Союзная Республика Югославия: время перемен
Югославия открыта миру и заинтересована во всех формах взаимовыгодного международного экономического сотрудничества. Даже в условиях действия международных санкций Югославия не только сохранила свой экономический потенциал, но и углубила реформы в экономике, продолжает играть активную роль в региональном экономическом сотрудничестве. В январе 1994 г. руководство СРЮ приступило к новому этапу экономических реформ, в основу которых было положено стремление стабилизировать национальную валюту при одновременном обеспечении постепенного роста производства и уровня жизни.
Основой денежно-кредитной программы реконструкции и экономического восстановления стал новый динар, курс которого был приравнен к немецкой марке, имел золотовалютную основу и свободно конвертировался. Человеком, создавшим и реализовавшим эту программу, стал доктор Драгослав Аврамович, многие годы отдавший работе в международных финансовых организациях, — управляющий Национального банка Югославии.
Были разработаны инвестиционные проекты в инфраструктуре, управлении водными ресурсами, электроэнергетике, общественном транспорте и ряде других отраслей. Иностранные компании получили право вкладывать капитал в практически любую компанию в СРЮ, иметь в них контрольный пакет акций или быть единственным владельцем, вывозить полученную прибыль или реинвестировать ее в югославскую экономику.
С момента начала реализации программы главную роль в обеспечении финансовой стабильности играл Национальный банк. Экономическое восстановление страны сопровождалось введением новой и эффективной налоговой системы, которая была призвана, в частности, легализовать теневую экономику, приобретшую ранее значительные размеры в условиях галопирующей инфляции.
Решительному сокращению были подвергнуты расходы на здравоохранение, науку, образование, госадминистрацию и армию. Финансирование этих отраслей и структур производилось исходя из реальных возможностей экономики. Существенная модернизация и сокращение были произведены в органах государственного управления. Объекты социальной сферы, ранее закрепленные за предприятиями, были переданы на баланс органов государственного и местного управления.
Путем принятия федеральных законов о преобразовании отношений собственности, концессиях и иностранных инвестициях были существенно расширены возможности экономического развития, достигнуто значительное приближение норм отечественного законодательства к стандартам Европейского Союза. В результате, несмотря на все политические сложности, в последние несколько лет в СРЮ отмечены высокие темпы экономического развития. По уровню роста валового национального продукта, составившего в 1997 году 7,8%, Югославия оказалась в числе наиболее быстро развивающихся стран. Эта тенденция сохранилась и в этом году.
СРЮ, таким образом, в чрезвычайно неблагоприятных условиях, порожденных международными санкциями, сумела сохранить крупные компании и инфраструктуру, рассматривая их как основу будущего экономического развития и интеграции в европейское и международное сообщество. Заметное развитие получил в последние годы малый и средний бизнес.
Сегодня Югославия открыта для иностранных инвестиций, которые еще недавно были практически невозможны из-за международных санкций. Экономическому росту способствуют и долгосрочные экономические проекты с наиболее важными, традиционными иностранными партнерами. С ослаблением эмбарго новый интерес к югославской экономике был проявлен в сопредельных странах, Российской Федерации, Украине, Беларуси, других республиках бывшего Союза, странах Дальнего Востока. Особую привлекательность представляет вложение капитала в высокотехнологичные отрасли промышленности, инфраструктуру, сельское хозяйство и переработку его продуктов, химическое и фармацевтическое производство. Активно действуют зоны свободной торговли в Смедерево, Ковине, Нише, Белграде, Нови-Саде, Прахово, Сомборе, Сремской Митровице, Суботице и Зренянине.
В 1997-1998 гг. Югославия привлекла иностранных инвестиций более чем на 2 миллиарда долларов США, главным образом из стран Европейского Союза. В этот показатель вошли и средства, предусмотренные в недавно принятых долгосрочных инвестиционных программах общим объемом более чем в 2,5 миллиарда долларов США.
Особую роль для югославской экономики играет развитие сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы. Со своей стороны, эти государства проявляют все больший интерес к югославскому рынку, реально оценивая масштабы собственных потерь, понесенных в результате односторонних санкций против СРЮ. Свидетельством этого стало, в частности, проведение 2-3 ноября 1998 года в Белграде пятой сессии Международного Совета Торгово-промышленных палат стран Центральной и Восточной Европы, а также Центральной Азии.
