Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Интегрированная система в управленческом учете

Курсовая работа
ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ
по предмету «Бухгалтерский управленческий учет»

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИСИСТЕМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
1.1 Варианты организацииуправленческого учета на предприятиях
1.2 Нормативная базасистемы управленческого учета на предприятии
1.3Нормативно-справочная информация в системе управленческого учета
2.СОЗДАНИЕИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
2.1. Современная концепцияинтегрированной системы финансового и управленческого учета
3.1. Особенностиинтеграции бухгалтерского и управленческого учета в единой учетной системе
3.2 Интеграция на уровнеметодологии и техники учета
3.3 Интеграция на уровнеавтоматизации
3.3 Учет затрат поэкономическим элементам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Эффективная работа современного предприятия невозможна безхорошо налаженной системы управленческого учета и отчетности на всех уровняхуправления.
Основным критерием действенности системы управления являетсяэффективное использование финансовых, материальных и людских ресурсов.Управленческий учет обеспечивает для этого необходимый механизм, позволяякомплексно рассмотреть вопросы планирования, оперативного контроля и учетаотдельных видов деятельности.
Как известно, в мировой практике общепризнаннойинформационной системой, обеспечивающей потребности менеджеров вовнутрифирменном управлении, является система управленческого учета.
Так, под системой управленческого учета на предприятии, нужнопонимать наблюдение, оценку, регистрацию, измерение, обработку, систематизациюи передачу информации преимущественно о затратах и результатах хозяйственнойдеятельности в интегрированной системе учета, нормирования, планирования,контроля и анализа в целях формирования достаточной информационной базывнутренним пользователям для принятия оперативных (тактических) и прогнозных(стратегических) управленческих решений.
Система управленческого учета на предприятии в условиях рынкадолжна выступать в качестве информационного фундамента управления. По оценкамспециалистов, в экономически развитых странах фирмы и компании 90% рабочеговремени и ресурсов в области бухгалтерского учета тратят на постановку иведение управленческого учета и только 10% — на финансовую бухгалтерию илисчетоводство.
Для положительного изменения такого соотношения в сторонууправленческого учета на отечественных предприятиях необходимы какзаинтересованность руководителей и специалистов предприятий, так и организационныепредпосылки и условия функционирования управленческого учета.
1. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИСИСТЕМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ1.1 Вариантыорганизации управленческого учета на предприятиях
Для успешной организации управленческого учета в зависимостиот отраслевых особенностей производства и целевой установки прежде всегоцелесообразно разработать экономически обоснованную классификацию затрат. Этопозволит определить и сформировать: места возникновения затрат; центрыответственности; носители затрат. Затем необходимо выбрать наиболее приемлемыйвариант, по которому будет организован управленческий учет. На предприятияхвозможны четыре варианта организации управленческого учета.
При первом варианте управленческий учет полностью выделяетсяиз финансового посредством ведения специальных отражающих, зеркальных счетов.Первый вариант организации управленческого учета принят во Франции, Бельгии инекоторых африканских и латиноамериканских государствах. Для учета затрат ирезультатов используются синтетические счета и субсчета первого порядка, атакже аналитические счета. При первом варианте специальный счет, связывающийфинансовый учет с управленческим, ведется в управленческой бухгалтерии, а привтором варианте — в финансовой.
При втором варианте управленческий учет по отношению кфинансовому становится автономным, и в нем используются три класса счетов.Счета управленческого учета ведутся параллельно со счетами финансового учета, авзаимосвязь между ними осуществляется при помощи системы распределительныхсчетов. Второй вариант организации управленческого учета распространен в США,Канаде, Германии и во многом совпадает с первым вариантом. При этом вариантеучет затрат в разрезе элементов ведется в финансовой бухгалтерии, а в разрезестатей калькуляции — в управленческой.
При третьем варианте управленческий учет не ведется, а учетзатрат по их носителям для исчисления себестоимости продукции осуществляетсяоперативным путем, т.е. вне системы бухгалтерского учета. При третьем вариантеведение управленческого учета осуществляется оперативным путем, т.е. внесистемы бухгалтерского учета. Этот вариант предполагает синтетический учетзатрат по укрупненным статьям в единой финансовой и управленческой бухгалтериина основе учета затрат в разрезе экономических элементов. Этот вариантиспользовался в основном в Германии, Венгрии, Бельгии и не оправдал себя. Внастоящее время сфера распространения этого варианта управленческого учетавесьма узка.
При четвертом варианте управленческий учет отсутствует, аучет производственных затрат осуществляется в системе финансового учета.Четвертый вариант организации управленческого учета основан на полнойинтеграции довольно громоздкой системы учета производственных затрат икалькулирования себестоимости продукции в общую бухгалтерию. Этот вариантвозник на этапе становления промышленного учета и прекратил свое существованиес возникновением аналитического управленческого учета.
Следует отметить, что данный вариант организации учета затрати калькулирования себестоимости продукции до сих пор действует на отечественныхпредприятиях, хотя и в более усовершенствованном виде.1.2 Нормативнаябаза системы управленческого учета на предприятии
Для высокоэффективной работы современного предприятия в какойбы сфере экономики оно ни работало необходима хорошо налаженная системауправленческого учета и отчетности для менеджеров разных уровней. С однойстороны, такой вывод лежит на поверхности и достаточно банален, с другой — вРоссии разработано мало рекомендаций по постановке эффективной системыуправленческого учета на предприятиях, а управленческий учет на них илинаходится в зародышевом состоянии (например, в виде графика документооборота),или его совсем нет.
Вопросами развития управленческого учета и анализа в рамкахвсей реформы бухгалтерского учета в настоящее время занимается Министерствоэкономического развития и торговли Российской Федерации. В соответствии состратегией Министерства 11.03.2002 Г.О. Греф подписал Приказ N 63 «Осоздании экспертно-консультативного совета по вопросам управленческого учетапри Минэкономразвития России».
В условиях современной экономики очевидна необходимостьинтеграции методов корпоративного управления в единую систему, котораяобеспечивала бы поддержку принятия экономически взвешенных управленческихрешений, повышение производительности труда и конкурентоспособностипредприятий. Это вопрос не только эффективного управления предприятием, но иего существования в условиях жесткой конкуренции, в том числе на международномуровне.
На практике отдельные элементы управленческого учета, какправило, используются на предприятиях. Важно, чтобы эти элементы былиобъединены в общую структуру, ориентированную на достижение определенногорезультата.
В рамках достижения указанной цели экспертно-консультативныйсовет по управленческому учету, созданный при Минэкономразвития России, ставитперед собой следующие задачи:
— расширять круг предприятий, использующих в своейдеятельности лучшие механизмы управленческого учета для принятия управленческихрешений;
— стимулировать применение лучшего опыта зарубежных стран поразвитию систем финансового менеджмента и управленческого учета в российскихусловиях;
— разработать базовые методологические рекомендации повопросам организации и ведения управленческого учета на предприятиях, принимаяво внимание российский и зарубежный опыт;
— разъяснять управленческому звену, собственникам предприятийважность ведения управленческого учета;
— ускорить процесс формирования профессионального сообщества,оказывать поддержку процессам объединения профессионалов в областиуправленческого учета.
Совет может стать аналитическим органом, который на основевзаимодействия предприятий, консультационных компаний, научных кругов и припомощи Министерства экономического развития и торговли будет координироватьактивность в сфере развития управленческого учета в России.1.3Нормативно-справочная информация в системе управленческого учета
Для эффективного решения задач управленческого учета важноезначение имеет регламентация правил формирования нормативно-справочнойинформации (НСИ). Ее основу составляют данные государственных стандартов наматериально-технические ресурсы, готовую продукцию, выполненные работы, а такжеданные справочников норм, расценок и нормообразующие элементы — нормы инормативы производственных запасов и их потребления на нужды производства.
Структура НСИ представляет собой поэтапную связь агрегированныхисходных данных и норм, группируемых по видам используемых материальныхресурсов, по видам используемых готовой продукции, выполняемых работ, а такжепо статьям затрат.
Для обеспечения обновления НСИ в учетных задачах в указанныхподсистемах должно быть обеспечено согласование с требованиями действующихгосударственных стандартов на материально-технические ресурсы, на подготовкупроизводства, пооперационные нормы времени и расценки за единицу выполненныхработ, которые агрегируются по операциям, деталям, узлам, изделиям, продуктам.При этом к качеству норм как фактору, обеспечивающему возможность эффективногоснижения затрат и вложения финансовых ресурсов в производственные запасы,предъявляются достаточно жесткие требования.
Нормы и нормативы потребления материалов и их разнообразныхзапасов направлены на то, чтобы за определенный период времени сократитьудельное потребление природных, сырьевых и материальных ресурсов в натуральном,стоимостном и количественно-стоимостном выражении, уменьшить запасы дооптимального уровня при обеспечении непрерывности хода производства. Нормойзатрат (потребления) материалов являются планируемые показатели деятельностипредприятий, включая расход на их упаковку, подготовку производства и т.п. Ониразрабатываются самими предприятиями с учетом специфики ихтехнико-экономических условий, а работа с нормами и нормативами является частьюуправленческой деятельности по уменьшению расхода этих фондов.
Формирование норм и нормативных запасов должно гарантироватьболее высокую оборачиваемость оборотных средств, оптимизацию цикла поставки,транспортного и складского оборотов на основе рациональных (оптимальных) связеймежду поставщиками и потребителями, а также обеспечивать надежную базудолгосрочных прогнозов технического развития предприятия.
На предприятиях в целях экономии расходования ресурсов иснижения себестоимости продукции целесообразно оперативно, но не реже одногораза в год анализировать работу с нормами и нормативами, а именно:
— согласованность норм и нормативов с международным уровнемразвития науки и техники в области качества материалов и их применяемости;
— сравнение динамики норм с плановым уровнем издержек;
— установление процента (доли) технически обоснованных итекущих норм;
— сравнение норм и нормативов с документально подтвержденнымфактическим расходом;
— сравнение норм и нормативов с проектным уровнем;
— действенность экономического стимулирования работников заэкономию материальных ресурсов;
— уровень обновляемости производственных мощностей(реконструкция, модернизация).
Руководство предприятий и соответствующие функциональныеслужбы должны документально оформлять достигнутое снижение потребленияматериалов по сравнению с плановыми заданиями, что необходимо для поддержанияфинансовой устойчивости.
Кроме того, необходимо контролировать соблюдение наиболееважных параметров изделий (не реже одного раза в квартал) и составлять сортовыекалькуляции (не реже одного раза в год) при оперативном внесении изменений нормв нормативные калькуляции.
2.СОЗДАНИЕИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА 2.1 Современная концепция интегрированной системыфинансового и управленческого учета
История возникновения управленческого учета насчитывает нескольковеков, его становление и развитие связаны с появлением информации, являющейсякоммерческой тайной и относящейся прежде всего к затратам фирмы и кформированию себестоимости продукции. Его называли секретным учетом.
Вопросы экономизации поднимались уже в XV в., и речь веласьне только об учете, но и об управлении расходами, следовательно, к тому времениможно относить основы формирования управленческого учета. Официальноуправленческий учет был признан в 1972 г. американской ассоциацией бухгалтеров. Но вопросы организации системы управленческого учета поднимались еще доего официального признания.
Сложность в ведении управленческого учета объясняется тем,что в его рамках формируется очень большой объем как стандартной, так инестандартной информации с точки зрения учета. В нем сочетаются бюджетирование,учет, анализ, контроль, отчетность и некоторые аспекты управления.
Исходя из этого была разработана концепция интегрированнойсистемы финансового и управленческого учета, которая представлена следующимиблоками:
I. Блок-факторы интеграции учета:
1. Информация о себестоимости продукции, сформированная вуправленческом учете, является основой для оценки незавершенного производства иостатков готовой продукции в финансовой отчетности. В управленческом ифинансовом учете используются одни и те же методы, оба вида учета базируются наинформации, полученной из первичных документов.
2. Единство предмета учета. С точки зрения профессора Ж.Ришара, управленческий учет — это разновидность динамического учета. Во-первых,управленческий учет — это аналитический учет, но в рамках плана счетовфинансового учета многих стран, в том числе и России, выделяются аналитическиесчета (детализирующие данные синтетических счетов), следовательно, данноеопределение уже используется и не может быть применено к управленческому учету.Во-вторых, если термин «финансовый» отделить от термина«управление», то финансы не подпадают под управление, а управлятьможно вне финансов. В-третьих, управленческий учет — это внутренний учет, афинансовый — внешний, но все внутренние события происходят под влияниемвнешних. Таким образом, управленческий учет — это лишь разновидностьдинамического бухгалтерского учета [2, с. 109 — 111].
Профессор В.Ф. Палий отмечает, что предметом бухгалтерскогофинансового и бухгалтерского управленческого учета выступает один и тот жекапитал организации. Его наличие, кругооборот, сохранение и приумножение,управление эффективным применением [3, с. 57]; исходя из единства предмета,необходимо говорить и о единстве системы управленческого и финансового учета.
3. Интеграция бизнеса. Диверсификация видов деятельности,рост и развитие транснациональных корпораций.
II. Блок-принципы интеграции:
— Централизация деятельности бухгалтерской службы, т.е.однократное внесение информации и ее многократное использование во всехсистемах учета (один поток входной информации и несколько потоков на выходе).
— Обеспечение достоверности и оперативности учета на основеразработанной и четко выполняемой схемы документооборота.
— Обеспечение сохранности и конфиденциальности управленческойинформации, ограничение доступа к информации путем использования паролей.
— Разработка и использование модулей счетов управленческого ифинансового учета, обеспечение взаимосвязи этих моделей.
— Ведение учета в одной валюте и использование возможностейпересчета показателей в другие валюты.
— Создание системы управленческой отчетности, автоматизацияее заполнения на основе интеграции кодировки счетов и показателей отчетности.
— Унификация применяемых схем фирмы.
— Экономичность (затраты на постановку и ведение учета недолжны превышать эффекта от ее внедрения).
III. Блок-система интеграции управленческого учета.
Данный блок представлен следующими подблоками:
1. Основа системы:
— ведение финансового учета на бухгалтерских счетах сиспользованием двойной записи, а управленческого учета на отдельных счетахметодом простой записи;
— ведение финансового учета на бухгалтерских счетах сиспользованием двойной записи, а управленческого — без использования счетов, вформе таблиц;
— ведение финансового и управленческого учета, базируясь наединой методологической основе: двойная запись; метод начисления;существенность; экономическая целесообразность; приоритет содержания надформой; полезность и релевантность; соответствия.
Использование простой записи для ведения управленческогоучета увеличивает уровень допущения ошибок и снижает качество контроля, данныепроверяемы, но сложно контролируемы.
Использование не счетов учета, а таблиц делает необходимымформирование очень большого количества информации в рамках финансового учета, адоступность этой информации создает условия для ее утечки. Недостаток данных всистеме финансового учета требует увеличения времени на получение этойинформации из первичных документов.
Следовательно, для создания интегрированной системы следуетиспользовать единую методологическую основу.
2. Структурированные рабочие планы счетов.
Этапы формирования структурированного рабочего плана счетовуправленческого учета.
Этап 1. Выделение отдельного модуля в плане счетов,предназначенного для ведения управленческого учета. Часть счетов этого модулядолжна содержать четко определенные наименования счетов, а часть должна бытьсвободна и использоваться по усмотрению организаций. Отечественные предприятияиспользуют для ведения управленческого учета счета с 30-го по 39-й.
Этап 2. Использование многозначной кодировки счетов.Действующая европейская (Германия, Голландия, Франция) и отечественная (ОАО«Белгородэнерго», ОАО «Центртелеком», ЗАО «ТНК»,ОАО «Оскольский металлургический комбинат» и др.) практика показалапреимущества использования многозначной кодировки перед использованиемдвухзначной кодировки с выделением аналитических признаков.
Этап 3. Сбор первичных затрат и группировка их по элементам ивидам затрат.
Исходя из того, что используемая классификация затратнаправлена на достижение определенной цели, можно предположить, что каждаяфирма самостоятельно определяет свои цели и задачи, а следовательно, и основныепараметры группировки затрат и их отражение в учете.
Логично выделить сч. 32 для сбора и первичной группировкизатрат по экономическим элементам с подробной расшифровкой статей расходов.
Этап 4. Передача информации. Исходя из того, что единождывведенная информация должна использоваться несколько раз (собранные затраты поэлементам должны быть перегруппированы и отражены по местам возникновения),необходимо предусмотреть передаточный счет, который будет служить для передачиинформации.
Этап 5. Обработка и сопоставление затрат на основе первичныхдокументов, распределение затрат по местам возникновения, центрамответственности, по видам деятельности, по периодам возникновения и отнесениязатрат.
Исходя из основных концепций управленческого учета ипрактических потребностей, на сч. 33 должен вестись учет по видам деятельности,по центрам возникновения затрат и по центрам ответственности.
Организация учета по центрам ответственности позволяет:
— использовать специфические методы управления затратами сучетом особенностей деятельности каждого подразделения (так как в основувыделения центров ответственности чаще всего положена имеющаяся организационнаяструктура);
— увязать управление затратами с организационной структурой;
— децентрализовать управление частью показателей;
— наблюдать за формированием затрат и доходов на всех уровняхуправления;
— установить ответственных за возникновение затрат, получениеприбыли и выручки;
— повысить экономическую эффективность хозяйствования.
Для стран, где на фирмах активно используется матричнаяорганизационная структура управления, характерно ведение учета по центрамответственности (Австрия, Китай, Германия, Люксембург, Швеция и Швейцария).
Две цифры кода должны соответствовать виду деятельности,осуществляемому предприятием.
Выделение центров по принципу выполнения функциональныхобязанностей и ответственности их руководителей. Центр возникновения затратимеет непосредственную связь с территориально обособленным подразделением, гденепосредственно осуществляются затраты. Их основное отличие от центровответственности — наличие персональной ответственности за величину,целесообразность и экономическую обоснованность понесенных затрат. Выделениемест возникновения затрат позволяет:
— осуществлять всесторонний и оперативный контроль не толькоза затратами, но за эффективностью работы;
— дифференцированное и многоуровневое распределение накладныхрасходов;
— точное калькулирование себестоимости продукции ивыполняемых работ.
Данный учет характерен для развитых стран, использующихпроизводственную оптику организации учета (Австрия, Германия, Люксембург) инациональную экономическую политику в форме учетной оптики (Швеция, Швейцария).
Каждый центр ответственности включает в себя несколько мествозникновения затрат, но в редких случаях они могут совпадать.
Исходя из необходимости осуществления процесса бюджетированияв рамках ведения управленческого учета, две цифры кода должны соответствоватьстатье затрат в бюджете затрат. Такая организация учета позволит осуществлятьконтроль за бюджетными затратами автоматически:
— путем формирования регистра затрат по статьям расходовбюджета;
— путем занесения фактических данных в отчет по исполнениюбюджета.
Этап 6. Проверка корректности отнесения и группировкипервичных затрат.
На данном этапе осуществляется проверка по учетно-контрольнымточкам. Использование многозначной кодировки и современных информационныхсистем позволяет составлять различные аналитические отчеты (ведомости поаналитическим признакам, анализ счета, анализ счета по аналитическому признакуи др.). Сверка данных этих отчетов по сч. 32* с данными по сч. 33* позволяетосуществлять дополнительный контроль как за затратами, так и за правильностьюих отражения.
Этап 7. Поэтапное закрытие счетов (возможно использованиепошагового метода распределения затрат, позволяющего достичь наиболее точныхрасчетов).
Этап 8. Формирование себестоимости произведенной продукции,работ, услуг, отдельных операций.
В целях удовлетворения каких-либо дополнительных потребностейв информации или использования нестандартных систем калькулирования могут бытьзадействованы и другие счета.
Счет 34 «Счет отклонений» — используется дляотражения отклонений фактических данных от нормативных (бюджетных). Этот счетможет существовать вне общей системы, а может быть ее составляющей.
Если сч. 34 существует вне системы, то он выполняетконтрольную функцию и не корреспондирует с другими счетами, только в концеотчетного периода закрывается внутренними проводками.
Если счет 34 существует в системе, то на сч. 33 «Центрыответственности» должны отражаться нормативные (стандартные) данные, а насч. 34 — отклонения, и только путем суммирования данных сч. 33 и 34 даетсяинформация о фактических затратах. Использование аналогичной кодировки посчетам упростит процесс обработки и получения данных.
Если требуется информация о стоимости каждой операции,используется система учета затрат по функциям, «точно в срок» или«таргет-костинг», при этом может использоваться сч. 35.
Этап 9. Передача общей информации в систему финансовогоучета.
Формируемые учетные регистры (ведомости) позволяют получитьинформацию одновременно по нескольким аналитическим признакам.
Американские и канадские планы счетов имеют ряд специфическихособенностей, они учитывают отраслевую принадлежность и потребность винформации для исчисления различных видов себестоимости. Проведенныеисследования свидетельствуют о том, что выделяется большое число управленческихпризнаков, позволяющих получать разноплановую информацию:
— в разрезе центров ответственности (5 позиций с углубленнымвыделением центров возникновения затрат (конкретные станции и отделы));
— в разрезе функций (от 3 до 5 позиций, конкретизирующихдействия);
— в разрезе других признаков (используются при решенииопределенных задач).
IV. Блок-система контроля.
Роль управленческого учета возрастает в связи снеобходимостью осуществления антикризисного управления. Система такогоуправления возможна, только если будет обеспечен расчет устойчивого идинамичного развития организации, то есть предполагается осуществление прогнозированиярезультатов деятельности. А это возможно только в рамках управленческого учета[5].
Система организации управленческого учета должнаинтегрировать не только информацию о хозяйственных операциях, но и иметь увязкус маркетингом, планированием, организацией производства, анализом и т.д., т.е.необходимо вести и нестандартный бухгалтерский учет. При этом долженсоблюдаться модульный принцип организации учета, т.е. добавление какого-либоблока показателей, направлений учета не должно нарушать систему учета.
Часть информации, аккумулируемая в области управленческогоучета, носит креативный характер, дополняется расчетами и оценками и выступаетв качестве системы контроля.
Система контроля представлена двумя подблоками — методыконтроля и системы учета.
1. Методы контроля:
— система зеркальных счетов;
— система передаточных счетов;
— система аналитических счетов.
Система управленческого учета должна содержать подробнуюинформацию, которая носит характер коммерческой тайны в большей частиотносительно затрат фирмы, и только обобщенная информация должна передаваться всистему финансового учета. Этой информации должно быть достаточно длясоставления финансовой отчетности. То есть из системы управленческого учетаможет передаваться только сальдо определенных счетов.
Использование счетов-экранов свойственно континентальнойсистеме учета, а параллельное ведение учета свойственно англо-американскойсистеме. Использование транзитных и зеркальных счетов характеризует формальныйдуализм [2, с. 114].
Большинство российских фирм, ведущих управленческий учетиспользуют для ведения управленческого учета 30-е счета, связь систем при этомосуществляется через передаточные счета. Вся аналитика включена в кодировкусчетов, поэтому код состоит из 4 — 10 знаков.
Одной из разновидностей интегрированной системы учетаявляется система контроллинга, широко применяемая в Германии .
Система аналитического учета базируется на использованиисчетов финансового учета для ведения управленческого учета. При этомуглубляется и расширяется система аналитического учета. перативный учет намногих предприятиях сегодня поглощен управленческим учетом, используется дляоперативного получения информации, которая необходима для текущего управленияпредприятием и его подразделениями, а также для контроля за процессами ифактами хозяйственной жизни на отдельных участках производственной и финансовойдеятельности [4, с. 37].
2. Системы учета — учет затрат по функциям (ABC-метод).
Предприятиям, выпускающим продукцию широкого ассортимента изодного исходного сырья, необходима информация о затратах на каждой стадии(функции) переработки. Эту задачу позволяет решить система учета по функциям(ABC-метод). Ее сущность — аккумулирование затрат по функциям.
Функциональный учет затрат и результатов деятельности предприятияпредназначен для определения стоимости и других характеристик изделий, работ,услуг в целом и в разрезе их потребителей на основе систематизации расходов пофункциям и ресурсам, задействованным в производстве и сбыте продукции,снабжении, маркетинге, техническом обеспечении, обслуживании покупателей.
В целом ABC-метод следует рассматривать как инструментальноесредство, позволяющее достаточно точно произвести оценку стоимости операций,процессов и результатов действий в разрезе видов продукции и услуг, а такжегрупп поставщиков и каналов продаж.
Метод ABC находит распространение на предприятиях США,Германии, Франции.
Система Jist-in-time. Данная система получила широкоераспространение в Японии, США, Германии.
В основе всех модификаций данной системы лежит принципликвидации избыточной информации для управления. Во-первых, в связи сминимизацией расходов на хранение и внутризаводскую транспортировку дляменеджеров становятся нерелевантными учетные данные по всем стадиям движенияматериального потока. Во-вторых, прямое отнесение затрат на оплату трудаосновных производственных рабочих также становится нерелевантным, поэтомуданные затраты учитываются в составе общепроизводственных расходов.
Метод Target costing. Этот метод активно используется вЯпонии, США.
Сама идея, положенная в основу концепции таргет-костинга,заключается в несложном преобразовании традиционной формулы ценообразования:
Себестоимость + Прибыль = Цена, которая в концепциитаргет-костинга представлена как:
Цена — Прибыль = Себестоимость.
Это простое решение позволило получить прекрасный инструментконтроля и экономии затрат еще на стадии проектирования.
Будущее современного стратегического менеджмента невозможнобез системы целевого управления затратами. Практика работы ведущих компаниймира должна убедить отечественных менеджеров в необходимости использованиятаргет-костинга на предприятиях. Система организации управленческого учетадолжна способствовать как управлению затратами в целом, так и использованиюметода таргет-костинга в частности.
Использование в качестве основы предложенных в статьеконцептуальных основ формирования интегрированной системы финансового иуправленческого учета позволит фирмам получать оперативно очень важную дляуправления информацию. А это особенно важно в условиях острой конкурентнойборьбы.

3.УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙМЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
 3.1 Особенностиинтеграции бухгалтерского и управленческого учета в единой учетной системе
В настоящее время в российских компаниях насчитываетсябольшое количество видов учета: бухгалтерский, управленческий, финансовый,налоговый, оперативный, производственный, учет по стандартам МСФО и/или GAAP.При этом управленческий учет также может параллельно осуществляться по несколькимстандартам. Например, компания, входящая в крупный холдинг, для материнскойкомпании составляет одни управленческие отчеты, а для своих внутренних целей — другие, и, к сожалению, эти два вида управленческой отчетности настолькоразличны, что простой трансформации одних управленческих данных в другие неполучается — необходимо вести два вида управленческого учета. Исходя из этогоможно представить, какой штат и какая загруженность персонала по параллельномуведению различных видов учетов и составлению различной отчетности должны быть вкомпании, если не стремиться к интеграции всех видов учета в единойинтегрированной учетной системе, поскольку, по сути, все эти учеты по-разномуотражают одну и ту же первичную информацию.
Следовательно, было бы логично стремиться к тому, чтобыпервичная информация о хозяйственных операциях отражалась одним специалистомодин раз и в одной информационной системе так, как необходимо для всех системучета, ведущихся в компании, и попадала бы в соответствующие формы отчетности.
Интеграция систем учета имеет следующие преимущества:
исключение двойного (тройного и т.д.) ввода данных похозяйственным операциям для нужд различных систем учета;
высокий уровень достоверности управленческой информации,достигаемый благодаря однократному вводу данных и за счет минимизациивероятности ошибки при многократной обработке одной и той же информации вразличных системах учета;
сопоставимость и соответствие данных различных систем учета,базирующихся на использовании единого информационного пространства;
отсутствие потребности в содержании дополнительных служб дляпараллельного ведения различных видов учета;
оптимизация документооборота в компании.
В настоящее время вопрос об интеграции в единой системебухгалтерского и налогового учета можно решить с помощью многих программныхпродуктов. Этот аспект в данной статье рассматриваться не будет. Проанализируемособенности интеграции бухгалтерского и управленческого учета в единой учетнойсистеме.
Процесс интеграции можно подразделить на два важных уровня:
интеграция на уровне методологии и техники учета;
интеграция на уровне автоматизации.3.2 Интеграция науровне методологии и техники учета
Как правило, на момент постановки управленческого учета вкомпании уже существует работающая система бухгалтерского учета с разработаннойметодологией и техникой учета, которые базируются на различных законодательныхактах и закреплены в бухгалтерской учетной политике, должностных инструкциях иразличных регламентных документах компании.
В целях управленческого учета в компании такжеразрабатывается управленческая учетная политика, которая включает методическийи организационно-технический разделы.
В методическом разделе:
выбираются методы оценки активов в целях составленияуправленческого баланса;
определяется методика учета затрат и калькулированиясебестоимости продукции, а также методика подготовки информации для группуправленческих решений;
разрабатывается перечень регистров и аналитик управленческогоучета — управленческий план счетов;
создаются форматы управленческой отчетности;
разрабатывается перечень хозяйственных операций, возможных вкомпании.
В организационно-техническом разделе:
определяются организационные структуры служб, занимающихсяуправленческим учетом;
прописывается финансовая структура компании для осуществлениябюджетного управления (на основе центров финансовой ответственности);
создаются стандарты документооборота;
разрабатываются техника учета и новые требования к обработкепервичной информации для получения необходимой управленческой информации сзаданной оперативностью, периодичностью и в нужных аналитических разрезах.
Управленческая учетная политика может разрабатываться наоснове РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учета), МСФО/GAAP или любогоиного пользовательского стандарта. При этом, определяя методологические аспектыуправленческого учета, нужно понять, насколько они будут совпадать с методикойбухгалтерского учета в компании, будут ли в этих системах совпадать методыоценки имущества компании, методы деления активов на оборотные и внеоборотные,методы списания стоимости основных фондов, методы учета доходов, классификациязатрат и методы учета затрат и списания их на финансовый результат.
Таким образом, уже на уровне методологии устанавливается,какую информацию можно напрямую использовать из системы бухгалтерского учета — интеграция систем бухгалтерского и управленческого учета.3.3 Интеграция науровне автоматизации
После разработанной методологии системы учета и проектирования«на бумаге» наступает следующий этап — внедрение автоматизированнойсистемы бухгалтерского и управленческого учета. Сегодня бухгалтерский учет вкомпаниях, как правило, уже автоматизирован, поэтому при выборе программногопродукта для автоматизации управленческого учета компании часто отталкиваютсяот уже имеющегося программного обеспечения.
Существует несколько вариантов интеграции управленческого ибухгалтерского учета в зависимости от способа отражения хозяйственных операцийв интегрированной системе учета:
одновременное отражение хозяйственных операций в различныхконтурах учета от введенного в систему документа;
трансформация по определенным правилам данных, вводимых восновной контур и в другие контуры учета.
В случае, когда для компании первичен управленческий контур,возможны следующие варианты интеграции с бухгалтерским учетом .
интегрированная система с управленческим и бухгалтерскимконтурами (первичен управленческий);
интегрированная система с дополнительным копированием ивыносом бухгалтерского контура.
Кроме того, возможен средний вариант, когда часть первичнойинформации вносится в управленческий контур и из него попадает в бухгалтерский,а другая часть заносится сначала в бухгалтерский контур, а потомтрансформируется в управленческие данные.
На практике наиболее распространен вариант, при которомпоставщиком всей первичной информации является бухгалтерский контур. Здесьвозможны следующие варианты интеграции:
выгрузка/загрузка данных через промежуточные файлы;
интегрированная система с дополнительным копированием ивыносом бухгалтерского контура;
интегрированная система с управленческим и бухгалтерскимконтуром (первичен бухгалтерский).
При трансформации данных из бухгалтерского учета вуправленческий возникает ряд задач, которые необходимо решить:
разработка правил трансформации бухгалтерских данных вуправленческие — «карты переноса»;
установка соответствия бухгалтерских и управленческих статейдоходов/расходов и выплат/поступлений;
при необходимости ввод дополнительных аналитических признаковна счета бухгалтерского плана счетов и дополнительных реквизитов в экранныеформы ввода бухгалтерских документов;
настройка системы.
В процессе разработки отдельных «карт переноса»анализируется весь перечень хозяйственных операций, возникающих в компании, испособы их отражения в бухгалтерском контуре: корреспонденции счетов,документы, которыми они оформляются. Далее прописываются соответствиябухгалтерских корреспонденций корреспонденциям по счетам управленческого планасчетов.
Помимо соответствия корреспонденции счетов следует определитьсоответствие аналитик (субконто) и способы их заполнения в управленческомконтуре на основе данных, имеющихся в бухгалтерском, а также разработатьсоответствия статей доходов/расходов, поступлений/выплат и при необходимостирасширить перечень статей справочников в бухгалтерском контуре под требованияуправленческого учета..
 Так, например, чтобы в управленческом контуре определиласьстатья БДДС (Бюджет движения денежных средств), нужно составить соответствиедвух справочников (бухгалтерского «Статьи движения денежных средств»и управленческого «Статьи БДДС)». При выполнении этой работы можнообнаружить, что бухгалтерский справочник содержит небольшое количество статейпоступлений и выплат, а управленческий — более детальные статьи (см. таблицу).В этом случае необходимо будет дополнить, а возможно, и перегруппироватьсправочник бухгалтерского контура, а затем прописать соответствие, что,например, той или иной статье бухгалтерского контура соответствует та или инаястатья управленческого контура.
Бухгалтерский контур:
Статьи движения
денежных средств Управленческий контур: Статьи БДДС Оплата поставщику Выплаты за воду и стоки Выплаты за сырье и материалы Выплаты за тепловую энергию Выплаты за услуги банков и РКО Выплаты за услуги связи Выплаты за электроэнергию Выплаты на информационное обслуживание Выплаты на обслуживание и ремонт а/м Выплаты на обслуживание и ремонт зданий Выплаты на обслуживание оборудования Выплаты на обучение персонала Выплаты на охрану Выплаты на охрану труда Выплаты на содержание оргтехники Выплаты на страхование Выплаты на топливные материалы Выплаты на транспортные затраты Выплаты по аренде
В некоторых случаях простой переработки и расширениясправочников бухгалтерского контура оказывается недостаточно и может возникнутьнеобходимость ввода дополнительных аналитических признаков на счетабухгалтерского плана счетов и/или дополнительных реквизитов в экранные формыввода бухгалтерских документов.
3.3 Учет затратпо экономическим элементам
В новом Плане счетов бухгалтерского учета, утвержденномПриказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, существенной корректировкеподвергся разд.III «Затраты на производство». Из него исключенынекоторые счета, что создало новую группу свободных счетов.
Инструкция по применению Плана счетов рекомендуетиспользовать счета 20 — 29 для группировки расходов по статьям, местамвозникновения и другим признакам, а также для исчисления себестоимостипродукции (работ, услуг), а счета 30 — 39 — для учета расходов по элементам.Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществляется с помощьюспециально открываемых отражающих счетов — экранов. Состав и методикуиспользования счетов 20 — 39 при таком варианте учета организация устанавливаетисходя из особенностей деятельности, структуры, методов управления на основерекомендаций Минфина России.
Специалисты полагают, что это позволит выделить счетауправленческого учета, хотя методических рекомендаций Минфин России пока неопубликовал. Видимо, они появятся нескоро, но некоторые авторы уже предлагаютсистему счетов управленческого учета, включающую многие счета, предназначенныедля финансового учета, но со звездочкой.
Один из авторов статьи еще в 1992 г., комментируя в печати утвержденный тогда План счетов, предлагал такую двухкруговую систему сприменением одинаковых счетов со штрихом и без штриха. Однако эти предложенияостались невостребованными. Использование одних и тех же счетов для финансовогои управленческого учета с одинаковыми номерами бесперспективно, так какбухгалтерский учет — это знаковая система. Применение одних и тех же знаковсчетов и в финансовом, и в управленческом учете вносит путаницу в кодировку икорреспонденцию счетов. Следует подумать об иных подходах, тем более, что вновом Плане счетов для этих целей оставлены свободные номера счетов с 30 по 39.Их нужно разумно использовать. Тем более, что Инструкция по применению Планасчетов разрешает самим организациям определять состав и методику использованиясчетов 20 — 39.
Рассмотрим некоторые из возможных вариантов подхода к данномувопросу.
Вариант первый. Счета управленческого и финансового учета,отражающие затраты на производство, ведутся в единой системе бухгалтерскогоучета без обособления калькуляционных счетов в систему управленческого учета.Российские специалисты по учету привыкли работать с единым планом счетов.Данный вариант им легче принять. Полагаем, что для средних и не очень малыхпредприятий такой вариант будет предпочтительным.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету«Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным Приказом МинфинаРоссии от 06.05.1999 N 33н (с изменениями и дополнениями, внесенными ПриказомМинфина России от 30.12.1999 N 107н), расходы по обычным видам деятельности,т.е. по тем из них, по которым реализация продукта отражается через счет 90«Продажи», формируются по следующим элементам: материальные затраты,затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочиезатраты. Для учета каждого элемента, как и в международной практике, теперьпоявилась возможность вести отдельный счет бухгалтерского учета.
В разд.III Плана счетов можно открыть следующие счета: 30«Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32«Отчисления на социальные нужды», 33 «Амортизация», 34«Прочие затраты», 37 «Отражение общих затрат». Вводить этии другие счета в разд.III Плана счетов можно, поскольку Инструкция поприменению Плана счетов разрешает организациям устанавливать состав счетовименно в данном разделе.
По дебету счета 30 «Материальные затраты» вкорреспонденции со счетами 10 «Материалы», 16 «Отклонения встоимости материальных ценностей», 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» отражается стоимость израсходованных на производствоматериалов, покупной энергии, выполненных сторонними организациями работпромышленного характера, материальной составляющей других расходов вкорреспонденции с соответствующими счетами. К счету 30 открывают субсчета повидам и направлениям материальных затрат.
По дебету счета 31 «Затраты на оплату труда» вкорреспонденции со счетами 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,96 «Резерв предстоящих расходов и платежей» отражаются суммыначисленной заработной платы, включая любые формы премирования и любые иныеформы оплаты труда персонала организации, в том числе высшего управленческогоперсонала. На данном счете также начисляют различные социальные выплаты за счетсредств организации, которые не могут быть списаны в дебет счета 69«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». В дебет данногосчета относятся также начисления в резервы предстоящей оплаты отпусков, навыплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др. К этому счету необходимовести субсчета, характеризующие виды и направления начислений на оплату труда.
По дебету счета 32 «Отчисления на социальные нужды»в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию иобеспечению» отражаются суммы, начисленные для формирования Пенсионногофонда и других аналогичных фондов социальной защиты. Если отчисления насоциальные нужды приобретают форму социального налога, то счет 32корреспондирует с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».Предстоящие социальные выплаты, которые раньше осуществляли за счет фондапотребления или так называемой «прибыли, остающейся в распоряженииорганизации», по решению собственника или его представителей (советдиректоров и т.п.) начисляют по дебету счета 32 в корреспонденции со счетом 96«Резервы предстоящих расходов». К счету 32 необходимо вести субсчетапо видам отчислений на социальные нужды.
По дебету счета 33 «Амортизация» в корреспонденциисо счетами 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематериальныеактивы», 05 «Амортизация нематериальных активов» отражаютрасходы организации на амортизацию, начисленные в соответствии с принятыми еюметодами и нормами амортизации.
По дебету счета 34 «Прочие затраты» вкорреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79«Внутрихозяйственные расчеты» и другими счетами отражают расходы,которые не нашли отражения на других счетах по учету расходов по экономическимэлементам, так как они не относятся ни к одному из этих элементов. Ведениесубсчетов обязательно, так как расходы, отражаемые на счете, слишкомразнородны.
Ежемесячно счета по учету элементов затрат закрывают в дебетотражающего счета 37 «Отражение общих затрат» записью:
Д-т сч. 37 «Отражение общих затрат»,
К-т сч. 30 «Материальные затраты», 31 «Затратына оплату труда», 32 «Отчисления на социальные нужды», 33«Амортизация», 34 «Прочие затраты», как показано на схеме1.
Собранные на счете 37 суммы распределяют междукалькуляционными счетами и записывают в дебет счетов 20 «Основноепроизводство», 23 «Вспомогательные производства», 25«Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственныерасходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», а также вдебет счета 44 «Расходы на продажу», как показано на схеме 2.
Здесь может возникнуть вопрос: зачем две группы счетов поучету расходов, если всегда обходились одной? Предложенный вариант вытекает изтребования п.8 ПБУ 10/99, в котором сказано, что при формировании расходов пообычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по элементам.Для целей управления организуется учет расходов по статьям затрат, переченькоторых организация устанавливает самостоятельно. Перечень элементов расходовстрого определен, а перечень калькуляционных статей каждая организацияустанавливает самостоятельно.
Обратите внимание: хотя число счетов увеличивается,количество бухгалтерских записей (корреспонденций счетов) при этом уменьшаетсяблагодаря применению отражающих счетов — экранов.
Но главное впереди — предстоящий переход от налогообложенияприбыли к подоходному налогу исключает из налоговых расчетов само понятиесебестоимости. Вот тогда как нельзя кстати окажется развернутый учет расходовпо элементам.
Вариант второй основывается на выделении счетов 20 — 29 поучету затрат на производство в самодостаточную систему счетов управленческогоучета, отделенную от системы других синтетических счетов бухгалтерского учета.Для этого к имеющимся счетам необходимо добавить специальный отражающий счет 27«Распределение общих затрат», зеркально противоположный счету 37«Отражение общих затрат».
Как и в первом варианте, все расходы по обычным видамдеятельности в бухгалтерском учете группируют на счетах 30 — 34 по элементамзатрат. Ежемесячно эти счета закрывают в дебет счета 37 «Отражение общихзатрат», как было показано на схеме 1. Одновременно те же суммы расходовзаписывают по кредиту другого отражающего счета 27 «Распределение общихзатрат» в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство»,23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственныерасходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающиепроизводства и хозяйства» (см. схему 3).
На счетах 20, 23, 29 отражают прямые затраты на производствов аналитическом разрезе по подразделениям (местам возникновения затрат), чтообеспечивает контроль за отклонениями от норм или от нормативных(запланированных) затрат.
На счете 25 группируют производственные накладные расходы посметам производственных подразделений (филиалов, цехов, участков и т.п.) иконтролируют отклонения фактических расходов по статьям смет.
На счете 26 группируют общие управленческие накладные расходыдля контроля за соблюдением смет по филиалам, управленческим подразделениям идругим центрам ответственности (местам возникновения затрат). На отдельном субсчетек счету 26 группируют коммерческие и другие расходы на продажу для детальногоучета и контроля соблюдения смет соответствующими коммерческими и торговымиподразделениями.
Счета 25, 26 ежемесячно закрывают, списывая собранные на нихсуммы в дебет счетов 20, 23, 29, на которых таким образом обеспечиваетсявозможность калькулирования сокращенной и полной производственной себестоимостипродукции (работ, услуг), даже с учетом коммерческих расходов. К счетам 20, 23,29 следует вести по крайней мере по два субсчета: 1 «Остаткинезавершенного производства» и 2 «Калькулируемые расходы за отчетныйпериод». В конце отчетного года калькулируемые расходы на этих счетахзакрывают записью:
Д-т сч. 27 «Распределение общих затрат»,
К-т сч. 20 «Основное производство», 23«Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства ихозяйства».
При необходимости получить более подробную и полнуюинформацию для управления затратами и себестоимостью на счетах управленческогоучета организуется требуемый для этого аналитический учет.
Чтобы обеспечить баланс в системе счетов бухгалтерского учета(после отделения от нее счетов управленческого учета), необходим еще одинсинтетический счет 38 «Незавершенное производство» для учетастоимости заделов незавершенного производства и остатков полуфабрикатовсобственной выработки.
Рассмотрим пример учета на данном счете. Допустим, что посостоянию на 1 января (предполагается, что это дата перехода организации нановый План счетов) стоимость заделов незавершенного производства составила 150тыс. руб. Следовательно, сальдо по дебету счета 38 «Незавершенноепроизводство» было признано в сумме 150 тыс. руб.
По расчетным данным стоимость незавершенного производства на1 февраля была оценена в 190 тыс. руб., а на 1 марта — 175 тыс. руб. Исходя изэтих данных в январе нужно отразить 40 тыс. руб. по дебету счета 38«Незавершенное производство» и кредиту счета 37 «Отражение общихзатрат». В феврале следует записать 15 тыс. руб. по дебету счета 37 икредиту счета 38. Указанные корректировки на счете управленческого учета 27«Распределение общих затрат» не отражают. Эти корректировки в каждоммесяце доводят сальдо по счету 38 «Незавершенное производство» дорасчетной стоимости реальных остатков незавершенного производства иполуфабрикатов. Сальдо по счету 38 вносится в отчетный бухгалтерский баланс.
Стоимость незавершенного производства можно отражать каксальдо на счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», если МинфинРоссии разрешит иметь сальдо на данном счете. Надобность в счете 38«Незавершенное производство» отпадет.
Счет 37 «Отражение общих затрат» ежемесячнозакрывают, проводя записанную на нем сумму по кредиту счета 37 вкорреспонденции со счетами:
15 «Заготовление и приобретение материальныхценностей» — на сумму расходов по заготовке и доставке материально — производственных запасов в организацию;
40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» — на расходыпо выпуску продукции, выполнению работ, оказанию услуг, включая и общиеуправленческие расходы. Последние учитывают на отдельном субсчете и ежемесячносписывают непосредственно на дебет счета 90 «Продажи» как расходыотчетного периода;
44 «Расходы на продажу» — на сумму коммерческихрасходов и издержек обращения за отчетный период;
другими счетами, на которые необходимо отнести текущиерасходы по обычным видам .
Второй вариант применения счетов управленческого учетанеобходим для больших и средних организаций, которые нуждаются в надежнойсистематизированной информации для управления текущими расходами исебестоимостью.
Третий вариант. Очевидно, что для крупных и крупнейшихроссийских организаций со многими видами деятельности, в которых насчитываютсясотни и тысячи подразделений, управленческий учет нельзя уложить в рамки,ограниченные счетами 20 — 29, отнесенными нами к счетам управленческого учета.Недостаточность второго варианта управленческого учета в том, что он позволяетвести учет и контроль расходов только по центрам ответственности и покалькулируемым объектам. Многие важнейшие объекты управленческого учетаостаются за кадром. Если средним по размерам организациям второй вариантпоможет решить вопросы управленческой информации и внутренней управленческойотчетности, то для крупных и крупнейших организаций явно недостаточно емкостисчетов управленческого учета, используемых во втором варианте учета.
По поручению Минфина России специалисты ЗАО«Союзаудит» в течение 4 лет разрабатывали проект плана счетовбухгалтерского учета европейского типа.
Он состоит из 10 классов счетов, каждый из которых включаетдо 9 групп счетов, а в каждой группе может быть до 9 синтетических счетов.Такое построение плана счетов дает возможность на порядок увеличить числосинтетических счетов по сравнению с действующим Планом счетов и создатьмощнейшую информационную структуру, позволяющую максимально использовать передовыесовременные информационные технологии.
Все счета разбиты на 3 раздела: счета финансового учета (7классов счетов); счета управленческого учета (2 класса); счета забалансовогоучета (1 класс).
Рассмотрим счета управленческого учета, которые можно вводитьпо решению руководства организации, поскольку управленческий учет — внутреннеедело любой организации. Они объединены в 2 класса, содержащие более 150синтетических счетов.
Класс 7 «Учет издержек и доходов». Входящие в негосчета позволяют перегруппировать расходы и доходы, отражаемые на счетахфинансового учета, для получения, обобщения и детализации информации обиздержках производства в калькуляционном разрезе, для контроля по аналитическимцентрам, структурным единицам, по любым другим параметрам, не получающимотражения в финансовом учете.
Финансовые результаты, полученные на счетах управленческого ифинансового учета, в конечном итоге равнозначны, что повышает значение иценность информации управленческого учета.
Класс 8 «Учет запасов и обязательств» содержитсчета для получения дополнительной информации о состоянии материальныхоборотных активов, их качественном вещественном содержании, количественныхпараметрах и оценке, а также детальной информации о коммерческих расчетах,других показателях о формировании и состоянии оборотных запасов и расчетов.
Необходимость применения счетов, объединяемых классом 8,возникает тогда, когда руководство организации не удовлетворяет содержание идетализация информации, формируемой на счетах финансового учета. Решение оприменении счетов класса 8 выносится при утверждении учетной политикиорганизации с указанием характеристики информации, отвечающей потребностяморганизации.
Остановимся на содержании некоторых групп счетов.
Группа 71 «Издержки производства по продукции, работам иуслугам». На счетах данной группы обобщают и детализируют затраты напроизводство и производственную себестоимость в разрезе объектовкалькулирования и калькуляционных статей с выделением нормативных затрат иотклонений от норм.
Аналитический учет организуют в интересах управленияпроцессом формирования производственной себестоимости и сопоставления данных сосчетами финансового учета.
Группа 72 «Издержки производства по аналитическимцентрам». На счетах группы отражается информация по местам возникновениязатрат и центрам ответственности, соотносимым со структурой управленияорганизацией и построения ее работы. Каждое подразделение организации можетбыть признано центром ответственности. Сами центры могут делиться на секторы,соответствующие различному уровню ответственности.
Целесообразно также выделять центры анализа по выполняемымили экономическим функциям: административные расходы, финансирование, расходына содержание персонала, капитальное строительство и т.п. Возможно выделениеаналитических центров по производственным, коммерческим, географическим и инымсегментам деятельности. У конкретных организаций могут возникнуть потребности винформации по аналитическим центрам, которые не обозначены в плане счетов.Группа 72 содержит достаточно открытых позиций, которые по необходимости можноприспособить для отражения требуемой информации.
Группа 73 «Издержки отчетного периода» объединяетсчета общих накладных, коммерческих и других расходов, которые не включают вкалькуляцию производственной себестоимости, а относят на уменьшение прибылитого отчетного периода, в котором они возникли.
Расходы, учтенные на счетах данной группы, распределяют поместам возникновения и другим аналитическим центрам. В каждом отчетном периодесчета закрываются, и сальдо они не имеют.
Группа 74 «Прочие расходы и доходы». На счетахданной группы учитывают расходы, не включаемые непосредственно в себестоимостьпродукции, работ, услуг, например, операционные и внереализационные расходы,которые группируют по центрам ответственности. Аналогично учитываютоперационные и внереализационные доходы, а также иные расходы и доходы, покоторым требуется дополнительная аналитическая информация.
Группа 75 «Выпуск и продажа продукции» содержитсчета для обобщения аналитических данных о затратах на выпущенную продукцию,сданные работы, оказанные услуги на всех стадиях процесса производства иобращения, а также информацию о доходах, расходах и финансовых результатах отпродажи продукции, сдачи работ, оказания услуг. На счетах данной группыприводится более полная и детальная информация об операциях выпуска и продажи,чем та, что отражена на счетах финансового учета.
Группа 76 «Финансовые результаты». На счетах даннойгруппы отражают информацию об общей балансовой прибыли (убытке) за отчетныйпериод для сопоставления и контроля с данными финансового учета и для получениядополнительных данных для управления процессом формирования финансовыхрезультатов.
Группа 77 «Перераспределение расходов». На счетахданной группы отражаются суммы расходов, переходящие для учета на счетах,объединяемых классом 7. Первичные документы должны содержать необходимыепризнаки и коды для детализации информации на счетах управленческого учета.Переходящие суммы расходов отражаются по кредиту счетов, входящих в группу 77,и дебету счетов, объединяемых группами 71 «Издержки производства попродукции, работам и услугам», 72 «Издержки производства поаналитическим центрам», 73 «Издержки отчетного периода», 74«Прочие расходы и доходы». Записи по кредиту счетов, включенных вгруппу 77, сопоставляют и сверяют с записями по дебету счетов, объединяемыхклассом 3 «Расходы, отчисления и потери».
Аналитический учет расходов ведут нарастающим итогом с началаотчетного года. В конце отчетного года счета данной группы закрывают.
Группа 78 «Перераспределение доходов». Переходящиесуммы доходов отражаются по дебету счетов группы 78 в корреспонденции сосчетами групп 75 «Выпуск и продажа продукции» и 76 «Финансовыерезультаты». Записи по счетам группы 78 сверяют с данными, зафиксированнымипо кредиту счетов класса 4 «Доходы и финансовые результаты».
Аналитический учет доходов на счетах группы 78 ведутнарастающим итогом с начала года. По окончании отчетного года все счета группызакрывают.
Группа 79 «Другие перераспределения и закрытиесчетов». На счетах группы учитывают данные об активных и пассивныхоперациях, переходящие на счета управленческого учета и со счетовуправленческого учета.
Счета управленческого учета, объединяемые классами 7 и 8,ведут обособленно от счетов финансового учета. Информацию из счетовуправленческого учета не включают в отчетный бухгалтерский баланс и другиеформы бухгалтерской отчетности. Она может быть использована только в качествепримечаний к бухгалтерской отчетности.
Группа 79 содержит счета, предназначенные для конечногобалансирования информации управленческого учета. Баланс управленческого учетаежегодно сводится к нулю путем закрытия и последующего открытия счетов. Насчете 799 отражают сальдо незакрытых счетов управленческого учета, открывающие изавершающие годовой отчетный цикл.
Группа 81 «Приобретение материалов». План счетовбухгалтерского учета разрешает организациям вести детальный аналитическийколичественно — стоимостной учет по всей номенклатуре материальных оборотныхзапасов на счетах управленческого учета. В таком случае на счетах финансовогоучета отражают только общие суммы оборотов и сальдо, перенесенные со счетовуправленческого учета.
На счетах данной группы отражается детальная информация обоперациях по приобретению оборотных материальных ценностей, заготовлениюматериалов, а также об отклонениях в ценах на материалы и начисленных оценочныхрезервах согласно требованиям осмотрительности при составлении бухгалтерскойотчетности.
Группа 82 «Материальные запасы». На счетах группыведут детальный количественно — стоимостной аналитический учет по всейноменклатуре материальных оборотных запасов с отражением необходимых дляуправления технико — экономических характеристик. На отдельных счетах ведутучет малоценного имущества по всем необходимым технико — экономическимпоказателям. На счетах финансового учета отражают только общие суммы сальдо иоборотов.
Группа 84 «Товары и готовая продукция». На счетахгруппы ведут детальный количественно — стоимостной учет товаров и готовойпродукции, необходимый для управления коммерческими операциями. Группа 84содержит счета, альтернативные аналогичным счетам финансового учета. Если всоответствии с учетной политикой организация ведет детальный аналитический учетготовой продукции на счетах управленческого учета, то счета готовой продукции итоваров в финансовом учете отражают только общие суммы в денежном выражении.
Группа 85 «Обязательства по коммерческим расчетам».Счета этой группы предназначены для отражения дополнительной (по отношению ксчетам финансового учета) информации о состоянии обязательств по коммерческимрасчетам, технических условиях полученных кредитов, сроках платежей и другихданных, необходимых для управления расчетами по обязательствам. Формируемыеданные предназначены для собственных нужд организации. Если для управлениярасчетами достаточно информации, получаемой на счетах финансового учета, счетаиз группы 85 в управленческом учете не применяются.
Группа 86 «Прочие обязательства» объединяет счетадля детального аналитического учета состояния обязательств по расчетам, которыене отражаются на счетах группы 85. Организация и структура управленческогоучета на счетах группы 86 повторяет методику ведения учета на счетах группы 85.
Как показала наша практика внедрения счетов управленческогоучета в крупных российских компаниях, наилучшее решение вопроса возможно, когдасчета управленческого учета ведут совместно со счетами финансового учета. Насчетах управленческого учета предлагаемого нами проекта плана счетов можнополучить достоверную и детализированную информацию, позволяющую составлятьбухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями МСФО, а налоговуюотчетность — согласно Налоговому кодексу РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из практики внедрения управленческого учета, можносказать, что основная проблема заключается в отсутствии четких стратегическихцелей. Если цели не определены, это приводит к неверному определению решаемыхзадач. Часто встречаются случаи не только отсутствия единой нормативной базы вкомпании, но даже единой терминологии. Необходим правильный выбор менеджерапроекта. Большой проблемой является неправильное распределение ролей. Оченьважна грамотная работа с персоналом, так как внедрение управленческого учетаприводит к появлению дополнительных функций и должностных обязанностей, чтовызывает недовольство персонала.
Часто ставятся нереальные цели и сроки, а также возможныслабое планирование и документирование проекта. Проект может оказатьсянеуспешным из-за отсутствия действенных механизмов контроля. Встречаются случаинедостоверности и несвоевременности представления информации, и даже намереннаяфальсификация данных.
Таким образом, с одной стороны, система управленческого учетана предприятии является главным инструментом для планирования деятельности иосуществления оперативного контроля за эффективностью использования ресурсоворганизации. С другой стороны, наличие системы управленческого учетасущественно повышает инвестиционную привлекательность компании.
На российских предприятиях управленческий учет еще не нашелширокого распространения. Этот вид учета является одним из наиболее эффективныхсредств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогаетруководителям предприятия выявить оптимальные пропорции между постоянными ипеременными затратами, ценой и объемом реализации, минимизироватьпредпринимательский риск.
Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, пользуясьданными управленческого учета, могут дать более глубокую оценку финансовыхрезультатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.Оценить по достоинству возможности систем управленческого учета на предприятиимогут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.
Выбор варианта построения интегрированной системы учета длякаждой компании индивидуален и зависит от тех целей, которые она хочет достичьпри автоматизации управленческого учета.
В целом успех проекта по постановке автоматизированногоуправленческого учета и интеграции его с существующим бухгалтерским учетомзависит от многих факторов: точная формулировка целей и задач, грамотнаяпостановка методологии управленческого учета, правильный выбор программногопродукта для автоматизации, наличие в компании квалифицированного персонала, атакже команды сотрудников, которая будет выполнять данный проект.
Но самое важное условие — это высокая заинтересованность иучастие в проекте топ-менеджмента компании, так как именно ее руководствоявляется основным пользователем управленческой информации и играет главную рольв определении требований к ней, а значит, и ко всей системе управленческогоучета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Друри К. Введениев управленческий и производственный учет. — М.: ЮНИТИ, 1998. — 783 с.
2.  Ришар Ж.Бухгалтерский учет: теория и практика: Пер. с франц. / Под ред Я.В. Соколова.М.: Финансы и статистика, 2000. 160 с.
3.   Палий В.Ф. Опредмете бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. 2004. С. 55 — 58.
4.   Кутер М.И.Теория бухгалтерского учета: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы истатистика, 2003. 640 с.
5.   Карпасова З.Планирование и контроль в системе антикризисного управления // Время-МБ. 2004.N 8(11).
6.   Николаева О.Е.,Алексеева О.В. Стратегический управленческий учет. — М.: «ЕдиториалУРСС», 2003. — 2004 с.
7.   Николаева О.Е.,Шишкова Т.В. Управленческий учет. — М.: УРСС, 2003. — 4-е изд. — 320 с.
8.   Постановка иреструктуризация управленческого учета в организации: По материалам конференции«Роль аналитика в управлении компанией». — М.: — ИФК«Альт», 28.06.2003.
9.   Шеремет А.Д. подред. Управленческий учет: Учеб. пособие. — М.: ФБК — Пресс, 2002. — 512 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :