Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (на примере ОАО "Нальчикский хлебозавод")

Курсовая работа
 
«Учет  расчетов с поставщиками иподрядчиками
(на примере ОАО «Нальчикскийхлебозавод»)»

 Содержание стр
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы и проблемы расчетов с поставщиками и подрядчиками
 
5 1.1. Организация расчетов в организациях и на предприятиях АПК 5 1.2. Нормативное регулирование организации расчетов с поставщиками и подрядчиками 9 Глава 2. Современное состояние ОАО «Нальчикский хлебозавод» 17
  2.1. Основные экономические показатели деятельности хозяйства 19
  2.2. Организация бухгалтерского учета в ОАО «НХЗ» 24
  Глава 3. Состояние расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «Нальчикский хлебозавод» 29
  3.1. Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками 29
  3.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 34
 
Выводы и предложения
42
 
Список использованной литературы
44
 

Введение
Одной из центральных проблемсовременной аграрной экономики является проблема неплатежей. Просроченнаякредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий России передкредиторами достигла на начало 2002 г. 177,77 млрд. руб., что составляет примерно 1085 руб. на каждый гектар сельхозугодий. Это выше на 21,4 % посравнению с предыдущим годом, более 80 % сельскохозяйственных предприятий впервом полугодии 2002 года имели заблокированные счета. Объем возросшейкредиторской задолженности свидетельствует о том, что и сегодня после 10 летреформ сельское хозяйство не сумело адаптироваться к новым экономическим условиям, в первую очередь, из-за неблагоприятных макроэкономических факторов.
В течение 1993-2001 гг. постоянно рослакак дебиторская, так и кредиторская задолженность сельскохозяйственныхорганизаций. За этот период дебиторская задолженность выросла в 27 раз, акредиторская — почти  в 90 раз. Подобная ситуация ограничила притоккредитно-финансового инвестиционного капитала в отрасль. Просроченнаякредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций в 2001 г. в 6 разпревышала балансовую прибыль, что свидетельствует об отсутствии у большинствасельскохозяйственных предприятий возможности  самостоятельно рассчитаться сдолгами.
Как дебиторская, так и кредиторскаяпросроченные задолженности  росли быстрее общей задолженности. В результате  в2001 г. доля просроченной задолженности в общей дебиторской  задолженности составила 46 %  (по пищевой промышленности  — 16 %), а в общей кредиторской  — 72% (по пищевой  — 25 %).
Какправило, крупными кредиторами из числа подрядчиков, которым приходитсярегулярно перевозить к месту производства большие объемы товарно-материальныхценностей, являются транспортные организации, в том числе и железные дороги.Сложившаяся ситуация заставляет стороны искать другие пути расчетов. Наиболеедоступным среди них является проведение взаимозачета, осуществляемого по самымразным схемам и основанного, как правило, на передаче продукции в счетдебиторской задолженности. Иногда такие операции трактуют как бартерные, но этоневерно, так как в нашем случае речь идет о погашении долга деньгами, что ивытекает из договора поставки, в то время как бартерная сделка с самого началапредполагает погашение обязательства товарами или услугами.
Эти идругие проблемы, стоящие перед бухгалтерами сельскохозяйственных предприятий,определили актуальность выбранной темы курсовой работы.
Основными задачами при выполнении работы ставилисьследующие::
-              контроль засоблюдением установленных правил расчетных отношений и правильноедокументальное оформление операций,
-              своевременностьрасчетов со всеми конрагентами и предотвращение просроченных сумм дебиторской икредиторской задолженности,
-              своевременность иточность отражения в учетных регистрах расчетов со всеми организациями илицами, а также периодическая сверка данных учета.
Работавыполнена на материалах ОАО  «Нальчикский хлебозавод» – первичных и сводныхбухгалтерских документах, нормативных и инструктивных материалах, обзореэкономической литературы.

 
Глава 1.Теоретические основы и проблемы расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1.Организация расчетов в организациях и на предприятиях АПК
 
         Организациии предприятия постоянно имеют хозяйственные и договорные связи с поставщиками иподрядчиками, различными дебиторами икредиторами. Значительная часть их оборотных средств всегда находится врасчетах. Следовательно, состояние расчетов оказывает существенное влияние нафинансовое положение предприятия. Система расчетов строится так, чтобымаксимально сократить сроки взаимных расчетов, а также дебиторскую икредиторскую задолженность.
Положение о расчетах обязывает все предприятия и организации не иметьзадолженности по платежам в бюджет, органам социального страхования. По другимрасчетам возможна дебиторская и кредиторская задолженность в пределахустановленных сроков.
С переходом на рыночные отношения расчеты сельскохозяйственныхтоваропроизводителей с поставщиками строятся на договорной основе.
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передатьтовар в собственность другой стороне (покупателю), а последний обязуетсяпринять его и уплатить определенную денежную сумму.
Договор поставки является одним из видов договора купли-продажи. По немупоставщик–продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность обязуетсяпередать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателюдля использования только в предпринимательской деятельности. Особенностьюданного договора является то, что товар, который реализует поставщик, долженбыть либо им произведен, либо закуплен в целях последующей реализации.
Порядок расчетов аграрных формирований обслуживающими (снабженческими,ремонтными и другими) организациями за поставляемые товары, выполненные работыи оказанные услуги определяются заключенными договорами и действующими формамирасчетов. Последние производятся на основании товарно-транспортных накладных,путевых листов, актов на приемку выполненных работ, подписываемых представителямизаказчиков и исполнителя, а также платежных документов.
Несоблюдение договорных обязательств при поставках сельскохозяйственнымтоваропроизводителям материально-технических ресурсов, влечет за собой огромныепотери, что негативно сказывается как на покупателях, так и на поставщиках. Вусловиях кризиса производства, диспаритета цен и монополизма промышленныхотраслей в агропромышленном комплексе нарушение условий поставки особенноотражается на аграрных хозяйствах. Неполученные, например, минеральные удобренияне могут использоваться для получения урожая текущего года. Не вовремяпоступившие машины не участвуют в выполнении сельскохозяйственных работ,обслуживании животных и т.д., а это, как известно, связано с потерямипродукции.
В соответствии с законодательством важнейшими основами правопорядка приосуществлении сделок по поставке товаров (выполнению работ или оказанию услуг)является соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполненияобязательств сторонами.
Ряд санкций к поставщикам содержится в Положении о поставках продукциипроизводственно-технического назначения от 25 июля 1988 года № 888. Например,если продукция не соответствует по качеству стандартам, техническим условиям,образцам или договору, а также, если она некомплектна, изготовитель уплачиваетполучателю штраф в размере 20% стоимости указанной продукции и, кроме того,возмещает причиненные такой поставкой убытки без зачета неустойки (штрафа).Если изготовитель (поставщик) в установленный срок устранил дефекты впоставленной продукции, штраф не взыскивается. Покупатель вправе отказаться отпринятия и оплаты продукции, не соответствующей договору. Если она ужеоплачена, он вправе потребовать возврата перечисленных сумм и замены продукции.Последняя принимается хозяйством на ответственной хранение до распоряженияпоставщика, покупатель не имеет права ее использовать и несет имущественнуюответственность за невыполнение этих обязанностей.
Обязательным условием договоров по поставке товаров, является определениесрока исполнения обязательств по расчетам.
В новых условиях хозяйствования основной и универсальной санкцией занарушение договорных обязательств становится возмещение убытков, которыевиновная в нарушении контракта сторона компенсируется другой стороне в сумме,не покрытой неустойкой (штрафом, пеней). К убыткам относятся расходы, связанныес неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, утратой илиповреждением имущества, недополучением доходов, которые могли быть, если быобязательства были исполнены. Эта санкция должна использоваться не зависимо отуказания на такую возможность в контрактном соглашении.
В договор при наличии согласия обеих сторон могут включаться санкции занеисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, по которымзаконодательством не установлена имущественная ответственность. К нимотносятся, например, санкции за не использование аккредитива, увеличенныесанкции за нарушение условий договора. Стороны могут предусмотреть возмещениеубытков в оговоренной сумме, которая взыскивается в случае ненадлежащегоисполнения обязательств, в том числе в части требований своевременной иправильной оплате продукции.
Основными условиями контрактов на закупку продукции являются: предметдоговора, количество закупаемой продукции, ее цена, сумма контракта, срокиисполнения, условия оплаты, качество продукции, тара и упаковка,транспортировка, санкции за ненадлежащее исполнение соглашения.
Цены реализации, как и порядок оплаты закупаемой у хозяйств продукции,определяются сторонами в договоре.
Расчеты производятся посредством инкассовой формы (если иной порядок непредусмотрен соглашением) при помощи инкассовых поручений, при списании средствсо счетов в бесспорном порядке, а также платежных требований-поручений иплатежных требований, применяемых по операциям товарного характера.
Срок оплаты за сельскохозяйственную продукцию и сырье, поставленныеперерабатывающими и другими организациями, а также за продовольствие,поставленное предприятием, устанавливается при инкассо до десяти дней, а поскоропортящимся товарам до пяти дней после поступления расчетных документов вбанк плательщика.
Без согласия организации в без акцептном порядке оплачиваются требованияза отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные наосновании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а т.ж. заканализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.
Организации, закупающие продукцию у аграрных товаропроизводителей,оплачивают ее стоимость в первоочередном порядке, после уплаты налогов вбюджеты разных уровней и взносов во внебюджетные социальные фонды.
Однако необходимо иметь в виду, что механизмы примененияотраженного в законодательстве порядка расчетов, на данный момент неустановлены. Споры, возникающие между сторонами, рассматриваются судом или арбитражемв установленном порядке, а по соглашению партнеров — третейским судом.
Ремонт основных средств можетосуществляться как хозяйственным способом (собственными силами организации),так и подрядным способом.
Ремонт подрядным способомосуществляется специализированными сторонними организациями.
Ремонтные работы обычноосуществляются с использованием материалов подрядчика в соответствии со ст.704Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). В этом случае подрядчикприобретает материалы по договорам купли — продажи (договорам поставки) вобычном порядке. Но на практике часто встречаются случаи, когда работывыполняются подрядчиком из давальческого материала заказчика. Этот способпредусмотрен ст.713 ГК РФ. В этом случае подрядчик обязан после окончания работпредставить заказчику отчет о расходовании полученных материалов. Если послевыполнения работ имеется неизрасходованный остаток полученных материалов,подрядчик обязан возвратить его заказчику либо с согласия заказчика уменьшитьцену работы на стоимость оставшегося неиспользованным материала.
В соответствии со ст.220 ГК РФправо собственности на передаваемые в переработку материалы остается узаказчика. Соответственно, при передаче материалов в переработку объектаобложения НДС не возникает (ст.ст.39, 146 НК РФ).
1.2. Нормативное регулирование организации   расчетов споставщиками  и подрядчиками
 
Интеграцияэкономики России в мировое хозяйство и появление хозяйствующих субъектов ссовместной с нерезидентами формой собственности, инвестированием свободныхкапиталов в экономику, как своей страны, так и зарубежных государств возникланеобходимость адаптации и трансформации российской системы бухгалтерского учетаи отчетности к международным стандартам, разработки единых подходов кформированию экономических показателей, которые точно отражали бы состояние делв народном хозяйстве, а также финансовое положение и результатыпроизводственно-коммерческой деятельности корпораций, предприятий и организацийразличных форм собственности.
В связи с принятиемПрограммы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международнымистандартами финансовой отчетности возникла необходимость более детальногорассмотрения новых понятий и положений международных стандартов финансовогоучета и трансформацию российского учета.
Одним из основных нормативных документов, регламентирующих учет расчетовв Российской Федерации является Гражданский Кодекс Российской Федерации, всоответствии с которым все расчеты по поставкам сырья, материалов и другихтоварно-материальных ценностей, по услугам (отпуск электроэнергии, пара, воды,газа), выполненным работам (капитальный и текущий ремонт) осуществляются подоговорам поставки. В этом документе заложены основы обязательственного права:понятие обязательства, основания его возникновения, определение, изменениедоговоров и пр. Согласно ГК РФ, обязательства исполняются в соответствии сорганизации, установившие в договоре отличный от общего порядка момент переходаправа владения, пользования и распределения отгруженной продукцией и риска ееслучайной гибели от организации к покупателю (заказчику), могут определять вбухгалтерском учете выручку на дату поступления денежных средств в оплатуотгруженной продукции на расчетный счет в банке либо в кассу, а также на датузачета взаимных требований по расчетам.
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что:
— предельныйсрок взыскания дебиторской задолженности (срок исковой давности) установлен втри года, по истечении которого задолженность подлежит списанию;
— кредиторвправе предусмотреть в договоре наличие залога под отгруженную продукцию,предметом которого может быть всякое имущество, включая вещи и имущественныеправа. В случае невыполнения покупателем своих обязательств по оплате продукциивзыскание может быть обращено на предмет залога в порядке, установленномдоговором, если законом о залоге не предусмотрен иной порядок.
Законом «О бухгалтерском учете» установлены единые правовые иметодологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РоссийскойФедерации и, в частности, предусмотрена оценка и инвентаризация обязательствпредприятия. Согласно этому закону, все хозяйственные операции подлежатсовременной регистрации на счетах бухгалтерского учета на основании первичныхучетных документов. Первичный учетный документ составляется в момент совершенияоперации или непосредственно по ее окончании. Следовательно, показательдебиторской задолженности должен быть отражен в учете, как правило, послевыполнения организацией-кредитором товарной части сделки — после отгрузкипродукции.
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ являетсяновым документом в законодательстве бухгалтерского учета — оно вводится с 1января 1999 года. Это Положение разработано на основе Федерального Закона «Обухгалтерском учете» и определяет порядок организации и ведения бухгалтерскогоучета, составления и предоставления бухгалтерской отчетности юридическимилицами по законодательству РФ независимо от их организационно-правовой формы(за исключением кредитных организаций), а также взаимоотношения организации свнешними потребителями бухгалтерской информации.
Этим Положением уточнен порядок списания дебиторской задолженности, покоторой истек срок исковой давности (п.77), согласно которому в обязательномпорядке требуется проведение инвентаризации и письменное обоснование.
Согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовыхобязательств требуется подтверждение этих операций первичными документами(счета, платежные поручения и т.д.).
Положение о безналичных расчетах в РФ регулирует все расчеты вбезналичной форме. Этим Положением предусмотрено, что все расчетныевзаимоотношения между юридическими лицами должны осуществляться (за редкимисключением) в безналичной форме через учреждения банков.
В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении правопорядка приосуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работили оказание услуг)» обязательным условием договоров, предусматривающихпоставку товаров, работ или услуг, является определение срока исполненияобязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненныеработы, оказанные услуги). Причем, в соответствии с данным Указом, предельныйсрок исполнения обязательств равен трем месяцам с момента фактическогополучения товаров, работ, услуг.
В этих условиях остро встает задача контроля за правильной организациейбухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности, обоснованностиее списания и дальнейшего учета этих операций при налогообложении.
Указом Президента Российской Федерации «Об основных направленияхналоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой иплатежной дисциплины» с 1 января 1997 г. в практику учетной работы был введенновый документ – счет-фактура. Практика формирования обобщенной информации пополученным и выданным счетам-фактурам сразу же обнаружила большое количествонесогласований и противоречий. Возникшие проблемы обусловлены противоречивостьюуказа.
В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции,производимые организацией, должны оформляться документами. Эти документы служатпервичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерскийучет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 № 914«Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах поналогу на добавленную стоимость» установлено, что каждая отгрузка товара(выполнение работы, оказание услуги) оформляется счетом-фактурой. Пунктом 3этого постановления регламентируются его обязательные реквизиты: порядковыйномер и дата составления счета-фактуры; наименование и регистрационный номерпоставщика товара; наименование товара; стоимость (цена) товара; сумма налогана добавленную стоимость и печать организации. Постановлением определен круглиц, имеющих право подписи счета-фактуры, к числу которых относятсяруководитель и главный бухгалтер организации (или иное ответственное лицо),лицо, ответственное за отпуск товаров. Предъявляемые требования к формированиюреквизитов счетов-фактур соответствуют нормам Закона РФ от 21.11.96 № 129-Ф3 «Обухгалтерском учете». В связи с этим создается видимость регистрации фактаотгрузки материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг всчете-фактуре и выполнения им функции расчетно-платежного документа.
Согласно п.26 Положения побухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного ПриказомМинфина России от 30.03.2001 N 26н, и п.69 Методических указаний побухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от20.07.1998 N 33н, восстановление основных средств может производиться какпосредством ремонта (текущего, среднего или капитального), так и посредствоммодернизации или реконструкции.
В зависимости от сложности ипродолжительности работ различаются следующие виды ремонта: текущий, средний икапитальный.
Согласно п.71 Методических указанийпо учету основных средств к работам по обслуживанию, а также текущему исреднему ремонту основных средств относятся работы по систематическому исвоевременному предохранению основных средств от преждевременного износа и ихподдержанию в рабочем состоянии. тнесение ремонтных работ к тому или иному видуремонта должно быть подтверждено соответствующими документами: договором напроведение ремонта, сметной документацией, внутренними распорядительнымидокументами организации и т.п.
Согласно п.п.5, 7 Положения побухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного ПриказомМинфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы, связанные с изготовлением ипродажей продукции, в том числе расходы по поддержанию в исправном состоянииосновных средств, являются расходами по обычным видам деятельности.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельностипредприятий предусмотрено, что учет расчетов с поставщиками и подрядчикамиведется на пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
А.А.Данилан отмечает, что счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»предусмотрен для учет расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученныематериальные ценности, работы и услуги, счета-фактуры на которые от поставщиковеще не поступившим. В последнем случае бухгалтерия обязана применять меры кполучению от поставщиков расчетных документов.
Андросов А.М. расширяет это определение: счет 60 «Расчеты с поставщикамии подрядчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщикамии подрядчиками за:  полученные ТМЦ, принятые выполненные работы и потребленныеуслуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а такжепо доставке или переработке МЦ, расчетные документы на которые акцептованы иподлежат оплате через банк; — товарно-материальные ценности, работы и услуги,расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей;товарно-материальные ценности, работы и услуги на которые расчетные документыот поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактуренныепоставки); излишки товарно-материальных ценностей. выявленные при их приемке; полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборамтарифа (фрахт), а также за все виды услуг связи.
Е.П.Козлова, Н.В.Парашутин пишут, что основным источникомтоваров являются поставщики товаров, с которыми фирмы подписывают контрактыдоговора на поставку товаров. в них указывается условия купли-продажи товаров исвязанные со сделкой обязательства продавца и покупателя. При приобретениивнешнеторговой фирмой экспортных товаров у поставщиков внутри страныорганизация учета расчетов с ними не отличается от обычной постановки учетарасчетов с поставщиками.
Как отмечают М. З. Пизенгольц, А. П. Варава все покупные товаро –материальные ценности должны учитываться по фактической себестоимости.Фактическая себестоимость их складывается из соответствующих цен, указанных всчетах поставщиков, торговых наложений, скидок, транспортных тарифов, расходовза доставку в хозяйство и некоторых других расходов, связанных с заготовлениемданных материалов.
Поскольку одни и те же материальные ценности поступают в хозяйствоотдельными партиями и к тому же часто от разных поставщиков, фактическаясебестоимость однородных материалов обычно колеблется. Для облегчения учетанеобходимо иметь постоянные (неизменные, твердые) планово- учетные цены на всетоварно – материальные ценности. С этой целью в каждом хозяйстве бухгалтерия разрабатываетспециальный номенклатуру – ценник, который представляет собойсистематизированный справочник, охватывающий все находящиеся в хозяйствеценности. Ценник содержит следующие показатели: номенклатурный номер, точноенаименование и краткую характеристику материальных ценностей, единицуизмерения, учетную (твердую) цену. Номенклатурные номера ценностей имеют дляучета большое организующее значение, так как устраняют возможный разнобой вназваниях ценностей, кроме того они необходимы для механизации учета.
Хотелось бы привести мнение А.Борисенко, который пишет, чтогосударственная сеть поставок, заготовок и переработки продукции вышла из-подадминистративного управления и контроля. Значительно расширив своюпроизводственно-коммерческую самостоятельность в условиях неуправляемого рынка,предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, заботятся восновном о собственном благополучии, увеличении фонда потребления, а не овыполнении присущих им функций и обязательств перед сельскохозяйственными товаропроизводителями,населением и государством. Многие предприятия пищевой промышленности решалисвои финансовые проблемы в основном за счет сокращения объемов основногопроизводства и перепрофилирования производственных мощностей на выпускдорогостоящих видов продовольственных товаров.
Одним из понятий, новых для российского учета, является элементфинансовой отчетности — обязательства (liabilities ).
Доцент МГУ им. М. В. Ломоносова, Соловьева О.В.дает следующее определение: «обязательства представляют собой существующиеобязательства компании, являющиеся результатом прошлых событий, ожидаемоепогашение которых приведет к оттоку ресурсов предприятия, воплощающихэкономические выгоды».
В бухгалтерском учете отражается момент (дата) возникновения обязательств,его сумма (оценка) и классификация.
Возникает обязательство в результате заключенного договора и проведенныхсделок, когда возникает задолженность по ним. Обязательство перед поставщиком(подрядчиком) возникает в момент принятия решения об оплате счета (моментакцепта долга), то есть обязательства регистрируются отражением прямых сделокна счетах или начислением суммы обязательств.
Что касается оценки обязательств, она подразделяется на точную иоцениваемую. Кредиторская задолженность по акцептованным расчетным документампоставщика известна. Что касается суммы необходимой для оплаты оцениваемыхобязательств, то она заранее неизвестна. Например, стоимость работы, которуюобязался выполнить поставщик (до составления проектно-сметной документации).
Доктор экономических наук Палий В.Ф., вице-президент Аудиторской палатыРоссии выдвигает следующую классификацию обязательств: краткосрочные идолгосрочные. Кредиторскую задолженность поставщикам и подрядчикам он относит ккраткосрочным обязательствам, которая должна быть погашена в течение 12 месяцевпосле ее возникновения.
Доктор экономических наук, профессор Н.П.Кондраков пишет, что поставщикии подрядчики — это организации, поставляющие сырье, материалы и другиетоварно-материальные ценности, а также оказывающие различные услуги (отпускэлектроэнергии, воды, пара и т.д.) и выполняющие разные работы (капитальный итекущий ремонт основных средств).

Глава 2. Современноесостояние ОАО «Хлебозавод «Нальчикский»»
 
ОАО «Нальчикский хлебозавод»расположен в г. Нальчике, ул. 9 января, 136, в 3 км от центра города.
Завод был построен в 1967 г. ипредназначен для выпуска формового хлеба по непрерывной технологии,производительностью 140 тонн в сутки.
В хлебном цехе были установлены 4производственные печи ХПА –40 и 2 печи БН –25. Хлебный цех работалкруглосуточно по скользящему графику в три смены.
В августе 1993 НХЗ был преобразованв открытое акционерное общество «НХЗ», которое действует в соответствии сГражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах» иУставом. На территории завода были построены:
-    пекарняпо выпуску хлебобулочных изделий;
-    кондитерскийцех;
-    мельницас производительностью 30 тонн в сутки;
-    подсобноехозяйство на 50 голов скота.
Обществоявляется юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество,учитываемое на балансе предприятия, имеет право от своего имени приобретать иосуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,быть истцом и ответчиком в суде.
Основнымивидами деятельности ОАО «Нальчикский хлебозавод» являются:
-    производство и реализация всех видов хлеба и хлебобулочных изделий;
-    производство, розлив, хранение, оптовая и розничная продажа алкогольныхнапитков;
-    производство и реализация товаров народного потребления, продовольственнойи непродовольственной продукции;
-    производство, заготовка, переработка и реализация сельскохозяйственнойпродукции;
-    оказание производственных услуг сельскохозяйственнымтоваропроизводителям и др.
Общество несетответственность по своим обязательствам в пределах своего имущества. Акционерынесут убытки в пределах своего вклада (пакета принадлежащих им акций). Обществоне отвечает по обязательствам своих акционеров и его органы не несутответственности по обязательствам Общества, равно как и общество не отвечает пообязательствам государства и его органов.
Высшим органомуправления Общества является общее собрание акционеров. На годовом общемсобрании акционеров решается вопрос об избрании Совета директоров, ревизионнойкомиссии Общества, утверждение аудитора Общества, рассматриваются баланс, отчето прибылях и убытках, распределение прибыли и убытков.
Общееруководство деятельностью Общества, за исключением решения вопросов, отнесенныхк компетенции общего собрания акционеров, осуществляет Совет директоровОбщества.
Руководствотекущей деятельностью Общества осуществляется Генеральным директором Общества иПравлением. В их компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей,политики и стратегии их достижения, а также распоряжение имуществом, найм иувольнение персонала.
Общество в целях реализации технической, социальной, экономической иналоговой политики несет ответственность за сохранность документов(управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу и др.); обеспечиваетпередачу на государственное хранение документов, имеющих научно-историческоезначение; хранит и использует в установленном порядке документы по личномусоставу; ведет воинский учет граждан, прибывающих в запасе и подлежащих призывуна военную службу.
2.1. Основныеэкономические показатели деятельности хозяйства
Открытое акционерное общество«Нальчикский хлебозавод» представляет механизированное предприятие попроизводству хлебобулочных и кондитерских изделий производительностью более 20тонн в сутки. Ассортимент выпускаемых изделий может достигать более 40наименований. Кроме основного производства цеха по производству хлеба заводимеет:
-            кондитерскийцех по производству вафельных тортов и других кондитерских изделий;
-            цехпо выпуску стеновых материалов;
-            ремонтно-механическийцех по выпуску металлоизделий;
-            торговаясеть из 12 фирменных магазинов 2 торговых павильонов;
-            малыепекарни – 3 шт.;
-            мельницас выработкой до 30 тонн в сутки.
В настоящее время завод выпускает до 5 тоннхлебобулочных изделий в сутки, что составляет 30 % существующих мощностей. Длясравнения, в 1995-1998 гг. выработка составляла 60-80 тонн в сутки.
Нальчикский хлебозавод является в Нальчикеединственным предприятием, способным обеспечить население города и его учрежденияхлебобулочными изделиями. Общий список потребителей на начало 2001г. составилболее 400 организаций и учреждений, а объем выпускаемой продукции составилболее 59,3 млн. руб.
Реализация хлебобулочных изделий осуществляется, восновном, через сеть фирменных магазинов Хлебозавода.
По сей день технологияприготовления хлеба не изменилась. Однако износ основных средств составляет 70%. В настоящее время на предприятии разработаны планы по совершенствованиюкачества продукции, расширению ассортимента и снижению ее себестоимости.
Произошедший спад производства в 1998 году до 3 тоннхлеба в сутки явился следствием появления в КБР большого количества мелкихпроизводителей хлебобулочных изделий, которые стараются реализовать своюпродукцию в городе.
Здание и основное технологическое оборудованиезавода установленное в 1967 г. физически и морально устарело. Износ основныхфондов в целом превысил 70 %. Финансовое состояние предприятия не можетобеспечить достаточное обновление оборудования. Ограничение предельного уровнярентабельности хлебопекарной отрасли (6-8 %) в КБР, на протяжении 6 последнихлет усугубляло тяжелое финансовое расположение хлебозавода, лишив его оборотныхсредств – основного источника капитальных вложений на развитие собственнойбазы. Но, начиная с 4 квартала 1999 года, отмечается рост экономическогосостояния предприятия.
Тенденция развития деятельности показываетпродолжающийся рост экономики Хлебозавода, в первую очередь – это увеличениеобъемов производства хлебобулочной, макаронной и кондитерской продукции,которое позволило увеличить объемы реализации, и, соответственно, пополнитьоборотные средства.
Пи этом, цены на сырье, материалы,топливно-энергетические ресурсы, оборудование и услуги растут без ограничения,т.е. хлебопекарная отрасль — одна из самых важных в социальном плане,становится в неравные условия с другими товаропроизводителями, продукциякоторых не подвергается государственному регулированию. Так, с моментаустановления цены на хлеб в 4,00 руб. в ноябре 2000 года цены на энергоносители,сырье, материалы, услуги продолжали возрастать, что мгновенно отражается как нарентабельности продукции, так и всего производства. Кроме того, ценапродовольственной пшеницы была установлена Правительством КБР в августе 2000года, а цена на хлеб была установлена только в ноябре 2000 г. В интервале этихдвух дат, на протяжении 4–х месяцев предприятие работало в убыток из-занерентабельности производства, ежемесячные потери составляли порядка от 1 до1,5 млн. руб., а за весь период 4,5 –5,0 млн. руб. Несмотря на эти потери,предприятие сумело продержаться, но к сожалению, за счет уменьшения оборотныхсредств, и в итоге за 3 квартал балансовый убыток составил 1 млн. 803 тыс.руб., а на конец 2000 года по расчетным данным убыток по балансу составил всего120 тыс. руб.
За 2003 год была поставлена задача, достичьувеличения товарооборота на сумму 62 млн. 800 тыс. руб., что составляет втоннаже 12 тыс. тонн, и ежесуточного производства продукции до 45-50 тонн.
Таблица1
Оптовыецены на хлебобулочные изделия
ОАО«Нальчикский хлебозавод»№ наименование Развес в кг Оптово-отпускная цена 1 Хлеб формовой «Новый» 0,650 3,50 2 Хлеб ароматный из муки в/с 0,400 4,00 3 Хлеб особый из муки в/с 0,550 3,50 4 Хлеб из муки в/с 0,500 2,90 5 Хлеб ржаной 0,650 4,00 6 Батон «Подмосковный» 0,400 3,20 7 Витушка «Кавказская» 0,300 3,50 8 Булка «Юбилейная» 0,160 2,50 9 Колосок булка 0,300 3,50 10 Крендель сдобный 0,170 2,50 11 Булка «Майская» 0,400 4,10 12 Плюшка «Московская» 0,100 2,00 13 Булки с изюмом 0,100 2,00 14 Рогалик с повидлом 0,100 2,00 15 Рожки с кунжутом 0,130 1,80 16 Булка фигурная с кунжутом 0,130 1,80 17 Сухари дорожные 0,500 6,90 18 Сухари панировочные 1,000 6,00 19 Сухари панировочные в упаковке 0,500 4,00 20 Печенье песочное 0,180 5,50 21 Вафли весовые 1,000 28,00 22 Вафельные листы 1,000 20,00 23 Вафельные листы 0,250 5,50 24 Вафли фасованные 0,200 6,00 25 Коржи молочные 0,075 1,80 26 Торт вафельный 0,250 14,00 27 Торт «Нежность» 1,000 70,00 28 Рулет «Сказка» 1,000 69,00 29 Кекс «Зебра» 0,100 2,90 30 Кекс с конфитюром 0,100 2,90 31 Кекс с изюмом 0,100 3,00 32 Пирожное «Шоколадные фигурки» 0,100 3,70 33 Пирожное Пенек» 0,075 4,00 34 Пряники фасованные 1,000 16,00 35 Пряники лимонные 0,150 3,90 36 Пряники к чаю 0,150 3,90 37 Печенье « «Кокос» 0,180 7,60 38 Печенье «Семечко» 0,180 7,00 39 Макароны 0,500 6,50
Для увеличения ассортимента продукции в скоромбудущем будет установлено хлебопекарное оборудование немецкой фирмы «Винклер»,70 % оборудования которого уже поступило, остальное необходимо выкупить. Эталиния позволит производить до 20-ти разновидностей хлебобулочных изделий, чтопозволит значительно расширить ассортимент и качество выпускаемой продукции.Также планируется приобрести оборудование для упаковки хлеба.
Производственно-хозяйственнаядеятельность ОАО «НХЗ» характеризуется системой экономических показателей, ккоторым относятся: валовая продукция, объем отгружаемой продукции, валоваяпродукция по себестоимости, выработка товарной продукции на 1 работника, прибыль,уровень рентабельности, среднесписочная численность работников, фонд заработнойплаты, среднемесячная заработная плата, затраты на 1 рубль товарной продукции,фондовооруженность, фондоотдача, фондоемкость, размеры кредиторской идебиторской задолженности.
В настоящее время на предприятии разработаныперспективные планы по совершенствованию технологической оснащенности цехов повыпечке хлеба, повышению качества продукции, расширению ассортимента и снижениюее себестоимости. Доставка хлеба производится своим транспортом своевременно ив свежем виде, при этом – с 1998 года – транспортные услуги – бесплатны дляпотребителя. Имеются проекты по продолжению увеличения ассортимента, реализациипродукции в упакованном виде, не поднимая цену. Заработную плату планируетсядовести до 2000 руб.
Хлебопекарные предприятия имеют особенностипроизводственно-хозяйственной и финансовой деятельности в организациипроизводства и организационно-правовом плане.
Формирование полезной экономической информации опроизводственно – хозяйственной и финансовой деятельности предприятийобуславливается в учетной политике предприятия с учетом особенностей ихорганизационно-правовой формы управления и сферы деятельности.
В технологическом процессе производствохлебобулочных изделий особенности заключаются:
-            внепродолжительности технологического процесса;
-            вотсутствии незавершенного производства;
-             вограниченном сроке хранения основных материально-производственных запасов;
-            вограниченном сроке реализации готовой продукции и в минимуме остатковнереализованной продукции;
-            качествовыпускаемой продукции зависит не только от соблюдения технологии производства,но и от качества исходного сырья;
-            нормырасхода сырья и выхода продукции зависят от качества исходящего сырья.
Очень много зависит от качества муки, поступающего смукомольного завода, являющегося основным поставщиком сырья. Качествопоступающей муки моментально отражается на качестве хлеба и хлебобулочнойпродукции, так и на качестве макаронных изделий, которое влияет на конкурентоспособностьпродукции, ее сроках реализации, т.е. оборачиваемости. В свою очередь от этогозависит оперативность и сроки возврата заемных средств.
Постоянное изменение качества сырья требует контроляза нормами его расхода. Так, по влажности муки корректируется норма выходапродукции на фактическую влажность муки через базисную влажность муки.
Если меняются хлебопекарные свойства муки,корректируется норма выхода на базисную влажность. Фактический выход продукциисверяется с нормами выхода. Такая информация должна поступать ежедневно ииспользоваться на всех этапах производственного процесса, включая заготовлениематериалов, заключение договоров с поставщиками сырья.
2.2. Организациябухгалтерского учета в ОАО «НХЗ»»
Учетная работа осуществляется бухгалтерией, котораяявляется самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым главнымбухгалтером. Обязанности между работниками бухгалтерии распределяются главнымбухгалтером. Должностные инструкции работников бухгалтерии прилагаются кучетной политике.
Форма бухгалтерского учета: компьютерная сэлементами журнально-ордерной технология обработки учетной информации. Журналы-ордера и другие регистры используются согласно рекомендованным формам в письмеМинфина РФ от 24.07.1992г. №59. Первичные документы для отражения хозяйственныхопераций в бухгалтерском учете используются типовые (унифицированные) формы,либо разрабатываемые самостоятельно, но с обязательным наличием в нихреквизитов, приведенных в статье 9 Федерального закона от 21.11.1996г. №129 «Обухгалтерском учете».
Предприятие осуществляет оценку имущества,обязательств и хозяйственных операций в рублях. Инвентаризация в ОАОпроводится: денежной наличности в кассе – ежемесячно; материальных ценностей –1 раз в год не позднее 1 октября; основных средств – 1 раз в 3 года; расчетов –до начала составления годовой отчетности. Обязательные инвентаризации так жепроводить в других случаях, предусмотренных п.27 «Положения по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утвержденного ПриказомМФ РФ от 29.07.1998г. №34.
Для амортизации имущества избран линейный методначисления амортизации.
Одной из предпосылок рациональной организациибухгалтерского учета является установление системы учетных взаимоотношенийотдельных структурных подразделений с бухгалтерией предприятия. Этивзаимоотношения могут быть построены на принципах полной, частичнойцентрализации или децентрализации. В ОАО «Нальчикский хлебозавод» присутствуетполная централизация учетного процесса, которая заключается в том, что весьучетный процесс сосредоточен в центральной бухгалтерии. В подразделенияхпредприятия ведется лишь первичный учет.
 В штат бухгалтерии ОАО «Нальчикский хлебозавод»входят 7 бухгалтеров. Распределение обязанностей между работниками бухгалтериирегламентируется приказом по ОАО «НХЗ» «О распределении обязанностей междуработниками бухгалтерии», согласно которого:
1. Главный бухгалтер Караданова О.А. осуществляетобщее руководство аппаратом, организует бухгалтерский учет на основеустановленных правил его ведения; обязана обеспечить: полный учет поступающихденежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а такжесвоевременное отражение в учете операций по их движению; достоверный учетприбылей и убытков; точный учет финансово-хозяйственной деятельности завода,своевременное перечисление платежей в бюджет и внебюджетные фонды; составлениедостоверной бухгалтерской отчетности на основе первичных документов,представление ее в установленные сроки соответствующим органам, составление формквартальной и годовой отчетности, прием и обработку авансовых отчетов,обработку выписок банка.
2. Заместитель главного бухгалтера, бухгалтер порасчетам с поставщиками и подрядчиками Карасева Л.И.  ведет работу по оборотамосновных средств, их движения от поставщиков, а также передачи сторонниморганизациям по счетам на основе документов; ведет учет поступления сырья,материалов, их отпуск, ведение компьютерной разработки журнала, карточки учетадвижения материальных средств по поставщикам и подрядчикам; ведет учет затратна оказанные услуги предприятию, отпуск услуг по поставщикам и подрядчикам(услуги на электроэнергию, воду, газ, теплоэнергию, связь, санэпидемстанцию,спецавтохозяйству, инкассацию и т.д.); ведет документальный учет затрат напроизводство по счетам 20,25,26,29,41,44), ведет подготовку данных длясебестоимости; ведет проверку правильности сетевой разноски в компьютередвижения денежных средств по кассе завода и госбанку в соответствии с первичнойдокументацией по поставщикам и подрядчикам; ведет разноску НДС на дискету;ведет составление на компьютере оборотно-сальдовой ведомости по поставщикам иподрядчикам ежемесячно; ведет взаиморасчеты между предприятиями; ежемесячнаясверка взаиморасчетов между заводом с поставщиками и подрядчиками по движениюоборотных средств с обязательным актированием, сверка сальдовых остатков; ведетцеленаправленную работу с юристом в оформлении арбитражных документов,переписка с организациями, составление проектов приказов, относящихся к участкуработ.
3. Бухгалтер расчетного отдела Татарканова И: регистрирует документы, связанные с перечислением в банк денежных средств;осуществляет прием и контроль первичной документации (табелей, нарядов) по всемсоответствующим участкам и подготавливает их к компьютерной обработке; отражаетв бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств;производите начисление заработной платы; производит начисление выплат за счетсоциального страхования, больничных, пенсий и детских выплат; производитеначисление и перечисление платежей, взносов на государственное социальноестрахование, налогов и других выплат и платежей в другие фонды; подготавливаетданные по участку для составления отчетности, следит за сохранностьюбухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядкомдля передачи в архив.
4. Бухгалтер-кассир Эфендиева Ж.: осуществляетоперации по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг собязательным соблюдением правил; производит сбор документов. Денежных средств иценных бумаг в учреждениях госбанка для выплаты рабочим и служащим заработнойплаты, премии, оплаты командировочных и других расходов; ведет на основеприходных расходных документов кассовую книгу, сверяет фактическое наличиеденежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком, составляет кассовуюотчетность; выполняет работу по обработке производственных отчетов:(хлебобулочный цех, булочный цех, кондитерский цех, пекарни, склад); выписываетрасходные накладные со склада на производство; участвует в проведенииинвентаризации и ежемесячных снятий остатков на 1-ое число по различнымучасткам завода); выводит и согласовывает с мастерами данных цехов остатки поданным счетам бухгалтерского учета на1-ое число каждого месяца; отражает вбухгалтерском учете операции денежных средств, товарно-материальных ценностей,затрат на производство; подготавливает данные по производственным отчетам длясоставления отчетности.
5. Бухгалтер по реализации готовой продукцииАнсокова Ж.: производит ежемесячную сверку расчетов по торгующим точкам, атакже с фирменными магазинами и хлебными отделами; осуществляет прием иконтроль первичной документации всей реализуемой продукции и подготавливает ихк счетной обработке; выявляет источники образования потерь и непроизводительныхрасходов, подготавливает предложения по их предупреждению; производитежедневную сверку развозных экспедиторов с отпускными приемосдатчиками.
6. Бухгалтерпо участку «Расчеты со сторонними потребителями Карданова О.А.: производитежемесячную сверку расчетов с торгующими точками, а также с фирменнымимагазинами и хлебными отделами; осуществляет прием первичной документации всейреализуемой продукции и подготавливает их к счетной обработке; выделяетисточники образования потерь и непроизводительных расходов, подготавливаетпредложения по их предупреждению.
7. Бухгалтерпо мельнице Карданова О.А.:  осуществляет своевременный пием и контрольпервичной документации и подготавливает их к счетной обработке на компьютере;выполняет работу по обработке производственных отчетов по мельнице; выписываетнакладные на отпуск муки и отрубей с мельницы; выписывает доверенности и ведетконтроль за своевременным погашением.
8. Бухгалтер по участкам РСУ, ОГЭ, ОСМ и ГСМТарчокова А.А.: своевременно до 5 числа месяца следующего за отчетным приниматьи контролировать первичную документацию и подготавливать их к счетной обработкена компьютере; выполнять работу по обработке производственных отчетов последующим участкам (ремонтно-строительное управление, отдел главногоэнергетика, отдел главного механика, ГСМ, инструментальный цех); участвовать впроведении внезапных и плановых инвентаризаций в магазинах и хлебных отделахОАО «Нальчикский хлебозавод», выписывать накладные на отпуск муки, отрубей смельницы.
Все работники бухгалтерии должны знатьпостановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методическиенормативные и другие руководящие материалы по организации бухгалтерского учетаи составлению отчетности, правила внутреннего трудового распорядка, основытрудового законодательства,правила и нормы охраны труда, техники безопасности.
Основной формой бухгалтерскогоучета в ОАО  является автоматизированная форма, которая строится в соответствиис общими принципами организации учета по этой форме с учетом спецификидеятельности предприятия.
Программа «1С: Бухгалтерия» является системойавтоматизации бухгалтерского учета на предприятии. В базовой версии программыпредлагается целостная система бухгалтерского учета, включающая план счетов,набор справочников и первичных документов, алгоритмы формирования проводок иполучения отчетности.
1С: Бухгалтерия может быть использована для ведения следующих разделовбухгалтерского учета: учет операций по банку и кассе; учет основных средств инематериальных активов; учет материалов; учет товаров, услуг, и производствапродукции; учет взаиморасчетов с организациями, дебиторами, кредиторами,подотчетными лицами; учет расчетов по заработной плате; учет расчетов сбюджетом.
Все используемые бухгалтерские документы в установленныесроки передаются в архив. Сроки хранения определяются в зависимости от степениважности документов.

Глава 3.Состояние расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО  «Нальчикскийхлебозавод»
3.1.Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками
 
         Любая хозяйственнаяоперация должна быть оформлена первичным документом, который служит основаниемдля отражения ее в бухгалтерском учете (ст. 9 Закона №129-ФЗ). Первичныеучетные документы с 01.01.99 принимают к учету, если они составлены поунифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России в 1997-1998гг. посогласованию с Минфином и Минэкономики России и другими заинтересованнымифедеральными органами исполнительной власти.
Формы документов, которые не предусмотрены в альбомахунифицированных форм первичных учетных документов, организации разрабатываютсамостоятельно и утверждают в рамках приказа об учетной политике (ст.5 ПБУ1/98, утвержденного приказом МФ РФ от 09.12.98 №60н). Такие документы должнысодержать обязательные реквизиты (ст.9 Закона №129-ФЗ).
Основным документом по расчетным взаимоотношениям споставщиками является счет-фактура (форма № 868). Ее выписывает поставщик наотпускаемые (отгружаемые) товарно-материальные ценности. В документезаполняются следующие реквизиты: поставщик и его адрес, номер расчетного счетав банке по его местонахождению, дата и др. В нем указывают наименованиеотгруженных ценностей по их видам, единицу измерения, количество, цену и сумму,а также сумму, на которую отпущено всего товаров. В документе делают ссылку надоговор, согласно которому отпущены материальные ценности, указывают номераквитанций и накладных по отпускаемым (отгружаемым) материальным ценностям.
Счета-фактуры поставщиков тщательно проверяют с точки зрения правильностизаполнений всех реквизитов, применяемых цен, таксировки, и после проверкисоответствия количества поступивших грузов количеству, указанному всчете-фактуре, их принимают к записям в бухгалтерском учете. В случаенесоответствия полученных ценностей с данными счета-фактуры составляют коммерческийакт и предъявляют претензию поставщику.
Все расчеты с заготовительными организациями строятся на основаниизаключаемых с ними договоров — контрактов, где указаны сроки и условия поставкипродукции, порядок оплаты и т. д.
Счет-фактура занимает особое место в системе документации организации. Содной стороны, он является дополнительным инструментом контроля заправильностью и своевременностью расчетов бюджетом по налогу на добавочнуюстоимость. С другой стороны, порядок составления и регистрации счетов-фактурсоответствует требованиям, предъявляемым при составлении первичных документов.
Применительно к первичным учетным и расчетным документам действуетпорядок, при котором документ, составленный с нарушением требований по егооформлению, не имеет юридической силы (п. 2.5 приказа Минфина СССР от 29.07.83№ 105).
Аналогичный порядок распространяется и на счета-фактуры по типовой форме,утвержденной постановлением Правительства РФ № 914. Допускаемое изменениевнешней формы счета-фактуры не должно нарушать последовательности расположенияи количества реквизитов, утвержденных этим постановлением: «Счета-фактуры, несоответствующие установленным нормам их заполнения, не могут являтьсяоснованием для зачета (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость впорядке, установленном федеральным законом» (п. 8 постановления). Такимобразом, на специфический налоговый документ распространяются требования,предъявляемые к документам, подтверждающим факт деятельности предприятия.Последствия несоблюдения этих требований также уравниваются. Оформлениесчета-фактуры с нарушением требований расцениваются как отсутствие НДС,оплаченного поставщику (подрядчику).
Из данного положения следует, что счет-фактура выходит за рамкидокумента, служащего дополнительным элементом контроля за правильностьюрасчетов с бюджетом по НДС, и поднимается до уровня документа, являющегосяоснованием для возмещения (принятия к зачет) сумм НДС, указанных в нем.
Таким образом, появляется дополнительное условие для предъявления бюджетуНДС, уплаченного поставщикам и подрядчикам, к уже определенным инструкциейГосналогслужбы от 11.10.95 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога надобавленную стоимость». В соответствии с п.16, 18 и 19 этой инструкциипредъявить бюджету НДС можно при четырех условиях:
·  материальныеценности (работы, услуги) получены от поставщиков и подрядчиков;
·  материальныеценности (работы, услуги) приобретены для производственных целей;
·  погашенакредиторская задолженность перед поставщиками за приобретенные материальные ценности(работы, услуги);
·  НДС выделенотдельной строкой в платежных и первичных документах.
Пятое условие — наличие счета-фактуры — дублирует обязанностьналогоплательщика выделять сумму НДС отдельной строкой и первичных документах.
Счет-фактура имеет существенное значение только при предъявлениибюджетных сумм НДС, уплаченных поставщикам (подрядчикам). При начислениибюджету НДС счета-фактуры перестают играть кардинальную роль.
Допускаются некоторые отступления от общего порядка их составления,позволяющие искусственно увязать суммы начисленного НДС в соответствии сЗаконом РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» и суммыНДС, подлежащие начислению в соответствии с выставленными счетами-фактурами.
Так, получение денежных средств в виде предоплаты в счет предстоящихпоставок товаров оформляется поставщиком составлением счетов-фактур и записямив книге продаж (п. 11 постановления Правительства РФ № 914). При отгрузкетоваров счет-фактура выставляется повторно.
Использование показателей книги продаж с целью подтверждения правильностиначисления в бюджет не представляется возможным без дополнительного контроля:
·  полноты отражениясчетов-фактур в книге продаж;
·  обоснованностиневключения счетов-фактур в книгу продаж данного отчетного периода;
·  соответствия суммНДС в книге продаж и сумм НДС в налоговой декларации по расчетам с бюджетом.
Основной целью формирования обобщающей информации по счетам-фактурам,выставленным поставщиками и подрядчиками, являются определение суммы НДС,подлежащей предъявлению бюджету. Для достижения поставленной цели всоответствии с положениями инструкции ГНС РФ от 11.10.95 № 39 об основныхусловиях предъявления бюджету НДС, уплаченного поставщикам и подрядчикам,постановление Правительства № 914 предусмотрен такой порядок ведения книгипокупок:
·  счета-фактуры,предъявляемые поставщиком, подлежат регистрации в книге покупок вхронологическом порядке по мере оплаты и поступления приобретаемых товаров,т.е. на последнюю из дат оплаты или поступления (п. 17 постановления);
·  в случаеиспользования в непроизводственной сфере товара, по которому произведен зачетсуммы НДС, в книге покупок делается запись, корректирующая эту сумму налога, ссоответствующим уменьшением итоговой суммы налога, принимаемой к зачету в текущемотчетном периоде (п. 18 постановления).
Таким образом, этим постановлением предусмотрена всего однакорректировочная запись в книге покупок. Практика показала, что даннойкорректировки недостаточно для увязки сумм НДС, отраженных в книге покупок, с суммамиНДС, фактически подлежащим предъявлению в бюджет.
Таким образом, контроль за достоверностью показателей книги покупокпредполагает следующие дополнительные процедуры: документальный анализобоснованности включения счетов-фактур в книгу покупок; взаимный контрольпервичных документов и регистров бухгалтерского учета с записями в книгепокупок по исключению сумм НДС по материальным ценностям, не использованным напроизводственные цели; арифметическая проверка восстановленных сумм НДС поматериальным ценностям, на использованным на производственные цели;документальная и арифметическая проверка сумм НДС, предъявляемых по первичнымдокументам и специальным расчетам по нормируемым расходам, затратам накомандировки и приобретение материальных ценностей (например, ГСМ) за наличныйрасчет.
Затраты по ремонту основных средствотражаются соответствующими первичными документами по учету операций отпуска(расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженностипоставщикам за выполненные ими работы по капитальному и другим видам ремонта идругих расходов.
Затраты по законченному ремонтуосновных средств подрядным способом отражаются в бухгалтерском учете по дебетусчетов учета расходов по содержанию и эксплуатации оборудования и другихосновных средств в корреспонденции с кредитом счетов учета расчетов сподрядчиками. Затраты по законченному ремонту основных средств хозяйственнымспособом отражаются по дебету счетов по учету издержек производства (обращения)в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.
Материалы должны передаватьсяподрядчику по приемо-сдаточному акту или накладной, которые подписываютсяспециально уполномоченным представителем подрядчика, имеющим специальнуюдоверенность.
Документами, служащими основаниемдля отражения в учете рассматриваемых операций, будут служить:
— приемо-сдаточный акт (накладная)на передачу материалов организации — подрядчику;
— акт на выполненные организацией — подрядчиком ремонтные работы, подтверждающий сам факт проведения ремонта;
— счет — фактура, выписанныйорганизацией — подрядчиком на выполненные работы, подтверждающий сумму НДС иявляющийся основанием для его отнесения на счет 19;
— платежное поручение (расходныйкассовый ордер, авансовый отчет), подтверждающее факт оплаты услуг привлеченнойорганизации и являющееся основанием для принятия к вычету уплаченного НДС.
3.2.Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
 
         Порядокрасчетов между предприятием и поставщиками и подрядчиками по внутрироссийскимпоставкам определяется в соответствии с правилами безналичных расчетов в РФ*;по импортным поставкам — в соответствии с правилами международных расчетов.
         Условиявнутрироссийских поставок формируются в стране условиями (франко-завод;франко-станция отправления; франко-вагон и др.), определяющими права иобязанности продавцов и покупателей по отношению к товару.
         Аналитическийучет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» можно вести разнымиспособами: на карточках суммового учета, по наименованию поставщиков. Дляпроверки соответствия данных аналитического учета синтетические записи скарточек переносят в оборотную ведомость. Суммы по оборотной ведомости должнысоответствовать сальдо по счету 60. Учет можно вести также по поставщикам, укоторых остались незаконченные расчеты (сальдо).
Аналитический учет расчетов долженобеспечить оперативный контроль расчетов не только с каждым поставщиком, но ипо каждой поставке. Поэтому учет расчетов организуют по поставщикам(подрядчикам) и по счетам-фактурам. Для этого используют журнал- ордер покредиту счета 60 (форм № 6АПК) и реестр операций по расчетам с поставщиками иподрядчиками (приложение к журналу-ордеру № 6АПК). В зависимости от объемарасчетного оборота и интенсивности расчетных операций журнал-ордер может бытьзаведен на год, полугодие, квартал и месяц. Записи в реестре осуществляютсялинейно-позиционным способом. В конце месяца итоги записей (оборот) по каждомупоставщику (подрядчику) из реестра переносят в журнал-ордер. Оборот вжурнале-ордере показывают по контрагентам и в целом по корреспондирующим счетам(05-12, 20-35), что позволяет итоги журнала-ордера сверить с регистрами учетатоварно-материальных ценностей и учета затрат.
Аналитический учет по счету 60 ведется по каждомупредъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей — по каждомупоставщику и подрядчику, в программе 1С предполагается к тому же аналитическийучет по субконто.
При этом построение аналитического учета должнообеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам поакцептованным и другим расчетным документам; срок оплаты которых не наступил;поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам; поставщикам понеотфактурованным поставщикам; поставщикам по выданным векселям, срок оплатыкоторых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой Расчеты предприятия запоступившие ТМЦ, принятые выполненные работы и потребленные услуги учитываютсяна счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
         Расчетыс поставщиками производятся независимо от того, поступили ТМЦ на складпокупателя или находятся в пути. Если материальные ценности поступили на складпокупателя, но поставщик счет для оплаты не выставил (неотфактурованные поставки),то их приходуют по прейскурантным ценам или по ценам за аналогичныематериальные ценности. При получении счета-фактуры ранее отраженная суммасторнируется и проводится новая — предъявленная поставщиком.
         Вслучае отсутствия средств на счете плательщика оплата пени поставщику занесвоевременный платеж относится на счет 99 «Прибыли и убытки».
         Кредитуетсясчет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» только после того, как на складпокупателя поступили ТМЦ или приняты заказчиком работы, услуги (потребленыэлектроэнергия, газ, вода и т.п.). Отражение этих операций на счетах затрат напроизводство возможно, если время выполнения работ, предоставления услугсовпадает с их производством. Бухгалтеры должны следить и своевременноначислять (включать) расходы на счета затрат на производство, связанные сиспользованием различных видов услуг (энергия, газ, вода и т.п.).
         Наубытки (счет 60) списывают дебиторскую задолженность, безнадежную к получениюиз-за пропуска срока исковой давности или по другим причинам (когда не созданрезерв по сомнительным долгам).
         Насчет 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей» списывают суммыпотерь, превышающие нормы естественной убыли в пути, разницу между ценами итарифами, несоответствие качества или количества оплаченных ТМЦ спецификации ит.п. до решения судебных органов. Когда судебными органами иски подтверждены,то эти суммы относятся на счет 76/2 «Расчеты по претензиям», а если ониотклонены, списываются на счет «Прибыли и убытки».
         Впрактической работе по расчетам с поставщиками и подрядчиками применяют журналили книгу, которую заводят на квартал или больший учетный период в зависимостиот количества расчетных операций. Записи в журнал производят по каждомуплатежному документы позиционным способом (вне зависимости от того, что расчетыпроизводятся с одним и тем же поставщиком).
В ОАО  «Нальчикский хлебозавод» одной из формой расчетов с организациями- поставщиками является бартер. При этом в качестве оплаты поставщикамотпускается готовая продукция: мясо, овощи, молоко и прочее. Все характеристикиотпускаемой готовой продукции также указываются в договоре. Наряду с бартеромпри осуществлении расчетов с поставщиками применяется оплата наличными.
Как было отмечено выше для учета расчетов с поставщиками в плане счетовОАО  «Нальчикский хлебозавод» предусмотрен счет 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками». По кредиту этого счета отражают полученные от поставщиковтоварно-материальные ценности, а по дебету их оплата. Расчеты хозяйства сзаготовительными организациями за реализованную продукцию и прочим покупателямиобъединены с расчетами с поставщиками и также учитывают на балансовом счете 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Данную особенность учета в ОАО «Нальчикский хлебозавод» можно объяснить тем что многие предприятия иорганизации являются одновременно и поставщиками, и покупателями, а такжеособенностями автоматизированной формы, принятой в хозяйстве. Аналитическийучет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками ведетсяпо каждой организации — поставщику, либо покупателю.
Независимо от оценки товарно-материальныхценностей в аналитическом учете кредитуется согласно расчетным документампоставщика в пределах сумм акцепта. Когда счет поставщика был акцептован иоплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступившихтоварно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх норместественной убыли против отфактурованного количества, а также, если припроверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован)было обнаружено несоответствие цен, обусловленных договором, а такжеарифметические ошибки, счет 60 кредитуется на соответствующую сумму вкорреспонденции со счетом 76/2 «Расчеты по претензиям».
При поступлении товарно-материальныхценностей, на которые не получены расчетные документы поставщиков, необходимопроверить. не числятся ли поступившие товарно-материальные ценности какоплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков и нечислится ли стоимость поступивших ценностей как дебиторская задолженность.
По учету расчетных операций из-забольшого разнообразия хозяйственных формирований в агропромышленном комплексе ивидов деятельности помимо типовых регистров применяется значительное числоспециализированных форм.
В ОАО  «Нальчикский хлебозавод»применяется автоматизированная  форма бухгалтерская учета, в которойприменяется журнал-ордер по каждому счету.
Рассмотрим порядок отражения вучете финансово — хозяйственных операций по ремонту основных средств подряднымспособом.
Пример 1. Ремонтные работыосуществляются подрядчиком из материалов заказчика.
Для ремонта автомобиля ГАЗ-31029были приобретены материалы (запасные части) на сумму 4200 руб., в том числе НДС- 700 руб.
Ремонт производился силамипривлеченной организации — подрядчика (службой автосервиса), которая оцениласвои услуги в 4500 руб., в том числе НДС — 750 руб. Фактически былиизрасходованы материалы на сумму 3000 руб. Ремонт проведен в I полугодии 2002г.
Операции по ремонту оформляются вбухгалтерском учете следующими проводками:
Д-т 10 К-т 60 — 3500 руб. — оприходованы запчасти на склад организации;
Д-т 19 К-т 60 — 700 руб. — учтенасумма НДС, относящаяся к стоимости запчастей;
Д-т 60 К-т 51 — 4200 руб. — оплачены запчасти поставщикам;
Д-т 68 К-т 19 — 700 руб. — принятак зачету сумма НДС по приобретенным запчастям;
Д-т 10, субсчет «Материалы,переданные в переработку на сторону», К-т 10 — 3500 руб. — материалыпереданы подрядчику.
После приемки отремонтированногоавтомобиля в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Д-т 23 (20 и т.п.) К-т 60 — 3750руб. — отражена сумма предъявленных услуг по произведенному ремонту безстоимости материалов;
Д-т 19 К-т 60 — 750 руб. — отраженНДС со стоимости услуг по произведенному ремонту;
Д-т 23 (20 и т.п.) К-т 10, субсчет«Материалы, переданные в переработку на сторону», — 3000 руб. — отражена стоимость материалов, израсходованных подрядчиком для производстваремонтных работ на основании соответствующих актов подрядчика;
Д-т 10 К-т 10, субсчет«Материалы, переданные в переработку на сторону», — 500 руб. — отражена стоимость возвращенного неизрасходованного остатка материалов;
Д-т 60 К-т 51 — 4500 руб. — оплачена подрядчику стоимость услуг по произведенному ремонту;
Д-т 68 К-т 19 — 750 руб. — принятак вычету сумма НДС со стоимости услуг по произведенному ремонту.
На основании ст.171 НК РФналогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму НДС на суммуустановленных налоговых вычетов. В данном случае вычетам подлежат суммы налога,уплаченные предприятием подрядчику на основании предъявленных расчетныхдокументов и уплаченные поставщику по материальным ценностям (запчастям),приобретенным для производства ремонтных работ.
В соответствии со ст.260 НК РФ вналоговом учете затраты по проведению ремонта автомобиля будут отражены в сумме3750 руб. как прочие расходы.
Если подрядчик с согласия заказчикане возвращает неизрасходованный остаток материалов, а оставляет его у себя,происходит смена собственника, то есть реализация материалов.
Вышеуказанная хозяйственная операцияоформляется следующими проводками:
Д-т 91 К-т 10, субсчет«Материалы, переданные в переработку на сторону», — 500 руб. — отражена реализация подрядчику неизрасходованного остатка материалов;
Д-т 91 К-т 68 — 100 руб. (500 х20%) — начислен НДС на реализованные подрядчику материалы (с учетом требованийст.40 НК РФ);
Д-т 62 К-т 91 — 600 руб. — отраженазадолженность подрядчика за приобретенные им материалы.
В соответствии со ст.249 НК РФвышеуказанные доходы в полном размере (в сумме 600 руб.) включаются в налоговомучете в доходы от реализации отчетного периода.
Пример. Ремонтные работыпроизведены подрядчиком из собственных материалов.
Стоимость произведенных в июле 2002г. ремонтных работ с учетом собственных материалов ремонтной организациисоставляет 8100 руб., в том числе НДС — 1350 руб.
Операции в бухгалтерском учетеотражаются следующими проводками:
Д-т 23 (20 и т.п.) К-т 60 — 6750руб. — отражена стоимость ремонтных работ, выполненных подрядчиком (наосновании оформленного акта);
Д-т 19 К-т 60 — 1350 руб. — учтенасумма НДС по произведенному ремонту на основании счета — фактуры;
Д-т 60 К-т 51 — 8100 руб. — оплачена подрядчику стоимость ремонтных работ;
Д-т 68 К-т 19 — 1350 руб. — принятак зачету сумма НДС по ремонтным работам.
В соответствии с нормами ст.260 НКРФ в налоговом учете затраты по проведению ремонта будут отражены в сумме 6750руб. как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
На основании поступающих первичныхдокументов поставщиков и подрядчиков, товарно-транспортных накладных, другихрасчетных документов) в реестрах в течении месяца делают записи вхронологическом порядке, т.е. по каждому поставщику набирают суммы расчетныхопераций по соответствующим материальным ценностям, задолженности по счет 60,ее оплату и др. в конце месяца обороты по счету 60 из реестров переносят вжурнал-ордер, где на каждого поставщика отводят для этого одну строку. Разовыеоперации фиксируют в журнале сразу.
Таким образом, при автоматизированнойформе в учете расчетов с поставщиками совмещаются синтетический и аналитическийучет, ликвидируется громоздкий учет по лицевым счетам организаций ссоставлением оборотных ведомостей, обеспечиваются наглядность и достоверностьучета в результате применения позиционного способа записей в реестрах, а при необходимостии в самом журнале-ордере. В бухгалтерии хозяйства обязаны систематическиследить за соблюдением расчетной дисциплины добиваясь своевременного взысканиядебиторской задолженности и погашения причитающихся кредиторам сумм. Вустановленные сроки хозяйства проводят инвентаризацию расчетов в соответствии сдействующими правилами ее проведения.

Выводы и предложения
 
На основе проведенногоисследования учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО  «Нальчикскийхлебозавод» можно сделать следующие выводы:
Форма бухгалтерскогоучета: компьютерная с элементами журнально-ордерной технология обработкиучетной информации. В штат бухгалтерии ОАО «Нальчикский хлебозавод» входят 7бухгалтеров. Распределение обязанностей между работниками бухгалтерии регламентируетсяприказом по ОАО «НХЗ».
В соответствии с рабочим планом счетов предусмотренсчет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Расчеты хозяйства сзаготовительными организациями за реализованную продукцию и прочим покупателямиобъединены с расчетами с поставщиками и также учитывают на балансовом счете 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Данную особенность учета в ОАО «Нальчикский хлебозавод» можно объяснить тем, что многие предприятия иорганизации являются одновременно и поставщиками, и покупателями, а такжеособенностями автоматизированной формы, принятой в хозяйстве. Аналитическийучет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками ведетсяпо каждой организации — поставщику, либо покупателю.
В целом состояние бухгалтерского учета в хозяйствеотвечает предъявляемым требованиям, но имеется ряд нарушений расчетно-платежнойдисциплины.
а) не по всем поставкам и сделкам былисоставлены договора, среди составленных договоров имелись составленныененадлежащим образом (произвольно);
б) выявлены случаи не выделенного НДС отдельной строкой в платежномдокументе;
 Исходя из вышеизложенного можновнести следующие предложения:
Предприятию следует усовершенствовать работу учетной службы, перейти напрограмму 1С: Бухгалтерия версия 7,7.
Следует своевременно создавать резервы сомнительных долгов для списаниядебиторской задолженности.
Необходимо более тщательно контролировать состояние расчетов споставщиками и подрядчиками. Для организации внутреннего контроля намипредложена методика проведения инвентаризации расчетов с контрагентами.
Совершенствоватьучет расчетов с поставщиками и подрядчиками — автоматизировать аналитическийучет, что может быть организовано с  использованием многоуровневой системысубсчетов. Число уровней субсчетов программе практически не ограничено, такмогут открываться счета первого, второго уровня и т.д.

Список использованной литературы.Нормативные документы
1.  Методическиеуказания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приложение кприказу Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49 М., 1995.
2.  Методическиеуказания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приложение кприказу Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49 М., 1995.
3.  Об обеспеченииправопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров(выполнение работ или оказание услуг) Указ Президента РФ от 29.12.94 № 2204
4.  Об упорядочениирасчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары УказПрезидента Российской Федерации от 22.09.1993 № 1401.
5.  Об утверждениипорядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу надобавленную стоимость. Постановление Правительства Российской Федерации от29.07.96 № 914(в редакции от 02.02.98 № 108)
6.  План счетовбухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий иИнструкция по его применению (утверждены приказом Министерства финансов РФ; 94Н).
7.  Положение побухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств, стоимость которых выраженав иностранной валюте» (ПБУ 3/00).
8.  Положение побухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01):утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г., № 44н.
9.  Положение побухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98): утвержденоприказом Минфина РФ от 09.12.1998 г., № 60н. М., 1998.
10.           Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вРоссийской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов РоссийскойФедерации №34н).
11.           Положение опоставках продукции производственно-технического назначения от 25 июля 1988года № 888.
12.            Закон РФ «Обухгалтерском учете»: от 21.11.96 г. № 129 ФЗ. М., 1996.
13.           Положение побухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного ПриказомМинфина России от 30.03.2001 N 26н, и п.69 Методических указаний побухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от20.07.1998 N 33н
14.           Положение обезналичных расчетах в Российской Федерации от 12.04.2002 года № 2П
15.           Положение побухгалтерскому учету  «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного ПриказомМинфина России от 06.05.1999 N 33н
Книгии периодические издания
 
16.           Алборов Р.А.Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. -М.,1997.
17.            Андросов А.М.Бухгалтерский учет и отчетность в России, -М: Менатеп-Информ, 1994.
18.           Бухгалтерскийучет в сельском хозяйстве. — М.: Книга сервис, 2003, 336 с.
19.           Данилан А.А.Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве, -М, 1991
20.           Карзаева Н.Н.Оценка и ее роль в учетной и финансовой политике организации. –М.: Финансы и статистика,2002.
21.           Козлова Е. П.,Парашутин Н. В., Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н. Бухгалтерский учет.изд. 2-е,доп. и перераб., М.: Финансы и статистика, 2001 — 576 с.
22.           Кондраков Н.П.Бухгалтерский учет. -М: 2001.
23.           Нидлз Б.,Андерсон Х., Колдуэлл Дж. Принципы бухгалтерского учета: пер с анг., под ред.Я. В. Соколова. — 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 1994 -496 с.
24.           Пизенгольц М. З.,Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. 4-е издание, перераб.и доп. — М.:Финансы и статистика, 2002.
25.           Захарьин В.Р.Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета на 2003 год.//Консультант Бухгалтера», N 11, 2002
26.           Карзаева Н.Н.Счета-фактуры и расчеты по НДС //Бухгалтерский учет, 1998, № 10.
27.           Фастова Е.Реформирование бухгалтерского учета в сельском хозяйстве // Финансовая газета.Региональный выпуск, N 52, 2002
28.           Филипенко Е.И.Расчеты наличными между  организациями. //Главбух, 2003, №15


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :