Содержание
Введение
1. Особенности социально-экономическогоразвития регионов
2. Механизмыреализации концепции социально-экономического развития регионов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Приоритетными направлениями экономического и социального развитиярегионов Республики Башкортостан являются выравнивание уровня социальногоразвития регионов в целях обеспечения в них гарантированных государством единыхминимальных социальных стандартов. Это исходит из необходимости реализацииконституционных прав граждан республики, установленных Конституцией РеспубликиБашкортостан.
Направления экономического и социального развития регионовРеспублики Башкортостан на перспективный период связаны с полным преодолениемпоследствий экономического кризиса и переходом к устойчивому экономическомуросту. В перспективе должны сформироваться и на практике подтвердить своюэффективность все элементы современной рыночной экономики, включая механизмрегулирования отношений собственности, рыночных форм организации производства,создания свободных экономических зон и т.д.
В целях обеспечения социально-экономического развития регионовРеспублики Башкортостан, создания в них благоприятных условий для притока иразмещения отечественного и иностранного капитала, широкого использованиясовременных зарубежных технологий, углубления рыночных реформ следовало быпредусмотреть создание в регионах республики зон экономическогоблагоприятствования.
Задачи контрольной работы:
1. Рассмотреть особенности социально-экономического развития регионов;
2. Что является наиболее важным приоритетом в формировании механизмовсоциально-экономического развития регионов Башкортостана;
3. Подробно описать механизмы реализацииконцепции социально-экономического развития регионов и т.д.
1. Особенностисоциально-экономического развития регионов
По уровню социально-экономического развития, характеру отраслевойструктуры и направлениям производственной специализации хозяйств во внутри республиканскоми межрайонном разделении с учетом природно-экономических условий и сложившихсяпроизводственно-экономических связей хозяйственный комплекс РеспубликиБашкортостан подразделяется на 7 экономических регионов — Центральный, Южный,Западный, Северо-западный, Северо-восточный, Уральский, Северный.
Центральный регион объединяет города:
v Уфу, Благовещенск, Бирск;
— районы Архангельский, Бирский, Благовещенский, Иглинский,Кармаскалинский, Кушнаренковский, Мишкинский, Уфимский, Чишминский.
Южный регион – города:
v Стерлитамак, Мелеуз.Ишимбай, Салават, Кумертау;
— районы — Аургазинский, Гафурийский,3ианчуринский, Ишимбайский,Кугарчинский. Куюргазинский. Мелеузовский, Стерлибашев-ский, Стерлитамакский,Федоровский.
Западный регион – города:
v Октябрьский, Туймазы,Белебей, Давлеканово, Дюртюли;
— Районы — Альшеевский, Бижбулякский, Благоварский, Буздякский,Давлекановский, Дюртюлинский, Ермсксевский, Илишев-ский, Миякинский,Туймазинский, Чекмагушевский, Шаранский.
Северо-западный регион города Нефтекамск, Агидель, Янаул; районы-Бураевский, Калтасинский, Краснокамский, Янаульский.
Северо-восточный — районы Белокатайский, Дуванский, Кигинский,Мечетлинский. Салаватский;
vУральскийрегион — города Белорецк. Учалы, Сибай, Баймак;
— районы — Абзелиловский, Баймакский, Белорецкий, Бурзянский,Зилаирский, Учалинекий, Хайбуллинский.
v Северный регион — районыАскинский, Балтачевский, Караидельс-кий, Нуримановский, Татышлипский.
В социально-экономическом развитии регионов РеспубликиБашкортостан сложились следующие основные тенденции:
• специализация отраслей промышленности республики преимущественнона производстве сырьевых, полупродуктовых ресурсов, комплектующих изделии, присущественно низком уровне развития отраслей, выпускающих потребительскиетовары;
• монопольноеположение крупных, так называемых градообразующих предприятий в экономикерегионов республики, с которыми связано развитие производств, работающих,главным образом, для собственных нужд этих предприятий;
• затратныйхарактер экономики, имеющей низкий уровень технологии и прямые потери ресурсовпри чрезмерной нагрузке на окружающую среду:
• диспропорциямежду отраслями сферы материального производства, производственной и социальнойинфраструктурой, которая в Республике Башкортостан и ее регионах более глубока,чем в России.
Регионы Республики Башкортостан существенно различаются между собойпо уровню социально-экономического развития.
Наиболее высоким уровнем социально-экономического развития имногоотраслевой структурой промышленности выделяются Центральный, Южный,Западный и Северо-западный регионы. Так, в 2000 г. в Центральном регионе произведено 42,4%, Южном — 28,9, Западном — 10,1, Северо-западном 11.8,Уральском — 6,5, Северо-восточном — 0,2, Северном — 0,1% общего объемапромышленной продукции республики. Эти районы специализируются намашиностроительной и металлообрабатывающей, топливно-энергетической, химическойи нефтехимической, деревообрабатывающей, легкой, пищевой промышленности ипромышленности строительных материалов. В отличие от них Уральский, Северный иСеверо-восточный регионы Республики Башкортостан имеют узкую отраслевуюструктуру. Участие этих регионов в промышленном производстве Башкортостанаобеспечивается, главным образом, за счет фондоемких отраслей черной и цветнойметаллургии, лесозаготовительной промышленности — в Уральском, лесозаготовительнойи пищевой — в Северном и Северо-восточном регионах.
Более высокий уровень промышленного развития Центрального, Южного,Западного и Северо-западного регионов Республики Башкортостан является основойболее быстрого социального развития этих регионов, по сравнению сСеверо-восточным, Северным и Уральским регионами, по объему товарооборота надушу населения Северный, Уральский и Северо-восточный регионы.
Так, основных фондов непроизводственного назначения в Центральномрегионе на одного жителя приходится в 1,2, а в Южном и Западном регионах — в1,1 раза больше, чем в среднем по республике. В Северо-западном регионе этотпоказатель находится на уровне республики, в Уральском — на 10,Северо-восточном и Северном регионах- на 20% ниже средне — республиканскогоуровня. Дифференциация регионов по стоимости основных фондовнепроизводственного назначения на одного жителя более значительна, если учестьсоциальную инфраструктуру расположенных на их территории городов.
Для районов Башкортостана характерна существенная дифференциациясельскохозяйственного производства.
Так, в Центральном регионе произведено 19,4 %, в Южном — 23,4,Западном — 38,6, Северо-западном — 5,6, Северо-восточном — 6,7, Уральском — 1,1, Северном -5,2 % от общего объема валовой продукции сельского хозяйствареспублики.
2. Механизмы реализации концепции социально-экономическогоразвития регионов
Обеспечение эффективного социально-экономического развитияРеспублики Башкортостан должно способствовать выравниванию уровнясоциально-экономического развития отстающих регионов, созданию условий дляравного обеспечения населения всех регионов республики общественными благами.
На этом этапе должны сформироваться и на практике подтвердить своюэффективность все элементы современной рыночной экономики:
• регулированиеотношений собственности;
• структурнаяперестройка хозяйства регионов;
• рыночныеформы организации производства;
• свободныеэкономические зоны;
• региональнаяполитика государства, направленная на обеспечение стабилизации и ростаэкономики, выравнивание стартового уровня социально — экономического развитиядепрессивных регионов.
Наиболее важным приоритетом в формировании механизмов обеспечениясоциально-экономического развития регионов Башкортостана является созданиеструктуры хозяйства, соответствующей условиям рыночной экономики. В современныхусловиях нельзя рассчитывать на значительные бюджетные расходы на экономическоеразвитие регионов республики.
Можно выделить наиболее значимые рыночно ориентированныемеханизмы, которые способствовали бы экономическому росту в регионах РеспубликиБашкортостан. Основными из них являются:
• обеспечение структурной перестройки экономики регионов,ориентированной на эффективную специализацию предприятий, повышение доликонечной продукции в общем объеме производства;
• ускорениевнедрения новейших достижении научно — технического прогресса, в том числеимпорта прогрессивных технологий, сделав это направление центральным вдостижении жизнеспособности регионов в рыночных условиях;
• сокращениесложившихся глубоких различий в уровне социально-экономического развитиярегионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственнойпроизводственно-экономической базы для повышения уровня и качества жизнинаселения;
• переходк распределении! средств республиканского фонда финансовой поддержки регионов(а в регионах — их субъектов) с учетом уровня их социально-экономическогоразвития на основе нормативного подхода;
• разработкасистемы региональных приоритетов и целевых про грамм для эффективногоиспользования ограниченных финансов и материальных ресурсов;
• усилениегосударственного регулирования финансово — кредитного воздействия на стабильноеразвитие предприятий регионов;
• стимулированиечастных инвестиций (за счет собственных средств предприятий, а также за счетресурсов, аккумулируемых в финансовой системе) посредством созданияблагоприятных условий, прежде всего, в экономически отсталых регионах. Ономожет осуществляться через установление льготных процентных ставок по кредитам,предоставляемым на проекты, снижение налоговых ставок (прежде всего пофедеральным налогам) при реинвестировании прибыли и т.д.;
