Реферат по предмету "Психология"


Формирование самооценки детей в неблагополучных семьях

Содержание
Введение
1. Особенности формирования самооценкиу подростков в неблагополучных семьях
1.1 Формирование личности подростка всемье
1.2 Особенности самооценки подростка
1.3 Воспитание подростков внеблагополучных семьях
2. Исследование особенностейсамооценки у подростков в неблагополучных семьях
2.1 Организация исследования
2.2.Методы и методики
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2

Введение
Проблемасемейного благополучия не сегодняшний день является крайне актуальной. Внастоящее время в связи с кризисным состоянием общества, нарушаетсястабильность семьи, обостряются негативные явления внутри нее: ухудшаетсяэмоциональное самочувствие ее членов, обостряются взаимоотношения между ними,нарушаются права детей. Наметилась стойкая тенденция к увеличению числа такназываемых «неблагополучных» (проблемных) семей, пораженных смещениемморальных ценностей и ориентаций. В такой семье ребенку неуютно, а иногда даженебезопасно. Здесь деформируется его личность — он становится, как правило, «трудным».Многие взрослые не могут научить детей жить в обществе: они самидезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы.
Подростковыйвозраст — это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов,представляющий собой период становления личности.
Вформировании самооценки подростков значительную роль играет семья, стильсемейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями,установками, эмоциональным отношением к ребенку. Особенности восприятияродителей ребенком и способы поведения с ними обуславливают усвоениеподростками основных правил и норм поведения, вырабатывают их позицию поотношению к миру и самому себе.
Личностныеособенности подросткового возраста изучали многие зарубежные и русскиепсихологи. Э.Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, Э. Шпронгер, Л.С. Выготский, Л. И.Божович и др.
К сожалению,необходимо отметить, что сегодня одной из наиболее часто встречающихся проблем,с которыми сталкиваются психологи, является проблема нарушения внутрисемейныхвзаимоотношений. Неблагоприятный тип воспитания и обращение с ребенком имеютсерьезные, порой даже драматические последствия для психического развитияподростка, формирования его характера и самооценки
Поэтому темаформирования самооценки детей в неблагополучныхсемей является актуальной.
Цельисследования – исследование особенностей формирования самооценкиподростков из неблагополучных семей.
Объект нашегоисследования – самооценка подростков из неблагополучных семей.
Предметисследования — влияние семейного неблагополучия на формирование самооценки подростков.
Гипотезаисследования: семейное неблагополучие отрицательно влияет на формированиесамооценки подростков.
Задачиисследования:
1.Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по темеисследования;
2. Определитьособенности самооценки подростков из неблагополучных семей;
3. Провести исследованиесамооценки подростков из неблагополучных семей;
4.Проанализировать полученные результаты.
В работе былииспользованы следующие методики:
1) Методика самооценкиДембо-Рубинштейна.
2) Дифференциально-диагностическийопросник Кейрси.
В работе былииспользованы следующие методы;
— методанализа литературы по теме исследования;
— методыпсиходиагностики (наблюдение, тестирование);
— методыматематической обработки данных.
Базаисследования: Школа № 23, 7 «Б» класс — 30 человек, из них 10 человек изнеблагополучных семей.
1. Особенностиформирования самооценки у подростков в неблагополучных семьях
1.1Формирование личности подростка в семье
Семья какспецифичная закрытая система воспитания, воздействует на человека напротяжении, всей его жизни: то, что в детские годы приобретается в семье, будетперенесено в дальнейшие периоды жизни, а усвоенная модель семейного воспитаниябудет переноситься из поколения в поколение. С точки зрения авторовклассических направлений психотерапии (Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, А.Адлера, К. Юнга и др.), основополагающим фактором, влияющим на развитиеличности человека, являются особенности его взаимоотношений в детстве со своимиродителями. Так, Э. Фромм, исследуя проблему становления личности в современномобществе, отмечал, что характер ребенка является слепком с характера родителейи развивается в ответ на их характер [18,.с.144].
К. Хорниполагала, что травмирующие переживания в семье способствуют формированию уребенка особого склада характера, который она называет базальной тревожностью(неразрывно связанной с базальной враждебностью). В данном случае у ребенкаразвивается чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости,подверженности опасности, нахождения в мире, открытом обидам, обману, нападкам,оскорблениям, предательству, зависти. Как считает автор, чем больше ребенокскрывает недовольство своей семьей, например, путем подчинения установкамродителей, тем в большей степени он проецирует свою тревожность на внешний мир,приобретая таким образом убеждение в том, что мир в целом опасен и страшен.Ребенок лишается уверенности в своей нужности, ценности для других, становитсяранимым и обидчивым, неспособным к самозащите. Острые реакции на частыепровоцирующие ситуации кристаллизуются постепенно в данный склад характера [10,c. 54].
Э. Эриксонустановил зависимость личностных особенностей ребенка от его отношений сродителями на различных стадиях развития. Э. Эриксон отмечал, что вподростковом возрасте формируется идентификация личности или спутанность ролей,когда перед ребенком встает задача осмыслить его различные социальные роли(сына или дочери, ученика, друга и т.д.) Выработанные на предыдущих стадиях положительныекачества значительно повышают шансы на успешную психосоциальную идентификацию.У недоверчивого, стыдливого и неуверенного подростка с повышенным чувством виныи собственной неполноценности возникают трудности с идентификацией [11, c. 214].
А. Адлервидел причины невроза в особенностях детского развития. Понимая невроз какнарушенный стиль жизни, Адлер считал одной из основных причин его формированиянеправильное воспитание ребенка. Он указывает на две крайности в воспитании:вседозволенность и отвергание ребенка, лишение его необходимой поддержки, врезультате чего у ребенка формируется нереалистичное представление о своем “Я”,чувство неполноценности и стремление к его компенсации [1, c. 56].
К. Юнг всвоей работе указывает на решающую роль семьи и родителей в формированииличности ребенка. Как считает Юнг, “нервные и психические нарушения у детейвплоть до среднего школьного возраста основаны, можно сказать, исключительно нанарушениях психической сферы родителей” [6, c. 67]. По мнению Юнга, на развитие у ребенка нервнойпатологии сильное влияние оказывают психическое состояние, проблемы и образжизни его родителей, а также атмосфера в семье и методы воспитания. Родителипочти всегда являются “либо прямыми инициаторами невроза у ребенка, или по крайнеймере его важнейшими компонентами” [12, c. 17].
Во многихсовременных исследованиях выявлены виды семейных отношений, которые оказываютразличное влияние на развитие личности подростка. В. Сатир, обобщив опыт своейпсихотерапевтической работы, выделила два типа семей — «зрелые» и «проблемные».«Зрелые» семьи отличаются от «проблемных» тем, что «родители верят: изменениянеизбежны — и в развитии детей, и в жизни взрослых. Они принимают изменения какнеотъемлемую часть бытия» [14, c.21].
Понаблюдениям В. Сатир, «проблемные» семьи всегда характеризуются низкойсамооценкой; ненаправленными, спутанными, неясными, в значительной степенинереалистичными и нечестными коммуникациями; ригидными, инертными,стереотипными, негуманными, ненаправленными на помощь другим и чрезмерноограничивающими жизнь правилами поведения; социальными связями, либообеспечивающими покой в семье, либо наполненными страхом и угрозой.
Для «зрелых»семей характерны следующие особенности: высокая самооценка; непосредственные,прямые, четкие и честные коммуникации; правила в этих семьях подвижны, гуманны,ориентированы на приятие, а члены семей способны к изменениям; социальные связиоткрыты и полны позитивных установок и надежд [20, c. 24].
Ф. Райсприводит выделенные разными авторами особенности семейных отношений,необходимые для нормального развития ребенка в подростковом и юношескомвозрасте:
1)Заинтересованность и помощь родителей. Родительская поддержка порождаетдоверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокуюсамооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию.Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкойсамооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальнойадаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
2)Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителейк эмпатии, отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей ичувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение кподростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничныхотношений в семье.
3) Любовьродителей и положительные аффекты в семейных отношениях. Положительные аффектысвязаны с эмоциональной близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью;члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Еслиже в семье преобладают отрицательные аффекты, то наблюдается эмоциональнаяхолодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию уребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у негозамкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, втом числе и к детям.
4) Признаниеи одобрение со стороны родителей.
5) Доверие кребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родителипроецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины.Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом)больше других склонны бояться за своих детей.
6) Отношениек ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подросткомсамостоятельности происходит в процессе индивидуации, когда он занимаетсяформированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новыесвязи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями,стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобыпроявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем уродителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, приобретают иныеинтересы и иную точку зрения.
7)Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи,где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своихвзглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитанииподростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; онинетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают надетей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияетна самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов,приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
8) Личныйпример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следоватьтем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации уподростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своимиродителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире[10, c. 87].
Э.ГЭйдемиллер выделяет две группы причин, вызывающих тот или иной тип семейныхотношений, в зависимости от личностных особенностей родителей.
1) Отклоненияличности самих родителей — акцентуации и психопатии, которые частопредопределяют различные нарушения в воспитании.
Принеустойчивой акцентуации родитель чаще склонен к гипопротекции (когда ребенокпредоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его),недостаточному удовлетворению потребностей ребенка, пониженному уровнютребований к нему.
Эпилептоиднаяакцентуация родителей чаще других обусловливает доминирование, жестокоеобращение с ребенком. Тревожная мнительность родителей также может приводить кдоминирующему стилю воспитания.
Демонстративно-компенсаторнаяакцентуация личности и истероидная психопатия часто предрасполагает кпротиворечивому типу воспитания — демонстрируемой любви и заботе о ребенке призрителях и эмоциональному отвержению в их отсутствие.
2)Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка. Вданном случае в основе негармоничного воспитания лежит определенная личностнаяпроблема (или потребность), чаще всего неосознаваемая родителем, которую онпытается решить за счет воспитания ребенка [19, c.66.]
Было выделено8 подобных источников нарушений воспитания:
1) Расширениесферы родительских чувств — обусловливает такие нарушения воспитания какпотворствующая и доминирующая гиперпротекция. Данный источник нарушениявоспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения междуродителями оказываются нарушенными по различным причинам: смерть супруга,развод, не удовлетворенность одного из родителей отношениями с супругом.Родитель начинает хотеть, чтобы ребенок стал для него чем-то большим, нежелипросто ребенком. Появляется стремление отдать ребенку (чаще противоположногопола) «все чувства, всю любовь».
2)Предпочтение в подростке детских качеств — обусловливает стиль воспитания«потворствующая гиперпротекция». У родителей наблюдается стремлениеигнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детскихкачеств, как непосредственность, наивность, игривость. Страх или нежеланиеповзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя(например, если он имел младшего брата или сестру, на которых в свое времяпереместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст онвоспринимал как несчастье). Рассматривая подростка как «еще маленького»,родители снижают уровень требований к нему, тем самым стимулируя развитиепсихического инфантилизма.
3)Воспитательная неуверенность родителя — обусловливает потворствующуюгиперпротекцию, либо просто пониженный уровень требований к ребенку. Происходитперераспределение власти в семье между родителями и ребенком в пользупоследнего. Родитель «идет на поводу» у ребенка. Это происходит потому, чтоподросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место»,которое может быть обусловлено психастеническими чертами личности родителя. Вдругих случаях на формирование этой особенности могли повлиять отношенияродителя с его собственными родителями: дети, воспитанные требовательными,эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту жетребовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство«неоплатного должника», что испытывали ранее по отношению к собственнымродителям.
4) Фобияутраты ребенка — обусловливает потворствующую или доминирующую гиперпротекцию.Родители испытывают повышенную неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличиваютсвои представления о «хрупкости», болезненности ребенка. Источники такогоотношения — долгое ожидание рождения ребенка, перенесенные им тяжелыезаболевания.
5)Неразвитость родительских чувств — может обусловливать такие нарушениявоспитания как гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение.Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителяв детстве его родителями, либо личностные особенности родителя, например,шизоидность.
6) Проекцияна ребенка собственных нежелательных качеств — обусловливает эмоциональноеотвержение или жестокое обращение с ребенком. Причиной такого отношения частобывает то, что родитель как бы видит в ребенке черты характера, которые нехочет признать в самом себе.
7) Вынесениеконфликта между супругами в сферу воспитания — может обусловливать противоречивыйтип воспитания, который представляет собой сочетание потворствующейгиперпротекции со стороны одного родителя с отвержением либо доминирующейгиперпротекцией другого. При этом разница во мнениях родителей чаще всегобывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании сповышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же — склонен жалетьребенка, идти у него на поводу.
8) Сдвиг вустановках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола — обусловливает либо потворствующую гиперпротекцию, либо эмоциональное отвержение[20, c. 21].
По мнениюЕ.Т. Соколовой и В.В. Столина, существует несколько типов неадекватногородительского (материнского) отношения к подростку.
1) Отношениематери к сыну-подростку как к «замещающему» мужа: требование активного вниманияк себе, заботы, навязчивое желание находиться постоянно в обществе сына, быть вкурсе его интимной жизни, стремление ограничить его контакты со сверстниками. Вменее грубой форме подобное отношение проявляется в присвоении сыну статуса«главы семьи».
