ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Учетно-статистическийфакультет
КафедраБухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности
Курсоваяработа
подиисциплине:«Бухгалтерский (управленческий)учет»
натему: “Современные методы учета и калькулирования неполнойограниченной себестоимости”
Выполнила студентка:
О.А. Мельникова
Группа: 524
№ зачетной книжки: 07ДБД 51211
Руководитель:
________________________
г. Москва, 2009 г.
Содержание
Введение
1. Современныеметоды учета затрат
2.Калькулирование по методу полной себестоимости
3.Калькулирование неполной ограниченной себестоимости
3.1Метод «директ-костинг»
3.2ABC – метод
3.3МетодTarget costing
3.4Система Jist-in-time
3.5Система «стандарт-кост
4.Практическая часть. Решение задачи (Вариант 12).
Заключение
Списокиспользованных источников
Введение
Несмотря на то, чтоинтерес к проблемам управленческого учета очевиден, далеко не всегда можнонаблюдать среди специалистов единое мнение о его сущности, роли, назначении иместе в системе управления предприятием, теории учета; разворачиваетсядискуссия о том, есть ли управленческий учет в России, если нет, то нужно ли икак его внедрять, если есть, то почему мы раньше его не замечали или неиспользовали такое понятие.
В настоящее время можновыделить различные варианты взаимосвязи финансового и управленческого учета.Для российского учета, уходящего корнями в советскую бухгалтерскую школу, гдеразделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий четко незафиксировано, характерен калькуляционный вариант. Операции управленческогоучета отражаются в общей системе бухгалтерских записей на соответствующихсинтетических счетах (основное производство, вспомогательное производство идр.), которые условно считаются относящимися к управленческому учету. Разграничениеданных бухгалтерского (финансового) учета и управленческого учета можетосуществляться на уровне аналитического учета.
В российской учетнойпрактике принято исчислять два вида фактической себестоимости — полную исокращенную.
В западном учете, вкотором реально выделяются подсистемы управленческого и финансового учета,различают автономную и интегрированную системы управленческого учета.
Вданной курсовой работе анализируются особенности применения эффективных системучета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).Приводятся конкретные примеры расчетов с использованием некоторых методов.
1. Современные методы учета затрат
Выборметода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)для конкретного хозяйствующего субъекта обусловливается многими факторами.Эффективность использования выбранного метода определяется степенью достиженияцелей, поставленных на этапе планирования производства. От правильного выбораварианта учета затрат в конечном счете зависит финансовый результатдеятельности организации. Рационально сформированная себестоимость по отдельнымподразделениям, по видам продукции и организации в целом позволяет приниматьверные управленческие решения, связанные с оптимизацией себестоимости.Выбранныйпредприятием вариант учета затрат и калькулирования себестоимости должен бытьзакреплен в учетной политике.
Западныйопыт в данной области не подвергается сомнению. Поэтому в настоящее времяроссийская система нормативного регулирования предусматривает, по крайней мере,два варианта организации учета затрат. Первый из них — традиционныйкалькуляционный вариант, при котором калькулируется полная фактическаяпроизводственная себестоимость. Второй вариант предполагает деление затрат напроизводственные (обусловленные ходом производственного процесса) и периодические(связанные с длительностью отчетного периода). Производственные в свою очередьподразделяются на прямые и косвенные производственные затраты. В концеотчетного периода косвенные производственные затраты подлежат распределению.Периодические затраты (условно-постоянные) не включаются в себестоимость, а списываютсяв конце отчетного периода на уменьшение выручки от продаж продукции (работ,услуг), что является признаком использования элементов системы»директ-костинг".
Впервыеразрешение применять такой вариант учета затрат появилось в 1991 г. в отношениималых предприятий. ПБУ 10/99 подтверждает возможность использования системы«директ-костинг»: коммерческие и управленческие расходы могутпризнаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услугполностью в отчетном году признания их в качестве расходов по обычным видамдеятельности (п. 9).
Крометого, в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности организаций в отношении затрат, собираемыхпо дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы», установлено, чтоуказанные расходы в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет счета90 «Продажи».
Сцелью проанализировать влияние выбранного метода (полной или сокращеннойсебестоимости, ABC-метод, таргет-костинг) учета затрат на величинусебестоимости единицы продукции и уровень прибыльности от продаж в качествепримера рассмотрим следующую модель бизнеса:
— на предприятии производится три продукта (А, В и С);
— выпуск продукции осуществляется на двух технологических линиях;
— продукт А выпускается на одной линии, а продукты В и С — на другой;
— обе линии находятся в одном цехе;
— лаборатория (одно из сервисных подразделений) работает в основном на линиюпродукта А;
— суммарная величина общепроизводственных расходов — 461 912 руб.;
— суммарная величина общехозяйственных расходов — 283 108 руб.;
— половина всех произведенных за отчетный период затрат материализовалась вготовой продукции, а вторая половина осталась в виде незавершенного производства;
— за отчетный период произведено по 10 тыс. единиц продукции каждогонаименования;
— вся произведенная продукция реализована.
Оценимрентабельность от продаж для каждого вида продукции.
2.Калькулирование по методу полной себестоимости
Первыйрасчет выполняется исходя из экспертного предположения, что заработная платаосновных производственных рабочих может служить корректной базой дляраспределения накладных затрат, т.е. накладные затраты будут распределенысогласно полной заработной плате с отчислениями от нее основныхпроизводственных рабочих. При этом осуществляется калькулирование по методуполной себестоимости (табл. 1).
При калькулированииполной себестоимости в течение отчетного периода прямые затраты собираются подебету калькуляционных счетов «Основное производство» и«Вспомогательные производства», а косвенные — по дебетусобирательно-распределительных счетов «Общепроизводственные расходы»и «Общехозяйственные расходы». В конце отчетного периода расходы,собранные на счетах косвенных расходов, в полной сумме списываются в дебеткалькуляционных счетов с одновременным распределением между объектамикалькуляции. В результате происходит закрытие собирательно-распределительныхсчетов, а на счетах основного и вспомогательного производств формируется полнаяфактическая себестоимость продукции. На себестоимость продаж без распределениямежду объектами калькуляции списываются только расходы на продажу (коммерческиерасходы). При исчислении сокращенной себестоимости общехозяйственные расходымогут не включаться с себестоимость объектов калькуляции, а в качествеусловно-постоянных списываться в дебет счета «Продажи».
Если готовая продукцияв текущем учете учитывается по плановой (нормативной) себестоимости, то еевыпуск может отражаться с использованием одноименного счета «Выпускпродукции», ведение которого носит рекомендательный характер. В течениеотчетного периода при выпуске продукции в учете делаются записи по кредитусчета «Выпуск продукции» и дебету счетов «Готоваяпродукция» или «Продажи» (если выполнены работы или оказаныуслуги) на сумму плановой (нормативной) себестоимости. В конце отчетногопериода после оценки незавершенного производства рассчитывается фактическаясебестоимость готовой продукции, которая отражается по кредиту счета «Основноепроизводство» и дебету счета «Выпуск продукции». Таким образом,и по дебету, и по кредиту счета «Выпуск продукции» фиксируется один итот же объем продукции, но в разной оценке. Сопоставлением оборотов выявляютсяотклонения, которые списываются со счета дополнительной или сторнировочнойзаписями.
/>
Подприбыльностью от продаж здесь и далее понимается отношение операционной прибылик выручке.
3.Калькулирование неполной ограниченной себестоимости
3.1Метод «директ-костинг»
Второйрасчет выполняется исходя из того же предположения в отношении базыраспределения для накладных расходов, но выбранный метод калькулирования — сокращенная себестоимость или «директ-костинг» (табл. 2).
Отметим,что данный вариант использования элементов системы «директ-костинг»организован в единой системе счетов, т.е. представляет собой вариант интеграциифинансового и управленческого учета. Базой его организации можно назватьклассификацию затрат на «затраты на продукт» и «затратыпериода», подробно рассмотренную ранее.
ПБУ10/99 подтверждает возможность использования системы«директ-костинг»: "… коммерческие и управленческие расходымогут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услугполностью в отчетном году признания их в качестве расходов по обычным видамдеятельности".
Главныйпринцип, положенный в основу системы «директ-костинг», — раздельныйучет переменных и постоянных затрат и признание постоянных затрат убыткамиотчетного периода.
Кважнейшим характеристикам системы «директ-костинг», раскрывающимданный принцип, следует отнести использование деления затрат на постоянные ипеременные для калькулирования себестоимости продуктов, оценки запасов ирасчета результатов деятельности.
Переменныезатраты меняются в зависимости от степени загрузки производственных мощностей,но в расчете на единицу продукции они являются постоянными. Постоянные затратыв сумме не связаны с уровнем деловой активности, но в расчете на единицупродукции они зависят от объема производства.
Однакобольшинство затрат относится к полупеременным (смешанным), которые в той илииной степени зависят от объема производства, и между этими затратами и объемамипроизводства существует слабая корреляционная зависимость.
/>
Схема1 — Реализация системы «директ-костинг» в системе счетовбухгалтерского учета
/>
Сравнительныерезультаты расчетов по двум методам представлены в табл. 3.
Таблица3
Оценкасебестоимости, прибыли и запасов при методах «директ-костинг» иполных затратПоказатели Калькулирование полной себестоимости Калькулирование неполной (сокращенной) себестоимости Себестоимость единицы продукции, руб.: А 61,0 56,2 В 71,0 63,5 С 18,8 16,9 Оценка запасов, руб. 1 508 210 1 366 656 Операционная прибыль, руб. 496 680 779 788 Прибыльность от продаж, % 14,14 22,2
Сравнениеполученных результатов позволяет заключить, что себестоимость единицыпродукции, исчисленная по методу «директ-костинг», ниже полнойсебестоимости (по продукции А — на 4,8 руб., по продукции В — на 7,5 руб., попродукции С — на 1,9 руб.). В результате при калькулировании неполнойсебестоимости оценка запасов на 141 554 руб. ниже, чем при методе учета полныхзатрат (1 508 210 — 1 366 656). Следовательно, себестоимость реализованнойпродукции оказывается ниже, прибыльность от продаж увеличивается на 7,8%.
Впроцессе калькулирования себестоимости возникает еще одна задача-распределениекосвенных затрат. При калькулировании полной себестоимости избежать этогоневозможно. И, даже если калькулируется ограниченная себестоимость с включениемтолько прямых затрат, может оказаться, что часть прямых затрат должна бытьраспределена, поскольку прямые (по экономической сути) затраты в силу спецификитехнологического процесса невозможно или нецелесообразно учитывать.
Вобщем виде схема косвенного распределения представлена на рис. 1.
/>
3.2ABC— метод
Системыучета — учет затрат по функциям (ABC-метод).
Предприятиям,выпускающим продукцию широкого ассортимента из одного исходного сырья,необходима информация о затратах на каждой стадии (функции) переработки. Этузадачу позволяет решить система учета по функциям (ABC-метод). Ее сущность — аккумулирование затрат по функциям.
Функциональныйучет затрат и результатов деятельности предприятия предназначен для определениястоимости и других характеристик изделий, работ, услуг в целом и в разрезе ихпотребителей на основе систематизации расходов по функциям и ресурсам,задействованным в производстве и сбыте продукции, снабжении, маркетинге,техническом обеспечении, обслуживании покупателей.
Вцелом ABC-метод следует рассматривать как инструментальное средство,позволяющее достаточно точно произвести оценку стоимости операций, процессов ирезультатов действий в разрезе видов продукции и услуг, а также групппоставщиков и каналов продаж.
МетодABC находит распространение на предприятиях США, Германии, Франции.
Воснове всех модификаций данной системы лежит принцип ликвидации избыточнойинформации для управления. Во-первых, в связи с минимизацией расходов нахранение и внутризаводскую транспортировку для менеджеров становятсянерелевантными учетные данные по всем стадиям движения материального потока.Во-вторых, прямое отнесение затрат на оплату труда основных производственныхрабочих также становится нерелевантным, поэтому данные затраты учитываются всоставе общепроизводственных расходов.
Болееточные и интересные результаты в области анализа характера и поведениякосвенных (накладных) затрат позволяет получить метод базовых показателей илиметод упрощенного ABC. Его суть составляет понятие локализации затрат по видампродукции. Алгоритм метода может быть представлен следующим образом.