• поддержкапроцесса частного инвестирования за счет финансиро вания части затрат (какправило, не более 20%) по проектам из бюджета. Она должна осуществляться засчет средств бюджета развития, создаваемого с 1998 г. Бюджетная часть финансирования должна осуществляться на конкурсной основе;
• созданиеблагоприятных предпосылок для инвестиций в приоритетные регионы,предусматривающие, прежде всего, гарантию прав собственности на объектывложений (в том числе на землю), возможность заключения соглашения о разделепродукций, обеспечение процедуры отвода-земель и размещения предприятий;
• развитиеобъектов инфраструктуры в регионах как важнейшей предпосылки для эффективногоразмещения производства. Оно предлагает сосредоточение основной части бюджетныхвложений за счет бюджета развития в инфраструктурных объектах (транспортнаясеть, энерго- и теплоснабжение, телекоммуникации и т.д.): поскольку частныеинвестиции в такие сферы часто неэффективны, основная часть вложений здесьдолжна быть государственной;
• обеспечениеэкологической безопасности территории за счет инвестиций местного,республиканского и федерального бюджетов и собственных средств предприятий и ихобъединений;
• осуществлениемероприятий по приватизации существующих, а также санация экономическинеблагополучных предприятий. Приватизация должна обеспечить привнесение новыминвесторам современных технологий, эффективного управления, внедрение новыхканалов и механизмов продвижения продуктов на рынках. Эти условия (помимостоимости, вносимой инвестором на аукционе) должны быть основными при принятиирешения о приватизации.
Санация предприятий должна происходить не за счет средств бюджета,а за счет средств инвестора:
· необходимовнедрять новые процедуры приватизации, позволяющие, прежде всего, снижатьстоимость приватизируемых объектов с тем, чтобы облегчить доступ частныхинвесторов;
· использоватьпри приватизации процедуры отнесения задолженности предприятий на их имуществои т.д.;
• использованиемероприятий по стабилизации рынка труда с целью преодоления негативныхтенденций при переходе к новой структуре хозяйства.
Необходимо учитывать, что нынешние тенденции всоциально-экономическом развитии регионов Республики Башкортостан ведут к тому,что в большинстве регионов республики, отдаленных от промышленных центров,происходят деиндустриализация, упрощение технологий, используемых впроизводстве, дальнейшая утеря конкурентоспособности продукции. В связи с этимпри разработке механизмов необходимо учитывать, что для обеспечения социально-экономическогоразвития отстающих регионов понадобится период форсированного роста инвестиций.
Для решения этой проблемы необходимо последовательно осуществлятьприоритеты:
• активноестимулирование инвестиций на высоком уровне;
• повышениеконкурентоспособности предприятий;
• созданиепредпосылок для возобновления производства, прежде всего через приватизацию и санирование;
• стимулированиевнедрения новых технологий и процессов в производство.
В целях обеспечения в регионах Республики Башкортостангарантированных государством единых минимальных социальных стандартовнеобходимо создать «Фонд выравнивания социального развития регионов».
Этот фонд может состоять из двух частей: средств (дотаций),предназначенных на финансирование текущих расходов бюджетов городов и районов;средств (субсидий), направляемых на социально-экономическое развитие регионов.
Финансирование текущих расходов местных бюджетов целесообразноосуществлять равномерно в течение года (ежемесячно в размере 1/12 части годовогоплана). Средства, предназначенные на финансирование социально-экономическогоразвития городов и районов, должны иметь строго целевой характер иперечисляться по мере реализации программы развития региона. Основным принципомвыравнивания бюджетных диспропорций городов и районов республики может статьсоотношение расходных статей местных бюджетов не только со сложившимися ихдоходными источниками (собственными и привлеченными из вышестоящего бюджета),но и с учетом возможностей дополнительного вовлечения в бюджетный процессдоходного потенциала каждого города и района.
Недостаток собственных средств предприятий регионов для реализацииинвестиционных программ может восполняться за счет долгосрочного кредита банкови займов инвестиционных, лизинговых и прочих компаний. Хозяйствам отстающих всоциально-экономическом развитии Уральского, Северо-восточного и Северногорегионов кредиты банков и займы различных компаний должны предоставляться нальготных условиях в целях доведения их стартового социально-экономическогоположения до среднереспубликанского уровня.
Инвестиционные программы межхозяйственного, межрайонного,межрегионального значения должны финансироваться за счет объединенных средствряда предприятий, лизинговых компаний и других коммерческих структур,населения, иностранных фирм (внебюджетные фонды). Эти средства должныформироваться для целевого использования преимущественно за счет коммерческихбанков.
Необходимо также привлечение банковского капитала в развитие иреконструкцию предприятий регионов под гарантию акций и имущества, а вдолгосрочной перспективе — и в развитие производственной базы сельскихпроизводителей. В долгосрочной перспективе необходимо образовать сеть локальныхи региональных кооперативных банков, уставной капитал которых долженсоздаваться за счет первоначальных льготных кредитов и других источников. Онистанут источником первоначального капитала для малого бизнеса в регионе,призванного решить проблемы инфраструктуры и использования избыточной рабочейсилы непосредственно в регионах.
Одним из основных направлений специализированного кредита станетлизинг (долгосрочная аренда машин и оборудования). В этих целях необходимосоздать сеть региональных лизинговых компаний с участием коммерческих банков,предприятий и организаций. Им должна быть оказана государственная финансоваяподдержка (частично). Необходимо завершить создание национальнойкредитно-финансовой системы обслуживания товаропроизводителей всех формсобственности. Она должна объединить сеть страховых, лизинговых, ипотечныхинвестиционных компаний, кооперативных банков.
В числе организационных факторов реализации концепции являетсясоздание в регионах республики дополнительных зон экономическогоблагоприятствования, которые призваны обеспечить устойчивый экономический ростна базе отдельных конверсионных предприятий путем максимального задействованиянаучно-технического потенциала.
Их задача — с помощью системы льгот привлечь отечественные изарубежные инвестиции для вывода экономики из состояния депрессии.
В целях законодательного и нормативного обеспечениясоциально-экономического развития регионов Республики Башкортостан необходимо:
• совершенствоватьправовой (конституционный) механизм осуществления активного воздействияреспубликанских управленческих структур на выравниваниесоциально-экономического развития регионов;
• внестикоррективы в Закон о местном самоуправлении для расширения прав и повышенииответственности районных органов власти в решении задачсоциально-экономического развития городов и районов;
• дляразвития агропромышленного комплекса в регионах республики необходимо внестикоррективы в закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции ипродовольствия для государственных чужд в Республике Башкортостан» в целяхобеспечения стабильного функционирования агропромышленного комплекса, паритетацен на сельскохозяйственную продукцию и товары производственно-технического на значенияи услуги, повышения ответственности поставщиков и заготовителей за выполнениедоговорных обязательств в полном объеме.
Необходимо принять закон «О свободных экономических зонах вРеспублике Башкортостан».
Заключение
Из всеговышесказанного можно сказать, что основными целямирегиональной политики в Республике Башкортостан являются:
• обеспечениесоциально-экономического, политического, государтвенно-правового развитияреспублики на основе углубления федерализма в составе Российской Федерации;
• достижениеболее комплексного и динамичного развития народнохозяйственного комплексаРеспублики Башкортостан путем преодоления имеющихся межотраслевых диспропорций,совершенствования структуры экономики ее регионов, городов и районовпосредством улучшения размещения производительных сил;
• реализацияконституционных прав граждан
• республики,установленных Конституцией Республики Башкортостан, на основе выравниванияуровня социально-экономического развития регионов республики, рациональногоразмещения производительных сил, комплексного раз вития их экономики,обеспечения в регионах гарантированных государством единых социальныхстандартов и социальной защиты;
• ускоренноесоциально-экономическое развитие регионов, имеющих важное стратегическоезначение для Республики Башкортостан;
• обеспечениеэкологической безопасности регионов республики;
• расширениеполномочий органов местного самоуправления в решении социально-экономическихпроблем развития городов и районов республики;
Можно сказать, что наиболее важным приоритетом в формированиимеханизмов обеспечения социально-экономического развития регионов Башкортостанаявляется создание структуры хозяйства, соответствующей условиям рыночнойэкономики. В современных условиях нельзя рассчитывать на значительные бюджетныерасходы на экономическое развитие регионов республики.
Список использованнойлитературы
1. Экономика Башкортостана: Учебник длявузов и ссузов / Под общ.ред. Х.А. Барлыбаева, 2 – ое изд., перераб. И доп.Уфа, 2003. 563 с.
2. Развитие регионов и предприятий вусловиях вступления России в ВТО.- Уфа, УИ РГТЭУ, 2005. – 250 с.
3. ЮсуповК.Н. Региональная экономика (теория и практика). – Уфа, Издательство БашГУ,2000. – 128 с.
4. Развитиереформы и становление новых экономических отношений в РБ. – Уфа: Издательство«Гилем», 2000. – 448 с.
5. Гранберг А.Г. Основы региональнойэкономики. Государственный университет «Высшая школа экономики». – М., 2000.