченной

цели. Глава 1. Правовой статус личности: понятие, значение, виды Правовой статус личности - система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Права и свободы представляют собой виды возможного поведения человека, признанные и обеспеченные государством, обязанности - виды должного поведения личности, обеспеченные силой государственного принуждения.3

Права человека - неотъемлемое свойство человека. Если человек не обладает правами, то тем самым уничтожается сама природа человеческого существа. Права человека принадлежат человеку, а не государству. Поэтому они не могут рассматриваться как «дар» государства. Государство способно обеспечить их или уничтожить. В первом случае речь идет о правовом государстве, а во втором - об антидемократическом.

Права человека и правовой статус личности - это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом.4 К ним относятся: право на объединение; свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право на равный доступ к любым государственным должностям; право участвовать во всенародных обсуждениях и голосованиях

(референдумах) и другие. Например, важнейшее политическое право, каким является право на объединение, означает возможность свободного создания политических и иных организаций, добровольность вступления и выхода из них. 5 Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.

18 Конституции РФ).6 Ограничения этого права незначительны и строго регламентированы законом, а спорные вопросы создания и деятельности объединений разрешаются только в судебном процессе судебными органами. 7 Практическое значение проблемы правового статуса состоит в том, что она непосредственно затрагивает интересы людей, отражается на их судьбах, особенно в переломные периоды, когда общество формируется, рушатся старые и нарождаются новые связи, структуры, отношения.

1.1Классификация прав и свобод человека и гражданина Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо в нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и развития правового государства. Наиболее часто встречающаяся в исследованиях, в юридических и социологических

пособиях и популярной литературе является классификация ООН, в которой выделены следующие группы правового статуса человека и гражданина: 1. Гражданские права. 2. Политические права. 3. Экономические права. 4. Социальные права. 5. Культурные права. В историческом контексте современные исследователи выделяют три поколения прав: первое - политические и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными

революциями и закрепленные в известных декларациях (американской, английской, французской); второе - социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей, движений и систем, в том числе СССР (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН; третье - коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных

движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, свободу, достойную жизнь и т.д.).8 В отечественной литературе подвергнута справедливой критике концепция иерархии прав по степени их значимости. В частности, отмечаются «зигзаги восприятия роли социально-экономических прав», попытки объявить их «социалистическим изобретением», неизвестным «цивилизованным странам».

Эти права якобы лишены качеств «юридических возможностей, защищаемых судом». Смягченным вариантом такого подхода является оттеснение на второй план социально-экономических прав как прав иного порядка в сравнении с личными неотъемлемыми правами, относимыми к «высшему разряду»9. Однако думается, вряд ли оправдано такое противопоставление прав - все они для личности важны и нужны, каждая их группа по-своему выражает ее интересы. Более того, именно сейчас российские граждане на себе

почувствовали значимость многих социально-экономических прав, которые ранее были в большей мере гарантированы, чем сейчас, когда складываются «несоциалистические» отношения. Утрата этих завоеваний особенно остро ощущается в наши дни. При рассмотрении вопроса о правовом статусе личности необходимо отличать права и свободы гражданина и человека. Дело в том, что права и свободы гражданина связаны с определенным государством, гражданином

которого он является. А права и свободы человека относятся к лицам без гражданства, иностранцам, беженцам, переселенцам, то есть лицам, не являющимся гражданами государства, на территории которого они проживают. Гражданин обладает большим количеством прав и свобод. Неграждане, как правило, не могут участвовать в голосовании при формировании государственных органов, быть избранными в органы государства, служить в армии, министерстве внутренних дел, работать в других

правоохранительных органах. На неграждан в меньшей степени распространяются различные социальные права и блага, предусмотренные для граждан и т.д.10 Разграничение конституционных (основных) прав и свобод человека на личные, политические и социально-экономические – наиболее распространенное основание их классификации. Однако основные права и свободы можно классифицировать и по другим признакам: а) по субъекту – на права и свободы человека (для них характерна конституционная формулировка «каждый») и на права

и свободы гражданина (осуществляются только гражданами Российской Федерации)11; б) по форме осуществления – на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные права и свободы реализуются личностью самостоятельно, без участия других лиц (право на жизнь, на личную неприкосновенность, свобода слова и т. д.). Коллективные права и свободы человек самостоятельно реализовать не может – необходимы согласованные

