Курсовая работа
Попредмету: Финансы
Натему: Специфика аудиторского контроля
аудиторскийконтроль проверка аудит
Содержание
Введение
1. История аудита
1.2Аудит: понятие, сущность и виды
1.3Аудиторская проверка, как средствоаудиторского контроля
1.4Результат аудиторского контроля –аудиторское заключение
1.5Специфика аудиторского контроля:отличие аудиторского контроля от иных видов экономического контроля
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В представленной курсовойработе будет исследована тема – «Специфика аудиторского контроля», актуальностькоторой объясняется тем, что аудиторский контроль способствует осуществлению хозяйственныхопераций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональноеиспользование ресурсов, предупреждая и снижая риск хозяйственной деятельности.
Объект исследования – аудиторскийконтроль и его специфика.
Цель исследования – спецификааудиторского контроля с точки зрения современного законодательства Российской Федерации.Реализация этой цели предполагает решение комплекса следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить правовые основыосуществления аудиторского контроля в России.
2. Определить сущность аудита,ознакомится с научными классификациями аудиторских проверок.
3. Изучить аудиторское заключение,как результат аудиторского контроля.
4. Определить спецификуаудиторского контроля, выявить отличия аудиторского контроля от ревизии, налоговогоконтроля, государственного контроля, найти отличие от судебно-бухгалтерской экспертизы.
5. Обобщить полученный материали сведения в представленной работе.
С учетом поставленной целии задач методологическую основу исследования составил комплекс следующих приемов:исторический метод, всеобщие методы познания (диалектический метод); общенаучныесредства (сравнительно-правовой метод, системный метод, метод формально-логическогоисследования); частно-научные средства (метод сравнительного изучения), в том числеспециально-юридические средства (формально-юридический метод, методы сравнительногоправоведения).
Основу настоящего исследованиясоставили труды следующих исследователей: Кочинев Ю.Ю. Аудит: теория и практика.4-е изд., обновленное и дополненное.- СПб.: Питер, 2009, Шеремет А.Д., Суйц В.П.Аудит: учебник. 5-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005., Шиленко С.И. Основыаудита: учебник / С.И. Шиленко, Р.В. Шеин, Е.В. Колосова.- М.: КНОРУС, 2009, БарышниковП. Организация и методика проведения общего аудита. / П. Барышников. – М.: ИИД Филинъ,2005, Лабынцев Н.Т. Аудит: теория и практика: учебное пособие / Н.Т. Лабынцев, О.В.Ковалева. – М.: ПРИОР, 2006, Подольский В.И. Аудит: учебник для вузов. / В.И. Подольский,А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 и другие законодательнойосновой работы выступают – Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».
Поставленные цели и задачиобусловили структуру курсовой работы — введение, основная часть, заключение и списокиспользованной литературы. Основная часть содержит 2 главы, в первой главе два параграфа,первый посвящен истории развития аудита, во втором раскрывается сущность и видыаудита, вторая глава состоит из 3 параграфов, в первом рассматривается аудиторскаяпроверка как средство аудиторского контроля, во втором параграфе исследуется аудиторскоезаключения как формы выражения аудиторского контроля последний параграф посвященвыявлению специфики аудиторского контроля, его отличии от иных видов экономическогоконтроля.
1. История аудита
В современном пониманииаудит начал формироваться в середине XIX века в Англии в период развития рыночныхотношений. Становление капитализма сопровождалось массовым банкротством компаний,основной причиной которого были не объективные экономические причины, а недобросовестностьи злоупотребления управляющих компаниями. Соответственно у разоренных акционеровпоявилась потребность в защите, а у потенциальных инвесторов и существующих акционеров— в достоверной информации о состоянии дел и компаниях.
В середине XX века группавидных бухгалтеров Шотландии создала профессиональное объединение, целью которогобыла проверка любых представленных ему бухгалтерских отчетов. Задача аудита состоялав детальной проверке финансово-хозяйственной деятельности компаний. Особую заинтересованностьв результатах аудиторской деятельности проявляли собственники, для которых былавысока вероятность потери капитала из-за недобросовестности управляющих.
Законодательно аудит былоформлен позже: с 1844 г. в Англии вышел ряд законов, предусматривающих проверкунезависимыми бухгалтерами бухгалтерских счетов и отчетов перед акционерами. Затембыли приняты законы об обязательном аудите и в других странах
В Россииаудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появились сравнительнонедавно в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Попыткисоздать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но всеони закончились провалом.
