Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет материалов на предприятии ОАО "Электротехмаш"

/>/>Введение
Производственныезапасы (сырье, материалы, топливо и др.), являясь предметами труда,обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственныйпроцесс организации, в котором они используются однократно. Себестоимость ихполностью передается на вновь созданный продукт, занимая при этом довольновысокий удельный вес.
Внастоящее время в условиях рыночной экономики определяющее значение приобретаюткачественные показатели, например, такие, как снижение удельных затрат сырья,материалов и топлива.
Этогоможно достигнуть увеличением использования прогрессивных конструкционныхматериалов, металлических порошков и пластмасс, заменой дорогостоящихматериалов более дешевыми, синтетическими без снижения качества продукции,сокращением отходов производства. Необходимо комплексно использовать природныеи материальные ресурсы, максимально устранять потери и нерациональные расходы,широко вовлекать в хозяйственный оборот вторичные ресурсы, а также попутныепродукты, особенно при строительстве.
Данныебухгалтерского учета должны содержать информацию для изыскания резервовснижения себестоимости продукции в части рационального использованияматериалов, снижения норм расхода, обеспечения надлежащего хранения материалов,их сохранности.
Цельюданной работы является разработка путей совершенствования учета материалов наОАО «Электротехмаш».
Задачамиработы являются:
1. Изучениена основе литературных источников теоретических основ учета;
2. Рассмотрениеэкономической характеристики предприятия;
3. Рассмотретьучета материалов на ОАО «Электротехмаш»;
4. Выявлениенедостатков и достоинств в учете материалов на ОАО «Электротехмаш».
1.  Теоретическиеосновы учёта материалов 1.1 Понятие и классификация материалов
Материалы используются вкачестве предметов труда при производстве продукции (выполнении работ, оказанииуслуг) и для управленческих нужд организации. Участвуя в процессе производства,материалы потребляются в каждом его цикле целиком, полностью перенося своюстоимость на продукцию (работы, услуги). Наряду с готовой продукцией и товарамиматериалы относятся к материально-производственным запасам (МПЗ).[8]
В отличие от основных средствматериальные ресурсы участвуют в процессе производства однократно и переносятсвою стоимость на вырабатываемый продукт полностью. Поэтому после каждогопроцесса производства их приходится возобновлять/>.Учет, хранение и рациональное использование материальных ресурсов играют важнуюроль в оптимизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Основными задачами учета в данном случаеявляются:
—правильноеи своевременное документальное оформление всех операций по движениюматериальных ресурсов;
—контрольза сохранностью материальных ресурсов в местах их хранения и на всех стадияхдвижения;
—контрольза соблюдением установленных норм расхода материальных ресурсов в процессепроизводства;
—своевременноевыявление излишков материальных ресурсов, подлежащих реализации другимпредприятиям, и др.
Необходимые условия действенногоконтроля за сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов:
—правильнаяорганизация материально-технического снабжения;
—хорошеесостояние складского и весоизмерительного хозяйства;
—использованиепрогрессивных норм расхода материальных ресурсов;
—наборлиц, материально ответственных за прием, сохранность и отпуск материальныхресурсов.[1]
Для правильной организации учетаматериальных ресурсов важное значение имеет их научно обоснованнаяклассификация, оценка и выбор единицы учета.
В зависимости от назначения в процессахизготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг) материалыподразделяются на группы:
•  сырьеи основные материалы;
•  вспомогательныематериалы;
•  покупныеполуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции, детали;
•  топливо;
•  тараи тарные материалы;
•  запасныечасти;
•  строительныематериалы;
•  прочиематериалы;
•инвентарь, инструмент и хозяйственные принадлежности.
Сырье и основные материалы входят всостав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, либо являются необходимымикомпонентами при изготовлении продукта труда.
Вспомогательные материалы используются впроизводстве продукции (например, для воздействия на сырье и основныематериалы, придания продукции определенных потребительских качеств) илипотребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействияпроизводственному процессу.
Покупные полуфабрикаты и комплектующиеизделия, конструкции, детали приобретаются для комплектования выпускаемойпродукции в промышленности, строительстве, при выполнениинаучно-исследовательских, конструкторских и технологических работ, требуютзатрат по обработке или сборке предметов труда. В производственном процессепокупные полуфабрикаты выполняют роль, аналогичную основным материалам.
Топливо предназначается дляэксплуатационно-технологических, хозяйственных нужд организации, для выработкиэнергии. К этой группе материалов относятся нефтепродукты, смазочные материалы,уголь, торф, дрова и т.п.
Тара и тарные материалы включаютпредметы, которые применяются для упаковки, хранения, транспортировкиматериалов и продукции (кроме хозяйственного инвентаря и основных средств),материалы и детали, предназначенные для изготовления тары и ее ремонта.
Запасные части предназначены дляпроизводства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования,транспортных средств.
К прочим материалам относятся отходыпроизводства, неисправимый брак, предметы, которые получены от демонтажа иразборки объектов основных средств, но не могут использоваться в качествесырья, материалов, топлива или запасных частей.
Под возвратными отходами понимаютсяостатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видовматериальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции(выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительскиекачества исходных ресурсов.
Инвентарь, инструмент и хозяйственныепринадлежности включают средства труда, предназначенные для производстватиповых видов продукции (выполнения работ, оказания услуг), которые учитываютсяв составе средств в обороте. К данной группе материальных ценностей относятся,в частности, специальная оснастка и специальная одежда.
Специальная оснастка объединяетспециальный инструмент, специальные приспособления, специальное оборудование.Специальный инструмент и специальные приспособления — это технические средства,обладающие уникальными свойствами и предназначенные для обеспечения условийизготовления конкретных видов продукции (выполнения работ, оказания услуг). Всостав специального инструмента и специальных приспособлений входят:инструменты, штампы, пресс-формы, изложницы, прокатные валки, модельнаяоснастка, другие виды активов рассматриваемой группы.
Специальное оборудование — многократноиспользуемые в производстве средства труда, которые обеспечивают условия длявыполнения нестандартных технологических операций. К названным активамотносятся: специальное технологическое оборудование, применяемое для выполнениянестандартных операций; контрольно-испытательные аппаратура и оборудование(стенды, пульты, макеты готовых изделий, испытательные установки),предназначенные для регулировок, испытаний конкретных изделий и сдачи ихзаказчику (покупателю); реакторное и другие виды специального оборудования.
Специальная одежда — средстваиндивидуальной защиты работников организации (специальная обувь, защитныеприспособления, в том числе комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты,тулупы, различная обувь, рукавицы, шлемы, и т.п.)[14]./>/> 1.2 Нормативно-правовое регулирование учета материалов
Информационной базой для регулированияучета материалов являются:
1.      Нормативные документы,касающиеся приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей:
• .Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96г.;
•  Положениепо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ МинфинаРФ № 34н от 29.07.98 г.);
• План счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению(Приказ Минфина РФ № 94н от 31.10.00 г.);
•  Методическиеуказания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ МинфинаРФ № 49 от 13.06.95 г.);
•  Положениепо бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01(Приказ Минфина РФ № 25н от 15.06.98 г.);
•  Основныеположения по учету тары на предприятиях, производственных объединениях и ворганизациях (Минфин СССР № 166 от 30.09.85 г.);
•  Инструкцияо порядке учета тары — оборудования (Минфин СССР № 127 от 30.09.82 г.);
•  Инструкцияо порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальнойобувью и другими средствами индивидуальной защиты (Постановление ГоскомтрудаСССР и Президиума ВЦСПС № ЮО/П-9 от 24.05.83 г.);
•  Унифицированныеформы первичной учетной документации по учету материалов (ПостановлениеГоскомстата РФ № 71а от 30.10.97 г.);
•  Унифицированныеформы первичной учетной документации по учету торговых операций (ПостановлениеГоскомстата РФ № 132 от 25.12.98 г.).
2.      Приказ об учетной политике.
3. Организационно – правовые документы.
4.      Первичные документы по оформлениюопераций с МПЗ.[3]
Операции движения материальных ценностейдолжны оформляться унифицированными формами первичной учетной документации,утвержденными Госкомстатом России по согласованию с Министерством финансов РФ,а при их отсутствии — отраслевыми формами, утверждаемыми соответствующимиминистерствами и иными органами исполнительной власти.
Если унифицированные и отраслевые формыпервичных документов не предусмотрены, то они разрабатываются и утверждаютсяорганизациями в соответствии с требованиями, сформулированными в Федеральномзаконе «О бухгалтерском учете» и других нормативных документах.
Ряднормативных документов предназначен для регулирования хозяйственных операций сотдельными видами материальных ценностей, такими, к примеру, как специальныйинструмент, специальные приспособления и специальная одежда, отходы производстваи потребления, драгоценные металлы и драгоценные камни[7].
К первичной документации по учетуматериалов относятся:
•  приходныеордера материалов (форма М-4);
•  актыо приемке материалов (форма М-7);
•  лимитно-заборныекарты (форма М-8);
•  требования-накладныена материалы (форма М-11);
•  накладныена отпуск материалов на сторону (форма М-15);
•  карточкиучета материалов (форма М-17);
• акты оприходованияматериалов, полученных при ликвидации основных средств (форма М-35);
•  актыо приемке товаров (формы ТОРГ-1-5);
•  товарныенакладные (формы ТОРГ-12, ТОРГ-13, ТОРГ-14);
•  актыо порче товаров (форма ТОРГ-15);
•  актыо списании товаров (форма ТОРГ-16);
•  журналучета товаров на складе (форма ТОРГ-18);
•  товарныйотчет (форма ТОРГ-29);
•  ведомостиучета выдачи спецодежды и спецобуви (форма МБ-8);
• договоры наприобретение материалов, передачу в переработку на сторону, передачу наответственное хранение и пр.
• акты инвентаризацииматериально-производственных запасов.[3]

1.3 Методика учетаматериалов
Материальные ценности принимаются кучету по фактической себестоимости, порядок исчисления которой различен похозяйственным операциям приобретения запасов, их отпуска в производство, инымфактам выбытия активов.
Фактическойсебестоимостью материалов, приобретенных за плату, признается сумма фактическихзатрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленнуюстоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренныхзаконодательством РФ).
Материально-производственные запасы, накоторые в течение отчетного года рыночная цена снизилась, или они моральноустарели либо полностью или частично потеряли свои первоначальные качества,отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по текущей рыночнойстоимости с учетом физического состояния запасов. Текущей ценой признаетсяцена, обычно взимавшаяся при сравнимых обстоятельствах за аналогичный товар вместе, где должна быть осуществлена передача товара. При необходимости возможноиспользование текущей цены, применявшейся в другом месте, которое может служитьразумной заменой, с учетом разницы в расходах по транспортировке товара.
При порче запасов, которые могут бытьиспользованы в организации или проданы (с уценкой), последние списываются и одновременноприходуются по рыночным ценам с уменьшением на сумму потерь от порчи.Организации следует произвести расчет и подтверждение текущей рыночнойстоимости материальных ценностей.
Определить фактическую себестоимостьматериалов непосредственно по мере их получения от различных поставщиковвозможно только при ограниченной номенклатуре материальных ценностей либо по ихосновным видам. Поэтому текущий учет запасов, как правило, ведется по учетнымценам [2].
Учетные цены разрешается применять ваналитическом бухгалтерском учете и местах хранения материалов.
В качестве учетных цен на материалыприменяются:
•  договорныецены; в этом случае другие расходы, входящие в фактическую себестоимостьматериалов, учитываются отдельно в составе транспортно-заготовительныхрасходов;
•  фактическаясебестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода(отчетного года); в подобном случае отклонения между фактической себестоимостьюматериалов текущего месяца и их учетной ценой учитываются в составе транспортно-заготовительныхрасходов;
•  планово-расчетныецены; при этом отклонения договорных цен от планово-расчетных учитываются всоставе транспортно-заготовительных расходов; планово-расчетные ценыразрабатываются и утверждаются организацией применительно к уровню фактическойсебестоимости соответствующих материалов; они предназначены для использованиявнутри организации;
•  средняяцена группы; в данном случае разница между фактической себестоимостьюматериалов и средней ценой группы учитывается в составетранспортно-заготовительных расходов; средняя цена группы — разновидностьпланово-расчетной цены; она устанавливается тогда, когда производитсяукрупнение номенклатурных номеров материалов путем объединения в одинноменклатурный номер нескольких размеров, сортов, видов однородных материалов,имеющих незначительные колебания в ценах.
При существенных отклоненияхпланово-расчетных цен и средних цен от рыночных они подлежат пересмотру; такиеотклонения не должны превышать, как правило, 10%.
Например, стоимость материалов,отпускаемых со складов (кладовых) организации в подразделения, на участки, вбригады, на рабочие места, в аналитическом учете, как правило, определяется поучетным ценам (без учета транспортно-заготовительных расходов)[10].
Фактическая себестоимостьматериально-производственных запасов, по которой они приняты к бухгалтерскомуучету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательствомРФ[4].
Синтетический учетматериалов на производственных предприятиях ведется на счете 10 «Материалы».
В соответствии с «Планом счетовбухгалтерского учета» синтетический учет материалов на счете 10 «Материалы»разрешается вести двумя способами;
— по фактической себестоимости;
— по учетным ценам.
При первом способе на счете 10«Материалы» отражаются все расходы по их приобретению и заготовке. При второмспособе дополнительно используют счета: 15 «Заготовление и приобретениематериальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Наличиедвух вариантов учета объясняется следующим. Фактическая себестоимостьзаготовления материалов состоит из двух частей:
— в стоимости собственно материалов согласно договору с поставщиком;
— затрат, непосредственно связанных с приобретением материалов, т. е.транспортно-заготовительных расходов (ТЗР).
