Содержание:
1. Экономическаяхарактеристика предприятия
2. Учётрасчётов с подотчётными лицами
2.1. Понятиехозяйственных, представительскиххи командировочныхх расходы
2.2. Отчётностьподотчётных лиц
2.3. Порядоквыдачи денег, возвращение расходов по командировкам
3. Тематическиеупражнения
4. Методическиеупражнения
4.1. Когдапроводится инвентаризация кассы?
4.2. Какотражаются излишки и недостача в кассе?
4.3. Вкаких регистрах бухгалтерского учёта отражаются операции по р/с?
4.4. Ктоможет быть подотчётным лицом организации?
4.5. Какимиспособами организация может вести строительство, в чём отличие бухгалтерскогоучёта этих способов?
4.6. Сущностьамортизации и способы её начисления?
4.7. Накаких счетах в бухгалтерском учёте учитываются расчеты по кредитам и займам?Как разрешаются споры по невозвращённым кредитам?
5. Выводыи предложения
6. Списокиспользуемой литературы
1. Экономическаяхарактеристика предприятия
Официальное полноенаименование Кооператива: Сельскохозяйственный производственный кооперативрайонного агропромышленного объединения «Согласие».
Сокращённоенаименование СПК РАО «Согласие».
Управление: сельскоехозяйство Пензенской области.
Адрес: 442868,Пензенская область, г. Сердобск, с. Пригородное ул. Колхозная 97.
Расстояние отцентральной усадьбы совхоза до ближайшей железнодорожной станции г. Сердобска 4 км.; до районного центра 2 км.; до областного центра 110 км. Состояние дорог, связывающих хозяйствос районами, и областным центром находится, в хорошем состояние и покрытаасфальтом.
Среднегодоваятемпература зоны деятельности хозяйства +4,30С. Норма годовыхосадков 502 мм.
Тип почв: чернозёмы ипойменные почвы.
Производственноенаправление хозяйства – животноводство.
Имеется благоустройствоцентральной усадьбы, жилые постройки, культурные центры, торговые точки.
Среднегодовоеколичество работников, работающих на СПК РАО «Согласие» — 228.
Земляявляется основным элементом национального богатства и главным средствомпроизводства в сельском хозяйстве. Поэтому рациональное использование земельныхресурсов имеет большое значение для развития национальной экономики. С нимтесно связаны объём производства сельскохозяйственной продукции и продовольственнаяпроблема.
2. Учёт расчётов сподотчётными лицами
В соответствии сПорядком ведения кассовых операций в Российской Федерацией выдача наличныхденег под отчет производится из касс организации. При временном отсутствии уорганизаций кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассираморганизации или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денегнепосредственно из кассы банка.
Выдача наличных денегпод отчет производится при условии полного отчета по ранее выданным данному подотчет лицу суммам.
Лица, получившиеналичные деньги под отчет, обязаны представлять в бухгалтерию организацииавансовый отчет об израсходованных суммах с приложением оправдательныхдокументов, вернуть неизрасходованные суммы или получить из кассыперерасходованные суммы. С 1января 2002года введена в действие форма авансовогоотчета №АО-1, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 1августа 2001года№55.
Неизрасходованныеналичные деньги, выданные под отчет, должны быть возвращены в кассу организациине позднее 3 дней по истечению срока, на который они были выданы, или со днявозвращения из командировки.
Учет расчетов сподотчетными лицами ведется на активно-пассивном счете 71 «Расчеты сподотчетными лицами».
Организации выдаютналичные деньги подотчет на операционные и хозяйственные расходы в размерах ина сроки, определяемые руководителями организации.
Выдача наличных денегпод отчет на командировочные расходы производится в пределах сумм, устанавливаемыхорганизацией. Нормы на командировочные расходы для целей исчисления налога наприбыль регламентируются постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002г, №93.Данным постановлением установлены нормы по оплате суточных 100 руб. закаждый день нахождения в командировке на территории РФ.
Командировочные расходыдля целей бухгалтерского учета включаются в издержки производства в фактическипроизведенном размере. В законе о налоге на доходы физических лиц установлено,что не облагаются данным налогом суточные в пределах норм, установленныхзаконодательно. В настоящее время такие нормы законодательно не установлены, ипоэтому с превышения суточных не надо начислять налог на доходы физических лиц.Такое решение было принято Высшим арбитражным судом РФ 26 января1995г.№16141/04.
НДС по расходам напроезд включается в состав налоговых вычетов в случае его выделения в проездномбилете. В настоящее время в проездных билетах (железнодорожных и авиа) НДС невыделяется, и включаться в состав налоговых вычетов не может, поэтому полнаястоимость билетов, включающая в себя и НДС, отражается в издержкахпроизводства. НДС по расходам на наем жилого помещения включается в составналоговых вычетов следующим образом: при наличии счета фактуры, выставленногона организацию, в котором выделен НДС; при наличии квитанции гостиницы (бланкстрогой отчетности по форме №3 Г) в которой выделена сумма НДС.
При заграничныхкомандировках работников организации выполняются следующие правила.
Затраты в иностраннойвалюте на заграничные командировки учитываются аналогично затратам по командировкамна территории Российской Федерации. Для целей исчисления налога на прибыльпостановлением Правительства от 8 февраля 2002г. №93 по заграничнымкомандировкам установлены нормы по суточным. Нормы установлены по каждой странев долларах США.
Работникам, направляемымв служебную командировку за границу, суточные выплачиваются за каждый деньпребывания в командировке. Суточные выплачиваются при проезде по территории РФ,включая день пересечения границы при въезде в РФ, в российской валюте; припроезде, включая день пересечения границы при выезде из РФ, и за времяпребывания на иностранной территории в иностранной валюте.
При направлении работникав загранкомандировку в две и более страны за день перемещения из страны встрану суточные выплачиваются в размере 100% по нормам и в валюте той страны,куда направляется командированный.
Организация вправе безограничений и специальных разрешений Банка России покупать иностранную валютуза рубли на внутреннем валютном рынке РФ для командировочных расходов.
Для получения иностраннойвалюты с валютного счета организация до убытия работников в зарубежнуюкомандировку представляет в банк заявление, в котором указывает номера и датыприказов по организации о командировании работников за границу. Командируемыеза границу работники организации получают валюту под отчет в кассе организации.
Расходы на заграничныекомандировки возмещаются работнику только на основании подтверждающихдокументов (счета, квитанции, проездные билеты).
При возвращении изкомандировки остаток неиспользованной валюты работник должен вернуть в кассуорганизации в валюте или рублях по курсу ЦБРФ на дату утверждения авансовогоотчета. Неизрасходованная во время командировки за границей иностранная валюта,возвращенная работником в кассу, сдается в банк на текущий валютный счет и неподлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке РФ. В случаепревышения суммы использованной валюты над суммой валюты, полученной работникомот организации, перерасход валюты на командировку возмещается организацией работникув рублях или валюте, полученных путем перерасчета валюты по курсу ЦБ РФ на датуутверждения авансового отчета. Командировочные расходы, выдаваемые виностранной валюте, учитываются одновременно в рублях и в валюте, полученныхпутем перерасчета валюты в рубли по курсу Банка России на день совершенияоперации.
На счете 71задолженность подотчетного лица по выданным суммам валюты учитывается по курсуЦБРФ на день выдачи; отчет подотчетного лица и возврат неиспользованных сумм покурсу валюты на дату утверждения авансового отчета. Таким образом, на счете 71образуется курсовая разница, которая списывается на счет 91 «Прочие доходы ирасходы».
2.1 Понятие хозяйственных, представительских икомандировочных расходов
Административно-хозяйственные расходы – это непроизводственные накладныерасходы, связанные с содержанием административных служб и управлениемпредприятием в целом.
К административно-хозяйственнымрасходам относятся канцелярские, почтово-телеграфные расходы, приобретениематериалов по мелкому опту в розничной торговле, закупки сельхозпродукции ирасходы на прочие операционные нужды.
Как известно, удачно заключеннаясделка – важный момент в предпринимательской, хозяйственной деятельности какнебольшой организации так и любого крупного хозяйствующего субъекта. Дляуспешного проведения переговоров с деловыми партнерами, а также при проведениисобраний акционеров, заседаний ревизионной комиссии, наблюдательных советов,приеме различных делегаций, часто бывает необходимо произвести определенныерасходы. Такие расходы называют представительскими.
Согласно письмуМинистерства финансов РФ от 6 октября 1992 года № 94 (в редакции последующихизменений и дополнений) [21] представительские расходы, связанные скоммерческой деятельностью, — это затраты предприятия по приему и обслуживаниюпредставителей других предприятий, организаций и учреждений (включаяиностранных), прибывших для переговоров с целью установления и поддержаниявзаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседаниясовета (правления) предприятия и ревизионной комиссии. К представительскимрасходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака,обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), ихтранспортным обеспечением, посещением культурно- зрелищных мероприятий,буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы,оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.
Указанные расходы включаются всебестоимость продукции (работ, услуг) в пределах, утвержденных советом(правлением) смет предприятия на отчетный год. Общая сумма расходов по смете ифактические расходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), недолжны превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам, указанным втаблице
Таблица Нормативы дляисчисления предельных размеров представительских расходов в годОбъем выручки от реализации продукции (работ, услуг) или иной показатель, используемый при определении финансового результата, в год (включая НДС) Предельные размеры представительских расходов, принимаемых при налогообложении прибыли До 2 млн.руб. включительно 0,5 процента от объёма От 2 млн.руб. до 50 млн.руб. включительно 10 тыс.руб. + 0,1 процента с объёма, превышающего 2 тыс.руб. Свыше 50 млн.руб. 58 тыс.руб. + 0,02 процента с объёма, превышающего 50 млн.руб.
Предприятиямрекомендуется определить конкретный порядок расходования средств напредставительство, их документального оформления и контроля. В статье «Обиспользовании средств на представительские цели» [22] автор приводитразработанную с учетом конкретных условий и требований организаций сметупредставительских расходов (см. приложение № 5).
При составлении сметына представительские расходы можно взять за основу нормы на прием иобслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц, которые периодическисообщаются Министерством финансов РФ для бюджетных учреждений с учетомизменения индекса цен.
ü Последние на данный момент нормыуказаны в письме Министерства финансов РФ от 27 мая 1996 г. № 49. [23] С первого июня 1996 года нормы расходов на прием и обслуживание иностранных делегацийи отдельных лиц установлены в следующих размерах:
· оплата питания (всутки на одного человека) – до 85 рублей;
· оплата (на одногоучастника) завтрака, обеда, ужина или другого аналогичного мероприятия,связанного с официальным приемом:
ü делегации, возглавляемых министрами илицами аналогичных рангов, членами парламентов — до 115 рублей;
ü других делегаций – до 95 рублей;
· буфетное обслуживаниево время переговоров, мероприятий культурной программы (на одного человека вдень, включая переводчика и сопровождающего) – до 5 рублей;
· культобслуживание(на одного человека в день, включая переводчика и сопровождающего) – до 12рублей;
· бытовоеобслуживание и прочие расходы (на одного члена делегации в день) – до 4,7рублей;
· оплата трудапереводчика (по счетам организации – в час) – до 24 рублей;
· приобретениесувениров (памятных подарков) с российской символикой:
ü для руководителя делегации- до 76рублей;
ü для членов делегации- до 45 рублей.»
Разумеется, что при составлении сметыдля других организаций указанные нормы могут быть изменены. Главное, чтобыфактически произведенные организацией представительские расходы, превышающие пределы,установленные законодательством, не уменьшали налогооблагаемую прибыль.
Руководитель предприятия должениздать приказ, в котором будет определен круг лиц, занятых приемом участниковделовых встреч.
