Содержание: Введение 1. Российский рынок труда и тенденции его развития 1. Характеристика российского рынка труда 2. Особенности российского рынка труда 3. Формы безработицы 2. Политика занятости. Перспектива развития рынка труда 1. Инструменты государственного регулирования. 2. Деятельность профсоюзов. 3. Основные факторы и тенденции формирования рынков труда
Российской Федерации Заключение Список литературы Введение Построение демократического правового государства, основанного на рыночной экономике и многообразии форм собственности, должно сопровождаться перемещением приоритетов в правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства. На первый план выдвигаются учет и охрана интересов человека труда, защита его прав, обеспечение социальных гарантий. В условиях разгосударствления экономики, обеспечения свободы
производителя необходима новая модель правового регулирования трудовых отношений, основанная на децентрализации, расширении договорных начал. Реформа управления трудом и занятостью не завершена. И новая система пока еще не обеспечивает эффективного обслуживания субъектов рынка труда, количественно-качественную сбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Следует подчеркнуть, что ситуация на рынке труда формируется не в вакууме, а под влиянием общей экономико-
социальной ситуации в стране и регионе, в зависимости от разнообразных экономических программ, не имеющих на первый взгляд прямого отношения к формированию рынка труда. Непродуманная социальная и экономическая политика приводит к стихийным процессам на рынке труда. Для успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда требуется комплексная система регулирования занятости. Актуальность темы исследования продиктована необходимостью комплексного анализа
радикально изменившейся ситуации в сфере социально-трудовых отношений с целью выработки на этой основе практических рекомендаций, направленных на реализацию эффективной политики государства на рынке труда на разных уровнях управления. В значительной степени процессы становления российского рынка труда носили спонтанный, специфический характер, многие из них находились вне поля зрения структур государственного регулирования и контроля. Появление и развитие систем государственной защиты от безработицы и социального
партнерства, работа трехсторонних комиссий стали важными шагами на пути к активному государственному регулированию рынка труда, однако пока они не позволяют судить о том, будет ли он в результате гибким и эффективным. Очевидно, что для выработки адекватной стратегии государственной политики на российском рынке труда необходимо учесть зарубежный и отечественный опыт, условия и возможные препятствия ее реализации. Актуальность темы исследования усиливается и тем обстоятельством, что возникшие на российском рынке
труда институты еще только накапливают опыт работы в условиях рыночной экономики. Они нуждаются в концептуальном и научно-методическом обеспечении, что позволит повысить эффективность государственного регулирования рынка труда. В силу этого разработка фундаментальных и прикладных проблем развития и регулирования рынка труда отражает потребности не только экономической науки, но и хозяйственной практики. ЦЕЛЬ исследования – изучить особенности государственного регулирования российского рынка
труда. ЗАДАЧИ: 1. Дать характеристику российского рынка труда. 2. Рассмотреть особенности российского рынка труда. 3. Выявить перспективы развития российского рынка труда. ОБЪЕКТ исследования – российский рынок труда. ПРЕДМЕТ исследования – государственное регулирование российского рынка труда. 1. Российский рынок труда и тенденции его развития 1.1.
Характеристика российского рынка труда Важнейшей составной частью программы перехода к рыночной экономике является разработка и обеспечение механизма эффективного формирования рынка труда. Рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений между свободными трудоспособными владельцами рабочей силы, нуждающимися в работе по найму, и физическими или юридическими владельцами средств производства, предъявляющими спрос на рабочую силу по поводу распределения, перераспределения,
найма и включения рабочей силы в процесс общественного производства. Таким образом, рынок труда охватывает преимущественно систему распределительных и обменных отношений в процессе воспроизводства рабочей силы, хотя некоторые моменты как производства, так и использования рабочей силы также находятся в сфере рыночного регулирования. Рынок труда в России как органическая часть рыночной экономики формируется в беспрецедентной обстановке
- после длительного исторического периода приостановки действия рыночного механизма регулирования экономики в результате перехода к плановой централизованно управляемой системе хозяйства, в которой факторы производства (средства производства и рабочая силы) не являлись товаром. Адекватная этой системе практика общественной организации труда и занятости не может быть одномоментно ликвидирована или приспособлена к требованиям рыночного механизма регулирования пропорций производства
и занятости, заменена одной из привлекательных моделей западного мира, являющихся логическим следствием длительной эволюции системы рыночного хозяйства в условиях цикличности его развития. На формирование рынка труда в России оказывают влияние следующие макрофакторы сущностного характера: • становление и развитие системы рыночных отношений - осуществление разгосударствления, приватизация собственности, развитие новых форм хозяйствования, сферы частного и индивидуального бизнеса в условиях
