Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет движения материалов на предприятии

Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации учетаматериалов
1.1 Понятие и классификация материалов
1.2 Виды оценки материалов
1.3 Учет материалов на складе и в бухгалтерии
Глава 2. Документальное оформление и учет движенияматериалов на предприятии ООО «Монострой»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Документальное оформление и синтетический учетзаготовления материалов
2.3 Документальное оформление и учет выбытияматериалов
2.4 Порядок проведения и отражения в учете результатовинвентаризации
Заключение
Список использованной литературы

Введение
В условия рынка успешностьработы предприятия оценивается не в количестве произведенной продукции, а ввеличине прибыли, получаемой при реализации товаров, пользующихсяплатежеспособным спросом. Величина прибыли зависит от объема, ассортиментареализуемой продукции, уровня издержек производства и уровня цен, по которымона продается. Следовательно, прибыль в условиях рынка является результатом нетолько успешного использования факторов производства, но и синтетическимпоказателем всех видов хозяйственно-производственной деятельности. Именнопоэтому прибыль, ко всему прочему, рассматривается и с позиции использованияфакторов, влияющих на формирование ее уровня и характер использования [8, с. 75].
Необходимость создания запасов материаловобуславливается сущностью производственного процесса. Она заключается в том,что производство продукции осуществляется непрерывно во времени, за исключениемвыходных и праздничных дней, а так же постановки оборудования на ремонт. Этоозначает, что сырье и материалы, топливо, необходимые для изготовленияпродукции, должны поступать непрерывно, бесперебойно. А этого можно достичьтолько при условии создания запасов сырья и материалов, топлива соответствующейвеличины [19, с. 224].
В современных условияхрыночной экономики достаточно актуальной является, когда материалам предприятияпридается одно из ведущих мест. Обеспечение материалами затрагивает интересыкаждой структурной единицы предприятия и занимает важное место в формированииконечного результата деятельности предприятия. [14, с. 226].
В условиях перехода к рыночнойэкономике одной из важнейших задач каждого предприятия становитсяинтенсификация производства при соблюдении принципа ресурсосбережения (снижениеудельных затрат сырья, материалов и топлива), так же именно материалысоставляют большую часть издержек производства, от которых непосредственнозависит величина прибыли. Этого можно достичь увеличением использованияпрогрессивных конструкционных материалов, заменой дорогостоящих материаловболее дешевыми без снижения качества продукции, сокращением отходовпроизводства, максимально устраняя потери и нерациональные расходы, обеспечиваяприобретение запасов более экономичным способом, принимая во внимание то, чтоэкономия не всегда означает дешевизну, поэтому следует учитывать качество товаров,доступность сырья и материалов, время и способ доставки и так далее. Операциипо приобретению, заготовлению и отпуску материалов обуславливают непрерывностьпроизводственного и торгового процессов организации.
Основными требованиями, предъявляемымик бухгалтерскому учету материалов, являются:
Ø  сплошное, непрерывное и полноеотражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия материалов;
Ø  учет количества и оценка материалов;
Ø  оперативность (своевременность) учетаматериалов;
Ø  достоверность;
Ø  соответствие синтетического учетаданным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);
Ø  соответствие данных складского учетаи оперативного учета движения материалов в подразделениях организации даннымбухгалтерского учета.
Таким образом, выбранная темавыпускной квалификационной работы является актуальной. Цель выпускнойквалификационной работы – исследование организации учета материалов напредприятии ООО «Монострой». Для достижения поставленной цели нужнорешить следующие задачи:
Ø  раскрыть понятие и классификациюматериалов;
Ø  изучить способы оценки материалов;
Ø  раскрыть порядок учета материалов наскладе и в бухгалтерии;
Ø  рассмотреть документальное оформлениепоступления и выбытия материалов.
Ø  изучить синтетический учет заготовленияи приобретения материалов;
Ø  исследовать порядок проведения инвентаризацииматериалов;
Ø  проанализировать проверку учета исостояния материалов.

Глава 1. Теоретические основыорганизации учета материалов
1.1 Понятие и классификация материалов
В соответствии с ПБУ 5/01 «Учетматериально – производственных запасов» материалы — это часть имуществаорганизации:
Ø используемая при производствепродукции, выполнении работ и оказании услуг предназначенных для продажи;
Ø предназначеннаядля продажи (товары, готовая продукция);
Ø используемая дляуправленческих нужд предприятия [4].
В пункте 6 Методических указаний побухгалтерскому учету материалов (далее – Методические указания) определены основныезадачи учета материалов, которыми являются:
Ø  формирование фактическойсебестоимости материалов;
Ø  правильное и своевременноедокументальное оформление операций и обеспечение достоверных данных позаготовлению, поступлению и отпуску материалов;
Ø  контроль за сохранностью материалов вместах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;
Ø  контроль за соблюдением установленныхорганизацией норм запасов материалов, обеспечивающих бесперебойный выпускпродукции, выполнение работ, оказание услуг;
Ø  своевременное выявление ненужных иизлишних запасов материалов с целью их возможной продажи или выявления иныхвозможностей вовлечения их в оборот;
Ø  проведение анализа эффективностииспользования запасов.
Современное предприятие используетмного видов различных материалов. Поэтому для их учета необходима группировкапо определенным признакам. Все материалы классифицируются:
1) по техническимсвойствам:
Выделяются особые группы: черные металлы,трубы, цветные металлы, химикаты, лакокрасочные материалы, метизы. Каждаягруппа может подразделяться на подгруппы и так далее.
2) по назначению ироли в процессе производства:
Этот метод группировки обусловилведение синтетического учета материалов на различных субсчетах, открываемых накаждую группу к счету 10 «Материалы»:
10-1 «Сырье и материалы». Ксырью относятся продукты добывающей промышленности и сельского хозяйства,поступающие в переработку. Материалы это продукты прошедшие предварительно промышленнуюобработку. Они делятся на основные — образующие физическую основу изготовляемойпродукции (резина для печатей, пленка и фанера для изготовления рекламных вывесок)и вспомогательные, которые придают продукции особые качества, потребляютсясредствами труда, используются на хозяйственные и канцелярские нужды (растворители,клей, краска, бумага
10-2 «Покупные полуфабрикаты икомплектующие изделия, конструкции и детали». Это предметы труда, ужепрошедшие обработку, но еще не являющиеся готовой продукцией и составляющиематериальную основу продукции при дальнейшей из обработке и сборке (крепежныеконструкции для рекламы, оснастка для печатей).
10-3 «Топливо». Онопредназначено для выработки энергии, отопления зданий, для эксплуатациитранспортных средств, используются на технические нужды предприятия (газ,уголь, нефтепродукты).
10-4 «Тара и тарные материалы».Тара — особый вид материальных ценностей, используемый для хранения, упаковки,транспортировки товаров и продуктов. В соответствии со статьей 481 ГК РФ продавецобязан, если иное не предусмотрено договором, передать покупателю товар в тареи (или) упаковке, за исключением товара который по своему характеру не требуетупаковки [1].
По назначению тара делится на:
Ø Тара для хранениятоварно-материальных ценностей на складах или осуществления технологическогопроцесса производства продукции.
Ø Тара для упаковкинеобходима для продажи (сбыта) товара (бумага оберточная, пакеты, коробки).
Ø Тара длятранспортировки предназначена для перевозки товаров и их хранения в процессепередвижения их от производителя до покупателя. По условиям поставки имногократности использования различают:
Ø Многооборотнуютару, которую покупатель возвращает поставщику в сроки установленные договором.Иногда за оборотную тару с покупателя берут залог, который возвращается ему послеполучения от него порожней тары в исправном состоянии. У покупателя тара,подлежащая возврату, отражается на забалансовом счете.
Ø Тара однократногоиспользования не подлежит возврату.
Ø Тарные материалыпредназначены для изготовления тары и ее ремонта.
10-5 «Запасные части». Запасныечасти детали, изготовляемые или приобретаемые для замены изношенных частей иремонта основных средств (оборудования, транспортных средств и так далее).
При расходовании запчастей счет 10-5обычно корреспондируется с дебетом счетов 20 «Основное производство»,23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственныерасходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы напродажу».
10-6 «Прочие материалы».Прочие материалы – это отходы производства, отходы от утилизации неисправногобрака, материальные ценности, полученные от списания основных средств полностьюили частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов(обрезки пленки, фанеры). Поступление этих материалов на склады отражается подебету счета 10-6 в корреспонденции со счетами: 20 «Основное производство»,23 «Вспомогательные производства» — при поступлении отходов основногои вспомогательного производств; 28 «Брак в производстве» – приоприходовании окончательного брака; 41 «Товары» – при оприходованиитоваров, подвергшихся порче; 91 «Прочие доходы и расходы» — припоступлении материалов от выбытия основных средств и непригодных длядальнейшего использования. Учет прочих материалов ведется по стоимости ихвозможного использования.
10-7 «Материалы, переданные впереработку на сторону». Используется для отражения операций по движениюсырья и материалов, используемых, как правило, для изготовления продукции надавальческой основе. На изготовление и переработку (обработку) вещи с передачейее результата заказчику заключается договор подряда. При этом право на эту вещьподрядчик передает заказчику.
10-8 «Строительные материалы».На нем учитываются наличие и движение материалов, используемых непосредственнов процессе строительно-монтажных работ, для изготовления строительных деталей,для возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительныеконструкции и детали, а также другие материальные ценности, необходимые длянужд строительства (взрывчатые вещества и так далее).
10-9 «Инвентарь и хозяйственныепринадлежности». В составе средств в обороте на счете 10-9 учитываютсяпредметы, срок полезного использования которых составляет менее 12 месяцев.Стоимость учтенных на этом субсчете средств в обороте списывается на счетаучета производственных затрат (расходов на продажу) полностью по мере ихотпуска в производство (ввода в эксплуатацию).
10-10 «Специальная оснастка испециальная одежда на складе» предназначен для учета поступления, наличияи движения специального инструмента, специальных приспособлений, специальногооборудования и специальной одежды, находящейся на складах организации или виных местах хранения [6].
На субсчете 10-11 «Специальнаяоснастка и специальная одежда в эксплуатации» учитывается поступление иналичие специального инструмента, специальных приспособлений, специальногооборудовании и специальной одежды в эксплуатацию (при производстве продукции,выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации). Покредиту субсчета 10-11 отражается погашение (перенос) стоимости специальногоинструмента, специальных приспособлений, специального оборудования испециальной одежды на себестоимость продукции (работ, услуг) в корреспонденциис дебетом счетов учета затрат, а списание остаточной стоимости объектов при ихдосрочном выбытии в корреспонденции с дебетом счета учета прочих доходов ирасходов [6].
На основе классификации для правильнойорганизации учета материалов на предприятиях разрабатывают номенклатуру-ценник.Номенклатура – систематизированный перечень наименований материалов,полуфабрикатов, запасных частей, топлива и других, используемых в данной организацииматериальных ценностей. Она должна содержать следующие данные о каждомматериале: технически правильное наименование, полную характеристику (марка,сорт, размер и так далее), номенклатурный номер – условное обозначение,заменяющее все перечисленные признаки. Если в номенклатуре указана учетная ценакаждого вида материалов, то она называется номенклатурой-ценником [9, c. 140].
Впоследствии при выписке каждогодокумента по движению материалов в нем указывается не только наименование, но иноменклатурный номер материала, что позволяет избегать ошибок.
/> 
1.2 Виды оценки материалов
Материалыпринимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическойсебестоимостью материалов, приобретенных за плату, признается сумма фактическихзатрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленнуюстоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации) [4].
Кфактическим затратам на приобретение материалов относятся:
Ø стоимостьматериалов по договорным ценам;
Ø суммы,уплачиваемые организациями за информационные и консультационные услуги,связанные с приобретением материально-производственных запасов;
Ø таможенныепошлины;
Ø невозмещаемыеналоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материалов;
Ø вознаграждения,уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретеныматериально-производственные запасы;
Ø затратыпо заготовке и доставке материалов до места их использования, включая расходыпо страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке идоставке материально-производственных запасов, затраты по содержаниюзаготовительно-складского аппарата организации, затраты на услуги транспорта подоставке материально-производственных запасов до места их использования,которые не включены в цену на запасы, установленную договорам;
Ø иныезатраты, непосредственно связанные с приобретением материалов.
Невключаются в фактические затраты на приобретение материально-производственныхзапасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда онинепосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов [4].
Фактическаясебестоимость материалов при их изготовлении силами организации определяетсяисходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет иформирование затрат на производство материалов осуществляются организацией впорядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видовпродукции.
Фактическаясебестоимость материалов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный)капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованнойучредителями (участниками) организации, если иное не предусмотренозаконодательством РФ [4].
Фактическаясебестоимость материалов, полученных организацией безвозмездно, определяетсяисходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету[4].
Фактическаясебестоимость материалов, приобретенных по договорам, предусматривающимисполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, исходя из стоимоститоваров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимостьактивов, переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены, покоторой в сравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимостьаналогичных активов [15, с. 170].
Материальныеценности отражают на синтетических счетах по фактической себестоимости ихприобретения или по учетным ценам.
Вкачестве учетных цен на материалы применяются:
Ø договорныецены. В этом случае другие расходы, входящие в фактическую себестоимостьматериалов, учитываются отдельно в составе транспортно — заготовительныхрасходов;
Ø фактическаясебестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода(отчетного года). В этом случае отклонения между фактической себестоимостьюматериалов текущего месяца и их учетной ценой учитываются в составетранспортно-заготовительных расходов;
Ø планово-расчетныецены. В этом случае отклонения договорных цен от планово-расчетных учитываютсяв составе транспортно-заготовительных расходов. Планово-расчетные ценыразрабатываются и утверждаются организацией применительно к уровню фактическойсебестоимости соответствующих материалов. Они предназначены для использованиявнутри организации;
Ø средняяцена группы. В этом случае разница между фактической себестоимостью материалови средней ценой группы учитывается в составе транспортно-заготовительныхрасходов. Средняя цена группы — разновидность планово-расчетной цены. Онаустанавливается в тех случаях, когда производится укрупнение номенклатурныхномеров материалов путем объединения в один номенклатурный номер несколькихразмеров, сортов, видов однородных материалов, имеющих незначительные колебанияв ценах. При этом на складе такие материалы учитываются в одной карточке.
Присущественных отклонениях планово-расчетных цен и средних цен от рыночных ониподлежат пересмотру. Такие отклонения не должны превышать, как правило, десятьпроцентов.
Присинтетическом учете материальных ценностей по фактической себестоимостиотклонения фактической себестоимости материалов от средней покупной цены или отплановой себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группамматериалов.
Приотпуске материалов в производство их оценка производится одним из следующихметодов:
Ø посебестоимости каждой единицы;
Ø посредней себестоимости;
Ø посебестоимости первых по времени приобретения материально-производственныхзапасов (метод ФИФО);
Применениеодного из указанных способов по группе (виду) материалов производится исходя издопущения последовательности применения учетной политики.
Материалы,используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценныекамни и тому подобное), или запасы, которые не могут обычным образом заменятьдруг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.
Оценкаматериалов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду)запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на ихколичество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остаткана начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.
Оценкапо себестоимости первых по времени приобретения материалов (метод ФИФО)основана на допущении, что материально-производственные запасы используются втечение месяца и иного периода в последовательности их приобретения(поступления), то есть запасы, первыми поступающие в производство (продажу),должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетомсебестоимости запасов числящихся на начало месяца. При применении этого способаоценка материалов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца,производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, ав себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитываетсясебестоимость ранних по времени приобретений [4].
Покаждой группе (виду) материалов в течение отчетного года применяется одинспособ оценки.
Оценкаматериалов на конец отчетного периода (кроме товаров, учитываемых по продажнойстоимости) производится в зависимости от принятого способа оценки запасов приих выбытии, то есть по себестоимости каждой единицы запасов, среднейсебестоимости, себестоимости первых и последних по времени приобретений.
Материалы,на которые текущая рыночная стоимость в течение года снизилась либо которыеморально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальноекачество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетомрезерва под снижение стоимости материальных ценностей.
Материалы,не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжениив соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету назабалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.
Оценкаматериалов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте,производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Банка России,действующему на дату принятия материалов к бухгалтерскому учету [16, с. 89]./>
1.3Учет материалов на складе и в бухгалтерии
Дляобеспечения производственной программы соответствующими материальными ресурсамив производственных организациях создаются специализированные склады дляхранения отдельных видов материалов. Каждому складу приказом по организацииприсваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всехдокументах, относящихся к операциям данного склада. Склады должны бытьобеспечены исправными весами; измерительными приборами и мерной тарой [11, с.541].
На складах (в кладовых) материалыразмещаются по секциям, а внутри них — по группам, типам и сортам в штабелях,ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечиваетбыструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличияустановленным нормам запаса (лимиту).
Учет материалов на складеосуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материальноответственным лицом (далее МОЛ). Его принимают на работу по согласованию сглавным бухгалтером организации. С кладовщиком заключается по установленнойформе типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
На каждый номенклатурный номерматериалов кладовщик заполняет материальный ярлык, который прикрепляется кместу хранения материалов. В материальном ярлыке указываются наименованиематериалов, номенклатурный номер, единица измерения, цена и лимит наличияматериалов.
Учет движения и остатков материаловосуществляют в карточках учета материалов (форма № М-17). На каждый номенклатурныйномер открывают отдельную карточку. Такой учет, называемый сортовым,осуществляют только в натуральном выражении.
Карточки открывают в бухгалтерии изаписывают в них следующие данные: номер склада, наименование материалов, ихмарку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетнуюцену и лимит; затем передают на склад, где кладовщик заполняет колонки прихода,расхода и остатка материалов. Запись в карточках кладовщик делает на основаниипервичных документов (приходных ордеров, требований, накладных и так далее) вдень совершения операций, после каждой записи выводя остаток материалов.Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии ихзапасов. Если остаток материалов будет выше или ниже установленной нормы запасов,заведующий складом обязан сообщить об этом в службу снабжения (менеджеров).
Первичные документы после записи ихданных в карточки учета материалов передают в бухгалтерию. Лимитно-заборныекарты передают по мере использования лимита, но не позднее первого числаследующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указываютнаименование и номера сдаваемых документов.
В цехах, имеющих кладовые, а также вподотчетных службах и подразделениях (пункты, отделения) материальноответственные лица (заведующие пунктами и отделениями, мастера) составляютмесячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют ихв бухгалтерию. В отчетах содержатся сведения об остатках материалов на началомесяца их поступления, расходе и остатке на конец месяца. В них наряду сфактическим расходом материалов указывают их расход по норме. Нормативныйрасход материалов рассчитывают в бухгалтерии, где производят, кроме того, итаксировку отчета. При использовании материальных отчетов отпадает необходимостьв составлении других документов на расход материалов. Вместе с тем упрощаетсяучет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитическогоучета используются отчеты материально ответственных лиц.
Все первичные документы по движениюматериалов со складов и подразделений организации поступают в бухгалтерию.Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии обязаныосуществлять действенный контроль за законностью, целесообразностью иправильностью документального оформления операций по движению материалов.
Существует несколько вариантов учетаматериалов в бухгалтерии.
При первом варианте в бухгалтерииоткрывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, вкоторые записывают на основании первичных документов операции по поступлению ирасходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета лишьтем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежномвыражении. По окончании месяца по итоговым данным карточек составляют сортовыеколичественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их соборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и даннымикарточек складского учета.
При втором варианте все приходные ирасходные документы группируют по номенклатурным номерам, и в конце месяцаподсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого видаматериалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном иденежном выражении по каждому складу отдельно в разрезе соответствующихсинтетических счетов и субсчетов. Этот вариант менее трудоемок, посколькуотпадает необходимость ведения карточек аналитического учета. Но учет и в этомслучае остается громоздким, поскольку в оборотную ведомость приходитсязаписывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.
Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский,или сальдовый, метод учета материалов. При сальдовом методе бухгалтерия недублирует складской сортовой учет ни в отдельных карточках аналитическогоучета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистрованалитического учета карточки учета материалов, ведущиеся на складах. Ежедневноили в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю)работник бухгалтерии проверяет правильность записей кладовщика в карточкахучета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В концемесяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии переноситколичественные данные об остатках на первое число месяца по каждомуноменклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомостьучета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода). Послепроверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передают вбухгалтерию, где остатки материалов таксируют по учетным ценам и выводят ихитоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.
При сальдовом методе учета материаловпоступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов после ихпроверки и таксировки раскладываются в контрольной картотеке отдельно поприходу и расходу в разрезе складов и номенклатурных групп материалов. Поистечении месяца картотеку используют для составления групповых оборотныхведомостей в суммовом выражении по каждому складу в отдельности. Таких групп вкрупных организациях бывает несколько десятков. Данные этих ведомостей сверяютсо стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрахсинтетического учета.
Сальдовый метод учета материаловявляется одним из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработкиучетных данных и малой механизации учета.
При использовании компьютеров всенеобходимые регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотныеведомости, ведомости остатков, сальдово-сличительные ведомости) составляютсяавтоматически.
Аналитический учет материалов вбухгалтерии с применением компьютеров можно осуществлять и посредствомсоставления сортовых оборотных ведомостей по номенклатурным номерам наосновании поступающих первичных документов. Сверка со складским учетом в этомслучае осуществляется вручную. При переносе данных из карточек складского учетав компьютер на их основе разрабатывается сортовая оборотно-сличительнаяведомость, в которой сопоставляются исходящий остаток материалов (вколичественном и суммовом выражении) по первичным документам, по карточкамскладского учета и выявляются отклонения между этими данными.
Изложенные варианты аналитическогоучета материалов с применением компьютеров имеют существенные недостатки, посколькупри сальдовом методе трудоемкой является разработка групповых исальдово-сличительных ведомостей для сверки данных бухгалтерского и складскогоучета непосредственно с помощью машин. При составлении только сальдовойведомости сверка с карточками складского учета производится вручную, чтозначительно затрудняет поиск и обнаружение ошибок.
В настоящее время разработанонесколько вариантов программ учета производственных запасов с применениемкомпьютеров, в которых эти проблемы успешно решены.

Глава 2.Документальное оформление и учет движения материалов на предприятии ООО «Монострой»
2.1 Краткая характеристикапредприятия
Общество с ограниченнойответственностью «Монострой» (далее – ООО «Монострой»)создано для осуществления коммерческой деятельности с целью извлечения прибылина принципах хозяйственного расчета и самофинансирования. ООО «Монострой»находится по адресу г. Владимир ул. Большая Нижегородская 88, 600020.
Предметом деятельности ООО «Монострой»является:
Ø  выполнение строительно-монтажныхработ по заказам предприятий и граждан;
Ø  оказание услуг населению,предприятиям, организациям в строительстве и ремонте зданий и сооружений, атакже изготовление различных строительных изделий;
Ø  выполнение функций Заказчика построительству и реконструкции зданий и сооружений;
Ø  оказание транспортных услуг населению;
Ø  все виды операций с недвижимостью(риэлтерская деятельность), в том числе оценка недвижимого имущества и основныхфондов;
Ø  создание материально-технической базыдля развития производства;
Ø  иная деятельность, не запрещеннаязаконодательством РФ.
ООО «Монострой» обладаетправами юридического лица, имеет расчетные счета в учреждениях банков, печать,штамп со своим наименованием и указанием места нахождения, бланкиустановленного образца, товарный знак. Имеет в собственности обособленноеимущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.
ООО «Монострой» создано наосновании действующего законодательства в соответствии с Федеральным Законом от08.02.98г. № 14-ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью».Осуществляет свою деятельность на основании лицензии Л 102966 Рег.№ГС-1-33-02-03-0-3328412890-000066-1, выданной государственным комитетом РФ построительству и жилищно-коммунальному комплексу. В ООО «Монострой»существует четко определенная структура, показывающая кто и за что отвечает.Существуют должностные инструкции, детализирующие обязанности и ответственностьдля каждого вида работ, лимиты при заказах материалов, хранения денег, найме наработу, подписи на отдельные виды операций. Работники организации постоянноповышают свою квалификацию (семинары по бухгалтерскому учету, работе отделакадров, компьютерные курсы). Практически все работники имеют высшее образованиеи большой опыт работы, в случае необходимости, могут подменить друг друга. Навысоком уровне организована система взаимопроверок, для предотвращения ошибок.Осуществляется контроль за сохранностью имущества, основанный на «системедоступа» то есть препятствующий несанкционированному проникновению в местаскладирования материалов, готовой продукции, доступу к секретной информации(архиву, бухгалтерским записям, компьютерам). На предприятии существует четкаяорганизационная структура бухгалтерского аппарата (Приложение 1).
Главный бухгалтер выполняетконтролирующую роль, ведет главную книгу и составляет бухгалтерскую отчетность.Учетные данные по всем санкционированным хозяйственным операциям отражены вбухгалтерском учете точно и в полном объеме, законность операций проверяется соответствующиморганом (юристом). Главным бухгалтером детально разработана учетная политикаорганизации, дополнения к ней вводятся по мере надобности и документальнооформляются. Все изменения в системе бухгалтерского учета и налогообложенияотслеживаются. Все отклонения от запланированных показателей выявляются ификсируются, своевременно информируется руководство, определяются причиныотклонений и принимаются соответствующие решения. Регулярно проводитсяинвентаризация по имуществу и обязательствам.
2.2 Документальное оформление и синтетическийучет заготовления материалов
Первичные документы по поступлению ирасходу производственных запасов играют важную роль в организации материальногоучета, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документамосуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением,сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов. Вид и формапоступающих документов зависит от условий договора и условий поставки. Крометого, от условий договора часто зависит и состав транспортно-заготовительныхрасходов (далее ТЗР) [12, с. 140].
В ООО «Монострой» учетматериалов компьютеризирован. Осуществляется с помощью программы 1С:Бухгалтерия, версия 6.6.
Материалы в ООО «Монострой»поступают, в основном, от местных и иногородних поставщиков (за безналичныйрасчет) и от подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета.
Поступление материалов от поставщиков(за безналичный расчет) контролирует в первую очередь отдел снабжения, так какпри работе с такими поставщиками в обязательном порядке заключается договор поставки(Приложение 2). Работники отдела снабжения следят за выполнением поставщикамидоговорных обязательств, предъявляют им претензии по качеству и недостачамматериалов, разыскивают грузы, если они своевременно не прибыли в организацию.
Материалы на склад ООО «Монострой»от местных и иногородних поставщиков обычно доставляет экспедитор, либосотрудник отдела снабжения. Если груз прибыл от транспортных организаций(например, железная дорога), то экспедитор особое внимание должен уделятьсостоянию тары, пломб, а в случае их повреждения требовать проверки сдачигруза. Если материалы доставляются со склада поставщика автотранспортомпокупателя, то экспедитору ООО «Монострой» выписывается доверенность наполучение материалов от конкретного поставщика (Приложение 3). С этойдоверенностью он едет на склад поставщика и получает груз. Работникиорганизации поставщика делают отметки на доверенности экспедитора ООО «Монострой»,проставляют номер счета-фактуры и дату получения на отрывном талонедоверенности, дают ему сопроводительные документы (товарно-транспортные накладные,платежные поручения и так далее), а счета-фактуры присылают в бухгалтерию попочте.
Экспедитор сдает полученные имматериалы на склад материально-ответственному лицу (кладовщику). При приемке уэкспедитора материалов кладовщик проверяет соответствие количества, качества иассортимента поступивших материалов документам поставщика. Одни их них отражаютколичество отправленного груза (накладные), другие – качество (сертификаты,удостоверения, технические паспорта). При полном соответствии количества фактическипоступивших материалов документам поставщика материально-ответственное лицовыписывает приходный ордер формы № М-4 (Приложение 5). Если расхождений ни вколичестве, ни в качестве прибывшего груза с документами поставщика нет, то надокументах поставщика проставляется и заполняется специальный штамп с основнымиреквизитами приходного ордера. В ООО «Монострой» материально-ответственноелицо просто ставит свою подпись.
Кладовщик ООО «Монострой» вдень поступления материалов приходует их на карточку складского учетаматериалов. На складе организации карточки ведутся только по количеству (Приложение6), а в бухгалтерии – по количеству и сумме. Каждый день кладовщик передает вбухгалтерию реестр на поступившие материалы. Бухгалтерия должна разнести всюинформацию в компьютерную программу 1С: Бухгалтерия. Так как отдел снабженияответственно относится к выполнению своих обязанностей, то коммерческие связи споставщиками налажены хорошо. И документы, подтверждающие приход материалов(счета-фактуры) поступают своевременно или же работники отдела снабжения едутза ними сами.
Для синтетического учета материаловпредназначен счет 10 «Материалы». Счет 10 «Материалы»предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов,топлива, запасных частей инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и томуподобных ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке).Оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 «Материалы»и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основноепроизводство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчетыс подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами» и так далее в зависимости от того, откуда поступили те илииные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов ворганизацию. При этом материалы принимаются к бухгалтерскому учету независимоот того, когда они поступили — до или после получения расчетных документовпоставщика [6].
Пример:
Послеполучения счета-фактуры от поставщика бухгалтер сверяет количество в реестрекладовщика с количеством указанном в счете-фактуре. Если расхождений невыявлено, то делается запись в компьютере: поступили материалы, в частности 5марта 2008 года в ООО «Монострой» от ООО ЦентрСтрой поступилгипсокортон в количестве 60 штук, на общую сумму 12180 рублей (Приложение 7) иавтоматически составляются проводки:
Д-тсч. 10-8 «Строительные материалы» К-т сч. 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками» –10322-03руб. (поступили материалы отпоставщиков)
Д-тсч. 19-3 «НДС по приобретенным ценностям» К-т сч. 60 Расчеты споставщиками и подрядчиками" – 1857-97 руб. (выделен НДС по поступившимматериалам)
Дляучета материалов, которые числятся за разными материально-ответственными лицамив бухгалтерии ООО «Монострой» используются незадействованные в Планесчетов бухгалтерского учета, счет 17, который организация озаглавила также «Материалы»с открытыми к нему субсчетами. На котором учитывается материалы только поколичеству. Применение этого счета нужно лишь для удобства учета и проведенияинвентаризации на складах.
Иесли бухгалтер ООО «Монострой» сделает после разноски всех данных поприходу материалов распечатку карточки материально-ответственного лица –Власова В.П., то увидит какого числа, какие материалы, в каком количестве и откакого поставщика, и по какому документу поступили.
Еслиматериалы поступают в ООО «Монострой» путем закупок через подотчетныхлиц за наличный расчет, то для этого работник отдела снабжения должен составитьзаявку на те материалы, которые необходимо приобрести, указать для каких целейэто необходимо, обосновать производственную необходимость и указатьприблизительную сумму закупки. Эту заявку он должен подписать у руководителяорганизации. После этого он идет к кассиру, где ему выписывается расходныйкассовый ордер (далее РКО) на сумму, указанную в заявке (Приложение 8). РКОподписывается руководителем и главным бухгалтером организации, затем самимподотчетным лицом. После этого кассир из кассы выдает необходимую денежнуюсумму, указывая в РКО корреспондирующий счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».За эту сумму работник отдела снабжения должен отчитаться в трехдневный срок,составив авансовый отчет [2].
Пример:
Таккак в ООО «Монострой» бухгалтерский учет компьютеризирован, тоавансовые отчеты составляет непосредственно бухгалтер. Для этого работникотдела снабжения, взявший денежные средства в подотчет, в трехдневный сроксдает в бухгалтерию документы, подтверждающие расход взятых им денег (счета-фактурыс квитанцией к приходному кассовому ордеру, товарные чеки с обязательноприложенными к ним кассовыми чеками) (Приложение 9). На этих документах такжедолжны быть подписи и личные печати материально-ответственных лиц, получившихданные материалы. На основании этих документов бухгалтер делает разноску вкомпьютер и составляется авансовый отчет (Приложение 10) [17, с. 136].
Приэтом в бухгалтерском учете автоматически составляются проводки:
Д-тсч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» К-т сч. 50 «Касса» –1498 руб.
Д-тсч. 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» К-т сч. 71 «Расчетыс подотчетными лицами» – 1498 руб.
И так по каждому документу ипо каждой сумме. Внутренне перемещение материалов происходит автоматически(бухгалтер в компьютере, в документе авансового отчета ставит счетаматериально-ответственных лиц, которые можно увидеть открыв этот документ впрограмме 1С: Бухгалтерия), таким образом происходит списание денежных средствс материально-ответственного лица и оприходование материалов на соответствующихлиц./>
2.3Документальное оформление и учет выбытияматериалов
Производственные запасы отпускают сосклада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, насторону, для переработки и в порядке продажи излишних и неликвидных запасов.
Для обеспечения контроля зарасходованием материалов и правильного документального его оформленияорганизации осуществляют соответствующие организационные мероприятия. Важнымусловием контроля за рациональным использованием материалов, например, являетсяих нормирование и отпуск на установленных лимитов. Лимиты рассчитываютсяслужбой менеджеров на основе данных об объеме выпуска продукции и норм расходаматериалов на единицу продукции.
Все службы организации должны иметьсписок должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы наполучение и отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешения на вывозиз организации материалов. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены,измерены и подсчитаны.
Порядок документального оформленияотпуска материалов зависит прежде всего от организации производства,направления расхода и периодичности отпуска материалов.
ВООО «Монострой» материалы отпускаются со склада организации настроительные объекты, а оттуда на производственное потребление. Материалыотпускаются в соответствии с распорядком работы склада на основании приказа.
Отпускматериалов со склада на строительные площадки рассматривается как внутреннееперемещение и списывается со склада материально-ответственного лица по материальнымотчетам (Приложение 11) на основании формы М – 29 «Отчет о расходеосновных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным попроизводственным нормам» выданные планово-производственным отделом, и наосновании актов (Приложение 12, 13) подписанных руководителем организации. Приэтом кладовщик отпускает материалы, которые указаны в накладной, утвержденнойруководителем организации, с которой пришел начальник строительной площадки. Наосновании этих внутренних накладных кладовщик составляет отчет за месяц «Одвижении материалов на складе» (так как в ООО «Монострой» поучетной политике предприятия, отчетным периодом является месяц). К этому отчетутакже прикладываются карточки учета малоценных и быстроизнашивающихся предметовспецодежды. Бухгалтер разносим данные этого отчета в компьютерную программу исоставляет внутренние проводки, тем самым переписав документы по учету материаловс кладовщика на начальника строительного объекта (только по количеству) [18, с.114].
ООО«Монострой» имеет несколько строительных объектов. За каждый объектотвечает определенное материально-ответственное лицо (начальник строительногоучастка). В конце отчетного периода (месяц) начальник строительного участка(далее мастер) составляет Акт выполненных работ, который подписывается двумясторонами: заказчиком и исполнителем. После подписания акта выполненных работ,мастер составляет реестр расхода материальных ресурсов, где в количественномвыражении рассчитываются материалы, списанные на строительство данного объекта.
Работникипроизводственно-технического отдела ООО «Монострой» в течениеотчетного месяца посещают строительные участки, делают замеры производимых наних строительно-монтажных работ.
Составивреестр расхода материальных ресурсов по данному объекту мастер должен подписатьего в производственно-техническом отделе (далее ПТО). Работники ПТО проверяютнормы списания материалов согласно действующим расценкам, делают (еслинеобходимо) различные исправления и дополнения. Затем ставят на реестре расходаматериальных ресурсов подпись и передают в бухгалтерию для списания материаловв производство.
Бухгалтерразносит этот материально-производственный отчет в программу 1С: Бухгалтерия.Для упрощения работы бухгалтера в программе запрограммирован специальныйдокумент о списании материалов в производство. На основании программырассчитывается цена материалов на дату списания (в ООО «Монострой»учет материалов ведется по средним ценам) и автоматически рассчитываетсяостаток материалов (количество) перед списанием и после по счету 10-8 (9) «Строительныематериалы», «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». При этомсоставляются проводки:
Д-тсч. 20 «Основное производство» К-т сч. 10-8 (9) «Строительныематериалы», «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» –(списывается количество умноженное на среднюю стоимость (цену) данногоматериала, и так по каждому наименованию). Формируется карточка счета 10 «Материалы».
Мастерасписывают спецодежду, пришедшую в негодность по актам списания по истечениюсрока на основании Приказа №55/1 (Приложение 14). На счет 20 «Основноепроизводство» списываются нормы материалов, израсходованных в пределахсметно-элементных норм. Если на строительном объекте произошел перерасходматериалов, то мастер обязан составить технический акт на то количествоматериалов, по которым произошел перерасход, указать причину появления перерасхода.Затем создается комиссия во главе с главным инженером, которая рассматриваетправдоподобность составленного мастером технического акта о перерасходематериальных ресурсов и если все соответствует действительности, то главныйинженер и члены комиссии (работники ПТО, бухгалтерии и так далее) ставят своиподписи и технический акт передается в бухгалтерию для последующей обработки.
ВООО «Монострой» расход материалов на строительство объектовукладывается в элементно-сметные нормы. Списания расхода материалов сверх норм,в основном, не бывает.
Такимобразом, вся сумма израсходованных и списанных материалов в конце отчетногопериода собирается по дебету счета 20 «Основное производство» икредиту счета 10-8 (9) «Строительные материалы», «Инвентарь ихозяйственные принадлежности».
Пример:
Вконце каждого отчетного периода по данным первичных документов составляютсяучетные регистры: карточка счета 10. Например, в феврале 2008 года уматериально-ответственного лица Власовой на начало периода хранилось материаловна сумму 8007,032 тысяч рублей. За февраль по приходным документам поступиломатериалов на сумму 8425,92 тысяч рублей, а было выдано по расходным документамна сумму 5471,723 тысяч рублей. На конец февраля на ответственном храненииВласова осталось 10961,229 тысяч рублей.
Наоснове карточки счета 10 составляется главная книга.
Д-тсч. 20 «Основное производство» К-т сч. 10-8 «Строительныематериалы» — 2527835,23 тысяч рублей (отпущены материалы в основноепроизводство)
Д-тсч. 10-8 «Строительные материалы» К-т сч. 60 «Расчеты споставщиками и подрядчиками» — 2552404,12 (поступили материалы отпоставщиков).
Д-тсч. 91 «Прочие доходы и расходы» К-т сч. 10-8 «Строительныематериалы» — 175314,44 ( списаны материалы на прочие расходы).
Пример:
В частности за февраль 2008года в ООО «Монострой» по счету 10 в главной книге имеются следующиеданные: на начало периода материалов имеется на сумму 28008448,03 тысяч рублей.В течении месяца поступило материалов на сумму 2552404,12 тысяч рублей, асписано в производство на сумму 2527835,23 и на прочие расходы 175314,44 тысяч рублей.На конец февраля строительные материалы учитываемых по счету 10.8 осталось насумму 27857702,48 тысяч рублей. Главная книга составляется главным бухгалтером.Оборотно – сальдовая ведомость по счету 10 показывает сколько и какихматериалов находящихся в ведении МОЛа Власова поступило и выбыло с егохранения. Итоги оборотно – сальдовой ведомости и карточки счета 10 совпадают. Ив конце как итог формируется бухгалтерский баланс, из которого видно, что наначало года в ООО «Монострой» имелось материалов по строке 211 насумму 31704 тысяч рублей. На конец 2008 года сумма материальных запасовувеличилась до 44250 тысяч рублей [10, с. 234].
2.4 Порядок проведения и отраженияв учете результатов инвентаризации
Для достижения достоверностиданных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организация обязанапроводить инвентаризацию в ходе которой проверяют фактическое наличие, состояниеи оценку материалов в натуральном и стоимостном выражении. Проверкафактического наличия материалов производится путем пересчета, перевешивания,перемеривания. Не допускается вносить в опись данные об остатках ценностей сослов материально-ответственных лиц или по данным учета без проверки ихфактического наличия.
Инвентаризацияпроводится в соответствии с порядком установленном на предприятии и вобязательных случаях:
Ø перед составлением годовойбухгалтерской отчетности;
Ø при сменематериально-ответственных лиц;
Ø при выявлении хищения, порчи, вслучае чрезвычайных ситуаций;
Ø при ликвидации или реорганизациипредприятия.
Организуети руководит инвентаризацией руководитель, его заместитель или главныйбухгалтер. Проводит ее постоянно действующая инвентаризационная комиссия(учитывая большой объем работ на предприятии может быть несколько комиссий),назначенная руководителем, о чем издается распорядительный документ (приказ,распоряжение и так далее) (Приложение 15). В ее состав включаются представителиадминистрации, бухгалтерии, другие специалисты (юристы, техники, инженеры и такдалее), представители службы внутреннего аудита, независимые аудиторы.Инвентаризация проводится в присутствии материально-ответственного лица и всехчленов комиссии, если хотя бы один из них отсутствует, результатыинвентаризации могут быть признаны недействительными.
Бухгалтерк моменту инвентаризации составляет инвентаризационную опись материалов поскладам или объектам (Приложение 16). Также в ходе инвентаризации проверяется иналичие оборудования, которому присваивается инвентарные номера (Приложение 17)Все материальные ценности должны быть оприходованы к этому моменту, складскиеоперации не проводятся. Кладовщик дает расписку о том, что все материалыоприходованы и неоприходованных ценностей нет. При хранении материалов в разныхизолированных помещениях у одного материально-ответственного лицаинвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверкиценностей вход в помещение не допускается (опломбировывается). Материалы,поступающие во время проведения инвентаризации принимаются в присутствии членовкомиссии и заносятся в отдельную опись «Товарные ценности, поступившие вовремя инвентаризации» с указанием даты поступления, номера приходногодокумента, наименования товара, количества, цены, суммы и приходуются послеинвентаризации. При длительном проведении инвентаризации, только с письменногоразрешения руководителя и главного бухгалтера в присутствии членов комиссиимогут отпускаться материалы. Они заносятся а отдельную опись «Материалы,отпущенные во время проведения инвентаризации». По данным заполняетсяинвентаризационная опись по каждому наименованию с указанием вида, группы, количестваи других данных.
Данныеинвентаризации сравнивают с учетными. Во всех случаях расхождения, выявленные врезультате инвентаризации, оформляются составлением сличительных ведомостей иоцениваются по фактической себестоимости.
Пример:
ВООО «Монострой» 30 марта 2008 года была уволена кладовщица – ШипулинаГ.Я., на ее место была назначена – Букина М.Н. На предприятии была проведенавнеплановая инвентаризация в связи со сменой материально-ответственного лица.Расхождений фактических остатков материалов на складе с данными учета и вбухгалтерии выявлено не было.
Апри выявлении расхождений с данными бухгалтерского учета недостачи и излишкиотражаются в учете в соответствии с п.3 ст.12 Федерального Закона «Обухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ [3].
Есливыявлены излишки, в оценке аналогичных запасов, состоящих на учете ворганизации, или (при их отсутствии) по рыночной стоимости выявленных излишнихценностей, отражая как прочие доходы на основании ведомости № ИНВ-26.
Оприходованыизлишки материалов, выявленные при инвентаризации:
Д-тсч. 10 «Материалы» К-т сч. 91-1 «Прочие доходы и расходы»
Суммынедостач и порчи запасов учитываются: по дебету счета 94 «Недостачи ипотери от порчи ценностей» и кредиту счетов учета запасов – в части договорной(учетной) цены запаса; по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчиценностей» и кредиту счета 16 «Отклонение в стоимости материалов»при использовании в учетной политике организации счетов заготовления и приобретенияматериалов.
Припорче материалов, которые могут быть использованы в организации или проданы (суценкой), последние одновременно приходуются по рыночным ценам с учетом ихфизического состояния с уменьшением на эту сумму потерь от порчи. Недостачазапасов и их порча списывается со счета 94 «Недостачи и потери от порчиценностей» в пределах норм естественной убыли на счеты учета затрат напроизводство или (и) на расходы на продажу.
Недостачив пределах норм естественной убыли списаны на затраты:
Д-тсч. 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Нормыубыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.Недостача запасов в пределах норм естественной убыли определяется после зачетанедостач запасов излишками по пересортице. Она может производиться по решениюруководства организации только за один и тот же проверяемый период, у одного итого же материально-ответственного лица, в отношении запасов одного и того женаименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортицематериально-ответственные лица представляют подробные объясненияинвентаризационной комиссии. В том случае когда при зачете недостач излишкамипо пересортице стоимость недостающих запасов выше стоимости запасов,оказавшихся в излишке, то указанная разница относится на виновных лиц. В томслучае если после зачета по пересортице, все же оказалась недостача запасов, тонормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованиюзапасов, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыльрассматривается как недостача сверх норм. При хищении и сверх норм естественнойубыли – за счет виновных лиц. Списана недостача при установлении виновноголица:
Д-тсч. 73-2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» К-т сч. 94 «Недостачии потери от порчи ценностей»
Есливиновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, тоубытки от недостачи запасов и их порчи рассматриваются как недостача сверх нормубыли и списываются на финансовые результаты.
Списананедостача при неустановлении виновного лица:
Д-тсч. 91 «Прочие доходы и расходы» К-т сч. 94 «Недостачи и потериот порчи ценностей»
Вматериалах, представленных руководству организации для оформления списаниянедостач запасов и порчи сверх норм естественной убыли, должны содержатьсядокументы, подтверждающие обращение в соответствующие органы (органы МВДРоссии, суд и так далее) по фактам недостач, и решения этих органов, а такжезаключение о факте порчи запасов, полученные от соответствующих служборганизации (отдела технического контроля) или специализированных организаций.
Материалы,утраченные (уничтоженные) в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий идругих чрезвычайных ситуаций, списываются с кредита счетов учета запасов вдебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» по фактическойсебестоимости этих запасов с последующим отражением на счете учета финансовыхрезультатов как чрезвычайные расходы. Страховые возмещения, поступающие вкачестве компенсации потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий и другихчрезвычайных ситуаций, учитываются в составе чрезвычайных доходов организации.
Инвентарьи хозяйственные принадлежности (далее ИХП), находящиеся в эксплуатации,инвентаризируются по местам их нахождения и материально-ответственным лицам, нахранении у которых они находятся. Инвентаризация проводится путем осмотракаждого предмета. В описи ИХП заносят наименования в соответствии сноменклатурой. При инвентаризации ИХП, выданных в индивидуальное пользованиеработникам, допускается составление групповых инвентаризационных описей суказанием в них ответственных за эти предметы, на которых открыты личныекарточки, с распиской их в описи. ИХП пришедшие в негодность и не списанные, вопись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации,причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственныхцелях. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности тогомесяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации –в годовой бухгалтерской отчетности. По результатам инвентаризаций и проверокпринимаются соответствующие решения по устранению недостатков в хранении иучете запасов и возмещению материального ущерба.

Заключение
Улучшениеиспользования оборотных фондов важнейшая задача промышленных предприятий. Чемлучше используются сырье, топливо, вспомогательные материалы, нет неликвидных изалежалых материальных запасов, тем меньше их расходуется для выработкиопределенного количества продукции, тем самым создается возможность увеличитьобъем производства промышленной продукции и, следовательно, увеличить прибыльпредприятия.
Задача складского хозяйства состоит вприемке материалов от поставщиков, обеспечении сохранности, качества иколичества материалов, рациональном размещении материалов на территории склада;контроле и подержании нормативного уровня и комплектности запасов; формированиирационального состава тары, специально приспособленной для хранения ивнутризаводской передачи сыпучих, мелких материалов и узлов.
В выпускной квалификационной работерассмотрены вопросы основные положения по учету движенияматериально-производственных запасов примере ООО «Монострой».
Выпускная квалификационная работасостоит их двух частей. В первой главе рассмотрена организация учете материаловв бухгалтерской деятельности предприятий, а именно:
Ø  дано общее понятие материалов;
Ø  приведены задачи учета, классификацияи виды оценки материалов;
Ø  рассмотрен учет материалов на складахи в бухгалтерии.
Из этой главы можно сделать вывод,что тема бухгалтерского учета материалов является одной из наиболее актуальных.Перечень потребляемых предприятием материалов значителен, велик будет и объемработ по исчислению их себестоимости. Для сокращения трудоемкости этих работдля предприятий имеет важное значение применение возможных методов учетаматериальных расходов.
Во второй главе выпускнойквалификационной работы приведена действующая практика учета движенияматериалов на предприятии ООО «Монострой», подробно рассмотрены фактыприобретения, хранения, списания материальных ресурсов на производство иотпуска их на сторону. Отражены правила документооборота и технология обработкипервичных бухгалтерских документов, формирование себестоимости продукции. По каждомуварианту приведены конкретные примеры, которые встречаются на практике, чтопозволяет достаточно полно раскрыть данную тему. Приведены все бухгалтерскиепроводки, которые составляются при учете поступления и расхода материалов напредприятии.
В качестве вывода по второй главеможно сказать, что нюансы учета, безусловно, должны быть учтены в деятельностипредприятий, а особенно в деятельности бухгалтерии объекта исследования – ООО «Монострой».
Проведя ознакомление с учетомзаготовления, приобретения и списания материалов в ООО «Монострой»можно сделать вывод о том, что в организации ведется надлежащий учет в этойобласти, адекватный размерам предприятия. Изучая первичные документы (договора,акты выполненных работ, кассовые документы – расходные и приходные кассовыеордера, авансовые отчеты) нарушений выявлено не было. Все договора и первичныедокументы надлежащим образом оформлены, их данные совпадают с данными учетныхрегистров.
В ООО «Монострой»задачи по учету материалов решены и поэтому можно сказать, что учет напредприятии построен правильно. Основными задачами учета материалов являются:
Ø  формирование фактическойсебестоимости материалов;
Ø  правильное и своевременноедокументальное оформление операций по поступлению и отпуску материалов;
Ø  контроль за сохранностью материалов вместах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;
Ø  контроль за соблюдением установленныхорганизацией норм запасов материалов, выполнение работ, оказание услуг;
Ø  проведение анализа эффективностииспользования запасов и так далее.
В процессе написания данной работы раскрытыпонятие, классификация и оценка материалов, приведены примеры документальногооформления поступления и выбытия материалов, раскрыт порядок учета материаловна складе и в бухгалтерии, а так же синтетический учет заготовления иприобретения материалов, изложен процесс проведения инвентаризации, дана краткаяхарактеристика системы внутреннего контроля за учетом материалов, былипроанализированы результаты проведенных процедур по проверке материалов.
Ворганизации неплохо организована складская служба. Несмотря на достаточновысокий уровень организации работы по созданию материалов ООО «Монострой»можно дать следующие рекомендации:
Ø Минимизировать расходы наприобретение, заготовление и создание материалов, сократить производственныепотери, организовав надлежащим образом места по приемке и складированию материалов(на стеллажах установить маркировку и ярлычки, тем самым сократив время учетныхопераций и совершение ошибок).
Ø Наладить взаимосвязь междуработниками складского аппарата и работниками, отвечающими за созданиематериалов, обеспечить минимальное, но в то же время достаточное количество материаловдля бесперебойного процесса производства. С этой целью организоватьприобретение материалов «под заказ».
Ø Разработать систему личнойматериальной заинтересованности в рациональном использовании ресурсов.Сократить потери от брака, обеспечив использование отходов и брака впроизводственном процессе.
Ø Разработать четкую систему выборапоставщиков, основываясь на изучении их финансового положения, условий и сроковпоставки. Следует более подробно изучить рынок по предложению материалов воВладимире и области с целью сокращения расходов, связанных с доставкойматериалов из других городов и областей.
Ø Усилить контроль за поступлением ивозвратом товаров на предмет получения всех первичных документов и ихнадлежащим оформлением.
Использовать для веденияскладского учета программу 1С: Склад, что позволит сократить время учетныхопераций, ошибки в документации и высвободить работника склада для выполнениядругих обязанностей.

Список использованнойлитературы
/>/>1. Гражданскийкодекс Российской Федерации. [Текст]: — М.: Издательство «Экзамен», 2010.– 352 с.
2.  Налоговый кодекс Российской Федерации.[Текст]: – М.: ИНФРА – М, 2009. – 561 с.
3.  Российская Федерация. Законы. Обухгалтерском учете № 129 [Текст]: федер. закон: [принят от 21 ноября 1996 г.]// Консультант Плюс.
4.  Российская Федерация. ПриказыМинфина. Об учете материально-производственных запасов №44н [Текст]: положениепо бухгалтерскому учету: [утверждено от 09 июня 2001 года] // Консультант Плюс.
5.  Российская Федерация. ПриказыМинфина. О бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации № 170 [Текст]:положение по бухгалтерскому учету: [утверждено от 26 декабря 1994 года] //Консультант Плюс.
6.  План счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности оргонизации и инструкция по его применению[Текст] [утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н] //Консультант плюс.
7.  Аснин, Л.М. Бухгалтерский учет иаудит: учеб. Пособие [Текст] / Л.М. Аснин, Т.О. Кубасова, И.Ф. Сеферова. –Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 555 с.
8.  Бабаев, Ю.А. Теория бухгалтерскогоучета: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 060500 «Бухгалтерскийучет, анализ и аудит» [Текст] / Под ред. Проф. Ю.А. Бабаева. – 4-е изд.,перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 304 с.
9.  Безруких, П.С., Комиссарова, И.П.Бухгалтерское дело: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся поспециальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» [Текст] / П.С.Безруких, И.П. Комиссарова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 271 с.
10. Беликова, Т.Н.Бухгалтерский учет и отчетность. [Текст] – СПб.: С-П, 2010. – 256 с.
11. Гетьман, В.Г.Финансовый учет: Учебник [Текст] / Под ред. Проф. В.Г. Гетьмана. – 3-е изд.,переработано и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 816 с.
12. Камышанов, П.И.,Камышанов, А.П. Практическое пособие по бухгалтерскому учету [Текст] / П.И.Камышанов, А.П. Камышанов. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2010. – 488с.
13. Киселева, Г.В.Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие [Текст] / Под общей ред. Г.В.Киселевой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2009. – 524 с.
14. Кондраков, Н.П.Бухгалтерский учет: Учеб пособие. [Текст] – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2009. – 717 с.
15. Мамина, И.Живаева Т. Бухгалтерский учет «на страже» имущества [Текст] / И.Мамина, Т. Живаева // Практическая бухгалтерия. – 2008. — № 3. – С. 44
16. Муравицкая, Н.К.Бухгалтерский учет: Учебник [Текст] / Н.К. Муравицкая, Г.И. Лукьяненко. – М.:КНОРУС, 2008. – 544 с.
17. Пошерстник, Н.В.Бухгалтерский учет: Учебно-практическое пособие. [Текст] – СПб.: Питер, 2009. –416 с.
18. Рогуленко, Т.М.,Харьков, В.П. Бухгалтерский учет: учебник [Текст] / Т.М. Рогуленко, В.П.Харьков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 368 с.
19. Самохвалова, Ю.Н.Бухгалтерский учет: Практикум: Учебное пособие. [Текст] – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.– 224 с.
20. Сергеев, И.В.Экономика организации (предприятия): Учеб. Пособие. [Текст] — 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 576 с.
21. Тумасян, Р.З.Бухгалтерский учет: учебно-практическое пособие [Текст] / Р.З. Тумасян. – 6-еизд., переарб. и доп. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 794 с.
22. Кириллова Н. А.Сборник задач по бухгалтерскому учету: учебное пособие -М: 2009.- 79 с.
23. Пономарева Л. В.,Стельмашенко Н. Д.Лабараторный практикум по бухгалтерскому учету (сквазная задача)-Москва,2009.-17 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.