Федеральноеагентство по образованию
НОУ ВПО –Российская Международная Академия Туризма
Казанскийфилиал
КУРСОВОЙПРОЕКТ
Подисциплине:
«Бухгалтерскийучет»
НА ТЕМУ:
«Особенностибухгалтерского учета на малых предприятиях»
РАБОТУВЫПОЛНИЛА БАТАЛОВА Г.А.
СТУДЕНТКАГРУППЫ И-155
3 КУРСА ОЧНОЙФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:БОЛЬШАКОВА Л.Г.
КАЗАНЬ 2007
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Малые предприятия
1.1 Историческоеположение…………………………………………..…….5
1.2 Критерииотнесения к малым предприятиям. (МП)………………..….8
Глава 2. Учетная политика напредприятии
2.1 Учетная политика на маломпредприятии……………………………...11
2.2 Формы организациибухгалтерского учета……………………………16
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………….………………...…………26
Введение
Бухгалтерский учет,представляя собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщенияинформации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и ихдвижении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всеххозяйственных операций, выступает важнейшей функцией управления всеххозяйствующих субъектов, функционирующих в промышленности. В этой связиорганизация бухгалтерского учета в промышленности основывается на использованииобщих научно обоснованных принципов управления системного подхода,программно-целевого метода, экономико-математического моделирования и других.
В законодательном порядкезакреплены и задачи бухгалтерского учета, которые выражаются в: формированииполной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественномположении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности —руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, атакже внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерскойотчетности; обеспечении информацией, необходимой внутренним и внешнимпользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдениемзаконодательства Российской Федерации при осуществлении организациейхозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества иобязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов всоответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращенииотрицательных результатов хозяйственной деятельности организации.
Поставленные перед бухгалтерскимучетом задачи по обеспечению информацией внутренних и внешних пользователей опоказателях деятельности организации в целях достоверной оценки ее финансовогои имущественного положения свидетельствуют о повышении роли бухгалтерскогоучета как уникального источника для принятия обоснованных управленческихрешений. В свою очередь возникновение новых экономических и правовых отношениймежду хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых формсобственности, происходящие интеграционные процессы во всех сферах ихдеятельности с зарубежными партнерами предполагают формацию бухгалтерскогоучета, ориентированного на использование общепринятых в мировой практикепринципов и правил ведения бухгалтерского учета.
В процессе перехода крыночной экономике общество переживает системные преобразования во всех сферахсвоей жизнедеятельности — политической, правовой, экономической, социальной. Кчислу проблем экономического характера следует отнести вопросы развития иподдержки малого и среднего бизнеса, который может и должен стать важнымфактором подъема российской экономики. Особенно актуальным является анализособенностей бухгалтерского учета на малых предприятиях, так как их числопоследние годы неуклонно растет.
Принятые в последние годызаконодательные и нормативные документы по малому бизнесу и практическая ихреализация требуют серьезного осмысления уже сделанного и пристального вниманияк перспективам развития этой сферы деятельности (бизнеса). Поэтому целью работыявляется рассмотреть в работе основные формы бухгалтерского учета на малыхпредприятиях. При этом важен анализ их преимуществ и недостатков.
Глава 1.Малые предприятия
1.1 Историческоеположение
Переход к рыночнойэкономике потребует изменения всей экономической инфраструктуры страны и впервую очередь осуществление ее демонополизации. В стране сейчас 40тыс. предприятий, а для создания необходимой инфраструктуры потребуется не менее 500 тыс. предприятий. Именно засчет малых предприятий можно преобразовать социально-экономическую структуруобщества, осуществить плюрализм форм собственности, преодолетьмонополизм, создать среду для конкуренции, и развития рыночныхотношений. В миро вой экономике огромное количество предприятий ифирм, из которых от 95% в ФРГ до 99.7% в Японии приходится на мелкиепредприятия (по числу работающих)
Отличительная черта малогопредпринимательства — форсированное развитие в период экономического спада. Этообусловлено рыночной политикой малых предприятий, нацеливающей большинствоуправленческих решений, от которых зависит текущее состояние и перспективыбизнеса, на удовлетворение платежеспособного спроса. Рыночная политика включаетвопросы выбора направления деятельности; определения номенклатуры,ассортимента, объема производства и географии сбыта; выбора схемыценообразования; разработки комплекса мер по обеспечению конкурентоспособностипредприятия.
Составная часть активной рыночнойполитики — анализ рынка на этапе создания МП и в процессе его функционирования.Данные всероссийского опроса свидетельствуют, что степень дефицитностиконкретного продукта, услуги была одной из основных причин выбора направлениядеятельности предприятия.
На момент опроса, в среднем черездва года после образования предприятия, изменилась относительная и абсолютная значимостьпроблемы сбыта. В целом по выборке ее рейтинг снизился до седьмого места — главным образом из-за того, что появились новые проблемы, типичные для тоговремени, — инфляция, высокие налоги. Вплотную столкнулись предприниматели сиздержками нестабильности, незрелости законодательства. Именно названныетрудности вышли на первый план к 1994 г. И на этапе становлениями на моментопроса лидерство удерживали финансовые проблемы. Примечательно, чтоотносительно них рейтинг проблемы сбыта несколько возрос. В начале деятельностифинансовые трудности отмечались предпринимателями в 2,9 раза чаще, чемсбытовые, а на момент опроса — в 2,6 раза. Абсолютно снизилась значимостьпроблемы сбыта для новых МП и микрофирм и повысилась для бывших государственныхпредприятий. Изменения по другим группам предприятий незначительны.
Исправить ситуацию со сбытомоказалось значительно труднее, чем сохранить уже завоеванных потребителей. Намомент опроса появились проблемы с реализацией у 14% МП, не имевших их настарте. Среди фирм, столкнувшихся со сбытовыми трудностями с самого начала, 43%так и не решили их спустя несколько лет. Первоначальное преимущество в решениипроблемы сбыта более важно для образованных на базе госсектора, а такжепроизводственных МП, чем для новых, торговых. Для первых двух групп предприятийстартовые проблемы реализации могли перейти в разряд неразрешимых. Большеполовины бывших государственных и производственных МП так и не сумели наладитьсбыт с момента организации фирмы. Среди новых и торговых предприятийхронических неудачников в 1,5 раза меньше.
Более или менее успешное решениепроблемы сбыта влияло на экономическое положение предприятия. У фирм, неимеющих трудностей с реализацией, оно в среднем было лучше, чем у МП, где сбытпроблематичен.
Несмотря натрудности в борьбе за выживание и остроту конкуренции междуфирмами, а так же между малыми и крупными предприятиями подобнаяформа предпринимательства, обладает определенными достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способностьбыстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применятьновые технологии и научные разработки: это дух инициативы, предприимчивость идинамизм [10, с. 69].
Для отдельных гражданпреимущества при создании малых предприятий состоят в получении всех техправ в сфере хозяйственной деятельности, которыми обладает любое предприятие — юридическоелицо. Создав предприятие - юридическое лицо, гражданин или(группа граждан) отделяет от своего личного имущества, то имущество, которымпредприятие будет отвечать по своим обязательствам; имущества учредителя иимущество предприятия разделены. При этом созданноепредприятие будет пользоваться той поддержкойгосударства, которая предусмотрена для малых предприятий.
К преимуществу малых предприятий следует отнести и разрешение производитьускоренную амортизацию активной части производственныхфондов.
Также к преимуществамследует отнести и обеспечение их материально-техническим ресурсамипредприятиями и организациями, на базе структурных единиц которых ониобразованы, а также со здание специальных организаций, специализирующихся на сдаче в аренду машин и оборудования малымпредприятиям.
1.2 Критерииотнесения предприятия к категории малых предприятий
По российскому законодательству до 14июня 1995 г. малыми в разных ситуациях могли считаться предприятия с различнымихарактеристиками.
Окончательное юридическое определениепонятия «малые, предприятия» дано в Федеральном законе 1. В соответствии с этимзаконом под субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями)понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участияРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных ирелигиозных организаций или объединений, благотворительных или иных фондов непревышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, неявляющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которыхсредняя численность работников за отчетный период не превышает следующихпредельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек; воптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживаниинаселения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видовдеятельности — 50 человек [6, с.124].
Таким образом, в соответствии суказанным Федеральным законом для отнесения предприятия к малому нужнопринимать во внимание два основных критерия: численность работников и участиедругих организаций в уставном капитале предприятия.
Под субъектами малогопредпринимательства понимаются также физические лица, занимающиесяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющиенесколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того видадеятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота илигодовом объеме прибыли.
Средняя численность работников малогопредприятия определяется по новому Закону с учетом всех его работников, в томчисле работающих по договорам гражданско-правового характера и посовместительству с учетом реально отработанного времени, а также работниковпредставительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридическоголица.
В случае превышения установленнойчисленности малое предприятие лишается льгот, предусмотренных действующимзаконодательством, на период, в течение которого было допущено превышениечисленности работников, и на последующие три месяца.[6,c.609]
Федеральным законом определено, чтопорядок налогообложения, отсрочки и рассрочки уплаты налогов устанавливаетсяналоговым законодательством. Тем самым Закон подтверждает налоговые льготымалым предприятиям [12].
Указанный Закон несколько изменилпорядок начисления ускоренной амортизации на малых предприятиях. Они вправеприменять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесениемзатрат на издержки производства, в 2 раза превышающие нормы, которыеустановлены для соответствующих видов основных средств.
Наряду с ускоренной амортизациеймалые предприятия вправе дополнительно списывать в качестве амортизационныхотчислений до 50% от первоначальной стоимости основных фондов со сроком службыболее трех лет.
В соответствии с Законом кредитованиемалых предприятий осуществляется на льготных условиях с полной или частичнойкомпенсацией кредитным организациям соответствующей разницы за счет фондовподдержки малого предпринимательства.
Законом предусмотрено, чтостатистическая и бухгалтерская отчетность представляется малыми предприятиями вутвержденном Правительством
Российской Федерации порядке, который предусматривает упрощение процедуры и формотчетности. Они должны содержать в основном информацию, необходимую дляналогообложения.
Глава 2. Учетнаяполитика на предприятии
2.1 Учетнаяполитика МП
Под учетной политикой малогопредприятия понимаются выбранные им способы ведения бухгалтерского учетауставной (финансово-хозяйственной) деятельности.
Ее требования сводятся к следующимпринципам: полнота — отражение всех свершившихся фактов в хозяйственнойдеятельности МП; осмотрительность – не пренебрежение в первую очередь учетомрасходов, обязательств, а затем доходов, поступлений; приоритет содержанияперед формой — учет свершившихся фактов с точки зрения их экономическогосодержания, влияние на состояние активов и пассивов предприятия, а затемопределение порядка их оформления (контроль); непротиворечивость — постояннаявзаимосвязь показателей синтетического и аналитического учета; рациональность — качественное и экономное (в размере затраченных средств) ведение бухгалтерскогоучета.
Основываясь на указанных принципах,устанавливают способы ведения бухгалтерского учета.
Исходя из различных способов веденияучета при формировании учетной политики выбирается один, допускаемыйзаконодательством. Сформировавшаяся учетная политика утверждается приказомруководителя предприятия и не подлежит изменению в течение отчетного года,кроме случаев изменения законодательства РФ, изменения нормативных документов побухгалтерскому учету, смены собственников предприятия, реорганизациипредприятия.
Разработанные таким образом иутвержденные учетной политикой способы и приемы являются обязательными дляведения бухгалтерского учета не только внутри предприятия, но и дляпроверяющих, контролирующих их деятельность служб и в первую очередь налоговыхорганов.
Ответственность за организациюбухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственныхопераций несет руководитель предприятия. В зависимости от объема учетной работыон может: а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение,возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в)передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии,специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; г) вестибухгалтерский учет лично.
Руководитель обязан создатьнеобходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечиваетнеукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и службами,работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера илибухгалтера, выполняющего его функции, по вопросам оформления и представлениядля учета документов и сведений. Главный бухгалтер назначается на должность илиосвобождается от должности руководителем предприятия и подчиняетсянепосредственно ему
Руководитель организации и другиелица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случаеуклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленномзаконодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющихрегулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности инесоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются кадминистративной или уголовной ответственности в соответствии сзаконодательством РФ.
Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учетазаключается в основном в том, что на основе установленных государством общихправил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетнуюполитику для решения поставленных перед учетом задач.
Следует отметить, что значение учетной политики недооцениваетсямногими организациями, в которых к разработке учетной политики относятсяформально, не изучают последствия применении тех или иных ее элементов.
Между тем выбранная организацией учетная политика оказываетсущественное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли,налогов па прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансовогосостояния организации.
Следовательно, учетная политика организации является важнымсредством формирования величины основных показателей деятельности организации,налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетнойполитикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельностиорганизации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различныхорганизаций.
Учетная политика организации — это принятая ею совокупностьспособов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостноеизмерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственнойдеятельности).
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способыгруппировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимостиактивов, организации документооборота, инвентаризации, способы применениясчетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработкиинформации и иные соответствующие способы и приемы.
Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ № 1(6) допущений и требований.
Основы формирования и раскрытия учетной политики организацииустановлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политикаорганизации».
Данное Положение распространяется:
· в частиформирования учетной политики — на все организации независимо оторганизационно-правовых форм;
· в части раскрытияучетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетностьполностью или частично согласно законодательству Российской Федерации,учредительным документам либо по собственной инициативе.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером(бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
· рабочий плансчетов бухгалтерского учета;
· формы первичныхучетных документов;
· порядок проведенияинвентаризации активов и обязательств организации;
· методы оценкиактивов и обязательств;
· правиладокументооборота и технология обработки учетной информации;
· порядок контроляза хозяйственными операциями;
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организациейпри формировании учетной политики, применяются с первого января года,следующего за годом утверждения соответствующегоорганизационно-распорядительного документа.
Вновь созданная организация оформляет избранную учетнуюполитику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 днейсо дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетнаяполитика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица(государственной регистрации).
Изменение учетной политики организации может производиться вслучаях:
· изменениязаконодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскомуучету;
· разработкиорганизацией новых способов ведения бухгалтерского учета.
Применение нового способа ведения бухгалтерского учетапредполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельностив учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса безснижения степени достоверности информации.
Изменение учетной политики должно быть обоснованным иоформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики.
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года(начала финансового года), следующего за годом его утверждения.