Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Понятие о документе. Эволюция понятия "документ"

РОССИЙСКАЯФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ«ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА»
КОНТРОЛЬНАЯКАБОТА
ПОДИСЦИПЛИНЕ: ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО НА ТЕМУ:
«ПОНЯТИЕ ОДОКУМЕНТЕ. ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ДОКУМЕНТ».
ВАРИАНТ № 1
ТЮМЕНЬ, 2010

ПОНЯТИЕ О ДОКУМЕНТЕ
Терминология,используемая при работе с документами, закреплена в законах и другихнормативных актах, в ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело».Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизациии защите информации» — содержит ряд понятий в области создания документов. Подинформацией в законе понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. Термины«документированная информация» и «документ» в законе и в ГОСТе на терминологиюрассматриваются как синонимы и определяются как зафиксированная на материальномносителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Документ (от лат. documentum — образец, свидетельство, доказательство, любой материальныйобъект) — облеченный в письменную форму акт, удостоверяющий наличие фактовопределенного значения.
Документ — это средствозакрепления на специальном материале (бумаге) результатов деятельностипредприятия или учреждения.
ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ«ДОКУМЕНТ»
Одним из важнейшихпроявлений человеческого поведения является коммуникация, т.е. общение сдругими людьми посредством определённых знаков или символов. Первоначальноинформацию об окружающем мире человек передавал с помощью жестов, мимики,крика, прикосновений и т.п. простейших средств зрительной, слуховой,осязательной коммуникации. Возникновение осмысленной речи и языка ознаменовало,по мнению ряда учёных, появление первой информационной технологии в историичеловеческого общества.
Между тем по мереразвития человека возрастала потребность в передаче информации не только впространстве, но также и во времени, т.е. в хранении информации. Однакопростейшие средства коммуникации, передачи информации были несовершенны. Та жечеловеческая речь слышна лишь на небольшом расстоянии и только в момент еёпроизнесения. Трудно было сохранять нужную информацию, поскольку знания напервых порах ещё не были отделены от субъекта, который обладал ими. Не случайнов тот период роль своеобразных банков знаний и каналов их передачи игралистарики, т.е. самые опытные члены общества.
Отделение информации отсубъекта и первые попытки её закрепления были связаны с применением сигнализации.Для передачи информации в пространстве использовалась сигнализация дымом, огнёмкостров, звуками труб, барабанным боем, определённым образом положенными ветвьюили стрелой и т.п. Использовались также предметы, которым придавалось символическоезначение. Хрестоматийным стал приведённый древнегреческим историком Геродотомпример символического послания древних скифов персам. Это послание состояло изптицы, лягушки, мыши и пучка стрел и означало: «Если вы, персы, ненаучитесь летать, как птицы, прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в норы,подобно мышам, то будете осыпаны нашими стрелами, как только вступите наскифскую землю».
Позднее на сменусимволической пришла условная сигнализация, в которой предметы использовалиськак условные знаки по предварительной договорённости людей о том, что будетозначать определённый предмет. В результате появились системы мнемоническихзнаков для ведения счёта при помощи предметов, а также более сложное«узелковое письмо»: у древних инков (кипу), в Древнем Китае, умонголов. Вероятно, подобного рода «письмо» имелось и у славян. Неслучайно в русском языке сохранилось выражение «завязать узелок напамять», т.е. сохранить в памяти какую-либо информацию. В качествеусловных знаков использовались также бирки (дощечки) с зарубками — в торговых,финансовых, кредиторских операциях. У славян такие бирки назывались«носами», так как их обычно носили с собой, закрепляя какую-либоинформацию с помощью различных насечек, зарубок. Отсюда произошло выражение«зарубить на носу», т.е. запомнить крепко-накрепко.
Для закрепления ипередачи информации во времени использовались могильные холмы, курганы, кресты,надгробия, знаки собственности (геральдические знаки, межевые камни, знакиклейма для скота и т.п.).
Предметные способыобщения сохранились и в наши дни: преподнесение хлеба и соли как знакгостеприимства, букетов цветов и сувениров как знак внимания, знаки различия увоенных, флаги государств, система сигнализации светофорами и семафорами и т.п.
Появление письменностиознаменовало переход человечества к новой информационной технологии. С помощьюграфических знаковых систем стало возможным отделить информацию от субъекта изафиксировать её на каком-либо материале с целью последующей передачи вовремени и пространстве. В результате появилась документированная информация,т.е. документ.
Информация,зафиксированная на материальном носителе, выполняла в древности рольсвидетельства, доказательства. Именно на эту важнейшую функцию документапервоначально обращалось основное внимание. Латинское слово«documentum» произошло от «doceo» — «учу» или«извещаю» и означало как раз «свидетельство»,«доказательство». Важно заметить, что термин «документ»более старый, нежели термин «информация». К тому же до начала 20 векапонятие информации было связано прежде всего с сообщением, осведомлением, спередачей сообщений, их интерпретацией.
В России термин«документ» был переведён Петром Первым именно как «письменноесвидетельство». На всём протяжении 18 столетия в определении понятия«документ» выделялось прежде всего его правовое назначение. Между темсам этот термин в течение длительного времени почти не употреблялся. Вместонего в делопроизводственной практике обычно использовались другие термины:«акт», «дело», «бумага».
Однако понятия постоянноизменяются, совершенствуются, уточняются, наполняются новым содержанием.Почему? Прежде всего потому, что углубляются представления об изучаемыхявлениях и предметах, их сущности, их наиболее значимых сторонах. Постепенноенакопление знаний о документах привело в 19 в. к выделению, помимо правового,также и управленческого аспекта документа, что нашло отражение в знаменитомсловаре В.И. Даля, где документ определялся как «всякая важная деловаябумага, так же диплом, свидетельство».
К середине 20 векаполучил определённость ещё один важнейший аспект документа — исторический, т.е.его значение как носителя ретроспективной информации. Так, авторы «Словарясовременного русского литературного языка», изданного в 1954 г., выделили «исторические документы — летописи, хроники, записи и т.п., свидетельствующиео каком-либо историческом событии, лице, эпохе и т.п.».
В первой половине 20столетия было существенно пересмотрено содержание понятия«информация», которое стало связываться с категорией отражения, каквсеобщим свойством материи, первичным по отношению к информации. А во второйполовине 20 в. с развитием кибернетики, информатики, вычислительной техникиразвернулось активное изучение социальной сущности и информационной природыдокумента, что привело к дальнейшему расширению и, самое главное, к углублениюего понятия. Именно в этот период было дано теоретическое обоснованиенеразрывной связи понятий «документ» и «информация». Однаконезавершённость научных представлений и, как следствие, наличие многочисленныхи разнообразных суждений о сущности, природе, содержании понятия«информация» не могли не отразиться также и на определении понятия «документ».Каким образом?
Среди философов,естествоиспытателей, представителей технических наук вот уже в течениенескольких десятков лет идёт спор вокруг двух различных подходов к понятию«информация». Одни из них рассматривают информацию как свойство, какатрибут, присущий всем материальным объектам, в том числе и неорганическойприроде. Эта концепция информации получила название атрибутивной. Другиеполагают, что информация появилась лишь с возникновением жизни и связывают её сфункционированием самоорганизующихся систем, не признавая наличия информации внеживой природе. В свою очередь, среди сторонников второго подхода естькибернетики, считающие, что информационные процессы протекают во всехсамоуправляемых системах, и антропоцентристы, которые относят информацию лишь кчеловеческому обществу и сознанию.
Результатом научныхспоров является отсутствие точного определения понятия информация. Так, вСловаре основных терминов в области информатики представлено четыре наиболеераспространённых толкования этого понятия:
1.        «Информация- это смысл полученного сообщения, его интерпретация»;
2.        Информация — это«содержание сообщений», а также «само сообщение, данные»;
3.        «Информация- это третья составляющая трёх основ мироздания (материя, энергия иинформация)»;
4.        «Информация- это то, что уменьшает неопределённость события».
Однако в конечном счётевсе авторы сходятся на том, что социальная жизнь невозможна без информации,выступающей в качестве двигателя общественного и технического прогресса. Приэтом важнейшая роль отводится социальной информации, которая подразделяется намассовую (мировоззренческую, эстетическую, бытовую), специальную (научную,деловую, корпоративную) и личную. Именно социальная информация связывается спонятием документа.
Неоднозначное толкованиепонятия «информация» вызывает в ряде случаев необходимость болеечёткого его определения и фиксации в отдельных нормативных актах. Так, в ст. 2действующего с 1995 г. Федерального Закона РФ «Об информации,информатизации и защите информации» информация рассматривается как«сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессахнезависимо от формы их представления».
Таким образом, кнастоящему времени понятие «документ» вобрало в себя такие наиболеесущественные характеристики, как информационное предназначение, материальныйноситель, а также ряд функциональных аспектов.
Вместе с тем определениепонятия «документ» в различных науках имеет существенные отличия. Этозависит, во-первых, от более или, напротив, менее широкого толкования понятияинформации и, во-вторых, от выдвижения на первый план какой-либо однойсоставляющей документа, от акцентирования внимания на каком-либо отдельном егофункциональном аспекте. В информатике, например, документ нередко определяетсякак «материальный объект, содержащий информацию в закреплённом виде».В результате под это определение подпадает необъятное множество объектов, таккак в природе нет материальных объектов, которые не содержали бы какую-либоинформацию. В документалистике — одной из наук об информации — под документомпонимается «любая семантическая информация, выраженная на любом языке изафиксированная любым способом на любом носителе с целью её обращения вдинамической информационной системе». Это определение значительно сужаетпонятие документа, но тем не менее включает в него одновременно и книги, ижурналы, и газеты, и служебные документы и т.п.
Для общественных наук, взависимости от их предмета, целей и задач, в определении понятия документахарактерно выделение каких-то отдельных его сторон. Так, в юридических наукахакцентируется внимание на правовом аспекте. В результате документ фигурируетпреимущественно как средство документирования и доказательства правовыхотношений. В сфере управления документ исследуется главным образом как средствофиксации и передачи управленческих решений. В исторической науке документырассматриваются прежде всего как исторические источники, т.е. носителиретроспективной информации.
В этой связи переддокументоведением, изучающим в историческом развитии все категории, виды иразновидности документов, стоит важная задача — дать наиболее точное,обобщающее определение понятия «документ». Однако решить такую задачунепросто, о чём свидетельствует и отмеченное выше многообразие дефиниций, и продолжающиесядискуссии на эту тему. Ярким отражением трудного процесса выработкиоптимального определения понятия документа являются отечественныеГосударственные стандарты на термины и определения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Е.С. Игнатов,С.С. Черемухина. Таможенное делопроизводство: Учебное пособие. Тюмень:Издательство Тюменского Государственного Университета, 2005. 348 с.
2.        Марков Г.Н.Справочник по делопроизводству. СПб.: «АЛЬФА». 2000.
3.        .ru.wikipedia.org


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.