Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Организация бюджетного цикла организации

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1. Теоретические основы бюджетирования(планирования) в системе управленческого учета
1.1 Значение и понятие бюджетирования ибюджета. Функции бюджета
1.2 Методы составления и виды бюджета
2. Организационно-экономическая иправовая характеристика организации
2.1 Местоположение и правовой статусорганизации      
2.2 Организационное устройство, размерыи специализация организации
2.3 Основные экономические показателидеятельности организации
2.4 Организация управленческого учетаорганизации
3. Организация бюджетного циклаорганизации
3.1 Формирование операционного цикла      
3.2 Формирование финансового бюджета
3.3 Организация контроля исполнениябюджета
3.4 Рационализация бюджетного цикла
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложения

Введение
В современных условияхрыночных отношений в нашей стране предприятие имеет юридическую и экономическуюсамостоятельность. Эффективное управление производственной деятельностьюпредприятия все в большей степени зависит от уровня информационного обеспеченияего отдельных подразделений и служб. Предприятия, имеющие сложнуюпроизводственную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической ифинансовой информации. Именно она помогает оптимизировать затраты и финансовыерезультаты, принимать обоснованные управленческие решения. Этого же требует ижесткая конкурентная борьба, и высокая динамика рынка. Все это невозможно безпрофессионально выстроенной системы среднесрочного управления, связанного состратегией предприятия. На сегодняшний день немногие российские организацииимеют управленческий и бухгалтерский учет поставленный таким образом, чтосодержащаяся в нем информация была бы пригодна для оперативного управления ифинансового анализа.
В условиях перехода отадминистративной к рыночной экономике процесс планирования деятельностипредприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые вусловиях централизованной экономики, по мнению многих экономистов, не оправдалисебя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложнойэкономической ситуации. Старая система планирования также не соответствовалановым послеприватизационным условиям. Работать же без планирования, какоказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникланеобходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятияв условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективнуюуправленческую деятельность.
После отказа от старойсистемы планирования многие отечественные предприятия пытались самостоятельноразработать новую эффективную систему, но нехватка квалифицированныхспециалистов данного направления делала задачу невыполнимой. В данной ситуациислепо перенимать западный опыт было неразумно. В идеальном случае современноепланирование должно сочетать положительный опыт предыдущей системыхозяйствования и то новое, что диктуется изменившимися условиями и позитивнымзарубежным опытом.
Именно поэтому вершиноймастерства деятельности финансового менеджера является применение современныхметодов финансового планирования и контроля, которые в последнее время принятоопределять с помощью термина «бюджетирование». Бюджетное планированиеявляется самым детализированным уровнем планирования и представляет собойпроцесс подготовки отдельных бюджетов по структурным подразделениям илифункциональным сферам организации, разработанных на основе утвержденных высшимруководством программ. Иногда этот термин трактуется более широко, какцелостная система выбора тактических целей планирования на уровне предприятия врамках принятой стратегии, разработки планов (смет затрат и доходов) будущихопераций компании и контроля исполнения этих планов, то есть по сути каксистема внутреннего финансового управления. Таким образом, бюджетированиеявляется немаловажным шагом в сложной проблеме планирования деятельностипредприятия.
Бюджетирование являетсяважным элементом управленческого учета. Аналитики считают, что большинствукомпаний необходимо внедрение процедур бюджетирования. По их мнению, две третироссийских компаний, которым следует внедрять бюджетирование, этого не делают,а большинство тех, кто уже осваивают эту процедуру, находятся в самом началепути. Российские компании сделали только первый шаг к полноценномубюджетированию, во всяком случае, в том виде, как оно осуществляется на Западе.Без знания этих методов управленческого учета и бюджетирования контролироватьположение дел в компании очень трудно.
1.Теоретические основы бюджетирования (планирования) в системе управленческогоучета
1.1Значение и понятие бюджетирования и бюджета. Функции бюджета
Бюджетирование какпроцедура составления бюджета – это, прежде всего, система управлениякомпанией. В его основу заложен контроль исполнения бюджетов в центрахфинансовой ответственности. Как и любая другая система управления предприятием,бюджетирование направлено на достижение стратегических и тактических целейпутем наиболее эффективного использования ресурсов. Бюджетированиепредставляется не только как важнейшая задача в области управления финансамипредприятия, но и как способ ведения бизнеса, как инструмент контроля наддеятельностью предприятия на различных уровнях управления: как предприятия вцелом, так и отдельных подразделений.
Бюджет представляетсобой выраженные в конкретных показателях цели, альтернативы достижения целей,последствия возникновения альтернатив, фактические результаты реализацииуправленческий решений, отклонения от запланированных результатов. Его так жеможно определить как процесс принятия решений, с помощью которого предприятиеоценивает целесообразность притока и оттока активов.
Итак, основную цельсистемы бюджетирования можно определить, как повышение эффективности деятельностикомпании.
Система бюджетированияже обеспечивает взвешенное планирование финансовых ресурсов и мощнуюаналитическую поддержку управленческих решений. Бюджетирование является первымшагом к воплощению в жизнь стратегического плана компании. Реализация стратегииосуществляется через формулирование, анализ и принятие решений на основеразличных инициатив, которые затем реализуются в виде инвестиционных проектовили мероприятий. Бюджет компании отражает эффективность реализации инициатив,для чего осуществляется бюджетирование с учетом различных вариантов (сценариев)развития.
До конца ли осознаеттоп-менеджмент необходимость использования системы бюджетного управления? Втаких случаях приходится делать акцент на то, какие преимущества даетруководству предприятий использование такой системы. Во-первых, бюджетированиевырабатывает четкое понимание и возможность анализа вариантов достиженияпоставленных целей с помощью финансового плана. Во-вторых, выбор оптимальноговарианта финансового плана по заданным критериям: прибыль, поступления денежныхсредств, структура баланса и так далее. В-третьих, финансово необоснованныерешения сводятся к минимуму. Ведь бюджет принимается с учетом прогноза внешнихи внутренних изменений. К другим, не менее важным преимуществам следует отнестивозможность своевременной диагностики вероятной проблемы и выхода из сложнойситуации. К примеру, полная информированность о необходимых финансовых иматериальных ресурсах позволяет заранее предсказать периоды с их дефицитом изаблаговременно подготовить пути решения – либо это сдвиг платежей во времени,либо кредиты, либо увеличение объема продаж. Возможность оценки эффективностидеятельности подразделений внутри предприятия также является одним из наиболееважных преимуществ использования системы бюджетирования. Появляется возможностьопределения затратных и убыточных видов бизнеса.
Грамотно налаженнаясистема бюджетирования дает руководителю возможность оценить, с одной стороны,как идут дела в различных подразделениях компании, а с другой, как складываетсяситуация в целом. Данная система позволяет эффективно управлять не простоотдельными видами бизнесами, а сочетанием различных видов деятельности.Бюджетирование необходимо и тогда, когда компания привлекает внешниеинвестиции. Ведь инвесторам важно иметь достоверную информацию о развитиибизнеса. А ее можно почерпнуть только из детально прописанных бюджетов.Бухгалтерские формы № 1 «Баланс» и № 2 «Отчет о прибылях и убытках» показываетвсего лишь состояние компании на отчетную дату. Что происходило внутри периода,прогнозирование ситуации на ближайшее время, – все эти вопросы остаются вневидимости бухгалтерских форм. Принятие решения о внедрении бюджетированиязависит и от долгосрочных планов компании. Если она намерена последовательно расти,то реализация этой программы предполагает прохождение ряда этапов. Бюджетыпозволяют спрогнозировать, как будет складываться ситуация на том или иномэтапе. В отличие от бизнес-планирования, которое дает принципиальный ответ навопрос о перспективности нового проекта, бюджетирование помогает оценить, как,где и когда следует использовать имеющиеся ресурсы, чтобы обеспечить повышениеобщей эффективности
Бюджетирование – это нетолько инструмент планирования. Это еще и инструмент, позволяющий оценить, насколькоуспешно реализуются отдельные проекты и развиваются дела всей компании.Достаточно сопоставить плановые и фактические показатели бизнеса – и картинакак на ладони. Так называемый план-факт анализ может ежемесячно проводиться какисключительно для финансовых бюджетов, так и для отдельных операционныхбюджетов. Его цель – определить причину возникновения отклонений. Очень важноналадить систему оперативного получения всей необходимой информации. Иначепринимать меры для исправления ситуации будет поздно. Поэтому предприятию,всерьез взявшемуся за внедрение бюджетирования, придется поработать и надсовершенствованием учета всех хозяйственных операций, которые оно совершает.
В настоящий моментвремени бюджетирование интересно не только предприятиям и коммерческиморганизациям. Бюджетирование может быть применимо и к другим сферамдеятельности.
бюджетуправленческий учет

1.2Методы составления и виды бюджета
Правильно выстроеннаясистема бюджетирования способна обеспечить достижение следующих целей:
— построение бюджетныхпланов, связанных с целевыми стратегическими показателями, в зависимости отхозяйственных и финансовых процессов предприятия;
— применение сценарногоподхода к планированию с использованием инструмента факторного анализа длявыявления роли и веса факторов, влияющих на достижение целей предприятия, иоценки возможных вариантов развития событий при изменении ключевых плановыхпоказателей (выручка, цена, стоимость сырья и так далее);
— анализ отклонений иуправление по отклонениям;
— осуществлениеоперативного контроля отклонений и выявления их причин;
— оценку и сравнениеэффективности различных направлений бизнеса, подразделений, продуктов, анализрычагов.
Итак, бюджетированиекак процесс управления организацией (предприятием) представляется необходимымэлементом, к которому прибегают все большее число руководителей.
Несмотря на очевидностьнеобходимости бюджетирования, в процессе его реализации на практике приходитьсясталкиваться с рядом факторов, ограничивающих его использование. В первуюочередь это высокая нестабильность внешней среды. Это и политическая ситуация встране, и инфляция, и несовершенство действующего законодательства в налоговойи банковской сферах, это и действующая система взаимоотношений междуконтрагентами (срывы поставок, дебиторская и кредиторская задолженности). Кчислу внутренних факторов приходится относить дефицит времени, связанный сприоритетом текущих дел; убежденность в том, что главным фактором успеха фирмыявляется предпринимательский талант менеджмента, его интуиция и деловые связи;недостаточная квалификация служащих; негативное отношение к планированию,ассоциируемое с советской плановой экономикой. Уделяется внимание разногласиям,возникающим между финансовыми и коммерческими структурами организации впроцессе бюджетирования. Как пример: любой сдвиг платежа во времени,обоснованный невозможностью отрицательного сальдо cash-flow, по инициативефинансовых служб с одной стороны может вызвать неодобрение коммерческих служб сдругой.
Непосредственно процессбюджетирования должен начинаться с процедуры его внедрения. Данная процедура,как подтверждает существующая практика, длится от 20 до 30 недель. Такойдлительный срок внедрения может испугать руководство компаний. Однако, если отнестиськ этой процедуре, как к инвестиционному проекту, то положительный результаточевиден. Этап внедрения системы бюджетирования играет важную роль в дальнейшейработоспособности как таковой. От того, насколько грамотно будет проведеновнедрение, зависит успех работы созданной системы управления. Постановкабюджетирования должна состоять, во-первых, из описания действующей системыбюджетирования, оценки, анализа и доработки действующей системы бюджетирования.Об этом уже говорилось в начале статьи. Во-вторых, необходимы разработкиПоложений о системе бюджетирования, разработки финансового плана (бюджета)компании. В-третьих, из контроля исполнения регламента бюджетирования.
Первым шагом постановкибюджетирования является разработка бизнес-модели организационной структуры,содержащей в себе описание направлений деятельности компании, функций,структурных звеньев и распределение функций внутри компании. Это своего родауправленческая инвентаризация. На втором этапе разрабатывается бизнес-модельфинансовой структуры компании, содержащей в себе схему центров финансовогоучета и их организационный состав. На этом этапе нужно понять, какиеподразделения или группы подразделений будут рассматриваться как центрыфинансовой ответственности (профит-центры). По центрам финансовойответственности могут отдельно вестись финансовые бюджеты (БДР, БДДС). Кромецентров прибыли в компании могут быть центры дохода, т.е. подразделения несущиеответственность за доходную часть подразделения и не отвечающие за затраты,связанные с производством или закупкой продукции. Примером центра дохода можетбыть отдел сбыта в линейно-функциональной организационной структуре. Также вкомпании могут присутствовать центры затрат, т.е. подразделения, которые, какправило, обеспечивают поддержку и обслуживание функционирования компании инепосредственно не приносят прибыль. Еще одним типом центров финансового учетаможет быть центр инвестиций (венчур-центр) – подразделения, непосредственносвязанные с постановкой новых бизнес-проектов, прибыль от которых ожидается вбудущем. При построении такой структуры можно более эффективно координироватьработу подразделений компании для достижения общих целей, прорабатывать схемыфинансирования центров затрат и венчур-центров, за счет центров прибыли ицентров доходов, принимать обоснованные решения о привлечении заемных средств итак далее. Таким образом, организационная модель дает ответ на вопрос кто и чтоделает в компании, а модель финансовой структуры – кто и сколько зарабатывает итратит в компании. После завершения построения организационной и финансовойструктуры можно переходить собственно к бюджетированию.
 

2.Организационно-экономическая и правовая характеристика организации
 
2.1 Местоположение иправовой статус организации
Коллективноехозяйство «Нива» находится в селе Мещеряково Граховского района УдмуртскойРеспублики и обрабатывает 12 тысяч гектаров земли, обеспечивает 450 пайщиковнеобходимыми кормами для личных подсобных хозяйств. В ООО «КХ Нива» напостоянной основе трудятся 80 человек, а во время сезонных работ число занятыхувеличивается вдвое. В наличии достаточно современной техники: сеялки «Бастор»,дискаторы, опрыскиватели, планируют к уборке урожая приобрести два новыхкомбайна «Дон». ООО «КХ Нива» расположено на речке Юрашка.
ООО «КХ Нива»расположен на границе степной и полупустынной зон, занимает особое место в Гаховскомрайоне. Это достаточно развитый сельскохозяйственный, животноводческий и рыбныйрайон.
Характеристикапочвы, ее пригодность для ведения сельского хозяйства:
— черноземы южные карбонатные – 39 %;
— темно-каштановые карбонатные – 32 %;
— солонцы – 8,3 %;
— черноземы южные – 7 %;
— черноземы обыкновенные – 7 %;
Остальныегруппы почв представлены темно-каштановыми, лугово-черноземными, пойменными,черноземами террасовыми в незначительных количествах.
Наличиерек и других водоемов: район пересекает река Юрашка. Много степных озер ипрудов.

2.2Организационное устройство, размеры и специализация организации
Анализ начинается сизучения динамики выпуска продукции и её реализации, и рассчитываются базисныеи цепные темпы роста, при этом объем производства должен быть выражен всопоставимых ценах, за основу которых принимается цена базисного года.
Проведем анализ выпуска и реализации молочной продукции ООО«КХ Нива» в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Динамика показателей производства и реализации молочнойпродукции ООО «КХ Нива» за 2007-2009 ггПоказатели 2007г. 2008г. 2009г. Изменение (+, -) Темп роста, % 2008 г. К 2007 г. 2009 г. К 2008 г. 2008 г. К 2007 г. 2009 г. К 2008 г. Переработано молока, тонн 1378,3 1319,3 602,6 -59 -716,7 95,72 45,68 Общий объем поступления молока, тонн 2724,9 2612,0 2669,0 -112,9 57 95,86 102,18 Процент переработки на предприятии, % 55 51 23 -4 -28 92,73 45,10 Отправлено молока на ОАО «Можгасыр», тонн 1378,3 1292,7 2066,4 -85,6 773,7 93,79 159,85 Объем производства молочной продукции, тыс. руб. 14925 13955 10199 -970 -3756 93,5 73,1 Объем реализации молочной продукции, тыс. руб. 17352 18419 19578 1067 1159 106,2 106,3
В 2008 году было переработано 1319,3 тонн молока против1378,3 тонн молока в 2009 году. Процент переработки молока на предприятиисоставил в 2008 году 55%. Отправлено молока на ОАО «Можгасыр» на 6,21 % меньше,чем в 2007 году.
В 2009 году снизился объем переработанного молока на 716,7тонн или более чем в 2 раза, процент переработки молока составил в 2009 году23%. В связи с этим возросли суммы отправленного молока на ОАО «Можгасыр» на773,7 тонн по сравнению с 2008 годом.
Общий объем поступления молока несколько снизился в 2008 годуна 112,9 тонн по сравнению с 2007 годом и возрос на 57 тонн в 2009 году посравнению с предыдущим периодом.
Из таблицы 2.1 видно, что объем производства продукции в 2008году увеличился на 1098,1 тыс. руб. или на 11,1% в сравнении с 2008 годом.
В 2009 году объемы производства и реализации молочнойпродукции уменьшились на 40%.
Изобразим графически динамику производства и реализациипродукции ООО «КХ Нива» нарисунке 2.1.
/>
Рис.2.1 Динамика производства и реализации молочной продукции ООО «КХ Нива» за2006-2008 гг
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельностиоказывает ассортимент выпускаемой продукции. Ассортимент на ООО «КХ Нива»формируется с учетом потребностей потребителей. Проведем анализ производствамолочной продукции в натуральном выражении в таблице 2.2.
/>/> 

Таблица 2.2Анализпроизводства продукции ООО «КХ Нива» по ассортименту за 2007-2009 ггПоказатели 2007г. 2008г. 2009г. Изменение (+, -) Темп роста, % 2008 г. к 2007 2009 г. к 2008 2008 г. к 2007 2009 г. к 2008 Молоко 2,5% фас. по 0,5 л, 1 л 862,2 746,3 363,4 -115,9 -382,9 86,56 48,69 Молоко 3,7% 23,2 23,8 17,8 0,6 -6 102,59 74,79 Масла крестьянское 26,6 22,4 11,2 -4,2 -11,2 84,21 50,00 Творог 20,5 16,5 11,5 -4 -5 80,49 69,70 Сметана 17,2 30,5 16,3 13,3 -14,2 177,33 53,44 Кефир 2,5% фас. по 0,5 л 97,7 177,3 76,7 79,6 -100,6 181,47 43,26 Обрат 132,2 134,1 56,5 1,9 -77,6 101,44 42,13 Сыворотка 3,5 1,9 2,8 -1,6 0,9 54,29 147,37 /> /> /> /> /> /> /> /> />
Как видим из данных таблицы 2.2, основным видом выпускаемоймолочной продукции предприятия является пастеризованное молоко 2,5% жирности,фасованного по 0,5 и 1 литру. Однако, его производство уменьшилось на 115,9тонн в 2008 году по сравнению с 2007 годом и на 382,9 тонн в 2009 году.
В 2008 году возросло производство молока 3,7% на 2,6%,сметаны – на 77,3%, кефира – на 81,5% по сравнению с 2007 годом.
В 2009 году сократились объемы выпуска всей молочнойпродукции предприятия. Наибольшие темпы снижения объемов производства у молока2,5% (51,3%), масла (50%), сметаны (46,7%), кефира (56,7%).
2.3Основные экономические показатели деятельности организации
На основаниибухгалтерской отчетности за 2007-2009 гг. (приложение 1,2) проведем анализэкономических показателей ООО «КФХ «Нива» (таблица 2.3)

Таблица 2.3 Оценкадоходности продаж продукцииПоказатель Номер строки 2007 2008 2009 Выручка от продаж продукции В, тыс.р. 01 17352 18419 19578 Полная себестоимость проданной продукции С, тыс.р. 02 14085 15633 17615 Прибыль от продаж П, тыс.р. (стр.01-стр.02) 03 3267 2786 1963 Прочие доходы 04 176 754 475 Прочие расходы 05 39 160 104 Чистая прибыль 06 2887 2850 1930
Исходя из анализатаблицы 2.3. можно отметить, что выручка от продаж ежегодно увеличивается. В2009 г. по отношению к 2008 г. увеличение произошло на 106,29%, а по отношениюк 2007 г. на 112,83%. Несмотря на то, что выручка от продаж увеличиваетсяприбыль предприятия из года в год уменьшается с 3267 тыс. руб. до 1963 тыс.руб., причиной которой стала, прежде всего, увеличение себестоимости продукциипо отношению к 2008 г. на 112,68%, по отношению к 2006 г. на 125,06%. Также начиная с 2007 г. по 2009 г. наблюдается увеличение прочих доходов ирасходов. Результатом увеличения расходов предприятия, следовательно,сократилась и чистая прибыль предприятия с 2887 тыс. руб. до 1930 тыс. руб.
2.4Организация управленческого учета организации
Наличие на предприятииучетной политики – это одновременно и право, и обязанность предприятия. ИЗаконом о бухгалтерском учете, и Положением по ведению учета и отчетностипредусмотрено, что организация самостоятельно формирует учетную политику,исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностейдеятельности. При этом необходимо руководствоваться законодательствомРоссийской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Минфина Россиии органов, которым федеральным законодательством предоставлено праворегулирования бухгалтерского учета.
Очень важным вопросоморганизации и ведения бухгалтерского учета в ООО «КФХ «Нива» является принятиеучетной политики. Учетная политика является главным условием правильноговедения бухгалтерского учета, соблюдения его методологии, выведения финансовыхрезультатов деятельности, а также элементом одновременно налоговой политикипредприятия и налогового контроля со стороны налоговых органов.
Это связано с тем, чтофинансовые результаты, получаемые по данным бухгалтерского учета, достаточносубъективны и лишь приблизительно отражают реальное состояние предприятия наопределенную дату. Такое положение складывается в силу принятия той или инойметодики ведения бухгалтерского учета.
Под учетной политикойорганизации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерскогоучета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки иитогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Таким образом, учетнуюполитику можно понимать как внутренний закон предприятия, устанавливающийособенности ведения бухгалтерского учета, соответствующие специфике и характеруего деятельности.
Еще одним важнымдокументом для полноценного функционирования организации является рабочий плансчетов. На основе Плана счетов и Инструкции по применению Плана счетов ООО «КХ«Нива» был утвержден рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащийполный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета),необходимых для ведения бухгалтерского учета (таблица 2.4).
Таблица 2.4 Рабочийплан счетов ООО «КХ «Нива»Раздел Наименование счета Номер счета Группируемые счета Внеоборотные активы
Основные средства, амортизация основных средств,
вложение во внеоборотные активы
01
02
08
01, 03, 04
02, 05
07, 08 Производственные запасы
Материалы
НДС по приобретенным ценностям
10
19
10, 11, 15, 16
19 Готовая продукция и товары Товары 41 40, 41, 42, 43, 45 Денежные средства
Касса
Расчетные счета
50
51
50
51 Расчеты
С поставщиками и подрядчиками
По налогам и сборам
По кредитам и займам
По оплате труда
С разными дебиторами и кредиторами
60
68
66
70
76
60
68, 69
66, 67, 86
70
62, 71, 73, 75, 76, 79 Капитал
Уставный капитал
Добавочный капитал
Нераспределенная прибыль
80
82
84
80
82, 83, 98
84 Финансовый результат
Продажи
Недостатки и потери от порчи ценностей
Прибыли и убытки
90
94
99
90, 91
94
99, 91
Начальным этапомбухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственныхопераций путем составления определенных носителей первичной учетной информациии определение формы бухгалтерского учета.
В первичном учете в ООО «КХ «Нива»используется большое количество разнообразных документов, на основании которыхпроизводятся все последующие записи. Можно выделить следующие группыдокументов: по учету затрат труда, предметов труда (в том числе по расходукормов и прочих материальных ценностей), по использованию средств труда, поучету выхода продукции, прироста живой массы и приплода. 
Основным документом по учету затраттруда работников животноводства является расчет начисления оплаты трудаработникам животноводства (ф. № 135-АПК). Начисление оплаты труда животноводампроизводится в основном за полученную продукцию (молоко, прирост живой массы,приплод). Поэтому для начисления оплаты привлекаются и документы, в которыхфиксируются выход продукции: журналы учета надоя молока, акты на оприходованиеприплода, ведомости взвешивания животных, акты на перевод животных из группы вгруппу. На основании зафиксированного в этих документах выхода продукцииначисляют оплату труда работникам животноводства в соответствие с действующимив хозяйстве расценками.
Учет отработанного времени ведутежедневно по каждому работнику МТФ в табеле учета рабочего времени (ф. №140-АПК).
Основным видом расходов предметовтруда в животноводстве является расход кормов, первичный учет которых на молочно-товарнойферме ГУСП совхоз «Алексеевский» ведут в ведомости учета расхода кормов (ф. №94-АПК). Ведомость является комбинированным накопительным документом, наосновании которого производят и выдачу кормов, и списание их в расход. Сводныйучет расхода кормов на ферме ведут в журнале учета расхода кормов (ф. №303-АПК). В нем на каждый вид и группу животных отводят отдельные страницы длязаписи расхода кормов по каждому их виду в физической массе, в переводе накормовые единицы и при необходимости по содержанию переваримого протеина.
Расход прочих материальных ценностей(биопрепаратов, медикаментов, дезинфицирующих средств, ГСМ и так далее)оформляются лимитно-заборными картами (117-АПК), накладными и другимирасходными документами.
Затраты средств труда фиксируются вдокументах и расчетах по начислению амортизации и отчислений в ремонтный фонд:ведомость начислению амортизации по основным средствам (ф.№ 48-АПК), ведомостьрасчета амортизации по автотранспорту и отчислений в ремонтный фонд (ф. №50-АПК), ведомость начисления амортизации и отчислений в ремонтный фонд (безавтотранспорта) (ф. № 49-АПК).
Для учета выхода продукции в ООО «КФХ«Нива» применяется большое количество документов. Можно подразделить их на двегруппы: по оприходованию продуктов животноводства и оприходованию живой массы иприплода.
К первой группе относятся журналучета надоя молока (ф. № 176-АПК), хотя в данном случае он чертится вручную вобычной тетради, ведомость движения молока на стандартном бланке (ф.№ 178-АПК)тоже не используется, а графится вручную на листе бумаги или на похожем бланке.Ко второй группе относятся акт на оприходование приплода животных (ф. №211-АПК), но старого образца (ф. № 95), ведомость взвешивания животных (ф. №216-АПК) и расчет определения привеса (ф. № 217-АПК) на оприходование живоймассы тоже вручную.
Учет затрат и выхода продукцииведется раздельно по растениевоству, молочному и мясному скотоводству.Аналитические счета в ООО «КФХ «Нива» открываются по каждому объекту учетазатрат по крупному рогатому скоту молочного направления. Они называются: 1.«Основное стадо», по которому учитываются затраты на содержание коров ибыков-производителей (цель производства: получить основную продукцию – молоко исопряженную — приплод) или 2. «Животные на выращивании и откорме», по которомуучитываются затраты на выращивание молодняка всех возрастов и откорм взрослыхживотных, выбракованных из основного стада (цель производства – получениеприроста живой массы животных).
Объектами калькуляции по «Основномустаду» являются молоко и приплод, калькуляционными единицами – 1 центнер молокаи 1 голова приплода.
Для определения себестоимости молокаи приплода применяется комбинированный метод калькуляции. Его принцип вследующем:
1) Из общей суммызатрат на содержание основного стада за год исключается стоимость побочнойпродукции (навоз, шерсть-линька) в принятой оценке.
2) Оставшуюся суммузатрат, приходящуюся на основную и сопряженную продукцию (молоко и приплод),распределяют в соответствии с расходом обменной энергии кормов: на молоко – 90%, на приплод – 10 %.
3) Полученные данныео затратах на производство молока и приплода делят соответственно на количествомолока и количество голов приплода, в результате определяют фактическуюсебестоимость 1 центнера молока и 1 головы приплода.

3.Организация бюджетного цикла организации
3.1Формирование операционного цикла
Формирование системыуправленческого анализа на предприятиях молочной промышленности необходимопроизводить в несколько этапов.
Первый этап характерендля организаций, существующих довольно продолжительное время. К этой группеотносятся предприятия молочной промышленности, так как за последнее времясерьезных изменений в инфраструктуре организаций данного типа не наблюдается.Задачами этапа являются описание и анализ существующей информационной системыорганизации, по преимуществу системы бухгалтерского учета. Результатом данногоэтапа являются схемы организационно-управленческой структуры, информационныхпотоков предприятия, описание системы бухгалтерского учета. На этом такжедолжны быть определены особенности и недостатки организации существующейсистемы управленческого анализа.
На втором этапеопределяется качественный и количественный состав информации, требуемый дляэффективного управления организацией. Здесь выявляются пробелы существующейинформационной системы, выясняются причины этого, оценивается объем изменений всистеме управления.
На третьем этапе должнабыть представлена соответствующая формализованная система, способная собирать,обрабатывать и предоставлять соответствующую потребностям управляющихинформацию. Здесь выделяются центры ответственности — сегменты внутриорганизации, во главе которых стоят ответственные лица, принимающие решения.
Четвертый этапхарактеризуется построением системы управленческой отчетности. Управленческаяотчетность представляет собой совокупность отчетов и сводок, составляемыхцентрами ответственности и включающих всю необходимую для учетно-аналитическихспециалистов информацию с заданным уровнем детализации.
На пятом этапепроисходит конструирование системы управленческого анализа. Главной цельюанализа являются оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия наоснове управленческой аналитической отчетности и выработка рекомендаций по еесовершенствованию, а также своевременное выявление и устранение недостатков вдеятельности хозяйствующего субъекта, нахождение резервов улучшения финансовогосостояния и его платежеспособности.
Заключительный этапформирования системы управленческого анализа на предприятиях молочнойпромышленности — постановка системы финансового планирования, которая состоитиз систем бюджетного планирования деятельности структурных подразделенийпредприятия и системы сводного бюджетного планирования деятельностипредприятия.
При формированиисистемы управленческого анализа необходимо рассмотреть ряд особенностейпредприятий молочной промышленности, учет которых позволит построить наиболееэффективную систему.
К таким особенностямотносятся:
— большая номенклатуравыпуска готовой продукции;
— невысокий срокхранения как материалов, так и самой продукции;
— большое значениеуделяется упаковке товара, как маркетинговой составляющей успешногофункционирования организации;
— строгий контроль закачеством продукции, как со стороны государства, так и со стороны потребителей;
— строго нормированныйтехнологический процесс;
— контролируемый инормированный снабженческо-сбытовой процесс;
— как следствие —сложность расчета себестоимости единицы продукции;
— как следствие —высокие накладные расходы, требующие грамотного распределения.
Также при формированиисистемы управленческого анализа затрат на предприятиях молочной промышленностинеобходимо учитывать фактор сезонности: например, максимум потребления приходитсяна зиму-весну, минимум — на лето. Так, гораздо сильнее по сравнению с другимимолочными продуктами сезонность проявляется при потреблении мороженого. Еслизимой доля потребителей мороженого среди всего населения России в период 2008-2009гг. составила 60%, то летом этот показатель достиг 78%. Таким образом, в даннойситуации определенную сложность при организации системы управленческого анализазатрат на предприятиях молочной промышленности представляет тот факт, чтосистема показателей эффективности должна учитывать сезонные колебания.
Кроме производственныхвопросов необходимо уделять особое внимание тому, что происходит с производимой(или планируемой к выпуску) продукцией в системе ее созидания, то есть напредпроизводственной (снабженческой), производственной и постпроизводственной(сбытовой) стадиях. Без учета этих факторов невозможно нормально работать,особенно в условиях жесткой конкуренции со стороны других российскихпроизводителей и импортеров. Организационно — технический аспект формированиясистемы управленческого анализа затрат молочной промышленности можнорассмотреть с двух позиций: с учетной позиции и аналитико-управленческой.Управленческий подход графически интерпретирован на рис. 1.
/>
Рис. 1. Управленческийподход к формированию системы управленческого анализа
Данный подходраскрывает непосредственно управленческий аспект, то есть принятие решения впроцессе управленческого анализа. Его отличительной особенностью является то,что он не раскрывает внутреннего механизма управленческого анализа. Данныйнедостаток исправляется вторым — учетным подходом, который представлен на рис.2 описывая соответственно концепцию управленческого анализа.
/>
Рис. 2 Системауправленческого анализа на предпроизводственной стадии
Рассмотренный подход корганизации управленческого анализа не учитывает затраты, связанные сорганизацией управленческого процесса. Данный вид расходов невозможно отнести кконкретной стадии распределения и анализа затрат, поэтому их необходимораспределять между стадиями затрат. Одним из способов является отнесение долямина каждую соответствующую стадию обратно пропорционально ее вкладу вобразование себестоимости единицы изделия. Данный этап управленческого анализазатрат не относится к предпроизводственному, производственному ипостпроизводственному анализу. Управленческий процесс является сопровождающимпроцессом, поэтому ему соответствует отдельный этап управленческого анализа.Процесс распределения затрат на управление на предприятиях молочнойпромышленности представлен на рис. 3.
/>
Рис.3. Распределениеуправленческих расходов
После проведенияуправленческого анализа затрат, применяя учетный подход, необходимо, используяобщенаучные методы (индукция), перейти к общеаналитической моделиуправленческого анализа. В основу трансформации аналитических данных положеныобщие методы управленческого анализа. По нашему мнению, можно использоватькомплексную экономическую модель, описанную Колином Друри, которая соединяетанализ затрат и ценовую политику организации, в итоге характеризуя прибыль.
Данная модель основанана CVP-анализе, которая представлена на рис. 4. На рисунке показана, как ипредполагается в модели, кривая общих поступлений, являющаяся нелинейной. Изэтого следует, что предприятие может реализовывать больше выпускаемой продукциитолько при уменьшении цены реализации единицы продукции, поэтому общиепоступления от реализации пропорционально выпуску продукции не возрастают.Чтобы увеличить объем реализации, требуется снизить цену реализации единицыпродукции, в результате чего кривая общих поступлений будет подниматься не таккруто; а в конце концов она пойдет вниз. Это происходит из-за того, что здесьвлияние снижения цены начинает превышать эффект от увеличения объемареализации.
/>
Рис. 4. Комплекснаяэкономическая модель К. Друри
Кривая общих затрат ADпоказывает, что между точками А и В общие затраты при низких уровнях объемапроизводства сначала резко возрастают. Это отражает трудности эффективногоуправления в таком режиме работы предприятия, который рассчитан на гораздоболее высокий объем производства. Между точками В и С кривая общих затратначинает выравниваться и поднимается не так круто. Это свидетельствует, чтотеперь предприятие в состоянии эксплуатировать оборудование в экономическиэффективных масштабах производства и может использовать преимущества отспециализации труда и непрерывных графиков основного производственногопроцесса. Ближе к верхней границе диапазона возможного объема производствакривая общих затрат между точками С и D снова начинает подниматься более круто,так как в этой области затраты на единицу продукции возрастают. Это происходитпотому, что выпуск продукции за один час работы основных работников, еслипредприятие эксплуатируют с нагрузкой выше проектного уровня, уменьшается:возникают узкие места в организации производства, графики основногопроизводственного процесса становятся более напряженными, чаще случаютсяполомки и выход оборудования из строя. В итоге затраты на единицу выпущеннойпродукции увеличиваются, вызывая резкий подъем кривой общих затрат.
Горизонтальнаяпунктирная линия, начинающаяся в точке А, показывает затраты на обеспечениеосновных действующих производственных мощностей и, по мнениюученых-экономистов, является интерпретацией общих постоянных издержек компании.Управленческий анализ данной ситуации показывает, что форма кривой общихпоступлений такова, что пересекается с кривой совокупных издержек в двухточках, то есть существуют два уровня выхода продукции, при которых общиезатраты равны общим поступлениям, или есть две точки безубыточности.
3.2Формирование финансового бюджета
Для практическогоиспользования в системе управления формированием затрат и издержекцелесообразно выделить и рассмотреть классификацию затрат с учетом видарасходов – по статьям калькуляции и элементам затрат.
Анализ себестоимости продукции по статьям и элементам затратосуществляется сравнением сумм по статьям затрат за ряд лет и определением суммотклонений в абсолютных и относительных показателях. На основании таких данныхможно сделать вывод об имеющихся тенденциях, сложившихся на данном предприятии.
В отличие от статей калькуляции,группировка которых носит рекомендательный характер, затраты, образующиесебестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с ихэкономическим содержанием по общепринятым элементам.
Прианализе сметы затрат на производство устанавливается пропорция, в которойсуммарные затраты распределяются между предметами труда, средствами труда изатратами на оплату живого труда. В результате дается оценка характерапроизводства (материалоемкое, фондоемкое, трудоемкое) и отсюда определяютсяважнейшие направления поиска резервов снижения себестоимости продукции.
Произведем анализсебестоимости по элементам затрат по ООО «КХ Нива» (таблица 3.1).
Таблица 3.1 Анализсебестоимости по элементам затрат ООО «КХ Нива» за 2007-2009 гг.Элемент затрат Сумма, тыс. руб. Структура затрат, % 2007г. 2008г 2009г. Изменение (+, -) 2007г. 2008г 2009г. Изменение (+, -) 2008 г к 2007 г 2009 г к 2008 г 2008 г к 2007 г 2009 г. К 2008 г. Материальные затраты 7024 7892 4793 868 -3099 51,9 68,9 54,9 17 -14 Заработная плата 1149 1468 1328 319 -140 8,5 12,8 15,2 4,3 2,4 Отчисления в фонды 417 532 353 115 -179 3,1 4,6 4,0 1,5 -0,6 Амортизация основных средств 151 170 152 19 -18 1,1 1,5 1,7 0,4 0,2 Прочие затраты 4796 1395 2104 -3401 709 35,4 12,2 24,1 -23,2 11,9 Полная себестоимость 13537 11457 8730 -2080 -2727 100,0 100,0 100,0 - -
Как видно из таблицы, в2008 году произошло снижение себестоимости продукции предприятия на 2080 тыс.руб. по сравнению с 2007 годом в связи с сокращением выпуска товарной продукциипредприятия.
По сравнению с 2007 годом себестоимость продукции в 2009году уменьшилась на 2727 тыс. руб. или на 23,8%, это произошло в основном врезультате уменьшения материальных затрат на производство продукции.
Как свидетельствуют данные таблицы основными элементамисебестоимости молочной продукции являются материальные затраты и прочие затраты.
Материальные затраты в анализируемом периоде составили: 2007год – 51,9%, 2008 год – 68,9%, 2009 год – 54,9%. В составе материальных затратосновную долю составляет сырье, то есть молоко, закупаемое усельскохозяйственных производителей и у населения.
Структураэлементов затрат, свидетельствует, что производство ООО «КХ Нива» оченьматериалоемкое. Наибольший удельный вес в структуре себестоимости составляютматериальные затраты, причем в 2008 году их удельный вес возрос на 17%, а в 2009году их доля снизилась на 14%, что связано с уменьшением объема производствазавода.
Анализданных таблицы показывает, что в структуре элементов затрат на производствопроизошли значительные изменения. В 2009 г. увеличилась доля прочих затрат,также возрос удельный вес затрат на заработную плату, амортизация основныхфондов. Доля прочих расходов велика из-за большого веса в них таких расходовкак содержание помещений, аренда оборудования, налога на землю, содержаниеохраны.
/>/>Удельный вес заработной платы в структуре затрат увеличилсяза 2007-2009 гг. на 6,7%. Доля амортизационных отчислений в структуресебестоимости в 2009 году возросла на 0,6% по сравнению с 2007 годом.
Важный обобщающийпоказатель себестоимости продукции – затраты на рубль продукции, которыйвыгоден тем, что очень универсальный: может рассчитываться в любой отраслипроизводства и наглядно показывает прямую связь между себестоимостью иприбылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство иреализацию продукции к себестоимости произведенной продукции в действующихценах. В системе показателей экономической эффективности производстваанализируются такие показатели, как производство продукции на 1 рубль затрат, атакже снижение затрат на 1 рубль реализованной продукции (таблица 3.2).
Таблица3.2 Анализ затрат на 1 рубль товарной и реализованной продукции за 2007-2009гг. ООО «КХ «Нива»Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонения Темп роста, % 2008 г. К 2007 г. 2009 г. К 2008 г. 2008 г. К 2007 г. 2009 г. К 2008 г. Объем производства товарной продукции, тыс. руб. 14925 13955 10199 -970 -3756 93,5 73,1 Объем реализованной продукции, работ, услуг, тыс. руб. 17352 18419 19578 1067 1159 106,2 106,3 Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб. 13537 11457 8730 -2080 -2727 84,6 76,2 Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, тыс. руб. 14085 15633 17615 1548 1982 111,0 112,7 Затраты на 1 рубль товарной продукции, работ, услуг, коп. 90,7 82,1 85,6 -8,6 3,5 90,2 104,3 Затраты на 1 рубль реализованной продукции, работ, услуг, коп. 81,2 84,9 90,0 3,7 5,1 104,6 106,0
Данные таблицы 3.2 говорят о том, что себестоимость затрат на1 рубль произведенной (товарной) продукции сложилась ниже уровня 2007 года на9,8% и составила в 2008 году 0,82 руб. против 0,91 руб., и выше уровня 2007года на 4,3% и составила в 2009 году 0,86 руб. Таким образом, на протяжениианализируемого периода себестоимость на 1 рубль произведенной продукции имееттенденцию к уменьшению благодаря опережающему росту доходов над ростом затрат.
Поданным таблицы 3.2 видно, что в течение анализируемого периода наблюдается ростсебестоимости реализованных товаров и услуг, и темп роста себестоимости вышетемпа роста выпущенных и реализованных продукции и работ.
В2008-2009 гг. наблюдаем рост затрат на рубль реализованной продукции в силупревышающего темпа роста себестоимости реализованной продукции над темпамироста объемов реализации продукции. Причем темп роста показателей 2009 года поотношению к предыдущему году составил: себестоимости 112,7%, объемареализованной продукции 106,3%. В данном случае имеем ухудшение показателей вотчетном году по сравнению с прошлым годом. В итоге затраты на 1 рубльреализованной продукции за период 2007-2009 гг. возросли на 8,8 коп.
Следовательно,вывод следующий – имеется ухудшение соотношения показателей себестоимости иобъема реализуемой продукции в течение 2009 года. При дальнейшемсовершенствовании хозяйственной деятельности предприятия, оно сможет выйти науровень 2008 года, а затем постепенно и улучшить данные показатели.
3.3Организация контроля исполнения бюджета
ЗАО КИС, с 2000 годаспециализируется в области управленческого консалтинга, бюджетирования,внедрения автоматизированных систем в средних и крупных компаниях с серийными/или массовым типом производства. ПМК КИС: Бюджетирование являетсяWindows/Internet решением в области управления эффективностью бизнеса (BPM — Business Performance Management) на платформе MS SQL сервера, используемой дляоптимизации ресурсного бизнес планирования и формирования бюджета предприятия.
Клиенты получатследующие выгоды от использования продукта:
— основанная оценкапринимаемых бизнес решений – моделируются производства любой сложности и любогообъема номенклатурных позиций.
— Обоснованноеценообразование – инновационные и классические методики калькулированиепроизводственной и коммерческой себестоимости.
— Действенноеуправление затратами – целевое отнесение затрат как на стадии планирования, таки при осуществлении контроля исполнения бюджета.
— Совокупностьоперационных и финансовых бюджетов – варианты бюджета рассчитываются по любомугоризонту и интервалам планирования.
— Автоматизацияпроцедуры формирования и согласования бюджета предприятия.
Благодаря использованиюПМК КИС: Бюджетирование заказчики увеличат производительность труда сотрудниковв бюджетном процессе, снизят риски совершения ошибок, повысят качество бизнеспланирования, контроля, и, как следствие, снизят затраты на производствопродукции.
ПМК КИС: Бюджетированиепредоставляет клиентам следующее основное преимущество: бюджет предприятияформируется как сбалансированная система коммерческих, производственных,инвестиционных, хозяйственных и, только в конечном итоге, финансово-экономическихпланов развития предприятия.
В отличие от другихпродуктов, в которых бюджетирование представляет собой систему планирования,контроля и анализа денежных потоков, наш программно-методический комплексопределяет денежные потоки в результате расчета удовлетворения потребностейпокупателей и заказчиков с учетом альтернатив производства и ресурсныхограничений (производственных мощностей, персонала, карт замены, рецептурыпродукции, страховых запасов, незавершенного производства, лимитов поставщикови других факторов).
Функциональныевозможности:
В ПМККИС: Бюджетирование реализованы следующие возможности для оптимизации ресурсногобизнес планирования и формирования бюджета предприятия:
Регламентациябюджетного процесса, выдача бюджетных поручений и контроль исполнительскойдисциплины;
Консолидация данных иформирование бюджета холдинга, группы предприятий, исключение внутрихолдинговыхоборотов;
Планирование объемапродаж и реализации продукции, работ, услуг. Формирование бюджета продаж в разрезезаданной аналитики (потребители, виды доходов, ассортиментные группы и др.);
Расчет производственнойпрограммы и контроль взаимной увязки показателей с учетом ресурсныхограничений;
Планирование расходасырья и материалов, складских запасов. Формирование бюджета закупокматериальных ресурсов для текущей деятельности;
Планирование косвенныхзатрат и их распределение на объекты калькулирования. Расчет себестоимости,формирование плановой сметы затрат и калькуляции продукции;
Планирование инвестиционнойдеятельности, анализ бюджета капитальных вложений;
Прогнозирование данныхс учетом индексации и дефляторов;
Моделирование различныхверсий бюджетных поручений, поддержка нескольких вариантов бюджета;
Подготовка бюджетнойотчетности, настройка и конструирование отчетных финансовых документов;
Загрузка фактическойинформации по данным бухгалтерского учета для анализа выполнения бюджетныхпоказателей;
Анализ ожидаемыхрезультатов по основным направлениям экономическо-финансовой деятельностипредприятия;
Ведение и управлениеедиными корпоративными справочниками;
По результатамВсероссийского конкурса за 2009 год ПМК КИС: Бюджетирование в числе «100 лучшихтоваров России». Эта победа — заслуженная оценка высокого качестваПрограммно-Методического Комплекса КИС: Бюджетирование и всей системыменеджмента качества ЗАО КИС: от производства до технической и методическойподдержки пользователей.
3.4Рационализация бюджетного цикла
Становление системыуправленческого учета и анализа — один из ключевых компонентовсовершенствования системы корпоративного управления на российских предприятиях.В рамках задачи по совершенствованию системы Минэкономразвития России провелоанализ международного опыта, а также опрос российских предприятий по проблемамвнедрения управленческого учета. Опрос проходил в рамках совместного проектаМинэкономразвития России и ТАСИС.
Согласно результатам,большинство крупных и средних компаний применяют те или иные элементы системыуправленческого учета в своей практике. Крупные российские предприятия ужесейчас проводят работы по внедрению комплексных систем управленческого учета ианализа, осуществляя самостоятельную разработку с использованием международногоопыта. Поскольку вопросы формирования системы управленческого учета находятсяисключительно в ведении руководства предприятия, данная сфера не может бытьпредметом государственного регулирования.
В связи с этим позаказу Минэкономразвития России были разработаны методические рекомендации поуправленческому учету, которые призваны дать дополнительный импульс внедрению вРоссии наиболее эффективных инструментов управления.
Настоящиеметодические рекомендации по ведению управленческого учета разработаны с цельюоказания помощи руководителям организаций независимо от ихорганизационно-правовых форм и форм собственности по проведению мероприятий,направленных на формирование полной, оперативной и достоверной информационной ианалитической базы принятия обоснованных управленческих решений, а также дляосуществления оперативного контроля за эффективностью использования ресурсоворганизации, и носят рекомендательный характер.
Методическиерекомендации по ведению управленческого учета включают следующие разделы:
— Цели и задачиуправленческого учета
— Основы управленческойотчетности
В приложение кнастоящим рекомендациям вынесены:
— Основные различиямежду финансовым и управленческим учетом
— Глоссарийуправленческого учета
— Примерные формыуправленческой отчетности.
В данном разделе более подробно будут рассмотрены такиеаспекты управленческого учета, как основные компоненты системы управленческогоучета в организации, основные процессы, обеспечивающие формирование ифункционирование системы управленческого учета, и факторы, оказывающие влияниена организацию системы управленческого учета в организациях.
1. Основные компоненты системы управленческого учета ворганизации.
Для организации и ведения управленческого учета напредприятии необходима классификация процессов и технологий в соответствии ссистематикой управленческого учета.
В соответствии смеждународной практикой базовыми компонентами системы управленческого учета ианализа на предприятиях являются:
— учет и управлениезатратами;
— разработка оценочныхи сравнительных показателей деятельности;
— планированиеоперативной производственной, финансовой и инвестиционной деятельности (включаябюджетирование).
В системууправленческого учета и анализа включают также прогнозирование внутренних ивнешних факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия, а такжесоставление управленческой отчетности.
Система учета иуправления затратами дает руководству организации:
— информацию о том,где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы организации;
— прогноз изменениярасходования ресурсов организации при изменении параметров и условийдеятельности организации;
— возможность на основеполученной информации обеспечить максимально высокий уровень отдачи отиспользования ограниченных ресурсов.
Система учета иуправления затратами должна учитывать внешние требования в части налоговогозаконодательства, согласоваться с корпоративными принципами, а также опиратьсяна стандарты функциональной деятельности. Последнее, особенно значимо дляпроизводственных предприятий, так как расчет производственной себестоимости связанс особенностями технологических процессов. Это справедливо и для операционнойсебестоимости в торговом бизнесе.
Показателидеятельности лежат в основе планирования работы подразделений и делегированияответственности на предприятии. Для реализации соответствующих управленческихфункций менеджерами всех уровней, необходимы правила делегирования полномочий,правила распределения ответственности в структуре управления организаций. Приэтом важность рассматриваемой подсистемы не зависит от принятого похода кпостроению системы управления (иерархического, дивизионного или матричного).
Чем сложнееуправленческая структура, тем большее значение имеет правильный выбор системыпоказателей деятельности, правильное функционирование системы, то естьсвоевременное определение показателей и эффективность их с точки зренияотражения задач, стоящих перед каждым подразделением.
Поскольку в каждойорганизации можно выделить несколько различных бизнес процессов, для каждогонаправления хозяйственной деятельности обычно формируются специальные, присущиетолько ему формы управленческой отчетности, управленческих данных и моделей, а,следовательно, и специализированная форма управленческого учета. При этом вкаждой организации есть и общий управленческий учет, стандартная управленческаяотчетность и показатели деятельности. В качестве примеров специализированныхсфер применения управленческого учета в зависимости от бизнес-процессов можнопривести следующие:
— закупки,складирование;
— производство;
— продажи;
— управление финансовымиинструментами;
— управлениеинвестициями;
— управлениетранспортными потоками;
— холдинговоеуправление.
2. Основные процессы,обеспечивающие формирование и функционирование системы управленческого учета.
Среди основныхпроцессов, реализация которых лежит в сфере деятельности экономиста-специалистапо управленческому учету, формирующих базу системы управленческого учета ианализа, можно выделить следующие:1.Идентификация, измерение и накопление данных.2.Анализ, подготовка и интерпретация информации3.Разработка и технологическое внедрение информационной системы
Процессидентификации заключается в определении, классификации и оценке хозяйственныхопераций и других экономически значимых событий с целью последующего отражениясоответствующей информации в системе управленческого учета.
Процесс измеренияпредусматривает представление данных о хозяйственных операциях, другихпроизошедших или потенциально возможных экономически значимых событиях вколичественном выражении. Такое представление может основываться и на оценочныхрасчетах.
Под накоплениемпонимается упорядоченное и последовательное отражение и классификацияхозяйственных операций и других экономически значимых событий в соответствующихучетных регистрах.
Процесс анализаинформации предполагает определение круга пользователей и задач для реализацииотчетной деятельности, а также выявление взаимосвязи этой деятельности сдругими экономически значимыми событиями и ситуациями. Цель процесса — предоставление более адекватной отчетной информации.
Подготовка иинтерпретация учетных и/или плановых данных сводятся к согласованию этих данныхпо определенным признакам. Цель — предоставление логически связанной иобоснованной информации, включающей, если это уместно, аналитические ипрогнозные заключения.
Экономистамрекомендуется интерпретировать в разрезе различных аналитических систем всевозможные виды внутренней и внешней информации об организации (например, ееклиентах и ресурсах) и ее деятельности (направлениях бизнеса); сообщать овлиянии, которое поступающая или планируемая информация может оказать на работукомпании; делать заключение о значимости и достоверности данных.
В современномуправленческом учете широко используются информационные технологии, чтопредполагает создание на предприятии информационной системы для целейуправленческого учета, соответствующей запросам руководства предприятия, еговладельцев и акционеров.
В ходеконструирования и разработки полноценной информационной системы управлениянеобходимо реализовать следующие задачи:
— определитьрезультаты, которые пользователи должны получать из системы;
— указать, какие данныенеобходимо вводить в систему для получения требуемых результатов;
— разработатьтребования к системе обработки, преобразующей данные на входе в информацию навыходе;
— обеспечить управлениеи безопасность на уровне баз данных.
Для обеспеченияотбора, накопления, передачи, анализа и сохранности информации необходимоприменять современные методики и оборудование. Поэтому экономисты- специалистыв области управленческого учета или члены команды по внедрению управленческогоучета должны владеть современными информационными технологиями иавтоматизированными методиками ведения учета для их применения в обработке иуправлении информацией. Например:
— программноеобеспечение (приложения), реализующие основные учетные функции и управлениебазами данных, методы финансового планирования и принятия решений, такие какмодели оптимизации использования активов и распределения ресурсов;
— сетевые икоммуникационные системы.
3. Факторы, оказывающиевлияние на организацию системы управленческого учета в организациях.
В зависимости отцелей долгосрочного развития организации и стратегии по их достижению, а такжеинформационных потребностей менеджеров различных уровней и направлений,построение системы управленческого учета в различных организациях имеет своиособенности.
Среди ключевыхфакторов, обуславливающих особенности построения системы управленческого учетав организациях, можно назвать следующие:
— особенности нормативно-правовогорегулирования деятельности организации;
— характер деятельности(производственная сфера, торговля, выполнение работ, оказание услуг);
— масштаб деятельности(операций);
— организационнаяструктура (отдельное предприятие, консолидированная группа и так далее);
— внутренние стандартыдеятельности (стандарты корпоративного управления, стандарты качества);
— наличие ихарактеристики систем информационного обеспечения для целей управления(например, программное обеспечение, позволяющее создавать большие базы данных иуправлять интегрированной базой данных).

Выводыи предложения
Планируя деятельность предприятия, руководитель должен учитыватьповедение затрат при изменении объема производства. Для этого затраты классифицируютсяпо трем видам: постоянные, переменные и смешанные.
Управление затратамиподразумевает целый комплекс мероприятий, направленных на снижение и контрользатрат.
Необходимым условиемувязки систем бюджетирования и управления затратами является наличие единогооргана управления — бюджетного комитета.
Курсовая работапостроена на материалах ООО «КФ «Нива». Коллективное хозяйство «Нива» находитсяв селе Мещеряково Граховского района Удмуртской Республики и обрабатывает 12тысяч гектаров земли, обеспечивает 450 пайщиков необходимыми кормами для личныхподсобных хозяйств.
В 2008 году было переработано 1319,3 тонн молока против1378,3 тонн молока в 2007 году. Процент переработки молока на предприятиисоставил в 2008 году 55%. Отправлено молока на ОАО «Можгасыр» на 6,21 % меньше,чем в 2007 году.
В 2009 году снизился объем переработанного молока на 716,7тонн или более чем в 2 раза, процент переработки молока составил в 2009 году23%. В связи с этим возросли суммы отправленного молока на ОАО «Можгасыр» на 773,7тонн по сравнению с 2008 годом.
Общий объем поступления молока несколько снизился в 2008 годуна 112,9 тонн по сравнению с 2007 годом и возрос на 57 тонн в 2009 году посравнению с предыдущим периодом.
В ООО «КХ Нива» учетзатрат и выхода продукции молочного стада ведется в производственном отчете поживотноводству устаревшей формы, где оп каждой группе животных с подразделениемпо фермам ведется учет затрат и отражается выход продукции (молока, приплода) вплановой оценке. Каждый месяц по статьям затрат определяют итог, так же как поколичеству полученной продукции. Затем выводят итоги за год: итого фактическихзатрат на производство молока за год, валовой надой молока и его стоимость воценке по плановой себестоимости, итоговое количество и стоимость полученногоза год приплода.
По сравнению с 2008 годом себестоимость продукции в 2009году уменьшилась на 2727 тыс. руб. или на 23,8%, это произошло в основном врезультате уменьшения материальных затрат на производство продукции.
Как свидетельствуют данные таблицы основными элементамисебестоимости молочной продукции являются материальные затраты и прочиезатраты.
Становление системыуправленческого учета и анализа — один из ключевых компонентовсовершенствования системы корпоративного управления на российских предприятиях.В рамках задачи по совершенствованию системы Минэкономразвития России провелоанализ международного опыта, а также опрос российских предприятий по проблемамвнедрения управленческого учета. Опрос проходил в рамках совместного проекта МинэкономразвитияРоссии и ТАСИС.
Согласно результатам,большинство крупных и средних компаний применяют те или иные элементы системыуправленческого учета в своей практике. Крупные российские предприятия ужесейчас проводят работы по внедрению комплексных систем управленческого учета ианализа, осуществляя самостоятельную разработку с использованием международногоопыта. Поскольку вопросы формирования системы управленческого учета находятсяисключительно в ведении руководства предприятия, данная сфера не может бытьпредметом государственного регулирования. В связи с этим по заказуМинэкономразвития России были разработаны методические рекомендации поуправленческому учету, которые призваны дать дополнительный импульс внедрению вРоссии наиболее эффективных инструментов управления.
Списокиспользованной литературы
1. Налоговыйкодекс Российской Федерации. Часть I. 146-ФЗ от 31.07.98.
2. Налоговыйкодекс Российской Федерации. Часть II. 117-ФЗ от 05.08.2000.
3. АдамовН.А. Методологическая основа организации учета затрат и калькулированиясебестоимости продукции.- М.: 2008
4. БарнгольцС.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельностихозяйствующего субъекта: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2008
5. БелоусовР.А., Куликов А.Г. Совершенствование управления производством и повышение егоэффективности. — М.: ЮНИТИ, 2007
6. БочаровВ.В. Финансовое моделирование. — СПб.: Питер", 2008
7. ГранатуровВ.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. — М.: Делои Сервис", 2006
8. ГлущенкоВ.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения.- Железнодорожный; 2006
9. ДруриК. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. / Под ред.С.А. Табалиной. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007
10.  КарповаТ.П. Основы управленческого учета. — М.: Инфра-М, 2007
11.  КовалевВ.В., Соколов Я.В. Основы управленческого учета. — СПб: Лист, 2009
12.  КругловМ.И. Стратегическое управление компанией: Учебник для Вузов. — М.: РусскаяДеловая литература, 2006
13.  ЛевинВ.С. Контроль издержек производства в условиях нормативного учета. — М.:Финансы и статистика, 2006
14.  ЛюбушинН.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебноепособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
15.  НиколаеваС.А. Управленческий учет. — М.: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА, 2008
16.  РешетоваН.Н. Управленческий учет. – М.: Финансы и статистика, 2009
17.  СамочкинВ.Н., Пронин Ю.Б. и др. Гибкое развитие предприятия: Эффективность ибюджетирование. — М.: Дело, 2009
18.  ТомпсонА.А., Стрикленд АДж. Стратегический менеджмент. — М.: ЮНИТИ, 2007
19.  УолшК. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать иконтролировать данные, определяющие стоимость компании / Пер. с англ. — М.:Дело, 2008
 

Приложение 1
Таблица 3.2.1
Данные по статьямкоммерческих расходов 2006-2008ггПоказатели 2006год 2007год 2008год переменные постоянные переменные постоянные переменные постоянные Расходы на транспортировку продуктов, сырья, тыс. руб. 38 - 18 - 16 - Расходы на аренду складских помещений, транспорта, тыс. руб. - 1175 - 894 - 1381 Расходы на оплату труда, тыс. руб. 1898 813 1875 786 1871 802 Единый налог, тыс. руб. 323 139 326 139 363 156 Расходы на ремонт основных средств, тыс. руб. - - - - - 19 Потери от недостачи, порчи при хранении, транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, тыс. руб. 1 - 2 - 24 - Амортизация имущества, тыс. руб. - 114 - 143 - 102 Расходы на рекламу, тыс. руб. 8 - - - - - Налоги и сборы, тыс. руб. - 132 - 129 - 209 Прочие расходы, тыс. руб. 110 101 40 37 89 83 Итого расходов, тыс. руб. 2538 2648 2369 2175 2363 2753

Приложение 2
Таблица 3.2.3
Динамика расходов напродажу по статьям за 2006-2008гг.№ п/п Показатели 2006год 2007год 2008год Темп роста, % 2007/2006 2008/2007 1 2 3 4 5 6 7 1.    Расходы на транспортировку продуктов, сырья, тыс. руб. 38 18 16 47,37 88,89 2.    Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд, тыс. руб. 174 47 1 27,01 2,13 3.    Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и транспорта, тыс. руб. 1175 894 1381 76,09 154,47 4.    Расходы на оплату труда, тыс. руб. 2711 2661 2673 98,16 100,45 5.    Единый налог, тыс. руб. 462 465 519 100,65 111,61 6.    Расходы на ремонт основных средств, тыс. руб. - - 19 7.    Потери от недостачи, порчи при хранении, транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, тыс. руб. 1 2 24 200,00 1200 8.    Амортизация имущества, тыс. руб. 114 143 102 125,44 71,33 9.    Расходы на рекламу, тыс. руб. 8 - - 10.    Налоги и сборы, тыс. руб. 132 129 209 97,73 162,02 11.    Прочие расходы, тыс. руб. 211 77 172 36,49 223,38 12.    Итого расходов, тыс. руб. 5186 4544 5116 87,62 112,59


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.