Санкт-ПетербургскийГосударственный Морской Технический Университет
Современный морской терроризм
Выполнил: Студент группы 2480 (24СТ1)
Бойчук Константин
Санкт-Петербург
2007
Террористическиеорганизации давно прибегали к пиратству и морской контрабанде. Однако впоследние годы они начали создавать собственные военные флоты и совершатьтеракты не только на суше и в воздухе, но и на море.
Морскойтерроризм представляет серьезную угрозу безопасности мореплавания, подпираетобщепризнанный принцип свободы морей и нередко представляет угрозу миру. Как ипиратство, он является преступлением международного характера. По методам испособам осуществления морской терроризм и пиратство очень похожи. Разницатолько в целях, которые преследуют исполнители: для пиратов главное — обогащение, нажива, а целью террористов является запугивание властей с цельювыполнения своих, как правило, политических, требований.
Наибольшее количествотерактов на море совершила группировка «Тигры освобождения Тамил Иламы» сражающаяся за создание независимого государстватамилов на северо-востоке Шри-Ланки. Как признанный лидер среди азиатскихтеррористических организаций, она создала самую совершенную морскую составляющую- практически крупнейший в мире негосударственный флот, оперативно действующийв составе двух отдельных формирований.
Первое из них — «Морские тигры» — представляет собой амфибийную группу, насчитывающую 3-4 тыс.хорошо обученных и экипированных морских террористов и обладающуювозможностями для проведения терактов и пиратских действий в территориальных иприбрежных водах, а также в открытом море.
Организационноформирование «Морские тигры» состоит из 12 секций:
- боевых морских подразделений;
- подводных подрывных команд;
- ударных групп «Морские тигры»;
- инженерных и судостроительных структур;
- отряда радиолокации и телекоммуникаций;
- арсенала морских вооружений;
- мореходной школы;
- рекрутской;
- политической пропаганды и финансирования;
- тылового обеспечения исключительнойэкономической зоны;
- наблюдения и разведки;
- культурно-бытовой и регистрационной.
С «Морскимитиграми» тесно взаимодействуют еще три секции:
- «Тигрицы» (до 30% террористов — женщины);
- военно-морской разведки (возглавляемаяофицером военной разведки);
- «Черные тигры» (команда смертников).
Ударные группы «Морские тигры» оснащены по последнему словутехники, имеют скорострельные орудия, гранатометы и малогабаритные установкизалпового огня, японские средства связи и германскую оптику. Их мастерскиесамостоятельно производят плавучие и донные мины, подводные взрывные устройстваи даже способны построить малую подводную лодку. В настоящее время ими ведутсяэксперименты с торпедой, управляемой смертником.
На собственныхсудоверфях «Морские тигры» строят фиберглассовыекатера четырех типов:
- «Трикка»,использующийся для заброски легких водолазов (скорость до 45 узлов, экипажчетыре человека, вооружение -пулемет);
- «Судай» — предназначены для нападения на боевые катера ВМС Шри-Ланки (10 узлов, шестьчеловек, пулемет);
- «Мурадж» — предназначенный для атак на боевые катера, а также для переброски командтеррористов и предметов снабжения (45 узлов, 10 человек, три пулемета);
- «Идайан» — двухместный катер смертников, который начиняется взрывчаткой, детонирующей приконтакте с целью (развивает скорость хода до 45 узлов).
«Морские тигры» ведут систематические боевые действия с ВМСШри-Ланки. По данным западных средств массовой информации, «Морские тигры»уничтожили от трети до половины патрульных кораблей и катеров, а такжеракетных и артиллерийских катеров ВМС Шри-Ланки. Члены группировки потопилисамый большой боевой корабль ВМС Шри-Ланки «Сагаравардана»и захватили его командира. В операции принимали участие катера (в том числе сосмертниками). При атаке они применяли тактику «волчьей стаи». «Морские тигры»успешно проведены многочисленные операции в северных подах, а также предпринятапопытка уничтожения грузового транспорта, перевозивший израильские истребители«Кфир» в порт Коломбо. Однако, транспорт встал подразгрузку на день раньше намеченного срока, и операция смертников сорвалась.