Четвертая попытка, предпринятаяв конце 80-х годов, оказалась, как нам представляется, наиболее успешной. Первыйтолчок к появлению аудиторских фирм дало образование в СССР совместных предприятий(СП). Для этих предприятий аудиторская проверка стала обязательной для подтверждениягодовых отчетов. В 1987г. на основе постановления СМ СССР в нашей стране была созданапервая хозрасчетная фирма «Акционерное общество «Инаудит». Эта фирма занималасьаудиторскими проверками, консультированием СП по налогообложению, по различным правовымвопросам и др. [20, 54].
В настоящее время в Россиисоздано и успешно функционирует более трех тыс. аудиторских фирм.
Кроме аудиторских фирм аудитомв России занимаются и частнопрактикующие аудиторы.
Предпосылками возникновенияаудита являются: 1) возможность формирования необъективной информации со стороныадминистрации; 2)зависимость последствий принятых инвестором решений от качестваинформации о финансовом состоянии субъекта; 3) необходимость определенных знанийдля прочтения информации; 4) отсутствие у пользователя отчетной информации доступак материалам, необходимым для оценки ее качества [9, 70].
1.2Аудит: понятие,сущность и виды
В соответствии с ФЗ «Обаудиторской деятельности» Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой)отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность,предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерскомучете» или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, атакже аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законамиили изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Результатом аудита является выражение мненияо достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствиипорядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Другимисловами, аудитор должен дать объективную оценку достоверности, полноты и точностиотражения в отчетности активов, обязательств, собственных средств и финансовых результатовдеятельности за определенный период, проверки соответствия принятой на предприятииучетной политики законодательству и нормативным актам и ее соблюдение.
Под достоверностью в аудите понимают степеньточности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователюэтой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственнойдеятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиесяна этих выводах обоснованные решения [6, 146].
Аудиторский контроль какв западных странах рыночной экономики, так и Российской Федерации подразделяетсяна внешний и внутренний.
Основное отличие заключаетсяв том, кем осуществляется аудит.
Внешний аудит осуществляетсявнешними, независимыми аудиторами, аудиторскими фирмами на основе заключенных сорганизациями договоров.
Внутренний аудит осуществляетсяспециальной службой организации или ее работниками, непосредственно подчиненнымируководству хозяйствующего субъекта.
Отличительной особенностьювнешнего аудита является еще и то, что аудиторы, проводящие проверку, не имеют напроверяемом экономическом субъекте никаких интересов – не являются учредителями,собственниками, акционерами, руководителями и другими должностными лицами проверяемогоэкономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение требований к бухгалтерской(финансовой) отчетности, а также не состоят в родстве с руководством организациии не связаны с ним служебными отношениями.
Также внешняя аудиторскаяпроверка не может проводиться аудиторскими фирмами в отношении экономических проверяемыхсубъектов, которые являются их учредителями, филиалами, представительствами, либооказывающими данному субъекту услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского учетаи составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Внешний аудит проводитсяс целью установления состояния финансово-хозяйственной деятельности и выражениямнения о достоверности годовой финансовой отчетности проверяемого экономическогосубъекта. Но также может быть проведен (согласно договору) с целью разработки различногорода рекомендаций по улучшению постановки бухгалтерского учета, оптимизации финансовыхпланов, налогооблагаемых баз, организации и управления деятельностью проверяемогосубъекта и его сегментов.
Внутренний аудит — независимаядеятельность в организации по проверке ее работы в ее интересах, и представляетсобой часть внутрихозяйственного контроля. Внутренний контроль необходим для предотвращениянерационального расхода, потерь и хищений материальных и денежных ресурсов организации,своевременного предупреждения и разработки рекомендаций по выходу из финансовыхтрудностей. Внутренний аудит – это постоянный контроль за эффективностью осуществленияуправления деятельностью организации и ее структурных подразделений. Цель внутреннегоаудита – помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции [5, 21].
Потребность во внутреннемаудите в первую очередь возникает в крупных компаниях, где руководство не в силахосуществлять постоянный контроль деятельности организации и ее структурных подразделений[16, 69].
Основные функции внутреннегоаудита:
1. Проверка действующейсистемы бухгалтерского учета, внутреннего контроля и разработка рекомендаций поих улучшению;
2. Проверка оперативнойи бухгалтерской информации;
3. Проверка наличия имущества,его состояния и обеспечения условий сохранности;
4. Проверка соблюдения законови других нормативных актов, а также требований учетной политики, решений руководства,инструкций;
5. Разработка мер и предложенийпо устранению выявленных недостатков;
6. Проверка деятельностиразличных звеньев управления;
7. Расследование случаевзлоупотреблений;
8. Оценка используемогопрограммного средства;
9. Работа над специальнымипроектами и другие.
Функции внутреннего аудитамогут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате хозяйствующегосубъекта, ревизионные комиссии или ревизоры, привлекаемые для целей внутреннегоаудита, сторонние организации и (или) внешние аудиторы.
Объективность внутреннегоаудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономическогосубъекта, т.к. внутренний аудит подчиняется и представляет отчеты, назначившемуего руководству и (или) собственнику.
Наличие службы внутреннегоаудита в организации повышает степень доверия к отчетности клиента со стороны внешнихаудиторов. Они при планировании проверки изучают работу внутренних аудиторов, оцениваютеё и принимают решение об использовании её результатов и порядке взаимодействиясо службами внутреннего аудита [14, 387].
Аудит также подразделяютна первоначальный и периодический (согласованный, повторяющийся).
Первоначальный аудит означаетпроведение аудитором или аудиторской фирмой проверки в данной организации впервые.
Периодический аудит осуществляетсяв данной организации одной аудиторской фирмой (аудитором) при повторных договорныхотношения [13, 98]. Некоторые виды аудита называются управленческим или производственнымаудитом. Основной их задачей является проверка и совершенствование организации иуправления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценкаэффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональностииспользования средств, их экономии.
Управленческий аудит, выполняемыйнезависимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг в помощьклиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижениянамеченных целей.
Достаточно близок к управленческомуаудиту аудит хозяйственной деятельности, который заключается в систематическом анализедеятельности организации, проводимом для определенных целей. Также этот вид аудитаназывают аудитом эффективности работы или административного управления и организации.При аудите хозяйственной деятельности предполагается, что аудитор должен провестиобъективное обследование и сделать всесторонний анализ определенных видов деятельности[15, 86]. Проведение аудита хозяйственной деятельности может осуществляться какпо заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственныхорганов.
Аудит на соответствие требованиямзаключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъектав целях установления ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам.Если такие условия установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляетсясотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутреннего аудита. Если условияустанавливаются кредиторами, то, поскольку они часто связаны с финансовыми отчетамикомпании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.
Аудит финансовой отчетностии специальный аудит заключается в проверке отчетности субъекта с целью дачи заключенияо правильности ее составления в соответствии с установленными критериями и общепринятымиправилами бухгалтерского учета. Этот вид аудита проводится сторонними аудиторами,нанятыми компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетностипубликуются и рассылаются широкому кругу пользователей – владельца акций, кредиторам,органам государственного регулирования и др.
Специальный аудит направленна проверку конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюденияопределенных процедур, норм и правил. Обычно имеет целью подтвердить законность,добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составленияналоговой отчетности, использования фондов. налоговый аудит — проверка правильностивзаимоотношений организации с налоговыми органами по уплате налогов и др. обязательныхплатежей [9, 74].
Обязательный и добровольныйаудит. Обязательный аудит регламентируется государством. В соответствии с ФЗ «Обаудиторской деятельности» Обязательный аудит проводится в случаях, если:
1) организация имеет организационно-правовуюформу открытого акционерного общества;
2) организация являетсякредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществомвзаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственнымвнебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольныеотчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки от продажипродукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственныхкооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конецгода, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальныхунитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показателимогут быть снижены;
4) в иных случаях, установленныхфедеральными законами.
Обязательный аудит бухгалтерской(финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращениюна торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг,иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций,в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляетне менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а такжеконсолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.
добровольный аудит проводитсяпо решению клиентов. Основная цель – выявить недостатки в ведении бухгалтерскогоучета, составлении отчетности, в налогообложении, в проведении анализа фин. состояния,а так же оказание помощи в организации бухгалтерского учета и отчетности, подготовкак обязательному аудиту.
Добровольный аудит можнопроводить в качестве подготовки и проведения обязательного аудита [10, 154].
С точки зрения экономическихсубъектов аудит подразделяется на:
• общий аудит (предприятияи их объединения независимо от организационно-правовых форм и видов собственности,организации, учреждения);
• банковскийаудит;
• аудит страховых организаций;
• аудит бирж;
• аудит внебюджетных фондов;
• аудит инвестиционных институтов[12, 286].
В литературе приводятсяи другие виды аудиторского контроля.
1.3 Аудиторскаяпроверка, как средство аудиторского контроля
Аудиторская проверка – этоосновное направление деятельности аудиторов и аудиторских фирм и основное средствоаудиторского контроля. Инструментами аудиторской проверки (контроля) являются двегруппы методов: это методы фактической проверки и методы документальной проверки.К основным методам фактической проверки относятся: осмотр; обследование; инвентаризация;контрольный запуск сырья и материалов в производство; лабораторный анализ качестваматериалов, товаров, сырья и готовой продукции; экспертная оценка; опрос; проверкаобъемов выполненных работ.
1. Осмотру подвергают территорию,места хранения материальных активов, документов, производственное, торговое оборудование,готовую продукцию, контрольно-кассовые машины. В процессе осмотра могут быть обнаруженыдоказательства, свидетельствующие о различных нарушениях.
2. Обследование представляетсобой как бы продолжение осмотра, но с одновременным ознакомлением с документамикак нормативными, так и оправдательными; с получением объяснений от ответственныхлиц. Эффективные результаты дает обследование при проверках технологии производствапродукции в цехах, порядка приема, хранения, отпуска и реализации товаров.
3. Инвентаризация. Основнымицелями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставлениефактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полнотыотражения в учете обязательств. Инвентаризация является наиболее эффективным методомфактической проверки достоверности показателей баланса.
4. Контрольный запуск сырьяи материалов в производство применяют в тех случаях, когда необходимо установитьфактический расход сырья или материалов на производстве, выход полуфабрикатов, готовойпродукции, количество отходов. Применяют его и для проверки действующих или ранеедействовавших на предприятии норм расхода сырья и материалов, технологического процесса,производительности станков и оборудования и т.п.
5. Лабораторный анализ качестваматериалов, товаров, сырья и готовой продукции. Использование метода дает возможностьконтролировать качество поступающих материалов, товаров, сырья, готовой продукциии полуфабрикатов; позволяет выявить факты использования некондиционного сырья, несоблюдениенорм расхода. Эти и другие факты могут свидетельствовать, например, о нарушениитехнологического режима, установленных норм.
6. Изъятие проб (образцов)для лабораторного анализа – должно производиться в строгом соответствии со специальнымиинструкциями о порядке инспектирования предприятий определенных отраслей народногохозяйства.
7. Экспертная оценка объектовпроверки бывает, необходима при исследовании специальных вопросов. Эксперт — этоне состоящий в штате данной аудиторской организации специалист, имеющий достаточныезнания и опыт в определенной области (по какому вопросу), отличной от бухучета иаудита, и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой области.
8. Опрос. Аудиторам предоставленыправа получать необходимые разъяснения и дополнительные сведения, а также необходимуюинформацию от третьих лиц (по письменному запросу). Следовательно, к получению подобныхобъяснений и справок от должностных лиц прибегают в тех случаях, когда необходимоустановить достоверность фактов в процессе проверки, реальность хозяйственной операции,достоверность данных, отраженных в документах. Опрос можно делать устно или письменно.Объяснения справочного характера не фиксируют, но для выяснения достоверности фактаможно предложить работникам предприятия дать объяснения в письменной форме.
9. Проверка объемов выполненныхработ. С помощью обмера проверяют: соответствие характера, количества и стоимостивыполненных работ тем, которые указаны в актах приемки и нарядах, а также в проектахи смете; соответствие выполненных работ составу работ, предусмотренных сметныминормами, на основании которых составлены применяемые при расчетах единичные расценки,калькуляции и прейскурантные цены; законченность объектов, конструктивных элементов,этапов и видов работ или их частей [23, 94].
Вторая группа – методы документальнойпроверки подразделяются на методы формальной проверки и методы проверки реальностиотраженных в документах обстоятельств. Методы формальной проверки документов:
1. Проверка соблюдения правилсоставления и оформления документов – от этого зависит объективность последующейинформации, так как первичные документы являются основанием для записи в регистрыбухучета. Именно поэтому обращают внимание на соблюдение правил по оформлению.
2. Сопоставление учетныхи отчетных показателей с установленными нормативами (нормативная проверка) – позволяетвыявить: завышение (занижение) себестоимости продукции (работ, услуг); занижениеразмера удержаний из заработной платы, в том числе подоходного налога; занижениеразмеров отчислений во внебюджетные фонды; ошибки в применении норм естественнойубыли товаров; в исчислении и уплате налога на добавленную стоимость и других налогов.В ходе аудиторских проверок учитываются ограничения, установленные правительственнымии ведомственными актами.
3. Проверка соответствияотраженных в документах операций установленным правилам — дает возможность выяснитьправомерность разнообразных хозяйственных операций, с ее помощью можно выяснить,например, выплату зарплаты другому лицу без предъявления доверенности и т.п. Счетныйконтроль позволяет выяснить правильность сделанных в документах, в бухгалтерскихрегистрах в формах отчетности вычислений (правильность таксировки, подсчета переходящихостатков ценностей, подсчета итогов и т.п.). Часто к этому методу прибегают дляпроверки правильности подсчета итогов в горизонтальных и вертикальных графах расчетно-платежныхведомостей [17, 65].
К методам проверки реальностиотраженных в документах обстоятельств, как правило, относятся следующие приемы иметоды контроля:
1. Сопоставление данныхдокументов, отражающих операции с данными документов, которые явились основаниемдля этих операций. Например, можно выявить несоответствие суммы начисленной зарплатысотруднику, указанной в расчетно-платежной ведомости данным табеля выхода на работу
2. Проверка записей в регистрахбухгалтерского учета и в формах отчетности позволяет определить достоверность иточность отчетных данных — первостепенное требование к бухгалтерской отчетности.Система отчетных показателей должна соответствовать записям в бухгалтерские регистры,которые в свою очередь обосновываются первичными и иными документами.
3. Сканирование — просмотропераций для выявления нетипичных.
4. Встречная проверка особенноэффективна при изучении операций, связанных с получением товаров, денежных и другихсредств в одной организации и отпуском их другой. Этот метод состоит в сопоставленииразличных экземпляров одного и того же документа. Экземпляры соответствующих документовмогут находиться в бухгалтериях разных организаций. Цель такого сопоставления —установить тождество всех экземпляров одного и того же документа. Например, в аудиторскойпрактике были такие случаи, когда подлинная накладная (или ее копия) заменяласьподложной, причем по реквизитам, дате, номерам и даже итоговой сумме она не отличаласьот подлинной накладной, однако два экземпляра одной накладной содержали значительныерасхождения в наименованиях ценностей, их количестве и ценах.
5. Взаимная проверка являетсяразновидностью встречной проверки, она проводится по взаимосвязанным операциям водной организации.
6. Контрольное сличение.Пользуясь контрольным сличением, можно выяснить, не было ли приписок в инвентаризационныхведомостях, не было ли завоза товаров и других ценностей без документов. Часто этотметод применяют при проверке складских товарных операций. Дополнение обобщенныхрезультатов контрольного сличения подобным изучением ежедневного движения ценностейс подсчетом их остатков на конец каждого дня позволит выявить расход этих ценностейза отдельные дни, превышающий сумму первоначального остатка и прихода. Такое положениеможет быть результатом различных причин. Например, необоснованного уменьшения остатковценностей на начало проверяемого периода, реализации неоприходованных ценностей,наличия бестоварных расходных документов и многого другого.
7. Восстановление натурально-стоимостногоучета – данный метод дает возможность конкретно анализировать движение ценностейпо каждому его виду в отдельности. Его сущность состоит в том, что на основе первичныхдокументов по приходу и расходу товарно-материальных ценностей полностью восстанавливаетсянатурально-стоимостный их учет. Этот прием может применяться в тех подразделениях,по которым натурально-стоимостный учет ценностей не ведется (например, в производствах),хотя все операции по их движению оформляются выпиской соответствующих документов.По данным этих документов, можно восстановить движение ценностей по их видам с выведениемостатков. С помощью этого приема может быть выявлено, что при отсутствии недостачили излишков в условиях ведения стоимостного учета фактически в подразделениях имеютсянедостача одного вида ценностей и излишки других, которые в стоимостном учете перекрывались[11, 173].
Входе проверки аудитор составляет рабочую документацию, подтверждающую объем и качествовыполняемой им работы. В ней содержится необходимая информация о клиенте, краткоеописание выполненной работы, метод проведения проверки (сплошной или выборочной),объем проверенной документации, замечания по результатам проверки, перечень непредставленныхк проверке первичных и других документов, нарушения действующего законодательства,а также мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков и рекомендациипо улучшению хозяйственно-финансовой деятельности клиента. В рабочих документахнаходят отражение система внутрихозяйственного контроля у клиента (с выделениемслабых и положительных сторон), программа аудита, и результаты аудита за прошлыйгод [3, 243].
Рабочиедокументы должны реально подтверждать, что аудит был спланирован, что собранныесвидетельства достоверны и заключение соответствует результатам осуществленной проверки.Подробности рабочего документа должны не расходиться с тем, что содержится в финансовойотчетности. Выводы, которые сделал аудитор должны носить четкий, недвусмысленныйхарактер, на основании этого составляется аудиторское заключение [4, 115].
1.4 Результатаудиторского контроля – аудиторское заключение
Результаты аудиторскогоконтроля (проверки) оформляются аудиторами в виде письменного заключения.
В аудиторской практике применяютсяследующие виды аудиторских заключений:
1. Аудиторское заключениес выражением безоговорочно положительного мнения
2. Модифицированное аудиторскоезаключение
2.1 С выражением положительногомнения с обращением внимания на определенные обстоятельства с целью привлечениявнимания к ним пользователей;
2.2 Положительное аудиторскоезаключение с оговоркой
2.3 Отрицательное аудиторскоезаключение
2.4 Аудиторское заключениес отказом от выражения мнения
Безоговорочно положительноеаудиторское заключение может быть выдано тогда, когда аудитор приходит к выводу,что финансовая отчётность даёт достоверное представление о финансовом положениии результатах деятельности аудируемого лица согласно установленным принципам и методамведения бухгалтерского учёта и подготовке отчётности в РФ.
Аудиторское заключение считаетсямодифицированным, если:
1) Возникли обстоятельства,которые не влияют на мнение аудитора, но описаны в аудиторском заключении для привлечениявнимания к данной ситуации пользователей отчётности. При этом данная ситуация должнабыть раскрыта в бухгалтерской финансовой отчетности;
2) Выявлены обстоятельства,которые влияют на мнение аудитора и могут привести к составлению мнения с оговоркой,отрицательного мнения или отказа от выражения мнения.
Существует две группы обстоятельств,которые могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности и соответственномнение аудитора:
1. Ограничение объёма работыаудитора;
2. Разногласия с руководствомаудируемого лица относительно учётной политики, методов её применения, адекватностираскрытия информации в отчётности.
Мнение с оговоркой аудиторвыражает, если в результате проверки он приходит к выводу, что нельзя выразить безоговорочноположительного мнения, а имеющиеся разногласия и ограничение объёма не настолькосущественны, чтобы выразить отрицательное мнение, или вообще отказаться от выражениямнения.
Аудитор может выразить модифицированноеаудиторское заключение в том случае, если существует хотя бы одно из перечисленныхобстоятельств. В зависимости от того, насколько серьезны обстоятельства, мнениеаудитора может быть с оговоркой, отрицательным или вообще аудитор выразит отказот выражения мнения о достоверности проверяемой им бухгалтерской финансовой отчетности.
Мнение с оговоркой выражаетсятогда, когда влияние разногласий с руководством или ограничение объема аудита ненастолько глубоки, чтобы выразить отрицательное мнение, или вообще отказаться отвыражения мнения. При выражении мнения с оговоркой применяется формулировка «заисключением влияния обстоятельств (перечисляются обстоятельства)».
Отказ от выражения мненияаудитор даёт тогда, когда ограничение объёма аудита на столько существенны, чтоне позволяют получить достаточные аудиторские доказательства.
Отрицательное мнение выражаетсятогда, когда разногласия с руководством существенны для финансовой отчетности ине достаточно сделать оговорку.
Если аудитор выражает мнениеотличное от безоговорочно положительного, то в аудиторском заключении он долженчетко описать причины и по возможности дать количественную характеристику их влияния.Обычно такая информация излагается в отдельной части, которая предшествует части,содержащей мнение аудитора.
Ограничение объема аудитаможет быть вызвано различными обстоятельствами. Оно может быть установлено аудируемымлицом или быть следствием объективных обстоятельств. Тогда аудитор должен провестиальтернативные процедуры, которые позволят собрать достаточное количество аудиторскихдоказательств.
В отдельных случаях приформулировке своего мнения аудитор может выявить обстоятельства, на которые необходимообратить внимание пользователей. Это может быть не соблюдением принципа непрерывностидеятельности, а также факторы значительной неопределенности в деятельности организации,которые после прояснения могут оказать существенное влияние на достоверность финансовойотчетности. При этом эти обстоятельства не должны влиять на мнение аудитора относительнодостоверности отчетности, а должны быть связаны с неуверенностью в оценки будущихсобытий [7, 81].
Часть выводов, не влияющихна мнение аудитора, обычно размещают после выражения мнения. Эти выводы содержатуказания на то, что описанные факты не являются основанием для включения оговоркив аудиторское заключение.
1.5Спецификааудиторского контроля: отличие аудиторского контроля от иных видовэкономического контроля
В Российской Федерации финансовыйконтроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторскойдеятельности. Кроме того, на уровне местного самоуправления осуществляется муниципальныйфинансовый контроль.
Основные функции государственногофинансового контроля включают: проверку правильности образования государственныхсредств, их сохранности и целевого использования; контроль правильности и эффективностииспользования кредитных ресурсов; осуществление обоснованности и правомерности действийкредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц;контроль государственного внутреннего и внешнего долга.
При выявлении нарушений,за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансовогоконтроля должны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.
Правом назначения провероксоответствующими органами пользуются Президент РФ, Государственная Дума и СоветФедерации Федерального Собрания РФ, Главное контрольное управление Президента РФ,федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительныеорганы — суды, прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности и налоговойполиции — в пределах их компетенции, руководители органов государственного финансовогоконтроля.
Федеральные органы государственнойвласти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственныеи унитарные организации должны осуществлять ведомственный контроль за законностьюрасходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой исвоевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетнымифондами, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильного веденияучета и др. [8, 53].
В отличии от государственногоконтроля аудит выполняет скорее роль советника, консультанта, помощника всех специалистов,занимающихся отработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудитор не толькооценивает достоверность финансовой отчетности предприятия, законность совершенныххозяйственных операций, но и помогать выявить допущенные ошибки, исправить их, атакже рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшеммаксимально избегать ошибок [22, 149].
Аудит отличается и от судебно-бухгалтерскойэкспертизы. Отличие состоит в том, что аудит — независимая проверка, а судебно-бухгалтерскаяэкспертиза осуществляется по решению судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерскойэкспертизы проявляется в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получениеисточника доказательств, в применении экспертных знаний в области бухгалтерскогоучета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.
Аудит существует независимоот наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела, в то время как судебно-бухгалтерскаяэкспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, посколькупредставляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).
Аудитор может быть привлеченв качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы.Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, как квалифицированный специалиств области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования,так как несет ответственность за обоснованность своих выводов. Уголовный кодексРоссийской Федерации не предусматривает никаких ограничений для аудиторов-специалистовв выполнении функций эксперта-бухгалтера [19, 214].
Аудит непосредственно связанс проведением ревизии на предприятии. Но вместе с тем вследствие развития методови форм экономического контроля между аудитом и ревизией существуют различия, в томчисле по правовым признакам, практическим задачам, результатам работы и др.
Отличие аудита от ревизииможно представить следующим образом: направленность деятельности в аудите: 1) оценкахозяйственной жизни организации, выявление недостатков, а деятельность ревизии направленана выявление и оценку недостатков для их искоренения. 2) аудит регулируется гражданскимправом на основе договоров, ревизия — административным правом на основе законов,инструкций, приказов вышестоящих органов государства. 3)в аудите управленческиесвязи горизонтальные, добровольные, а при ревизии — вертикальные, в порядке назначения.
4)задачи аудита — способствоватьукреплению платежеспособности, а задачами ревизии являются сохранение активов, профилактиказлоупотреблений. 5)в аудите оплачивает услуги клиент или заказчик, а при ревизииплатит государственный орган.
6) результаты аудиторскойпроверки: аудиторское заключение и рекомендации для клиента, результаты ревизии:акт ревизии, взыскания и указания [17, 134].
Рассмотрим отличие аудитаот проверок государственной налоговой инспекции по определенным признакам:
— по цели проведения: аудиторделает заключение относительно достоверности проверенной информации, направленноена уменьшение риска клиента и пользователей публичной отчетности. Налоговый инспекторделает проверку полноты и своевременности начисления и уплаты налогов, выполняетфискальную функцию государства;
— по практический задачам:аудит направлен на выявление имеющихся нарушений и ошибок, указывает пути их устранения,тем самым помогает клиенту избежать штрафов за неуплату платежей, предотвращаетухудшение финансового состояния клиента. Налоговый инспектор свои усилия направляетна взыскание неуплаченных налогов, пени за их просрочку и наложение штрафов, чемзначительно ухудшает финансовое состояние предприятия;
— по характеру отношений:аудитор действует на основании гражданского договора, отношения между аудитором(аудиторской фирмой) носят горизонтальный характер, базируются на независимости,доброжелательности, равноправии и подотчетности аудитора перед клиентом; налоговаяпроверка — это исполнительная деятельность; налоговый инспектор, выполняя волю государства,осуществляет проверку, при которой отношения между клиентом и инспектором характеризуютсявертикальными связями, которым не присущи доброжелательность и равенство сторонв отношениях;
— по затратам: услуги аудитаоплачивает клиент, включая затраты на оплату аудиторских услуг в валовые затратыи себестоимость продукции; оплата налоговой проверки осуществляется государственнымиорганами за счет бюджета;
— по ответственности: аудиторнесет ответственность перед клиентом и третьими лицами по нормам гражданского нрава,налоговый инспектор несет ответственность по нормам трудового права;
— по результатам: аудиторвыдает заключение относительно аудированой информации и отчет о проведенной работе,в котором подтверждает достоверность аудированой информации, дает рекомендации клиентуотносительно исправления ошибок, сохраняет в тайне информацию; инспектор составляетакт, где указывает выявленные нарушения относительно начисления и уплаты налогов,точно исчисляет сумму недоплаченных налогов, суммы пени и штрафов, информирует налоговыйорган, который назначил проверку, принимает меры относительно взыскания неуплаченныхналогов и наложенных взысканий. На практике такие расхождения в деятельности аудиторови налоговых инспекторов часто приводят к развитию антагонизма между людьми этихпрофессий [22, 158].
Заключение
Аудиторская деятельностьне подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемогов соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственнымиорганами и органами местного самоуправления.
Аудит, являетсяметодом осуществления независимого финансового контроля. Аудитор не только оцениваетдостоверность финансовой отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственныхопераций, но и помогать выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендуетпостроение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегатьошибок.
Наличие достоверной информациипозволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможностьоценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.
Проведение аудиторской проверкидаже в тех случаях, когда она не является обязательной, безусловно, имеет важноезначение.
На современном этапе развитияаудита в его результатах заинтересованы не только собственники и инвесторы, но исами экономические субъекты, нормальное развитие которых зачастую невозможно безпривлечения средств инвесторов, спонсоров и кредиторов. Для того чтобы привлечьфинансовые вложения, хозяйствующий субъект должен быть преуспевающим, его финансовая(бухгалтерская) отчетность должна вызывать доверие у потенциальных инвесторов икредиторов.
Список использованной литературы
1. Федеральный Закон«Об аудиторской деятельности» N 307-ФЗ от 30.12.2008.
2. Стандарты аудиторскойдеятельности. 34 федеральных правила. 2009, 437с.
3. Алборов Р.А. Аудитв организациях промышленности, торговли и АПК: Учебное пособие.- 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. – 464 с.
4. БарышниковП. Организация и методика проведения общего аудита. / П. Барышников. – М.: ИИД Филинъ,2005. – 264 с.
5. Бурцев В.В., Внутреннийаудит компании: вопросы организации и управления.// Финансовый менеджмент №4. 2003– 36 с.
6. БычковаС.М., Фомина Т.Ю. Практический аудит. 2009, 176с.
7. ГутцайтЕ.М. Аудит: концепция, проблемы, стандарты. — М.: Современная экономика и право,2000.- 159.
8. ИвановаЕ.Л. Контроль и ревизия. Конспект лекций. 2007, 160с.
9. КовальИ.Г. Аудит. Учебно-методическое пособие, 2004, 110с.
10. КочиневЮ.Ю. Аудит: теория и практика. 4-е изд., обновленное и дополненное.- СПб.: Питер,2009. – 387.
11. ЛабынцевН. Т., Ковалева О.В. Аудит: теория и практика: Учеб.пособие. -М.: ИздательствоПРИОР, 2000.- 254 c.
12. ЛабынцевН.Т. Аудит: теория и практика: учебное пособие / Н.Т. Лабынцев, О.В. Ковалева. –М.: ПРИОР, 2006. – 358 с.
13. НалетоваИ.А., Слободчикова Т.Е. Аудит. Учебное пособие, 2005,176 с.
14. ПодольскийВ.И. Аудит: учебник для вузов. / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 583 с.
15. СоколоваЕ.С. Аудит. Учебное пособие, МФПА, 2003, 97с.
16. Стандарты аудиторскойдеятельности. – М.: Издательство ПРИОР, 2002. – 320 с.
17. Суйц В.П., АхметбековА.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой: Учебник. – М.: ИНФРО-М,2002. – 556 с. – (Серия «Высшее образование»).
18. ТанковВ.А. Основы аудита. Вопросы и ответы. 2005, 72с.
19. ШереметА.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. 5-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005. — 265с.
20. ШешуковаТ.Г., Городилов М.А. Аудит: теория и практика применения международных стандартов:Учеб. пособие. — 2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 184 с.
21. ШешуковаТ.Г., Посохина А. В. Основы аудита и аудиторской деятельности: Учеб. пособие. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2001. – 197.
22. ШиленкоС.И. Основы аудита: учебник / С.И. Шиленко, Р.В. Шеин, Е.В. Колосова.- М.: КНОРУС,2009. – 367 с.
23. ЮдинаГ.А., Черных М.Н. Теоретические, организационно-правовые и методические основы аудита:Учебное пособие. — Красноярск: КрасГУ, 2005. — 112 с.