Чили: индейцы Мапуче
История Чили началась в первой половине XVI века, когда эта земля была открыта испанскими конкистадорами. К моменту прихода испанцев общая численность индейцев здесь составляла приблизительно миллион человек.
Центральная часть страны принадлежала племени мапуче. Конкистадоры называли их арауканами. Индейцы оказали захватчикам неожиданно сильное сопротивление. Испанцы потеряли в Чили больше солдат, чем во всех странах Америки, вместе взятых.
На Площади оружия стоит памятник капитану Педро Де Вальдивия, который в 1541 году основал Сантьяго. Через 12 лет он отправился на юг, в поход на индейцев мапуче, и там погиб.
Путь в страну мапуче лежит через город Carahue. Его основал все тот же неутомимый капитан Вальдивия. Он планировал сделать город испанским форпостом на землях индейцев.
Судьба Carahue досталась нелегкая. Мапуче без конца нападали на город и не меньше десяти раз сжигали его дотла. Поэтому все дома здесь новые, построенные в прошлом веке, когда город восстанавливали последний раз. От периода испанского владычества в Carahue ничего не осталось.
Город вообще не богат достопримечательностями. Единственное, что может привлечь внимание путешественника, — удивительная «аллея паровозов». Их использовали на лесозаготовках до появления современных машин. За Carahue лежат земли мапуче.
В 30 километрах отсюда находится озеро Лаго Буди. Индейцы селились вокруг него с незапамятных времен. Испанцы так и не сумели пробиться туда. Вообще, первый европеец появился в окрестностях озера только в XIX веке. У Лаго Буди живут люди, которые сохранили обычаи и традиции мапуче до наших дней.
Окрестности Лаго Буди выглядят довольно нетипично для Южной Америки. Как ни странно, эти места напомнили мне Подмосковье — сосны, березки, луга, пасутся коровы и лошади. Грунтовые дороги. Полное ощущение, что едешь на дачу. И погода для Чили довольно прохладная — днем плюс пятнадцать, а ночью и того меньше.
Но индейцев с подмосковными жителями, конечно, не спутаешь. Впрочем, наблюдая за детьми, которые общаются между собой на языке мапучо, прекрасно понимаешь, в чем суть их игры: у нас она называется — «камень, ножницы, бумага». А вот старые добрые «салки», мыльные пузыри!
Взрослые заняты тем же, что и многие поколения их предков — сельским хозяйством. Выращивают картфель и пшеницу, разводят свиней, коров и лошадей.
Нельзя сказать, что быт индейцев не претерпел никаких изменений за последние столетия. В традиционных домах из соломы «руку», понятное дело, давно не живут. Строят их только, чтобы показывать приезжим. Хозяин «руку» Мауриссио пригласил меня на обед, показав перед этим свое жилище.
Мапучи едят практически то же, что и мы, — хлеб, картошку и говядину. А вот вместо чая пьют напиток, который делается из пшеницы, зеленого гороха и картошки, который называется мудай.
После обеда гостей развлекают сказками. В этих местах сезон дождей длится пять месяцев в году, с апреля по август. Поэтому хороший рассказчик очень ценится — он помогает бороться с вынужденным бездельем.
Сказки у мапуче, надо сказать, довольно жестокие. В одной из них говорится о вороне, которая пригласила тюленя в гости. Тюлень приплыл почему-то в лодке и доверчиво вышел на берег. Тут ворона с сородичами на на него набросились и съели бедолагу. Вот, собственно, и все.
Мапуче пока не обзавелись фольклорным ансамблем. Народные песни и танцы исполняют не профессионалы, а обычные жители деревни. Дети показывают танец «чойки» — это сцены из жизни птиц.
Я сильно сомневаюсь, что в отсутствие приезжих мапуче пляшут друг перед другом «чойки». Однако в том, что они готовы в любое время заняться «палином» — сомнений нет.
Национальная игра мапуче называется «палин». Она немного похожа на хоккей с мячом, но имеет несколько отличий. В качестве мяча используют шарик, сделанный из конской кожи. Поле довольно узкое — всего семь метров. Зато очень длинное —140 метров.
Встречи устраиваются между соседними деревнями. Побеждает команда, которая забьет четыре гола подряд. Если сами пропустили мяч — все предыдущие очки сгорают. Поэтому матч может длиться несколько дней.
Как давно появился «палин», индейцы не знают. Говорят, был всегда. Во всяком случае, задолго до прихода европейцев с их футболом…
На ночь мне предложили устроиться в «руку». В округе не так уж много домов «руку», построенных по традиционной технологии. Честно говоря, всего два. И мне придется ночевать в одном из них. Говорят, солома прекрасно удерживает тепло и, несмотря на то, что на улице будет едва ли десять градусов тепла, я не замерзну.
Ночевка в таком жилище — это для туристов-экстремалов. Людей, которые не боятся одновременно угореть и замерзнуть.
Но туристов в этих местах не так уж и много. Отчасти из-за сложных отношений мапуче с чилийскими властями. Индейцы до сих пор искренне считают всех других жителей страны захватчиками.
В этом мирном с виду крае кипят нешуточные страсти.
Уго Пайнекео — бывший учитель, уволенный с работы за распространение националистических идей.
Уго Пайнекео:
— До прихода испанцев мы жили гораздо лучше. 350 лет мы с ними воевали — победить они нас не смогли. Теперь нам приходится противостоять чилийской государственной машине.
Мапуче требуют, чтобы их считали отдельным народом, а не какими-то «чилийцами». Чтобы их дети учились на родном языке.
Чтобы программа образования была составлена с учетом индейских традиций. Но главный камень преткновения — вопрос о земле.
Уго Пайнекео:
— По Закону об аборигенах 1993 года на каждую семью выделяется всего два гектара. Но нам принадлежит вся эта земля! И мы вернем ее себе.
Мапуче претендуют ни много ни мало на одну пятую всей территории страны. И на своих исконных землях хотят быть единственными хозяевами. Уго понимает, что эти требования утопичны. Но мапуче никогда не сдаются.
В 60-х годах прошлого столетия отношения между официальными властями и племенем в очередной раз обострились. Как ни странно, по вине стихии.
21 мая 1960 года с океана пришла большая волна — самое мощное цунами XX века. Оно было вызвано землетрясением силой 9,5 балла. (Для сравнения — недавнее цунами в Юго-Восточной Азии вызвано землетрясением силой 8,9 балла). Волна прокатилась пять километров в глубь территории Чили, сметая все на своем пути. И выплеснулась в озеро Лаго Буди. Это событие сильно повлияло на религиозные воззрения индейцев мапуче.
Катастрофа подорвала веру индейцев в католического бога, который не смог или не захотел их защитить.
Сегундо Эральдо Лефикео — глава совета старейшин:
— Мне было 16 лет, когда обрушилось цунами. Часов в 6 утра началось землетрясение. Потом море отступило на полкилометра. Обнажились черные, страшные скалы. И вот мы увидели гигантскую волну. Мне повезло, я был здесь, на холме. Все вокруг затопило. Животные, дома — все исчезло. Мы успели взять только пончо.
О надвигающейся катастрофе людей предупредили местные шаманы — мачи. Они призывали людей подняться на холмы. Те, кто послушался шаманов, выжили. Неудивительно, что после цунами многие индейцы вернулись к языческим верованиям.
Подземные толчки следовали один за другим и тогда самая уважаемая «мачи» объявила, что народ наказан за отказ от веры отцов. Чтобы умилостивить богов, нужно принести человеческую жертву.
У подножия холма, индейцы мапуче совершили человеческое жертвоприношение. Еще живы люди, которые помнят это событие. Богу моря Ньен Лав Кену отдали мальчика — сироту. Говорят, что после этого море сразу успокоилось…
«Мачи» была арестована и посажена в тюрьму. Но ее быстро освободили — на защиту встало все племя…
То, что такие поступки, с точки зрения западного человека выглядят ужасно, мапуче мало волнует. Индейцы, считают они, мало хорошего видели от пришельцев, чтобы интересоваться их мнением…
Я начали свое повествование с площади, где стоит памятник капитану Педро Де Вальдивия. Однако на этой Площади оружия стоит и другой памятник — всем индейцам Чили. В нем сочетаются элементы разных культур. Он весь слеплен как бы из разнородных элементов. Это символизирует разрушение мира индейцев с приходом завоевателей из Европы.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.worlds.ru/