Содержание
1. Концептуальныеосновы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ
2. Необходимостьсоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности, пользователи отчетнойинформации
3. Практическоезадание
Приложения
1.Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ
Реформированиебухгалтерского учета представляет собой процесс преобразований, происходящих вобласти бухгалтерского учета и вытекающих из общего процесса экономическихреформ в России, включая изменение системы общественных отношений, а такжегражданско-правовой среды. Реформирование включает разработку правил и нормпостановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, адекватныхтребованиям современной экономики.
Так, вусловиях плановой экономики существовала система бухгалтерского учета, котораябыла обусловлена общественным характером собственности и потребностямигосударственного управления экономикой. Главным потребителем информации,формирующейся в этой системе, выступало государство (в лице отраслевыхминистерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов).Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачивыявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.
Изменениесистемы общественных отношений, а также гражданско-правовой средыпредопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета.Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международнымистандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства РФот 6 марта 1998г. № 283, была разработана в связи с тем, что процессреформирования отечественной системы бухгалтерского учета в это время отставалот общего процесса экономических реформ в России.
Цельюреформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальнойсистемы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики имеждународными стандартами финансовой отчетности. Основные задачи реформызаключаются в следующем:
•сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезнойинформацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
• обеспечитьувязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциямигармонизации стандартов на международном уровне;
• оказатьметодическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной моделибухгалтерского учета.
В целяхприведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие стребованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовойотчетности реформа проводится по следующим основным направлениям:
• совершенствованиенормативного правового регулирования;
• формированиенормативной базы (стандарты);
• методическоеобеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
• кадровоеобеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышениеквалификации специалистов бухгалтерского учета);
• международноесотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях,взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработкустандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
Важнойсоставляющей нормативного обеспечения являетсясохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета. Главная задачасостоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного,рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ейфункций в конкретной экономической среде. Для этого необходимо обеспечитьнепротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным вмире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформировать модельсосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системыбухгалтерского учета, ввести процедуры корректировки бухгалтерской отчетности всвязи с инфляцией, пересмотреть допустимые способы оценки активов иобязательств, создать механизмы обеспечения открытости (публичности)бухгалтерской отчетности.
Совершенствованиенормативного правового регулирования включает не только создание нормативнойбазы бухгалтерского учета, но и обоснование законодательных актов в областигражданского (включая законы об организациях различных организационно-правовыхформ), финансового и налогового права и др.
Одним изитогов выполнения работы по реформированию бухгалтерского учета и финансовойотчетности в соответствии с международными стандартами явилось создание системынормативного регулирования бухгалтерского учета, где ключевым элементом сталаразработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) побухгалтерскому учету, внедрение их в практику. При этом осуществляетсяпереориентация нормативного регулирования, осуществляемого Министерствомфинансов Российской Федерации, с учетного процесса на бухгалтерскую отчетностьс акцентом на регулирование финансового учета.
Методическое обеспечение реформирования бухгалтерского учета(создание инструкций, методических указаний, комментариев) взаимоувязано снаправлением, которое связано с обучением бухгалтерских кадров. Первые итогиреформирования свидетельствуют о необходимости ознакомления с новыми правиламибухгалтерского учета не только руководителей, но и их заместителей, другихработников, задействованных в управлении организациями и их финансовымипотоками.
Развитиеметодического обеспечения организации бухгалтерского учета и становлениябухгалтерской профессии (бухгалтеров, консультантов, финансовых менеджеров идр.) предполагает усиление роли профессиональных организаций и прежде всегоИнститута профессиональных бухгалтеров России. Следует отметить, что ужесегодня все проекты положений по бухгалтерскому учету и других нормативныхдокументов, подлежащих утверждению Минфином России, разрабатываются егоспециалистами.
Гармонизациянациональной системы бухгалтерского учета с международными стандартамифинансовой отчетности включает соответствующие изменения в работе по подготовкеи повышению квалификации специалистов в области бухгалтерского учета.Поставлена задача улучшения качества подготовки кадров в учрежденияхначального профессионального образования, среднего специального и высшегообразования, где реализуются долгосрочные программы, а также создания системыпрофессионального ускоренного образования, обеспечивающего краткосрочныепрограммы подготовки и переподготовки. При этом система профессиональнойподготовки бухгалтерских кадров должна соответствовать государственнымобразовательным стандартам и содержать необходимые квалификационныехарактеристики по уровням профессионального образования.
Специфическойформой профессионального образования является проводимая в настоящее времяаттестация главных бухгалтеров (средних и крупных организаций), консультантовпо бухгалтерскому учету. По окончании установленного времени подготовкипроводится аттестация на возможность присвоения квалификационного аттестатапрофессионального бухгалтера, которая осуществляется профессиональнойорганизацией под контролем государства в лице Министерства финансов РФ.
Реформированиебухгалтерского учета невозможно без активного сотрудничества как с соответствующимиспециализированными международными организациями (Комитетом по международнымстандартам финансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров), так ис национальными организациями (стран СНГ, Франции, Германии и др.).
2. Необходимостьсоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности, пользователи отчетнойинформации
В условиях рыночных отношений резко возрастает значение достоверной иобъективной бухгалтерской отчетности, так как анализ ее показателей позволяетопределить истинное имущественное и финансовое положение организации.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность позволяет оценить общую стоимостьимущества, стоимость иммобилизованных и мобильных средств, материальныхоборотных средств, величину собственных и заемных источников средств организации.
Поданным бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается излишекили недостаток источников средств для формирования оборотных фондоворганизации, то есть определяется обеспеченность организации собственными изаемными источниками.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность дает возможность оценитькредитоспособность организации, то есть способность полностью и своевременнорассчитываться по обязательствам.
Бухгалтерская отчетность является информационной базой финансовогоанализа, результаты которого используются для управленияфинансово-хозяйственной деятельностью организации, для оценки эффективностидеятельности ее руководства, для выбора направлений инвестирования капитала.Финансовый анализ может выступать в качестве инструмента прогнозированияотдельных показателей и финансовой деятельности в целом.
Посредством бухгалтерской (финансовой) отчетности реализуется основнаязадача бухгалтерского учета — формирование полной и достоверной информации одеятельности организации и ее имущественном положении и представление этойинформации внутренним и внешним пользователям.
Основная целевая установка, преследуемая при составлении отчетности, —обеспечение необходимой информацией всех заинтересованных пользователейнезависимо от возможностей пользователя получить эту отчетность. Такая цельопределяется стремлением организации максимально расширить круг пользователей.
Заинтересованными пользователями информации, формирующейся вбухгалтерском учете и отражаемой в бухгалтерской отчетности, считаются лица,имеющие какие-либо потребности в информации об организации, обладающиедостаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить ииспользовать эту информацию, а также желающие изучать эту информацию.
Физические и юридические лица, являющиеся пользователями информации, условноделятся на две основные группы — внутренние и внешние (рис. 1).
Внутренние пользователи ведут свою деятельность в рамках данногоэкономического субъекта. Информация бухгалтерской отчетности используется ими,прежде всего для обоснования и принятия различных управленческих решений, дляразработки стратегии и тактики функционирования и развития организации.Внутренние пользователи, в отличие от внешних, располагают возможностьюиспользовать данные не только бухгалтерской отчетности, но и бухгалтерского,оперативного и статистического учета. Для внешних пользователей эта информациянедоступна, так как составляет коммерческую тайну организации.
Внешние пользователи в своей деятельности обособлены по отношению кданному экономическому субъекту, но нуждаются в информации о нем. Они могутиметь прямой или косвенный финансовый интерес к данной организации.
/>
Рис. 1 Состав внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности
Косвенный финансовый интерес возникает, когда у пользователей нет прямойфинансовой заинтересованности в результатах деятельности организации, но в силувозложенных на них контрольных функций или хозяйственных связей их интересуетотчетная информация для определения перспектив сотрудничества. К данной группеотносятся налоговые и финансовые органы, которые контролируют сбор налогов иформирование бюджетов различных уровней. Они заинтересованы в информации оналогооблагаемых показателях, которые в основной своей массе формируются вбухгалтерском учете и отражаются, в том числе в бухгалтерской отчетности.Обслуживающие банки и страховые организации на основании отчетных данныхоценивают возможность заключения договоров по расчетно-кассовому обслуживанию идоговоров страхования. Правительственные органы заинтересованы в информации поосуществлению возложенных на них функций: распределению ресурсов, регулированиюэкономики, разработке и реализации общегосударственной политики. Покупатели изаказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации.Аудиторские организации подтверждают достоверность бухгалтерской отчетности, атак как их услуги являются платными, то присутствует косвенный финансовыйинтерес в информации о финансовом положении и финансовых результатах клиентов.
Отдельную группу внешних пользователей бухгалтерской отчетностисоставляют пользователи без финансового интереса — органы статистики, арбитраж,биржи. Сбор и обработка отчетных данных являются обязательным атрибутом деятельностиэтих пользователей, возложенными на них обязанностями, выполнение которых несвязано с прямым или косвенным финансовым интересом.
Информационные потребности внешних пользователей бухгалтерской отчетностив силу их многочисленности различаются. Но все внешние пользователиориентируются, как правило, на публичную бухгалтерскую отчетность или, как еееще называют, бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Она доступнапользователям, не содержит сведений, относящихся к коммерческой тайне, иунифицирована по объему информации.
3. Практическое задание
реформирование бухгалтерский учет отчетность
Приведитепримеры фактов хозяйственной жизни по основаниям.
1 группа. Классификация по экономическому содержанию.
1) В зависимости от роли субъекта — факты действия(двусторонние) и факты события (односторонние).
Действия относятся к активным проявлениям роли субъекта,выполняются под его целенаправленным воздействием. Данной операции предшествуютдоговорные соглашения.
Например:поставка товарно-материальных ценностей поставщиком, счет (Приложение 1).
События возникают в результате случайных явлений без участияруководителей, а также можно отнести события, связанные с естественнымипроцессами.
Например:отражение потерь от стихийных бедствий, хищений и т. д., начисление амортизации оборудования.
2) По отношению к хозяйственной единице факты хозяйственнойжизни делятся на внутренние и внешние.
Внутренние ФХЖ описывают действия или события,протекающие в границах хозяйственной единицы, не выходят за рамки информационнойсовокупности своего предприятия и характеризуют агентские связи.
Например:отпуск материалов со склада в производство,путевые листы, кассовыеприходные (Приложение 2) и расходные (Приложение 3) ордера, акты,расчетно-платежные ведомости по заработной плате.
Внешние ФХЖ отражают корреспондентские связи, не ограниченныеконтурами предприятия и распространяющиеся на внешнюю среду, затрагивающиеинформационные совокупности других хозяйственных образований (предприятий,организаций) и физических лиц, не состоящих в штате данного хозяйствующегосубъекта.
Например:поступления материалов от поставщика, расчеты с бюджетом, товарно-транспортныенакладные (Приложение 4), счета-фактуры поставщиков, судебные и исполнительныедокументы и т. д.
3) По уровню обобщенности ФХЖ различают индивидуальные и агрегированные.
Индивидуальные описываются показателем,характеризующим только один объект учета.
Например:начисление заработной платы конкретному работнику за объем работы (Приложение5), выполненной на определенной производственной операции.
Агрегированные ФАЖ объединяют несколькоиндивидуальных, связанных общностью объектов учета.
Например:начисленная заработная плата работникам цеха, суммарный расход материалов заотчетный период.
4) В зависимости от длительности совершения факты хозяйственнойжизни классифицируются на моментальные,длительные и абсолютные.
Моментальные происходят в течение одного учетногопериода или цикла. Чаше всего такие ФХЖ носят разовый характер.
Например:принятие к учету материалов на склад, выдача из кассы заработной платы(Приложение 2).
Длительные ФХЖ осуществляются в течениенескольких учетных периодов.
Например:процесс распределения стоимости долгосрочных активов по периодам полезногофункционирования.
Абсолютные ФХЖ наступают вследствие истечениясроков исковой давности.
Например:списание невостребованных долгов.
5) Классификация ФХЖ по степени влияния на показателибухгалтерского баланса — 4 типа на валюту баланса и 3 типа — на величинусобственного капитала.
По степенивлияния на валюту баланса факты хозяйственной жизни подразделяются на ФХЖмодификации и ФХЖ пермутации.
ФХЖмодификации вызывают одновременное изменение как в составе активов, так иисточников их формирования (капитал и пассивы). Валюта баланса илиувеличивается, или уменьшается.
ФХЖпермутации не изменяют валюту баланса. Хозяйственные операции носятодносторонний характер: в результате ФХЖ происходит перераспределение или всоставе активов (левая сторона балансового уравнения), а источники незадействованы, или изменения имеют место на правой стороне (капитал и пассивы),в то время как активы в операции не участвуют.
3 типа — навеличину собственного капитала – доходы, расходы, инвестиции.
/>/>/>6) По сложности отражения в номенклатуре Плана счетов — простые исложные (один счет дебетуется и два кредитуются).
Например: Д41 К60 – получен товар;
Д 19 К 60 –отражен НДС.
2 группа. Классификация по юридическому признак.
С юридическойточки зрения факты хозяйственной жизни подразделяются на правомерные и неправомерные. Для правомерных характерны сделки, поступки и административные акты.
Сделки выполняются на основе договоров и соглашений. Впрактике хозяйственной деятельности они составляют основную массу ФХЖ.
Например:заключения договора купли-продажи.
В отличие отсделок поступки не являютсярезультатом целенаправленной деятельности субъекта управления.
Например:принятие к учету излишков ценностей на складе при инвентаризации.
Административные акты — являются следствием применениянормативно-регламентирующих и законодательных документов.
Например:государственная регистрация сделки с недвижимостью, отражение в учетеамортизации долгосрочно потребляемого имущества предприятия; удержание НДФЛ иззаработной платы; начисление налога на прибыль или имущество предприятия и т.д.
Неправомерные — ФХЖ, которые имели место в результатенарушений действующего законодательства, моральных и этических норм.
Приложение1
/>
Приложение 2
/>
Приложение 3
/>