СРЮ как балканская, центральноевропейская, дунайская и средиземноморская страна очень заинтересована в развитии международных контактов и интеграционных процессов в этих регионах. Она рассматривает их в контексте общеевропейской интеграции, в частности, со странами Европейского Союза.
На состоявшемся недавно втором саммите стран Юго-Восточной Европы в Анталии (Турция) было поддержано предложение Югославии об интенсификации процесса заключения этими государствами двусторонних соглашений по свободной торговле с целью создания в перспективе зоны свободной торговли во всем регионе. Стремясь объединить все проекты по развитию инфраструктуры в области транспорта, энергетики и телекоммуникаций, Югославия придает исключительное значение созданию транспортных коридоров через свою территорию с целью усиления экономических, культурных и других форм сотрудничества, как в регионе, так и в целом в Европе. Особый интерес у югославского руководства и югославского бизнеса вызывает реализация проектов интенсификации использования транспортных возможностей Дуная.
Европейское измерение внешней политики Югославии реализуется в полном соответствии с европейскими принципами сотрудничества и безопасности, воплощенными в Хельсинкских итоговых документах, Парижской Хартии и соглашениях Совета Европы. Эта политика СРЮ имеет три важных компонента:
добрососедство, т.е. развитие всестороннего сотрудничества с государствами-соседями и интенсификация регионального сотрудничества;
поддержание равноправного сотрудничества со всеми другими европейскими странами, нормализация отношений и налаживание сотрудничества с Европейским Союзом как ключевым элементом интеграции в Европе;
восстановление и активизация полноправного участия во всех европейских организациях, прежде всего, в ОБСЕ и Совете Европы.
Безусловно, восстановление прав Югославии в европейских структурах – принципиальный вопрос. Его положительное решение и в интересах Югославии, и в интересах всего европейского сообщества. Без универсальности подходов ко всем государствам нашего континента нельзя ожидать эффективных результатов политического и экономического сотрудничества.
Восстановление достойного места Югославии в европейских интеграционных процессах будет зависеть как от использования национального и регионального политико-экономического потенциала, так и от непосредственной ее поддержки со стороны европейских государств, имеющих с нею традиционные дружественные отношения (Россия, Украина, Греция и некоторые другие). СРЮ открыто и последовательно поддерживает все инициативы, направленные на укрепление равноправного экономического сотрудничества. Любые искусственные препятствия на этом пути, создаваемые под давлением некоторых государств и блоков, лишь усугубляют общую обстановку в Европе, ведут к неизбежным экономическим потерям не только народов Югославии, но и сопредельных государств.
Экспорт-импорт Югославии за первое полугодие 1998 года
Экспорт
Импорт
объём*
%**
объём*
%**
Всего
9650
161
19816
156
Европа
8953
162
15479
150
Австрия
162
209
580
149
Бельгия
71
188
202
126
Болгария
137
139
377
94
Босния-Герцеговина
1809
186
744
129
Великобрит.
217
127
511
202
Венгрия
215
142
445
125
Германия
820
153
2420
130
Греция
454
144
904
204
Италия
1051
149
2041
172
Македония
946
165
1029
143
Нидерланды
89
96
384
154
Польша
76
156
129
103
Россия
702
152
2127
139
Румыния
165
101
358
139
Франция
521
415
653
203
Чехия
80
159
491
267
Швейцария
750
215
410
170
Швеция
29
335
310
194
остальная Европа
661
115
1359
149
Австралия и Океания
1
26
23
173
Азия
386
146
2095
180
Израиль
28
156
85
217
Индия
9
30
95
127
Ирак
1
-
262
-
Ирак
35
370
106
98
Кипр
134
301
237
361
Китай
54
178
221
124
Малайзия
-
-
59
193
Таиланд
2
732
24
211
Турция
45
65
341
230
Япония
5
1214
263
175
остальная Азия
73
122
403
113
Америка
168
251
1684
185
Бразилия
8
63
411
314
США
58
166
595
165
остальная Америка
103
513
678
168
Африка
141
95
536
187
*в миллионах динаров
**первое полугодие 1997 г.=100%
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ef.wwww4.com/