СОДЕРЖАНИЕ
1. Источники иисториография
2. Состояниевоенной отрасли страны в 20-е гг. Xx в
3. Становлениеи развитие танковой промышленности в ходе осуществления довоенных пятилеток
Список использованных источников
1. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ
военнаяотрасль танковая промышленность
Развитие и становлениесоветского танкостроения, промышленности в довоенный период времени привлекаловнимание многих исследователей (как советских, так и зарубежных) и простыхлюбителей на протяжении многих десятилетий. Литература о нем обширна имногообразна.
Материалы, использованныедля написания настоящей работы, могут быть разделены на две категории:
1) Документы – текстыдоговоров, официальная переписка, мемуары непосредственных участников событий;
2) Научно-историческаялитература, касающаяся круга рассматриваемых вопросов.
В советское времяразвитие отечественной историографии определило целый перечень интересныхнаучных и научно-популярных работ, которые значительно повлияли на раскрытиерассматриваемой автором курсовой работы темы. К ним можно отнести следующие:И.Б. Берхин «Военная реформа в СССР (1924-1926 гг.)» [3], А.Н. Бессараб «Вприцеле – танки» [4], А.С. Бубнов «О Красной Армии» [5], В.С. Вознюк, П.Н.Шапов «Бронетанковая техника» [8], «Вопросы стратегии и оперативного искусствав советских военных трудах (1917-1940 гг.)» [9], Ф.И. Галкин «Танкивозвращаются в бой» [11], И.М. Голушко «Танки оживали вновь» [12], В.Г. Гуляев«Человек в броне» [14], «Деятельность Коммунистической партии по созданию иукреплению Советских Вооруженных Сил (1917-1941 гг.)» [15], Д. Кочетков «Сзакрытыми люками» [20], И.Е. Крупченко «Военная история» [21], Н.Г. Кузнецов«Накануне» [22], П.Ф. Кузьмин «На страже мирного труда (1921-1940 гг.)» [23],С.Г. Осьмачко, А.М. Лушников «Развитие Советских Вооруженных Сил в межвоенныйпериод (1921-1941 гг.): опыт и уроки» [28], С.Е. Плотников, И.Ф. Савченко«Оружие победы» [29], «Советские вооруженные силы. История строительства» [40],«Советские танковые войска 1941-1945» [42], А.А. Строков «История военногоискусства» [44], И. Шмелев «И гусеницы и колеса» [49], И. Шмелев «Спутникипехоты» [50].
Для данной группынаучно-исторической литературы общей особенностью является то, что приведенныенекоторые факты, основные моменты, касающиеся развития советских бронетанковыхвойск и связанной с ними промышленности заполитизированы и не лишены излишнегопублицистического стиля написания, который, кстати, делает сущность проблемыболее понятной для восприятия. Однако, несмотря на эти незначительныенедостатки, работы были использованы при написании курсовой работы, посколькуавторы этих работ являлись современниками происходивших событий и были отличноо них осведомлены из различных источников.
Так, например, в такомисследовании как «Советские вооруженные силы. История строительства» [40], набольшом фактическом материале, часть которого впервые вводится в оборот,рассматривается история строительства и организации всех составных частейКрасной Армии, в том числе и бронетанковых.
Обобщающей работой поВеликой Отечественной войне является издание под редакцией И.В. Павлова и И.Г.Желтова «Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг.» [7]. Вданном исследовании кратко описываются основные события, касающиеся соотношениясил СССР с фашистской Германией и ее союзниками в начальный период ВеликойОтечественной войны, приводятся документальные сведения основных стратегическихопераций сторон, показана динамика развития военно-промышленного комплекса двухвраждующих стран. Среди приводимой информации присутствуют также сведения,относящиеся к бронетанковым войскам в период 1941 г., подводится как бы итог развития советского танкостроения за предыдущие два десятилетия.
Работами схожегохарактера, которые были использованы при написании курсовой работы, могутсчитаться: «Советские вооружённые силы 1918-1988 г.» [41], С.А. Тюшкевич «Советские Вооруженные Силы» [46], «Пятьдесят лет Вооруженных Сил СССР»[30]. В этих работах отмечается эволюция советских вооруженных сил.Бронетанковые войска, как отдельный род войск Красной Армии рассматриваютсявсесторонне, от предпосылок развития советского танкостроения и первых моделейтанков к танкам конца 80-х гг. XX века.
О военачальниках, а такжеразработке советских танков, наступательных стратегий, можно узнать,ознакомившись с работой Р. Гуль «Красные маршалы» [13].
К работам обобщающегохарактера, которые охватывают также и рассматриваемый в работе период времени,применительно к развитию советского танкостроения, относятся: А.В. Века«История России» [6], Геллер М., Некрич А. «История России: 1917-1995» [10], атакже «История второй мировой войны 1939-1945» [18]. Емко и содержательно вданных пособиях излагается интересующий автора курсовой работы материал.
О тактике и стратегии вбоевых операциях с использованием танков, о первостепенной важностиманевренности в ходе военных операций написано в исследовании А.А. Строкова«История военного искусства» [44]. На основе анализа военных событий в егоработе выводится корректная парадигма правил ведения боевых действий.
При написании курсовойработы автором были также использованы статьи И. Шмелева «И гусеницы и колеса»[49], «Спутники пехоты» [50], которые содержат много технологических данных, атакже технических характеристик первых советских танков. Отдельно в статьяхопределена область применения данных боевых машин, показана их совместимость сконкретными боевыми задачами.
Изменениягосударственности на пространстве СССР в конце 80-х – начале 90-х годов XX векапородили разнообразные подходы к проблеме исследования.
В конце XX – начале XXIвека формируется новое направление в историографии постсоветского пространства,раскрывающее глубинные причины стремительного развития военно-промышленногокомплекса СССР и в частности танкостроения, связанных с ним отраслейпромышленности и инфраструктуры.
Работы этого периодаможно охарактеризовать, как содержательные исследования с объективнойметодологической линией. Основной упор в работах постсоветского времениделается не на экономический фактор, как в марксистско-ленинской методологии, ана личностный, традиционно-культурный. К таковым можно отнести: М.А. Архипова«Бронетанковая техника СССР Второй мировой войны» [1], М. Барятинский«Советские танки в бою» [2], И.Г. Дроговоз «Танковый меч страны Советов» [16],С.Г. Осьмачко, А.М. Лушников «Развитие Советских Вооруженных Сил в межвоенныйпериод (1921-1941 гг.): опыт и уроки» [28], работы М. Свирина: «Броня крепка.История советского танка 1919-1937» [36], «Броневой щит Сталина. Историясоветского танка 1937-1943» [37], «Артиллерийское вооружение советских танков1940-1945» [38], В.В. Саблин, В.А. Чобиток, В.В. Чобиток «Бронетанковая техникаСоветской Армии и армий вероятного противника» [39], А.Г. Солянкин, М.В. Павлов«Отечественные бронированные машины. XX век» [43], В.О. Шпаковский «Танки эпохитотальных войн 1914-1945 гг.» [51]. Примененный автором работы синтез двухподходов делает исследование более объективным.
Следует также отметить,что во всех вышеперечисленных работах постсоветского периода дан подробныйанализ боевых качеств танков, стоявших на вооружении стран-участников двухмировых войн, прослежены тенденции их развития. Представлен редкий материал обэкспериментальных машинах, не пущенных в серийное производство, но ставшихродоначальниками нового типа бронетехники.
Круг вопросов, касающихсяособой терминологии, а также характеристик широкого круга как отечественных,так и зарубежных танков, хорошо освящены в работе Г.А. Холявского «Энциклопедиябронетехники. Гусеничные боевые машины, 1919-2000 гг.» [47].
Танки и танковаяпромышленность зарубежных стран, их тактико-технические характеристики иобласть применения, история их развития хорошо описаны в зарубежномисследовании П. Чемберлена и К. Элиса «Британские и американские танки Второймировой войны» [48].
Боевым действиям КраснойАрмии и, в частности, танковым частям, посвящены работы И.М. Майского«Испанские тетради» [24], М. Новикова «Победа на Халхин-Голе» [25]. В нихотмечаются высокие технические характеристики советских танков, а такжестойкость и мужество солдат Красной Армии. Однако, следует отметить, чторуководство СССР все-таки всерьез не учитывало стремительный рост вооруженныхсил фашистской Германии, основой стратегии которой стал глубокий охваттанковыми соединениями крупных армейских группировок, как достижениестратегического успеха (стратегия так называемой «молниеносной войны»).
Процессы, рассматриваемыев работе отражены в приводимых ниже различных источниках.
К таковым можно отнестиработы В.И. Ленина – «Полное собрание сочинений» [26], [27], в которыхпрослеживается идеологическая база, а также обнаруживается высокая степеньнаучности в видении основных причин создания танков. В работах В.И. Ленинаприводятся правильные рассуждения о значении бронетанковых войск для развитиябоевого успеха и обеспечения превосходства над противником.
Работа В. Триандафиллова«Характер операций современных армий» [45] является хорошим аналитическимисследованием военной тактики и стратегии армий наиболее развитых стран мира вдовоенное время. В работе отмечены главные недостатки в танковой индустриистран Запада, а также определена ошибочность их интересов. В то же самое время,работа носит определенный характер субъективности, поскольку излишнезаполитизирована, что было обусловлено временем ее написания (1937 г.).
Еще одним источником,использовавшимся при написании настоящей работы, являются воспоминания и трудыглавного маршала бронетанковых войск СССР – П.А. Ротмистрова. К ним можноотнести: «Бронемашины» [31], «Стальная гвардия» [32], «История военного искусства»[33], «Танки на войне» [34], «Время и танки» [35].
Являясь человеком,стоявшим фактически у истоков танкостроения, П.А. Ротмистров отличноохарактеризовал рассматриваемый в работе период и описал важнейшие вехи вистории отечественных бронетанковых войск довоенного периода. Так, например, в«Стальной гвардии» [32], автор рассказывает о начале своей службы в КраснойАрмии, о своем командирском становлении. В главах, посвященных ВеликойОтечественной войне, повествуется о мужестве и героизме, подвигах воинов 8-й(позже — 3-й гвардейской) танковой бригады и 5-й гвардейской танковой армии,первого в Красной Армии бронетанкового объединения нового типа, которое былосформировано под руководством П.А. Ротмистрова. В книге показаны действиятанкистов на подступах к Москве, под Сталинградом, на Курской дуге и Днепре.
В качестве источника длякурсовой работы была использована статья «Записная книжка маршала Ф.И.Голикова» [17], содержащаяся в журнале «Новая и новейшая история». Уже к началувторой мировой войны Ф.И. Голиков вырос в крупного военачальника, возглавив 6-юармию Киевского особого военного округа. А в июле 1940 г. он,генерал-лейтенант, получил назначение на пост заместителя начальникаГенерального штаба Красной Армии — начальника Разведывательного управления. Ещеболее он продвинулся по командной линии, вернувшись на родину после завершениямиссии в Великобритании и США. В своей «Записной» книжке он отмечает, что:«всего в западных приграничных округах и флотах насчитывалось 2,9 миллионачеловек, более полутора тысяч самолетов новых типов и довольно много самолетовустаревших конструкций, около 35 тысяч орудий и минометов (без50-миллиметровых), 1800 тяжелых и средних танков (на две трети новых типов) изначительное число легких танков с ограниченными моторесурсами» [17, с.32].Далее Ф.И. Голиков отмечает, что данное количество вооружений и людскихресурсов было недостаточным для противостояния такому сильному противнику какфашистская Германия на начальном этапе Великой отечественной войны.
В исследовании авторомбыли использованы историко-генетический и историко-сравнительный методы.
Так, например,историко-генетический метод в исследовании был применен в анализе развитиясоветской промышленности и связанного с ней напрямую становления бронетанковых войск,выявлены сущностные причины взаимообусловившие их стремительное развитие.
Историко-сравнительныйметод в работе может быть применим к исследованию динамики роста влияниябронетанковых войск на обороноспособность Красной Армии вплоть до начала ВеликойОтечественной войны.
Таким образом,рассмотренный перечень источников и литературы, а также методов исследования порассматриваемой проблеме, дает возможность сделать вывод, что события,связанные с развитием советского танкостроения в период от образования СССР доначала Великой отечественной войны, получили достаточное освящение как всоветской, постсоветской, так и в зарубежной литературе.
Однако, все же, целый рядвопросов необходимо подвергнуть определенной степени пересмотра и анализа.Поэтому есть необходимость вновь вернуться к исследованию развития советскоготанкостроения в довоенный период сквозь призму времени.
/>/>
2. СОСТОЯНИЕ ВОЕННОЙОТРАСЛИ СТРАНЫ В 20-е гг. XX в.
Период 20-х гг. XX векаохватывает годы гражданской войны, а также годы восстановления и реконструкциинародного хозяйства молодой Советской республики. Он характерен созданиемпервых образцов советских танков, накоплением конструкторского и производственногоопыта.
Вооруженная борьба в годыгражданской войны и иностранной интервенции носила решительный характер. Обестороны применяли наиболее активные формы ведения войны, стремясь к полномуразгрому противника, что в свою очередь определяло высокую маневренностьдействий войск. Необходимость в широком маневре диктовалась также и тем, чтовоенные действия развернулись на обширной территории при сравнительноограниченном количестве сил, которыми располагали борющиеся стороны.
На формы и способыведения вооруженной борьбы оказывало влияние и то обстоятельство, чтоорганизация и строительство Вооруженных Сил Советской республики осуществлялисьв ходе войны. Белогвардейцы же формировали свои вооруженные силы под прикрытиеминостранных интервентов, вторгшихся на территорию России, и при их всестороннейпомощи. Кроме того, контрреволюция опиралась на кадровых офицеров бывшейцарской армии. В лагере контрреволюции оказалась также значительная частьказачества, которое имело хорошую военную подготовку и постоянно действующеевоенно-административное устройство [41, с.74]. Однако у сил контрреволюцииотсутствовала прочная и широкая поддержка среди народа. В короткий срок быласоздана Красная Армия, которая, несмотря на разруху в стране, оснащаласьнеобходимым вооружением, в том числе бронеавтомобилями, бронепоездами, а затеми танками.
На III ЧрезвычайномВсероссийском съезде Советов в марте 1918 года В.И. Ленин говорил, что всовременной войне «… берет верх тот, у кого величайшая техника,организованность, дисциплина и лучшие машины...» [26, с.215].
Это ленинское положениелегло в основу деятельности партии и правительства по созданию броневых силмолодой Республики Советов. В начале 1918 г. был организован первый центральный орган управления бронечастями — Центральное броневое управление(Центробронь).
Уже к октябрю 1918 годаармия имела на вооружении 23 бронепоезда и 37 броневых отрядов, в которыхнасчитывалось 150 броневых автомобилей, а в 1920 году было сформировано 52бронеотряда и 103 бронепоезда [30, с.57].
Броневой автомобильныйотряд обычно имел четыре бронеавтомобиля, из них три пулеметных и одинпушечный, два-три мотоцикла, четыре автомашины и ремонтные средства [7, с.223].В отряде насчитывалось до ста человек. Первые броневые отряды предназначалисьдля усиления кавалерийских полков и дивизий. В сентябре — октябре 1918 года приобороне Царицына несколько таких отрядов впервые были объединены в отдельнуюброневую колонну. Этим наметилась линия на самостоятельное применение броневых частей.
Бронеотряды ибронепоезда, явившись предшественниками танковых войск, сыграли важную роль вборьбе против иностранной военной интервенции и в гражданской войне 1918-1920годов. Бронепоезда и бронеавтомобили успешно применялись на всех фронтах гражданскойвойны. Наличие броневых частей не только усиливало мощь стрелковых икавалерийских соединений, но и положительно влияло на их моральное состояние.
Однако одних бронепоездови бронеавтомобилей было недостаточно для борьбы с мощными соединениями интервентов,вооруженных самым современным по тому времени вооружением и техникой, в томчисле и танками. В 1919 году В.И. Ленин поставил перед машиностроителями задачу- в кратчайший срок приступить к постройке своих, советских танков. В конце1919 года завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде по заданию правительстваприступил к проектированию и производству легкого танка [43, с.39]. В тевремена Сормовский завод считался одним из самых мощных предприятийотечественной промышленности. В конце 1919 года на заводе «Красное Сормово»были разработаны чертежи и технология производства бронированных машин. Танксоздавался совместно с Ижорским заводом, изготовлявшим броню, и Московскимавтомобильным заводом АМО изготовившим двигатель [4, с.67].
31 августа 1920 года изворот завода «Красное Сормово», вышел первый советский танк, названный «Борецза свободу тов. Ленин» (Приложение 1). Он прошел официальные испытания ипоступил на вооружение Красной Армии. Танк имел массу 7 т, вооружен 37-ммпушкой, одним пулеметом, бронирование толщиной 8-16 мм, максимальная скорость 8,5 км/ч. Этот танк превосходил по вооружению подобные иностранныетанки, имевшие только пулеметное вооружение. Всего построено 17 таких танков икаждый из них имел свое название: «Парижская Коммуна», «Красный борец», «ИльяМуромец» [39, с.77]. Они приняли участие в боях на фронтах гражданской войны.
Создавая танки, советскоетанкостроение отыскивало новые оригинальные пути развития. В 1919 г. инженер Максимов разработал первый в мире проект сверхлегкого одноместного танка –«щитоноски». Этот танк, вооруженный пулеметом и защищенный противопульнойброней, должен был весить 2-2,5 т, при мощности двигателя 29 кВт, скоростьмогла достигать 17 км/ч [39, с.79].
В 1920 г. был организован конкурс на лучший проект танка. Первую премию за разработку плавающего танкаприсудили проекту Ижорского завода. Однако развертывание танкостроения дляразрушенной промышленности было необычайно трудной задачей, так как все силыбыли мобилизованы на восстановление разрушенной промышленности и поднятиясельского хозяйства.
Таким образом, Советскоегосударство в условиях разрухи, голода, тяжелой гражданской войны создалохорошие и современные по тем временам танки, что царская Россия сделать несмогла.
Для укомплектованияпервых танковых частей Красной Армии использовались и трофейные танки,захваченные у интервентов в различное время. Так, весной 1919 года под Одессойу французов были отбиты малые танки типа «Рено», а на Украине захваченыанглийские большие танки типа «Риккардо». Одну из захваченных машин бойцы 2-йУкраинской советской армии прислали в Москву в подарок В.И. Ленину. Танкдемонстрировался на Красной площади в день 1 Мая [31, с.24].
Осенью 1919 года двадесятка больших английских танков были отбиты у деникинцев. Большие и малыетанки интервентов оказались в числе трофеев при разгроме Юденича ибелогвардейцев на севере России. В декабре 1919 года и в январе 1920 годавойска Южного фронта захватили большое количество танков при освобожденииРостова-на-Дону, несколько машин различных типов было отбито у Врангеля ибелополяков [6, с.729].
Таким образом, в 1920году сложились условия, позволившие приступить к формированию танковых отрядов.
Первый штат танковогоотряда был утвержден приказом Реввоенсовета 28 мая 1920 года. В отрядвключались три танка, несколько автомашин, мотоциклы и железнодорожный состав[36, с.29]. Наличие подвижного состава позволяло быстрее и без затратмоторесурсов выдвигать танки на нужное направление. Кроме того, учитывались итехнические возможности танков, которые не могли еще совершать длительныхмаршей.
В наступлении танкииспользовались только для непосредственной поддержки пехоты. Атака проводиласьобычно под прикрытием артиллерийского огня или бронепоездов. Впервые танкиКрасной Армии участвовали в бою 4 июля 1920 года у станции Зябки, в районегорода Полоцк. При поддержке огня бронепоезда и артиллерии они совместно спехотой прорвали оборону врага [10, с.113]. Удар танков и пехоты был развитконницей и бронеавтомобилями, которые обеспечили преследование отступавших впанике войск противника.
Танки применялись и приосвобождении столицы Грузии Тифлиса 25 февраля 1921 года. Этот бой такжеотличался хорошо организованным взаимодействием танков с пехотой ибронепоездами. Как и в бою под Полоцком, бронепоезда отвлекали на себяартиллерийский огонь противника, тем самым помогая танкам успешнее выполнитьбоевую задачу [39, с.85].
Опыт использования в годыгражданской войны бронесил, в частности танков, был всесторонне исследован.Советское военное искусство в основном дало верную оценку новому роду войск исделало все возможное для его дальнейшего совершенствования. Уже в сентябре1920 года была выпущена инструкция по применению танков, в которойпредусматривалось их использование для прорыва укрепленных позиций противника,уничтожения проволочных и других видов заграждений, огневой поддержки своих войск,уничтожения связи и сообщений в тылу противника, захвата и удержанияукрепленных пунктов до подхода своих войск и др. В атаку танки должны были идтипри поддержке огня артиллерии. Основным их назначением являласьнепосредственная поддержка пехоты. Предусматривалось использованиебронированных машин в обороне, а также для нанесения контратак [45, с.55].Несовершенство танков того времени, прежде всего, недостаточная скорость ималый запас хода, исключало возможность их использования для развития успеха. Инструкциясвидетельствует о том, что уже тогда советская военная мысль предвидела роль изначение бронесил — предшественников современных танковых войск.
Значительный вклад всоздание советских танковых войск внесли работники управлений и ведомств, возглавившихстановление броневых сил республики, Л.Е. Земеринг, Г.С. Котовский, Г.В. Един,М.С. Огоньян и многие другие.
Вопросы военногостроительства после окончания гражданской войны обсуждались на партийныхсъездах и пленумах Центрального Комитета партии, где и были в конечном счетеопределены основные пути и формы развития Советских Вооруженных Сил с учетоммеждународного положения Советского государства, возможного характера будущейвойны и экономических возможностей страны.
Наибольшее значение вопределении программы развития Советских Вооруженных Сил имели решения X съездаРКП(б). Съезд, определяя пути строительства Вооруженных Сил, указал нанеобходимость укрепления партийно-политических органов, повышения ихруководящей роли в армии и на флоте. Съезд решил сохранить политический аппаратКрасной Армии в том виде, как он сложился за три года войны, улучшить иукрепить его организацию, усилить связь с местными партийными организациями,при сохранении, однако, полной самостоятельности аппарата [19, с.263].
Для многих командиров иполитработников военная служба стала постоянной профессией. В связи с этим Xсъезд РКП(б) постановил: «Обратить исключительное внимание советских, партийныхи профессиональных учреждений и организаций на необходимость всемерного улучшенияпостановки военно-учебного дела во всех отношениях» [19, с.263]. В соответствиис этим решением подверглась реорганизации система военно-учебных заведений.
В решениях съезда такжебольшое внимание уделялось укреплению и дальнейшему развитию специальныхтехнических частей (артиллерийских, пулеметных, автоброневых, авиационных,инженерных и др.) и восстановлению Военно-Морского Флота.
Однако для осуществлениянамеченной программы военного строительства в период восстановления народногохозяйства необходимо было сначала провести демобилизацию Красной Армии, котораяи завершилась к концу 1924 года. В результате ее численность сократилась до 562тыс. человек [5, с.186].
Вследствие разрухи,голода в СССР, упадка промышленности после гражданской войны техническоеоснащение Красной Армии не отвечало в должной мере уровню развития военногодела. Для более высокой степени технического оснащения Красной Армии, особеннотанками и самолетами, нужна была тяжелая индустрия.
Становление советскихтанковых войск, как и других родов войск, осуществлялось в тесной связи сразработкой не только военной теории маневренной войны, по и исходя изэкономических возможностей молодого советского государства.
2 июня 1926 годакомандованием РККА и руководством Главного управления военной промышленностью(ГУВП) ВСНХ была принята трехлетняя программа танкостроения. В основусоображений о количестве и качестве боевых машин, которые требовалось создать,были положены расчеты затрат, необходимых для прорыва укрепленной обороны противникана участке 10 км силами двух дивизий с возможностью развития успеха на глубинудо 30 км и выхода на оперативный простор [3, с.146].
План-минимум программыпредусматривал оснащение одной дивизии батальоном танков сопровождения, авторой — батальоном «пулеметок сопровождения» (танкеток). При этом количествотанков в батальоне принималось из расчета трехротного состава по 16 танков вроте, что с учетом «запасных» танков, ротного и батальонного резерва, а такжефлагманской машины командира батальона составляло 69 машин [15, с.142].Спрогнозировав (по опыту Первой мировой и Гражданской войн) возможные потеританков в течение года боевых действий, а также предусмотрев создание учебнойтанковой роты, разработчики программы увеличили заказ до 112 танков.Организация и боевой состав батальона «пулеметок сопровождения» предполагалисьаналогичными. При утвержденной стоимости одного танка без вооружения на уровне8 тыс. руб., а танкетки на уровне 6 тыс. руб., вся программа-минимум с учетомее выполнения в течение 3-х лет (до декабря 1930 года) могла достичь суммы в 5млн. руб. [35, с.84].
Программа — максимум,работы по которой должны были начаться годом позднее, предусматривала созданиедополнительно батальона «маневренных» танков на случай встречи с полевымиукреплениями полного профиля. При этом задача маневренных танков состояла внейтрализации и подавлении крупных узлов сопротивления, а также (при выходе наоперативный простор) — разрушения коммуникаций противника, в то время как танкии танкетки сопровождения должны были развивать успех совместно с пехотными иконными подразделениями РККА. Количество маневренных танков в батальонепредполагалось 55 штук, что вкупе с учебным взводом из 5 танков увеличивалотребуемое их число до 60. Стоимость одного маневренного танка не должна былапревышать 50 000 руб. [35, с.85-86].