действия по реализации аналогичных прав и свобод другими индивидами. К примеру, «каждый имеет право на объединение»12, но воспользоваться этим правом должны не менее трех человек. Иначе общественное объединение никогда не будет создано; в) по механизму реализации – на права, свободы, реализуемые вне правоотношения (например, право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность), и права, свободы, реализуемые посредством участия лица в каком-либо правоотношении (например, право

выбирать род деятельности и профессию, право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях и др.); г) по моменту возникновения – на права, свободы, возникающие у индивида с момента рождения (в частности, право на охрану достоинства личности), и права, свободы, момент возникновения которых специально оговорен в действующем законодательстве (к примеру, право избирать в органы государственной власти и местного самоуправления

возникает у гражданина России только по достижении им 18-летнего возраста)13. Личные права и свободы граждан РФ перечислены в статьях 19–29 Конституции РФ. 1.2Виды правового статуса личности В зависимости от определенной принадлежности правовой статус личности имеет несколько видов: 1общий, или институционный, статус гражданина; 2специальный, или родовой, статус определенных категорий

граждан; 3индивидуальный статус; 4статус физических и юридических лиц; 5статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев; 6статус российских граждан, находящихся за рубежом; 7отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и т.д. 8профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

9статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых районах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств). 14 Набор правовых статусов очень велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют общий, или институционный, статус гражданина, специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан и индивидуальный статус личности. Общий, или институционный, статус гражданина - это статус

лица как гражданина государства или члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью и обобщенностью. Специальный, или родовой статус определенных категорий граждан отражает особенности положения отдельных

категорий граждан (например, пенсионеров, школьников, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.).15 Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права и обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством, совершение этих статусов - одна из задач юридической науки. Индивидуальный статус личности фиксирует конкретику отдельного

лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей – признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус личности подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями,

которые происходят в жизни человека. Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга и на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус.

Общий правовой статус у всех один, специальных статусов - множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.16 Само собой разумеется, что специальные, индивидуальные и все прочие статусы не могут противоречить общему (конституционному) статусу. Напротив, они должны соответствовать ему как базовому, первичному, исходному. Глава 2. Особенности конституционного статуса личности 2.1 Положение личности в государстве - как теоретическая проблема

Различные научные теории по-разному определяют положение личности в государстве. К числу теорий, рассматривающих данный вопрос, относятся либерализм, анархизм, солидаризм, этатизм, демократизм.17 Либерализм означает свободный и характеризуется следующими чертами взаимоотношения личности с государством: - постулируется абсолютная ценность человеческой жизни и изначальное равенство людей. Государство должно стоять на страже этих постулатов; - признается автономия индивидуальной воли; -

предполагается рациональность и добродетельность человека; - государство как социальная организация может быть создана только на основе консенсуса личностей и с целью сохранить и защитить права человека; - признается существование неотчуждаемых прав человека; Государство никогда, ни при каких условиях не может быть использовано для ограничения или лишения человека этих прав; - утверждается договорный характер отношений между государством и личностью; - провозглашается

верховенство закона и свобода человека в рамках закона; - объем прав государства и сферы его деятельности должны быть ограничены только необходимыми для общества и человека функциями; - частная жизнь людей должна быть защищена законом от вмешательства государства и обеспечена ее тайна; - в идеологии общества должны быть сформулированы и существовать высшие истины о добре и зле, о достоинствах и пороках, о порядочности, чести и бесчестии, которые должны быть доступны пониманию индивида и играть роль ориентиров в жизни

и деятельности человека.18 Анархизм, как теория, также рассматривающая отношения человека и государства, утверждает, что необходимо безгосударственное устройство общества. Цель анархизма, как учения уничтожение государства и замена всех форм принудительной государственной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. В анархизме существуют различные течения, но их главная общая черта заключается в том, что должна существовать

полная свобода поведения человека и отсутствие какого-либо государственного принуждения. Солидаризм, как теоретическая концепция, признает необходимость согласованной деятельности граждан и государства, взаимосвязь их интересов и целей. Государство является органом граждан и его назначение выражать и защищать их интересы и цели, решать задачи, стоящие перед гражданами, которые сами граждане решить не могут. Этатизм признает необходимость непосредственного властного участия государства, соответствующих

его органов в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной, творческой и иной деятельности. При этатизме политика государственной деятельности переходит границы рационального взаимодействия с экономикой и другими сферами общественной жизни - правовой, научной, культурной, хотя авторами этой концепции признается, что такое засилье государства вполне допустимо и полезно для общества и граждан.19 Положение личности в современном демократическом государстве характеризуется взаимными правами и обязанностями

государства и личности, широкими правами и свободами граждан, возможностью защищать их в независимом суде от неправомерных действий любых государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан, а также путем самозащиты, и обязанностью правоохранительных органов обеспечивать законность и правопорядок в обществе. 2.2 Конституционные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ 1993 г. является конституцией демократического правового государства.

В ней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина, соответствующие положениям основных международно-правовых документов. Четко построенная система Конституции позволяет увидеть, что нормы, содержащие определения прав и свобод подкрепляются гарантиями их реализации и защиты. В ней заложен огромный потенциал при реализации которого, Россия имеет шанс стать правовым и демократическим государством.

В соответствии со ст. 2 Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.20 Права и свободы гражданина (гражданские права) представляют собой разновидность прав человека, включающий самые основные, естественные и неотчуждаемые права, обеспечивающие его достойное существование (физическое, психологическое, моральное, духовное), позволяющие ощущать себя свободным в самой обыденной жизни (право

на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, осуществление принципа презумпции невиновности, право человека на признание его правосубъектности в любой стране мира,

свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком, право на частную собственность, право на имущество, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на благоприятную окружающую среду, свободный труд, охрану здоровья, отдых, образование и некоторые другие права.

В РФ гражданские права гарантируются ст.ст. 20-29, 45, 48, 49 Конституции.21 Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой

или религиозной принадлежности (ст.19 ч.2).22 Принцип равенства всех перед законом и судом основывается на соответствующих положениях международных конвенций, в частности, ст. 7 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г, ст.ст. 3, 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г ст.

ст. 14 и 20 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. и др. Равенство прав и свобод человека и гражданина не абсолютно. Применительно к различным лицам (и категориям лиц) объем предоставляемых прав и свобод может различаться (в качестве примера можно привести депутатскую неприкосновенность, дополнительные права женщин, запрет

на определенные виды профессиональной деятельности по состоянию здоровья и др.), то есть равноправие не означает равенства субъектов конституционного права. Оно лишь свидетельствует о том, что государство гарантирует всем равные условия для реализации установленных Конституцией прав и свобод человека и гражданина.23 Конституционный принцип равенства прав и свобод реализуется посредством применения ряда норм

Семейного, Трудового кодексов Российской Федерации, других законов и подзаконных актов. Так, например, ч. 3 ст. 1 СК РФ устанавливает, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. В соответствии со ст. 3 Трудового кодекса РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах

или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Однако не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение

прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.24 Согласно ст. 45 Конституции РФ государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.25 Данная статья устанавливает, с одной стороны, гарантии государственной защиты прав и свобод человека и, с другой стороны, право каждого защищать свои права и свободы любыми

способами, не запрещенными законом. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина помимо закрепления в Конституции и законе соответствующих норм подразумевает обязанность государства не только оказывать содействие гражданам в реализации своих прав и свобод, но и осуществление активных действий по пресечению и предупреждению нарушений прав и свобод человека любыми лицами и органами, в том числе органами государственной власти. Помимо этого государство создает специальные учреждения по охране и

защите прав и свобод: суды, прокуратура, органы охраны правопорядка, Уполномоченный по правам человека.26 2.3 Обязанности человека и гражданина Существование и реализация прав и свобод неразрывно связаны с определенными обязанностями, которые выступают их оборотной стороной. Обязанность - это мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования.

Обязанности можно подразделить на: естественно-правовые, носителями которых выступают человек и общество, юридические, носителями которых являются гражданин, государство, его органы и которые отражены в позитивном праве.27 Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека (право на жизнь - обязанность «не убей», право собственности - обязанность «не укради) и они так же, как права, по мере развития общества постепенно конкретизируются и закрепляются в виде юридических обязанностей в законодательстве.