Вближайшем будущем международный терроризм может сосредоточить свое внимание наводной стихии и перейти к масштабным операциям против целей, характерных длянее: грузовых, пассажирских и военных кораблей, портов и судостроительныхверфей.
Анализ современной динамики и тенденциймеждународного терроризма в целом, его многочисленных специфических аспектов,позволяют выделить следующие категориисуществующего контура угроз применительно к морскому транспорту:
- захват или угон морского судна илиосуществление контроля над ним силой или угрозой силы или путем любой другойформы запугивания;
- совершения акта насилия против любого лицана борту морского судна (территории порта), если этот акт может угрожатьбезопасности плавания данного судна (безопасности порта);
- разрушение морского судна или нанесение емуили его грузу повреждений, которые могут угрожать безопасному плаванию данногосудна или безопасности порта;
- размещение или совершение действий с цельюразмещения на борту морского судна (в том числе, находящегося на территориипорта) каким бы то ни было способом устройств, которые могут разрушить этосудно, нанести этому судну или его грузу повреждений, которые угрожают илимогут угрожать безопасному плаванию данного судна или безопасности порта;
- использование кораблей и судов субъектамимеждународного терроризма в качестве косвенного (непрямого) объекта террористическойдеятельности;
- использование морского транспортафигурантами транснациональной организованной преступности в качестве средствареализации незаконной деятельности;
- разрушение морского навигационногооборудования, или нанесение ему серьезного повреждения, либо созданиесерьезных помех его эксплуатации, если любой такой акт может угрожатьбезопасности плавания судов;
- разрушение портового сооружения илинанесение ему серьезных повреждений, которые угрожают или могут угрожать безопасностиплавания судов или безопасности порта;
- сообщение заведомо ложных сведений, которыемогут создать угрозу безопасности плавания судов или безопасности порта.
Субъекты международного терроризма активноиспользуют морской транспорт по его прямому назначению. Морской транспортявляется наиболее удобным средством для скрытного транзитного перемещения (полегализованным или поддельным документам) на значительное расстояние. При этом,суда и пассажиры опасности не подвергаются; собственно угроза реализуется натерритории третьих стран, являющихся объектом проекции террористическойдеятельности.
Не исключается также перевозка морскимисудами оперативной документации,пропагандистках материалов, оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных иотравляющих веществ.
Другим аспектом является использованиеморских судов в качестве транспортного средства для доставки террористов изаложников в определенную географическую точку уже после теракта, совершенноговне сферы морского транспорта.
Морской транспорт объективно являетсясферой интересов фигурантов криминальной деятельности, задействованных натаких направлениях, как: маршрутизация нелегальная миграция; незаконный оборотнаркотических веществ; незаконный денежный трансферт; контрабанда оружия,боеприпасов, культурных ценностей и произведений искусства, и т. д. Невозможно игнорировать тот факт, чтосущественная часть операций и перемещений субъектов организованной преступностирегулярными рейсами пассажирских судов осуществляется под прикрытием обычныхпассажирского и грузового потоков. Крометеррористических актов, осуществляемыми на море международнымитеррористическими организациями и преследующими в основном политические цели, ипиратства возможны аналогичные акты, планируемые и проводимые конкурентамипротив судов крупных судоходных компаний и указанных выше объектов с чисто экономическимицелями, направленными на устранение конкурентов с рынка соответствующих услуг.
В связи с постоянно возникающей в миреконкуренцией, угроза ведения конкурентной борьбы неадекватными, в том числетеррористическими методами, будет возрастать. Поэтому необходимо вестианалитическую и профилактическую работу и в этом направлении.
За десятилетия борьбы с терроризмом в мире иРоссии был разработан ряд механизмов, методов, технологий государственногореагирования на потенциальные и совершившиеся факты терроризма (созданиеспециальных антитеррористических сил и их подготовка, усиление охраны особоопасных, в частности, ядерных объектов, выработка технологии переговорногопроцесса об освобождении заложников и др.).
Можно говорить о некоторых универсальныхпринципах государственной политики по отношению к терроризму:
- принцип упреждения террористических актовза счет правильно поставленной заблаговременной оперативной деятельности,распознанию их на стадии замысла, планирования и подготовки и срыву намеченныхтеррористических действий;
- принцип минимальных уступок террористам. Вэтой связи в ходе переговоров могут допускаться лишь частные, тактическиеуступки, позволяющие выиграть время, провести подготовительные мероприятия дляпроведения наиболее эффективной операции в создавшихся условиях;
- принцип минимизации жертв и ущерба в ходеантитеррористической операции;
- принцип неотвратимости наказания затеррористическую деятельность.
Терроризм вырастает там, где есть глубинныепротиворечия в экономике, где часть населения сопротивляется реформам, гдевысока социальная дифференциация, где не создано эффективных механизмовправовой защиты граждан. В этом смысле российские реалии — благоприятная средадля роста терроризма. Терроризм в РФ, как и в ряде стран СНГ, становится своегорода индустрией: налаживаются связи между террористическими группами по обменуопытом в оперативно-боевой подготовке, поставкам спецсредств и вооружений,использованию новых технологий.
Все реже заказчиками, разработчиками иисполнителями преступления являются одни и те же люди. Исходя из этого идолжна выстраиваться концепция борьбы с терроризмом в каждой сфере экономики,в том числе на морском транспорте.
Эта работа должна координироваться с ГРУ,ФСБ, МВД, ВМФ, МЧС и ВВС РФ, с госструктурами, регулирующими деятельностьморских портов и управляющими использованием госсобственности в них.
Когда террористы захватывают судно, тосрочные меры по его освобождению не всегда приемлемы. Ведь целью террористоввсе чаще становятся не вымогательство, а политические требования или акции устрашения.В таком случае под угрозой оказываются жизни пассажиров и экипажа, возникаетриск экологической катастрофы.
Все настойчивее звучат предложения оформировании на судах специальных команд самообороны. Пока, правда,международный статус такой команды не определен. А затраты на ее содержание вомногом будут зависеть от того, насколько эффективно организована защита оттерроризма в морских портах.
Действия, предпринимаемые в формате противодействиятерроризму на морском транспорте. Их возможно сгруппировать по следующимфункциональным блокам:
1.Совершенствование системы обеспечения собственной безопасности на морскомтранспорте. Включает в себя:
- ужесточение процедуры приобретения билетов,регистрации и г досмотра пассажиров и грузов (с целью исключениядоступа на борт физических лиц и предметов, представляющих малейшую степеньугрозы);
- введение обязательного проведенияпсихологического тестирования всех пассажиров («профайлинга»)и их личного досмотра, в том числе с применением детекторов обнаружения следоввзрывчатых веществ;
- наращивание средств технического контроля иохраны объектов;
- оборудование входов на причал пунктамидосмотра, оснащенными досмотровой техникой для контроля пассажиров, провожающихлиц и посетителей, а также багажа и вещей, находящихся при них;
- разработка и внедрение системы обменаинформацией между сотрудниками морских портов и представителями служб, ведущихоперативно-разыскную деятельность, о фактахподготовки террористических актов, а также о лицах, причастных к этому;
- создание в морских портах ситуационныхцентров мониторинга для обеспечения контроля и координации деятельности всехслужб морских портов, правоохранительных органов и специальных служб,принимающих участие в обеспечении морской безопасности;
- формирование эксклюзивной зоны безопасностивокруг портовых средств;
- всесторонняя подготовка сотрудниковведомственных служб безопасности;
- повышение бдительности и сознательногоотношения к террористической угрозе всего личного состава судов и руководителейсудоходных организаций;
- грамотное выполнение планов охраны, а такжеиспользование технических средств позволяет повысить безопасность мореплавания,снизить опасность и последствия террористических актов, убытков от пиратстваи, в конечном итоге, обеспечит возврат средств, вложенных в работы по внедрениюКодекса ОСПС.
2. Совершенствование и внедрениетехнических средств защиты собственно судов, в первую очередь установка:
- систем охранной сигнализации; системконтроля и управления доступа;
- систем охранного телевидения;
- систем связи.
Для досмотрапассажиров, членов экипажей, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа,почты, грузов морские торговые порты должны располагать специальными техническиесредствами, обеспечивающими обнаружение огнестрельного оружия, взрывныхустройств и других предметов и веществ, которые могут быть использованы вцелях совершения незаконных актов, а также нанесения ущерба здоровьюпассажиров, членам экипажа и пассажирскому судна. С этой целью в морских портахпредусматриваются:
- стационарные интроскопы — для контроля ручной клади, багажа, груза, почты по теневому изображениювнутреннего содержания на экране телемонитора;
- переносные интроскопы — для идентификации неопознанных объектов на борту судна и в запретном районебез вскрытия и смещения объекта исследования;
- стационарные металлоискатели — длявыявления металлических предметов у пассажира (персонала, члена экипажа);
- портативные (ручные) металлоискатели — дляповторного досмотра с целью более точного местонахождения металлическихпредметов, обнаруженных стационарным металлоискателем;
- аппаратура для обнаружения взрывчатыхвеществ (ВВ), включающая в себя детекторы паров ВВ, и стационарные установкиобнаружения ВВ методом нейтронной активизации;
- аппаратура фиксации абонентского номерателефона по которому поступило сообщение об угрозе возникновения чрезвычайнойситуации.
Современная система безопасности портовогосредства должна представляет собой комплекс систем, которые работают в единой связкепод централизованным управлением системы сбора и обработки информации (ССОИ).В комплекс входит система видеонаблюдения, контролядоступа, охраны периметра, охранно-пожарной сигнализации.
Только такая, комплексная системабезопасности позволяет получать максимум информации от всех техническихсредств безопасности, установленных на объекте, анализировать полученныеданные и создавать отчеты о ситуации. В результате угрозы безопасности объектапредотвращаются на ранней стадии.
3.Внедрение комплекса мер упреждения в целях предотвращения террористическихактов. Оценка угроз и рисков всей инфраструктуры с тщательной последующейпроверкой всего личного состава с целью выявления преступных элементов ипотенциальных террористов. Включает:
- создание банка данных на потенциальноопасных пассажиров (включающего лиц, состоящих в радикальных политическихорганизациях, религиозных сектах, преступных сообществах, склонных к употреблениюалкоголя на борту, владеющих навыками рукопашного боя и т. д.);
- тщательная проверка благонадежностиэкипажей судов и технического службы портовых средств.
Предприятияморского транспорта — это сложный технический и человеческий конгломерат, которыйтребует к себе внимания специалистов по борьбе на предприятиях водноготранспорта, от которых требуется разрабатывать специальные учебно-методическиематериалы для предприятий морского транспорта.
Организационныемероприятия по борьбе с терроризмом надо начинать, как с проектирования,ремонта, перестройки судна, так и с проектирования предприятий морскоготранспорта.
Каждый объект портового средства изучаетсяспециалистами по борьбе с терроризмом, которые разрабатывают организационные мероприятия,характерные только для данного объекта, характеристика которого подходит кобъекту террористического акта. При разработке организационных мероприятийпредупреждающих терроризм на предприятиях морского транспорта, необходимоучитывать:
а) Результаты прогнозирования и моделирования тактики действийтеррористов, исключительно для данного объекта;
б) Поэтапное проникновение на объект:
- с морской стороны (включая дрессированныхморских животных с подрывными устройствами);
- по воздуху (включая дрессированных птиц);
- с суши (включая дрессированныхтеррористами животных) ;
- из-под земли (по подземнымкоммуникациям);
- тактику проникновения камикадзе на данныйобъект.
в) Дистанционный терроризм: заминированные объекты, транспортировка наобъект грузов с дистанционным подрывным устройством.
г) Террорист из числа персонала объекта, который может использоватьвнутренние возможности объекта для совершения террористического акта.
д) Разрабатывать дополнительные мероприятия попредупреждению терроризма в отношении мест складирования грузов, подрывкоторых может вызвать экологические и другие бедствия.
е) Отдельный план входит общий план организационных мероприятий данногообъекта. Проводимые на данном предприятии массовые мероприятия (памятные иторжественные даты и другие мероприятия с участием представителей массовой информации,чиновников).
ж) Составлять дополнительные отдельные мероприятия предупреждениятерроризма, если на объекте расположены технические и другие подразделенияосуществляющие безопасность судоходства, портовые холодильники с аммиаком и т.д.
з) Пути поступления, прохождения, хранениянужной информации на данном объекте. Носители информации.
и) Техническуюзащиту информации. Целесообразность применения технической разведки иконтрразведки.
4.Противодействие терактам с использованием взрывных устройств на охраняемомобъекте.
Эффективна рольслужб безопасности портового средства по противодействию терактам, связанным сиспользованием взрывных средств, обеспечивается созданием на охраняемомобъекте условий, затрудняющих совершение данного преступления, дающихвозможность своевременно обнаружить взрывное устройство или опасный предмет,обеспечить быстрое оповещение компетентных органов и служб, и до их прибытия вмаксимальной степени обезопасить людей, которые могут оказаться в зонепоражения.
Таким образом, действия служб безопасноститеоретически можно свести к следующим группам:
1. Профилактика — создание условий,затрудняющих саму подготовку к преступлению, его практическое осуществление иобеспечивающих своевременное обнаружение взрывных устройств.
Весь комплексохранных мероприятий должен проводиться с учетом возможности применениятеррористами взрывного устройства. Особое внимание уделяется мерам пассивнойзащиты, которые не обнаруживают непосредственно взрывное устройство (илитеррориста), но препятствуют возможности его установки на объекте (или возможностибесконтрольного проникновения террориста на объект).
Работа попрофилактике взрывных устройств должна носить как скрытный, так и откровеннодемонстративный характер. Главное условие — она должна вестись постоянно, длятого, чтобы у террориста формировалась уверенность в тщетности предпринимаемыхим попыток.
Большоезначение имеет информационно-аналитическая работа, позволяющая оцениватьвероятность совершения теракта с использованием взрывного устройства на данномобъекте, с учетом конфликтных ситуаций, в которые могут быть вовлечены другиесудовладельцы, особенности криминальной обстановки в городе и районерасположения портового средства и других факторов.
Существует,кроме того, реальная возможность выявления признаков теракта по ряду косвенныхпризнаков. Всегда на стадии подготовки теракта (на ее разведывательно-информационнойфазе), подбирая возможности его осуществления, террористы ведут информационноенаблюдение, собирают информацию об объекте и его охране, выбирают наименеезащищенные и слабо контролируемые силами охраны участки, выявляют слабые звеньяв системе защитных мероприятий.
2. Поиск взрывных устройств — предполагаетактивный поиск самих закладок равно как и возможных потенциальныхисполнителей. Это в основном методы физического поиска на основе знания методологииобнаружения взрывных устройств и особенностей охраняемого объекта, а такжеиспользование технических средств поиска и выявления взрывных устройств.Главное здесь — обеспечение комплексного подхода к работе.
3. Мерыпри обнаружении взрывного устройства — профессиональная оценка обстановкии обеспечение безопасности людей, оказавшихся в непосредственной близости квзрывному устройству, быстрое оповещение правоохранительных и другихкомпетентных органов, содействие эвакуации людей, документов, материальныхценностей из опасной зоны, мероприятия, направленные на усиление охраны судов ипортового средства.
Необходимообеспечить присутствие лиц, обнаруживших взрывное устройство, до прибытияоперативно-следственной группы, и фиксацию их установочных данных. Принеобходимости целесообразно эвакуировать свидетелей в безопасное место иобеспечить их охрану. Активно собирать сведения, свидетельскую базу по чрезвычайнойситуации.
По имеющемусяопыту, при обнаружении реального взрывного устройства, подготовленного квзрыву, принципиальное значение имеют первые 15-20 минут (до приездаоперативных служб), в течение которых служба безопасности портового средствавынуждена самостоятельно принимать решения и организовывать работу по выводулюдей из опасной зоны.
4. Ликвидация последствий чрезвычайнойситуации, если она имела место
— минимизацияпоследствий ущерба для жизни и здоровья людей, зданий, имущества и др.
В практическомплане речь как правило идет о комплексе мероприятий по целенаправленнойподготовке службы безопасности и персонала портового средства к действиям вусловиях чрезвычайной ситуации, связанной с обнаружением взрывного устройства,и налаживанием взаимодействия с правоохранительными органами и другимиспециальными службами. При этом действительность любой разработанной системымер обеспечивается многократными тренировками личного состава и отработкидействий в условиях чрезвычайной ситуации на практике.
5. Координация усилий и расширениевзаимодействия портовых средств и силовых структур государства (вооруженныесилы, специальные службы, правоохранительные, пограничные и таможенные органы)в формате противодействия террористическим актам.
Целесообразнопроведение инструкторско-методических и учебных занятий сотрудников службыбезопасности портового средства с привлечением специалистов МВД, ФСБ, МЧС иВМФ. Организовать регулярный обмен информацией.
6. Установлениетакого же режима безопасности, что и в аэропортах. Территория морского портаявляется контролируемой зоной и
должна иметь ограждения по всему периметру.
На границепорта должны быть установлены предупредительные знаки, запрещающиепроникновение в его контролируемую зону.
Проход лиц,проезд транспортных средств в контролируемую зону морского порта, а также внос(ввоз), вынос (вывоз) грузов и материальных ценностей предприятий морскоготранспорта и грузов сторонних организаций производится только через специальнооборудованные контрольно-пропускные проходные. Количество контрольно-пропускныхпроходных должно быть минимальным и соответствовать необходимости обеспеченияпроизводственной деятельности порта.
Большую угрозубезопасности морских портов представляют местные террористы, которыекамуфлируются под защитников окружающей среды, прав животных, аборигенов и т.д. Прикрываясь соответствующими политическими лозунгами, они зачастую проводяти террористические акты против «символов государственной власти», в качествекоторых могут служить инфраструктуры портов и их рабочие и служащие. Местныетеррористы могут использовать морские порты для скрытого импорта оружия,боеприпасов и военной техники.
7. Совершенствование международно-правовогомеханизма противодействия терроризму на морском транспорте.
Существующих наданный момент конвенций уже недостаточно для полноценного регулирования взаимодействиягосударств в процессе борьбы с террористическими угрозами.
8. Расширение и углубление форматавзаимодействия заинтересованных профессиональных структур на региональном имеждународном уровнях;
оказаниеорганизационной, финансовой и технической поддержки отдельным государствам,находящимся в зоне повышенного риска применительно к сфере эксплуатацииморского транспорта и морских перевозок.
Созданиемежгосударственных и внутриконтинентальных союзов для оказания помощистранам-участницам в борьбе с морским терроризмом и другими угрозами(незаконная торговля наркотиками, оружием, людьми), являющимися серьезнойпомехой морскому бизнесу.
9. Дляобеспечения должной безопасности от терроризма на морях необходима прозрачностьвладельцев судов.
Отсутствие должной информации, общемировыхстандартов в регистрации судов и трудности в получении достоверной информации отом или ином судне приводят в числе прочего и к тому, что многие странывынуждены вводить у себя такие меры, которые воспринимаются как грубыенарушения существующих межгосударственных морских соглашений.
Судоходство было и остается весьма закрытымв части четкого определения владельца судна по двум главным причинам:налогообложение и вопросы ответственности по тем или иным обязательствам.Однако сегодня эта скрытность становится опасной для судоходства в целом, таккак она может быть использована злоумышленниками.
Существующие возможности в плане скрытностиприведут к тому, что на террористов нельзя будет выйти путем выяснение владельца.Это прекрасно понимают службы безопасности многих государств, вот почему оникрайне настороженно относятся к судам, чьи владельцы неизвестны, и даже кфлагам целиком — когда известно, что анонимные владельцы предпочитаютрегистрацию именно под этими флагами. Это приводит как к запрету на вход впорты, так и к придирчивому досмотру и контролю таких судов.
Все существующие меры по выяснениювладельцев судов, их истории, достаточно дорогие — требуются увеличение штатовслужб безопасности, расходы на ведение расследований и следствии, введениеновых правил и ограничений — все это, в свою очередь, приводит к задержкам ипростоям судов. Одним словом, избавиться от проклятия безопасности на сегодня,от этой анонимности, дело очень непростое и дорогое. Но с учетомпотенциального вреда от терактов эти расходы оправданы, и другого выхода нет.Есть лишь пути, которые помогут снизить расходы, прямые и непрямые — все большелюдей в мировой морской индустрии начинают понимать необходимость прозрачностивладения, необходимо шире популяризовать эту необходимость и налаживать путиобмена официальной и неофициальной информации, что поможет избежатьбездоказательных подозрений, неоправданных задержек, досмотров и простоев.
10. Использование разведывательных групп длясбора необходимой информации для планирования антитеррористических мероприятий.
Разведывательныегруппы используются для сбора необходимой информации и анализа деятельноститеррористических организаций в портах, планируемых терактов. Агентуравнедряется во всю инфраструктуру портов и активно используются «добровольныепомощники» из числа местных портовых рабочих и служащих, создаютсяразведывательные сети, состоящие из хорошо законспирированных ячеек.
11. Привлечение для борьбы с морскимтерроризмом и пиратством негосударственных структур безопасности.
Формамиучастия негосударственных структур безопасности в предупреждении терроризмаявляются:
- своевременное информированиеправоохранительных органов о подозрительных лицах, фирмах, конкретных фактах;
- участие групп быстрого реагированиянегосударственных охранных структур в силовой поддержке при проведении правоохранительнымиорганами крупномасштабных оперативных мероприятий (задержания, аресты, обыски,выемки, обеспечение понятыми и т. д.);
- публикации в прессе и выступления потелевидению в качестве экспертов бывших сотрудников правоохранительных органов,хорошо знающих проблему борьбы с терроризмом;
- разработка рекомендаций и консультированиепо проблемам противодействия терроризму;
- организация общественных мероприятий(конференций, съездов, «круглых столов», семинаров и др.) с привлечением представителейгосударственных правоохранительных органов и спецслужб;
- привлечение в кризисных ситуациях сотрудниковчастных охранных предприятий для патрулирования жилых кварталов крупныхгородов;
- участие в международных общественныхкомитетах и движениях по борьбе с терроризмом;
- разработка, производство и поставканегосударственными предприятиями для правоохранительных органов и спецслужб,для других частных охранных предприятий специальной техники, предназначеннойдля выявления оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а такжевзрывозащитных средств (к примеру, блокираторов радиовзрывателей).Оборудование этой техникой контрольно-пропускных пунктов в местах скоплениялюдей.
Кроме того, безопасность судоходства врегионах Мирового океана, где существует опасность вооруженных нападений насуда, может быть существенно повышена при условии, что в международном правебудет закреплен правовой статус частных компаний, осуществляющих обеспечениебезопасности международного судоходства, их функций и механизм действий.
В частных компаниях, мотивируемых прибылью,на порядок выше стремление к инновациям. В случае, если ассоциации судовладельцевполучат возможность нанимать для патрулирования опасных регионов частныекомпании, весьма вероятно, что на этом рынке возникнет ряд новых услуг, докоторых официальные службы просто не в состоянии додуматься.
12. Обеспечениебезопасности контейнерных перевозок.
Как правило, контейнеры пакуются в местеотправления и вплоть до прибытия в место назначения их никто не проверяет:хотя они могут пройти несколько транзитных портов, где могут возникнутьблагоприятные условия для незаконного проникновения в них.
Необходимотесное сотрудничество бизнеса и таможенных органов в борьбе против морскоготерроризма. Все участники морского бизнеса должны принимать необходимые мерыбезопасности по всей цепочке движения груза и выдавать о нем детальнуюинформацию.
По опыту СШАжелательно создать специальные бригады, состоящие из представителей морскогобизнеса и администрации порта, предназначенные для поиска, идентификации идосмотра опасных грузов до погрузки их на суда.
13. Ужесточение контроля за перевозкой опасныхгрузов: радиоактивных, ядовитых, едких и взрывоопасных веществ.