Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Возникновение письменности. Появление документа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный гуманитарный университет
Филиал в г. КАлуге Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
СтарцеваМария Сергеевна
«Возникновениеписьменности. Появление документа»
Курсовая работа по документоведению               студентКИ 2 курсагруппы «ДЗС – 04»
Научный руководитель Разоренова Г.В. Калуга 2006

Оглавление Введение                                                                                                                      3  Глава I Возникновение письменности
I.1 Основные этапы развития письма
I.2 Пиктографическое письмо I.3 Идеографическое и смешанное идеографическое письмо
I.3.1 Египетское иероглифическое письмо
I.3.2 Клинописное письмо. Шумерская клинопись
I.3.3 Китайское иероглифическое письмо
I.4 Слоговое (силлабическое) и смешанное слоговое письмо
I.4.1 Слоговые системы письма, восходящие к идеографическим
I.4.2 Слоговые системы письма, возникшие на основе консонантно-звукового письма
I.4.3 Слоговые системы, возникшие первоначально как дополнение к идеографическим  для обозначения грамматических аффиксов
I.5 Буквенно-звуковое (фонемографическое) письмо
I.5.1 Консонантно-звуковое
I.5.2 Вокализовано-звуковой
5
5
8
11
12
14
17
19
21
22
22
24
24
25 Глава I Появление документа
II.1 Общая характеристика
28
28
II.2 Деловые и юридические документы древнего Египта
II.3 Документы древней Месопотамии
II.4 Делопроизводство в Киевской Руси
29
31
33 Заключение 36 Список использованных источников и литературы 37
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Письмоиграет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, оно могущественныйдвигатель человеческой культуры. Благодаря письму люди могут использоватьогромный запас знаний, накопленный человечеством, развивать дальше наследиепрошлого и сохранять опыт многих поколений для будущего.
Письмо — это важнейшее средство передачи речи на расстояние илизакрепления ее во времени, осуществляемое при помощи графических знаков илиизображений, передающих те или иные элементы речи – целые сообщения, отдельныеслова, слоги и звуки.
Мировое развитие письмапротекало в направлении передачи письменными знаками все более и более мелкихэлементов языка, что позволяло обходиться все меньшим количеством разныхзнаков. При этом письменные знаки теряли свой первоначальный изобразительныйхарактер.
Главная цель работы – рассмотреть историю развития мирового письма и появление первыхдокументов.
Исходя из поставленной цели, можно сформулироватьследующие задачи:
·         рассмотреть стадии возникновенияписьменности;
·         рассмотреть первые документы,дошедшие до нас документы.
Структурно работа состоит из введения, двух глав изаключения, изложенных на 42 страницах машинописного текста. В первой главерассказывается об этапах возникновения (пиктографическое, идеографическое,слоговое и буквенно-звуковое письмо) и эволюции письменности; далее говоритьсяо самом древнейшем типе письма – о пиктографическом письме, его основузаключали рисунки; на  примерах письменности различных народов (египетское,шумерское, китайское письмо) рассматривается идеографическое письмо, в немвыделяется языковая единица – слово; в следующем разделе говорится о слоговомписьме, в нем выделяется такая единица языка, как слог, к нему относятсяследующие системы: слоговые системы письма, восходящие к идеографическим,возникшие на основе консонантно-звукового письма, возникшие первоначально какдополнение  к идеографическим  для обозначения грамматических аффиксов; затемприводится буквенно-звуковое письмо, которое выступает в двух разновидностях:консонантно-звуковой и вокализованно-звуковой.
Во второй главе рассматривается вопрос появлениядокумента: общая характеристика первых документов; после приводятся деловые июридические документы древнего Египта; дальше речь идет о документах древнейМесопотамии; вслед за тем говорится о делопроизводстве в Киевской Руси.
При написании курсовой работы использовались трудыведущих отечественных и зарубежных учёных по исследуемой проблеме. Полныйсписок литературных источников включает в себя 25 наименований.
ГЛАВАI Возникновение письменности
I.1 Основные этапы развития письма
 
Письмопрошло длинный путь развития, который охватывает период в несколько тысяч лет.Представляя собой дополнительно к звуковому языку средство общения людей,возникающее на базе языка и служащее для передачи речи на большое расстояние изакрепления ее во времени при помощи начертательных знаков или изображений,письмо появилось на сравнительно поздней ступени развития человечества. Историяписьма тесно связана с развитием языка, историей народа и его культурой.
Появлениеписьма было вызвано практической потребностью расширения связей между людьмипри их общении на больших расстояниях и необходимостью хранения и передачизнаний будущим поколениям.
Собственнописьмо, т.е. начертательное письмо, — это письмо, связанное с использованиемграфических знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звуковогоязыка.
Вразвитии начертательного письма исторически сменилось несколько типов. Каждыйиз этих этапов определялся тем, какие элементы звукового языка (целыесообщения, отдельные слова, слоги или фонемы) служили единицей письменногообозначения.
Обычнопоследовательно устанавливаются четыре типа письма[1]:
·         пиктографическое;
·         идеографическое;
·         слоговое;
·         буквенно-звуковое.
Этоделение в известной мере условно, так как ни один из указанных типов невыступает в «чистом» виде. Каждый из них включает в себя элементы другого типаписьма[2].  Например, в пиктографииуже содержатся зачатки идеографии, а в идеографическом письме обнаруживаютсямногочисленные элементы слогового и буквенно-звукового письма. В свою очередь,буквенно-звуковое письмо часто совмещает в текстах идеографические знаки –цифры, математические, физические и химические формулы и т.д. Но такое делениедает возможность увидеть последовательность основных этапов в истории письма,выявить своеобразие формирования его основных типов и тем самым представитьсебе общую картину становления и развития начертательного письма.
Существуюти иные классификации типов письма. Согласно одной из  них устанавливается пятьразновидностей[3]:
·         Фразография – наиболее древний типписьма, передающий символическими и начертательными знаками содержание  целыхсообщений без графического расчленения их на отдельные слова;
·         Логография – последующий типписьма, графические знаки которого передают отдельные слова;
·         Морфемография – тип письма,возникший на базе логографического для передачи графическими знаками наименьшихзначимых частей слова – морфем;
·          Силлабография, или слоговоеписьмо, знаки которого обозначают отдельные слоги;
·         фонография, или звуковое письмо,графические знаки которого обозначают обычно фонемы как типовые звуки.
Всоответствии с другой классификацией эволюция письма представлена в видеследующей схемы[4]:
1.        предписьменности: семасиография,включающая древнейшие условные знаки, пиктографию и примитивную идеографию;
2.        собственно письмо: фонография,которая выступает в таких разновидностях:
·         словесно-слоговое письмо;
·         слоговое письмо;
·         буквенное письмо.
Однакоэти классификации пока не получили  широкого распространения в учебной литературе,где чаще пользуются традиционно установившейся классификацией.
Изтого, что в истории письма последовательно устанавливаются четыре основныхэтапа,   вовсе не следует, что каждые народ, вступив в стезю цивилизации,должен был непременно пройти все эти этапы развития письма. Дело здесь обстоялогораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Тот или иной народ в силу разныхпричин, связанных как с особенностями грамматического строя его языка, так и собстоятельствами исторического характера, мог остановиться на каком-нибудь изэтих этапов. Так, например, произошло с китайцами, остановившимися наиспользовании идеографического письма, или с японцами и корейцами, применяющиминаряду с идеографией национальные слоговые системы кана в Японии и кунмун в Корее.С другой стороны, многие народы смогли шагнуть непосредственно от низшего этапав развитии письма к высшему, например от пиктографии прямо к буквенно-звуковомуписьму, минуя идеографический и слоговый этапы. Речь идет о чукчах, эскимосах,эвенках, ненцах и других народах Крайнего Севера, получивших возможностьсовершить такой скачок после Октябрьской революции.
 
I.2 Пиктографическое письмо
 
Древнейший,самый первоначальный тип письма – это пиктографическое письмо (от лат. pictus«картинный, нарисованный» и греч. grapho «пишу»). Основными средствами этогописьма были более или менее сложные рисунки сюжетного, повествовательногохарактера или же серии рисунков. Оно представляет собой преднамеренноеизображение на камне, дереве, глине предметов, действий, событий и т.п. с цельюобщения. При помощи таких рисунков передавались на расстояние различныесообщения (например, военные, охотничьи) или же закреплялись во временикакие-либо памятные события, например, условие торгового обмена или сообщения овоенных походах (на надгробных памятниках вождей).
 Пиктографическоеписьмо посредством рисунка, которое называется пиктограммой, передаетвысказывание в целом, не расчленяя его на отдельные слова графическимиэлементами пиктограммы. В соответствии с этим отдельные элементы пиктограммывыступают как части единого целого и могут быть правильно поняты только в связидруг с другом. Иногда в этом письме использовались  и простейшие условныезнаки, например черточки, указывавшие на количество предметов, о которых шла речь,условные знаки племенной собственности, календарные обозначения месяцев и т.п.
Пиктограммапредставляла собой схематический рисунок, художественное достоинство которогоне имело существенного значения. Здесь важно было только, чтобы рисунок что-тосообщал, а нарисованное правильно опознавалось теми, кому оно адресовалось.
Пиктографияпередавала только содержание высказывания, не отражая языковых особенностейпередаваемого сообщения (звучания слов, их грамматических форм,последовательности слов и т.д.).
Когдаже и из каких источников возникло первоначальное пиктографическое письмо?Важнейшим источником его формирования послужила первобытная живопись (первыеследы первобытного искусства относятся к эпохе верхнего (позднего) палеолита(40-25 тысяч лет до н.э.)[5]. До нас дошло многорисунков, но не все они являются письмом. Многие из них служили для выражения иудовлетворения только эстетических потребностей первобытных людей илииспользовались в магически-культовых целях.
Появлениепиктографического письма связывается с периодом, когда первобытные рисункиначинают применяться не только для эстетических  и религиозно-культовыхпотребностей, но и как средство коммуникации, т.е. как средство передачисообщений в дополнение к устному рассказу  и закрепления сообщений в памятирассказчика или слушателя. Как полагают, это относится к эпохе неолита, которыйначался для большинства народов с 8-6 тысячелетия до н.э.[6]
Судяпо тем сведениям, которые дошли до нас из отдаленных эпох, а, также учитываяданные этнографии большинства народов, можно заключить, что пиктографическоеписьмо выполняло самые разнообразные функции.
Известныследующие разновидности пиктограмм:
1.        различные записи условий обменапредметов охоты, рыбной ловли и т.д.;
2.        сообщения о боевых походах,стычках, охоте;
3.        разные письма, в том числе илюбовные;
4.        племенные летописи-хроники;
5.        надгробные мемориальные надписи;
6.        записи магических и заклинательныхформул, легенд, обычаев, заповедей.
Первыйэтап в истории пиктографии представлен простейшими рисунками, изображающимисобытия, вещи, явления.
Это первоначальное,зачаточное письмо обычно появлялось в период развития племенного строя.Формирование его было обусловлено превращением небольших и разрозненных родовыхгрупп в более крупные племенные общины, а также развитием между ними постоянныхторгово-обменных или иных связей. Пиктографическое письмо широко применялосьеще в сравнительно недавнем прошлом племенами американских индейцев, многиминародами Крайнего Севера и некоторыми африканскими племенами.
То,что  пиктография обычно обладала наглядностью и была доступна для всех, являлосьположительным фактором. Однако пиктографическому письму были свойственны исущественные недостатки. Будучи несовершенным и неупорядоченным письмом, пиктография допускала разные толкование сообщений и не давала возможностьпередавать сложные сообщения, содержащие отвлеченные понятия. Пиктография былане приспособлена к передаче того, что не поддается рисуночному изображению,является абстрактным (бодрость, храбрость, зоркость и т.д.). По этой причинепиктографическое письмо на известной ступени развития человеческого обществаперестало удовлетворять потребности письменного общения. И тогда на его почвевозникает другой тип письма, более совершенный, — письмо идеографическое.
I.3 Идеографическое и смешанное идеографическое письмо
 
Появление идеографическогописьма связано исторически с дальнейшим развитием человеческого мышления и,следовательно, языка, с приобретенной ими способностью к бо́́льшимабстракциям, с умением человека разлагать речь на элементы – слова. Древнейшиелогографические системы письма – египетская, шумерская, критская, китайская идр. обычно возникали в связи в связи с формированием первых рабовладельческихгосударств (ІV – начало II тысячелетия до н.э.)[7]. Возникновение этихсистем письма было обусловлено потребностью первых государств в болееупорядоченном и точном письме: потребность эту уже не могла удовлетворитьпримитивная пиктография. В свою очередь, потребность в упорядоченном и точномписьме появлялась в связи с необходимостью сложного хозяйственного учета,характерного для рабовладельческих государств, в связи с развивавшейсяторговлей, для записи крупнейших исторических событий, религиозных обрядов,посвящений богам и т.п. (см. Приложение I)
Самыйтермин «идеография» (от греч. idea «понятие» и graphō «пишу») указывает наспособность этого письма передавать отвлеченные понятия, воплощенные в словах.В последнее время этот термин все чаще заменяется другим термином «логография»(от греч. logos «речь», graphō «пишу») на том основании, что графическиезнаки связываются  непосредственно с языковой единицей – словом. Но дело в том,что эти знаки связываются не со словами, как таковыми, в их грамматическом ифонетическом оформлении, а с содержанием, значением слов, по-разномупроизносимых в разных языках. Не случайно идеографическое письмо может бытьодинаково понято говорящими на разных диалектах одного и того же языка, илидаже на разных языках. 
 Вотличие от пиктографии идеографическое письмо фиксирует сообщение дословно ипередает, кроме словесного состава, также словопорядок. Оно имеет уже строгоустановленные и устойчивые начертания графических знаков. Здесь пишущий неизобретает знаки, как это было в пиктографии, а берет их из готового набора. Видеографическом письме возникают даже идеограммы, обозначающие значимые частислова (морфемы).
Идеографическоеписьмо возникло на основе пиктографии. Эволюция пиктографического письма шла втом направлении, что каждый изобразительный знак пиктограммы, все более и болееобособлялся, стал связываться с определенным словом, обозначая его. Постепенноэтот процесс развился и расширился, что примитивные пиктограммы, утратив своюпрежнюю наглядность,  начали выступать как условные знаки при обозначении не толькослов с отвлеченным значением, но и слов, называющих конкретные предметы, вещи,обладающие наглядностью. Процесс этот происходил не сразу, а занял, видимо,несколько тысячелетий. Поэтому трудно указать грань, где кончаетсяпиктографическое письмо и начинается идеографическое.
Наначальном этапе развития письма один и тот рисунок в одном и том же тексте могвыступать то в прямом, то в переносном значениях. Так было в ранней египетскойи китайской письменности или в ранней письменности народов майя и ацтеков. Этосоздавало и создает  большие трудности при расшифровке древних памятниковподобного рода.
Зарождениегосударства, развитие общественного производства и торговли послужили стимуломдля дальнейшего развития идеографического письма. Появилась потребность писатьбыстрее, передавать более сложные и длинные тексты. Это привело большейсхематизации рисунков, к превращению их в еще более условные знаки – иероглифы.Так на основе идеографии возникло иероглифическое письмо – высший этап развитияидеографии.
 
I.3.1 Египетское иероглифическое письмо
Раннее развитиеземледелия в долине Нила способствовало росту материальной культуры и техники. Необходимость в искусственном орошении уже в глубокой древности привела ксозданию сложной системы каналов, плотин, дамб, водоподъемников, а позднееводо-перегонных колес. Высокого расцвета в период архаики техника обработкикамня, а также изготовления изящных украшений из драгоценных металлов.Появилась письменность, постепенно стали накапливаться зачатки научных знаний.
Древнейшаяиероглифическая (от греч. hieros – жрец и glyphe – резьба) письменностьегиптян, подобно шумерийским, древнеиндийским, древнекитайским и другимдревнейшим системам письма, самобытно возникла из простейших рисунков и узоровпервобытной эпохи. Складывание этой системы письменности относится к IV – IIIтысячелетиям до н.э.[8] Первоначально писец,чтобы написать какие-либо слово, изображал это слово наглядным рисунком, рисуя,например, воду в виде трех волнистых линий, гору в виде двух горных склонов,между которыми пролегает долина, представляя округ или область в формепрямоугольника пахотной земли, разделенной оросительными каналами на участки.
На глиняных сосудах архаическойэпохи эти примитивные рисунки уже приближаются к значению картинных письменныхзнаков и облекаются в упрощенную схематическую форму линейного орнамента. Дляначертания целых фраз отдельные картинные соединялись в сложный смысловойрисунок.
Эта сложная системакартинной письменности была наглядной, но в то же время очень неудобной. Помере того, как язык усложнялся и обогащался, писец должен был обозначатьособыми знаками отвлеченные понятия, собственные имена и грамматические формы,которые было трудно, а порой и невозможно передать картинными знаками.Естественно, что  по мере усложнения языка письменность должна была упрощаться.Отдельные картинные знаки,  обозначавшие целые слова, стали постепенно получатьзначение слогов. С течением времени картинные знаки, обозначавшие целые словаили двухбуквенные корни – слоги, превратились в алфавитные знаки. Такимобразом, уже в эпоху Древнего Царства образуется алфавит, служивший дляобозначения 24 основных звуков. Однако писцы не могли отрешится от пережитковкартинной письменности и перейти к системе письма, содержащей одни лишьалфавитные знаки; они долго еще пользовались одновременно знаками,обозначавшими слоги, отдельные слова и даже целые групп слов, а такжекартинными определителями данной смысловой группы. Писали египтянегоризонтальными строчками, которые часто читались сверху вниз. Материалом дляписьма служил камень, дерево, черепки, кожа, холст, папирус, которыйупотреблялся в Древнем Египте  чаще всего. Уже в эпоху Древнего Царства в связис необходимостью составления деловых документов появляется скоропись, которуюмы вслед за греками называем «иератикой». Самая усовершенствованная скоропись,так называемая демотика, напоминающая современную стенографию, появилась в VIIIв до н.э.[9] и получила широкоераспространение в позднюю эпоху упадка Египетского государства.
Медленное развитие исложность египетской иероглифической письменности в некоторой степени объясняютсятем, что она была привилегией жрецов, выступавших монополистами знаний ипоэтому не заинтересованных в распространении этих знаний. Наоборот, писцы ижрецы окружали письменность ореолом религиозной таинственности, считая ее даромбога мудрости Тота, «письмом божественных слов».
 
I.3.2 Клинописное письмо. Шумерская клинопись
Вавилонская культура –одна из древнейших культур на земном шаре – восходит своими корнями к  IVтысячелетию до н.э.[10] Древнейшими очагами этойкультуры были города Шумера и Аккада, а также Элама, издавна связанного сДвуречьем. Вавилонская культура оказала большое влияние на развитие древнихнародов Передней Азии и античного мира.
Одним из наиболеезначительных достижений шумерского народа было изобретений письменности,появившейся в середине  IV тысячелетию до н.э[11]. Именно письменностьпозволила установить связи не только  между современниками, но даже междулюдьми различных поколений, а также передать потомству важнейшие достижениякультурного творчества. При раскопках Джемдет-Наср и 4-го слоя Урука найденыдревнейшие шумерские надписи. Как и другие самобытно возникшие древние системыписьменности, шумерская письменность первоначально возникла из рисунков. Слово,обозначавшее предмет или явление видимого мира, шумерийцы «рисовали».
Однако при помощи знаковкартинной письменности нельзя было изображать сложные представления иотвлеченные понятия. Иногда, чтобы написать такое слово, писец должен былсоединять различные знаки, например, слово «плакать», изображалось соединениемзнаков «глаз» и «вода»; слово «дождь» следовало писать при помощи сочетания знаков«звезда» (небо) и «вода». Такая письменность была сложной, громоздкой инеудобной. Усложнение языка и грамматических форм  требовало упрощения системыписьменности, и постепенно изобразительный принцип, лежащий в основе картиннойписьменности (пиктографии), стал заменяться начертанием обозначений звуковойстороны слова (фонемы). Так в шумерской письменности появилось большоеколичество слоговых знаков и несколько  алфавитных, необходимых для передачигласных звуков. Хотя в шумерской и более поздней вавилоно-ассирийскойписьменности наибольшее значение имели слоговые знаки, наряду с нимисохранялись и  древние изобразительные идеограммы, что типично для застойнойдревневавилонской культуры. Помимо идеограмм применялись и особые определители(детерминативы), служившие для какой-то определенной группы слов. Так, передназванием горы ставили картинный определитель, который указывал на то, чтоданное слово есть название горы.
 Древнейшие письменныезнаки, которые наряду с клеймами первоначально служили для обозначения правасобственности на тот или иной предмет и поэтому вырезывались на печатях, стечением времени  образовывали сложную картинно-слоговую письменность.Вызванная условиями жизни необходимость быстро написать документ привела уже вглубокой древности к упрощению картинной письменности шумерийцев: вместо того,чтобы нарисовать весь предмет, стали изображать лишь его наиболее характернуючасть, превращая ее в линейную схему.  Применение скорописи и спецификаначертания знаков на глиняных табличках привели к дальнейшей схематизациизнаков и к выработке системы клинописи. Знаки выжимавшиеся на мягкой глине,теряли свой прежний картинный облик и постепенно принимали свой прежнийкартинный облик и постепенно принимали форму различных сочетаний из вертикальных,горизонтальных и косых клиньев (см. Приложение II).
Шумерская клинописьвместе с другими элементами культуры была заимствована вавилонянами, а затемшироко распространилась во всей Передней Азии. Клинопись применялась в Аккаде,в Ассирии, в хеттских странах, в Урарту, в Финикии и в древней Персии. Во IIтысячелетии до н.э. клинопись стала международной дипломатической системойписьменности. Ею пользовались египетские чиновники в своей переписке с царямигосударств Передней Азии и с князьями Финикии и Сирии.
Вполне естественно, чтокаждый народ, заимствуя клинопись, приспособлял ее к особенностям своего языка.Причем клинописные знаки получали новое звуковое значение. В середине  IIтысячелетия до н.э. в торговых городах северной Финикии, а затем в Персии, в Iтысячелетии до н.э., клинопись приобрела наиболее простую фонетическую форму,превратившись в один из древнейших известных нам алфавитов.
 
I.3.3 Китайское иероглифическое письмо
  Единственной древнейсистемой письма идеографического типа, оказавшейся жизнеспособной исохранившейся до наших дней, является китайское письмо (см. Приложение III).Это объясняется особенностью исторического развития китайского народа исвоеобразием его языка.
 Становление китайскихиероглифов относится примерно к III тысячелетию до н.э.[12]и очень напоминает возникновение древних письменных систем у египтян и шумеров,хотя китайское письмо развивалось совершенно самостоятельно, без всякоговлияния извне. 
До появления графическогоизображения слов китайцы, если хотели передать какое-либо слово, событие,рисовали его картинками. Со временем эти картинки начали изображать упрощеннымилиниями и кривыми, которые иногда даже теряли всякое сходство с изображением.
Но рисунками можноизобразить только конкретные предметы. Для отвлеченных или сложных понятийкитайцы начали  соединять простейшие иероглифы и таким образом получалинеобходимое начертание. Например, два дерева, нарисованных рядом, обозначалирощу, а три – лес, собака и рот – лаять, рот и дитя – кричать и т.д.
Однако с развитием языкаи письменности китайцев этих иероглифов стало недостаточно. Нужно было найтиспособ изображения новых слогов и понятий.
Такой способ был найден ввиде системы дополнительных определителей – «ключей» и фонетиков. Первая частьсложного иероглифа (ключ) раскрывала смысл слова, а вторая – звуковая часть(фонетик) указывала, как надо произносить слово. Например, изображение слова«ругаться» состоит из  двух иероглифов – «лошадь» и два «рта» (вверху).
Такая система ключей и фонетиков позволяет строить новые знаки внеограниченном количестве. В современном китайском письме имеется 214 ключей.Фонетиков насчитывается около 1000[13].
Особенность китайскогоязыка в том, что очень много слов одинаковых по своему звуковому составу, норазных по тону и значению. Чтобы различить  их, китайцы широко пользуютсясвоеобразной интонацией, произнося слова то отрывисто, то нараспев, то низким,то  высоким тоном.
Другая особенностькитайского языка  в том, что он состоит из односложных слов, которые несклоняются и не спрягаются, причем на протяжении многовекового развития письмакитайцы строго соблюдали правило: для каждого слова – особый знак. Это привелок созданию колоссального количества знаков, которых насчитывают до 50 тысяч.Однако практическое применение в современном китайском языке находят около 4 –5 тысяч иероглифов[14].
I.4 Слоговое (силлабическое) и смешанное слоговоеписьмо
 
По мере дальнейшегоразвития общества, в частности по мере развития торговли, громоздкое и сложноелогографическое письмо обычно преобразовывалось в более простое  для обучения иболее удобное для пользования слоговое или буквенно-звуковое. Впервые слоговыезнаки получили широкое применение в III – II тысячелетиях до н.э.[15]в переднеазиатской  клинописи и затем в критском письме.
Слоговым,или силлабическим (от греч. syllabē «слог»), называется такое письмо, вкотором каждый графический знак обозначает такую единицу языка, как слог.
Такое более позднее формирование слогового письма объясняется рядомпричин. Во-первых, относительно трудным разложением речи на фонетическиеединицы (слоги) по сравнению, например, с разделением ее на смысловые единицы(слова), поскольку членение на слоги предполагает более  развитую способностьмышления к анализу. Во-вторых, отсутствием непосредственной наглядной связимежду слогом и слоговым знаком, тогда как между словом  и соответствующей емуидеограммой такая связь существовала, особенно на начальной ступени развитияидеографического письма. В-третьих, консервативным влиянием жреческих каст,профессиональных писцов (Египет, Вавилон и др.) и ученой бюрократии (Китай),стремившихся к монополизации письма и препятствовавших его упрощению иобщедоступности[16]. В настоящее времяслоговое  письмо применяется в Индии, в Японии, в Эфиопии.
Развитию и длительномусохранению логографического письма очень способствовал так называемыйкорнеизолирующий строй языка, при котором слова грамматически не изменяются (несклоняются, не спрягаются и т.п.), а отношения между словами выражаются припомощи строго определенного порядка слов в предложении, при помощи строгоопределенного  порядка слов в предложении, при помощи служебных слов (например,предлогов) и интонаций; эта особенность языка была, в частности, одной изпричин длительного сохранения логографического письма в Китае. Наоборот, дляязыков, в которых слова грамматически изменяются, логографическое письмооказывалось очень неудобным. Это обусловлено тем, что  логограмма обычнообозначает целое слово. Поэтому без помощи дополнительных слоговых илибуквенно-звуковых знаков логографическое письмо не в состоянии отразитьграмматические изменения слов.
Аналогично этому слоговоеписьмо оказывалось удобным для тех языков (например, для японского), которыесостоят из ограниченного количеств разных слогов необходимо было создавать илиогромный ассортимент слоговых знаков, что очень усложняло бы письмо, или жепримиряться с неточной передачей языка. Особенно неудобно слоговое письмо дляязыков, в которых часто встречаются смежные или конечные согласные. Этообусловлено тем, что слоговые знаки, как правило, обозначают или изолированныегласные звуки (например, а, о, э, у) или же сочетания согласного звука сгласным (например, та, то, тэ, ту, ка, ко, кэ, ку).
Историческиформирование слогового письма шло разными путями. Исходя из этого  все слоговыесистемы принято подразделять на четыре группы[17].
Кпервой группе относят слоговые системы (шумерская, ассиро-вавилонская, урарту,минойская, критская, майя и др.), возникшие в результате внутреннегопреобразования идеографических систем или образовавшихся на их основе, — кипрское и библосское письмо. Правда, ни одна из этих систем не является чистослоговой. Поэтому их часто называют слого-идеографическими.
Вторуюгруппу составляют слоговые системы (эфиопская, индийская – кхароштхи, брахми),появившееся на основе консонантно-звукового письма путем его вокализации.Возникновение слоговых систем данного типа относится  к последним столетиям донашей эры и первым векам нашей эры.
Третьюгруппу составляют слоговые системы, возникшие первоначально как дополнение кидеографическим  для обозначения грамматических аффиксов (японская кана,корейская кунмун). Появление их относится к еще более позднему периоду (конец I– середина II тысячелетия н.э.)[18].
Кчетвертой группе относятся новоизобретенные в XIX – начале XX в. слоговыесистемы, предназначавшиеся для небольших народностей Америки, Африки и Азии.
 
I.4.1 Слоговые системы письма, восходящие кидеографическим
Какуже отмечалось, слоговые системы письма, восходящие к идеографическим системам,подразделяются на две разновидности[19]:
·         системы, появившиеся в результатевнутреннего преобразования идеографического письма;
·         самостоятельные системы, возникшиена основе или под влиянием идеографической письменности.
Кдревнейшим слоговым системам первой разновидности относятся шумерская (а такжепроизводные от нее:  ассиро-вавилонская, эламская, хурритская, хеттская,урартская письменности), критская (минойская) и письменность майя. Вторуюразновидность составляют киданьское малое и чжурчженьское малое письмо, а такжекипрская и библосская слоговые системы.
Слоговыезнаки в письменных системах первой разновидности обычно развивались изодносложных идеограмм, применявшихся первоначально для обозначения омонимическизвучащих слов. Затем эти идеограммы стали использоваться для обозначения сходнозвучащих с ними частей многосложных слов, превращаясь таким путем из знаков,обозначающих слова, в слоговые знаки[20].
Чтокасается слоговых знаков письменных систем второй разновидности, то онивозникли, как правило, на основе использования  тех или иных элементовидеографических знаков. Влияние идеографии в этих слоговых системах сказывалосьна внешней форме силлабических знаков, их расположении в строке, направлениестроки и т.д.
 
I.4.2 Слоговые системы письма, возникшие на основеконсонантно-звукового письма
Историческиболее поздним путем формирования слоговой письменности является происхождениеее из консонантного письма в результате вокализации последнего.
В.А.Истрин отмечает, что в соответствии с возникновением для этих слоговых систембыли характерны полное отсутствие идеограмм, большая стройность, применение дляобозначения слогов с одинаковыми гласными или согласными звуками знаков,близких по своей графической форме. В этом усматривается тот факт, что«создатели этих систем осознавали членение речи не только на слоги, но и назвуки; однако в связи с особенностями их языка или по иным причинам им былиудобнее слоговые знаки»[21].
Какуже говорилось, таким путем возникли древнейшие индийские системы брахми икхароштхи, производные от них слоговые письменности, а также эфиопское слоговоеписьмо.
 
I.4.3 Слоговые системы, возникшие первоначально какдополнение к идеографическим  для обозначения грамматических аффиксов
Слоговыесистемы письма, возникшие первоначально как дополнение к идеографическим системам, начали функционировать в тех языках, которые характеризовалисьналичием грамматических форм, не передаваемых идеограммами. Эти слоговыесистемы появились значительно позднее слоговых систем, восходящих кидеографическим или сформировавшихся  на основе консонантно-звукового письма.Слоговые знаки обозначали здесь только аффиксы с грамматическим значением,тогда как корни слов передавались идеограммами. Исследователи письма отмечают,что в соответствии с таким назначением данным слоговым системам быласвойственна большая продуманность и стройность, поскольку они более чемкакие-либо другие системы представляли собой результат сознательного творчества[22]
Кслоговым письменностям подобного рода относятся японская слоговая азбука кана икорейское письмо.
I.5 Буквенно-звуковое (фонемографическое) письмо
 
Буквенно-звуковыезнаки впервые появились в древнеегипетском письме, а первая чисто звуковаясистема письма была создана  в конце II тысячелетиях до н.э.[23]наиболее передовым торговым народом древности – финикийцами; от финикийцев этописьмо было заимствовано  евреями, арамейцами, греками, а затем  получилораспространение у большинства народов мира. Буквенно-звуковым письмом принятоназывать такое письмо, в котором каждый графический знак (буква) обозначает нецелое слово, как в идеографии, и не слог, как в слоговом письме, а отдельныйтиповой звук – фонему.
Вобщей истории развития письменности буквенно-звуковое письмо сформировалосьзначительно позднее слогового. Это по мнению некоторых исследователей,объясняется тем, что буквенно-звуковые системы предполагают уже более развитую способность к разложению речи на простейшие ее элементы – звуки (фонемы) чемэто наблюдалось в период в период формирования предшествующих письменныхсистем.
Возникновениебуквенно-звукового письма в чистом его виде было для многих народов миранесомненным шагом вперед, так как существенно облегчало передачу языка набольшие расстояния при помощи минимального  набора письменных знаков,способствовало распространению грамотности и тем самым объективно содействовалопоступательному движению общества к высотам цивилизации.
Буквенно-звуковоеписьмо выступает в двух разновидностях: консонантно-звуковой ивокализованно-звуковой.
I.5.1 Консонантно-звуковое
Консонантно-звуковоеписьмо применяется главным образом семитскими народами – финикийцами,арамейцами, евреями, арабами и др. Консонантно-звуковое письмо, называемое такпотому, что его знаками обозначались только согласные  звуки (консонанты),является древнейшей разновидностью  буквенно-звукового письма. Появлениеконсонантно-звукового письма в его чистом виде относится ко второй половине IIтысячелетия н.э.[24]
Консонантно-звуковыесистемы письма (протосинайская, протоханаанская, угаритская, финикийская,древнееврейская, арамейская, арабская и др.) возникли и закрепилисьпреимущественно в тех языках, где значение, заключенное в корне, связано ссогласными звуками, которые обозначались на письме определенными буквами.Гласные звуки, прослаиваясь между согласными, служили для образованияграмматических форм и производных слов.
Гласныене имели отдельных букв для своего обозначения и примысливались при чтении. Этосоздавало с одной стороны, весьма «экономное» письмо, позволяя обходитьсянебольшим количеством разных графических знаков (от 20 до 30), а с другойстороны, делало консонантно-звуковое письмо менее точным чем письмовокализованно-звуковое, в передачи речи и нередко затрудняло пониманиянаписанного. В связи с этим в некоторых языках, например в еврейском иарабском, со временем стали обозначаться и гласные, используя особыеразличительные знаки, надстрочные и подстрочные, правда, не всегдапоследовательно.
I.5.2 Вокализовано-звуковой
Вокализовано-звуковоеписьмо представляет последующий этап в развитии буквенно-звукового письма (см.Приложение IV). Вокализовано-звуковое письмо впервые возникло в IX – VIII вв.до н.э.[25] у древних греков, а отних перешло к римлянам (латинского письмо), к славянам и другим народам.
 Оносвязано с обозначением на письме как согласных, так и гласных звуков (фонем).
Во II – I тысячелетии дон.э.[26], когда складываласьалфавитная письменность, финикийцам принадлежало первенство в торговле наВостоке. Они были отважными мореплавателями. Сталкиваясь с различнымигосударствами, расположенными по побережью Средиземного моря, в том числе и сГрецией, финикийцы усваивали достижения народов этих стран и одновременновлияли на развитие их культуры.
Созданный греками алфавитбыл более совершенным, чем финикийский, состоявший из 22 букв согласных. Знаковдля обозначения гласных букв у финикийцев не было. В греческом письме создаютсязнаки для обозначения согласных звуков (a, e, o, i, u), получивших равноценноезначение.
Фонетическая структураязыка позволило создать подлинно буквенное письмо, которое впоследствии легло воснову ряда западных и юго-восточных алфавитов (латинского, готского,славянского).
Русская азбука берет своеначало из славянского алфавита, составленного двумя учеными греками –Константином (в монашестве Кирилл) и Мефодием, которые были приглашены изГреции в Моравию для перевода религиозных книг на славянский язык.
Поскольку у народовМоравии не было хорошо разработанной письменности, Кирилл и Мефодий составилиславянскую азбуку, использовав для этого некоторые греческие буквы. Вместе стем они ввели ряд новых знаков для обозначения специфических славянских звуков(из 43 букв – 19).
Следует иметь ввиду, чтов IX веке, т.е. в период, к которому относится деятельность Кирилла и Мефодия,у славян имелись  две азбуки: кириллица и глаголица. Обе они обнаруживаютсходство между собой. Названия букв, их порядок в алфавите совершенно одинаков.
      Вопрос о том, какуюиз названных азбук составил Кирилл и какая из них древнее до сегодняшнего дня,остается нерешенным. Многие ученые находят, что глаголица все же более  древнийалфавит, чем кириллица. Одновременное существование двух славянских алфавитовпродолжалось недолго. Вскоре глаголица уступила место кириллице и в настоящеевремя не употребляется.
В X веке, после принятияхристианства,  славянский алфавит проник на Русь. В основу русского письмалегла кириллица, которой мы в несколько реформированном виде пользуемся досегодняшнего дня.
Все же неправильно былобы думать, что до появления кириллицы на Руси не было никакой письменности.Вопрос этот пока не нашел окончательного решения, хотя бесспорным является то,что русские еще в IX и в начале X веков пользовались каким-то письмом призаключении государственных и торговых договоров с иноземцами, для обозначенияпамятников умерших, в завещаниях, грамотах. Об этом свидетельствуютисторические документы, материалы иностранных путешественников иархеологические данные.
Например, в договоре,заключенном князем Игорем с греками в 945 году, говорится о грамотах, которыевыдавал князь русским послам, отправившимся с поручениями в Константинополь.
При раскопках в районеРязани в конце XIX века археологи обнаружили более десятка загадочных знаков наглиняной посуде[27].
Недостаточность иотрывочность сведений о древней русской письменности не позволяют пока до концарасшифровать ее. Несомненно одно – русские издревле пользовались каким-тописьмом.
ГЛАВАII Появление документа
II.1 Общая характеристика
 
С давних времен люди пытались передавать свои знания и опыт из поколенияв поколение. Сначала, в первобытном обществе: с помощью нечленораздельныхзвуков, мимики и жестов. Затем появились наскальные изображения, чуть позднее,с появлением речи, накоплением знаний и опыта, возникает необходимость фиксацииинформации. И появляются берестяные письма, одни из первых носителейинформации. На следующих этапах это уже написание на бумаге талмудов,дневников, книг.
А в наше время можно выделить конкретную отрасль управленческойдеятельности, занимающуюся фиксированием и обработкой информации(документированием). Это очень тяжелый, кропотливый труд, требующий большоговнимания и напряжения.
Сдавних времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мыимеем возможность узнать историю своей страны, ее героическое прошлое,особенности быта своего народа, правовые формы и этические нормывзаимоотношении между обществом и государством, а также между людьми.
Необходимостьсоздания документов возникла одновременно с появлением письменности. Болеетого, считают, что именно потребность в создании различных документов(соглашений, договоров и т.п.) и повлекла за собой появление письменности какспособа изложения информации не только личного, но и государственного значения.
Ужев V в. до н.э.[28] древнеримский плебстребовал введения четких «писаных» законов. Создание зафиксированныхна бумаге законов и правил было также главным требованием средневековыхвосстаний. Когда же появились законы, от делопроизводителя требовалась абсолютнаяточность формулировок  и  безукоризненное  знание  формы  изложения,  иначедокумент терял силу.
Сразвитием письменности документы стали способом общения и передачи информации.Дошли до нас письмо о философской доктрине Эпикура, письма древнеримскихгосударственных деятелей Цицерона и Плиния. В послании индийского царя Иоанна кгреческому царю Маиуилу, которое в пору крестовых походов было известно каксказание об индийском царстве, описывается сильное и богатое азиатскоегосударство, которое придет на помощь христианской Европе.
II.2 Деловые и юридические документы древнего Египта
 
Ценнейшими источникамиявляются документальные материалы и юридические тексты, дошедшие как в видеотдельных документов, так и в виде целого их собрания в каком-либо архиве. Можно назвать несколько крупнейших архивов, сохранившихся до нашего времени.Наиболее древним  является архив, найденный в храме царя Нефериркара (Vдинастия. XXV – XXIV вв. до н.э.)[29]. В нем хранились описиимущества, штатного расписания храмового персонала, выдачи продуктов питания ивещей со складов и др. Данные этого архива хорошо дополняют найденные в Коптосеуказы фараонов Древнего царства о наделении храмов привилегиями, в  частностиоб освобождении храмового персонала от дополнительных работ в пользу царя.
Интересные документы очастном хозяйстве средних размеров, включая организацию рабочей силы,хозяйственных отраслей, связи с рынками, взаимоотношения владельца поместья сарендаторами соседних районов, дошли от времен XI династии (XXI в. до н.э.;архив жреца Хеканахта)[30].
Один из богатейшихархивов был найден при раскопках города Ахетатона – столицы фараона Эхнатона. Внем обнаружено свыше 350 документов, написанных клинописью на аккадском языке,международном дипломатическом языке середины II тысячелетия до н.э.[31]Среди них переписка фараонов Аменхотепа III и Эхнатона, членов царской семьи справителями государств Сирии, Финикии, Палестины, Малой Азии, Вавилонии,которые характеризуют сложную международную обстановку на ближнем востоке всередине II тысячелетия до н.э., дипломатические отношения, технику веденияпереговоров, формирование и распад коалиций различных государств. Ценностьдокументов из Ахетатона повышается еще потому, что некоторые письма этихфараонов обнаружены в архиве хеттских царей Богазкёя (около современнойАнкары), что позволяет определить степень достоверности содержащейся вдокументах информации.
Дополнительно кдипломатическим материалам эль-амарнского архива служат сохранившиеся  текстыдоговора (1280 г. до н.э.)[32] между Египтом и другойвеликой державой Передней Азии начала XIII в. до н.э. – Хеттским царством. Тексты этого договора сохранились в нескольких экземплярах. Египетский текствыбит на стенах храма Амона-Ра в Карнаке  и на стенах заупокойного храмафараона Рамсеса II (в Рамессеуме). В богазкёйском архиве найдена табличка стекстом того же договора, написанная клинописью.
Из других  документальныхматериалов следует отметить длинную надпись фараона Сети I в Наури (около 3-гонильского порога), где перечислены дары фараона жречеству его поминальногохрама в городе Абидосе. Надпись с аналогичными привилегиями жречествунескольких храмов с любопытным описанием тревожных событий правления быласоставлена при Рамсесе III (XX династия, XII в. до н.э.; «Большой папирусХаррис»).
В гробнице Рехмира,одного из визиров фараона Тутмоса III, найдена подробная инструкция служебныхобязанностей верховного советника и приведены ценнейшие данные о центральномгосударственном аппарате эпохи XVIII династии.
Для изученияливийско-саисского времени (первая половина I тысячелетия до н.э.) большоезначение имеют документы из архива богатой египетской семьи в северной частиВерхнего Египта. По этим документам можно проследить быт, хозяйство жреческой исановной семьи, ее взаимоотношения с номовой и центральной администрацией напротяжении  почти двухсот лет (XXVI династии, VI – VII вв. до н.э.)[33].
Сохранились и многиедругие документальные материалы: краткие надписи на царских печатях эпохиДревнего царства, данные переписи населения и обмера земель Египта (XIIдинастия), список заключенных в фиванской тюрьме, документы, оформляющиекуплю-продажу имущества, земли, рабов, протоколы допросов и материалы следствияо заговорах во дворце, строительные надписи и многие другие.
II.3 Документы древней Месопотамии
 
Дешифровка клинописидала  в руки ученых наиболее ценные источники древней Месопотамии, проливающиеяркий свет на хозяйственную  жизнь, общественный строй, на политическую историюи культуру страны.
Особенное значение дляизучения экономики имеют документы хозяйственной отчетности, сохранившиеся вархивах различных городов древнего Шумера: в архивах Лагаша, Уммы, Ура, Ларсы идр. Среди этих документов выделяются сводки учета «производства операций срабочей силой»,  договоры на продажу рабов и земельных участков, а такжедокументы отчетности торговцев, как, например, перечни доходов и расходов,отчеты о торговых операциях и прейскуранты. Попытки проведения социальныхреформ дает надпись Урукагины, правителя Лагаша (XXIV в. до н.э.). Большойматериал  для изучения дают тексты царских жалобных грамот на землю,сохранившиеся на межевых камнях XIV – XII вв. до н.э. Административнаяпереписка вавилонского царя Хаммурапи с его чиновниками в Ларсе содержитсведения о системе искусственного орошения и административного управления вВавилонии в первой половине II тысячелетия до н.э. Сохранившиеся арендныедоговоры позволяют установить формы аренды земли в эту эпоху[34].Большое значение для изучения хозяйственного иобщественного строя  Шумера, Аккада и Вавилонии, а также права и судебного делаимеют отрывки шумерских законов, относящихся к XX – XVIII вв. до н.э., законыУр-намму, законы Липит-Иштар и сборник законов Хаммурапи – важнейший источникдля изучения древневавилонского права. Это самый большой сборник законов,состоящий из введения, основной части, насчитывающей 282 статьи, и заключения,дошел от времени[35]. Сначала он был записанна глиняных табличках, а в конце царствования Хаммурапи приобрел «параднуюформу» — был высечен на черном базальтовом столбе, увенчанном вверху рельефом сизображением царя-законодателя в молитвенной позе  перед богом Солнца, правды исправедливости Шамашем, вручающем ему свои символы власти. Столб с законамиХаммурапи нашли французские археологи в 1901 г. при раскопках эламской столицы – города Сузы, куда он попал в виде военного трофея эламитов в XII в. до н.э[36].
 Многочисленные договорыи контракты этого времени показывают, как примнялись на практике статьизаконов, и в значительной степени дополняют их. Некоторое значение имеют  иархивы отдельных лиц, как, например, архив военного колониста, относящиеся ковремени царя Аби-Эшуха. Эти документы содержат сведения о формах аренды и охозяйственном положении тех вавилонских военных колонистов, которые, получая отцаря земельные участки, обязаны были нести военную службу.
Очень интересны надписи, найденные в развалинах города Мари. Месячныеведомости  отчетности по выдаче продуктов, документы, касающиеся поставкипродуктов дворцовыми амбарами по случаю возвращения царя или передачи скота изцарских стойл отдельным лицам, заемные письма, долговые  контракты рисуют яркуюкартину экономики государства Мари. Не меньшее значение имеют и дипломатическиедокументы из Мари, проливающие свет на международные связи, существовавшие в тевремена между государствами Передней Азии, между царством Мари, Северной Сириейи Вавилоном.
Надписи из Керкука и Нузи, относящиеся к середине II тысячелетия до н.э.,позволяют изучить экономический строй и социальные отношения Северо-восточнойМесопотамии и своеобразную хурритскую цивилизацию. Наконец, очень интересны иэламские деловые документы из Суз, написанные на старовавилонском диалектеаккадского языка. Они дают представление о долговом праве и о местныхособенностях заемных сделок, а также о социально-экономических отношениях вЭламе во II тысячелетии до н.э. Более поздние клинообразные тексты,происходящие из Суз, написаны на эламском языке и характеризуют царское,общинное и частновладельческое хозяйство Элама в VII – VI вв. до н.э[37].II.4Делопроизводство в Киевской Руси
Послеобразования древнерусского  государства  письменность стала необходимой дляведения переписки с другими странами, а также для заключения межгосударственныхдоговоров. В условиях формирования классового общества возникла необходимость всоставлении завещаний, записях о долгах, заключении торговых контрактов, внадписях на вазах об их предназначении и т.п. Важные документы древнерусскиекнязья сохраняли лучше, чем драгоценности. Известно, что во времена ЯрославаМудрого собрание наиболее давних грамот и договоров Руси хранилось вМихайловском приделе Софиевского собора. Ученые допускают, что именно здесьбыли сосредоточены и документы до владимирских времен. Одним из наиболееизвестных хранилищ является также Киево-Печерский монастырь, основанныйвыходцем из Черниговщины преподобным Антонием еще при Ярославе Мудром.
Из-запожаров, княжьих меж усобиц и монголо-татарского нашествия большая частьпамяток древнерусских времен погибла- До нашего времени дошли лишь отдельныепамятки, судьба которых оказалась более удачной.
Средиэтих документов наиболее древние рукописные книги «Остро-мировоЕвангелие» 1056-1057 гг. и «Сборник Святослава» 1073 и 1076 гг[38].произведения оригинальной древнерусской литературы «Поучение кбратии» епископа Луки, «Слово о законе и благодати» первогонашего митрополита Иллариона, «Житие Бориса и Глеба» и т.п. Все онина сегодняшний день являются не только памятниками письменности и литературы,но и документами той эпохи.
Однимиз древних и важных документов норм  права  является «Правда Русская»или, по принятому в науке названию, «Русская правда» (термин«правда» здесь означает закон). Этот документ не сохранился. Донашего времени дошли лишь многочисленные (около 300) списки, то есть копии, изкоторых наиболее старинные датируются XIII в[39].
Важнымидокументами той эпохи были «княжьи уставы» и «уроки», атакже церковные уставы. Княжьи уставы были направлены на дополнение илиукрепление внутренних государственных норм и порядков, как, например,«Устав Владимира Мономаха», который стал дополнением и своеобразнойчастью «Русской правды». Под «уроками» подразумеваютсяпостановления князей преимущественно финансового характера о налогах. Церковныеуставы имели цель упорядочить правовое положение церкви в государстве, а такжецерковные суды и обеспечить церковь материально. Сохранились церковные уставыкнязей Владимира и Ярослава. Первый известен в копии XIII в., второй — XIVв[40].
Наиболееважным историческим документом является «Повесть временных лет»,который дошел до нас не в оригинале, а в более поздних списках. Одним из нихявляется Лаврентиевский список, названный по имени монаха Лаврентия, которыйсоставил его в 1377 г., и Ипатьевский список (от Ипатьевского монастыря вКостроме, где он был найден), датированный началом XVв.Именно в этой летописи содержатся сведения о первых международных актах —договорах Руси с иностранными государствами. В частности, здесь есть сведений очетырех договорах Руси с могущественным государством того времени — Византией(соглашения 907 и 911 гг. князя Олега, 947 г. — князя Игоря и 971 г. — князя Святослава)[41].
Ужев те давние времена документ служил гарантией выполнения обязанностей и емупридавалось большое значение. В договоре с Византией (947 г.) читаем: «Отныне ж пусть приходят к князю русскому с грамотой, в которой будут свидетельствоватьо своих мирных намерениях… Если же придут без грамоты, то пусть содержатсяпод стражей, пока не известим о них князя Игоря»[42].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В данной курсовой был рассмотрен путь возникновения письма. На примерахкитайской и египетской иероглифики, а  также вавилонской клинописи, видно, чтоупорядоченная письменность  возникла в тот период,  когда человеческое обществоначало делиться на классы, когда появилось государство. Везде она брала своеначало из пиктографии. Постепенное развитие государственного и общественногостроя, общей культуры, языка вело к все большему усовершенствованию письма.
   С ростом товарно-денежных отношений в эпоху развитого рабовладельческогохозяйства, когда у многих народов начал формироваться литературный язык иувеличился круг людей, пользующихся письмом как средством общения,иероглифическая и словесно-слоговая система письма стали не пригоны. Их сменилиболее совершенные – слоговая и буквенно-звуковая. Ознакомившись с краткойисторией некоторых наиболее распространенных  систем письма, нельзя не видетьобщей закономерности  в их возникновении и развитии. Современное письмо,которым мы повседневно пользуемся, иногда даже не задумываясь над тем, как оновозникло, представляет собой результат творчества народов многих стран втечение десятков тысяч лет. Передача устной речи при помощи ограниченногоколичества знаков является огромным достижением человечества. И естественно, чтобез письма нельзя было бы даже говорить о документе. Его появление – этозакономерный этап развития хозяйственных, деловых и межличностных отношенийлюдей.
Документ на раннем этап развития человечества выполнял те же функции, чтои сейчас.  В нем отражались хозяйственные операции, велись статистическиеподсчеты, заключались договора, велась переписка, существовали сборникизаконов, в которых отражалось классовое и сословное деление общества, уклад ихжизни, отношение к частной собственности и рабовладению и т.д.
СписокИспользованных источников и литературы
 
I. Источники
1.1     Древнерусскиеписьменные источники X – XIII вв. / Под ред. Я.Н. Щапова. М.: «Наука», 1991. –80 с.
 
II. Литература
2.2      Авдиев В.И.История древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970. – 607 с.
2.3      Андреева В.И.Делопроизводство. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. – 187 с.
2.4      Басовская Е.Н.,Быкова Т.А., Вялова Л.М. Делопроизводство. М.: Издательский центр «Академия»,2003. – 176 с.
2.5      Бойко П.И.Загадки древних страниц. М: Наука, 1996. – 254 с.
2.6      ДанилевскийИ.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. М.:«Наука», 2000. – 702 с.  
2.7      Дойель В.Завещание времен. Поиски памятников письменности.  М.: Наука, 1992. – 156 с.
2.8      Иванцов В.П. Отрисунка до азбуки. Ростов н/Д: Ростовское книжное издательство, 1957. – 36 с. 
2.9      Истрин В.А. 1100лет славянской азбуки. 2-е изд. М.: Наука, 1988. – 192 с.
2.10 Истрин В.А. Возникновение иразвитие письма. М.: Наука, 1965. – 594 с.
2.11 Кирсанова Н.В., Аксенов Ю.М.Курс делопроизводства. М.: Инфра – М, 1998. – 272 с.
2.12 Кузнецова Т.В. Делопроизводство(документальное обеспечение управления). М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»,1999. – 320 с.
2.13 Курицкий Б.Я. Организацияделопроизводства и управления в офисе.  СПб.: BVH, 1997. – 236 с.
2.14 Люльфингс Г. У истоковписьменности. Перевод с нем. Милютина В.Г., 1981. – 108 с.
2.15 Павленко Н.А. История письма.Мн.: Вышэйшая школа, 1987. – 239 с.
2.16 Пронштейн К.Ю. История илингвистика. М.: Феникс, 1999. – 214 с.
2.17 Пшенко А.В. Делопроизводство иосновные нормативные требования к документам. М.: «Юридический колледж МГУ»,1994. – 85 с.
2.18 Чудинов В.А. Загадки славянскойписьменности. М.: Вече, 2002. – 528 с.
2.19 Фридрих И. История письма. Переводс нем. Дьяконова И.М., 1979. – 463 с.
2.20 Делопроизводство/ под ред. Т.В.Кузнецевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 359 с.
2.21История древнего Востока/ под ред. И.М. Дьяконова.  М.: Наука, 1983. – 534 с.
2.22 История древнего Востока/ подред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2001. – 462 с.
 
III. Справочные и информационные издания
3.23 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: электронный ресурс/ глав.ред. Т.Г. Музрукова. М., 2004.
3.24 Всемирная история: энциклопедия/ М. Аксенова. М.: Аванта+, 1997. –688 с.
3.25 Документы и делопроизводство: Справочное пособие/ Т.В Кузнецова,М.Т. Лихачев, А.Л. Райхцаум, А.В. соколов. М.: Экономика, 1991. – 271 с.
Приложение I
 
/>
Приложение II
 
/>
Приложение III

/>
 
Приложение IV
Финикийское письмо                            Греческоеписьмо
  />                  />

Глаголица                                               Кириллица
/>                     />


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.