Содержание
Введение
1. Мемориально-ордернаяформа учета
2. Журнально-ордернаяформа учета
3. Автоматизированнаяформа учета
4. Упрощенная форма учета
Список используемойлитературы
Введение
Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий иэлементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получениядостоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организациии осуществления контроля за рациональным использованием производственныхресурсов и готовой продукции.
Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учетаявляются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетовбухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организацииучетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете»ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдениезаконодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководителиорганизаций.
Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета напредприятии большое значение имеет разработка плана его организации. Планорганизации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов: пландокументации и документооборота; план инвентаризации, План счетов и ихкорреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; планорганизации труда работников бухгалтерии.
В плане технического оформления учета дается детальнаяхарактеристика формы учета, которая будет применена на данном предприятии, атакже указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будутиспользованы в организации.
При выборе формы учета организации обязаны руководствоватьсяуказаниями и инструкциями по этому вопросу, учитывать конкретные условия работыорганизации, хорошо знать преимущества и недостатки действующих формбухгалтерского учета.
Форма учета определяется следующими признаками: количеством,структурой и внешним видом учетных регистров, последовательностью связи междудокументами и регистрами, а также между самими регистрами и способом записи вних, т.е. использованием тех или иных технических средств. Следовательно, подформой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетныхрегистров с установленным порядком и способом записи в них. В настоящее время ворганизациях применяются мемориально-ордерная, журнально-ордерная,автоматизированная и упрощенная формы учета[1].
В настоящее время организациям предоставлено право самим выбиратьформу бухгалтерского учета. На основе рекомендуемых форм они могутразрабатывать свои оригинальные формы, совершенствовать учетные регистры исоздавать программы регистрации и обработки при соблюдении общихметодологических принципов, а также технологии обработки учетной информации.Решение о выборе соответствующей формы бухгалтерского учета принимаетруководитель организации. Применяемая организацией форма бухгалтерского учетауказывается в учетной политике организации.
В настоящей работе рассматриваются основные способы (формы)ведения бухгалтерского учета на предприятии.
При выполнении работы использовались учебники и учебные пособия потеории бухгалтерского учета.
1.Мемориально-ордерная форма учета
Состав учетных регистров и последовательность записи в них примемориально-ордерной форме учета представлены на рис. 1.
При мемориально-ордерной форме учета по данным первичных (инакопительных документов составляют мемориальные ордера, которые записываются врегистрационный журнал и затем в Главную книгу (регистр синтетического учета).Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делают на основаниипервичных или сводных документов. По данным синтетических и аналитическихсчетов по окончании месяца составляют оборотные ведомости, которые сверяютсямежду собой[2]. Первичные и сводные документы
/> Кассовая книга Мемориальные ордера Регистрационный журнал Главная книга Регистры аналитического учета Оборотная ведомость по синтетическим счетам Оборотная ведомость по аналитическим счетам Бухгалтерский баланс и другие отчетные формы /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Рисунок 1 – Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
Мемориально-ордерная форма учета применяется в организациях в несколькихвариантах в зависимости от особенности отрасли промышленности и спецификидеятельности данной организации,
Рассмотрим два основных варианта.
Вариант 1. На каждую хозяйственную операцию (или группу операций,объединенных в сводном документе) составляется мемориальный ордер. Мемориальныеордера — это документы, которыми оформляют бухгалтерские записи — корреспонденцию счетов, дату составления и сумму.
Мемориальный ордер № ___ от «__» 200 г.Содержание записи Дебет Кредит Сумма Итого
Бухгалтер_________ Исполнитель___________
Мемориальные ордера нумеруются в хронологическом порядке,подписываются главным бухгалтером организации и исполнителем и записываются вхронологическом порядке в регистрационный журнал.
Вариант 2. В этом случае большинство операций в течение месяца группируетсяво вспомогательных накопительных ведомостях. Затем по этим ведомостям раз вмесяц составляются мемориальные ордера. Чтобы обеспечить единство методикиежемесячного учета и отражения однородных хозяйственных операций, рекомендуетсязакрепить за мемориальными ордерами постоянные номера:
№ 1 — кассовые операции;
№ 2 — операции по счетам в банках, кредитам и займам;
№ 3 — расчетные операции с поставщиками, подотчетными лицами,разными дебиторами и кредиторами;
№ 4 — операции по оплате труда, удержаниям из нее и связанные сней расчеты;
№ 5 — операции по издержкам производства;
№ 6 — операции по продаже продукции (работ, услуг);
№ 7 — основные средства, нематериальные активы, долгосрочныеинвестиции;
№ 8 — использование прибыли, доходов, резервов;
№ 9 — разные операции[3].
Данные из мемориальных ордеров ежемесячно разносят в регистрсинтетического учета — книгу «Журнал-Главная», которая представляет собойоборотно-сальдовый баланс организации и служит основанием для составлениясальдового баланса установленной формы. Учет в книге «Журнал-Главная» ведут,как правило, по синтетическим счетам. По решению главного бухгалтера эту книгуможно вести и по субсчетам.
Мемориально-ордерная форма учета отличается строгойпоследовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетнойтехники, при ней широко используются стандартные формы аналитических регистров,счетные машины, копировальный способ регистрации. Кроме того, при ней легкоосуществлять разделение учетной работы между квалифицированными и менее квалифицированнымиработниками.
Недостатками мемориально-ордерной формы учета являются:
— трудоемкость учета, вызываемая прежде всего многократнымдублированием одних и тех же записей (в мемориальном ордере, регистрационном журнале,синтетических и аналитических регистрах);
— отрыв аналитического учета от синтетического, громоздкостьаналитического учета (он часто отстает от синтетического учета);
формы регистров аналитического учета зачастую не содержатпоказателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности исоставления отчетности.
В связи с этим учет имеет сравнительно низкое познавательноезначение, а для составления отчетности приходится производить выборку игруппировку данных текущего учета. В настоящее время мемориально-ордерная формаучета применяется в сравнительно небольших организациях.
В процессе совершенствования мемориально-ордерной формы учетапостепенно отказались от составления мемориальных ордеров, регистрационныхжурналов и создали более прогрессивную ручную форму учета — журнально-ордерную.
2.Журнально-ордерная форма учета
Основными особенностями журнально-ордерной формы учета являются:
— применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров,запись в которых ведется только по кредитовому признаку;
— совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического ианалитического учета;
— объединение в журналах-ордерах систематической записи схронологической;
— отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разрезепоказателей, необходимых для контроля и составления отчетности;
— сокращение количества записей благодаря рациональному построениюжурналов-ордеров и Главной книги[4].
Основными регистрами бухгалтерского учета в данном случае являютсяжурналы-ордера — свободные листы большого формата со значительным количествомреквизитов.
Журналы-ордера представляют собой свободные листы большого форматасо значительным количеством реквизитов. Открываются они на месяц на отдельныйсинтетический счет или на группу синтетических счетов. Каждому журналу-ордеруприсваивается определенный постоянный номер. Как правило, журналы-ордера имеютразличную форму. Далее представлена форма журнала-ордера № 1 по счету 50«Касса». Запись в журналы-ордера производят ежедневно либо непосредственно спервичных документов, либо со вспомогательных ведомостей, которые служат длянакапливания и группировки данных первичных документов. Во втором случае вжурналы-ордера записывают итоги вспомогательных ведомостей.
В журналы-ордера производятся только кредитовые записи тогосинтетического счета, операции которого учитываются в данном журнале. Например,в ж-о № 1 по счету 50 «Касса» записываются только те операции, по которым счет«Касса» кредитуется. Операции, по которым счет «Касса» дебетуется, будутзаписаны в Главную книгу. Тем самым исключается дублирование оборотов покорреспондирующим счетам. Месячные итоги каждого журнала-ордера показываютобщую сумму кредитового оборота счета, операции которого учитываются в данномжурнале, и суммы дебетовых оборотов каждого корреспондирующего с ним счета.
ЖУРНАЛ-ОРДЕР № 1 ПО СЧЕТУ 50 «КАССА»№ строки Дата С кредита счета 50 в дебет счетов Итого 10 «Материалы» 26 «Общехозяйственные расходы» 51 «Расчетные счета» 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» И т.д. 1 20.01 10000 10000
В ряде журналов-ордеров синтетический учет совмещается саналитическим, например по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам изаймам», 99 «Прибыли и убытки» и др., причем расположение данных аналитическогоучета обеспечивает получение необходимых показателей для составленияпериодической и годовой бухгалтерской отчетности без дополнительных выборок игруппировок. Самостоятельный аналитический учет (в карточках или книгах)ведется при данной форме учета лишь по тем синтетическим счетам, в развитиекоторых открывается большое количество аналитических счетов, например по учетуматериалов, основных средств, готовой продукции и др.[5]
Хозяйственные операции записываются в журналы-ордера по мере ихсовершения и оформления документами. Поэтому систематическая запись в журналахявляется одновременно и хронологической записью. Необходимость веденияспециальных хронологических регистров при данной форме учета отпадает. Несоставляются и мемориальные ордера, поскольку все показатели записываются вжурналах в разрезе корреспондирующих счетов.
Для сверки правильности записей в журналах-ордерах подсчитываютобщий итог по кредиту счета и записывают его в журнал непосредственно издокументов. Полученный итог сверяют с выведенными в отдельных графах журналаитогами по дебетуемым счетам. Такая сверка делает излишним составлениеоборотных ведомостей по журналу, в которых синтетический учет совмещается саналитическим.
Оборотные ведомости составляются лишь по тем счетам, в которыханалитический учет ведется самостоятельно. Проверенные месячные итогижурналов-ордеров записывают в Главную книгу следующей формы:
ГЛАВНАЯ КНИГА ПРИ ЖУРНАЛЬНО-ОРДЕРНОЙ ФОРМЕ УЧЕТА
Счет «Касса»____________________________
(наименование счета)Месяц Обороты по дебету с кредита счетов Оборот по кредиту 51 «Расчетные счета» № № И т.д. Итого по дебету Дебет Кредит
На 01.01. 200_г.
Январь и т.д. 10000 10000
1000
1000
_
_
Кредитовый оборот переносят в Главную книгу из соответствующегожурнала, а обороты по дебету записывают в книгу из разных журналов-ордеров покорреспондирующим счетам. Журналы-ордера и Главная книга взаимно дополняют другдруга: в журналах-ордерах дается расшифровка кредитового оборота каждогосинтетического счета, а в Главной книге — расшифровка дебетового оборота этогоже счета. После проверки оборотов выводится сальдо на начало следующего месяцаи записывается в соответствующей колонке Главной книги.
Для проверки правильности записей в Главной книге подсчитываютсуммы оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов,а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть равны.
Первичные документы хранятся отдельно от журналов-ордеров иливспомогательных ведомостей. Каждая партия документов текущего месяца,относящаяся к какому-либо одному журналу-ордеру или одной ведомости,формируется отдельно. Внутри папки документы брошюруются по порядку их записи вжурнале-ордере или ведомости. Документы одного месяца отделяются прокладками отдокументов другого месяца.
Журналы-ордера хранятся в папках, открываемых на год отдельно длякаждого из них.
Бухгалтерский баланс и другие формы отчетности составляются поданным Главной книги, журналов-ордеров и вспомогательных к ним ведомостей.Общая схема записей при журнально-ордерной форме учета представлена на рис. 2.
Применение журнально-ордерной формы бухгалтерского учета позволяетзначительно уменьшить трудоемкость учета. Это достигается за счет совмещения водном регистре синтетического и аналитического учета, систематических ихронологических записей, отмены ряда регистров (мемориальных ордеров,регистрационного журнала, оборотной ведомости по синтетическим счетам, ряда оборотныхведомостей по аналитическим счетам). Данная форма учета повышает контрольноезначение учета, облегчает составление отчетов[6].
Первичные и сводные документы Накопительная и группировочные ведомости Кассовая книга Журналы-ордера Регистры аналитического учета Главная книга
/> Бухгалтерский баланс и другие отчетные формы Оборотная ведомость по аналитическим счетам
Рисунок 2 – Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
К недостаткам журнально-ордерной формы учета следует отнестисложность и громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на ручноезаполнение данных и затрудняющих механизацию учета.
От указанных недостатков свободна автоматизированная форма учета,основанная на использовании персональных компьютеров.
3.Автоматизированная форма учета
От значительной части недостатков журнально-ордерного способаучета свободна автоматизированная форма учета, созданная на базе использованияЭВМ. В общем виде данной форме учета свойственна такая последовательностьобработки информации: машинный носитель информации — ЭВМ — машинограммывыходной информации[7].
Один из вариантов автоматизированной формы бухгалтерского учетапредставлен на рис. 3.
В настоящее время организации интенсивно оснащаютсямногофункциональными проблемно-ориентированными мини-ЭВМ — компьютерами. Они позволяютнакапливать данные непосредственно в традиционных учетных регистрах (карточках,листах и др.) и на машинных носителях информации (диске, перфоленте, магнитнойленте и др.). Хозяйственные операции Первичные документы Устройства регистрации информации Устройства ручного переноса данных на машинные носители База постоянных и переменных данных Отчетные и справочные машинограммы
Рисунок 3 – Автоматизированная форма бухгалтерского учета
Компьютеры относительно просты в эксплуатации, что позволяетоснащать ими рабочие места бухгалтеров и на их основе создаватьавтоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера.
Применение машинно-ориентированных форм учета обеспечивает:механизацию и во многом автоматизацию учетного процесса; высокую точностьучетных данных; оперативность данных учета; повышение производительностиучетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций ипредоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственнойдеятельности; увязку всех видов учета и планирования, поскольку они используютодни и те же носители информации[8].
В настоящее время основная часть коммерческих организаций ведетучет с использованием персональных компьютеров на основе различных пакетовприкладных программ или на основе собственных программ.
В связи с широким применением в бухгалтерской деятельностиперсональных компьютеров (ПК) разработано много вариантов автоматизациибухгалтерского учета, большинство из которых основано на применениирассмотренных выше ручных форм бухгалтерского учета.
4.Упрощенная форма учета
Предприятиям малого бизнеса разрешено использовать упрощеннуюформу учета, при которой можно использовать всего два вида учетных регистров — Книгу учета фактов хозяйственной деятельности (регистр синтетического учета) иведомости учета соответствующих объектов (основных средств, производственныхзапасов, готовой продукции и др.), являющихся регистрами аналитического учета[9].
Малые предприятия могут применять любую из двух разновидностейупрощенной формы бухгалтерского учета:
1) простую форму бухгалтерского учета (без использования регистровбухгалтерского учета имущества малого предприятия);
2) форму бухгалтерского учета с использованием регистровбухгалтерского учета имущества малого предприятия.
Малые предприятия также могут использовать сокращенный (рабочий)план счетов бухгалтерского учета, рекомендованный в приложении к приказуМинфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н, которым были утверждены Типовыерекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малогопредпринимательства[10].
Книга учета хозяйственных операций (форма № К-1) являетсякомбинированным учетным регистром, который содержит все применяемые малым предприятиембухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом изних. Форма должна быть достаточно детальной для обоснования содержаниясоответствующих статей бухгалтерского баланса.
Книга учета фактов хозяйственной деятельности заполняется либонепосредственно по данным первичных документов, либо по итоговым даннымведомостей (при значительном количестве хозяйственных операций). Данныеуказанной Книги и ведомостей, если они ведутся, используются для составлениябаланса и других форм бухгалтерской отчетности.
При заполнении книги применяется линейно-позиционная записьхозяйственных операций способом двойной записи, т.е. на каждую операциюотводится всего одна строка. Запись в учетные регистры производят на основаниидолжным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии сположением о документах и документообороте) на второй день после совершенияхозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количествасовершаемых ежедневно хозяйственных операций. Если количество хозяйственныхопераций незначительно, то они вначале записываются в Книгу учета фактовхозяйственной деятельности, а уже затем — в соответствующие ведомости.Например, операция о поступлении денежных средств в кассу с расчетного счетабудет отражена в графе «Сумма» по дебету счета 50 «Касса», кредиту счета 51«Расчетные счета» Книги, а затем в ведомостях по учету операции по кассе ирасчетному счету (форма № В-4). Данные о начальных и конечных сальдо по счетамКниги используются при составлении баланса.
Если в организации совершается значительное количествохозяйственных операций, то они могут записываться вначале по соответствующимведомостям, а уже итоговые данные ведомостей за месяц записываются в Книгуучета фактов хозяйственной деятельности. Для правильного переноса данных изведомостей в Книгу в соответствующих графах каждой ведомости в скобкахуказываются цифры, соответствующие графам Книги, в которых должны отражатьсяэти данные.
Можно использовать и кредитовый принцип записи по переносу данныхведомостей в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности. В этом случае изкаждой ведомости в графе «Сумма» Книги учета хозяйственных операцийзаписывается общая сумма по разделу расхода ведомости, и затем онарасшифровывается частными суммами по соответствующим счетам Книги.
По окончании месяца в Книге подводятся итоги, подсчитываютсяобороты по каждому счету и выводится конечное сальдо.
Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общимитогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе «Сумма». Сумма конечныхсальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать. Данные оначальных и конечных остатках по каждому синтетическому счету используются длясоставления бухгалтерского баланса[11]. Составрегистров и порядок записи в них при упрощенной форме учета представлены нарис. 4. Первичные и сводные документы Книга учета хозяйственных операций Ведомости (В-1 – В-9) Бухгалтерский баланс и другие отчетные формы
Рисунок 4 – Упрощенная форма бухгалтерского учета
Для учета финансово-хозяйственных операций при способе ведения бухгалтерскогоучета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества применяютсяследующие регистры бухгалтерского учета:
1) ведомость учета основных средств, начисленных амортизационныхотчислений (износа) — форма № В-1;
2) ведомость учета производственных запасов и готовой продукции, атакже НДС, уплаченного по ним, — форма № В-2;
3) ведомость учета затрат на производство — форма № В-3;
4) ведомость учета денежных средств и фондов — форма № В-4;
5) ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-5;
6) ведомость учета реализации — форма № В-6;
7) ведомость учета расчетов с поставщиками — форма № В-7;
8) ведомость учета оплаты труда — форма № В-8;
9) ведомость (шахматная) — форма № В-9,
Списокиспользуемой литературы
1. Бухгалтерскийучёт /под ред. д.э.н. проф. А.Д. Ларионова – М.: ГРОСС ГБ БУХ М. – 2000 г. – 654 с.
2. ВоронинаЛ.И. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособ. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
3. КондраковИ.П. Бухгалтерский учет – М.: ИНФРА М, — 2002 – 515 с.
4. КондраковИ.П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие, 5-е изд. – М.: ИНФРА М, — 2005 – 717 с.
5. Методическиеуказания о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетностиорганизации» (Приказ Министерства финансов РФ № 60н от 28 июня 2000 г.).
6. Положениепо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РоссийскойФедерации (Приказ Министерства финансов РФ № 34н от 29 июля 1998 г.).
7. Положениепо бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утвержденоприказом Министерства финансов РФ от 09.12.1998 №60н.
8. Правовыеосновы бухгалтерского и налогового учета и аудита в РФ. Учеб. — М.: Юристъ,2004. – 255 с.
9. ЩадиловаС.Н. Основы бухгалтерского учета. Учеб. пособие. – М.6 ИКЦ «ДИС», 2000. – 528с.