СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ КСОСТАВЛЕНИЮ АУДИТОРСКОЙ ОЦЕНКИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
1.1 Сущность готовой продукции иметоды ее оценки
1.2 Законодательная основа процессаоценки готовой продукции готовой продукции
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АУДИТА ГОТОВОЙПРОДУКЦИИ
2.1 Информационная база и задачиаудита учета готовой продукции и ее реализации (продажи)
2.2 Аудит выпуска и реализацииготовой продукции
2.3 Методы проверки результатоваудита
ГЛАВА 3 АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3.1 Основные положения аудиторскогозаключения
3.2 Возможные ошибки и их исправлениев результате аудита продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ВРоссии аудит – новое направление контроля за хозяйственной деятельностью. С развитиемрыночных отношений на бухгалтеров «хлынул» поток нормативных документов, регламентирующихправовые вопросы деятельности предприятий, организаций и постановкибухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядка формированиясебестоимости продукции. В действующие нормативные документы часто вносятсяизменения и дополнения, которые в силу разных обстоятельств не всегда доводятсядо налогоплательщиков. Возникла необходимость создания формы негосударственногоконтроля за деятельностью предприятий, которой бы включал в себя консультированиепо вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, оказываемых с целью улучшениябухгалтерского учета и отчетности на предприятии, повышения эффективности их коммерческойдеятельности. Этой формой стал аудит –деятельность направленная на снижениепредпринимательского риска.
Вданной курсовой работе рассмотрен вопрос аудита выпуска готовой продукции и еереализации.
Актуальностьизложенного вопроса определила выбор темы работы, цель которой — раскрытьпрактику учета готовой продукции и ее реализации (продажи) и оценитьдостоверность бухгалтерской отчетности по производству и реализации продукции,разработать рекомендации по совершенствованию действующей системы учета готовойпродукции.
Объемреализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это один из основныхпоказателей характеризующих деятельность предприятия, поэтому так важно, чтобыон был отражен в бухгалтерском учете правильно. Верно учтенные объемы реализациипродукции, своевременный и достоверный учет отгрузки и оплаты продукции – этооснова правильно сформированной выручки, а значит и правильно рассчитанныхналогов.
В первойглаве курсовой работы приводятся основы бухгалтерского учета готовой продукциии ее реализации, Законодательная основа процесса оценки готовой продукции готовойпродукции.
Вовторой главе описываются методика проведения аудита, дается характеристикаосновных направлений.
Втретье главе дается определение аудиторскому заключению, его составлению и характеристике,а также здесь раскрываются возможные ошибки выявленные при проведении аудита в бухгалтерскомучете и отчетности организации.
Деятельностьнезависимых аудиторов и аудиторских фирм регламентируется следующимизаконодательными и нормативными актами:
1. Федеральный закон “О бухгалтерскомучете” от 24.11.96 №129-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
2. План счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по егоприменению, утв.приказом Минфином РФ от 17.02.97 № 15:
3. Налоговый Кодекс РФ;
4. Указ Президента РФ от 22.12.93 №2263 “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации” (вместе с “Временнымиправилами аудиторской деятельности в Российской Федерации”);
5. Приказ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н “Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности вРФ” (ред.от24.03.2009).
Аудит- независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверкисоблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных ифинансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точностиотражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертизазавершается составлением аудиторского заключения.
ГЛАВА 1. ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕПОДХОДЫ К СОСТАВЛЕНИЮ АУДИТОРСКОЙ ОЦЕНКИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
1.1 СУЩНОСТЬ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ
Согласноп.3 ПБУ 5/98 готовая продукция — это часть материально — производственныхзапасов организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечнымрезультатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией),технические и качественные характеристики которой соответствуют условиямдоговора или требованиям иных документов в случаях, установленныхзаконодательством.
Основнымизадачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:
1)контроль за выполнением заданий по объему, ассортименту, качеству выпущеннойпродукции и обязательств по ее поставкам;
2)контроль за выполнением плана по реализации продукции и своевременностьюрасчетов с покупателями и заказчиками;
3)контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов;
4)контроль за соблюдением сметы расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции;
5)своевременное и достоверное определение результатов, связанных с отгрузкой иреализацией продукции.
Важнейшейпредпосылкой решения перечисленных задач является экономически обоснованнаяклассификация готовых изделий по определенным признакам, позволяющим отличатьодно изделие от другого (модель, фасон, размер, сорт, марка и т.п.).
Продукция,изготовленная на производственных предприятиях, по своему составу делится наваловую и товарную.
Всостав валовой продукции предприятия включают стоимость готовых изделий,полуфабрикатов и услуг производственного характера, предназначенных дляиспользования как внутри предприятия, так и отпущенных на сторону, стоимостьизготовления и ремонта тары, если она не включается в цену затариваемойпродукции. Валовая продукция характеризует общий объем производственнойдеятельности предприятия, независимо от степени готовности продукции.
Товарнаяпродукция — это продукция, предназначенная для реализации потребителям. Приэтом необходимо иметь в виду, что если предприятие производит продукцию издавальческого сырья, то она включается в состав товарной продукции безстоимости сырья, то есть по стоимости обработки.
Совокупностьвидов оценки готовой продукции следует классифицировать следующим образом:
1. виды оценки готовой продукции,поступившей из производства, т.е. оценки, по которой продукция отражается втекущем (аналитическом) учете;
2. виды балансовой оценки готовойпродукции, т.е. оценки, по которой продукция отражается в балансе организации(предприятия).
Видыоценки готовой продукции, поступившей из производства, определяются, во-первых,технологическими особенностями производства, и, во-вторых, организационнымиособенностями реализации продукции.
Приняторазличать следующие основные виды оценки себестоимости готовой продукции:
· по фактическойпроизводственной себестоимости;
· по неполной(сокращенной) фактической производственной себестоимости;
· по плановой(нормативной) производственной себестоимости;
· по сокращеннойплановой производственной себестоимости.
Методоценки произведенной продукции по фактической себестоимости наиболее точный и,в связи с этим, наиболее трудоемкий. При этом способе готовая продукцияпринимается к учету в сумме всех затрат, связанных с ее изготовлением. Татойспособ оценки применяется в основном в единичном (индивидуальном) производстве.
Оценкаготовой продукции по плановой (нормативной) производственной себестоимостинаиболее распространена. Такой вариант оценки предполагает применениеспециально разработанных предприятием норм, нормативов, смет расходов, наосновании которых составляется нормативная калькуляция себестоимости продукции.При этом варианте появляется необходимость отдельного учета отклоненийфактической производственной себестоимости выпуска готовой продукции от стоимостипо учетным (плановым) ценам.
Отклоненияот норм считается как экономия, или перерасход сырья, материалов, заработаннойплаты и других производственных затрат.
Отклоненияучитываются на тех же счетах, что и готовая продукция. В случае, когда фактическаяпроизводственная стоимость готовой продукции превышает ее стоимость по учетнымценам, имеет место перерасход, т.е. превышение установленных норм. В обратнойситуации, когда стоимость готовой продукции по учетным ценам превышает еефактическую производственную себестоимость, говорят об экономии (рис.1.1.).Определение фактической производственной себестоимости
Фактическая производственная себестоимость = Плановая себестоимость — Экономия (+Перерасход)
Рис.1.1.
Приоценке готовой продукции по себестоимости (фактической или плановой) в расчетне принимаются общехозяйственные и условно-постоянные расходы. Кусловно-постоянным относятся расходы, абсолютная величина которых при измененииобъема выпуска продукции существенно не изменяется (расходы на отопление иосвещение помещения, зарплата управленческого персонала, амортизация). При этомварианте оценки общехозяйственные расходы не включается в состав себестоимостиготовой продукции, а относятся непосредственно на счета финансовых результатов.В новом Плане счетов для учета финансовых результатов предусмотрен счет 99 “Прибыль(убыток) от продаж”. При оценке готовой продукции в качестве учетных цен (цен,по котором готовая продукция принимается к учету) наряду с плановой(нормативной) себестоимостью принимаются также оптовые цены, свободныеотпускные цены и тарифы, свободные рыночные (розничные) цены и тарифы. Всоответствии с п. 2.1. Методических рекомендаций по формированию и применениюсвободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденных Министерствомэкономики России 6 декабря 1995 г. № СИ-484/7-982, свободные оптовые иотпускные цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения,товары народного потребления и услуги устанавливаютсяпредприятиями-изготовителями или другими поставщиками по согласованию спотребителями, исходя из конъюнктуры рынка, количества и потребительскихсвойств продукции (товаров, услуг). В свободные отпускные цены включаютсяналоги и сборы, начисленные и уплачиваемые в соответствие с действующимзаконодательством.
Правилабалансовой оценки готовой продукции установлены п.59 Положения по ведениябухгалтерского учета, согласно которому готовая продукция отражается вбухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой)производственной себестоимости, включающие затраты, связанные с использованиемв процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии,трудовых ресурсов и других затрат на производство продукции, либо по прямымстатьям затрат.
Вкачестве основных методов оценки готовой продукции следует рассматривать первыедва — по фактической и нормативной (плановой) производственной себестоимости.Оценка готовой продукции, по которой она отражается в текущем учете, необязательно должна совпадать с ее балансовой оценкой.
Так,продукция, оцениваемая в балансе по фактической себестоимости, в текущем учетеможет оцениваться:
1) по фактической себестоимости;
2) по учетным ценам (плановойсебестоимости, отпускным ценам и т.д.) с отдельным учетом отклонений отфактической себестоимости.
Учетготовой продукции по учетным ценам и учет отклонений организуются в этом случаена отдельных аналитических счетах синтетического счета 40 “Готовая продукция”.
Продукция,оцениваемая в балансе по нормативной (плановой) себестоимости, в текущем учетеотражается также по плановой себестоимости, но без отдельного учета отклоненийв аналитическом учете. В этом случае расчет сумм отклонений не требуется.Отклонения выявляются на уровне синтетического учета на специальнопредназначенном для этого счете 37 “Выпуск продукции (работ, услуг)”.
Балансоваяоценка готовой продукции по прямым статьям затрат, как и учет продукции посокращенной (неполной) фактической себестоимости, означает списание косвенныхрасходов со счета 26 “Общехозяйственные расходы” непосредственно на счетреализации.
Использованиесчета 37 “Выпуск продукции (работ, услуг)” в учетной практике имеет какположительные, так и отрицательные стороны. При применении этого счета отпадаетнеобходимость в составлении отдельных трудоемких расчетов отклоненийфактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам повыпущенной, отгруженной и реализованной продукции, поскольку выявленныеотклонения по готовым изделиям сразу списываются на счет 46 “Реализацияпродукции (работ, услуг)”.
Использованиев практике работы производственных предприятий категории нормативнойсебестоимости приближает отечественную систему учета затрат и калькулированиясебестоимости продукции к международной системе учета “стандарт-кост”.
Выборметода оценки готовой продукции принадлежит предприятию и, согласно п.12 ПБУ1/98 должен быть отражен в его учетной политике.
1.2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ(ПРОДАЖИ) ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Завершающим этапом оборота хозяйственных средств, врезультате которого произведенная продукция передается покупателю заустановленную договором плату является реализация продукции.
Вступившее в силу с 1 января 2009 года Положение по бухгалтерскому учету “Доходы организации” (ПБУ9/99), утвержденное приказомМинфина Российской Федерации от 06.05.99 №32н, вносит существенные изменения в понятие реализации (продажи) и признания доходов от реализации, учет бухгалтерскихсделок, исполнение договоров коммерческого кредита, суммовых разниц илиреализации на условии “валютной привязки цен” и т.д.
Определение понятия “реализация” не дано ни в одномнормативном документе по бухгалтерскому учету. Такое определение есть вГражданском Кодексе Российской Федерации, где реализация – это отчуждениеимущества, то есть передача права собственности на него в результате сделкикупли – продажи, поставки, мены, порядка, услуги и так далее. Еще болееопределенно об этом сказано в части 1 Налогового Кодекса Российской Федерации:реализация товаров (работ и услуг) – это передача на возмездной основе (в томчисле обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, атакже результатов выполнения работ или оказания услуг одним лицом другому, а вслучаях, предусмотренных Налоговый Кодекс Российской Федерации, передачасобственности на товар, результаты выполненных работ одним лицом для другоголица, оказания услуг одним лицом другому на безвозмездной основе.
Согласно мировым стандартам, реализованной считаетсяотгруженная продукция, независимо от срока оплаты.
Реализация (продажа) продукции – это необходимоеусловие возобновления цикла производства. Задержка в реализации продукциисвидетельствует о том, что произведена продукция, ассортимент и качествокоторой не отвечает спросу потребителя.
Реализация продукции осуществляется, как правило,посредством заключения договоров поставки или через розничную продажу.
В настоящее время официально закрепленосуществование 3-х основных видов цен:
- свободные отпускные цены и тарифы;
- государственно регулируемые оптовые цены и тарифы .
Размер отпускной цены во многом зависит от условия“франко” которое должно быть оговорено в договоре между производителемпродукции и ее покупателем. Франко (от итал. Franco — свободный) – это условиепродажи, по которому покупатель освобождается от части расходов по погрузке итранспортировке продукции, входящих в цену товара, например, условие“франко-вагон” означает, что все расходы по покрузке товара в вагон несетпродавец.
При определении цен на внутреннем рынке чаще другихисполняются следующее виды условия поставки:
франко-склад поставка – в цену, помимо заводскойцены, входят расходы, в связи с отгрузкой продукции (погрузочно-разгрузочныеработы);
франко-станция отправления – в цену включаетсястоимость погрузки продукции в вагоны;
франко-вагон станция назначения – в цену включаетсятолько сумма железнодорожных тарифов;
франко-склад покупателя – в цену включаетсястоимость работ по отгрузке, железнодорожных тариф, стоимость работ поразгрузке продукции на станции назначения, транспортные расходы до складапокупателя и стоимость расходов разгрузки на этом складе.
Цена реализации продукции устанавливается с учетомее полной себестоимости, нормы прибыли и налог на добавленную стоимость, а вслучае реализации продукции за наличный расчет с учетом налога с продажи.
Рыночной ценой товара (работы, услуги) признаетсяцена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных(а при их отсутствии – однородных) товаров (работы, услуг) в сопоставимыхэкономических (коммерческих) условиях.
При определении и признании рыночной цены товара,работы или услуги используются официальные источники информации о рыночныхценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
При реализации товара (работ и услуг) погосударственным ценам (тарифам), установленным в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаютсяуказанные цены (тарифы).
В целях бухгалтерского учета реализованной считаетсяпродукция, право собственности на которую перешло к покупателю. Переход правасобственности в общем случае осуществляется в момент отгрузки продукции. Операциипо реализации продукции находят отражение на счете 46 “Реализация продукции(работ, услуг)”. Для отражения операций по продаже ценностей предусмотренысчета 90 “Продажи” и 91 “Прочие доходы и расходы” раздела VIII “Финансовыерезультаты”. Вторым счетом в проводке, отражающей выручку от реализации,является счет расчетов с покупателями и заказчиками – счет 62 “Расчеты спокупателями и заказчиками”. Оплата продукции покупателем может бытьпроизведена сразу же после ее отгрузки или через определенное время (доистечения определенного договором срока).
Снизить риск неплатежей по реализации продукциипоставщик может, включив в договор с покупателем условие о частичной (илиполной) предварительной оплате продукции.В этом случае сумма поступившегоплатежа (аванса) подлежит зачислению на счет 64 “Расчеты по авансам полученным”,специально предназначенный для учета сумм полученных авансов учитывается домомента отгрузки продукции.
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АУДИТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
2.1 ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА И ЗАДАЧИАУДИТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Вусловиях современной экономики промышленные предприятия России,преобразовавшиеся из государственных в акционерные общества, столкнулись снеобходимостью контроля их производственно- хозяйственной деятельности, сутькоторого заключается в установлении соответствия деятельности предприятиязаконам, законодательным актам.
Однимиз значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видовэкономического контроля в условиях рынка, является независимый контроль.Независимый контроль проводится аудиторами, аудиторскими организациями(фирмами), осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основеза счет заказчика-клиента.
Деятельностьнезависимых аудиторов и аудиторских фирм регламентируется следующимизаконодательными и нормативными актами:
6. Федеральный закон “О бухгалтерскомучете” от 24.11.96 №129-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
7. План счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по егоприменению, утв.приказом Минфином РФ от 17.02.97 № 15:
8. Налоговый Кодекс РФ;
9. Указ Президента РФ от 22.12.93 №2263 “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации” (вместе с “Временнымиправилами аудиторской деятельности в Российской Федерации”);
10.ПриказМинфина РФ от 29.07.98 № 34н “Об утверждении Положения по ведениюбухгалтерского учета и отчетности в РФ” (ред.от24.03.2009).
Аудит- независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверкисоблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных ифинансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точностиотражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертизазавершается составлением аудиторского заключения.
Подаудитом иногда понимается процесс снижения до приемлемого уровняинформационного риска, т.е. вероятности того, что в финансовых отчетахсодержатся ложные или неточные сведения для пользователей этих отчетов.
Какотмечают американские специалисты, аудит- это вид деятельности, заключающийся всборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономическогосубъекта, осуществляемый независимым компетентным лицом. Это лицо, исходя изустановленных критериев, выносит заключение о качественной стороне функционированияорганизации.
Главнаяцель аудита — определение достоверности финансовой отчетности компании, а такжеконтроль за соблюдением компанией определенных законов и норм хозяйственногоправа и налогового законодательства.
Специалист-аудиторв процессе проведения проверки предприятия призван:
* оценить полноту,достоверность и точность отражения в учете и отчетности затрат, доходов ифинансовых результатов деятельности организации;
* проконтролироватьсоблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правилаведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов,обязательств и собственного капитала;
* выявить резервыулучшения использования основных и оборотных средств, финансовые резервы ивозможность использования заемных источников.
Всвязи с тем, что основной целью хозяйственной деятельности любогопроизводственного предприятия является получение прибыли, которая формируется,в основном, благодаря поступлению выручки от реализации (продажи) продукциисобственного производства, аудит выпуска, отгрузки и реализации готовойпродукции является одним из наиболее важных тематических направлений общегоаудита.
Проверкаправильности учета готовой продукции и процесса ее реализации (продажи)включает следующие этапы:
1. изучение учетной политики предприятияс целью определения метода учета затрат на производство, метода распределенияпо видам выпускаемой продукции затрат вспомогательного производства, общепроизводственныхи коммерческих расходов, порядка оценки незавершенного производства, признаниявыручки для целей налогообложения;
2. проверка наличия приказа наматериально ответственное лицо и договоров на полную материальнуюответственность;
3. ознакомление с договорами нареализацию (продажу) готовой продукции;
4. оценка качества инвентаризацииготовой продукции;
5. проверка правильности отраженияпервичных документов на отгрузку готовой продукции и счетов-фактур;
6. проверка достоверности отраженияфактической себестоимости отгруженной продукции на основании аналитическогоучета и первичных документов складского учета;
7. правильность и своевременностьотражения выручки на счет 46 “Реализация продукции (работ, услуг)“ (90“Продажи”).
Информационнойбазой для проведения аудиторской проверки учета выпуска, отгрузки и реализации(продажи) продукции являются следующие первичные документы:
¨ Положение поучетной политике предприятия;
¨ договоры нареализацию готовой продукции;
¨ накладные на сдачуготовой продукции;
¨ машинограммыучета готовой продукции на складе;
¨ описиинвентаризации готовой продукции;
¨ накладные нареализацию готовой продукции;
¨ счета-фактуры;
¨ Главная книга;
¨ журнал-ордер №11;
¨ ведомость № 16;
¨ бухгалтерская отчетность,включающая:
1)Бухгалтерский баланс (форма № 1), в частности строки:
* ст. 215 “Готоваяпродукция и товары для перепродажи”;
* ст. 216 “Товарыотгруженные”;
* ст. 218 “Прочиезапасы и затраты”, по которой показываются запасы и затраты, не нашедшиеотражения в других статьях подраздела “Запасы” второго раздела Бухгалтерскогобаланса, в частности, несписанная в установленном порядке со счета 43“Коммерческие расходы” часть коммерческих расходов, относящихся к остаткунеотгруженной (нереализованной) продукции;
* ст. 231“Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков”;
2)Отчет о прибылях и убытках (форма № 2).
2.2. АУДИТ ВЫПУСКА ИРЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Законодательныеи нормативные документы, регулирующие объект проверки:
1. План счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по егоприменению, утв. Приказом Минфина РФ от 17.02.97 № 15;
2. Приказ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н “Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности вРФ” (ред.от24.03.2009);
3. Приказ Минфина РФ от 15.06.98 № 25н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственныхзапасов” (ПБУ 5/98)”.
Передпроведением проверки аудитор составляет программу проверки, которая включаетследующие направления:
1) анализ уставной деятельностипредприятия и выполнения им хозяйственной программы, увязки ее с договором назакупку материальных ресурсов и комплектующих изделий;
2) установление наличия договоров напоставку продукции предприятия, проверка выполнения условий хозяйственныхдоговоров;
3) проверка достоверности иоперативности учета договорных обязательств по поставкам продукции;
4) проверка установления порядкапремирования работников предприятия с учетом выполнения обязательств попоставкам продукции;
5) анализ учета потерь (пеней, штрафов,неустоек), вызванных недопоставкой и нарушением сроков поставки продукции;
6) анализ выполнения предусмотренныхмероприятий по обновлению выпускаемой продукции;
7) анализ показателей качествапродукции, потерь от брака и рекламаций за поставку некачественной продукции:
a) анализ затрат на производствонеисправимого, т.е. окончательного брака, расходов по его исправлению, сумм,подлежащих взысканию с виновников брака и поставщиков за поставкунекачественных материалов или полуфабрикатов. В случаях, если имели местопоставки сырья, материалов и комплектующих изделий низкого качества, аудиторвыясняет, предъявлялись ли соответствующими службами предприятия поставщикамэтих ценностей претензии на возмещение потерь, установлен ли контроль закачеством сырья и материалов;
b) анализ ритмичности выпуска продукции,причин неритмичности работы, потерь продукции в результате невыполнениясуточных графиков. При проверке ритмичности используются данные аналитическогоучета о сдаче готовой продукции на склад к счету 40 “Готовая продукция”,оперативно-технические сводки, рапорты о выработке продукции, сменные отчеты ит.п. Тщательно изучаются причины, вызвавшие перебои в производстве и повлиявшиена снижение показателя ритмичности;
c) установление факта использованияотходов производства;
d) анализ обоснованности и правильностиформирования цен на реализацию продукции;
8)оценка соответствия отчетных данных о выпуске и реализации продукции даннымбухгалтерского учета и первичных документов.
Следующийэтап проверки — аудит расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость,цель которого в подтверждении достоверности бухгалтерской отчетностипроверяемого экономического субъекта в части отражения задолженности передбюджетом по налогу на добавленную стоимость, а также отражения в пояснительнойзаписке существенных обстоятельств, связанных с неурегулированными вопросами вналогообложении.
Аудиторскаяпроверка налога на добавленную стоимость включает следующие процедуры:
· анализ налоговыхотчетов за предыдущие периоды, выявление вопросов, по которым имелись замечанияи анализ выполнения рекомендаций по этим вопросам;
· сравнениеостатков по счетам налога на добавленную стоимость за текущий период состатками за предыдущие периоды и анализ значительных или необычных отклонений;
· анализ уплатыплатежей в бюджет за отчетный период.
Припроверке правильности полученного налога на добавленную стоимость, включаемогов стоимость реализуемых товаров и соответствия задолженности по налогу передбюджетом, аудитор должен:
1) выверить остатки по Главной книге;
2) составить сводную ведомость и проанализироватьданные счета расчетов по налогу на добавленную стоимость;
3) проанализировать правильностьприменения ставок налога в зависимости от характера бизнеса и типа реализуемойпродукции;
4) пересчитать задолженность по налогуна добавленную стоимость за отчетный период;
5) проанализировать правильностьприменения льгот по налогу на добавленную стоимость в соответствии сзаконодательными актами;
6) определить периодичность уплатыналога на добавленную стоимость на основе расчета среднемесячной задолженностипо налогу перед бюджетом;
7) провести выборочную проверкуправильности составления документации и расчетов по налогу путем сравнения сданными банковских выписок во избежание уплаты предприятием пеней и штрафов.
Поитогам проверки аудитор делает вывод о правильности расчета в отчетном годуналога на добавленную стоимость, составления деклараций по налогу, а также одостоверности финансовой отчетности предприятия в части отражения задолженностиперед бюджетом по налогу на добавленную стоимость.
2.3. ПРОВЕРКАРЕЗУЛЬТАТА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Финансовыйрезультат от продажи продукции (работ, услуг) определяется как разница междувыручкой от продажи (без налога на добавленную стоимость и налога с продаж) ифактической себестоимостью проданной продукции (работ, услуг). Для установленияотражения прибыли (убытка) от продажи аудитор проверяет правильность учетаотгрузки и реализации продукции и расходов, связанных со сбытом продукции(коммерческих расходов).
Правильностьотражения операций по продаже аудитор устанавливает в ходе выборочной проверкиэтих операций путем сверки данных, отраженных в бухгалтерских регистрахэкономического субъекта, с первичными документами и наоборот. Такая проверкапроводится на предварительном этапе аудита. Аудитор проверяет соблюдениепредприятия в отношении предоставления кредитов покупателям, процедур доставкии ценообразования при совершении ежедневных операций. Аудиторская проверкапроводится путем сравнения фактических цен по различным видам продукции,условий оплаты транспортных расходов или доставки, указанных в счетах, сданными соответствующих документов, утвержденных руководством (накладных нареализацию готовой продукции, счетов-фактур), сопоставляются с номенклатуройцен.
Припроверке достоверности отражения сумм от продажи продукции аудитор выборочносверяет ряд записей в ведомости № 16 и журнала-ордера №11 с данными накладныхна реализацию продукции и счетов-фактур, для подтверждения того, что товарыбыли действительно доставлены, право собственности на них перешло отисполнителя к заказчику (покупателю). Аудитор анализирует условия поставки дляточного определения момента перехода права собственности.
Проводитсяанализ порядковой нумерации накладных на реализацию готовой продукции, с цельюустановления того, что все документы собраны и надлежащим образом хранятся вотделе сбыта.
Припроверке своевременности учета реализационных операций аудитор сопоставляетдаты, указанные в накладных на реализацию готовой продукции, с датамисоответствующих счетов-фактур, датами записей на счетах учета реализации идебиторской задолженности.
Точныйрасчет сумм продаж влияет на правильное выставление счетов-фактур заотгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги и последующееотражение этих данных на счетах бухгалтерского учета.
Проверкаправильности оценки продажи включает пересчет данных учета для выявлениявозможных математических ошибок. Для этого аудитор подсчитывает итоговые суммысчетов-фактур.
Помимополного и достоверного учета данных о проданной продукции важно, чтобы все этиданные были правильно классифицированы в Отчете о прибылях и убытках.
Входе проверки классификации операций на основании первичных документовопределяется правильность корреспонденции счетов в ведомости № 16 и вжурнале-ордере № 11 и правильность разноски сумм по счетам Главной книги.
Наэтапе проверки отражения результатов от продажи продукции (работ, услуг),аудитор проверяет правильность отражения прибыли от реализации по кредиту счета80 “Прибыли и убытки” в корреспонденции с дебетом счета 46 “Реализацияпродукции (работ, услуг)”, и соответствие этого показателя данным строки 050“Прибыль (убыток) от продажи” Отчета о прибылях и убытках.
Используяпроцедуру арифметических подсчетов, аудитор по Главной книге и счету 46“Реализация продукции (работ, услуг)” проверяет правильность определенияпоказателей:
— ст.010 “Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусомналога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей”;
-ст.020 “Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг”;
— ст.030 “Коммерческие расходы”.
Проверкаформирования прибыли от продажи продукции включает следующие действия:
Ст.010=сумма оборотов по кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” заотчетный период — сумма оборотов по дебету счета 46 “Реализация продукции(работ, услуг)” за отчетный период в корреспонденции с кредитом счетов 67“Расчеты по внебюджетным платежам”, 68 “Расчеты с бюджетом” — сумма оборотов подебету счета 80 “Прибыли и убытки” за отчетный период в корреспонденции скредитом счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”
Ст.020= сумма оборотов по дебету счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” заотчетный период — сумма оборотов по дебету счета 46 “Реализация продукции(работ, услуг)” за отчетный период в корреспонденции с кредитом счетов 67“Расчеты по внебюджетным платежам”, 68 “Расчеты с бюджетом”, 80 “Прибыли иубытки” — сумма оборотов по дебету счета 46 “Реализация продукции (работ,услуг)” за отчетный период в корреспонденции со счетами 43 “Коммерческиерасходы”, 44 “Издержки обращения” — сумма оборотов по дебету счета 46“Реализация продукции (работ, услуг)” за отчетный период в корреспонденции сосчетом 26 “Общехозяйственные расходы”.
Ст.030= сумма оборотов по дебету счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” заотчетный период в корреспонденции со счетами 43 “Коммерческие расходы”, 44“Издержки обращения”.
Далеепроверяется расчет корректировки бухгалтерской прибыли от реализации продукции.
ГЛАВА3 АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3.1ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
В ходеаудита все действия аудиторов направлены на достижение главной цели аудиторскойпроверки – формирование объективного мнения о достоверности бухгалтерской отчетностиэкономического субъекта. Это мнение и составляет содержание аудиторскогозаключения.
Аудиторскоезаключение – это документ с юридическим статусом для всех юридических и физическихлиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправленияи судебных органов. Заключение аудиторской организации (аудитора) по
результатампроверки, проведенной по решению органов дознания, приравнивается к заключениюэкспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ.
Аудиторскоезаключение по результатам обязательного аудита составляется в соответствии с требованиямироссийского правила (стандарта) аудиторской деятельности «Порядок составленияаудиторского заключения о бухгалтерской отчетности» и требованиями другихправил (стандартов).
Аудиторскоезаключение должно быть составлено на русском языке, стоимостные показатели внем выражены в валюте Российской Федерации (руб.). Исправления не допускаются.
Аудиторскаяорганизация обязана предоставить аудиторское заключение только экономическому субъектув согласованном количестве экземпляров и в обусловленные сторонами сроки.
Наосновании Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденныхУказом Президента Российской Федерации №2263 от 22.12.93, и российского стандарта«Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности»
Аудиторскоезаключение содержит три части: вводною, аналитическую и итоговую.
Вводнаячасть включает все необходимые сведения об аудиторской фирме или аудиторе,работающем самостоятельно.
Аналитическаячасть представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общихрезультатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетностиэкономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом
законодательствапри совершении финансово-хозяйственных операций.
Итоговаячасть представляет собой мнение аудиторской организации (аудитора) о достоверностибухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Каудиторскому заключению должна быть приложена установленная законодательством бухгалтерскаяотчетность экономического субъекта, в отношении которой проводился аудит.
Каждаястраница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку,и заверяется его личной печатью.
Припроведении проверки аудиторской фирмой аудиторское заключение, кроме того,подписывается в целом руководителем аудиторской фирмы и заверяется печатьюаудиторской фирмы.
Входе аудиторской проверки могут быть выявлены существенные нарушения вустановленном порядке ведения бухгалтерского учета. Они находят отражение ваудиторском заключении.
3.2 Возможные ошибки и их исправление в результатеаудита продукции
Типичнымиошибками являются следующие:
1.Оценка готовой продукции не соответствует методу оценки, установленному учетнойполитикой организации.
Организациимогут вести учет выпуска продукции двумя способами:
-Безиспользования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;
-Сиспользованием счета 40
Необходимымусловием применения счета 40 является применение на предприятии показателейнормативной или плановой себестоимости, что достигается обычно прииспользовании нормативного метода учета затрат на производство икалькулирования себестоимости продукции.
Готоваяпродукция списывается в порядке реализации со счета 43 «Готовая продукция» вдебет счета 90 «Продажи», только если она отгружена или сдана покупателю наместе и расчетные документы за нее предъявлены этим покупателям (заказчикам).
Готоваяпродукция, переданная другим предприятиям для реализации на комиссионных и иныхподобных началах, также списывается со счета 43 «Готовая продукция» в дебет счета45 «Товары отгруженные».
2.Оценка отгруженной продукции не соответствует методу оценки, установленномуучетной политикой организации.
Товарыотгруженные учитываются на счете 45 «Товары отгруженные» по фактической производственнойили нормативной (плановой) себестоимости. Записи по дебету счета 45 «Товары отгруженные»в корреспонденции со счетом 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» могутпроизводиться только в соответствии с оформленными документами (накладными,приемосдаточными актами и др.) по отгрузке готовых изделий (товаров) илипередаче их для реализации на комиссионных и иных подобных началах.
Суммысписываются с кредита счета 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 90 «Продажи» толькопри предъявлении покупателям (заказчикам) расчетных документов за отгруженную продукциюлибо поступлении извещения комиссионера о реализации переданных ему изделий.
3.Неправильный расчет и отражение в учете отклонений фактической производственнойсебестоимости готовой продукции от стоимости ее по учетным ценам (при учетеготовой продукции по учетным ценам).
Приучете готовой продукции на синтетическом счете 43 «Готовая продукция» пофактической производственной себестоимости в аналитическом учете движение ее отдельныхнаименований возможно отражать по учетным ценам с выделением отклонений фактическойпроизводственной себестоимости изделий от их стоимости по учетным ценам. Такиеотклонения учитываются по однородным группам готовой продукции, которые формируютсяпредприятием исходя из уровня отклонений фактической производственнойсебестоимости от стоимости по учетным ценам отдельных изделий.
4.Отражение в учете как собственной готовой продукции, выработанной издавальческого сырья.
5.Неполное отражение в учете выпущенной продукции.
Построке «Готовая продукция» в бухгалтерской отчетности показывается фактическая производственнаясебестоимость остатка законченных производством изделий, прошедших испытания и приемку,укомплектованных всеми частями согласно условиям договоров с заказчиками исоответствующим техническим условиям и стандартам. Продукция, не отвечающаяуказанным требованиям, и несданные работы считаются незаконченными ипоказываются в составе незавершенного производства.
6.Несвоевременное отражение в учете отгруженной и реализованной продукции.
Приотражении в учете отгруженной и реализованной продукции возможны два вариантаошибки:
· Отражение в учетепродукции как реализованной, в то время как в соответствии с договором она еще неможет быть признана реализованной, а должна быть отражена в учете и отчетности какотгруженная;
· Отражение в учетепродукции как отгруженной, в то время как в соответствии с договором она уже реализована,т.е. момент перехода права собственности от продавца к покупателю уже состоялся.
7.Отсутствие налаженного аналитического учета готовой продукции по местамхранения и отдельным видам готовой продукции.
8.Отсутствие инвентаризации готовой продукции.
9.Неправильное отражение в учете морально устаревшей, испорченной при храненииготовой продукции.
10.Неверное представление деятельности, с изготовлением продукции из давальческогосырья у давальца-заказчика, как торговой деятельности. При приобретениипредприятием продукции для ее дальнейшей переработки эту продукцию следуетучитывать на счет 10 «Материалы», субсчет «Материалы, переданные в переработкуна сторону». Отражать такие операции на счет 41 «Товары» неправомерно. В этом случаеорганизации, занимающиеся торговой деятельностью, должны вести учет в порядке,аналогичном применяемому предприятиями, занимающимися промышленно-производственнойдеятельностью.
11.Неверное отражение в бухгалтерском учете различных товарно- материальныхценностей как готовой продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становлениеи укрепление рыночных отношений требуют более рациональных подходов корганизации бухгалтерского учета и аудита производства и реализации готовойпродукции, так как показатели выпуска и продажи продукции оказывают решающеезначение на величину прибыли, рентабельности предприятия и др. Чем оптимальнееих значение, тем эффективнее финансово-хозяйственная деятельность предприятия,одной из основных целей которого является максимизация прибыли при минимальныхзатратах. Чтобы достичь этого, необходима такая система бухгалтерского учета иаудита, которая позволила бы получить достоверную, полную и оперативнуюинформацию, необходимую для эффективного управления производственным процессоми принятия обоснованных управленческих решений.
Вусловиях транзитивной экономики промышленные предприятия России,преобразовавшиеся из государственных в акционерные общества, столкнулись снеобходимостью контроля их производственно- хозяйственной деятельности, сутькоторого заключается в установлении соответствия деятельности предприятиязаконам, законодательным актам. Одним из значимых в настоящее время, а такжеперспективных и эффективных видов экономического контроля в условиях рынка,является независимый контроль. Независимый контроль проводится аудиторами,аудиторскими организациями (фирмами), осуществляющими свою деятельность надоговорной коммерческой основе за счет заказчика-клиента.
Какотмечают американские специалисты, аудит- это вид деятельности, заключающийся всборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономическогосубъекта, осуществляемый независимым компетентным лицом. Это лицо, исходя изустановленных критериев, выносит заключение о качественной сторонефункционирования организации.
Главнаяцель аудита — определение достоверности финансовой отчетности компании, а такжеконтроль за соблюдением компанией определенных законов и норм хозяйственногоправа и налогового законодательства.
Проверкаправильности учета готовой продукции и процесса ее реализации (продажи)включает следующие этапы:
1.изучениеучетной политики предприятия с целью определения метода учета затрат напроизводство, метода распределения по видам выпускаемой продукции затратвспомогательного производства, общепроизводственных и коммерческих расходов,порядка оценки незавершенного производства, признания выручки для целейналогообложения;
2.проверканаличия приказа на материально ответственное лицо и договоров на полнуюматериальную ответственность;
3.ознакомлениес договорами на реализацию (продажу) готовой продукции;
4.оценкакачества инвентаризации готовой продукции;
5.проверкаправильности отражения первичных документов на отгрузку готовой продукции исчетов-фактур;
6.проверкадостоверности отражения фактической себестоимости отгруженной продукции наосновании аналитического учета и первичных документов складского учета;
7.правильностьи своевременность отражения выручки на счет 46 “Реализация продукции (работ,услуг)“ (90 “Продажи”).
Аудиторскоезаключение – это документ с юридическим статусом для всех юридических и физическихлиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправленияи судебных органов. Заключение аудиторской организации (аудитора) по результатампроверки, проведенной по решению органов дознания, приравнивается к заключениюэкспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. ГражданскийКодекс РФ. – М.: Законы, 1998. – 548с.
2. Налоговый Кодекс РФ // Аудит. – 1999.- №№ 8 – 9. – С. 3 – 64.
3. Федеральный Закон РФ “О бухгалтерскомучете” от 24.11.96 № 129 – ФЗ (с изменениями и дополнениями).
4. План счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по егоприменению, утв. Приказом Минфина РФ от 31 октября 2009г. № 94н.
5. Постановление Правительства РФ от 05.08.92 № 552 “Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализациипродукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов,учитываемых при налогообложении прибыли”.
6. Приказ Минфина Россииот 29.07.98 № 34н. “Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности в РФ”.
7.Авдюхов В.И.Особенности отражения в учете реализации товаров, работ или услуг // Я –бухгалтер. – 2009. — №7. — С. 44 – 64.
8.Алборов Р.А. Аудит ворганизациях промышленности, торговли и АПК. – М.: Изд-во “Дело и сервис”. — 1998г. – 464с.
9.Газарян А.В., КостюкГ.И. Аудиторская проверка финансовых результатов и их использование. //Бухгалтерский учет. – 2001. — №5. — С. 52 – 60.
10.Громов В.Г., ГромоваМ.Б. Бухгалтерский учет и аудит: практическое пособие с комментариями. – СПб.:Б.И.., 1997.-354с.
11.Данилевский Ю.А.Методика аудита //Аудит и финансовый анализ. – 1996. — №2. — С. 9 – 18.
12.Захарьин В.Р. Учетготовой продукции // Я – бухгалтер. – 1998. — №7. — С. 36 – 45.
13.Захарьин В.Р. Учетреализации продукции // Я – бухгалтер. – 1998. — №7. — С. 46 – 55.
14.Ришар Жак. Аудит ианализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ. 1997. – 315с.
15.Самохвалова Ю.Н. Учетготовой продукции и ее реализации: М: Налоговый вестник. — 2009, — 224с.
16.Шишкин А.К., МикруковВ.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебное пособие длявузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. – 496с.
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Корреспонденциясчетов по учету готовой продукции Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Дебет Кредит А 3 4 На сумму фактической себестоимости выпущенной продукции 43 20 На сумму стоимости излишков продукции, выявленных по результатам инвентаризации склада 43 99 На сумму стоимости готовой продукции, переданной в качестве материалов в цеха основного производства 10 43 На сумму стоимости готовой продукции, использованной непосредственно в основном производстве (без оприходования в качестве производственных запасов) 20 43 На сумму стоимости готовой продукции, использованной во вспомогательных производствах 23 43 На сумму стоимости готовой продукции, использованной при осуществлении общепроизводственных и общехозяйственных расходов
25,
26 43 На сумму стоимости готовой продукции, использованной при осуществлении затрат, относящихся к нескольким отчетным периодам 97 43 На сумму стоимости готовой продукции, использованной при осуществлении коммерческих расходов 44 43 На сумму стоимости готовой продукции, отгруженной покупателям 90 45 На сумму стоимости готовой продукции, утраченной в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций 99 43 На сумму стоимости материалов по цене возможного использования, полученных при гибели готовой продукции 10 99 На сумму стоимости готовой продукции, переданной в сферу нематериального производства 29 43
ПРИЛОЖЕНИЕ2
Бухгалтерские проводки по учетуреализации продукции (работ, услуг) Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Дебет Кредит А 3 4 На сумму стоимости реализованной продукции, работ, услуг основного производства 90 20 На сумму стоимости реализованной продукции, работ, услуг вспомогательного производства 90 23 На сумму стоимости реализованной продукции, работ, услуг обслуживающих производств и хозяйств 90 29 На сумму общехозяйственных расходов, относимых на счет реализации 90-2 26 На сумму фактической себестоимости реализованной готовой продукции 90-2 43 На сумму стоимости реализованных товаров 90 41 На сумму торговой наценки, списанной на себестоимость реализованных товаров 90 41 На сумму коммерческих расходов в части, приходящейся на стоимость реализованной продукции, работ, услуг 90 44 На сумму издержек обращения в части, приходящейся на стоимость реализованной продукции, работ, услуг 90 44 На сумму стоимости отгруженной продукции при получении документов об оприходовании продукции покупателем 90 44 На сумму начисленного налога на добавленную стоимость от стоимости реализованной продукции 90 68 На сумму прибыли от реализации продукции 90-9 99 На стоимость продукции, работ, услуг, использованных при осуществлении капитального строительства хозяйственным способом 08 90 На сумму оплаты реализованной продукции наличными деньгами 50 90 На сумму поступивших на расчетный (валютный) счет денежных средств в оплату реализованной продукции 51,52 90 На сумму товара, продукции, работы, услуг, полученных по договору бартера 60 46 60 90 На сумму стоимости продукции, отгруженной покупателям и заказчикам 62 46 62 90-1 На сумму ранее перечисленных авансов, зачтенных при реализации продукции 64 46 62 90 На сумму стоимости услуг, реализованных транспортными организациями и организациями связи 46
60,
76 90 60 На сумму убытка от реализации продукции, работ, услуг 80 46 99-9 90 На сумму услуг сторонних организаций, относимых на стоимость отгруженной продукции, работ, услуг
60,
76,
71 45
60,
76,
71 45 На сумму стоимости продукции, отгруженной покупателям и заказчикам 45 40 45 43 На сумму претензий, оформленных по суммам ущерба (потери, упущение выгоды) допущенного при реализации продукции 63 62 76-2 62 На сумму ущерба от недостач и потерь продукции при ее реализации до момента перехода производства собственности к покупателю 84 46 94 90
ПРИЛОЖЕНИЕ3
Аудиторские процедуры по учету иреализации готовой продукции и дебиторской задолженностиВопросы, включенные в программу и процедуры их проверки Направление контроля А 1
Реализация.
Выбрать для проверки документы на отгрузку
a) сканировать на предмет недостающих номеров
b) проследить по соответствующим операциям счета-фактуры
c) сканировать счета-фактуры на предмет недостающих номеров
полнота
полнота
полнота
Выборочно
a) проверить точность подсчета стоимости отгруженной продукции
b) проверить цены по утвержденному перечню цен
c) подтвердить отгрузку продукции приложенными документами к счетам- фактурам
d) проследить отражение отгрузки продукции согласно требованиям налогового законодательства по ведению журнала учета счетов-фактур и книги продаж
e) проверить даты и соответствие количества товаров, работ, услуг в приложенных документах к счетам-фактурам
f) проследить точность и правильность отражения задолженности покупателей в регистрах бухгалтерского учета и Главной книге
точность
утверждение
реальность
соответствие
периодизация,
реальность
учет Проверить путем пересчета своевременность и полноту списания себестоимости реализованной продукции, торговой наценки и коммерческих расходов согласно нормативным требованиям
точность,
периодизация Используя приемы прослеживания, сверки документов, выборочно проверить реальность формирования себестоимости реализованной продукции реальность Проверить правильность составления бухгалтерских проводок на отгрузку продукции, подсчета выручки от реализации, списание себестоимости реализованной продукции, торговой наценки, распределение коммерческих расходов и отражение условно постоянных расходов учет Путем пересчета проверить правильность начисления налога на добавленную стоимость и налога с продаж, определение финансовых результатов от реализации точность Проанализировать результаты от реализации продукции, работ, услуг, сравнить полученные результаты с данными бизнес-плана организации утверждение