Приформировании фактической себестоимости часто возникает временной промежутокмежду принятием к учету собственно материалов и поступлением расчетныхдокументов по транспортно-заготовительным расходам, непосредственно связанным сприобретением этих материалов. При отсутствии такого временного промежутка, атакже в случаях, когда эти события происходят в одном отчетном периоде или долятранспортно-заготовительных расходов несущественна, используют, как правило,первый вариант учета.
Впротивном случае появляется необходимость в обособленном учететранспортно-заготовительных расходов, и тогда наиболее приемлемым будет второйвариант учета.
Прииспользовании второго варианта учета оприходование материалов и их списание втечение отчетного периода осуществляют в оценке, основанной на примененииучетных цен, устанавливаемых предприятием согласно учетной политике.[12]
Методическимиуказаниями предусмотрены:
•договорные цены (без учета транспортно-заготовительных расходов);
•фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего отчетного периода;
•планово-расчетные цены, которые разрабатываются и утверждаются организациейприменительно к уровню фактической себестоимости соответствующих материалов;
•средняя цена группы.
Болеепредпочтительным будет тот вариант, который позволит обеспечить наименьшееотклонение фактической цены от учетной. В этом случае в течение отчетногопериода учетная информация о материалах является наиболее близкой к фактическойвеличине, что позволяет предприятию организовать более эффективное управлениезатратами.[9]
Всвязи с тем, что по большинству объектов учета порядок обработки информации нерегламентирован, предприятию приходится самостоятельно разрабатывать учетнуютехнологию и закреплять ее в соответствующих организационно-распорядительныхдокументах.
Приналичии материалов в пути порядок обработки информации на счете 15«Заготовление и приобретение материальных ценностей» значительноусложняется. В этом случае на начало отчетного месяца на счете имеетсядебетовое сальдо, которое отражает наличие материалов в пути. К ним относятматериалы, право собственности на которые перешло к покупателю исоответствующие расчетные документы получены покупателем, но сами материалы ещене поступили на его склад.
Рассмотримследующий порядок формирования информации по этому счету.
1.Определяется сальдо конечное (Ск) по счету 15. Оно соответствует материалам,находящимся в пути на конец месяца, и состоит из двух слагаемых. Первое равностоимости материалов, находившихся в пути на начало отчетного месяца и непоступивших на предприятие в течение этого месяца. Оно определяется путемвычитания из начального сальдо стоимости тех материалов, которые фактическипоступили на предприятие за отчетный период. Второе слагаемое равно стоимостиматериалов, расчетные документы на которые поступили в отчетном месяце, а самиматериалы остались в пути.
2.Подсчитывается оборот кредитовый (Ок) как сумма учетных цен материалов,фактически поступивших на предприятие за отчетный период.
3.Определяется оборот дебетовый (Од) путем вычитания из сумм фактических затратна приобретение материалов за отчетный период, отраженных по дебету счета 15,части этих затрат, относящихся к материалам, расчетные документы на которыепоступили в отчетном периоде, а сами материалы остались в пути.
4.Расчетным путем определяется величина отклонения фактических затрат наприобретение материалов от учетной цены:
/>
Еслисумма фактических затрат на приобретение материалов превышает их стоимость вучетных ценах, то отклонение признается положительным и отражается по кредитусчета. Если сумма фактических затрат на приобретение материалов меньше ихстоимости в учетных ценах, то отклонение признается отрицательным и отражаетсяпо дебету счета.[5]
Счет10 «Материалы» может иметь дебетовое сальдо, которое соответствуетостатку материалов на складе в учетных ценах на начало и конец отчетногомесяца.
Счет16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» предназначен дляобобщения информации об отклонениях в стоимости приобретенных материалов,исчисленной в фактической себестоимости заготовления и учетных ценах. Счетможет иметь дебетовое или кредитовое сальдо. Наличие дебетового сальдо свидетельствуето положительном отклонении фактической себестоимости материалов от учетнойцены, по которой материалы учитываются по дебету счета 10; наличие кредитовогосальдо — об отрицательном отклонении.
Следуетобратить внимание на то, что суммы отклонений, учитываемых на счете 16«Отклонение в стоимости материальных ценностей», подлежат списанию снего по всем направлениям движения материалов со счета 10«Материалы».[2]
Для обобщения информации о резервах подотклонения стоимости материальных ценностей, определившейся на счетахбухгалтерского учета, от рыночной стоимости предназначен счет 14 «Резервы подснижение стоимости материальных ценностей».
Резерв под снижение стоимостиматериальных ценностей создается по каждой единице материально-производственныхзапасов, принятой в бухгалтерском учете. Допускается создание резервов подснижение стоимости материальных ценностей по отдельным видам (группам)аналогичных или связанных МПЗ. Не допускается создание резервов по такимукрупненным группам (видам) материальных ценностей, как основные материалы,вспомогательные материалы, запасы определенного операционного илигеографического сегмента, а также если на отчетную дату текущая рыночнаястоимость продукции (работ, услуг), на которую использованы материалы,превышает фактическую себестоимость.[6].
В бухгалтерии производственногопредприятия, наряду с синтетическим учетом материалов, параллельно ведетсяаналитический учет. Существуют разные варианты аналитического учета материалов:сортовой, партионный, оперативно-бухгалтерский и др.
Сортовой способпредусматривает ведение учета в натурально-стоимостном выражении по видам исортам материалов.
На каждый вид и сорт материалов вбухгалтерии открывают карточки аналитического учета, в которых на основаниипервичных документов записывают операции поступления и расхода материалов. Этикарточки отличаются от карточек складского учета лишь тем, что учет материаловв них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. В конце месяцана основе итоговых данных всех карточек по каждому складу и предприятию в целомсоставляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитическогоучета и сверяют их с оборотами и остатками синтетического счета 10 «Материалы»и с данными карточек складского учета.
Партионный способ учетав основном применяют на предприятиях пищевой промышленности по тем видам сырьяи материалов, по которым необходим строгий контроль за сроками хранения ииспользования. Этот способ предусматривает составление (по каждой партиипоступивших материалов) партионной карты. В ней, в отличие от складскойпартионной книги (карты), указывается стоимость материала. Записи в партионнойкарте ведутся линейно-позиционным способом. В конце месяца партионные картысверяют с регистрами складского учета и обобщают в оборотной ведомости. Итогипоследней сопоставляют с данными синтетического учета.
Оперативно-бухгалтерский способ предусматриваетведение натурального учета материалов на складе. Работник бухгалтерии, принимаяотчеты от материально ответственных лиц непосредственно на складах, проверяетпо первичным документам правильность отражения их данных в регистрах складскогоучета. В бухгалтерии натурально-стоимостный учет не ведут, а применяют суммовойучет движения материалов.
В конце месяца на основании данныхскладского учета бухгалтер выписывает количественные остатки материалов покаждому виду в специальную сальдовую ведомость учета остатка материалов наскладе (без оборотов прихода и остатка). Затем бухгалтер осуществляеттаксировку и подсчет итогов остатков материалов по твердым учетным ставкамкаждой учетной группы материалов и в целом по складу.[5]
При отпуске производственных запасов впроизводство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:
— по себестоимостикаждой единицы;
— по средней себестоимости;
— по себестоимостипервых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО);
— по себестоимостипоследних по времени приобретения МПЗ (способ ЛИФО).
Какой-либо из перечисленных способов погруппе (виду) материалов должен применяться в течение отчетного года иотражаться в учетной политике организации [13].
Метод оценки материалов по себестоимостикаждой единицы основан на индивидуальной оценке материальных запасов,представляющей собой расходы на приобретение конкретного объекта. Прежде всегоэто относится к материалам, используемым предприятием в особом порядке(драгоценным металлам, драгоценным камням, взрывчатым веществам и т. д.), иматериалам, которые не могут заменять друг друга.
Метод оценки материалов по среднейсебестоимости традиционен для отечественной учетной практики. В течениеотчетного месяца материальные ресурсы, независимо от того, по каким ценам ониприобретались, учитываются и списываются на производство, как правило, потвердым учетным ценам. В конце месяца сюда же списывается соответствующая доляотклонений фактической себестоимости материальных ресурсов от учетных цен. При оценкематериалов по методу ФИФО применяют правило: первым пришел, первым ушел. Этоозначает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство,сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии,затем — по цене второй партии и т. д., в порядке очередности, пока не будетполучено общее количество израсходованных материалов за месяц.
При оценке материалов по методу ЛИФОприменяют другое правило: последним пришел, первым ушел. При этом методе напроизводство вначале списываются материалы по цене (себестоимости) последнейзакупленной партии, затем — по цене предыдущей и т.д.
В международной практике, наряду свышеперечисленными, применяются также другие методы оценки материальныхзапасов: ХИФО, ЛОФО, НИФО и др.
По методу ХИФО списание материаловпроисходит по принципу: вошедший по наивысшей стоимости выходит первым.Материальные ресурсы, числящиеся в запасе на складе на конец месяца,оцениваются по фактической себестоимости закупок с наименьшей стоимостью, а всебестоимости реализованной продукции учитывается стоимость закупок снаивысшей. Этот метод предназначен в основном для предприятий, которые имеютвысокую прибыль и стремятся уменьшить сумму налогов, чтобы тем самымоптимизировать свое финансовое состояние, снизив базу налогообложения.
В настоящее время у нас в стране этотметод перекликается с методом ЛИФО, так как применяемые цены в основном имеюттенденцию не к снижению, а к повышению. По методу ЛОФО списание материалов напроизводство происходит по принципу: вошедший по наименьшей стоимости выходитпервым. Этот метод в основном перекликается с методом ФИФО. Его целесообразноприменять для отражения в учете большей суммы прибыли, что способствуетпривлечению потенциальных инвесторов.
По методу НИФО применяют правило:следующим пришел, первым ушел. Это означает, что списание материалов напроизводство происходит в порядке очередности, начиная с цены второй закупленнойпартии. Остатки сырья и материалов на складах на конец месяца оцениваются поцене первой закупленной партии.[]
Подоговору дарения материалы списываются передающей стороной по фактическойсебестоимости (учетной цене, увеличенной на долю отклонений к стоимости этихматериалов или ТЗР, приходящихся на них)
Припродаже материалов физическим и юридическим лицам цена продажи определяется посоглашению сторон (продавца и покупателя). Материалы, как правило, должныпродаваться по рыночным ценам с учетом их физического состояния. Исчисление иуплата налогов к цене продаваемых (передаваемых) материалов осуществляютсяорганизацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством.[1]
/>2. Экономическая характеристикаОАО «Электротехмаш»
учет материал производственный запас
Открытое акционерное общество«Электротехмаш», учреждено в соответствии с действующим законодательствомРоссийской Федерации по решению учредителей — Физических лиц путем заключениядоговора, о его создании от 29 июля 1992 г.
Местонахождения ОАО «ЭТМ» и его почтовый адрес: 160026 г. Вологда, ул. Старое шоссе, 2.
ОАО«ЭТМ» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество(уставный капитал), отражаемое на его самостоятельном балансе, может от своегоимени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права,нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Обществоимеет гражданские права, несет обязанности, необходимые для осуществления любыхвидов деятельности, не запрещенных Федеральными законами.
ОАО«ЭТМ» имеет круглую печать, содержащую ее полное фирменное наименование нарусском языке и указание, на место его нахождения.
Уставныйкапитал составляет 21561 тыс. рублей и разделен на 18809 обыкновенных акций и2752 привилегированных.
ОАО«ЭТМ» является собственником принадлежащего ему имущества и денежных средств иотвечает по своим обязательствам собственным имуществом.
Обществоявляется коммерческой организацией, то есть оно было создано для полученияприбыли.
Предметомдеятельности является:
· производствотоваров народного потребления, а именно: электроотопительных приборов,электронагревательных приборов, вытяжек для кухонь, воздухоочистителей,различных видов вентиляторов и др.;
· производствопромышленного оборудования: стоек бесперебойного питания, приборов пожарнойсигнализации, вентиляторов для АЭС и др.
· выполнениеразовых типографских заказов.
Руководствотекущей деятельностью ОАО «ЭТМ» осуществляется единоличным исполнительныморганом Общества – директором. В его компетенцию входит:
· распоряжениеимуществом Общества;
· определениеформы, и системы оплаты труда работников;
· осуществлениеприема и увольнения работников Общества;
· организациявыполнения решений общего собрания акционеров;
· совершениелюбых других действий, необходимых для достижения целей деятельности Общества всоответствии с действующим законодательством и Уставом Общества, за исключениемвопросов, входящих в компетенцию других органов управления Обществом.
Высшим органом управления общества является Общее собраниеакционеров, которое утверждает Устав Общества, принимает решения по поводуувеличения уставного капитала, реорганизации или ликвидации Общества,определяет количественный состав наблюдательного совета, его состав и др.
Наблюдательныйсовет осуществляет общее руководство деятельностью Общества. Он определяетприоритетные направления деятельности Общества, утверждает материальную помощьработникам и ветеранам, занимается вопросами выплаты дивидендов и стоимостиакции.
Основныетехнико-экономические показатели представлены в таблице 2.2. Источникамиинформации являются данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях иубытках.

Таблица2.1 Технико-экономическиепоказатели деятельности ОАО «ЭТМ»Показатели 2008 г. 2009 г. Изменение Абсолютное Относительн. Выручка, тыс.руб. 55554 108452 52898 95,2 Себестоимость, тыс.руб. 44762 87317 42555 95,1 Убыток от продаж, тыс.руб. 2152 3166 1014 47,1 Среднесписочная численность работников, чел. 230 395 165 71,7 Производительность труда, тыс.руб./чел. 127,52 153,79 26,27 20,6 Годовой фонд оплаты труда, тыс.руб. 16398 27592 11194 68,3
Среднегодовая стоимость ОС, тыс.руб.
-собственные
-собственные + арендованные
186
7316,5
637
25605
451
18288,5
242
250
Фондоотдача, руб./руб.
-собственные
-собственные + арендованные
298,68
7,6
170,25
4,5
-126,43
-3,1
-42,3
-40,8
Фондоёмкость, руб./руб.
-собственные
-собственные + арендованные
0,0033
0,13
0,0052
0,22
0,0026
0,09
78,8
69,2
Фондовооружённость, тыс.руб./чел.
-собственные
-собственные + арендованные
0,81
31,81
1,61
60,46
0,8
28,65
98,8
90,1 Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб. 19802,5 35843,5 16041 81 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, оборотов 2,81 3,03 0,22 7,8 Дебиторская задолженность, тыс.руб. 8921 8398 -523 -5,9 Кредиторская задолженность, тыс.руб. 37181 32997 -4184 -11,3 Непокрытый убыток, тыс.руб. 163 3901 3738 2293,3 Общая рентабельность (убыточность), % 0,26 -3,95 -4,21 -1619,2

Еслиоценить полученные нами данные, то можно сказать, что экономическое положение ОАО«ЭТМ» по многим показателям ухудшилось.
Приросте выручки почти вдвое и отстающем темпе прироста себестоимости по отношениюк выручке, убыток от продаж увеличился на 47,1%, а непокрытый убыток возрос на2293,3%. Это связано с большими постоянными расходами. Вследствие этогодеятельность ОАО «ЭТМ» стала нерентабельной, и если в 2006 году рентабельностьсоставляла 0, 26%, то в 2007 году мы уже наблюдаем убыточность предприятия,которая составила 3,95%
Такжев отрицательных моментах нужно сказать, снизилась эффективность использованияосновных средств ОАО «ЭТМ» (как собственных, так и в совокупности сарендованными основными средствами). Однако, так как производство ведётся восновном за счёт арендованных основных средств, будем рассматривать показатели,рассчитанные для совокупности собственных и арендованных основных средствпредприятия. Фондоотдача основных средств ОАО «ЭТМ» снизилась на 40,8%,соответственно возросла фондоемкость на 69,2%.
Такжездесь следует отметить, что темп роста фонда оплаты труда (168,3%) опережаеттемп роста производительности труда (120,6%) на 47,7%, то есть наблюдаетсянеобоснованный перерасход фонда оплаты труда.
Кположительным моментам в деятельности ОАО «ЭТМ» можно отнести:
1. ростфондовооружённости труда на 90,1%, что связано с покупкой и взятием в арендунового оборудования;
2. выросна 7,8% коэффициент оборачиваемости оборотных активов предприятия, то естьоборотные активы стали использоваться более эффективно;
3. снизиласьдебиторская задолженность на 5,9%, что при почти двукратном увеличении выручкиговорит о повышении эффективности расчётов с дебиторами;
4. снизиласькредиторская задолженность на 11,3%, что стало возможным за счёт наиболееэффективного использования оборотных активов и повышении эффективности расчётовс дебиторами предприятием.
Такимобразом в целом экономическое положение ОАО «ЭТМ» ухудшилось, однако, в 2008 годубыли выявлены выше перечисленные тенденции, которые в дальнейшем могут привестик улучшению экономического положения предприятия.
3.Учет материалов в ОАО «Электротехмаш»
Учет материалов на ОАО «Электротехмаш»ведется на счете 10 «Материалы» по следующим субсчетам:
1.«Сырьеи материалы»;
2.«Покупныеполуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
3.«Топливо»;
4.«Тараи тарные материалы»;
5.«Запасныечасти»;
6.«Прочиематериалы».
7.«Материалы,переданные в переработку на сторону»;
8.«Строительныематериалы»;
9.«Инвентарьи хозяйственные принадлежности»;
10.«Специальнаяоснастка и специальная одежда на складе»;
12.«Специальнаяоснастка и специальная одежда в эксплуатации».
Синтетическийучет ведется по фактической себестоимости с использование для учетатранспортно-заготовительных расходов субсчета 10.ТЗР
В соответствии с учетной политикой ОАО«Электротехмаш» аналитический учет ведется оперативно-бухгалтерским способом, которыйпредусматривается распределение ответственности и полномочий персонала склада ибухгалтерии в осуществлении учета и контроля за ведением учета. В бухгалтерииорганизации не ведется количественный и суммовой учет движения материалов пономенклатуре и не составляются оборотные ведомости по видам материалов, аведется учет в денежном выражении по материально ответственным лицам (складам),балансовым счетам, субсчетам и группам материальных ценностей. Показателианалитического учета формируются по данным первичных учетных документов иреестров их приемки-сдачи и фиксируются в накопительных ведомостях, информациякоторых используется для составления групповых оборотных ведомостей и регистровсинтетического учета. 3.1 Учет поступления материалов
Для получения материалов со складапоставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу ОАО «ЭТМ»выписывается доверенность на их получение. Затем сопроводительные документы напоступившие покупателю грузы передаются в отдел материально-техническогоснабжения для приемки и оприходования материалов. На складе проверяетсясоответствие качества, ассортимента и количества материалов данным расчетных исопроводительных документов поставщика. Порядок и сроки приемки материалов по количествуи качеству устанавливаются специальными нормативными документами.
При перевозке грузов автотранспортомприемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортнойнакладной, получаемой от грузоотправителя.
Если поставка соответствует условиямдоговора, материально ответственным лицом на складе выписывается приходныйордер либо в сопроводительных документах поставщика проставляется штамп, воттиске которого содержатся обязательные реквизиты приходного ордера.
Например,ОАО «ЭТМ» приобрело у ООО «РИЦ» тупиковые упоры СК-2.02 зав. №№ 449-452 вколичестве 4 штук по цене 12885,60 рублей. При этом была выписана товарнаянакладная № 009 от 06.09.2004, при поступлении материалов заведующий складомОАО «ЭТМ» на основании выданной доверенности (приложение 1), расписался вполучении материалов и оприходовал их, заполнив приходный ордер (приложение 2).При получении товарной накладной делаются следующие проводки:
Д10К60 –51542,40руб.- отражена задолженность ОАО «ЭТМ» перед ООО «РИЦ» за приобретенныематериальные ценности;
Д19К60 -9277,63руб.- выделен НДС по приобретенным материалам.
Припоступлении материалов, приобретенных подотчетными лицами за наличный расчет,основанием для оформления приходного ордера являются товарный чек, квитанцияприходного кассового ордера, акт (справка) о покупке на рынке или у населения.
Например,ОАО «ЭТМ» 25 августа 2007г. приобрело у Семенова В.Н. шланги высокого давлениядля лущильной линии в количестве 20 штук по цене 25 рублей. При этом былсоставлен акт закупки товарно-материальных ценностей. В нем указаны составкомиссии, паспортные данные продавца, данные по приобретенным материалам. Актподписан членами комиссии и зав. складом. При этом делается следующая проводка:
Д10К76 -500 руб.- отражена задолженность ОАО «ЭТМ» перед Семеновым В.Н. заприобретенные материалы.
/>/>Если при приемкематериалов от поставщиков на складе ОАО «ЭТМ» установлено расхождение с даннымисопроводительных документов либо условиями договоров, а также в случаенеотфактурованной поставки, специальной комиссией с участием представителяпоставщика или независимой организации составляется акт о приемке материалов(приложение 3) в двух экземплярах. При этом приходный ордер не выписывается,приемный акт является одновременно приходным документом и основанием дляпредъявления претензий и исков к поставщику или транспортной организации,уточнения расчетов с поставщиком.
Например,при приемке груза от ООО «Ками-Станкоагрегат» на материальный склад былоустановлено отсутствие газовой горелки «Уголек» и паспорта к ней. При этом былсоставлен акт №3 от 10.09.08 приемки груза на материальный склад(приложение 3),в котором указаны состав комиссии, установленное расхождение с даннымисопроводительных документов. Акт подписан членами комиссии и утвержден руководителеморганизации.
Наосновании акта в бухгалтерском учете производится запись:
Д76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты попретензиям» К60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 2560 руб.
Материалы,поступившие на склад в порядке внутреннего перемещения из подразделенийорганизации в случаях возврата ресурсов, сдачи отходов, брака материалов,полученных от ликвидации (разборки) основных средств, оформляютсятребованием-накладной (приложение 4). Составляется она в двух экземплярахматериально ответственными лицами склада или цеха, сдающего ценности,подписывается названными лицами и получателями. Один экземпляр документапредназначен для списания ценностей подразделением-поставщиком, второй — дляоприходования ценностей подразделением-получателем. Требование-накладная можетиспользоваться для оформления отпуска материалов сверх установленных норм илимита, по замене с разрешения руководителя или главного инженера. В этомслучае, как правило, на бланке документа по диагонали наносится отличительнаяполоса. На основании требования-накладной в лимитной карте заменяемогоматериала корректируется лимит. Изменение лимита производится теми лицами,которым предоставлено такое право. В требовании-накладной указываются причины сверхлимитногоотпуска материалов (например, исправление брака, покрытие перерасходаматериалов), ставится штамп (надпись) «Сверх лимита». При получении материаловдля производства продукции взамен забракованной и для исправления брака ктребованию-накладной следует прилагать акты (извещения) о браке с указаниемкода изделия, детали, заказа, по которым изготовлена забракованная продукция.Поступление материальных ценностей в порядке внутреннего перемещения междуподразделениями организации в бухгалтерском учете отражается внутреннимиоборотами по счету.
Например,29 марта 2009 года работником ОТО Яровым Ю.Г. получены от Солнцева Г.В. петли вколичестве 24 штук, хомуты – 2 штуки, мел строительный – 50 кг. При этом было составлено требование №17 от 29.03.09, в котором указаны получатель материальныхценностей, поставщик, наименование и количество материальных ценностей.Документ подписан указанными лицами. При этом делается следующая проводка:
Д08 К10 – 1750 руб. — списаны материалы на себестоимость строящегося основногосредства.
Втабл. 3.1 приведены основные факты поступления материальных ценностей в порядкевнутреннего перемещения, основанием для записи информации о которых по дебетусчета 10 учета является приходный ордер.
Таблица3.1 Записина счетах бухгалтерского учета операций поступления материальных ценностей впорядке внутреннего перемещения№ п/п Хозяйственная операция Корреспондирующий счет 1 Оприходованы материальные ценности, изготовленные в организации Кредит сч. 20, 23 2 Оприходована в качестве материалов забракованная продукция Кредит сч. 28 3 Оприходованы в качестве материалов товары, готовая продукция Кредит сч 41,43 4 Возвращены на склад материальные ценности, не использованные в основном и вспомогательном производстве Кредит сч.20,23 5 Возвращены на склад материальные ценности, ранее списанные на общепроизводственные, общехозяйственные нужды либо на расходы обслуживающих производств и хозяйств Кредит сч 25,26, 29 6 Возвращены на склад отходы основного и вспомогательного производства             Кредит сч 20,23 7 Получены материалы вследствие аннулирования производственных заказов Кредит сч 91-1 8 Получены материалы от демонтажа и разборки основных средств Кредит сч 91-1 9 Получены материальные ценности вследствие чрезвычайных ситуаций Кредитсч 99 10 Получены головной (материнской) организацией материальные ценности, возвращенные дочерними (зависимыми) обществами Кредит сч.76 11 Получены материальные ценности от обособленного подразделения без права юридического лица Кредит сч 79-1

3.2 Учет выбытия материалов
Всоответствии с учетной политикой ОАО «ЭТМ» материалы списываются в производствопо средней стоимости.
ВОАО «ЭТМ» материалы отпускаются со складов организации непосредственно впроизводственные цеха. Отпуск материалов со складов, в том числе и другиморганизациям, осуществляется материально-ответственными лицами.
Порядок отпуска материалов со складов икладовых подразделений устанавливает руководитель подразделения по согласованиюс главным бухгалтером организации. Из цеховых складов и кладовых материалыпередаются в производство на участки, бригадам, на рабочие места в соответствиис установленными лимитами, нормами и объемами производственной программы.Отпуск сверх норм и лимитов либо замена производится в порядке, установленноморганизацией при наличии разрешения руководителя либо уполномоченных лиц.
Еслиматериалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют одно- илимногострочными требованиями-накладными на отпуск материалов, которыевыписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распискойкладовщика, остается в цехе, второй, с распиской получателя — у кладовщика.Накладные составляют материально ответственные лица участка, отпускающегоценности. Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают скредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержекпроизводства и на другие счета в течение месяца по учетным ценам. При этомсоставляют следующую бухгалтерскую проводку:
Дебетсчета 20 «Основное производство» (материалы отпущены основному производству);
Дебетсчета 23 «Вспомогательные производства» (материалы отпущены вспомогательнымпроизводствам);
Дебетдругих счетов в зависимости от направления расходов материалов (25, 26 и др.);
Кредитсчета 10 «Материалы» или других счетов по учету материалов.
Отпускматериалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации,расположенным за ее пределами, оформляют акт продажи товарно-материальныхценностей, которые выписывает отдел снабжения, как правило, в трех экземплярахна основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остаетсяна складе и является основанием для аналитического и синтетического учетаматериалов, второй передается получателю материалов по предъявлении получателемзаполненной в установленном порядке доверенности на получение ценностей, атретий — в бухгалтерию. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, топервый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежныхдокументов.
Проданныематериалы списывают с кредита счета 10 в дебет счета 91 «Прочие доходы ирасходы». По дебету счета 91 отражают также расходы, связанные с продажейматериалов, и сумму НДС по проданным материалам.
Например,Смирнов И.Ю. 9 августа 2009г. приобрел вентиляторы в количестве 5 штук у ОАО«ЭТМ». При этом был составлен акт продажи товарно-материальных ценностей от 9.08.09,в котором указаны состав комиссии, данные по проданным материалам. Он подписанчленами комиссии и зав. складом и утвержден директором ОАО «ЭТМ». Делаетсяследующая проводка:
Д91К10 – 2750 руб. — списаны проданные материалы;
Д76К91 – 2750 руб. — отражена задолженность Смирнова И.Ю. перед ОАО «ЭТМ»;
Д91К68 – 419,50 руб. — отражена задолженность перед бюджетом за проданныематериалы.
Необходимоотметить, что если при продаже или мене материалов не исполнены необходимыеусловия признания выручки, то отпущенные материалы списываются с кредита счета10 не в дебет счета 91, а в дебет счета 45 «Товары отгруженные». Послепризнания выручки от продажи материалов они списываются с кредита счета 45 вдебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Списаниематериалов оформляют актом на списание материалов, который составляетсяспециально созданной комиссией, с участием материально ответственного лица.Материалы, пришедшие в негодность по истечении сроков хранения, моральноустаревшие, при выявлении недостач, хищений или порчи, в том числе вследствиеаварий, пожаров, стихийных бедствий, списываются с учета. Комиссия производитосмотр материалов, устанавливает причину их непригодности к использованию ивиновных в этом лиц, выявляет возможность применения материалов на другие целиили их продажи, совместно с экономическими службами производит оценку отходов иматериалов при понижении их физических свойств, осуществляет контроль заутилизацией непригодных к дальнейшему использованию материальных ценностей.
Например,12 сентября 2009 года в ремонтном цехе были списаны подшипники и воротапередние из-за поломки. При этом был составлен акт на списание сырья и материаловпо ОАО «ЭТМ», в котором указано структурное подразделение, дата составленияакта, наименование материала, количество и причину списания. Акт подписанчленами комиссии и утвержден директором 15 сентября 2009г.
Вустановленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтериюорганизации по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двухэкземплярах: первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на второмэкземпляре, а второй остается на складе.3.3 Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии.
Количественныйучет наличия и движения материальных ценностей на складах материальноответственное лицо ведет в карточках учета. Карточка учета материалов(приложение 5) заполняется на каждый номенклатурный номер материала. Записи вкарточках складского учета осуществляются материально ответственными лицами наосновании первичных документов учета поступления и выбытия материалов в деньсовершения операции. В карточках учета материалов систематически выводятсяостатки ценностей по их видам, сортам, размерам и другимтехнико-эксплуатационным параметрам, что позволяет своевременно обеспечитьруководство организации, службы снабжения и маркетинга информацией, необходимойдля управления запасами, выявления неиспользуемых материалов сверхнормативныхзапасов. По истечении календарного года на карточках учета материалов выводятсяостатки на 1 января следующего года, которые переносятся во вновь открытыекарточки на следующий год. Карточки истекшего года закрываются, брошюруются исдаются в архив организации. По указанию руководителя службы снабжения иразрешению главного бухгалтера карточки учета материалов могут продолжаться и вследующем календарном году, а также закрываться и открываться в середине года.Выдаются они заведующему складом под расписку на основании реестра, в которомуказываются регистрационные номера карточек и их количество.
Такжедля учета материальных ценностей используются инвентаризационная описьтоварно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3). Товарно-материальные ценности(производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся вописи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества идругих необходимых данных (артикула, сорта и др.).
Например,30-31 декабря 2009года была произведена инвентаризация в заготовительном цехе.При этом составлена инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, вкоторой указаны все материальные ценности по данным бухгалтерского учета ифактического наличия как по количеству, так и в денежном измерении. Даннаяопись подписана председателем и членами комиссии, а также лицами,ответственными за сохранность товарно-материальных ценностей. Расхождений порезультатам описи не выявлено.
Излишкиматериально-производственных запасов, выявленные в результате проведеннойинвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете коммерческих организаций каквнереализационные доходы (дебетуют счет 10 «Материалы», кредитуют счет 91«Прочие доходы и расходы»). При выявлении фактов недостач, хищений, порчиматериалов их фактическая себестоимость или ее часть (при порче материалов)списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потериот порчи ценностей».
Сосчета 94 стоимость недостающих и испорченных материалов списывают на счетаиздержек производства и обращения (если потери в пределах норм), в дебет счета73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещениюматериального ущерба» (при установлении конкретных виновников), в дебет счета91 «Прочие доходы и расходы» (при отсутствии конкретных виновников или если вовзыскании недостающих или испорченных ценностей отказано судом).
Стоимостьматериалов, утраченных в результате стихийных бедствий или иных форс-мажорныхобстоятельств, списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 99«Прибыли и убытки». Материалы, израсходованные при ликвидации последствийстихийных бедствий, также списываются со счета 10 на счет 99.
Работникибухгалтерии, ведущие учет материальных запасов, обязаны систематически, вустановленные организацией сроки, но не реже одного раза в месяц проводить наскладах в присутствии заведующего складом проверку своевременности иправильности оформления первичных документов по складским операциям, записейопераций в карточках учета, полноты и своевременности сдачи документов вбухгалтерскую службу. Бухгалтер сверяет записи в карточках учета материалов спервичными документами и подтверждает своей подписью правильность выведенияостатков.
Такойметод учета материалов, которым предусматривается распределение ответственностии полномочий персонала склада и бухгалтерии в осуществлении учета и контроля заведением учета, называется оперативно-бухгалтерским, или сальдовым. Вбухгалтерии организации не ведется количественный и суммовой учет движенияматериалов по номенклатуре и не составляются оборотные ведомости по видамматериалов, а ведется учет в денежном выражении по материально ответственнымлицам (складам), балансовым счетам, субсчетам и группам материальных ценностей.Показатели аналитического учета формируются по данным первичных учетныхдокументов и реестров их приемки-сдачи и фиксируются в накопительныхведомостях, информация которых используется для составления оборотно-сальдовыхведомостей и регистров синтетического учета.
Воборотно-сальдовой ведомости по счету 10 отражены сальдо на начало периода,обороты за период, сальдо на конец периода по каждому наименованию материала исуммарно по всем.
4.Пути совершенствования учета материалов на ОАО «Электротехмаш»
Ведениебухгалтерского учета на ОАО «Электротехмаш» соответствует нормативнымдокументам, но можно дать некоторые рекомендации по усовершенствованию его.
Длясокращения количества первичных учетных документов и снижения трудоемкостиначальной стадии учета по усмотрению руководства организации вместо приходногоордера могут использоваться сопроводительные документы поставщика(спецификация, сертификат, удостоверения качества и др.), в которых на обратнойстороне работником склада проставляется штамп с указанием даты приемки,количества материалов и подписи материально-ответственного лица.
Важнымусловием контроля за рациональным использованием материалов, являются ихнормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываютсяотделами снабжения на основе данных планового отдела об объеме выпускапродукции и норм расхода материалов на единицу продукции.
Лимитно-заборнаякарта (форма № М-8) используется для оформления отпуска со склада в производственныеподразделения организации в пределах установленного лимита материалов,систематически потребляемых при изготовлении продукции, выполнении работ,оказании услуг. Лимит отпуска материальных ценностей устанавливается отделомснабжения либо плановым отделом исходя из объемов производственных заданийцехов и норм расхода предметов труда, с учетом переходящих остатковнеиспользованных материалов на начало отчетного периода. Рассматриваемыйдокумент служит для текущего контроля за соблюдением лимитов отпуска материаловна производственные нужды и является основанием для списания материальныхценностей со склада.
Применениелимитно-заборных карт значительно сокращает количество разовых документов.Расчеты лимитов и выписка лимитно-заборных карт на современных вычислительныхмашинах позволяет повысить обоснованность исчисляемых лимитов и уменьшитьтрудоемкость составления карт.
Такжеможно использовать план-карту в случае, если на ОАО «Электротехмаш» будеторганизована централизованная доставка материалов со складов в производственныеподразделения. Снабженческими или плановыми службами составляется специальныйоперативный документ на отпуск (план-карта), в котором отражаются лимиты икалендарные сроки доставки материалов. На основе этого документа работникомсклада выписывается накладная на отпуск материалов в пределах месячного лимитаи производится передача материалов по назначению.
Совершенствованиесодержания первичных учетных документов способствует рационализациидокументооборота. Так, если в карточке учета материалов предусмотреть графу дляподписей получателей ценностей, такие документы, как требование-накладная,лимитно-заборная карта, можно выписывать в одном экземпляре. При этом сведенияоб отпуске материалов со склада подтверждаются подписями кладовщика, получателяценностей в карточке складского учета и в указанных выше первичных учетныхдокументах. Требование-накладная и лимитно-заборная карта при этом возвращаютсяполучателю материальных ценностей.
Складскойучет материалов можно вести в книгах сортового учета, которые содержат те жереквизиты, что и карточки;
Нестабильностьцен материалов в современных условиях хозяйствования и актуальная потребностьорганизации учета материалов по поступающим партиям материальных ценностейобусловливают целесообразность перенесения реквизита «цена материалов» втабличную часть документа, что позволит регистрировать цену в форме № М-17 покаждой поставке материальных ценностей.
Заключение
Впроцессе написания курсовой работы на основе литературных источников былиизучены теоретические основы учета материалов: основные способы учетапоступления и списания материалов на предприятии, их классификация, а такженормативная база, регламентирующая операции с материалами.
Крометого, по объекту исследования — ОАО «Электротехмаш» дана экономическаяхарактеристика, рассмотрены основные технико-экономические показатели деятельностипредприятия за 2008-2009 гг., рассмотрен учет материалов.
Вучётной политике ОАО «ЭТМ» закреплено:
− учётматериальных ценностей производится по фактическим расходам не приобретение;
− учётприобретения материальных ценностей производится без использования счёта 16«отклонения в стоимости материальных ценностей», при этом отклонения встоимости относятся непосредственно на счета учёта этих ценностей (10, 41);
− определениефактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство,осуществляется по средней себестоимости.
Такжев данной работе предложены мероприятия по совершенствованию учета материалов наОАО «ЭТМ», а именно: использование лимитно-заборных карт либо план-карт длярационализации расходования материалов, совершенствование складского учетапутем введения нового вида карточки учета материалов, использование книгсортового учета, отказ от использования приходных ордеров. Данные предложенияпозволят сократить количество первичных учетных документов и снизитьтрудоемкость начальной стадии учета
Списокиспользованных источников
1.  Анциферова, И.В. Бухгалтерский финансовый учет: учебноепособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 800 с.;
2.  Камышанов,П.И. Бухгалтерский учет: учебное пособие/ П.И. Камышанов, А.П. Камышанов. — М.:Омега-Л, 2004. – 640 с.;
3.  Бабаев,Ю.А. Бухгалтерский учёт. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 476 с.
4.  ПБУ5/01 «Учёт материально – производственных запасов». утверждено приказом МинфинаРФ от 09.06.2001 №44н;
5.  Богаченко,В.М. Бухгалтерский учёт.– Ростов н/Д.: Феникс, 2004- 574 с.
6.  Бухгалтерский учет в торговле: учеб. пособие/ под ред.М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 576 с.;
7.  Булатов,М.А. Бухгалтерский учёт. – М.: Экзамен, 2003. – 254 с.;
8.  Вещунова,Н.Л. Бухгалтерский учёт. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 559 с.; Глушков,Е.И., Киселёва, Т.В. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учётна современном предприятии. Т. 1. – М.:
9.  Бухгалтерский учет: учебник/ под ред. П.С. Безруких. –М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 345 с.;
10.  Каморджанова,Н.А. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие/ Н.А. Каморджанова, И.В.Карташова. — СПб.: Питер, 2002. — 464 с.;
11.  Бухгалтерский(финансовый) учет: Учет активов операций: учеб. пособие/ В.А. Пипко, В.И.Бережной, Л.Н. Булавина и др. — М.: Финансы и статистика, 2002. – 413 с.; Козлова,Е.П. Бухгалтерский учёт в организациях. М.: Финансы и статистика, 2004.- 752 с.;Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учёт. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 640 с.;
12.  Астахов,В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. – М.: ИздательствоПРИОР, 2000. – 672 с.;
13.  Федотов,А.В. Как учесть материалы, которые поступили без документов.// Главбух. — 2002,№ 14, с. 19 – 25


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Розробка автоматизованого робочого місця управління замовленнями у малому бізнесі ПП Сігма
Реферат Powerful But Not Immortal Essay Research Paper
Реферат Педагогическое творчество
Реферат Разработка управляющего устройства обеспечивающего качественные показатели системы
Реферат Роль кредита в развитии экономики. Границы кредита
Реферат Red Baron Essay Research Paper Better known
Реферат Разработка мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта
Реферат Либерализм: эволюционные трансформации
Реферат Инвестиционный климат в России: проблемы и пути их решения
Реферат Видовое разнообразие и его значение для устойчивости экосистемы
Реферат Operations Management Essay Research Paper IntroductionOperations Management
Реферат Оптимізація лікування дисменореї у жінок що не народжували при поєднаних формах урогенітальної інфекції
Реферат Правовая установка гражданина
Реферат Организация документооборота в компании ЗАО "Жилищный капитал"
Реферат Разработка в структурно логической схемы микропроцессора