кризиса социально-экономической и политической независимости; • развертывание структурной перестройки(конверсия военного производства, изменение структуры хозяйства в связи с интеграцией России в международный рынок, предстоящие изменения технического бизнеса, освоение современных технологий); • нынешний курс экономической политики правительства России, направленный на либерализацию экономики, финансовую стабилизацию, ликвидацию бюджетного дефицита,
стабилизация обменного курса рубля и т.д. Развитие этих процессов сопровождается кризисом финансовой системы, жесткой кредитной политикой, ростом цен, инфляцией, падением жизненного уровня, спадом производства . От сущностных макрофактров, формирующих новые условия социально-экономического развития России, во многом зависят факторы, которые непосредственно оказывают влияние на воспроизводство рабочей силы и ее движение на рынке труда, а, следовательно и на масштабы количественно-качественной рассогласованности
между спросом на рабочую силу и ее предложением. К этой группе относятся прежде всего: • социально-экономические факторы, закладывающие основы уровня доходов и жизни населения, меру возможностей его социальной защищенности при переходе к рынку, формирование образовательного квалификационного потенциала; • социально-демографические факторы: уровень урбанизации, поло-возрастная структура населения, режимы его воспроизводства, оказывающие разноплановое влияние на соотношение спроса и предложения рабочей силы;
• технико-экономические, организационно-экономические факторы, характеризующие степень развитости гибких форм организации производства, занятости, рынка труда; • организационно-политические: федеративное устройство России, формирующее специфику отношений по воспроизводству рабочей силы (ее подготовке, распределению, перераспределению) и занятости между административно-территориальными образованиями; • социально-культурные, национально-этнические, обуславливающие различия в уровне подвижности населения и приемлемых формах
организации занятости; • Столь специфический набор взаимодействующих факторов и условий, формирующих рынок труда в России на современном этапе, определяют его отличительные черты и тенденции развития . 1.2. Особенности российского рынка труда. Рассмотрим особенности российского рынка труда: 1. Современный рынок руда в России неоднороден. Он представляет собой многослойную структуру, образуемую двумя взаимосвязанными сферами, несущими разную функциональную нагрузку, различающимися способом и формами
аккумуляции резервов рабочей силы, организации и регулирования, характером влияния на эффективность производства и положение трудящихся. По этим признакам российский рынок труда можно подразделить на «открытый» и «скрытый». Открытый рынок труда в свою очередь представлен официально организованной и неофициальной (по преимуществу) частями. Открытый рынок труда охватывает все трудоспособное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные
рабочие места и должности, а также ученические места в государственном и негосударственном секторах. Официальная часть открытого рынка включает в себя рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в федеральной службе занятости, и ученические места в системе профессионального образования. Неофициальная часть открытого рынка аккумулирует ту часть спроса на труд, учебные места, которые неопосредуются услугами органов трудоустройства и учебных структур профессионального образования.
Их согласование осуществляется на основе прямых контактов с работодателями, а также опосредуется различного рода посредниками негосударственными структурами, осуществляющими подбор подходящей работы, подготовку, повышение квалификации и овладение дефицитными новыми профессиями . Скрытый рынок труда образуют работники, сохраняющие статус занятых, но имеющие в ближайшей перспективе достаточно высокую долю вероятности потерять работу - на условиях договора или контракта. 2.
Россия по многим исходным параметрам рыночной экономики существенно отличается от индустриально развитых стран Запада и Востока, на опыт которых в области регулирования процессов занятости и рынка труда принято сейчас опираться при выборе ориентиров социально-экономической политики, модели рынка труда и принципов перестройки общественной организации труда и занятости. Россия имеет огромную по протяженности и разнообразную по природно-климатическим условиям территорию
при значительно менее развитой, чем в индустриально развитых странах, и более отсталую по показателям эффективности и качества систему транспорта, связи и информации, которая не соответствует требованиям цивилизованного рыночного хозяйства, законам бизнеса, нуждается в коренном перевооружении на новой технической основе и крупномасштабных финансовых инъекциях. 3. Российский рынок труда формируется в условиях, когда важнейшие элементы его самонастройки - цена рабочей
силы, уровень душевого потребления населения - не приведены в соответствие со стоимостью рабочей силы, что уже изначально деформирует такие важные компоненты рынка труда как спрос и предложное. Активизация экономической реформы в России, сопровождающаяся изменением уровня и механизма финансирования затрат на воспроизводство трудовых ресурсов, переход к свободному ценообразованию, рост инфляции и т.д. привели к еще большему отрыву цены рабочей силы от ее стоимости, что имеет своим следствием дальнейшее
снижение роли механизма самонастройки, основанного на стоимостных отношениях в организации рыночной среды. Следует особо подчеркнуть, что падение жизненного уровня увеличило потребность населения в рабочих местах. В результате "давление" трудового потенциала на рынок труда в последние годы имело тенденцию к росту. 4. Рынок труда в России еще до сих пор функционирует в условиях независимости института социального партнерства, который только зарождается и охватывает не все уровни.
Это крайне затрудняет выработку политики солидарности и согласия в вопросах ценообразования, заработной платы, доходов, налоговой системы с учетом интересов разных субъектов рынка труда, существенно снижает роль этого инструмента регулирования в становлении рыночного механизма распределения и перераспределения рабочей силы, основанного на стоимостных отношениях. 5. Российский рынок плохо организован. Отсутствует адекватная его природе инфраструктура, призванная:
• подготовить работодателя и работника к установлению контакта, оказывать всестороннюю помощь в их взаимодействии с целью максимально возможного сокращения разрыва между спросом и предложением рабочей силы; • осуществлять превентивную работу по содействию занятости для предотвращения «перегрева» свободного рынка труда; • координировать деятельность властных структур, систем занятости, образования и социальной защиты, общественных организаций и объединений работодателей; •
Отсутствует достаточная по степени охвата и качеству показателей информация о спросе на рабочую силу, необходимая для организации работы по обеспечению занятости населения в рамках официального рынка труда . 6. В формировании трудовых ресурсов наметился ряд негативных тенденций: существенное сокращение естественного прироста населения, обусловленного снижением рождаемости и ростом смертности; неблагоприятная динамика половозрастной структуры населения; увеличение демографической и экономической нагрузки на трудоспособную
часть населения; нерациональные миграционные потоки и размещение населения по территории России; низкий уровень социального развития и уровня жизни населения. Тем не менее, за последние годы заметно улучшились качественные характеристики трудовых ресурсов: значительно возрос образовательный потенциал трудоспособного населения; выросла доля более высоких ступеней образования в образовательной структуре. Состоявшаяся трансформация и наблюдаемая интенсификация современных процессов
в сфере занятости (рост безработицы, высвобождение, усиление мобильности, отмирание старых и нарождение новых профессий, углубление многоукладности, расширение альтернативных форм занятости, мощная многоаспектная сегментация рынка труда, нарастание масштабов скрытой и потенциальной рабочей силы) требует оперативной разработки новых подходов, более совершенного механизма и более эффективных мер для решения проблем занятости. Развитие рыночных отношений в сфере занятости заметно тормозится атрофированной к восприятию
рынка психологией общества, устаревшими мотивационными стереотипами в сфере труда, всеобъемлющим кризисом экономики. Тем не менее реформирование в системе занятости России находится в процессе - формируется российская модель рынка труда, учитывая истрико-социальные условия развития страны и ее регионов, а также все атрибуты смешанной экономики (которая также находится в стадии становления). Значимой особенностью российского рынка труда является его региональная доминанта
поскольку формирование рыночного механизма функционирования экономики, включая рынок труда, заметно сместилось на региональный уровень. Основная нагрузка работы с населением по поводу занятости выполняется региональными службами занятости. Идет процесс территориальной сегментации рынка труда со специфическими характеристиками. Децентрализация рынка труда усиливает значение региональной сферы занятости как основной составной части воспроизводства регионального хозяйственного комплекса, воспринимающего на себя функции
регулирования . Соответственно и система управления (регулирования) рынком труда формируется и нуждается в укреплении прежде всего на региональном уровне. Реализация синтезированной модели рынка труда предполагает также включение в число приоритетов политики занятости создание его инфраструктуры, адекватной складывающимся рыночным отношениям. В наиболее общем виде ее можно определить как совокупность учреждений и институтов содействия занятости
(включая государственные и негосударственные структуры, постоянного и временного характера, общественные организации и кадровые службы предприятий) в единстве с нормативно-правовой средой их деятельности, которые призваны в совокупности обеспечить наиболее эффективным путем эффективность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права на труд и социальную защиту. Создание инфраструктуры рынка труда - необходимое условие формирования новой культуры трудовых отношений,
отвечающих специфике рыночной системы хозяйства. Характеризуя в целом состояние рынка труда в России, важно знать, как проявляются на нем отдельные составляющие - спрос и предложение. Рассматривая первую сторону, отражающую собой емкость рынка труда, следует отметить одну особенность: спрос на рабочую силу (это в равной степени относится и к ее предложению) переходит из состояния «стабильности», характерной для 80-х годов нашей экономики, в стадию «неопределенности»,
а если быть более точным, то происходит относительное сокращение спроса на рабочую силу. Об этом говорят, в частности, данные о наличии числа вакансий, среди который преобладающая часть связана непосредственно с физическим трудом (около 90 % вакансий). Естественно, с развитием новых рыночных структур происходит относительное увеличение спроса на работников таких сфер, как кредитование, страхование, налоговых инспекций, нотариальных и юридических служб, но
следует заметить, что в данные сферы, как правило, набираются работники вне служб занятости, поэтому определить точное число вакансий здесь не представляется возможным. Одновременно сокращается число занятых, а значит, и вакансий, в науке и научном обслуживании, проектных организациях, сокращается также спрос на «женскую» рабочую силу. Не случайно, численность среди последних среди безработных колеблется около цифры 70 % .
Что касается второй стороны рынка труда - предложения рабочей силы, то оно растет, о чем свидетельствуют данные регистрации безработных в центрах занятости. Наметилась четкая тенденция к росту числа официально зарегистрированных безработных, что говорит об общем росте предложения рабочей силы, т.е. людей желающих работать и предлагающих свой труд обществу. По функциональному признаку на рынке труда преобладает предложение рабочей силы, имеющие профессии
физического труда. Таким образом, на современном этапе развития российский рынок труда существенно отстает от рынка труда развитых стран и характеризуется такими особенностями, как: неоднородность рынка; формирование рынка в условиях самонастройки; плохая организация и т.д. 1.3. Формы безработицы В настоящее время существует два вида безработицы – естественная и вынужденная. К естественной безработице относятся те формы, которые не устранимы и сопутствуют долговременному равновесию
рынка рабочей силы, а к вынужденной – формы, существующие помимо естественных и повышающие общий уровень безработицы. Естественная безработица характеризует наилучший для экономике резерв рабочей силы, способный достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства. Существует и иной подход, когда в естественную безработицу включаются фрикционную, институциональную и добровольную.
Фрикционная безработица обусловлена тем, что люди, покинувшие прежние места работы, находятся в движении, переходят на новое предприятие. Главным признаком такой безработицы является её небольшая продолжительность. Циклическая безработица - вызвана спадом, то есть той фазой экономического цикла, который характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют
безработицей, связанной с дефицитом спроса. Структурная безработица возникает, когда под влиянием НТП происходят масштабные структурные преобразования экономики. В одних отраслях растёт инвестиционный спрос, выпуск продукции и занятость, в других свёртываются производства и сокращаются рабочие места. Структурная безработица сопровождается ожесточённым сопротивлением профсоюзов, пытающимся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и т.д.
Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность рынка труда, но не решают проблем социальной защиты людей, пострадавших от структурной безработицы, максимальное снижение её продолжительности обычно находятся в центре государственной политики в области занятости. Когда безработица превышает естественную, то это свидетельствует о наличии вынужденной. Кроме вышеперечисленных, имеют место следующие виды безработицы.
Институциональная безработица - произведена правовыми нормами, устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на её спрос и предложение. Так, чрезмерные социальные выплаты вызывают снижение предложение труда, способствуют увеличению уровня безработицы. Более того, чем выше размер пособий, тем длительнее поиск нового рабочего места и продолжительность безработицы. Институциональная безработица может быть вызвана введением гарантированного минимума заработной
платы. Иногда институциональная безработица провоцирует несовершенство налоговой системы. Слишком высокие ставки подоходного налогообложения, сокращая доходы, делают их сопоставимыми с суммами выплат по социальным программам. Тогда ограничивается предложение рабочей силы и удлиняются сроки безработицы. Рынок рабочей силы инерционен и, судя по практике, не способен перестраиваться с той скоростью, что и производство. Структура профессий, уровни квалификаций и иные характеристики рынка труда меняются
сравнительно медленно, в результате чего появляется особая разновидность институциональной безработицы. Безработицу, возникающую из-за несовершенства информации о свободных рабочих местах также следует считать институциональной. Технологическая безработица особенно заметна в странах, где НТП сочетается с высоким уровнем доходов. Такая комбинация делает сокращение рабочих мест экономически эффективным, превращает его в постоянное явление. Технологические нововведения делают ненадёжными даже
рабочие места, сосредоточенные даже в новейших отраслях экономики. Компьютерные технологии радикально меняют само понятие “рабочее место”. Например, распространение персональных компьютеров, подключённых в интегрированные коммуникационные сети, ведёт к увеличению надомной занятости. Региональная безработица формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально – психологических факторов, которые непреодолимы
с помощью одних только средств экономической политики. Судя по мировой практике, местным органам государственной власти тоже не по силам справится с этой проблемой, которую обычно приходится решать на основе общегосударственных целевых программ. Скрытая безработица характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведёт к низкой производительности труда, когда работу одного
человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достиг 50%. Скрытую безработицу пополняют люди, которые трудятся не полный рабочий день или неделю, а так же те, кто отчаялись найти рабочие места и, утратив права на получение пособий, отказались регистрироваться на бирже труда [27]. Безработица порождая у “лишних” людей синдром ненужности, среди прочих факторов, ведёт к росту преступности, социальной опущенности, создавая трагедию личности и общества в целом.
Безработица в нашем обществе отражает динамические процессы, оценить её без исследований специфических характеристик невозможно. Полную картину безработицы может дать совокупность абсолютных и относительных показателей, наиболее важным из которых является уровень безработицы. В практике нашей страны коэффициент рассчитывается как отношение числа безработных, зарегистрированных на данную дату службой занятости, к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
2. Политика занятости. Перспектива развития рынка труда. Политику занятости нельзя сводить лишь к помощи безработным, как это наблюдается сегодня в России, где все разговоры вертятся вокруг адаптации к рынку традиционных контингентов риска, испытывающих трудности в процессе поиска работы или находящихся под прямой угрозой высвобождения. Теоретической базой для столь упрощенного взгляда является, видимо, вульгарная трактовка пространства
рынка труда как сферы, охватывающей исключительно безработных и вакансии, а не всю совокупность отношений в области занятости. В мировой науке и практике уже давно сформировалось и нашло практическое воплощение понимание политики занятости как инструмента наиболее полной реализации и развития трудового потенциала населения. Меры, направленные на помощь безработным, составляют органическую часть этого более широкого контекста. Так, документ, подготовленный Международным центром экономического роста, ставит в один ряд
с сокращением безработицы следующие стратегические цели политики занятости: более полное использование недоиспользуемой рабочей силы; создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости; инвестирование в человеческий капитал в целях увеличения индивидуальной производительности в сочетании с адаптированием технологических процессов к возможностям работников; стимулирование механизмов адаптации к требованиям рынка (прежде всего содействие развитию производственной и социальной инфраструктур).