В ряде стран законодатель, подчеркивая разницу между естественными и юридическими обязанностями, устанавливает обязанности человека (каждого) и обязанности гражданина. Так, в ст.58 Конституции РФ закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В ст. 59 записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина

Российской Федерации».28 Отражены обязанности и в международных актах. Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН, провозглашает, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности, и что осуществление прав и свобод гражданином требует должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе.29

В Международном пакте о гражданских и политических правах зафиксирована обязанность каждого государства, участвующего в Пакте, «уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».

Основные обязанности граждан обычно закрепляются в конституциях и детализируются в текущем законодательстве. Это обязанности: 1. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы страны. Эта норма как самостоятельная в Конституции не сформулирована, но она вытекает из смысла и содержания Основного Закона страны и касается любого лица, находящегося на ее территории.

Если в стране не будут соблюдаться законы и существовать режим законности, то все провозглашенные права и свободы останутся пустыми декларациями. 2. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Содержанием ее является необходимость финансирования государства. Налоги и сборы позволяют создать механизм перераспределения доходов людей от более обеспеченных к менее обеспеченным. Налоги и сборы формируют государственный бюджет, за счет которого и живет страна.

3. Обязанность по охране природы и окружающей среды (ст. 58). Природа и окружающая среда - сфера обитания человека. Если ее не сохранить или нарушить баланс, то встает вопрос о сохранении человека как биологического вида. Следовательно, выполнение этой обязанности каждым - вопрос выживания человечества и каждого отдельного человека. 4. Обязанность защиты Отечества и несение военной службы (ст.

59). Несмотря на то, что эти обязанности содержатся в одной статье Конституции, их объем и субъекты различны. Защита Отечества - это долг каждого гражданина, необходимость его выполнения наступает в экстремальной ситуации - в случае вооруженной агрессии против России. Что же касается военной службы, то обязанность по ее несению касается только лиц мужского пола, достигших 18 лет, на условиях либо профессиональной, либо срочной службы.

Действующее законодательство предусматривает и службу в запасе. 5. Обязанность получить основное общее образование (ч. 4 ст. 43). В Российской Федерации оно установлено в объеме 9 классов. Особенность этой обязанности состоит в том, что возложена она на родителей либо лиц, их заменяющих, поскольку в том возрасте, в котором ребенок идет в школу, он еще не может осознать необходимость получения

образования. 6. Обязанность по сохранению исторического и культурного наследия (ч. 3 ст. 44). Смысл этой нормы состоит в осознании человеком себя как личности, а формирование качеств личности напрямую зависит от уровня культуры и образования, который, в свою очередь, является результатом исторического процесса. Существование любой нации, любого народа невозможно без бережного отношения к его истории и культуре.30 Исходя из анализа вышеперечисленных обязанностей видно, что они защищают

не только интересы государства, но и всего общества в целом и его отдельных индивидов. Глава 3. Гарантии прав и свобод личности Гарантия (от франц. garantie) – ручательство, обеспечение31. Принимая на себя гарантию конституционных прав и свобод, государство ручается, что так оно и будет. В чем выражаются названные гарантии и как они реализуются? Их классификация может быть проведена по различным основаниям.

По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных - сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии. Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ), через различного рода международные программы и проекты;

Важное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Международного Суда ООН и специализированных учреждений — Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав и свобод возлагают на себя и государства, являющиеся членами

ООН. Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Содружество Независимых Государств) осуществляются также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно-

правовых актов.32 Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, и обеспечиваются соответствующими материальными, правовыми и организационными средствами. По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на33: экономико-правовые (закрепление свободы экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, социальное партнерство), политико-правовые (механизм народовластия, разделение

и равновесие властей, многопартийность, плюрализм мнений), социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования) юридические (наличие развитой системы законодательства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом).

Правовые гарантии могут быть34: материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процессуальными (институты надзора и кассации, процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико-юридическими (конструкции, отражающие представительно обязывающий характер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков, договоров). В качестве правовой гарантии рассматривают и юридическую ответственность.

Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. Конституционно-правовой статус человека представляет собой совокупность гарантируемых конституцией прав и свобод, а также устанавливаемых конституцией обязанностей. Основными принципами правового статуса человека в современных демократических государствах являются

неотчуждаемость прав и свобод человека, свобода человека в осуществлении принадлежащих ему прав и свобод, гарантированность прав и свобод человека, равноправие, единство и взаимосвязь прав, свобод и обязанностей человека. Соответственно, ни сама Конституция, ни любые другие нормативные правовые акты, затрагивающие правовой статус личности, не должны противоречить нормам, закрепленным в гл. 2 Конституции. 35 Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина

согласно общепринятым принципам и нормам международного права. В ст. 18 Конституции права и свободы объявляются непосредственно действующими.36 Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Контроль за соблюдением конституционных положений и защита прав граждан входят в компетенцию

Конституционного Суда РФ, Комиссии по правам человека, Уполномоченного по правам человека, а также органов суда и прокуратуры. Вступление России в Совет Европы придает новый импульс делу усиления защиты прав и свобод граждан, повышения эффективности этой деятельности в нашей стране.37 Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина,

Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения (ст.2 Конституции РФ).38 Конституция, как документ, это только формальная гарантия прав и свобод человека и гражданина. «…мало провозгласить юридическое равенство, важно постоянно заботиться о возможности всех осуществить формальное равенство реально, на практике, путем выравнивания социального статуса людей,

их возможностей. Это прямая цель и обязанность правового социального государства, политика которого направлена на создание и пользование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»39. Таким образом, необходимо наличие реального механизма обеспечения прав и свобод гражданина и человека. В этой связи, в целях гарантии прав и свобод граждан, государство создает институты, способствующие реализации рассматриваемых прав.

Во-первых, это законодательные акты (иначе - законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека (Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об

Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»)40. Защита прав и свобод человека - ключевая обязанность государства. Как мы уже подчеркивали, на практике, зачастую, нет автоматической реализации прав и свобод человека. Соответственно необходима борьба за права и свободы, когда возникают препятствия к их осуществлению и прямые их нарушения со стороны, как других лиц, так и должностных лиц государства.

Нарушения прав и свобод человека должны быть ликвидированы, а виновные в таких нарушениях - наказаны. В этих целях государство предусматривает соответствующие юридические средства и юридические механизмы защиты нарушенных прав и свобод человека. Особая роль в их юридической защите отводится суду, правосудию. Создаются и другие специализированные органы и учреждения, призванные осуществлять защиту, прежде всего восстановление нарушенных прав и свобод человека. Реализуется это право и наличием возможности у человека

и гражданина обратиться в международные судебные инстанции (в частности Европейский суд по правам человека). Российская Федерация входит в Совет Европы (Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ «О присоединении России к Уставу Совета Европы»41; Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №20-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах

Совета Европы и протоколам к нему»42; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г 20 декабря 1971 г 1 января, 6 ноября 1990 г 11 мая 1994 г.)43), а потому решения высшей судебной инстанции по правам человека является действующей и обязательной на территории Российской Федерации. Следующий механизм, гарантирующий конституционные права – институт гражданства (Федеральный

закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.)44). Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека осуществляются государством через определение правового положения и статуса личности, прежде всего в качестве отечественного гражданина. Однако права и свободы любого человека, не являющегося отечественным гражданином, признаются, соблюдаются

и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина либо лица без гражданства. Это также является обязанностью Российского государства, ибо оно взяло на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы любого человека.45 Таким образом, гарантия конституционных прав и свобод - это, прежде всего, обязанность государства. В целях гарантии прав и свобод государство создает институты, способствующие реализации таких прав.

Во-первых, это законодательные акты (иначе - законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека. В-четвертых институт гражданства. Заключение В заключение работы подведу итоги проделанному исследованию.

Конституционные права и свободы - есть представленная Конституцией возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этих прав и свобод. Целью исследования является правовой статус личности, как реальное положение человека в системе общественных отношений. В процессе работы цель была достигнута путем решения следующих задач: было изучено понятие,

значение и виды правового статуса личности; рассмотрены особенности конституционного статуса личности; были изучены обязанности человека и гражданина; рассмотрены гарантии прав и свобод личности. Из всего этого можно сделать следующие выводы: 1.Правовой статус личности – это система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. 2.Практическое значение проблемы правового статуса состоит в

том, что она непосредственно затрагивает интересы людей, отражается на их судьбах, особенно в переломные периоды, когда общество формируется, рушатся старые и нарождаются новые связи, структуры, отношения. 3.Правовой статус имеет несколько видов: общий статус гражданина; специальный статус определенных категорий граждан; индивидуальный статус; статус физических и юридических лиц; статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев; статус российских граждан, находящихся за рубежом; отраслевые

статусы: гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и т.д. профессиональные и должностные статусы; статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых районах страны. 4.Конституция РФ закрепляет такие основополагающие личные права, как: право на жизнь; право на достоинства; право на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность жилищ; неприкосновенность частной жизни; свобода телефонных, телеграфных, почтовых и иных сообщений; свобода информации; свобода определения

национальности и выбора языка; право на свободу передвижения и выбор места пребывания и места жительства; право на выезд из России и возвращение обратно; свобода совести и вероисповедания; свобода мысли и слова. Таким образом, Конституция Российской Федерации является потенциально мощной защитой правового статуса личности в государстве. Конституционные обязанности как равноценная составная часть правового статуса личности - это закрепленное конституционными нормами обязательное поведение человека и гражданина,

когда на стороне государственных органов, органов местного самоуправления и других физических лиц имеется право требовать выполнение предписанных Конституцией правил. Наряду с правами и свободами, как уже было сказано выше, обязанности являются составной частью правового статуса личности. Единство прав и обязанностей в нашем обществе является важнейшим принципом, выражающим гармоничное сочетание личных и общественных интересов, взаимную ответственность и взаимные социальные

требования, притязания гражданина и правового государства.46 Библиографический список Законодательные материалы 1.Конституция Российской Федерации (Текст). – М.: Приор, 2008. – 32 с. 2.Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» //

Собрание законодательства Российской Федерации 3 марта 1997 г №9 Ст. 1011. 3.Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №20-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему» // Собрание законодательства Российской Федерации 26 февраля 1996 г №9 Ст. 775. 4.Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ

«О присоединении России к Уставу Совета Европы» // Собрание законодательства Российской Федерации 26 февраля 1996 г №9 Ст. 774. 5.Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации 3 июня 2002 г №22 Ст. 2031. Специальная литература 6.Игнатенко

Г.В. Конституция и права человека: международно-правовой аспект // Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерения. Екатеринбург, 1993. С.38 - 39. 7.Катрич С.В. Технология использования законодательства в деловом администрировании / С.В. Катрич, Ю.С. Катрич. – М.: Издательство «Дело», 2004 784 с. 8.Ковешников Е.М. Конституционное право

Российской Федерации на практике / Е.М. Ковешников М.: Издательство Норма-Инфра-М, 2002. 9.Комментарий к Конституции РФ / Под ред. А.Б Борисова М.: Издательство ЗАО «Книжный мир», 2009 - 276 с. 10.Матузов Н.И. Правовая система и личность / Н.И. Матузов, С.С. Алексеев, Р.К. Русинов Издательство

Саратовского университета. 1987. 293 с. 11.Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под отв. ред. В.В.Лазарев СПС "Гарант" 2003 г. 12.Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства/ В.С. Нерсесянц М.: Издательство Норма-Инфра-М, 1999 217 с.

13.Права человека в истории человечества и в современном мире / Под ред. Е.А.Лукашевой. М 1989 14.Словарь иностранных слов М: Язык 2002. 108 с. 15.Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М 1992 INTERNET-ИСТОЧНИКИ 16.Большой юридический словарь // http://slovari.yandex.ru/dict/jurid/arti cle/jur3/jur-4762.htm 17.Васильев А.В. Государство, право и личность // http://notariusy.ru/publisher/c1.htm 18.Всеобщая

декларация прав человека // http://www.un.org/ru/documents/udhr/ 19.Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина // http://www.allpravo.ru/diploma/doc29p0/i nstrum2076/ 20.Общая теория права (Курс лекций), под. ред. В. К. Бабаева / Я.И. Матузов Лекция 9. Право и личность // http://www.kursach.com/biblio/0010004/90 1.htm



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.