Предположим,что на N видов продукции приходится некоторый общий объем накладных затрат S. Допустимтакже, что некоторый показатель B, значение которого взаимосвязано срассматриваемым видом затрат, принимается в качестве базы для локализациизатрат. В процессе производства измеряются значения базового показателя,соответствующие выпуску каждого отдельного вида продукции: B1, B2,..., BN. Приэтих условиях значение накладных затрат, приходящееся на k-й вид продукции,определяется по формуле:
Bk
Sk = -------------------
(B1 + B2 +...+Bn)S
Изприведенной формулы следует, что процедура локализации затрат предполагаетвыполнение, как минимум, двух видов дополнительных работ:
— предварительного анализа взаимосвязи локализуемого вида затрат с одним извыбранных базовых показателей;
— организации измерения и учета значений выбранного показателя для корректностипоследующего определения доли локализуемого вида накладных затрат, приходящейсяна тот или иной вид продукции.
Длялокализации накладных затрат сначала перераспределим общепроизводственныезатраты, считая, что общехозяйственные накладные затраты, как и прежде,распределяются согласно заработной плате основных производственных рабочих.Базой распределения весомых статей общепроизводственных накладных затратприняты следующие:
— заработная плата непроизводственных рабочих распределяется по заработной платеосновных производственных рабочих;
— затраты на содержание оборудования — по машинному времени;
— заработная плата цехового административно-управленческого персонала — по прямымрасходам.
Полученнаяпри таком распределении общепроизводственных накладных затрат прибыльность отпродаж представлена в табл. 4.
Уточнимрезультаты расчета, приняв, что:
— заработная плата административно-управленческого персонала (АУП) распределяетсяпропорционально объему реализации;
— содержание лаборатории целиком относится на линию по производству продукции А;
— услуги вспомогательных цехов распределяются пропорционально машинному времени.Соответствующие данные представлены в табл. 5.
/>
Таблица5
Прибыльность от продаж по методу базового показателя(локализация общепроизводственных и общехозяйственных затрат)
/>
/>
3.3Метод Target costing.
МетодTarget costing.Этот метод активно используется в Японии, США.
Следуетотметить, что объем продаж по видам продуктов на протяжении бюджетного периодапоказывает бюджет реализации (план продаж), на основе которого формируется планпроизводства. Он определяет виды и количество продуктов, которые должны бытьвыпущены, в том числе и новых (инновационных). Одной из важнейших задачуправления является модификация методологии учета затрат и калькулированиясебестоимости новых продуктов. Для решения этой задачи наиболее перспективноприменение системы «таргет-костинг» (target costing).
Система«таргет-костинг» — это целостная концепция управления, поддерживающаястратегию снижения затрат и реализующая функции планирования производства новыхпродуктов, превентивного контроля затрат и калькулирования целевойсебестоимости в соответствии с рыночными реалиями.
Идея,положенная в основу системы «таргет-костинг», может быть представленав виде следующей формулы ценообразования:
Себестоимость+ Прибыль = Цена,
котораяв системе «таргет-костинг» трансформировалась в равенство:
Цена- Прибыль = Себестоимость.
Этаформула позволяет получить инструмент превентивного контроля и экономии затратна стадии проектирования.
Система«таргет-костинг» в отличие от традиционных способов ценообразованияпредусматривает расчет себестоимости изделия исходя из предварительноустановленной цены реализации. Эта цена определяется с помощью маркетинговыхисследований, т.е. фактически является ожидаемой рыночной ценой продукта илиуслуги.
Дляопределения целевой себестоимости изделия (услуги) величина прибыли, которуюхочет получить фирма, вычитается из ожидаемой рыночной цены. Далее всеучастники производственного процесса — от менеджера до простого рабочего — трудятся над тем, чтобы спроектировать и изготовить изделие, соответствующеецелевой себестоимости.
Преимуществатакого подхода состоят в следующем. Во-первых, итеративный подход к разработкенового продукта обеспечивает поэтапное осмысление каждого нюанса, касающегосясебестоимости. Менеджеры и служащие, стремясь приблизиться к целевойсебестоимости, часто находят новые, нестандартные решения в ситуациях,требующих инновационного мышления. Во-вторых, необходимость постояннопридерживаться цели иметь конкретную себестоимость ограждает менеджеров отискушения применить более дорогостоящую технологию или материал, так как этонеизбежно приведет к новому витку перепроектирования продукта.
Такимобразом, весь производственный процесс, начиная с замысла нового продукта,приобретает инновационный характер, не выходя за рамки заранее установленныхзатратных ограничений. Схематическое изображение процесса управления по целевойсебестоимости («таргет-костинг») представлено на рис. 2.
/>
Рис.2. Процесс управления по целевой себестоимости («таргет-костинг»)
Содной стороны, правильно определить целевую себестоимость изделия или услугиневозможно без глубокого маркетингового исследования текущего состояния рынка иего перспектив. С другой стороны, приведение сметной себестоимости всоответствие с целевой себестоимостью предполагает наличие высокого уровняпрофессиональных знаний у менеджеров, проектировщиков и бухгалтеров — специалистов по управленческому учету.
Всеучастники процесса ценообразования преследуют одну цель — ликвидировать разницумежду сметной и целевой себестоимостью. Количественное вычисление величиныцелевого сокращения затрат осуществляется в четыре этапа:
— определение возможной цены реализации за единицу (элемент) рассматриваемойпродукции или услуги;
— исчисление целевой себестоимости продукции (за единицу и в целом);
— сравнение целевой и сметной себестоимости продукции для установления величинынеобходимого (целевого) сокращения затрат;
— перепроектирование продукта и одновременное внесение улучшений впроизводственный процесс для достижения целевого сокращения затрат.
Дляпримера используем модель бизнеса, представленную выше, и предположим, чтоперечень выпускаемой продукции будет расширен за счет разработки нового(инновационного) продукта D. Ниже приведены данные, необходимые для расчетов.
/>
Каквидно, ожидаемая рыночная цена за единицу продукции составляет 50 руб., ацелевая норма прибыли — 20%. Планируется ежегодно продавать 10 000 единицпродукции, и по предварительным подсчетам сметная себестоимостьзапланированного объема продаж составляет 475 000 руб. Целевая себестоимостьединицы продукции составляет 40 руб. (50 — 50 х 20%), а для запланированногогодового объема продаж — 400 000 руб. (40 х 10 000). Разница между сметной ицелевой себестоимостью составляет 55 000 руб. (455 000 — 400 000). Именно этусумму следует «сократить» любыми доступными средствами, не снижая приэтом качества продукции.
Такимобразом, в результате калькулирования неполной (сокращенной) себестоимости)себестоимость единицы по каждому из видов продукции А, В и С снижается. Оценказапасов на конец отчетного периода также заметно ниже. В связи с этимоперационная прибыль возрастает и прибыльность от продаж в целом по всемуобъему продукции увеличивается на 8,06%.
Приизменении уровня детализации и базы распределения накладных затрат получаютсяразличные оценки рентабельности отдельных подразделений или видов продукции. Внашем примере продукты по одному из основных показателей — прибыльности отпродаж — даже поменялись местами.
Вто же время, чем выше доля накладных затрат, тем больших изменений в оценкахприбыльности отдельных видов продукции можно ожидать в результатеперераспределения накладных расходов. В нашем примере уровень накладных затратпо данным табл. 1, 2, 4, 5 составил около 25% (745 021 / (2 271 400 + 745 021))от полной себестоимости продукции. Но даже такой уровень при разных подходах краспределению может дать диаметрально противоположные результаты. Тем не менееследует отметить, что не существует идеальной базы распределения накладныхзатрат, но возможна корректная база распределения для каждого предприятия. Впримерах не приводилось иного обоснования выбора баз распределения, кромелогического соответствия. Для неочевидных случаев используются формальныепроцедуры корреляционного анализа, позволяющие по статистическим данным устанавливатьсвязь вида накладных издержек с каким-либо из процессов или показателейбизнеса.
Взаключение заметим, что использование системы «таргет-костинг» при калькулированиисебестоимости новых (инновационных) продуктов, а также в сфере услуг особенноперспективно. Сутью данного метода является то, что функции маркетинга ипроектирования реализуются совместно, а на «выходе» системыполучается продукт, имеющий максимально отвечающие ожиданиям потребителейхарактеристики и наиболее вероятную цену реализации.«Таргет-костинг», в отличие от других методов учета затрат и калькулированиясебестоимости, поддерживает стратегию снижения затрат на стадии проектированияпродукта, т.е. является стратегическим, а не сугубо операционным инструментом.Будущее современного стратегического менеджмента невозможно без системыцелевого управления затратами. Практика работы ведущих компаний мира должнаубедить отечественных менеджеров в необходимости использования таргет-костингана предприятиях. Система организации управленческого учета должнаспособствовать как управлению затратами в целом, так и использованию методатаргет-костинга в частности.
Использованиев качестве основы предложенных в статье концептуальных основ формированияинтегрированной системы финансового и управленческого учета позволит фирмамполучать оперативно очень важную для управления информацию. А это особенноважно в условиях острой конкурентной борьбы.
1.5Система Jist-in-time.
СистемаJist-in-time. Данная система получила широкое распространение в Японии, США,Германии.
Воснове всех модификаций данной системы лежит принцип ликвидации избыточнойинформации для управления. Во-первых, в связи с минимизацией расходов нахранение и внутризаводскую транспортировку для менеджеров становятсянерелевантными учетные данные по всем стадиям движения материального потока.Во-вторых, прямое отнесение затрат на оплату труда основных производственныхрабочих также становится нерелевантным, поэтому данные затраты учитываются всоставе общепроизводственных расходов.
1.6Система «стандарт-кост»
Цельсистемы «стандарт-кост» — правильно и своевременно рассчитатьотклонения по элементам нормативных затрат, установить причину их возникновения,предотвратить (нейтрализовать) факторы, приведшие к неблагоприятнымотклонениям, и персонифицировать ответственность за отрицательные результаты.
Установлениепричин, вызвавших отклонения от нормативов, осуществляется с помощьюнеформализованного и формализованного способов.
Первыйпредполагает выявление таких причин, как использование некачественного сырья,нарушение технологии, простои и т.п., с помощью классификатора причин ивиновников отклонений. Коды проставляются в сигнальных документах и послерассортировки направляются менеджеру для принятия решения по рассогласованиюсистемы. Неформализованный способ характерен для нормативного учета.
Второйспособ предполагает построение и анализ жестко детерминированных факторныхмоделей. Формализованный способ характерен для системы«стандарт-кост», его результаты важны для мотивации, так как позволяютразграничить факторы на контролируемые и неконтролируемые.
Факторномуанализу подвергаются только прямые переменные затраты. Отклонения по постояннымрасходам оцениваются без детализации по причинам. Необходимо задаватьдопустимый диапазон отклонений для менеджеров (например, в процентах):
Процентотклонений = Отклонение / Нормативные затраты x 100%.
Отклоненияменее 5% считаются несущественными и не рассматриваются до тех пор, пока они неприобретут повторяющегося характера или не повлекут потенциальных отклонений вфункционировании бизнеса.
Отклоненияне бывают независимыми — благоприятное отклонение в одном центреответственности может приводить к неблагоприятным отклонениям в другом. Частопричинами отклонений являются устаревшие нормативы или неверное бюджетирование,а не выполнение самих работ.
Эффективностьсистемы «стандарт-кост» определяется качеством полученной информацииоб отклонениях, правильностью их вычисления.
Вотличие от отечественного нормативного метода учета затрат в системе«стандарт-кост» все выявленные отклонения от норм относятся не на себестоимость,а списываются на счет прибылей и убытков с указанием: в каком подразделении, покакой причине и чьей вине допущены эти отклонения. Общая сумма отклоненийделится на отдельные суммы, обусловленные влиянием различных факторов. Так,изменение материальных затрат в стоимостном выражении может быть связано сдвумя факторами: изменением потребления на единицу продукции либо изменениемстоимости материалов на рынке. Отклонение в части затрат на рабочую силу можетпроисходить как за счет изменения производительности труда, так и за счетизменения тарифной ставки его оплаты. Такой способ отражения отклоненийнемедленно показывает влияние качества хозяйствования в отдельных структурныхподразделениях на конечный результат работы всей организации. Тем самым более отчетливымстановится вклад каждого подразделения организации, включая управленческиеслужбы и отделы, в достижение рентабельной и высокоэффективной работы.
Помимоанализа причин, вызвавших изменение издержек, должен проводиться анализфактических объемов продаж, цен на продукцию, а также ассортимента.
Врезультате факторный анализ отклонений дает возможность определить влияние наприбыль организации самых разных факторов: от простоев и использования впроизводстве нестандартных материалов до снижения (увеличения) емкости рынка поконкретному продукту. Например, изменение цен на материалы может бытьследствием как неэффективной работы отдела снабжения, так и изменения условийна рынке ресурсов.
Необходимоучитывать, что эффективность использования такого анализа достигается лишь вслучае, когда он проводится по результатам отдельно взятых функциональныхподразделений (центров ответственности) организации. Расчет отклонений в целомпо хозяйствующему субъекту может использоваться лишь для получения общейкартины; с точки зрения управления возникшими отклонениями он малоинформативен.
Вцелях оперативного управления организацией важно, чтобы информация о возникшихотклонениях поступала максимально быстро. Это даст возможность использоватьвремя для принятия соответствующих мер и минимизировать убытки.
Наоснове проведенного факторного анализа отклонений должны вырабатываться мерыкорректирующего воздействия, направленные на уменьшение или исключениеотклонений в будущем.
4.Практическая часть. Решение задачи (Вариант – 12)
Постановка задачи:Предприятие выпускает продукцию одного наименование. Определите с помощьюметода «Директ-костинг» и метода калькулирования на основе полных затрат нижнийкраткосрочный и долгосрочный пределы ее цены, величину запасов готовойпродукции и значение прибыли от продаж, если известно следующее:
Показатель
Значение Объемы производства продукции, ед. 200 Прямые затраты материалов, руб. 6 400 Затраты на оплату труда основных производственных рабочих, руб. 12 160 Амортизация средств производства, руб. 800 Административные и коммерческие расходы, руб. 1 420 Цена реализации, руб. 115 Объем реализации продукции, ед. 150
Решение задачи: Длявыбора метода учета затрат на предприятии с целью повышения эффективностиработы предприятия необходимо произвести сравнительный анализ двух методов:«директ-костинг» и полных затрат.
Первый расчет выполнимкалькулированием по методу полной себестоимости (табл. 1).
Готовая продукциясоставляет 150 ед., незавершенное производство 50 ед..
Объем реализации = 150* 115 = 17 250 рублей
Таблица 1
Прибыльность от продажпо методу экспертной оценки при калькулировании полной себестоимости
Показатель
Значение
Итого затрат, в
том числе:
готовая продукция (75%), руб.
НЗП (25%), руб.
6400+12160+800+1420 = 20 780
15 585
5195 Себестоимость единицы продукции, руб.
15 585 / 200 = 77 ,92 Операционная прибыль, руб.
17 250 – 15 585 = 1 665 руб. Прибыльность от продаж, %
1 665 / 17250 = 9,652 %
Под прибыльностью отпродаж здесь и далее понимается отношение операционной прибыли к выручке.
Второй расчет выполняемисходя из тех же данных, но выбранный метод калькулирования – сокращеннаясебестоимость или «директ-костинг» (табл. 2).
Таблица 2
Прибыльность от продажпо методу экспертной оценки при калькулировании сокращенной себестоимости
Показатель
Значение
Объемы производства продукции, ед.
200
Прямые затраты материалов, руб.
6400
Затраты на оплату труда основных производственных рабочих, руб.
12160
Итого затрат, в
том числе:
готовая продукция (75%), руб.
НЗП (25%), руб.
18660
13995
4665
Себестоимость единицы продукции, руб.
13995/200 = 69,97 руб.
Операционная прибыль, руб.
17250-13995=3255
Общехозяйственные расходы, руб.
800+1420=2220
Прибыльность от продаж, %
3255/17250 = 18,86%
Сравнительныерезультаты расчетов по двум методам представлены в табл. 3
Таблица 3
Оценка себестоимости,прибыли и запасов при методах «директ-костинг» и полных затрат
Показатели
Калькулирование полной себестоимости
Калькулирование неполной (сокращенной) себестоимости
Себестоимость единицы продукции, руб.
77,92
69,97
Оценка запасов, руб.
5195
4665
Операционная прибыль, руб.
1665
3255
Прибыльность от продаж, %
9,65
18,86
Долгосрочный нижнийпредел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы минимально покрытьполные затраты на производство и сбыт товара; он равен полной себестоимостиизделий. В данной случае долгосрочный предел цwysравен 77,92 руб./ед.
Краткосрочный нижнийпредел цены ориентирован на цену, покрывающую лишь прямые (переменные) затраты;он равен себестоимости в части только прямых (переменных или производственных)затрат. DВ данном случаекраткосрочный нижний предел цены составляет 69,97 руб./чел.
Сравнение полученныхрезультатов позволяет заключить, что себестоимость единицы продукции,исчисленная по методу «директ-костинг», ниже полной себестоимости ( на 7,95 руб./ед.).В результате при калькулировании неполной себестоимости оценка запасов на 530руб. ниже, чем при методе учета полных затрат. Следовательно, себестоимостьреализованной продукции оказывается ниже, прибыльность от продаж увеличиваетсяна 9,21 %.
Заключение
В настоящее время можновыделить различные варианты взаимосвязи финансового и управленческого учета.Для российского учета, уходящего корнями в советскую бухгалтерскую школу, гдеразделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий четко незафиксировано, характерен калькуляционный вариант. Операции управленческогоучета отражаются в общей системе бухгалтерских записей на соответствующихсинтетических счетах (основное производство, вспомогательное производство идр.), которые условно считаются относящимися к управленческому учету. Разграничениеданных бухгалтерского (финансового) учета и управленческого учета можетосуществляться на уровне аналитического учета.
В российской учетнойпрактике принято исчислять два вида фактической себестоимости — полную исокращенную.
В западном учете, вкотором реально выделяются подсистемы управленческого и финансового учета,различают автономную и интегрированную системы управленческого учета.Существует множество способов: Метод «директ-костинг», ABC– метод, Метод Target costing, Система Jist-in-time, Система«стандарт-кост».
Выборметода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)для конкретного хозяйствующего субъекта обусловливается многими факторами.Эффективность использования выбранного метода определяется степенью достиженияцелей, поставленных на этапе планирования производства. От правильного выбораварианта учета затрат в конечном счете зависит финансовый результатдеятельности организации. Рационально сформированная себестоимость по отдельнымподразделениям, по видам продукции и организации в целом позволяет приниматьверные управленческие решения, связанные с оптимизацией себестоимости.Выбранныйпредприятием вариант учета затрат и калькулирования себестоимости должен бытьзакреплен в учетной политике.
Проанализировавпоставленную ситуацию в практической части курсовой работы, сравнив два методакалькуляции себестоимости: методомполной и «директ-костинга», пришла к выводу,что себестоимость единицы продукции, исчисленная по методу «директ-костинг»,ниже полной себестоимости ( на 7,95 руб./ед.). В результате при калькулированиинеполной себестоимости оценка запасов на 530 руб. ниже, чем при методе учетаполных затрат. Следовательно, себестоимость реализованной продукции оказываетсяниже, а прибыльность от продаж увеличивается на 9,21 %.
Списокиспользованных источников:
1. Федеральнымзаконом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от23.11.2009 N 261-ФЗ)
2. Положениепо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (в ред.Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 24.03.2000 N 31н, от 18.09.2006 N116н, от 26.03.2007 N 26н)
3. ПриказМинфина от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерскогоучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по егоприменению» (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н, от 18.09.2006 N115н)
4. Бухгалтерскийуправленческий учет: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон.специальностям / М.А. Вахрушина. — 6-е изд., испр. — М.: Омега-Л, 2007. — 570с.
5. АлександровО.А. Методологические основы управленческого анализа // Экономический анализ. — 2004. — N 8(23). — С. 35 — 38.
6. ВахрушинаМ.А. Управленческий анализ: Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Омега-Л, 2005. — 432 с.
7. ПоповаЛ.В. Управленческий учет и анализ с практическими примерами: Учебное пособие //Л.В. Попова, В.А. Константинов, И.А. Маслова, Е.Ю. Степанова. — М.: Дело исервис, 2006. — 224 с.
8. Методическиерекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированиюсебестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях(утв. Минсельхозом России от 06.06.2003 N 792).
9. «Аудиторскиеведомости», 2009, N 11, статья Л.А.Зимаковой, доцентБелгородский государственный университет
10. «Экономическийанализ: теория и практика», 2009, N 8, статья Н.А.Илюхиной,Старшийпреподаватель Орловского государственного института экономики и торговли