2) Гиперопекаи симбиоз характеризуются навязчивым желанием матери удержать, привязать к себеподростка, лишить его самостоятельности из-за возможного несчастья в будущем. Вэтом случае преуменьшение реальных способностей ребенка приводит кмаксимальному контролю и ограничениям со стороны родителей, желанию делать всеза него, предохранить от опасностей жизни, «прожить жизнь за ребенка».Результатом подобного воспитания является «зачеркивание реального ребенка,регресс и фиксация на примитивных формах общения ради обеспечениясимбиотических связей с ним».
3)Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви. Неудовлетворяющееродителей поведение ребенка наказывается тем, что ребенку демонстрируется, что«он такой не нужен, мама такого не любит». При этом родители прямо не выражаютсвоего недовольства неправильным поведением ребенка, а просто не разговариваютс ним, игнорируют. У гипертимных подростков подобное отношение вызываетбессильное чувство ярости, вспышки агрессии, за которыми стоит «желаниедоказать свое существование». В таких случаях родитель «идет на мировую» илипутем ответной агрессии (физических наказаний) пытается преодолеть стенуотчуждения между собой и ребенком. У сензитивных подростков подобное поведениеродителей порождает глубокое чувство собственной ненужности, одиночества. Чтобывернуть родительскую любовь, подростку приходится сверхограничить собственнуюиндивидуальность, достоинство, лишаясь собственного «Я». Послушание достигаетсяценой обесценивания «Я» подростка, сохранения примитивной привязанностиродителей к нему.
4)Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины заключается в том, чторебенок, нарушивший запрет, называется родителями «неблагодарным», «предавшимродительскую любовь» и т.п. Частным случаем такого отношения являетсявоспитание подростка в условиях повышенной моральной ответственности, описанноевыше. В результате родительского воспитания данного типа развитиесамостоятельности подростка сковывается постоянным страхом оказаться виноватымв неблагополучии родителей, отношениями зависимости [11, c.58].
Такимобразом, семья является значимым фактором формирования личности подростка. Вдетстве, как известно, формируется представление об образе жизни. Усвоеннаямодель семейного воспитания переносится людьми переноситься из поколения впоколение.
1.2Особенности самооценки подростка
Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей,особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двухсоставляющих её факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, иэмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает этизнания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк — от веры всобственную идеальность до безоглядного самоуничижения) они складываются. Такимобразом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков идействий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможностиспособности.
Самооценка имеетряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой илинизкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой самооценкиявляется дифференцированная самооценка: человек четко осознаёт и выделяет тесферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнутьвысоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможностиего заурядны.
На начальныхэтапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества ивозможности («Я большой», «Я сильный»), затем начинаютосознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества.Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведениячеловека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании [2, c.16].
Вподростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новую ступень,обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое важное: именнов этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающуюопределенными психическими качествами, включенными в определенную системусоциальных отношений. Знания подростка о себе приобретают обобщенный характер.Познавая себя в постоянном сравнении с другими людьми, он начинает активновыделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений; в сферу осознаваемоговключаются все виды его деятельности и взаимоотношений с окружающими.Самосознание становится своеобразным «ядром» личности, оноконцентрирует в себе, как в фокусе, основные изменения в развитии личности.
Главноесодержание подросткового возраста составляет его переход от детства квзрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройки,возникают и формируются психологические новообразования. Этот процесспреобразования и определяет все основные особенности личности детейподросткового возраста, а следовательно, и специфику работы с ними.
Вподростковом возрасте происходят большие изменения в организме ребенка, идетего бурная перестройка. Много изменений происходит и в обстоятельствах жизниподростка. Изучение основ наук, к которому вплотную приступают школьники в этомвозрасте, предъявляет новые, более высокие требования к их мышлению, памяти идругим психическим процессам. Новые учебные предметы, возросший объем учебногоматериала требуют совершенствования приемов и способов усвоения знаний, большейсамостоятельности. Более серьезной и содержательной становится общественнаяработа подростков: они уже основные инициаторы и участники общественной жизнишколы. Меняется положение подростка в доме. В чем-то его уже начинаютпризнавать взрослым, у него появляется больше прав и обязанностей, ему большедоверяют, но больше и спрашивают [11, c.59].
Рост реальнойсамостоятельности подростка ведет к тому, что у него появляется новый взгляд насебя, желание разобраться в себе, всесторонне себя оценить. Все эти изменения иесть тот источник, тот основной фактор, который стимулирует развитиесамосознания.
Подростковыйвозраст и «по науке», и «по жизни» считается«трудным», «критическим», «возрастомпротиворечий». В эту пору быстро, иногда за несколько месяцев происходяттакие изменения и в облике и в поведении ребенка, что он становитсянеузнаваемым, а его поступки кажутся непонятными, необъяснимыми.
Связанопоявление новых форм поведения подростка с особенностями его возрастногоразвития, с конкретными условиями и обстоятельствами его жизни. А такжеподростки становятся трудными из-за того, что «изменение педагогическойсистемы, применяемой к ребенку, не поспевает за изменениями его личности».Опыт показывает: если взрослые учитывают эти перемены, никаких особыхконфликтов между ними и подростком не возникает.
Многое вповедении подростка объясняется спецификой смены в этом возрасте типов ведущейдеятельности. В подростковую пору на первый план выходит общение. Учениюприходится «потесниться». Однако при нормальном, благополучномразвитии подростка оно не понесет существенного урона; при сформированнойучебной деятельности мотивация учения не снижается, общение не вступает с ней вконфликтные отношения. Нет, следовательно, причин и для конфликтов междуподростком и взрослыми по поводу школьных дел.
Если жеучебная деятельность — по тем или иным причинам — в младшем школьном возрастене сформировалась, если ребенок не научился учиться: у него не сложиласьпознавательная мотивация, он не овладел формами самоконтроля, не научилсявыделять учебные задачи, объективно оценивать себя, — происходит как быстолкновение, «наложение» разнонаправленных требований и тенденций.
По мнению А.Е.Личко характерной чертой поведения подростков является реакция эмансипации,т.е. выраженное стремление освободится из под опёки и контроля со стороныродителей и взрослых. Подросток стремится не столько противостоять взрослым,сколько стать равным им, что конечно, трудно при сохраняющейся экономической исоциальной зависимости [5, c.124].
Привлекательностьпочувствовать себя взрослым объясняется тем что взрослые в глазах подросткаобладают максимумом самостоятельности, а потому и поступают так как хотят.Следовательно, взрослым в глазах подростка, означает делать то, что разрешаетсявзрослым, но запрещается детям.
Наряду среакцией эмансипации А.Е. Личко выделяет в качестве специфически подростковойреакцию группирования со сверстниками, которая представляет собой оборотнуюсторону первой. Эта реакция, при всей своей кажущейся для взрослыхбессмыслицей, по видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностямподростка. При этом самооценка подростков очень сильно зависит от мнениягруппы.
Взаимоотношенияподростка с окружающими — сверстниками и взрослыми — расширяются и усложняются.Коллектив сверстников, друзья, товарищи играют теперь в его жизни очень важнуюроль. Подросток становится очень чутким к мнению сверстников о себе, кизменениям в их отношениях, много думает об этом. Ему хочется завоевать авторитети уважение товарищей, добиться их признания. Но если учебные занятия не даютдля этого оснований, а напротив, обнаруживают слабости подростка, возникаетсвоеобразный «внутренний отход» от школы. Задача, которая стоит вэтом случае перед взрослым, — максимально развитая и в то же время оченьтактичная помощь подростку в учебе, в овладении навыками самостоятельнойработы.
Важнымспособом обеспечения устойчивости самооценки является поиск подросткомодобрение себя и своего поведения со стороны окружающих людей. Не случайно такчасто можно встретится с совершенно противоположенным поведением одного и тогоже подростка в разных компаниях (группах) — в одной он делает одно и получаетза это признание и одобрение группы, в другой — прямо противоположенное в обменна всё тоже признание и одобрение.
Пытаясьполучить одобрение сверстников из референтной, т.е. значимой для них группы,они вынуждены действовать не столько по своему собственному разумению, сколькоподчиняясь требованиям группы. При малейшем сопротивление им в лучшем случаегрозит исключение из состава группы, а значит и потеря значимых для подросткасвязей со сверстниками. Цель такого поведения состоит в основном в уточнении изакреплении границ своего “я”, от множества “я” окружающих людей [12, c.18].
У одногопоявляется излишняя ранимость, неуверенность в себе. У другого, наоборот,самоуверенность, зазнайство, третий начинает приспосабливаться к требованиямокружающих.
Вот тут инужна подростку помощь взрослого. Именно взрослый может показать подростку ипути самосовершенствования, и средства их реализации. Только делать это надообязательно тактично, потому что подросток и ждет помощи от взрослого, и оченьбоится «обнародовать» это. Его противоречивость очень хорошо выразилзнаменитый педагог В. А. Сухомлинский. Он как бы подслушал внутренний монологподростка. «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мойшаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словомо моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку.Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу, думаю о ней, хочудостичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь,делаю первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открываетсямне, тем больше вижу я людей, тем больше познаю их, тем больше людей видятменя. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно.Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если будуопираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказатьоб этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силамидоберусь до вершины». Вот что сказал бы подросток, если бы он умел сказатьо том, что его волнует, и если бы — самое главное — он захотел откровенно обовсем сказать.
Самооценкаподростка, как уже отмечалось, формируется в процессе его равнения на теморальные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников. В техслучаях, когда подростки меняют круг своего общения, может неожиданно менятьсяи самооценка подростка. Такая неустойчивость связана с тем, что еще несложились, «не укрепились» те внутренние ее основы, критерии, накоторые опирается подросток, оценивая себя и других. Задача взрослого — своевременноувидеть эти трудности роста, помочь подростку [2, c.16].
Взрослый другкрайне необходим подростку. Семья, отношения ее членов друг к другу создают туатмосферу, которая в важнейшей степени определяет характер отношений подросткасо взрослыми, его доверие к ним.
Если в семьепреобладают отношения взаимного уважения и доверия, родители имеют возможностьболее прямо влиять и на отношения подростка со сверстниками. Зная круг общениясвоего ребенка, понимая его, родители смогут направлять эти отношения. Важнонаучить его разбираться в людях, в мотивах их действий, видеть причины иследствия своих собственных поступков, научить оценивать свои поступки как бысо стороны, встав на точку зрения другого человека.
Родителямнеобходимо помнить, что друзья подростка — это не только сверстники, но ивзрослые. У них разные функции и роли, но и те, и другие необходимы подростку.В мире своих друзей он находит образцы для подражания, в реальной практикеобщения проверяет истинную ценность морально-этических требований, приобретаетсоциальный опыт общения. В отношениях со взрослыми он усваивает образцы«взрослого поведения», постигает внутренний мир взрослого человека.Тот путь, по которому пойдет формирование личности подростка, только на первыйвзгляд может показаться обусловленным случайными обстоятельствами. У истоковэтой «случайности» всегда стоит взрослый, отношения с ним.
Такимобразом, самооценка подростка формируется в процессе его равнения на теморальные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников. Устойчивостьсамооценки достигается поиском одобрения себя и своего поведения со стороныокружающих людей.
1.3 Воспитаниеподростков в неблагополучных семьях
В настоящеевремя в связи с кризисным состоянием общества, нарушается стабильность семьи,обостряются негативные явления внутри нее (ухудшается эмоциональноесамочувствие ее членов, обостряются взаимоотношения между ними, нарушаютсяправа детей). Наметилась стойкая тенденция к увеличению числа так называемых«неблагополучных» (проблемных) семей, пораженных смещением моральныхценностей и ориентаций.
Неблагополучныесемьи — это семьи снизким социальным статусом, в какой — либо из сфер жизнедеятельности илинескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, ихадаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитанияребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.Такиенегативные явления как подростковая жестокость, насилие, рост преступности,алкоголизм, наркомания, проституция обязаны своим существованием, в первуюочередь, проблемам в семье. Неблагополучные семьи — это источник социальногосиротства. Немало молодых родителей отдают детей на воспитание вгосударственные учреждения, лишь изредка навещая их, демонстрируя своиродительские права. А есть и такие, которые не являются даже по вызовампедагогов [14, c.25].
Различаютследующие типы неблагополучных семей:
1.        педагогическинекомпетентная;
2.        конфликтная;
3.        аморальная;
4.        асоциальная.
Педагогическинекомпетентная семья. Втакой семье наблюдается недостаток педагогических знаний и навыков у родителей,что проявляется в неконструктивном стиле воспитания (либо чрезмерноавторитарном, либо попустительском, либо непредсказуемом — «семь пятниц нанеделе»). Родители пользуются практически теми же неэффективными методамивоспитания своих детей, какими пользовались их родители. Использовать другиеметоды воспитания родители либо не умеют, либо не хотят. В результате страдаютобе стороны. Авторитарный стиль воспитания, попытки заменить убеждения приказом,неуважение к личности ребенка, а тем более рукоприкладство ведут к конфликтаммежду родителями и их взрослыми детьми.
Очевидно, чтостиль воспитания, основанный на угрозах и наказаниях, вряд ли будетсодействовать развитию здоровой и гармоничной личности. Попустительский стиль — это вообще отсутствие интереса к жизни ребенка, воспитание по принципу«куда кривая выведет». А ведь выводит часто известно куда. Гиперопекатакже не способствует развитию здоровой личности. Проявление чрезмерной жалостик ребенку, желание все сделать за него, оградить от трудностей приводит кпоявлению у ребенка эгоизма, неадекватной завышенной самооценки и уровняпритязаний. Но хуже всего непредсказуемый стиль (не знаешь, чего ожидать:" то ли кнута, то ли пряника"). В данной семье также частоотсутствует единство требований отца и матери.
Конфликтнаясемья. В такой семье,как правило, царит атмосфера грубости и несправедливости, а иногда и атмосферажестокости и насилия. Дети живут в окружении, где скрытый страх, напряжение и тревогаприсутствуют всегда, но отсутствует стабильная безопасность. Вернуться домой изшколы — уже стрессовая ситуация, так как дети никогда не знают, чего ждатьдальше. Грубость, крики, ссоры, нередко драки, а иногда преступные действия впылу эмоций, это то, с чем приходится сталкиваться ребенку. Часто в такой семьеребенок служит средством разрешения супружеских конфликтов.
Аморальнаясемья. Это семья снездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социальнонежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.Ради удовольствий, удовлетворения собственных эгоистичных интересов здесьпопираются моральные нормы, общечеловеческие ценности. Ребенок перестаетпонимать, «что такое хорошо и что такое плохо», он создает своюмораль, в основе которой лежит удовольствие и материальная выгода. Здесь же оннаучается и способам получения удовольствия: алкоголь, развратные действия,проституция, тунеядство — все это в порядке вещей. У таких детей совершенноотсутствует чувство стыда, ведь для достижения своих целей — все средствахороши, т.е. принцип «цель оправдывает средства».
Асоциальнаясемья. Это семья, где уродителей имеются преступные наклонности. Поэтому рано или поздно ребенококазывается втянутым в систему преступных манипуляций с их стороны (так каккопирует их стереотипы поведения, а в некоторых случаях и мышления). Сначаларебенок учиться оказывать мелкие услуги (например, проникнуть в форточкуквартиры, а затем открыть дверь взрослым ворам, постоять в стороне, наблюдая заповедением окружающих, подать сигнал в случае опасности и т.д.). Затем ребенкупредлагается самому нарушить закон под присмотром родителей. В случаенеподчинения его ждут оскорбления и угрозы лишить возможности ночевать дома.
Привлекаядетей к совершению преступлений, родители ограничивают их возможности вполучении нормального образования, являются катализаторами нарушений отношенийребенка со сверстниками, в результате чего ребенок попадает в группы спреступной направленностью. Будущее такого ребенка заранее запрограммировано:ничего хорошего в этой жизни его не ждет.
Неблагополучиев перечисленных семьях порождает насилие. Под насилием понимают сознательныеили неосознанные деяния, угрожающие благополучию или правам ребенка. Возможно,вам повезет, и вы не увидите, как разъяренный папа отрабатывает силовые приемына беззащитном ребенке. Возможно, вам повезет, и вы не услышите потоки бранныхслов, каких вам и не приходилось слышать из уст женщины, именуемой матерью.Возможно, вам повезет, и вы не почувствуете зловонный запах алкоголя и неувидите «потухшие» от очередной «дозы» глаза. Если вамповезет, то вы этого никогда не увидите. А ребенок годами находится в такомокружении[20, c.24].
Специалистывыделяют следующие формы насилия над детьми:
1) Физическое- это жестокость и другие целенаправленные антигуманные действия, причиняющиеболь ребенку и препятствующие его развитию (причинение физической боли: побои,укусы, прижигания, преднамеренное удушение или утопление ребенка, а такжеситуации, когда ребенку дают яды и неадекватные лекарства).
2)Эмоциональное (психическое) — это нарушение психоэмоционального баланса всторону отрицательных чувств и переживаний. Ребенок испытывает постояннуюнехватку внимания и любви, зато вполне достаточно криков, угроз, насмешек,издевательств, резкой и грубой критики в его адрес, оскорблений и запугиваний,которые приводят к потере чувства собственного достоинства и уверенности всебе. Подобная жестокость бывает не менее вредной, чем физическая. Такоенеуважение родителями чувств, достоинства ребенка названо«душегубством». Оно преднамеренно направлено на подавление у детейчувства радости, любви.
Возникаетэмоциональная отчужденность детей, получившая название «синдромаффективной тупости», которая создает основу для хронического психогенноготравматизма, нередко вызывающего вторичные аффективные криминальные действия — агрессию, направленную вовне (асоциальное поведение) или на собственнуюличность (суицид).
Репрессии идавление в любом возрасте имеют 2 последствия: личность либо подавляется, еслиона слабая, либо у нее рождается протест, который может перерасти в оструюформу, если личность сильная. В случае применения к ребенку насилия ему неудается активно защищаться, он испытывает чувство злости, но вынужден его подавлять.Фактически идет аккумуляция злости, которая будет отреагирована позже. Такпорождается агрессия детей и другие виды их девиантного (отклоняющегося)поведения.
Ставродителями, они тоже будет жестоки к своим детям. Насилие напрямую связано суровнем правонарушений в детской среде. Это подтверждает увеличение числапреступлений, спряженных с насилием, совершаемых подростками. Специальная жестатистика случаев насилия в семье не ведется. О них становится известно тогда,когда ребенок попадает в больницу с тяжелыми травмами или совершаетправонарушения.
3)Сексуальное — это использование детей для удовлетворения сексуальныхпотребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для вовлечения ребенкав сексуальную деятельность. Использование детей для изготовленияпорнографической продукции, вовлечение их в занятия проституцией. Результатомэтого являются беспорядочные половые связи подростков, венерическиезаболевания, нежелательная беременность, либо глубокая депрессия с частымисуицидальными мыслями и попытками.
Мальчики,получившие «мужское» воспитание, принимают за норму физическоенасилие по отношению к женщине, а девочка, подвергшаяся сексуальному насилию,будет вести себя как жертва, беспомощная и беззащитная.
4) Пренебрежительноеотношение к ребенку — не удовлетворяются жизненные потребности ребенка в жилье,пище, одежде, лечении. Детей оставляют без присмотра, они часто ходятголодными, грязными. Они отстают в физическом развитии. Психологическиепроявления: пассивность, подавленность, чувство ненужности и покинутости,низкая самооценка.
Общиепризнаки любого вида насилия над детьми:
· неумениесосредоточиться;
· проблемы спамятью;
· низкаясамооценка, отсутствие самоуважения, ненависть к себе, что способствуетформированию комплекса неполноценности;
· недоверие квзрослым;
· плохоенастроение;
·необъяснимые приступы гнева, агрессии, импульсивное поведение;
· постоянноиспытываемое чувство стыда, страха, вины;
· депрессия;
·неспособность испытывать удовольствие от чего-либо;
·одиночество, отчужденность и др [2, c.15].
Яркимипримерами являются бегство детей из дома, детская и подростковая преступность,алкоголизм, наркомания, самоубийства детей и подростков. Не зная, каксправиться с реальностью, ребенок может искать различные способы ухода отсуровой действительности. Выбор у таких детей невелик: алкоголь, наркотики,проституция и т.д. Нередко уход в «одурманивание» становитсяединственным способом избавления от ежедневных скандалов, обид и унижений.«На практике» наблюдая наркогенные традиции, подросток знакомится стехнологией одурманивания. Дети наркозависимых родителей не только очень раноприобщаются к одурманиванию, но и начинают свою наркогенную карьеру с одной изнаиболее жестоких форм наркотизации — бытовой химии.
Исследователисчитают, что сегодня каждому второму школьнику в возрасте от 13 до 15 лет хотябы раз был предложен одурманивающий препарат. Приблизительно треть из нихвоспользовалась таким предложением. Многочисленные социологические исследованияпоказывают, что значительная часть подростков-наркоманов живут в полной семье(с обоими родителями). Главное здесь — не состав семьи, а атмосфера,складывающаяся в ней, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу[12, c.18].
Гораздо болеераспространен в нашей культуре уход в алкоголизм. И последствия могут быть неменее плачевными, чем при употреблении наркотиков. Ребенком алкоголика бытьочень обидно. Дети стараются никому не говорить о проблеме в семье, даже самимсебе. Папа слишком занят вином. Мама расстроена и занята папой. Обычноалкоголик — более любимый ее ребенок. Роли, которые могут принимать на себядети в таких семьях: бунтарь, ответственный ребенок, потерянный ребенок.
Бунтарьвыполняет в семье роль «козла отпущения», тем самым, отвлекаявнимание от пьющего алкоголика. Его «бунт» дает повод родителюнапиться. Такие дети постоянно нарушают правила, часто бросают школу, раноженятся или заводят незаконного ребенка. Ответственный — это обычно старший издетей, который принимает на себя многие обязанности по дому. Его роль — предотвращать конфликты. Название этой игры — «мир любой ценой».Потерянный ребенок научился сбегать от реальных событий в мир фантазий.Становясь взрослым, он редко знает о направленности и цели в жизни, продолжаетчувствовать себя человеком бессильным, не имеющим выбора.
Такимобразом, неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведетк неблагополучию психического развития ребенка. Агрессивность, лень, девиантноеповедение, запаздывание социальной зрелости, неуверенность, низкая самооценка, неспособностьустанавливать прочные эмоциональные контакты и т.д. — все это как чертыличности ребенка формируется вследствие деструктивных стилей поведенияродителей в отношении своих детей.
Итак, семьяявляется значимым фактором формирования личности подростка. В детстве, какизвестно, формируется представление об образе жизни. Усвоенная модель семейноговоспитания переносится людьми переноситься из поколения в поколение.
Самооценкаподростка формируется в процессе его равнения на те моральные ценности итребования, которые приняты в кругу сверстников. Устойчивость самооценкидостигается поиском одобрения себя и своего поведения со стороны окружающихлюдей.
Неблагополучиев семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучиюпсихического развития ребенка. Агрессивность, лень, девиантное поведение,запаздывание социальной зрелости, неуверенность, низкая самооценка,неспособность устанавливать прочные эмоциональные контакты и т.д. — все это какчерты личности ребенка формируется вследствие деструктивных стилей поведенияродителей в отношении своих детей.

2.Исследование особенностей самооценки у подростков в неблагополучных семьях
2.1.Организацияисследования
Исследование проводилосьсреди семиклассников в школе № 23 г.Йошкар-Ола. В соответствии с целью изадачами исследования было проведено экспериментальное исследование самооценки подростковиз неблагополучных семей.
Былообследовано 30 человек, из них: 10 человек — подростки, живущие внеблагополучных семьях, 20 человек — подростки, живущие в благополучных семьях.Возрастной диапазон — 13-14 лет.
Критерияминеблагополучия семей в нашем исследовании явились:
— конфликты всемье;
— педагогическая несостоятельность родителей (ребенок учится плохо, плохое взаимоотношениесо сверстниками и педагогами);
— потеряработы одним из родителей;
— низкийкультурный уровень родителей, игнорирование проблем воспитания;
— ребеноквоспитывается родственниками;
— бытовоепьянство, не носящее систематический затяжной характер.
Критериинеблагополучия были взяты из положения «О порядке взаимодействия органовместного самоуправления, социальной защиты, других субъектов системыпрофилактики и общественности по выявлению семей на ранней стадии семейногонеблагополучия и проведения с ними профилактической работы» [17, c.245].

2.2 Методы иметодики
Психодиагностическиеметод — тестирование. Методики:
1) Методикасамооценки Дембо-Рубинштейн.
2) Дифференциально-диагностическийопросник Кейрси
Методика самооценки Дембо-Рубинштейнв модификации А. М. Прихожан. Данная методика основана нанепосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств,таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается навертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этихкачеств (показатель самооценки). Каждому испытуемому предлагается бланкметодики, содержащий инструкцию и задание (см. приложение 1).
Дифференциально-диагностическийопросник Кейрси. Методика выявления самооценки. Самооценка (СО) — это способность оценивать себя, своидостоинства и недостатки, свое место среди других людей. Благодаря самооценкеопределяется полноценность человека, чувство собственного достоинства.   Самооценкабывает адекватная (реалистичная) — это более точное представление о себе,объективная оценка своих возможностей, личностных качеств — и неадекватная — которая не соответствует реальным способностям человека.  Последняя делится на заниженнуюсамооценку и завышенную.
Заниженная:человек выбирает задачи более легкие, чем он способен решить. Он не уверен всебе и поэтому слишком скромен и застенчив в тех ситуациях, в которых онреально мог вести себя более активно. Характеризуется робостью, молчаливостью,все время оправдывается, извиняется или становится слишком «хорошим».У таких людей слабая речь, часто подавленное настроение, они склонны ксамообвинению. Часто употребляют слова: «не могу», «незнаю».
Завышеннаясамооценка: человек выбирает более сложные задачи, чем те, которые он мог бырешить. В результате неуспеха появляются бурные эмоциональные реакции(аффекты). Он излишне самоуверен, высокомерен, самолюбив, агрессивен, проявляетнеадекватную активность, которая не требуется ситуацией. В речи такого человекаприсутствует указующий тон, взгляд сверху вниз, гордая осанка, чувствопревосходства над другими людьми.
Предлагается рядсуждений. По ним возможны пять вариантов ответов. Необходимо выбрать один покаждому суждению и в нужной графе отметь его (см. приложение 1).
2.3 Результатыисследования и их интерпретация
Мы провелианкетирование, результаты которого представлены в Приложении 2.
По данным методикисамооценки Дембо-Рубинштейн, у подростков из неблагополучных семей наблюдаетсянизкая самооценка (таб.1).
Таблица 1. Уровеньсамооценки у подростков из неблагополучных семей по методике Дембо-Рубинштейн№№ Уровень самооценки подростков из неблагополучных семей Здоровье Ум, способности Характер Авторитет у сверстников Умелые руки Внешность Уверенность в себе Средний балл самооценки 1 47 45 47 51 50 46 42 47 2 47 51 50 46 42 51 54 48 3 45 38 35 42 35 39 40 39 4 47 45 47 51 50 46 42 46 5 43 45 46 40 40 35 40 45 6 45 38 35 42 35 39 40 38 7 47 45 47 51 50 46 42 47 8 43 45 44 40 40 35 40 44 9 40 45 40 35 30 35 35 37 10 38 35 35 35 35 30 35 35
Показатели меньше 45баллов говорят о низкой самооценке. В целом мы можем сделать вывод о том, что уподростков из неблагополучных семей самооценка находится ниже среднего уровня.
В диаграмме на рис.1представлено соотношение показателей самооценки по данной методике у всехподростков, участвующих в исследовании.
Мы видим, что треть нашихподростков имеют среднюю самооценку. Но у большинства подростков изнеблагополучных семей отмечается низкая самооценка, а у большинства подростковиз обычных семей – самооценка позиционируется как высокая (см. рис.1).
Рис. 1. Уровнисамооценки подростков по методике Дембо-Рубинштейн
/>
В результатеанкетирования по методике Опрсник Кейрси у всех подростков из неблагополучныхсемей выявлен низкий уровень самооценки (рис. 2). По данной методике самооценкасчитается низкой, если ее показатели находятся в диапазоне от 46 до 128 баллов.

Рис. 2. Уровнисамооценки подростков по методике Опросник Кейрси
/>
Средний показательсамооценки у подростков из неблагополучных семей по данной методике составляет 88,6баллов. У подростков из обычных семей средний показатель самооценки составил 30,25баллов (см. рис. 3).
Рис. 3. Среднийй баллсамооценки подростков по методике Опросник Кейрси
/>
Итак, мы видим, чтоподростки из неблагополучных семей отличаются более низким уровнем самооценки.Подростки с заниженной самооценкой выбирают задачи болеелегкие, чем они способны решить. Они не уверены в себе и поэтому, слишкомскромны и застенчивы в тех ситуациях, в которых они реально могли вести себяболее активно. Характеризуется робостью, молчаливостью, все времяоправдываются, извиняются или становятся слишком «хорошими». У такихподростков слабая речь, часто подавленное настроение, они склонны ксамообвинению. Часто употребляют слова: «не могу», «незнаю».
Итак,семейное неблагополучие отрицательно влияет на формирование самооценкиподростков.

Заключение
Теоретический анализлитературы, посвященной проблемам формированиясамооценки у подростков из неблагополучных семей, показал следующее.Семья- главный источник всех правильных поступков на жизненном пути подростка иявляется значимым фактором формирования его личности. Усвоенная модельсемейного воспитания переносится переноситься из поколения в поколение.
Неблагополучие в семьев том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развитияребенка. Агрессивность, лень, девиантное поведение, запаздывание социальнойзрелости, неуверенность, низкая самооценка, неспособность устанавливать прочныеэмоциональные контакты и т.д. — все это как черты личности ребенка формируетсявследствие деструктивных стилей поведения родителей в отношении своих детей.
Некоторые авторыотмечают, что подросткам с нездоровой, нефункциональной индивидуациейсвойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение отсемьи и общественных норм и потенциальная склонность к суициду. Такжеустановлено, что чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше подросткипродвигаются по направлению к психологической зрелости, т.е. развитию автономиии индивидуации. Семья — главный источник всех правильных поступков на жизненномпути подростка и искоренение ошибок в воспитании является возможным.
Самооценка подросткаформируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования,которые приняты в кругу сверстников. Устойчивость самооценки достигаетсяпоиском одобрения себя и своего поведения со стороны окружающих людей.
Эмпирическоеисследование показало, что подростки из неблагополучных семей, отличаются болеенизким уровнем самооценки.
По методикеДембо-Рубинштейн 60% подростков из неблагополучных семей имеют низкуюсамооценку. По методике Кейрси все подростки из неблагополучныхсемей имеют заниженную самооценку.
Подростки с заниженнойсамооценкой выбирают задачи более легкие, чем они способнырешить. Они не уверены в себе и поэтому, слишком скромны и застенчивы в техситуациях, в которых они реально могли вести себя более активно.Характеризуется робостью, молчаливостью, все время оправдываются, извиняютсяили становятся слишком «хорошими». У таких подростков слабая речь,часто подавленное настроение, они склонны к самообвинению. Часто употребляютслова: «не могу», «не знаю».
Итак,семейное неблагополучие отрицательно влияет на формирование самооценкиподростков, что подтверждает гипотезу нашего исследования.
Цель работыдостигнута. Задачи, стоящие в начале исследования, выполнены.

Список литературы
1.        Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 2000. —С. 8—25,132—173.
2.        БелинскаяЕ.П. Я — концепция и ценностные ориентации старших подростков в условияхбыстрых социальных изменений / Вестник МГУ, серия №14, №4, 2007.С.15-18.
3.        БитяноваМ.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Уч. Пос. /М.:Изд-во Эксмо-Пресс, 2004 – 576с.
4.        ВайзерГЛ. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психол. журн. 1998. № 5.С. 3-14.
5.        Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.,2004-354с.
6.        Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ., — СПб.: Питер Ком, 2003.– 688с.
7.        Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологиюличности. М., 2004-436с.
8.        Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М.,2000-456с.
9.        Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. исост. Райгородский Д.Я. — Самара, 2001. С.641-648.
10.      РайсФ. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2005.-368с.
11.      РемшмидтX… Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир,2004-360с.
12.      Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современнойзападной психологии // Вопр. психологии. 2004. № 2.С.17-19.
13.      Романов К. М. Практикум по общей психологии. – М., 2004-546с.
14.      Румянцева Т.Г. Проблема неблагополучной семьи. // Вопр. психологии.2002. № 5-6. С.20-25.
15.      Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастнойпсихологии. Уч. пособие. Под ред. Л.А. Головиной, СПб «Речь» — 2002-448с.
16.      Семенюк Л.М. Особенности личности детей подросткового возраста // Метод.рекомендации. М., 2003-243с.
17.      Смыслжизни и акме: 10 лет поиска: Материалы УШ-Х симпозиумов ПИ РАО: в 3 т. / Подред. А.А. Бодалева, В.Э. Чудновского и др. М., 2004.-250с.
18.      Фромм А. Азбука для родителей. М., 2003-365с.
19.      Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие дляпсихологов и педагогов. М., 2004. — 351 с.
20.      Фурманов И.А. Семейное воспитание и детская агрессивность:аффективно-динамический подход // Психология. 2005, № 5.С.21-24.
 

Приложение1
Исследование самооценкипо методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан
Данная методикаоснована на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личныхкачеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемымпредлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровеньразвития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е.уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждомуиспытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.
Проведение исследования
Инструкция. “Любойчеловек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровеньразвития каждого качества, стороны человеческой личности можно условноизобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизироватьсамое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь такихлиний. Они обозначают:
1.        здоровье;
2.        ум,способности;
3.        характер;
4.        авторитету сверстников;
5.        умениемногое делать своими руками, умелые руки;
6.        внешность;
7.        уверенностьв себе.
На каждой линии чертой(-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашейличности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при какомуровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой илипочувствовали гордость за себя”.
Испытуемому выдаетсябланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней,нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаютсязаметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Методика можетпроводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так ииндивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученикзаполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенныезначки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно.Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.
Обработка иинтерпретация результатов
Обработка проводится пошести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждыйответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм,в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику(например, 54мм = 54 баллам).
Высота самооценки
Количество баллов от 45до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую(адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает наопределенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка можетподтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своейдеятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать насущественные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта»,нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя)и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученикисоставляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могутскрываться два совершенно разных психологических явления: подлиннаянеуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе)собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет неприлагать никаких усилий.
Таблица. Количественныехарактеристики уровня самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.Параметр Количественная характеристика (балл) низкий средний высокий Очень высокий Уровень самооценки Менее 45 45-59 60-74 75-100
Дифференциально-диагностическийопросник Кейрси
Методика выявлениясамооценки
Самооценка (СО) — этоспособность оценивать себя, свои достоинства и недостатки, свое место средидругих людей. Благодаря самооценке определяется полноценность человека, чувствособственного достоинства.   Самооценка бывает адекватная (реалистичная) — этоболее точное представление о себе, объективная оценка своих возможностей,личностных качеств — и неадекватная — которая не соответствует реальнымспособностям человека.  Последняя делится на заниженную самооценку и завышенную.
Заниженная:человек выбирает задачи более легкие, чем он способен решить. Он не уверен всебе и поэтому слишком скромен и застенчив в тех ситуациях, в которых онреально мог вести себя более активно. Характеризуется робостью, молчаливостью,все время оправдывается, извиняется или становится слишком «хорошим».У таких людей слабая речь, часто подавленное настроение, они склонны ксамообвинению. Часто употребляют слова: «не могу», «незнаю».
Завышеннаясамооценка: человек выбирает более сложные задачи, чем те, которые он мог бырешить. В результате неуспеха появляются бурные эмоциональные реакции(аффекты). Он излишне самоуверен, высокомерен, самолюбив, агрессивен, проявляетнеадекватную активность, которая не требуется ситуацией. В речи такого человекаприсутствует указующий тон, взгляд сверху вниз, гордая осанка, чувствопревосходства над другими людьми.
Методика выполнениятеста на самооценку
Предлагается рядсуждений. По ним возможны пять вариантов ответов. Необходимо выбрать один покаждому суждению и в нужной графе отметь его.№№ Суждения Очень часто часто иногда редко никогда 1 Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня 2 Постоянно чувствую свою ответственность 3 Я беспокоюсь о своем будущем 4 Многие меня ненавидят 5 Я обладаю меньшей инициативой, чем другие 6 Я беспокоюсь за свое психическое состояние 7 Я боюсь выглядеть глупцом 8 Внешний вид других куда лучше, чем мой 9 Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми 10 Я часто допускаю ошибки 11 Как жаль, что я не умею правильно говорить 12 Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе 13 Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще 14 Я слишком скромен (скромна) 15 Моя жизнь бесполезна 16 У многих неправильное мнение обо мне 17 Мне не с кем поделиться своими мыслями 18 Люди ждут от меня слишком многого 19 Люди не особенно интересуются моими достижениями 20 Я слегка смущаюсь 21 Я чувствую, что многие не понимают меня 22 Я не чувствую себя в безопасности 23 Я часто волнуюсь, и напрасно 24 Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже есть люди 24 Я чувствую себя скованным 25 Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной 26 Я уверен(а), почти все воспринимают легче, чем я 27 Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность 28 Меня волнует мысль о том, как относятся ко мне люди 29 Как жаль, что я не так общителен(а) 30 В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте 31 Я думаю о том, что ждет от меня общественность
Подсчет баллов
Каждый из пятивариантов ответов кодируется баллами по следующей схеме: Очень часто Часто Иногда Редко Никогда 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов

Обработка результатов
Подсчитать общее количествобаллов по всем суждениям:Баллы Уровни самооценки 0-25 Высокий 26-45 Средний 46-128 Низкий

Приложение 2№№ Уровень самооценки (Дембо-Рубинштейн) Самооценка (Опросник Кейрси) Здоровье Ум, способности Характер Авторитет у сверстников Умелые руки Внешность Уверенность в себе Средний балл самооценки баллы 1 47 45 47 51 50 46 42 47 98 2 47 51 50 46 42 51 54 48 73 3 45 38 35 42 35 39 40 39 87 4 47 45 47 51 50 46 42 46 98 5 43 45 46 40 40 35 40 45 75 6 45 38 35 42 35 39 40 38 90 7 47 45 47 51 50 46 42 47 78 8 43 45 44 40 40 35 40 44 86 9 40 45 40 35 30 35 35 37 98 10 38 35 35 35 35 30 35 35 103 11 65 55 63 65 55 65 60 61 33 12 70 60 58 70 60 70 55 63 28 13 60 75 60 60 75 60 65 65 37 14 70 65 65 60 65 70 63 58 40 15 70 60 65 60 60 70 58 65 26 16 65 55 70 65 55 65 60 63 31 17 68 65 60 68 65 68 75 64 35 18 73 63 60 73 63 73 65 58 28 19 65 58 70 65 58 65 63 63 39 20 55 60 65 55 60 55 58 58 42 21 60 65 68 60 65 60 60 63 44 22 65 65 63 65 65 65 65 64 32 23 65 60 65 65 60 65 65 62 27 24 60 60 55 60 50 60 50 53 39 25 55 50 60 55 50 55 60 51 41 26 65 60 65 65 70 65 60 66 24 27 63 65 65 63 65 63 70 64 29 28 58 68 60 58 68 58 65 61 30 29 60 63 55 60 63 60 68 59 35 30 65 65 65 55 65 65 53 57 27


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.