Реферат по предмету "География"


Территориальная организация новейших отраслей промышленности

--PAGE_BREAK--Среднее машиностроение охватывает отрасли производящие автомобили, тракторы, станки, и оборудование средних габаритов.
Автомобильная промышленность – самая большая отрасль транспортного машиностроения мира. В этой отрасли занята значительная часть работающих и в ней же достигнута самая высокая производительность труда. Автомобиль один из ведущих экспортных товаров машиностроения (в среднем на экспорт идет 40% выпущенных автомобилей). Поэтому автомобильная промышленность одна из самых высокорентабельных и доходных отраслей мировой индустрии. При этом автомобильная промышленность одна из самых монополизированных отраслей мировой экономики. Четыре компании производят почти половину всех автомобилей в мире (Дженерал моторс, Форд, Фольксваген и Тойота). Вторая по значимости группа компаний еще 30% (Фиат, Пежо, Нисан, Хонда и Рено). Такая высокая монополизация обусловила очень острую конкуренцию на мировом рынке. Стремление выжить в этой борьбе побуждает автомобильные фирмы к объединению (например Пежо и Ситроен, Даймлер — Бенц), либо в отдельных случаях более мощные фирмы покупают более слабые. Свои национальные рынки государства защищают от ввоза иностранных автомобилей жесткой таможенной политикой. Это приводит к созданию филиалов известных фирм во многих странах мира.

Рис. Доля ведущих ТНК в производстве автомобилей, 2004г.
Главными производи­телями остаются три региона: Япония, США с Канадой, ЕС. Значительным потенциалом роста обладают автомо­бильная промышленность Латинской Америки. Начинает развиваться автопромышленность Китая, но она еще очень невелика по масшта­бам для такой страны, как Китай.
В целом европейский макрорегион занимает первое место по количеству выпущенных автомобилей, а Япония вместе с Республикой Корея были на втором месте. На третьем месте — США и Канада. Вне трех макрорегионов выделяется автопромышленность Южной Америки (Бразилия и Аргентина производят вместе около 2,5 млн автомоби­лей), России. Вне этих стран есть отдельные производители в Турции (320 тыс.), Индии (310 тыс.), Малайзии (около 300 тыс.) а также автосборочные заводы во многих странах мира.
В Европе автопромышленность тяготеет к морским портам. Так, заводы экспортной ориентации размещаются в портах или в приморских районах. Это типично для Франции для долины Нижней Сены и портов Бретани, для Великобритании, где в Большом Лондоне и вдоль Манчестерского канала сосредоточена подавляющая часть британских мощностей, для крупных портов Ис­пании. И только в ФРГ внутренние районы дают большую часть производства и существует старая ориентация на машиностроитель­ные центры Штутгарта («Мерседес-Бенц»), Мюнхена («БМВ»), Брауншвейга («Фольксваген»). В Японии ориентация автопромышленности на порты выражена еще четче. Большая часть японских автозаводов расположена меж­ду Нагоей и Токио и через эти порты идет основной поток экспор­тных машин. В США автомобильная промышленность четко ориентирована на внутренний рынок. Для страны характерно более равномерное размещение автосборочных предприятий в центрах основных эко­номических районов, хотя главными центрами производства по-преж­нему остаются Детройт и Лос-Анджелес.
Сдвиги в территориальной и отраслевой структуре машиностроительного производства Машиностро­ение — ранее привилегия только высокоразвитых стран, стало все более распространяться по всему миру, хотя у большинства стран нет «полного» профиля машиностроительных производств и вряд ли когда-нибудь будет, поскольку очень многое зависит от уровня НИОКР и квалификации рабочей силы. Тем не менее дешевизна труда становится главным фактором в размещении машинострое­ния, и только на втором месте НИОКР и высокая квалификация. За счет этих двух факторов страны ранней индустриализации сохраня­ют монополию на многие сложные производства, хотя роль квали­фикации рабочей силы не всегда выступает решающей силой. Именно в странах Азии сложился новый тип рабочей силы, где восприятие трудовых навыков идет не от общего культурного уровня населе­ния, позволяющего быстро освоить новые процессы, а от чисто ав­томатического повторения движений инструктора. Даже не зная смысла этих движений, азиатские крестьяне, приученные очень точно работать на своих маленьких рисовых полях, привыкли автоматиче­ски повторять за инструктором нужные движения. Это резко сни­жает требования к общеобразовательному уровню рабочих и позво­ляет достигать высокой производительности там, где общий куль­турный уровень рабочей силы сравнительно низок. Поэтому сегод­ня далеко не во всех отраслях машиностроения уровень культуры рабочего определяет конкурентоспособность отрасли, но, как пра­вило, чем выше сложность производства, тем выше требования к Уровню квалификации рабочего. Поэтому в самых высоких технологиях «старые страны» по-прежнему сохраняют лидирующее положение.
Общей тенденцией является сдвиг производств низкой и сред­ней сложности из развитых стран в развивающиеся. Этому очень способствуют ТНК, которые переносят свои филиалы в развиваю­щиеся страны, оставляя в странах базирования только НИОКР и сложные производства.
В итоге сложились следующие группы стран по уровню разви­тия машиностроения с учетом международного разделения труда, специализации и кооперирования:
1.Страны со сравнительно полной номенклатурой производств —США, ФРГ, Россия, Япония.
2.Страны, обладающие малосущественными пропусками в структуре отрасли — Великобритания и с определенной долей условно­сти Италия.
3.Страны, обладающие неполным набором отраслей машиностроения — Франция, Китай, с известной степенью условности Испания и Чехия.
4.Страны, ввозящие большую часть номенклатуры машиностроительной продукции, но с высокоразвитыми отдельными отраслямии с положительным внешнеторговым балансом по машинам — Швейцария, Швеция, страны НИС — экспортеры продукции машино­строения — Республика Корея, Сингапур, Тайвань.
5.Страны с высокой степенью зависимости от импорта, но обладающие отдельными высокоразвитыми подотраслями машиностроения, стоимость продукции которых составляет до 2/3 стоимости импорта — Нидерланды, Бельгия, Австрия, Дания, Венгрия, с определенной степенью условности сюда можно отнести и Малайзию.
6.Когда-то к этой категории относились и Польша, Румыния, Болгария, но пока их хозяйство находится в процессе перестройки, и трудно сказать, какое место они в итоге займут. Близка к ним и Украина.
7.Страны с крупными масштабами производства, имеющие однако такие пробелы в структуре производства, что экспорт по стоимости машин покрывает лишь половину импорта — Канада, Бразилия, Мексика, а также Индия.
8.Страны, где при значительных общих масштабах производства внешнеторговый баланс резко отрицателен, — Австралия, ЮАР, Аргентина.
9.Страны, имеющие отдельные экспортные и узко специализированные виды машиностроения — Финляндия, Норвегия, Изра­иль, а также Греция и Португалия;
9. Страны, где машиностроение имеет хотя и значительные масштабы, но явно недостаточно для удовлетворения нужд своих стран — Турция, в какой-то степени Иран, Египет.
10. Страны с зачаточным машиностроением, вроде Нигерии.
11. Страны с преимущественно ремонтно-сборочными предприя­тиями, вроде Эфиопии, Камбоджи и многих других стран третьего мира.

Глава 2. Территориальная организация новейших отраслей промышленности География электронной промышленности География электронной промышленности — новейшей отрасли мировой индустрии — складывалась в послевоенные годы. На про­цесс ее создания повлияли:
1)технические и экономические особенности электронных производств;
2)новые принципы организации отрасли на всех уровнях — от
исследовательских центров и предприятий до фирм и межфирменных
объединений в каждой стране и за ее пределами;
3)возникновение уникального мирового рынка комплектующих электронных товаров;
4)      сложившиеся специфические внешнеторговые связи между
всеми продуцентами электронной продукции.
Электроника как сплав современной науки, техники и технологии приобрела сегодня исключительное значение. Практически нет сфе­ры человеческой деятельности, где бы продукция электронной про­мышленности не нашла применения. Это закономерность процесса развития мировой науки, техники и технологии, чьи революционные открытия преобразили всю производственную и непроизводственную деятельность, изменили уклад жизни людей в течение короткого ис­торического срока. Поэтому вторжение электроники в нашу жизнь вполне сопоставимо по своему значению с овладением и использо­ванием человеком огня, пара, электричества, энергии атома.
Электронная промышленность — детище научно-технической рево­люции. Роль научного потенциала стран и фирм в разработке новых (инновационных) видов и типов ее продукции и создании совершен­ных технологий производства чрезвычайно велика. Это обусловило необходимость проведения глубоких фундаментальных исследований в разных разделах физики, широких прикладных работ в технологии, усиленных опыт но-конструкторских поисков. Такая разносторонняя творческая деятельность доступна лишь немногим фирмам развитых стран, имеющих возможности финансировать исследования. Они же заинтересованы в возможно более быстрой организации массового выпуска новых высокотехнологичных электронных изделий.
Электронная промышленность — самая наукоемкая отрасль со­временного машиностроения. Это предопределило тесное сотрудни­чество между научно-исследовательскими учреждениями и производ­ственными предприятиями. В условиях рыночной конкуренции по­требовалось резко сократить временной цикл от разработки изделия до его выпуска. Это удалось осуществить в технополисах (типа зна­менитой Силиконовой долины в США). В них практически нет тер­риториального (а значит, и временного) разрыва между научными ис­следованиями и производством. Тем самым достигнута высокая эко­номическая эффективность всего цикла — от момента появления новой идеи до массового выпуска товара. Это стало новым элементом формирующейся географии отрасли.
За короткий срок электронная промышленность превратилась в одну из ведущих отраслей мировой индустрии и индустрии отдельных стран. За 1955-2005 гг. мировое производство продукции электронной промышленности увеличилось в денежном выражении с 9 млрд до более чем 1,5 трлн долл., т.е. в 167 раз. Уже в середине 80-х гг. поэтому показателю она сравнялась с такой крупной отраслью промышленнос­ти мирового значения, как нефтедобывающая, а на рубеже 80-90-х гг. обогнала мировую автомобильную промышленность, производство продукции которой оценивалось в 650-750 млрд долл. В 1995 г. догнала другую мощную отрасль тяжелой индустрии — химическую, мировое производство продукции которой составляло 1,4 трлн долл. Электрон­ная промышленность по этому показателю далеко обогнала станко­строение (его продукция, включая кузнечно-прессовое оборудование, оценивалась в лучшие годы до 40 млрд долл.), а оно всегда рассматри­валось как сердцеаина, «ядро» всего машиностроения.
В машиностроении отдельных стран электронная промышлен­ность заняла ведущие позиции. Это относится главным образом к ряду новых индустриальных стран Азии (Сингапур, Республика Корея и др.), где она стала отраслью государственной специализации. В не­которых из этих стран на электронную промышленность приходится более половины стоимости всей продукции индустрии. В странах с развитым машиностроением производство электроники потеснило ряд традиционных отраслей машиностроения и доля его весьма вы­сока: по ряду оценок, в США она достигала 46, а в Японии — 40%.
Структуру современной электронной промышленности опреде­ляет выпуск двух больших групп изделий: 1) компонентов, т.е. ком­плектующих деталей, широко используемых во всех видах электрон­ной аппаратуры и оборудования; 2) конечной, завершающей продук­ции отрасли, идущей за ее пределы самым разнообразным потреби­телям. Каждая из групп включает как очень сложную дорогостоящую продукцию, так и сравнительно простую и дешевую, и это оказало сильное влияние на ее размещение в мире и отдельных странах.
На структуру продукции электронной промышленности сильное влияние оказывает научно-технический прогресс и растущий спрос на ее товары со стороны национальных и мирового рынков. Главная тенденция в формировании общей структуры отрасли во всех стра­нах — стремительный рост выпуска наиболее сложной, наукоемкой и надежной продукции. Так, в середине 50-х гг. в США доля компью­теров в общем объеме выпуска продукции электронной промышлен­ности лишь немногим превышала 1%, а в 2000 г. она достигла уже 26%. Более того, при переходе к массовому производству таких слож­ных изделий (мировой выпуск персональных компьютеров в конце 90-х гг. превышал 80 млн шт.) удалось удешевить их и сделать доступ­ными для широкого круга потребителей. При этом технические воз­можности персональных компьютеров неизмеримо выросли.
В настоящее время структура мировой электронной промышлен­ности четко отражает главные изменения в составе ее производств, происшедшие за 40 лет бурного развития. Самая высокая доля (до 45%) общего объема продукции отрасли в стоимостном выражении приходится на различные виды вычислительной техники — от каль­куляторов до сложнейших компьютеров, используемых в производ­стве, в военном и другом оборудовании. Весьма значителен удельный вес комплектующих изделий, особенно микросхем и других компонен­тов, — 20%. Около 5-8% составляет доля оборудования для систем связи и примерно 10% — всей массовой бытовой электронной аппара­туры. До 15% приходится на разного рода медицинское, научное и другое электронное оборудование. В целом до 2/3 всей продукции электронной промышленности — это сложнейшая наукоемкая тех­ника.
Основой отраслевой и территориальной организации электрон­ной промышленности стало глубокое разделение труда на всех эта­пах — от научных разработок до изготовления любых видов продук­ции. За короткий срок сформировались высокоспециализированные научные учреждения, предприятия, фирмы, ТНК. Они разрабатывают и выпускают электронную продукцию сравнительно узкого ассорти­мента. Это способствовало появлению большого количества предпри­ятий и фирм малого и среднего размера. Их размещение на террито­рии стран не встретило особых трудностей. Электронные производ­ства не материалоемки, хотя ассортимент используемых материалов превышает 700 наименований; они не энергоемки, а комплектующие компоненты и готовая продукция отличаются высокой транспорта­бельностью. Как уже отмечалось, основное влияние на размещение производства оказывают наличие рабочих кадров разного уровня ква­лификации и близость научных центров.
Товары электронной промышленности играют все большую роль на мировых рынках. Ведущие производители электронной продукции (США, страны Западной Европы, Япония) обладают обширным внут­ренним рынком для сбыта этих изделий, и тем не менее треть вы­пускаемых в мире электронных товаров поступает на внешние рынки. Изделия электроники — одни из самых дешевых видов потребитель­ской продукции машиностроения. Они Предназначены для ежегодной продажи многим сотням миллионов жителей планеты.
Научно-техническая революция оказала сильное воздействие на географию электронной промышленности. В процессе ее развития идет обновление или полное изменение техники и технологии про­изводства изделий. В разных странах мира внедрение достижений электроники шло неодинаково. В небольшой группе промышленно развитых государств, странах Западной Европы, США, Японии сло­жились мощные электронные фирмы. Среди этих фирм идет острая борьба за рынки сбыта электронных товаров, как с отечественными, так и зарубежными конкурентами, которая хорошо прослеживается в географии производства разных видов продукции отрасли — элек­тронных бытовых изделий, средств связи, компонентов, компьютеров и программного обеспечения.
Отраслевая структура электронной промышленности Электронные средства обработки информации —так часто обо­значают большую группу видов продукции отрасли, обеспечивающую нормальную и эффективную работу компьютеров. Сюда входят сред­ства технического обеспечения (сами компьютеры, оборудование для сбора, хранения, передачи информации и т.д.); технологические ус­луги (обслуживание технических средств; пакеты программ — так на­зываемое программное обеспечение, консультации, экспертизы по их использованию и т.д.). Эти средства и услуги взаимоувязаны и обра­зуют целостное подразделение электронной промышленности мира. Производство электронных средств и предоставление услуг в мире только за 1955-2005 гг. выросли с 0,2 до 360 млрд долл., т.е. они стали сопоставимы со стоимостью всей добываемой на планете нефти. Стремительный рост стоимости продукции электронных средств об­работки информации отражает их исключительную роль в электро­низации всех сфер человеческой деятельности. Около половины сто­имости этой группы приходится на средства технического обеспече­ния —■ прежде всего на компьютеры.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Специализация ряда фирм на определенных классах и типах ком­пьютеров отражает их борьбу за рынки сбыта. Так, в США узкоспе­циализированы на производстве суперкомпьютеров фирмы «Крей» и «Контрол Дэйта», в Японии — «НЭК», «Хитачи», «Фудзицу»; пер­сональные компьютеры — «Компак», «ИБМ» и «Эппл» выпускают в США. Конкуренция и рыночная конъюнктура вынудила даже «ИБМ» выпускать наряду с суперкомпьютерами и персональные. Рынок за­ставляет многие фирмы искать свои экономические ниши, часто ме­нять ассортимент компьютеров, разрабатывать все новые типы и модели аппаратуры.
Компьютеры выпускают более тысячи фирм мира, однако подав­ляющую их часть дают 20-25 крупнейших. В производстве компью­теров самая высокая во всей электронной промышленности концент­рация капиталов, научного потенциала и производственных фондов. В ряде государств компьютерные фирмы имеют широкую правитель­ственную поддержку (например, в США получают огромные и вы­годные военные заказы, торговая политика Японии особо учитывает их экспортные интересы, в СССР почти все компьютеры изготавли­вались на привилегированных предприятиях военно-промышленного комплекса). За рубежом все это способствовало формированию мощ­ных ТНК, контролирующих международный компьютерный рынок. Среди них абсолютный лидер — »ИБМ», на долю которой приходит­ся свыше половины мировой компьютерной продукции, это одна из ведущих фирм США. Вторая в мире по величине продаж компьюте­ров японская «Фудзицу» дает продукции по стоимости почти в 5 раз меньше.
Ведущие компьютерные ТНК возникли в развитых государствах с наилучшими экономическими и научно-техническими предпо­сылками для выпуска этой сложной продукции. Из 20 крупнейших компьютерных фирм мира более половины находятся в США. Вели­ка также роль японских ТНК, ряд которых входит в первую десятку, самые большие западноевропейские фирмы располагаются лишь во втором десятке (например, «Филипс» занимает только 12-е место). Деятельность компьютерных фирм вышла далеко за пределы на­циональных границ. Их представительства, дочерние фирмы и фи­лиалы созданы в десятках развитых и развивающихся государств. Наи­более широкую их сеть организовали США и Япония в странах За­падной Европы и Азии. В последние годы ТНК проникли в государ­ства Восточной Европы, в том числе в Россию, участвуя в совместных предприятиях.
Однако сохраняются заметные различия в качестве продукции, изготавливаемой в отдельных группах стран. Компьютеры США, Япо­нии, Западной Европы ориентированы на уровень требовательного рынка и отличаются самым высоким качеством. Эта продукция тща­тельно контролируется, характеризуется своей энергоэкономичнос­тью и экологичностью («зеленые компьютеры»). Их определяют как компьютеры так называемой белой сборки. В ряде же новых инду­стриальных стран многие местные фирмы (кроме входящих в ТНК) собирают компьютеры по *отверточной технологии* из импортных комплектующих, с малой долей собственных деталей не самого вы­сокого качества. Они отличаются меньшей надежностью, худшими технико-экономическими параметрами и предназначены для менее состоятельного и менее требовательного покупателя. Эти компьютеры относят к изделиям желтой сборки. Продукцию заводов Восточной Европы со всеми ее преимуществами и недостатками именовали «красной сборкой».
География компьютерной промышленности мира определяется де­ятельностью ведущих фирм в своей стране и за рубежом. Высокий уровень финансовой, научно-технической и организационной кон­центрации производства компьютеров в крупнейших ТНК предопре­делил столь же высокий уровень концентрации их выпуска. Он сло­жился в сравнительно немногих странах и регионах мира. Особенно выделяются США, компьютерная продукция которых в отдельные годы составляла от 40 до 60% мировой. Доля Японии, Западной Ев­ропы, стран Юго-Восточной Азии не превышает 10—15% (каждой из них). Наиболее существенные различия между странами — в ассор­тименте продукции, ее качестве, скорости обновления моделей.
Активные электронные компоненты — главные комплектующие изделия для подавляющего большинства видов продукции электрон­ной промышленности. Стоимость их производства в мире за 1958-2000 гг. увеличилась с 340 млн до 146 млрд долл. К активным ком­понентам относятся все полупроводниковые элементы. Ассортиментактивных компонентов быстро расширяется за счет освоения новых, все более сложных и специализированных видов и типов, предназна­ченных для самых разнообразных конечных изделий электронной промышленности. Первый образец заводского транзистора появился в 1948 г., а уже спустя десятилетие их ежегодное мировое производство превысило 1 млрд шт. Изготовление первых интегральных схем на­чалось только в 60-е гг. (около 50 млрд шт. в конце 90-х гг.). Их доля в общем выпуске активных компонентов непрерывно росла, что ко­ренным образом изменило всю структуру. На интегральные схемы приходится 4/5 стоимости полупроводников в мире.
Производство активных компонентов сосредоточено преимущест­венно в крупных ТНК, их многочисленных филиалах и дочерних предприятиях в разных странах мира. Уже в начале 80-х гг. на долю 20 ведущих продуцентов приходилось 75% мирового выпуска этой продукции, в том числе на 10 крупнейших — более 50%. Эта их роль сохранилась до сих пор. У фирм — изготовителей активных компо­нентов технический уровень производства одинаково высок, поэтому идет ожесточенная конкурентная борьба за лидерство между нацио­нальными фирмами и национальных фирм с зарубежными.
Например, в 1984-1991 гг. впереди были японские ТНК, среди которых «НЭК», «Тошиба» и «Хитачи», контролировавшие 1/4 ми­рового рынка всех видов полупроводников. Доля уступавших им аме­риканских «Интел» и «Моторола» была вдвое меньше — 1/8. В 1993 г. «Интел» перешла с четвертого на первое место, а «Моторола» — на третье, потеснив японские ТНК.
Все экономические, технические и организационные особенности производства активных компонентов отразились на формировании его современной географии. Основную их часть выпускают фирмы США и Японии (по 41-45%). Они контролируют до 80-85% мирового рынка этой продукции, оставаясь монополистам и на протяжении чет­верти века. Западная Европа дает только 7-9% всех видов полупро­водников (важнейший продуцент ФРГ) и сильно зависит от поставок извне.
Выпуск современной аппаратуры связи увеличивается быстро, ибо потребность в ней во всем мире очень велика, несмотря на относи­тельно высокую цену. Производство электронных средств связи на 3/4 сосредоточено в 10 промышленно развитых государствах мира. Уже в начале XX в. ряд крупных фирм стал выпускать аппаратуру для телеграфной, телефонной и радиосвязи («АТТ» в США, «Сименс» в Германии и др.). Создание современных систем электронной связи, оснащаемых телеаппаратурой, лазерными приборами, компьютера ми, и высокий спрос на них заставили эти фирмы переориентиро­ваться на изготовление новейших систем связи. Возникшие в сере­дине XX в. электронные фирмы «НЭК» и «Фудзицу» в Японии, «Алькатель» во Франции и особенно их дочерние предприятия в новых индустриальных странах активно подключились к широкомасштаб­ному выпуску электронных средств связи. Этим объясняется сосре­доточение 55% мирового производства аппаратуры и оборудования связи в США, Японии и ФРГ.
Бытовая электронная техника — самый массовый и доступный вид продукции отрасли. Своим появлением она обязана изобретению радио в конце XIX в. К середине нашего века в мире сложилось круп­ное производство средств радиосвязи, а затем бытовых приемни­ков и телевизоров. Выделение и обособление продуцентов аудио- и видеоаппаратуры в 60-е гг. было вызвано невиданным расширением информационного пространства отдельных стран, постепенно охва­тывающим всю планету. Радиоприемники и телевизоры составили техническую основу всей информационной инфраструктуры у мил­лиардов жителей. Это предопределило бурный рост производства бы­товой радио- и телевизионной аппаратуры в мире.
Стремительный рост выпуска этой аппаратуры сопровождался ко­ренными сдвигами в географии их продуцентов по странам и регио­нам. В 1950 г. промышленно развитые государства дали суммарно свыше 92% радиоприемников в мире (из них 90% пришлось на США, Великобританию). К 1970 г. их производство заметно переместилось из Северной Америки и Западной Европы в Азию. Лидерами стали развивающиеся страны. Каждая из таких стран, как Гон­конг, КНР, Малайзия или Сингапур превысили выпуск радиоприем­ников в Японии, США или ФРГ.
Аналогичная ситуация имела место и для более сложной аппара­туры — телевизоров. В 1950 г. на промышленно развитые государства приходилось 100% этой продукции, а в 1995 г. — только около 22%. Азия заняла ведущие позиции в производстве телевизоров. При этом и КНР, и Республика Корея давали их больше, чем США и Япония в отдельности.
Структура выпускаемых бытовых электронных товаров претерпе­ла во второй половине XX в. значительные изменения, обусловленные уменьшением доли аудиоаппаратуры. В 2000 г. соотношение стоимос­ти отдельных групп и видов произведенной в мире бытовой элек­тронной техники составило (в %): видеоаппаратура — 53 (в том числе телевизоры — 32,3 (цветные — 30,7); видеомагнитофоны — 14; ви­деокамеры — 6); аудиоаппаратура — 25, прочие бытовые электрондустриальных стран Азии. Однако роль США и Японии в производ­стве продукции электронной промышленности все еще остается очень высокой.

Центры электронной промышленности
В США сложились наиболее благоприятные научные, производ­ственные, рыночные и другие предпосылки создания электронной промышленности. В отличие от разоренных Второй мировой войной Западной Европы и Японии США сразу захватили лидерство в ста­новлении отрасли. Ее развитие стимулировали емкий внутренний рынок на разнообразные изделия электроники, а также крупные воен­ные заказы, составлявшие в отдельные периоды до 15-17% общего объема продукции отрасли. До сих пор на научные исследования в США расходуются огромные средства. Поэтому электронная про­мышленность превратилась в одну из ведущих в индустрии.
США достигли наибольшего уровня электронизации всех сфер об­щественной жизни. В стране создан самый обширный в мире инфор­мационный комплекс. Она — первая по общему количеству имеющихся компьютеров, по насыщенности ими быта и сферы бизнеса (на 100 бизнесменов в США приходится более 40 персональных ком­пьютеров, тогда как в Японии только 10). Свыше половины их имеют выходы в различные локальные, региональные и общенациональные компьютерные сети и практически все подключены к глобальной международной компьютерной сети Интернет. Благодаря этому США оказывают 2/3 мировых информационных услуг.
В США сформировалась самая сложная, наиболее развитая структура электронной промышленности. В ней представлены все разнообразные производства современной электроники, но роль каждого из них неодинакова. Важнейшими являются выпуск компью­теров (около 25% стоимости продукции отрасли) и компонентов (до 22%). Эти два ключевых производства дают почти половину всей электронной продукции страны. По 8-12% приходится на изготов­ление средств связи, медицинского, контрольно-измерительного и навигационного оборудования. Доля сравнительно простой и деше­вой бытовой электронной аппаратуры невелика и составляет всего около 4%.
Особенности создания электронной промышленности США от­разились и на формировании ее территориальной структуры. Пос­ледняя в гораздо меньшей степени оказалась связанной с давно сло­жившимися индустриальными очагами и центрами, чем большинство других обрабатывающих отраслей. В значительной мере именно элек­троника впервые стимулировала организацию в стране промышлен­ных парков, приведших в конечном итоге к возникновению технополисов (среди них знаменитая Силиконовая долина с ее многими десятками электронных фирм). Вне индустриальных центров обра­зовались и другие ареалы электронных производств, например, около Бостона вдоль окружного шоссе № 128, у Филадельфии вдоль феде­ральной автострады № 202.
Выраженная специализация отрасли на выпуске самой наукоем­кой и дорогостоящей продукции определила основные черты экспор­та и импорта. Экспортная квота изделий электронной промышлен­ности США в 90-е гг. — наименьшая среди ведущих регионов и стран: всего 12%. Импорт постоянно и заметно превышает экспорт.
Япония — второе в мире государство по уровню развития электрон­ной промышленности. По сравнению с США и Западной Европой она не обладала какими-либо заметными сырьевыми, научными или фи­нансовыми предпосылками для создания и мощного развития данной отрасли. После Второй мировой войны производственный аппарат индустрии и внутренний рынок страны были дезорганизованы. Уникальным ростом своей экономики Япония обязана решительной ориентацией индустрии на внешние рынки. Это позволило быстро восстановить и обновить производственный потенциал электротех­нической промышленности, в недрах которой возникла электронная. В немалой степени этому способствовало наличие многочисленных высококвалифицированных кадров рабочей силы со сравнительно невысокой (в 50-70-е гг.) оплатой труда.
В электронной промышленности страна последовательно осуществляла переход от производства простыхэлектронных экспортных товаров ко все более сложным. Так, в середине 60-х гг. Япония обо­гнала США и захватила лидерство в мире по выпуску радиоприем­ников, в конце 60-х гг. — телевизоров (их производство началось только в 1953 г.), а в 80-е гг. — видеомагнитофонов, видеокамер. В на­чале 80-х гг, Япония, совершившая технологический прорыв в элек­тронике, обогнала Западную Европу и быстро приближается к США в изготовлении наиболее сложной наукоемкой продукции: сначала полупроводников, а затем интегральных схем и компьютеров.
По степени электронизации хозяйства и быта Япония уступает среди крупных государств только США, а по некоторым позициям превосходит и их. Так, в японской промышленности задействовано около половины всех роботов в мире. Страна — вторая по общему количеству используемых компьютеров и другой сложной электрон­ной техники. Велика насыщенность японского общества и бытовой электронной аппаратурой. В немалой мере это обусловлено высоким уровнем производства электронной продукции в расчете на душу на селения — 3653 долл. в 2004 г., тогда как в США этот показатель со­ставлял 1932, а в Западной Европе 538 долл.
Структура электронной промышленности Японии отражает осо­бенности ее формирования, достигнутые успехи науки, технологии и техники, приоритетное значение внешнеторговых связей для стра­ны. Ведущие позиции заняли в производстве наукоемкие экспортные товары; компоненты — до 35% и компьютеры — около 25%. Их сум­марная доля (примерно 3/5 стоимости всей продукции отрасли) даже несколько выше, чем в США. Очень четко подчеркивает традицион­ную экспортную роль японской бытовой электроники ее все еще вы­сокий удельный вес в структуре — до 20%. Однако и для нее харак­терно преобладание выпуска сравнительно дорогостоящих иннова­ционных изделий: Япония дает 100% видеодисковых проигрывателей в мире, 89% — видеокамер, 62% — видеомагнитофонов, 52% — ком­пакт-дисковых проигрывателей.
География японской электронной промышленности четко отра­жает все особенности развития отрасли. С середины 80-х гг. идут ак­тивные процессы перемещения многих трудоемких производств в за­рубежные страны с дешевой рабочей силой или устойчивым рынком сбыта японских электронных товаров. Вне Японии работает около 800 предприятий ее электронных фирм: 400 в странах Азии, почти 130 в США, более 100 в Европе. Только одна фирма «Мацусита» со­здала более 100 заводов в 40 странах. В Юго-Восточной Азии сначала выпускали массовую аудио- и видеоаппаратуру, а затем и более слож­ные изделия — кинескопы, полупроводники, видеомагнитофоны. В самой Японии сохраняются лишь самые высокотехнологичные производства, например, изготовление интегральных схем и компью­теров новых поколений, телевизоров высокой четкости изображения. Производства именно этой продукции чаше всего переносятся из перенасыщенных промышленностью городов тихоокеанского инду­стриального пояса Японии в ее новые центры, в том числе в уже существующие и создаваемые технополисы.
Япония добилась наибольших в мире успехов во внешней торговле электронными товарами. На протяжении всего периода развития от­расли политика в области торговли ее изделиями направлена на все­мерное поощрение экспорта. Этим объясняется очень высокая экс­портная квота для продукции электронной промышленности, состав­ляющая до 35-50%. Одновременно жесткие тарифные и другие ог­раничения способствовали максимальной защите внутреннего рынка от конкурентных иностранных электронных товаров. Импорт пос­ледних в 10 раз меньше их экспорта. Тем самым достигается очень большое положительное сальдо внешнеторгового баланса изделиями отрасли и всей внешней торговли Японии.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Западная Европа в целом обладает не меньшими, чем США (не говоря уже о Японии), научными, финансовыми, техническими и другими предпосылками для развития электронной промышленнос­ти. Так, в Европе впервые в мире были проведены научные исследо­вания в области электротехники и электроники, созданы производ­ства продукции этих отраслей. Суммарная потенциальная емкость ев­ропейского рынка для электронных товаров гораздо больше, чем в США или Японии. Сравнительно медленное послевоенное развитие от­расли в регионе было обусловлено:
1)      отсутствием единого регионального рынка, относительной изолированностью и узостью многих национальных рынков Западной Европы;
2)      слабым участием отрасли во внерегиональном экспорте ее продукции;
3)      затянувшейся структурной, технической и организационной перестройкой электронных производств в Западной Европе в 1955-1965 гг.;
4)      мощной конкуренцией бурно растущей электроники США и Японии.
Степень электронизации хозяйства и быта в Западной Европе остается для большинства государств региона меньше, чем в США. Ее 1 в значительной мере сдерживал недостаточный уровень производства продукции электронной промышленности. Это видно из сравнения стоимостных показателей потребления электронных товаров на душу  населения в Японии, США и Западной Европе. В 1990 г. оно состав­ляло (учитывая производство, экспорт и импорт продукции): Япо­ния — 1200 долл., США — 1100 долл., Западная Европа — 900 долл. Отдельные государства региона сильно отличаются по этому показа­телю и лишь немногие из них (ФРГ, Франция, Швейцария, Швеция и некоторые другие) достигли или даже превзошли уровень Японии и США.
В структуре электронной промышленности региона очень высока доля телекоммуникационной аппаратуры — до 38%, значительна роль вычислительной техники — более 20%, различных электронных при­боров (в том числе оборудования для производств самой отрасли, элек­тронной медицинской аппаратуры и т.д.) — 20%. С 80-х гг. сложилось мощное производство мобильных средств связи в Финляндии и Шве­ции (43% выпуска мобильных телефонов в мире в 1998 г.). Доля быто­вой электроники (12%) была больше, чем в США, но меньше, чем в Японии. Весьма невелика доля активных компонентов — всего 6%.
География электронной промышленности Западной Европы оп­ределяется размещением отрасли в таких ведущих государствах, как ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Нидерланды. На них приходится около 90% продукции отрасли региона. При этом ФРГ дает ее значительно больше других стран в Западной Европе. Выпуск элек­тронных изделий начинался на старых предприятиях электротехни­ческой и радиопромышленности в уже сложившихся центрах. Созда­ние новейших наукоемких производств электроники, особенно ин­тегральных схем и компьютеров, потребовало выноса предприятий в новые экологически чистые районы и центры. Так возникли очаги отрасли в долине реки Изар (ФРГ), в предгорных районах и на берегах морей во Франции, в Ирландии. Проникновение в Европу амери­канских и японских фирм усилило и ускорило миграцию отрасли в новые районы.
Внешняя торговля региона электронными товарами имеет свои особенности. Участие в ней многих европейских государств предоп­ределило высокий удельный вес внутрирегиональных связей. На них в отдельные годы приходилось до 40% всего экспорта электронной продукции стран региона. Это наряду с внешнерегиональным экс­портом обусловило и общую высокую экспортность отрасли — более 40%. Вместе с тем регион был и остается крупнейшим в мире импор­тером разнообразной электронной продукции, и, в первую очередь интегральных схем и компьютеров, В результате сложился постоян­ный и непрерывно растущий дефицит внешней торговли электрон­ными товарами (в 2003 г. около 46 млрд долл., т.е. в 10 раз больше, чем у США).
Азия. География мировой электронной промышленности претер­пела в 80-е гг. сильнейшие изменения. Их обусловило интенсивное развитие электронных производств в целом ряде государств Азии и Южной Америки. Формирование там новых индустриальных стран в значительной степени было связано с выпуском электронных то­варов на экспорт. Эти страны наилучшим образом использовали свое главное преимущество — дешевую рабочую силу. Некоторые из них (КНР, Индия, Индонезия, Бразилия) обладают емким потенциаль­ным рынком для этих товаров. Другие (Республика Корея, о. Тайвань. Гонконг, Сингапур, Малайзия) имеют выгодное экономико-геогра­фическое положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Последнее трудно переоценить, учитывая сильную зависимость этих стран от поставок многих видов компонентов из Японии и США. а также сбыта конечной продукции отрасли в обширном Азиатском регионе и за его пределами — прежде всего в США.
Японские и американские электронные ТНК высоко оценили географические и экономические преимущества Юго-Восточной, а затем Восточной Азии для создания и быстрого развития, там электронных производств. Они переместили туда в 80-е гг. многие свои предприятия по сборке простых электронных изделий бытового назначения или организовали новые фирмы. В конечном итоге это способствовало росту местных национальных кадров и доходов от экспорта. Так озникли национальные или совместные электронные фирмы, известные сегодня во всем мире («Самсунг» и «Голдстар», «Эл-джи элек­троникс» в Республике Корея, «Тэтунг» на о. Тайвань и др.).
Уровень развития электронной промышленности в странах региона, их специализация, роль в международном разделении труда в отрасли сильно различаются. Наибольшие объемы производства имеют республика Корея, КНР и о. Тайвань. Каждая из них по стоимости выпускаемой электронной продукции сопоставима с Италией или бы­стро приближается к ней. При этом Республика Корея и о. Тайвань занимают соответственно 6-е и 7-е места в мире по изготовлению активных компонентов и персональных компьютеров. Еще более зна­чима роль стран региона в производстве других видов электронных изделий: Республика Корея — второй в мире по объему продуцент видеомагнитофонов, доля о. Тайвань в выпуске мониторов превышает половину мирового, лидером по выпуску телевизоров и радиоприем­ников стала КНР.
В целом экспортность электронной промышленности стран Азии и Южной Америки меньше, чем в Японии или Западной Европе, и составляет около 25%. Однако она сильно различается по разным типам стран. В крупных развивающихся странах с большим внутрен­ним рынком (КНР, Индия, Бразилия) вывозится не более 20% про­дукции отрасли, тогда как в Израиле — до 65%, в Республике Корея почти 75, на о. Тайвань — 95%.
Восточная Европа. Важным регионом электронной промышлен­ности была до 1990 г. Восточная Европа в составе стран —членов СЭВ во главе с СССР. Они ставили своей задачей создать эту науко­емкую высокотехнологичную отрасль, опираясь на использование национальных научных, материальных, финансовых и других ресур­сов. Для них были характерны тесные интеграционные научно-про­изводственные и торговые связи, замыкавшиеся, однако, на внутри­региональном уровне. По объемам выпуска электронных товаров ре­гион был сопоставим с Западной Европой. Об этом отчасти можно судить по количеству выпускаемой в нем бытовой радио- и телеап­паратуры.
В странах СЭВ имелись и непрерывно расширялись научные предпосылки для исследований в области электроники. Позже со­вместными усилиями всех стран — членов СЭВ была сконструиро­вана и внедрена в производство унифицированная система, включав­шая целую серию вычислительных машин. Достигнутые регионом ус­пехи в электронной технологии стали одной из основ выдающихся исследований СССР в освоении космоса.
Однако электронные производства региона развивались обособлен­но, без тесных научных, технологических, экономических связей с остальным миром. Между тем мировой опыт показал, что в эпоху развернутой НТР невозможно создать в одном государстве или даже в таком мощном интеграционном объединении, каким был СЭВ, все современные высокие технологии электронной промышленности. Кроме того, отрасль испытывала сильнейшее и все возраставшее дав­ление острой мировой политической обстановки, обусловленной про­тивоборством СССР и США. Были введены жесткие ограничения КОКОМ на экспорт в социалистические государства электронных из­делий, которые могли бы повысить их военный потенциал. Поэтому в условиях вынужденной изоляции от мирового рынка отрасль раз­вивалась трудно. Основные усилия в электронных производствах на­правлялись на изготовление узкоспециализированных, зачастую уни­кальных видов военного оборудования. Такая наиболее сложная про­дукция вырабатывалась малыми сериями или даже штучно. В СССР производство персональных компьютеров в 1990 г. составило всего 0,5 млн штук. Это в то время, когда на о. Тайвань или в Республике Корея их выпуск достигал нескольких миллионов в каждой. Создан­ные в регионе новые высокие технологии и изделия не были широко внедрены в производство массовой бытовой электронной аппаратуры, что предопределило ее техническое несовершенство.
Ситуацию усугубляли идеологические установки. Свое негативное влияние оказали и философские взгляды, например, на кибернетику как на «буржуазную лженауку». В результате к 1990 г. отставание от мирового уровня достигло 10-20 лет. С распадом СССР и СЭВ на­чался быстрый развал электронной промышленности во всех странах региона.
Электронизация стран Восточной Европы находится на начальном этапе и сильно уступает США и Западной Европе. Обеспеченность населения телевизорами по сравнению с США в 1.5—2 раза меньше, радиоприемниками в 3-5 раз, видеомагнитофонами и микроволно­выми печами в 10 и более раз. Особенно низка насыщенность пер­сональными компьютерами: в США один такой компьютер приходится на 5 жителей, в Западной Европе — на 7, в то время как и Ру­мынии — на 50, в России — на 25-30 жителей. К тому же слабая те­лефонизация стран региона и ее существенное техническое отстава­ние постоянно сдерживают всю информационную деятельность в Восточной Европе и ее связи с внешним миром.
Структура электронной промышленности восточноевропейских стран формировалась под мощным воздействием заказов военно-про­мышленного комплекса. Особенно сильно это проявилось в СССР, где даже все главные товары бытовой электроники выпускались на его предприятиях (100% радиоприемников, телевизоров и видеомаг­нитофонов, 95% магнитофонов, 85% вычислительной техники и т.д.). При этом бытовая электронная аппаратура составляла лишь неболь­шую часть производственной программы большинства таких пред­приятий. Подавляющая часть последней приходилась на сложное на­укоемкое и дорогостоящее оборудование и аппаратуру военного и производственного назначения. Слабостью отрасли были низкая доля и качество таких изделий высокой технологии, как активные компо­ненты и компьютеры. Кроме того, по своим техническим характе­ристикам они значительно уступали аналогичной продукции запад­ных стран.
После 1990 г. отрасль в регионе оказалась в чрезвычайно трудном положении. Резкое сокращение военных заказов привело к сильному уменьшению, а в ряде случаев и к полному прекращению выпуска продукции. Одновременно в несколько раз сократилось производство бытовых электронных товаров. В России конверсия военного сектора отрасли пока не привела к наращиванию поставок бытовой электро­ники. На базе лучших предприятий электронной промышленности России создаются совместные с зарубежными фирмами сборочные производства телевизоров, видеомагнитофонов, персональных ком­пьютеров (в 1997 г, — 1,4 млн шт.). При этом используются импорт­ные комплектующие и технологии, а собственные, внедренные в из­готовление передовой военной и другой специальной продукции, не находят применения. Поэтому зачастую самые образованные и ква­лифицированные кадры, на подготовку которых ушли многие годы, покидают предприятия.
Внешняя торговля стран Восточной Европы электронными то­варами до 1990 г. имела преимущественно внутрирегиональный ха­рактер, что обусловливало ее небольшие объемы. На экспорт шли помимо электронного оборудования и аппаратуры военного и про­изводственного назначения также и бытовые электронные товары. Однако экспортность последних у ведущих поставщиков — СССР, Польши, ГДР — не превышала 15-20% производства бытовых элек­тронных товаров. Импорт стран СЭВ из западных государств состоял главным образом из высокотехнологичных электронных изделий, раз­решенных КОКОМ к продаже в социалистические страны. После 1990 г. внутрирегиональная торговля электронными товарами резко сократилась. В государства Восточной Европы и особенно в Россию с ее емким рынком хлынул мощный поток зарубежной электронной продукции. Наряду с дорогостоящей современной аппаратурой из­вестных фирм поступает также масса сравнительно дешевой, снятой с производства или невысокого качества из некоторых новых инду­стриальных стран.
Электротехническая промышленность Она возникла в период развития массовой электрификации ве­дущих промышленных государств мира в конце XIX —_ начале XX в. Отрасль до 50-х гг. стимулировала рост продукции машиностроения и относилась к числу передовых наукоемких отраслей промышлен­ности. В эпоху НТР она все больше отставала от развития всего ма­шиностроения и особенно от выделившейся из его состава электрон­ной промышленности. По стоимости продукции мировая электро­техническая промышленность в 4-5 раз уступает электронной и в 3-4 раза — автомобильной.
В структуре электротехнической промышленности по назначению своей продукции четко выделяются две группы производств. Пер­вая группа —сильноточные производства, выпускающие сравни­тельно дорогостоящую продукцию промышленного назначения (обо­рудование для выработки электроэнергии — генераторы; ее переда­чи — кабели; для преобразования электроэнергии — трансформато­ры, выпрямители; для преобразования электроэнергии в механичес­кую — электродвигатели разной мощности). Промышленное назна­чение имеет изготовление электротермического оборудования для электросварки, электропечей для получения металлов и т.д.
Производство сильноточного оборудования — материалоемкое, использует большое количество цветных металлов (медь, алюминий, ртуть), специальных сортов стали, синтетических смол и пластмасс. Это производство наиболее наукоемкое в отрасли, требует сложного оборудования для своего изготовления. Большая часть сильноточных изделий — штучная продукция, вырабатывается по заказам (мощные генераторы, трансформаторы, электропечи в количестве лишь не­скольких тысяч единиц в мире), только средние и мелкие электродвигатели выпускаются серийно в массовых количествах. Производ­ство сильноточного оборудования ведется на средних и крупных, хо­рошо оснащенных техническими средствами предприятиях.
Вторая группа — слаботочные производства, дают массовую и, как правило, дешевую продукцию для широкого использования во всех отраслях народного хозяйства и в быту. К ней относится изго­товление светотехнических изделий (лампы накаливания, люмине­сцентные и др.), электроустановочные изделия (выключатели, розет­ки, патроны для ламп и т.д.), химические источники получения тока (аккумуляторы, элементы), специфические вспомогательные виды оборудования: изоляторы, электроугли и др. Очень большое значение для данной группы производств имело увеличение выпуска бытовой аппаратуры длительного пользования: домашние холодильники, мо­розильники, кондиционеры, стиральные и посудомоечные машины, пылесосы, вентиляторы, электропечи, микроволновые печи. Эта сравнительно дорогостоящая бытовая техника имеет очень широкий рынок сбыта. Она изготавливается в мире в десятках миллионов еди­ниц каждого вида и выпуск ее продолжает расти.
Производство слаботочной продукции по большинству ее видов технически более простое, менее материалоемкое, давно и хорошо освоено. Оно, как правило, сводится к простым сборочным опера­циям, где не требуется высокой квалификации и широко используется женская рабочая сила. Изделия слаботочных производств изготавли­ваются как на малых, часто кустарных предприятиях, так и на крупных (например, холодильники на заводах с выпуском десятков и даже сотен тысяч штук). Это дает возможность разной территориальной организации производства по странам и регионам мира.
В электротехнической промышленности крупные компании («АЭГ», «Сименс» и другие в Германии; «Дженерал электрик», «Вес-тингауз» в США) возникли в конце XIX в. Вплоть до Второй мировой войны они давали более половины продукции электротехнической промышленности в мире. В 30-е гг. в СССР была создана также боль­шая многоотраслевая электротехническая промышленность. В Япо­нии она сильно выросла после войны, а в КНР в последние десяти­летия. В ряде стран Западной Европы также сложилась эта отрасль, хотя и уступающая США и Японии. Эти страны и регионы остаются ведущими продуцентами электротехнических изделий.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В мировой электротехнической промышленности сложилась чет­кая специализация на производстве отдельных видов продукции. Не­большая группа промышленно развитых стран Западной Европы (ФРГ. Великобритания, Франция), США и Япония, а также СССР (до 1991 г) — крупнейшие продуценты сильноточного оборудования, особенно мощных генераторов для разных типов электростанций, двигателей для подвижного состава (электровозы, дизель-электрохо­ды). Они дают основную часть тяжелого силового энергетического оборудования в мире и остаются его поставщиками (кроме России, где это производство сильно сократилось в 90-е гг.).
Выпуск слаботочной аппаратуры, установочных изделий после Второй мировой войны постепенно перемешался в менее развитые регионы и страны мира. Хотя он и сохранился в промышленных го­сударствах, но это производство более сложных изделий (новые типы аккумуляторов, элементов питания без содержания экологически опасных свинца или кадмия). Так, Япония остается лидером в изго­товлении элементов питания («батареек») в мире. Их крупное про­изводство по-прежнему имеется в США, ФРГ и некоторых других европейских странах.
Выпуск бытовой аппаратуры длительного пользования отражает уровень развития электротехнической промышленности и всей эко­номики отдельных стран, численность населения, формирующую их внутренний рынок. Выделилась группа лидеров по производству этих изделий (США, Япония, ФРГ, Италия и Великобритания, а также КНР, СССР и Республика Корея). Однако специализация стран раз­ная: по выпуску в 2005 г. холодильников и морозильников выделялись США, КНР и Италия; стиральных машин — КНР, США. Италия; по­судомоечных машин — США и ФРГ; пылесосов — США, Япония, ФРГ; микроволновых печей — США и Япония; вентиляторов — КНР. До распада в 1991 г. СССР входил в лидирующую тройку стран — продуцентов холодильников, стиральных машин, пылесосов.

Глава 3. География машиностроения России Машиностроительный комплекс – крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и всех, работающих в хозяйстве России. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.
Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции (в 2000 г. – 30%) и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта (18%).
Научно-технический прогресс во всех отраслях национального хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей национального хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей хозяйства основными фондами высокого технического уровня.
Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии.
Наукоемкость Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.
Металлоемкость Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.
Трудоемкость С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).
Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.
За годы советской власти в различных районах бывшего СССР были созданы крупнейшие машиностроительные предприятия, выпускающие практически все необходимое технологическое оборудование для всех отраслей народного хозяйства. Но для отечественного машиностроения характерны чрезвычайно высокая степень территориальной концентрации, притом преимущественно в европейской части страны, и недостаточный уровень специализации и межотраслевой кооперации. К тому же многие крупные машиностроительные заводы и производственные объединения проектировались и формировались как универсальные, по принципу “натурального хозяйства”, c полным набором заготовительных, вспомогательных и ремонтных производств. Поэтому в предстоящие годы отраслевая, территориальная и технологическая структура машиностроения должна претерпеть кардинальные изменения, основными направлениями которых должно быть улучшение качества продукции, деконцентрация, повышение уровня специализации и кооперации производства, сокращение нерациональных транспортных и других расходов.
Тяжелое машиностроение. Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Для него характерны как предприятия, выпускающие детали и узлы (например, валки для прокатных станов) или предприятия, специализированные на выпуске отдельных видов оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы), так и универсальные, выпускающие в серийном или индивидуальном исполнении разные виды оборудования (“Уралмаш”, Санкт-Петербургский металлический завод и др.).
В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской части, остальное – в Западной Сибири и на Дальнем Востоке.
Производство металлургического оборудования, занимающее первое место в отрасли по стоимости продукции, расположено, как правило, в районах крупного производства стали и проката. На предприятиях Урала выпускается оборудование для агломерационных фабрик, доменные и электроплавильные печи, а также оборудование для прокатного и дробильно-размольного производства.
Профиль заводов горного машиностроения – машины для разведки, а также открытого и закрытого способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии, химической, угольной, промышленности и промышленности строительных материалов, транспортного строительства. Они, как правило, расположены в районах потребления – на Урале и в Сибири и др. Отечественному машиностроению принадлежит приоритет в разработке и широком промышленном освоении горнопроходческих и очистных комбайнов, роторных и шагающих экскаваторов. Эта продукция производится в Красноярске, Екатеринбурге (“Уралмаш”), Шахтах, Киселевске и Перми.
Продукция подъемно-транспортного машиностроения имеет большое экономическое значение, так как на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на строительстве, транспорте и в других отраслях народного хозяйства занято около 5млн. человек, притом больше половины – ручным трудом. Мостовые электрические краны выпускаются в Центральном районе (Узловской завод), на Дальнем Востоке (Бурейск, Комсомольск-на-Амуре) и во многих других городах. Стационарные и ленточные конвейеры – в Волго-Вятском, Центральном, Уральском районах.
Турбостроение, поставляющее для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины, представлено в первую очередь производственными объединениями “Cанкт-Петербургский металлический завод”, “Санкт-Петербургский завод турбинных лопаток”, Екатеринбургский турбомоторный завод, “Дальэнергомаш” (Хабаровск). Заводы подотрасли выпускают оборудование для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций, газоперекачивающее оборудование для магистральных газопроводов, компрессорное, нагнетательное и утилизационное оборудование для химической и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии. Основные факторы размещения – наличие квалифицированных кадров и научно-конструкционных организаций.
Атомное машиностроение образуют заводы головных производственных объединений “Ижорский завод” (Санкт-Петербург) и “Атоммаш” (Волгодонск). Заводы специализируются на выпуске корпусных реакторов и другого оборудования для АЭС.
Полиграфическое машиностроение имеет наименьший объем товарной продукции в отрасли. Производство сосредоточено исключительно в европейской части страны – в Санкт-Петербурге, Москве, Рыбинске.
Электротехническая промышленность. Отрасль выпускает изделия более 100 тыс. наименований продукции, потребителем которой является практически все народное хозяйство. По объему производства она значительно превосходит в совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения. Для производства электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств и материалов, производимых различными промышленными комплексами.
Размещение предприятий электротехнической промышленности обусловлено различными факторами, где важную роль играют наличие квалифицированных кадров, специализированных научно-исследовательских организаций и крупных потребителей. В настоящее время основными регионами электротехнического машиностроения являются Центральный, Северо-западный и Западно-Сибирский районы. Старейшими являются такие предприятия, как московские Электрозавод имени В.В. Куйбышева, санкт-петербургский “Электросила”, екатеринбургский “Уралэлектроаппарат” и новосибирский трансформаторный завод.
Станкоинструментальная промышленность включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Заводы станкоинструментальной промышленности размещены в основных машиностроительных районах. Средний размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва (завод токарных станков и роботизированных комплексов “Красный пролетарий”), Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск и др.
Приборостроение. Продукция этой отрасли отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Поэтому основная часть производственного потенциала сосредоточена в крупных и крупнейших городах. Например, в Москве и Московской области размещены десятки научно-производственных и производственных объединений, специализирующихся на выпуске, монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники.
В структуре машиностроения доля продукции приборостроения составляет около 12%. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем и т.д. В приборостроении более 80% продукции выпускается крупными предприятиями (численность работающих – от 1 до 10тыс. человек). В числе крупнейших предприятий — АО “Второй Московский часовой завод”, Пензенский часовой завод.
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности. Сюда входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности. Основным фактором размещения является близость к потребителю, поэтому подавляющее большинство заводов, и более 90% объема выпуска товарной продукции размещены в европейской зоне (главным образом Центральный, Волго-Вятский, Северо-западный и Поволжский районы).
Авиационная промышленность. В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах. Современные пассажирские и грузовые самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже, Таганроге, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Омске, Новосибирске. В Москве, Ростове-на-Дону, Казани, Улан-Уде, Кумертау производят вертолеты.
Ракетно-космическая промышленность (Москва, Омск, Красноярск и др.) выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа “Буран”, сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. На долю России приходится 85% мощностей ракетно-космического комплекса бывшего СССР.
Автомобильная промышленность. По объему производства, а также по стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле. Свыше 80% перевозимых грузов приходится на автомобильный транспорт.
Подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных районах европейской части России с высокой концентрацией перевозок и наличием крупных транспортных узлов. В отрасли велик уровень производственной концентрации. Более 1/2 товарной продукции, основных производственных фондов и персонала приходится на предприятия с численностью работающих более 10 тыс. человек, составляющих лишь 11% от общего числа. К этой группе относятся АМО “ЗИЛ”, АО “ГАЗ” (Нижний Новгород), АО “ВАЗ” (Тольятти), АО “КамАЗ” (Набережные Челны). Основными районами размещения являются Центральный (более 1/5 валовой продукции), Поволжский, Волго-Вятский и Уральский районы.
Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение. Основные мощности сельскохозяйственного и тракторного машиностроения расположены главным образом в Северо-Кавказском, Поволжском, Западно-Сибирском, Уральском, Центральном, Центрально-Черноземном и Волго-Вятском районах. Это соответствует размещению и специализации сельского хозяйства. В сельскохозяйственном машиностроении осуществляется предметная и подетальная специализация; значительно меньше заводов специализировано на определенных стадиях технологического процесса или капитальном ремонте оборудования.
Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе “Ростсельмаш”, на красноярском и таганрогском заводах, картофелеуборочных – в Рязани, льноуборочных – в Бежецке. Различные типы тракторов выпускаются во Владимире, Липецке, Санкт-Петербурге, Волгограде, Рубцовске, Петрозаводске, Барнауле, Брянске и Чебоксарах.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Затраты предприятия. Себестоимость продукции и услуг предприятия
Реферат Сущность и свойства перспективы классификация
Реферат Проблема ценообразования в системе рыночных отношений
Реферат Складывание сословно-представительной монархии в России
Реферат Инфляция в переходной экономике:специфика происхождения и способы преодоления.
Реферат Любовь в жизни Обломова. Обломов и Агафья Пшеницына
Реферат Страховые взносы
Реферат Iv форум московской молодёжи
Реферат Западнохристианский суперэтнос в теории этногенеза Л.Гумилева
Реферат Соционика: про Дуалов
Реферат People Accused Of Violent Crimes Should Not
Реферат Развитие хроматографии
Реферат Бюджетная политика РФ на современном этапе 2
Реферат Мировоззренческо-философские основы идеологии современного белорусского государства
Реферат 24 сентября 2009 г. N 465 о некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в республике беларусь