Негосударственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Институт экономики, информатики и управления
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита
Курсовая работа
По дисциплине:
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
На тему:
“Анализ основных средств организации и пути улучшения ихиспользования”
Группа СПО –06 заочное отделение
Выполнилаработу_________Аля
Проверилаработу____________
Уфа 2008
Содержание
Введение… 3
1. Понятие основных средств и их классификация… 5
1.1. Основные средства и задачи их учета… 5
1.2. Учет наличия движения основных средств… 8
1.3. Документальное оформление операций по модернизации(реконструкции) и ремонту основных средств… 12
1.3. Изменение срока полезного использования объекта основныхсредств в результате проведения модернизации… 14
2. Учет затрат по восстановлению основных средств на примере МУП“Сарманай”… 16
2.1. Особенности учета затрат на модернизацию основных средств… 16
2.1. Учет затрат на ремонт основных средств… 17
2.3. Учет затрат на модернизацию и реконструкцию основных средств… 26
2.4. Начисление амортизации после модернизации объекта основных
средств… 29
2.5. Учет равномерного распределения затрат на ремонт основныхсредств… 31
2.6. Учет затрат по восстановлению основных средств на примере МУП“Сарманай” 34
Введение
Одним из важнейших элементов национального богатстваявляются основные фонды, основные средства, основной капитал.
Основные производственные фонды предприятия – этостоимостное выражение средств труда. Одним из важнейших участков бухгалтерскогоучета является учет затрат на производство продукции и определение еесебестоимости. В себестоимости продукции отражаются все стороныпроизводственной и финансово – хозяйственной деятельности организации. Отуровня себестоимости продукции зависит объем прибыли и уровень рентабельностипредприятия.
Основные средства организации в большинстве случаевсоставляют наиболее весомую часть ее имущества. Достоверность данныхбухгалтерского учета об основных средствах во многом определяет достоверностьинформации о финансовом состоянии организации в целом.
Для обеспечения бесперебойной работы объектов основныхсредств необходимо не только систематически наблюдать за их состоянием впроцессе эксплуатации, но и периодически их восстанавливать путем проведенияремонта, модернизации и реконструкции. Чем экономнее используются материальные,трудовые и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнений работ иоказаний услуг, тем выше эффективность производства, тем больше прибыль.
В данной курсовой работе мы будем большее внимание уделятьучету затрат на ремонт, модернизацию и реконструкцию основных средств.
Работа является актуальной, поскольку одним из них важнейшихфакторов повышение уровня и темпов развития предприятия, увеличение выпускапродукции и снижение ее себестоимости во многом зависят от состояния и развитияматериально-технической базы, т. е от степени оснащенности основными средствамии уровня их состояния.
Цель данной курсовой работы – изучение эффективностиподдержания эксплуатационных свойств основных средств посредством еготехнического осмотра и поддержания в рабочем состоянии путем модернизации,реконструкции и ремонта.
Достижение поставленнойцели требует решения следующих задач:
а) рассмотрение учета затрат по восстановлению основныхсредств с помощью модернизации (реконструкции);
б) рассмотрение учета затрат по восстановлению основныхсредств с помощью ремонта.
1. Понятие основных средств и ихклассификация
1.1. Основные средства и задачи их учета
Основные средства организации в большинстве случаевсоставляют наиболее весомую часть ее имущества. Достоверность данныхбухгалтерского учета об основных средствах во многом определяет достоверностьинформации о финансовом состоянии организации в целом.
Согласно ПБУ “Учет основных средств” (ПБУ 6/01) основныесредства – это имущество, которое фирма использует в качестве средств трудаболее одного года (12 месяцев) и они учитываются на счете 01 “Основныесредства” и отражаются в соответствующей строке баланса.
К основным средствам относятся предметы, срок полезногоиспользования которых более 12 месяцев независимо от стоимости. Активы, которыеотвечают условиям признания, изложенным в пункте 4 ПБУ 6/01, и имеют стоимостьв пределах лимита, установленного в учетной политике, но не более 20 000руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерскойотчетности в составе МПЗ. С 1 января 2001 года Минфин России отказался отстоимостного критерия отнесения предметов либо к основным средствам, либо кматериалам.
К основным средствам не относятся машины, оборудование ииные аналогичные объекты, числящиеся как готовые изделия на складах организаций- изготовителей или как товары на складах торговых организаций.
Основные средства играют важную роль в процессе труда, таккак они в своей совокупности образуют производственно — техническую базуорганизации и определяет ее производственный потенциал.
Имущества организации разнообразны по составу и назначению.Для ведения их учета необходима классификация их по видам, назначению илихарактеру участия в процессе производства, отраслям хозяйства, степенииспользования и по принадлежности.
В зависимости от назначения и характера участия впроизводственно-хозяйственной деятельности организации основные средстваподразделяются на производственные и непроизводственные.
Производственного назначения — станки, аппараты,инструменты, вычислительная техника, а также здания основных и вспомогательныхцехов, отделов и служб, предназначенные для производственного процесс, илиздания складов, резервуары, транспортные средства, используемые для перемещенияи хранения предметов и продуктов труда, хозяйственный инвентарь, мебель идругие основные средства, использование которых направлено на систематическоеполучение прибыли как основной цели деятельности организации.
Непроизводственные основные фонды – жилые дома, детские испортивные учреждения, столовые, поликлиники, клубы, стадионы и т.п.
Стоимость их исчезает в потреблении, фонд возмещения несоздавая. Воспроизводятся они за счет национального дохода.
Основные производственные фонды – это огромное количествосредств труда, которые, не смотря на свою экономическую однородность,отличаются целевым назначением, сроком службы, (от их объема зависитпроизводственная мощность, предприятия, уровень технической вооруженноститруда, накопление основных факторов и повышение технической вооруженности трудаобогащают процесс труда, придают труду творческий характер).
В зависимости от того, как используются объекты основныхсредств в производственно-хозяйственной деятельности, различают действующие,находящиеся в запасе и бездействующие.
По принадлежности основные средства подразделяются насобственные и арендованные. Собственные основные средства организации числятсяу нее на балансе, а арендованные принадлежат другой фирме, учитывается забалансом без начисления амортизации (текущая аренда).
Отсюда возникает необходимость классификации основныхфондов, по определенным группам, учитывающим специфику производственногоназначения различных видов фондов.
По действующей видовой классификации основныепроизводственные фонды предприятия делятся на следующие группы:
— земельные участки и объекты предприятия;
— здания;
— сооружения;
— машины и оборудование;
— транспортные средства;
— производственный и хозяйственный инвентарь;
— рабочий скот;
— продуктивный скот;
— многолетние насаждения.
Соотношение отдельных групп, основных фондов в их общемобъеме представляет производственную структуру основных фондов. Обществу небезразлично, в какую из групп основных доходов вкладывается средства. Онозаинтересовано в оптимальном повышении удельного веса машин и оборудования –активной части фондов, которые обслуживают решающие участки производства ихарактеризуют производственные возможности предприятия по выпуску тех или иныхизделий.
Чем выше доля оборудования в стоимости основныхпроизводственных фондов, тем больше выпуск продуктов, тем выше показательфондоотдачи.
1.2. Учет наличия движения основных средств
Учетная единица основных средств.
Единицей бухгалтерского учета основных средств являетсяинвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств согласно ПБУ 6/01признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельныйконструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенныхсамостоятельных функции, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененныхпредметов, представляющих собой целое и предназначенных для выполненияопределенной работы. Объект основных средств, находящийся в собственности двухили нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основныхсредств соразмерно ее доле в общей собственности.
Каждому объекту основных средств присваивается при принятииих к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер.
Присвоение инвентарного номера обязательно и не зависит оттого, будет ли данный объект передан в аренду, подлежит ли он амортизации,находился ли ранее в собственности иного лица и т.д. Инвентарный номерсохраняется за объектом на весь период его нахождения в данной организации.
Инвентарные номера списанных с бухгалтерского учета объектовосновных средств не присваивается вновь принятым к бухгалтерскому учетуобъектам в течении пяти лет по окончании года списания.
Срок полезного использования объекта. При постановке объектана учет в качестве основного средства для него определяется срок полезногоиспользования. Сроком полезного использования, согласно пункту 4 ПБУ 6/01,является период, в течение которого использование объекта основных средствприносит доход организации. Для отдельных групп основных средств срок полезногоиспользования определяется исходя из количества продукции (объема работ внатуральном выражении), ожидаемого в результате использования этого объекта.
В случаях улучшения (повышения) первоначально принятыхнормативных показателей функционирования объекта основных средств в результатепроведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срокполезного использования по этому объекту. По объектам основных средств,полученным организацией доверительное управление, пользование, распоряжение ина других основаниях, следует определять срок полезного использования исходя изусловий договора передачи или положений нормативно-правовых актов.
Учет поступления основных средств. Синтетический учетосновных средств ведется на активном, инвентарном счете 01 «Основныесредства». На этом счете производственные предприятия учитывают объектыосновных средств, принадлежащие им на правах собственности. В то же времязатраты, связанные со строительством, возведением и приобретением объектовосновных средств, производственными предприятиями учитываются на активномкалькуляционном счете 08 «Вложение во внеоборотные активы».
При осуществлении затрат, связанных со строительством,возведением и приобретением объектов основных средств, в бухгалтериипроизводственного предприятия дебетуют счет 08 «Вложение во внеоборотныеактивы» и кредитуют счета учета материальных ценностей и расчетов. Припринятии объекта в эксплуатацию в бухгалтерском учете производиться следующаязапись:
Дебет счета 01 «Основные средства»
Кредит счета 08 «Вложение во внеоборотные активы».
Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счетвклада в уставной капитал организации, признается их денежная оценка,согласованная с учредителями организации:
Дебет счета 08 «Вложение во внеоборотные активы».
Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями».
Дебет счета 01 «Основные средства»
Кредит счета 08 «Вложение во внеоборотные активы».
Первоначальной стоимостью основных средств, полученныхорганизацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночнаястоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Безвозмездно принятые основные средства приходуют по дебетусчетов 08«Вложение во внеоборотные активы» и кредиту счета 98«Доходы будущих периодов», субсчет 98-2 «Безвозмездныепоступления». Стоимость безвозмездно полученных основных средств по мереначисления амортизации по ним списывается с субсчета 98-2«Безвозмездныепоступления» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».
На первоначальную стоимость поступивших безвозмезднообъектов основных средств дебетуют счет 08 «Вложение во внеоборотныеактивы» и кредитуют счет 98 «Доходы будущих периодов».
Принятие данного объекта основных средств в эксплуатациюотражают по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08«Вложение во внеоборотные активы».
Ежемесячно начисленные суммы амортизации по безвозмезднополученным объектам основных средств отражаются по дебету счетов учета затрат(25,26 и др.) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».
Учет выбытия основных средств. Объекты основных средстввыбывают из организации в результате:
продажи (реализации) объекта другому юридическому лицу илифизическому лицу;
списания в случае морального и (или) физического износа;
передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный(складочный) капитал других организаций, паевой фонд;
ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иныхчрезвычайных ситуациях;
передачи по договорам мены, дарения объектов основныхсредств;
передача дочернему (зависимому) обществу от головнойорганизации;
недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов иобязательств;
частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;
по другим причинам.
При выбытии основных средств накопленная амортизация подебету списывается в уменьшение его первоначальной стоимости. При этом дебетуютсчет 02 «Амортизация основных средств» и кредитуют счет 01«Основные средства».
При выбытии основных средств вследствие продажи либо попричине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточнаястоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» в дебетсчета 91 «Прочие доходы и расходы». Кроме того, по дебету счета 91,отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту — всепоступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов,стоимость материалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объектов, и др.).
Таким образом, на счете 91 «Прочие доходы ирасходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств.Ежемесячная этот финансовый результат списывается со счета 91 на 99«Прибыли и убытки».
При продаже основных средств их продажную стоимость отражаютпо дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или с 76«Расчеты разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91«Прочие доходы и расходы». Одновременно остаточную стоимостьсписывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91, асумму амортизации по проданным основным средствам _ в дебет счета 02«Амортизация основных средств» и кредит счета 01. В дебет счета 91 списываюттак же НДС по основным средствам (скредита счета 68 «Расчеты по налогам исборам») и расходы по продаже основных средств с кредита счета 23«Вспомогательные производства»и др.
При безвозмездной передаче основных средств их остаточнуюстоимость списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебетсчета 91 «Прочие доходы и расходы», а сумму амортизации — с кредитасчета 91 в дебет счета 02 «Амортизация основных средств».
Для учета выбытия основных средств к счету 01 «Основныесредства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств».В дебет этого субсчета переносят стоимость выбывшего объекта, а в кредит — сумму накопленной амортизации. Остаточная стоимость объекта списывается сосчета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
1.3. Документальное оформление операций помодернизации (реконструкции) и ремонту основных средств
Так же как и любая другая хозяйственная операция,осуществляемая субъектом хозяйственной деятельности, ремонт, модернизация иреконструкция объекта основных средств должна оформляться соответствующимипервичными документами.
Для проведения ремонта, модернизации и реконструкции объектаосновных средств в организации должен быть издан приказ, в котором следуетуказать причины ремонта, модернизации и реконструкции сроки его проведения, атак же Ф. И.О. лиц, ответственных за проведение модернизации. Данный документнеобходим и в целях налогового учета для обоснования экономическойцелесообразности данных расходов согласно ст.252 НК РФ. Кроме того, из п.3ст.256 НК РФ можно сделать вывод, что решение по переводу основного средства наремонт, модернизацию и реконструкцию на длительный срок (более 12 месяцев)принимаются именно руководителем организации. Перед проведением работ поремонту, модернизацию и реконструкцию объекта основных средств в организациисоздается комиссия, которая производит осмотр объекта основных средств,составляет график проведения работ и утверждает сметно-техническуюдокументацию.
Отметим, что провести работы по ремонту, модернизацию иреконструкцию объекта основных средств организация может самостоятельно(хозяйственным способом) или с привлечением подрядчика (подрядным способом) –специализированной организации. Если ремонт, модернизация и реконструкцияобъекта основных средств выполняется подрядным способом, должен быть заключендоговор на проведение работы.
Федеральным органом государственной власти не утвержденаунифицированная форма для передачи основного средства на ремонт, модернизацию иреконструкцию, поэтому, если модернизация производится хозяйственным способом,можно воспользоваться унифицированной формой № ОС-2 “Накладная на внутреннееперемещение объектов основных средств”. Если же основное средстворемонтируется, модернизируется подрядным способом, передача основного средстваподрядчику должна оформляться актом приема-передачи, составляемым по форме №ОС-1.
Для оформления и учета приема-сдачи объектов основныхсредств после ремонта, модернизации составляется акт о приеме-сдачеотремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основныхсредств по форме № ОС-3, который подписывается членами приемочной комиссии илилицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а такжепредставителем организации, проводивший ремонт, модернизацию, реконструкциюутверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается вбухгалтерию. Если ремонт, модернизация (реконструкция) объекта основных средстввыполняется сторонней организацией, то данный акт составляется в двухэкземплярах: первый остается у организации-заказчика, второй передаетсяорганизации, проводившей модернизацию.
Сведения о ремонте, реконструкции или модернизации вносятсяв инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6).
1.3. Изменение срока полезного использованияобъекта основных средств в результате проведения модернизации
Пунктом 14 ПБУ 6/01 предусмотрено, что изменениепервоначальной стоимости объекта основных средств, в которой он принят кбухгалтерскому учету, допускается в случаях его достройки, дооборудования,реконструкции, модернизации частичной ликвидации и переоценки.
Если в результате модернизации и реконструкции улучшается(повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционированияобъектов основных средств (срок полезного использования, мощность, качествоприменения и т.д.), то затраты на проведение модернизации (реконструкции)увеличивают первоначальную стоимость объектов.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственные деятельности организации и Инструкцией по егоприменению, утвержденного приказом Минфина России от 31.10. 2000 № 94н, расходына модернизацию и реконструкцию объекта основных средств учитываются набалансовом учете 08 “Вложения во внеоборотные активы”, субсчет ““Затраты намодернизацию основных средств”.
Как следует из норм ПБУ 6/01, срок, полезного использованияобъекта основных средств определяется организацией самостоятельно при егопринятии к учету с учетом:
— ожидаемого срока использования этого объекта всоответствии с ожидаемой производительностью и мощностью;
— ожидаемого физического износа, зависящего от режимаэксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивнойсреды, системы проведения ремонта;
— нормативно-правовых и других ограничений использованияэтого объекта (например, срок аренды).
В случае улучшения (повышения) первоначально принятыхнормативных показателей функционирования объекта основных средств в результатепроведенной реконструкции или модернизации срок его полезного использованияпересматривается (п. 20 ПБУ 6/01 и п.60 Методических указаний № 91н).
В то же время организация может принять решение не изменятьсрок полезного использования объекта основных средств, например, если врезультате модернизации увеличились мощность и быстродействие компьютера.
После модернизации сумма амортизационных отчисленийрассчитывается исходя из остаточной стоимости компьютера, увеличенной назатраты на модернизацию, и оставшегося срока его полезного использования(письмо Минфина России от 23.06. 2004 №07-02-14/44; п.60 Методическихуказаний).
Таким образом, в бухучете ежемесячная сумма амортизации помодернизированному компьютеру будет рассчитываться при применении линейногоспособа амортизации так:
Сумма ежемесячной амортизации =(первоначальная стоимостьосновного средства после модернизации) – (сумма начисленной амортизации домодернизации) / (оставшийся срок полезного использования основного средствапосле модернизации, мес)
2. Учет затрат по восстановлению основныхсредств на примере МУП “Сарманай”
2.1. Особенности учета затрат намодернизацию основных средств
В соответствии с п.3 ст.256 НК РФ из состава амортизируемогоимущества исключаются основные средства, находящиеся по решению руководстваорганизации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12месяцев.
Если объект основных средств при проведении модернизации неиспользуется в деятельности организации, направленной на получение дохода,амортизация по нему для целей налогового учета не начисляется.
В соответствии с абзацем вторым п.2 ст.259 НК РФ начислениеамортизации по объекту основных средств возобновляется с 1-го числа месяца,следующего за месяцем, в котором модернизируемый объект был введен в эксплуатацию,а в случае, если модернизация осуществлялась без остановки производства, — с1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором она была окончена.
Материально-производственные запасы, полученные припроведении работ по модернизации основного средства (снятие с объекта основногосредства), принимаются к учету в составе прочих доходов как активы, полученныебезвозмездно.
Пунктом 10.3 Положения по бухгалтерскому учету “Доходыорганизации” ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05. 1999 №32н, установлено, что рыночная стоимость таких активов определяется на основецен, действующих на данный или аналогичный вид активов на момент их принятия кучету. Этому положению ПБУ 9/99 корреспондирует также п.66 Методическихуказаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов,утвержденных приказом Минфина России от 28.12. 2001 № 119н, согласно которомуфактическая себестоимость материалов, полученных организацией безвозмездно,определяется исходя из их текущей стоимости на дату принятия к бухгалтерскомуучету.
При этом остаточная стоимость основного средства неуменьшается на стоимость демонтированных частей.
Сдача подразделениями на склад материалов, полученных отразборки основных средств, оформляется накладными на внутреннее перемещениематериалов (п.57 Методических указаний №119н).
2.1. Учет затрат на ремонт основных средств
В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются. Дляподдержания объектов в состоянии, в котором они пригодны для эксплуатации, впроизводственных целях в течение срока полезного использования осуществляетсяремонт этих объектов. Своевременное и качественное выполнения ремонтаспособствует ритмичной работе организации, более полному использованию основныхсредств, уменьшению времени простоев. Наиболее совершенна системапланово-предупредительного ремонта, при котором объекты основных средствремонтируются через определенные промежутки времени по заранее составленномуграфику. Систему планово-предупредительного ремонта организация разрабатывает сучетом технических характеристик основных средств, условий эксплуатации и др.Для обеспечения бесперебойной работы объектов основных средств необходимо нетолько систематически наблюдать за их состоянием в процессе эксплуатации (смазка,осмотр и т.п.), но и периодически их восстанавливать путем проведения ремонта,модернизации, реконструкции.
В настоящее время организациям предоставлена возможностьсамостоятельно принимать решения о выборе того или иного метода включения всебестоимость затрат на все виды ремонта основных средств.
По объему и характеру производимых ремонтных работ различаюттекущий, средний и капитальный ремонт основных средств.
Схема. Классификация видов ремонта основных средствРемонт основных средств
/>/>/>
Текущий
(техническое обслуживание) Средний Капитальный
К работам по техническому обслуживанию, а также текущему исреднему ремонту объектов основных средств относятся работы по систематическомуи своевременному предохранению их от преждевременного износа и поддержанию врабочем состоянии.
Под капитальным ремонтом понимают одновременную смену всехизносившихся узлов и деталей с разборкой ремонтируемых объектов.
При отнесении ремонта к капитальному следует исходить изтого, что при капитальном ремонте:
оборудования и транспортных средств, как правило,производятся полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей иузлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые иболее современные, сборка, регулирование и испытание;
зданий и сооружений производится смена изношенныхконструкции и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающиеэксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полнойзамены основных конструкции, срок службы которых в данном объекте являетсянаибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей ит.п.).
Способы учета затрат по ремонту основных средств.
В целях налогообложения затраты на ремонт основных средствотражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому ониотносятся. Согласно подпунктам 5 и 7 (ПБУ 10/99), утвержденного приказомМинфина России от 06.05.99 № 33н, расходы по изготовлению и продаже продукции,в том числе расходы на поддержанию основных средств в исправном состоянии,являются расходами по обычным видам деятельности. В бухгалтерском учете затратына ремонт могут быть отражены тремя способами:
списанием на себестоимость продукции (работ, услуг) по меревозникновения расходов;
списанием по мере возникновения в счет расходов будущихпериодов, а затем в течение определенного организацией срока равномернымотнесением их на себестоимость;
списанием за счет резерва на ремонт основных средств,который образуется путем равномерных ежемесячных отчислений.
Выбор того или иного способа должен быть отражен в учетнойполитике для целей бухгалтерского учета.
При этом организация может выбрать любой наиболее приемлемыйдля нее способ учета затрат на проведение ремонта и отразить принятое решение вприказе об учетной политике организации. При выборе того или иного способанеобходимо учитывать структуру основных фондов, имеющихся на предприятии,сложность ремонта, периодичность его проведения, стоимость ремонтных работ ит.п.
Таким образом, под затратами на проведение ремонта подразумеваетсястоимость работ по поддержанию объектов основных средств в рабочем состоянии втечении срока их полезного использования, не приводящих к улучшению ранеепринятых нормативных показателей функционирования.
Ремонты основных средств могут осуществляться хозяйственнымспособом, т.е. силами самой организации, или подрядным, т.е силами стороннихорганизаций и должны оформляться соответствующими документами по восстановлениюосновных средств. (см. приложение А)
Расходы на проведение всех видов ремонта основныхпроизводственных фондов в отличие от расходов на модернизацию и реконструкциювключаются в себестоимость продукции (работ и услуг).
Перед проведением ремонта основных средств организация вобязательном порядке составляет смету на выполнение ремонтных работ. Наосновании сметы определяется состав работ, связанных с восстановлением объектовосновных средств.
Затраты, произведенные при выполнении ремонтных работхозяйственным способом, предварительно учитываются на дебете 23«Вспомогательные производства» в корреспонденции с кредитом счетовучета производственных запасов, расчетов персоналом по оплате труда и др.Основанием для таких записей являются соответствующим образом оформленныепервичные документы по учету материальных ценностей, используемых при ремонте,расходов по оплате труда и пр. Окончание капитального ремонта оформляется актомо приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированныхобъектов (форма № ОС-3). На основании этого суммы, ранее учтенные по дебетусчета 23 «Вспомогательные производства», списываются в кредитсоответствующих счетов: 20,25,26,44.
МУП “Сарманай” в октябре 2006 г. произвело ремонт автомашинысобственными силами т. е хозяйственным способом.
При этом в состав затрат на ремонт вошли следующие расходы:
— оплата труда ремонтных рабочих – 5 000 рублей;
— отчисления на социальные нужды (ЕСН, взносы на пенсионноестрахование, отчисления в ФСС на страхование от несчастных случаев) –1 800 рублей;
— прочие расходы – 3 000 рублей.
Кроме того, для ремонта автомашин были приобретены ииспользованы запасные части и прочие материалы (смазка, краска и т.п.) на сумму96 000 рублей (включая НДС 18% — 14 644 рубля). В бухгалтерском учетесделаны были следующие записи:
Дебет сч. «23 „Вспомогательные производства“ — Кредит сч.70 „Расчеты с персоналом по оплате труда“ – 5 000 руб.– отражена оплата труда ремонтных рабочих;
Дебет сч… „23 “Вспомогательныепроизводства» — Кредит сч.69 «Расчетами с органами социальногострахования» – 1 800 руб. — списаны расходы на социальные нужды;
Дебет сч. «23 „Вспомогательные производства“- Кредит сч. „23 “Вспомогательные производства» субсчет“Транспортный участок” — 3 000 руб. — отнесена стоимость услуг другихподразделений предприятия;
Дебет сч.10 «Материалы» — Кредит сч.60 «Расчетыс поставщиками и подрядчиками» – 81 356 руб. – отражена суммаприобретенного у поставщиков запасные части к автомобилям и прочие материалы;
Дебет сч. 19 “Налог на добавленную стоимость” — Кредит сч.60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 14 644 руб. – отраженв учете НДС по запасным частям и материалам;
Дебет сч.60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» – Кредит сч.51 “Расчетные счета” — 96 000 руб. –произведена оплата поставщикам за запасные части и материалы;
Дебет сч.68 “Расчеты по налогам и сборам” — Кредит сч. 19“Налог на добавленную стоимость” — 14 6444 руб. – принят НДС к вычету;
Дебет сч. «23 „Вспомогательные производства“- Кредит сч.10 „Материалы“ – 81 356 руб. – отнесена стоимостьизрасходованных в ходе ремонта запасных частей и прочих материалов.
По окончании ремонтных работ был составлен акт оприеме-сдаче отремонтированной автомашины, форма которого (№ ОС-3) утвержденапостановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003г. № 7. На основании данныхактов собранные на счете 23 затраты списываются на 26 счет учета затрат взависимости от того, автомашина какого подразделения ремонтировалась:
Дебет сч.26 „Общехозяйственные расходы“ — Кредитсч.23 “Вспомогательные производства» — 91 156 рублей. (5 000руб. + 1 800 руб. + 3 000 руб. + 81 356 руб) — затраты поремонту автотранспортных средств отнесены на расходы предприятия.
Если во время проведения ремонта проводилась разборкаоборудования, необходимо отразить в учете материальные ценности, полученные врезультате данной операции. При этом стоимость расходов на ремонт уменьшаетсяна стоимость принятых к учету материалов.
При отсутствии ремонтного цеха все расходы на капитальныйремонт учитываются непосредственно на счетах учета затрат по местам егопроведения, при этом осуществляются следующие записи на счетах:
Дебет сч. 20 «Основное производство», 25«Общепроизводственные расходы», 26«Общехозяйственныерасходы», 29 «Обслуживающие хозяйства и производства»,44«Расходы на продажу» — Кредит сч.10 «Материалы», 69«Расчетами с органами социального страхования», 70 «Расчеты сперсоналом по оплате труда» и др.
При выполнении капитального ремонта силами стороннихспециализированных организаций (подрядный способ) на проведение ремонтных работзаключается договор с подрядчиком, в котором оговариваются основные моменты, вчастности, объем выполняемых работ, оплата по договору и сроки выполненияработ.
В бухгалтерском учете организации расходы по выполненномуподрядной организацией капитальному ремонту отражаются записью на счетах:
Дебет сч. 20 «Основное производство », 25«Общепроизводственные расходы», 26«Общехозяйственныерасходы», 29 «Обслуживающие хозяйства и производства», 44«Расходы на продажу» — Кредит сч.60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» — на сумму выполненных работ по договору в соответствии сактом о приеме — сдаче отремонтированных и модернизированных объектов по форме№ ОС — 3, составленным в двух экземплярах. Первый экземпляр остается ворганизации, второй экземпляр передается подрядчику (организации, проводившейремонт);
Дебет сч. 19 «Налог на добавленную стоимость поприобретенным ценностям» — кредит сч.60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» — на сумму НДС по выполненным работам в соответствии сосчетом — фактурой;
Дебет сч.60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» — Кредит сч.51 «Расчетные счета» — на стоимостьремонтных работ по договору;
Дебет сч.68 «Расчеты по налогам и сборам» — Кредитсч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — учтен вычет НДС по выполненным и оплаченным ремонтным работам.
МУП “Сарманай” в феврале 2008г. осуществило ремонтавтомашины ГАЗ-2752-431силами сторонней организации (автосервиса). Стоимостьуслуг подрядной организации составила 48 000 рублей (в том числе НДС 18% — 7 322 руб). По мимо этого, предприятие за свой счет приобрело запасныечасти и материалы на сумму 96 000 рублей (в том числе НДС 18% — 14 644 руб).
В бухгалтерском учете отразили ремонт основных средствподрядном способом следующим образом:
Дебет сч.25 «Общепроизводственные расходы» — Кредит сч.60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” — 40 678 руб. –отнесены на расходы предприятия(без учета НДС);
Дебет сч. 19 “Налог на добавленную стоимость” — Кредит сч.60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 7 322 руб. – отражен вучете НДС по ремонтным работам;
Дебет сч.60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» – Кредит сч.51 “Расчетные счета” — 48 000 руб. – произведенаоплата автосервису за ремонт автомашины;
Дебет сч.68 “Расчеты по налогам и сборам”субсчет “Расчеты поНДС” — Кредит сч. 19 “Налог на добавленную стоимость” — 7 322 руб. –принят НДС к вычету;
Дебет сч.10 «Материалы» — Кредит сч.60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 81 356 руб. –оприходован запчасти и прочие материалы для ремонта автомашины (без учета НДС);
Дебет сч. 19 “Налог на добавленную стоимость” — Кредит сч.60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 14 644 руб. – отражен вучете НДС по запасным частям и материалам;
Дебет сч.68 “Расчеты по налогам и сборам”субсчет “Расчеты поНДС” — Кредит сч. 19 “Налог на добавленную стоимость” — 14 644 руб. –принят НДС к вычету;
Дебет сч.60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» – Кредит сч.51 “Расчетные счета” — 96 000 руб. – произведенаоплата автосервису за запасные части и материалы;
Дебет сч.10 «Материалы»субсчет “МПЗ, переданныеподрядчикам” — Кредит сч. .10 «Материалы» – 81 356 руб. –запасные части и материалы переданы подрядчику для ремонтных работ;
Дебет сч.25 «Общепроизводственные расходы» — Кредит сч.10 «Материалы»субсчет “МПЗ, переданные подрядчикам” — 81 356 руб. – отражена стоимость израсходованных подрядчиками в ходеремонта запасных частей и материалов отнесенных на расходы по ремонтуавтомашины.
В том случае, когда предприятием не создаетсясоответствующий резерв или фонд, а работы по ремонту основных средств производятсяв течение года неравномерно, предприятие для предварительного учета ремонтныхработ использует счет 97 “Расходы будущих периодов”. В последующем расходы наремонтные работы, накопленные на счете 97, списываются на издержки производства(обращения) в порядке установленным в учетной политике организации, чтоотражается записями на счетах:
Д-т сч.97 «Расходы будущих периодов» — кредитсч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимостьвыполненных ремонтных работ подрядным способом (без НДС) и Кредит сч.10«Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69«Расчетами с органами социального страхования», 23«Вспомогательные производства» — на стоимость выполненных работхозяйственным способом.
В январе 2007г. МУП “Сарманай” по договору, заключенному спроизводителем холодильного оборудования, произвел ремонт холодильника.Стоимость ремонта согласно акта выполненных работ составила 108 000 руб.(в том числе НДС 16 475 руб). Согласно принятой на предприятии учетнойполитике учет затрат по ремонту ведется на сч.97 с последующим ежемесячнымсписанием на себестоимость продукции (работ, услуг). В бухгалтерском учетебудут сделаны следующие проводки:
Дебет сч.97 «Расходы будущих периодов» — Кредитсч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 91 525 руб. — стоимость выполненных ремонтных работ по ремонту холодильника (без НДС);
Дебет сч. 19 “Налог на добавленную стоимость” — Кредит сч.60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 16 475 руб. – отражен вучете НДС по ремонтным работам;
Дебет сч. 20 “Основное производство” — Кредит сч.97«Расходы будущих периодов” — 7627 руб. (91 525 / 12) – ежемесячноесписание затрат по ремонту холодильника на основное производство;
Дебет сч.60 „Расчеты с поставщиками иподрядчиками“ – Кредит сч.51 “Расчетные счета” — 108 000 руб. –произведена оплата поставщику за ремонт;
Дебет сч.68 “Расчеты по налогам и сборам”субсчет “Расчеты поНДС” — Кредит сч. 19 “Налог на добавленную стоимость” — 1373 руб. (16475/12) –принят НДС к вычету.
Затраты на проведение всех видов ремонта в бухгалтерском иналоговом учете относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) при наличиисоответствующих оправдательных документов.
В целях организации контроля за своевременном получениемобъектов основных средств из ремонта инвентарные карточки по этим объектам вкарточке рекомендуется переставлять в группу “Основные средства в ремонте”. Припоступлении объекта основных средств из ремонта инвентарная карточкасоответствующим образом перемещается.
2.3. Учет затрат на модернизацию иреконструкцию основных средств
Восстановление основных средств происходит не только впроцессе их ремонта, но и посредством дооборудования, достройки, реконструкции,модернизации или технического перевооружения. И в бухгалтерском, и в налоговомучете суммы затрат на модернизацию, реконструкцию, (техническое перевооружениеи т.п.), дооборудования и достройки относятся не на расходы организации, а наувеличение первоначальной стоимости основных средств (п.27 ПБУ 6/01, п.2 ст.257НК РФ). Следует отметить, что общий порядок такого увеличения одинаков и вбухгалтерском, и в налоговом учете.
К работам по модернизации, достройке, дооборудованию,относятся работы, вызванные изменением технологического или служебногоназначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемыхосновных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
К реконструкции относится переустройство существующихобъектов основных средств, связанные с совершенствованием производства иповышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проектуреконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей,улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
К техническому перевооружению относится комплекс мероприятийпо повышению технико-экономических показателей основных средств или ихотдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии.
Модернизация предусматривает улучшение нормативныхпоказателей работы объекта основных средств (мощности, качества применения ит.д.). На каждый объект, подвергающийся модернизации и реконструкции,составляется проект и смета расходов.
Первоначально все расходы, связанные с модернизацией иреконструкцией, учитываются по дебету счета 08 “Вложения во внеоборотныеактивы” в корреспонденции со счетами учета расчетов и материальнопроизводственных запасов (10,60,69,70,76).
По окончании работ все производственные расходы списываютсяна увеличение первоначальной стоимости объекта основных средств при наличииакта о приеме – сдаче отремонтированных, реконструированных модернизированныхобъектов основных средств (форма № ОС 3).
При необходимости на основании оформленного акта (форма №ОС-3) производится соответствующие записи в инвентарной карточке (форма №ОС-6). По окончании работ на основании акта формы № ОС-3 производится следующаязапись:
Д-т сч.08 “Вложения во внеоборотные активы” — К-т сч.60“Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, 76 “Расчеты с разными дебиторами икредиторами” — расходы на реконструкцию и модернизацию объектов основныхсредств специализированными сторонними организациями (без суммы НДС);
Д-т сч. 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретеннымценностям” — К-т сч.60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, 76 “Расчеты сразными дебиторами и кредиторами” — на сумму НДС;
Д-т сч.08 “Вложения во внеоборотные активы” — К-т сч.10“Материалы”, 23 “Вспомогательные производства”, 69 “Расчеты по социальномустрахованию и обеспечению”, 70 “Расчеты по оплате труда” и др. – расходы нареконструкцию и модернизацию объектов основных средств силами самой организации(хозяйственный способ);
Д-т сч.01 “Основные средства” — К-т сч 08 “Вложения вовнеоборотные активы” — увеличение первоначальной стоимости объекта основныхсредств на сумму произведенных расходов по реконструкции и модернизации.
В мае 2007 г. МУП “Сарманай” приняло решение о модернизациичислящегося в учете компьютера. Из акта технического осмотра и ведомостидефектов следует, что требуется замена процессора с одновременной заменой иматеринской платы, которая не соответствует новой модификации процессора.Оценочная стоимость старой материнской платы —
350 руб. В ходе модернизации установлен дисковод длялазерных дисков. Все необходимые составляющие для модернизации приобретеныорганизацией через подотчетное лицо. По представленным подотчетным лицомпервичным документам стоимость процессора составила 11 387 руб. (в том числе1737 руб. НДС), новой материнской платы — 1622,5 руб. (в том числе 247,5 руб.НДС). Стоимость услуг по модернизации и установке с НДС составила 2360 руб.
На основании первичных документов, принятых к учету,делаются следующие бухгалтерские записи:
Дебет сч.10-2 „Покупные полуфабрикаты и комплектующиеизделия, конструкции и детали“ — Кредит сч.91 „Прочие доходы и расходы“- 350 руб. — сумма принятой к учету материнской платы по текущей рыночнойстоимости;
Дебет сч.10-2 „Покупные полуфабрикаты и комплектующиеизделия, конструкции и детали“ — Кредит сч.71 „Расчеты с подотчетнымилицами“ — 13 650 руб. — стоимость приобретенного процессора, новойматеринской платы и лазерного дисковода за счет подотчетных сумм (без НДС);
Дебет сч. 19 „Налог на добавленную стоимость поприобретенным ценностям“ — Кредит сч.71 „Расчеты с подотчетнымилицами“ — 2457 руб. — на сумму НДС по приобретенным ценностям;
Дебет сч.08 „Вложения во внеоборотные активы“ — Кредит сч.10-2 „Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия,конструкции и детали“ — 13 650 руб. — сумма использованных примодернизации комплектующих;
Дебет сч.08 „Вложения во внеоборотные активы“ — Кредит сч.60
“Расчеты с поставщиками и подрядчиками” — 2000 руб. –стоимость услуг сторонней организации;
Дебет сч. 19 „Налог на добавленную стоимость поприобретенным ценностям“ — Кредит сч.60 „Расчеты с поставщиками иподрядчиками“ — 360 руб. — отражен в учете НДС;
Дебет сч.01 „Основные средства“ — Кредит сч.08»Вложения во внеоборотные активы" — 15 650 руб. – увеличенапервоначальная стоимость компьютера на сумму затрат по модернизации.
2.4. Начисление амортизации послемодернизации объекта основных средств
Организация может увеличить срок полезного использованияподвергшегося модернизации, реконструкции или техническому перевооружениюобъекта основных средств, но только в пределах срока, установленного дляосновных средств, входящих в данную амортизационную группу (п.1 ст.258 НК РФ).Сроки определены в постановлении Правительства РФ от 1 января 2002 года № 1. Вбухгалтерском учете предусмотрен также пересмотр срока полезного использованияобъекта основных средств, подвергшегося модернизации (п. 20 ПБУ 6/01), поэтомуорганизации могут устанавливать одинаковые сроки полезного использованиямодернизированных объектов и в бухгалтерском, и в налоговом учете.
Если срок полезного использования объекта основных средствпосле модернизации остается прежним, изменение первоначальной стоимостиосновного средства все равно приведет к необходимости пересчета нормыамортизационных отчислений по этому объекту.
Следует отметить, что в ПБУ 6/01 не содержится норм, касающихсяпорядка начисления амортизации после завершения модернизации объекта основногосредства.
Но в п.60 Методических указаний № 91н приведен примеррасчета амортизационных отчислений при применении линейного способаамортизации.
В июне 2008 г объект основных средств стоимостью120 000 руб. и сроком полезного использования 5 лет подвергся после 3 летэксплуатации дооборудованию стоимостью 40 000 руб. Срок полезногоиспользования этого объекта пересмотрен в сторону увеличения на 2 года. Годоваясумма амортизации отчисленных в размере 22 000 руб. определяется израсчета остаточной стоимости этого объекта в размере 88 000 руб.(120 000 руб. – (120 000 руб.: 5 лет х 3 года) + 40 000 руб) инового срока полезного использования – 4 года.
На основании п.60 Методических указаний № 91н предлагаетсяпроизводить начисление амортизации исходя из остаточной стоимости объекта иоставшегося срока полезного использования (с учетом его увеличения).
Что делать, если срок полезного использования послемодернизации не увеличился? В этом случае годовая сумма амортизационныхотчислений устанавливается исходя из увеличения стоимости основного средства иоставшегося срока полезного использования.
После дооборудования срок полезного использования объектаосновных средств не пересмотрен. Годовая сумма амортизационных отчислений вразмере 44 000 руб. определяется из расчета остаточной стоимости в размере88 000 руб. (120 000 руб. – (120 000 руб.: 5 лет х 3 года) +40 000 руб) и оставшегося срока полезного использования – 2 года.
Организация может модернизировать основное средство, еслиего остаточная стоимость к моменту его окончания работ будет равной нулю. Приэтом организация устанавливает новый срок полезного использования объектаосновного средства, в течение которого будут погашаться расходы намодернизацию.
Объект основных средств стоимостью 120 000 руб… исроком полезного использования 5 лет подвергся после 5 лет эксплуатациидооборудованию стоимостью 40 000 руб. Новый срок полезного использования — 2 года. Годовая сумма амортизационных отчислений в размере 20 000 руб.определяется из расчета остаточной стоимости в размере 40 000 руб.(120 000 руб. – (120 000 руб.: 5 лет х 5 лет) + 40 000 руб) исрока полезного использования –2 года.
2.5. Учет равномерного распределения затратна ремонт основных средств
Для равномерного распределения затрат на ремонт основныхсредств отчетного периода организации могут создавать резерв затрат напредстоящий ремонт основных средств. Как правило, резерв на ремонт основныхсредств формируют крупные производственные предприятия различных отраслейдеятельности, на балансе у которых числится дорогостоящее производственноеоборудование, объекты недвижимого имущества. Резерв может быть образован привыполнении следующих условий:
Наличие графиков проведения ремонта;
Составление смет на проведение ремонта;
Составление дефектных ведомостей с указанием перечняремонтных работ.
Порядок создания резерва на проведение ремонтных работустанавливается учетной политикой организации. Резерв формируется на основесметной стоимости ремонта, предусмотренной в отчетном периоде.
Использование резерва на ремонт основных средств позволяетоптимизировать налог на прибыль, то есть вполне законным способом пустьвременно, но увеличить сумму расходов.
Создание резерва отражается записью на счетах:
Дебет сч. 20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательныепроизводства”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственныерасходы”, 44 “Расходы на продажу” — Кредит сч.96, субсч. “Резерв расходов напредстоящий ремонт основных средств”.
Фактические затраты организации по окончании ремонтных работна основании первичных документов (форма № ОС — 3) списывают за счет средствсозданного резерва.
Дебет сч.96, субсч. “Резерв расходов на предстоящий ремонтосновных средств” — Кредит сч.23 “Вспомогательные производства”, 60 “Расчеты споставщиками и подрядчиками”.
Сумма ежемесячных отчислений в резерв определяется как 1/12годовой сметной стоимости ремонта либо в процентах в зависимости от среднегодовойстоимости основных средств и нормативов отчислений, утвержденных вустановленном порядке самой организацией. Излишне зарезервированные суммы вконце отчетного года сторнируются и отражаются в бухгалтерском учете методом“красное сторно” по дебету счета учета затрат на производство (расходов напродажу) в корреспонденции с кредитом счета учета резервов предстоящихрасходов.
В соответствии со сметой планируемая величина затрат натекущий год по ремонту основных средств (в том числе автомашин) МУП “Сарманай”составляет 540 000 рублей. Поскольку источники финансирования ремонтныхработ по производственным и непроизводственным основным средствам разные, то исоздание резервов по данным группам объектов должно осуществляться раздельно.Предположим, что согласно вышеуказанной смете величина затрат на ремонтпроизводственных объектов составляет 504 000 рублей, а непроизводственных– 36 000 рублей.
Соответственно ежемесячно резервируемая сумма попроизводственным основным средствам будет равна 42 000 рублей(504 000 руб.: 12 мес), а по непроизводственным объектам – 3 000рублей (36 000 руб.: 12 мес). В бухгалтерском учете ежемесячное отчислениесредств в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств будетотражаться проводкой:
Дебет сч. 20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательныепроизводства”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственныерасходы” — Кредит сч.96, субсч. “Резерв расходов на предстоящий ремонт основныхсредств”. – 42 000 руб. – отчисления в резерв по производственным основнымсредствам;
Дебет сч.29 “Обслуживающие производства и хозяйства” — Кредит сч.96, субсч. “Резерв расходов на предстоящий ремонт основных средств”.– 3 000 руб. – отчисления в резерв по непроизводственным основнымсредствам.
В случаях когда окончание ремонтных работ по объектамосновных средств с длительным сроком производства при существенном объеме работпроисходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основныхсредств, образованного в отчетном году, допускается не сторнировать. Поокончании указанных ремонтных работ излишне начисленная сумма резерваотражается по дебету счета учета резервов предстоящих доходов и расходов вкорреспонденции с кредитом счета прибылей и убытков в качестве внереализованныхдоходов.
2.6. Учет затрат по восстановлению основныхсредств на примере МУП “Сарманай”
Учетная политика
Утверждено
приказом Генерального директора
ЗАО”Проммаш”
№ 117 от 30 декабря 2005 г.
Положение
По учетной политике для целей бухгалтерского учета
МУП “Сарманай” на 2006год
Настоящее Положение устанавливает основы формирования ираскрытия учетной политики МУП “Сарманай”, которая представляет собойсовокупность принципов и правил, определяющих методологию и организациюбухгалтерского учета в компании.
Общие положения
1.1. Учетная политика МУП “Сарманай” является внутреннимдокументом, определяющим совокупность способов ведения бухгалтерского учетаобщества – первичного наблюдения (документация, инвентаризация), стоимостногоизмерения (оценка и калькулирование), текущей группировки (счета и двойнаязапись) и итогового обобщения (баланс и отчетность) фактов хозяйственнойдеятельности, которые регламентируются законодательством РФ, Уставом общества,внутренними документами МУП “Сарманай”.
1.2. МУП “Сарманай” (далее — предприятие) являетсяюридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемоена самостоятельном балансе.
Основными видами деятельности предприятия являются:
— производство готовой продукции;
— розничная и оптовая торговля.
2. Порядок и методы организации бухгалтерского учета
2.1. Ведение бухгалтерского учета осуществляет бухгалтерияпредприятия во главе с главным бухгалтером, который подчиняется непосредственноГенеральному директору МУП “Сарманай”.
2.2. Главный бухгалтер предприятия несет ответственность заформирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременноепредставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, обеспечиваетсоответствие хозяйственных операций законодательству РФ, осуществляет контрольза движением имущества и выполнением обязательств.
2.3. Требования главного бухгалтера предприятия подокументальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтериюнеобходимых документов и сведений, связанных с бухгалтерским и налоговымучетом, анализом хозяйственной деятельности, обязательны для всех службпредприятия.
3. Система бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
3.1. Бухгалтерский учет предприятия ведетсяавтоматизированным способом на основе журнально-ордерной формы счетоводства.Регистры бухгалтерского учета подлежат ежемесячной распечатке и брошюрованию ввиде специальных книг (журналов), отдельных листов (справок) и карточек, атакже в виде электронной информации, полученной при использованиивычислительной техники (на дисках, дискетах и иных машинных носителях).
Имущество предприятия, обязательств и хозяйственных операциидля отражения в бухгалтерском учете оценивается в рублях и копейках, а вовнутренней отчетности в денежном выражении путем суммирования фактическипроизведенных расходов в целых рублях.
3.2. Состав и формы внутренней отчетности, периодичность,сроки составления и представления, перечень пользователей внутренней отчетностиустанавливается главным бухгалтером.
4. способы оценки имущества и обязательств и методыотражения в бухгалтерском учете
4.1. состав и оценка основных средств.
4.1.1. Основные средства – часть имущества, используемая вкачестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ илиоказании услуг, либо для управления организации в течении периода, превышающего12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. Неотносятся к основным средствам и учитываются организацией в составе средств вобороте предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев независимо отих стоимости, а также канцелярские принадлежности независимо от стоимости.
4.1.2. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учетупо первоначальной стоимости.
4.1.3. Стоимость основных средств предприятия, в которойприняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, за исключениемдостройки, дооборудования, модернизации, реконструкции и частичной ликвидациисоответствующих объектов.
4.1.4. Предприятие не производит переоценку объектовосновных средств.
4.2. Метод начисления износа (амортизации) основных средств.
4.2.1. Амортизация объектов основных средств предприятияначисляется линейным способом исходя из первоначальной (восстановительной)стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, и срока полезного использованияэтого объекта. Выбранный способ начисления амортизации не меняется в течениесрока полезного использования основных средств.
4.3. Нематериальные активы.
4.3.1. В соответствии с п.4 ПБУ 14/2000 к нематериальнымактивам предприятия могут отнесены следующие объекты интеллектуальнойсобственности:
— исключительное право патентообладателя на изобретение,промышленный образец, полезную модель;
— исключительное право патентообладателя на селекционныедостижения;
— исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базыданных;
— исключительное авторское право владельца на товарный знаки знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
— имущественное право автора или иного правообладателя натопологии интегральных микросхем.
4.3.2. Стоимость объектов нематериальных активов погашаетсяпутем начисления амортизации линейным способом — исходя из первоначальнойстоимости объекта нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной сучетом срока полезного использования этого объекта.
4.4. Материально – производственные запасы.
4.4.1. в составе материально – производственных запасов(МПЗ) в Обществе числятся:
— сырье и материалы, запасные части, ГСМ, хозяйственныйинвентарь, спецодежда и др. (сч.10);
— готовая продукция (сч.43);
— товары (сч.41).
4.4.2. Материально-производственные запасы принимаются кбухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
4.4.3. Для обобщения информации о заготовлении иприобретении МПЗ, относящихся к средствам в обороте, предприятие используетсчет 15 “Заготовление и приобретение материальных ценностей”, а также счет 16“Отклонение в стоимости материальных ценностей”, предназначенный для обобщенияинформации о разницах в стоимости приобретенных МПЗ, исчисленный по фактическойсебестоимости приобретения (заготовления) и в учетных ценах.
Сумма отклонений, отраженная на счете 16, списывается вконце отчетного месяца пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных впроизводство.
4.4.4 Списание на производство МПЗ (кроме товаров и готовойпродукции) производится по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ(метод ФИФО).
При данном методе оценка материальных ресурсов, находящихсяв запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимостипоследних по времени приобретений, а в себестоимости продажи продукции (работ иуслуг) учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.
Отраженный в учетной политике предприятие метод списанияявляется единым для всех видов МПЗ (кроме товаров и продукции).
4.5. Готовая продукция.
4.5.1 К готовой продукции относится часть МПЗ предприятия,предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственногопроцесса, законченная обработкой (комплектацией).
Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе пополной фактической производственной себестоимости, включающей затраты,связанные с использованием сырья, материалов, топлива, энергии, трудовыхресурсов, а также других затрат на производство продукции.
Учет выпуска готовой продукции ведется на счете учетаготовой продукции без использования счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)”.
4.5.2 Товары, приобретенные для перепродажи в системеоптовой торговли, оцениваются по покупным ценам.
4.6. Учет затрат на производство.
4.6.1 Учет затрат основного производства ведется на счете 20“Основное производство”.
Полуфабрикаты собственного производства учитываются наотдельном счете 21.
4.6.2 Учет, обусловленных процессом организации обслуживанияи управления производством, осуществляется на счете 26 “Общехозяйственныерасходы”.
Расходы, собранные на счете 26, подлежат списанию в концеотчетного периода, в дебет счета 90 “Продажи” субсчет “Управленческие расходы”.
4.6.3 Незавершенное производство оценивается в бухгалтерскомучете по фактической себестоимости.
4.6.4 Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ,услуг списывается на счет 90 “Продажи” субсчет “Себестоимость продаж” насоответствующий субсчет по видам деятельности Общества.
4.7. Учет расходов будущих периодов.
Расходы будущих периодов подлежат отнесению на издержки производстваили обращения в течение срока, к которому они относятся.
4.8. Учет резервов.
В предприятии не создается резервов предстоящих расходов иплатежей о оценочных резервов.
4.9. Доходы и финансовые результаты предприятия.
Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности,считаются прочими поступлениями (операционными и внереализационными).
4.9.1 Сумма полученной чистой прибыли за отчетный годотражается в учете на счете 84 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)” ираспределяется решением собрания акционеров на выплату дивидендов или погашениеубытков прошлых лет.
5. Организация внутреннего контроля на предприятии
5.1 Организация внутреннего контроля регулируется Положениемо внутрихозяйственном контроле, утвержденным приказом Генерального директора №55 от 23 июля 2001г.
Главный бухгалтер Р.А. Нигматуллина
Общая характеристика
МУП “Сарманай”г. Уфа, находящееся по адресу 450078, г. Уфа,ул. Ахметова — 71, является муниципальным унитарным предприятием, котороеуспешно развивает два направления обслуживания населения – торговлю иорганизацию общественного питания. В его структуру сегодня входят комбинатшкольного питания и магазин кулинарии “Скатерть-самобранка”.
А для любителей перекусить открыто шесть буфетов, в которыхвсегда есть в большом ассортименте выпечка, соки. Готовят повара на славу!Могут полакомиться изделиями мастеров МУП “Сарманай” и взрослые. В 2005 годубыл открыт магазин кулинарии “Скатерть-самобранка”, который не только позволилфинансово поддержать комбинат школьного питания, но и стал прекрасным подаркомдля жителей города Уфы. Богатый ассортимент, всегда свежие продукты привлекаютсюда многих: пироги, торты, пирожные, вторые блюда, салаты приготовленныекулинарами и кондитерами предприятия, идут нарасхват покупателей, привлекает икачество, и оформление продукции, и высокая культура обслуживания персоналамагазина “Скатерть-самобранка”.
Стабильный рост всех остальных показателей деятельности МУП“Сарманай” — результат умелой организации производства и торговли,эффективности маркетинга, целенаправленной работы по формированию коллектива,умеющего и желающего работать по новому. В прошедшем году при выручке 41,5 млн.рублей прибыль предприятия составила 3,2 млн. рублей. Это дала возможностьувеличить заработную плату работникам предприятия и продолжить активную работупо развитию предприятия.
Коллектив МУП молодой не только по возрасту, но и по духу.Предприятие постоянно участвует в спартакиадах работников и постоянно лидирует.Так в минувшем году в зимней спартакиаде работников торговых предприятий,команда МУП “Сарманай” вновь завоевала первое место. Спортивные успехи отражаютне только сплоченность, физическую подготовленность работников предприятия, ноих общую целеустремленность, волю к победе. Такой настрой – залог успехов втруде, бизнесе и в жизни.
Предприятие работает эффективно, рентабельно, планомерноукрепляя и развивая и материально техническую базу, и традиции трудовогоколлектива.
Директор предприятия особое внимание уделяет стилю работыколлектива, добиваясь неукоснительно соблюдения каждым сотрудником главногопринципа работы в сфере торговли и организации общественного питания: твой труддолжен приносить людям пользу и радость. Такой подход к делу позволил МУП“Сарманай” за короткий срок добиться больших успехов в обслуживании населения.В 2005 году была проведена реконструкция комбината школьного питания с полнойзаменой оборудования на новое.
Вот например, о модернизации числящегося в учете компьютера.Из акта технического осмотра и ведомости дефектов следует, что требуется заменапроцессора с одновременной заменой и материнской платы, которая несоответствует новой модификации процессора. Оценочная стоимость старойматеринской платы — 350 руб. В ходе модернизации установлен дисковод для лазерныхдисков. Все необходимые составляющие для модернизации приобретены организациейчерез подотчетное лицо. По представленным подотчетным лицом первичнымдокументам стоимость процессора составила 11 387 руб. (в том числе 1737 руб.НДС), новой материнской платы — 1622,5 руб. (в том числе 247.5 руб. НДС).Стоимость услуг по модернизации и установке с НДС составила 2360 руб.
На первичных документов, принятых к учету, делаютсяследующие бухгалтерские записи:
а) Д-т сч.10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующиеизделия, конструкции и детали» — Кредит сч.91 «Прочие доходы ирасходы» — 350 руб. — сумма принятой к учету материнской платы по текущейрыночной стоимости;
б) Д-т сч.10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующиеизделия, конструкции и детали» — Кредит сч.71 «Расчеты с подотчетнымилицами» — 13 650 руб. — стоимость приобретенного процессора, новойматеринской платы и лазерного дисковода за счет подотчетных сумм (без НДС);
Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость поприобретенным ценностям» — Кредит сч.71 «Расчеты с подотчетнымилицами» — 2457 руб. — на сумму НДС по приобретенным ценностям;
в) Д-т сч.08 «Вложения во внеоборотные активы» — 2000 руб., Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретеннымценностям» — 360 руб. — Кредит сч.60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» — 2360 руб. — стоимость услуг сторонней организации (в томчисле НДС);
Д-т сч.01 «Основные средства» — К-т сч.08«Вложения во внеоборотные активы» — 15 650 руб. — отражена дооценкакомпьютера на сумму затрат по модернизации.