Оглавление1. Краткаяхарактеристика «1С:Бухгалтерии 8»«1С: Бухгалтерия 7.7» и «1С: Бухгалтерия 8»Функциональные возможности программы 1С: Бухгалтерия82. Расчетыпо НДС2.1.Общие положения2.2.Назначение документа «Счет-фактура»2.3.Формирование и печать книги продаж2.4.Формирование и печать книги покупок2.5.Особенности регистрации счетов-фактур на авансБиблиографическийсписок
1. Краткая характеристика«1С: Бухгалтерии 8»
/>
«1С: Бухгалтерия 8» обеспечивает высокий уровень автоматизацииведения бухгалтерского и налогового учета и подготовки обязательной (регламентированной)отчетности в хозрасчетных организациях.
Программа является универсальнойи поддерживает любые виды деятельности:
· оптовая и розничнаяторговля,
· оказание услуг,
· производство
· и т.д.
Она разработана с учетом законодательства2005 года и предназначена для ведения учета, начиная с 01.01.2005.
«1С: Бухгалтерия 8» — это готовое решение для ведения учетаи может самостоятельно осваиваться пользователем в процессе работы. Управление методикойучета осуществляется в рамках настройки учетной политики без специальных знанийи навыков конфигурирования.
«1С: Бухгалтерия 8» обеспечивает решение всех задач, стоящихперед бухгалтерской службой предприятия, если бухгалтерская служба полностью отвечаетза учет на предприятии, включая, например, выписку первичных документов, учет продажи т.д. Данное прикладное решение также можно использовать только для ведения бухгалтерскогои налогового учета, а задачи автоматизации других служб, например, отдела продаж,решать специализированными конфигурациями или другими системами. Так, в «1С: Бухгалтерию8» заложена возможность совместного использования с прикладными решениями «Управлениеторговлей» и «Зарплата и Управление Персоналом» системы «1С: Предприятие8».
1.1. «1С: Бухгалтерия7.7» и «1С: Бухгалтерия 8»
В «1С: Бухгалтерии 8»сохранена методологическая преемственность с «1С: Бухгалтерией 7.7».Аспекты учета 1С 7.7 1С v8 Что это вам дает? Ведение учета нескольких организаций в единой информационной базе нет есть Организации могут использовать общие списки товаров, статей затрат, контрагентов и т.д. При этом каждая организация может вести учет по общей или упрощенной системе налогообложения в рамках одной и той же информационной базы. За счет введения отдельного плана счетов налогового учета упрощена сопоставимость данных бухгалтерского и налогового учета, что важно для обеспечения требований ПБУ 18/02 «Расчеты по налогу на прибыль». Ведение партионного учета Только по средней себестоимости. Помимо способа оценки материально-производственных запасов (МПЗ) по средней себестоимости, возможно применение ФИФО и ЛИФО независимо для бухгалтерского и налогового учета и для каждой организации. Введение партионного учета расширяет область применения типового решения. Аналитический учет по местам хранения Количественно-суммовой
Количественный
количественно-суммовой. Поддержка более широкого количества бизнес-процессов. Комиссионная торговля В справочнике номенклатуры товара устанавливается признак товара — собственный или на комиссии. Есть отчеты комитента и комиссионера, также можно отразить субкомиссию. Полноценный учет комиссионной деятельности. Комплектация/ разукомплектация Отражение проводками. Отражается отдельными документами. Возможность количественного учета, интеграция с Управлением торговли 8. Разные варианты отчислений Только вычитает НДФЛ и вычисляет ЕСН. Учет НДФЛ и ЕСН, персонифицированный учет. Сокращение затрат на ведение расчета заработной платы. Отражение затрат Затраты по произведенной продукции числятся на 20 счете. В бухгалтерии все затраты падают на 20 счет. Затраты по произведенной продукции числятся на 20 счете. Существует отдельный документ по расчету себестоимости. Более гибкое управление учетным процессом. Средства группового ввода часто используемых бухгалтерских проводок нет есть Этот простой, но эффективный инструмент автоматизации теперь может легко и быстро настраиваться пользователем. />[1, с. 114]1.2. Функциональныевозможности программы 1С: Бухгалтерия 8
ü Ведение учета деятельности несколькихорганизаций. С помощью «1С: Бухгалтерии 8» можно вести бухгалтерский иналоговый учет хозяйственной деятельности нескольких организаций. Учет по каждойорганизации можно вести в отдельной информационной базе. В то же время «1С: Бухгалтерия8» предоставляет возможность ведения бухгалтерского и налогового учета несколькихорганизаций в общей информационной базе. Это будет удобно в ситуации, когда хозяйственнаядеятельность этих организаций тесно связана между собой: при этом в текущей работеможно использовать общие списки товаров, контрагентов (деловых партнеров), работников,собственных складов и т.д., а обязательную отчетность формировать раздельно.
Благодаря возможности веденияучета деятельности нескольких организаций в единой информационной базе, конфигурацияможет использоваться и в небольших организациях, и в холдингах со сложной организационнойструктурой.
ü Учет материально-производственных запасов.Учет товаров, материалов и готовой продукции реализован согласно ПБУ 5/01 «Учетматериально — производственных запасов» и методическим указаниям по его применению.В соответствии с учетной политикой организации поддерживаются следующие способыоценки МПЗ:
· по средней себестоимости;
· по себестоимости первыхпо времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);
· по себестоимости последнихпо времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).
ü Складской учет. На счетах бухгалтерскогоучета ТМЦ может вестись учет по местам хранения (складам). Складской учет можетбыть как количественным, так и количественно-суммовым. В первом случае оценка товарови материалов для целей бухгалтерского и налогового учета не зависит от того, с какогосклада они выбывают. Складской учет может быть отключен, если в нем нет необходимости.
В «1С: Бухгалтерии 8»регистрируются данные инвентаризации, которые автоматически сверяются с даннымиучета. На основании инвентаризации отражается выявление излишков и списание недостач.
ü Учет торговых операций. Автоматизированучет операций поступления и реализации товаров и услуг.
При продаже товаров выписываютсясчета на оплату, оформляются накладные и счета-фактуры. Все операции по оптовойторговле учитываются в разрезе договоров с покупателями и поставщиками.
Для импортных товаров учитываютсяданные о стране происхождения и номере грузовой таможенной декларации.
Для розничной торговли поддерживаютсятехнологии работы как с автоматизированными, так и не автоматизированными торговымиточками.
Автоматизировано отражениевозвратов товаров от покупателя и поставщику.
ü Учет комиссионной торговли. Автоматизированучет комиссионной торговли как в отношении товаров, взятых на комиссию (у комитента),так и переданных для дальнейшей реализации (комиссионеру). Возможно отражение операцийи по передаче товаров на субкомиссию. При формировании отчета комитенту или регистрацииотчета комиссионера можно сразу произвести расчет и отразить удержание комиссионноговознаграждения.
ü Учет операций с тарой. Автоматизированыоперации по учету возвратной многооборотной тары.
Учтена специфика налогообложениятаких операций и расчетов с поставщиками и покупателями.
В «1С: Бухгалтерии 8»могут использоваться нескольких типов цен, например: «Оптовая», «Мелкооптовая»,«Розничная», «Закупочная» и т.п. Это упрощает отражение операцийпоступления и реализации.
ü Учет банковских и кассовых операций. В«1С: Бухгалтерии 8» реализован учет движения наличных и безналичных денежныхсредств. Поддерживается ввод и печать платежных поручений, приходных и расходныхкассовых ордеров. Автоматизированы операции по расчетам с поставщиками, покупателямии подотчетными лицами, внесение наличных на расчетный счет и получение наличныхпо денежному чеку. При отражении операций суммы платежей автоматически разбиваютсяна аванс и оплату.
На основании кассовых документовформируется кассовая книга установленного образца.
Реализован механизм обменаинформацией с программами типа «Клиент банка».
ü Учет расчетов с контрагентами. Учет расчетовс поставщиками и покупателями можно вести в рублях, условных единицах и иностраннойвалюте. Курсовые и суммовые разницы по каждой операции рассчитываются автоматически.
Расчеты с контрагентами можновести по договору в целом или по каждому расчетному документу (отгрузки, оплатыи т.п.). Способ ведения расчетов определяется конкретным договором.
При оформлении документовпоступления и реализации можно использовать как общие цены для всех контрагентов,так и индивидуальные для конкретного договора.
ü Учет основных средств и нематериальныхактивов. Учет основных средств и нематериальных активов ведется в соответствии сПБУ 6/01 «Учет основных средств» и ПБУ 14/2000 «Учет нематериальныхактивов». Автоматизированы все основные операции по учету: поступление, принятиек учету, начисление амортизации, модернизация, передача, списание. Возможно распределениесумм начисленной амортизации за месяц между несколькими счетами или объектами аналитическогоучета. Для основных средств, использующихся сезонно, возможно применение графиковначисления амортизации.
ü Учет основного и вспомогательного производства.Автоматизирован расчет себестоимости продукции и услуг, выпускаемых основным и вспомогательнымпроизводством. Учет выпущенной готовой продукции в течение месяца ведется по плановойсебестоимости. В конце месяца рассчитывается фактическая себестоимость выпущеннойпродукции и оказанных услуг.
Номенклатуру и количествоматериалов и комплектующих для передачи в производство можно автоматически рассчитатьна основании данных о выпущенной продукции и сведений о нормативах расхода (спецификации).
ü Учет полуфабрикатов. Для сложных технологическихпроцессов, предполагающих промежуточные стадии с учетом выпуска полуфабрикатов,поддерживается складской учет полуфабрикатов и автоматический расчет их себестоимости.
ü Учет косвенных расходов. Для учета общехозяйственныхрасходов поддерживается применение метода «директ-костинг». Этот методпредусматривает, что общехозяйственные расходы списываются в месяце их возникновенияи полностью относятся на стоимость реализованной продукции. Если в организации метод«директ-костинг» не применяется, то общехозяйственные расходы распределяютсямежду стоимостью произведенной продукции и незавершенным производством. При списаниикосвенных расходов возможно применение различных методов распределения по номенклатурнымгруппам продукции (услуг). Для косвенных расходов возможны следующие базы распределения:
· объем выпуска;
· плановая себестоимость;
· оплата труда;
· материальные затраты.
ü Учет НДС. Для целей учета НДС поддерживаютсяметоды определения выручки «по отгрузке» и «по оплате». Книгапокупок и Книга продаж формируются автоматически.
Автоматизирован учет НДС поприобретенным товарам, реализуемым с применением ставки НДС 0%. Возможно распределениесумм НДС, предъявленных поставщиками приобретенных ценностей, в соответствии сост.170 НК РФ по операциям реализации, облагаемым НДС и освобожденным от уплаты НДС.
ü Учет заработной платы, кадровый и персонифицированныйучет. В «1С: Бухгалтерии 8» ведется учет движения персонала, включая учетработников по основному месту работы и по совместительству, при этом внутреннеесовместительство поддерживается опционально (т.е. поддержку можно отключить, еслина предприятии это не принято). Обеспечивается формирование унифицированных формпо труду.
Автоматизировано начислениезарплаты работникам предприятия по окладу и ведение взаиморасчетов с работникамивплоть до выплаты зарплаты, а также исчисление регламентированных законодательствомналогов и взносов, облагаемой базой которых служит заработная плата работников организаций,и формирование соответствующих отчетов (по НДФЛ, ЕСН, взносам в ПФР), включая подготовкуотчетности для системы персонифицированного учета ПФР.
При выполнении расчетов учитываетсяналичие на предприятии:
· инвалидов;
· налоговых нерезидентов.
ü Налоговый учет (по налогу на прибыль).В конфигурации поддерживаются следующие системы налогообложения:
· Общая система налогообложения(для плательщиков налога на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодексаРФ);
· Упрощенная системаналогообложения (гл.26.2 НК РФ);
· Система налогообложенияв виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл.26.3НК РФ).
Для ведения налогового учета(по налогу на прибыль) в конфигурации добавлен специальный (налоговый) план счетов,структура и организация аналитического учета в котором приближены к бухгалтерскомуплану счетов.
Это упрощает сопоставлениеданных бухгалтерского и налогового учета для выполнения требований ПБУ 18/02 «Учетрасчетов по налогу на прибыль».
Вместе с тем, налоговый плансчетов отражает и специфику налогового учета в соответствии с гл.25 НК РФ. По даннымналогового учета автоматически формируются налоговые регистры и автоматически заполняетсяналоговая декларация по налогу на прибыль.
ü Упрощенная система налогообложения. Учетпо упрощенной системе налогообложения (УСН) реализован на отдельном плане счетов.Книга учета доходов и расходов формируется автоматически.
Организации, применяющие УСН,могут использовать в качестве объекта налогообложения:
· Доходы;
· Доходы, уменьшенныена величину расходов.
ü Учет деятельности, облагаемой единым налогомна вмененный доход. Независимо от того, применяет организация УСН или общую системуналогообложения, некоторые виды ее деятельности могут облагаться единым налогомна вмененный доход (ЕНВД). В конфигурации предусмотрено разделение учета доходови расходов, связанных с деятельностью облагаемой и не облагаемой ЕНВД. Расходы,которые нельзя отнести к определенному виду деятельности в момент их совершения,можно распределить автоматически.
ü Завершающие операции месяца. Автоматизированырегламентные операции, выполняемые по окончании месяца, в том числе переоценка валюты,списание расходов будущих периодов, определение финансовых результатов и другие.
ü Типовые операции. Основным способом отраженияхозяйственных операций в учете является ввод документов конфигурации, соответствующихпервичным бухгалтерским документам. Кроме того, допускается непосредственный вводотдельных проводок. Для группового ввода проводок можно использовать типовые операции- простой инструмент автоматизации, легко и быстро настраиваемый пользователем.
ü Стандартные бухгалтерские отчеты. В конфигурацию«Бухгалтерия предприятия» включен набор стандартных отчетов, предназначенныхдля анализа данных по остаткам и оборотам счетов и проводкам в самых различных разрезах.В их числе оборотно-сальдовая ведомость, шахматная ведомость, оборотно-сальдоваяведомость по счету, обороты счета, карточка счета, анализ счета, анализ субконто.
ü Регламентированная отчетность. В конфигурацииформируется обязательная (регламентированная) отчетность следующих видов: бухгалтерская,налоговая, статистическая, по физическим лицам, а также отчетность для предоставленияв различные фонды.
Предусмотрено формированиеотчетности по физическим лицам в электронном виде.
ü Эргономичный пользовательский интерфейс.Новый современный дизайн интерфейса обеспечивает легкость освоения «1С: Бухгалтерии8.0» для начинающих и высокую скорость работы для опытных пользователей...
ü Конфигурирование. Типовая конфигурация«Бухгалтерия предприятия» реализует наиболее общие схемы учета и можетиспользоваться в большинстве организаций. Для отражения специфики учета конкретнойорганизации типовую конфигурацию можно изменить. «1С: Бухгалтерия 8.0»имеет режим запуска «Конфигуратор», который обеспечивает:
· настройку системы на различные виды учета;
· реализацию любой методологии учета;
· организацию любых справочников и документовпроизвольной структуры;
· настройку поведения и алгоритмов работысистемы в различных ситуациях с помощью встроенного языка;
· возможность наглядного представления информациив виде диаграмм;
· и т.д.
ü Масштабируемость. «1С: Бухгалтерия8.0» может использоваться в следующих вариантах:
· однопользовательский- для небольших организаций или персонального использования;
· файловый — для многопользовательскойработы, обеспечивающий простоту установки и эксплуатации;
· клиент-серверный вариантработы на основе трехуровневой архитектуры, обеспечивающий надежное хранение и эффективнуюобработку данных при одновременной работе большого количества пользователей. ü Работа с территориально-распределенными информационными базами
· неограниченное количествоавтономно работающих информационных баз;
· полная или частичнаясинхронизация данных;
· произвольный порядоки способ передачи изменений.
ü Интеграция с другими системами. «1С: Бухгалтерия8.0» имеет широкие возможности взаимодействия с другими приложениями и обеспечивает:
· загрузка курса валютиз Интернета;
· загрузка адресныхклассификаторов;
· обмен данными с другимиприложениями через текстовые файлы, DBF-файлы и XML-документы.
ü Администрирование. «1С: Бухгалтерия8.0» предоставляет удобные инструменты для администрирования:
· настройку прав доступапользователей на основе механизма ролей, назначение интерфейса и языка пользователя;
· журнал регистрациидействий пользователей и системных событий;
· возможность выгрузкии загрузки информационной базы;
· средства установкии обновления платформы и прикладных решений. [1, с. 130]
/>/>2. Расчеты по НДС
2.1. Общие положения
Учет НДС в «1С: Бухгалтерии8.0» ведется автоматически на основании документов и операций, которые вводятсяпользователями в информационную базу, а также ряда специализированных документов,описание которых приведено ниже. «1С: Бухгалтерия 8.0» обеспечивает автоматическоеформирование отчетных форм, предусмотренных НК РФ и другими нормативными документами:
· книга продаж;
· книга покупок;
· налоговая декларацияпо налогу на добавленную стоимость;
· налоговая декларацияпо налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов.
Порядок веденияучета НДС состоит из 3 частей.
Первая часть («Началоведения учета НДС») посвящена тому, каким образом начать ведение учета НДСв программе таким образом, чтобы в дальнейшем использовать заложенные в ней функциональныевозможности.
Процедура вводаначальных остатков по НДС не сводится только к вводу начальных сальдо по счетам19 «НДС по приобретенным ценностям», 76.Н «Расчеты по НДС, отложенномудля уплаты в бюджет» (для организаций, определяющих налоговую базу НДС «пооплате») и 76.АВ «НДС по авансам и предоплатам». Для правильной работысистемы в дальнейшем нужно заполнить регистры «НДС продажи» (в которомнакапливаются все данные о начисленных суммах НДС) и «НДС покупки» (служитдля хранения данных о суммах НДС, подлежащих принятию к вычету), при этом данныерегистров и данные бухгалтерского учета не должны противоречить друг другу.
Для решения этойзадачи предназначен документ «Ввод начальных остатков НДС» (меню «Основнаядеятельность»).
Документ имееттри режима заполнения и проведения («Операции»):
· НДС по приобретеннымценностям;
· НДС по авансам полученным;
· НДС, не полученныйот покупателей.
Вторая часть («НачислениеНДС к уплате и книга продаж») посвящена вопросам автоматизированного учетаначислений НДС к уплате в бюджет.
Третья часть («Вычетыпо НДС и книга покупок») посвящена вопросам учета сумм НДС, предъявляемых квычету в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ. [3, с. 98]
2.2. Назначение документа счет-фактура
Согласно п.1 ст.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основаниемдля принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественныхправ (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ,услуг), имущественных прав от своего имени) к вычету или возмещению из бюджета соответствующихсумм НДС.
Счет-фактура должен быть составлен в двух экземплярах (первый — покупателю,второй — продавцу) и выставлен покупателю не позднее пяти дней считая со дня отгрузкитовара (выполнения работ, оказания услуг).
Кроме того, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру в одном экземпляредля себя в следующих случаях:
· при получении предоплаты,частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественныхправ, том числе и по экспортным операциям;
· при выполнении строительно-монтажныхработ собственными силами;
· при выполнении обязанностейналогового агента;
· при безвозмезднойпередаче имущества;
· при получении финансовойпомощи, денежных средств на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличениядоходов, процентов по векселям, процентов по товарному кредиту в части, превышающейразмер процента, рассчитанного в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ,страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств(п.19 Правил);
· при возникновенииположительных суммовых разниц (в счете-фактуре следует указать формулировку: «Суммы,связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав»- см. п.19 Правил)
Обязаны составлятьсчета-фактуры и вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур налогоплательщики:
· по операциям, подлежащимналогообложению;
· по операциям, освобожденнымот налогообложения в соответствии со ст.149 НК РФ;
· освобожденные от исполненияобязанностей плательщиков НДС в соответствии со ст.145 НК РФ.
Не обязаны составлятьсчета-фактуры:
· лица, не являющиесяплательщиками НДС;
· организации (индивидуальныепредприниматели), выполняющие работы и оказывающими платные услуги непосредственнонаселению за наличный расчет, если продавец выдал покупателю кассовый чек или инойдокумент установленной формы (бланк строгой отчетности);
· налогоплательщикипо операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посредническихуслуг), освобождаемых от налогообложения;
· банки по операциям,освобождаемым от налогообложения;
· страховые организациипо операциям, освобождаемым от налогообложения;
· негосударственныепенсионные фонды по операциям, освобождаемым от налогообложения.
Если организация реализует товары (работы, услуги) через обособленные структурныеподразделения, то согласно Письму МНС РФ от 21.05.01 №ВГ-6-03/404 и Письму МинфинаРоссии от 04.05.2006 №03-04-09/08 счета-фактуры и книги продаж оформляются следующимобразом:
· счета-фактуры на отгруженныетовары (выполненные работы, оказанные услуги) выставляются обособленными структурнымиподразделениями от имени организации;
· нумерация счетов-фактурпроизводится в порядке возрастания номеров в целом по организации (можно резервироватьномера по мере их выборки, или присваивать составные номера с индексом обособленногоподразделения);
· при заполнении счетов-фактурпо товарам, реализованным подразделениями, в строках 2 «Продавец» и 2а«Адрес» указываются реквизиты организации-продавца; в строке 2б «ИНН/КППпродавца» — КПП соответствующего структурного подразделения; в строке 3 «Грузоотправительи его адрес» — наименование и почтовый адрес структурного подразделения;
· журналы учета полученныхи выставленных счетов-фактур ведутся структурными подразделениями в виде разделовединых журналов учета организации;
· порядок оформлениясчетов-фактур, книг покупок и продаж должен быть отражен в учетной политике организациидля целей налогообложения.
Счет-фактура выписывается налогоплательщиком не позднее пяти дней считая содня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественныхправ — п.3 ст.168 НК РФ.
Счета-фактуры составляются в соответствии с требованиями, перечисленными вп.5 и п.6 ст.169 НК РФ. Счета-фактуры, составленные с нарушением этих требований,не могут являться основанием для принятия сумм налога к вычету или возмещению. Всвою очередь, дополнительные, не предусмотренные п.5 и п.6 ст.169 НК РФ, требования,предъявляемые к счету-фактуре, не могут быть основанием для отказа принять к вычетусумму налога, предъявленную налогоплательщиком — п.2 ст.169 НК РФ.
Допускается заполнение счета-фактуры комбинированным способом (с помощью компьютераи от руки) — п.14 Правил и Письмо МНС РФ от 26 февраля 2004 г. №03-1-08/525/18.Главное — не нарушать последовательности расположения реквизитов, содержание и числопоказателей счета-фактуры, утвержденных п.2 ст.169 НК РФ.
Нумерация счетов-фактур осуществляется в течение года в хронологическом порядке.
Несмотря на то, что все расчеты на территории России производятся только врублях (для расчетов в иностранной валюте на территории России требуется разрешениеЦентрального банка РФ), Налоговый кодекс разрешает указывать суммы в счетах-фактурахв иностранной валюте, если по условиям сделки обязательство выражено в иностраннойвалюте — п.7 ст.169 НК РФ. При этом в договоре указывается по какому курсу и накакую дату производится пересчет валютных обязательств в рубли. Если указаний накурс в договоре нет, то пересчет происходит по курсу Центрального банка РФ на датуисполнения договора. Однако, достаточно часто обязательства по условиям сделки бываютвыражены в условных единицах. В таких случаях, по мнению авторов, налогоплательщикимогут указать в счете-фактуре суммы, выраженные в условных единицах. При заключенииусловий сделки в условных единицах необходимо указать порядок пересчета условныхединиц в рубли.
В соответствии с Правилами ведения журналов учета полученных и выставленныхсчетов-фактур по срокам и графам счета-фактуры указываются следующие данные:
· По строке 1 — индивидуальныйпорядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
· По строке 2 — полноеили сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами;
· По строке 2а — местонахождения продавца в соответствии с учредительными документами;
· По строке 2б — ИННи КПП налогоплательщика-продавца/ Если реализация производится обособленным подразделением- указывается ИНН налогоплательщика и КПП подразделения;
· По строке 3 — полноеили сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с учредительными документами
— Если продавец и грузоотправительодно и то же лицо, то в этой строке пишется «он же»;
— Если продавец и грузоотправительне являются одним и тем же лицом, то указывается почтовый адрес грузоотправителя;
— Внимание! Если счет-фактура выставляется за работыили услуги, т.е. понятие «грузоотправитель» отсутствует, то в этой строкеставится прочерк — Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики МинфинаРФ от 23 сентября 2004г. №03-04-11/158
· По строке 4 — полноеили сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документамии его почтовый адрес. Если грузополучателем (покупателем) является обособленноеподразделение, то в данной строке указывается наименование и адрес подразделения;
· По строке 5 — реквизиты(номер и дата составления) платежно-расчетного документа или кассового чека (прирасчете с помощью платежно-расчетных документов или кассовых чеков, к которым прилагаетсясчет-фактура).
!!! При безналичных расчетах данная строка заполняется тольков случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров(выполнения работ, оказания услуг) — согласно пп.4 п.5 ст.169 НК РФ. А при расчетахНАЛИЧНЫМИ — в данной строке счета-фактуры номер и дату составления ЧЕКА надо указыватьвсегда. В противном случае по строке ставится прочерк.
· По строке 6 — полноеили сокращенное наименование покупателя в соответствии с учредительными документами;
· По строке 6а — местонахождения покупателя в соответствии с учредительными документами;
· По строке 6б — ИННи КПП налогоплательщика-покупателя;
· В графах 1-11 указываютсяследующие сведения о реализованном товаре (работе, услуге), переданном имущественномправе;
— в графе 1 — наименованиепоставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг),переданных имущественных прав.
!!! Наименование товаров следуетписать на русском языке — Письмо Управления Федеральной налоговой службы по г. Москвеот 15 марта 2005 г. №19-11/16874 «По вопросу оформления счетов-фактур»
— в графе 2 — единицаизмерения (при возможности ее указания);
— в графе 3 — количество(объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ,оказанных услуг), переданных имущественных прав исходя из принятых единиц измерения(при возможности их указания);
— в графе 4 — цена (тариф)товара (выполненной работы, оказанной услуги), переданных имущественных прав заединицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учетаНДС, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающихв себя НДС, с учетом суммы налога;
— в графе 5 — стоимостьвсего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг),имущественных прав, без НДС;
!!! Еслипо одному счету-фактуре отгружается несколько наименований товаров, итог общей стоимоститоваров без учета налога на добавленную стоимость в таком счете-фактуре не проставляется- Письмо Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 14 ноября 2006г. №03-04-09/19 «О необходимости указания в графе 5 счета-фактуры итоговойстоимости отгруженных товаров»
— в графе 6 — суммаакциза по подакцизным товарам;
— в графе 7 — налоговаяставка;
— в графе 8 — суммаНДС, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемаяисходя из применяемых налоговых ставок;
— в графе 9 — стоимостьвсего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг),имущественных прав с учетом НДС;
— в графе 10 — странапроисхождения товара. Если товары Российского происхождения, ставится прочерк — последний абзац п.5 ст.169 НК РФ;
— в графе 11 — номертаможенной декларации. Если товары российского происхождения, ставится прочерк — последний абзац п.5 ст.169 НК РФ.
Счет-фактуру подписывают (с обязательной расшифровкой подписи) руководительи главный бухгалтер, либо иные лица, уполномоченные на то приказом (иным распорядительнымдокументом) по организации или имеющие соответствующую доверенность от организации.[3, с. 120]
2.3. Формированиеи печать книги продаж
Книгу продаж можносформировать для любой организации и за любой период времени (меню «Основнаядеятельность» — «Ведение книги продаж» — «Книга продаж»).Перед формированием книги продаж следует удостовериться, в частности, в том, что:
· зарегистрированы всеисходящие счета-фактуры, в том числе счета-фактуры на аванс, причем последнее действиеможно сделать с помощью обработки «Регистрация счетов-фактур на аванс»(меню «Основная деятельность» — «Ведение книги продаж» — «Регистрациясчетов-фактур на аванс»);
· записаны и проведенынеобходимые документы «Отражение реализации товаров и услуг для НДС» — для регистрации НДС тех продаж, которые отражены в программе ручными проводками(меню «Основная деятельность» — «Ведение книги продаж» — «Отражениереализации товаров и услуг для НДС»);
· введены все необходимыеначальные остатки по суммам НДС, не полученным от покупателей (если организацияопределяет налоговую базу для НДС «по оплате»), а также внесены все данныео фактах реализации с НДС 0%, имевших место до даты начала ведения учета в информационнойбазе, и по которым на эту дату не была подтверждена (либо не подтверждена) ставкаНДС 0%;
· записаны и проведеныдокументы «Регистрация оплаты от покупателей для НДС» — если в договорес контрагентом не установлено свойство «Вести расчеты по документам» (меню«Основная деятельность» — «Ведение книги продаж» — «Регистрацияоплаты от покупателей для НДС»);
· записаны и проведеныдокументы «Подтверждение нулевой ставки НДС» (меню «Основная деятельность»- «Ведение книги продаж» — «Подтверждение нулевой ставки НДС»);
· по всем договорам,по которым организация выступает в роли налогового агента по НДС, установлены соответствующиереквизиты.
Книга продаж (меню «Основнаядеятельность — Ведение книги продаж — Книга продаж») формируется на основаниизаписей регистра «НДС продажи» за указанный пользователем период для указаннойорганизации по следующему алгоритму:
· Если установлена учетнаяполитика по определению налоговой базы — «по отгрузке», то включаютсязаписи регистра с событиями «Реализация»,«Получен аванс» и «НДС начислен к уплате»;
· Если установлена учетнаяполитика по определению налоговой базы — «по оплате», то включаются записирегистра с событиями «Оплата»,«Получен аванс» и «НДС начислен к уплате»;
· Для операций реализациис НДС 0%, независимо от установленной учетной политики по определению налоговойбазы, включаются записи регистра с событиями «Подтверждена ставка 0%», «Не подтверждена ставка 0%».
Регистр «НДСс продажи» содержит записи о событиях, связанных с настоящим или будущим начислениемНДС, а именно:
· Реализация — регистрируется факт совершения операции реализации; в случае, если учетная политикапо определению налогооблагаемой базы НДС — «по отгрузке», то данное событиеявляется основанием для внесения записи в книгу продаж и отражения реализации вналоговой декларации по НДС, за исключением применения нулевой ставки НДС (где необходимоеще подтверждение/неподтверждение нулевой ставки НДС);
· Оплата — регистрируетсяфакт получения оплаты от покупателя; в случае, если учетная политика по определениюналогооблагаемой базы НДС — «по оплате», то данное событие является основаниемдля внесения записи в книгу продаж и отражения реализации в налоговой декларациипо НДС, за исключением применения нулевой ставки НДС (где необходимо еще подтверждение/неподтверждениенулевой ставки НДС);
· НДС начислен к уплате — безусловное начисление НДС к уплате в бюджет (например, в случаеполучения сумм, связанных с реализацией);
· Получен аванс — регистрируется факт получения аванса от покупателя (заказчика);
· Подтверждена ставка 0% — регистрируется подтверждение нулевой ставки НДС по реализации;с этого момента выручка с нулевой ставкой НДС включается в книгу продаж;
· Не подтверждена ставка 0% — регистрируется подтверждение нулевой ставки НДС по реализации;с этого момента выручка с нулевой ставкой НДС включается в книгу продаж.
В отчете «Книгапродаж» имеется возможность просмотреть документ, явившийся основанием длязаписи, по двойному щелчку мыши в графе 1 «Дата и номер счета-фактуры продавца»в соответствующей строке отчета.
!!! Переход спорядка определения налоговой базы НДС «по отгрузке» на порядок определения«по оплате» и наоборот в настоящее время в программе не реализован. [2,с. 177]
2.4. Формированиеи печать книги покупок
Книга покупокможет быть сформирована для любой организации и за любой период времени (меню «Основнаядеятельность» — «Ведение книги покупок» — «Книга покупок»).Перед ее формированием следует удостовериться, что:
· внесены необходимыеначальные остатки НДС по приобретенным ценностям и по авансам полученным;
· зарегистрированы всевходящие счета-фактуры;
· записаны и проведеныдокументы «Отражение поступления товаров и услуг для НДС» — для регистрациитех покупок, которые отражены в программе с помощью ручных проводок (меню «Основнаядеятельность» — «Ведение книги покупок» — «Отражение поступлениятоваров и услуг для НДС»);
· записаны и проведеныдокументы «Регистрация оплаты поставщику для НДС» — если в договоре сконтрагентом не установлено свойство «Вести расчеты по документам» (меню«Основная деятельность» — «Ведение книги покупок» — «Регистрацияоплаты поставщику для НДС»);
· записаны и проведеныдокументы «Распределение НДС косвенных расходов», «ВосстановлениеНДС», «Вычет НДС по приобретенным ценностям», «Вычет НДС с аванса»(меню «Основная деятельность» — «Ведение книги покупок»).
Книга покупок(меню «Основная деятельность — Ведение книги покупок — Книга покупок»)формируется на основании записей регистра «НДС покупки» за указанный пользователемпериод для указанной организации по следующим записям:
· с событием «Предъявлен НДС к вычету»
· событием «Предъявлен НДС к вычету 0%»
· событием «Восстановлен НДС» (корректирующаязапись).
Регистр «НДСпокупки» содержит записи о событиях, связанных с настоящим или будущим вычетомНДС, а именно:
· Предъявлен НДС поставщиком — событие, которое регистрируется по факту выделения НДС поставщикомв первичных документах (накладных, актах выполненных работ и т.п.);
· Получен счет-фактура от поставщика — событие, записываемое по факту регистрации счета-фактурыпоставщика;
· НДС оплачен поставщику;
· Уплачен НДС на таможне — регистрируется на основании грузовой таможенной декларации(ГТД) по импорту товаров; по своему влиянию на вычет эквивалентно совокупности трехпредыдущих событий (счета-фактуры таможня отдельно не выдает — вместо него используетсяГТД; поскольку таможня обычно ГТД без оплаты не оформляет, то НДСМ считается оплаченным);
· Предъявлен НДС к вычету — факт предъявления определенной суммы НДС к вычету в соответствиисо ст. 171 НК РФ; данное событие служит основанием для записи в книгу покупок иотражения вычета в налоговой декларации (кроме операций, связанных с реализациейпо нулевой ставке НДС — они отражаются в отдельной декларации, и для них существуетотдельное событие — см. далее);
· НДС включен в стоимость — данное событие регистрирует факт включения НДС в стоимостьприобретенной ценности в соответствии со ст. 170 НК РФ;
· Восстановлен НДС — данное событие фиксирует факт восстановления НДС, ранее принятого к вычету(например, в соответствии со ст. 170 НК РФ); такие события отражаются в книге покупоккорректирующей (сторнировочной) записью, также включаются в соответствующий показательналоговой декларации;
· Передан НДС на строительство — событие означает, что определенная сумма НДС относится к ценностям,переданным на строительство объектов основных средств, следовательно, не подлежитвычету, пока объект строительства не будет введен в эксплуатацию, и по нему не начнетначисляться амортизация (в соответствии с п.5 ст. 172 НК РФ), даже если все остальныенеобходимые условия вычета будут выполнены;
· ОС введено в эксплуатацию — событие означает, что объект основных средств введен в эксплуатацию(либо даже просто принят к учету именно как объект основных средств — если не требовалсямонтаж или не имело место строительство);
· Предполагается ставка 0% — событие записывается, когда приобретенная ценность использованадля операций, по которым предполагается применение нулевой ставки НДС (например,совершена отгрузка товаров на экспорт), а следовательно, вычет НДС предполагаетсятолько после представления в налоговые органы всех необходимых документов (в соответствиис п.3 ст. 172 НК РФ);
· Подтверждена ставка 0% — событие регистрируется по всем приобретенным ценностям, использованнымпри осуществлении операций реализации, по которым подтверждена нулевая ставка НДС;это событие «разблокирует» вычет по НДС по ценностям, по которым ранеебыло записано событие Предполагается ставка 0%;
· Не подтверждена ставка 0% — событие регистрируется по всем приобретенным ценностям, использованнымпри осуществлении операций реализации, по которым не подтверждена нулевая ставкаНДС;
· Предъявлен НДС к вычету 0% — факт предъявления определенной суммы НДС к вычету в соответствиисо ст. 171 НК РФ по операциям, связанным с применением ставки НДС 0%; данное событиеслужит основанием для записи в книгу покупок и отражения вычета в налоговой декларациипо ставке НДС 0%.
В отчете «Книгапокупок» имеется возможность просмотреть документ, явившийся основанием длязаписи, по двойному щелчку мыши в графе 1 «Дата и номер счета-фактуры продавца»в соответствующей строке отчета. [2, с. 195]
2.5. Особенностирегистрации счетов-фактур на аванс
Для формированиясчетов-фактур на аванс в конфигурации 1С: Бухгалтерия 8.0 предназначена специальнаяобработка Регистрация счетов-фактур на аванс (меню Основная деятельность — Ведениекниги продаж — Регистрация счетов-фактур на аванс ). Однако последовательность операций,необходимых для формирования счетов-фактур на аванс, отличается при различных настройках,установленных в Настройках параметров учета (меню Предприятие — Настройка параметровучета ).
В случае, когдав Настройках параметров учета на закладке Аналитический учет расчетов с контрагентамине стоит флажок, следует вести расчеты по документам.
/>
В этом случаев программе не ведется аналитический учет по документам и лишь отслеживается общеесостояние взаиморасчетов по договору в целом.
Порядок формированиясчета-фактуры на аванс в программе при данной настройке:
Пусть 4 сентябряот Покупателя поступила предоплата в размере 23600 рублей.
/>
Программа автоматическиотслеживает авансы и формирует в регистре бухгалтерии проводку по дебету счета 51Расчетные счета и кредиту счета 62.02 Расчеты по авансам, полученным на сумму предоплаты.
Пусть 25 сентябрянаша организация отгрузила Покупателю 10 столов на сумму 23600 рублей. Отгрузкустолов отражаем в программе с помощью документа Реализация товаров и услуг (менюОсновная деятельность — Продажа — Реализация товаров и услуг ).
/>
В подвале документатребуется ввести выданный счет-фактуру. Причем при проведении документа автоматическизачитывается аванс, т.е. формируется проводка по дебету счета 62.02 Расчеты по авансам,полученным и кредиту счета 62.01 Расчеты с покупателями и заказчиками.
Перед формированиемсчетов-фактур на аванс в случае, когда в Настройках параметров учета на закладкеАналитический учет расчетов с контрагентами не стоит флажок Вести расчеты по документам, необходимо ввести документ Регистрация оплаты покупателей для НДС (меню Основнаядеятельность — Ведение книги продаж — Регистрация оплаты от покупателей для НДС).
/>
По кнопке Заполнитьпроисходит автоматическое заполнение табличной части документа счетами-фактурамипо ранее не зачтенным авансам, а также счетами-фактурами, по которым еще не былооплаты. Только после проведения данного документа можно приступать непосредственнок формированию счетов-фактур на аванс (меню Основная деятельность — Ведение книгипродаж — Регистрация счетов-фактур на аванс ). При нажатии на кнопку Заполнить происходитавтоматическое заполнение табличной части документа ранее не зачтенными авансами.
/>
При выполненииобработки (кнопка Выполнить ) осуществляется:
— создание счетов-фактурна аванс (отличительным признаком которых является номер, начинающийся с литерыА );
— автоматическаярегистрация созданных счетов-фактур в учете (проведение).
В результате проведениясчетов-фактур на аванс формируются:
— записи в регистреНДС начисленный на сумму НДС, начисленного с аванса;
— записи в регистреНДС с авансов для целей отслеживания вычетов НДС с авансов;
— бухгалтерскиепроводки по начислению авансов (по дебету счета 76.АВ НДС по авансам и предоплатами кредиту счета 68.02 Налог на добавленную стоимость ).
В случае, еслиза указанный период ранее уже были сформированы счета-фактуры на аванс, предлагаетсяих удалить и сформировать заново, во избежание двойной регистрации.
По кнопке Списоксчетов-фактур ( выд.) можно осуществить просмотр созданных ранее счетов-фактур.
Далее можно приступитьк формированию записей соответственно в книгу покупок и книгу продаж.
Сначала сформируемзаписи в книгу продаж (меню Основная деятельность — Ведение книги продаж — Формированиезаписей книги продаж ). На закладке НДС с авансов при нажатии на кнопку Заполнитьавтоматически регистрируем в книге продаж суммы НДС по авансам, полученным от покупателей(рис. 6 ).
/>
На закладке НДСпо реализации при нажатии на кнопку Заполнить автоматически регистрируем в книгепродаж суммы НДС, начисленных при реализации ценностей.
/>
Далее сформируемзаписи в книгу покупок (меню Основная деятельность — Ведение книги покупок — Формированиезаписей книги покупок ). При наличии в отчетном периоде фактов зачета авансов полученныхи регистрации счетов-фактур на авансы предлагается принять НДС с авансов к вычету.При нажатии на кнопку Заполнить на закладке Вычет НДС с авансов соответствующаястрока автоматически заносится в табличную часть.
/>
При проведениидокумента формируются:
— записи по регистрамучета НДС (регистр накопления НДС покупки и регистр накопления НДС с авансов );
— бухгалтерскиезаписи по дебету счета 68.02 Налог на добавленную стоимость и кредиту счета 76АВНДС по авансам и предоплатам.
Далее можно формироватьотчеты Книга продаж (меню Основная деятельность — Ведение книги продаж — Книга продаж) и Книга покупок (меню Основная деятельность — Ведение книги покупок — Книга покупок).
Итак, в случаепредоплат от покупателя последовательность ввода документов в программе 1 C: Бухгалтерия8.0, когда в Настройках параметров учета на закладке Аналитический учет расчетовс контрагентами не стоит флажок Вести расчеты по документам, следующая:
— Ввод документовпредварительной оплаты;
— Ввод документовреализаций;
— Ввод счетов-фактурвыданных;
— Ввод документаРегистрация оплаты покупателей для НДС ;
— Формированиесчетов-фактур на аванс с помощью обработки Регистрация счетов- фактур на аванс ;
— Формированиезаписей книги покупок и книги продаж.
Рассмотрим последовательностьопераций, необходимых для формирования счетов-фактур на аванс, в случае, когда вНастройках параметров учета (меню Предприятие — Настройка параметров учета ) назакладке Аналитический учет расчетов с контрагентами стоит флажок Вести расчетыпо документам.
/>
В этом случаена счетах расчетов с контрагентами (60,62,76 и т.д.) ведется аналитический учетпо документам, т.е. у этих счетов появляется субконто Документы расчетов с контрагентами. Так как требуемые для формирования счетов-фактур на аванс движения в регистрахнакопления НДС расчеты с поставщиками и НДС Учет распределенных оплат поставщикамзаполняются автоматически при проведении документов оплат, то нет необходимостив создании документа Регистрация оплаты покупателей для НДС. Следовательно, приформировании счетов-фактур на аванс в этом случае достаточна следующая последовательностьопераций:
— Ввод документовпредварительной оплаты;
— Ввод документовреализаций;
— Ввод счетов-фактурвыданных;
— Формированиесчетов-фактур на аванс с помощью обработки Регистрация счетов-фактур на аванс ;
— Формированиезаписей книги покупок и книги продаж.
/>
[4, с.156]
Библиографическийсписок
1. Гладкий, А. 1С: Предприятие 8.0 [Текст]/ А. Гладкий. – М.: Питер, 2005. – 256 с.
2. Головко, Н. А., Шубина, Е. В. 1С: Предприятие8.0 в вопросах и ответах [Текст]: учеб. – практ. пособие для бухгалтеров / Н. А.Головко, Е. В. Шубина. – М.: ИТК Дашков и К, 2006. – 208 с.
3. Каширина, Н. А. 1С: Предприятие 8.0.Управление торговлей [Текст] / Н. А. Каширина. – М.: Феникс, 2006. – 288 с.
4. Радченко, М. Г. 1С: Предприятие 8.0.Практическое пособие разработчика. Примеры и типовые приемы [Текст] / М. Г. Радченко.– М.: ООО «1С-Паблишинг», 2004. – 331 с.