В реализации этойтрехлетней программы и увидели свет первые советские серийные танки.
В 1927 г. на вооружение Красной Армии поступает танк МС-1 или малый танк сопровождения пехоты (Т-18)(Приложение 2). Он был вооружен полуавтоматической 37-мм пушкой и двумяпулеметами, расположенными во вращающейся башне. Толщина брони корпусасоставляла 8-16 мм, максимальная скорость танка — 16,5 км/ч. Оригинально решение конструкции моторно-трансмиссионной группы: главный фрикцион, коробкапередач, механизм поворота (простой дифференциал с тормозами на полуосях) находилисьв одном картере с двигателем (моноблок) и работали в масляной ванне. Ввидуэтого конструкция была компактна, что позволило уменьшить размеры и массу танка[51, с.111]. Для своего времени МС-1 был совершенной боевой машиной.
В этот период создаются танкеткиТ-17, Т-23 и средний танк ТГ.
Согласно трехлетнейпрограмме танкостроения, в рамках «плана – минимум», предусматривалось созданиедо декабря 1930 года батальона «пулеметок сопровождения» («пулеметовсопровождения»), как именовали в этом документе танкетки. Поэтому в 1926 годуКБ ОАТ начинает работы по проекту легкого одноместного разведывательного танка«Лилипут» [28, с.95]. Проект был неплохо сбалансирован, но требовал созданияспециальной ходовой части и двигателя. К проекту возвращались неоднократно, нодальше его обсуждения на разных уровнях дело не двигалось. 3 марта 1928 годапод руководством заведующего моторной лаборатории А.П. Кушка при участии Л.Я.Лальмена, а также инженеров С.А. Гинзбурга и Э. Гроте состоялась защита проектановой танкетки. В качестве базы для нее использовали узлы ходовой части итрансмиссии опытного танка сопровождения Т-16. Бронекорпус был заимствован оттанка «Лилипут». В качестве силового агрегата использовался двухцилиндровыйдвигатель воздушного охлаждения, являвшийся как бы «половинкой» двигателя Т-16[50, с.30]. Гусеничная цепь была резинометаллической.
Корпус танкетки,получившей индекс Т-17 (Приложение 5) (часто именовавшейся как и предшественник– «Лилипут»), был клепаный на каркасе. В рубке располагался водитель,являвшийся одновременно и стрелком из пулемета, который монтировался правеепродольной оси (был также пушечный вариант танкетки).
Изготовление первогообразца Т-17 затянулось, и он был готов лишь к осени 1929 года. Несмотря нанеполадки, танкетка была испытана пробегом в январе 1930 г., а затем — в июне того же года, и показала лучшую подвижность, чем танк Т-18, однако одним изнаиболее крупных недостатков танкетки стал одноместный кузов. Поэтому одна изтрех танкеток, заказанных к лету 1930 г., должна была стать уже двухместной.Второй вариант Т-17 имел резиновую гусеницу типа «Кегресс» (Приложение 6).Серийное производство Т-17 сочли нецелесообразным и было принято решение опродолжении работ над двухместной танкеткой с использованием стандартных узловТ-18 [50, с.31].
В 1929-1930 гг.появляется проект танкетки Т-21, ставшей логическим продолжением Т-17. Т-21,классифицировавшаяся как «малая разведывательная танкетка», очень напоминалаТ-17, но имела экипаж в 2 человека, усиленную броню (13 мм) и катки от Т-18. Двигатель мощностью 20 л.с. и трансмиссия заимствовались от Т-17. Но уже наэтапе рассмотрения проектных данных скорость ее движения и характеристикипреодоления препятствий оказались недостаточными, поэтому проект принят не был[49, с.17].
В 1930 г. по заданию штаба РККА и с учетом опыта работ над Т-17 появляются проекты двухместных танкетокТ-22 и Т-23, классифицировавшихся как «большая танкетка сопровождения» [47,с.438]. Их отличия состояли в двигательной установке (Т-22 проектировалась подоригинальный четырехцилиндровый двигатель, а Т-23 под двигатель танка Т-20), атакже в размещении членов экипажа (на Т-22 они размещались «в затылок», а наТ-23 — в ряд). Каждый проект обладал своими достоинствами и недостатками, нодля изготовления приняли Т-23, как наиболее дешевый и реальный в постройке(Приложение 7). Первый образец Т-23 имел корпус из простого железа и двигательот Т-18 (40 л.с.), но для второго специально передали двигатель отнедостроенного Т-20 и заказали еще четыре. Изготовлялись все танкетки на второмавтозаводе ВАТО (директор — С.Ф. Иванов), причем работы по Т-23 были проведенытам в удивительно сжатые сроки и с хорошим качеством [14, с.27]. Однако приизготовлении танкетка подверглась многочисленным доработкам, что изменило еепочти неузнаваемо. Длина корпуса была увеличена почти на 300 мм. Вместо опорных и поддерживающих катков Т-18 применили таковые от Т-19. Ввели новуюоблегченную гусеницу с новым ведущим колесом, поскольку старые не обеспечивалидостижение скорости движения 40 км/ч. Однако даже такой улучшенный варианттанкетки оказался неудовлетворительным, поскольку по цене был сравним с танкомТ-18, а версия, оснащенная башней, даже превысила ее (более 59 000 руб. безвооружения), что не позволило развернуть в должной мере их серийное производство[50, с.31]. И если по танкам сопровождения трехлетняя программа была дажеперевыполнена, то по танкеткам не была выполнена вообще, и закупка вВеликобритании лицензии на производство танкетки «ВКЛ» (именовалась поаббревиатуре фирмы-изготовителя «Виккерс-Карден-Ллойд») стала реальным выходомиз сложившейся тупиковой ситуации.
Теперь следует перейти кистории создания средних танков рассматриваемого периода более подробно.
Решение о создании«маневренного танка» было принято в 1927 году, когда исполнение плана-минимуматрехлетней программы стало в основном вырисовываться. Техзадание на него быловыдано КБ ОАТ 17 ноября. В качестве базового завода для освоения серийногопроизводства танка был выделен Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) им.Коминтерна, на котором образовывалось специальное танковое КБ с перспективойрасширения впоследствии объема выпуска на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ)[15, с.151].
Общее руководствоработами по танку осуществлял главный конструктор ГКБ ОАТ С. Шукалов; ответственнымисполнителем проекта стал ведущий конструктор секции гусеничных машин В.Заславский; моторно-трансмиссионное отделение танка проектировал А. Микулин. ОтХПЗ за создание танка отвечали зам. главного инженера ХПЗ М. Андриянов изаместитель начальника тракторного цеха В. Дудка. Непосредственное руководствоработами по маневренному танку на ХПЗ осуществлял инженер С. Махонин [16,с.141].
КБ ХПЗ создавало ходовуючасть нового танка, получившего индекс Т-12. В разработке были заняты известныевпоследствии конструкторы: Н. Кучеренко, В. Дорошенко, А. Морозов, М. Таршинов,И. Алексеенко.
Компоновка Т-12 былаподобна американскому Т1.Е1. с двухъярусным расположением очень мощноговооружения — 45-мм длинноствольной пушки или 60-мм (57-мм) гаубицы и трехпулеметов. В качестве силовой установки предполагалось использоватьпеределанный авиадвигатель «Испано» мощностью 200 л.с. [29, с.105-106].
Однако в процессепроектирования и изготовления танк был изменен. Девятигранная главная башня,макет которой был установлен на эталоне, была заменена на цилиндрическую,имевшую большую вместимость (от танка Т-24). Вместо двигателя «Испано» заводу«Большевик» в феврале 1929 г. был выдан заказ на отечественный танковый двигательмощностью 180 л.с. Но таковой построен не был, поскольку «Большевик» лихорадилоот программы выпуска МС-1 и потому было принято решение по установке на танкеотечественного авиамотора М-6 с пониженной до 180-200 л.с. мощностью. Для него были заново спроектированы коробка передач и ленточные тормоза [29,с.107].
Начало изготовления Т-12датируется 13 октября 1928 г. Танк был собран 15 октября 1929 г, но его дооборудование продлилось до зимы, и лишь к началу апреля он начал совершать пробежкипо заводскому двору (Приложение 3). Корпус танка для удешевления опытной машиныи ускорения ее создания был изготовлен из простой стали. Но собранный танксильно отличался от проекта. Он стал длиннее и нес измененную ходовую часть[12, с.34].
Из найденных в РГВАотчетов по испытаниям Т-12 самый ранний датируется 2 апреля 1930 года. В отчетеуказано, что танк прошел своим ходом 2 км по мягкому грунту, после чего остановился по причине поломки в трансмиссии. Время работы двигателя составило 33минуты, время чистого движения — 21 минута. Далее в документах прослеживается,как танк одолевал все более дальние расстояния. Вообще же отмечалось, что танкпо мягкому грунту движется легко и плавно, но перегревается коробка передач,кипит вода и отказывает в работе 2-я скорость (для предотвращения чего накоробке был поставлен дополнительный стопор). Кроме того, столкнулись с неприятнымявлением соскакивания правой гусеницы при поворотах на мягком грунте [32,с.36].
11 июля на испытанияприбыли Наркомвоенмор тов. Ворошилов, Начальник УММ тов. Халепский и начальникТехнического управления УММ тов. Бокис. От ХПЗ на испытаниях присутствовалитов. Махонин и тов. Владимиров. Несмотря на присутствие титулованных гостей,танк вел себя хорошо. Отмечалось, что легко достигалась скорость по твердомугрунту 26 км/ч и более (при краткосрочном повышении оборотов двигателя до 2000об/мин скорость превысила 30 км/ч). Легко преодолевались окопы шириной 2 м даже на песчаном грунте. На мягком грунте танк осилил подъем 35-36 градусов на первой передаче[51., с.129].
Кроме того, на этииспытания танк впервые вышел с пулеметом. Поскольку пулемет ДТ подан вовремя небыл, для танка приспособили станковый пулемет Кольта в шаровой установкеШпагина. При стрельбе из данного пулемета отмечалась хорошая меткость (даже находу в цель попало более 60% пуль). Но были и недостатки: вновь слеталагусеница от налипания грунта на ленивец, после 20 переключений коробка передачсбрасывала скорости, а также после расходования 90 литров бензина он прекращал поступать к двигателю по непонятным причинам (хотя в баке ещенаходилось около 130 литров) [51, с.130]. Но в целом танк был признансоответствующим требованиям и рекомендован для принятия на вооружение с учетомисправления замеченных недостатков.
Вопреки высказываниямнекоторых авторов, что орудие для маневренного танка было готово только к 1932году, следует отметить, что 45-мм пушка Соколова была подана уже в июне 1930года и установлена на Т-12, на котором ее опробование проходило 12 июля 1930 г.[40, с.169].
К концу июльскихиспытаний Т-12 на полигон был доставлен и новый маневренный танк Т-24, решениеоб изготовлении которого было принято еще в 1929 г. Главным аргументом создания этого танка стал недостаточный запас хода Т-12, не позволявшийприменять его для операций на вражеских коммуникациях, а также высокая цена. Вчастности рекомендовалось изготовить для танка новый бронекорпус; довести егобоевой вес до 17,5 т.; уменьшить толщину брони борта до 20 мм, а брюха и крыши — до 8 мм, резко увеличив запас бензина и усилив вооружение. Изготовлениенового корпуса было поручено Ижорскому заводу [8, с.125].
В техзадании напереработку конструкции танка было указано и его новое имя — Т-24. Помимоустановки новых бензобаков, которые разместили в надгусеничных полках (подобноТ-18), танк был дополнен курсовым пулеметом в передней части корпуса, слева отводителя; таким образом, его экипаж увеличился на одного человека.
Первые три Т-24(Приложение 4) были изготовлены к исходу июля 1930 года и один из них былотправлен на испытания для сравнения с Т-12.
Первый день испытаний (24июля 1930 года) не принес никаких неожиданностей, но и восторгов тоже. Танк велсебя почти не отличаясь от Т-12. Через три дня было назначено опробованиеорудия, которое вместе с башней переставили с Т-12, и тут случилось ЧП. 26 июля1930 года у танка, двигавшегося по мягкому грунту с орудием и боекомплектом в10 снарядов, вдруг загорелся двигатель. «… тов. Владимиров остановил танк,помог экипажу покинуть машину, открыл мотор и сбил 75% пламени штатнымогнетушителем, после чего одел противогаз и, забравшись в моторное отделение,полностью потушил огонь песком и собственной одеждой...» — так описывается этотслучай в донесении о происшествии Наркомвоенмору тов. Ворошилову [49, с.19].Танк был спасен, но для дальнейших испытаний был необходим его ремонт. Башня свооружением вновь вернулась на Т-12, где орудие было сломано. Кстати 45-ммпушка Соколова, установленная в 1930 г. в танке как временная мера до освоения45-мм «системы ОАТ танковой полуавтоматической пушки ГУВП обр. 1925 г.», утвержденной Журналом Арткома от 18.6.1926 N 693, оказалась очень неудачной для танка ипотому она практически не производилось (есть предположение, что было выпущеновсего два 45-мм танковых орудия Соколова). Пушка же системы ОАТ осваиваласьзаводом № 8 еще почти два года. Проектированием 57-мм гаубицы занимался П.Сячинтов. Он создал для своего времени революционную конструкцию, однако заказна ее изготовление подтвержден не был и многие технические решения, заложенныев ней, увидели свет только в 76,2-мм пушке ПС-3 [29, с.156].
Серийным производствомТ-24 должны были заниматься ХПЗ и ЧТЗ. На 1930/31 год был запланирован выпуск200 машин, но как было модно в те годы, руководством ГУВП были принятывстречные обязательства и план вырос до 300. Произвели же их много меньше — 24танка (28 шасси, 25 бронекорпусов и 26 башен) [20, с.95]. Почему так произошло?Принято считать, что танк обладал рядом серьезных недостатков, помешавших егомассовому производству, однако истина лежит, видимо, в иной плоскости.
В фондах РГВА найденапереписка т.т. Халепского, Заславского и Ворошилова (ноябрь 1930 — февраль 1932гг.), из которой можно понять, что глава УММ был очарован «танком ГРОТТО». Вчастности он отмечал лучшие вооружение, плавность хода, легкость в управлении,обзор и даже… простоту изготовления этого танка по сравнению не только сТ-12/Т-24, но и с танками «… американца Кристи, которые я видел в прошлом годув Америке» [13, с.168]. При этом тов. Заславский, отвечавший за Т-24, сетовалКлиментию Ефремовичу на малое внимание к освоению серийного выпуска изделияХПЗ. А тов. Ворошилов, отвечая Заславскому, чтобы тот обходился собственнымисилами, интересовался у Халепского: «… когда же новый и необходимый танк(Гроте) наконец появится в частях Красной армии?» [13, с.169]. Это продолжалосьпрактически целый год. Завод сидел без финансирования и материалов, аначальство ждало окончания испытаний танка Гроте, потом изучало и обобщало ихрезультаты и т.д. Но танк ТГ принят на вооружение не был, а мощности ХПЗ ужебыли заняты новым заказом — освоением того самого танка Кристи, которыйнезадолго до того был отвергнут тов. Халепским. История же первого советскогосерийного среднего танка на этом кончается.
В 1928 г. создается управление механизации и моторизации Красной Армии. В это же время партией иправительством ставиться вопрос о кадрах для нового рода войск.
В 1930 г. при военно-технической академии им. Ф.Э. Дзержинского был сформирован факультет механизации имоторизации РККА, на базе которого в 1932 году развертывается Академиямеханизации и моторизации Красной Армии, Краснознаменная Академия бронетанковыхвойск имени Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского. Она стала главнымучебным и научным центром танковых войск Советской Армии. В 1930 г. на базе Московской школы автотехников развернута школа танковых техников, котораявпоследствии преобразована в училище [21, с.119].
Таким образом, в этотпериод наиболее массовыми были легкие танки с пушечно-пулеметным вооружениемнебольшого калибра, противопульным бронированием и сравнительно невысокимискоростями движения. Такие танки были приспособлены для выполнения задачнепосредственной поддержки пехоты. В этот период был получен и накоплен опытконструирования и производства танков.
/>/>
3 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТАНКОВОЙПРОМЫШЛЕННОСТИ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОВОЕННЫХ ПЯТИЛЕТОК
Усиление военнойопасности, агрессивные устремления фашистской Германии и милитаристской Япониив тридцатые годы требовали осуществления неотложных мер по укреплению СоветскихВооруженных Сил.
В мае 1929 года VВсесоюзный съезд Советов утвердил первый пятилетний план развития народногохозяйства, наметивший широкую программу социалистического преобразованиястраны. Главная задача этого плана состояла в том, чтобы превратить СССР изотсталой аграрной страны в индустриальную державу, способную реконструироватьвсе отрасли промышленности, перевести раздробленное сельское хозяйство на путькрупного коллективного земледелия, создать необходимые экономические итехнические предпосылки для дальнейшего укрепления Советских Вооруженных Сил[40, с.182].
Развернутая программавоенного строительства была дана в постановлении ЦК ВКП(б) «О состоянии обороныСССР» от 15 июля 1929 г. «Пятилетний план развития народного хозяйства, — говорилось в постановлении, — создает благоприятные условия для значительногокачественного и количественного повышения обороны СССР. Поскольку истекшеепятилетие дало в строительстве Вооруженных Сил возможность заложить прочныеосновы организации армии, постольку во втором пятилетии должна быть созданасовременная военно-техническая база для обороны» [15, с.265].
Следует отметить, что вцелом, в годы первых пятилеток в СССР была создана материальная базу дляпроведения технической реконструкции армии и флота.
Уже в начале 30-х годовотчетливо проявились тенденции и перспективы развития более совершенных видоворужия, новых типов артиллерийских орудий, танков, авиации, средств связи,транспорта и т. д. Военно-научная мысль учитывала эти тенденции, роль и местоновых видов боевой техники и оружия в будущей войне, а также состояние инаправление развития вооружения армий вероятных противников Красной Армии.
Начало 30-х гг. XX в.также характеризуется быстрым ростом танковых войск. Расширяется производстволегких танков БТ и Т-26, танкеток Т-27, малых плавающих танков Т-37, Т-38,средних — Т-28, а затем и тяжелых — Т-35. Уже к концу 1932 года Красная Армия получилана вооружение более 1000 боевых машин Т-26 и около 400 БТ. К концу второйпятилетки (1937 год) танковый парк Красной Армии составлял более 6780 Т-26 иоколо 5000 БТ [43, с.161].
Главное требованиевоенной доктрины в области военного строительства сводилось к тому, чтобыпротивопоставить средствам и способам ведения войны вероятных противников неменее мощные по своему составу средства вооруженной борьбы, а также самыеэффективные способы их применения. В наиболее концентрированном видевоенно-техническая сторона военной доктрины 30-х годов была отражена впятилетних планах строительства Советских Вооруженных Сил.
Основные направленияпервого пятилетнего плана строительства Красной Армии были определены впостановлении ЦК ВКП(б) «О состоянии обороны СССР» от 15 июля 1929 г. В области военно-технической политики Центральный Комитет партии поставил задачу наряду смодернизацией существующего вооружения добиться в течении ближайших двух летполучения опытных образцов, а затем и внедрения в армию современных типовартиллерийских орудий, танков и самолетов. При разработке и пересмотре планавоенного строительства в 1931 г. ЦК ВКП(б) и Советское правительствопотребовали от Реввоенсовета СССР руководствоваться следующими положениями: а)по численности — не уступать нашим вероятным противникам на главнейшем театревойны; б) по технике — быть сильнее противника по решающим видам вооружения:самолетам, артиллерии и танкам [45, с.149].
В качестве первоначальнойглавной задачи предусматривалось полностью перевооружить армию новейшимиобразцами боевой техники и оружия, обратив особое внимание на развитиеартиллерийской, бронетанковой и авиационной техники, а также автоматическогострелкового оружия. Одновременно ставилась задача значительно поднять боевуюмощь Военно-Морского Флота.
Благодаря огромномунапряжению сил всего советского народа первый пятилетний план военногостроительства был выполнен и перевыполнен. Однако решить за одну пятилеткуосновные проблемы технической реконструкции Советских Вооруженных Сил былоневозможно.
В первой половине 30-хгодов XX века организуются специализированные (по видам боевой техники)научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и лаборатории, которыеразвернули работу по созданию новых видов вооружения.
Для непосредственногоруководства техническим перевооружением Красной Армии в июле 1929 г. учреждается должность начальника вооружений РККА. До 1931 г. ее занимал И.П. Уборевич, затем М.Н. Тухачевский, который одновременно являлся заместителем Наркома по военным иморским делам. В ноябре того же года было образовано специальное управление всистеме центрального военного аппарата, ведавшее вопросами моторизации имеханизации Красной Армии. Начальником управления стал И.А. Халепский [23,с.179]. Проведенные организационные мероприятия способствовали болеецелеустремленной работе военного ведомства в решении задач техническогоперевооружения, и в частности в выработке правильных взглядов на характерсовременного вооружения и тактико-технических требований к боевой технике.
Широкие масштабыиндустриализации в Советском Союзе были куплены большой ценой. Государствоплатило жизненным уровнем населения, опустив его очень низко. На внешнем рынкепродавались титанические запасы золота, платины, алмазов. Шло откровенноеограбление церквей, монастырей и музеев. На экспорт шли иконы, драгоценныекниги, картины великих мастеров, коллекции бриллиантов, сокровища музеев ибиблиотек. Советское правительство отправляло на экспорт лес, уголь, никель,марганец, нефть, хлопок и многое другое. Несмотря на возникший в начале 30-хгодов голод, случаи каннибализма, в эти страшные годы за рубеж продавались по 5млн. тонн хлеба каждый год [13, с.216]. Не считаясь с жизненными интересамисвоего народа, партия и правительство под руководством И.В. Сталина делало всевозможное для производства совершенного вооружения.
В предвоенные годыодновременно совершенствовались все виды вооружения и боевой техники.
С чем Советский Союзпришёл к началу войны, насколько страна, ее вооруженные силы были готовы котражению вражеской агрессии — ответ на этот вопрос необходимо искать, в первуюочередь, в состоянии и степени развития нашей экономики и промышленности — основы обороноспособности государства.
Третий пятилетний план(1938-1942 гг.) являлся естественным продолжением второго и первого.Промышленность возросла за четыре года первой пятилетки в 1,5 раза, намеченноеувеличение на вторую пятилетку в 2,1 раза практически завершилось ростом в 2,2раза. XVIII съезд ВКП(б) утвердил рост выпуска промышленной продукции за пятьлет в 1,9 раза [41, с.193].
К июню 1941 года валоваяпродукция промышленности составила 73%, а грузооборот железнодорожного транспорта- 87% от уровня, намеченного на конец 1942 года. Было введено в действие 2900новых заводов, фабрик, электростанций, шахт, рудников и других промышленныхпредприятий [28, с.204].
Если взятькапиталовложения в их денежном выражении, то план предусматривал создание новыхи реконструкцию старых предприятий на сумму в 182 миллиарда рублей против 103миллиардов рублей во второй и 39 миллиардов в первой пятилетке [28, с.205]. Изэтого видно, что с учетом имевшегося в последние годы удорожания строительствавводилось в действие производственных мощностей больше, чем за двепредшествовавшие пятилетки, вместе взятые.
В докладе XVIII съездуВКП(б) об очередном плане развития народного хозяйства отмечалось, что в ходевыполнения прошлых планов пришлось, ввиду осложнения международной обстановки,вносить серьезные поправки в развитие тяжелой индустрии, значительно увеличивнамеченный темп подъема оборонной промышленности. По плану третьей пятилеткипо-прежнему особенно быстро шла вперед тяжелая и оборонная промышленность [15,с.273].
Ежегодный выпускпродукции всей промышленности возрастал в среднем на 9,2%, а обороннойпромышленности — на 33% [28, с.209]. Ряд машиностроительных и других крупныхзаводов был переведен на производство оборонной техники, развернулосьстроительство мощных специальных военных заводов.
Работа велась по всемнаправлениям. По сравнению с 1939 г. объем военной продукции увеличился болеечем на 24,7%. Всего за 1939 г. и первую половину 1941 г. советская промышленность произвела свыше 71 тыс. орудий и минометов, 16,5 тыс. боевыхсамолетов, 7,1 тыс. танков, более 178 тыс. пулеметов и автоматов. В эти годыбыли созданы новые типы боевой техники [28, с.210].
Чтобы крупные оборонныезаводы имели все необходимое и обеспечивали осуществление заданий, тудапосылались опытные специалисты и работники.
Таким образом, сэкономической точки зрения, налицо был факт форсированного развития обороннойпромышленности.
Этот стремительный рост взначительной степени достигался ценой исключительного трудового напряжениямасс, во многом происходил за счет развития легкой промышленности и другихотраслей, непосредственно снабжавших население продуктами и товарами.
В промышленной, обороннойсфере было много трудностей — в связи с огромным размахом строительстваощущалась нехватка квалифицированной рабочей силы, недоставало опыта в освоениипроизводства нового оружия и организации его массового выпуска [28, с.214].
В целом созданные за дведовоенные пятилетки и особенно в три предвоенных года огромные производственныемощности обеспечивали основу обороноспособности страны.
С военной точки зренияисключительное значение имело ускоренное развитие промышленности в восточныхрайонах, создание предприятий-дублеров по ряду отраслей машиностроения,нефтепереработки и химии. Здесь сооружались три четверти всех новых доменныхпечей, вторая мощная нефтяная база между Волгой и Уралом, металлургическиезаводы в Забайкалье, на Урале и Амуре, крупнейшие предприятия цветнойметаллургии в Средней Азии, тяжелой индустрии на Дальнем Востоке, автосборочныезаводы, алюминиевые комбинаты и трубопрокатные предприятия, гидростанции [28,с.215].
Материальные резервы,заложенные накануне войны, преследовали цель обеспечить перевод хозяйства навоенный лад и питание войск до тех пор, пока хозяйство не заработает целиком нанужды войны. С 1940 по июнь 1941 года общая стоимость государственныхматериальных резервов увеличилась с 4 миллиардов до 7,2 миллиарда рублей [22,с.185].
Сюда входили резервыпроизводственных мощностей, топлива, сырья, энергетики, черных и цветныхметаллов, продовольствия. Эти запасы, заложенные накануне войны, хотя и былидовольно скромными, помогли народному хозяйству, несмотря на тяжелый 1941 год,набрать в скором времени быстрые темпы развития.
Внеочередная IV сессияВерховного Совета СССР в сентябре 1939 года приняла «Закон о всеобщей воинскойобязанности». По новому закону в армию призываются лица, которым исполнилось 19лет, а для окончивших среднюю школу призывной возраст устанавливается в 18 лет.Для более совершенного овладения военным делом были увеличены срокидействительной службы: для младших командиров сухопутных войск и ВВС — с двухдо трех лет, для всего рядового состава ВВС, а также рядового и младшегокомсостава пограничных войск — до четырех лет, на кораблях и в частях флота — до пяти лет [15, с.287].
Выполнение третьегопятилетнего плана, заданий в области тяжелой и оборонной промышленности, атакже угроза военного нападения на СССР требовали увеличения количестварабочего времени, отданного народному хозяйству. В связи с этим ПрезидиумВерховного Совета СССР 26 июня 1940 года принял Указ «О переходе навосьмичасовой рабочий день, на семидневную неделю и о запрещении самовольногоухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» [15, с.288]. Была созданасистема подготовки квалифицированной рабочей силы в ремесленных ижелезнодорожных училищах, школах фабрично-заводского обучения, готовивших всреднем около 800 тысяч человек в год [28, с.223].
В середине 1940 года,Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об ответственности за выпускнедоброкачественной продукции и за несоблюдение обязательных стандартовпромышленными предприятиями» [15, с.299]. Вводились строгие меры,способствовавшие улучшению руководства предприятиями, укреплялись дисциплина,ответственность и порядок.
Государственный аппарат,управление промышленностью претерпели серьезные изменения, стали гибче,ликвидировалась громоздкость, излишняя централизация. Наркомат обороннойпромышленности был разделён на четыре новых наркомата — авиационной,судостроительной промышленности, боеприпасов, вооружения. Наркоматмашиностроения был разделён на наркоматы тяжелого, среднего и общегомашиностроения.
Были созданы новыенародные комиссариаты (автомобильного транспорта, строительства и др.), имевшиепрямое отношение к укреплению обороны страны. Перестроена работа Экономсоветапри СНК СССР. На его базе были созданы хозяйственные советы по обороннойпромышленности, металлургии, топливу, машиностроению и т. д.
Все эти изменениявызывались возросшим объемом работы, требованиями подготовки к активной оборонеот агрессии, возможность которой нарастала с каждым месяцем.
Применительно к условиямвремени, а также в связи с новым «Законом о всеобщей воинской обязанности»реорганизовался и центральный военный аппарат, местные органы военногоуправления. В автономных республиках, областях и краях были созданы военныекомиссариаты, введено в действие новое положение об их деятельности.
Большие, принципиальныевопросы в Наркомате обороны рассматривались на Главном военном совете КраснойАрмии. Особо важные вопросы обычно докладывались и решались в присутствии И.В.Сталина и других членов Политбюро ЦК ВКП(б) [13, с.227].
Решением ЦК партии иСоветского правительства от 8 марта 1941 года было уточнено распределениеобязанностей в Наркомате обороны СССР.
Руководство КраснойАрмией осуществлялось наркомом обороны (К.Е. Ворошилов (1925-1940), С.К.Тимошенко (07.05.1940-19.07.1941) через Генеральный штаб, его заместителей исистему главных и центральных управлений.
В районе р. Халхин-Гол натерритории МНР в мае — сентябре 1939 происходили бои междусоветско-монгольскими и японо-маньчжурскими войсками вовремя вооруженного конфликта,развязанного Японией с целью захвата части территории МНР. 11 и 14 мая японскоекомандование осуществило вооруженные провокации на границе с МНР небольшимигруппами японо-маньчжурских войск, а 28 мая силой около 2500 чел. при поддержкеартиллерии и авиации [25, с.43]. Однако каждый раз монгольские и советскиевойска, находившиеся в МНР в соответствии с договором о взаимной помощи,отбрасывали захватчиков на маньчжурскую территорию. К концу июня японскоекомандование подтянуло к границам МНР крупную группировку войск (1 пехотнаядивизия, 2 пехотных полка, 2 танковых полка, 3 кавалерийских полка),насчитывавшую 38 тыс. чел., 310 орудий, 135 танков, 225 самолётов, с цельюокружить и уничтожить советско-монгольские войска на восточном берегуХалхин-Гол. Советско-монгольские войска (1 танковая, 3 мотоброневые, 1стрелково-пулемётная бригады, 2 мотострелковых полка и 2 кавалерийские дивизииМНР), в командование которыми вступил комдив Г.К. Жуков, занимали оборону навосточном берегу Халхин-Гол и насчитывали 12,5 тыс. штыков и сабель, 109орудий, 186 танков, 266 бронемашин и 82 самолёта [25. с.74]. Используячисленное превосходство, японские войска 2 июля перешли в наступление, в ночьна 3 июля форсировали Халхин-Гол и захватили гору Баян-Цаган, создав угрозу окружениясоветско-монгольских войск. Оказывая упорное сопротивление,советско-монгольские войска ударами с трёх направлений контратаковалипереправившегося противника и после ожесточённых боев 4-5 июля отбросили врагана восточный берег Халхин-Гол и захватили на нём плацдармы. Японские войска8-11 и 24-25 июля атаковали позиции советско-монгольских войск, но успеха недобились.
В начале августа японскоекомандование приступило к подготовке нового наступления, 10 августасосредоточенные на захваченной части территории МНР японо-маньчжурские войскабыли сведены в 6-ю армию под командованием генерала О. Риппо (2 пехотныхдивизии, 1 пехотная бригада, 2 танковых полка, 4 отдельных батальона, 3кавалерийских полка), насчитывавшую до 75 тыс. чел., 500 орудий, 182 танка,свыше 300 самолётов. Наступление намечалось начать 24 августа.Советско-монгольские войска были сведены в 1-ю армейскую группу подкомандованием комкора Г. К. Жукова (1 мотострелковая и 2 стрелковые дивизии, 2танковые, 3 мотоброневые, 1 стрелково-пулемётная и 1 авиадесантная бригады, 2монгольские кавалерийские дивизии и кавалерийский полк), насчитывавшую около 57тыс. чел., 498 танков, 385 бронемашин, 542 орудия и миномёта, 515 самолётов [2,с.178]. Монгольскими войсками руководил маршал Х. Чойбалсан. Замыселсоветско-монгольского командования заключался в нанесении ударов по флангамгруппировки противника с целью её окружения и уничтожения в районе междуХалхин-Гол и государственной границей. 20 августа советско-монгольские войскаперешли в наступление и после упорных боев к исходу 23 августа окружилиосновные силы 6-й японской армии, 24-25 августа велись бои по расчленению иуничтожению окруженной группировки. 31 августа территория МНР была полностьюочищена от противника. 4 и 8 сентября подошедшая японская пехотная дивизияпыталась вновь вторгнуться на территорию МНР, но была отброшена с большимипотерями. В ходе воздушных боев советская авиация нанесла тяжёлое поражениеяпонской авиации. Всего с мая по сентября потери японских войск составили около61 тыс. чел. убитыми, ранеными и пленными, потери советско-монгольских войск —свыше 18,5 тыс. чел. Япония обратилась к Советскому правительству с просьбой оперемирии и 16 сентября боевые действия были прекращены. 17121 чел. былнагражден орденами и медалями, 70 чел. удостоено звания Героя Советского Союза,в том числе лётчики С. И. Грицевец, Г. П. Кравченко, Я: В. Смушкевич былиудостоены этого звания вторично [25, с.311]. Орденами было награждено 24советские соединения и части. Советские войска получили значительный опыт,особенно по использованию танков и авиации и их взаимодействию со стрелковымивойсками. Поражение Японии серьёзно повлияло на внешнеполитические позиции еёправительства и удержало её от выступления против СССР в годы Великой Отечественнойвойны 1941-45.
Таким образом,индустриализация СССР и общее экономическое развитие позволили улучшитьтехническое оснащение Красной Армии. Бесспорно, это сказалось и на развитииотечественной бронетанковой техники, подготовке кадров и их организационномоформлении. В результате мощь советской армии возросла. В 1938автобронетанковые войска получили некоторый боевой опыт у озера Хасан, а затемна р. Халхин-Гол (1939) и в советско-финляндской войне 1939-40. Исходя изполученного опыта, были разработаны и к 1940 приняты на вооружение танки сболее мощной бронёй и более мощным вооружением (средний танк Т-34 и тяжёлыйтанк КВ).
Список использованных источников
1 Архипова М.А. Бронетанковая техника СССР Второй мировойвойны [Текст]: [научное издание]. – М.: АСТ, 2005. – 208 с.
2 Барятинский М. Советские танки в бою [Текст]: [научноеиздание]. – М.: «Эксмо», 2006. – 384 с.
3 Берхин И.Б. Военная реформа в СССР (1924-1926 гг.) [Текст]: [научное издание]. – М.: Наука, 1958. – 321 с.
4 Бессараб А.Н. В прицеле – танки [Текст]: [научноеиздание]. – М.: Мысль, 1980. — 175 с.
5 Бубнов А.С. О Красной Армии [Текст]: [научное издание]. –М.: Воениздат, 1958. – 489 с.
6 Века А.В. История России [Текст]: [учебное пособие]. –Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2003. – 1056 с.
7 Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг. Краткаяистория [Текст]: [научное издание] / Под ред. И.В. Павлова, И.Г. Желтова. — М.: Воениздат, 1970. – 386 с.
8 Вознюк В.С., Шапов П.Н. Бронетанковая техника [Текст]:[научно-популярное издание]. – М.: ДОСААФ СССР, 1987. – 387 с.
9 Вопросы стратегии и оперативного искусства в советскихвоенных трудах (1917-1940 гг.) [Текст]: [научное издание]. – М.: Воениздат,1965. – 578 с.
10 Геллер М., Некрич А. История России: 1917-1995 [Текст]:[научное издание]. – М.: «МИК», 1996. – 398 с.
11 Галкин Ф.И. Танки возвращаются в бой [Текст]: [научноеиздание]. – М.: Мысль, 1983. — 285 с.
12 Голушко И.М. Танки оживали вновь [Текст]: [научноеиздание]. – М.: Наука, 1976. — 191 с.
13 Гуль Р. Красные маршалы [Текст]: [научно-популярноеиздание]. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 494 с.
14 Гуляев В.Г. Человек в броне [Текст]: [научное издание]. –М.: Наука, 1969. — 152 с.
15 Деятельность Коммунистической партии по созданию иукреплению Советских Вооруженных Сил (1917-1941 гг.) [Текст]: [научноеиздание]. – М.: ВПА, 1958. – 511 с.
16 Дроговоз И.Г. Танковый меч страны Советов [Текст]:[научное издание]. – Мн.: Харвест, 2004. – 478 с.
17 Записная книжка маршала Ф.И. Голикова [Текст] // Новая иновейшая история — 2004. — № 2. – С. 21-46.
18 История второй мировой войны 1939-1945. – Т.2. – М.: МГУ,1974. – 467 с. – С. 191.
19 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций ипленумов ЦК [Текст]: [сборник документальных решений КПСС]. — Т.2. — М.:Политиздат, 1970. – 360 с. – С. 233.
20 Кочетков Д. С закрытыми люками [Текст]: [научноеиздание]. – М.: Наука, 1971. — 254 с.
21 Крупченко И.Е. Военная история [Текст]: [научноеиздание]. — М.: Воениздат, 1971. – 417 с.
22 Кузнецов Н.Г. Накануне [Текст]: [научное издание]. – М.:Военное издательство министерства обороны СССР, 1969. – 336 с.
23 Кузьмин П.Ф. На страже мирного труда (1921-1940 гг.)[Текст]: [научное издание]. — М.: Воениздат, 1959. – 392 с.
24 Майский И.М. Испанские тетради [Текст]: [научноеиздание]. – М.: Международные отношения, 1974. — 197 с.
25 Новиков М. Победа на Халхин-Голе [Текст]: [научноеиздание]. — М.: Мысль, 1971. – 325 с.
26 О современной войне [Текст]: [сочинения В.И. Ленина] //Ленин В.И. Полное собрание сочинений. — Т.34. – 307 с. — С. 215.
27 О работе Ф. Энгельса «Ати-Дюринг» [Текст]: [сочиненияВ.И. Ленина] // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. — Т.39. – 318 с. — С.245.
28 Осьмачко С.Г., Лушников А.М. Развитие СоветскихВооруженных Сил в межвоенный период (1921-1941 гг.): опыт и уроки [Текст]:[научное издание]. – Ярославль: ЯВЗРКУ ПВО, 1992. – 277 с.
29 Плотников С.Е., Савченко И.Ф. Оружие победы [Текст]:[научно-популярное издание]. — М.: Наука, 1986. – 404 с.
30 Пятьдесят лет Вооруженных Сил СССР [Текст]: [научноеиздание] — М.: Воениздат, 1968. – 431 с.
31 Ротмистров П.А. Бронемашины [Текст]: Очерки об историиразвития и боевом применении. — М.: ДОСААФ, 1970. — 95 с.
32 Ротмистров П.А. Стальная гвардия [Текст]:[научно-публицистическое издание]. – М.: Воениздат, 1984. – 271 с.
33 Ротмистров П.А История военного искусства [Текст]:[научное издание]. — Т.1. — М.: Воениздат, 1963. – 528 с.
34 Ротмистров П.А. Танки на войне [Текст]:[научно-популярное издание]. – М.: ДОСААФ, 1970. – 95 с.
35 Ротмистров П.А. Время и танки [Текст]: [научно-популярноеиздание]. – М.: Воениздат, 1972. – 336 с.
36 Свирин М. Броня крепка. История советского танка 1919-1937[Текст]: [научное издание]. — М.: «Яуза», «Эксмо», 2005. — 384 с.
37 Свирин М. Броневой щит Сталина. История советского танка1937-1943 [Текст]: [научное издание]. – М.: «Яуза», «Эксмо», 2007. – 448 с.
38 Свирин М.Н. Артиллерийское вооружение советских танков1940-1945 [Текст]: [научное издание]. — М.: «Экспринт», 1999. — 40 с.
39 Саблин В.В., Чобиток В.А., Чобиток В.В. Бронетанковаятехника Советской Армии и армий вероятного противника [Текст]: [научноеиздание]. – М.: АСТ, 2001. – 465 с.
40 Советские вооруженные силы. История строительства [Текст]: [научное издание]. – М.: Воениздат, 1978. – 516 с.
41 Советские вооружённые силы 1918-1988 г. [Текст]: [научноеиздание] / Под ред. П.Н. Бобылёва. – М.: Издательство политической литературы,1987. – 522 с.
42 Советские танковые войска 1941-1945 [Текст]: [научноеиздание]. – М.: Военная литература, 1973. – 456 с.
43 Солянкин А.Г., Павлов М.В. Отечественные бронированныемашины. XX век [Текст]: [научное издание]. – Т.1: 1905-1941. – М.: Экспринт,2002. — 344 с.
44 Строков А.А. История военного искусства [Текст]: [научноеиздание]. — М.: Воениздат, 1966. – 508 с.
45 Триандафиллов В. Характер операций современных армий[Текст]: [научно-публицистический очерк]. — М., Госвоениздат, 1937. – 290 с.
46 Тюшкевич С.А. Советские Вооруженные Силы [Текст]: [научноеиздание]. — М.: Воениздат, 1978. – 377 с.
47 Холявский Г.А. Энциклопедия бронетехники. Гусеничныебоевые машины, 1919-2000 гг. [Текст]: [энциклопедически справочник]. – Мн.:Харвест, 2001. – 651 с.
48 Чемберлен Питер, Эллис Крис Британские и американскиетанки Второй мировой войны [Текст]: Иллюстрированная история бронетанковой техникиВеликобритании, США и стран Содружества 1933-1945 гг. – М.: Астрель, 2003. — 224 с.
49 Шмелев И. И гусеницы и колеса [Текст] / И. Шмелев //Техника молодежи. – 1980. — №3. – С. 15-21.
50 Шмелев И. Спутники пехоты [Текст] / И. Шмелев // Техникамолодежи. – 1980. — №4. – С. 28-39.
51 Шпаковский В.О. Танки эпохи тотальных войн 1914-1945 гг.[Текст]: [научное издание]. – СПб.: «Полигон», 2003. – 320 с.