Предприятию желательно вести журналрегистрации приглашенных, в котором следует указывать наименование организации,представители которой приглашены для переговоров; число приглашенных,участвующих в переговорах, и число участников со стороны предприятия; видыпроизводственных расходов: приобретение продуктов или иных товаров дляобслуживания представителей других фирм; приобретение билетов в театр, навыставку, в музей и на другие культурные мероприятия.
Включение представительских расходовв себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличииоправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата иместо, программа проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица,участники со стороны предприятия, величина расходов.
Если деньги на представительскиерасходы выдаются физическому лицу под отчет на основании приказа руководителяпредприятия с установлением срока их возврата и эти расходы подтвержденыдокументально, то такие суммы не являются доходом физического лица.
Не следует забывать, что сотрудник,которому в соответствии с приказом по предприятию разрешено расходоватьпредставительские средства, как правило, получает их из кассы по расходномукассовому ордеру и тем самым выступает по отношению к предприятию как обычноеподотчётное лицо, которое должно отчитываться за расходование подотчетных суммв установленном законодательством порядке. Такимобразом, подотчетное лицо, взявшее в кассе предприятия наличные деньги напредставительские цели, должно подтвердить свои расходы предъявлением вбухгалтерию товарного чека, счета, накладной на отпуск товара, а также чекакассового аппарата или корешка приходного кассового ордера с печатью (а не соштампом) предприятия.
Исключением из вышеизложенногоправила могут служить расходы, которые подтверждены предъявлением документов строгойотчетности по формам, утвержденным Министерством финансов России (билеты,талоны, знаки почтовой оплаты и т.д.).
В бухгалтерском учетепредставительские расходы будут отражены в данном случае следующим образом:
Дебет 71 Кредит 50 – выдано под отчётна представительские расходы; Дебет 26 Кредит 71 – списаны представительскиерасходы по предъявленным документам.
Сумма представительских расходоввключается в себестоимость продукции (работ, услуг) без НДС, но в данном случаеприобретения материальных ценностей (работ, услуг) производится у предприятийрозничной торговли, поэтому НДС у покупателя к зачёту не принимается ирасчётным путём не выделяется (пункт 19 инструкции Государственной налоговойслужбы «О порядке исчисления и уплаты НДС» [12]).
Подтверждая документальнопроизведённые представительские расходы, необходимо помнить, что принимать кисполнению можно только первичные документы, соответствующие Положению обухгалтерском учёте и отчётности в РФ.[24]
Поэтому не являются документами,подтверждающими расходование наличных средств, акты, служебные записки,приходные кассовые ордера без печати, товарные чеки без чека ККМ, счёт попроведению официального приёма и т.д.
В случае непредставления подотчётнымлицом соответствующих оправдательных документов, подтверждающих произведённыерасходы, такие суммы подлежат включению в совокупный налогооблагаемый доходработника на общих основаниях в соответствии со статьями 2 и 7 Закона РФ «Оподоходном налоге с физических лиц».[19]
Необходимо также обратить внимание натот факт, что нормативы устанавливаются исходя из объёма выручки от реализацииили иного показателя, используемого для определения финансового результата, загод. На предприятии может возникнуть ситуация, когда большая частьпредставительских расходов потрачена, например, в первом квартале текущегофинансового года. Подведя итоги деятельности за первый квартал, насебестоимость реализованной продукции следует отнести представительские расходыв пределах нормы, исходя из объёма выручки или иного показателя, формирующегофинансовый результат первого квартала. Сумму превышения отражаем на счёте 96
«Расходы будущих периодов» и впоследующих кварталах данного финансового года производим списание суммыпредставительских расходов – Дебет 26 Кредит 96 – в пределах нормы за полугодие(девять месяцев). И только тогда по результатам годового баланса затраты поданной статье превышают установленный норматив, фактическая прибыль для целейналогообложения увеличивается на величину такого превышения.
В соответствии с письмом ГНС РФ от27.10.98 № ШС-6-02/768 для целей налогообложения к представительским расходамотносятся затраты организации по приему и обслуживанию представителей другихорганизаций (включая иностранные), прибывших для переговоров, проводимых вместе расположения организации, осуществляющей их прием, с целью установления иподдержания взаимного сотрудничества. Суммы налога на добавленную стоимость,оплаченные по представительским расходам, относимым на себестоимость продукции(работ, услуг) в пределах норм, подлежат возмещению из бюджета согласно п. 19«в» Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 « О порядке начисления иуплаты налога на добавленную стоимость».
Таким образом, аудитору необходимопроверить, не было ли во время командировок произведено «представительскихрасходов». Данные расходы могут быть возмещены командированному работнику изсуточных либо за счет прибыли предприятия. Если указанные расходы возмещены засчет прибыли предприятия, следует эту сумму включить в совокупный доход работникадля удержания подоходного налога и начислить взносы в Пенсионный фонд.1
Рассмотренные ранее направлениярасходования подотчётных сумм (закупка ТМЦ у юридических и физических лиц,предпринимателей, приобретение ГСМ за наличный расчёт) представитель предприятияможет осуществить и находясь в командировке, к тому же расходы на командировки– неотъемлемая часть состава затрат почти каждого предприятия; они находятсяпод пристальным вниманием налоговых органов. Поэтому на командировочныхрасходах следует остановиться подробнее.
При проверке командировочныхрасходов аудитор прежде всего должен обратить внимание на следующее:
· имеютсяли приказы (распоряжения) о направлении работников в командировку и указываетсяли цель командировки;
· правильностьвозмещения командировочных расходов (суточные, квартирные, стоимость проезда);
· имеетсяли командировочное удостоверение с отметками в месте пребывания в командировке;
· правильностьи своевременность составления авансовых отчётов по командировкам;
· наличиеоправдательных документов;
· полнотаи своевременность сдачи в кассу остатка подотчётной суммы;
· правильноли исчислен НДС с суммы командировочных расходов в той их части, гдеприменяется расчётная ставка;
· правильностьисчисления и удержания подоходного налога с работников с сумм превышениякомандировочных расходов сверх установленных норм или с работников, несостоящих в штате предприятия;
· правильностьисчисления взносов во внебюджетные фонды со стоимости сверхнормативных суточныхи других выплат, начисленных в пользу работника.
2.2 Отчётность подотчётных лиц
Для оформления и учётаслужебного задания для направления в командировку, а также отчёта о еговыполнении применяется унифицированная форма № Т-10а «Служебное задание длянаправления в командировку и отчёт о его выполнении». Служебное заданиеподписывается руководителем структурного подразделения, в котором работаеткомандируемый работник. Затем оно утверждается руководителем организации илиуполномоченным им лицом и передаётся в кадровую службу для издания приказа(распоряжения) о направлении в командировку по форме № Т-9а. Направлениеработника в командировку оформляется командировочным удостоверением.Командировочное удостоверение составляется по форме №Т-10 и служит документом,удостоверяющим время пребывания в служебной командировке (время прибытия впункт назначения и убытия из него).
Работники в последующемдолжны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, илисо дня возвращения их из командировки представить авансовый отчёт в бухгалтериюоб израсходованных суммах с приложением оправдательных документов и произвестиокончательный расчёт по ним. Авансовый отчёт подаётся в установленнойунифицированной форме № АО-1 «Авансовый отчёт», проверяется бухгалтерией и утверждаетсяруководителем организации. На основании данных, отражённых в авансовом отчёте,бухгалтерия списывает с подотчётного лица фактически израсходованные денежныесредства.
При зарубежныхкомандировках командировочное удостоверение не оформляется. Время фактическогопребывания работника в заграничной командировке подтверждается отметками взагранпаспорте о пересечении государственной границы РФ. [27] Направляясотрудника в командировку, компания может выдать ему на командировочные расходыкорпоративную банковскую карту. Они бывают рублёвые и валютные. Расчётнаябанковская карта используется для совершения операций (в пределах суммыденежных средств, установленной банком-эмитентом карты), расчёты по которымосуществляются за счёт денежных средств организации, находящихся на еёбанковском счёте, или кредита, предоставляемого банком организации всоответствии с договором банковского счёта при недостаточности или отсутствиина банковском счёте денежных средств (овердрафт). Используя расчётныебанковские карты, организации могут осуществлять операции по получению наличныхденежных средств в иностранной валюте за пределами территории РФ, причёморганизации могут осуществлять операции в валюте, отличной от валюты счётаюридического лица, в порядке и на условиях, установленных в договоребанковского счёта (п. 2.6. Положения ЦБ РФ от 24.12.04 № 266-П «Об эмиссиибанковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платёжных карт»(далее – Положение)) [7]. Общие правила документооборота при расчётах по операциямс использованием банковских карт предусматривают обязательное составлениеоправдательных документов на бумажном носителе (квитанций банкоматов – слипов).В частности, п. 3.3.
В соответствии со ст.168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязанвозмещать работнику:
· Расходыпо проезду;
· Расходыпо найму жилого помещения;
· Дополнительныерасходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
· Иныерасходы, произведённые работником с разрешения работодателя.
Для целейбухгалтерского учёта все виды командировочных расходов для работникакоммерческих организаций не нормируются и компенсируются работнику полностью вразмере фактических расходов при наличии подтверждающих документов (проездныебилеты, квитанции об оплате за пользование постельными принадлежностями впоезде и т.д.). В соответствии с ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов,связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором илилокальным нормативным актом организации. Изменения, внесенные с 1 января 2005г.в ст. 168 ТК РФ, дают возможность коммерческим организациям возмещатькомандировочные расходы своим работникам в меньшем размере, чем установленныеПравительством РФ для бюджетных учреждений нормы.
2.3 Порядок выдачи денег, возмещение расходов покомандировкам.
Подотчетные суммы обычно выдаются изкассы предприятия. При временном отсутствии у предприятия кассы разрешаетсявыдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, ихзаменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.
Кассир выдает подотчетному лицуденежные средства на основании надлежащим образом оформленного приказаруководителя или заявления работника с разрешительной надписью руководителя.При этом в приказе и заявлении должен быть указан срок, на который выдаютсяподотчетные средства по различным видам операций. Указание срока необходимо дляобоснования нахождения средств в подотчете определенное время, так как согласнодействующему Порядку ведения кассовых операций в РБ лица, получившие наличныеденьги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, накоторый они выданы, или со дня возвращения их из командировки. Предъявить вбухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвестиокончательный расчет по ним.
Кроме того, следует помнить, чтовыдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчетаконкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. При этом передачавыданных под отчет наличных денег одним работником другому запрещается.
На основании приказа руководителя,например, о направлении в командировку, или о нормах на отдельные видыпредставительских расходов бухгалтером составляется смета, итог которой послеутверждения ее в виде аванса выдается подотчетному лицу, что оформляетсярасходным кассовым ордером с проставлением на этих документах штампа среквизитами расходного кассового ордера.
В тех случаях, когда на прилагаемых красходным кассовым ордерам документах, заявлениях и т.п. имеется разрешительнаянадпись руководителя организации, его подпись на расходных кассовых ордерах необязательна.
При составлении сметы следуетучитывать действующие нормы командировочных расходов, нормы и порядоквозмещения расходов при направлении работников предприятий и организаций длявыполнения монтажных, наладочных. Строительных работ, на курсы повышенияквалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, запроизводство работ вахтовым методом, за постоянную работу в пути, а такженормативы для исчисления предельных размеров представительских расходов.
Аналогично оформляются выдачи средствработникам на хозяйственные нужды, – например, закупку материалов, запасныхчастей, оплату услуг. При этом размер данных сумм обычно ограничен (их выдачапредусмотрена сметой предприятия).
После проведения хозяйственно –операционных, представительских расходов, возвращения из командировкиподотчетное лицо предоставляет отчет о фактически израсходованных суммах сприложением оправдательных первичных документов, оформляет авансовый отчет,который в течении 5 дней обрабатывается бухгалтером (Приложение 1, 6).Представленные подотчётными лицами авансовые отчёты об израсходованных суммах иприложенные к ним оправдательные документы в бухгалтерии подвергаются счётнойпроверке, а также проверке по существу. При этом проверяются правильностьоформления документов, целесообразность расходов и соответствие их назначениюаванса. Проверенные бухгалтерией авансовые отчёты утверждаются руководителемпредприятия, после чего принимается к учету. Остаток неиспользованных суммсдается в кассу подотчетным лицом по приходному кассовому ордеру, перерасходвыдается по расходному кассовому ордеру.
В случаи непредоставления отчета об израсходованных подотчетных средствах и невозвращенияв кассу предприятия остатка неиспользованных сумм авансов в установленные срокибухгалтер имеет право удержать из начисленной заработной платы даннуюзадолженность в предусмотренном действующем законодательном порядке.
Работники имеют правона возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. Работодательобязан возмещать:
– расходы по проезду;
– расходы по наймужилого помещения,
– дополнительныерасходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
– иные расходы,произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размерывозмещаемых расходов определяются коллективным договором или приказом(распоряжением).
Расходы по проезду кместу командировки и обратно к месту постоянной работы возмещаются командированномуработнику в следующем размере:
а) стоимости проездавоздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общегопользования (кроме такси);
б) страховые платежи погосударственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте;
в) оплату услуг попредварительной продаже проездных документов;
г) расходы запользование в поездах постельными принадлежностями.
При наличии несколькихвидов транспорта, связывающих место постоянной работы и место командировки,администрация может предложить командированному работнику вид транспорта,которым ему надлежит воспользоваться. При отсутствии такого предложенияработник самостоятельно решает вопрос о выборе транспорта.
Расходы по проживаниювозмещаются командированному работнику в сумме фактически произведенных затрат.При этом стоимость дополнительных услуг, включаемых гостиницами в счет запроживание, в составе расходов на проживание не возмещаются, а подлежат оплатесамим командированным за счет суточных. К таким дополнительным услугам, вчастности, относятся:
— стоимость завтраков;
— услуги химчистки;
— пользование минибароми т.п.
Кроме того, работникувозмещаются расходы по оплате бронирования места в гостинице.
Следует обратитьвнимание, что командированному сотруднику возмещаются все произведенные им идокументально подтвержденные затраты на проживание в полном объеме.
Суточные выплачиваетсякомандированному работнику за каждый день нахождения в командировке, включаявыходные и праздничные дни, а также дни нахождения в пути, в том числе за времявынужденной остановки в пути. При расчете суточных следует учитывать, что днемотъезда считается день отправления соответствующего транспортного средства(самолета, поезда и т.п.) из места постоянной работы командированного, а днемприезда – день прибытия указанного транспортного средства в место постояннойработы.
Размер суточных, какговорилось выше, достаточно оговорить в приказе, распоряжении руководителя илив коллективном договоре.
Пример
Организация отправилатовароведа Калашникову О.К. в недельную командировку. Ее цель – заключитьдоговор о поставке товаров. Руководитель организации издал приказ, в которомустановил: суточные для командировок по Белоруссии составляют 8000 руб. в день.Перед поездкой Калашниковой О.К. выдали суточные – 56000 руб. Вернувшись изкомандировки, сотрудник представил в бухгалтерию авансовый отчет. В учете насумму суточных делается проводка:
Дебет 44 Кредит 71 –56000 – включены в расходы суточные.
При командировках втакую местность, откуда командированный работник имеет возможность ежедневновозвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные (надбавки взаменсуточных) не выплачиваются. Командировка, расположенная недалеко от местаработы и жительства работника может быть признана однодневной. Определение такойкомандировки производится руководителем в приказе на основании данных одальности расстояния, условиях транспортного сообщения, характере выполняемогозадания, а также необходимости создания для работника условий для отдыха.Командировка за пределы РБ также может быть однодневной, если работник, которыйвыехал за границу, возвратился в РБ в тот же день.
Если командированныйработник по окончании рабочего дня по своему желанию остается в местекомандировки, то при предоставлении документов о найме жилого помещения расходыпо найму ему возмещаются в размере расходов, установленных при найме жилогопомещения для командировок на территории РБ.
Вопрос о том, может лиработник возвращаться из места командировки к месту своего постоянногожительства, в каждом конкретном случае решается руководителем объединения,предприятия, учреждения, организации, в которой работает командированный, сучетом дальности расстояния, условий транспортного сообщения, характеравыполняемого задания, а также необходимости создания работнику условий отдыха.
3. Тематическиеупражнения
1. Выписка из р/с организации (УДЕ) 23. 02. 09г.
Лицевой счёт №325735675 Входящий остаток по Кредиту 212800шифр Документ № Дт Кт 01 188 57800 01 378 33800 05 4180 53800 03 355 13800 07 438 48800 08 148 103800 Итого оборотов х 157600 154200 Исходящий остаток х 3400 Условный код Содержание записи согласно шифру По Дт р/с По Кт р/с 01 Списано согласно Вашему платёжному поручению Зачислено согласно прилагаемой копии платёжного поручения 02 Оплачено платёжное поручение, требование Зачислено по оплаченному платёжному требованию, поручению 03 Оплачен наличными денежными средствами чек Поступили денежные средства 04 Оплачен р/ч Поступило согласно Вашему реестру р/ч 05 Списано за выставленный аккредитив согласно Вашему заявлению Зачислен остаток не использованного аккредитива на Ваш р/с 06 Списано с вашего лицевого счёта Зачислено на Ваш р/с 07 Списано в погашение кредита Зачислено на Ваш р/с сумма кредита выданного согласно Вашему заявлению 08 Выдана чековая книжка согласно Вашему заявлению Зачислена на Ваш р/с не использованная сумма по чековой книжке 10 Списаны с вашего р/с за получение кредита /> /> /> /> /> />
Журнал регистрации хоз.операции по р/с.№ п/п Содержание хоз. операции Дт Кт Сумма 1 (01) Зачислено согласно прилагаемой копии платёжного поручения 51 62 57800 2 (01) Зачислено согласно прилагаемой копии платёжного поручения 51 62 33800 3 (05) Списано за выставленный аккредитив согласно Вашему заявлению 55/1 51 53800 4 (03) Поступили денежные средства 51 50 13800 5 (07) Зачислено на Ваш р/с сумма кредита выданного согласно Вашему заявлению 51 66 48800 6 (08) Выдана чековая книжка согласно Вашему заявлению 55/2 51 103800
Журнал-ордер по Кредитусчёта 51В Дт счетов Оборот Сальдо 55/2 55/1 Дт Кт Дт Кт 103800 53800 157600 154200 212800 Сальдо конечное 209400
2. Журналрегистрации:
№ п/п
Содержание хоз. операции
Сумма
Дт
Кт 1 Отгружена пшеница хлебокомбинату 238800 90 43 2 Отправлено молоко молокозаводу 313800 90 43 3
Использовано мат. при реализации:
Ø Зерна
Ø молока
6150
6900
90
90
10
10 4
Начислен НДС по заготовленной продукции:
Ø зерна
Ø молока
8072
9436
19
19
60
60 5
Начислена з/п работникам занятым реализацией:
Ø зерна
Ø молока
13300
15300
90
90
70
70 6
Начислен ЕСН (20%):
Ø на зерно
Ø на молоко
2660
3060
90
90
69
69 7
Приняты к оплате счёта заготовительными организациями:
Ø зерно
Ø молоко
( с НДС)
393800
353800
62
62
90
90 8
Отражён НДС от реализации (10%):
Ø зерно
Ø молоко
35800
32164
90
90
68
68 9
Перечислено заготовительными организациями задолженность за проданную продукцию:
Ø зерно
Ø молоко
393800
353800
51
51
62
62 10
Списан фин. результат от продажи:
Ø зерна
Ø молока
79666
97090
17424
90
90
99
99
99
90 11 Начислен налог на прибыль (20%) 15933 99 68 12 Отражена сумма нераспределённой прибыли (не покрытого убытка) 63733 99 84
3. Журнал регистрации
№ п/п
Содержание хоз. операции
Сумма
Дт
Кт 1 Оприходован в состав ОС трактор 853800 01 08 2 Переведены в основное стадо выращенные животные 233800 08 11 3
Продан трактор:
а) Первоначальная стоимость
б) Списана начисленная амортизация
в) Договорная цена продажи трактора
г) Начислен НДС
д) Списан фин. результат от продажи
853800
253800
973800
37380
336420
91
02
62
91
91
01/9
91
91
68
99 4
Ликвидация здания коровника:
а) Первоначальная стоимость
б) Начислена оплата труда работникам, занятым по ликвидации здания
в) Отчислено на соц. нужды
г) Тракторные услуги по перевозке материалов от здания
д) Оприходованы стройматериалы от разборки коровника
е) Списывается сумма начисленной амортизации
ж) Списывается фин. результат от ликвидации здания
743800
80800
16160
25800
31800
623800
90960
01/9
91
91
91
10
02
99
01
70
69
76
91
01
91
4. Журнал регистрации
№ п/п
Содержание хоз. операции
Сумма
Дт
Кт 1 Зачислено на р/с долгосрочная суда банка для нужд капитального строительства 903800 51 67 2 Начислены % за пользования ссудой (18% годовых, за 2 года) 325368 91 67 3 Погашена задолженность по % за пользование долгосрочной ссудой 325368 67 51 4 Отражена задолженность подрядчику за выполненные работы по капитальному строительству 1004000 08 60 5 Согласно акту сдачи-приёмки выполненных работ по капитальному строительству введены в эксплуатацию ОС 1004000 01 08
5. Журнал регистрации
№ п/п
Содержание хоз. операции
Сумма
Дт
Кт 1
Отражена недостача ТМЦ по балансовой стоимости
По рыночным ценам – 353800
Погашена сумма недостачи
323800
323800
30000
353800
94
73
73
70,50
10
94
98
73 2 Создан резерв по сомнительным долгам 653800 91 63 3 Отражается сумма положительных курсовых разницы по валютному счёту 153800 52 91 4
Начислены дивиденды по акциям:
Ø Обыкновенным
Ø привилегированным
543800
433800
84
82
75/2
75/2 5 Начислены платежи от участия в уставных капиталах других организаций 76 91 6 Сумма начисленной амортизации ОС, НМА предоставленных во временное пользование 91 02,05 7 Списаны потери от пожара 91 01 8 Пополняется уставный капитал за счёт добавочного капитала в связи с изменением в учредительных документов 83 80 9 Аннулирование выкупленных АО – вом собственных акций у акционеров 80 81 10 Образование задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал 75/1 80 11 Принята к зачёту сумма НДС по оприходованным оплаченным производственным запасам, ОС, НМА 68 19 12 Начислен НДС от продажи 90 68 13 Начислены род. взносы за содержание детей в детском саду 76 29 14 Начислена квартплата с квартиросъёмщиков 76 29 15 От квартиросъёмщиков поступила в кассу квартплата 50 76 16 Списывается результат от эксплуатации ЖКХ
99
29
29
99 17 Списывается в конце месяца сумма затрат по содержанию детского сада за счёт средств целевого финансирование 86 76 18 Списывается сумма дебиторской задолженности, по которой истёк срок исковой давности 91 76 19 Сумма нераспределённой прибыли направлена на увеличение уставного капитала 84 80 20 Выдана из кассы сумма депонированной заработанной платы 76/4 50
4. Методические упражнения
4.1. Когда производитсяинвентаризация кассы?
Не реже одного раза вмесяц в каждом хозяйстве проводят инвентаризацию кассы с обязательным полнымпересчётом всех денег и проверкой других ценностей, находящиеся в кассе. А также инвентаризация проводится в обязательном порядке при случае стихийныхбедствий, в случае пожара, хищение и т. д. Различают инвентаризацию неплановую(внезапную) и плановую в установленное число каждого месяца, которуюустанавливает бухгалтер и утверждается руководителем предприятия.
Инвентаризация, какправило, проводится инвентаризационной комиссией в состав, который входитпредседатель комиссии, независимое лицо из ОВД, бухгалтер, само материальноответственное лицо. Но инвентаризационная комиссия не вправе проводитьинвентаризацию без приказа руководителя на проведение инвентаризацию.
4.2. Как отражаются излишки и недостача в кассе?
В ходе инвентаризацииинвентаризационной комиссией выявляются факты – это может быть недостача илиизлишки.
Если в ходеинвентаризации выявлены излишки, то они относятся на доходы предприятия и вбухгалтерии делается такая проводка Дебет 50 Кредит 91 – оприходованыизлишки по кассе.
А если недостача, то вбухгалтерском учёте делаются такие проводки:
v Дебет94 Кредит 50 – отражена недостача по кассе;
v Дебет73 Кредит 94 – отнесена сумма недостачи наматериально-ответственное лицо;
v Дебет73 Кредит 98 – отнесена остаточная сумма попродажной цене сумма недостачи на материально- ответственное лицо;
v Дебет70,50 Кредит 73 – удержана сумма недостачи сматериально-ответственного лица из зарплаты; внесена в кассу, сумма недостачиматериальным ответственны лицом.
А также нужно закрытьсчет 98 сделав такие проводки:
Дебет 98 Кредит 91 иДебет 91 Кредит 99.
4.3. В каких регистрах бухгалтерского учёта отражаютсяоперации по р/с?
Регистромбухгалтерского учёта, в котором отражаются операции по расчётному счёту прижурнально-ордерной форме учёта, является журнал-ордер № 2-АПК. Журнал-ордер №2-АПК служит для отражения кредитовых оборотов по счёту 51 «Расчётный счёт» вразрезе корреспондирующих счетов. В конце журнала-ордера в специальном разделеотражаются дебетовые обороты счёта 51.
Основанием длябухгалтерских записей в журнале-ордере являются выписки банка с приложеннымидокументами. Записи в журнале-ордере № 2-АПК делают по корреспондирующим счетамна основании выписок банка за каждый день или итогами по нескольким выпискам.Если записи производят итогами по выпискам, то в графе «Дата» указываютначальную и конечную дату выписок. Предварительно однородные операции (содинаковой корреспонденцией) суммируют в соответствии со сделанной разметкой ввыписках банка и приложенных к ним документах.
Записи в журнале-ордересумм итогам за несколько дней, а не по каждой операции значительно сокращаетучётную работу. Такой порядок целесообразен ещё и потому, что в другихрегистрах по корреспондирующим счетам каждая операция, прошедшая по расчётномусчёту, фиксируется отдельно.
Суммы оборотов подебету 51 на последних страницах журнала-ордера служат для конкретных целей. Вотдельных случаях хозяйства могут иметь несколько р/с в разных учрежденияхбанка. В этих случаях по каждому р/с открываются журналы-ордера с вкладнымлистом с последующим суммированием итогов по всем р/с в основном бланкежурнала-ордера.
4.4. Кто может быть подотчётным лицом организации?
Подотчётными лицамисчитаются работники организации, получившие авансом из кассы денежные средствана предстоящие операционные, административно-хозяйственные и командировочныерасходы.
Подотчётными лицамимогут быть только работники организации. А так же руководителемпредприятия должен быть утверждён приказом перечень лиц, имеющих право наполучение средств под отчёт (обычно это работники, выезжающие в служебныекомандировки, водители, представители отделов материально-техническогоснабжения и сбыта, заведующие хозяйством, секретари и другие работники).
В приказе должныбыть установлены сроки, на которые выдаются подотчётные суммы, требования,предъявляемые к оформлению первичных оправдательных документов, порядокпредоставления, обработки и утверждения авансовых отчётов. Могут такжеустанавливаться и суммы выдачи денег под отчёт.
4.5. Какими способами организация может вестистроительство, в чём отличие бухгалтерского учёта этих способов?
Существуетдва способа введения строительства: хозяйственным и подрядным методом.
Ихразличие состоит в том, что затраты учитываются, разними путями. В подрядномспособе расчёты между заказчиком и подрядчиком осуществляются за готовуюстроительную продукцию. Готовой строительной продукции признаётся законченноестроительство, а все затраты утверждаются в смете по акту выполненных работкоторый в свою очередь предоставляется заказчику от подрядчика. А в тоже времяхозяйственный метод затраты на строительство и реконструкцию учитываютнарастающими итогами с начала строительства или реконструкции до их завершенияв разрезе конкретных объектов в соответствии с внутрипостроечными титульнымисписками.
Вподрядном способе заключается договор между заказчиком и подрядчиком. Затемутверждается смета затрат и только потом подрядчик выполняет ремонт объекта. Поокончании ремонта предоставляет подрядчик «Акт о выполненных работах» ибухгалтером делается запись Дебет 08 Кредит 60 – на сумму затратфактически произведённым подрядчиком. Затем уже заказчиком составляется «Актприёмки» и отражается записей в бухгалтерском учёте как Дебет 01 Кредит 08.
Ахозяйственном способом ведение строительства учитывается по элементам затрат,но также отражение затрат по строительству введётся на Дебете 08 скредитом разных счетов как например: Дебет 08 Кредит 10, 70, 69, 23 и т. д.По окончанию строительства объекты по которым был произведён ремонт илиреконструкция вводятся в эксплуатацию проводкой Дебет 01 Кредит 08.
4.6. Сущность амортизации и способы её начисления?
Амортизация– это накопление средств, предназначенных на ремонт или реконструкцию объекта,а так же его полную замену.
Амортизационныеотчисления начинают начисляться с первого числа месяца следующего за месяцемпринятия этого объекта в бухгалтерию. Начисление амортизации производится дополного погашения стоимости объекта либо списание его с учёта в связи спрекращением право собственности.
Выделяютследующие способы начисления амортизации: линейный и нелинейный, способомуменьшаемого остатка, списание стоимости по сумме чисел лет срока полезногоиспользования, списание стоимости пропорционально объёму продукции.
Прилинейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяетсяисходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации исчисленнойисходя из срока полезного использования объекта. Например: оприходован хоз.инвентарь стоимостью 500 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет,годовая норма амортизации составит 100%/5 = 20%, годовая сумма амортизационныхотчислений рассчитывается следующим образом 500*20% = 100 тыс. руб.
Принелинейном способе амортизация начисляется по группам. В амортизационнуюгруппу включаются не только ОС, но и НМА в зависимости от срока полезногоиспользования. Существует 10 групп амортизационных отчислений по группам: 1) –14,3%; 2) – 8,8%; 3) – 5,6%; 4) – 3,8%; 5) – 2,7%; 6) – 1,8%; 7) – 1,3%; 8) –1%; 9) – 0,8%; 10) – 0,7%. Начислять амортизацию нелинейным методом надоежемесячно отдельно по каждой амортизационной группе по формуле:
А= В*К; где А – сумма амортизации за месяц по
100соответствующейамортизационной группе;
В– суммарный баланс соответствующей амортизационной группе;
К– норма амортизации для соответствующей амортизационной группе.
Приспособе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчисленийопределяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчётного года инормы амортизации исчисленная исходя из срока полезного использования объекта,а также коэффициента ускорения устанавливаемого в соответствии сзаконодательством РФ по перечиню высокотехнологических отраслей и эффективныхвидов машин и оборудования. Например: если взять данные предыдущий задачи, т.е.условие из задачи по который мы начисляли амортизацию с помощью линейногометода, то годовую норму амортизации 20% следует умножить на коэффициентускорения: 20%*2 = 40%. 1 год – 500*40% = 200; 2 год – 300*40 = 120; 3 год –180*40% = 72; 4 год – 108*40% = 45,2; 5 год – 64,8*40% = 39,8; при этом сумманакопленной амортизации составляет 200 за 1 год, 320 за 2 год, 392 за 3 год,435,2 за 4 год, 475 за 5 год, а остаточная сумма амортизации в свою очередь:300; 180; 108; 64,8; 25. Последний год из остаточной стоимости вычитаютликвидационную стоимость. При этом способе сумма амортизации по годамуменьшается, в то же время увеличиваются затраты на ремонт этого объекта, поэтомуиспользовать его без применения коэффициента ускорения не целесообразно.
Приспособе списания стоимости по сумме чисел срока полезного использованиягодовая сумма амортизации отчислений определяется исходя из первоначальнойстоимости объекта и годового соотношения, где в числителе число лет, остающийсядо конца срока службы объекта в знаменателе сумма чисел лет срока его службы.
Приспособе списания стоимости пропорционально объёму продукции начисленияамортизационных отчислений производится исходя из натурального показателяобъёма продукции в отчётном периоде и соотношение первоначальной стоимостиобъекта и предполагаемого объёма продукции за весь срок полезного использованияобъекта.
4.7. На каких счетах вбухгалтерском учёте учитываются расчеты по кредитам и займам? Как разрешаютсяспоры по невозвращённым кредитам?
Для учёта расчётов сбанком по полученным кредитам Планом счетов бухгалтерского учётафинансово-хозяйственной деятельности организаций предусмотрены счета 66«Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчёты по долгосрочнымкредитам и займам», записи по которым производится на основании выписок банка ссоответствующих счетов.
Все вопросы, связанныес выдачей и погашением кредитов, регулируются правилами банков. Междуорганизацией-заёмщиком и банком заключается кредитный договор, в которомпредусматриваются (фиксируются): объекты кредитования и срок кредита, условия ипорядок его выдачи и погашения, формы обеспечения обязательств, процентныеставки, порядок их уплаты, обязательства, права и ответственность сторон повыдаче и погашению кредита, перечень документов и периодичность ихпредоставления банку и другие условия.
При наступлении срокаплатежа, указанного в кредитном договоре, банк самостоятельно списывает срасчётного счёта хозяйства сумму платежа и направляет её на погашениезадолженности по ссудным счетам. Если для уплаты на расчётном счёте средств нехватает, то недостающую сумму относят на просроченные ссуды. В этом случае наобороте срочного обязательства указывается, что оно исполнено частично. Дляучёта просроченных кредитов по счёту 66 открывается отдельный аналитическийсчёт «Кредиты, не уплаченные в срок».
Иногда просроченныекредиты погашаются за счёт получения очередного кредита банка, т.е. суммаполучаемого кредита направляется не на расчётный счёт, а на погашениепросроченного кредита. По просроченным кредитам ставка, т.е. проценты,повышаются и фактически, организация переплачивает кредит практически в двойномразмере.
5. Выводы и предложения
В процессе своей финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия и организации часто производят расчеты наличнымиденьгами (не связанные с выплатой заработной платы) как с юридическими, так и сфизическими лицами. Денежные средства для этих целей, как правило, выдаются подотчет. Поэтому практически каждый бухгалтер сталкивается с проблемой учетарасчетов с подотчетными лицами.
Правильноорганизованный бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами на предприятииобеспечит контроль за использованием денежных средств и не создаст проблем сналогообложением и аудиторской проверкой.
6. Список используемой литературы
1. Бухгалтерскийучёт Н. П. Кондраков – 2001 год;
2. Бухгалтерскийфинансовый учёт В. П. Астахов – 2002 год;
3. Бухгалтерскийучёт в сельском хозяйстве М. З. Пинзенгольц – 2002 год;
4. Бухгалтерскийучёт Л. М. Бурмистрова – 2007 года;
5. Бухгалтерскийучёт И. В. Иванова – 2005 год.