Главным инструментом достижения стабильности экономического положения каждого члена общества и страны в целом считается накопление и сохранение человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей поддерживать, совершенствовать и модифицировать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством образования и профессиональной подготовки. Во многих странах бытует точка зрения, что повышение образовательного уровня малоимущей части населения
поможет не только значительно увеличить доходы этих слоев и тем самым сократить масштабы экономического неравенства, но и сформировать мотивацию к более содержательной творческой работе. Улучшение качества рабочих мест с точки зрения перспективы профессионального роста, оплаты труда и обогащения его содержания - ключевая проблема, стоящая перед политикой занятости. Сегодня политика занятости в России направлена на помощь традиционным группам риска и лицам, которым
грозит высвобождение с промышленных предприятий. Проблемы же наиболее ценной с точки зрения долговременной экономической отдачи части трудового потенциала остаются нерешенными. Тем временем обесценение и растрата человеческого капитала набирают силу в результате перехода квалифицированных работников на лучше оплачиваемую, но не требующую навыков и знаний работу, а также за счет “утечки мозгов”. Этот процесс усугубляется тем, что молодежь все чаще отдает предпочтение не получению образования и
приобретению квалифицированных профессий, а примитивным видам занятий, быстро приносящих значительные доходы. Многие выпускники вузов в течение длительного времени лишены возможности трудоустройства по специальности, многие же сами устраиваются на работу в коммерческие структуры. Этот процесс в большой степени является отражением социально-экономической дестабилизации. В здоровом обществе, где с высокой вероятностью можно на несколько десятилетий вперед рассчитать ожидаемые
результаты того или иного выбора, значительная часть молодых людей предпочитает карьеру, приносящую скромные доходы на начальных порах, но гарантирующую устойчивый рост благосостояния по мере накопления знаний и опыта и соответствующего профессионального продвижения. В России же в условиях нестабильности преобладает ориентация на получение максимально возможных благ уже сегодня. Деградация структуры занятости и оскудение человеческого капитала является, на наш взгляд,
не менее важной проблемой, чем угроза массового всплеска открытой безработицы. Успех проводимых в России реформ во многом зависит от степени институционализации легальной экономики в целом и отдельных рынков в частности. Конечно, следует учитывать, что в процессе институционализации могут формироваться не только эффективные институты. Процесс институционализации рынков труда в переходной экономике протекает сложно и противоречиво, сопровождаясь
эрозией уже созданных институтов или их неэффективным функционированием (например, городских, молодежных и др. бирж труда). Особая роль при формировании институтов рынка труда принадлежит формальным институтам, среди которых важнейшее значение имеют институты и нормы трудового законодательства. Ситуацию на российском рынке труда можно охарактеризовать как неравновесную (асимметричную), причем, природа неравновесия имеет особенности, которые часто не анализируются в рамках традиционного неоклассического
макро- и микроэкономического анализа. Неравновесие на рынках в переходной экономике является институциональным, проявляясь в отсутствии институтов, которые могли бы обеспечить условия для возникновения эффективных равновесий. Особенностью неравновесия современного российского рынка труда является существование увеличивающегося разрыва между официально регистрируемым количеством безработных и их общей численностью, которая не соответствует уровню падения производства. За последние годы наблюдается устойчивая тенденция уменьшения
доли официально регистрируемых безработных в их общей численности. Так в июне 2000 года доля официально зарегистрированных безработных в их общем количестве составляла 22%, а в июне 2001 года - 15%. Одним из объяснений подобного феномена может служить прогрессирующий уход в "тень" легальной составляющей рынка труда. Значительный разрыв между регистрируемой безработицей и фактической можно объяснить тем, что безработный
часто стоит перед выбором - иметь легальную занятость, но с крайне низкими доходами или иметь более высокие доходы, но лишиться всех социальных гарантий, перейдя в теневой сектор. Таким образом, рынок труда в зависимости от институциональных факторов, представляется сложным структурированным образованием, состоящим из нескольких рынков и квазирынков, в зависимости от вида которого работники реагируют на разные стимулы при поиске работы. Поэтому каждый работник вынужден делать выбор между теневым
рынком труда и легальным с невысокой заработной платой и минимальными социальными гарантиями. Именно, выбор работника из этих критериев, наиболее выгодных для себя, и будет в дальнейшем показывать, направление развития современного рынка труда в будущем. Важнейшим институтом рынка труда является институт профсоюзов. В России кризис системы государственных профсоюзов обозначился еще в дореформенный период, когда начали
создаваться независимые профсоюзы, и широкий размах приняло забастовочное движение. Необходимо учитывать тот исторический факт, что объединения работников способствовали институциональным изменениям, в результате которых получили распространения капиталоемкие производства и, следовательно, неизбежные технологические и организационные нововведения. Это согласуется с историческими фактами эпохи промышленной революции: организация больших групп наемных
работников навязывала корпорациям постоянную заботу о развитии капиталоемких способов производства и о минимизации использования труда. Объединения занятых работников в профсоюзы - это единственная возможность повысить эффективность рынка труда в условиях монопсонии или олигопсонии. В нашей стране профсоюзы еще не достаточно сильны и, скорее всего в ближайшем будущем они все еще не будут оказывать достаточного влияния, а, следовательно, развитие эффективности рынка труда в
России в данном направлении наблюдаться не будет. Для того чтобы профсоюзы, как объединения по защите прав наемных работников, стали значимым социально-экономическим институтом на рынке труда, необходимо, чтобы солидарное поведение в представлении рабочих обладало альтернативными преимуществами над другими вариантами поведения, в частности, индивидуалистическими. Существуют две основные гипотезы, объясняющие процесс формирования социальных движений, таких как профсоюзы.
Согласно первой (о непрерывности социального движения) нормы поведения, ложащиеся в основу какого либо социального движения и его идеология определяются традициями, существовавшими в обществе еще до начала модернизации. Вторая (о социальной мобилизации) отводит традициям минимальную роль, уделяя основное внимание рациональным действиям индивидов. Для России не характерна модель формирования социальных движений (включая профсоюзные) на основе преемственности традиций по преимуществу из-за характера традиций, которые
исторически сложились в стране. Согласно социологическим исследованиям в России не существуют традиции солидарного поведения и построения общественных отношений на основе взаимности. Доминирующей формой российской социальной организации являлась семья. В советский период также преобладала тенденция к организации жизни вокруг семьи и связанных с нею ценностей, несмотря на официально декларируемые идеалы коллективизма и интернационализма.
Создание социальных движений в России возможно на основе социальной мобилизации. Социальная мобилизация представляет собой процесс объединения ресурсов, которыми располагают индивиды и направления их на достижение совместных целей и защиту групповых интересов. В сложившихся экономических и политических условиях подобная мобилизация представляет собой процесс создания институтов, которые по отношению к включенным в сферу их действия индивидам, являются коллективными
благами. Создание таких институтов не может происходить только спонтанно и на основе создания только неформальных институтов. Поэтому необходима разработка государственной политики, основывающейся на формальных институтах (прежде всего правовых), направленной на институционализацию и солидаризацию общества. Такая политика относительно рынка труда должна способствовать повышению эффективности рыночных механизмов, функционирующих в специфичных условиях переходной экономики.
2.1. Инструменты государственного регулирования. Можно указать на следующие основные инструменты государственного регулирования, так или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой. Во – первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д и создает тем самым
основу долгосрочной экономической политики. Все это спасобствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основываются полностью на теоритических выводах неокийнсианцев. Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инстумента всей системы государственного регулирования
рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика. Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение
дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести опят США 30-х годов, концентрированным выражением экономической политики которых является призыв к американской нации президента
Ф.Рузвельта: «Расходы во имя собственного спасения», с которым он обратился к Конгрессу в 1938 году. Целенаправленное воздействие на организационной аспект фунционирования рынка труда требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров. Одним из важнейших направлений организационной деятельности государства выбрано создание служб трудоустройства,
первые из которых появились в последней трети ХIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей. В России государство выступало и будет выступать крупнейшим работодателем. Хотя во многом отраслевая структура государственного сектора дублирует частный, она не заменяет, а
дополняет деятельность частного капитала, выполняя те функции, которые общественно необходимы, но по тем или иным причинам не являются объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном секторе не служит гарантией от безработицы. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что конечной целью рынка труда является: во-первых, удовлетворение профессионально-экономических интересов экономически активного населения, включая социальную защиту
и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п. Так как рынок труда еще только формируется, его функционирование невозможно без государственного регулирования. Главные, социально значимые цели регулирования рынка труда - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы (а значит, и косвенное
установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на государственном уровне является: определение минимально необходимых норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ. Государство обеспечивает унификацию системы социального и трудового законодательства, определяет объем прав работодателей и работников в сфере найма, возможность их участия в управлении производством, пределы
компетенции местных органов управления рынком труда и т.д. Помимо использования нормативов прямого действия, государство осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда. 2.2. Деятельность профсоюзов. Профессиональный союз (сокращенно профсоюз) – массовая общественная
организация, объединяющая на добровольных началах рабочих и служащих по профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия коллективные договоры, разрешают трудовые споры. Но основная задача деятельности профсоюза – повышение заработной платы. В связи с этим видный американский экономист
П. Самуэльсон выделяет 3 основных метода, которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели. Профсоюзы могут ограничивать предложение труда. Это достигается, например, введением высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию законов о максимальном рабочем дне, увеличением срока учёбы при подготовке к той или иной профессии. Профсоюзы могут добиваться повышения ставок заработной платы, содействуя установлению ее выше точки равновесия. Профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх по кривой спроса на труд.
При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например, содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов. Эти меры вызовут увеличение спроса на труд внутри данной страны, в результате чего увеличится количество используемого труда и возрастет заработная плата. Для анализа регулирующей деятельности профсоюзов на рынке труда уместно обратиться к опыту США, где как ни в одной другой стране с развитой рыночной экономикой сильно профсоюзное движение.
Там профсоюзы сначала обратились к политике повышения спроса на конечный продукт, выступая за введение протекционистские таможенные тарифы. Профсоюз работников автомобилестроения выступали за принятие законов, по которым импортируемые в США автомобили должны состоять из определенного минимума деталей, произведенных в США. Профсоюзы также пытались использовать законодательство для достижения такой своей стратегической цели, как увеличение издержек на другие ресурсы, которые являются потенциальными заменителями труда
работников. Некоторые профсоюзы работников транспорта добились гарантии минимального размера экипажа. Такие условия не позволяют работодателям заменять труд работника на какое-либо техническое новшество. В некоторых случаях профсоюз и работодатель могут прийти к такому соглашению, в котором реальная заработная плата возрастает в обмен на согласие профсоюза вносить определенные изменения в производственный процесс, которые могут привести к увеличению производительности труда.
Если такое соглашение открыто увязано с условиями увеличения производительности труда, то принято говорить, что такие переговоры являются переговорами о производительности. Более типичными являются такие случаи, когда профсоюзы добиваются уступок у руководства фирм, когда могут вынудить его принять дополнительные издержки. Эти издержки обычно принимают форму так называемой работы по правилам или же забастовки.
Забастовка – это попытка отказать фирме в труде всех членов профсоюзов. Часто успех подобного рода формы протеста зависит о целого ряда факторов, как-то: прибыльности фирмы и ее возможности повысить цены, не потеряв при этом свой рынок; от финансовых ресурсов фирмы, которые позволили бы ей компенсировать убытки, нанесенные забастовкой; от способности самого профсоюза причинить фирме убытки, при этом компенсировав потери рабочих связанные с забастовкой.
Западные профсоюзы возникли как форма институционализации социальных интересов наемных работников, их ведущая функция – улучшение рыночной ситуации продажи членами профсоюза своей рабочей силы. Советские же профсоюзы имели совершенно иное происхождение. На уровне страны система управления включала государственные органы, партийные и профсоюзные. На уровне предприятия – административные, первичные партийные и профсоюзные организации.
Профсоюзы не только являлись проводниками воли правящего субъекта, но и осуществляли обратную связь, выполняли защитную функцию, снижая этим социальное напряжение. В посткоммунистический период монолитность профсоюзов, универсальность форм их организации и содержания деятельности исчезли. Однако до сих пор большинство профсоюзов являются частью системы менеджмента, выполняющей жизненно важные для работников социальные функции.
2.3. Основные факторы и тенденции формирования рынков труда Российской Федерации В России прослеживаются признаки качественно новой ситуации - становления рынка труда. Это означает формирование такой системы экономических отношений между работодателями и работниками, при которой занятость и денежные доходы последних определяются, прежде всего, конъюнктурой предложения труда и спроса на него. Происходящие экономические реформы закономерно порождают спад производства и
безработицу. Однако, такой взгляд на рынок труда был бы слишком упрощенным. На самом деле на него воздействует более сложный комплекс факторов, среди которых можно выделить 3 блока: природно-ресурсные; демографические; социально-экономические. Не вызывает сомнений тот факт, что между обеспеченностью природными ресурсами и занятостью существует прямая связь. Россия имеет возможность полностью удовлетворять серьезные потребности своих предприятий
и тем самым положительно воздействовать на занятость. Однако, сложившаяся к настоящему времени экономическая ситуация, пронизанная сложными и разнообразными противоречиями и проблемами, не позволяет реализовывать имеющиеся возможности экономики. Действие второго фактора в настоящее время проявляется довольно слабо, поскольку заметных изменений численности трудоспособного населения за последние годы (1992-97г.г.) не произошло.
Однако структурные подвижки в составе населения обещает во второй половине 90-х годов некоторое увеличение численности трудоспособного населения. В России существуют собственные локальные зоны “демографического взрыва”; где темпы прироста населения десятилетиями превышают темпы создания рабочих мест - Это, главным образом, национальные республики Северного Кавказа. Кроме того, в ближайшие годы Россия будет страной относительно массовой иммиграции, причем
проблемы социальной и трудовой адаптации мигрантов, в первую очередь, зарегистрированных беженцев, будет стоять достаточно остро. Основное влияние на рынок труда в России оказывают социально-экономические факторы, среди которых можно выделить: спад производства, структурные сдвиги в экономике; динамика форм собственности; инвестиционный климат в стране; ситуация в сфере доходов. Суть новой политики в социально-трудовой сфере должна заключаться в переходе от политики “полной занятости”
к рыночной системе, которая предполагает рациональное использование труда. Важная роль в этом процессе принадлежит государству, основным рычагом усиления влияния которого в регулировании рынка труда становится активная социальная политика. В ее центре - два тесно взаимосвязанных аспекта: доходы и занятость. Рассматриваемая только как часть социальных программ, политика занятости пробуксовывает.
На самом деле это важнейшая экономическая проблема, неразрывно связанная с инвестиционной политикой и структурными изменениями. В то же время реформирование социальной сферы невозможно осуществить без параллельной реформы системы доходов. Низкий уровень цены рабочей силы и заработной платы не способен выполнять присущие им воспроизводственные функции. Такая заработная плата превратилась в форму социального пособия, разрушающую экономику.
Поэтому назрела необходимость повышения цены труда. Изучение институциональных факторов рынка труда традиционно сопутствовало сменявшим друг друга макроэкономическим доктринам. Впрочем, всегда находились специалисты, которые считали институциональные факторы - несовершенство законодательства, структур собственности, соотношений между крупными, средними и малыми предприятиями, организацию самого рынка труда главными причинами возникающих проблем и диспропорций, в том числе безработицы.
В России крупнейшей институциональной перестройкой последних лет стала приватизация. Доля занятых в частном секторе, согласно Госкомстату РФ, в 1992-1997гг. увеличилась с 15,3% до 54,4% от общей численности занятых в экономике. Обсуждение большинства политических, социальных, экономических, юридических аспектов приватизации не входит в задачи настоящей работы - кроме одного. Насколько правомерно предположение о том, что приватизация
должна вызвать массовую безработицу? Теоретическая модель гипотезы о существенном и негативном влиянии приватизации на занятость достаточно проста: в результате приватизации предприятий должны повышаться организованность их работы, эффективность труда и вследствие этих причин должен снижаться спрос на труд. Данная модель была бы приемлема для жестко структурированного насыщенного рынка с ограниченным уровнем спроса на все виды товаров в России, несмотря на ограничения спроса, возникшие в результате инфляции
и других кризисных факторов, рынки многих товаров не полностью насыщены. Поэтому потенциально меньше приватизированные предприятия могут расширять сбыт продукции и спрос на труд. Не реализуются указанные возможности в результате общего кризиса, в равной степени препятствующего нормальной деятельности как частных, так и государственных предприятий. Кроме того, на многих приватизированных предприятиях после формальной смены титула собственности не
происходит позитивных изменений в технологии, организации и эффективности труда. В последнее время в российской экономике все отчетливее проявляется такая тенденция, как незаинтересованность предприятий в улучшении качественного состава работающих. Такое улучшение считается задачей будущего и поэтому уходит на второй план. На первом же месте стоит проблема выживаемости, самосохранения.
Серьезное влияние на рынок труда на всех уровнях оказывает подготовка и переподготовка кадров. Требует своего разрешения обострившееся в последнее время противоречие между формальным и реальным образованием. Рынок труда и подготовка учебными заведениями специалистов не имеют почти никакой взаимосвязи. В то же время современное предприятие ставит перед выпускником учебного заведения, нанимаемым на работу, вопрос: что конкретно он умеет делать? Это предполагает наличие у него определенного опыта работы.
Опыт работы по специальности до получения диплома накопить трудно. Студент еще с младших курсов вынужден устраиваться на работу, очень редко соответствующую его будущей специальности, лишь ради заработка. Причем работать приходится зачастую в дневное время, когда идут занятия, т.е он работает за счет учебы. Компенсировать упущенное он пытается уже после получения диплома, ценой немалых затрат времени и денег, на многочисленных курсах, порой сомнительной репутации.
Проведенный анализ показал, что сохранение нынешних тенденций в экономике в целом и на рынке труда, в частности, может привести к перспективе увеличения масштабов, как явной, так и скрытой безработицы, не говоря о других негативных факторах. Поэтому необходима дальнейшая дифференциация политики занятости. В частности, на республиканском уровне могут быть приняты специальные программы (конверсия, беженцы и др.). Для большинства территориальных единиц, входящих в состав республики могут быть использованы
типовые решения. Заключение Современный рынок труда в России обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под воздействием экономического спада и структурной перестройки хронического бюджетного дефицита, в условиях только зарождающейся многоукладной экономики, господства монополизма, неразвитости рынков инвестиции, информации, которую сдерживает перелив
капитала и труда между отраслями и регионами страны, усиливая разбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую силу.
Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников. Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников учебных заведений.
В результате спада производства, порождаемого разрывом экономических связей, ухудшается экономическая конъюнктура, происходит накопление потенциала безработицы. Выделяются целые "очаговые" территории многократно превышающие средние показатели уровней безработицы по стране и по региону. Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими
динамикой и издержками безработицы. В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.
Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда. Список использованной литературы: 1.Закон Российской Федерации "О занятости населения в
Российской Федерации". М 1996. 2.Л.П. Кураков / Экономическая Теория/ Учебное пособие, Москва 1999 г. 3.Программа занятости населения РФ на 1998г. 4.Федеральная целевая программа содействия занятости населения на 1998-2000гг. 5.Аллагулов Р Аллагулова Н. Рынок труда; основные понятия, концепции, взаимосвязи и показатели./ Экономика и управление.1996 №5. 6.Анализ состояния и перспективы занятости в рыночных условиях.
/Вопросы статистики. 1997 №10. 7.Безработица, напряженность возрастает./Экономика и жизнь, 1997 №18 8.Бейсенов С Мухамбетов Т. Инфраструктура рынка труда. Человек и труд. 1993 №1. 9.Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. Общество и экономика. 1994 №1. 10.Гильденгерш М.Г.Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку /САБ
Университет экономики и финансов, 1995. 11.Дадашев А.З. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования /Вопросы экономики, 1996 №1 12.Дадашев А.З. Регулирование рынка труда в Российской Федерации/ Вопросы экономики,1993 №12 13.Дьянов А.Я. Методические аспекты исследования рынка труда в условиях перехода к рыночным отношениям
Уфа, БГУ 1997. 14.Заславский И. Узловые проблемы политики на рынке труда./ Вопросы экономики. 1998 №2. 15.Кашепов А.В. Рынок труда в России: регулирование, прогнозы. Экономист. 1993 №3. 16.Кашепов А.В. Российский рынок труда: проблемы формирования, перспективы. Общество и экономика. 1997. -№78. 17.Катульский Е.
Д. Основные направления государственной политики на российском рынке труда./Человек и труд. 1998 №1. 18.Кейнс Д.М. Общая теория занятости. /Вопросы экономики.1997 №5. 19.Котляр А. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными./ Человек и труд М 1996, №5 20.Кузнецова Л.А Нестеренко И.Ю Мельникова А.П. Рынок труда и занятость населения.
Учебное пособие. / Челябинск, 1994 - 91 с. 21.Куприянова З.В. Социально-экономические условия и качество рабочей силы. / Общ-во и эк-ка - 1995 №10-11, с.89-100 22.Кураков Л.П. и др. Трудовые ресурсы и занятость населения. Учебное пособие М.Пресс-сервис.1994. 23.Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику
М. Высшая школа. 1994. 24.Сейфуллаев Б.М. Особенности формирования российской модели рынка труда в переходный период./ Общество и экономика. 1997 №78. 25.Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда./Вопросы экономики. 1997 №2 26.Четвернина Т Лакушина Л. Напряженность на российском рынке и механизмы ее преодоления. Вопросы экономики.1998 №2 27.Хавина С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике.
/ Вопросы экономики.1991 №11. 28.Шишкин А.Р. Экономическая теория.М. "Владос",1996. 29.Шарашников Б.М. Рынок и занятость./Соц. аспект-М.:Луч,1995- 125с. 30.Экономическое развитие России в 1997г./Вопросы экономики.1998 №3. 31.Юдина Т.И Белова В.Л. Безработица. Макроэкономика; Учебн. пособие для направлений 521500 - “Менеджмент”, 521600 - “Экономика”. /Моск.гос.академич. печати М 1995
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |